Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

14. Культовые интерьеры Италии периода Позднего Ренессанса. Итальянский ренессанс интерьер


Итальянский Ренессанс время расцвета

    …и его автор Филиппо Брунеллески (1377—1446). Помимо выдающихся достижений в архитектуре, Брунеллески открыл прямую перспективу в живописи (до этого художники пользовались принципом обратной перспективы – она известна нам по иконописи).

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №3

    Фреска Мазаччо «Чудо со статиром»: здесь впервые, как считается, использована прямая перспектива, открытая Бруннелески

    Почему именно итальянский? Да потому что именно с него всё началось. Отсюда берёт начало весь европейский Ренессанс. (Россия «пропустила» эту эпоху, подключившись к европейской моде, начиная только с Петра I.) Именно итальянский Ренессанс дал миру плеяду гениев, и именно с Италией ХIV - ХVI веков у нас ассоциируется понятие «искусство Возрождения».

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №4

    Леонардо да Винчи (автопортрет)и его «Витрувианский человек». По мысли Леонардо, пропорции человеческого тела идеальны, и чтобы выстроить гармоничное здание, необходимо пользоваться знанием об этих пропорциях

    Это было время необыкновенного культурного расцвета. Но что дало такой мощный импульс? Каким образом из аскетичной эстетики Средневековья выросло полное жизни Возрождение?

    Найти ответ поможет история, а именно история Византийского государства. Оно образовалось в 395 году н.э. после окончательного раздела Римской империи. Вскоре Римская империя, терзаемая набегами варваров, прекратила своё существование, а Византия окрепла и стала могущественной империей – наследницей античной (греческой) культуры. Это было, помимо всего прочего, очень богатое государство, и на этом «базисе» прекрасно развивалась культурная «надстройка». Оно просуществовало много веков, но уже в ХII веке стало терять земли, в 1204 году пережило захват Константинополя крестоносцами, и, наконец, окончательно пало под натиском Османской империи в ХIV веке.

    Вместе с награбленными крестоносцами сокровищами, произведениями искусства, библиотеками в «латинскую», католическую часть Европы была «вывезена» византийская культура – прямая наследница античности. Спасаясь от завоевателей, на Аппенинский полуостров приехали носители этой культуры, образованнейшие люди своего времени. Ещё и благодаря им античность стала невероятно модной. А поскольку в Италии сохранилось превеликое количество образцов древнеримской архитектуры, то вот он – пример для подражания!

    Идеал увидели в античном ордере с его гармоничными пропорциями, с его симметрией. Воспроизводили его в родном, несколько тяжеловесном римском варианте, замки знати выглядели поэтому суровыми – зато безупречно воплощали идею власти и могущества. Типичные «представители» стиля - Палаццо Питти, Палаццо Ручеллаи.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №5

    Палаццо Ручеллаи, построенное по проекту Леона Баттиста Альберти (1402—1472), - новшество для своего времени. Фасад, «разбитый» рустом и чёткими рядами пилястр, до этого не применялся

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №6

    Окно спроектировано как маленькая дверь: у него есть своя «аркада» , а «потолок» поддерживает колонна. Резьба по камню сочетается с продуманным лепным декором: лев на гербе, лента над гербом, капители композитного ордера, изящный узор фриза

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №7

    Леон Баттиста Альберти (1402—1472), автор Палаццо Ручеллаи, был не только архитектором, но и известным философом-гуманистом, писателем и поэтом

    Типичное палаццо того времени – в плане прямоугольное. (В одной из статей нашего блога мы вспоминали об Андреа Палладио – родоначальнике классицизма; так вот, этот уникальный архитектор, опередивший своё время, жил в эпоху Ренессанса.)

    Кстати, готический стиль именно тогда прозвали «готическим», то есть «варварским», и окончательно от него отвернулись. Не только аристократы, но даже римские папы, и те, захотели, чтобы самые значимые соборы и папская резиденция были построены и роскошно декорированы по-новому. Резьба по камню, гипсовая лепнина, скульптура, росписи – всё это вошло в арсенал нового стиля.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №8

    Купол собора св. Петра в Ватикане. Купол построен по проекту Микеланджело. В постройке и декорировании этого грандиозного здания принимали участие Браманте (начал строительство), Рафаэль, Микеланджело, а позже и Бернини – мастер эпохи барокко.

    Кстати, церковь стала одним из самых влиятельных и богатых заказчиков, благодаря которому мы имеем сегодня такие шедевры архитектуры, как собор св. Петра и храм Темпьето (в Риме), ансамбль площади Капитолия, Флорентийский собор. (А также шедевры живописи, такие как знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грация в Милане и росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №9

    Собор св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №10

    Скульптура на фасаде собора св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №11

    Интерьер Сикстинской капеллы с росписями Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №12

    Деталь потолочной росписи Сикстинской капеллы

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №13

    Площадь Капитолия в Риме – ещё одна выдающаяся работа Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №14

    «Давид» Микеланджело

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №15

    Микеланджело Буонаротти (1475—1564)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №16

    «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. Фреска в церкви Санта-Мария Делле Грацие (Милан)

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №17

    Леонардо да Винчи

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №18

    Церковь Санта-Мария Делле Грация (Милан), алтарную часть которой спроектировал Браманте

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №19

    Донато Браманте (1444—1514) – один из самых значительных архитектора итальянского Ренессанса. В частности, именно он начал строить собор св. Петрав Риме. В Милане работал на протяжении 20 лет. Там он познакомился с Леонардо да Винчи, чьи градостроительные идеи оказали на него большое влияние

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №20

    Темпьето (1502) по праву считается шедевром Браманте

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №21

    Палаццо Канчеллериа (по проекту Браманте)

    Вместе с архитектурой изменился и интерьер. Искусство лепного декора и сами технологии изготовления лепнины были разработаны ещё римским интерьером, которому наследовал интерьер эпохи Возрождения. Из арсенала Древнего Рима заимствуются колонны лаконичного и грубоватого тосканского ордера, а также пышных коринфского и композитного стиля (их венчает причудливая лепнина из гипса, напоминающая издалека корзину с охапкой цветов). Потолок так же прорабатывается при помощи гипсовой лепнины, членя его на выпуклые прямоугольники. Сверху все это расписывается и покрывается листовым золотом. Мастера «вспоминают» о римской технологии «стукко» - создания лепнины с мраморной крошкой, имитирующей мрамор.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №22

    Ватиканский музей. Этот музейный интерьер - типично ренессансный: на полу флорентийская мозаика, на потолке золочёная и расписанная гипсовая лепнина, на стенах декор из «стукко», неотличимый от мрамора, и много античной скульптуры

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №23

    Интерьер собора св. Петра

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №24

    Аркада и гипсовая лепнина в декоре колонн ( палаццо Ручеллаи)

    На основе традиционных древнеримских орнаментов – стилизованной греческой волны, листьев аканта, дельфинов, рыб и раковин – и византийской виноградной лозы мастера Возрождения создают собственный стиль, отличающейся большой творческой свободой. Маски, львиные головы, завитки трав, листья объединяются в одном узоре. Орнаменты эпохи Возрождения сочетают фантазию и строгость, а главное, они заряжены удивительной витальностью, которую античный мир сумел передать Ренессансу.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №25

    Орнамент фриза палаццо Руччелаи

    Что касается мебели, то она отчасти продолжает традиции Средневековья - огромные сундуки (из которых потом «вырастет» итальянский низкий шкаф – креденца), грубые стулья, тяжёлые столы. Но, с другой стороны, в это время появляются шкафы, напоминающие палаццо в миниатюре, а изобретение фанеры позволяет украшать поверхность мебели маркетри - столь же изысканно, как стены и потолок, великолепно декорированные лепниной из гипса. Мастера того времени создают в интерьере «систему рефренов», повторяя и варьируя похожие декоративные мотивы в мебели, декоре стен, тканях, благодаря чему пространство выглядит очень гармонично.

Итальянский Ренессанс: время расцвета. Фото №26

    Креденца в стиле Ренессанс, современная работа (фабрика Mascheroni). Чем не палаццо?

www.alexandria-company.ru

Стиль Ренессанс в интерьере | Colors.life

Движение Ренессанс (итал. возрождение) берет свое начало в Италии (1400 – 1700 гг.). В его основе - возрождение интереса в классическом искусстве, архитектуре и дизайне к древнему Риму, проявление античных мотивов сквозь призму средневекового интерьера.Стиль в дизайне заимствовал исторические концепции и детали, используя их для создания нового. Стиль ренессанс в интерьере – это принцип пропорциональности и глубокой перспективы, гармония форм и плавных линий. Эстетика Ренессанса узнаваема по организации жизненного пространства: сводчатые потолки, округлые ниши, рациональность форм. Это большие помещения с округлыми арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое.Богатство цветов и симметрия - ключевые черты стиля. Колонны, пилястры, антаблементы отличались геометрической симметрией. Шахты лестниц больших размеров. Декоративные молдинги, двери, и дверные коробки в домах. Стены были украшены паттернами и фресками, инкрустированы деревянными панелями, раскрашены в яркие цвета и декорированы пилястрами. Большое внимание уделялось росписям на стенах и потолках. Влияние Рима нашло отражение в колоннадах, колоннах, ломаных фронтонах, открытых арках и глиняных плитках кровли.

В качестве напольных покрытий использовался кирпич, плитка, мрамор; укладка выполнялась с геометрическим рисунком. В богатых домах плитка и бетон «терраццо» (венецианская мозаика) были выложены в огромные узоры. Ковры были редкостью и никогда не стелись на пол, иногда ими покрывали столы. Мебель демонстрировала роскошные вкусы владельцев дома. Изготавливалась из дуба или грецкого ореха с резными спиралями, бриллиантами, звездами или мотивами картуши – орнаментальных завитков (на капители), свитков. В обиход вошли сундук-кассоне («cassone»), скамьи «cassapanca», жертвенники, стулья «savanarola» и «sgabello». Стулья начали заменять табуреты и скамьи в качестве обычной мебели для сидения. Диванные подушки добавлялись для комфорта и были богато украшены. Кровати устанавливали на подиумы и имели подголовники, изножья и столбы, которые поддерживали балдахины и занавеси.

Аксессуары. В интерьере большая роль отводилась картинам. Небольшие картины имели множество рам (часто позолоченных), как в венецианских зеркалах. Часы были новым изобретением для того времени и вызывали интерес, поэтому стали любимым аксессуаром во многих домах. Любовь итальянцев к музыке нашла отражение в том, что в домах присутствовали музыкальные инструменты. Для освещения использовали свечи с подсвечниками. Позднее появились близкие им по стилю дневные «торшерные» лампы.В качестве текстильного декора использовался вельвет, дамастная ткань или камчатное полотно, парча (для скатертей), шелк с крупным рисунком и ярких цветов.

Итальянский ренессанс оказал влияние на Францию спустя 100 лет (1500 – 1700 гг). Для стиля характерна симметрия двойных спиралевидных лестниц с геометрически спланированными элементами. Мебель украшали резьбой и инкрустацией (техника «маркетри»), облицовывали эбеновым деревом, скрывали стыки, обивали тканью.

Стиль ренессанс в интерьере, архитектуре и искусстве в каждой стране имел свою историю становления и характерные черты. Испанский ренессанс (1475 – 1780 годы) был уникальным соединением итальянских и французских влияний и существующих традиций Испании (европейская готика и мавританский стили). Мавританские дизайны были основаны на Исламе. Они использовали сплошную поверхность, декоративно составленную из каллиграфии, растительных паттернов и геометрических орнаментов. В результате стиль был оформлен в дизайнерский стиль ренессанса, полностью отличавшийся от того же стиля, который развивался в других странах. Безусловно, стиль ренессанс в интерьере и архитектуре Испании имеет яркий самобытный национальный колорит. Термин «mude’jar» использовался для описания смеси мавританского и христианского стилей в течение позднего Средневековья и раннего периода ренессанса (приблизительно 1200 – 1700). Стиль mude’jar характеризуется сильно выраженным присутствием геометрического орнамента в дереве, штукатурке и плитке, а также использованием ярких красных, зеленых, синих и белых цветов.

Более ранние этапы испанского ренессанса (1475 – 1550 столетия) обычно связывают с «plateresque». Этот период получил такое название после того, как ювелиры начали использовать тщательно разработанные орнаменты в своей работе. Эти орнаментации были смесью деталей итальянского ренессанса и деталями мавританского стиля. Чуть позже, примерно в 1550 году, начал развиваться стиль «desornamentado» (неорнаментированный).Неорнаментированный стиль был очень простой, почти полностью исключавший орнамент и декорирование. Стены из камня или штукатурки были украшены одеждой или свисающей кожей животных. Новые веяния внесли перемены в стиль ренессанс в интерьере и мебели, теперь мебель использовалась скупо, была украшена минимальным количеством орнамента и несла скорее функциональную, чем эстетическую, нагрузку.

www.colors.life

Итальянский Pенессанс — Стили интерьеров Ренессанс, Людовик 14, Регентство — Статьи о мебели Фабрики Паоли

Итальянский Pенессанс

Обстановка ренессансного жилища была скудной, но зато каждый предмет выглядел гордо и значительно.

На первом месте была огромная кровать с высоким изголовьем, укрытая балдахином или занавесками и снабжённая приступкой, без которой попасть внутрь было затруднительно.

Второе место занимал традиционный итальянский сундук–кассоне для хранения и перевозки вещей, который со временем эволюционировал в посудный шкаф–поставец с двумя–четырьмя дверцами. Итальянцы придумали и другие полезные шкафы: кабинеты и секретеры. За их дверцами или откидными крышками скрывалось несколько рядов богато инкрустированных ящиков. Самыми распространённы. ми были прямоугольные столы с толстой столешницей на двух (флорентийский тип) или четырёх (болонский) массивных устоях, стилизованные под античные. Другой вариант — одноопорный стол со столешницей круглой, шести– или восьмиугольной.

Сидели на стульях нескольких типов. У древнеримской знати «одолжили» складное «курульное» кресло со скрещенными ножками. Знаменитый «стул Строцци» состоял из доски–сиденья, высокой спинки и трёх точёных наклонных ножек. Простой четырёхногий стул со временем превратился в кресло с подлокотниками, мягкими спинкой и сиденьем, обтянутыми кожей, иногда украшенными бахромой.Для всей мебели Ренессанса типично использование готовых античных архитектурных шаблонов: фризов, профилированных карнизов, арок, колонн с базами и капителями и балясин. Чуть ли не каждый шкаф претендовал на право именоваться маленьким палаццо. В качестве резных деталей применялись медальоны, кронштейны, розетки, маски, львиные лапы, бараньи головы, дельфины и щедрый растительный орнамент. Для мебели эпохи Воз. рождения вообще характерна декоративная избыточность. В XIV веке мебель обычно украшали яркая роспись и позолота. В следующем столетии доминирует архитектурная тема. Часто используются мозаика и различные техники инкрустации, в том числе перламутром и черепахой. В XVI веке на первое место выходит вычурная резьба по дереву. Очень популярны инкрустации, изображающие перспективные архитектурные виды. Успехи муранских мастеров позволили сделать первые буфеты со стеклянными дверцами. А изобретение станка для производства фанеры открыло технику интарсии—плоскостного деревянного орнамента. Нынче частные интерьеры в духе Ренессанса встречаются редко. Впрочем, один предмет мебели и пара аксессуаров впишутся в любой интерьер и будут выглядеть очень артистично.

кабинет ренессанс «Типовой» ренессансный кабинет, радушно распахнувший дверки, на наш современный взгляд, выглядит забавно, но тем более запоминается: похож на существо о двух ногах и двух руках, не хватает только вазы в качестве «головы».

Несколько рядов богато украшенных ящиков— обязательный атрибут кабинета эпохи Возрождения.Богатая инкрустация сделана на внутренней стороне дверок. Для Ренессанса существенно было задаваться вопросом: что там у него внутри?

Центральная часть — уменьшенная копия портала с колоннами, характерная «архитектур. ная» деталь кабинета как предмета мебели.

Верх кабинета оформлен в виде крыши палаццо, отчего сходство шкафа с дворцом усиливается. Вместе с его явной антропоморфностью возникает почти сюрреалистический эффект. Не такой ли кабинет вдохновил Сальвадора Дали, когда он писал свою «Венеру с ящиками»?

Энциклопедия мебели

Парад стилей мебели: Ренессанс, Людовик, Ампир, Луи-Филипп, Наполеон, Чиппендейл, Модерн, Ар Декодобавить на Яндекс

Парад стилей

Людовик ХIII   Людовик ХIV   Регентство   Людовик XV   Кабриоль   Людовик ХVI   Директория и Консульство   Ампир   Русский ампир   Реставрация   Луи-Филипп   Наполеон III  Бидермайер  Тюдоры   Королева Анна  Чиппендейл   Хэпплуайт   Шератон   Королева Виктория   Чарльз Макинтош   Модерн   Ар деко   Конструктивизм

Emporio Paoli — мебель для спальни в классическом стиле

<<назад

www.paoli.ru

Интерьеры Итальянского Интерьеры Возрождения Итальянского Возрождения Интерьер

Интерьеры Итальянского Интерьеры Возрождения Итальянского Возрождения

Интерьер дома городской бедноты Дом бедноты состоит из единственной комнаты — и кухни, и жилого помещения одновременно. Построенный из кирпича или чаще всего из дерева, крытый соломой, возведенный прямо на земле, без фундамента и подвала, он становится легкой добычей пожара. Примитивное пристанище, закопченное дымом от очага, расположенного посредине единственной комнаты, плохо освещенное через открытую дверь или единственное окно без стекла.

К счастью, в абсолютном большинстве случаев картина не столь безрадостна. Прежде всего, жилища более просторны. Комнат, как правило, не одна, а две — кухня и жилое помещение. Пищу принимают, естественно, на кухне, зато в торжественных случаях стол накрывают именно в комнате: это парадное помещение, в нем собраны свидетельства богатства или, по крайней мере, достатка, в первую очередь мебель, которая остается редкостью. Что касается кухни, то довольствуются минимальным количеством самых необходимых предметов. Расположенная иногда поодаль или на верхнем этаже дома кухня совсем проста. В центре, слегка возвышаясь над полом, — очаг. Дым выходит через щели в крыше или специально проделанное отверстие (дымоходы, устроенные у стены и снабженные кожухом, все еще редкость), как в крестьянских хижинах, которые можно было встретить в деревнях на Корсике в начале XX века. В углу — сточный желоб. Углубление в стене — шкаф для хранения хозяйственной утвари. Свет и воздух проникают через отверстие, зачастую единственное, которое, если кухня занимает первый этаж, нередко служит и входной дверью, а если она расположена на верхних этажах — окном. Окно, не застеклено, есть лишь деревянные ставни, поэтому оно, естественно, вместе со светом пропускает холод и сырость. Это изыск, если на окне помимо ставень натянуто impannata — полотно, пропитанное растительным маслом или скипидаром, пропускающее свет и удерживающее по мере возможности тепло.

Более просторна и комфортна главная комната. Квадратная или прямоугольная, эта комната, или зал, должна вмещать всю семью, давать приют во время ночного отдыха и служить местом праздничных обедов. Пол, как правило, из деревянных досок, иногда из кирпичей или, у более обеспеченных, из камня, в редких случаях — из мрамора. Потолок из широких или узких брусьев, которые, перекрещиваясь, образуют квадратные кессоны. Позднее, с распространением роскоши, брусья начнут украшать резьбой или живописью, геометрическим и растительным орнаментом, веселой расцветкой. Те же изменения коснутся стен, изначально голых. Позже в домах состоятельных людей их будут украшать фресками, на которых геометрические мотивы чередуются со сценами из сельской жизни и растительными мотивами. Еще позднее получит распространение обычай покрывать стены коврами.

Меркурио Секропс. Вильем де Паннемакер. 1548 -1567 .

Гобелен из серии «Дама с единорогом» Европа. Начало 16 века.

Если бедняки довольствуются единственной комнатой-залом, то богачи позволяют себе роскошь иметь настоящий зал для приемов, отдельный от жилой комнаты. Его называют sala prima или sala madornale, он служит исключительно для приема высоких гостей и торжественных обедов.

Именно богачи первыми почувствовали потребность в каминах для обогрева помещений, в которые через окна холодный воздух проникал еспрепятственно. б Этот предмет роскоши быстро завоевывает дома городской буржуазии и дворцы аристократии: вскоре в каждой комнате у них было по большому камину.

Камин Ренессанс из камня встиле Лижье Ришье, XVI век.

Вид на Дворец Моцци своим суровым видом, которого ничуть не изменила реставрация, дает точное представление о домекрепости той эпохи: он возвышается на цоколе из крупных, грубо обработанных блоков (знаменитый bugnato rustico, столь характерный для флорентийского стиля) и снабжен немногочисленными окнами, которые надежно защищены решетками.

Первый этаж дома, в той его части, которая выходит на улицу, занят помещениями, предназначенными для лавок и мастерских, зачастую сдающихся внаем или для складов. Через единственные большие ворота попадают во внутренний двор, образованный корпусами дворца. Во двор выходят конюшни и склады для продовольствия или готовой ремесленной продукции

На второй этаж, позднее получивший название благородного, предназначенный для проживания семьи владельца, поднимаются по наружной деревянной или каменной лестнице (о которой дает верное представление лестница дворца Барджелло, построенного несколько позднее). Именно на этом этаже расположены большая парадная зала, тянущаяся по всей длине фасада, и спальни.

Еще одним характерным элементом частной флорентийской архитектуры является лоджия. Формы лоджии разнообразны. Иногда она была неотъемлемой частью здания и располагалась на первом этаже, иногда отделялась от него улицей или небольшой площадью. Лоджия предназначалась для публичных и семейных праздников (крестины, свадьбы, семейные обеды, приемы знатных гостей) или просто для отдыха и бесед с друзьями и близкими. Лишь позднее лоджия переместится с первого этажа на последний и будет обращена во внутренний двор, как во дворце подеста (сейчас дворец Барджелло) и в больших дворцах эпохи Ренессанса (среди прочих дворцы Строцци и Медичи), или на улицу, например во дворцах Конди и Кокки-Серистори.

Презентацию подготовила студентка МГУТУ им. К. Г. Разумовского ВСФО По направлению «Дизайн среды» Бобина В. И.

Спасибо за внимание!

present5.com

14. Культовые интерьеры Италии периода Позднего Ренессанса.

Третий период искусства Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм.

Ровные фасады и ритмичная правильность их разделки перестают удовлетворять архитекторов; не ограничиваясь устройством выступов, балконов, порталов, боковых флигелей и других уместных с конструктивной или декоративной точки зрения частностей в зданиях, они капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и прерывают архитектурные линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличенную орнаментацию.

Поздние формы итальянского Ренессанса приобретают, начиная с 1530 г., весомость: вместо пилястров появляются полуколонны или круглые колонны, карнизы выступают далеко из стен. При этом более богатые украшения возвещают о зарождающемся маньеризме. Стремление приблизить к античности композицию плана, чувство симметрии и гармоничных пропорций, храмовые фасады церквей и вилл, полуциркульной аркады с узкими проемами с обеих сторон, доходящими только до высоты пяты арки, и заимствованный у Микеланджело колоссальный ордер становятся в последующее время классическим каноном. В самой Италии Ренессанс превратился в барокко.

Это время появления новых типов мебели: шкафов-бюро, мягких стульев и кресел, пластинчатых стульев, кабинетов. Мебель Высокого и Позднего Возрождения обильно декорируется, ее классические формы приобретают большее разнообразие. В качестве украшений используются архитектурные шаблоны: целые антаблементы, фризы, карнизы, цоколи, кронштейны, отстоящие от фона колонны, полуколонны, пилястры с базами и капителями. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Кроме того используются различные маски, львиные лапы, бараньи и львиные головы, гермы, женские головки, атланты, кариатиды, волюты, розетки, триглифы, растительный и геометрический орнамент, орнамент гротеск, маскароны и многие другие декоративные элементы.

Следует подчеркнуть, что развитие искусства итальянского интерьера XVI в. шло в сторону большей сдержанности и классичности всех элементов. Постепенно снижается значение орнамента, который используется, большей частью, в декоре элементов потолка. Однако сравнительно большую роль сохраняет орнамент в художественном оформлении мебели, на форму и декор которой оказывают сильное влияние найденные в этот период в Риме подлинные памятники античной эпохи. В начале века были раскопаны помещения Золотого дома Нерона в Риме с их изысканным и тонким орнаментом. Участвуя в раскопках древних зданий в Риме и склепов, которые получили название гротов, в 1516–1518 гг., Рафаэль, увидев ранее неизвестные ему античные орнаментальные композиции, ввел их в роспись стен Лоджий в Ватикане. Такой орнамент, где сложные архитектурные композиции переплетались с завитками растительного орнамента, цветами и акантами, строго упорядоченные построения элементов которого парадоксальным образом включали в себя целый мир фантастических существ – человеческих полуфигур или полулюдей-полуживотных, как бы вырастающих из чашечки цветка, и другие сложные построения, стал называться гротеском. Если гротеск строился симметрично относительно центральной вертикальной многоярусной оси, получался так называемый канделябр. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени.

В XVI в. в мебели начинает широко применяться маркетри из разноцветного дерева разных пород. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Со второй половины XVI в. в моду входят гермы, оканчивающиеся женскими головками, пилястры с плоскими консолями, сильно профилированные карнизы и цоколи, резные ножки. На филёнках, обрамленных профилированными рамками, помещают круглые или овальные розетки, выше карнизов устраивают резные фронтоны. Широкое распространение получает орнамент из завитков на подставках для бюстов и на скамейках. Конструктивные сопряжения и сочленения элементов мебельных объектов иногда маскируются декоративными элементами, покрываются позолотой и раскрашиваются.

К XVI в. резные стенки сундуков-кассоне стали обрабатываться барельефами, а затем и горельефами, трактующими мифологические сцены. К этому времени мебельные мастера Возрождения окончательно освободились от плоскостной трактовки своих произведений. Теперь резной скульптурный барельеф передней стенки сундука окружается богато профилированной рамкой со множеством тяг, с нитями жемчужника, рядами иоников, аканта, меандра или волны и другими декоративными мотивами античности. Часто угловые стойки таких ёмкостей трактуются как полуфигуры атлантов, зрительно поддерживающих крышку сундука. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Полоса из завитков и листьев аканта становится распространенным приемом украшения, особенно корпусной мебели.

Отличительной особенностью флорентийских сундуков-кассоне в конце XV–начале XVI в. является ясно читаемая связь их формы с орнаментом. Мастер-мебельщик не скрывает конструкцию объекта, добиваясь гармонических пропорций его формы и отдельных ее элементов.

Наряду с этим нельзя не отметить, что основной декор этих ранних флорентийских сундуков касался лишь фасадной их стенки, боковые оставались гладкими. И, как и раньше, сундуки снабжались свисающими железными ручками, которые убедительно свидетельствовали о том, что ёмкости оставались по-прежнему переносными.

В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Сундук теперь полностью напоминает античный мраморный саркофаг, который выполняется как бы из единого деревянного монолита и не может служить местом для сидения или лежания. В центре передней фасадной стенки помещаются гербы представителей вступающих в брак знаменитых фамилий. В декоре применяются орнаменты гротеска. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон.

В шкафах этого времени, как уже выше отмечалось, в большом количестве применяют архитектурные шаблоны: пилястры, карнизы, фронтоны, консоли, профили и др. Такой своеобразный тип шкафа как шкаф-бюро имеет в верхней части небольшой шкаф с двумя двойными створками дверец, с выдвижными ящиками в подстолье, которое опирается по бокам на два хорошо профилированных щита. В Позднее Возрождение появляются так называемые шкафы-кабинеты, которые получили потом распространение по всем странам Европы. Такой шкаф, поднятый над полом и поставленный на подставку или на ряд ножек, стянутых проногами, включал в себя три или пять рядов маленьких ящичков, наружная сторона которых была богато инкрустирована. Небольшие глухие дверцы, которые закрывали весь набор этих ящиков, обычно украшались маркетри с перспективными видами архитектурных построек. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Это был прообраз современного секретера.

В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Продолжение задних ножек у таких стульев служит стойками для высокой прямой спинки, которые заканчиваются вверху резными декоративными элементами – акантами, львиными масками и др. Между передними ножками вставлялись две или три плоские скрепляющие их панели-проножки, покрытые богатой резьбой с узорно выпиленными краями. Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Со второй половины XVI в. появляются кресла, подобные по конструкции таким стульям, но с добавлением хорошо декорированных локотников, передние края которых часто заканчиваются волютами. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников.

В эту эпоху стул, бывший сотни лет жестким, сделался мягким. Раньше для удобства сидения подкладывались тюфячок или подушка, теперь мягкие элементы входят в конструкцию мебельного объекта. Главным декоративным элементом в таком варианте становятся даже не резьба, позолота или роспись, а обивка бархатом, парчой или тисненой кожей с крупными латунными шляпками гвоздей. Появляется отделка различными кистями и бахромой. Подобным образом декорируются и кресла.

Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Эти стулья состоят, в основном, из трех досок, из которых более длинная служит задними ножками и спинкой, более короткая – передними ножками. Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются.

Продолжает изготавливаться и широко применяться в качестве мебели для сидения и ёмкостей касса-панка, украшенная высокой и весьма сложной резьбой.

Столы имеют массивные формы и обильно декорированы. Вместо ножек делаются два боковых опорных щита, которые соединяются бруском или доской с фигурными вырезами. Эти боковые опорные щиты украшаются резным орнаментом, барельефами в виде львиных масок, дельфинов, бараньих голов и пр. Коробка подстолья декорируется триглифами, розетками и растительным орнаментом. Края столешницы обычно профилируются архитектурными шаблонами или украшаются резным орнаментом.

С середины XVI в. центр мебельного производства постепенно стал перемещаться в Рим, где изготавливают весьма обильно декорированные резными фигурами свадебные сундуки-кассоне, письменные бюро-кабинеты, столы прямоугольной формы с массивными подстольями. В это время ещё больше увлекаются античными раскопками и перенесением отдельных элементов древнеримского искусства (декора найденных в раскопках мраморных саркофагов, жертвенников, канделябров и др.) на современную римскую мебель.

В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т.н. чертозскую мозаику. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. Чертозы были довольно многочисленны на Севере Италии и имели высоко развитые художественные мастерские. (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана).

Техника чертозской мозаики такова: многогранные разноцветные стерженьки из различных пород дерева и кости плотно склеивались между собой, образуя на торце задуманный рисунок. Такой блок распиливался затем на поперечные, одинаковой толщины пластинки, которыми обклеивали поверхность мебельного объекта. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Сложные геометрические узоры чертозской мозаики имеют несомненное сходство с персидскими шкатулками. Приемы восточного мастерства проникали в Италию через Венецию, которая вела интенсивную морскую торговлю со странами Востока. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева.

Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Здесь большим успехом пользовались особого вида поставцы-креденцы, в формообразовании которых весьма заметно было влияние мебельных центров Франции XVI в. В это время в прикладном искусстве Италии, в том числе и в искусстве мебели, в соответствии с общим развитием архитектуры, живописи и скульптуры отмечается усиление тех стилевых тенденций, которые в дальнейшем, через краткий период маньеризма, привели к формированию стиля барокко.

studfiles.net

Ренессанс в интерьере

Движение Ренессанс (итал. возрождение) берет свое начало в Италии (1400 – 1700 гг. В его основе - возрождение интереса в классическом искусстве, архитектуре и дизайне к древнему Риму, проявление античных мотивов сквозь призму средневекового интерьера. Стиль в дизайне заимствовал исторические концепции и детали, используя их для создания нового.

Стиль ренессанс в интерьере – это принцип пропорциональности и глубокой перспективы, гармония форм и плавных линий. Эстетика Ренессанса узнаваема по организации жизненного пространства: сводчатые потолки, округлые ниши, рациональность форм. Это большие помещения с округлыми арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое.

Богатство цветов и симметрия - ключевые черты стиля. Колонны, пилястры, антаблементы отличались геометрической симметрией. Шахты лестниц больших размеров. Декоративные молдинги, двери, и дверные коробки в домах. Стены были украшены паттернами и фресками, инкрустированы деревянными панелями, раскрашены в яркие цвета и декорированы пилястрами. Большое внимание уделялось росписям на стенах и потолках. Влияние Рима нашло отражение в колоннадах, колоннах, ломаных фронтонах, открытых арках и глиняных плитках кровли.

В качестве напольных покрытий использовался кирпич, плитка, мрамор; укладка выполнялась с геометрическим рисунком. В богатых домах плитка и бетон «терраццо» (венецианская мозаика) были выложены в огромные узоры. Ковры были редкостью и никогда не стелись на пол, иногда ими покрывали столы. Мебель демонстрировала роскошные вкусы владельцев дома. Изготавливалась из дуба или грецкого ореха с резными спиралями, бриллиантами, звездами или мотивами картуши – орнаментальных завитков (на капители), свитков. В обиход вошли сундук-кассоне («cassone»), скамьи «cassapanca», жертвенники, стулья «savanarola» и «sgabello». Стулья начали заменять табуреты и скамьи в качестве обычной мебели для сидения. Диванные подушки добавлялись для комфорта и были богато украшены. Кровати устанавливали на подиумы и имели подголовники, изножья и столбы, которые поддерживали балдахины и занавеси.

Аксессуары. В интерьере большая роль отводилась картинам. Небольшие картины имели множество рам (часто позолоченных), как в венецианских зеркалах. Часы были новым изобретением для того времени и вызывали интерес, поэтому стали любимым аксессуаром во многих домах. Любовь итальянцев к музыке нашла отражение в том, что в домах присутствовали музыкальные инструменты. Для освещения использовали свечи с подсвечниками. Позднее появились близкие им по стилю дневные «торшерные» лампы.

В качестве текстильного декора использовался вельвет, дамастная ткань или камчатное полотно, парча (для скатертей), шелк с крупным рисунком и ярких цветов.

Итальянский ренессанс оказал влияние на Францию спустя 100 лет (1500 – 1700 гг). Для стиля характерна симметрия двойных спиралевидных лестниц с геометрически спланированными элементами. Мебель украшали резьбой и инкрустацией (техника «маркетри»), облицовывали эбеновым деревом, скрывали стыки, обивали тканью.

Стиль ренессанс в интерьере, архитектуре и искусстве в каждой стране имел свою историю становления и характерные черты. Испанский ренессанс (1475 – 1780 годы) был уникальным соединением итальянских и французских влияний и существующих традиций Испании (европейская готика и мавританский стили). Мавританские дизайны были основаны на Исламе. Они использовали сплошную поверхность, декоративно составленную из каллиграфии, растительных паттернов и геометрических орнаментов. В результате стиль был оформлен в дизайнерский стиль ренессанса, полностью отличавшийся от того же стиля, который развивался в других странах. Безусловно, стиль ренессанс в интерьере и архитектуре Испании имеет яркий самобытный национальный колорит. Термин «mude’jar» использовался для описания смеси мавританского и христианского стилей в течение позднего Средневековья и раннего периода ренессанса (приблизительно 1200 – 1700). Стиль mude’jar характеризуется сильно выраженным присутствием геометрического орнамента в дереве, штукатурке и плитке, а также использованием ярких красных, зеленых, синих и белых цветов.

Более ранние этапы испанского ренессанса (1475 – 1550 столетия) обычно связывают с «plateresque». Этот период получил такое название после того, как ювелиры начали использовать тщательно разработанные орнаменты в своей работе. Эти орнаментации были смесью деталей итальянского ренессанса и деталями мавританского стиля. Чуть позже, примерно в 1550 году, начал развиваться стиль «desornamentado» (неорнаментированный).

Неорнаментированный стиль был очень простой, почти полностью исключавший орнамент и декорирование. Стены из камня или штукатурки были украшены одеждой или свисающей кожей животных. Новые веяния внесли перемены в стиль ренессанс в интерьере и мебели, теперь мебель использовалась скупо, была украшена минимальным количеством орнамента и несла скорее функциональную, чем эстетическую, нагрузку.

Вскоре после того, как неорнаментированный стиль «desornamentado» сошел со сцены, стала развиваться другая фаза испанского ренессанса – «griggugueresco». Это был наиболее узнаваемый период дизайна в стиле ренессанс в Испании, он продолжался примерно в 1650 – 1780 гг. Говоря о стиле сriggugueresco, можно провести параллели с барокко и рококо других стран, этот стиль был формой реакции против радикально простого стиля «desornamentado». В этот период стиль ренессанс в интерьере приветствовал орнаментацию в поверхности предметов, которая была чрезвычайно щедрой и живо расцвеченной. Поскольку многие домов в Испании были построены без использования даже штукатурки, они использовали мозаичные плитки при постройке стен как декорации.

Выделенные железом орнаменты, особенно подсвечники и медники, жаровни использовались для держания горящих карандашей для обогрева. Потолки с деревянными панелями были также типичными для этого периода. Массивные деревянные двери устанавливались в ниши, подобные оконным. Окна закрывали деревянными ставнями, с железной решеткой или занавесками. Ковры, покрывающие пол и изготовленные вручную элементы из кожи, украшали стены.

На изготовление мебели шло ореховое дерево, дуб, сосна и кедр. Появились стулья из кожи, процарапанной спереди и сзади, расположенной на петлях, чтобы стулья могли складываться и легко перемещаться, «монашеские» стулья, покрытые тисненой кожей. Кордовская цветная дублёная кожа, козлиная или конская, стала ведущим предметом экспорта Испании, с широким спектром финишных отделок, тиснений, рельефов, украшений и цветов.

Знаковым элементом мебели стал письменный стол «vargueno», состоящий из выдвижных ящиков с петлеобразным покрытием спереди и выдвигающейся письменной поверхностью. Внутри было много места для хранения персональных вещей и ценностей. Ткацкий процесс изготовления шелка стал обычным явлением в период criggugueresco, это был шелк с яркими цветными узорами, с вышивкой золотом или серебром. Дамасткая ткань или камчатное полотно для скатертей, парча и вельвет также использовались для оформления интерьеров.

Во времена Ренессанса жилые помещения стали разделять на зоны. Кухня отделяется от столовой, появляется комната для приема гостей, которая отделена от приватной зоны – спальни и кабинета.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30131906062.mirtesen.ru

МЕБЕЛЬ РЕНЕССАНСА (Эпоха Возрождения XV-XVI вв)

  Начиная с XV века жилые дома Европы все больше наполняются различной деревянной мебелью, но она все еще не имеет никаких значительных изменений по сравнению с готической. Распространен сундук-ларь с фасадом, украшенным цоколем с карнизом и пилястрами. Постепенно со второй половины XV века мебель стала украшаться элементами, характерными для архитектуры стиля Эпохи Возрождения. Выразилось это в том, что экспрессивные вертикали готического стиля сменились спокойными горизонтальными членениями, гармоничными и соразмерными.

За основу стиля были взяты античные образцы, ведь, собственно само название эпохи «Возрождение» подразумевает «Возрождение Античности». Ренессанс берет начало в Италии, где очень сильно развилось производство мебели. Знаменитые флорентийские архитекторы того времени Бендетто и Джулиано да Майяно (мебельщики и резчики по дереву) способствовали расцвету мебельного искусства. Они создали новые формы мебели по пропорциям и новый тип украшений.

Художественный принцип согласованности пропорций в архитектуре Раннего Ренессанса нашел свое отражение и в создании предметов обстановки. Большое значение начинают придавать профилировке мебели. У ларей, имевших форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки, стенки их становятся изогнутыми и отделываются резьбой с позолотой и росписью, применяется и интарсия - деревянная инкрустация. В росписи мебели принимают участие крупные художники. Наиболее распространенными типами мебели были ларь (кассоне) скамья-ларь со спинкой и подлокотниками в виде двух сундучков (кассапанка), стулья двух типов - на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями, кровати - низкие, без балдахина, с резными столбиками по углам. В XVI веке появляются новые образцы мебели: бюро-конторки, мягкие кресла. В Италии широко проводились раскопки античных произведений искусств. Находки античных образцов оказали огромнейшее влияние на характер мебели итальянского Высокого Ренессанса. Предметы обстановки начинают украшать элементами архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями, разработанными по шаблонам тонкого рисунка. Большое распространение получили детали в виде львиных лап, голов баранов, различных масок, кронштейнов и прочих атрибутов античной мебели. Конструктивные части вещей маскируются декоративными элементами с богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева (о породах древесины подробнее читайте здесь). Для украшения на филенках шкафов иногда создают перспективно построенные архитектурные пейзажи.

Стол в стиле Возрождения и Ренессанса

В целом мебель Эпохи Возрождения решается как архитектурное сооружение с колонками, карнизами и фронтонами. Мебель начинает меняться на более легкую и подвижную. Орнамент также основывается на античных образцах, но становится все более и более утонченным. Цвет мебели в основном - натуральный цвет древесины.

В крупных городах Италии утверждались различные направления в обработке и характере мебели. В Риме, Сиенне и Болонье вырабатывалась мебель с крупной декоративной резьбой; в Ломбардии и Венеции применяли инкрустацию из слоновой кости и черного и светлого дерева с геометрическими узорами, получившую название чертозской мозаики (Чертоза-Павийская - монастырь недалеко от Милана): в Генуе и Лигурии вырабатывали шкафы-бюро и поставцы-креденцы с множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Самым распространенным материалом для производства мебели был орех. Новые формы мебели возникли в это время в Голландии. Оживленная торговля Голландии с ее колониями обогатила ассортимент материалов для изготовления мебели. Кроме ореха, голландские мастера стали употреблять и различные экзотические породы деревьев - черное палисандровое дерево, амарантовое и розовое бразильское дерево. Художник Вредемен де Бризе выпустил специальный альбом проектов и эскизов мебели. От готических конструкций мастера перешли к архитектурным сложным композициям с сильно развитыми карнизам, цоколями, филенками и витыми колоннами. Появляется новый тип стула и кресла с ножками и спинками из витых круглых стержней, с характерными кубиками в местах соединения отдельных частей. Спинки и сиденья обивают кожей или гобеленом и прикрепляют к дереву гвоздями с крупными шляпками. Столы создаются в основном двух типов: прямоугольный с массивной столешницей и двумя-четырьмя ножками и одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьми - угольной формы.

Мебель Ренессанса

sk-frontal.ru


ремонт квартиры