Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Любители английского модерна вряд ли смогут пройти мимо творчества шотландского архитектора, дизайнера интерьеров и мебели, Чарльза Макинтоша. Получить наиболее полное представление о его творчестве можно отправившись с туром в Англию. В XIX веке, в архитектуре страны (где господствовал неоромантизм) влияние ар нуво ощущалось слабо. Единственным его представителем исследователи считают шотландского архитектора и художника Макинтоша. Чарлз Ренни Макинтош родился в Глазго 7 июня 1868 года. С детства он держался в стороне от шумных компаний. Мальчик страдал от травмы ноги, и это обрекало его на сидячий образ жизни. Чарлз создал большой цикл рисунков, посвященный садовым цветам «Гербарий». Увиденным в детстве цветам, со временем, было суждено украсить интерьеры квартир и общественных помещений.
Начальное профессиональное образование Макинтош получил в Глазго в Художественной школе А. Глена. С 1885 по 1892 год Чарлз обучался архитектуре у Ф. Ньюбери и практиковался у архитектора Дж. Хатчесона. В 1889 году Макинтош работал чертежником в фирме Хониман и Кеппи. В 1890 году он использовал стипендию А. Томпсона на поездку во Францию и Италию. Его ранние произведения в Глазго включают здание редакции Глазго геральд (совместно с Кеппи, 1893 год) и общественной школы Мартира на улице Барони (1895).
Макинтош Чарлз (1868 — 1928)
Основу глазговского движения составила группа четырех, которая сложилась еще в студенческие годы сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд, позже ставшие носить имена Маргарет Макинтош и Френсис Макнейр. Эта группа создала стиль Глазго в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и дизайне интерьера. Макинтош был единственным из ее членов, кто кроме этого серьезно занимался архитектурой. При этом источники архитектурного творчества Макинтоша сильно отличались от источников его деятельности в других областях искусства. Как архитектор Макинтош опирался на традицию сельского шотландского жилища и так называемый баронский стиль средневековых шотландских замков, то есть с этой точки зрения он был типичным представителем неоромантизма. Все его работы в жанре загородного особняка представляют собой талантливое и своеобразное проявление этого направления модерна.
Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий. В результате, как пишет Т. Ховард, Макинтош приобретает умение выразить определенную идею с помощью чисто символических средств. Без сомнения, его поиски шли под влиянием творчества прерафаэлитов и их последователей Близкие устремления обнаружились у соучеников Макинтоша Макнейра и сестер Макдональд, что и предопределило возникновение группы четырех. Окончательно стиль Глазго сложился уже в совместной работе, хотя определенные различия творческих почерков у членов группы сохранились.
В том же году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго. На конкурсе победил Макинтош, и в результате на свет появилось выдающееся произведение зодчества. Из-за недостатка средств, строительство было разделено на два этапа. Первый этап (1897 — 1899) завершился возведением башни главного входа на северном фасаде. Последовавший затем длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. Западное крыло (1907 — 1909) здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и великолепной двусветной библиотекой уже являет собой работу зрелого мастера.
Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанность форм, все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника. Здание имеет Е-образную форму. Комнаты обучения рисунку и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения в восточном крыле. На запад выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий. Длина здания семьдесят пять метров, ширина двадцать восемь метров. Кроме пяти основных этажей в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства. Перепад высот, составивший с севера на юг десять метров, помог создать эффектную вертикаль западного фасада. Легкая асимметрия во всех частях здания придает композиции живописность, свойственную народной архитектуре.
К примеру, два крайних окна на северном фасаде здания, на одну панель уже, чем остальные проемы. Большие окна-витражи обеспечивают хорошее естественное освещение. Контрастируя с массивным каменным фасадом, они напоминают одновременно о стиле эпохи Елизаветы I и о крупных стеклянных элементах, характерных для современной архитектуры. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна нижних помещений. Дверь первого этажа украшена цветным витражом. Рисунок включает характерные для Макинтоша элементы древо жизни, которое превращается в женское лицо и бутоны роз. Эти стилизованные, эротические и в то же время символические мотивы отражают разные стороны творческой индивидуальности мастера. В мощной композиции западного фасада жесткость сочетается с асимметрией, характерной для традиционной народной архитектуры. Особенности внутренней структуры здания снаружи выразились в контрастном противопоставлении крупных стеклянных витражей с массивом глухой стены.
Школа искусств в Глазго (проект — 1901 г.).
Особенностями этого английского варианта ар нуво были особая изысканность и вместе с тем сдержанность, что выделяло его из ряда подобных ему на континенте. Однако даже такой сдержанный вариант ар нуво не получил поддержки в среде художников Движения искусств и ремесел. Работы шотландских художников встретили резкое осуждение на выставке Искусств и ремесел 1896 года, где они впервые были представлены широкой публике. Этот конфликт, который закрыл дорогу шотландцам на выставки подобного рода в Англии, был внутренним конфликтом между национально-романтическими и космополитическими тенденциями в рамках модерна, конфликтом того типа, который неоднократно возникал в искусстве на стыке веков. Комментируя ситуацию, сложившуюся на выставке, Мутезиус писал: «Как бывало довольно часто и раньше, Англия много сделала для первоначального развития новых идей, но затем оказывалась не в состоянии довести их до полного осуществления». Изгнанием группы четырех и смертью в этом же году Морриса, по его мнению, закончилась прогрессивная роль «Движения искусств и ремесел». Наоборот, отвергнутые в Англии работы шотландцев были восторженно приняты на континенте. Уже в 1898 году известный немецкий пропагандист модерна и издатель Александр Кох поместил в своем журнале Декоративное искусство иллюстрированную статью о Макинтоше и его группе, в которой высоко оценил их творчество.
В 1898 — 1899 годах Макинтош спроектировал церковь Королевского Креста в Вудсайде. Участие в выставке мюнхенского Сецессиона в 1899 году приносит Макинтошу известность на континенте. В 1900 году он стал партнером в фирме Хониман и Кеппи и в том же году создает павильон Шотландии на Международной выставке в Турине. В это время, вместо массового типа загородного дома появляется потребность в создании дома для избранного заказчика, способного оценить новаторские поиски архитектора. Так возник особый жанр «Дом художника», или «Дом для любителя искусства», который приобрел особое значение в архитектуре модерна. Наивысший расцвет его относится ко времени конкурса 1901 года на проект «Дома для любителя искусства в Дармштадте», где высшими наградами были отмечены проекты Бейли Скотта и Макинтоша. В этом проекте особенно ярко проявилось своеобразие творческого почерка мастера. В предисловии к альбому, в котором был опубликован этот проект, Мутезиус писал, что наружная архитектура этого здания имеет абсолютно оригинальный характер и не похожа на все то, что было известно ранее. Однако, в действительности при всей своей современности облик здания сохранял отпечаток народной шотландской традиции. Он был, несомненно, неоромантическим, при этом форма здания получила такую трактовку, что ее элементы естественно вошли в международный язык рационалистической архитектуры.
Выставка имела большой успех. Русский великий князь Сергей Александрович был в восторге от нее и пригласил супругов Макинтош устроить выставку в Москве. В конце 1902 начале 1903 года Макинтош вместе с Ольбрихом принял участие в Московской выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля, где его работы были отмечены рядом хвалебных отзывов. С этого времени Макинтош становится в ряд крупнейших архитекторов модерна. Он проектирует Хилл-хаус (Хеленсборо, 1902 — 1904), Художественную школу (1897 — 1909) и другие здания. Заказчицей Ивовой чайной (1902) была богатая жительница Глазго Кэтрин Крэнстон, занимавшаяся экспортом чая. Но ее привлекала не только торговля, ей хотелось показать, что свободное время можно проводить в уютной клубной обстановке за чашкой чая, а не кружкой пива. Макинтошу блестяще удалось решить поставленную перед ним задачу.
В начале 1910-х годов Макинтош стал терять зрение. Его последними работами была перестройка двух домов, рисунки для тканей и пейзажная живопись. В 1919 году архитектор переехал в Порт-Вендрес (Южная Франция). Он скончался 10 декабря 1928 года. Если попытаться рассмотреть в отдельности две тесно связанные друг с другом стороны творчества Макинтоша, то можно сказать, что как архитектор он был неоромантиком, склонным в ряде случаев к рационализму, а как график и дизайнер интерьеров — представителем ар нуво. От типичных интерьеров ар нуво решения Макинтоша отличаются простотой и даже аскетизмом. Однако здесь нет и следа той несколько наивной деревенской простоты. Нет здесь и нарочитой примитивности народной обстановки интерьеров национально-романтических направлений модерна. Простота работ Макинтоша чрезвычайно изысканна. Чаще всего она возникала в результате утонченной стилизации прямоугольных в своей геометрической основе форм с применением немногочисленных мастерски нарисованных деталей.
Например, окраска его знаменитой белой мебели полностью скрывала естественную текстуру дерева, а характер деталей абсолютно не связан с механическими свойствами древесины. Природные свойства материала как бы подавляются художественной волей мастера, которая творит форму, сообразуясь с отвлеченным идеалом красоты; неоромантическая естественность сменяется здесь декадентской искусственностью. Однако, эта искусственность, стремление абстрагироваться от свойств материала, и от диктата художественной традиции, не привели Макинтоша к избыточности декора и орнаментальности.
Свойственное многим английским архитекторам и дизайнерам интерьеров этого времени стремление к простоте форм, в соединении с присущим Макинтошу острым ощущением новизны, приобрело в его творчестве особое качество. Этому качеству обязан Макинтош и своим успехом на континенте, и выдающейся ролью в истории архитектуры модерна. Парадоксальным образом его изысканный эстетизм оказался более созвучным нарождающемуся пуристическому идеалу, чем рационализм многих архитекторов, считавших себя наследниками Виолле-ле-Дюка и Земпера. Он же выводил творчество Макинтоша за пределы национальной традиции и сближал его с космополитической линией модерна. В этом отношении, творчество Макинтоша сопоставимо с творчеством английских художников Эстетического движения, которое находилось в оппозиции Движению искусств и ремесел. Произведения Макинтоша, в частности его проект Дома для любителя искусства, оказали серьезное влияние на развитие европейской архитектуры и, прежде всего, на архитекторов венской школы модерна.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.
www.5arts.info
Interior of The Hill House, 1903Чарльз Ренни Макинтош родился в 1868 году в Великобритании, в Глазго. Уже в 16 лет он работал в архитектурной мастерской Джона Хатчинсона. Через год поступил в Школу Искусств там же, в Глазго. Закончив учёбу, работает ассистентом архитектора. А в 1890 году получает стипендию, благодаря которой отправляется на изучение архитектуры в Италию и Францию. Свой первый проект строит в 1893 году. Это башня для здания «Глазго Геральд».
Конструкцию здания и интерьер (мебель в том числе) архитектор представлял себе как единое целое. Наиболее известные проекты архитектора были созданы в 1900–1910-х годах. Это «Уиндхилл»—дом для своего друга Дэвидсона, «Дом любителя искусств»—конкурсный проект, оформление интерьера издателя А. Коха, «Хилл Хаус»—дом издателя У. Блэки. И, конечно, оформление Школы Искусств родного города Глазго. Все проекты определяет абсолютная выверенность и чистота стиля. Чарльз Макинтош применяет принцип тотального дизайна, разрабатывая и рисуя для дома всё: от мебели, чайного сервиза и столовых приборов до самого здания.
За свой недолгий век он создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов, которые копировались, копируются и будут копироваться. В его интерьере домини. рует геометрия, предметы графичны, конструктивны, а лишнее удалено. Самый известный объект, созданный им,—знаменитый стул с необыкновенно высокой решетчатой спинкой. У него трапециевидное сиденье, прямые ножки. И прямо.таки средневековая монументальность. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор. Эти предметы настолько выразительны и самодостаточ. ны, что требуют особого подхода. Вместе с тем даже одна вещь от Макинтоша характеризует интерьер как неординарный, с претензией на интеллектуальную подачу.
Interior hall of The Hill House, 1903
The_Ladies_Luncheon_Room_in_the_Ingram_Street_tea_rooms-1992-95
Library, Glasgow School of Art, 1909
House for an Art Lover competition entry, 1901
House for an Art Lover competition entry, 1901
Drawing room, 120 Mains Street, Glasgow, 1900
Interior of The Hill House, 1903
Interior of The Hill House, 1903
Interior of The Hill House, 1903
информация собрана из различных источников
interiors-ru.livejournal.com
Дабы утолить жажду написания статей и заставить себя уже заняться разработкой продолжения темы диплома, планирую опубликовать на нашем Сплетнике серию постов о Модерне - художественном направлении в искусстве, имеющем столько же разнообразных названий, сколько и национальных черт в каждой стране, где он имел возможность появиться и развиваться.
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль», по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
В каждой стране, где архитекторы имели возможность работать с архитектурным ликом города, вы без труда сможете выделить именно этот стиль, но в каждом городе есть свои особенности, но главным является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» изгибов.
В Великобритании модерн имел место быть только в Шотландии в Глазго благодаря Чарльзу Ренни Макинтошу.
Я решила не мудрить и просто запостить выдержки из своего диплома, возможно написано чересчур пафосно, но мне неохота его переписывать ибо там и так все ёмко :)
Жизненный путь художника
Гений, новатор, провидец, перфекционист, предтеча модерна Чарльз Ренни Макинтош стал синонимом огромного количества званий. Неизбежная привычка категоризировать никогда не была так остра, как в случае с Макинтошем, тем не менее благодаря огромному количеству созданных им разных работ трудно дать ему определение точнее, чем дизайнер. Его уникальная экспрессия и язык его художественной энергии ставят его особняком среди всех его современников и последователей, строя мост через пропасть Викторианской эпохи к новому веку.
«Старые формы в новом обрамлении» было основным принципом перевода традиционного в современный контекст. Видение Макинтоша было выражено новым современным языком, новым шагом вперед для развития архитектуры и дизайна, и самым заметным в Шотландии. Он искал вдохновение вокруг себя, пересмотрев свои художественные амбиции, но он так и не стал тем лидером, готовым стать основоположником собственной школы дизайна. Он шел одинокой тропой и не мог далеко смотреть в будущее архитектуры. Это явилось трагедией, потому что являясь патриотом, Макинтош так и не получил признания, которого он был достоин в родном городе или стране. Несмотря на это, его интуитивное восприятие и стремления открыли двери для будущих поколений художников.
Школа искусств Глазго была невыполнимым и несравнимым ни с чем проектом, простой и лаконичный подход к интерьеру и экстерьеру дизайна «белых комнат» расходится с Викторианской традицией. Было ли это Модерном? Отчасти да, но Макинтош не предавал сакрального значения орнаменту или декоративным деталям, создавая свой уникальный стиль. Он был блестящим мастером комбинации флористических и геометрических форм, соединяя декоративность и функциональность.
Жизнь Макинтоша была полна бедности, неудач и не лишена иронии. Он умер в бедности в относительно молодом возрасте, доживая свои последние годы за границей в изоляции от своих друзей. Но если смотреть на его жизнь с точки зрения его творчества, то меланхоличная жалость становится ошибочной. Огромные усилия, которые он приложил к своим ранним архитектурным проектам, в частности к Школе искусств Глазго, не прошли даром. Он уделял каждой грани своего таланта максимальную важность, к эскизам текстильных работ, мебельному дизайну и акварели он уделял равное художественное видение, энтузиазм и внимание. Его решение посвятить себя акварели было не удивительно, в связи с тем, что на протяжении всей жизни его тянуло писать с натуры и делать наброски. И работы, которые по своему изумительны и не получили должного признания критиков, которого они заслуживали. Несмотря на то, что в своей архитектуре он изобрел абсолютно новый язык, манера письма его архитектурных работ является поистине уникальной, его пейзажи выглядят необыкновенно современными в своей экспрессии.
Кем на самом деле был этот человек? В студенческие годы в школе искусств он наслаждался дикими гедонистическими днями. Он погрузился в прогрессивную художественную среду школы, под руководством Френсиса Ньюбери, человека, ставшего для него другом на всю жизнь, покровителем и поддерживал Макинтоша в его творческом пути. «Четверка» из Глазго, состоящая из Макинтоша, его друга Герберта МакНейра и сестер Макдональд, Маргарет и Френсис, придумавшая самим себе название и основанное на схожем языке художественного языка. Их мастерские превратились в места встреч для длинных ночей дискуссий и обменом мнений и художественных стремлений. Чарльз был ядром группы, его талант и открытая натура вызывала восхищение среди студентов. Очаровательный, добродушный, щедрый и гордый, но в то же время вспыльчивый, высокомерный, упрямый со взрывным характером он был сложной натурой с очень щепетильным отношением к мельчайшим деталям.
Несомненно все эти аспекты его характера напрямую влияли на его и без того изменчивую архитектурную карьеру. С ним было крайне трудно работать, методы его работы постоянно менялись, в работе ему была важнее точка отсчета, а не общий план проекта. Потерявший веру в себя от отсутствия признания и невозможности повлиять на идеи окружавших его людей, он сильно страдал от депрессии и заниженной самооценки, вследствие чего он и покинул Глазго в первый раз, уехав в Волберсбрик, в надежде пережить старые неудачи.
Главной константой его жизни была выдающаяся женщина, без которой он, возможно, не стал бы великим мастером. Маргарет Макдональд была на четыре года старше Чарльза и завоевала его сердце в конце 1890х годов, когда тот был обручен с Джесси Кеппи, сестры Джона Кеппи, бизнес партнера Макинтоша. В 1900 году он расторгнул помолвку, разбив сердце Джесси, закрепив отношения с Маргарет, погрузившись в стабильные отношения, полные взаимного уважения. Маргарет даже смогла подчинить себе сложный темперамент Чарльза. Пара была известна в своих кругах и после своего переезда в Лондон они с головой погрузились в местную культуру, устраивая вечеринки, вливаясь в театральные и художественные группы. Маргарет, являвшаяся участницей Четверки, была выдающейся художницей и мастером по декоративным работам, работая в похожем направлении, что и её сестра Френсис и Герберт МакНэйр. Её влияние на работы Чарльза было отчасти ущербно, потому что её работы были мистическими и нематериальными, часто причисляемые к символизму, и несли романтический характер, и возможно это помешало ему достичь больших успехов в его творчестве. Декоративные элементы в его стиле имели важное значение для Макинтоша, неотделимо от его архитектуры и отношению к форме. Его работы гораздо глубже, чем простой орнамент и манипуляции с пространством – каждый аспект его дизайна имел значение для него. В своих взаимоотношениях с Маргарет, личных и рабочих, они делились вдохновением и идеями, он называл её гением, ставя её талант выше своего. Она была достаточно сильной личностью, чтобы в пройти достойно трудные времена и возвращаться к творчеству.
Непревзойденные ранние архитектурные работы Макинтоша, Хилл-хаус и Школа искусств Глазго были одновременно пиком и упадком его карьеры, к моменту завершения строительства Школы искусств удача перестала благоволить Чарльзу. Его работы на родине были проигнорированы возможными заказчиками, в то время как его работы и других участников четверки были высоко оценены их современниками в Вене. Но Макинтош не получил множества заказов заграницей, несмотря на его популярность, возможно это случилось из-за большой загруженности работой в родном Глазго. Ко времени, когда он получить возможность поработать на Континенте, началась Первая Мировая Война и он потерял все связи.
После его смерти его поместье было оценено в 88 фунтов, а четыре стула – по одному фунту и только сейчас он признан одним из самых выдающихся мастеров Модерна. Не так давно один из его рабочих столов был продан за 720 000 фунтов и сейчас его произведения тщательно ищут и собирают в коллекции. Его смерть прошла незамеченной в 1928 году и по ироничному стечению обстоятельств в этом же году группа австрийских архитекторов выслала ему приглашение отпраздновать его великий вклад и влияние на их архитектуру и дизайн. Непризнанный при жизни и забытый на долгие годы талант Макинтоша вновь засиял.
Жизнь художника была наполнена взлетами и падениями, тщательной выработкой собственного индивидуального стиля, который стал узнаваем благодаря его фирменным элементам декора, таких как: мелкие квадраты, длинные тонкие полосы, стилизованная роза (как самый узнаваемый орнамент автора), сочетание меди и стекла в витражах.
Он является одним из первых дизайнеров, в современном, знакомом нам широком смысле этого слова, являясь человеком, который работал не в одном единственном направлении, а развивал различные грани своего таланта, стараясь добиться совершенства в каждой из них.
Долгие и прочные партнерские отношения с его спонсорами помогли появится на свет многим идеям и теориям дизайнера, помогая разрастись его известности далеко за пределами родного города.
При этом Макинтош сильно страдал от того, что его талант оставался неоцененным его современниками, потому что он шел в разрез с тенденциями, распространенными в Великобритании, которая еще не была готова принять новые веяния Модерна и всячески противилась его проявлениям.
С другой стороны на континенте его работы были приняты очень тепло и сильно повлияли на венских дизайнеров, которые впоследствии следовали за своеобразной «Школой Макинтоша», поглощали его идеи и применяли их в своих работах, позже преобразуя и интегрируя их в свои собственные произведения.
Методом проб и ошибок Макинтош создает разнообразные мебельные формы, которые прошли путь от грубой, хрупкой и дешевой мебели, которая со временем преобразовалась в темную громоздкую мебель, которую сменила воздушная и утонченная светлая мебель, которая была ознаменована как пик творчества мастера, после которого был совершен отход от поиска новых форм, вернувшись к ранним работам, далее переходя к более геометризированным формам, в которых он использует мотив деревянной решетки и параллельных перекладин.
Касаемо интерьеров, в конечном счете он переходит к системе, представляющей своеобразный цветок, когда в нижних этажа используется более мужественный и темный дизайн, а вверх стремится более женственный и светлый.
Макинтош старается избавляться от надоевшей строгой викторианской угловатости, вводя в интерьеры прямые линии и избегая большого количества острых углов.
Если бы фортуна была более благосклонно к Макинтошу, возможно смог бы воплотить в жизнь новые интерьеры, разработать новую концепцию дизайна, но его творчество обрывается на периоде работы над геометрическими формами и их взаимодействии и интеграции в жилые пространства.
Сразу после наивысшей точкой в мастерства следует период упадка, всвязи с тем, что у него не было возможности разрабатывать и воплощать в жизнь новые формы мебели из-за того, что дерево не могло вынести этих преобразований. В том числе Макинтош старался уйти от его самых удачных находок с белой мебелью и природными элементами, стараясь создать что-то новое, что бы ему перестать быть заложником одного стиля.
Но творчество Макинтоша было отправной точкой, для возникновения новых стилей, как например Баухаус, открыв дорогу молодым последователям «Школы Макинтоша» как и в Глазго, так и в Вене.
Архитектурное творчество Макинтоша создает новый облик города, превращая его из депрессивного портового города, задымленного благодаря заводам, в новый, прогрессивный и изысканный город, облик которого войдет в историю как «Стиль Глазго».
Отличительной чертой дизайнера было то, что он был способен изобретать свой стиль заново, обращая внимание на все современные веяния, переваривая их и используя в своем творчестве, при этом не ударяясь в эклектику и не относя себя к какому-то определенному стилю, стоя особняком в современном ему искусстве.
P.S. В 2010 году Школу искусств признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет, но в мае 2014 года случилась ужасная трагедия - главное детище Чарльза, Школа искусств Глазго сгорела. 70% убранства удалось спасти, но великолепная библиотека утеряна и сейчас ее восстанавливают.
Само по себе творчество макинтоша настолько огромно, что сложно впихнуть все в один пост, так что, если хотите, могу разделить по направлениям и рассмотреть более подробно.
Спасибо за внимание!
www.spletnik.ru
Чарльз Ренни Макинтош — создатель знаменитого стиля «Глазго», самая яркая фигура в британской архитектуре рубежа XIX–XX веков. Подобно многим мастерам эпохи модерна, он был художником-универсалом, апологетом синтеза искусств. Помимо архитектурного проектирования, он конструировал мебель, работал с металлом и текстилем, делал витражи и декоративные панно, был живописцем и графиком, то есть настоящим Мастером, создающим стилистически единую среду обитания человека. Наследие Макинтоша велико и разнообразно. Поразительно, но практически все направления его творчества оказали огромное влияние на развитие мирового дизайна, и до сегодняшнего дня его работы актуальны и постоянно копируются. Видимо, это связано с тем, что Макинтош сумел создать собственный стиль — легкоузнаваемый и безупречно элегантный. Его творчество, предваряющее сразу несколько направлений в искусстве XX века, и ныне остается образцом сочетания функционального рационализма и изящества.
Чарльз Ренни Макинтош родился в Глазго 7 июня 1868 года в семье полицейского суперинтенданта Уильяма Макинтоша и его жены Маргарет и был вторым из их 11 детей. Некоторые источники говорят, что Чарльз неважно учился, был болезненным и с детства прихрамывал. Будучи отлученным от шумных игр, он рано сосредоточился на рисовании и уже подростком создал большой цикл рисунков «Гербарий», многие листы из которого сегодня украшают музеи и частные собрания.
Ч.-Р. Макинтош. «Порт-Вендрес. Город». Акварель на холсте. 1925 искусства
В 1877–1884 годах Чарльз учился в художественном колледже Аллана Глена, а по его окончании начал посещать вечерние курсы Школы искусств Глазго. С 1885 по 1892 год его непосредственным наставником был ректор Школы Фрэнсис Ньюбери, а с 1887 года, когда открылось новое, архитектурное, отделение, он практиковался в мастерской архитектора Джона Хатчинсона. Школа оказала огромное влияние на творческое становление Макинтоша. Позже он отблагодарил ее, спроектировав новое здание своей alma mater, во многом способствовавшее ее мировой известности.
C 1889 по 1913 год мастер работал в архитектурном бюро «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго, с 1904 года — в качестве совладельца фирмы. В 1890 году он получил грант — стипендию Александра Томпсона за проект оформления городского зала Глазго. Эти деньги позволили ему посетить Италию и Францию, а также Брюссель и Антверпен, где он изучал архитектуру и много рисовал.
Еще обучаясь в Школе искусств, Макинтош активно работал над созданием собственного графического языка, отличного от рутинного академического стиля. Подобно многим мастерам модерна, он обращался к природным формам: копировал узор на срезе кочана капусты, рыбий скелет или глаз, не говоря уже о детальных ботанических зарисовках цветов и листьев. Макинтош часами медитировал над стихами, а потом пытался выразить их настроение абстрактными комбинациями изогнутых линий. В результате, как писал первый биограф Макинтоша Томас Ховарт, «он рано приобрел умение выразить определенную идею с помощью чисто символических средств». В этот период мастер испытывал большое влияние творчества прерафаэлитов и их последователей, а также активно увлекался кельтскими национальными истоками, поэзией и мифологией в духе общенационального движения Второго кельтского возрождения.
Ч. Р. Макинтош. Титульный лист к изданию Александра Коха «Мастера дизайна интерьера. Чарльз Ренни Макинтош.Дом любителя искусств». 1902
Близкие устремления обнаружились у соучеников Макинтоша по Школе искусств — Герберта Макнейра и сестер Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Независимо друг от друга они занимались похожими экспериментами в рисунке, акварельной живописи и декоративных работах, что заметил проницательный директор Школы Фрэнсис Ньюбери, который и познакомил их между собой. Возникший творческий альянс оказался на редкость удачным. Успех их авангардного искусства, представленного на очередном студенческом показе, был полным, и творческий квартет сразу же окрестили «Четверкой» или «Группой четырех». Впрочем, имелось и более ироничное название — «Школьные призраки» — с намеком на характерные для их работ вытянутые, волнообразные графические формы и стилизованные женские образы, напоминающие манеру Обри Бердсли.
«Группа четырех», которую возглавил Макинтош, определила так называемый стиль «Глазго», проявившийся, прежде всего, в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Все виды декоративного творчества — книжная графика, плакаты и постеры, мебель и металлоконструкции, витражи, гипсы и керамика, — все получило характерные стилистические черты, объединившие в себе влияние кельтского возрождения, европейского ар-нуво и искусства Японии. Их синтетической художественный язык был легкоузнаваем и при этом совершенно оригинален, несмотря на очевидность влияния и Уильяма Морриса, и Обри Бердсли, и голландского символиста Яна Торопа.
Башня «Маяк» для здания издательства «Глазгогеральд»
Особенностями этой шотландской версии общеевропейского модерна были благородная сдержанность и геометризм форм в сочетании с изысканностью и тончайшей проработкой деталей. В сущности, именно их вариант графичного, строгого, геометричного модерна проложил путь для последующего искусства ар-деко и эстетики минимализма. При этом шотландский дух проявлял себя в особой любви к кельтской символике, а также в выборе необычной цветовой гаммы, включавшей пурпурно-сиреневый, цвета вереска, мягкие зеленые и мглисто-серые тона.
Впервые произведения «Четверки» были представлены широкой европейской публике в 1896 году в Лондоне на выставке Общества искусств и ремесел, где вызвали очень неоднозначную реакцию. Так, известный критик Глисон Вайт, работавший для знаменитого журнала «Студио», был настолько впечатлен, что посетил Глазго и на следующий год выпустил две хвалебные статьи, где приветствовал появление нового, самобытного стиля молодых шотландцев. Но в целом проекты «Группы четырех» не получили поддержки в среде английских художников и подверглись критике «за сухость и излишнюю сдержанность выразительных средств».
В 1900 году Макинтош женился на Маргарет Макдональд (годом раньше поженились Фрэнсис Макдональд и Герберт Макнейр). Этот брак продлился до конца жизни мастера, оказавшись на редкость счастливым и творчески плодотворным. Ради любимой Макинтош разорвал помолвку с Джесси Кеппи, сестрой своего работодателя, рискуя потерять важные связи и навредить карьере. В Школе искусств Маргарет получила специальность живописца и витражиста, но круг ее интересов был много шире. Она была музой и соратницей Чарльза, вместе они создали многие интерьеры, которые украсились ее барельефами, витражами, росписями, панно и вышивками.
Башня «Маяк». Фрагмент декора фасада
Графический стиль Маргарет, несомненно, оказал на художника большое влияние, во многом определив специфику их совместно разработанного декоративного стиля «Макинтош». Сам мастер всегда говорил, что именно Маргарет была одарена гениальностью, в то время как у него был всего лишь талант, и уверял, что половиной, если не тремя четвертями, своего успеха обязан жене. Его любовь к Маргарет проявилась в том числе в создании вдохновленных ею возвышенных и мистических женских образов, украсивших собой многие фасады и интерьеры.
Отвергнутые в Англии работы шотландцев были восторженно приняты на континенте. В 1895 году Макинтош успешно выступил на Выставке нового искусства в Париже как плакатист. А в 1898 году известный немецкий пропагандист модерна и издатель Александр Кох поместил в своем журнале «Декоративное искусство» иллюстрированную статью о Чарльзе Макинтоше и его группе, в которой высоко оценил их творчество.
В 1900 году Макинтош создал павильон Шотландии на Международной выставке в Турине. В том же году каждый из участников группы получил приглашение меблировать и декорировать комнату на VIII выставке австрийского объединения Сецессион в Вене, бывшего тогда эпицентром авангарда в искусстве. Выставка имела большой успех, все экспонаты были проданы. Русский великий князь Сергей Александрович был в восторге от работ шотландцев и пригласил супругов Макинтош в Москву. Стиль «Глазго» быстро завоевал популярность в Восточной Европе, последующие выставки принесли признание группе в Мюнхене, Дрездене, Будапеште и других городах. В начале 1903 года Макинтош принял участие в Московской выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля, где получил восторженные отзывы.
Макет школы на Скотланд-стрит. Главный (северный) фасад Школа на Скотланд-стрит. Южный фасад со стилизованным мотивом «Древо жизни» в центре
Макинтош был единственным из членов «Группы четырех», кто серьезно занимался архитектурой и получал в Глазго большие заказы. В 1890-х годах Глазго переживал экономический расцвет и славился как крупный торговый, экономический и деловой центр. Это во многом предопределило развитие в нем яркой и бурной культурной жизни, а также предоставляло большие возможности для молодых художников. В 1893 году Макинтош создал свой первый самостоятельный архитектурный проект – башню «Маяк» для здания издательства «Глазго геральд», а чуть позже — общественную школу Святых мучеников на улице Барони (1895).
В 1896 году Макинтош победил в конкурсе на проект нового здания Школы искусств, и эта работа стала решающей в его творческой судьбе, принеся ему широкую известность. Параллельно с курированием строительства Школы Макинтош проектировал и другие общественные здания в Глазго: церковь Королевского Креста в Вудсайде (1898–1899) и школу на Скотланд-стрит (1903–1906).
С самого начала обнаружилось удивительное умение мастера продумать наряду с архитектурным планом и дизайнерской концепцией все мельчайшие детали максимально рационального функционирования своего объекта. Так, например, при строительстве школы на Скотланд-стрит он предусмотрел трубы отопления в школьной раздевалке позади вешалок, в результате чего, несмотря на частые дожди в Глазго, дети всегда ходили в сухих пальто.
Макет школы на Скотланд-стрит. Главный (северный) фасад Школа на Скотланд-стрит. Южный фасад со стилизованным мотивом «Древо жизни» в центре
В своем архитектурном творчестве Макинтош опирался на традицию средневековых шотландских замков, так называемый баронский стиль, и еще более ранние кельтские истоки. Он не любил архитектуру Греции и Италии, которую считал непригодной для шотландского климата, и ратовал за возвращение баронского стиля, адаптированного к современности. Он черпал вдохновение в старинных традициях, легендах, мифах, при этом всегда соединяя романтизм своих образов с хорошо продуманным функционализмом.
Рационализм Макинтоша побуждал его интересоваться самыми современными строительными материалами и технологиями, в применении многих из них он был новатором. Он любил использовать бетон в сочетании с булыжником и тесаным камнем, зеркальное стекло и сталь, а также одним из первых начал работать с пластиком.
В 1897 году Макинтош получил первый заказ от мисисс Кэтрин Крэнстон — крупного экспортера чая и владелицы сети чайных заведений в Глазго. Это стало началом сотрудничества, продолжавшегося вплоть до 1917 года. Среди других заказчиков мастера были финансист и главный покровитель Венских мастерских Фриц Варндорфер, для которого вместе с женой Макинтош разработал проект музыкального салона в Вене.
Особая тема в творчестве Макинтоша — создание идеального жилого дома, идея, чрезвычайно популярная в эстетике модерна. Наиболее ранней его работой в этом ключе стал «Уиндхилл», спроектированный для друга Уильяма Дэвидсона (1900). Известно, что Макинтош построил свой собственный дом, который сегодня разрушен и частично воссоздан в залах Музея дизайна Глазго. Но наиболее значительной его работой в этом ключе стал Хилл-хаус — дом издателя Вальтера Блэки в Хеленсбурге (1902–1904).
Ч. Р. Макинтош. Эскиз музыкального зала Дома любителя искусств. Акварель. 1902
Уникальным произведением, прекрасно передающим дух эпохи, стал конкурсный проект Макинтоша 1901 года Дом любителя искусств в Дармштадте. Само возникновение подобного жанра отразило мечту художников модерна об идеальном заказчике, знатоке и тонком ценителе прекрасного, стремящемся превратить окружающий мир в царство гармонии и красоты. Проект Дома любителя искусств был разработан Чарльзом вместе с Маргарет, необычайная изысканность его декора в сочетании со строгостью фасадов произвела большое впечатление на мастеров европейского арнуво. Однако, несмотря на победу проекта Макинтоша в конкурсе, Дом любителя искусств не был построен при жизни автора. Его возвели шотландские архитекторы по авторским чертежам лишь в 1989–1996 годах благодаря усилиям Грэхема Роксбурга, занимавшегося восстановлением работ архитектора.
В начале 1910-х годов Макинтош начал терять зрение, к тому же у фирмы «Хонеман, Кеппи и Макинтош» почти не было заказов. Художник пребывал в тяжелой депрессии и много пил. В 1914 году он разорвал партнерство со своей фирмой, понимая, что возможности Глазго для него исчерпаны. Супруги планировали переехать в Вену, где Макинтош пользовался гораздо большей популярностью, чем у себя на родине. Его друзьями были уже знаменитые к тому времени австрийские архитекторы Йозеф Хоффман и Коломан Мозер, испытавшие большое влияние стиля Макинтоша. Увы, этим планам помешала Первая мировая война.
В результате в 1914 году Чарльз и Маргарет поселились на побережье Саффолка в Англии. Там мастер вновь взялся за акварель и написал около 30 посвященных цветам работ для выставки в Германии, которая из-за войны так и не состоялась. В 1915 году супружеская чета переехала в Лондон, в район Челси. Англия всегда была чужда художнику, здесь его никогда не принимали, и как архитектор он был малоизвестен. Не имея архитектурных заказов, Макинтош сосредоточился на акварелях, эскизах для тканей и книжной графике, в том числе по заказу своего многолетнего покровителя, издателя Вальтера Блэки, для которого ранее он построил Хилл-хаус. Работы Макинтоша карандашом и акварелью удивительно графичны. Они сочетают почти ботаническую точность с изящной стилизацией и обнаруживают очевидное влияние японского искусства.
Дом любителя искусств
Макинтош с детства обожал цветы, они были постоянными спутниками его творчества, а его любимая роза стала эмблемой «Группы четырех». Эскизы цветов он использовал в скульптурных деталях фасадов, дизайне мебели, декоративных интерьерных панно, текстиле и витражах.
Несмотря на все усилия, денег постоянно не хватало, к концу войны Макинтош писал своим друзьям в Шотландию с просьбой купить его картины, чтобы он смог оплатить жилье. В 1916 году он получил свой последний архитектурный заказ — оформление дома № 78 на Дернгейт-стрит в Нортхемптоне для английского бизнесмена Венмана Бэссит-Лоука. Эта работа, по сути, стала завещанием великого архитектора.
В 1923 году Чарльз и Маргарет переехали на юг Франции в местечко Порт-Вендрес, где мастер провел последние пять лет жизни, занимаясь преимущественно пейзажной живописью. Здесь он создал прекрасную серию из 40 акварелей, которую планировал показать на Лондонской выставке. Увы, выставки при жизни он так и не дождался. В 1928 году Макинтошу поставили страшный диагноз — рак языка и горла. Он вернулся в Лондон для лечения, где и скончался 10 декабря 1928 года.
Как это часто бывает, посмертная слава намного превзошла признание мастера при жизни. Уже с 1930-х годов его известность стала стремительно расти и его родной Глазго много сделал для восстановления и сохранения наследия художника. Так, были тщательно реконструированы Ивовые чайные комнаты, построен Дом любителя искусств, практически все сохранившиеся здания Макинтоша превращены в музеи и бережно опекаются. Крупнейшее собрание его рисунков и эскизов находится в Художественной галерее и музее Келвингроув, а в музее дизайна «Дом Макинтоша» воссозданы интерьеры собственного дома архитектора, спроектированного им самим. Там же хранится большая коллекция работ «Группы четырех».
Дом любителя искусств. Музыкальный зал Дом любителя искусств. Столовая
Своего рода визитной карточкой Чарльза Макинтоша стали уникальные образцы его мебели. Всему миру известен знаменитый стул «Макинтош» — с необыкновенно высокой, выше человеческого роста, решетчатой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Впрочем, он может быть разным: мастер разработал целые серии стульев и кресел для своих интерьеров. Сиденье может быть из дерева, текстиля и даже из плетеной соломы; рисунок решетки варьируется, могут иметься подлокотники. Есть модели, где нет решетки, а присутствует форма, напоминающая перевернутый маятник старинных часов, и есть низкие стулья и кресла с пропорциями, соразмерными человеку. Но всех их отличает средневековая монументальность, сочетающаяся с изяществом ар-нуво.
Стул с высокой спинкой для главной спальни особняка Хилл-хаус. Черненый дуб. 1904
Мебель Макинтоша чрезвычайно проста, она основана на столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Ее изысканность является результатом утонченной стилизации прямоугольных форм, часто с применением немногочисленных ювелирно проработанных деталей. Нередко мастер украшал мебель серебряными и металлическими оправами, эмалями, инкрустациями цветным стеклом.
В своих работах Макинтош нередко пренебрегал столь высоко ценимой мастерами «Движения искусств и ремесел» «правдой материала». Знаменитая белая окраска его мебели полностью скрывала естественную текстуру дерева, а характер деталей не был связан с механическими свойствами древесины. Природные качества материала отступают перед фантазией дизайнера, который творит новую «искусственную» реальность, сообразуясь с отвлеченным идеалом красоты.
За свой век Макинтош создал серии мебельных гарнитуров, настольных часов, светильников, витражей и каминов. Отдельная тема — графика Макинтоша. Она включает огромное количество эскизов зданий, мебели, интерьеров, тканей, а также произведений рекламного дизайна: афиш, постеров, листовок. Удивительным явлением стал дизайн шрифта Макинтоша, ставшего яркой страницей его творчества.
Копия стула из Ивовых чайных комнат, выполненная миланской фабрикой «Кассина»
Стиль «Макинтош» и сегодня невероятно популярен, возможно, потому, что он явил собой некую идеальную формулу дизайна — простота формы, совершенство отделки и безупречная элегантность. Творчество Макинтоша оказалось пророческим, предвосхитив развитие дизайнерской мысли надолго вперед и во многом определив линию искусства не только XX, но и XXI века.
delovoy-kvartal.ru
МАКИНТОШ (Mackintosh) Чарлз Ренни(1868—1928), шотландский архитектор и дизайнер. Один из родоначальников стиля модерн, оказал влияние на формирование рационализма в европейской архитектуре. Постройки Макинтоша отмечены пластическая выразительностью геометрических объёмов, эффектным использованием фактуры отделочных материалов (Школа искусства в Глазго, 1898—1909). Оформлял интерьеры, конструировал мебель.
Первоначальное профессиональное образование Макинтош получил в Глазго в Художественной школе А. Глена. С 1885 по 1892 год Чарлз обучался архитектуре у Ф. Ньюбери и практиковался у архитектора Дж. Хатчесона. В 1889 году Макинтош работал чертежником в фирме «Хониман и Кеппи». В 1890 году он использовал стипендию А. Томпсона на поездку во Францию и Италию. Его ранние произведения в Глазго включают здание редакции «Глазго геральд» (совместно с Кеппи, 1893 год) и общественной школы Мартира на улице Барони (1895).
Чарлз Макинтош возглавлял своеобразное направление модерна, возникшее в начале последнего десятилетия XIX века в Глазго. Ядром «глазговского движения» была «группа четырех», которая сложилась еще в студенческие годы - сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд, позже ставшие носить имена Маргарет Макинтош и Френсис Макнейр. Эта группа создала «стиль Глазго» в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и интерьера. Макинтош был единственным из ее членов, кто кроме этого серьезно занимался архитектурой. При этом источники архитектурного творчества Макинтоша сильно отличались от источников его деятельности в других областях искусства.
Как архитектор Макинтош опирался на традицию сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, то есть с этой точки зрения он был типичным представителем неоромантизма. Все его работы в жанре загородного особняка представляют собой талантливое и своеобразное проявление этого направления модерна.
Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий. В результате, как пишет Т. Ховард, Макинтош «приобретает умение выразить определенную идею с помощью чисто символических средств». Без сомнения, его поиски шли под влиянием творчества прерафаэлитов и их последователей. Близкие устремления обнаружились у соучеников Макинтоша - Макнейра и сестер Макдональд, что и предопределило возникновение «группы четырех». Окончательно «стиль Глазго» сложился уже в совместной работе, хотя определенные различия творческих подчерков у членов группы сохранились.
В 1895 году Макинтош выступал на Выставке нового искусства в Париже как плакатист. В том же году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго. На конкурсе победил Макинтош, и в результате на свет появилось выдающееся произведение зодчества. Из-за недостатка средств строительство было разделено на два этапа. Первый этап (1897-1899) завершился возведением башни главного входа на северном фасаде. Последовавший затем длинный перерыв позволил архитектору тщательно проработать проект. Западное крыло (1907-1909) здания с его эффектно взмывающим вверх торцевым фасадом и великолепной двусветной библиотекой уже являет собой работу зрелого мастера. Умение вписать современный дизайн в исторический контекст, соединить в напряженно-выразительном облике здания аскетичную монументальность и чувственность, богатство декора со сдержанность форм, - все эти качества создали Макинтошу репутацию выдающегося художника.
Здание имеет Е-образную форму. Рисовальные студии и архитектурные мастерские в основном расположены вдоль северного фасада школы. Другие учебные и служебные помещения - в восточном крыле. На запад выходят главный лекционный зал, библиотека и несколько студий.
Длина здания - семьдесят пять метров, ширина - двадцать восемь метров. Кроме пяти основных этажей, в нем имеется чердачный этаж для мастерских, добавленный на втором этапе строительства. Перепад высот, составивший с севера на юг десять метров, помог создать эффектную вертикаль западного фасада. Легкая асимметрия во всех частях здания придает композиции живописность, свойственную народной архитектуре. Например, на северном фасаде два крайних окна на одну панель уже, чем остальные проемы.
Большие окна-витражи обеспечивают хорошее естественное освещение. Контрастируя с массивным каменным фасадом, они напоминают одновременно о стиле эпохи Елизаветы I и о крупных стеклянных элементах, характерных для современной архитектуры. Для естественного освещения подвального этажа вдоль северного фасада был вырыт глубокий ров, куда выходят окна нижних помещений.
Дверь первого этажа украшена цветным витражом. Рисунок включает характерные для Макинтоша элементы - «древо жизни», которое превращается в женское лицо и бутоны роз. Эти стилизованные, эротические и в то же время символические мотивы отражают разные стороны творческой индивидуальности мастера.
В мощной композиции западного фасада жесткость сочетается с асимметрией, характерной для традиционной народной архитектуры. Особенности внутренней структуры здания снаружи выразились в контрастном противопоставлении крупных стеклянных витражей с массивом глухой стены.
Характер работы Макинтоша и «группы четырех» в целом по своей религиозно-символической тематике и по стилистике определяет принадлежность к «космополитическому» направлению модерна. Особенностями этого английского варианта «ар нуво» были особая изысканность и вместе с тем сдержанность, что выделяло его из ряда подобных ему на континенте. Однако даже такой сдержанный вариант «ар нуво» не получил поддержки в среде художников «Движения искусств и ремесел». Работы шотландских художников встретили резкое осуждение на выставке «Искусств и ремесел» 1896 года, где они впервые были представлены широкой публике. Этот конфликт, который закрыл дорогу шотландцам на выставки подобного рода в Англии, был внутренним конфликтом между национально-романтическими и космополитическими тенденциями в рамках модерна, конфликтом того типа, который неоднократно возникал в искусстве на стыке веков.
Отвергнутые в Англии работы шотландцев были восторженно приняты на континенте. Уже в 1898 году известный немецкий пропагандист модерна и издатель Александр Кох поместил в своем журнале «Декоративное искусство» иллюстрированную статью о Макинтоше и его группе, в которой высоко оценил их творчество.
В 1898-1899 годах архитектор проектирует церковь Королевского Креста в Вудсайде. Участие в выставке мюнхенского Сецессиона в 1899 году приносит Макинтошу известность на континенте. В 1900 году он становится партнером в фирме «Хониман и Кеппи» и в том же году создает павильон Шотландии на Международной выставке в Турине.
В это время центр тяжести новаторских поисков смещается - вместо массового типа загородного дома появляется потребность в создании дома для избранного заказчика, способного оценить новаторские поиски архитектора. Так возник особый жанр - «Дом художника», или «Дом для любителя искусства», который приобрел особое значение в архитектуре модерна. Наивысший расцвет его относится ко времени конкурса 1901 года на проект «Дома для любителя искусства» в Дармштадте, где высшими наградами были отмечены проекты Бейли Скотта и Макинтоша.
В этом проекте особенно ярко проявилось своеобразие творческого почерка мастера. В предисловии к альбому, в котором был опубликован этот проект, Мутезиус писал, что «наружная архитектура этого здания имеет абсолютно оригинальный характер и не похожа на все то, что было известно ранее». Однако в действительности при всей своей «современности» облик здания сохранял отпечаток народной шотландской традиции. Он был, несомненно, неоромантическим, при этом форма здания получила такую трактовку, что ее элементы естественно вошли в международный язык рационалистической архитектуры.
В 1901 году австрийское объединение «Сецессион» пригласило Макинтоша и его жену устроить выставку в венском «Сецессион-хаусе». Выставка имела большой успех. Русский великий князь Сергей Александрович был в восторге от нее и пригласил супругов Макинтош устроить выставку в Москве. В конце 1902 - начале 1903 года Макинтош вместе с Ольбрихом принял участие в «Московской выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля», где его работы были отмечены рядом хвалебных отзывов. С этого времени Макинтош становится в ряд крупнейших архитекторов модерна.
Он проектирует Хилл-хаус(Хеленсборо, 1902-1904),Художественную школу(1897-1909) и другие здания.
Хилл - хаус
Заказчицей Ивовой чайной (1902) была богатая жительница Глазго Кэтрин Крэнстон, занимавшаяся экспортом чая. Но ее привлекала не только торговля, ей хотелось показать, что свободное время можно проводить в уютной клубной обстановке за чашкой чая, а не кружкой пива. Макинтошу блестяще удалось решить поставленную перед ним задачу.
Интерьер Ивовой чайной
В начале 1910-х годов Макинтош стал терять зрение. Его последними работами была перестройка двух домов, рисунки для тканей и пейзажная живопись. В 1919 году архитектор переехал в Порт Вендрз (Южный Уэльс). Он скончался 10 декабря 1928 года.
Если попытаться рассмотреть в отдельности две тесно связанные друг с другом стороны творчества Макинтоша, то можно сказать, что как архитектор он был неоромантиком, склонным в ряде случаев к рационализму, а как график и художник интерьера - представителем «ар нуво». От типичных интерьеров «ар нуво» интерьеры Макинтоша отличаются простотой и даже аскетизмом. Однако здесь нет и следа той несколько наивной «деревенской» простоты. Нет здесь и нарочитой примитивности «народной» обстановки интерьеров национально-романтических направлений модерна. Простота работ Макинтоша чрезвычайно изысканна. Чаще всего она возникала в результате утонченной стилизации прямоугольных в своей геометрической основе форм с применением немногочисленных мастерски нарисованных деталей.
Создавая свою мебель, Макинтош часто пренебрегал столь высоко ценимой последователями Морриса «правдой материала». Например, окраска его знаменитой белой мебели полностью скрывала естественную текстуру дерева, а характер деталей абсолютно не связан с механическими свойствами древесины. Природные свойства материала как бы подавляются художественной волей мастера, которая творит форму, сообразуясь с отвлеченным идеалом красоты; неоромантическая «естественность» сменяется здесь декадентской «искусственностью». Однако эта «искусственность», стремление абстрагироваться в равной степени и от свойств материала, и от диктата художественной традиции не привели Макинтоша, как многих его коллег на континенте, безудержному декоративизму и орнаментальности.
Свойственное многим английским архитекторам этого времени стремление к простоте форм в соединении с присущим Макинтошу острым ощущением новизны приобрело в его творчестве некое особое качество. Этому качеству обязан Макинтош и своим успехом на континенте, и выдающейся ролью в истории архитектуры модерна. Парадоксальным образом его изысканный эстетизм оказался более созвучным нарождающемуся пуристическому идеалу, чем рационализм многих архитекторов, считавших себя наследниками Виолле-ле-Дюка и Земпера. Он же выводил творчество Макинтоша за пределы «национальной» традиции и сближал его с «космополитической» линией модерна. В этом отношении творчество Макинтоша сопоставимо с творчеством английских художников «Эстетического движения», которое находилось в оппозиции «Движению искусств и ремесел». Произведения Макинтоша, в частности его проект «Дома для любителя искусства», оказали серьезное влияние на развитие европейской архитектуры и, прежде всего, на архитекторов венской школы модерна.
studfiles.net
Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.
Род деятельности: архитектор, художник, дизайнерДата рождения: 7 июня 1868Дата смерти: 10 декабря 1928Гражданство: ШотландияСамые известные работы: новое здание Школы искусств в Глазго, Хилл-хаус, Чайные комнаты в Глазго Сайт: http://www.crmsociety.com/ |
Биография и творчество
Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник стиля “ар нуво” в Великобритании, родился в Глазго, в 1868 году. В 1877—1884 годы учится в колледже (Alan Glen´s High Scool). А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств – архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго. Закончив обучение в 1889 году, Макинтош работает ассистентом в архитектурном бюро «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго. В 1890 году он получает специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.
Чарльз Ренни Макинтош, 'House for an Art Lover' in Bellahouston Park, Glasgow, фото
Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаше всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий.
Чарльз Ренни Макинтош, A Southern Port, фото
В 1893 году Макинтош создает свой первый самостоятельный архитектурный проект – башню для здания “Глазго Геральд”. В это же время он проектирует мебель и интерьеры. Макинтош очень быстро получает широкую известность в Европе.
Чарльз Ренни Макинтош, In Fairyland 1897, фото
Проект здания Школы искусств Макинтоша победил в конкурсе. На протяжении 12 лет велось строительство.В своем проекте Макинтош пошел нетрадиционным путем. Поиски в области новых способов формообразования привели его к методу проектирования “изнутри наружу”. Функциональное назначение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, потребность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остекленность северного фасада.
Чарльз Ренни Макинтош, Interior hall of The Hill House, 1903, фото
Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) – это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды. Школа Искусств в Глазго создавалась именно таким способом.
Чарльз Ренни Макинтош, Library, Glasgow School of Art, 1909, фото
Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго – церковь Куинс-Кросс, школу на Скотланд-стрит.
Чарльз Ренни Макинтош, Ruchill Church Hall, фото
Еще одно направление его деятельности – дизайн жилища. Свое представление о жилье Макинтош воплотил в трех проектах:
Чарльз Ренни Макинтош, The Harvest Moon, фото
Во всех трех проектах используется метод “изнутри наружу” и применяется принцип тотального дизайна – и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектируются как единая гармоничная система.
Чарльз Ренни Макинтош, Wfm scotland street, фото
Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты “ар нуво” – взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется.
Чарльз Ренни Макинтош, Willow Tea Rooms, фото
За свой недолгий век он создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов, которые копировались, копируются и будут копироваться. В его интерьере доминирует геометрия, предметы графичны, конструктивны, а лишнее удалено. Самый известный объект, созданный им,—знаменитый стул с необыкновенно высокой решетчатой спинкой. У него трапециевидное сиденье, прямые ножки. И прямо.таки средневековая монументальность. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор. Эти предметы настолько выразительны и самодостаточны, что требуют особого подхода. Вместе с тем даже одна вещь от Макинтоша характеризует интерьер как неординарный, с претензией на интеллектуальную подачу.
Стул Чарльза Ренни Макинтоша, фото
Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Ч. Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Чарльз Ренни Макинтош, дизайн музыкальной комнаты, фото
Работы Чарльза Макинтоша можно условно разделить на три основные области: общественные здания, частные дома и чайные комнаты. Первый проект чайной комнаты был реализован им в 1900 году, и вероятно является наиболее уникальным вкладом в развитие архитектуры и дизайна, в котором все элементы собрались в единой среде. Эти лёгкие, элегантные и современные интерьеры имели огромное отличие от задымленных улиц и песчаных ландшафтов Глазго.
Чарльз Ренни Макинтош, Хилл-хаус, фото
В 20-х годах всё большее влияние на развитие архитектуры оказывает прогрессивное функционалистическое движение Германии и Австрии. Стиль Макинтоша и Школы Глазго, возникший из традиционной шотландской сельской эстетики и ремесла становятся неинтересны публике.
Чарльз Ренни Макинтош, столовая, фото
В 1923 г. он переехал на юг Франции, где он провел последние пять лет его жизни перед смертью в Лондоне. Несмотря на все разочарования архитектора, его работы в Глазго, многие из которых используются и сегодня, вошли в историю мировой архитектуры и дизайна как одни из самых важных произведений, они актуальны — мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается, а его дизайнерский метод стал основой мастерства для последующих поколений.
Чарльз Ренни Макинтош, цветок, фото
Чарльз Ренни Макинтош, столовая, фото
Чарльз Ренни Макинтош, эскиз настенной декорации, фото
Спасибо автору блога за предоставленный материал http://homy.com.ua
indiv-design.ru
Стиль Макинтош возник в Глазго на рубеже XIX - XX веков, благодаря творчеству шотландских художников во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем (1868-1928). В 1900-х годах сложилась «группа четырёх»: Чарльз Ренни Макинтош, его жена Маргарет Макдональд, Дж.Макнейр и его супруга Френсис Макдоналд (сестра Маргарет Макдоналд). К этой группе присоединилась Джесси Ньюбери, художница по тканям, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был её муж Френсис Ньюбери. Эти художники сумели создать оригинальный стиль, впоследствии получивший название стиль Макинтош.
Основан стиль Макинтош на строгих прямых линиях, значительно отличающихся от прихотливо изогнутых контуров «удара бича» французского Ар Нуво. Чарльз Ренни Макинтош был выдающимся архитектором-декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком, акварелистом. В своих графических работах Чарльз Ренни Макинтош близок течению символизма, он причудливо стилизовал природные формы. В проектах оформления интерьеров «группы четырёх» использовались натуральные материалы: дерево, керамика, медь, латунь. Строгие линии и выверенные пропорции сообщали этим проектам качества гармонии. Стиль Макинтош, или стиль «Стиль Глазго», развивал рационалистические традиции английского искусства, но придавал ему новую романтическую окраску, что выделяло этот стиль из общего рационалистического движения английского Модерна. Особенно знаменитым стали стулья Чарльза Ренни Макинтоша с высокими решетчатыми спинками.
Стиль Макинтош имеет следующие особенности. Прямые линии, объединённые с лаконичными кривыми. Геометрические формы – прямоугольники и квадраты – определяют большую часть декора. Стулья обыкновенно имеют высокие изящные спинки. Буфеты имеют широкие выступающие карнизы. Древесина может быть окрашена в тёмные «мужские» цвета – серый, оливковый, однако зачастую имеет белый или светлый пастельный тон.
В 1900 году состоялась выставка произведений Чарльза Ренни Макинтоша в венском Сецессионе. Она оказала значительное влияние на австрийских художников и, в частности на работу «Венских мастерских». Великий князь Сергей Александрович предложил художнику организовать такую же выставку в Москве. Она состоялась в 1902-1903 годах.
В 1896 году Чарльз Ренни Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Художественной школы Глазго. Он не только выполнил чисто архитектурный проект, но и в сотрудничестве с Маргарет Макдональд разработал оформление интерьеров. Его дизайн, удачно сочетавший чистые, прямоугольные контуры с удлинёнными изысканными формами ар нуво, охватывал всё, начиная от вешалок, осветительных приборов и ковров до мебели и фаянсовой посуды.
В 1897 году Макинтош получил первый заказ - в целой серии – от Куйт Крэнстон. Оформление принадлежавшей ей в Глазго чайной, стало началом сотрудничества, продолжавшегося вплоть до 1917 года. Для комнат на улице Бахэнэн вклад Макинтоша ограничился оформлением стен, а интерьером в целом и его мебелью занимался Джордж Уолтон. Однако при следующем заказе - на чайные комнаты по улице Аргайл – это соотношение поменялось, и там Макинтош пустил в ход свой новаторский дизайн прямоугольного стула. Макинтош продолжал создавать целостные декоративные схемы для чайных комнат на Ингрем – стрит и на улице Сочихолл, где архитектура и дизайн интерьера вместе создают ясную, прозрачную атмосферу. Мебель оставалась строгой по формам и декору, демонстрируя его любимую «светлую женскую» и «тёмную мужскую» цветовые гаммы. Значение, которое Макинтош придавал целостному дизайну, объясняет, почему для он разрабатывал даже форму чайных ложек и покрой платьев официанток.
Среди других заказчиков мастера были финансист и главный покровитель Венских мастерских Фриц Варндорфер, для которого он создал проект музыкального салона, и издатель Уолтер Блеки, заказавший Холл Хаус недалеко от Лондона.
Чарльз Ренни Макинтош – лидер международного модерна, до наших дней остаётся одним из наиболее талантливых архитекторов и дизайнеров мебели, текстиля, интерьеров.
C уважением, Елена Жилина.+7 (495) 364-93-23Цена, рубли | |
Стул | 5000 - 20000 |
Кресло | 10000 - 30000 |
Диван | 30000 - 60000 |
Стоимость, рубли | |
Стол | 10000 - 40000 |
Буфет | 30000 - 80000 |
Шкаф | 30000 - 80000 |
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
restavraciy.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений