Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Работа по изобразительному искусству. Тема урока "Интерьер крестьянской избы". Изображение крестьянского интерьера


Внутренний мир русской избы

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:

  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.
  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области
  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом, И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном. Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным. И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

Ответы учащихся.

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание: Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

flatik.ru

Презентация для урока ИЗО "Декор русской избы"

Декор русской избы Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы

Учитель ИЗО Федорина И.В

Декор русской избы Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов

Декор русской избы

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу

Фасад – лицо избы

Фасад – лицо избы

  • Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля

Русская изба состояла из трех частей: верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная конек – небесная колесница сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая нарядная

конек – небесная колесница

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека, здесь он родится, здесь и умрет

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека. Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини

Конь - охлупень С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Конь - охлупень

С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье

Фронтон дома Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Фронтон дома

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома

Доски - полотенца Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы

Доски - полотенца

Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб

Причелина Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелина

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика)

Наличники окон На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Наличники окон

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон

Верхняя часть наличников

Верхняя часть наличников

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Варианты композиционного решения крестьянского интерьера

Внутренний мир русской избы В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Внутренний мир русской избы

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В переднем углу избы располагался красный угол . Его еще называли в народе большой, святой. Это– духовный центр дома. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем, пучки сухих трав. Рядом стоял обеденный стол

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

В одном из задних углов избы располагалась русская печь . Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи!

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты , которыми ставят в печь и достают горшки . А в самом низу находится подпечье. Там хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой размещались горшки и чугунки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Почти в каждой избе, имелся ткацкий станок

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Под потолком шли полавошники , на которых располагалась крестьянская утварь

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Около печи укрепляли деревянный настил – полати . На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе

Вопросы для повторения: Зачем люди украшают свои жилища? О чем может рассказать декор крестьянской избы? Назовите элементы избы Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь? Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Вопросы для повторения:

  • Зачем люди украшают свои жилища?
  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
  • Назовите элементы избы
  • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
  • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Список использованных источников:

Список использованных источников:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
  •   М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Изба
  • http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html
  • https://www.google.ru
  • http://rodonews.ru/news
  • http://cyrillitsa.ru/posts/679-russkaya-izba-interer-i-dizayn.html

kopilkaurokov.ru

Бытовой жанр. Крестьянский. - Школа стильных образов и идей

Рассматривая картины быта я увидела сильный контраст жизни. В этом посте я собрала жизнь в деревенской избе, пустые  бревенчатые стены, тусклый свет, печь и тяжелый стол без скатерти - картина жизни в этом пространстве. 

1. Фелицын Р. На крыльце избы. 1855001_Фелицын Р На крыльце избы. 1855Детство - пора беззаботная, но, гляда на этих девочек возникает сомнение. Такое сосредоточенное лицо старшей, заплетающей кудряшки младшей и устремленные вдаль глаза второй... 

2. Шибанов М Крестьянский обед. 1774002_Шибанов М Крестьянский обед. 1774В темном пространстве избы скромный обед, и по лицам этих людей читаются такие разные эмоции! Кормящая мать своего дитя - единственная в свете. Глубокий выдох и тяжелеют плечи, и слышен стук сердца... 

3.Куликов И Зимним вечером003_Куликов И Зимним вечеромПора полевых работ завершилась и зимой, при неярком свете окна и вечером лучины продолжаются работы иного характера, рукодельные и домашние.

4. Максимов В Бедный ужин. 1879004_Максимов В Бедный ужин. 1879И снова темные тона низкий потолок избы и пустые стены. В этом домике нет даже занавесочек, все слишком тяжко, усталые лица, обреченность... И какой красивый цвет мужских рубашек. 

5. _Максимов В Бабушкины сказки. 1867005_Максимов В Бабушкины сказки. 1867Вероятно, один из самых интересных моментов жизни - рассказки бабушки темным вечером при лучине - это и обучение и знания и традиции и мудрость жизни. Как уютно... 

6. Максимов В Кто там. 1879006_Максимов В Кто там. 1879Я помню, когда темным зимним вечером у бабушки, под треск печи и звуки ветра в проводах вдруг хруст снега под чьими то ногами и стук в дверь... от чего то всегда это было немного страшно, пока бабушка выходила в коридор я ждала настороженно и вот чей то знакомый голос и все снова становится уютно и безопасно ;) Тень на стене напомнила мне это ощущение. 

7. Максимов В Больной муж. 1881007_Максимов В Больной муж. 1881Страшная и печальная сцена... остается только молиться и ждать... 

8. Максимов В Пережил старуху. 1896008_Максимов В Пережил старуху. 1896я не смогу подобрать слова, чтобы передать все чувства возникающие глядя на этот сюжет. Невероятно сильно. 

9. Максимов В Семейный раздел. 1876009_Максимов В Семейный раздел. 1876И снова низкие потолки, остается мне только гадать - от чего происходит раздел. 

10. Шибанов М Празднество свадебного договора. 1777010_Шибанов М Празднество свадебного договора. 1777Из угощения - каравай на столе, а какие нарядные женщины! Становится более понятным смысл "приданного". Наряд девушки - ее духовный мир. Такого не купишь ... 

11. Трутовский К На сеновале. 1872011_Трутовский К На сеновале. 1872Прелестные радости жизни. Без улыбки не взглянешь ;) 

12. Пелевин И Первенец. 1888012_Пелевин И Первенец. 1888Каким бы суровым ни был мир за околицей - счастье прихода малыша озаряет сердце. Вот и света больше в избе, и печь белая и посуда блестит и трогательный котенок в люльке, каждая деталь наполнена радостью.

13. Коровин П Крестины. 1896013_Коровин П Крестины. 1896Какое же это богатство - картины художников о быте ушедших времен! 

14. Корзухин А Возвращение из города. 1870014_Корзухин А Возвращение из города. 1870Какое счастье в детском возрасте - подарки! 

15. Максимов В Мальчик-механик. 1871015_Максимов В Мальчик-механик. 1871Ну и не только мрачные цвета крестьянских изб, солнышко туда тоже попадало ;) 

16. Ржевская А Веселая минутка016_Ржевская А Веселая минуткаРадоваться жизни всегда, что бы ни случилось! 

popova-artclass.livejournal.com

Работа по изобразительному искусству. Тема урока "Интерьер крестьянской избы"

Программа: «Изобразительное искусство» (коллектив авторов, научный руководитель В.С.Кузин) Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» (изд. «Дрофа» Москва 1997г; 2003г. с изменениями или 2004 год изд.).   

Тема урока: «Интерьер крестьянской избы». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок - карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете)…

Место темы в системе уроков: это предпоследний урок в разделе «Русский быт в прошлые века»

Тип урока: комбинированный (смешанный) урок (по Кузину).

Вид занятия: рисование по представлению, по памяти, с натуры (предметов, присутствующих в интерьере избы).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобр. искусство, история Отечества, литература

Исходный уровень состояния знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для усвоения данной темы:

Цель: выполнить законченную композицию в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Для учителя: Магнитофон и звукозаписи с народным фольклором. Плакаты со схемами изображения интерьера и предметами крестьянского быта. Репродукции и образцы работ. Предметы труда и быта крестьян.

Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш граф., ластик, краски, кисти, ведерко с водой, палитра, карточки с заданиями.

Структура, которую предполагает урок данного типа:

Этап урокаВремя

Содержание

Обоснование.

учитель

ученики

I.Организационный момент

1-2 мин

Взаимное приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Организация внимания.

Занимают свои места.

Задается эмоционально положительный настрой на урок, психологическая мотивация на предстоящую работу, включение класса в деловой ритм.

II.Основной этап

1. Постановка цели

(1 мин.)

- Нам интересно узнавать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее.

Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных? Какие у них были дома и что внутри? Как они работали, ели, проводили время?

Сегодня мы заглянем в дом крестьянина и попытаемся увидеть и нарисовать увиденное

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Формируется целенаправленный характер учебной деятельности. Формулируется цель работы.

2. Проверка домашнего задания

(4 мин.)

- Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта.

Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту:

- как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме?

Поднимают и показывают выполненную на листе работу, поочередно называют, что изображено, и как и для чего использовалось: светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция

3. Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности

Взгляните на доску: (опорный ряд на доске – см. приложение) и давайте вспомним и повторим материал прошлых уроков:

Итак, начнем по порядку:

С одежды:

Далее проводится беседа-диалог

(повторение см. приложение)

Рассматривают опорный ряд на доске

Отвечают на вопросы учителя.

Обратная связь

В процессе познавательной деятельности учащихся, идет подготовка их к усвоению нового материала, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Введение новых знаний (изучение нового материала).

Вдоль стен крестьянской избы стояли лавки, такие широкие, что на них свободно можно было спать. В боярском доме были такие же лавки, но они покрывались бархатными и шелковыми тканями — полавочниками.

В переднем, "красном", обращенном на восток углу избы и боярского дома находились иконы — "святые". Помните, как в "Сказке о мертвой царевне": "Под святыми стол дубовый..." Столы в крестьянском доме, как правило, ставились под иконами.

Жилые покои освещались в старину восковыми свечами (а в домах победнее — лучиной) и, как водилось, в известный всем час (в 5 часов вечера зимой) во всех домах гасили огни и ложились спать, а в 4-5 часов утра уже кипела работа.

Люди в старину — и простые, и знатные — любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узорам: совсем простая и очень нарядная.

Слушают.

Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащимся дается конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах (интерьере, способах его изображения с различных точек зрения, знакомят с особенностями интерьера в крестьянском жилище, размещая в нем предметы труда и быта крестьян).

У крестьян столы были простые, покрывались холщевой скатертью, а у бояр — украшались резьбой и скатертями узорными ручной вышивки А какой посудой пользовались крестьяне? Фамильные ценности, дорогую одежду, которая была солидным наследством, приданым для дочерей и сыновей, хранили в семейных сундуках. В боярских домах, конечно, сундуков было гораздо больше, чем в крестьянской избе, их обивали кованой медью. Но, чу!.. Тихо открывается причудливый замок большого старинного сундука кованого, и мы осторожно, с волнением заглянем в него, смахнув пыль столетий. Большая крышка, скрипнув, открылась и... перед нами — дивные реликвии прошлого: одежда наших предков, чудом сохранившая не только внешний вид, но и тепло мастеровитых рук... Многое забыто, а многого мы не знаем — не видели раньше, но все это живо и нужно нам всем сегодня!

индивидуальные сообщения учащихся:

Мы с вами на нашем уроке попробуем изобразить внутреннее помещение крестьянской избы со всем, что было в доме.

Как называется подобный жанр изобразительного искусства?

Интерьер художник не может изобразить все плоскости сразу: ведь к одной из них он обязательно окажется спиной.

интерьер

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые позднее для самостоятельной работы над композицией.

Выбираются конкретные средства достижения цели.

В зависимости от точки зрения, используются семь основных схем интерьера. Вот они: (см. схемы (приложение))

1.Стена — пол. 2.Две стены — пол. 3.Две стены — потолок. 4.Стена — потолок. 5.Три стены — потолок. 6.Три стены — пол. 7.Три стены — пол — потолок. С их помощью можно нарисовать бесконечное множество интерьеров. (примеры)

Рассматривают схемы изображения интерьера.

Выбирают схему для своей работы

5. Первичная проверка освоения новых знаний (работа по карточке)

Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение. Расставьте, пожалуйста, предметы туда, где они должны быть (не забывайте, что могут быть лишние предметы!) Передайте выполненную карточку соседу по парте (поменяйтесь друг с другом) Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания). Молодцы! Ставим оценку: «5» - , «4» -, «3» -

Дети работают по карточке, «расставляя» предметы (можно наклеить).

Передают карточку соседу по парте.

Проверяют правильность выполнения по образцу. Оценивание

В процессе усвоения учащимися новых знаний педагог добивается воспроизведения изучаемого материала. Устанавливается правильность и осознанность усвоения нового материала.

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые для самост-ной работы. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе.

Физкультминутка.

Мы устали и размяться, нам пора пришла! Очень нужно постараться, отложить дела! Не ленитесь, потянитесь, и назад теперь прогнитесь. Вправо-влево повернитесь и за парты вы вернитесь. Глубоко вдохнули разом - Два на выдох, тут же глазом Влево - вправо, влево - вправо, Быстро-быстро поморгали. И глаза прикрыли сразу – Черноту нарисовали Дали мы себе вздохнуть – За работу! Дальше в путь!

Дети выполняют движения вместе с учителем или проводит дежурный ученик.

Садятся за парты.

Эмоциональная и физическая разгрузка, т.к. школьникам трудно долгое время находиться за партой. Снимается мышечное напряжение, поднимается эмоциональный тонус, восстанавливаются силы.

6. Закрепление новых знаний (в процессе самостоятельной работы учащихся).

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

 

Работают самостоятельно, рисуют

Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике.

В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

7. Обобщение

О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков).

Что можно сказать об этапах работы над интерьером? Какие предметы быта и утварь вы расставили в своих комнатах?

Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах

Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся, умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять и конкретизировать признаки ведущих понятий. формируется целостная система знаний по теме.

Мотивирование дом.задания.

8. Д/З и инструктаж по его выполнению

- я предлагаю дома желающим выполнить задание по выбору: один из двух вариантов см. карточку с д/з 1. Рисунок интерьера по памяти. 2. Рисунок интерьера с помощью воображения.

Слушают, запоминают и записывают задание в дневники

Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

III. Подведение итогов.

Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

  • целостность композиции; выразительность исполнения
  • умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
  • декоративность композиции;
  • аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами

Сравнивают, высказывают свое мнение по поводу работ, оценивают.

Рефлексия собственных действий. Подводится итог урока: что нового узнали учащиеся, как работал класс. Оценка учебной деятельности, дается анализ и оценка успешности достижения цели, Обратная связь. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе. Намечается перспектива

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Внутренний мир русской избы

скачать Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:

  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.
  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области
  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом, И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном. Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным. И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

Ответы учащихся.

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

Задание: Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

скачать

nenuda.ru

Персональный сайт - "Внутренний мир русской избы" Конспект урока ИЗО в 5-м классе

 

 

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

Презентация

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусомДом строили с резным крыльцомС обдуманным мужицким вкусомИ каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окномСветится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонечек то совсем замрет,То дрожащим светом стены обольет.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавес окна;Пол отструган гладко; ровен потолок;Печка развальная стала в уголок.По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы”

 

Презентация -доп.к уроку Фотографии и иллюстрации применяемые на уроке: 0_668c6_ed967f4c_XL.jpg Save0012.jpg original.jpg m5b84db89.png i.jpg 102964927_large_52780583_a671774c9e2ct.jpg 98505032_4809770_i4.jpg 21485_html_78da0d40.jpg 002-001.jpg 0007-012-Russkaja-izba.jpg 0c2e4b2674593b90b257971413348993.jpg 0c2ab653a9d7ad0e9d564fae2fe6bb1c.jpg

andreevna0101.ucoz.ru

Урок изобразительного искусства №3 в 5 классе. Тема: внутренний мир русской избы

Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

Задачи:

  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.
  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области
  • воспитывать интерес к народной культуре.

Зрительный ряд: Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

^ Л.Мей “В низенькой светелке…”,

Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

Вопрос 2. Зачем люди украшали свои жилища?

Вопрос 3. С чем сравнивали крестьяне свой дом?

Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Вывод.

^

В. Федотов

Формирование новых знаний.

Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

Ученик читает в учебнике (стр. 30):

В низенькой светелке с створчатым окном.Светится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонечек то совсем замрет,То дрожащим светом стены обольет.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавес окна;Пол отструган гладко; ровен потолок;Печка развальная стала в уголок.По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Под потолком шли полки – полавошники. На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

^ покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

^ мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

^

Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

^ . Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

^ (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

^ : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

Практическая работа.

Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

^ Учитель проверяет записи в тетрадях.

Итог урока.

Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

Красный угол русской избы

Интерьер русской избы

dopoln.ru


ремонт квартиры