Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
17.10.20131488
В этой подборке представлены рисунки интерьера выполненные разными художниками и в различных техниках . Рисуя интерьер , художник применяет и совершенствует все свои знания о перспективе , в процессе развивается пространственное мышление . Полученные художником , на стадии начального обучения , навыки изображения простых геометрических тел активно используются при построении и рисунке сложных интерьерных композиций .
Примеры деревенского интерьера
Примеры интерьеров выполненных акварелью
Статья взята с: http://ricunok.ru
artpa.ru
Конструктивный рисунок – это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.
Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.
Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.
Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.
Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.
То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.
Второй момент - это осевая линия.
Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.
Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.
Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.
Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки – получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.
Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.
Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела – цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.
Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.
Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.
Изучите их, а дальше возьмите несложные один или два предмета и попробуйте проанализировать из чего они состоят. Далее рисуйте «каркас» или конструкцию этих объектов.
Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.
Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:
Методология поэтапного рисования...
Конструктивный анализ формы предметов быта.
Изучение перспективы на примере кубов различного размера.
Натюрморт из геометрических тел.
Предметный натюрморт на этапе придания формы.
Законченный предметный натюрморт.
Простой столовый натюрморт.
Рисунок сложного предмета.
Рисунок гипсовой палетки.
Рисунок драпировки.
Перспективный рисунок интерьера.
Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.
Рисунок обрубовки человеческой головы.
Рисунок экорше человеческой головы.
Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.
Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.
Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.
Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.
Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.
Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.
Портрет натурщика.
Конструктивный анализ кистей рук человека.
Конструктивный анализ рук и голеней человека со штриховкой.
Конструктивный анализ стопы.
Рисунок гипсовой отливки античного памятника.
Рисунок гипсовой отливки античного памятника.
Рисунок натурщика.
Рисунок обнажённых натурщиц.
Рисунок натурщика.
Именно пройдя все этапы конструктивного рисования, можно лучше научиться понимать окружающий мир и законы мироздания в принципе!!!
Лекцию по данной теме Вы можете видеть по следующей ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=oy7boSHqTwk&feature=plcp
...
Приятного просмотра!
d-chebatkov.livejournal.com
В этой подборке представлены рисунки интерьера выполненные разными художниками и в различных техниках . Рисуя интерьер , художник применяет и совершенствует все свои знания о перспективе , в процессе развивается пространственное мышление . Полученные художником , на стадии начального обучения , навыки изображения простых геометрических тел активно используются при построении и рисунке сложных интерьерных композиций .
Примеры деревенского интерьера
Примеры интерьеров выполненных акварелью
www.arsenalart.ru
Тема |
Сообщение об ошибкеИнформация для публикации на сайте | |
Сообщение * |
Введите, пожалуйста, текст сообщения. | |
Прикрепить файл |
Вы можете прикрепить текст или изображение для публикации в формате JPG или DOC; его размер не должен превышать 10 КБ. Вы прикрепили файл недопустимого формата. | |
Url на страницу |
||
Имя * |
Представьтесь, пожалуйста. | |
Эл. почта * |
Укажите, пожалуйста, настоящую почту. | |
Защита от автоматического заполнения | ||
sutd.ru
Номер темы/задания и название темы/задания | Содержание темы/задания | Форма проведения |
I семестр | ||
Тема 1. Введение. Проведение прямых и криволинейных линий, деление отрезков и углов пополам. | Организация рабочего пространства (постановка руки, посадка за мольбертом, подготовка материалов и оборудования, требования к процессу работы). Основные средства художественной выразительности в рисунке. | Видеолекция №1 «Введение. Проведение прямых и криволинейных линий, деление отрезков и углов пополам» |
Тема 2. Пропорции в рисунке | Понятие пропорции. Определение пропорций предмета методом визирования на примере рисунка вазы простой и четкой формы с натуры, стоящей на уровне линии горизонта. Выбор формата листа, местоположения относительно постановки и компоновка изображения в листе. | Видеолекция №2 «Пропорции в рисунке» |
Тема 3. Перспектива в рисунке | Основы перспективы. Наглядная перспектива. Линия горизонта. Точки схода. Конструктивный рисунок куба: фронтальная и угловая перспективы. | Видеолекция №3 «Перспектива в рисунке». |
Тема 4. Светотень в рисунке | Рисунок с натуры прямоугольной плоскости (к теме №3). Светотеневые градации. Освещение и выявление объема предмета с его помощью. Рисунок натюрморта из симметричных предметов простой формы разной светлоты с натуры. | Видеолекция №4 «Светотень в рисунке» |
II семестр | ||
Тема 5. Натюрморт из предметов быта, стоящих на листе ватмана | Этапы работы над натюрмортом, передача формы и конструкции предметов, выявление объема с помощью светотени и штриховки, касание предметов с фоном, фон. | Видеолекция №5 «Натюрморт из предметов быта, стоящих на листе ватмана» |
Тема 6. Драпировка со складками | Выбор и расположение драпировки на вертикальной плоскости. Композиция. Освещение. Законы светотени в рисунке драпировки с учетом состава ткани. Объяснение домашних заданий. | Видеолекция №6 «Драпировка со складками» |
Тема 7. Натюрморт с драпировкой | Часть 1: выбор предметов натюрморта и их расстановка, выбор драпировки и ее расположение, освещение в натюрморте, выбор точки зрения, компоновка изображаемого в листе с помощью видоискателя, построение предметов на плоскости листа с падающими тенями с учетом перспективы. Часть 2: тональная проработка натюрморта, выявление объема и композиционного центра с помощью штриховки и законов светотени; обобщение рисунка. | Видеолекция №7 «Натюрморт с драпировкой» в 2 частях |
Тема 8. Зарисовки небольших предметов простой формы | Понятия «зарисовка» и «набросок». Выбор предметов для зарисовки, освещение, этапы работы. | Видеолекция №8 «Зарисовки небольших предметов простой формы» |
III семестр | ||
Тема 9. Натюрморт из предметов с разной материальностью (сочетание матовых и блестящих предметов) | Особенности передачи материальности предметов в натюрморте (стекло, металл, керамика). Часть 1: рисунок с натуры предмета с керамической поверхностью. Рисунок с натуры предмета с металлической поверхностью. Часть 2: рисунок с натуры предмета со стеклянной поверхностью. | Видеолекция №9 "Натюрморт из предметов с разной материальностью" в 2 частях |
Тема 10. Натюрморт из нескольких предметов быта простой формы, разной материальности с введением третьей плоскости и драпировки, организующей весь натюрморт | Итоговое задание по рисованию натюрморта. Обобщение знаний. Часть 1: этапы работы над натюрмортом, построение изображаемых предметов на плоскости листа. Часть 2: работа в тоне, выявление общей тени и общего света. Часть 3: работа над деталями, обобщение рисунка. | Видеолекция №10 "Натюрморт из предметов быта разной материальности, третьей плоскости и драпировки" в 3 частях |
Тема 11. Рисунок интерьера | Часть 1: выбор предметов интерьера для композиции, компоновка их в листе, построение. Часть 2: тональная проработка, Часть 3: детальная проработка, обобщение. | Видеолекция №11 «Рисунок интерьера» в 3 частях |
Тема 12. Рисунок фигуры человека | Часть 1: пропорции женской, мужской и детской фигур. Часть 2: наброски фигуры человека. Часть 3: зарисовки фигуры человека. | Видеолекция №12 «Рисунок фигуры человека» в 3 частях |
IV семестр | ||
Тема 13. Рисунок натюрморта мягким материалом | Часть 1: знакомство с разнообразием графического мягкого материала. Особенности работы мягким материалом. Один из способов рисования мягким материалом на примере рисунка натюрморта темной сепией (на белой текстурной бумаге или ватмане): построение. Часть 2: тональная проработка натюрморта сепией. Работа ластиком. Обобщение. Часть 3: другой способ рисования мягким материалом на примере рисунка натюрморта соусом или углем и белым соусом (на тонированной текстурной бумаге серого или коричневого цвета). | Видеолекция №13 «Рисунок натюрморта мягким материалом» в 3 частях |
Тема 14. Рисунок головы | Часть 1-2:Пропорции головы человека, зарисовка головы натурщика мягким материалом. Часть 3-4: копия рисунка головы натурщика известного художника. | Видеолекция №14 «Рисунок головы» в 4 частях |
Тема 15. Рисунок кистей рук | Копия кистей рук известного художника. | Видеолекция №15 «Рисунок кистей рук» |
Тема 16. Рисунок портрета с руками | Часть 1: компоновка фигуры человека с руками по пояс, построение. Часть 2: работа в тоне. Часть 3: завершение работы, объяснение домашних заданий. | Видеолекция №16. «Рисунок портрета с руками» в 3 частях |
art-dmitrenko.ru
Рисунок — язык художника, архитектора, дизайнера, инженера.
Задачи академического рисунка — привить базовые навыки видения окружающего мира и его адекватного изображения на плоскости.
Овладевший фундаментальными знаниями и начальным опытом композиции, построения, школьной техникой изображения в последующем сам определит границы дозволенных искажений (Я так вижу!) в отображении мира и возникающих в голове художественных замыслов, а также особенности своей творческой манеры. Но чтобы стать виртуозным исполнителем или композитором, неплохо для начала овладеть нотной грамотой и потренировать пальцы [2, 6, 64, 111].
Для занятий рисунком нужно подготовиться. На первых этапах вам потребуются простые карандаши средней твердости ТМ—М (НВ—В), мягкая резинка и бумага, терпящая работу резинкой (в этом нужно убедиться). Бумага (плотный ватман) должна иметь легкую фактурность поверхности. В последующем, при работе над стильной изобразительной техникой, используется тонированная бумага с более выразительной фактурой и другие сухие изобразительные средства: уголь, сангина, соус, пастель, мел. Размер листа: не более 30x40 см (формат A3) — удобен тем, что в процессе рисования все изображение умещается в поле зрения и его точность проще контролировать.
Основное действие в академическом рисунке — это рисование с натуры, перевод зрительного трехмерного впечатления в плоскостное изображение. Причем есть разница (и вы это заметите) между рисованием объемных объектов (натюрморта) и пространственных объектов: интерьера и городской улицы. Но основы грамотного рисунка в любом случае одинаковы. Это:
- гармоничная компоновка изображения на листе;
-точность пропорционального и перспективно го построения;
- квалифицированная передача светотеневых
отношений штриховой техникой.
Обязательные технологические условия: выполнение рисунка в последовательности общий контур—детализация—обобщение; стадиальная одновременность работы на всем поле — на любом этапе работа представляется завершенной; использование карандаша только одной твердости.
Рассмотрим предварительно технику рисования объемных объектов — куба и цилиндра, — составляющих основу большинства ортогональных тел и фигур вращения. Вспомним закономерности построения перспективы по предыдущему разделу, понятия линии горизонта, точек схода, проекции на картинную плоскость. Горизонтальные ребра каркасного куба, установленного выше или ниже линии горизонта (которая расположена на уровне глаз рисовальщика), устремляются в перспективе к точкам схода на этой линии (рис. 111. 1.1), удаленность которых от оси зрения зависит от ракурса наблюдателя куба. При фронтальном расположении к рисующему куб имеет только одну точку схода (в пределах центральной линии силуэта куба) и единственный ракурс, когда его лицевая грань представляет точный квадрат. Во всех остальных ракурсах с появлением в поле зрения боковой грани лицевая (фронтальная) грань перспективно сокращается в сторону поворота. Игнорирование этого визуального явления — типичная ошибка начинающего рисовальщика.
Полезно давать студентам домашние задания по изображению серии кубов, перспективно соотнесенных с общей линией горизонта (рис.111. 1.2). Эта работа тренирует глаз при оценке правильности сходимости линий к точке схода, даже если она недоступна, в соблюдении пропорционального строя куба (ведь глаз достаточно точно узнает куб в любом его ракурсе), в допустимости искажения формального построения — при большом удалении куба от линии горизонта и двух точках схода он приобретает форму корабельного носа; в этом положении нужно вводить третью точку схода на вертикальной оси.
Для проверки закономерности перспективных сокращений можно воспользоваться простым в изготовлении прибором — перспектографом (см. рис. 11.4.19).
Аналогичные тренировочные задания целесообразны и для рисования круга в перспективе, построение которой мы также рассмотрели выше. Необходимо добиться того, чтобы перспективная проекция сохраняла впечатление круга в любом ракурсе, не превращаясь ни в лист ландыша, ни в форму батона.
Определенные сложности представляет рисование лежащего цилиндра, днище которого нередко изображается срезанным под углом. Избавиться от этой ошибки раз и навсегда поможет простое построение при помощи вспомогательного квадрата в перспективе, в который условно вписано основание рисуемого цилиндра (рис. III. 1.3). Правильно нарисованное основание дает впечатление катящегося цилиндра из-за диагонального наклона большей оси.
При рисовании объектов вращения, имеющих разную толщину по оси (кувшины, фигурные бутылки), следует также вырабатывать чувство перспективной томографии, тренируемое упражнениями (рис. III. 1.4).
Переход к собственно рисунку с натуры требует значительного повышения уровня ответственности рисовальщика, поскольку ему предстоит решение конкретных задач компоновки, построения и штриховки изображения, достоверно отображающего действительность.
Представим себе сначала, что постановка (объект рисования, специально установленный и освещенный), располагается на сцене, имеющей подиум и фоновое пространство (рис. III. 1.5), и, выбирая масштаб будущего изображения относительно размеров листа и его ориентации (вертикальной или горизонтальной), следует подумать о его гармоничном, сбалансированном расположении на листе так, чтобы на рисунке сохранилось понимание адресной пространственной привязки объекта рисования: часть основания, на котором установлен объект, достаточное пространство с флангов и сверху, ощутимая линия перелома подиум—фон.
Необходимо произвести визуальное отчуждение объекта рисования от остального пространства посредством внимательной рекогносцировки, изучения постановки с разных точек зрения выполнением пробных набросков, поиском нужного ракурса и масштаба рисунка видовым окошком — вырезанным в плотной бумаге небольшим прямоугольным отверстием (рис. III. 1.6).
Постановки, состоящие даже из минимального количества предметов (2—3), при наблюдении с разных позиций имеют различные композиционные соотношения. И нужно быть предельно предусмотрительными, чтобы избранный вами ракурс рисования не таил дефекты, подобные изображенным на рис. III. 1.7.
Важно тренировать умение быстрой реакции на правильный ракурс с тем, чтобы элементы постановки в рисунке не совпадали и не наплывали друг на друга гранями, не совмещались осями, чтобы крупные детали не заслоняли мелких. Для улучшения композиции допустимо перемещать на рисунке отдельные детали постановки.
Очень полезно самим потренироваться делать постановки, что помогает отработке чувства композиции, предвидения гармоничного расположения деталей на еще нетронутом листе. Не следует забывать о естественности, сочетаемости предметов в постановке, о логике ракурса их изображения. Постановки из бытовых предметов логично видеть и изображать сверху, а, например, натюрморт с капителью, которую мы обычно видим снизу, правильнее компоновать при линии горизонта внизу.
Эксперименты компоновки натюрмортов с закреплением эскизных вариантов для их сопоставления перед выбором окончательной позиции рисования — прекрасная подготовка в развитии дизайнерских навыков вариантного проектирования, визуальной проверки решения аранжировки интерьера, выбора художественного акцента. Еще лучше — проводить упражнения с обсуждением.
Компоновать такие натюрморты целесообразно с учетом соосности, взаимной параллельности (перпендикулярности) граней, модульности расположения в плане, формируя архитектурно организованные постановки, придающие эффект упорядоченности рисунку и облегчающие его построение.
Последовательность освоения рисунка с натуры — от единичного куба, объекта вращения (цилиндра, шара, конуса) к групповым предметным постановкам — должна сопровождаться выполнением упражнений по рисованию без натуры таких же объектов в разных ракурсах и отношениях к линии горизонта для лучшего усвоения основ объемного изображения ортогональных и круглых предметов в перспективе, выработке чувства правильности построения. Для проверки перспективной точности можно вести линии построения далеко за пределы предмета, мысленно продолжая трассы до воображаемой недоступной точки схода. Размерные соотношения устанавливаются и проверяются визированием с помощью карандаша в вытянутой руке.
Нередко при рисовании студент увлекается процессом и не обращает внимания на постановку или же просто не замечает явного несоответствия натуры и ее изображения. Привыкание к рисунку в ходе работы притупляет внимание к ошибкам. Поэтому необходимо делать перерывы, наблюдая за работой соседей. Полезно пользоваться зеркалом, которое отражает рисунок в обратном изображении, тем самым обновляя его видение. Устранение слепоты рисующего достигается внимательным сопоставлением рисунка с натурой. Консультации преподавателя, обращающего внимание на дефекты изображения, должны быть направлены на обучение начинающего рисовальщика самостоятельно отмечать и исправлять их, пользуясь, в частности, законами начертательной геометрии.
Переход к рисованию архитектурных деталей требует более внимательного отношения к их ортогональности и мелким деталям, членениям, декору, точности перспективного построения.
Искажение в построении детали дискредитирует рисунок в целом. Здесь острота глаза в оценке правильности построения особенно важна, поэтому следует овладеть приемами построения геометрических тел: 6—8-гранных призм, цилиндров, симметричного конуса и пирамиды, правильной сферы на основе дополнительных построений (рис. III. 1.8).
Когда техническая часть рисунка (компоновка и построение) завершена, студентом овладевает боязнь перед началом светотеневой обработки — по большей части из-за малого опыта штриховки и выбора направления штрихов. Как правило, студент не предвидит степени интенсивности штриховки законченного рисунка и неуверенно накладывает первые штрихи. Следует и здесь давать домашние задания по штриховке и учить правилам этой работы на уже построенном рисунке. Можно порекомендовать следующую последовательность работы. Для начала нужно заштриховать в удобном направлении (обычно сверху справа вниз налево) явно затененные места. Они легко определяются, если посмотреть на натуру, прищурив глаза. И лишь последующей штриховкой можно моделировать форму, выявляя ее светотеневую характеристику. При штриховке рисунка, повторим, следует пользоваться карандашом одной твердости от начала до конца работы. Карандаш нужно держать по возможности ближе к вертикальному положению, он должен быть острым. Заметность штриха придает прозрачность и живость рисунку. Лучше, если штриховка имеет муаровую фактуру — от вида соломы первоначального этапа к более четкому, тонкому штриху завершения.
Что касается штриховки по форме, то не следует бояться коротких по длине штрихов при обработке широких плоских поверхностей. Они могут быть пристыкованы друг к другу, и каждый последующий проход штрихами (с легким изменением их направления) перекрывает швы предыдущего слоя.
Округлую форму необязательно выявлять дугообразными штрихами. Достаточно того, что прямой короткий штрих будет касательным к воображаемой округлости формы, а многократное перекрытие таким штрихом формы дает необходимое впечатление об объеме предмета. Сетчатый штрих не должен иметь рисунок марли, т.е. пересечений под прямым углом. Предпочтительно изображенные на рисунке предметы ограничивать не контурной, проволочной линией, а разноосвещенными плоскостями (рис. III. 1.9). Полезно научиться пользоваться резинкой как средством рисования, а не только для ликвидации ошибок или лишних линий.
Штрих по форме, особенно поверхности вращения, имеет свои опасные в исполнении приемы. Это — штриховка конуса или цилиндра по образующей или горизонтальными линиями (токарный след). Первые содержат опасность изображения формы рваной линией, вторые имитируют образ катушки ниток и провоцируют рисовальщика на усилия по изображению несуществующих линий среза, неправильность которых будет хорошо заметна. Лучшим вариантом штриховки таких поверхностей является все же сетчатый штрих по зигзагообразному направлению (рис. III. 1.10).
Вообще, рисовальщик вправе выбирать технику штриховки, в которой он чувствует себя уверенно, стараясь избегать приемов, обнаруживающих слабую подготовленность.
Характер светотеневой моделировки предметов постановки и объекта рисования в целом определяется условиями натурной освещенности, подкрепленными знаниями законов начертательной геометрии, но для грамотной поддержки приемов выявления объема формы нужно соблюдать несколько канонических правил. Для чистоты эксперимента рассматриваются объекты с белой матовой поверхностью.
Объекты переднего плана имеют более контрастную светонасыщенность: фронтально освещенные части выглядят самыми светлыми, затененные — самыми темными. На округлых поверхностях зона, переходная от света к тени, темнее, чем остальная затененная поверхность, которая подсвечивается рефлекторным светом. Падающая тень всегда темнее собственной. Собственная тень всегда темнее самой темной освещенной поверхности. Границы падающей тени целесообразно изображать размытыми, чтобы ее контуры не конкурировали своей четкостью с контурами объекта. Светотеневое выявление фона достаточно в той мере, в какой это способствует моделированию освещенности постановки (рис. II 1.1.11).
Некоторые школы рисунка предпочитают сохранение в завершенной работе линий построения, однако это все же манерность, и вряд ли следует на ней настаивать в академическом рисунке.
В рисовании гипсовой головы целесообразно ориентироваться на последовательность перехода от работы над античными образцами, не персонифицирующими натуру, а дающими собирательный, классический образ, к освоению характерных скульптурных изображений эллинистической, римской эпох или Ренессанса. Перед этим полезно изучить строение и пропорции черепа (рис. III. 1.12), помня о том, что мало заметные нюансы его формы являются основанием широкого диапазона физиономических различий. Рисование обрубовки полезно для выявления поверхностей-изофот лица (рис. III. 1.13) и последующего контроля светотеневого моделирования объема головы.
Внимательный топографический анализ (визуальный и тактильный) скульптурной головы поможет правильно ее построить с нужными пропорциями и в нужном ракурсе. Например, в том, что при общем овоидном силуэте головы человека глаза поставлены на прямой линии, нужно убедиться непосредственным аналитическим осмотром — и не одной головы, а нескольких (рис. ///.1.14).
Проверкой пропорциональной точности и объемности построения служит эффект узнавания объекта или же, наоборот, его обезличивания. Если в этом отношении предметные натюрморты относительно безлики, то схватывание в процессе дальнейшего учебного рисования характера лица живой натуры свидетельствует о достижении рисовальщиком качественно нового уровня художественного освоения мира, а это небесполезно для дизайнера — умение, не пренебрегая схоластикой грамотного рисунка, найти некую образную составляющую натуры, вызывающую эмоциональное переживание, приподнимающую завесу скрытых черт человеческого характера, раскрывающую в нем нечто новое, ранее незамеченное.
Бесспорно, рисование объемных предметных постановок, головы и фигуры в скульптурном и живом вариантах дает хорошую подготовку, однако рисующий дизайнер обязан не хуже владеть и изображением пространства. Многообразная среда обитания: город, парк, улица, интерьер, уголок в интерьере — требует не менее надежных знаний и навыков в ее изображении, в т.ч. и эмоционально окрашенном живостью исполнения, найденной точкой зрения, неожиданными соотношениями света и тени, точно подмеченным людским и предметным наполнением, лаконичным и узнаваемым отображением сезона года, времени суток (рис. III. 1.15).
Благодаря этому опыту вы сумеете профессиональным и убедительным языком графики выразить и конкретизировать амбициозные, но пока туманные пожелания заказчика, ярко и предметно представить свое видение будущего решения.
Навыки в рисовании среды принципиально не отличаются от приемов и техники изображения объемных объектов. Однако студенты, впервые получившие задание рисунок интерьера, демонстрируют беспомощность во всех аспектах практики рисунка. При рисовании интерьера сложность представляет прежде всего выбор кадра и компоновка будущего изображения на бумаге, начиная с неуверенности в ориентации листа. С трудом устанавливается наклон линий, уходящих вглубь интерьера, а также размеры и перспективные позиции деталей и предметов, составляющих его наполнение. Рисунок складывается на основе ложного видения, линия горизонта оказывается гораздо выше глаз рисующего. Забыты все правила штриховки, отображающей воздушную перспективу.
Между тем достаточно выполнять последовательно все операции начала рисунка: внимательно осмотреть интерьер, лучше через видовое окошко, решить, как расположить лист для лучшей компоновки рисунка, сопоставить визуально параметры помещения и найти его размерные модули, позаботиться о том, чтобы в композиции было достаточно места внизу листа (обеспечивая сценическую дистанцию обзора), и наметить образующие перспективу линии — пересечения плоскостей потолка, стен, пола (рис. III. 1.16).
Направления образующих легко поддаются механическому уточнению. Совместите визирный карандаш с линией, предположим, пересечения потолка и стены и, не меняя ориентации карандаша, перенесите полученный вектор на бумагу. Этот простой прием, пусть не очень точный, сослужит хорошую службу на первых порах освоения рисунка интерьера, да и городской среды тоже.
Как избавиться отложного видения, результатом которого иногда оказывается рисунок улицы, представленный как набросок, сделанный с вершины фонарного столба, при том, что рисовальщик находился на тротуаре?
Нужно взять за привычку регулярно тренировать глаз и руку, имея всегда при себе карманный альбом. С каждым наброском ваш опыт будет обогащаться новыми находками в приемах, перспективной и пропорциональной точностью, предусмотрительностью в выборе сюжета и композиции. Именно предвидение того, что будет изображаться, является основой профессиональной работы. Способность задумывать, предвидеть, планировать, опираясь на собственный накопленный опыт ошибок и творческих находок и развитую образную память, позволит правильно строить последовательность работы не только над натурным рисунком, но и в живописи (особенно в акварели), изображении по памяти, создании композиций придуманных, которые, собственно, и есть визуализация (т.е. фиксация в зрительных образах, изображении) дизайнерских идей.
Тренировка в рисунке должна стать для дизайнера тем же, что для музыканта ежедневное проигрывание гамм.
Дизайнер обязан не только владеть изобразительным языком, но и знать, что сказать им — сказать профессионально, убедительно, увлекательно. Опытный дизайнер виртуозно владеет рисунком и цветом, разнообразной стилистикой изображения; он всегда готов в полевых условиях подкрепить разговор с заказчиком достойным эскизом, лучше других аргументов подтверждающим его возможности как специалиста.
Чтобы по возможности быстрее достичь необходимых и разнообразных навыков в художественной подготовке, стоит не только накапливать личный опыт эстетического освоения среды и ее художественной интерпретации, но и внимательно изучать и осваивать достижения других, не стесняясь копировать стиль и манеру опытных рисовальщиков (рис. III. 1.17). Такая камеральная работа также входит в состав лабораторных экспериментов дизайнера.
Изображения внешней среды есть наиболее сложный вид художественной подготовки дизайнера. Но и самый необходимый.
Работа на пленэре требует внутренней собранности, психологической независимости от дискомфорта улицы, погоды, освещения и любознательных прохожих, от умения сосредоточиться, быстро оценить эстетические достоинства представшего вашим глазам пейзажа города, улиц, деревьев, мокрого асфальта, снега, найти нужную позицию и вложить в изображение отпечаток личного переживания при виде картины мира, задевшей ваши глаза и разум, с желанием поделиться своими впечатлениями с другими или сохранить для себя неожиданность шарма заурядного, в общем, вида.
Завершить работу вы сможете и позже, сохранив впечатление от увиденного в наброске с необходимыми пометками о цвете, состоянии погоды, сезоне.
Пленэр воспитывает тонкость вкуса и тренирует память, вырабатывает навыки автоматической фиксации пространственных композиций, достойных изображения, и фанатичную тягу к процессу переложения мелодии пространства в партитуру плоскости бумаги. И, завершая музыкальные ассоциации, добавим, что среди разнообразных по стилистике используемых графических средств солирующим инструментом на пленэре остается рисунок.
Выходу на пленэр должна предшествовать подготовка, нейтрализующая бытовой дискомфорт непогоды и способствующая квалифицированной работе. Легкомысленность начинающих может дискредитировать сам вид этого полезного творческого занятия и тормозить приобщение к нему.
Прежде всего нужно запастись планшетом для хранения бумаги или альбомом с жесткой подкладкой и удобным креплением, а также компактным набором графических средств и красок. Не обременяйте себя походной мебелью и художественными атрибутами.
Есть различные приемы работы на пленэре, требующие разных уровней технической готовности (рис. III. 1.18).
1. Пленэр Начать и закончить работу на месте — наиболее длительный по времени выполнения одного сюжета. Он требует основательной подготовки и полного профессионального обеспечения, учитывающего автономность работы вне дома и студии. Вначале нужно прицениться к месту, предварительно наметить точку зрения, выяснить наличие обстоятельств, мешающих работе. Особенно досаждают на пленэре ветры и быстрая смена освещенности. Работа на пленэре в этом режиме имеет целью либо подготовить быстро выполненные эскизы для последующего их использования в камеральной работе, либо выполнить полноценную завершенную картину, пейзаж.
В любом случае нужно рассчитывать на длительное время реализации всех этапов изображения. Внимательное изучение среды и отражение состояния природы in situ дает ценный опыт (если, конечно, рисующий придерживается реалистической ориентации в своем ремесле) накопления колористических соотношений и понимания воздушной перспективы, живости изображения, питающей кабинетные композиции. Практикующие такой пленэр не должны рассчитывать на выполнение большого количества работ за один выход.
2. Пленэр Туристический требует добротного походного снаряжения, но эффективность пребывания приезжего рисовальщика в новой, незнакомой ему среде будет выше при условии его мобильности по продуманной маршрутной схеме и быстрых зарисовок с указанием деталей, цвета, погоды и прочей информации на листах, которые впоследствии будут доработаны. За световой день добыча пленэриста может составить десяток и более заготовок; стилистикой и формой их завершения он распорядится позже по своему усмотрению. Понятно, что в таких работах художественная завершенность носит более условный характер и зависит от творческой манеры и графических приемов исполнителя, который может проанализировать набросок, внести в него коррективы, исправить ошибки, допущенные на месте. Пленэр такого рода развивает предметную и ассоциативную память, самостоятельность творческой интерпретации натуры, стильность изображения. Он позволяет осваивать зимнюю натуру, привлекательную своей лаконичностью (рис. III. 1.19). В качестве вспомогательного средства можно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой; снимки с места выполнения рисунка могут помочь его уточнению, завершению, если вы уже лишены возможности вернуться на место. При развитой зрительной памяти и графических навыках некоторая технологичность туристического пленэра окупается в последующей обработке восстановлением живости психологического впечатления от места посещения; его рисованная запись удивительным образом сохраняет эффекты, воспринятые вашими чувственными рецепторами и запечатленные в вашей памяти.
Кстати, работы, пунктуально изображающие пейзажи и городскую среду какого-либо поселения, исторического места, называются ведутами. Они были широко распространены в XIX в., когда человечество входило во вкус праздных путешествий. Иногда альбомы и комплекты художественных открыток с видами городов глазами художника издают и сейчас (рис. III. 1.20).
3. Учебный пленэр имеет целью адаптацию рисовальщика к среде, развитие его навыков рисунка и живописи с подготовкой материалов для камеральных работ заданной тематики в изображении среды; например, выполнение пейзажа одного и того же места в разных сезонах, при разном освещении, в разных манерах. На пленэре важно постоянно контролировать правильную сходимость линий в точках схода, учитывать высоту горизонта, находить и акцентировать основные компоненты пейзажа, удалять несущественные и нарушающие баланс композиции элементы. Работа на пленэре делает будущего дизайнера более восприимчивым к образам среды, раскрывает его глаза и ум на явления природы, делает более полноценным и реалистичным его профессиональное мышление, уводит от абстракции, лишенной визуальной пищи. С развитием навыков пленэрные этюды перерастают свое первоначально учебное значение, приобретая самостоятельную художественную ценность, очарование непосредственности изображения и свежести техники. Здесь целесообразно использование художественных средств, обеспечивающих большую выразительность линий, чем простой карандаш: фломастера, пера, кисти, палочки.
Для достижения задуманного художественного эффекта и стилистического экспериментирования полезно использовать кальку, с помощью которой в студии модифицируются формы натурного рисунка, штудируются варианты его гармонизации вводом элементов антуража, тоновых пятен, стильной штриховки. Достигается впечатление глубины пространства, воздушной перспективы, устраняется сухость линий и форм.
В рисовании среды с натуры есть свои особенности за пределами академических требований. Прочные навыки композиционной продуманности, соблюдения закономерностей не позволяют рисовальщику отклоняться от реализма, но дают осознанную свободу в стилизации изображения, вольности в линии и цвете, хорошо, впрочем, отличающие творческую небрежность грамотного художника от трудов старательного новичка или авантюриста, спекулирующего на использовании новых художественных технологий и материалов. Иллюзия достижимости профэф-фекта возможна и без подготовки. Случайные попадания в цель даже вызывают экзотический интерес, вроде живописи, выполненной хоботом слона, вооруженного кистью, или художнического таланта шестимесячного младенца. Однако, перешагнув академическую школу, достичь устойчивого успеха вряд ли удастся. Ведь обучение рисунку преследует цель не только накопления навыков изображения, но и развития пространственного мышления и профессиональной идеологии художника, архитектора, дизайнера.
{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B7%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%B9%C3%90%C2%BD;exclude:161,258,192,167,124,254,147,162,3,253,106,111,137,138,131,132,286,113,119,13,91,172,252,281,257,163,230,122,160,178,121,158,143,110,184,133,259,120,127,123,191,166,135,22,168,128,112,251,14,154,117,153,299,136,9,300,130,256,189;limit:10;title:%C3%90%C2%9F%C3%90%C2%BE%C3%91%C2%85%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%B6%C3%90%C2%B8%C3%90%C2%B5+%C3%91%C2%81%C3%91%C2%82%C3%90%C2%B0%C3%91%C2%82%C3%91%C2%8C%C3%90%C2%B8...}
{module Дизайн интерьер!!!|none}
www.potolkimaker.com
1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (университет «Дубна») УТВЕРЖДАЮ проректор по учебной работе С.В. Моржухина 2010г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Академический рисунок и живопись (наименование дисциплины) специальность прикладная информатика (по областям) специализация: прикладная информатика в маркетинге и рекламе Форма обучения: очная Уровень подготовки: специалист Курс 4 (семестр 7, 8): г. Дубна, 2010 г. 1
2 Программа дисциплины спецкурс «Академический рисунок и живопись» по специальности прикладная информатика (по областям применения) Учебная программа. Автор - Дубна: Университет «Дубна», 2010 г. Автор программы: Калинина Марина Юрьевна, ст.преподаватель кафедры САУ Ф.И.О., ученое звание, кафедра (подпись) Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки специальности прикладная информатика (по областям применения) (указывается номер ОКСО, код и наименование направления подготовки (специальности)) Программа рассмотрена на заседании кафедры системного анализа и управления (название кафедры) Протокол заседания от 20 г. Заведующий кафедрой САУ д.т.н., профессор / Черемисина Е.Н. / (ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество) СОГЛАСОВАНО Заведующий кафедрой САУ д.т.н., профессор / Черемисина Е.Н. / 20 г. Рецензент: (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность) ОДОБРЕНО Заведующий кафедрой САУ д.т.н., профессор / Черемисина Е.Н. / (ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество) И.о.директора института САУ д.т.н., профессор / Черемисина Е.Н. / (ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество) 20 г. Руководитель библиотечной системы / Черепанова В.Г. / (подпись) (ФИО) 2
3 Аннотация Организация обучения академическому рисунку, живописи и композиции должна быть ориентирована на творческое развитие личности студентов, на активное применение знаний в изобразительном искусстве в информационных технологиях, как в жизни, так и в профессиональной деятельности. Программой предусматривается изучение основ изобразительной грамотности по академическому рисунку, живописи и композиции. Основной задачей изучения основ изобразительного искусства является прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями в области академического рисунка, живописи и композиции. Методы обучения Методы обучения на лекционных занятиях включают использование наглядных пособий (иллюстраций, графических живописных работ (фотографий)). Семинарские занятия проходят в компьютерной аудитории, оснащенной мольбертами и подставками для натюрмортов. Итогом изучения дисциплины являются сдача студентами графических и живописных работ. Требования к студентам Студенты должны владеть навыками исполнения объемного изображения в графике и живописи. Студенты должны владеть знаниями в области светотени, перспективы, знать законы композиции. Полученные знания помогут студентам в создании рекламы. Виды контроля и формы работ Формы работы студентов предусматривают освоение дисциплины в рамках лекционных и семинарских занятий. Предусмотрены задания для домашней работы. Данная дисциплина предусматривает: 1) выполнение заданий на семинарских занятиях; 2) самостоятельная работа (домашняя работа). Методика формирования результирующей оценки Методика формирования результирующей оценки включает сдачу семинарских работ и домашних заданий, посещение всех занятий. Итоги посещаемости и успеваемости фиксируются в промежуточных просмотрах текущих работ. Результирующая оценка по дисциплине (сдача зачета) формируется следующим образом: если студент посещал все занятия и предоставил все графические и живописные работы, то он получает зачет. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины приобретение студентами теоретических знаний и устойчивых навыков практической работы в графике, живописи и композиции для работ со средствами информационных систем и технологий в области рекламы. Основная задача дисциплины подготовка студентов в области изобразительного искусства и обеспечение их профессиональными знаниями для работы в рекламе. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Требования к уровню освоения содержания дисциплины включают знания студентов основных понятий дисциплины, умение применять полученные знания для решения творческих задач с использованием их в профессиональной деятельности. Студенты получают навыки основ построения рисунка, передачи светотени, основы колористики, перспективы: линейной и воздушной, законы композиции; и в синтезе применять их с современными информационными технологиями (мультимедиа, web-технологии и др. Объём дисциплины и виды учебной работы (час): 3
4 3. Содержание дисциплины Вид занятий Всего часов Курс (семестр) 4 (7) 4(8) Общая трудоемкость Аудиторные занятия: Лекции Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа: Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Реферат Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачёт зачет Разделы дисциплины 7-й семестр п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ С ЛР 1. Живопись Рисунок Композиция й семестр п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ С ЛР 1. Живопись Рисунок Композиция 6 8 Содержание разделов дисциплины 7 семестр Раздел 1. Живопись Раздел 2. Рисунок Раздел 3. Композиция 8 семестр Раздел 1. Живопись 4
5 Раздел 2. Рисунок Раздел 3. Композиция 3.2. Содержание разделов дисциплины (лекции и семинарские занятия) 7-й семестр 1. Знакомство с предметом рисунка. 2. Рисунок простейших форм. Контурное и линейное построение предметов. Материалы графики, техника работы или контурный рисунок геометрических тел. 3. Превращение плоского изображения в объемное. 4. Понятие объема в двухмерном изображении. Изображение тел вращения. Гипсовые тела. 5. Основные, составные и дополнительные цвета. 6. Основные характеристики цвета. 7. Темные и холодные цвета. Хроматические и ахроматические. Локальный цвет предмета. 8. Теплый натюрморт. 9. основные понятия светотени. 10 Выявление объема предметов с помощью освещения. Натюрморт простейший с подсветкой. 11. Базовые понятия композиции. Форматы. Замкнутая и открытая композиция. 12. Композиционная схема. 13. Плановость в композиции. 14. Пропорции человеческого тела. 15. Понятие светотени и объемности в живописи. Основные навыки работы с акварелью (гуашью) 16 Натюрморт (акварель) по мокрому, по сухому (лессировка). 17. Перспектива. 18. Перспектива квадрата и круга. 19. Последовательность рисования цилиндра. 20. Угловая и фронтальная перспектива 21. (2 т. схода), (1т. схода). Последовательность рисования пирамиды и шестигранной призмы. 22. Понятие материальности в рисунке. 23. Рисование дерева и меха. Натюрморт. 24. Симметрия и асимметрия в композиции. 25. Равновесие и ритм. Упражнение: тема 26. Материальность в живописи. 27. Передача фактуры предмета изобразительными средствами. Натюрморт в холодных тонах. 28. Стилизация изображения (формы). 29. Элементы формообразования в дизайне и архитектуре. 30. Перспектива комнаты. 31. Рисунок, линейное построение с передачей светотени. 32. Композиция. 33. Сюжетно-композиционный центр и выделение главного в композиции. 8-й семестр 1. Наброски и зарисовки растений. Стилизация изображения. 2. Изображение растений, цветов и листьев в акварельной технике с последующей стилизацией. 3. Наброски и зарисовки животных. 5
6 Рисование и изучение форм животного мира в различных графических техниках (карандаш, уголь, сангина, пастель, тушь). 4. Изображение объектов животного мира (птиц, рептилий, насекомых) в технике гуашь и акварель. 5. Натюрморт «Осенний урожай» с фруктами и овощами в теплых тонах. 6. Работа в цвете над натюрмортом «Осенний урожай». 7. Работа в цвете над натюрмортом «Осенний урожай». 8. Натюрморты с осенними листьями и предметами древнерусского быта (рушники, прялки, самовары, утюги). 9. Линейное построение натюрморта с листьями. 10. Работа над натюрмортом в цвете. 11. Завершение работы над натюрмортом «Осенние листья». Передача освещенности и материальности. 12. Рисование натюрморта, состоящего из архитектурных деталей (капители или гипсовые орнаменты, розетки). 13. Линейное построение натюрморта с архитектурными деталями. 14. Тональное построение натюрморта с архитектурными деталями. 15. Заключительная работа над натюрмортом с архитектурными деталями. План семинарских занятий 7 семестр Раздел дисциплины Наименование семинарских занятий п/п 1. Рисунок Знакомство с предметом рисунка 2. Рисунок Контурное и линейное построение 3. Рисунок Законы светотени 4. Рисунок Натюрморт простейших форм 5. Рисунок Натюрморт гипсовых тел 6. Рисунок Перспектива 7. Рисунок Рисование гипсовых слепков 8. Рисунок Рисование интерьера 9. Рисунок Рисование интерьера 10. Живопись Натюрморт на теплые и холодные тона 11. Живопись Натюрморт на теплые и холодные тона 12. Живопись Основы колористики. 13. Живопись Задание на законы композиции 14. Композиция Композиция 15. Композиция Композиционная схема 16. Композиция Композиционная схема 6
7 8 семестр Раздел дисциплины Наименование семинарских занятий п/п 1. Рисунок Пропорции человеческого тела 2. Рисунок Пропорции человеческого тела 3. Рисунок Стилизация 4. Рисунок Задание на стилизацию 5. Рисунок Изучение различных графических техник 6. Рисунок Изучение различных графических техник 7. Живопись Натюрморт на материальность 8. Живопись Натюрморт 9. Живопись Натюрморт 10. Живопись Натюрморт 11. Живопись Изучение различных графических техник 12. Живопись Изучение различных графических техник 13. Композиция Сюжетно-композиционный центр 14. Композиция Сюжетно-композиционный центр 15. Композиция Выделение главного в композиции 16. Композиция Уравновешенная композиция 8 семестр 3.3. График выполнения самостоятельных работ студентами 7-й семестр Виды самостоятельной работы Задание 1 по теме Рисунок. Нарисовать натюрморт из парфюмерных бутылочек. Задание 2 по теме Живопись. Домашний натюрморт с осенними овощами. Недели учебного процесса ВЗ РК СЗ ВЗ РК СЗ Задание 3 по теме Рисунок. Натюрморт из тел вращения в тональном рисунке. ВЗ СЗ 8-й семестр Виды самостоятельной работы Задание 1. Натюрморт из геометрических тел. Задание 2. Натюрморт из с элементами интерьера (интерьер дом. комнаты) Задание 3. Натюрморт из предметов разной материальности. Недели учебного процесса ВЗ РК СЗ ВЗ РК СЗ ВК РК СЗ Задание 4. Натюрморт из металлических предметов. 7
8 ВЗ выдача задания на самостоятельную работу, РК рубежный контроль, СЗ сдача и защита задания 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1. Рекомендуемая литература (основная не более 3-4х наименований и дополнительная). Основная 1. Аксенов К.Н. Рисунок. М., 1987 г. 2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства М.: Прометей, 1994 г. (электронная версия) 3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977г. 4. Чернини Ч.. Трактат о живописи. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х т. Том 1. М.: Искусство, 1973г. 5. Да Винчи Леонардо. Антология мировой философии: Возрождение. Минск: Харвест; М; АСТ; 2001 г. 6. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х т.т. М.: Искусство, 1957 г. 7. Репин И.Е. Далекое и близкое. М., 1964 г. 8. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о графике. М.: Книга, 1986г. 9. Рисунок. Учебное пособие (под. редакцией Серова) М.: Просвещение, 1975г. 10. Платонова Н.И., Тарасова В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. М.: Просвещение, Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: РИО. Мособлупрполиграф издата, 1994 г. 12. Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, Дополнительная по перспективе 1. Рынин Н.А. Перспектива. Петербург, 1918 г. 1. Машков И.П. Линейная перспектива на плоскости. НКТП, 1935 г. 2. Добряков А.И. Курс начертательной геометрии. Гос.архитектурное изд-во, 1949 г. 3. Барышников А.И. Перспектива. Искусство, 1955 г. Дополнительная по цветоведению 1. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. М.-Л., 1939 г. 2. Филинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М., 1973 г. 3. Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. М.-Л., Гидлегпром, 1932 г. 4. Рихтер А., Леопольд. Основы учения о цветах. М.-Л., ГНТИ, 1931 г. 5. Рихтер А. Учение о цветах. М.-Л., 1931 г. 8
9 6. Освальд В. Цветоведение. М., 1926 г. 7. Попов В.В. Цвета и их красивые сочетания. М., 1890 г. 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины (специализированные лаборатории и классы, приборы, установки, стенды). Специализированный класс с оснащением: 1) мольберты, 2) натюрмортный фонд, 3) бумага, акварельные краски, 4) учебные плакаты по академическому рисунку и живописи. 6. Примерный перечень вопросов для зачета в осеннем семестре по курсу Академический рисунок и живопись 1. Что такое живопись? 2. Дайте определение живописи. Назовите её основные виды. 3. Перечислите художественные материалы, применяемы для рисунка. 4. Что такое рефлекс? 5. Что такое лессировка? 6. Что такое пропорциональность? 7. Что такое блик и работа в «тоне»? 8. Что такое перспектива и её основные термины? 9. Объясните что такое спектр? 10. Назовите основные цвета и их производные. 11. Какие цвета называются теплыми, какие холодными? 12. Объясните понятие холодных и теплых цветов. 13. Что такое тональный рисунок? 14. Основные этапы построения светотени. 15. Чем отличается принцип рисования светотени в светоотражающих предметах? 16. Что такое уравновешенная композиция? Приведите примеры. 7. Примерный перечень вопросов для зачета в весеннем семестре по курсу Академический рисунок и живопись 1. Что такое рефлекс (в живописи и рисунке)? 2. Назовите четыре живописные техники. 3. В чем разница между понятиями стиль и жанр в изобразительном искусстве? 4. Какие виды рисунка Вы знаете. Охарактеризуйте их. 5. Что означает термин «материальность» в рисунке и живописи? 6. Что такое ракурс в изобразительном искусстве? 7. Что такое симметричность в композиции? 8. Что такое ракурс в изобразительном искусстве? 9. Что такое гризайль? 10. Что означает в акварели «живопись по мокрому» и как она называется? 11. Что такое блик? 12. Что такое лессировка? 13. Что такое перспектива в рисунке? Способы её построения. 14. Особенности воздушной перспективы. 15. Правила построения светотени. 16. Что такое рефлекс, блик, тень падающая и тень собственная? 9
10 Основная по рисунку, живописи, композиции 1. Школа изобразительного искусства (в 9 выпусках), V выпуск. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 г. 2. Школа изобразительного искусства (в 10 выпусках), издание третье. М..: Изобразительное искусство, 1994 г. 3. Ли Николай. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. М..: Изд-во Эксмо, Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М..: «Сварог и К 0», 1999 г. 5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М.: Издательство Просвещение, 1981 г. Дополнительная по рисунку и живописи 8. Авсеян О.А. Натура и рисование по представление. М., 1985 г. 9. Аксенов К.Н. Рисунок. М., 1987 г. 10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1984 г. 11. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., 1957 г. 12. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1969 г. 13. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. М., 1957г. 14. Да Винчи Леонардо Трактат о живописи. М., 1936 г. 15. Да Винчи Леонардо Книга о живописи. ОГИЗ. М., 1934 г. 16. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961 г. 10. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. В 2-х т.т. М.: Искусство, 1957 г. 11. Зайцев К.Г. Графика и архитектурное творчество. М., 1979 г. 12. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.Н. Пособие по рисованию. М., 1938 г. 10
11 13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1992 г. 14. НервиП.Л. Строить правильно. М., 1956 г. 15. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М., 1965 г. 16. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., 1966 г. 17. Паррамон Х.М. Основы рисунка. М., 1994 г. 18. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М., 1959 г. 19. Репин И.Е. Далекое и близкое. М., 1964 г. 20. Фаворский В.А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966 г. 21.Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М., 1960 г. 22. Хитров А.Е., Катуркин Т.И., Рабинович М.Ц. Рисунок. М., 1957 г. 23. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953 г. Дополнительная по перспективе 8. Рынин Н.А. Перспектива. Петербург, 1918 г. 4. Машков И.П. Линейная перспектива на плоскости. НКТП, 1935 г. 5. Добряков А.И. Курс начертательной геометрии. Гос.архитектурное изд-во, 1949 г. 6. Барышников А.И. Перспектива. Искусство, 1955 г. Дополнительная по цветоведению 1. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. М.-Л., 1939 г. 9. Филинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. М., 1973 г. 10. Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. М.-Л., Гидлегпром, 1932 г. 11. Рихтер А., Леопольд. Основы учения о цветах. М.-Л., ГНТИ, 1931 г. 12. Рихтер А. Учение о цветах. М.-Л., 1931 г. 13. Освальд В. Цветоведение. М., 1926 г. 14. Попов В.В. Цвета и их красивые сочетания. М., 1890 г. 11
12 Номер Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Международный университет природы, общества и человека Дубна Утверждаю: КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА) проректор...моржухина С.В. Учебно-методическая карта дисциплины...академический рисунок, живопись и композиция г. кафедра...сау...направление...прикладная информатика в маркетинге и рекламе...курс семестр /2011 учебного года, учебный план 2010г. Виды и содержание учебных занятий Лекции (...час. в неделю)* Лабораторные Самостоятельная работа и дата В аудитории Самостоятельное изучение Практические занятия недели 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 5 нед 6 нед 7 нед 8 нед 9 нед 10 нед 11 нед 12 нед 13 нед 14 нед 15 нед 16 нед 17 нед Дата лекции Исп. час Содержание ТС О Угловая и фронтальная перспектива Последовательность рисования цилиндра и эллипсов Последовательность рисования пирамид. Содержание и раздел учебника (глава, параграф) Форма контроля работы (час. в неделю) студентов (...час. в неделю) название Вид задания Содержание часы Герчук Ю.Я., стр.46 рисунок Упражнение. Рисование геометрических предметов. форма контроля рисунок Упражнение. рисунок Натюрморт из двух геометрических тел. Перспектива. Табуретка. рисунок Натюрморт с элементами интерьера. Понятие материальности в рисунке. Рисование объектов разной материальности. Симметрия и ассиметрия в композиции. Серов, стр.139 Натюрморт из предметов разной фактуры рисунок рисунок эскиз Натюрморт из предметов разной материальности. Натюрморт из предметов разной материальности. Упражнения на сюжетную композицию. Равновесие и ритм. эскиз Четыре композиции на два сюжета. Батальный и исторический. Материальность в живописи. Беда Г.В., стр.47 живоп. работа Натюрморт из металлических предметов. Передача фактуры предмета изобразительными средствами. Стилизация изображения. (формы) Элементы формообразования в дизайне и архитектуре. Построение перспективы комнаты/интерьера. Рисунок, линейное построение с передачей светотени. Композиция. Сюжет: «Студенчество» Сюжетно-композиционный центр и выделение главного в композиции. Беда Г.В., стр.24 Этюды деревьев и их стилизация живоп. работа Натюрморт. зарисовка Стилизация зарисовки, шаржи. эскиз Эскизы на три темы. Герчук Ю.Я., стр.46 набросок Построение интерьера комнаты. натюрморт Натюрморт на бытовую тему. Герчук Ю.Я., стр.139 эскиз Эскиз композиции. этюд Композиция: Студенческие годы или метро. 12
13 Числитель - аудиторные занятия, знаменатель - самостоятельное изучение Учебная литература (обязательная) Название, автор, год издания Примечания 1 Беда Т. В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебное пособие. М.: «Просвещение» 1977 г. 2 Рисунок. Учебное пособие (под. редакцией Серова) М.: Просвещение, 1975г. А Л КТ П Всего 32 Всего А - задание к практическим занятиям Л - задание к лабораторным занятиям К - контрольные задания Т - типовой расчет П - курсовой проект 3 Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: РИО. Мособлупрполиграф издата, 1994 г. Дата... Лектор.../Калинина М.Ю./ Утверждаю подпись, фамилия, и.,о. Зав.кафедрой.../Черемисина Е.Н./.. 13
docplayer.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений