Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Эстетика интерьера, создание комфортных условий обслуживания. Эстетика интерьера


Эстетика интерьера.

 

Анонимный автор трактата «О возвышенном» предлагал, начиная исследование, определить его предмет и указать способы, помогающие им овладеть [2]. Задача эта трудновыполнима. Любая наука, в том числе эстетика, «не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней» [3]. Поэтому определить предмет эстетики и связать его с дизайном можно лишь в самом общем виде. Кроме того, нужно учесть, что предмет науки не существует вне ее задач. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности.

Своим названием наука эстетика (от древнегреческого «aisthetikos», то есть относящийся к чувствам, ощущениям) обязана немецкому просветителю Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762), опубликовавшему в 1750 г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций». Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа. Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский,Н.А. Добролюбов — критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр — экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач,поставленныхпартией.Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту.

К эстетике нельзя относиться как к некому своду вполне сформировавшихся законченных знаний. Как и любая наука, эстетика, развиваясь вслед за развитием общества и приращением знания, постоянно уточняет свой предмет, меняет акценты, откликаясь на те или иные запросы общественной практики, порой даже кардинально пересматривает свои основы.

Современная эстетика после длительного периода идеологической засоренности, догматизма пытается найти себя преемницей замечательного наследия величайших представителей эстетической мысли: В. Соловьева, Н Бердяева, П. Флоренского, А. Лосева и др.

Эстетика в ее современном виде стремиться стать адекватной природе и меняющемуся положению в мире, обобщает мировой художественный опыт. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве и дизайне, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Наука эстетика — это система (системность эстетических знаний).

Наука — не набор истин, не кладовая фактов, не ломбард наблюдений, не арсенал идей и даже не коллекция законов. Наука — это подчиненная общественной практике система знаний.

Главные особенности научной системы эстетики:

-Информативная насыщенность -научные суждения конкретно-всеобщи.

-Теоретичность -обобщение и «снятие» конкретного материала.

-Соподчиненность -понятия, категории, законы эстетики взаимосвязаны.

-Иерархичность -менее общие понятия подчиняются более общим.

-Упорядоченность -элементы системы организованы, она несводима к их простой сумме.

-Единство (монизм) -система строится на едином основании, путем организации накопленных знаний и позволяет объяснять одним принципом все явления, входящие в предмет данной науки.

-Минимальная достаточность -минимальное число исходных положений способствует такому развертыванию идей, что в совокупности они охватывают максимальное количество фактов и явлений.

-Принципиальная разомкнутость -готовность воспринять и теоретически обобщить новые факты. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он бесконечен, поэтому замкнутая система эстетики, претендующая на абсолютную завершенность, несовершенна в принципе. Жизненна и плодотворна лишь эстетическая система, способная к заполнению «белых пятен», развивающаяся с каждым художественным открытием.

-Независимость -эстетика — наука, когда ее положения подчинены не идеологии, а вышеперечисленным требованиям и составляют известное единство, то есть когда эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества. Эстетика воздействует на художественную деятельность, а та — на людей. Поэтому в эстетику часто вторгается идеология и формулирует идеи, продиктованные интересами вождей, партий, государственных структур.

Итак,эстетика как наука —это система законов, категорий, общих понятий, осмысляющая в свете определенной общественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности художественного творчества, социального бытия и функционирования искусства и дизайна, его восприятия и понимания.

В зависимости от того, какое проблемное поле исследуется эстетикой, ее – эстетику, можно классифицировать:

-Эстетика действительности,

-Эстетика искусства,

-Теоретико-информативная эстетика,

-Рецептивная эстетика,

- Практическая эстетика,

-Техническая (индустриальная) эстетика.

Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, интерьеров, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические эргономические (описываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся и интерьерам помещений, в которых работают и отдыхают люди.

Что же такое дизайн?

Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение:«Дизайн —это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точкизрения изготовителя».

Дизайн интерьера —художественное проектирование и процесс производства полезных и красивых помещений с учетом их пользы, удобства и красоты.

Дизайн —результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики винтерьер.

Дизайн делает интерьер не только целесообразным и конструктивно логичным, но и эмоционально выразительным, эстетически осмысленным.

Дизайн создает особый зрительный язык формы (в нашем случае интерьера), «визуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: пропорции, оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайн, как и бионика, использует в проектировании интерьера формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заимствующей эти формы, придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культура, в которой перерабатываются в свете опыта человечества все впечатления бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предмета неделимы. Они — ведущие начала, организующие конструктивное пространство, важнейшие факторы дизайна.

Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений физиологии и психологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета. Эстетическая выразительность интерьера зависит от освещенности и цветового оформления стен, потолков, полов, сцены, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией помещения. Цветвоздействует на человека эстетически, психологически и даже физиологически.Важна система: человек — цвет — функция — пространство.

Полный дизайн интерьеров предполагает:

-выдвижение проектировочной идеи;

-разработку новой функциональной структуры;

-стилистическое оформление интерьера.

При сочетании лишь двух последних моментов —перед намимодернизация.Один третий момент — это стайлинг, стилизация (эстетическая обработка интерьера помещения).

Дизайн интерьера очеловечивает взаимоотношения между интерьером и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им интерьере. Избежать воздействия дизайна, находясь в каком-то интерьере, невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи и обойтись без мебели, посуды, средств сервировки стола, создаваемых дизайном. Формаложки, стола, служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности. Дизайн интерьера — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в мебели, посуде, отделке; это массовая коммуникация внутри общества, объединяющая людейиндустриально-эстетическими продуктамипотребления, единой стилистикой, единым образом жизни. Дизайн интерьера связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Он — фокус их пересечения. Тем самым он обеспечивает культурную целостность современного интерьера.

Большую роль в создании интерьера современного бара, кафе, ресторана играет дизайн. Для каждого элемента интерьера необходимо точно найденное место, определяющее его характер и стиль. При выборе интерьера дизайнерами учитывается тематическая направленность.

Основное торговое помещение – это зал ресторана. Одно из основных требований к планировке размещения зала – это чёткая организация связи зала с производственными помещениями, моечной, барами.

Огромное значение при планировке зала ресторана и других торговых помещений имеет их интерьер; он создаёт обстановку, располагающую к веселью или тихой беседе. Красивый, со вкусом решённый интерьер обеспечивает уютную обстановку и необходимый комфорт, способствует воспитанию эстетического вкуса посетителей.

При выборе интерьера следует учитывать планировочно-технологическое решение помещений, их освещение, цвет стен, пола, потолков и т.д.

Правильный выбор освещения зала ресторана имеет большое значение как для посетителей, так и для работников. В ресторане освещение должно настраивать на тихую беседу или способствовать шумному оживлению, в зависимости от контингента или проводимого мероприятия. Надо отметить, что окраска света влияет на вид освещённых предметов, кушаний, напитков. Так, некоторые лампы дают белый или зеленоватый оттенок блюдам, и они приобретают непривлекательный вид. Во время танцев могут быть включены цветные прожекторы и различные иллюзионные приборы освещения. Кстати, танцевальная площадка – это также необходимый элемент интерьера. Площадка должна композиционно выделяться из окружающего пространства с помощью оригинальной подсветки, формы потолка.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Красивый интерьер, практичный интерьер, все об Эстетичном интерьере. | Ориентиры | Мода | Дизайн интерьера

Красивый интерьер Эстетика – понятие, которое сопряжено в первую очередь с эмоциями, чувствами, интуитивными желаниями и ощущениями. Ощущениями красоты – того эмпирического понятия, которое для каждого индивидуально, но имеет единое общее – гармонию. Именно гармония лежит в основе той эстетики прекрасного, которое, подсознательно или осознанно, вызывает в нас желание и ощущение счастья. Желания здесь жить или сюда вернуться, остановив, подобно Фаусту, мгновение.Эстетичный интерьер – сегодня именно о нем речь. Подобное понятие настолько еще условно, что мы о нем можем лишь говорить на уровне ощущений. Мы решили быть своеобразными открывателями в области чувственной практичности. К счастью, сегодняшний рынок строительных материалов позволяет при создании индивидуального жилого пространства – будь то дом, квартира или лофт – выбирать самые лучшие, самые качественные, самые экологичные материалы. Рынок отечественных дизайнерских услуг (вы можете об этом судить из нашей проектной части) позволяет грамотно, функционально и профессионально эти материалы объединять в проектах. Все, что касается практичной, понятной части создания интерьера доступно и выбор велик. Мы же решили немного добавить «красоты» – именно она подвластна категории эстетики, чтобы помочь создать индивидуальное жилое счастье. Ведь, как заметил кто-то из дизайнеров: красота – это обещание счастья.Эстетичный, красивый, а значит – счастливый интерьер, в первую очередь, – гармоничный. Гармоничный настолько, что стены удачно сочетаются с полом, потолок не ограничивает, а расширяет границы пространства, аксессуаров ровно столько, что они не бросаются в глаза, но наполняют интерьер индивидуальной красотой.Эстетичный интерьер выдержан стилистически. Если это классика, то она в отделке – стеновых материалах, напольном покрытии, потолочном орнаменте; в аксессуарах – гобеленах, портьерах, напольных вазах; в освещении – помпезные лампы классике не чужды. Стиль, как одна из основ эстетичного интерьера. Посоветуйтесь с дизайнером, не поленитесь полистать несколько выпусков нашего каталога, чтобы четко понять особенности выбранного вами стиля. И не добавляйте лишнего, даже если вам очень хочется привнести в минимализм элементы барокко. Истинная эстетика не допускает вольностей. Как и истинная красота не терпит пошлостей.Эстетичный интерьер чрезвычайно практичен. Присмотритесь к обилию современных отделочных материалов – краски, декоративные штукатурки, разнообразные по фактуре и материалам обои, стеновые панели. Стены не столько ограничивают индивидуальное пространство, сколько играют эстетическую роль: визуально расширяют границы, создают яркий, принципиально новый мир с помощью различных оттенков красок, обоев, фактур. Полы, укрытые художественным паркетом, паркетной доской, натуральным камнем или современными материалами, подчеркивают дизайнерскую идею и служат прекрасной звукоизолирующей, зачастую долговечной защитой.Потолок – натяжной, подвесной, разноуровневый – благодаря современным материалам превращается в своеобразное «небо» интерьера. А ведь у каждого хозяина свое представление об «идеальном небе». Эстетичный интерьер, это и освещение – правильно расставленное, подобранное согласно техническим характеристикам, современным тенденциям и дизайнерским задумкам, дополняет гармоничный интерьер. Техника, которая не только становится одним из главных действующих лиц интерьера – плазменные панели, системы «умный дом», но и главным очистителем воздуха. Современный эстетичный интерьер невозможен без кондиционера, который очищает, ионизирует и поддерживает комфортную температуру воздуха. Но кондиционер – это не только сугубо техническая необходимость, он становится деталью, акцентом, зачастую аксессуаром, гармонично вписываясь в стилистику пространства.Эстетичный интерьер – это и аксессуары, которые способны преобразить самое банальное пространство. Аксессуары необходимы везде: на стенах, в виде масок, картин, фотографий, декоративных тарелочек – в зависимости от стиля. На полу – в виде шкур диких животных, напольных ваз или ковров. На предметах мебели – привезенные ли из разных стран статуэтки или диковинные коллекции. Декоративные свечи, вазы, сосуды, куклы и цветы – главное, чтобы они были. И были в гармонии.Эстетичный интерьер – это и текстиль: шторы, гардины, портьеры снова входят в моду, становясь идеальным декором для окна. Покрывала, скатерти, диванные подушки – все, сшитое по индивидуальному заказу под именно ваш интерьер, добавят ту красоту, что добавляет платье «от кутюр» парижской моднице. Наконец, эстетичный интерьер – это атмосфера, которая создается и ароматом квартиры, и аурой пространства, и индивидуальным стилем, и неповторимым настроем, за который целиком и полностью отвечают хозяева. Приходя домой, оставьте все свои заботы там, за порогом, ведь счастье, которое живет в интерьере, настолько нежно, что отрицательные эмоции способны его разрушить. И, конечно, эстетичный интерьер – это та самая гармония, которая, подобно мозаичному панно, создается из множества разных «пикселей» – стен, потолка, текстиля, посуды, аксессуаров и настроения. Мы попытаемся уделять внимание в нашей рубрике каждому из многочисленных элементов эстетичной мозаики, а вам лишь останется сделать выбор и… добавить своего настроения.

Автор: Ярослав Колесников Источник: Перепланировка квартир

www.accbud.ua

Эстетика интерьера

Умело используя свойства цвета, вы добьётесь в своём жилище гармонии и уюта. Пренебрегая ими, вы легко можете впасть в крайности: создать унылый невыразительный интерьер или, наоборот, излишне пёстрый для повседневного восприятия, а следовательно, утомляющий глаза и мозг.

Все цвета делятся на тёплые и холодные.

Тёплые цвета — жёлтый, жёлто-оранжевый, красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый и все производные от них. Зелёный цвет, когда в нём больше синего, является холодным, если больше жёлтого-тёплым. Тёплые, интенсивные цвета кажутся более близкими, поэтому их называют выступающими. Холодные воспринимаются как далёкие, отступающие.

Холодные цвета — голубой, фиолетовый, синий и вся группа сине-зелёных и сине-фиолетовых тонов. Для комнат с ориентацией на юг желательно применение холодных цветов, с ориентацией на север обычно рекомендуют тёплые цвета. В комнатах, выходящих на юг, можно применять более интенсивные цвета, чем в комнатах, ориентированных на север, где стены должны быть более светлыми (здесь учитывается естественная освещённость).

Колорит — это соотношение всех цветов, входящих в композицию интерьера комнаты или квартиры в целом. Он определяется доминирующими цветами близких оттенков. Например, если в решении интерьера доминируют серо-голубые тона, то при незначительном наличии жёлтого, коричневого и белого он воспринимается в серо-голубом колорите.

Цветовое решение интерьера комнаты или жилой квартиры может быть нюансным или контрастным. При нюансном решении в помещении преобладают мягкие, близкие по тону цвета. Причём, более светлый цвет рекомендуется для больших плоскостей, на которых выделяются тёмные предметы меблировки и убранства. Для контрастного решения характерно гармоничное сочетание различных цветов и оттенков. Мебель с яркой обивкой может быть размещена на фоне пёстрых, насыщенных по цвету и рисунку обоев, контрастно поверхности пола. Однако такое цветовое решение подходит для просторных общих комнат, детских. В цветовую гамму одного помещения следует вводить не более двух-трёх цветов. Большее разнообразие цвета вызывает раздражение, утомляет.

Помещение или всю квартиру можно оформить по принципу контрастности, т. е. сочетания цветов, резко отличающихся друг от друга. Контраст цветов требует тщательного выбора силы цвета, так как в этом случае они используются в полную силу.

Принцип контрастного решения может строиться на сопоставлении двух основных контрастных цветов: зелёного и розового, синего и оранжевого, коричневого и бирюзового и пр. Конечно, это не значит, что все предметы и отделка стен, пола, дверей и т. п. должны быть только двух цветов. Гамма тонов основных контрастирующих групп может иметь несколько оттенков (темнее, светлее, холоднее, теплее), но преимущество двух избранных цветов должно доминировать.

Жёлтый, синий и красный цвета дают самый сильный, ясно читаемый цветовой контраст, например, тёмно-синие стены, текстиль и мебель в красно-жёлтую клетку с деталями белого или чёрного цвета. Чёрный и белый цвета дают самый сильный контраст светлого и тёмного.

Окрашивать потолок обычно рекомендуют в белый цвет, так как он создаёт впечатление простора и воздуха в отличие от тёмного тона, который подчёркивает материальность и массу. Однако если в небольшой, но очень высокой, комнате потолок окрасить в тёмный цвет, а стены — в светлый, холодный тон, она будет казаться намного ниже и просторнее натуральных размеров.

Тёмный потолок приемлем только в том случае, если помещение очень узкое и высокое, но и тогда цвет необходимо выбирать очень осторожно. При недостаточности в помещении дневного света, особенно в районах старой застройки крупных городов, используют светлые тёплые цвета и тона (белый, оранжево-жёлтый, серый, зелёный и голубой), так как они отражают примерно в 1,7 раза больше солнечного света, чем другие. В южных же районах страны используют более тёмные цвета, поглощающие избыток света (синий, тёмно-голубой, терракотовый).

Выбирая соотношение цветов, необходимо учитывать взаимосвязь помещений, что особенно важно в небольших квартирах, где все комнаты могут просматриваться через дверные проёмы. Если мы входим в комнату, окрашенную в жёлтый цвет, а затем в комнату, окрашенную в красный цвет, то это может вызвать нарастающее состояние подъёма, активности, и наоборот, при возвращении из красной комнаты в жёлтую нам кажется, будто мы становимся легче. Последовательность смены цветов в пространстве очень важна в программировании настроения. Каждому помещению квартиры присуща определённая значимость, которая особенно проявляется при переходе из одной зоны в другую, от одного функционального процесса к другому.

В квартире важны последовательности: прихожая — кухня — общая комната; кухня — коридор — ванная; спальня — коридор — ванная.

argi.su

Эстетика интерьера, создание комфортных условий обслуживания

Интерьер представляет собой внутренне организованное пространство в помещении предприятия питания. Одновременно выступает средой действия и средой восприятия. К помещениям предприятий питания относят: залы, бары, коктейль – холлы, буфеты. Входную границу, где начинается обслуживание, составляет вестибюль с гардеробом, основной зал и санитарный узел.

Залы – основные помещения предприятий питания, где обслуживают гостей. Их решения и их расположение влияет на планировочное решение, объемную композицию и архитектуру всего здания. Очень важно обеспечить рациональную связь торговых залов с производственными и вспомогательными помещениями.

В частности зал должен быть расположен таким образом, чтобы в него не проникали шумы производственных помещений и запахи кухни.

В решении интерьера учитывается специализация предприятия питания, контингент гостей, применяются методы обслуживания и ряд других факторов. При этом важно максимально раскрыть связь интерьера и окружающей среды. Этого можно достичь путем применения различных архитектурных приемов, это часто играет не меньшую роль, чем хорошая кухня.

Особое значение для оформления интерьера имеет решение проблемы цвета и освещения. Цвет и освещение должны быть подчинены процессу обслуживания гостей, так как пребывая в зале ресторана гость испытывает на себе воздействие цвета. Очевидно, что влияние может быть как благоприятным, так и отрицательным, поэтому цветовая гамма должна быть тщательно продумана с целью создания в залах атмосферы уюта.

Голубой и зеленый вызывают впечатление шири, дали и безграничности. Голубой снимает возбуждение, устраняет бессонницу, рассеивает навязчивые мысли. Зеленый расширяет капилляры и успокаивает. Холодные оттенки вызывают сокращение ритма сердечной деятельности, понижают t тела и поэтому благоприятно воздействуют на людей в жарких и душных помещениях.

Красный цвет учащает сердцебиение, повышает давление, стимулирует работу мозга.

Неблагоприятное воздействие на человека оказывают очень темные тона в больших количествах. Печаль и отрицательные эмоции способствуют возникновению чувства усталости и утомленности.

Решая, в какой цветовой гамме, будет выдержан интерьер важно учитывать размеры и освещенность помещения. Для большого ресторанного зала можно использовать насыщенные цвета, для малого зала это неприемлемо. Недостаток площади можно зрительно компенсировать, используя холодные оттенки, а для больших залов теплые.

Важно определить какие будут композиционные принципы. Цветовые решения, основанные на резких контрастах, будоражат и повышают жизненный тонус. Композиции, построенные на тонких нюансах, способствуют спокойствию.

Вторым важнейшим фактором является освещение. Естественное природное освещение способно влиять на настроение людей, тоже происходит и с искусственным освещением. Если освещение плохое это вызывает чувство угнетенности.

В настоящее время искусственные источники света настолько разнообразны по дизайну и техническим возможностям, что могут удовлетворить запросы любого посетителя. Выбирая источник искусственного света, следует исходить из того насколько он гармонирует по стилю и цвету с интерьером зала, но не нужно забывать о его функциональном назначении. Достаточно ли он дает света и приятен ли этот свет для глаз. Нужно тщательно продумать композицию помещения. Специалисты считают: для того чтобы помещение было уютным и комфортным в нем должно быть не менее трех источников искусственного света. Желательно использовать все три вида освещения: фоновое (общее), рабочее, акцентирующее (декоративное). Общая композиция света является удачной, если светильники, расположенные на различных уровнях имеют различную интенсивность света, освещение можно варьировать.

Также целесообразно использовать освещение разных зон, с помощью света можно преобразить интерьер зала. Можно создать эффект парящего потолка. Особое внимание нужно уделить организации наружного освещения самого здания, вывесок и подходов к зданию. Оно должно гармонировать с окружающей средой и привлекать внимание. Если предприятие расположено на шумной городской магистрали, то освещение должно быть динамичным и ярким, а если ресторан или кафе расположены в тихих уголках города, то предпочтительно спокойное освещение, гармонирующее с уютным интерьером [1, с.58].

Таким образом, можно сделать вывод: Чтобы помещение зала ресторана выглядело комфортным и уютным, необходимо правильно заполнить пустоту зала, цветовой гаммой и освещением, выдержать это в нужных тонах и функциональном назначении.

Оборудование залов

Существенную роль в интерьере ресторана играет мебель, которая должна гармонировать с его общим ха­рактером, отвечать эстетическим требованиям, предъяв­ляемым к ней как к важному элементу интерьера. Форма мебели, ее цвет, расстановка — все это связывается с ар­хитектурным решением зала, его декоративным оформ­лением.

Мебель может оказывать определенное воздействие на человека, влиять на его поведение, настроение. Поэтому мебель, особенно ресторанная, прежде всего должна быть удобной. Конструирование современной мебели основано на антропометрии, т. е. на изучении размеров и пропорций человеческого тела, с целью создания сто­лов, стульев и других элементов меблировки обеденных задов, обеспечивающих наибольшие удобства для посе­тителей.

С целью оборудования банкетного за­лов используется специальная мебель: столы обычные, банкетные и фуршетные, кресла, стулья, подсобные столы для официантов, в которых размещают запас столо­вого белья и приборов для работы, серванты, передвиж­ные сервировочные столики, холодильные шкафы для пива и воды.

К используемой в ресторанах мебели предъявляют­ся повышенные требования по сравнению с мебелью, применяемой на других предприятиях общественного питания. Ресторанная мебель должна не только обладать эстетическими достоинствами, достаточной прочнос­тью, легко поддаваться санитарной обработке, но и обес­печивать максимальный комфорт для посетителя, созда­вая необходимые удобства для его отдыха.

Ресторанные столы отличаются от столов, приме­няемых на других предприятиях общественного пита­ния, своими размерами, отделкой, характером исполь­зования. Большие размеры крышки ресторанного стола определяются более полной сервировкой, широким и разнообразным ассортиментом блюд. По традиции большой стол, уставленный яствами и напитками, сим­волизирует гостеприимство, изобилие, комфорт. Как по­казала практика, наиболее приемлемая ширина ресто­ранного стола - 800-1200 мм. Этого вполне достаточно для сервировки и обеспечения удобства посетителей и обслуживающего персонала.

В основном в ресторанах используются столы круг­лые диаметром 100 см, квадратные 90x90 см и прямо­угольные 85x120 и 90x80 см Прямоугольная форма крышки стола удобна и позволяет экономнее использовать пло­щадь обеденного зала. Так, для того, чтобы разместить 12 человек, требуется прямоугольный стол длиной 3,6-4,2 м, который займет площадь около 3,5 м2 , в то время как круг­лый стол на 12 человек займет около 5,5 м2 . Кроме того, прямоугольные и квадратные столы можно при необхо­димости сдвигать в один ряд. В тех ресторанах, где при­меняют круглые столы, их обычно размещают в централь­ной части зала, а прямоугольные - вдоль стен.

К ресторанным столам относятся также банкетные и фуршетные столы Фуршетный стол несколько выше обычного ресторанного (1000-1100 мм). Длина банкет­ного стола определяется из расчета 60-80 см на челове­ка. При организации банкета могут быть использованы квадратные или прямоугольные обычные обеденные столы. Из них составляют банкетный стол необходимых размеров. Ширина банкетного стола 1000-1200 мм. При­меняются также разборные столы с крышками и склад­ными ножками, которые могут быть использованы для устройства выездных фуршетов и буфетов.

Часто в ресторанах столы покрывают скатертями. Но иногда посетителей обслуживают без скатертей. При этом хорошо отделанную, с красивой текстурой крыш­ку стола накрывают небольшими салфетками. Эти два различных вида обслуживания определяются разницей в материалах и конструкции столов. Ресторанные сто­лы, предназначенные для обслуживания со скатертями, как правило, изготовляются из древесины. Чтобы обес­печить устойчивое положение предметов сервировки, на крышку стола целесообразно наклеить серое сукно или мягкую ткань или под скатерть надевать чехол из холста на шнурках или резинке, удобный для смены и стирки. Этот способ рекомендуется также для ресторанов, рабо­тающих днем в качестве столовых. Столы в них обычно покрыты пластиком. Днем посетители обедают без скатертей, а к вечеру на крышки столов натягивают чехлы и накрывают столпы скатертями. Однако применение ин­дивидуальных салфеток вместо общей скатерти более гигиенично и позволяет использовать для покрытия кры­шек столов эстетически привлекательные декоративные цветные пластики [1, с.64].

Таким образом, можно сделать вывод: Основным организационным и функционирующим элементом интерьеров предприятий питания оказывающим влияние на создание комфортных условий является мебель. Конструирование современной мебели основано на антропометрии, т. е. на изучении размеров и пропорций человеческого тела, с целью создания сто­лов, стульев и других элементов меблировки, обеспечивающих наибольшие удобства для посе­тителей. Соответствие мебели с характером работы предприятия, самообслуживание или обслуживание официантами влияет на площадь стола, рассчитанную на одно место.



infopedia.su

Функциональность и эстетика в интерьере: соблюдаем оптимальный баланс

Статья 1 Фото 1

Сразу оговоримся: в этой статье речь пойдет вовсе не о стандартах – ведь концепция любого помещения индивидуальна, и каждый проект разрабатывается «под конкретного заказчика».К тому же, мы всецело согласны со словами известного декоратора из Великобритании Келли Хоппен: «Дизайнер прежде всего обязан разобраться в том, что именно подходит каждому отдельному человеку». Так и для нашей творческой команды, в принципе, нехарактерно использовать какие-либо шаблоны.Однако, необходимо помнить, что базовые правила дизайна все-таки существуют – и, если их нарушить, пространство получится дисгармоничным и не слишком функциональным.Когда за разработку интерьера берется человек без соответствующего опыта и образования, то он принимает решения по принципу «нравится или не нравится». Единственный критерий, на который ориентируется непрофессионал – это его личное видение. Проще говоря, он оформляет квартиру согласно своей интуиции.Согласитесь, что такая самодеятельность – это не что иное, как пресловутый метод проб и ошибок. Подобные эксперименты зачастую оборачиваются для человека достаточно ощутимыми затратами – например, покупкой неподходящих отделочных материалов или совсем не той мебели, которая бы идеально вписалась в концепцию комнаты.Для того, чтобы оформление квартиры не слишком ударило по бюджету, лучше либо сразу пригласить к работе профессионалов, либо воспользоваться соответствующим программным обеспечением – например, «Визикон» http://www.visicon.ru/

Погружаясь в создание дизайна, человек сразу же сталкивается с массой вопросов:

  • Какие предметы интерьера действительно необходимы – а от чего лучше отказаться в пользу расширения полезной площади?
  • Сколько предметов декора рационально использовать для благоустройства квартиры – и как не перегнуть палку, чтобы жилище не превратилось в музей?
  • Каким образом следует разместить мебель, чтобы она максимально эффективно выполняла свое предназначение – а не просто заполняла собой пространство и выступала в роли монументального сборника пыли?
  • Как лучше оформить зоны для приема пищи, отдыха, встреч с друзьями и т.п.?

Если Вы будете знать два взаимосвязанных ключевых условия обустройства интерьера, то ответы на все обозначенные вопросы будут лежать для Вас на поверхности, вне зависимости от концепции Вашего дома – и Вам не придется идти на компромисс между собственными предпочтениями и рациональным подходом к делу.Именно об условиях, в соответствии с которыми должен осуществляться дизайн помещения, мы и расскажем ниже. Если данная тема для Вас актуальна – если Вы хотите вписать в интерьер своего жилища только те предметы, которые действительно Вам необходимы, не «засорив» при этом пространство, и если Вы давно мечтаете о квартире с идеальной стилистической концепцией– то милости просим к прочтению.

Условие 1Функциональность жилища – превыше всего

Статья 1 Фото 2

Смысл этого правила невероятно прост: любое помещение должно быть максимально полезным. Помещение должно работать на своего хозяина, и каждая деталь интерьера – от обоев на стенах до чайника на кухонном столе – обязана приносить определенную пользу. Однако, важно понимать, что, если полезных деталей будет слишком много, то жилище превратится в выставку достижений мебельной промышленности – а если Вы увлечетесь минимализмом, то рискуете заточить себя в унылый каменный мешок без намека на индивидуальность.Но вернемся к функциональности помещения. Даже самое широкое пространство можно настолько неправильно организовать, что в нем будет не протолкнуться – и, напротив, из любой маленькой комнаты, при грамотном оформлении интерьера, можно «выжать» максимум пользы.Каждая деталь интерьера должна в полной мере отвечать потребностям проживающих в нем людей. В жилище должно быть удобно выполнять все те функции, для которых оно предназначается.

Чаще всего жилое помещение используется для следующих целей:

  • Приготовление и прием пищи
  • Сон
  • Отдых
  • Выполнение супружеских обязанностей
  • Гигиенические процедуры
  • Уборка помещений
  • Выполнение учебных занятий, профессиональной работы или занятий по увлечениям
  • Хранение предметов
  • Общение и получение информации

Разумеется, если в семье есть маленькие дети, то важно, чтобы жилье было приспособлено для их воспитания – и было обустроено в соответствии со всеми правилами детской безопасности.

 

 

Условие 2Эстетика жилого помещения не должна доминировать над его функциональностью

статья 1 фото 3

На первый взгляд может показаться, что второе условие практически дублирует первое, но это не совсем так. В этой части статьи мы проведем параллель между функционалом и красотой жилья – и расскажем, как важно соблюсти оптимальный баланс между обеими категориями.Постулат о том, что в приоритете должна быть функциональность, кажется вполне очевидным. Однако на практике люди нередко жертвуют практичностью жилого помещения в угоду внешнему лоску или переменчивой моде.Огромный шкаф высотой до потолка, дублирующий гардероб самой Кэрри Брэдшоу – вещь, по сути, практичная. Однако если его установка в маленькой спальне возможна только при условии, что кровать придется вынести в коридор, лучше компактно сложить одежду в комод.Аналогичная ситуация и с мягкой мебелью. Даже самый роскошный и дорогой диван будет некрасиво смотреться в узкой комнате, которую он займет практически полностью – так, что хозяевам будет не протолкнуться. Мебель, рассчитанная на королевские апартаменты, несуразно впишется в пространство среднестатистической малогабаритной квартиры – и этот факт обязательно нужно учесть.Лучше выбрать менее помпезные предметы интерьера – пусть не такие эффектные, но в большей степени подходящие по габаритам вашему помещению. И наслаждаться комфортной жизнью, а не ютиться на диване, поджав ноги.Или другой случай. Хозяину понравилась огромная скульптура в гостиной у приятеля – и он захотел приобрести себе такую же, дабы облагородить интерьер. Однако в квартире, помимо самого владельца с женой, проживало еще и двое маленьких детей, каждый из которых мог в любой момент завалить на себя гротескное изваяние.И, наконец, последний актуальный пример. Хозяева решили постелить в квартире дорогое напольное покрытие. Они рассчитывали, что шикарный паркет в значительной степени преобразит их скромное жилище – однако, не учли, что такие полы требуют определенного ухода и крайне бережного отношения. А надо сказать, что владельцы этой квартиры по совместительству были еще и владельцами собаки и двух котов – любителей поточить когти… Стоит ли говорить, что решение постелить «капризный» паркет в данном случае было, как минимум, непрактичным?

***

Конечно, в идеале хозяину жилья следует найти оптимальный баланс между функциональностью и красотой – и, уже отталкиваясь от принципа «золотой середины», оформлять интерьер. Однако без должного опыта достаточно сложно подогнать друг под друга оба этих параметра – поэтому целесообразно обратиться к дизайнерам и заказать проект, адаптированный под конкретное пространство. Это выйдет намного дешевле, нежели перестилать испорченный паркет.

l-prospect.ru

Эстетика интерьера. Цветовое решение

Умело используя свойства цвета, вы добьётесь в своём жилище гармонии и уюта. Пренебрегая ими, вы легко можете впасть в крайности: создать унылый невыразительный интерьер или, наоборот, излишне пёстрый для повседневного восприятия, а следовательно, утомляющий глаза и мозг.

Все цвета делятся на тёплые и холодные.

Тёплые цвета — жёлтый, жёлто-оранжевый, красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый и все производные от них. Зелёный цвет, когда в нём больше синего, является холодным, если больше жёлтого-тёплым. Тёплые, интенсивные цвета кажутся более близкими, поэтому их называют выступающими. Холодные воспринимаются как далёкие, отступающие.

Холодные цвета — голубой, фиолетовый, синий и вся группа сине-зелёных и сине-фиолетовых тонов. Для комнат с ориентацией на юг желательно применение холодных цветов, с ориентацией на север обычно рекомендуют тёплые цвета. В комнатах, выходящих на юг, можно применять более интенсивные цвета, чем в комнатах, ориентированных на север, где стены должны быть более светлыми (здесь учитывается естественная освещённость).

Колорит — это соотношение всех цветов, входящих в композицию интерьера комнаты или квартиры в целом. Он определяется доминирующими цветами близких оттенков. Например, если в решении интерьера доминируют серо-голубые тона, то при незначительном наличии жёлтого, коричневого и белого он воспринимается в серо-голубом колорите.

Цветовое решение интерьера комнаты или жилой квартиры может быть нюансным или контрастным. При нюансном решении в помещении преобладают мягкие, близкие по тону цвета. Причём, более светлый цвет рекомендуется для больших плоскостей, на которых выделяются тёмные предметы меблировки и убранства. Для контрастного решения характерно гармоничное сочетание различных цветов и оттенков. Мебель с яркой обивкой может быть размещена на фоне пёстрых, насыщенных по цвету и рисунку обоев, контрастно поверхности пола. Однако такое цветовое решение подходит для просторных общих комнат, детских. В цветовую гамму одного помещения следует вводить не более двух-трёх цветов. Большее разнообразие цвета вызывает раздражение, утомляет.

Помещение или всю квартиру можно оформить по принципу контрастности, т. е. сочетания цветов, резко отличающихся друг от друга. Контраст цветов требует тщательного выбора силы цвета, так как в этом случае они используются в полную силу.

Принцип контрастного решения может строиться на сопоставлении двух основных контрастных цветов: зелёного и розового, синего и оранжевого, коричневого и бирюзового и пр. Конечно, это не значит, что все предметы и отделка стен, пола, дверей и т. п. должны быть только двух цветов. Гамма тонов основных контрастирующих групп может иметь несколько оттенков (темнее, светлее, холоднее, теплее), но преимущество двух избранных цветов должно доминировать.

Жёлтый, синий и красный цвета дают самый сильный, ясно читаемый цветовой контраст, например, тёмно-синие стены, текстиль и мебель в красно-жёлтую клетку с деталями белого или чёрного цвета. Чёрный и белый цвета дают самый сильный контраст светлого и тёмного.

Окрашивать потолок обычно рекомендуют в белый цвет, так как он создаёт впечатление простора и воздуха в отличие от тёмного тона, который подчёркивает материальность и массу. Однако если в небольшой, но очень высокой, комнате потолок окрасить в тёмный цвет, а стены — в светлый, холодный тон, она будет казаться намного ниже и просторнее натуральных размеров.

Тёмный потолок приемлем только в том случае, если помещение очень узкое и высокое, но и тогда цвет необходимо выбирать очень осторожно. При недостаточности в помещении дневного света, особенно в районах старой застройки крупных городов, используют светлые тёплые цвета и тона (белый, оранжево-жёлтый, серый, зелёный и голубой), так как они отражают примерно в 1,7 раза больше солнечного света, чем другие. В южных же районах страны используют более тёмные цвета, поглощающие избыток света (синий, тёмно-голубой, терракотовый).

Выбирая соотношение цветов, необходимо учитывать взаимосвязь помещений, что особенно важно в небольших квартирах, где все комнаты могут просматриваться через дверные проёмы. Если мы входим в комнату, окрашенную в жёлтый цвет, а затем в комнату, окрашенную в красный цвет, то это может вызвать нарастающее состояние подъёма, активности, и наоборот, при возвращении из красной комнаты в жёлтую нам кажется, будто мы становимся легче. Последовательность смены цветов в пространстве очень важна в программировании настроения. Каждому помещению квартиры присуща определённая значимость, которая особенно проявляется при переходе из одной зоны в другую, от одного функционального процесса к другому.

В квартире важны последовательности: прихожая — кухня — общая комната; кухня — коридор — ванная; спальня — коридор — ванная.

Стильный акцент

raduga-lk.ru

Производственный интерьер и техническая эстетика - Теория

Область труда многогранна. Что ни производство, то своя необычная технология, уникальное оборудование. Меняется соответственно среда, производственный интерьер. Различны материалы отделки, по-разному организуется композиция — методом дробления масс, объединения элементов, ритмического чередования групп станков, выделения акцента и т. д. Поле деятельности художника-конструктора, таким образом, отличается разнообразием, специфичностью задач, необычностью творческих приемов.

Здание школы Баухауза

Эстетические факторы производственной среды

Все большую актуальность приобретают эстетические факторы производственной среды, создание нового облика предприятий, где труд человека как источник вдохновения, гармонически сочетаясь с отдыхом, позволяет труженику в процессе работы чувствовать себя самим собой.

Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт и облагораживает человека. Это положение является для промышленного дизайнера основополагающим при возведении индустриальных комплексов, формировании их облика по законам науки о прекрасном.

Производственный интерьер, где трудится человек, повсеместно преобразился: улучшились освещение, вентиляция, продуманней стали организация рабочих мест, цветовое решение, приняты меры к уменьшению шума, вибрации, запыленности и загазованности.

Одним из важнейших показателей эффективности эстетической организации производственной среды является количество сбереженного времени.

При бурном научно-техническом прогрессе знания быстро устаревают и для их пополнения необходимо время. Чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство, постоянно искать рациональные пути достижения намеченных целей, человек должен иметь в достаточном количестве свободное время, оправдывающееся результатом творческого поиска, большого экономического эффекта рационализаторских предложений, разработки новаторских приемов труда.

Проявляется эффект не мгновенно, а скрытно, иногда через несколько лет. При таком обширном понимании критерия экономии времени, следует, что часы, сбереженные в результате внедрения благоприятной обстановки, снова могут быть направлены на совершенствование культуры труда.

Техническая эстетика

Совершенствование технической эстетики производственных интерьеров ведется в тесном контакте с решением задач технического прогресса, повышения качества продукции, подъема производительности труда при постоянном улучшении условий производственной среды, росте благосостояния широких народных масс. Общественные интересы проникают в содержание всех форм эстетизации интерьеров.

Техническая эстетика не только вносит красоту в производство, но и выполняет экономическую задачу. Эффективность организации производственной среды может проявляться различно, например, в улучшении самочувствия работников. Учитываются также социологические явления, в частности эмоциональное состояние рабочих и, следовательно, возможности стимуляции их деятельности, что проявляется в укреплении дисциплины, повышении квалификации, укомплектованности предприятия кадрами.

Производственный интерьер

Часто дизайнер немало трудится, чтобы во вспомогательных помещениях скрасить впечатление от несоразмерных балок и ферм, ребристых перекрытий. Природные материалы, декоративные фрагменты, цвет способствует поддержанию уюта, необходимого людям. Различная конструктивно-дизайнерская установка уводит от однообразия, обогащает впечатление. Унифицированность деталей и отделочных материалов, полихромное обобщение, подбор мебели — все это способы соединения несхожих помещений в ансамбль.

Для ряда помещений, например столовых, стройность функциональной организации определяет быстроту и слаженность работы. Система выдачи блюд, уборки и мытья посуды, расчета с посетителями должна обеспечивать быстрое обслуживание обедающих и максимальное использование посадочных мест. Практика показала, что наиболее эффективен принцип оплаты стоимости блюд по карточкам при выходе из зала. Раздаточные линии устраивают раздельно для первых, вторых блюд и для холодных закусок, что сокращает время, которое обычно уходит на очереди у касс и прохождение от начала до конца всей раздаточной линии.

Административные службы также являются подразделениями предприятия. Их художественное конструирование начинается с определения необходимого состава помещений, рациональной последовательности прохождения дел и материалов, способов хранения документации. Ввиду возможного расширения или сокращения отделов, использования вычислительной техники и т. п. целесообразно предусмотреть сборно-разборные перегородки, которые позволяют изменять размеры и количество помещений в соответствии с требуемыми условиями. Материалом для изготовления таких перегородок может быть алюминий, дерево, стекло. Коридоры в результате получают хорошую естественную освещенность и зрительно становятся просторными.

В кабинетах директора, главного инженера продумываются размещение рабочих столов, организация зон отдыха и деловых бесед. Предусматривается встроенная мебель, площадь для демонстрации образцов продукции предприятия. На рабочем месте желательно обеспечить свет слева. Последнее требование выполнить в расположенных рядом кабинетах директора и его заместителя, разделенных приемной, трудно. В этом случае один из руководителей был бы вынужден повернуться спиной к входящим, что, понятно, не доставляет особых удобств. Поэтому в смежной с кабинетом руководителя комнате оборудуют место индивидуальной работы, зону отдыха, устанавливают прямые телефоны.

По этим же принципам формируется помещение для рассмотрения художественно-конструкторских проектов. Несколько в ином плане проектируются красные уголки, холлы, комнаты отдыха. Принцип праздничности, контраста получает здесь преимущество.

Основное внимание уделяется конструированию системы приточно-вытяжной вентиляции, размещению инженерных сетей и коммуникаций, проектированию искусственного освещения. Разработка интерьеров включает композицию светоцветовой среды, организацию конвейерных линий и рабочих мест, выбор конструкционных и отделочных материалов.

Промышленные конструкции

Последовательное решение частей проекта приводит к целенаправленному формированию среды. Планировка должна осуществляться таким образом, чтобы дать логическое завершение технологическому циклу, сократив максимально функциональные связи, транспортные и людские потоки при их плавном расхождении на плане и по вертикали.

Декоративные средства влияют на организацию внимания и создают эмоциональный настрой, снимают напряжение. Под декоративными средствами технической эстетики могут пониматься и указатели зон, потоков, направлений движения, табло хода выпуска продукции, приборы времени. Учитывая большую протяженность цехов, отрицательно действующую на психологическое состояние коллектива, пространство с помощью художественных средств расчленяется на участки, облегчающие восприятие цветового оформления производственного интерьера. Организующими элементами выступают цвет, визуальные коммуникации, стенды наглядной агитации, формы природы, колористика рабочей одежды — на многолюдных участках сборки и монтажа это особенно красочное зрелище.

Принцип цветовой гармонии, как правило, основывается на большом и среднем контрастах либо по цветовому тону, либо по светлоте, либо по насыщенности.

Освещение

Общим для всех цехов, размещенных в одном здании, является организация освещения, что позволяет более целостно решить вопрос технической эстетики производственных интерьеров. По функциональным и эстетическим мотивам предпочтение отдается зенитному варианту. Устройство отверстий для фонарей в подвесных потолках дает определенный эффект: для лучшего пропуска дневного света в нижней части круглых проемов делаются конусные расширения, по периметру которых размещаются люминесцентные светильники. Такой прием оправдан, прежде всего, в светотехническом отношении, позволяя совместить направление как естественного, так и искусственного света, арматура может подключаться группами по мере снижения уровня дневного света и с целью изменения свето-цветового климата, что особенно ценно в условиях напряженного конвейерного производства, при однообразии операций.

С другой стороны, расстановка фонарей симметрично как в продольном, так и в поперечном направлении дает, по существу, не связанную со светом возможность размещения оборудования. Для мобильного производства в радиотехнике данное обстоятельство имеет существенное значение. Изучение возможностей композиционного решения пространства показало следующее. Нижняя зона цехов наполнена большим числом дробного по форме, дисгармоничного по пластике оборудования, а также усложненными конвейерными линиями, подвесными транспортными коммуникациями. Поэтому верхняя зона, исходя из принципа контраста, должна быть решена спокойно с приданием ритмико-эмоциональной выразительности архитектурным деталям потолка. Подобные способы мы встречали в общественных зданиях. Опыт подсказал, что и для индустриальных условий они эффективны.

Известный японский архитектор Минору Ямасаки писал: "Световой фонарь является отличительной особенностью многих наших зданий. Впечатление от перехода из низкой комнаты с низким потолком в комнату без потолка, — а именно такое впечатление создает фонарь, — действительно замечательно. Проектируя наши здания, мы думаем о том, что происходит с человеком по мере того, как он переходит из одного пространства в другое, и стремимся доставить ему удовольствие от смены впечатлений и вызвать у него чувство удивления. Если мы можем объединить в рамках одного здания такие совершенно различные впечатления, то находиться в нем всегда будет приятно. Если же оно создает у вас, например, чувство текучего однообразия, а вы вынуждены находиться в нем вечно — для меня это 8 часов, — то это становится действительно утомительным".

Фирменный стиль

Объектом дизайнерского проектирования становится фирменный стиль, призванный формировать образ предприятия. Внимание сосредоточивается на содержательной и визуальной сторонах индустриальных объектов и продукции. Решаются задачи художественной организации производственной среды, разрабатываются средства информации и наглядной агитации, сопроводительная документация. Проектируются зоны кратковременного отдыха, спецодежда, экспозиции выставок и конференций, реклама и сувениры.

В поле деятельности главного архитектора входит городская среда, прилегающие микрорайоны, оформление массовых мероприятий и праздников. Для программы фирменного стиля актуальны такие задачи, как обеспечение эффективности производства и качества продукции, повышение культуры труда, рост авторитета предприятия. Фирменный стиль, отвечая эстетическим запросам людей, должен способствовать появлению чувства удовлетворения заводом и городом, являться мощным средством воспитания, формирования профессиональной гордости, патриотизма.

Важным положением является трактовка фирменного стиля как части более емкого понятия фирменной политики, в которую должны входить стиль в отношениях, традициях, в деловой деятельности, управлении, стиль в реализации технико-экономических и социальных планов развития объединения.

Планы развития предприятия

Наука

С середины 20-го века резко возросло число научных исследований и разработок в области эргономики, дизайна, промышленной архитектуры. Изыскания ведутся по многим направлениям. Доказано, что красота не только улучшает самочувствие персонала — поднимается производительность труда, качество продукции, интерес к работе. На индустриальном поле находят дело врачи, социологи, гигиенисты, художники и даже поэты, композиторы, кинематографисты. Действительно, запросы трудящихся становятся обширней. Например, для короткого и эмоционального отдыха оказалось полезным показывать специальные короткометражные фильмы и развлекательные сценки по сюжетам, близким труженикам конкретного предприятия. То же касается функциональной музыки, транслируемой во время труда.

Точность научных рекомендаций даже в области цвета говорит о серьезности подхода современной науки к организации внутреннего пространства. Чем стремительней развиваются знания, тем строже будет проводиться в жизнь эстетическая программа, учитывающая комплекс факторов, труд рабочего, его желания.

Комплексно на предприятии должны быть организованы все службы — комнаты отдыха, бытовые помещения. Принцип их художественного конструирования такой: максимум удобств, комфорт, измененный ритм, контраст. Должно быть принято во внимание различие требований к отдыху возрастных групп работников, следует учитывать характер трудовой деятельности.

На многих заводах внедряются так называемые зоны психологической разгрузки. В них устанавливают удобные кресла, создают мягкую световую обстановку, демонстрируют пейзажные слайды и кинофильмы, в наушниках звучит любимая музыка, каждый подбирает ее сам. За 10—15 минут такого отдыха наступает почти полное восстановление сил. Некоторые предприятия идут дальше, создавая целые комплексы, где сотрудники набираются сил после трудового дня. Обеспечен врачебный контроль, спецпитание, продумана спортивная программа. Формируются музеи, кружки самодеятельности.

Роль благоприятной обстановки для трудового процесса нельзя переоценить. Многочисленные данные отечественных и зарубежных промышленных предприятий показывают, что рационально организованные производственные помещения создают условия, положительно влияющие на самочувствие работников, способствуют повышению производительности труда, сокращению травматизма. История зодчества также всегда подтверждала благотворность обстановки для целей труда. Но в далеком прошлом работа шла на природе: в поле, на току, на реке. С возведением же цехов, началом машинного производства картина резко изменилась, потребовав гуманизации обстановки. Уже первые опыты окрылили ученых и художников-конструкторов. Так, по свидетельству американского ученого Ф. Биррена, использование цветового кода снизило во время второй мировой войны число несчастных случаев с 46,1% до 5,58%, а одной из транспортных контор удалось добиться сокращения травм на 42,3%, что дало значительный экономический эффект.

Техническая эстетика в реальности

Подобно другим наукам, исследования ученых различных стран имеют порой противоположные цели в оценке роли искусства при организации производственной среды. Обычно предприниматели и вместе с ними специалисты-художники проводят линию на интенсификацию труда с целью получения высоких прибылей. Отсюда смысл промышленных сооружений сводится к одному: укрыть машины. Потребности людей, обслуживающих механизмы, отодвигаются на второй план. Вначале возводятся корпуса, затем проектируется технология. Это приводит к однообразию интерьеров. Специалисты часто считают ненужным привносить художественное решение в производственный интерьер, и если включаются отдельные композиции, то исключительно ради рекламы.

Социальная направленность мероприятий в большинстве случаев вызывается лишь стремлением получить прибыль и ставит рабочего в далеко не самые благоприятные условия. В литературе описано немало примеров утонченной эксплуатации, когда рабочий является простым придатком механизмов.

Не всегда создаются объективно полноценные условия для выработки научных рекомендаций. Проведение исследований на промышленных предприятиях крайне затруднено, поскольку предприниматели опасаются, что данные экспериментов могут послужить поводом для требований рабочими повышения заработной платы.

Тэг:

zen-designer.ru


ремонт квартиры