Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Часовни в России являются отражением религиозной истинной народной души. В их порой примитивной и наивной архитектуре, схожей с архитектурой рубленых изб проявляется вся искренность народного восприятия христианства. Старинные часовни далеки от грандиозности и величия официальных православных храмов. И это не случайно: дело не только в небольших затратах на строительство часовен или в отсутствии строительного опыта. Часовня является тем местом, где православный человек может остаться один на один с Богом, помолиться, не смущаясь никого вокруг, помолиться так, как он умеет - своими простыми бесхитростными словами, или даже молча, прося Бога о том, о чем, может быть, и постеснялся бы просить в многолюдном храме. Здесь, в уединении часовни, можно, не стесняясь никого, разрыдаться слезами искреннего раскаяния и просто быть самим собой. Часовня в России воплощает в себя искренне народное восприятие религии, близкое к человеку и природе. Неслучайно первые часовни были поставлены после крещения Руси на местах языческих капищ, в святых рощах, поверх почитаемых камней и на почитаемых источниках и родниках. К счастью для народной веры, православие, являясь наиболее мистическим направлением среди всех христианских конфессий, терпимо отнеслось к языческому народному почитанию камней и воды, включив их в свои христианские таинства. Поэтому культ камней-следовиков, родников прижился в православии. Часовни в России строились не только на сакральных местах древности, но и у дорог, чтобы путник мог помолиться о благополучном завершении путешествия или просто отдохнуть в пути. Самые простые придорожные часовни представляли собой столпы с иконкой. Часовни строились у городских ворот или над воротами, чтобы каждый входящий мог помолиться. Ставили часовни на местах обретения икон, сгоревших или разобранных церквей, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на переправы, на перекрестках дорог, там, где христианину требуется осенить себя крестным знамением. Однако свободолюбие в народном толковании христианских культов не давало покоя светским и церковным властям в России. Стремясь установить контроль над русской душой Петр I дважды издавал указы (в 1707 и 1722 годах) о разрушении "народных" часовен под предлогом борьбы с раскольниками-старообрядцами. После смерти Петра I в 1727 году было разрешено не разрушать часовни в России, и позволено строить новые. Однако уже в 1734 власти вновь запретили "народные" часовни в России. В XIX веке Святейший Синод ориентировал русских людей на постройку церквей вместо часовен. В 1865 году после отмены крепостного права и очевидного ухудшения социально-экономического положения в России, Синод дал разрешение местным архиереям на местах разрешать строительство часовен под контролем церкви, но только не в крупных городах. Следующая тотальная волна разрушений часовен началась после октябрьского переворота 1917 года. О масштабах разрушений часовен в это время можно судить, если сравнить количество сохранившихся древних и старинных часовен в Ленинградской области, контролируемой большевиками-коммунстами, и в части Псковской области, отошедшей к Эстонии. Вторая "советская" волна разрушений часовен прокатилась по стране в конце 1950-х начале 1960-х годов, когда по указанию Никиты Хрущева была предпринята массированная компания по уничтожению сохранившихся церквей и часовен в сельской местности.
Возрождение строительства новых православных часовен и восстановления старинных заброшенных и разрушенных часовен наступило только после формального свержения советской власти в 1991 году. В настоящее время ни государство, ни церковные власти не оказывают препятствий для строительства часовен. Фактически для возведения часовни на частной земле нужно только благословение приходского священника. Благодаря такому подходу все больше православных часовен открывает свои двери на земле Русской.
На этой странице я хочу показать вам фотографии некоторых часовен Северо-Запада России. Может быть, их архитектура вдохновит кого-то из вас на возведение новой часовни. При возведении храмов и часовен следует пользоваться Сводом Правил для строительтсва православных храмов.
Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника.© 2014 Андрей Дачник
gjohnstonphoto
4368 x 2887
nikascorpionka
2035 x 3000
curaphotography
2945 x 2030
imagedb_seller
3414 x 5121
ru.depositphotos.com
Москвичам хорошо знаком памятник героям Плевны, расположенный у одного из выходов станции метро «Китай-город». Однако мало кто видел этот памятник внутри. Это действующая часовня и по большим церковным праздникам её открывают для всех желающих.
В самом центре Москвы, в Ильинском сквере, находится Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября (10 декабря) 1877 года. Ее автор – архитектор и скульптор Владимир Осипович Шервуд.Часовня является символом памяти о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, которая называлась современниками Великой Освободительной войной. Её также кратко называют «Плевенская часовня», однако официальное название – Часовня Иконы Божией Матери Знамение и Александра Невского.
За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой войны. После подписания Сан-Стефанского мирного договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе.
Однако в 1886 году, когда отношения между Россией и Болгарией резко ухудшились («примирение» состоялось в 1895 г.), появились предложения не отправлять готовый памятник в Болгарию, а поставить его в Москве. Идея нашла большую поддержку, и решено было оставить часовню в России.
Открытие часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем. Городскому голове Н.А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.
После Октябрьской революции 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены, часовня была закрыта и разорена. В конце 1920-х – середине 1930-х годов ее занесли в списки зданий, предназначенных к сносу. На ее месте хотели установить памятник В.В. Куйбышеву. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб она быстро разрушалась.
В 1957 г. к Фестивалю молодёжи и студентов часовню внешне привели в порядок и поставили новую ограду взамен утраченной в 1920-е гг.
В 1959 г. и 1966 г. часовню, нуждающуюся в реставрации, покрыли снаружи консервирующим антикоррозийным составом. Именно этим объясняется ее черный цвет в советские годы.
(фото 1986 года. Обратите внимание, что на площадке перед часовней были развернуты стенды о «нерушимой советско-болгарской дружбе»)
В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, и в 1980-е здесь начались вялотекущие реставрационные работы.
В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви. Спустя некоторое время ее внутреннее убранство было восстановлено. 1 марта 1998 года, в ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитном основании. Нижняя часть — восьмигранная часовня; на ней — такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Первоначально памятник был разноцветным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.
Обойдем часовню по часовой стрелке и посмотрим на нее с четырех сторон.
Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:
Янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгаркиРусский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадераГренадер, берущий в плен турецкого солдатаУмирающий гренадер, срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию.
Под горельефами укрепили позолоченные изображения перевитых лентами лавровых венков. Верхнюю часть всех арок и карниза украшала лавровая гирлянда.
На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28-го ноября 1877-го года»:
С южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 года» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»:
На восточной и западной гранях размещены цитаты из Евангелия.
Перед входом стояли чугунные тумбы с надписями: «В пользу увечных гренадер и их семейств». На этих тумбах стояли кружки для пожертвований на поддержание памятника и на пособие нуждающимся увечным и раненным воинам-гренадерам и их сиротам:
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Внутри часовня отделана майоликовыми изразцами и украшена образами святых, с покровительством которых армия связывала свои победы.
Вид на потолок часовни:
В оконных проемах установлены витражи, выполненные по рисункам В.О. Шервуда в живописной мастерской Луи Опеля. Это четыре круглых образа: Христос, Богородица, Иоанн Предтеча и Архистратиг Михаил.
В интерьере часовни помещались живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, и других. Эти 7 икон были выполнены мастером восковой и фресковой живописи М.Н. Васильевым:
Образ Николая Чудотворца
Образ Георгия Победоносца
Главный образ Святого благоверного князя Александра Невского.Под образами Кирилла и Мефодия расположены две памятные доски. На одной описание боя под Плевной, на другой история создания памятника:
В цокольной части интерьера на семи досках начертаны имена офицеров и солдат, убитых в сражении под Плевной 28 ноября (18 офицеров и 542 солдат).
Детали майоликового убранства:
Майоликовый образ Троицы
Освящение и открытие часовни после реставрации состоялось 1 марта 1998 года. Часовня освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царя-освободителя Александра II, и в честь Иконы Божией Матери Знамение, поскольку взятие Плевны было в день празднования этой иконы.
В декабре 1999 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II часовня обрела статус Патриаршего подворья.
Ежегодно 10 декабря, в день сражения под Плевной, и 3 марта, в день национального праздника — Дня освобождения Болгарии от османского ига, у часовни в торжественной обстановке служится панихида по погибшим воинам, возлагаются венки и цветы. В эти дни часовня открыта для всех желающих.
Венок от Министерства иностранных дел России, возложенный 3 марта 2017 г.
Венок от Министерства обороны России.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора....Источник...
sr-hamlet.livejournal.com
Церковь или храм — это прежде всего здания. И некоторые архитекторы представляют новое и смелое видение современной церкви. Конечно, многие религиозные течения по сей день чтут традиции, сформировавшиеся сотни лет назад, и не приемлют никаких нововведений в строительстве. Но эти архитекторы доказывают, что здание — лишь оболочка, и важно лишь то, что происходит в душе.
Losko Magazine собрал 10 минималистичных строений, которые не только наполняют радостью сердца верующих, но и восхищают величием и стильным дизайном атеистов.
Прогуливаясь по берегу океана в курортном районе Бэйдайхэ (Китай), на пути можно встретить маленькую часовню Seashore Chapel, созданную Vector Architects. Интересно, что зайти туда получится только во время отлива, потому что в остальные часы она погружается на несколько сантиметров в воду, напоминая издалека качающуюся на волнах лодку.
Конструкция площадью 270 кв.м. имеет крытое пространство снизу, которое скрывает людей от палящего солнца и служит местом для отдыха. На втором уровне — классический скромный интерьер часовни со множеством скамеек. Здесь царит религиозная атмосфера, но сложно думать о чем-то, когда перед глазами потрясающий вид на океан.
Бетонная Церковь расположена в районе Байоллэ (Byeollae) в Сеуле. Автор этого проекта — архитектурное бюро NAMELESS Architecture.
Из бетона здесь изготовлено практически всё: фундамент, перекрытия, стены и даже финишная отделка. Этот материал выступает в качестве метафоры крепких религиозных ценностей, которые не меняются веками.
Символ креста зданию помогает придать огромная колокольная башня, для организации которой последние этажи лишили передних стен. В образовавшееся пространство также вписан небольшой, по сравнению со зданием, крест.
Расположенная в 50 км от Бейрута (Ливан) церковь разработана парижским архитектором Маруном Лахуда (Maroun Lahoud). Перед ним стояла серьезная задача, поскольку церковь должна была содействовать примирению между христианской общиной и этноконфессиональной группой друзов.
После 15-летней гражданской войны в Ливане многие дома были разрушены. И многие сельские жители несли оставшиеся от их жилищ камни для строительства новой церкви. Поэтому, можно сказать, что она стала символом единения народа.
Благодаря крестообразным отверстиям в стенах и большим окнам, в храм поступает много естественного света, который к тому же отражается от белоснежных стен и мраморного пола.
Часовня Святого Креста — это вневременное религиозное здание, которое является связующим элементом прошлого, настоящего и будущего. Оно соединяет в себе тысячелетние традиции и гармонию простоты современной архитектуры.
Создателями уникального проекта являются специалисты из OPA. К сожалению, пока это концепция не воплощена в жизнь: продолжается поиск инвесторов.
Но идея определенно заслуживает внимания. Изготовленная из простых материалов церковь будет расположена в скале на острове Серифос (Греция) с прекрасным видом на Эгейское море. Благодаря застекленному фасаду, на протяжении всего дня церковь заливается солнечным светом, а ночью — служит ярким маяком.
Компактная часовня в городе Пафос (Кипр) спроектирована Майклом Джорджио(Michail Georgiou). Он вдохновлялся архитектурой местных православных церквей, но в то же время при строительстве использовал инновационные методы и современные материалы.
Эта часовня не обладает внушительными размерами, ее площадь всего 56 кв.м. Именно поэтому она гармонично вписывается в окружающую природу. Этому также способствует крыша с плавным изгибом, как бы повторяющим контуры склона. А максимально большой и открытый вход располагает, приглашая посетителей и туристов зайти внутрь.
Архитекторы из студии Cella создали капеллу в парке Мисьонес (Аргентина). Сложность заключалось в том, что ежедневно на территории находится много туристов и отдыхающих, поэтому для возведения религиозного здания было выбрано место на небольшой возвышенности.
Для удобного доступа к капелле были изготовлены пандусы, которые ведут к площадке перед зданием. Она также используется в тех случаях, когда на церемонии собирается большое количество верующих. Внутренний интерьер выполнен из натурального дерева, а архитектура продумана до мелочей: вход в часовню расположен так, чтобы случайный турист или прохожий не смог помешать службе.
Светлая и невесомая капелла на берегу реки Синано (Японии) создана для венчаний. Проект воплощен архитекторами из студии Kasahara Design Work, по словам которых, белоснежный и чистый интерьер ассоциируется с фатой.
Конструкция высотой почти в 15 метров украшена изящно изогнутыми трубами, которые находятся словно в невесомости и создают особую атмосферу. Капелла с панорамным окном на реку и изысканным интерьером — идеальное место для начала новой жизни супругов.
Устав от городской суеты, можно обрести покой и немного посидеть в тишине в капелле. Она расположена прямо в центре Хельсинки (Финляндия) и открыта для всех желающих.
Капелла Kamppi площадью 352 кв.м. спроектирована бюро K2S Architects и построена в 2012 году. Изящный деревянный фасад с отделкой из еловой древесины гармонично вписывается в городской пейзаж, но напоминает, скорее, арт-объект, а не капеллу. Действительно, лютеранская церковь Финляндии благосклонно относится к современной архитектуре. Здесь рады видеть любого, независимо от его вероисповедания и мировоззрения.
Один из самых выдающихся проектов бюро AZL Architects — волшебное здание часовни для свадебных и религиозных церемоний. Проект носит название Nanjing Wanjing Garden Chapel и находится на берегу реки в городском парке китайского города Нанкин.
За внешней простотой здания кроется множество тщательно продуманных мелочей: сложно сконструированный потолок и деревянные стены с чередующимися балками, которые пропускают свет. Внутреннее убранство удивляет отсутствием цвета: полупрозрачный белый придаёт этому месту особую магию, которая усиливается ночью с подсветкой здания. Чёткость линий, элегантность минимализма и эффект невесомости ещё раз убеждают нас в том, что простота может быть совершенной.
На месте старой ветхой церкви в городе Линц (Австрия) возвели новое религиозное здание. Его внутренне убранство с трудом напоминает церковь: строгая геометрия, минимализм и интерьер, выполненный в авангардистской манере. Линии создают ощущение простора и свободы, чему также способствует и удачное цветовое решение.
Церковь всегда наполнена светом и напоминает многогранный кристалл. Авторы проекта, специалисты из бюро x architekten, стремились создать здание, призванное стать не только религиозным, но и светским центром.
losko.ru
Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!
Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.
Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.
Главная задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.
Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.
Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева
Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.
А причин, почему не построили храм, может быть несколько:
Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?
Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснтельная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).
Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.
Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?
Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.
Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.
Вот в таких случаях строятся часовни.
Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва
Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).
В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.
Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле
Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года
Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.
Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.
Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).
Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.
В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.
Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:
Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!
Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!
В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.
Самые известные московские часовни — это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и — часовня в честь Иверской Божией Матери — у ворот, ведущих на Красную площадь.
Часовня-памятник героям Плевны, метро Китай-Город, Москва
Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади
А вот, что было на этом месте в Советское время.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
uznavay.pro
Боковые приделы нефа состоят из трех секций каждый. Все секции имеют эллиптические купола. Своды между секциями поддерживаются коринфскими колоннами из красного Портсантского мрамора, установленными Бернини. Они соответствуют колоннам, поддерживающим сегментированные фронтоны над входными дверями приделов. В приделах находятся 7 часовен. В скобках даны номера описываемых объектов в соответствии с планом базилики. Номера кликабельны.
Первой справа расположена Часовня Пьеты (80). На своде купола перед входом в нее находится мозаика Чиро Ферри и Пьетро да Кортоны с изображением Страстей, а под ней, на полу, — каменная эллиптическая мозаичная панель, посвященная Благословенному Папе Павлу VI (1963-1978), гробница которого находится в крипте. Вход в часовню выполнен в форме пропилея с треугольным фронтоном, поддерживаемого двумя коринфскими колоннами из красного мрамора. Изначально часовня называлась Cappella del Crocifisso (Часовня Распятия), но была переименована из-за установленной здесь в 1749 году Пьеты Микеланджело.
В 1971 году Пьета, одно из самых известных мировых произведений искусства, подверглась нападению со стороны психически неуравновешенного человека и теперь находится за пуленепробиваемым стеклянным экраном. Многие жалуются, что им приходится смотреть на Пьету с расстояния, но на самом деле это дает лучшее представление о ее пропорциях. Один скол от удара молотком позади головы Богоматери был оставлен в качестве напоминания, но остальной нанесенный скульптуре ущерб был полностью скрыт реставрационными работами и виден только в ультрафиолете.
Пьета изображает момент, когда тело Христа было помещено на колени его матери после Распятия. Она показывает горе Марии, но также и ее великую силу. Здесь есть важный богословский момент — Мария изображена более молодой, чем ее Сын. Последний, как Бог, создал ее.
Микеланджело было всего 22 года, когда он начал работу над Пьетой. Завершена она была в 1499 году. Скульптура была заказана Жаном Билересом де Лаграуласом, Кардиналом Легатом французского короля Карла VIII в Ватикане, и предназначалась для главного алтаря церкви Санта Петронилла (известной также как Часовня Франкских Королей) как часть его погребального мемориала. По контракту на работу отводился один год.
После ее установки в церкви художник подслушал, как служители рассказывают паломникам, что работу, на самом деле, по его дизайну выполнили другие скульпторы. Тогда однажды ночью Микеланджело вошел в церковь и подписал скульптуру, вырезав на ленте, пересекающей грудь Марии: «Микеланджело Буонаротти из Флоренции сделал это». Возможно, это самая нескромная подпись в мире.
В 1517 году скульптуру установили в церкви Санта Мария делла Феббе, поскольку Санта Петронилла была разрушена Браманте. Она оставалась там и тогда, когда старую церковь превратили в ризницу, но после постройки новой ризницы ее переместили в Часовню Хора. Затем она была установлена здесь.
Миниатюрные копии Пьеты можно найти в Риме повсюду. Если вы действительно хотите приобрести такую копию, будьте внимательны — большинство из них очень плохого качества. Посмотрите в одном из хороших магазинов религиозного искусства — там она будет стоить дороже, чем у уличных торговцев, но зато с ней вы будете куда счастливей все последующие годы.
Foto by Tomi MäkitaloПолихромная мраморная отделка часовни выполнена Джованни Ланфранко. Ему же принадлежит и потолочная фреска Триумф Креста. На правой стене — бронзовый медальон с изображением Бригитты Шведской. Это копия мраморного оригинала Доменико Гуиди, находящегося в монастыре Бригитток, соседствующего с церковью Санта Бриджида а Кампо де Фиори. Копия была помещена сюда в 1991 году, когда отмечалось 600-летие канонизации святой. В базилике нет ее статуи среди основателей религиозных обществ, поскольку сама она не стала Бригитткой.
3D панораму часовни Пьеты можно посмотреть здесь.
Далее идет Часовня Реликвий (на плане не отмечена), относительно небольшая эллиптическая часовня, вставленная в бывшую лестницу за первым правым столбом нефа. Это означает нарушение симметрии базилики, поскольку часовен стало четыре, вместо трех предложенных Мадерно. Проект принадлежит Бернини, но декорации должны были дождаться Ванвителли. Алтарный образ — деревянное распятие, приписываемое Пьетро Каваллини. Здесь же представлена мозаика Пьетро Паоло Кристофари, изображающая Святого Николая Чудотворца. Часовню редко можно найти открытой.
Вход в нее расположен под мемориалом Льву XII (79) работы Джузеппе Де Фабриса 1836 года. Папа показан благославляющим Юбилей 1825 года. Аллегорические фигуры под ним — это Правосудие и Религия.
На столбе напротив входа находится кенотаф Кристине Шведской (78) (умерла в 1689). Он был спроектирован Карло Фонтана и выполнен в 1697 — 1702 годах. Барельеф, изображающей церемонию 1655 года в церкви Хофкирш (Инсбрук), на которой она обратилась в Католическую Церковь, вырезан Жаном Батистом Теодоном. Кристина была дочерью шведского короля Густава Адольфа, сражавшегося за протестантов в Тридцатилетней Войне, и ее обращение считается победой католической веры. В крипте находится ее гробница.
Купол над входом в следующую часовню — Часовню Святого Себастьяна (76) — (которая должна была быть второй) украшен мозаикой с изображением Славы Мучеников работы Пьетро да Кортона. Часовня посвящена Святому Себастьяну Римскому. Мозаика над ее алтарем — копия фрески Доменикино 1631 года Мученичество Святого Себастьяна. Оригинал находится в Санта Мария дельи Анджели. Под алтарем находятся мощи папы Святого Иоанна Павла II. Они заменили мощи Благословенного папы Иннокентия XI, помещенные сюда после его беатификации в 1956 году и перемещенные через 50 лет под алтарь Преображения. На боковых стенах часовни находятся мемориалы папы Пия XI (77) работы Пьетро Каноники и папы Пия XII (75) работы Франческо Мессины.
Арочный проход в следующую секцию содержит два монумента. Один из их — роскошный мемориал папы Иннокентия XII (74) работы Филиппо делла Валле. Аллегорические фигуры по бокам — это Правосудие и Милосердие. Первое имеет меч и фасции, символ власти в античном Риме, а второе — потомство. Второй монумент (73) фактически спроектирован Бернини и выполнен мастерами его школы в 1633 — 1637 годах. Он посвящен графине Матильде Тосканской, умершей в 1115 году (ее останки были привезены сюда из Мантуи). Причиной, по которой она была удостоена этой чести, является ее поддержка папства раннего Средневековья в борьбе за Инвеституру. Барельеф изображает папу Святого Григория VII, принимающего покорность от Генриха IV в Каноссе. Считается, что статуя графини выполнена Бернини. Херувим слева — работа Луиджи Бернини, сына мастера, а справа — Андреа Больи. Герб выполнен Маттео Буоначелли.
Внимание! В следующей часовне (72) совершаются Святое Причастие и молчаливые молитвы. Здесь не допускается разглядывание достопримечательностей, за чем внимательно следит дежурный. Необходимо проявлять уважение к таинству.
Купол входной секции украшен мозаикой работы Пьетро да Кортона 1656 года. Здесь показаны аллегории и ветхозаветные пророчества о Причастии, включая Небесный Алтарь Книги Откровения. Кованые железные ворота на входе в часовню выполнены Франческо Борромини и несут на себе геральдику папы Урбана VIII. Роскошный интерьер выполнен в стиле цветочного Барокко, а декоративные элементы спроектированы Пьетро да Кортона и выполнены Джованни Баттиста Риччи. Мозаика на потолке принадлежит Аббатини.
В люнетах представлены 14 барельефов со сценами из Ветхого Завета, спроектированные Франческо Ванни и выполненные в мозаике Маненти. Здесь же расположены четыре аллегорические статуи, изображающие Веру, Изобилие, Благотворительность и Жертвенность, а так же 16 ангелов. Кортона нарисовал и алтарный образ со Святой Троицей. В настоящее время это единственный нарисованный алтарный образ в базилике — все остальные были заменены мозаиками. Табернакль был разработан Бернини в 1674 году. Он базируется на Темпьетто Браманте и выполнен из позолоченной бронзы, украшенной золотом, серебром и лазурью. Считается, что левый из двух обрамляющих табернакль ангелов, выполнен самим мастером.
Foto by Burkhard MückeСлева от алтаря расположен дверной проем, ведущий в папский дворец. Святой Отец пользуется им, когда проводит литургии в базилике. На правой стене находится алтарь, посвященный Святому Франциску Ассизскому. Его алтарный образ — мозаичная копия картины Доминекино Святой Франциск Получает Стигматы. До 19 века она находилась над алтарем апсиды левой части трансепта. Напротив левой стены расположен орган в резном позолоченном футляре 16 века.
Арка за пределами часовни — это конец правого бокового придела. Здесь открывается вход в главный трансепт базилики. Арка содержит два папских монумента. Один из них, работы Камилло Рускони 1723 года, посвящен папе Григорию XIII (71). Обратите внимание на дракона — эмблему папской фамилии Буонкомпаньи. Барельеф, выполненный Карло Франческо Меллоне, отмечает введение папой Григорианского Календаря в 1582 году. Фигура справа, одетая как богиня Минерва, — это Доблесть, и она поднимает мраморную драпировку, чтобы открыть барельеф. Фигура слева — Религия. Второй, весьма сдержанный, мемориал посвящен папе Григорию XIV (70), умершему в 1591 году через 10 месяцев после своего избрания.
В дальнем конце левого придела нефа, напротив часовни Святого Причастия, находится часовня Хора (20) или Капелла дель Коро. Архитектурно хор церкви — это та ее часть, где священниками проводятся ежедневные литургии. Это называется Собранием Каноников, а места, где они сидят — кабинками. В базилике Святого Петра исторически это собрание было разделено на каноников, которые должны были проводить мессы, и бенефициариев, у которых был статус членов собрания, но не было обязанности проведения месс. Это изначально было неправильным, поскольку бенефициарии получали жалованье, не имея, возможно, никакой работы.
В средневековые времена хор, или скола канторум, часто располагался перед главным алтарем. Если главный алтарь был свободно стоящим, хор мог находиться за ним в виде полукруга кабинок в апсиде. Из-за наличия святыни ни один из этих вариантов не применялся в старой базилике. Вместо этого у каноников была небольшая часовня напротив левой стены нефа, вход в которую осуществлялся через пробитое в этой стене отверстие. Она располагалась примерно в том же месте, где и современная. Сейчас часовня редко доступна для посетителей, что весьма печально, поскольку она очень эффектна.
Купол входной секции украшен фреской Маркантонио Францескини, изображающей Видение Апокалипсиса. В антрвольтах и люнетах находятся изображения пророков и других ветхозаветных персонажей работы Карло Маратто и Чиро Ферри.
Сама часовня имеет прямоугольный план с отдельными комплектами кабинок в каждом конце. Все это было заказано папой Урбаном VIII (1623-1644) и выполнено в стиле Бернини, хотя, возможно, и не было разработано им самим. За каждым комплектом находится пара ребристых ионических пилястр, поддерживающих антаблемент и разделяющих стену на три зоны с арками. Большая центральная арка содержит в себе орган (в часовне их два), а меньшие боковые — кантории для соло-музыкантов.
Входная стена имеет одну арку для прохода с коваными железными воротами с геральдикой папы Климента XIII (1758-1769). Противоположная алтарная стена разделена на три зоны в том же стиле, что и боковые стены, с еще двумя канториями. Алтарный образ — огромная мозаика с изображением Непорочного Зачатия, встроенная в центральную арку. Оригинальная картина, которую заменили мозаикой, принадлежала художнику Пьетро Бианки. Балдахин украшен Голубем Святого Духа в лучах Славы. Пол часовни выполнен из полихромного мрамора и содержит простую могилу папы Климента XI (1700-1721).
На возвышении перед алтарем находится античная римская ванна, в которой хранятся мощи Святого Иоанна Златоуста. Это стало результатом перестройки конца 20 века, и в настоящее время святыня используется в качестве алтаря для проводимых здесь месс.
Стены и свод потолка богато украшены белой и золотой штукатуркой с рельефными панелями, содержащими сцены из Ветхого и Нового Заветов. Они были разработаны Джованни Делла Порта и выполнены Джованни Баттиста Риччи. Потолок имеет два люнета, слепой над входом и содержащий окно — над алтарем. Это окно — единственный источник естественного света в часовне, и, если освещение в ней отключено, вы увидите не слишком много, вглядываясь через входные ворота. В центре свода есть небольшой фонарь с геральдикой папы Сикста V (1585-1590).
3D панораму часовни Хора можно посмотреть здесь.
Арочный проход в следующую секцию левого придела содержит еще два папских монумента. Один из них посвящен папе Святому Пию X (18) (1903-1914), изображенному, как утверждается, молящимся о предотвращении войны. Это работа Флорестано Ди Фаусто. Бронзовые барельефы изображают два важных доктринальных вмешательства папы, Осуждение Модернизма в Католической Церкви и Причащение Детей (он уменьшил возраст Первого Причастия).
Другой монумент посвящен папе Иннокентию VIII (19) (1484-1492). Эта работа Антонио дель Полайолло была завершена в 1498 году, и ей так восхищались, что сохранили при разрушении нефа старой базилики и переустановили здесь в 1621 году. Папа изображен дважды — мертвым на своем саркофаге и живым на троне над саркофагом. Правая рука живой фигуры поднята в благословении, а левая держит копию копья Святого Лонгинуса. Предполагается, что наконечник этого копья был доставлен в Рим во время понтификата Иннокентия. В надписи упоминается об открытии нового мира в его правление (речь идет об открытии морского пути в Индию).
В старой базилике было много папских мемориалов, но большинство из них оказались разбиты Браманте и его преемниками. Часть их осколков сейчас находится в Гротто.
Следующая (средняя) часовня левого придела нефа (16) — часовня Представления. Купол ее входной секции показывает Коронацию Богоматери как Царицы Небесной. Это работа Карло Маратта. Алтарный образ часовни — мозаика Представление Марии в Храме. Это копия оригинала 1640 года работы Джованни Франческо Романелли, находящегося сейчас в Санта Мария дельи Анджели. Под алтарем хранятся мощи Пия X.
Справа от алтаря находится памятник папе Святому Иоанну XXIII (17) (1958-1963) с четырьмя позолоченными бронзовыми пластинами работы Эмилио Греко, на которых изображены события его понтификата. Слева от алтаря — памятник папе Бенедикту XV (15) (1914-1922) работы Пьетро Каноника с бронзовой барельефной иконой Богоматери Мира.
Следующий арочный проход содержит два монумента светским личностям. Правый (14) посвящен Дому Стюартов, Британскому Королевскому Дому, изгнанному после так называемой Славной Революции, свергнувшей короля Якова II. Сын свергнутого короля, Яков III, его внук, Красавчик принц Чарли, и кардинал Генрих Бенедикт Стюарт похоронены в склепе под монументом. Памятник — типичный неоклассический, в виде стелы с рельефными портретами трех Стюартов над эпитафией. Под ними — ложная дверь, окруженная парой обнаженных крылатых Гениев Смерти с перевернутыми факелами. Это работа Антонио Канова 1831 года.
Левый мемориал (13) посвящен Марии Клементине Собеской, внучке польского короля Яна III Собеского. Он был разработан Филиппо Бариньони и выполнен Пьетро Браччи в 1742 году. Мозаичный портрет покойной — работа Людовика Стерна. Старые путеводители и некоторые онлайн-источники описывают дверной проем под монументом, как возможность подняться на купол. Теперь это уже не так.
Последняя (ближайшая к входу) часовня левого бокового придела (12) — это баптистерий. Купол перед входом в него украшен фресками, нарисованными по эскизам Франческо Тревизани. На самом куполе изображены три формы таинства крещения, признанные католической церковью — водой, кровью (для замученных до крещения) и желанием (для искренне стремившихся к крещению, но умерших до этого). На антрвольтах показаны четыре человеческие расы, что подчеркивает универсальность христианства. Люнеты содержат в себе сцены крещения и типажи из Священных Писаний — Моисея, раздвигающего Красное Море, Ноя после Потопа, крещение Христа, крещение центуриона Корнелиуса, крещение эфиопского евнуха и крещение императора Константина.
Foto by JebulonПоскольку часовня является баптистерием, в ней, естественно, находится купель. По древней традиции, расположение купели рядом со входом, а не у главного алтаря, символизирует крещение как вход в церковь. Сама купель — это бывшая крышка античного порфирового саркофага. Считалось, что она долгое время находилась в захоронении императора Оттона II, но сейчас по этому вопросу появились серьезные сомнения.
Покрытие и украшения были разработаны Карло Фонтана, который в 1692 году спроектировал всю часовню целиком, и выполнены Джованни Джиардини. Исключение составляют Агнец Божий работы Лоренцо Оттони и Троица в окружении двух ангелов работы Мишеля Майлле.
В часовне три мозаики. Та, что над алтарем, изображает Крещение Христа и основана на работе Карло Маратта. Мозаика слева копирует картину Андреа Прокаччини, показывающую Святого Петра, крестящего святых Процессуса и Мартиниана. Мозаика справа — копия картины Джузеппе Пассери, изображающей Святого Петра, крестящего центуриона Корнелиуса. Статуи над входом — последняя работа Андреа Больи перед его отъездом в Неаполь в 1650 году. Левая — это Церковь, а правая — Божественное Правосудие.
Далее: Базилика Святого Петра. Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансептаНазад: Базилика Святого Петра. Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
eternal-city.ru
Часовня была возведена во имя Архангела Михаила, которому Церковь воздает особое почитание как предводителю ангельских сил – бесплотных существ духовного мира, вестников и исполнителей воли Божией, как верному служителю Божию, воинствующему против падших ангелов–демонов, или бесов. Празднование в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено Церковью в начале IV в. и приходится на 21 ноября по новому стилю, этот день считался в деревне Леликозеро храмовым праздником.
В главе, посвященной храмам Кижского погоста, говорилось о том, что важнейшим компонентом исторически сложившейся застройки поселений являлись их общественно–религиозные центры. Помимо крупных комплексов–погостов и приходских церквей, которых было относительно немного, в деревнях строились и небольшие безалтарные храмы – часовни. В Кижском приходе на конец XIX в. значилось 3 церкви и 11 (по некоторым источникам – 13) часовен. Их роль в жизни северной деревни всегда была особой. Исторически сложилось так, что небольшие поселения на севере порой разделялись значительными расстояниями, далеко не всегда люди имели возможность посещать приходскую церковь, которая находилась, как правило, в центре погоста. В церкви проходили и повседневные службы, и торжественные богослужения – Литургии, могли совершаться все церковные таинства, всего их семь: брак, крещение, покаяние, причащение, миропомазание, священство и соборование. Для совершения Литургии, а также ряда таинств, таких, например, как брак, необходимо, чтобы храм имел алтарь. Для некоторых других, таких как крещение, покаяние, соборование, это условие не является обязательным, они могут совершаться и вне церкви, например, в часовне. Там можно было также отпевать усопших, служить молебны, и в целом она отвечала религиозным потребностям крестьян. Строили и содержали часовню, как правило, совместными усилиями жители одной – двух деревень. В часовне не было постоянного священника – обычно батюшка приезжал для совершения молебна в день храмового праздника и на Пасхальной неделе, а также в случаях особой надобности. Все остальное время за ней присматривал и организовывал службы выбранный «миром» староста, у него же хранился и ключ. По воскресным и праздничным дням староста отпирал часовню, со звонницы раздавался звук колокола, и жители собирались на молитву. В молельне, перед небольшим иконостасом, зажигались свечи, читался вслух «Часослов» – соединенные в церковный сборник псалмы и молитвы [2 , с.80] .
Многие путешественники и исследователи прошлого отмечали особую живописность ландшафтов, окружавших часовни, и ту тонкую гармонию, которая возникала между творениями рук человека и природой. По мнению Ларса Петтерссона – финского исследователя народной архитектуры Русского Севера, наиболее древним был обычай строить часовни за домами, ближе к полям, или в небольшой роще. Позднее, в XVIII–XIX вв., этот обычай становится все более редким, местоположение храмов могло быть самым разным. Иногда их возводили на красивых возвышенных местах (д.Воробьи), иногда – на берегу, перед домами (д.Еглово), иногда – посередине деревни (д.Кургеницы). Порой они оказывались в окружении домов в результате естественного разрастания поселения [7 , с.15] . Построенные в прибрежных деревнях, часовни хорошо были видны с воды, они выполняли роль ориентиров для проходящих судов, по ним издали узнавали и само селение. Часовни прекрасно выполняли градостроительную функцию, группируя вокруг себя, объединяя в общую картину и деревенские постройки, и озерную гладь, и поля, и лес – примером тому может служить д.Воробьи, которая хорошо видна с острова Кижи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как уже было сказано выше, часовня – это храм, не имеющий алтаря, она может состоять из одного или нескольких помещений. Интересна запись, сделанная кижским священником Стефаном Ржановским в «Историческом сведении о приходе Кижском», относящаяся к 50-м годам XIX в.: «… Часовни в приходе все деревянные,…с папертями, строены в давних временах, но в которых годах и по какому случаю – неизвестно, иконами украшены довольно, лампады пред местными иконами, благолепие и чистота в оных часовнях всегда имеются. Каждая из сих часовен видом продолговатая, об одной главе, покрыта тесом на две стороны по подобию крестьянских домов.» [6 , с.221] . Как видно из описания, в структуре часовен часто можно найти много общего, вместе с тем, архитектурный облик каждой постройки всегда индивидуален. В этом многообразии еще раз проявился важнейший принцип народного зодчества – неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов. Удивительно и то, что многие из этих построек, подвергаясь в течение своей жизни различны переделкам – в зависимости от потребностей прихода, ввиду повреждения и порчи отдельных элементов, а также под влиянием изменяющихся архитектурных вкусов, – тем не менее, продолжали сохранять органическую связь и с архитектурным обликом деревни, и со спецификой окружающего ландшафта.
Часовня Архангела Михаила была перевезена в музей в 1961 г. из д.Леликозеро, расположенной на Заонежском полуострове в 32 км к северу от о.Кижи. Она стояла в шестидесяти метрах от берега озера, с запада и с севера от часовни, за полями, располагались две деревни.
Сегодня это трехчастная клетская постройка, в ней последовательно, с востока на запад, расположены молитвенное помещение, увенчанное луковичной главкой, трапезная и сени. Над сенями высится звонница, к ним же примыкает и крыльцо, обращенное маршем на север. При реставрации, во время которой, в частности, была удалена дощатая обшивка сруба, какие–либо существенные переделки не производились. В целом так часовня могла выглядеть в конце XIX в., до произведенных поновлений. Однако история этой постройки начинается значительно раньше.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
К сожалению, каких либо документов, относящихся к началу ее строительства, до сих пор не обнаружено. Анализ отдельных конструктивных особенностей часовни и следов различных переделок говорит о том, что ее архитектурный облик складывался поэтапно, на протяжении долгого времени, при этом исследователи народной архитектуры выделяли сначала два, а позднее – три строительных периода. В 90-е годы XX в. архитектор А.Т.Яскеляйнен провел тщательное обследование этого памятника, полученные результаты позволили ему предложить следующую периодизацию: «Первоначально это была одночастная клетская часовня на невысоком подклете» – имеется в виду восточная часть сруба. «На южной стене располагалось косящатое окно, на северной. – волоковое. С западной стороны находилось крыльцо, патина на остатках бревен западной стены свидетельствует о том, что какое-то время они подвергались атмосферному воздействию» [10 , с.158] , то есть, эта стена являлась внешней. Согласно графической реконструкции, сделанной тем же автором, сруб перекрывала простая двускатная крыша, высота которой была «ниже ныне существующей кровли трапезной» [10 , с.159] . Потолок внутри помещения был плоский [10 , с.160] . Как пишет А.Т.Яскеляйнен, «анализ конструктивных элементов, объемно–планировочного решения, а также состояние древесины дают основание датировать эту часть постройки второй половиной XVII в.» [10 , с.60] . Косвенным подтверждением этой версии может служить и то, что в 1678 г. в документах впервые была упомянута деревня Леликозеро, которая значилась как «новая заживка» то есть, недавно основанное поселение [4 , с.81] . Правомерно предположить, что, примерно в эти же годы, жители деревни могли построить и маленькую часовню. И, наконец, в иконостасе есть две подписные иконы (см. далее), которые датируются 1671 и 1674 гг. Такова на сегодняшний день совокупность данных, которая дает основание полагать, что наиболее старая, восточная часть сруба была поставлена «не позднее 1671 г.» [10 , с.161] . Через некоторое время ее высота была увеличена – снизу добавили пять венцов, с западной стороны, в это же время, пристроили дополнительное помещение – трапезную, к ней – тоже с запада, примыкало крыльцо [10 , с.163] . По мнению А.Т.Яскеляйнена, «о времени сооружения этой части часовни можно судить по конструкции косяков входной двери (трехкосящатые «в ус»): она входит в строительную практику к середине XVIII в.» [10 , с.163] . При датировке деревянных построек такие особенности конструкции очень важны, поскольку, как писал, в частности, А.В.Ополовников, «способ сопряжения косяков и перемычек в оконных и дверных проемах является одним из безошибочных показателей времени постройки здания» [5 , с.154] . Для указанного периода также было характерно и частое применение рубки углов «в лапу». Наша часовня срублена «в обло», однако один из углов трапезной, а именно, тот, что был расположен со стороны ступеней крыльца, рублен без остатка, «в лапу», согласно бытовавшей тогда строительной практике [10 , с.164] . О времени появления двухступенчатой кровли сегодня трудно говорить определенно, известно только, что «в Заонежье в это время существовали часовни с кровлями подобного типа. Прежде всего, это часовня Дмитрия
Солунского, датируемая 1753 годом, в д.Селецкое, что всего в 10 км от Леликозера, и еще одна, – в д.Загубье, которую Ларс Петтерссон датирует 1717 г.» [10 , с.164] .
Следующим шагом в развитии архитектурного облика постройки стало сооружение сеней, над которыми поставили восьмигранную шатровую звонницу. Можно предположить, что это произошло во второй половине XIX в. («ранее 1871 г.», как считает Л.Петтерссон. [10 , с.164] ). В конце XIX в. часовня была обшита тесом. В этот же период появились и дошедшие до нашего времени окна молельни и трапезной: оконные коробки выступают из плоскости сруба на 10–12 см, это говорит о том, что делались они одновременно с обшивкой [10 , с.165] , с учетом того, что она должна отступать от стены.
Почти два столетия усилиями плотников нескольких поколений формировался архитектурный облик часовни Архангела Михаила, но, рассматривая ее, современный человек вряд ли сможет это предположить. Кажется, что неизвестный мастер на едином дыхании построил этот нарядный храм с хорошими пропорциями, оригинальными конструктивными деталями, со скромным, но выразительным декором. В первую очередь обращает на себя внимание каскадная двухступенчатая кровля над молельней. Издали она выглядит так, будто на одну двускатную крышу чуть повыше посажена другая, с таким же уклоном, с такими же причелинами, такой же высоты и ширины. Этот эффектный архитектурно–декоративный прием резко выделяет часовню не только из рядовой застройки, он делает ее непохожей и на многие другие храмы Заонежья. Вся кровля над молельней выполнена из «красного» теса с пикообразными завершениями торцов – в солнечный день они отбрасывают красивую кружевную тень на нижний ярус крыши и стену. Применение парных элементов, как особенность художественного решения, присутствует и в оформлении звонницы: мы видим здесь два широких гонтовых воротника, двойные резные подзоры, два маленьких воротничка, расположенные под шейкой и главкой. На западной стене сеней – сдвоенное окно. Верно найденные пропорции, а также единство декоративного решения позволили зодчим объединить разновременные части постройки в единое целое.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Глядя на этот нарядный храм, забываешь о сложной истории формирования его художественного облика. Невольно на ум приходят сравнения с природными формами: силуэтами елей, очертаниями луковиц, бутонов, распустившихся цветов. Действительно, органичная связь, родство с природой -одна из важнейших особенностей народной архитектуры. Но не только (и не столько) в имитации природных форм проявилась она. Так академик И.Э.Грабарь не раз писал по этому поводу, что русскому зодчему было присуще особое чувство архитектурно – природной ансамблевости, что, возводя новое строение, в своем замысле он всегда шел и от природного окружения, и от уже существующей застройки. Блестящим подтверждением этой мысли служит Спасско–Кижский погост. Благодаря тому, что он стоит на своем «родном» месте, мы можем в полной мере оценить красоту этого сооружения. Часовня Архангела Михаила, как и другие постройки, перевезенные в музей, к сожалению, лишена своего природного окружения, отчего ослабевает сила ее художественного воздействия на человека. Но в своем воображении мы можем восстановить прежнюю картину: деревня, за ней поле и там, одиноко стоящий на небольшом возвышении, скромный деревенский храм.
Они были различны. Одни часовни использовалась как подсобные и хозяйственные помещения – мастерские, склады, другие переоборудовались под клубы и магазины. Такие переделки, в большинстве своем, производились в 30–40-е гг. При этом в некоторых деревнях жители сберегали часовенное убранство, разбирая по домам иконы и утварь. В иных местах интерьеры храмов полностью сохранились. Об этом, в частности, писал Эркки Пийронен, финский православный священник, побывавший в Заонежье в годы оккупации (1942–1944 гг.). В своей книге «В часовенной Карелии» он часто выражает восхищение высокими художественными достоинствами икон, которые находились в то время в храмах, отмечает их чрезвычайную ценность. Вот как описывает он один из интерьеров: «… Стены. были почти сплошь покрыты иконами. Подставок для свечей, лампад и других предметов церковного убранства было сравнительно много. На стенах и на потолке лежал оставшийся от дыма вековой налет сажи, зато пол и подставка для свечей были чистыми, а красиво расшитые узкие полотенца, обрамляющие иконы, просто сверкали белизной. Было такое ощущение, что люди как будто боялись оскорбить святость храма смыванием столетней копоти… Я отметил это, когда по ошибке объявил общие работы по очистке потолка и стен. Верующий народ очень чувствителен в отношении святости храма и его обстановки.» [8 , с.30] .
Часовня Архангела Михаила избежала полного разорения, в частности, целиком сохранился подлинный двухъярусный иконостас, насчитывавший 17 икон, «небо» – 17 икон и тябловая конструкция потолка, паникадило, икона «Страшный суд» и тябла от нее, и еще несколько образов. К сожалению, отсутствуют сведения о том, как именно выглядел интерьер до того, как часовня была демонтирована и перевезена в музей. Его реконструкция произведена на основе существующих сведений относительно внутреннего убранства других храмов Заонежья с использованием подлинных икон и предметов из этой часовни. Предложения по восстановлению интерьера были выдвинуты научными сотрудниками музея «Кижи» Г.И.Фроловой и А.Ю.Любимцевым в 2000 г. [9 , с.2–38] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В настоящее время в часовне Архангела Михаила, на восточной стене молельни, размещен иконостас. Он состоит из двух рядов: местного и дейсусного. Тябла реконструированы Г.И.Фроловой по аналогии с подлинными тяблами «неба», которые имеют тавровую форму и украшены типичным растительным орнаментом. Иконостас имеет «завороты» на северную и южную стены, что для местных храмов было в ту пору обычным явлением [9 , с.15] . Большая часть икон написана в последней четверти XVII в. Вместе с тем, в местном ряду есть иконы, которые датируются XIX в.
По мнению Г.И.Фроловой, особенность данного иконостаса заключена в том, что подбор икон здесь носит явно заказной характер [9 , с.11] . В чем это выражается? В начале обратим внимание на местный ряд. Он имеет развитую каноническую форму, которая в XVII в. была широко распространена в Заонежье и включала храмовую икону с клеймами, житийную икону и классический тип Богородичного образа. В нашем иконостасе это, соответственно, «Архистратиг Михаил с деяниями», «Никола Можайский с житием» и «Богоматерь Одигитрия». Специфика заключается в том, что сюжеты, которые мы видим здесь, ранее не имели распространения в Заонежье [9 , с.12] . Ярким примером тому служит храмовая икона, на ней Архистратиг Михаил изображен в облике апокалиптического всадника, попирающего царство сатаны. На нижнем поле сделана надпись, она гласит: «Писана сия икона во имя Спаса, Святой Троицы, чудес святого Архистратига Михаила в лето 1671 г. мая (в) дня в новомолебный храм с. в часовню у Леликозера по велению раба Божия Тимофея Ларионова с братьями и соседями». Содержание надписи позволяет предположить, что при оформлении часовни из Леликозера заказчиками выступали жители деревни. Выполняя заказ, художники–иконописцы, несомненно, учитывали их вкусы и пожелания, чем, вероятно, и было вызвано написание иконы на данный сюжет [9 , с.11] . Его распространение было связано с реальными историческими событиями, а именно – с расколом Русской Православной церкви. Раскол взбудоражил все население России. Многие приверженцы старой веры бежали из центра государства в его северные области, в том числе, и в Заонежье, находя и приют, и понимание у заонежан. Впоследствии апокалиптические идеи, которые провозглашались старообрядцами, получили здесь широкое распространение [9 , с.11–12] . Все это ознаменовалось появлением в крае новых иконописных сюжетов, таких, как «Архистратиг Михаил с деяниями». Спустя три года, в 1674 г., леликозерцы ставят в местный ряд еще один подписной образ – «София Премудрость Божия», он также ранее не встречался в заонежских храмах. В форме аллегории здесь раскрывается царство Премудрости Божией, его многозначность, затрагивается тема второго пришествия Христа. Появление таких икон говорит о том, что проникновение старообрядчества на территорию Заонежья влекло за собой и распространение новых религиозных идей: мы видим, как философско–богословские размышления той эпохи отразились здесь в конкретных образах [9 , с.12] .
Над местным рядом расположен дейсусный. Он тоже имеет свои особенности. В центре ряда традиционно располагается Деисус, слева и справа от него – образы Архангелов – Михаила и Гавриила, верховных Апостолов – Петра и Павла. На северном завороте – преп. Зосима Соловецкий и Алексий Человек Божий. На южном – преп. Савватий Соловецкий и Мученик Димитрий. Здесь нет традиционных для этого ряда образов евангелистов – их символические изображения мы видим на «парусах» – угловых иконах, которые находятся сразу под потолком.
По мнению специалистов (М.А.Витухновская, И.М.Гурвич, Г.И.Фролова), все иконы, за исключением двух в местном ряду («Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь» и «Богоматерь
Тихвинская») датируются XVII в., и были написаны в одной мастерской. Как пишет М.А.Витухновская, «об этом свидетельствует и единая цветовая гамма, основанная на красновато–кирпичном и черном цветах, и применение одинаковых пигментов, и несомненное родство художественного языка. Также как и другие иконы, созданные в этой мастерской, они обладают типичными для северной иконописи чертами. Им свойственны немногословность, использование в каждом сюжете минимального, из положенного иконографией, числа образов. Изображаемые фигуры выносятся, как правило, на передний план и заполняют почти все отведенное для действия место, что придает им монументальность при сравнительно небольших размерах икон. Мастер использует простейшие художественные приемы – очерчивает линией контур фигур, обозначает одежды контрастными цветовыми пятнами, почти совсем не прорабатывая складки. Письмо ликов также просто, охрение немногослойно. Большую роль в «оживлении» ликов здесь выполняют белильные движки, придающие взгляду внимательность, а лицу – живость. Этими средствами художник добивается подчас поразительного эффекта, сообщая движениям динамику, а ликам – сосредоточенность и энергию» [1 , с.23–24] . В целом, как пишет исследователь В.Г.Платонов, «… иконам из Леликозера присуща плоскостно–графическая манера исполнения с упрощенным и орнаментально–ритмизированным рисунком». Тот факт, что в иконостасе есть две подписные иконы – «Архистратиг Михаил с деяниями» и «София Премудрость Божия», является важным свидетельством единства всей группы икон, датируемых XVII в. Следует отметить, что существование подписных икон примечательно само по себе, как правило, иконы не подписывали [9 , с.28–29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С течением времени иконостас пополнялся новыми образами. Так в местном ряду мы видим иконы, написанные в XIX в. – «Богоматерь Тихвинская» и «Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь». По мнению Г.И.Фроловой [9 , с.15] , последняя была помещена на место более древней, но по каким–то причинам утраченной иконы. Этот образ не имел широкого распространения в Заонежье, и его присутствие здесь еще раз подтверждает мысль о заказном характере этого иконостасного комплекса. Есть мнение, что, наряду с празднованием в честь Архангела Михаила, жители деревни Леликозеро считали «своим» еще один праздник, установленный Церковью в честь Святой мученицы Софии (30 сентября по новому стилю).
Иконописное убранство часовни не исчерпывается рядами иконостаса. Иконы украшают и «небо» – подвесной потолок молельни, который имеет форму усеченной пирамиды. На двенадцати радиальных иконах–клиньях, имеющих трапециевидную форму, – крупные фигуры праотцев, в центральном медальоне – лик Вседержителя. Можно сказать, что эти иконы являют собой продолжение иконостаса.
Уже произведенные реставрационные работы позволили датировать «уголки» последней четвертью XVII в. Как пишет Г.И.Фролова, «исходя из атрибуции уголков, можно с большой долей уверенности отнести создание клиньев «неба» также к последней четверти XVII века» [9 , с.16–17] , но при этом следует помнить, что «радиальные иконы неоднократно и основательно переписывались. Рентгенограммы, выполненные в 1970 г., выявили 4 слоя записи» [9 , с.17] . Таким образом, первоначальная живопись и сегодня скрыта под записью XIX века, видимо, поэтому среди специалистов существовуют и разные точки зрения на проблему датировки этих икон. Так, Л.Петерссон и А.Т.Яскеляйнен отнесли время их создания ко второй половине XVIII в.
Помимо иконостасных икон и «неба», от первоначального периода в храме сохранилось деревянное, украшенное росписью, паникадило и выносной двухсторонний образ «Богоматерь Знамение – Никола Чудотворец», выполненный в последней четверти XVII в. теми же мастерами, что написали иконостасный комплекс. К сожалению, на сегодняшний день не завершена работа по реставрации «небес», которая, как пишет Г.И.Фролова, в дальнейшем «позволит выявить еще одно достоинство интерьера: абсолютное большинство предметов в нем относится к первому этапу строительства часовни» [9 , с.18] . Созданию атмосферы подлинности здесь способствуют и такие детали, как выточенная из дерева тощая свеча с медным навершием, а также «пелены», которыми, согласно традиции, украшены образы местного ряда.
В более позднее время часовня пополнилась иконами XIX в., которые мы видим в трапезной. На южной стене – «Страшный суд», напротив нее, на северной стене – «Воскресение Xристово – Сошествие во Ад», над входом в молельню помещена икона «Дейсус». Трапезная часовни довольно просторна. Вдоль стен – лавки, на одной из них мог стоять небольшой шкафчик (или ящичек), где хранились документы, лежали свечи и мелкие монеты. За трапезной следуют сени, где, по рассказам местных жителей, раньше стояли две скамьи [9 , с.21–22] . Широкие ступени крыльца ведут к выходу, а узенькая лесенка – наверх, к звоннице. Двери, ведущие в трапезную, украшает великолепный замок, который тоже является подлинным предметом, принадлежащим этому храму.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Интерьер часовни и сегодня оставляет впечатление особой умиротворенности и покоя. Нетрудно представить себе обстановку, царившую здесь в былые времена. Относительно интерьеров заонежских храмов в воспоминаниях Э.Пийронена есть такие строки: «. Чувствовалось, что здесь необходимы были запах дыма, парение священного фимиама, молитвенный свет, создаваемый язычками пламени свечей и лампад. Атмосфера храма уносила человека в молитву, в лучший мир, где забывались земные заботы. С детской непосредственностью, верующий в Бога, как в отца, он ощущал Вседержителя и его Святое окружение источниками ниспосылаемой на него благодати.» [8 , с.30–31] .
Местный ряд. | |
Восточная стена: слева на право | Богоматерь Одигитрия (посл. четв. XVII в.)Архистратиг Михаил с деяниями (1671 г.)Никола Можайский с житием (посл. четв. XVII в.)Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь (XIX в.) |
северный заворот: | София Премудрость Божия (1674 г.) |
южный заворот: | Богоматерь Тихвинская (XIX в.) |
Дейсусный ряд. | Все иконы датируются последней четвертью (XVII в.) |
Восточная стена | |
в центре: | Спас в силах |
слева от центра: | Богоматерь, Архангел Михаил, Апостол Петр |
северный заворот: | Преп. Зосима Соловецкий, Алексий Человек Божий |
справа от центра: | Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Апостол Павел |
южный заворот: | Преп. Савватий Соловецкий, Мученик Димитрий |
// Традиционная культура русских ЗаонежьяИнтернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
kizhi.karelia.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений