Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Федор Шехтель – архитектор, изменивший Москву. Шехтель интерьеры


биография, здания по проектам архитектора.

Федор Шехтель — создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий — Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель — архитектор без диплома

Федор Шехтель родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Саратов. Здесь отец вместе со своим старшим братом руководил крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. Однако вскоре умер отец, а чуть позже — и его брат. Семья осталась без средств к существованию. Мать отдала на усыновление двух младших детей, а сама переехала в Москву, где по протекции своего родственника Тимофея Жегина устроилась экономкой в дом Павла Третьякова.

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Федор Шехтель — архитектор без диплома. Иллюстрации

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федор Шехтель — архитектор без диплома. Иллюстрации

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федор Шехтель — архитектор без диплома. Иллюстрации

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось — и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова, Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы», а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре.

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова, усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Шехтель - Галерея 2

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Шехтель - Галерея 2

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Шехтель - Галерея 2

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых — типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» — было выдержано в готическом стиле, а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки — торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов — особняк московского миллионера Степана Рябушинского. Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня — МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все — от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Шехтель - Галерея 3

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Шехтель - Галерея 3

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Шехтель - Галерея 3

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Архитектор молодой страны советов

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств. В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях — неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн — кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога — Москвы, Архангельска и Ярославля.

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ — центральном органе, который управлял наукой, — преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты — Мавзолея Ленина, Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Себе любимому: дома архитекторов и художников по собственным проектам

Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное.

Исторические гостиницы России

Гостиницы с интересной историей.

Доходные дома Москвы и Санкт-Петербурга

Читаем о доходных домах Москвы и Петербурга — об их архитекторах, хозяевах и знаменитых жильцах.

www.culture.ru

Шехтель, Федор (1859 — 1926). Архитектура и дизайн интерьера

Шехтель Федор Осипович/ 1890-е годы

Шехтель Федор Осипович/ 1890-е годы

Работы выдающегося архитектора Ф.Шехтеля были преимущественно связаны с Москвой. Однако, истоки его самобытного творчества лежат в древнерусской культуре северной части страны. Шехтель (1859 — 1926) принадлежит к числу крупнейших российских зодчих рубежа XIX — XX-го столетий.

Временность архитектурной формы не случайно проявляет себя в разрушении закона, правильности и успокоенности. «Время — не в тождественном себе мгновении и не в неизменном покое вечности, оно — между ними. Оно — то, что превращает бытие в становление, тождественное делает нетождественным, что растит, извлекая из внутреннего новое и иное, природу. Да, время не может быть изображено вместе с пространством, но оно может войти в образ пространства, деформируя пространственный образ. Время искривляет контуры предмета, деформирует его привычные очертания смысловым образом. Запечатлевая временно-длительный образ играющего и пульсирующего представления (П. Флоренский), художник отказывается от натуралистического изображения предмета в пользу его символического толкования, когда образ отображает не только временное бытие предмета (как, например, застывает в мгновении волна лестницы особняка Рябушинского), но начинает включать в себя и всю его историю, судьбу, как это видится в образе сказочного дракончика в готическом кабинете особняка А.Морозова во Введенском пер. (арх. Ф. Шехтель, 1895 г.). Словно века и тысячелетия таинственного прошлого Природы, словно дремлющая сила воплотилась в этом мифическом существе и дышит в нем своей тайной жизнью. Единство времени и вечности (Новалис) — лозунг романтиков, несущий символическое решение загадки отношения идеального и реального, духовного и природного, божественного и земного. Во временном выразить вечное. В вечном не потерять временное. Для стиля модерн такое понимание становится творческим кредо. Следующая эпоха в архитектуре уже забудет о вечном».

Николаева С. И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна»

Дом Щапова. Архитектор А.Каминский, при участии Ф.Шехтеля.

Дом Щапова. Архитектор А.Каминский, при участии Ф.Шехтеля.

Федор Осипович Шехтель родился 7 августа 1859 года в Саратове. Об отце его известно только, что он был инженером-технологом. Мать зодчего, а также его жена (он был женат на своей кузине) происходили из семьи саратовских купцов Жегиных. Известной личностью был отец его жены Т.Жегин, приятель П.М.Третьякова, близкий к кругам московского просвещенного купечества, увлекавшийся искусством и коллекционированием. Эта дружба, вероятно, и была причиной того, что мать Шехтеля — Дарья Карловна служила экономкой у Третьяковых, в доме которых часто бывал молодой Шехтель.

Неизвестно, где Шехтель получил первоначальное образование. В его личном деле из фонда Строгановского училища, хранящегося в Центральном государственном архиве литературы и искусства, имеется аттестат об окончании Тираспольской католической гимназии. В находящемся в том же архиве фонда Училища живописи, ваяния и зодчества тот же аттестат и данные об учебе в училище в 18761877 годах в третьем научном классе.

В мемуарах встречаются упоминания о работе Шехтеля «архитекторским помощником» у известных московских зодчих конца XIX века А.Каминского и К.Терского.

Имеются данные, что, будучи помощником последнего, Шехтель не просто участвовал в проектировании театра Парадиз на Большой Никитской, но и составил проект фасада. Работа у обоих зодчих оказалась, бесспорно, плодотворной для Шехтеля. Каминский талантливый проектировщик, одаренный акварелист, знаток русского и западных средневековых стилей. По-видимому, не без влияния Каминского, у Шехтеля возник интерес к средневековому зодчеству, а также колористический дар Шехтеля одного из лучших мастеров цвета в архитектуре. Наконец, Каминский сыграл большую роль в судьбе молодого зодчего, введя его в круг московского просвещенного купечества и обеспечив его рекомендациями в среде состоятельных заказчиков. Может быть, будущему архитектору в этом помогла мать, служившая у Третьяковых экономкой и бывшая фактически членом их семьи. Однако, членом этой семьи был и Каминский (жена его урожденная Третьякова).

Обложка альбома [Весна красна]. 1883 г. Ф.Шехтель.

Обложка альбома [Весна красна]. 1883 г. Ф.Шехтель.

С конца 1870-х годов, Шехтель начинает работать самостоятельно. Но в первое время, архитектура занимает в его творчестве сравнительно скромное место. Он иллюстрирует и оформляет книги, журналы, рисует виньетки, адреса, театральные афиши, обложки для нот, меню торжественных обедов. Вместе с братом А.П.Чехова художником Н.П.Чеховым (с которым он познакомился и подружился в училище) Шехтель пишет иконы и создает эскизы монументальных росписей. Но самое большое место в творчестве молодого Шехтеля до конца 1880-х начала 1890-х годов занимает работа театрального художника. Он создает костюмы и эскизы декораций, и эта деятельность позднее, в конце столетия, словно найдет продолжение в проектировании театрови народных домов.

Шехтель был помощником декоратора Большого театра К.Вальца непревзойденного мастера превращений, сказочных метаморфоз, феерий, разрушений, бурь, фонтанов, прославившегося постановками, представлявшими красочные зрелища. Это — одна сторона театральной деятельности Шехтеля. Вторая —  народный театр и оформление народных гуляний. Он работал художником у знаменитого М.Лентовского, ориентировавшегося на вкус массового зрителя, создателя театра Скоморох.

Шехтель — типичная для своего времени фигура — художник, пришедший в архитектуру без специального образования.

Тенденция к всеобщему и радикальному обновлению сложившихся в архитектуре норм (не только в России, но и повсюду в Европе) выражает себя в появлении лиц, максимально склонных к новаторству. Однако, то, что для многих художников осталось эпизодом, архитектурными упражнениями, для Шехтеля стало делом и смыслом всей жизни.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Уже в середине 1880-х годов по его проектам велась застройка имений Кирицы и Старожилово в Рязанской губернии, строились загородные дома в Московской и Ярославской губерниях, выполнялся дизайн интерьера квартир и особняков. Строительство дач, особняков и отделка интерьеров московских домов разветвленной фамилии Морозовых, сопутствовавшие этим работам творческий успех и признание определили дальнейшую судьбу молодого Шехтеля. Очевидно, запоздалое получение диплома техника-строителя в 1893 году одновременно с утверждением в Московской городской управе проекта особняка Морозова на Спиридоновке свидетельствует об окончательном решении Шехтеля посвятить себя архитектуре.

Работы Шехтеля, начиная с наиболее ранних, говорят о его увлечении средневековым зодчеством во всех его модификациях: древнерусским, романским, готическим. В созданных им объектах проявилось хорошее знание и других стилей.

Из сооружений и дизайна интерьеров, спроектированных Шехтелем в неорусском стиле, наиболее примечательны:

  • Народный дом (1897 г.)
  • Оставшийся неосуществленным проект деревянного театра для Сокольников
  • Серия типовых проектов деревянных народных театров.

Для Народного театра в Сокольниках Шехтель нашел тип многоугольного в плане зрительного зала, со сближающимися к центру проходами и расположенными амфитеатром местами, компактный, вместительный, демократичный по облику. Фасады Народного театра, по существу, лишены декора. О принадлежности их к неорусскому стилю напоминают лишь башенки по сторонам от входа.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Москва. 1893 г. Ф.Шехтель.

Еще более определенно сказываются новые черты в архитектуре и готических сооружений Шехтеля.

Разработанный впервые применительно к особняку Морозова на Спиридоновке в 1893 году принцип пространственно-планировочной организации оказался очень емким и перспективным. В особняке Морозова уже воплотились те находки, о которых впоследствии говорилось в связи с лучшими сооружениями Шехтеля в неорусском стиле. Можно говорить о новой системе, созданной в расчете на длительное восприятие во времени, с множества точек зрения, постоянно меняющихся в процессе движения. Расчет на круговое восприятие обусловливает необычность применяемых Шехтелем приемов и средств. Выразительность особняка Морозовой определяется, главным образом, логикой сочетания основных объемов. Сдержанное применение декора влечет за собой увеличение значимости отдельной детали и позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной выразительности. Живописный план здания логичен и тщательно продуман. Он обусловлен заботой об удобствах и комфорте. Однако, в полном согласии с эстетикой модерна, они не являются самоцелью. Цель зодчего заставить всеми доступными ему средствами забыть об этом, забыть во имя красоты и одухотворенности целого. Планы и фасады особняка Морозова создают впечатление удивительного единства, не похожего на единство архитектурных сооружений предшествующего времени.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Садовый фасад 1893 г. Москва. Ф.Шехтель.

Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Садовый фасад 1893 г. Москва. Ф.Шехтель.

Шехтель выступает творцом прекрасного не только в богатых особняках верхушки московского купечества, но и в собственном, скромном по размерам и формам доме, в Ермолаевском переулке. Здесь тот же уют, та же забота об удобствах, виртуозная планировка (особенно если принять во внимание неудобную, неправильную форму участка), непередаваемое словами ощущение возвышенности, покоя и гармонии, не покидающее посетителя в интерьере даже сейчас, несмотря на утрату подлинной обстановки.

Собственный особняк на Б. Садовой, 4. Москва. 1909 г. Ф.Шехтель.

Собственный особняк на Б. Садовой, 4. Москва. 1909 г. Ф.Шехтель.

Все, что Шехтель создал на протяжении следующего десятилетия, лишь уточняло и развивало принципы, к которым пришел зодчий при проектировании особняка Морозовой. Иными стали формы. Некоторые из них совершенно утратили сходство с историческим прототипом.

 

Типография Левенсона в Трехпрудном переулке. Москва. 1900 г. Ф.Шехтель.

Типография Левенсона в Трехпрудном переулке. Москва. 1900 г. Ф.Шехтель.

 

Таковы, значительные постройки Шехтеля начала века:

  • Особняк Рябушинского на Малой Никитской.
  • Особняк Дерожинской в Штатном переулке.
  • Московский Художественный театр.
  • Типография Левенсона в Трехпрудном переулке.

Другие сооружения тяготеют к неорусскому стилю. К числу лучших построек Шехтеля в этом стиле относятся:

  • Комплекс павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901), за который Шехтель в 1902 году был удостоен звания академика
  • Ярославский вокзал, проектирование которого относится к 1902 году.
  • Собственная дача в Кунцево (1905 г.)
  • Дача Левенсона.
  • Проект Народного дома (1902 г.).
Особняк А. И. Дерожинской в Штатном переулке. Москва. 1901-1902 г. Ф.Шехтель.

Особняк А. И. Дерожинской в Штатном переулке. Москва. 1901-1902 г. Ф.Шехтель.

В особняках Рябушинского и Дерожинской, внешне не имеющих ничего общего друг с другом и с особняком Морозовой, выдержан общий принцип построения здания изнутри — наружу, от центрального (композиционного) ядра, та же система геометрических и математических зависимостей. Но в архитектурном образе зданий определеннее зазвучала диссонансность, трагическая гармония рубежа веков.

Здание Ярославского вокзала. 1902-1904 гг. Москва. Каланчевская площадь. Ф.Шехтель.

Здание Ярославского вокзала. 1902-1904 гг. Москва. Каланчевская площадь. Ф.Шехтель.

Выразительность и впечатляющая сила архитектурного образа особняка Рябушинского основаны на непосредственном взаимодействии контрастных, даже противоположных по своим характеристикам элементов, каждый из которых, в свою очередь, наделен взаимоисключающими чертами. Общий облик здания определяет противопоставление геометрически четких форм основного объема и силуэта (кубовидный объем, карнизы) и органических в своей неправильности балконов и крылец. Великолепен и интерьер здания. Как и в особняке Дерожинской, в дизайне интерьеров, определеннее, чем на фасадах, выявлена изобразительность форм, тяготеющих к природным. Их красота, богатство пространственных связей невольно заставляют забыть обо всем остальном. Планировка этого здания, как всегда у Шехтеля, продумана и целесообразна.

Особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской улице. Москва. 1900-1902 г. Ф.Шехтель.

Особняк С. П. Рябушинского на М. Никитской улице. Москва. 1900-1902 г. Ф.Шехтель.

Заслуживает упоминания перестройка Шехтелем здания бывшего театра Лианозова для Московского Художественного театра.

Поэтика молодого театра оказалась удивительно созвучной поэтике и творческому кредо зодчего. Он сумел передать в архитектурном образе дизайна интерьеров свойственное неоромантическому мироощущению модерна представление о деятельности художника как о служении, о театре как о храме искусства, месте, где происходит священнодействие.

Интерьер МХАТа. Авансцена. Москва. 1902 г. Ф.Шехтель.

Интерьер МХАТа. Авансцена. Москва. 1902 г. Ф.Шехтель.

Архитектура театра — явление уникальное. Царившая в нем атмосфера сосредоточенности и изящной простоты, полное отсутствие традиционной лепнины, позолоты, продуманность колористической гаммы, скупое использование стилизованного орнамента, где повторялся мотив волны и летящей над ними чайки, создавала у зрителя ощущение значительности самого факта прихода в театр, заражала ожиданием того, что должно произойти на сцене. Зрительный зал театра спроектирован Шехтелем по принципу известного по особнякам контрасту темного низа и светлого верха: серебристо-сиреневая орнаментальная роспись потолка и фриза контрастировала с полумраком внизу подчеркнутым темно-зеленой кожей кресел партера. Нельзя не упомянуть о занавесе театра со знаменитой, летящей над волнами белой чайкой. Символ, созданный Шехтелем, чрезвычайно емок и многозначен. В нем содержится напоминание о духовных истоках театра, связанных с драматургией А.П.Чехова.

В сооружениях Шехтеля, выполненных в  неорусском стиле обращает на себя внимание лирическая трактовка первоисточника, приводящая к деформации исходной формы.

Зодчего интересует не буквальное воссоздание прототипов, а связанные с ними переживания. В постоянной заботе Шехтеля о красоте, находит выражение убежденность, что искусство должно быть полезно, прежде всего, своей способностью дарить людям радость, украшать жизнь и возвышать душу. Это ни в коей мере не означает забвения практических нужд. В архивах сохранилась докладная записка управляющего железной дорогой Москва — Ярославль — Архангельск, специально отмечавшего экономичность проекта Шехтеля: убранство Ярославского вокзала много дешевле традиционного штукатурного. В нем удобно и рационально используется застроенная площадь.

В 1898 — 1900 годы Шехтелем спроектированы и построены:

  • Торговый дом М.Кузнецова на Мясницкой
  • Торговый дом Аршинова в Старопанском переулке
  • Боярский двор на Старой площади.

Однако, в каждом из этих зданий обнаруживается определенная несамостоятельность, в частности отголоски венского модерна.

Вскоре, Шехтель создал несколько оригинальных проектов торгово-банковских учреждений. Среди них следует особо выделить:

  • Проект перестройки банка Рябушинских на Биржевой площади (1904 г.)
  • Неосуществленный проект банка на Никольской улице (1910 г.).

Созданные Шехтелем сооружения можно по праву отнести к шедеврам модерна в его строгом рационалистическом варианте.

Шехтель сумел передать в облике зданий особенности конструкции, превратив стены из несущего элемента в ограждающую плоскость, положить в основу композиции особенности конструктивной системы. С присущим ему умением находить объективные и убедительные решения он передал заложенные, казалось бы, в самой структуре сооружения художественные эффекты, ее воздушность и пространственность. В этих сооружениях Шехтеля фактура и цвет материала, их контраст и сопоставления, художественно осмысленные, превратились в одно из важнейших средств архитектурной выразительности.

Но, вскоре, реальность развеяла иллюзии, разрушив утопическую веру в возможность преобразования жизни средствами искусства. По мере ее изживания, родилась другая технократическая. Ее отражением явилось усиление рационалистических черт в позднем модерне, обращением к традиции, отмеченной чертами зрительной однотипности и простоты.

В качестве примера сооружений, где (с учетом новых веяний) произошло переосмысление Шехтелем наследия русского классицизма, могут быть названы:

  • Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой (1909 г.).
  • Выставочное здание в Камергерском переулке (1914 г.)
  • Библиотека-музей А.П. Чехова в Таганроге (1910 г.).

Поиски архитектора прервали первая мировая война, революция и гражданская война.

Строительство почти прекратилось. И хотя в середине 1920-х годов оно возобновилось, творчество Шехтеля к этому времени утратило свое авангардное значение. Архитектор был в числе тех, кто продолжил работать при новой власти. Он был председателем Архитектурно — технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-производственной комиссии при НТО ВСНХ, членом и председателем комиссий жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. По его проекту был построен павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. Проекты этих лет, по преимуществу, архаичны. Шехтель словно стремился к возрождению ретроспективности того, с чем прежде боролся. То была сознательная позиция неприятия популярных в 1920-е годы идей производственного искусства, провозглашения необходимости делания вещей. Наиболее радикальные новаторы предлагали сбросить искусство с корабля современности. Однако, Шехтелю назначение искусства по-прежнему виделось в красоте, вносящей радость в жизнь человека. Его неоромантическая позиция, свойственная модерну, была абсолютно чужда конструктивизму, определяющему развитие архитектуры двадцатых годов.

Шехтель вошел в историю архитектуры как крупнейший мастер, один из создателей национального варианта модерна, характерный и яркий представитель российской архитектурной школы конца XIX начала XX столетия. Велико его значение и как педагога, преподававшего композицию в Строгановском училище с 1898 года вплоть до конца своей жизни.

Архитектор скончался 7 июля 1926 года.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

ГАЛЕРЕЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

Читайте также:

www.5arts.info

Шехтель — звезда русской архитектуры

Известный зодчий немецкого происхождения Фёдор Осипович Шехтель (урожденный Франц-Альберт Шехтель) вписал своё имя в историю русской архитектуры золотыми буквами.

Шехтель всем сердцем был влюблён в Москву. Именно поэтому практически все его многочисленные сооружения находятся недалеко от российской столицы. Среди работ Фёдора Осиповича по пять театров и церквей, четыре часовни, две типографии, вокзал, банк, кинотеатр, три усадьбы, шесть дач и 30 особняков - такой плодовитостью и неординарностью идей едва ли может похвастаться любой другой зодчий. Большинство сооружений сохранилось до наших времён, пережило бессчётное количество реставраций, но не утратило былого величия.

  

Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года. Корни его семьи уходят в Германию, но детство будущего архитектора прошло в Санкт-Петербурге, а в шесть лет он вместе с семьёй переехал в Самару. Его мать, Доротея Гетлих, была дочерью когда-то состоятельного купца, неудачно вложившего свой капитал в сибирские золотые прииски. Надеясь исправить ситуацию, хранительница очага отправилась в Москву, где волею судьбы попала в дом Павла Михайловича Третьякова и устроилась у него экономкой. Впоследствии зять создателя известнейшей картинной галереи, Александр Степанович Каминский, оказал огромное влияние на зодческую карьеру юного Шехтеля.

Фёдор Осипович оказался блистательным учеником, с лёгкостью превзошедшим своего наставника. За какой бы стиль он ни принимался — неоготический, неорусский, неоклассический или созданный им самим национальный вариант модерна – его везде ждал успех. Идеи молодого зодчего были свежи и смелы, а положение выходца из разорившейся интеллигентной семьи только разжигало огонь стремлений достичь новых вершин. Возможно, этим и объясняется невероятная плодовитость архитектора.

 

Пожалуй, венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал, расположенный в Москве около станции метро «Комсомольская». Проект был полностью составлен в 1901 году, а возведение этого поистине масштабного памятника архитектуры проходило с 1902 по 1904 год. На месте неказистых построек зодчий возвёл настоящий дворец в неорусском стиле. В его оформлении угадываются традиционные русские мотивы. Это огромная арка на входе, украшенная гербами Москвы, Архангельска и Ярославля, взмывающие вверх башни и высокая кровля, увенчанная ажурным гребнем, напоминающая крышу старинного терема.

До революций здание славилось богатым внутренним убранством, однако многочисленные реставрации и перестройки превратили когда-то роскошный интерьер в безличные и скучные казенные помещения.

 Следующий шедевр – это всем известный в России и за рубежом МХТ им. А. П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке. Над этим проектом Шехтель работал безвозмездно, из любви к искусству, а все затраты по строительству взял на себя русский меценат Савва Морозов.

 

Безликое здание театра было перестроено по замыслу Фёдора Осиповича: в его новой версии царит атмосфера преклонения перед великим и вечным искусством. Идея была настолько близка архитектору, что он на время отказался от всех своих проектов и весь 1902 год посвятил планировке и строительству этого здания. Биограф зодчего писал:

«Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений»

И это действительно так, потому что продумано и тщательно распланировано было всё — от парадного входа до занавеса с изображенной на нем той самой знаменитой чайкой, которая и стала эмблемой МХТ им. А. П. Чехова.

 Следующая, но не менее важная работа зодчего, - церковь Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки. В 1915 году Шехтель принял православие, следуя церковным обычаям, сменил имя и в течение последующего года работал над своим лучшим, как он сам считал, проектом. Он безмерно дорожил им, так как чувствовал духовную потребность привнести что-то в новообретённую веру.

 

Согласно всем традициям древнерусского зодчества, церковь была возведена за месяц, но простояла всего 45 лет, а закрыта была и того раньше – уже через 20 лет после завершения строительства. К сожалению, это деревянное сооружение не сохранилось до наших дней. Но сегодня в 300 метрах от первоначального расположения церкви стоит её копия, возведенная в 1997 году.

 Огромную известность принесли архитектору возведенные им особняки. И первый среди них по значимости принадлежал супруге Саввы Морозова, Зинаиде Григорьевне.

Дом на Спиридоновке напоминает замок: он наполнен духом романтичности и аристократизма. Внутри можно увидеть настенные панно, скульптуры и витраж работы Михаила Врубеля, с которым Шехтелю посчастливилось работать над проектом особняка. Особый изыск помещению придает готическая парадная лестница из резного дерева.

 

Морозов сам выбрал для особняка стиль – английскую неоготику, вероятно, так сложилось из-за предпочтений хозяина, несколько лет прожившего в Манчестере. В остальном же он предоставил амбициозному архитектору полную свободу и неограниченные возможности.

Шехтель и Врубель вместе тщательно продумали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Кстати, считается, что именно это здание стало прообразом дома булгаковской Маргариты. Сейчас в особняке располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел России.

 Если пройти дальше по Спиридоновке, можно увидеть ещё одну знаменитую работу Шехтеля - особняк Степана Павловича Рябушинского, русского мецената и коллекционера. Это здание находится на углу улиц Малая Никитская и Спиридоновка. Сейчас там располагается Музей-квартира Максима Горького.

 

Особняк строился с 1902 по 1906 год. Во внешнем облике постройки и внутри нее рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Проект Шехтеля потрясает своей беспрецедентной смелостью: автор полностью игнорирует традиции классицизма, забывая о симметрии и чёткости форм.

Рамы огромных окон украшают узоры из переплетающихся ветвей, а решетка ограды выполнена в виде повторяющихся спиралей. Главным украшением дома стал венчающий его широкий майоликовый фриз с изображением орхидей и водорослей. Всё в интерьере словно рассказывает сказку о подводном царстве: на полу выложен рисунок в виде гальки, на стенах многочисленные витражи со стрекозами, парящими над волнами, а над лестницей сверкает лампа в форме медузы.

 Ещё одно поразительное творение Шехтеля — Товарищество скоропечатни А. А. Левенсона. Это здание было возведено в 1900 году в Трёхпрудном переулке. Оно по праву считается одним из самых красивых домов в Москве. Скоропечатня А. А. Левенсона стала первой типографией в стиле модерн.

 

Она состоит из двух самостоятельных частей: первая — административное здание издательства и редакции, выполненное предельно просто и лаконично, вторая — административный корпус, отдалённо напоминающий романо-готический замок. Типография была закрыта в 1917 году, но любоваться объектом культурного наследия можно до сих пор.

 И, конечно, никак нельзя забыть об особняках самого Шехтеля. Всего их было построено три. Один из них расположен в Ермолаевском переулке, совсем недалеко от станции метро «Маяковская». Этот дом построен с учётом личных капризов архитектора и полностью удовлетворял все его требования. В стиле почти ничего не осталось от Средневековья, зато чувствуется сильное влияние модерна.

 

Здание состоит из нескольких частей, заметно отличающихся друг от друга своим внешним видом. Это говорит о том, что Шехтель любил экспериментировать, и уж в своём-то доме он мог себе это позволить. Вот и вышло так, что башни соседствуют с выступающим вперед прямоугольным корпусом с высокой кровлей и пристроенным позднее корпусом в форме неправильного треугольника. К сожалению, в настоящее время попасть внутрь особняка не представляется возможным, поскольку сейчас в нем расположено посольство Уругвая.

 Умер Фёдор Осипович Шехтель 7 июля 1926 в возрасте 66 лет. Невозможно переоценить его вклад в русское и европейское зодчество. Шехтеля по праву называют создателем нового языка архитектуры. Именно он превратил ар-нуво в русский модерн. Среди его работ насчитывается более 210 объектов культурного наследия, а 86 из них дошли до наших дней. Именно ему мы обязаны шедеврами русской архитектуры, которые легли в основу всемирного представления о старой Москве. Один из современников говорил о Шехтеле:

«Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…»

Так и вся его жизнь была наполнена яркими взрывами, водоворотами страстей и творческих побед. Фёдор Осипович Шехтель оставил глубокий след в истории отечественной архитектуры.

artifex.ru

Федор Шехтель – архитектор, изменивший Москву

Федор Шехтель – один из самых заметных архитекторов России рубежа XIX и XX веков, создатель русского модерна, автор десятков прекрасных зданий в Москве, так много сделавший для того, чтобы город приобрел свое неповторимое лицо. Он был, без сомнения, настоящим Мастером, получившим признание, но в конце жизни столкнулся с болезнями, нищетой, невозможностью помочь своим близким. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист», – писал он. Сегодня наш рассказ о судьбе и искусстве Федора Шехтеля.

Саратов — Москва

На самом деле имя Федора Шехтеля — Франц-Альберт. Его отец инженер Иосиф Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, в начале XIX века прибывших в Саратовскую область. Детские годы будущий архитектор провел с семьей в Саратове, где его отец и дядя вели торговый бизнес и занимались другими проектами, вплоть до театральных. Однако в какой-то момент семью начали преследовать неудачи: сначала умер Иосиф Шехтель, потом его старший брат, взявший было на себя заботы о семье, дела были расстроены, средств к существованию практически не было.

Мать будущего архитектора устраивала жизнь семьи, как могла. Сама она вынуждена была переехать в Москву, но Франц остался в Саратове, где учился в гимназии. Только в возрасте 16 лет, в 1875 году, он тоже приехал в Москву и начал работать в мастерской архитектора Каминского. Одновременно он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Так начался путь будущего великого мастера.

Начало

Судьба, казалось, продолжала испытывать Шехтеля на прочность. Закончить образование он не смог, был отчислен «за плохую посещаемость». В то время серьезно болела его мать, и, видимо, с этим были связаны неуспехи в учебе.

Образование осталось незаконченным, однако работал Федор Осипович много: иллюстрировал книги, делал театральные декорации, создавал эскизы костюмов, работал над архитектурными проектами. Только вот возводить здания по ним в черте Москвы пока было невозможно: у архитектора ведь не было диплома. Хотя заказчики к Шехтелю обращались самые именитые: семья Морозовых, князь Голицын и другие.

Он сотрудничал с ведущими архитекторами своего времени — Каминским, Терским, Чичаговым, и вместе с ними создал ряд выдающихся проектов. В частности, Шехтелю принадлежит авторство фасада нынешнего театра имени Маяковского (ранее — театр Георга Парадиза), а также он принимал участие в подготовке проекта Московской городской думы. Многие его постройки 1890-х годов выполнялись в русском стиле, тогда это было модно, но главным материалом служило дерево, поэтому до наших дней они не дошли.

Морозов

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.

Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.

Модерн

Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.

Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.

Популярность

В 1900-е годы Шехтель становится не просто известным, а по-настоящему популярным. Проектов у него все больше, заказы все интереснее. Он принимает участие во Всемирной выставке в Париже, где получает серебряную медаль. Строит в Москве здание Ярославского вокзала, выдержанное в неорусском стиле. По его проекту возводится одно из лучших его творений — особняк Рябушинского на Малой Никитской. Мраморная лестница особняка в форме волны по сей день является вершиной архитектуры модерн. Прекрасное решение нашел Шехтель и тогда, когда к нему обратился предприниматель Петр Смирнов: он попросил создать из нескольких зданий на Тверском бульваре единый комплекс. Федор Осипович предложил проект необычный: в доме были и парадные залы, и зимний сад, и даже небольшой зверинец. И этот дерзкий план был воплощен в жизнь.

Постепенно стиль Шехтеля становился проще и рационалистичнее. Например, его авторству принадлежит проект здания, в котором находится кинотеатр «Художественный». Стиль этот получил название «рациональный модерн», и строгость в нем сочетается с функциональностью.

В 1915 году Шехтель принял крещение (именно тогда он получил имя Федор), и тот год был ознаменован началом строительства храма Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском (1915–1916). Построенный в неорусском стиле, как и многие другие здания Шехтеля, храм стала памятником Первой мировой войны.

Советские годы

После революции многие архитекторы не могли найти место в изменившихся условиях. А вот о Федоре Шехтеле так сказать нельзя. В советские годы он продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕМАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Последний его реализованный проект — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (существовала до ВДНХ). Также Шехтель вернулся к работе в театре, реализовал несколько проектов для МХАТа, участвовал в реконструкции здания театра, работал для Малого театра. Однако здоровье Федора Осиповича ухудшалось, работать становилось все сложнее. В 1926 году архитектор умер.

«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)». Федор Шехтель.

Некоторые известные работы Шехтеля в Москве

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке

Напоминающий рыцарский замок снаружи, особняк прекрасен и внутри. Сегодня здесь находится Дом приемов МИД, но в некоторые дни года он открыт для посещений.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской

Оригинальный, необычный, изысканный… Особняк, с его необычной лестницей и выдающимися интерьерами заслуживает того, чтобы увидеть собственными глазами. Сегодня здесь находится музей-квартира Горького.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке

На месте, где сегодня находится здание МХТ, до конца XIX века стоял дворец Одоевских, где находился театр Корша. Когда было принято решение строить на месте дворца здание театра (а вернее, не строить с нуля, а провести масштабную реконструкцию), обратились к Шехтелю. Он работал над этим проектом бесплатно: «Заказ театра, украшающего Москву, я почитаю за честь выполнить безвозмездно».

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке

Получив хороший гонорар после строительства особняка Морозова, Шехтель возвел на эти деньги дом для себя и своей семьи. Сочетающий элементы готики и зарождающегося стиля модерн, этот особняк отличается гармоничностью и строгостью. Сегодня в нем находится посольство Уругвая.

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке

Особняк был построен в начале XX века, и сегодня это один из самых ярких примеров архитектуры русского модерна. Специально для росписи стен создавал эскизы Борисов-Мусатов, но хозяйка отказалась от масштабных фресок, которые так и остались в эскизах. Сто лет спустя с помощью современных технологий фески «Времена года» были перенесены на стены особняка, как и задумывалось изначально.

Кстати, этот дом считается одним из возможных адресов проживания булгаковской Маргариты. Сегодня на территории особняка находится дипломатическая миссия Австралии.

Читайте также "Линия жизни и архитектура Антонио Гауди"

lifestyle-journal.ru

Ф.О.Шехтель в Москве: moya_moskva

knyazvladimir (knyazvladimir) wrote in moya_moskva, 2014-05-19 18:18:00 Прогулка-знакомство с творчеством Ф.О.Шехтеля в Москве.За одну прогулку можно познакомиться с московским творчеством (конечно не со всем) замечательного архитектора Федора Осиповича (Франц-Альберт) Шехтеля. Он родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля.Начинаем нашу прогулку от станции метро Маяковская и идем по Большой Садовой улице до дома 4. Это собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1.IMG_8025Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.Немного вернувшись назад по Б.Садовой, сворачиваем в Большой Козихинский переулок а из него поворачиваем налево в Ермолаевский переулок, где и подходим к дому 28, представляющему собой небольшой псевдосредневековый особняк, который стал вторым собственным домом великого русского архитектора. IMG_8027Дом в Ермолаевском переулке знаменовал начало успешной карьеры архитектора. Это был второй его дом из трех сделанных и самый ранний из сохранившихся. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.Переходим из Ермолаевского в Трехпрудный переулок, где в 1900 году Ф. Шехтель построил производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» (дом 9). IMG_8029IMG_8030Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфичечкое производство. «Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».Повернув направо из Трехпрудного переулка проходим Большой Палашевский и Спиридоньевские переулки. Выходим из Спиридоньевского переулка на Спиридоньевку прямо к особняку З.Г.Морозовой (дом 17).IMG_8032Этот готический особняк – главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы. В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет. Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля.Пройдя дальше по Спиридоньевке в сторону Никитских Ворот и выйдя на Малую Никитскую улицу встречаем особняк Рябушинского (дом 6/2).IMG_8036IMG_8039"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею. С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.Далее выходим на Тверской бульвар и идем к Тверской улице. На бульваре можно посидеть и отдохнуть. Переходим Тверскую и проходим в в Большой Путинковский переулок, где в доме 3 в 1907-1909 г.г. была построена Типография Утро России П.П. Рябушинского.IMG_8042С Б.Путинковского переулка поворачиваем на Большую Дмитровку, по которой идем до Камергерского переулка, в котором в доме 3 находится здание Московского Художественного театра.IMG_8045Московский Художественный театр обосновался в здании на Камергерском в 1902 году, после того как Савва Морозов арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной Ф.О. Шехтелем. Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.Рядом с МХТ (д. 3а, стр. 2) находится музей МХАТ. а месте бывшего флигеля усадьбы Одоевских предполагалось строительство «научного электротеатра» и помещения для театра-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Но, вместо этого, помещения стали сдавать внаём под размещение магазинов, контор и проведение выставок.IMG_8047Работая над проектом здания, архитектор Ф.О. Шехтель проявил себя как мастер четкого геометрического рисунка. Для фасада было предложено лаконичное решение в крупных формах. Архитектор использовал характерный приём построения лицевой части здания: и в высоту, и в ширину она была разделена на три неравные части. Средняя часть по вертикали имеет ордерное построение. Изящность фасада достигается за счет стеклянного эркера необычной формы с дорическими колоннами по бокам. Прямоугольное в плане здание вдается вглубь участка./Использовалась информация с сайта http://um.mos.ru/ /

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

moya-moskva.livejournal.com

Открывая Москву

Москва Шехтеля

Федор Шехтель - один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений - особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.

Федор Шехтель, фото 1890-х годов

wikipedia.org

Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.

Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова, куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова. Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.

Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж», который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.

В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы, Кузнецовы, Локаловы и другие.

Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.

Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…

Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.

Особняк в Ермолаевском переулке

Ермолаевский пер., 28, с. 1

Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.

Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.  

«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», - иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

wikipedia.org

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, 6/2 с. 5

Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый – подводное царство, второй – мир воздуха и света, молельня – высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната.  Если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что она там есть. С 1931 по 1936 годы в особняке жил Максим Горький, сегодня здесь находится дом-музей писателя.

Особняк Рябушинского

wikipedia.org

Особняк Дерожинской

Кропоткинский пер., 13 с. 1

Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды – классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

Особняк Дерожинской

wikipedia.org

Ярославский вокзал

Комсомольской пл.,  5

Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 – 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.

Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, - здание выглядит как сказочный замок.

Ярославский вокзал в начале XX века

wikipedia.org

Особняк Морозовой

Спиридоновка, 17

Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию. Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. В строительстве «замка» он использовал архитектурные новации. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк на Спиридоновке

Ольга Ваганова/АиФ

Фарфоровый дом

Мясницкая ул., 8/2

В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках. Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.

Дом фарфора

wikipedia.org

Здание МХТ

Камергерский пер., 3

В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который не гнушался никакой работы и принимал участие непосредственно в ее установке. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Здание МХТ

wikipedia.org

2go2city.ru

Особняк А.И. Дерожинской или Особняк Маргариты. V.5.0

Особняк А.И. ДерожинскойВсего 40 фото

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13, некоторые исследователи творчества Булгакова причисляют к возможным адресам проживания Маргариты (т.н. "готический особняк Маргариты"), героини бессмертного романа Михаила Афанасьевича. И хоть у этого особняка не так много шансов на то, чтобы явно претендовать на это славное поименование, особняк интересен хотя бы тем, что построил его сам Федор Оспович Шехтель, к творчеству которого я все никак с погружением не подступлюсь. Особняк этот вызывает тихий, явно восторженный отклик в твоей душе. Чувствуется, что Шехтель вложил в его образ всё своё трепетное понимание модерна, проявив однако бережное и чуткое отношение к своему творению как новому уютному семейному гнездышку, где до́лжно было проявиться достойному сдержанному достатку и вкусу его владельцев…, по крайней мере, с его точки зрения.

Конечно же, следует остановиться на личности самой Дерожинской. Александра Ивановна, в девичестве Бутикова, была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения, а фабрики и магазины отошли её брату Степану. В 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сын Павел. Но брак просуществовал недолго, и они разошлись.

Несмотря на церковное непризнание развода до 1904 года, она уже в 1901 году выходит замуж за поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Александра Ивановна решает для новой семьи построить также новый дом и покупает с этой целью земельное владение в Штатном переулке, ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. В 1901–1902 годах Ф.О. Шехтель при участии его помощника А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж.02.

Особняк Дерожинской

Шехтель  не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, богатая бронзовая арматура и фурнитура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию.

Кстати, одновременно с особняком Дерожинской, Шехтель работал и над особняком Рябушинского на Малой Никитской... 03.Особняк Дерожинской

Это кабинет. Когда-то он тоже имел парадное оформление, но по желанию хозяйки в 1910-х гг. был полностью переделан, даже чудесный мраморный камин Шехтеля был демонтирован.04.Особняк Дерожинской

Столовая05.Особняк Дерожинской

В доме Дерожинской два этажа и подвал. На первом этаже были устроены приемные помещения и комнаты семейства, на втором - кухня, комнаты детей и их гувернанток. В подвале разместились хозяйственные помещения, комнаты прислуг и бильярдная. Кстати, именно в особняке Дерожинской впервые появились технологические новинки: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество и телефон.

План первого этажа особняка для ориентировки.06.Особняк Дерожинской

Внутренний двор особняка А.И. Дерожинской. На втором плане - здание Международного информационного агенства "Россия Сегодня" или, до недавнего времени, РИА "Новости" по адресу Зубовский бульвар, 4...07.08.Особняк А.И. Дерожинской

Предполагалось, что стены особняка украсят живописные панно. Но планируемые места для них остались просто оштукатуренными. Шехтель по просьбе заказчицы рекомендовал ей И.Э. Грабаря. Но Дерожинская неожиданно вдвое уменьшила стоимость работ. Грабарь в результате отказался. Тогда работу предложили В.Э. Борисову-Мусатову (1870-1905). Работа с Дерожинской стала для художника горьким разочарованием. В октябре 1905 г. он написал Александру Бенуа: "Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хотя это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето и два - осени... Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши"... Шехтель был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают шедевры. В свое время он убедил Зинаиду Морозову принять панно, написанные Врубелем для ее особняка на Спиридоновке. В ту же осень Борисов-Мусатов умер.

Панно же, которые мы с вами видим сейчас, - новодел, но довольно бережно выполненный. Во время последней реставрации было решено восстановить фрески, сделанные по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова, сохранившиеся в архивах Третьяковской галереи.09.10.11.

Давайте, уж, заодно осмотрим внутренние пространства особняка Дерожинской.Фото интерьеров не мои, ссылку на автора и его матерал об особняке Дерожинской я дам в "источниках".12.

Одним из любимых элементов интерьера у Шехтеля является камин. В этом доме он окружен деревянной рамой, а его верхнюю часть поддерживают фигуры мужчины и женщины...13.

Почти всю стену парадного зала занимает впечатляющее огромное арочное окно...14.15.

Кабинет-будуар16.

В этом кабинете люстра уже не оригинальная...17.

Парадная лестница размещена во внутренней части дома. В её оформлении также использованы природные мотивы, изображающие буйно растущие сказочные цветы.18.19.

Чашечки цветов инкрустированы черным деревом. А венчает всю композицию медный фонарь, размещенный на деревянном постаменте.20.

Винтовая мраморная лестница...21.22.

Столовая - одна из интереснейших комнат особняка, потому что в ней очень сохранилось очень много подлинных деталей интерьера.23.

Подборка наиболее приглянувшихся автору фото элементов декора...24.

Кстати, в стенах деревнных панелей, на фото ниже, замаскированы вентиляционные решетки, скрытые затейливыми бронзовыми накладками с узорами. Очевидно, это было место для выкуривания сигар... с вытяжкой.25.

Чу́дный паук - дверные ручки входной двери в стиле модерн...26.

После смерти брата, в середине 1900-х гг, не имевшего детей, Дерожинская унаследовала весь семейный бизнес. Брат вел дела не удачно, производство было на грани краха, но Александра Ивановна взяла все в свои руки, а также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского, и дела пошли в гору.27.Особняк А.И. Дерожинской

Хотя второй брак был по любви, он продлился недолго. В 1910 году Дерожинская выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - текстильного магната, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». Александра Зимина обладала уже значительным богатством, и занимала высокое положение в обществе. При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Сохранились воспоминания консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим»…

В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.28.Особняк А.И. Дерожинской

О судьбе Зиминой после революции известно мало. По одной из версий она с двумя сыновьями уехала в Италию. Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.

В 2009 - 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. И совсем недавно там разместилась резиденция посла Австралии.

29.Особняк А.И. Дерожинской

В заключение, - еще несколько ракурсов архитектурных деталей особняка Дерожинской.30.Особняк А.И. Дерожинской31.Особняк А.И. Дерожинской32.Особняк А.И. Дерожинской33.Особняк А.И. Дерожинской34.Особняк А.И. Дерожинской35.Особняк А.И. Дерожинской36.Особняк А.И. Дерожинской37.Особняк А.И. Дерожинской38.Особняк А.И. Дерожинской39.Особняк А.И. Дерожинской40.Особняк Дерожинской

Ну, что же! Осталось подвести итоги относительно "особняка Маргариты" в Кропоткинском переулке, 13. Особняк очень уютный и вполне себе и, в общем, подходит как жилище главной героини романа Булгакова. Он расположен "в тихом переулке", имеет сад и кованую ограду... Однако есть несколько "но". Особняк находится очень далеко от Арбата и маршрут "полета Маргариты" становится слишком затейливым, сложным и не вписывающимся в канву романа. Готическим особняк никак не назвать: модерн есть модерн) Отношения к автору "Мастера и Маргариты" особняк не имеет никакого. Но это все не столь важно. Мы увидели с вами еще один шедевр Федора Шехтеля, а это уже совсем другая история...

Источники:

ВикипедияСтарые фото с сайта pastvu.ru.Интересный материал об особняке Дерожинской в ЖЖ автора optigki. Фото интерьеров особняка и внутреннего двора именно отсюда.Если заинтересуетесь интерьерами - в матерале гораздо больше фото, чем здесь использовал я.

© Vladimir d’Ar, 2017

vladimirdar.livejournal.com


ремонт квартиры