Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Глава 2. Внутренний интерьер храма. Церкви интерьер


Глава 2. Внутренний интерьер храма

Глава 2. Внутренний интерьер храма

Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.

Притвор (греч. нартекс) есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся к Св. Крещению.

Притвор

Средняя часть храма, называемая иногда нефом (от лат. navis – корабль), т. е. кораблем, предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших Крещение.

Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий – базилик. Начиная с IV в. тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространенным элементом христианской архитектуры. Достопримечательные места в этой части – солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея – возвышенная часть перед иконостасом часть храма, устроенная для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для всех предстоящих. В древности солея была очень узкая.

Амвон – греческое слово, в переводе на русский язык означает «восхождение». Первоначально он представлял собой платформу со ступенями. С V–VI вв. амвон – это стационарная конструкция внутри византийских церквей (обычно в центре храма), имеющая форму цилиндрического возвышения с примыкающими с восточной и западной сторон лестницами и соединенная с алтарем огороженным проходом-солеей. Амвон строился из мрамора и украшался резьбой, скульптурами и мозаиками. С XV в. в греческих церквях амвон приобрел форму беседки или балкона у одной из колонн или отсутствовал вовсе. Именно на амвон восходил чтец (греч. анагност) для возглашения различных богослужебных текстов. После XVII в. амвоны византийского типа вышли из практики. Сейчас амвоном называется полукруглая средина солеи против Царских врат.

С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди.

Солея и амвон

Клиросы (с греч. жребий, достояние) – конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. Клирос – место для низших клириков – церковнослужителей, которым выпал «жребий» священнослужения и которые поэтому являются достоянием Самого Бога.

К клиросам прикрепляются хоругви, т. е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Клирос

Иконостасом называется обставленная иконами, иногда в несколько рядов, стена, отделяющая среднюю часть храма от алтаря.

В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. На этих решетках впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и целования их верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом) неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит вместе с земною. Этот обычай ставить на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего иконопочитание. С течением времени иконостасы стали возвышаться – появилось несколько ярусов или рядов икон. Иконы высоких иконостасов располагаются в определенном порядке.

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов; на боковых дверях – иконы Архангелов или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божией Матери и особо чтимого святого.

Иконостас

Во втором ярусе над Царскими вратами – Тайная Вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис», или моление, а по сторонам иконы св. Апостолов.

В четвертом ярусе (над «Деисисом») – Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам – иконы св. пророков и патриархов.

В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных праведников.

На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и св. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем верующие во Христа Иисуса находятся в духовном единении, кого они имеют предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляют единую Церковь Христову. Иконостас – это «лествица Иакова» (ср.: Быт. 28, 12), по которой восходят и нисходят не только св. ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Человеку, стоящему лицом к иконостасу, представляется, таким образом, весь сонм святых живых, «движущихся» вверх и вниз.

В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средняя дверь называется – Царскими вратами, а боковые – северной и южной. «Царскими» вратами она называется потому, что через них во время Литургии невидимо проходит Царь славы Иисус Христос для напитания верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию.

Царские врата также называются святыми, так как через них выносятся Святые Дары. Они имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и выходить из него простым людям (мирянам) – ими проходят только лица освященные, имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи. За Царскими вратами в алтаре привешивается «завеса» (по-греч. катапетасма), которую во время богослужения то задергивают, то отодвигают, сообразно со значением молитв и священнодействий того или иного момента богослужения. Завеса напоминает верующим о непостижимости тайн Божиих. Открытие завесы означает откровение тайны нашего спасения и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия, задергивание ее напоминает о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства Небесного.

Алтарь (лат. аltar, altare, altaria), вероятно, от alta ara – возвышенный жертвенник, – составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения.

Алтарь

В Священном Писании слово «алтарь» (в том числе и в славянских переводах) означало специально созданное возвышение для принесения на нем жертв Всевышнему Богу (напр.: 2 Пар. 26, 16; Пс. 50, 21; 83, 4). В языческих культах классической античности также существовали жертвенные алтари – природные или искусственно созданные возвышения из камней, земляные насыпи и т. п. Позже появились сложные архитектурные сооружения из мрамора со множеством украшений.

В латинских христианских текстах под словом «алтарь» обычно подразумевается стол для принесения евхаристической Жертвы, то есть св. Престол. Однако в славянской (и, в том числе, русской) традиции термин «алтарь» закрепился не за самим св. Престолом, а за той частью храма, где находится св. Престол и которая называется также алтарным пространством.

В Православной Церкви алтарь (алтарное пространство) всегда устраивается в восточной (за крайне редкими исключениями) половине храма, ближе к апсиде, часто на возвышении, к которому из центральной части ведут одна или несколько ступеней. Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь Иисус Христос шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса.

В некоторых храмах имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит свое название, а остальные алтари называются «приделами».

В алтарь никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не разрешается, так как алтарь – это особо святое место. Поэтому вход в него доступен для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступен (за редким исключением) для мирян, особенно для женщин. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Наиболее важные предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Наиболее важная часть алтаря – святой Престол (по-греч. трапеза), знаменующий собой Престол невидимого Бога.

Он изображает место таинственного присутствуя Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда Престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», т. е. за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово.

Первые Престолы, их иногда называли мензами, изготавливались из дерева или камня и были портативны. Начиная с IV в., когда их место в церкви было окончательно определено, Престолы стали делать из камня в виде невысокого столика на четырех ножках и ставить перед алтарной апсидой. Впоследствии вместо четырех ножек Престолы стали устанавливать либо на одной ножке, либо на каменном основании, наподобие фундамента.

В послеиконоборческое время, начиная с X в., Престолы стали устанавливать в глубине алтарной апсиды. Начиная с XV–XVI вв. их делают либо в виде каменных монолитов, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху, которую покрывают снаружи тканью.

Престол

Современные Престолы представляют собой стол с крышкой квадратной формы. Их изготовляют из твердого материала: дерева, камня, металла. Это имеет символическое значение, т. к. Христос – краеугольный камень и твердое основание Церкви. Престол располагается посреди алтаря, напротив Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем подается Божественная пища верующим всех четырех сторон света.

Поскольку Престол имеет значение и Гроба Христова, и Престола Божия, он имеет два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которой было обвито тело Иисуса Христа при погребении. Верхняя одежда называется индитией (с греч. – одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала, так как она изображает собой славу Престола Божия.

Индития может быть темного цвета, а на пасху, в честь христианской радости – светлой. Срачица и индития покрывают Престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад или мраморную доску. Престол покрывается покрывалом.

Уже с самых ранних времен существования Церкви была традиция полагать мощи под Престолами храмов. С VIII в. (7 Правило VII Вселенского Собора) положение мощей стало обязательной частью чина освящения церкви. Мощи влагались либо в основание Престола, либо в специальное отверстие под ним.

На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, Крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.

Антиминс (от греч. анти – вместо, и лат. mensa – стол, т. е. – «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, четырех евангелистов и орудий страданий Иисуса Христа и с зашитою под изображением частицею св. мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На Престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена.

Антиминсы возникли еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устанавливать Престолы и под ними полагать мощи святых. Антиминсы для большей сохранности заворачивают в другой плат, называемый, илитоном (с греч. – обвертка, повязка). Он напоминает собою «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении.

Евангелие – (с греч. – благовестие) как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа – Учителя, просветившего людей светом евангельского учения.

Напрестольное Евангелие

Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями – на верхней части изображение Воскресения Спасителя, а по сторонам – четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа.

Поскольку Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения. Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.

Дарохранительницу и мирницу (мирохранительницу) располагают в восточной части св. Престола.

Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре.

В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу в целях охранения от пыли иногда закрывают стеклянным футляром.

Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей.

Дарохранительница

Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира.

Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория[2] висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом ставится подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а также запрестольный Крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Св. Духа.

Запрестольный Крест и икону выносят во время крестных ходов.

Место за Престолом по направлению к Востоку называется Горним, т. е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его «горним Престолом». Горнееместо – это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище епископа (по-греч. синтрон). Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы – Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо.

Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, располагающийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от Престола.

Дароносица с принадлежностями

Жертвенник представляет собой стол, по величине меньший Престола, который облачают в такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии – проскомидии – приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, т. е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением, т. е. местом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его страданий.

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.

Крест запрестольный

Дискосом (с греч. – глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются Св. Агнец, т. е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное Тело Христово, а также вынутые из просфор частицы.

Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и гравируются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй (т. е. берущий на Себя) грехи мира». В разные моменты Литургии дискос знаменует собой то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело.

Потир (с греч. – чаша, сосуд для питья) – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову.

Дискос со звездицей

На чаше изображается Христос, Божия Матерь, св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим ученикам под видом вина собственную Пречистую Кровь. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир символизирует собой прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

Звездица (слав. – звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно.

Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем полагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует собой ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.

Потир

Копие – нож с черенком, изготовленный на подобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его «прободения», а также для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя.

Лжица – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян.

Она знаменует собой те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Так «угль» Св. Тела и Крови Христовых очищает тело и душу верующих.

Лжица

Звездица

Губа, или губка – это высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц после причащения, полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью.

Покровы – употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым – потир, третьим – и потир и дискос вместе.

Воздух и покровцы

Первые два носят название покровцов, а третий – покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами. Покровом священник колеблет над Святых Дарами во время пения Символа веры, потрясает воздух и тем изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни – сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе; плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; камень, приваленный к двери гроба.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Церкви Покровского собора. Интерьер верхнего яруса Покровского собора

Потайная лестница ведёт из подклета  в прямо в церковь Покрова Богородицы.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ

Церковь, освященная во имя праздника Покрова Пресвятой Богородицы служит главным храмом комплекса. По ней и весь собор называется Покровским.  Храм Покрова построен по типу: «восьмерик на четверике». Зодчие выполнили переход между восьмериком и четвериком при помощи треугольных сводов и объединили их полуколоннами, обрамляющими многочисленные порталы, и оконными нишами.

Порталы и окна идут вдоль четверика и первого яруса восьмерика зрительно объединяя их. Переход между четвериком и восьмериком получается совершенно незаметным.

Такая конструкция обеспечивает высотность строения, его устремлённость ввысь. Двухъярусный восьмерик перекрыт шатром, буквально взлетающим в небо. Восьмигранный шатёр, в свою очередь, увенчан небольшим световым барабаном и, наконец, перекрыт шатровым сводом. Шатёр украшен древней фресковой росписью XVI века. Она отличается очень необычным геометрическим орнаментом. Подобные росписи чрезвычайно редки для русской храмовой живописи того времени.

Фрески собора отреставрировали в ХХ веке. Под шатром между красными карнизами виден текст, состоящий из пяти рядов буквиц. Это закладная летопись, раскрытая в 60-е годы ХХ века. Точная дата окончания строительства собора стала известна благодаря этой храмозданной надписи. Она гласит, что собор осветили на день Петра и Павла в 1561 году. Выходит, что собор строили 6 лет. Однако, в ту пору работы велись не круглый год, а лишь в тёплое время года, во время строительного сезона. Сезон приходился на конец весны, лето и начало осени. В общей сложности собор строили около четырёх лет чистого времени (без учета зим).Высота букв закладной летописи разная — от 60 см до 1 метра. В среднем она составляет около 90 см. Разная высота буквиц нужна  для того, чтобы с точки зрения человека, стоящего в храме, они выглядели одинаковыми.

На стенах сохранились различные образцы росписей, которые украшали собор на протяжении его долгой истории.

Роспись Покровской церкви

Вначале храм расписали под основные строительные материалы того времени– кирпич и белый камень, В XVII веке появился цветочно-травный орнамент. Если в старину собор был расписан в технике фрески, то в XVIII веке применили уже масляную живопись.

Иконостас Покровской церкви хорошо сочетается именно с пышной росписью XVII столетия, потому что он выполнен в то же самое время.

Иконостас Покровской церкви

Это тот самый иконостас из  собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, не сохранившегося до наших дней. Такой иконостас называется каркасным или рамочным. Он богато украшен резьбой по дереву и прорезным оловянным позолоченным кружевом.

Прежний иконостас Покровского собора был продан в церковь села Свитуха Тверской губернии, потому что вышел из моды.  Устаревший средневековый иконостас заменили барочным, считавшимся более красивым и изящным.

Храмовая икона «Покров Пресвятой Богородицы» в иконостасе Покровского собора

В Покровской церкви находится настенная икона, перенесённая с южной наружной стены колокольни.

«Покров с предстоящими Василием Блаженным и Иоанном Блаженным» с традиционным сюжетом «Чудо на море».

Подобная икона находится и в церкви Василия Блаженного в нижнем ярусе храма.Три выхода из церкви Покрова ведут к трём большим боковым церквям, сориентированным по сторонам света.

ВНУТРЕННЯЯ ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯМетодические рекомендации к проведению экскурсии: внутреннюю галерею логично рассматривать в проходе между церквями Киприана и Иустины и Трёх Патриархов Константинопольских.Здесь очень уместно спросить: «В какой стороне находится Красная площадь?» (Красная площадь — на севере. Она находится там, где церковь свв.Киприана и Иустины).

Здесь желательно вспомнить, что в соборе девять церквей. Можно спросить: «Сколько церквей  видно с этой точки?» Нужно обернуться вокруг себя. С каждой точки на внутренней обходной галерее всегда видны четыре церкви.

Обходная галерея Покровского собора

Одна из них — центральная церковь Покрова Богородицы, вторая — это одна из 4-х больших церквей, третья и четвёртая — две из малых церквей, стоящих вокруг центрального шатра. Один из храмов всегда оказывается перед зрителем, а другой всегда позади него.

Внутренняя обходная галерея опоясывает центральную Покровскую церковь.  По ней можно обойти вокруг центрального храма и попасть в любую из боковых церквей.  Вокруг всех церквей есть гульбище обходной внешней галереи.

Внешняя обходная галерея-гульбище

Между каждыми двумя церквями с внутренней обходной галереи есть проходы на внешнее гульбище.

Проход на внешнее гульбище обходной галереи Покровского собора

ЦЕРКОВЬ ТРЁХ ПАТРИАРХОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ

Портал церкви Трёх Патриархов Константинопольских

В церкви Трёх Патриархов Константинопольских стоит обратить вниманием  на низкую загородку у иконостаса, в народе называемую «загон для козочек». В этой церкви могут идти богослужения и молебны и, если нужно, то эта конструкция разбирается за две минуты. В церкви Трёх Патриархов Константинопольских установлен иконостас XIX века. Она закрыта для посещений.

Освящение церкви в честь Трёх Патриархов  Александра Иоанна и Павла Нового напрямую связан с Казанским походом — память патриархов празднуется 30 августа — день победы на Арском поле над конницей хана Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казани.

Следующий храм освящён во имя Живоначальной Троицы.

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ

ориентирована строго на восток, это один из четырёх больших боковых храмов Покровского собора. Он напоминает центральную Покровскую церковь. Все восемь боковых церквей построены по общему принципу: они столпообразные, то есть имеют вид башни. В столпообразных церквах нет внутренних опор и перекрытий. Они отличаются от Покровской церкви тем, что гораздо проще по конструкции. Четверика в этих храмах просто нет, восьмерик (восемь стен) начинается сразу от уровня пола, состоит из нескольких ярусов и завершается не шатром, придающим церкви высотность, а восьмигранным барабаном и сводом.

Подобная система кладки свода именуется итальянским сводом. Кирпичи в нём выложены кольцами. В Италии подобную кладку свода применяли в XV веке, а в Московии стали делать позже —  в XVI -ом столетии.

Верхний купол украшен спиралью, выполненной в технике фрески.

Церковь выглядит так, как она выглядела в древности, то есть просто побелена изнутри. Побелили её в XVII веке, роспись XVI века не обнаружена. Возможно, церковь Троицы и была расписана, но фрески до нашего времени не сохранились.Интересным архитектурным украшением служат и ступенчатые подоконники окон. Они имеют и функциональное назначение, потому что хорошо отражают и рассеивают свет. Окон в церкви мало, они достаточно узкие, однако интерьер церкви наполнен воздухом и светом, потому что свет попадает на каждую ступеньку, отражается от них и рассеивается по всей церкви.

Выше устроен пояс машикулей (декоративные бойницы), поскольку храм строили как памятник в честь военной победы.

Над окнами заметны маленькие круглые отверстия – это голосники. Подробнее о них рассказано в статьях «Подцерковье Покровского собора» и «Храм Живоначальной Троицы в Никитниках». Голосники горлышками смотрят вовнутрь церкви. Их может быть разное количество — от 6-8 до 37 — причём они не всегда заметны.

На стене под окном видно круглое отверстие — голосник

Вопреки распространённому мнению голосники не усиливают звук, а очищают его от лишних звуковых колебаний. Звук становится сочным и ярким. Песнопения, молитвы и проповеди в таком храме всегда отчетливо слышны.В Троицкой церкви реконструирован древний тябловый иконостас.

Тябловый иконостас Троицкой церкви Покровского собора

Здесь нет копий, в церкви представлены только подлинные средневековые  иконы. Соборная икона Троицы написана во второй половине XVI века, она всегда находилась в Покровском соборе. Её иконография напоминает знаменитую рублёвскую икону, но «Троица» Рублёва совершенно иная по цвету, по колористическому решению.

Храмовая икона Троицкой церкви

«Троицу» Андрея Рублёва признали каноничной на церковном соборе в 1551 году и все иконы, которые были написаны после 1551 года на протяжении двух последующих веков напоминают именно этот образ.

Освящение церкви в честь Живоначальной Троицы связывают с почитанием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Другие исследователи склоняются к мнению, что Троицкий придел устроен в память о предыдущей Троицкой церкви, которая существовала на этом месте до постройки Покровского собора.

ВНЕШНЯЯ ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ

идёт вокруг всех девяти церквей. Изначально она была открытой. В XVII веке над ней устроили перекрытия.При реставрации галереи сохранили фрагмент древней росписи. Несмотря на то, что краски здесь не особенно яркие, рисунок читается довольно отчетливо.

Художник писал легко и свободно. Он совершенно не был скован архитектурными деталями – он «ломает»и цветок, и стебель, переходя с плоскости на плоскость. Роспись от этого ничего не теряет, а архитектурная конструкция, наоборот, выигрывает.В галерее сохранились и росписи XIX века. Здесь рисунок подчинён архитектурной конструкции и вписан в неё. По архитектурным срезам можно видеть, что реставраторы, чтобы  добраться до древней росписи, сняли от семи до девяти слоёв штукатурки.

Следующая церковь освящена во имя Александра Свирского.

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

Этот храм относится к числу малых церквей собора.В его иконостасе находится храмовая икона Александра Свирского, связанная с событиями Казанского похода. Когда Иван Грозный уходил в поход на Казань, он молился всем новоявленным святым, в том числе и святому Александру Свирскому.

Икона «Александр Свирский в житии»

Малые церкви впитали в себя черты как центральной церкви, так и церквей, сориентированных по сторонам света. Как и в центральной церкви, нижний ярус в них выполнен в виде четверика, который переходит в восьмерик.

Но если в храме Покрова это было обусловлено конструктивной необходимостью , то в малых церквах такую композицию применили исключительно в декоративных целях, чтобы связать все церкви в единый ансамбль.Интерьер церкви расписан под кирпич и белый камень.

В стенах видны отверстия голосников.Тябловый иконостас  с древними иконами представляет собой реконструкцию ХХ века. В верхнем чине установлены самые древние иконы Покровского собора рубежа  XV-XVI веков.

Иконостас церкви Александра Свирского

В местном чине находятся более поздние иконы XVI-XVII веков.

Освящение храма в честь Александра Свирского связано с покровительством русских святых армии Ивана Грозного в походе на Казань. Также святому Александру Свирскому молятся о продлении рода, что было очень актуально для царя. Следует помнить, что митрополитом московским в это время был Макарий, он ранее занимал новгородскую архиепископскую кафедру и для него было логичным освятить храмы в честь новгородских святых, коими являлись Александр Свирский и Варлаам Хутынский.Следующая большая церковь освящена во имя Николая Великорецкого.

ЮЖНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ВЕЛИКОРЕЦКОГО

Иконостас и интерьер церкви Николая Чудотворца Великорецкого относится к XVIII веку.

В городе Вятке, откуда происходит образ святого Николая, случился страшный пожар во время которого сгорело множество всякого добра и ценностей, а этот образ уцелел и оказался лишь чуть-чуть закопченным.Образ славился тем, что он был чудотворен, а все чудотворные  иконы всегда привозили в Москву и делали с них списки. Чудеса от образа святого Николая стали происходить вскоре после Казанского похода. Поэтому, царь повелел привезти икону в Москву и сделать с неё список. Везли святыню окружным речным путём, по вновь присоединённым землям. Во время этого путешествия от иконы случались разные чудеса и исцеления. Очень много людей, живших на Казанской земле, добровольно обратились в христианство при помощи этого образа. Насильственной христианизации не было, люди видели чудеса, происходившие от иконы святого Николы и добровольно принимали веру Христову.

Фрагмент росписи церкви святого Николая Великорецкого

По прибытии в Москву для чудотворной иконы святого Николы устроили торжественное сретенье (встречу). Лучшие иконописцы сделали с неё списки. Подлинный образ некоторое время находился в этом храме. К сожалению, во время пожара подлинник оказался утрачен.

Иконы святого Николая Чудотворца в Никольской церкви Покровского собора

С образом святого Николая связано изменение архитектурного облика Покровского собора. Дело в том, что царь Иван IV Грозный заказал построить восемь церквей, а зодчие возвели девять. Это была конструктивная необходимость, ведь авторы собора знали, что симметричный храм будет выглядеть лучше, благолепнее, чем асимметричный. Таким чудесным образом устроилась ещё одна церковь, которая не вошла в логику посвящения победам Казанского похода.

Роспись церкви святого Николая Великорецкого

Образ святого Николая как бы сам нашел себе место и, по легенде, заложил новую церковь.В Никольском храме на полу сохранился подлинный дубовый паркет.

Дубовый паркет церкви св. Николая

ВНУТРЕННЯЯ ОБХОДНАЯ ГАЛЕРЕЯ

В соборе легко отличить древний интерьер от более позднего. В древних помещениях везде сохранился кирпичный пол, если полы застелены белым камнем, значит это поздние перестройки.В Покровском соборе примерно одинаковое количество древнего кирпича и кирпича-новодела. Древние кирпичи выглядят темнее и выше.

Древняя и новая кирпичная кладка в интерьере обходной галереи Покровского собора.

Та же кладка, где кирпич заметно светлее и меньше по размерам, переложена в ХХ веке. Этому есть простое объяснение — современный кирпич истирается, а древний кирпич значительно прочнее, он устойчив к влияниям окружающей среды.Во внутренней обходной галерее есть ещё одна необычная конструкция, которой мы не видели ранее – это плоский потолок.

Для людей XXI века плоский потолок — обычное явление. В XVI веке плоский кирпичный потолок был уникальным явлением. В России ни в одном другом помещении пока не обнаружено такой конструкции, это единственный древний плоский каменный потолок. В Европе такой плоский каменный потолок появляется лишь с изобретением цемента в XIX веке. Во внутренней обходной галерее Покровского собора потолок сделан целиком из кирпича.Сейчас подлинная кладка закрыта росписью «под кирпич». Выкрашенные в белый цвет фрагменты тоже сделаны из особого фигурного кирпича. Размер кирпичных плиток виден  на расчищенном фрагменте.

Секрет такой кирпичной кладки не разгадан до сих пор. Для его крепления использовали очень прочный раствор, состоящий из гашеной извести, песка и яичных белков. Но самая большая загадка в том, как зодчие смогли рассчитать максимальный угол, который можно было дать при кладке, чтобы потолок держался. Каждый кирпич положен под очень большим углом к соседнему. Будь этот угол ещё чуть больше, потолок бы обрушился. Найдена критическая кривизна, потолок держится пятое столетие, кажется нам плоским, а работает как свод. Это уникальное инженерное решение XVI века.

ЦЕРКОВЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО

Малая церковь Варлаама Хутынского находится в юго-западном углу Покровского собора.Царские врата в иконостасе храма Варлаама Хутынского расположены не в центре, как того требуют каноны, а заметно смещены влево.

Иконостас храма Варлаама Хутынского

Дело в том, что алтарь церкви также сдвинут относительно центральной оси храма, чтобы оставить место для внутренней обходной галереи.Храм посвящён Варлааму Хутынскому — очень почитаемому новгородскому святому. Убранство этой церкви напоминает древние новгородские храмы.Здесь сохранился древний тябловый иконостас.В этом храме находится древний многофигурный образ именуемый «Видение пономаря Тарасия».

«Видение пономаря Тарасия»

Это очень редкий образ, таких икон сохранилось ничтожно мало. Ценность её заключается в том, что это великолепный иконографический источник по топографии древнего Новгорода. На иконе изображены Торговая сторона, Детинец, и Ильмень озеро, вышедшее из берегов.

Сюжет иконы связан с известным чудом, произошедшим на Новгородской земле. Действие происходит в Варлаамо-Хутынском монастыре. Новгородцы погрязли в грехах, за это Господь наслал на них кару: в городе случились наводнение и пожар (зарево огненное), черные ангелы, поражают людей стрелами. Три фигурки на иконе — это изображение пономаря Тарасия, который трижды поднимался на колокольню и смотрел, что происходило над городом.

Фрагмент иконы «Видение пономаря Тарасия»

Видение пономаря Тарасия произошло в 1505 г. За ним стоят реальные события новгородской истории. Согласно рассказу, в 1505 году чтимый новгородский преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором (чумой). Через три года после эпидемии последует пожар. Действительно, в 1506–1508 годы Новгород постигли предсказанные бедствия. Вначале новгородский люд страдал от моровой язвы. В 1508 году страшный пожар опустошил город, согласно летописи в огне погибло 2314 человек.Для историков икона является живописным источником. Благодаря изображению «Видения» на новгородских иконах, имеется возможность составить представление о не сохранившихся постройках Новгорода (например, о церкви Бориса и Глеба, рухнувшей в 1652 году).

Освящение храма в честь Варлаама Хутынского связывают с монашеским именем отца Ивана IV. Перед кончиной великий князь Василий III Иоанович подстригся в монахи с именем Варлаама.

ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим

Церковь входа Господня в Иерусалим имела особый статус. Сюда совершались «Шествия на осляти» из Успенского собора Кремля. Церемония проходила за неделю до пасхи, на Вербное воскресенье. При огромном скоплении народа на Красной площади митрополит садился на осла (если осла не было, брали коня), царь брал осла под уздцы, и вёл из Кремля на Красную площадь.На западе Вербное воскресенье называется Пальмовым, пальмовые ветви христиане привозили из паломничества в Иерусалим. Храмовый образ отвечает традиционной иконографии Входа Господня в Иерусалим. На осле едет Иисус Христос, за ним идут ученики, их встречают горожане и под ноги ослу кидают белую рубаху (символ чистоты) и пальмовые ветви.

Храмовый образ церкви Входа Господня в Иерусалим

На другой иконе изограф добавил интересную деталь: на пальме сидят любопытные дети. Под ноги ослу бросают красную рубаху, ведь красный цвет означает царственность, а под ногами у осла видны традиционные для Руси ветви вербы.

Поскольку пальмы в нашем климате не растут, то в русском обычае пальму заменяют вербой, а Пальмовое воскресенье называют Вербным.

Освящение церкви в честь Входа Господня в Иерусалим связывают с торжественным въездом в Москву царя Ивана Грозного.

ЦЕРКОВЬ ГРИГОРИЯ АРМЯНСКОГО

Иконостас церкви Григория Армянского

Церковь посвящена Григорию Армянскому, но его иконы здесь нет. Зато здесь находится уникальная икона XVI века, происходящая из Кремлёвских соборов. Она именутется «Собор Александра Невского» с 33 клеймами или, иными словами, святой «Александр Невский в житии».

Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский в житии»

Освещение церкви в честь Григория Армянского связывают со взятием Арской башни 30 сентября (13 октября по новому стилю, за день до Покрова), память этого святого празднуется в этот день.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО СОБОРНОГО КРЫЛЬЦА

На северо-западном крыльце собора интересны росписи XVII века.

Это процветшая виноградная лоза, известная нам по изображениям в церкви Василия Блаженного и в подцерковье Покровского собора. Она символизирует райский сад, райские цветы. Русские мастера XVII века писали русские же лесные и полевые цветы. В таком орнаменте встречаются ромашки, васильки, незабудки, Иван да Марья, и прочие луговые и лесные цветы. Этот орнамент, как ни странно, получил название «тюльпанового периода».С внутреннего крыльца по лестнице можно спуститься наружу, в настоящее время это единственный выход из Покровского собора.

Украшения фасадов, также, как и конструкция крыльца, должны были зрительно увеличивать высоту Покровского собора. Все архитектурные приёмы настолько продуманы и ритмичны, что здание казалось выше, чем оно есть на самом деле. Напомним, что высотой в Средние века выражали красоту. Высота также служила символом величия. Заказчик собора царь Иван Грозный впервые в русской истории принял титул «царя», его предшественники носили лишь титулы «великих князей». Иван Грозный венчался на царство, получил новый титул и добился его признания на Вселенском Соборе. Изменился статус государя, изменился статус государства и высота этого храма явилась архитектурным отражением изменённого статуса. Русский царь стал не просто вровень с европейскими государями, но по отношению к некоторым из монархов он стал выше. Соответственно изменился и статус государства. Государство собирало новые земли,  обрастало ими, расширяло свои границы. Покровский собор стал архитектурным отражением символа величия и мощи государства и государя, как такового.

ЦЕРКОВЬ КИПРИАНА И ИУСТИНЫ

Подробно о храме будет отдельная статья. Здесь упомяну, посвящение церкви этим святым связано со штурмом Казани 2 октября (15 октября по старому стилю), на следующий после Покрова день.

Покровскому собору посвящена серия статей:ВОКРУГ ПОКРОВСКОГО СОБОРАЦЕРКОВЬ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГОПОДЦЕРКОВЬЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРАНИЖНИЕ СЕНИ ПОКРОВСКОГО СОБОРАИКОНА СВ. МАКСИМА БЛАЖЕННОГОИНТЕРЬЕР ВЕРХНЕГО ЯРУСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА

Статья составлена по материалам лекции, проведённой методистом Государственного Исторического музея в феврале 2014 года.

kraeved1147.ru

Интерьеры Византийских храмов

Внешнее убранство храмов в эпоху раннего христианства, было более простым, чем внутреннее. Внутренние интерьеры византийских храмов создавались из мрамора, имели обилие мозаики, которая была и на стенах, и на полу. Позолота покрывала колонны и стены, с вырезанными на них фресками. Большие окна служили для проникновения внутрь максимального количества света, который позволял осветить большие помещения храмов той поры. Первоначально базилика, на основе которой они строились, не имела ряда архитектурных элементов, которые были привнесены в конструкцию христианскими мастерами позднее.

В торце храма расположен выступ в форме полукруга. Это апсида, в которую входит одна из частей алтаря. Закрывает апсиду сомкнутый свод. Апсида
↑ Апсида
У боковых нефов перекрытия были более низкими, чем у расположенного в центре. В связи с этим окна клерестория освещали все помещение целиком, сверху. Хорами называется второй ярус боковых нефов, на котором стояли женщины во время церковной службы. Если хоров не было, они стояли вместе с мужчинами внизу.Главный и боковой нефа разделяли ряды колонн с аркадами. Аркады опирались на колонны, и могли иметь сразу несколько ярусов.                                                  
Клересторий. Хоры. Аркада ↑
Алтарь в храме стоял на возвышении, и отделялся от остального зала перегородкой – преградой. Ступать на возвышение разрешалось только священнослужителям.       
 ↑ Алтарная преграда
В первых христианских церквях амвон, размещался у хоров, или под сводом купола. Амвон – это символ камня у Гроба Господня.
Амвон ↑
Храмы на Ближнем Востоке были гораздо более простыми и аскетичными, чем римские и византийские.                                                               Интерьеры храмов Ближнего Востока
 ↑ Интерьеры храмов Ближнего Востока
В окнах были вставлены искусно вырезанные решетки, которые дробили лучи света, проходящего сквозь них. Этим добивались особой атмосферы в храме.
Окна ↑
Не только стены, но и пол в части церквей были украшены цветной мозаикой, которая образовывала геометрические узоры.                                                          
 ↑ Мозаики из мрамора

 

Сохранить

ri-kam.ru

Интерьер храма

Митрополит Питирим (Нечаев)

Как уже было сказано, православный храм имеет трехчастное строение. Главный вход в храм обычно находится в западной его части. Войдя, человек сначала попадает в притвор, а оттуда — в основной объем храма. Впереди себя он видит иконостас, отделяющий алтарь — главную часть храма, в которой совершаются основные таинства. Следует помнить, что в убранстве храма — как внешнем. так и внутреннем — нет ни одной случайной детали, каждая из них имеет свое символическое истолкование.

Интерьер храма выглядит следующим образом. Впереди возвышается иконостас, имеющий несколько ярусов. Первый ярус, как правило, более двух метров, дальше — меньше. Количество ярусов тоже ограничено высотой храма и может доходить до семи, обычно же — три-четыре. Православный человек, совершая свою молитву, внутренне переживая богослужение, естественно, стремится быть в соборности с живыми людьми, которые молятся вместе с ним, и в то же время — с теми, кто прошел тем же путем до нас. Изображения святых в иконостасе и на стенах помогают почувствовать близость Церкви Небесной. Высокий иконостас, полностью отделяющий алтарь от основного храма — чисто русская особенность. Возникновение его относится к XIV в. и связывается с именем преподобного Андрея Рублева. Иконостас сосредоточивает внимание верующих на тех событиях, которые символически отражены в церковной службе. В середине иконостасной преграды расположены так называемые Царские врата, через которые может входить священник, причем только в полном облачении. Они называются Царскими потому, что Бог, Царь вселенной, входит этими вратами на Великом входе, а также потому, что ими однажды в жизни, в день коронации, мог войти русский царь; потому, что в Византии царь с блестящей свитой приносил хлеб и вино и передавал их Патриарху—именно у Царских врат.

Некоторых смущает, что иконостас полностью закрывает алтарь, они думают, что эта преграда мешает восприятию богослужения. Однако это не так. Православный человек, совершая свою молитву, внутренне переживая богослужение, естественно, стремится быть в соборности с живыми людьми, которые молятся вместе с ним, и в то же время — с теми, кто прошел тем же путем до нас. Изображения святых в иконостасе и на стенах помогают почувствовать близость Церкви Небесной.

За иконостасом — алтарь. Посредине в алтаре расположен престол — квадратный стол, на котором совершается богослужение. На нем лежат крест, Евангелие, стоит дарохранительница — небольшое сооружение в виде церкви, с ящичками, в которых лежат запасные святые дары для причащения больных. Все предметы богослужебного обихода благоговейно украшались, что рождало особый вид искусства, самобытно выразившегося в мелкой пластике. Слева от престола — квадратный стол меньшего размера, жертвенник, на котором готовятся хлеб и вино для освящения. Там же в алтаре есть еще маленькие столики, аналой (столик-пюпитр для книг), в алтаре также находятся облачения священника.

По стенам храма располагаются иконы—они могут быть в резных золоченых киотах или в виде росписи на стенах. Часто в храмах можно увидеть ковчеги из дерева или металла с частицами мощей прославленных святых.

Святыни храма.

Святынями храма являются мощи святых, крест, чтимые иконы.

Крест

Ппочитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки и воспроизводить его как символ казалось слишком жестоко. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, которому, по преданию, перед решающей битвой с Максенцием в 312 г. На небе явилось знамение креста со словами "сим победиши". Константин Великий приказал изобразить знак креста на своих знаменах и действительно победил. Позднее, в 327 г. его мать, благочестивая царица Елена, предприняла паломничество в Иерусалим с целью отыскать подлинный Крест, на котором был распят Христос. Обретение сопровождалось чудесами, в частности, воскрешением мертвого. Обретенный крест был поставлен — "воздвигнут" — в центре Иерусалима, в честь чего Церковью был установлен праздник Воздвижения (празднуется 27 сентября по новому стилю). После этого крест стал символом победы в широком смысле — победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. Крест сопровождает христианина всю его жизнь — от купели крещения до могилы. Наиболее характерная для Православия форма креста — восьмиконечная — с двумя горизонтальными перекладинами и одной наклонной. Однако признаются и другие формы.

Наша современная форма крестного знамения совершается следующим образом. Три пальца соединяются как знак единства Лиц Святой Троицы, два, символизирующие Божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа, объединенные в Воплощении — прижимаются к ладони. Крест кладется на лоб, на "вздох", где кончается грудная клетка, затем на правое и левое плечо. До реформы Патриарха Никона пальцы складывали не так. Три, первый, четвертый и пятый, объединялись, а второй и третий образовывали буквы I С — Иисус. Католики крестятся всей рукой и слева направо. Армяне, копты крестятся одним пальцем, символизирующим Единого Бога.

Крест является обязательным атрибутом православного храма. Он увенчивает купол, в самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь — чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по наперсному, нагрудному кресту. Православный обычай — после окончания службы обязательно приложиться к кресту, который специально для этого выносит священник или к Распятию. Распятие — это Крест с изображением распятого Христа.

Чтимые изображения креста нередки и в самих храмах. Например, в московском храме иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе находятся искусно вырезанное деревянное Распятие XVIII в. и крест, некогда стоявший в часовне у Крестовской заставы на месте, где московское духовенство в 1652 г. встречало мощи Святителя Филиппа, перенесенные из Соловецкого монастыря. В этом же храме есть крест-мощевик с мощами многих святых. В храме Преподобного Сергия в Крапивках хранится кипарисовый крест, сделанный по благословению Патриарха Никона в память его чудесного спасения от бури у берегов Кий-острова. Этот крест является копией Креста Господня.

"Поклонные" кресты часто устанавливаются на месте каких-либо знаменательных событий. В северо-западных районах России, где много природных валунов, оставшихся от ледникового периода, очень распространены кресты, высеченные из камня. Они встречаются почти повсеместно, некоторые из них почитаются особо.

Икона и иконопочитание

Как правило, в храме имеется несколько чтимых икон. Они выделяются особым кивотом. Всегда можно заметить, что к этим иконам больше обращаются, перед ними стоит больше свечей. Московский обычай таков: перекреститься два раза, поцеловать икону, приложиться к ней лбом, перекреститься еще раз и только после этого отойти.

Начало иконопочитания относится к первым векам христианства. Оно сохраняется у православных и католиков. Протестанты с их рационалистическим пониманием веры отрицают поклонение иконам, считая его идолопоклонством. Такой взгляд нередко можно встретить и в нашей нецерковной среде. Надо сказать, что отрицание икон отнюдь не является приметой последних веков. Гонение на иконы возникало и в древности под влиянием различных политических или даже экономических причин. Особенной силой преследования отличался период так называемого "иконоборчества" в Византии VIII – IX вв. По окончании его совершился VII Вселенский собор, подтвердивший основную идею иконы как предмета созерцания духовных явлений. Тогда же был установлен праздник "Торжества Православия", отмечаемый Церковью в первое воскресенье Великого поста.

Разница между языческим поклонением идолам и православным почитанием икон принципиальна. Идолопоклонство изначально состояло в том, что обожествлялись сами предметы. Простому камню или изваянию приписывалась магическая сила, это и было само божество. Позднее с развитием абстрактного мышления, идол стал считаться его обиталищем. В Православии ничего подобного нет. Психологическая основа иконопочитания — простое желание любого человека всегда иметь перед глазами изображение любимого лица. Сейчас многие носят при себе фотографии близких людей, иногда мысленно беседуют с ними, — и никому не приходит в голову называть это "идолопоклонством". Точно так же икона — это изображение Иисуса Христа, Богоматери или святых, облегчающее молитвенное обращение к ним. Бывают феноменальные явления, когда икона приобретает некое тональное, рисуночное изменение и смотрит теплыми, ласковыми глазами — так отражается внутреннее состояние самого человека, и Бог через видимые знаки позволяет ощутить Свою близость.

Некоторые иконы прославлены особыми чудесами — источением благовонного вещества — мира, исцелениями от болезней, чудесной помощью в безвыходном положении. Эти иконы являются предметом особого почитания, и часто получают название по месту прославления. Особенно многочисленны чудотворные иконы Божией Матери. "Каждая … икона Божией Матери, явленная, ознаменованная чудесами и, так сказать, … засвидетельствованная в своей духовной правдивости Самой Девою-Матерью, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен Ее. Отсюда искание поклониться разным иконам" — писал о. Павел Флоренский.

Русская икона представляет собой продолжение того оригинального вида искусства, которое берет начало от древних портретов Фаюмского оазиса и стенной живописи катакомб и достигает значительных высот в иконах, фресках и мозаиках Византии. Первые опыты иконографии касались личности Иисуса Христа, который первоначально изображался как "Пастырь Добрый" — пастух с овечкой на плечах, что являлось иллюстрацией к соответствующей евангельской притче. Привычные нам изображения Христа в виде человека средних лет, с бородой появляются не раньше IV века. Особую роль в иконографии Иисуса Христа сыграли нерукотворные Его образы — лик, проявившийся на убрусе (куске полотна), Туринская плащаница.

mirznanii.com

Интерьер церкви Св. Иоанна Милостивого, Арголида, Греция

Оригинал взят у uchitelj в Интерьер церкви Св. Иоанна Милостивого, Арголида, ГрецияФотографий интерьера не слишком много. Внутреннее пространство маленькое, тесное, темное и почти пустое. Купол опирается на два столба и две колонны. Алтарь восстановлен с использованием  остатков подлинного. Сохранились небольшие фрагменты живописи. Иконы, разумеется, современные.

Подкупольные столбы, включенные в алтарную преграду, имеют полуцилиндрические ниши.На фото заметны арки, соединяющий три части алтаря.

Алтарная преграда с остатками рельефов.

Северный вход и одна из подкупольных колонн.

Вид в сторону северного входа. Цилиндрический свод перекрывает рукав креста.

Центральный и единственный купол.

Вид из притвора на наос.

Своды притвора.

Кресты и псевдо-куфические знаки на стене притвора.

Фрагмент фрески.

Внешний вид здесь http://uchitelj.livejournal.com/983010.html

theofilakt.livejournal.com

Интерьер Церкви Богоматери в Брюгге

Напротив восточной стены бокового нефа, известного как сакральной неф или священная капелла, находится мраморно-деревянный алтарь, сделанный в 1768 году скульптором из Брюгге Питером Пеперсом (Pieter Pepers, 1730-1785 гг.). Среди великолепной барочной резьбы алтаря стоит всемирно известная статуя “Мадонна с Младенцем”, так называемая «Мадонна Брюгге», одного из величайших мастеров Ренессанса, Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarotti, 1475-1564 гг.). Статуя Мадонны с младенцем Христом, высотой 128 см, выполненная из каррарского мрамора во флорентийском стиле в 1504-1505 гг. Деву Марию изобразили молодой матерью с Младенцем Иисусом, опирающимся о ее колено. Особенно примечательно спокойное выражение на лицах Марии и младенца, как будто они уже смирились с их судьбой. Поражает утонченность игры линий контуров и складок. Статуя была заказана кардиналом Франческо Пикколомини (Francisco Piccolomini, позднее папа Пий III) и первоначально была предназначена для главного алтаря собора в Сиене (Тоскана).

Торговец из Брюгге Ян Мускрон (Jan Mouscron), который посетил Тоскану, купил статую и подарил ее в 1514 году церкви Богоматери. Могила семьи Мускрон находится у подножия статуи. Мадонна с Младенцем – единственная работа мастера, вывезенная из Италии при его жизни. Как отмечал  в своем дневнике известный немецкий художник во время своего визита в Брюгге в 1521 году: «Darnach sahe ich das alawaser Marienbiltd zu Unser Frauen, das Michael Angelo von Rohm gemacht hat» (Здесь я увидел мраморную статую Девы Марии, которую сделал римский Микеланджело.). Статуя была отправлена на корабле из Лукки в порт Sluis, откуда впоследствии была перенесена в церковь. Изначально статуя находилась в часовне Святых Даров, которая  на тот момент была часовней Богоматери. Статую два раза похищали из церкви: первый раз в 1794 году, в период французской оккупации и Французской революции 1789 года, после Венского союзного договора, Мадонна вернулась в Брюгге из Парижа в 1816 году.

А во время Второй Мировой Войны статуя была захвачена немцами, но позднее войска США нашли ее в шахте в Австрии, и 12 ноября 1945 года она была в целостности доставлена в церковь.

Репрезентация “Тайная вечеря”, написанная в стиле маньеризм в 1562 году, находится над алтарем. В нишах стоят две женские фигуры, в стиле Рококо: одна, как символ «веры», держит чашу, хлеб святого причастия и книгу, а другая держит якорь и представляет собой «надежду».

Далее за алтарем находится рельефная усыпальница бургомистра Адриана ван Хавескерке (Adriaan van Haveskerke, †1572 г.), Екатерины из Вальядолида (Catherine of Valladolid) и Жанна ван Эдхем (Jeanne van Ideghem).

Три рельефных портрета лежат один за другим на вершине черного мраморного саркофага. Адриан облачен в тяжелые доспехи, а его глаза широко открыты. Женщины изображены в молитве, а у их ног собака склонила голову. Одеяния в стиле эпохи ренессанса. Передняя часть усыпальницы увенчана тремя яркими гербами.

Над усыпальницей висит картина 1628 года Франса Франкена младшего(Frans Francken the Youner, 1581-1642 гг.) “Христос на ужине у фарисея Симона”, исполненная в стиле Ренессанс. В центре, за богато уставленным столом, сидит Симон, одеяния фарисеев относительно богаты: воротники из горностая и драгоценные украшения. Мария Магдалена омывает ноги Иисуса, одетого в красный салоп.

Рядом с ризницей есть медная мемориальная доска, на которой ярко отпечаталось влияние Ренессанса. Композиция состоит из замысловатой декоративной арки и композитных колонн, увенчанных коринфскими ордерами. Выгравированная надпись над картуше восхваляет благородное происхождение и эрудицию усопших, Joos de Damhouder (1507-1581 гг.) и его жены Louise de Chantraines (†1575). Мемориальная доска была, возможно, сделана по проекту нидерландского художника периода Возрождения Питера Пурбуса (Pieter Pourbus,1523-1584 гг.).Joos de Damhouder был высокопоставленным юристом в Брюгге, он написал несколько книг, ставших общепринятым стандартом в Европе; также он занимал высокие должности при правлении Карла V и Филиппа II.

Мраморные перила выдающегося бельгийского скульптора Louis Jehotte (1804-1884 гг.) датируются 1843 годом, на них вылеплены изображения Тайной Вечери и другие символы относящиеся к Евхаристии.

Продолжение

belgium-art.org

интерьер - это... Что такое интерьер?

  • Интерьер — кухни Интерьер (фр. in térieur лат. in terior  внутренний вид, антони …   Википедия

  • Интерьер —         (от франц. interieur внутренний), 1) в архитектуре внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его… …   Художественная энциклопедия

  • интерьер — целла, убранство Словарь русских синонимов. интерьер сущ., кол во синонимов: 2 • убранство (16) • целла …   Словарь синонимов

  • интерьер — а, м. intérieur. 1. устар. Внутренность, внутреннее помещение. Уш. 1934. Особенный успех у публики имела комната баронессы, кабинет Арбенина, комнаты Звездича, роскошный зал и спальня Нины intérieur ы, обставленные своебразной стильной мебелью и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНТЕРЬЕР — (от франц. interieur внутренний) в архитектуре внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера жанр живописи …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТЕРЬЕР — [тэ], интерьера, муж. (франц. intèrieur, с лат., букв. внутренний) (книжн.). 1. Внутренность, внутреннее помещение (устар.). 2. Живописное изображение внутренностей здания, комнат (иск.). Этот художник любит писать интерьеры. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНТЕРЬЕР — [тэ ], а, муж. (спец.). Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Оформление интерьера. | прил. интерьерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Интерьер — внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение размер, пропорции и т.д. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов архитектурные формы внутреннего пространства здания… …   Строительный словарь

  • Интерьер — – внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение – размер, пропорции и т.д …   Словарь строителя

  • интерьер — интерьер. Произносится [интэрьер] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • интерьер — Архитектурные формы внутреннего пространства здания [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN interior DE InnenausstattungIntérieur FR intérieur …   Справочник технического переводчика

  • temple_architecture.academic.ru


    ремонт квартиры