Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В прошлом году сразу четыре старинных узбекских сюзане продали за 43875 фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Эти произведения декоративно- прикладного искусства оказались в четыре раза дороже первоначальной стоимости. Караван, бесконечно идущий по великому шёлковому пути – вот философия вечности жизни в прославленных по всему миру изделиях прикладного искусства.
В переводе с языка фарси «сузан» можно перевести, как игла. Сюзане или сузани - в Узбекистане и Таджикистане - ковёр, который вышивается шёлком или нитками мулине особым видом глади, которая называется "кандахиел". Также используются техники вышивки: гладь в прикрем, которая называется "басма" , и тамбурный шов "юрма".
Вышивка производится по хлопчатобумажной ткани, по шёлку или по бархату, на подкладке, обшитый специальной тесьмой либо тканью чёрного цвета. Сюзане – это композиция замкнутого типа с нарядной широкой каймой и центром композиции, заполненным симметричными розетками или другими мотивами. Это может быть цветущий куст, плоды, цветы, реже зооморфные мотивы. Характерные орнаментальные мотивы – это розетки, различные мотивы на цветочную тему, изображения сказочных птиц и павлинов, а также магические древние символы.
Сюзане могут быть салфетками, которые вышиты шёлком тамбурным швом, и они украшают стол во время чаепития, одновременно выполняя функциональные задачи. Кроме этого, Сюзане использовали в хаммаме, то есть в бане, её стелили там на скамьи. Эти вышитые изделия вешают на стены для декорирования помещения. Особенно это нравится персам и афганцам.
Орнамент у сюзане построен таким образом, что у него есть начало, но нет завершения. По очень древней традиции, в вышивке непременно оставляют маленький незаконченный орнаментальный фрагмент, это дополняет и без того глубокий и философский смысл этих изделий прикладного искусства, напоминающий нам о извечности бытия и бессмертии человеческой души/
Возможно вас заинтересует:
rode.land
Sanat • 01/01/2005 • Выпуск №1 • 2178
Исследование различных аспектов традиционного народного жилища – одна из интересных страниц истории зодчества и декоративно-прикладного искусства Узбекистана.
До наших дней дошли многие высокохудожественные образцы жилой архитектуры XVIII – начала XX в., в которых воплощены особенности зодчества Самарканда и Бухары, Хивы и Ташкента, Ферганы и Шахрисабза. Каждая школа, сложившаяся в том или ином городе, дает пример своеобразных подходов в формировании функционально-планировочных решений, декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров, благоустройстве дворов.
Сохранить это богатство, изучить его, сделать достоянием научной и культурной общественности – важная задача.
В исследованиях народного жилища прошлых лет делался упор на климатологические аспекты его формирования и функциональные особенности. Новый этап изучения традиционного жилища характерен изучением психоэмоциональных качеств жилой среды, ее масштабности, декоративного убранства, светотеневой пластики, создающих определенный психологический климат жилища, а также трансформацией в архитектурной практике элементов разных культур. Осознавая важное значение роли жилища в социальном развитии общества, мы не должны забывать, что каждое из них само по себе выступает как сложная система, как произведение искусства, как объект, несущий культурные и другие социальные функции. В этом аспекте на первый план выдвигаются вопросы композиционно-пространственного построения жилых домов и, соответственно, – организация интерьера, архитектурно-ландшафтное решение. Непреходящая ценность этих объектов обусловлена прежде всего единством идейно-художественного замысла и функционального архитектурного мастерства. Одной из вытекающих отсюда задач является поиск оптимальных возможностей их сохранения и современного использования.
Архитектурная композиция. Природно-климатические условия и общественно-политический строй средневекового Востока определили общую черту жилища – его замкнутый характер. Свободное от работы время горожанин проводил дома, где крошечный зачаток общественных функций выполняла мехмонхона (гостевая). Жилище окружалось глухими стенами, которые предохраняли его от скверного санитарного состояния города в целом, вызванного высокими летними температурами воздуха. Это помогало создать сносный микроклимат, обеспечить чистоту двора и жилых помещений.
Жилище делилось на две половины – внешнюю и внутреннюю – ташкари и ичкари, или бирун и дарун. На первой владелец принимал посетителей и занимался ремеслом, здесь помещались мехмонхона, мастерские, конюшни, склад фуража и прочие хозяйственные помещения; на второй протекала жизнь семьи, группировались жилые помещения – дахлиз, хона, уй и службы – кухня, кладовые и т. д. Иногда выделялся специальный хозяйственный двор, а в некоторых случаях размеры участка позволяли возделывать сад.
Cледует особо остановиться на взаимодействии архитектуры и природной среды (включая рельеф). Вода имеет большое значение при засушливом климате. Если при доме есть сад, там устраивают водоем, окруженный деревьями. На берегу его располагается топчан – суфа – место отдыха семьи и приема гостей. Во дворах же, во избежание сырости, устраиваются только арыки и небольшие водоемы.
Много внимания уделяется зеленым насаждениям. Даже постройка дома производится с учетом растущих на участке деревьев.
Само жилище снаружи на первый взгляд невыразительно – глинобитные стены, лишь иногда архитектурный штрих – теневое пятно, лоджия, решетчатый проем – оживляет скупую гладь уличного фасада. Зато внутри двора – прохладная тень айвана, зелень виноградника, чистота и уют. Разнообразие архитектурных решений было сосредоточено внутри дворов, куда обращены фасады окружающих построек. В трактовке зодчего функция архитектуры заключается в организации внутренних пространств, где на первый план выступает интерьер комнаты, вторым по значимости становится двор.
Ансамбли дворов. Дом начинается с дарвазахона – крытого коридора, ведущего во внутренний двор. Зачастую над ним располагается балахона – комната второго яруса.
Двор – это интерьер под открытым небом, где общаются проживающие там люди. Это жизненный центр – спасительный зеленый оазис. От правильной организации дворового пространства зависит комфортность жилища. Это слаженный архитектурный ансамбль, все части которого должны быть взаимоувязаны и согласованы.
Художественная выразительность дворового ансамбля определяется характером архитектуры слагающих элементов, чередованием комнат и айванов. Внешний облик комнат отличает скромность и постоянство архитектурного оформления: два-три проема со ставнями и верхними решетками – панджара прорезают фасадную стену лаконичного объема. В XIX в. широкое распространение получила лоджия – айван, пристроенный к торцу комнаты и совмещавший роль проходных и летних помещений. В рядовой застройке такой айван служит связкой и всегда примыкает к комнате, что сообщает всему объему гибкость и сейсмостойкость. Применение встроенных айванов расширяет пространство дворов, увеличивает объем затененных площадей, улучшает проветривание комнат и двора. Кроме того, айваны, являясь своеобразными запасниками жилой площади, могут быть легко переоборудованы в зимние помещения. Иногда айваны располагают перед фронтом помещений по короткой стороне двора или объединяют с их помощью разобщенные блоки, придавая вид многоколонных галерей.
Иную архитектурно-художественную характеристику приобретает застройка, когда в нее включены айваны-кашгарча с гибкой структурой подъемных ставен – ровон, имеющих вид то плоскостных, то пространственных форм. Мобильность облика айвана-кашгарча, за створками которого просматривается внутренний объем, вносит живость и разнообразие в общую композицию. В архитектуре двора нередко встречаются портики, галереи ферганского типа с приподнятой средней частью потолка – катан. В формировании художественного облика дворового ансамбля активно участвовали архитектурные детали: колонны, перекрытия и карнизы айванов, решетки, ставни. Ставни сходного устройства отличались способом навески. Они открывались внутрь или наружу. Обычно они бывают филенчатые и дощатые. Последние скреплены с внутренней стороны планкой на кованых гвоздях.
Поверхность ставен украшали преимущественно плоской рельефной резьбой с выборкой фона (типа паргори, багдоди, ислими). В узорах преобладали геометрические мотивы в виде ромбов, кругов, треугольных арок, заполненных растительным орнаментом. Распространенным мотивом был узор сеточки. Часто повторяется стилизованное изображение птицы, свидетельствуя о том, что мотивы узоров черпались из окружающей природы. Однако орнаменты со временем так часто видоизменялись, что стало трудно угадать их изначальный смысл.
Старинные решетки – панджара в световых проемах над окнами выполнялись обычно из мелких деревянных брусков или гипса. Их геометрический рисунок, отмеченный своеобразием местного стиля, подобно тонкому ажуру, оживляет гладь глиносаманных стен. Решетки поверх заклеивали бумагой, в более позднее время бумагу сменили разноцветные стекла. Со временем панджара вышла из моды, на смену ей пришли распашные остекленные рамы европейского типа с переплетами крупных, но не менее интересных и разнообразных рисунков. В их узорах варьировали прямоугольные элементы, включающие криволинейные формы: круги, выкружки, сегменты и их производные.
Не менее интересны и характерные детали открытых айванов: колонны, стойки, карнизы перекрытий.
Колонна вместе с перекрытием являет собой своеобразный узбекский ордер. В развитом виде ордер состоит из базиса, колонны с подбалкой, прогона и карниза. Деревянный базис вогнутого профиля (внизу квадрат, вверху октогон) неразделим со стволом и выточен из цельного бруса. Ствол округлого или восьмигранного сечения с шаровидным основанием кузаги обязательно снабжен резной подбалкой, но не всегда имеет капитель. Сталактитовая капитель собрана из накладных фасонных брусков. Иногда она представляет собой квадратный брус, окантованный с четырех углов, или имеет форму опрокинутого конуса. Подбалка украшена фигурным профилем в виде одинарного или двойного мадохиля. Несущий прогон обычно гладкий. Карниз образован фигурно обработанными концами потолочных балок, опирающихся на прогон. Пространство между балками прикрыто дощечками – кабзи. Детали ордера в богатых домах украшались росписью. К началу XX столетия характер несущих опор видоизменился: колонны заменили стойками с подбалкой упрощенного рисунка, карнизы приобрели другие очертания, где явно проскальзывает влияние русской архитектуры. Многорядные карнизы нередко напоминают деревянные подзоры, украшенные профильной резьбой с деталями из выкружек, зубчиков, сердечек, розеток.
Интерьер. В формировании интерьера, как и планировке дома, существовали общие и индивидуальные принципы построения, художественные приемы, характерные для каждого района Узбекистана. Интерьер создавали глинобитный или кирпичный пол, каркасные стены, деревянный балочный потолок. Размеры планов комнат колеблются в пределах 5,5-6 м х 3,5 м. Комнаты соединялись торцами; анфиладность отсутствовала; интерьеры решались как изолированные одно от другого пространства. В устройстве мехмонхоны и жилых комнат особой разницы не было, правда, иногда мехмонхона выделялась большими размерами. Тщательность отделки также одинакова.
Отсутствие мебели обусловило своеобразие бытовой организации узбекского интерьера. Площадь комнаты оставляли свободной, тогда как в стенах размещались ниши для бытовой утвари. Свободное пространство интерьера условно подразделяли на функциональные зоны: пойгох, пешгох. Пойгох – ближняя ко входу часть комнаты, где устанавливали столик над сандалом (яма для углей, с помощью которых обогревалось помещение). Пешгох – место для особо почетных гостей – располагалось в дальнем конце комнаты в противоположной от двери стороне. Рассмотрим типы интерьеров народного жилища разных городов Узбекистана.
Бухара. Для оформления интерьеров характерны пышные сталактитовые карнизы, панно с яркой росписью, белая штуковая резьба и штукатурная профилировка. Балки потолка у основания – квадратного сечения, но посредине с помощью сталактитовых уголков переходят в круглые. Фасады без карниза, решетки чаше алебастровые, тонкого рисунка, наиболее распространенный тип дверей и ставен – так называемый богдоди. Орнамент решеток дверей часто повторяется, а пышная дробность сталактитовых украшений утомляет глаз. Наиболее парадна высокая летняя комната, причем мехмонхона сооружается на торцах с одной или даже двумя антресолями – шахнишинами – специфической принадлежностью бухарского дома.
Хива. Резьба дверей и колонн отличается своеобразным орнаментом и мастерством исполнения, а простой, но изящный рисунок решеток верхних проемов прекрасно украшает гладь стены. Колонны с резной подбалкой преображают жилища Хивы.
Шахрисабз. Резьба по дереву, решетки, детали колонн носят своеобразный характер. В декорации интерьера – яркая расцветка ниш и панно, насыщенная роспись потолка – предпочтение полихромии.
Ташкент. Стены двухрядного каркаса снабжены нишами с ячейками. Комнаты в зажиточных домах богато декорируются резьбой по ганчу. Отделке потолков уделяется больше внимания. Их делают фигурными, расписными, стенная роспись встречается мелкими фрагментами – в нишах, реже – на панно.
Самарканд. В интерьере Самарканда имеют место резьба по ганчу и искусная роспись потолка и стен.
Таким образом, по количеству ниш типы интерьеров узбекского дома можно расположить в таком порядке: в ферганских и ташкентских домах комнаты имеют ниши в четырех стенах, в шахрисабзских – в трех, в самаркандских – в двух, в бухарских – в двух или в одной, в хивинском доме ниши вообще отсутствуют.
Для декоративной отделки жилых домов характерны резьба и роспись по ганчу и дереву. Наибольшей популярностью пользовался резной ганч, считавшийся самым трудоемким и дорогостоящим видом отделки. Роспись представлена во всем блеске декоративного искусства, в ней четко прослеживается дыхание времени – синтез классических форм орнамента с реалистическими тенденциями.
Роспись, изображающая букеты, кусты, деревца, привлекает виртуозностью исполнения, необычностью трактовки традиционных сюжетов. Колористическая гамма мягких пастельных тонов – синих, сиренево-розовых, красных, желтых – завораживает благородством и нежностью красок и создает соответствующий эмоциональный настрой. В отделке, как правило, нет ничего случайного: все рассчитано, продумано, взаимосвязано, рационально обосновано и художественно выразительно. Главные элементы выделены и подчеркнуты особенно броско, второстепенные украшены скромнее. Орнамент строго подчинен форме и способствует ее выявлению. Каждой детали соответствуют свои форма, мотив и характер узора.
Традиционные средства художественной выразительности не могут полностью отобразить характер и признаки современного быта. Однако изучение народных эстетических норм открывает широкие возможности для освоения художественного наследия и поисков нового стиля, отражающего современные требования к жилищу.
Накопленный в процессе многовекового развития гигантский творческий потенциал способен на современном этапе стать в авангарде художественного процесса, возродить в современном жилище Узбекистана выработанные веками рациональные художественно-выразительные приемы оформления интерьера.
Литература:
1. Воронина В.Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М., 1951.2. Майкова В.Н. Художественная культура народного жилища Узбекистана. Ташкент. 1990.3. Уринбаева М.Б. Традиции и преемственность интерьера жилых домов в Узбекистане. Ташкент. 1992.
sanat.orexca.com
Многие города современного Узбекистана были вовлечены в континентальные торговые отношения ещё 2-3 тысячелетия назад. Поэтому, торговать здесь умеют, и базар, по-прежнему, остается одним из главных институтов общества.
Далее смотрите хороший фотообзор от Сергея Доли...
Это один из павильонов старогородского ташкентского рынка Чорсу. Первый этаж почти целиком занимают специи. Лучшие сорта благоухающей горной зиры (тмина) для плова, анис, корица, кардамон, гвоздика, барбарис и специальный сорт пловного изюма - чего здесь только нет…
Я обратил внимание, что во многих узбекских ресторанах принято рассаживать гостей в отдельные кабинеты, так чтобы одна компания не пересекалась с другой:
3.
Впрочем, есть рестораны и с обычными залами. Это обед во время экскурсии в Самарканде: шурпа, самса, плов и шашлык:
4.
Это анзур, горный лук, который длительное время маринуют в квасцах. Популярная закуска к плову:
5.
Самса - слоённый пирог с мясом или с тыквой. Традиционно, пекут в специальных печах тандырах, а в современных домах - в обычной духовке:
6.
Самаркандский плов. С горохом (нутом), зирой, жёлтой морковью и говядиной. Я думал, в Узбекистане, однозначно, предпочитают баранину, но - нет. Обратите внимание на блюдо (или "лаган"). Керамика и ее декорирование - одно из национальных ремесел Узбекистана:
7.
Шашлык. Молотый и кусковой. Обязательно, с горкой лука, для пищеварения:
8.
А это местные сладости к чаю. Молочно-кофейная патока и кристаллический сахар (или "навад"), который готовят из обычного рафинада, но при перетапливании из него выводят сахарозу, оставляя только фруктозу и глюкозу:
9.
В Узбекистане пекут несколько десятков видов лепешек: слоённые, с кусочками бараньего курдюка, с луком, сдобные… Твёрдо-замешанные толстые лепешки пекут еще с военных походов Тамерлана, так как они медленно черствеют и очень калорийны:
10.
Мягкие лепешки "чап-чап" (название по звуку сминаемого теста). Они особо вкусные, пока горячие:
11.
12.
Рыбу привозят из текущей неподалеку Сырдарьи и с озера Айдаркуль, которое расположено между Самаркандом и Бухарой:
13.
Продавец специй предлагает среднеазиатский горох ("нут"), зиру, паприку, красный перец, чёрный тмин для лепешёк и печени, белые зёрна кунжута, семена кинзы к мясу:
14.
Гранаты. Сладкие, кислые, кисло-сладкие, с косточками и без. Если вы не знаете, какой сорт взять, вам помогут, спросив, какое у вас давление:
15.
Кроме местных фруктов можно встретить и экзотику. Особым спросом она не пользуется, но, говорят, люди иногда берут для украшения праздничного стола:
16.
Свежая зелень и перцы. Посередине тонкокожие среднеазиатские лимоны (гибриды лимона с апельсином), а в бутылочках - различные острые соусы:
17.
18.
Из рынка ничего не уносят: торговцы просто оставляют свой товар на прилавке в конце рабочего дня. Рынки охраняются и наутро все будет точно так же - в целости и сохранности:
19.
Девушка несет коробку со сладостями: сладкой молочной патокой с семенами кунжута или орехами:
20.
Очень популярны свадебные комплекты для молодоженов:
21.
Пряники и печенья:
22.
А это, как мне рассказали местные - узбекский памперс 16 века. Трубочка приспосабливается между ног младенцу, а обратный конец - в горшочек под колыбелью:
23.
Вариант для девочек:
24.
25.
Собственно, сами колыбели. Резные, украшенные, с отверстием для горшка. У городских жителей особым спросом не пользуются - современные памперсы вытесняют национальные:
26.
Горкой - тот самый сахар, "навад". В белой золе прожаренные косточки самаркандского урюка, желтое - среднеазиатский горох, который после прожарки становится мягким. И слева изюм или кишмиш. Специалисты сказали, что самаркандский изюм - лучший в мире:
27.
Кому не хватило прилавков на рынке, ведут свою торговлю вокруг него. Сезон арбузов и дынь прошел, продают осенне-зимние арбузы, тыкву, местный йогурт и яблоки. Кто чем богат:
28.
29.
30.
А это шарики из местного йогурта, которые узбеки потребляют в качестве жаждоутоляющего, линекса и просто так, Говорят, вкусно с пивом:
31.
32.
И, напоследок, притча про узбеков, Москву и базары от моего самаркандского гида Рустама и вкусный пловный сайт от местного блоггера Рифата:
33.
Рекомендуется к просмотру:
www.stena.ee
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений