Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Усадьба КУСКОВО, Итальянский домик, интерьеры.: deadokey. Интерьеры кусково


Наследие старой Москвы. Усадьба Кусково #2 Интерьеры

Ещё достопримечательности МосквыСкрытые от глаз интерьеры библиотеки усадьбы КусковоЛетопись русской усадьбы

Во дворце усадьбы Кусково - известном имении рода Шереметевых, всегда много посетителей. Многочисленные гости всегда находятся под большим впечатлением, гуляя по комнатам главного дома, разглядывая интерьеры и музейные экспонаты прошлых веков. Среди взрослых людей, посещавших усадьбу еще в 1970-х годах, ходят слухи о закрытых помещениях, в которые сейчас никого не пускают.

Ещё в КусковоА есть ли эти комнаты на самом деле? Правда ли, что за некоторыми загадочными дверьми находятся секретные залы, которые скрывают загадки? Да, такие помещения есть! Это Диванная и Библиотека. И если диванную мы хоть как-то можем увидеть, не переступая порога комнаты, то библиотека всегда остается загадочным хранителем коллекций Шереметевых.После просмотра фотографий закрытой комнаты, не забудьте также обновить аудиогид izi.TRAVEL по Кусковскому дворцу. В нескольких комнатах к голосу экскурсовода Гаянэ Аветян добавилось музыкальное сопровождение. Сотрудник музея, отлично знающая историю рода Шереметевых, подобрала музыкальные композиции для нескольких залов. Прогулка по Малиновой гостиной стала интереснее со звуками французского менуэта. А знакомство с Кабинетом-конторкой более познавательно с музыкой Моцарта. Какие еще комнаты обновили свое звучание, вы узнаете в аудиогиде.

Дата фотографий: 2015 год, 2 сентября.

2.Диванная и Библиотека. Узкая жемчужно-голубая Диванная служила для дворянского рода проходной в такую же небольшую, но нарядную и запоминающуюся бирюзовую Библиотеку.3.Коллекция библиотеки спрятана от глаз посетителей. Ее убранство во Дворце по праву признается маленьким, но уникальным шедевром искусства художественного интерьера XVIII века.4.В застекленных встроенных шкафах находятся забавные безделушками из фарфора, стекла, слоновой кости и перламутра.5.Дверь - "Обманка" состоит из двух округлых створок, соединенных крошечным переходом с «потайной» дверью Личной уборной. Изображение подзорной трубы указывает на «научное» происхождение экспонатов Библиотеки XVIII века.6.Новые веяния французского Просвещения XVIII века отражены в интерьере комнаты. Создается ощущение, словно «Вольтер, сидит на стуле, а перед ним на столике книги», а рядом «Руссо Жан-Жак сочиняет ноты».7.В настоящее время в витринах представлены редкие произведения декоративно-прикладного искусства и фарфоровой пластики русских и западноевропейских мастеров XVIII века.8.Коллекция фарфора.9.Чайный сервиз.10.Фигурки из фарфора.11.Тигр на охоте.12.Лев с добычей.13.Стеклянный встроенный шкаф с фигурками из фарфора и ниша со скульптурой.14.Ниша со скульптурой.15.Легкие гирлянды из крупных и мелких раковин украшают нишу. В окружении раковин установлена мраморная «головка» на изящном, также убранном ракушками постаменте.16."Гирлянды" из раковин в нише. Интерьер комнаты словно продолжает тему, заданную Гротом - одним из парковых павильонов усадьбы.17.Кресло XVIII века.18.Детали кресла.19.

20.

Библиотека, в которой не было книг, служила своеобразным домашним музеем, где хранились фамильные «раритеты».Тонкая лепнина темно-синим кружевом покрывает поверхность карнизов.24.Кусково. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музыкальная гостиная в кусковском Дворце

В Кусково есть отдельный вход во Дворец, сделанный в свое время графом П.Б. Шереметевым для своего сына Николая Петровича. Эти покои были закрыты для гостей и хозяева могли здесь уединяться. Граф любил играть в этих стенах на музыкальных инструментах и совершенствовать свое мастерство. А на рубеже XIX-XX веков внук Прасковьи Жемчуговой, Шереметев Сергей Дмитриевич, в этих покоях создал музей своей бабушки: им были собраны личные вещи и портреты известной актрисы. После рассказа про часовню, поставленную на месте встречи крепостной актрисы и графа, давайте посетим комнату Прасковьи Жемчуговой в кусковском Дворце.

25.Дата фотографий: 1 сентября, 2015 год.

В северо-восточной части кусковского Дворца, созданной в 1780-х годах, скрываются две гостиные, кабинет и спальня. В эти помещения с улицы был сделан отдельный вход. Комнаты предназначались для сына и наследника владельца Кусково, графа Николая Петровича.

26.Музыкальная гостиная в покоях графа.

Музыкальная гостиная была закрыта для гостей и граф, являвшийся страстным театралом и прекрасным виолончелистом, мог здесь уединяться.

27.Музыкальную гостиную еще называют комнатой-музеем Прасковьи Жемчуговой.

Портрет известной актрисы, графини Прасковьи был написан после ее смерти как своеобразный портрет-документ, основная задача которого засвидетельствовать "законорожденность" наследника тайного брака.

28.Николай Аргунов (1771-1828). Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803 год.

Композиционным и смысловым центром музыкальной гостиной был стол для октета — ансамбля из восьми музыкантов, одним из которых был сам граф. Николай Петрович совершенствовал свое врожденное мастерство, беря уроки у лучшего музыканта Гранд Оперы – Ивара. Из воспоминаний графа И.М. Долгорукого: «Это составляло главнейшую страсть его во всю жизнь; он и при отце, когда холопы их играли всякую неделю оперы, бросал гостей, садился в оркестр за свой контрабас и тотчас после театра уходил в свои комнаты, не приветствуя никого из посетителей родительского дома».

29.В прошлом рассказе было небольшое расследование, как же встретились граф Николай Петрович Шереметев с крепостной Прасковьей Ковалевой? Возле села Уславцево или уже в доме графа в Кускове? Если граф действительно решил увековечить память о Прасковье, поставив часовню на месте их встречи возле села Уславцево, то встретиться они могли там только в одном случае - когда Прасковье не было и года, а ему было 17 лет по приезду в усадьбу Вощажниково.30.В Вощажниково был конный завод, а молодому графу предстояло большое путешествие в Европу, которое состоялось в 1769-1773 годах. Прасковья родилась в деревне Березино села Вощажниково Юхотской волости, Ярославской губернии в 1768 году. И вероятнее всего, молодой граф мог встретить семью Ковалевых, отправлявшихся по указанию его батюшки - графа Петра Шереметева в Кусково, где создавался роскошный ансамбль. Б.П. Шереметев нуждался в самых лучших мастеровых, в связи с чем и вызвал семью кузнеца Ковалева в Кусково. Возможно кузнец молодому графу чем-то помог в дороге или наоборот, но тем не менее - эта удивительная встреча с маленькой дочкой кузнеца состоялась. Но было ей на тот момент меньше года!31.Из музыкальной гостиной можно пройти в спальню графа, интерьеры ее я покажу в следующем посте.

Покои графа, сохранившие его голос и музыку, стали своеобразным музеем, посвященным смыслу, успеху и трагедии его жизни — театру и его жене, бывшей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой, по сцене — Жемчуговой, в замужестве — графине Шереметевой.

32.Здесь находятся портреты известной актрисы, вещи, которых могли касаться ее руки, книги, которые она могла читать, иконы, что она почитала. Всю эту коллекцию на рубеже XIX-XX веков собрал в усадьбе внук Прасковьи Жемчуговой, граф Сергей Дмитриевич. Самые первые описи усадьбы Кусково, ставшей музеем, составленные в 1919 году, свидетельствовали, что Музыкальная гостиная графа Николая Петровича была для семьи Шереметевых не только одной из многих парадных гостиных Дворца, но и имела особое назначение - в зримых образах, вещах и книгах хранить историю семьи.33.Музейная экспозиция, собранная графом С.Д. Шереметевым, просуществовала примерно до 1927 года. Подтверждением тому служат созданные художником П. Петровичевым в 1920-х годах виды гостиных кусковского Дворца. Живописец запечатлел в том числе и Музыкальную гостиную, называвший ее «Гостиной в стиле жакоб» (1925 год) (оригинал картины находится в этой комнате, ее можно заметить на фото №3).34.Спустя несколько лет после открытия отреставрированных Покоев графа Николая Петровича, выполнили также реконструкцию «семейного мемориала графа Сергея Дмитриевича», несколько расширив его экспонатами музея, посвященными театру, его владельцам и актерам.35.В основе художественного решения убранства гостиных находится сплетение двух лейтмотивов: крепостной театр графа и судьба одной из его выдающихся актрис.36.Утраченное в XIX веке здание кусковского театра в английском парке и специфическая экспозиция Воздушного театра (под открытым небом) не позволяли музею «держать открытой» одну из интереснейших страниц жизни усадьбы. Созданная вначале, как выставка «Храм добродетели душа ее была...», посвященная дебюту крепостной актрисы, выставка стала постоянной тематической экспозицией, занимая достойное место в ряду дворцовых интерьеров.37.В 1797 году графу Шереметеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. В связи с этим граф переехал в Петербург, забрав с собой лучших актеров своей труппы. Переезд в столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданое.38.Прасковья Ковалева-Жемчугова по образованию и манерам ничем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Она легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметева, если бы только не почти пожизненное клеймо крепостной.39.Собственноручная вышивка графини Прасковьи Ивановны Шереметевой / Учитывая, что вместе с Николаем Петровичем Шереметевым, они были вместе 22 года, а здесь 22 цветка, то можно предположить, что каждый цветок означает год их совместной жизни. Последние три года вышиты золотом: 1800 год обручения, 1801 год венчания, 1802 год она носит под сердцем сына графа.

Американский писатель Дуглас Смит написал четыре книги о России, одна из них посвящена Прасковьи Жемчуговой и называется "The Pearl: A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia" (Жемчужина: Правдивая история о запрещенной любви во времена Екатерины Великой". Описание книги можно посмотреть на сайте автора, а купить и почитать отзывы можно на Amazon.

Кусково. Спальня графа Николая Петровича Шереметева

В северо-восточной части Дворца находятся комнаты, в которые можно попасть только в теплое время года. Эти покои были созданы в 1780-х годах для сына и наследника владельца Кусково, графа Николая Петровича. Покои графа состоят из четырех комнат: две гостиные, кабинет и спальня. Одну из гостиных, в которой сейчас разместился музей Прасковьи Жемчуговой, вы видели в предыдущей части. Рядом с ней и находится "спальня графа".

40.Дата фотографий: 2015 год, 1 сентября.41.Из спальни можно попасть в музыкальную гостиную и далее в анфиладу Дворца.

П.И. Ковалева-Жемчугова выступала перед царствующими и знатными особами: императрицей Екатериной II, императором Павлом I, польским королем Станиславом Августом Понятовским, графом Сегюром. Все были очарованы молодой актрисой с первой же сцены, когда она, осыпанная бриллиантами, в рыцарском уборе, появлялась стоя на колеснице. Екатерина II после выступления вручила актрисе дорогой подарок.

В покоях графа Шереметева хранится много вещей связанных с Прасковьей Жемчуговой, в том числе и с ее театральной историей. В спальне находится только ее портрет работы Аргунова.

42.По сравнению с "парадной спальней", здесь все скромнее.43.Что за этой дверью скрывается - неизвестно, возможно, хозяйственное помещение или бывшая гостиная.

Сенатор, тайный советник, Николай Петрович Шереметев по воцарении Павла I занимал видное место при дворе - он был обер-гофмаршалом, а затем обер-камергером. С 1797 года граф - командор Мальтийского ордена, обосновавшегося по воле Павла I в России.

44.Из спальни можно было пройти в кабинет или выйти на улицу.

Прасковья Жемчугова дебютировала в качестве актрисы в неполные 11 лет. Ее талант и красота голоса (лирико-драматического сопрано теплого тембра, отличавшегося изяществом колоратуры) определили творческий успех актрисы.

Крепостная певица стремилась преодолеть условность многих партий, порой создавая свои варианты речитативов, арий и пассажей. Ее талантливая импровизация фиксировалась в оперных партитурах крепостным композитором и капельмейстером С.А. Дегтяревым. Главной ролью, где талант трагической актрисы особенно ярко проявился, была партия Элианы в опере А.-Э. Гретри – “Самнитские браки”.

Артистизм и великолепные вокальные данные позволили ей сыграть девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся своего права через героический подвиг. Впервые в этой роли Прасковья Жемчугова выступила в 1785 году, после чего она исполняла ее на протяжении 12 лет. Гениальную актерскую игру дополняли роскошные декорации и богатые костюмов этого спектакля. По описанию управителя театра А. Агапова, костюм Элианы, запечатленный на пастельном портрете Прасковьи Жемчуговой, состоял из флеровой сорочки, атласной белой юбки с золотой и серебряной бахромой. Мантия на зеленой атласной подкладке и корсаж были расшиты золотом, рукава украшены серебряным кружевом. На голове — нарядный шлем - “шишак” с белыми и голубыми страусовыми перьями, украшенный блестками и большим сердоликовым камнем.

45.

46.

Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой. Николай Иванович Аргунов, холст, масло

«Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, — писал Н.П. Шереметев, — столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».

47.В последний путь Прасковью Шереметеву провожали актеры, музыканты, слуги поместья и крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой мужчина с маленьким ребенком на руках. Господа из высшего общества, которые всю жизнь восхищались голосом актрисы, проститься с ней не пришли, посчитав ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней.Кусково. Кабинет графа Николая Петровича Шереметева

В личных покоях графа Николая Петровича Шереметева (куда входят: Прихожая гостиная, Музыкальная гостиная, Спальня и Кабинет) развернута Выставка " Храм добродетели душа её была..." - это одна из строк Эпитафии на могиле Прасковьи Ивановны. Идея создания этого камерного мемориала принадлежит внуку Шереметевой - графу Сергею Дмитриевичу, последнему перед революцией, владельцу Кускова. Представленные здесь портреты, обстановка, личные вещи Шереметевых, нашли свое отражение в документах-описях 1919г., фиксировавших предметы Дворца при передаче усадьбы графом Сергеем Дмитриевичем Советскому государству.

В 1980-е годы в комнатах северо-восточной части Дворца была проведена реставрация: были восстановлены интерьеры и скульптуры-бюсты. На предыдущую часть по Спальне я получил много сообщений и комментариев от самих реставраторов, поэтому дальше привожу цитаты экспертов.

48.Дата фотографий: 2015 год, 1 сентября.49.Владимир Яковлев: — "Личные покои закрыты в зимнее время, иногда и в летнее, публикаций мало по ним! Наша мастерская в ВХНРЦ работала с гипсовыми бюстами-моделями Шубина, которые выставлены "на этой половине". Я выкладывал фото- бюсты в интерьере... Очень интересно, мраморные находятся в "парадном зале", а модели к ним на замечательных постаментах-консолях в кабинете!"50.

51.

Сергей Куликов: — "В 1982 году, в составе авторского коллектива ЦНРПМ, тогда ещё НИПМ в/о "Союзреставрация", я занимался проектом реставрации интерьеров главного здания усадьбы, и именно это помещение было предметом моей работы. Стол с чертежной доской стоял прямо там, у окна. Было замечательно".52.В кабинете висит фотография портрета графа Н.П. Шереметева, 1871 года. На портрете работы В.Л. Боровиковского (1818-1819 годы) граф указывает на построенный по проектам архитекторов Е. Назарова и Дж. Кваренги Странноприимный дом «для призрения бедных, старых и немощных», превращенный им в монументальный памятник своей жене. «Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, - писал Н.П. Шереметев, - столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».53.Сергей Куликов: — "Работы при реставрации велись в том числе по ракрытию красочных слоев. Вели работы тогда специалисты мастерской декоративно-прикладного искусства, руководитель Селивонина Л.И. Главным архитектором проекта была Лариса Александровна Соболева. Это по зданию в целом, а по интерьерам, там была достаточно разношерстная команда. Думаю, что в архиве должные быть следы этой работы, я давно не касался этой темы. Последнее, что организация вела - это Большая оранжерея и Грот. Можно уточнить наличие в архиве".54.Наталья Троскина: — "Лариса Александровна Соболева руководила всеми объектами в Кусково. Во дворце ее сменила О.С. Горбачева, а затем Н.В. Сибиряков."55.Кусково. Буфетная и тайная комната

В кусковском дворце праздничные обеды устраивались в столовой, центром которой был большой стол. Посуды было так много, что для нее отводилась специальная комната - буфетная. Она примыкала к столовой и в ней хранились посуда и приборы. Из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее в буфетную доставляли готовые блюда, и дальше подносили гостям в столовую.

Сейчас посетителям Большого дома в Кусково нельзя попасть в эту комнату, кусочек буфетной можно рассмотреть, находясь в столовой. Для посещений она закрыта. Но, чтобы увидеть находящиеся в комнате образцы фарфора XVIII века, печь и две потайные двери, можно посмотреть мой пост...

56.Дата фотографий: 2016 год, 30 августа.57.Для организации банкетов во дворце был оборудован специальный зал с буфетной комнатой.58.Буфетная примыкала к Столовой и служила для хранения посуды и столовых приборов.59.Образцы фарфора (Россия, Западная Европа, XVIII в.).60.В буфетную доставляли готовые блюда из кухни и дальше подносили гостям в Столовую. Перед приборами каждого гостя было принято ставить небольшой букет, каждый из которых нес персональное пожелание гостю. Зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание. Сам стол поражал не только количеством и изысканностью блюд, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.61.О начале каждого торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел. Пушки находились под окнами банкетного зала. За их залпом следовали выстрелы с яхты, которая плавала в Большом пруду.62.В особо торжественных случаях стол могли сервировать не только в Столовой, но и в любом танцевальном зале главного дома – в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее.63.Эта дверь ведет на улицу. Сюда вносили блюда, приготовленные в соседнем кухонном флигеле.64.В шкафах-буфетах выставлена русская и западноевропейская столовая и десертная посуда XVIII века.65.Вид из буфетной в столовую.66.Еще больше загадок оставляет вот эта комната..._______

Ссылки:- КУСКОВО. К 90-летию музея-усадьбы [Науч. ред. Л. В. Сягаева ; ред. М. М. Богданович] Издательство: Тритона, 2012 год Мягкая обложка, 296 стр.- http://www.kuskovo.su/- http://nashe-nasledie.livejournal.com/1733920.html- http://venividi.ru/node/6524

Спасибо, есть что добавить?

yarodom.livejournal.com

Дворец в Кусково — интерьеры, история, описание

 /   /   /  Дворец Кусково

Главенствующее место в ансамбле Парадного двора в Кусково принадлежит господскому дому, построенному в 1769-1775 годы. Дом невелик по размеру — его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной и изящной архитектуре, изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца.

Дворец Кускова одноэтажный, имеет антресоли и стоит на высоком цоколе. Центральная часть его фасада, где расположен главный вход, украшена сильно выступающим вперёд портиком с шестью колоннами, на которые опирается треугольный фронтон. К главному входу ведут широкая белокаменная парадная лестница и два пологих пандуса, по которым когда-то особо важные гости подъезжали в каретах к самым дверям дворца. На парапетах пандусов установлены четыре каменные фигуры сфинксов — полуженщин-полульвов. По краям фасада располагаются два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.

Противоположный фасад дворца, обращённый в парк, также украшен портиком по центру и двумя ризалитами, но решён совершенно иначе. Портик паркового фасада почти не выступает за линию стены, ризалиты же, наоборот, вынесены далеко вперёд. Таким образом, парадный фасад создаёт ощущение приветственного движения навстречу, а противоположный мягко отходит назад, уступая место парку. Архитектура кусковского дворца относится к стилю раннего русского классицизма.

Кусковский дворец, как и многие усадебные дома XVIII века, построен из дерева. Из камня сложено лишь его основание — цоколь, сам же дворец состоит из нескольких бревенчатых срубов — связей, обшитых тёсом. Колонны сделаны из мощных сосновых стволов, барельефы портиков выполнены в технике резьбы по дереву (правда, капители колонн и украшения над дверьми отлиты из особой керамической мастики, изобретённой работавшим в Кускове «скульптурного дела мастером» Иоганном Юстом).

Дерево на Руси со времён глубокой древности было излюбленным строительным материалом. Но в XVIII веке, в соответствии с новыми вкусами, деревянные стены богатых построек часто штукатурили и красили таким образом, что они становились неотличимыми от каменных. Однако в кусковском дворце дерево отнюдь не маскируется под камень: штукатурка не скрывает, а, наоборот, подчёркивает дощатую обшивку стен, что придаёт дворцу особую теплоту. Поверх штукатурки дворец выкрашен в нежно-розовый цвет — в XVIII веке такой оттенок называли «цвет утренней зари». Этот цвет, как установлено при исследовании разновременных наслоений краски на стенах дворца, был здесь первоначальным.

Дворец в Кусково не имеет единого автора. Строительство началось под наблюдением известного московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Когда основа здания была возведена, Шереметев велел сделать обмеры и послал их в Париж, чтобы заказать французским архитекторам проект оформления фасадов. По некоторым сведениям, этот проект был выполнен Шарлем де Бальи — парижским учителем прославленного Баженова. Однако в процессе строительства французский проект претерпел существенные изменения в соответствии с русскими архитектурными вкусами и условиями подмосковной усадьбы. Существует предположение, что в строительстве дворца принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семенович Аргунов.

Интерьеры дворца в Кусково

Кусковский дворец никогда не служил жильём — хозяин и его семья жили в небольшом «доме уединения» в глубине парка. Дворец же предназначался для приёма гостей, любования роскошными и изысканными интерьерами. Он состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.

Парадные сени — просторное и самое высокое помещение во дворце. Деревянные оштукатуренные стены расписаны клеевыми красками под мрамор серо-зелёного цвета. Высоту сеней подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, также выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и «тиснёной бумаги» — материала, напоминающего папье-маше. Вообще в оформлении интерьеров дворца Кускова часто использовались приёмы, характерные для изготовления театральных декораций и бутафории.

По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, сделанных в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.

Прихожая-гостиная — небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в парадных сенях. От этого, по контрасту, она кажется особенно уютной. Стены украшены большими ткаными коврами — шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII веков с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.

Кроме фламандских и французских шпалер здесь находится тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной фабрике мастером Василием Фирсовым по оригиналу известного итальянского художника, работавшего в России — Пьетро Ротари.

Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.

Шпалерная гостиная, как явствует из названия, также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд, отблески воды отражаются в зеркале над камином. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой работы одного из крупнейших русских скульпторов XVIII века Ф.И. Шубина.

Интересен небольшой столик для хранения нот с наборной крышкой из разных пород дерева, на которой изображена панорама Кускова, выполненная мастером Никифором Васильевым.

Малиновая гостиная — одна из самых нарядных комнат дворца — названа по цвету штофных обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка низко свисает великолепная люстра аметистового стекла.

Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.

Парадная опочивальня, несмотря на своё название, не предназначалась для сна. В XVIII веке было принято часть гостиных декорировать под спальни. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка. На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.

Интересны настенные часы первой половины XVIII века. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.

Кабинет-конторочка — небольшая невысокая комната. Её стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок — углом — единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.

Личная уборная — очень светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.

Диванная — небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, на котором лежит изданная в 1774 году книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».

Библиотека — представляет собой кабинет редкостей. В застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства и предметы, связанные с естественными науками: астролябия, медный глобус, электрофорная машина, камера-обскура, «жемчужная раковина из кусковского пруда». Стены декорированы цветной и золочёной резьбой, украшены морскими раковинами.

Вседневная опочивальня — вдвое меньше парадной. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.

По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII века, крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.

Картинная — комната, в которой выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. Однако это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII веке живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.

Зеркальная галерея, называемая также белым или танцевальным залом, — самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.

Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Колористическое решение Зеркальной галереи построено на сочетании белого цвета и позолоты двух оттенков — червонного и зелёного. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Две большие хрустальные люстры, жирандоли — подсвечники на несколько свечей, стенники у зеркал наполняют зал мерцающим светом.

Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз. Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим. В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды. Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.

Карточная — комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль её стен располагались ломберные столы. Интересен портрет Б.П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.

Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Живописный плафон на потолке изображает аллегорию искусств и олицетворение четырёх времён года. Над камином — панно «Руины» работы итальянского художника А. Перезинотти.

Парадная столовая по традиции не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой. На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном. На стене — четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П.Б. Шереметева и его жены. В торце зала находится большая ниша, в которой установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.

trave-l.ru

Усадьба Кусково. Архитектура дворца и дизайн ландшафта

Созданный в XVIII ве­ке, архитектурно — пар­ковый ансамбль Кус­ково (находящийся ныне на территории Москвы) вобрал в себя достижения усадебно­го строительства целой эпохи. Не все из них дошли до нашего времени. Но, практически  полностью сохрани­лось главное — архитек­турно – пространствен­ное решение и дизайн ландшафта основных строений и парка. Уникальны и интерьеры строений усадьбы — одни из самых тонких и художественно вы­разительных в XVIII столетии.

План-панорама. Усадьба Кусково в XVIII веке

План-панорама. Усадьба Кусково в XVIII веке

Первое упомина­ние об усадьбе Кусково как «подмосковной» бо­яр Шереметевых отно­сится к началу XVI ве­ка.

Небольшая вотчи­на с землей, малоудоб­ной для обработки, не    представляла хозяйственного интере­са, зато часто служи­ла «охотной забаве». С 1715 года ею владел Б.П.Шереметев — известный военачальник, сподвижник Петра I. При нем был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи. Сын фельдмаршала, Петр Борисович Шере­метев, отдавая дань новым формам бы­та — торжественным приемам, пышным ас­самблеям, многолюд­ным праздникам, превратил Кусково в «летний загородный увеселительный дом». Кажется, что усадь­ба создавалась в один при­ем — так целостна она по художественно­му замыслу.

Однако, Кусково строил не один архитектор. До 1754 года работами руководил Юрий Иванович Кологривов, долго живший в Италии, и хорошо знавший итальянскую архитектуру и дизайн ландшафта. После его смерти ведущим архитектором усадь­бы стал 23-летний крепостной Шере­метева Федор Семено­вич Аргунов. С 1765 по 1780 год в Кускове «смотрение имел» из­вестный московский зодчий Карл Ивано­вич Бланк. В деловой переписке владельца усадьбы называлось еще несколько имен архи­текторов — «собствен­ных его сиятельства» и вольных. Но были, конечно, и рядовые исполнители. Сотни крепостных и наем­ных мастеров — каменщиков, плотников, лепщиков, резчиков, декораторов. Их имена, за редким исключением, оста­лись неизвестны. Но, усадьба Кус­ково — памятник и их труду, и таланту.

Усадьба Кусково. Аэрофотосъемка

Усадьба Кусково. Аэрофотосъемка

Усадьбу Кусково строили, пе­рестраивали и совер­шенствовали более 30 лет — с конца 1740-х годов.

План-па­норама Кускова, вы­полненный несколько лет назад по планам и чертежам XVIII ве­ка, дает наглядное пред­ставление о простран­ственной организации ансамбля и дизайне ландшафта. С юго-запада на северо-восток его пронизывает глав­ная планировочная ось, связывающая вместе три части усадь­бы — запрудную, регулярную и пейзаж­ную. Композицион­ным центром является средняя часть — регу­лярный парк (от ла­тинского слова «регула» — правило). Элементы «правильно­сти» внесены и в за­прудную часть: три пересекающие ее просеки ориентированы на главный портик дворца. Кроме Боль­шого пруда, в водную систему ландшафта вхо­дили пруды малые и канал, опоясывающий регулярный парк. Еще один канал, в запрудной части, заканчи­вался пышно декори­рованной белокаменной стенкой с фонтана­ми — «каскадами». Он открывал вид на Вешняковскую цер­ковь XVII века — организующую верти­каль ансамбля.

Дворец и пруд. Усадьба Кусково

Дворец и пруд. Усадьба Кусково

Лучше всего сохра­нилась регулярная часть усадьбы Кусково с парадным двором, асимметрично расположенные по­стройки которого при­дают живописность композиции.

Боль­шой пруд подчеркивает эмоциональную выра­зительность пейзажа, отражая нем дворец — главное сооружение усадьбы. Из окон его в дни празднеств открывалась картина театра­лизованных представ­лений, главной ареной которых был пруд. Под звуки рогового оркестра и хора песен­ников по водной глади скользили расцвечен­ные ялики и челноки, с острова-крепости па­лили пушки, в волнах отражались огни за­тейливых фейервер­ков. Дворец построен под руководством К.И.Бланка на месте старого «хоромного строения ». Чертежи фасадов, отмеченных четкостью горизон­тальных и вертикаль­ных членений, были заказаны, как полага­ют, парижскому архи­тектору Шарлю де Вайи. Здание целиком воз­ведено из дерева — традиционного материала русских масте­ров. Дворцу композиционно подчинена вся архитектура парка.

Дворец. Главный фасад. Усадьба Кусково

Дворец. Главный фасад. Усадьба Кусково

Интерьеры дворца Кусково уникальны по сохран­ности архитектурно­го и декоративного убранства.

Вестибюль создает впечатление торжественности. Ши­рокая тяга делит зал на два яруса. В ниж­нем — ниши с мону­ментальными вазами в виде греческих ам­фор, в верхнем — живописные панно на античные темы, ими­тирующие скульптур­ные рельефы. Стены и пилястры расписаны под мрамор, поэтому кажется, будто зал — мраморный.

Вестибюль открыва­ет анфиладу парад­ных комнат, которые были обязательной принадлежностью уса­дебных домов XVIII века. Отдавая дань моде, вельможи стре­мились «удивить чув­ства людей, кои не ви­дывали и не слыхива­ли о превосходней­шем». Каждая из ком­нат имеет свое назна­чение, объем, освещенность, эмоциональный строй. Постепенно, у зрителя складывалось впечатление театра, где одна декора­ция сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной.

Дворец. Вид 1 со стороны французского парка. Усадьба Кусково

Дворец. Вид 1 со стороны французского парка. Усадьба Кусково

Большую роль в со­здании образного строя гостиных дворца Кусково играет цвет.

Самая наряд­ная гостиная — «Малиновая» по­лучила такое назва­ние по цвету шелка, которым обиты стены и мебель. На белых панелях стены лепной золоченый декор в ви­де классически урав­новешенных венков. Сочетание белого и малинового придает комнате особую живо­писность. В ней все торжественно: паркет в звездах, хрусталь­ный дождь высоких торшеров, мебель на тонких, изящно вы­гнутых ножках, зерка­ла в резных золоче­ных рамах, парадные портреты. Когда-то, зеркала отражали пышные наряды гос­тей, а застывшие на портретах вельможи и дамы в традиционных позах тоже как бы участвовали в театра­лизованном приеме.

Дворец. Вид 2 со стороны французского парка. Усадьба Кусково

Дворец. Вид 2 со стороны французского парка. Усадьба Кусково

Прин­цип иллюзорного раздвижения простран­ства Танце­вального зала роднит его с вер­сальской зеркальной галереей.

Одна стена всеми окнами выходит в сад, другую занима­ют зеркала — и зал кажется   открытым в парк с двух сторон. Рисунок цветного пар­кета, составленный из перетекающих один в другой кругов, словно приглашает к танцу. Однако, главное украшение интерьера — освеще­ние. Две огромные люстры кажутся неве­сомыми в этом «беско­нечном» зале. Декорированные хрусталем жирандоли сменяются стеклянными фонаря­ми с букетами «слези­нок», дрожащих на тонкой проволоке, на­стенные бра — величественными канде­лябрами в виде задра­пированных в антич­ные одежды женских фигур с золочеными ветвями светильников в руках.

Вольер для птиц. Усадьба Кусково

Вольер для птиц. Усадьба Кусково

Высокие стеклян­ные двери Танцеваль­ного зала приглашают выйти в сад.

Кусковский регуляр­ный парк был одним из самых больших в России. Его называли «французским», так как создатели ориен­тировались на парки Франции, и, прежде всего, на Версаль. В основу планировки дизайна ландшафта положена центричная схема. Однако, строгая симметрия всех эле­ментов только кажу­щаяся: части парка, расположенные по обе стороны партера, раз­нятся по величине и плану. Западная – мень­ше, зато диагональ­ных аллей здесь значительно больше, и это со­здает впечатление глу­бины пространства. К тому же, гуляющим легче было собираться к боковой «аллее игр». Противополож­ная часть парка слу­жила местом отдыха. Тут располагались зе­леный театр, вольер с певчими птицами и менажереи для водоплавающей птицы.

Скульптура в парке. Усадьба Кусково

Скульптура в парке. Усадьба Кусково

Самая торжествен­ная часть парка Кусково — партер с мраморной скульптурой и цветочным ковром — болен-грином.

Огороженный, словно стенами, ров­ными линиями шпа­лер и фасадами двор­ца и Оранжереи, он производит впечатле­ние большого зала под открытым небом. Одинаковая высота шпалер и четкий ритм бюстов на высоких по­стаментах придают композиции спокой­ную уравновешенность. Но. благодаря расположенным здесь скульпту­рам, создается ощущение движе­ния. Их ясные и вырази­тельные силуэты хо­рошо «читаются» на расстоянии. По­вороты торса, головы или рук выглядят естественно среди колеблющейся под ветром листвы, в бесконечной игре света и тени.

Голландский домик. Усадьба Кусково

Голландский домик. Усадьба Кусково

Ландшафтный дизайн делит парковый ансамбль на две части.

Первая из них — голландская. На бере­гу небольшого пруда располагается красный домик под высокой черепич­ной крышей — своеоб­разная декорация уголка старой Голлан­дии. Когда-то, к дому примыкал «голланд­ский сад» с тюльпана­ми, а у входа была на­бережная с лестницей, ведущей к воде. На бе­регах пруда стояли две беседки: Пагоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представ­ляющая собой откры­тую колоннаду.

Итальянский домик. Усадьба Кусково

Итальянский домик. Усадьба Кусково

Этому ансамблю в плане парка противо­стоит ансамбль италь­янского пруда, объединявший похожий на маленький дворец Итальянский домик, павильон Грот и мена­жереи. Итальянский домик был построен под руководством Ю.И.Кологривова в стиле раннего классицизма. Пропорции его про­сты и изысканны, по­верхность стен членят пилястры, создающие завершенность пласти­ческого объема.

Павильон Грот. Усадьба Кусково

Павильон Грот. Усадьба Кусково

Архитектуру Грота парка Кусково, проект которого при­надлежит Ф.С.Аргу­нову, отличают живописность и динамика.

Фасады декорированы колоннами, карнизами, фронтонами, в нишах стен установлены бе­локаменные статуи. Круглые линии стило­бата усиливает эффект отражения здания в пруду. Предна­значенный для отды­ха в жаркие дни, Грот имитировал сказочное «Нептуново царство». На стенах его кабине­тов выложен узор из ракушек — фантасти­ческие животные и растения, а решетки на окнах и дверях на­поминают морские во­доросли.

Павильон Эрмитаж. Усадьба Кусково

Павильон Эрмитаж. Усадьба Кусково

Кусковский Эрмитаж, построенный по про­екту неизвестного художника, сочетает в себе изящество класси­цизма и барочную пышность. Плавной линией опоясывает объемы здания лепной в гирляндах антабле­мент. Павильон ка­жется легким и строй­ным благодаря увеличенным пропорциям второго этажа и сфе­рическому куполу. Эр­митаж предназначал­ся для приема избран­ных гостей и был обо­рудован механизмами, с помощью которых на второй этаж мож­но было поднять стол, накрытый на 16 пер­сон.

Менажеры (птичьи домики). Усадьба Кусково

Менажеры (птичьи домики). Усадьба Кусково

Неподалеку от Ита­льянского домика хо­рошо сохранились очертания Воздушно­го театра.

Все здесь было сделано из зем­ляных насыпей, по­крытых дерном, и стриженого кустарни­ка: сцена, кулисы, оркестровая яма, ме­ста для зрителей. Авторами и исполните­лями многих пьес бы­ли крестьяне Шереме­тева. На кусковской сцене выступали известные кре­постные актрисы – Пра­сковья Ивановна Ко­валева Жемчугова и Татьяна Васильевна Шлыкова — Гранатова.

Оранжерея. Усадьба Кусково.

Оранжерея. Усадьба Кусково.

Ландшафт парка, разбитого позади Оранжереи, был устроен в так называемом «анг­лийском» стиле. Были в нем «храм тишины» и «турецкая киоска», « философ­ский домик» и «пе­щера дракона». В 1787 году под руко­водством крепостного архитектора А.Ф.Ми­ронова здесь выстрои­ли «Новый театр» — один из самых совершен­ных по устрой­ству раздвижного ам­фитеатра и по технике машинного оснащения для своего времени.

Павильон Грот и Итальянский домик. Усадьба Кусково

Павильон Грот и Итальянский домик. Усадьба Кусково

Кускову нельзя от­казать в художествен­ной ценности собра­ний живописи.

Наибольший интерес представляют произведения крепостных художников Ивана Петровича Аргунова и его сына Николая, творчество которых сыграло определенную роль в становлении русско­го реалистического портрета. Но самая крупная коллекция музея — собрание фарфора, фаянса, стекла от античности и до наших дней. Сейчас она насчитывает 22 тысячи произведе­ний зарубежной и отечественной кера­мики и стекла.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Усадьба «Кусково» О.Барановой, М. 1980 г. 

Читайте также:

www.5arts.info

Усадьба Кусково - Прогулки с дилетантом

Родовая вотчина Шереметевых, остававшаяся в их владении вплоть до 1917 года. Великолепная усадьба XVIII века, Кусково, выглядит скромно по сравнению с петербургскими дворцами, но по-своему она тоже довольно интересна.

1. Первое, что видит посетитель мы музее-усадьбе - церковь и кухонный флигель.

2.

3. Флигель построен в 1755 году.

4. За церковью Спаса Всемилостивого стоит главная постройка усадьбы - Большой дом-дворец.

5. Построен в 1769-1775 годах для торжественного приёма гостей в летнее время.

6. Дворец построен из дерева на каменном цоколе и украшен вырезанными из дерева барельефами.

7.

8. Парадный вестибюль.

9. Карточная.

10. Бильярдная.

11. Столовая.

12. На столе представлен великолепный сервиз.

13. Ниша в стене, имитирующая заросший виноградом фонарик.

14.

15. Прихожая-гостиная.

16.

17. Шпалерная гостиная.

18.

19.

20.

21. Малиновая гостиная.

22.

23.

24.

25. Во многих комнатах встречаются пышные деревянные вензеля.

26. Особое внимание привлекают к себе люстры дворца.

27.

28. Парадная спальня.

29.

30. Кровать с балдахином в алькове.

31. Личная уборная.

32. Диванная.

33. Диваны вообще занимают особое место в интерьере дворца.

34. Вседневная опочивальня.

35. Здесь в нише тоже прячется кровать.

36. Камин.

37. Картинная.

38.

39. Повсюду реставраторы оставили иллюстрации того, как интерьеры менялись со временем.

40. Самое большое помещение дворца - Танцевальный зал.

41.

42.

43.

44.

45.

46. Между дворцом и оранжереей раскинулся парадный двор со скульптурами и обелиском.

47. Боковая аллея ведёт к гроту.

48.

49. Павильон «Грот» на берегу Итальянского пруда.

50. Внутри сохранилась оригинальная отделка XVIII века.

51.

52. Стены выложены раковинами моллюсков.

53.

54. В павильоне размещена коллекция гротической декоративной скульптуры западноевропейских мастеров 2-й половины ХVIII века.

55.

56. Рядом с гротом стоит Итальянский домик.

57. А в траве - коты.

58. Павлины в вольере.

59. Американская оранжерея.

60. Внутри Большой Каменной оранжереи - экспозиция керамики и выставка современной стеклянной скульптуры.

61.

62.

63. Также тут расположена портретная галерея.

64.

65.

66. По аллеям идём в западную часть усадьбы.

67.

68. Павильон «Эрмитаж» - для избранных гостей.

69.

70. Швейцарский домик, «оккупированный» дирекцией музея.

71. На берегу Голландского пруда стоит Голландский домик. Смотрится одиноко, как будто вырван из плотной амстердамской застройки.

72. По Кусковскому пруду москвичи катаются на лодках.

73. Когда мы уходили из усадьбы, на небе догорал красивейший закат.

deletant.livejournal.com

Усадьба КУСКОВО, Итальянский домик, интерьеры.: deadokey

? deadOKey (deadokey) wrote, 2013-12-07 00:29:00 deadOKeydeadokey 2013-12-07 00:29:00

Итальянский павильон в усадьбе Кусково был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Итальянский домик выполнял роль дворца для  «малых приемов». В убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея…

 

2. Такой лев нас встречает на входе в Итальянский домик.

 

 

3. Начнем со второго этажа. Он отличается от скромно убранных комнат первого этажа, своими высокими и нарядными помещениями, предназначавшимися для «малых приемов».

4. Слишком миниатюрные, чтобы быть настоящими дворцовыми покоями, они скорее воспринимаются как символ изящества и уюта, как игра материалами и объемами, подлинным и условным. Но к «игре» в ХVIII веке относились серьезно, и потому по расположению и назначению эти комнаты полностью отвечали установленному быту и этикету.

 

 

5. Декоративный лейтмотив Зала построен на сочетании мрамора, хрусталя и позолоты. Доминирующим элементом убранства здесь выступает пластика – мраморная и фарфоровая. Камины фланкируют резные постаменты работы немецкого мастера Иоганна Юста с мраморной скульптурой XVIII века: двумя женскими бюстами, «Марсом» и «Меркурием». В больших зеркалах отразились изящные гостиные столики с фарфоровой неглазурованной пластикой – бисквитом - «Купальщица» (по модели Э.Фальконе) и «Пастушок» (по модели М. Козловского).
6. В центре второго этажа – Зал. Сравнительно небольшой по площади он воспринимается достаточно просторным и торжественным. Эффект объемности Зала усиливается боковым освещением, идущим сквозь застекленные двери с лоджии – неотъемлемой части итальянского палаццо.
7.  С правой стороны Зала, благодаря остекленной двухстворчатой двери, ведущей на балкон, и двум высоким окнам раскрываются виды на партер регулярного парка усадьбы. Обилие света подчеркивается высокими зеркалами, расположенными на противоположных простенках.
 
8. Непосредственно с Залом, концентрировавшим в своем художественном решении основные эстетические принципы раннего русского классицизма, связывались Дубовая проходная и Наугольная гостиные.
9. Художественный облик Проходной определяет дубовая облицовка стен с профилированными филенками и золоченой рокайльной резьбой.
 

На склоне около Малого пруда в усадьбе Горки Ленинские находится грот с небольшой балюстрадой. Напротив грота - двухсотлетняя ива. С береговой дорожки просматривается перспектива на Большой дом. Грот был устроен на месте старого родника.

10. Наугольная гостиная завершает группу парадных интерьеров второго этажа Итальянского домика. Функциональное ее назначение вполне определенно исполнять в системе дворцовых покоев роль Картинной. Здесь с XVIII века размещаются полотна голландских, фламандских, немецких, французских, итальянских мастеров, явно демонстрируя принадлежность данного интерьера к рангу блестящих, дворцовых.

 

11. Мягкий полумрак от затеняющих окна высоких деревьев царит в маленьком Дубовом кабинете, где среди редкостной миниатюрной французской мебели из золоченой соломки «присела» необычная гостья с ребенком – живописная фигура-обманка (Россия, XVIII в.), одна из многих, «населявших» домики-павильоны. В дубовых филенках стен пристроились миниатюрные зеркала и цветочные натюрморты, среди которых картины голландского живописца Питера Кастельса (1684-1749 ).

 

12. Неширокая одномаршевая лестница, ведущая на второй – парадный – этаж, неожиданно приобретает черты импозантности в изящном изгибе перил и сложном рисунке нарядных резных балясин цвета слоновой кости. Стены лестницы, как и встарь, украшены живописными полотнами русских и голландских художников XVII-XVIII веков.

 

13. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

 

14. Первый этаж.

15. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение и в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой.

 
Источники:
http://kuskovo.ru/interery_usadby/ital_yanskij_domik/
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 7 comments
  • deadokey.livejournal.com

    Интерьеры дворца Кусково - Пушистость

    Предыдущая запись | Следующая запись

    Побывала в субботу в Кусково во 2 раз (первый был в 2008). Хотела попасть на выставку Русского фарфора, но она предательски не работала. Пришлось довольствоваться только дворцом. Узнала, что оказывается во дворце до сих пор нет света - все люстры под свечи.

    • Current Music:Ellie Goulding – Beating Heart

    pushistost.livejournal.com

    Аудиогид "Тур по усадьбе КУСКОВО": deadokey

    Работа над гидом продолжалась с осени прошлого года, самым ответственным ее этапом было тщательное согласование текстов с сотрудниками музея. В итоге, гид сопровождают 64 фотографии, снятые мной за последние 6 лет, было озвучено 18 объектов, добавлены классическая музыка и звуки, помогающие ощутить атмосферу усадьбы. Особую благодарность при создании аудиогида хочу выразить заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне, а также экскурсоводу Гаянэ Аветян - за озвучку. Сведение аудиогида и звука помогал делать Александр Телицын aglomerat.

     

    2. Войти в усадьбу можно с двух сторон длинной аллеи, которая протянулась вдоль большого пруда.

     

    3. В XVIII веке в пруду плавала небольшая яхта, украшенная флажками, и при посещении усадьбы важных гостей, раздавались залпы шести пушек.

     

    4.

     

    5. Аллея зимой.

     

    6. Возле Церкви и Колокольни размещен Кухонный флигель, построенный в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова.

     

    7. Чтобы Кухонный флигель не нарушал общий торжественно-парадный характер ансамбля, его южный и северный фасады нарядно отделаны. Торжественная колоннада, высокие арочные окна, изящная балюстрада с декоративными вазами на парапете кровли и картуши в виде воинских доспехов и знамен придают этому зданию своеобразную «дворцовость».

     

    8.

     

    9. Слева Домовая церковь с Колокольней, справа Кухонный флигель.

     

    10.

     

    11. Грот, Итальянский домик и Менажереи.

     

    12. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротичную» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений в усадьбе Кусково.

     

    13. Подобные сооружения появились в садах и парках Италии в XVI веке. В такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты стали популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов.

     

    14. В Гротах можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день.

     

    15.

     

    16. Итальянский домик был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Юрия Ивановича Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме.

     

    17. Уникальное здание открыто для посещений, и вы можете насладиться видами красивых интерьеров.

     

    18. Вместе с возведением Итальянского домика у его восточного фасада был разбит миниатюрный садик, который должен был имитировать «итальянский террасный парк».

     

    19. Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались американские гуси и утки, пеликаны, черные и белые лебеди.

     

    20. Сейчас перед нами представлена современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф. Аргунова.

     

    21. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

     

    22. Здания расположены в виде полукруга, развернутого на пруд, а с другой стороны упираются в Обводной канал, и птицы могли выбирать место для кормежки и плавания.

     

    23. Слева от Менажерей находится мостик через Обводной канал. Если перед мостиком повернуть налево, и идти вдоль Обводного канала, вы придете к месту Зеленого театра.

     

    24. Под открытым небом щедрой на искусства «Италии» устроил граф Шереметев в березовой роще еще одну модную забаву — зеленый Воздушный театр.

     

    25. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения.

     

    26. На пересечении восьми аллей восточной части парка находится Трельяжная беседка. Она уравновешивает поперечную планировочную ось, проходящую через Эрмитаж. Гости могли отдыхать на специальных площадках, и наслаждаться звуками животного мира.

     

    27. В Вольере для птиц содержались певчие птицы, звук голосов которых оживлял атмосферу парка. Это веяние пришло от французских просветителей с их эстетикой о сближении человека с природой.

     

    28. Сейчас в Вольере для птиц также живут пернатые обитатели, среди которых самые привлекательные - павлины.

     

    29. Постройка по форме напоминает большую беседку, окруженную зелеными аллеями. Здание напоминает Птичьи павильоны в Менажерейном саду Петергофа.

     

    30. Американская оранжерея. Здание является современной реконструкцией, которую осуществили на месте частично сохранившейся постройки. Первоначальное здание было построено в 1750-х годах, и являлось одним из первых зданий в Кусково, и предназначалось исключительно для хозяйственных нужд.

     

    31. Сейчас в американской оранжерее находится основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв.

     

    32. Домик управляющего.

     

    33. Домик управляющего построен в 1810 году.

     

    34. «Большая каменная» оранжерея построена в 1761-1762 годах. Архитектор Федор Семенович Аргунов, мастер Д. Антонов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений.

     

    35. Выращивались в "Большой каменной" оранжерее и экзотические фрукты — Петр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы.

     

    36. Герб города Шереметевых.

     

    37. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал». В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств.

     

    38. Партер усадьбы.

     

    39. Следуя европейской, и в том числе французской традиции, на партер перед Дворцом выставлялась мраморная скульптура, белые силуэты которой отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и цветового многообразия арабесок.

     

    40. Статуи размещены на партере, вдоль аллей, на круглых площадках объединены тематически в группы: Запад и Восток; Америка, Азия, Европа, Африка; римские императоры и др.

     

    41. К любому парку XVIII столетия применимо пожелание Петра Великого — «я хочу чтобы те, кои ходят в сей сад, могли в оном при удовольствии своем получать еще некое поучительное наставление».

     

    42.

     

    43. Колонна со статуей Минервы в память о посещении усадьбы Екатерины II.

     

    44.

     

    45. Стоящие на партере и в аллеях парка статуи и бюсты римских богов и героев, аллегории рек, сторон света, времен года и гражданских добродетелей вовлекали гостей парка в своеобразную игру в шарады, отражая еще одну черту барокко — назидательность.

     

    46. Хозяин усадьбы Петр Борисович Шереметев собирал скульптуру почти сорок лет. Это самая крупная ранняя художественная коллекция из подобных собраний, сохранившаяся практически полностью.

     

    47. В усадьбе словно собралась история, география и культура.

     

    48. Эрмитаж строился в 1765-1767 годах «под смотрением» архитектора К.И. Бланка.

     

    49. Особенностью архитектуры павильона является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты — расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей, ожерелье гипсовых ваз и венчающая купол парящая фигура Флоры.

     

    50. В годы расцвета усадьбы павильон был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья. Они могли уединиться в павильоне на втором этаже. Лестницы на тот момент не было. Гости поднимались с помощью уникального механического лифта в виде дивана.

     

    51. Голландский домик — самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково.

     

    52. Голландский домик был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией.

     

    53. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост.

     

    54. Три постройки ансамбля: не сохранившиеся до наших дней - павильон Пагоденбург, выстроенный в «восточном» стиле, и Столбовая беседка, как и уцелевший Голландский домик, — теснились на берегах соединенного с Большим прудом канала, создавая ассоциации с плотной застройкой набережных Амстердама.

     

    55. Швейцарский домик построен в 1870-е годы архитектором Н.Л. Бенуа, спустя век после строительства Голландского домика. Это строительство было последним в Кусково. В

    deadokey.livejournal.com


    ремонт квартиры