Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Армянский художник Григор ханджян. Интерьер армянский


Интерьеры армянских храмов

В предыдущей статье мы рассказали Вам о самых известных армянских храмах.

Сейчас предлагаем Вам заглянуть внутрь этих самых храмов. Особенностью армянских храмов является то что в них почти нет икон и нет иконостаса, что является следствием местной древней традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства. Кафедральный собор Эчмиадзин

ECHMIADZIN-1Монастырский комплекс Гегард geghard-1 geghard-2

geghard-3

Татевский монастырь

tatev-1 Монастырь Кечарис, Цахкадзор

1334382336.2208 kecharis-1 kecharis-2 Ахпатский монастырь

haghpat-1

haghpat-3

Монастырь Хор Вирап

khorvirap-2

Храм Святой Гаяне, Эчмиадзин

gayane

Храм Святой Рипсиме, Эчмиадзин

hripsime

Монастырь Ахтала

akhtala

Монастырь Сагмосаванк

saghmosavank-1

Монастырь Ованаванк

hovhanavank-1

hovhanavank-2

Монастырь Санаин

sanahin-1

sanahin-3

Храм Святого Саргиса, Ереван

st sargis-2

Храм Святой Шогакат, Эчмиадзин

shoghakat

Монастырь Гандзасар, Арцах

gandzasar-1

Монастырь Агарцин

haghartsin

Церковь Сурб Аствацацин, Ереван

norq

и отличающаяся от всех Церковь Святой Богородицы, Гюмри

GYUMRI

Присоединиться к Паломническому туру в Армению.

фото: TRAVEL-ARMENIA, Артур Манучарян

travel-armenia.ru

Интерьер по Армянский, перевод, Русский-Армянский Словарь

Пример предложения с "интерьер", памяти переводов

add example

ru Балки, а также стены палат, возможно, были позолочены или посеребрены, а может быть, даже покрыты золотом и серебром; на деревянные части интерьера шли редчайшие виды дерева, среди которых особенно выделяется кедр».

JW_2017_12hy Չորսուները, ինչպես նաեւ պալատի պատերը, հավանաբար, ոսկեզօծ էին կամ էլ նույնիսկ ոսկու եւ արծաթի շերտով պատված, իսկ փայտեղեն շինվածքների համար օգտագործված էին հազվագյուտ փայտանյութեր, որոնց մեջ առավել նկատելի էր մայրու փայտի գործածությունը»։

ru то спиральная лестница рядом со стеной из стекла — самый галмурный снимок интерьера,

TEDhy ապա գալարուն աստիճանավանդակը ապակյա պատնեշով կարող է համարվել ինտերյերի ամենագլամուրային պատկերը,

ru В отделке интерьера присутствует разнообразная живопись и скульптура.

JW_2017_12hy Ներսից այն զարդարված է տարբեր պատկերներով եւ արձաններով։

ru Фото интерьера храма в Киртланде сделано в начале 20-го века.

LDShy Կիրթլանդի Տաճարի ներքին հարդարանքը, լուսանկարված՝ 20-րդ դարի սկզբին:

ru полностью нарушая интерьер вашего дома.

TEDhy եւ ամբողջությամբ խախտում Ձեր տան կահավորանքը։

ru Можно перенести на доску соответствующую схему интерьера храма.

LDShy Կարող եք տաճարի ներքին հարդարման ուղեկցող գծապատկերը արտատպել գրատախտակին։

ru Стать дизайнером по интерьерам.

LDShy Դառնալ ինտերիերի դիզայներ:

ru Вот фирма дизайна интерьера под названием Утопия.

TEDhy Սա ինտերյերի դիզայնի մասին ֆիլմ է, որի անվանումը Ուտոպիա է։

ru интерьер корабля, чего раньше никто не делал.

TEDhy նավը, ինչը մինչ այդ երբեք չէր արվել:

ru CA: Интерьер разрабатывал (дизайнер) Филипп Старк?

TEDhy ՔԱ: Իսկ ինտերիերի դիզայնը Ֆիլիպ Սթարքի՞նն է:

ru Помещения храма посвящались сразу же, как только были оформлены их интерьеры, чтобы в них уже можно было совершать таинства.

LDShy Աշխատանքների ավարտից անմիջապես հետո Տաճարի սենյակները նվիրագործվեցին, որպեսզի արարողությունները որքան հնարավոր է շուտ կատարվեին։

Показаны страницы 1. Найдено 11 предложения с фразой интерьер.Найдено за 2 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

Дизайн - Программы и материалы для дизайнеров армянской культуры, армянские орнаменты и клипарты и много другое!


Рождественский стиль для фотошопа - Styles V2 - 3370841

1176

(1 голос, среднее 1.00 из 5)

Все для Photoshop

Рождественский стиль для фотошопа - Styles V2 - 3370841

 

Рождественский стиль для фотошопа - Styles V2 - 3370841 | 42.68 Mb Asl files | .Psd files | Detailed Read Me | Previews Images; ThumbnailINSTRUCTIONS : For apply the styles, just select the text or layer to use and make click one of the styles you have downloaded. These styles are 100% Scalable and they works individually, just using the “Scale Effect Command”.Font Used: Chubby Cheeks | Script MT Bold | Christmas Card | Grinched | Snow Times | ChocolateBox

Обновлено 25.11.2012 23:19
 
Новогодний PSD исходник для фотошопа

1175

(2 голоса, среднее 3.00 из 5)

Все для Photoshop

Новогодний PSD исходник для фотошопа

Красивый зимний пейзаж - деревянный домик и елочки в снегу, а далеко в небе пролетают олени и дед мороз.Прекрасный новогодний PSD исходник для фотошопаМногослойный PSD | 5275x3896 | 232 Mb

 
RonyaSoft Poster Designer - ( программа для дизайна )

920

(4 голоса, среднее 2.75 из 5)

Программы для дизайна

RonyaSoft Poster Designer v2.01.36

RonyaSoft Poster Designer - легкая в использовании программа для дизайна и печати привлекательных индивидуальных постеров и баннеров. Коллекция готовых шаблонов плакатов и интуитивный пользовательский интерфейс позволяют создавать собственные постеры и баннеры практически за несколько кликов. Любая деталь в шаблоне постера может быть изменена соответственно вашим требованиям, например: рисунок, текст, цвет, размер, стиль и т.п. Мастер печати поможет распечатать плакаты на домашнем или офисном принтере. Также вы сможете экспортировать плакаты в изображения для печати в службах печати или для использования в блогах, на форумах или социальных сайтах. Возможность печати многостраничных постеров и баннеров также предусмотрена.

Обновлено 07.03.2012 22:24
 
Армянские Орнаментальные Буквы

908

(43 голоса, среднее 4.28 из 5)

Армянские орнаменты

Армянские Орнаментальные Буквы

Красивые Армянские буквы высокого качество

Обновлено 23.02.2012 07:13
 
Новогодняя рамка - Свечи 2012

836

(5 голоса, среднее 3.60 из 5)

Программы для дизайна

Новогодняя рамка - Свечи 2012Отличная новогодняя рамка для семейного портрета!Новогодняя рамка - Свечи 2012Формат: PSD | Разрешение: 3508x2480, 300 dpi | Слои отключены | Размер архива: 32,35 Мб

 
Страница 1 из 4

Уважаемые посетители моего сайта, обращаем ваше внимание, что на сайте появился новый раздел, посвященный дизайну армянской культуры. Данный раздел открыт для дизайнеров, разработчиков сайтов, фотографов и т.д. Здесь вы можете найти и скачать армянские орнаменты, программы, шрифты и многое другое. Теперь чтобы создать логотип, орнамент или сайт армянской тематики, вам не придется долго искать нужную информацию на разных сайтах, все что вам нужно есть у нас. Информация в этом разделе будет полезна для фотографов, а также просто любителей красочных фотоколлажей. На сайте огромное количество шаблонов. Много полезного найдут для себя рекламные компании, различные фотоклипарты отлично подходят для печати в глянцевых журналах и на бигбордах. Веб-дизайнеры с легкостью найдут для себя различные векторные рисунки для оформления сайтов. Вы сможете скачать векторный клипарт по любой тематике, в различных графических форматах , отличном качестве и при этом абсолютно бесплатно. Раздел недавно открыт, поэтому в ближайшее время он будет обновляться и расширяться..

armcrimea.ru

Армянский художник Григор ханджян. | Всё об интерьере для дома и квартиры

Его иллюстрации спасали "Неугодные" книги, а выставки картин превращались в места паломничества - не многим удавалось так глубоко отображать трагические и славные страницы истории народа, как Григору ханджяну. Он стал редким художником, который не только правдиво изображал свою эпоху, но и создавал ее.

Григор был четвертым ребенком в семье Сепуха и Вергине ханджян, выходцев из западноармянского города ерзнка. Первые трое родились в Ване, где Сепух работал управляющим у одного из местных купцов. Потом, к счастью, до геноцида, семья переехала в восточную Армению - покинуть родные места посоветовали Сепуху знакомые русские офицеры. Младшему из троих детей было больше 10 лет, когда у Вергине обнаружили тяжелую болезнь. Чтобы вылечиться, врачи посоветовали ей родить четвертого ребенка. Так, во имя спасения матери, родился будущий классик армянской живописи. К слову, Вергине ханджян действительно выздоровела и прожила до глубокой старости.

Григор с детства рисовал. А главный секрет профессии ему раскрыл сам фанос терлемезян. Сепух, лично знавший терлемезяна, повез на его выставку своего маленького отпрыска, познакомил их и сказал: "фанос, мой сын хочет стать художником, как думаешь, получится? "Тот Даже не Взглянул на Григора, Просто Положил Руку ему на Голову и Произнес:"если мальчик будет терпеливым, может, и получится". Терпения Григору вполне хватило, как и трудолюбия, и таланта. Впереди были всемирное признание и народная любовь.

В 1945 году Григор стал одним из первых студентов только что открывшего свои двери ереванского художествeнного института. Экзамен принимал выдающийся армянский скульптор, основатель и первый руководитель института ара саргсян. Он шутливо подбадривал будущих художников - совсем еще молодых людей, изможденных лишениями великой отечественной войны: "Этот Такой Бледный, что его Лучше Отправить на Экзамен в Медицинский Университет", "этому надобно выдать талон на одежду"… Григор был назван "худощавым горным лисом, которого надо срочно отправить в арзни подышать свежим воздухом и прийти в себя". "Горный лис", впрочем, отлично учился и без оздоровительных процедур. Его учителями были такие мастера, как ара бекарян, Бабкен колозян и Эдуард исабекян.

Темой его дипломной работы стал пятый съезд компартии в Лондоне, прошедший в 1907 году. Даже в этом стандартном, казалось бы, революционном сюжете Григор умудрился пойти наперекор принятым правилам. На первом плане рядом с Лениным он поместил не Сталина, а Степана Шаумяна, роль которого в революции советская пропаганда в те годы сильно принижала. Впрочем, этот локальный бунт не помешал ханджяну окончить институт. Уже в 1953 году он стал одним из самых молодых членов союза художников Армении, а вскоре даже был избран членом его правления.

В отличие от многих своих коллег, в партию ханджян так и не вступил. Зато художник был в дружеских отношениях с католикосом всех армян Вазгеном I и в 1966 году принял его предложение стать членом духовного и архитектурного советов первопрестольного Эчмиадзина решение это было рискованным, ведь в советском союзе тесные связи с церковью, да еще и беспартийного, не приветствовались. Но сотрудничество ханджяна с Вазгеном I продлилось без малого 34 года, до самой смерти патриарха. Впрочем, оно никак не помешало карьере художника. За это время он написал две картины "Мадонна и Младенец" для кафедрального собора в Эчмиадзине и церкви сурб Саркис в норкском массиве в Ереване, три картины ("мадонна с младенцем", "распятие", "воскресение") для церкви сурб Вардан в Нью-йорке, оформил интерьеры нескольких помещений эчмиадзинского патриархата. Ханджян много путешествовал, в том числе вместе с католикосом - в общей сложности он посетил более четырех десятков стран. Некоторые из этих поездок вдохновили художника на создание новых произведений. Так появились графические серии "Албания", "итальянские впечатления", "Париж", "Испания", "Мексика".

Будучи уже знаменитым художником, ханджян говорил, что в начале своего пути и не предполагал, как много места в его работе займет книжная графика. К этому жанру он обратился в 1950-х. поводом стали произведения классика армянской литературы Ованеса туманяна. Сначала ханджян создал серию иллюстраций к рассказу "Гикор", затем к поэмам "Ануш" и "Сако лорийский", а также к пересказу эпоса "Давид сасунский". А в 1958-м "Армгосиздат" заказал художнику иллюстрации и оформление нового издания книги Хачатура Абовяна "раны Армении", приуроченного к столетию первого ее выхода в свет. Действие романа происходит в восточной Армении накануне и в период русско - персидской войны 1826-1828 годов. И прежде, чем приступить непосредственно к рисункам, ханджян долго изучал в музеях документальные и этнографические материалы этого периода. Впрочем, в иллюстрациях мастеру удалось не только точно воспроизвести эпоху, но и раскрыть всю глубину трагедии народа, его патриотический дух и надежду на избавление от иноземного ига. Эти рисунки положили начало новому этапу в творческой жизни Григора ханджяна - его заинтересовала историческая тематика. Кроме того, они во многом подготовили его к созданию самой знаменитой своей графической серии.

В 1965 году ханджян должен был участвовать во всесоюзной выставке графики. И вновь он проявил характер бунтаря - решил представить четыре иллюстрации к поэме Паруйра севака "Несмолкаемая Колокольня". Одно из самых важных произведений поэта тогда уже произвело немало шума в Армении. Первое издание вполне могло стать последним - поэма о Комитасе и геноциде армян никак не соответствовала коммунистическим идеалам. Сам севак, узнав об этой крамольной идее во время случайной встречи с ханджяном в трамвае, был очень удивлен и предупреждал художника о том, что это большой риск. Но тот не изменил решения. Четыре разворотных рисунка были отправлены в Москву и, как ни странно, имели огромный успех. Теперь ханджян мог спокойно работать дальше. Позже он вспоминал: "можно было иллюстрировать каждое слово поэмы, каждую строку, отразить все многообразие сцен во всем богатстве настроений …". Но в итоге он выбрал девять сюжетов для разворотных иллюстраций, раскрывающих образ Комитаса. В 1968-м, когда в Ереване отмечалось столетие композитора, серия из девяти графических работ была выставлена в доме художника. На выставке присутствовали высокие армянские партийцы, уже знавшие о московском успехе. Первый секретарь цк партии Антон кочинян подошел к ханджяну и спросил: "ну что будем делать? "-". Конечно, печатать", - ответил мастер. Кочинян тут же обратился к директору "Армгосиздата" Мхитару давтяну: "печатайте! Вскоре вышло в свет второе издание "Несмолкаемой Колокольни" с рисунками ханджяна, которое даже удостоилось государственной премии. Правда, саму ереванскую выставку закрыли раньше запланированного: в КГБ заволновались из-за того, что по вечерам у дверей дома художника люди зажигали свечи. Он увидел Комитаса - человека, Комитаса - создателя музыки, которая рождалась в душе и сердце народа. Поэма Паруйра севака в оформлении Григора ханджяна обрела новую силу воздействия …" - так оценил работу Мартирос Сарьян.

Это же здание стало местом еще более массового паломничества летом 1981 года, когда в нем были выставлены картоны ханджяна "Армянский Алфавит" и "вардананк". В течение нескольких недель здесь невозможно было протолкнуться: тысячи людей каждый день приходили, чтобы собственными глазами увидеть монументальные картины, в которых художник обратился к двум, пожалуй, самым важным страницам в истории Армении - созданию письменности в 405 году и аварайрской битве против персидских захватчиков в 451-м. гобелены "Армянский Алфавит" и "вардананк" были созданы по просьбе Вазгена I. сначала изображения были нанесены на два огромных картона, на основе которых во Франции по классической технике были сотканы сами гобелены. Причем из-за нехватки места в любимой мастерской картоны пришлось делать из нескольких кусков, которые потом соединялись.После выставки их повесили в эчмиадзинском патриархате, куда обычные люди заходить не могли. А соприкоснуться с великим хотелось всем. В итоге по просьбе тогдашнего первого секретаря цк партии Карена демирчяна ханджян решил сделать новую версию этих работ в виде фресок, доступных для всех желающих.

Первоначально планировалось украсить ими только что сданный в эксплуатацию спортивно - концертный комплекс, но там удобной стены художник не нашел. Зато он создал для сцены СКК занавес - гобелен "Мать Армения" - второй по величине в советском союзе. А близкий друг ханджяна архитектор Джим торосян предложил написать фреску в тогда еще строящемся комплексе каскад. Для этого был отведен целый отдельный зал. Работал над фреской ханджян до самой смерти, более 15 лет, не успев дописать третью часть, "Возрождение", в которой изобразил величайших армянских деятелей культуры ХХ века.

За это время в стране произошли очень серьезные события - движение за независимость и карабахская война, развал Ссср, блокада … работы над фресками даже пришлось прервать на 2 года - художник активно участвовал в движении за независимость. В 1991-м в знак протеста против политики властей в Карабахе он отказался от мандата депутата верховного совета Ссср. А в годы блокады ему пришлось работать только в летние месяцы: не было возможности отапливать огромное помещение. Несколько раз фреска была под угрозой: как-то ночью в зал пробрались какие-то хулиганы, украли несколько банок краски, а уходя, подожгли целлофан, которым был покрыт пока еще не исписанный грунт. Горелый целлофан прилип к покрытию - пришлось несколько дней счищать его бритвой. Однако на грунте возникли трещины. До сих пор угрожает фреске и вибрация от проходящего под каскадом метро. Так что работа над спасением триптиха еще впереди.

В чем же был секрет успеха этих произведений? Ханджян в них хотел показать, что каждый армянин, который внес вклад в развитие родины, будь то военный, политик или деятель культуры, - участник аварайрской битвы. Так среди воинов Вардана мамиконяна появились Комитас, генерал Андраник озанян, Егише чаренц, Паруйр севак, Уильям сароян, сам ханджян … люди находили на картине и персонажей, которых автор и не планировал рисовать - патриарха Айка, Григора нарекаци. "Им Просто Хотелось Видеть в Одном Месте Всех Своих Героев", - считал он. Две работы, представленные в Москве, приняли не очень благосклонно: "Слишком Много Духовенства". Услышав об этом, ханджян заметил, что будь в V веке в Армении коммунисты, в картине было бы, наверное, больше партийцев.

Во время одного из выступлений по центральному телевидению Григор ханджян сказал: "Нет Пути Более Трудного, чем Путь Художника - Реалиста, Потому что Именно Реалист Призван в Первую Очередь Создать Зримый Облик Своей Эпохи". Сам он не только отразил в своих работах эпоху, но и стал одним из ее главных действующих лиц, одним из тех, кто ее создавал.

Смотрите ещё информацию об интерьере маленькой квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-malenkoy-kvartiry

interior.ru-best.com

Диссертация на тему «Интерьер армянского народного жилища (по материалам второй половины XIX - начала XX века)» автореферат по специальности ВАК 07.00.07. - Этнография, этнология и антропология

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. I. Ленин В.И. Задачи союзов молодел®. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.2. Книги

3. Авагян С.М. Арчак. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978. -187с. - (АЭФ; Вып.8). - На арм.яз.

4. Авдал А. Быт курдов Закавказья. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1957. - 302с. - На арм.яз.

5. Агабабян Р.Я. Композиция купольных сооружении Грузии и Армении. Ереван: Армгосиздат, 1950. - 130с.

6. Агаронян А. Женщина Гро. Тифлис: Б.и., 1907. - 157с. -На арм.яз.

7. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX начала XX в. - М.: Наука, 1978. - 303с.

8. А-До. Вилайеты Вана, Битлиса и Эрзерума: Попытка исследования географического, статистического, юридического и хозяйственного положения этих районов. Ереван: Б.и.,1912. -406с. - На арм.яз.

9. Акопян Г.А. Этнография и фольклор Нижнего Басена. Ереван: Айастан, 1974. - 459с. - На арм.яз.

10. Акопян 0. Путевые записи: Первое двадцатилетие XIX в. -Ереван: Изд-во фонда Мелконяна, 1934. 884с. - (Источники по истории Армении и Закавказья; т.6). - На арм.яз.

11. Акопян Э.Н. Архитектура народного жилища Аштаракского райо-' на. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1964. - П2с. - На арм.яз. рус.рез.

12. Аладжян Г.А. Этнография армян Дерсима. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973. - 301с. - (АЭФ; Вып.5). - На арм.яз.- 185

13. Алпояджян А. История армян Кесарии: Географическое, историческое и этнографическое исследование. Каир: Изд-во Патриотического союза Кесарии и ее окрестностей, 1937, т.2. - 1184с. (с.1295 - 2479). - На арм.яз.

14. Алпояджян А. История армян Евдокии с географическими, историческими и этнографическими сведениями. Каир: Изд-во Нью-Йоркского союза евдокийцев, любителей просвещения, 1952. - 1751с. - На арм.яз.

15. Аматуни С. Армянское слово и речь. Вагаршапат: БД., 1912. - 707с. - На арм.яз.

16. Аракский И.Ф. В Закавказье: Очерки. СПб, Б.и., 1910.138

17. Аристова Т.Ф. Курды Закавказья Шсторико-этнографический очерк). М.: Наука, 1966. - 210с.

18. Атрпет. Бассейн Чороха. Вена: Б.и., 1929. - 224с. - На арм.яз.

19. Ацуни В. Трапезы и пиршества в древней Армении. Венеция: Б.и., 1912. - 503с. - На арм.яз.

20. Ачарян Г. Заимствованные от турецкого слова в народно-армянском Константинопольском языке сравнительно с наречиями Ванским, Карабахским и Ново-Нахичеванским. М.: Вагаршапат: Лазарев.семинария вост.яз., 1902. - 381с. -(ЭЭС; Т.З). - На арм.яз.

21. Ачарян Р. Провинциальный словарь армянского языка. Тифлис: Лазарев, семинария вост.яз., 1913. - 1141с. - (ЭЭС; Т.9). - На арм.яз.

22. Ачарян Р. История армянского языка. Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1940, ч.1. - 335с. - На арм.яз.

23. Бакунц А. Сочинения. Ереван: Армгосиздат, 1955. - 686с. -На арм.яз.

24. Бдоян В.А. Земледельческая культура в Армении. Ереван: .

25. Изд-во АН Арм.ССР, 1972. 510с. - На арм.яз.

26. Бдоян В.А. Этнография армян: Краткий очерк. Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1974. - 287с. - На арм.яз.

27. Бедукидзе Л.А. Народная мебель в горных районах Восточной Грузии (по этнографическим материалам). Тбилиси: Мецниереба, 1973. 151с. - На груз.яз., рус.рез.

28. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. - 390с.

29. Вардумян Д.С. Новый быт лорийцев. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1956. - 160с. - На арм.яз.

30. Вардумян Д.С. Характеристика основных этнографических районов Армении в XIX в. М.: Наука, 1964. - 6с.

31. Волкова Н.Г., Джавахишншш Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX XX веков: традиции и инновации. - М.: Наука, 1982.239с.

32. Ганаланян А.Т. Армянские пословицы. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,I960. - 398с. - На арм.яз.

33. Гараканидзе М.К. Грузинское деревянное зодчество. М.; Тбилиси: Искусство: Сабчота Сакартвело, 1959. - 168с.

34. Геворглн А.Б. Ремесла и быт в армянских миниатюрах. -Ереван: Айастан, 1973. 155с. - На арм.,рус., англ.яз.

35. Давтян С.С. Очерки истории армянского средневекового прикладного искусства. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1981. -181с. - На арм.яз.

36. Даль В.И. Толковый словарь швого великорусского языка. -М.: Русский язык, 1978, т.1. 699с.; 1981, т.2. - 779с.

37. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 238с.- 187

38. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках. М.: Наука, 1980. - 238с.

39. Ильина М. Древнейшие типы жилищ Закавказья. М.: Изд-во Акад.архитектуры СССР, 1946. - 48с.

40. Калоев Б.А. Осетины (Историко-этнографическое исследование;. М.: Наука, 1971. - 356с.

41. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1981. - 248с.

42. Каракашлы К.Т. Материальная культура азербайджанцев СевероВосточной и Центральной зон Малого Кавказа (Историко-этно-графическое исследование). Баку: Изд-во АН Аз.ССР,1964. 283с.

43. Карапетян Е. Сасун: Этнографические материалы. Ереван: Армгосиздат, 1963. - 202с. - На арм.яз.

44. Кобычев В.П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в XIX XX вв. - М.: Наука, 1982. - 195с.

45. Ковалевский Е.П., Марков Е.С. На горах Араратских (Из поездки студенческой экспедиции по Закавказью). М.: Бл., 1889. - 318с.

46. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурологи-ческого исследования (на материалах армянской сельской культуры)/Маркарян Э.С., Арутюнов С.А., Барсегян И.А. и . др. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1983. - 319с.

47. Курылев В.П. Хозяйство и материальная культура турецкого крестьянства (Новейшее время). М.: Наука, 1976. - 143с.

48. Линч Х.Ф.Б. Армения: Путевые очерки и этюды / Пер. с англ. Е.Джунковской. Тифлис: Б.и., 19101. T.I, 597с.1. Т.2, 675с.- 188

49. Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. - 335с. - На арм.яз.

50. Макал М. Наша деревня: Записки турецкого учителя /Пер. с турец. В.Крымского и А.Пакаева. М.: Иностранная литература, 1951. - 152с.

51. Малхасянц С. Толковый словарь армянского языка. Ереван: Госиздат Арм.ССР. - На арм.яз.1944, т.1, 608с.1944, т.2, 512с.1944, т.З, 614с.1945, т.4, 646с.

52. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии (Вторая половина XIX 60-е годы XX века). - Нальчик: Эльбрус, 1971. - 407с.

53. Мирахорян М. Описательное путешествие в армянские области Восточной Турции. Константинополь: Бл., 1885, ч.2. -285с. - На арм.яз.

54. Мкунд Т. Отголоски города Амида. Б.м., Бл;., 1950. -581с. - На арм.яз.

55. Мордовцев Д.Л. Путешествие к Арарату или памятная книжка впечатлений дороги к Арарату. Венеция: Бл., 1895. -131с. - На арм.яз.

56. Мхалян Г. Партизак и партизакцы. Каир: Б.п., 1938. -982с. - На арм.яз.

57. Мхитарянц А. Крохи из амбаров Ширака. М.; Александрополь: Лазарев, семинария вост.яз., 1901. - 338с. - (ЭЭС; T.I). -На арм.яз.

58. Народы Кавказа (Народы мира: Этнографические очерки). -М.: Изд-во АН СССР, 1962, т.2, 684с.- 189

59. Народы Передней Азии (Народы мира: Этнографические очерки). М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 615с.

60. Насирли М.Н. Сельские поселения и крестьянские жилища На-хичеванской АССР. Баку: Изд-во АН Аз.ССР, 1959. - 138с.

61. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 10-ое, стер.-М.: Советская энциклопедия, 1973. - 847с.

62. Орбели И.А. Фольклор и быт Мокса. М.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - 144с.

63. Пантюхов И.И. О народном врачевании в Закавказском крае. -Тифлис: Б.и., 1899. 28с.

64. Папухян Н.Ц. Народное зодчество Сюника. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1972. - 170с. - На арм.яз.

65. Петоян В.А. Этнография Сасуна. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1965. - 549с. - На арм.яз.

66. Пещерева Е.М. Гончарное производство Средней Азии. М.;

67. Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 396с. - (ТИЭ. Новая серия; Т.42).

68. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: Этнографические очерки. М.: Наука, 1983. - 270с.

69. Самуэлян X. Культура древней Армении. Ереван: Изд-во АрмФАН, 1941, т.2.- 342с. - На арм.яз.

70. Саркисян А. Область Балу: Обычаи, просвещение, наречия. -Каир: Б.и., 1932. 568с. - На арм.яз.

71. Саркисян Е.С. Гончарное искусство Армении. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978. - 94с.

72. Саркисян Л. Визит в Турецкую Армению: Из воспоминаний армянского туриста. Тифлис: БД., 1890. - 285с. - На арм.яз.

73. Сергеева Г.А. Арчинцы. М.: Наука, 1967. - 191с.

74. Серебрякова М.Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (новейшее время). М.: Наука, 1979. - 168с.- 190

75. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX XX в). - М.: Наука., 1983. -264 с.

76. Срвандзтянц Г. Сочинения. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР. -На арм.яз.1978, т.1, 665 с. 1982, т.2, 563 с.

77. Сумбадзе Л.З. Грузинские дарбази. Тбилиси: Заря Востока, I960. - 42 с.

78. Сюрменян Г. Ерзнка. Каир: Б.и., 1947. - 511 с. - На арм.яз.

79. Тер-Мовсисян П. Армянское крестьянское жилище. Вена: Б.и., 1894. - 103 с. - На арм.яз.

80. Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья, у армян: По материалам сельских районов Армянской ССР. М.: Наука, 1972. -207 с.

81. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии /Отв.ред. Н.Н.Чебоксаров. -М.: Наука, 1979. 286 с.

82. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западнойи Южной Азии /Отв.ред. Н.Н.Чебоксаров. М.: Наука, 1981. -286 с.

83. Тлкатинци, Башалян Л., Арандзар. Сочинения. Ереван: Сове такая грох, 1982. - 624 с. - На арм.яз.

84. Тораманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры. -Ереван: Изд-во АрмФАН, 1942. 403 с. - На арм.яз.

85. Халпахчьян О.Х. Производственные сооружения Армении. -Ереван: Из-дво АН Арм.ССР, 1961. 92 с. - На арм.яз.

86. Халпахчьян О.Х. Гражданское зодчество Армении (Жилые и общественные здания). М.: Стройиздат, 1971. - 248 с.- 191

87. Шагинян М.С. Путешествие по Советской Армении. Ереван: Армгосиздат, 1952. - 426с. - На арм.яз.

88. Этнография питания народов стран зарубежной Азии: Опыт сравнительной типологии /Отв.ред. Арутюнов С.А. М.: Наука, 1981. - 256с.3. Статьи

89. Абовян X. Структура сельских жилищ. Полн.собр.соч. Ереван, 1964, т.10, с.59-96. - На арм.яз.

90. Абрамян В.А. Уникальный поднос ХУ века. Тр.ГМИА, 1975, т.6, с.17-31. - На арм.яз.

91. Аванесян Л.Ш. Об иранских заимствованиях в армянском языке. Историко филологический журнал, 1983, $ 2-3, с.138-146. -На арм.яз.

92. Бдоян В.А. Армянские солонки с фигурой женщины, как конспирация статуй богини Анаит. Материалы по этнографии Грузии, 1972, вып.16-17, с.261-272.

93. Бдоян В.А. К вопросу о конспирированном культе Ванатур и Аманор. Вестник общественных наук, 1976, JS 12, с.78-92. -На арм.яз.

94. Бдоян В.А. К вопросу о конспирированном культе божеств Ванатур и Аманор. ВЕУ, 1977, & 2, с.146-161. - На арм.яз.

95. Бдоян В.А. Некоторые фрагменты о мифологической паре Ванатур и Аманор. ВЕУ, 1980, JE 2, с.106-114. - На арм.яз.

96. Бенсе. Буланых или область Арк. АА, 1899, т.5, с.5-184. -На арм.яз.

97. Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (Поселения, жилища и хозяйственные постройки). -ТИЭ. Новая серия, 1951, т.31, с.3-458.

98. Бунатов Г. Из поверий, предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда. СМОМПК, 1893, вып.17, отд. 2, с.174-192.- 192

99. Варданян Л.М. Традиции мужских возрастных групп у аршн в конце XIX начале XX вв. (Историко-э тнографическое исследование). - АЭФ, 1981, вып.12, с.85-142.

100. Воронина В.Л. Жилище Ванча и Язгулема. В кн.: Архитектура республик Средней Азии. М., 1951, с.251-281.

101. Григоров Н. Село Татев, Зангезурского уезда, Елисаветполь-ской губернии. СМОМПК, 1892, вып. 13, отд.1, с.59-125.

102. Грикоров К. Селение Карзах Ахалкалакского уезда, Тифлисской губернии. СМОМПК, 1893, вып.17, отд.1, с.90-103.

103. Давидбеков И. Село Гадрут, Елисаветпольской губернии,

104. Джебраильского уезда. СМОМПК, 1888, вып. 6, отд.1, с. 153-192.

105. Джейранов Ф.И. Селение Чайкенд, Елисаветпольского уезда, той же губернии. СМОМПК, 1898, вып.25, отд.2, с.59-100.

106. Ерицрв А.Д. Экономический быт государственных крестьян Казахского уезда, Елисаветпольской губернии. ШЭЕГКЗК, 1886, т.2, вып.З, с.1-265.

107. Кобычев В.П. йилище народов Восточного Закавказья. СЭ, 1957, J£ 3, с.57-76.

108. Кобычев В.П. О традиционном делении жилища народов Северного Кавказа. ШШЭ: 1976. - 1978,. с.128-133.

109. Кобычев В.П. О местонахождении камина в традиционном жилище народов Северного Кавказа (К вопросу о методологии изучения народного жилища). КЭС, 1980, В 7, с.84-96.- 193

110. Кобычев В.П., Робакидзе А.С. Основы типологии и картографирования жилища народов Кавказа. СЭ, 1967, 2, с.26-44.

111. Курылев В.П. Поселения,жилища и хозяйственные постройки современной Турции. Страны и народы Востока, 1969, вып.8, с.229-247.

112. Лалаян Е. Джавахк. АА, 1896, т.1, с. 117-378; 1897, т.2, с.245-294. - На арм.яз.

113. Лалаян Е. Варанда. АА, 1897, т.2, с.4-244. - На арм.яз.

114. Лалаян Е. Сисиан. АА, 1898, т.З, с.105-270. - На арм.яз.

115. Лалаян Е. Зангезурский уезд. АА, 1898, т.4, с. 7-II7. -На арм.яз.

116. Лалаян Е. Гандзак. АА, 1900, т.6, с.232-282. - На арм.яз.

117. Лалаян Е. Провинция Борчалу. АА, 1902, т.9, с.197-262; т.10, с.112-268. - На арм.яз.

118. Лалаян Е. Провинция Нахичевань. АА, 1905, т.12, с.109-174. - На арм.яз.

119. Лалаян Е. Вайоц-дзор. АА, 1906, т.13, с.139-166. - На арм.яз.

120. Лалаян Е. Провинция Нор-Баязет. АА, 1907, т.16, с.9-65;. 1908, т.17, с.86-125. - На арм.яз.

121. Лалаян Е. Васпуракан. АА, 1910, т.20, с.II6-196; 1915, т.25, с.20-60. - На арм.яз.

122. Лалаян Е. Муш-Тарон. АА, 1916 (1917), т.26, с.149-195. -На арм.яз.

123. Лисициан С.Д. К изучению армянских крестьянских жилищ (Карабахский карадам). ИКИАИ, 1925, т.З, с.97-108.

124. Лисициан С.Д. Крестьянское жилище Высокой Армении. -ИКИАИ, 1926, т.4, с.55-70.

125. Лисициан С.Д. Из материалов по изучению жилищ Армении: Крестьянское жилище Мегринского района. ИКИАИ, 1927, т.6, с.II9-133.

126. Лисициан С.Д. Из материалов по изучению жилищ Армении: Нор-Баязетский азарашенк и заметки о крестьянских жилищах соседних районов Памбакского и Даралагязского. - ИКИАИ, 1927, т.6, с.133-140.

127. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении. -КЭС, 1955, вып.1, с.182-264.

128. Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха (Этнографический очерк). АЭФ, 1981, вып.12, с.7-84. - На арм.яз.

129. Малхасян 0. Альбом армянского крестьянина. АА, 1900, т.6, с.193-230. - На арм.яз.

130. Мамадназаров М.Х. Традиционное жилище Западного Памира. -Архитектурное наследство, 1978, № 26, с.146-152.

131. Мелик-Шахназаров Е. Из поверий, предрассудков и народных примет армян Зангезурского уезда. СМОМПК, 1893, вып. 17, отд.2, с.193-201.

132. Мелик-Шахназаров Е. Селение Арцеваник, Зангезурского уезда, Елисаветпольской губернии. СМОМПК, 1898, вып.25, отд.2, с.1-58.

133. Мкртумян Ю.И. Формы скотоводства в Восточной Армении (вторая половина XIX начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. - АЭФ, 1974, вып.6, с.5-90.

134. Мурадян. Амшенские армяне. АА, 1898, т.4, с.361-406. -На арм.яз.

135. Мурацан. Апостол. Собр.соч. Ереван, 1963, т.6, с.159-345. - На арм.яз.

136. Осипов Г. Селение Даш Алты Шушинского уезда, Елисаветпольской губернии. - СМОМПК, 1898, вып.25, отд.2, с.101-136.

137. Петросян Л.Н. Армянский народный транспорт. Часть I. Пешиеи выочно-верховые средства передвижения (историко-этнографи-ческое исследование). АЭФ, 1974, вып.6, с.91-156. - На арм.яз.

138. Писарчшс А.К. Традиционные способы отопления жилищ оседяого населения Средней Азии в XIX XX вв. - Б кн.: Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 1982, с.69-111.

139. Пронин П. Сое и Вардитер. В кн.: Прошян П. Собр.соч. Ереван, 1962, т.2, с.41-352. - На арм.яз.

140. Раффи. Салби. В кн.: Раффи. Собр.соч. Ереван, 1955, т.1, с.51-396. - На арм.яз.

141. Самуэлян X. Армянский семейный культ. АА, 1905, т.12, с.202-234. - На арм.яз.

142. Станюкович Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища. В кн.: Русские: Исто-рико-этнографический атлас. М., 1970, с.61-88.

143. Темурчян B.C. Армяне Гамирка. АЭФ, 1970, вып.1, с.7-142. - На арм.яз.

144. Тер-Маркаров А. Село Геозалдара, Новобаязетского уезда, Эриванской губернии. СМ0МПК, 1893, вып.17, отд. I, с. I04-II8.

145. Тер-Саркисянц А.Е. Новое и традиционное в современном быту армян Нагорного Карабаха. ПИИЭ: 1975. - 1977, с.99-110.

146. Тер-Саркисянц А.Е. Современные этнические процессы у армян Нагорного Карабаха. В кн.: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978, с.62-117.

147. Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX начала XX в.). -СЭ, 1980, & 2, с.ЮЗ-116.- 196

148. Чиковани Т.А. Классификация и генезис закавказского жилища со ступенчато-венцеобразным перекрытием. В кн.: Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX - XX вв. М., 1971, вып.1, с.33-72.

149. Шахазиз Е. Нор-Нахичевань и нор-нахичеванцы. АА, 1902, т.9, с.5-82. - На арм.яз.4. Диссертации

150. Харатян З.В. Структура и динамика религиозных пережитков в семейном быту армян (По материалам XIX начала XX в.). -Дисс. канд.ист. наук. - М., 1981. - 173 с.5. Авторефераты

151. Андрюшкявичюс А. Виды и типы мебели литовских крестьян в XIX в. первой половине XX в.: Автореф. дис. . канд.ист. наук. - Вильнюс, 1973. - 30с.

152. Матевосян С.Г. Народная архитектура жилых домов города Ленинакана ХУШ XIX вв.: Автореф. дис. . канд.архитектуры. - Ереван, 1973. - 27с.

www.dissercat.com

Армянская архитектура — Энциклопедия Armenia.ru

W

Армянская архитектура — архитектурная культура армянского народа, созданная на территории всей исторической Армении

IV до н. э. — III н. э

Гарни, I век н. э. Надпись царя Трдата гласит:"Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…"[1]

В I тысячелетии до н. э. в основном завершается процесс складывания армянского народа[2]. С VI в. до н. э. архитектура и градостроительство на Армянском нагорье вступают в новый этап развития, проявляя новые качественные особенности. Ксенофонт в труде «Анабасис» приводит первое упоминание о народном жилище армян — глхатуне[3]. В III—I вв. до н. э. возникают и развиваются города ранней армянской государственности — Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Тигранакерт, Заришат и другие. В больших городах значительное развитие получают металлургия, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, строительное дело[4]. Эти города, так же как и крупные крепости (Гарни, Артагерс, Ани-Камах, Даруйк), языческие святыни (Багаван, Багреванд, Аштишат и прочие), становятся основными звеньями развития древнеармянской архитектуры и градосторительства. Согласно письменным источникам, частично материалам раскопок Гарни, Армавира и Арташата, традиционные градостроительство и архитектура Армении начиная с IV в. до н. э. развивались под влиянием греко-эллинистической, а с I в. до н. э. — римской культуры, формируя «армянский эллинизм»[5]. Градостроительные факторы, включая защитные особенности городов, были во многом похожи на эллинистические. Для строительства городов местность выбиралась вблизи рек (Аракс, Арацани), которые, кроме обеспечения жизнедеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.

Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни, построенный армянским царём Трдатом I (54—88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке.

По свидетельству Плутарха в Арташате[6] и Тигранакерте[7] существовали театры, которые предположительно были построены по типу античных амфитеатров. В результате раскопок Гарнийской крепости открылись останки царского дворца и бани — с мозаичными полами. В Арташате обнаружились бани, системы водоснобжения, архитектурные и скульптурные фрагменты зданий.

Галерея

IV—VII века

Двин. Центральная часть города. На переднем плане — собор, сзади справа — базиликальная церковь (VI в.), слева — дворец католикоса (V в.). Реконструкция. Рис. А. Патрика (на основании чертежей Г. Кочояна).

С самого начала образования феодальных отношений архитектура и градостраительство Армении вступили в новый этап. Античные армянские города переживали экономический упадок, своё значение сохраняли только Арташат и Тигранакерт. На историческую смену приходили Двин и Карин (Эрзурум). Строительство города Аршакаван царем Великой Армении Аршаком II не было закончено полностью. Христианство воплотило в жизнь новую архитектуру религиозных сооружений, которая изначально питалась традициями прежней, античной архитектуры.

Церкви IV—V веков в основном являются базиликами (Касах, IV—V вв., Аштарак, V в., Ахц, IV в., Егвард, V в.). Некоторые базилики армянской архитектуры относятся к так называемому «западному типу» базиликальных церквей. Из них наиболее известны церкви Текора (V в.), Ереруйка (IV—V вв.), Двина (470 г.), Цицернаванка (IV—V вв.). Трёхнефная Ереруйкская базилика стоит на на 6-ступенчатом стилобате, сооружена предположительно на месте более раннего дохристианского храма. Сохранились также базилики Карнута (V в.), Егварда (V в.), Гарни (IV в.), Зовуни (V в.), Цахкаванка (VI в.), Двина (553—557 гг.), Талина (V в.), Танаата (491 г.), Джарджариса (IV—V вв.), Лернакерта (IV—V вв.), и т. д..

С V века базилики начинают сменяться купольными церквями с разными архитектурными выражениями. Из них купольные залы (Птхни, VI—VII вв., Аручаванк, 661—666 гг.), купольные базилики (реставрированный Текор, 478—490 гг., Одзун, VI в., Мрен, 613—640 гг., Гаянэ, 630 г., Багаван, 631—639 гг.) а также триабсидные купольные базилики (реставрированный св. Григор Двина, 608—615 гг., большой храм Талина, VII в.) восходят к трехнефным базиликам. Более разнообразны крестообразные центракупольные храмы VI—VII веков, когда армянская архитектура стремилась к целостности внутреннего пространства[8]. Данная архитектурная идея развита в церкви 588—597 гг. а Аване и достигла классического совершенства в церкви св. Рипсимэ (618 г.) и в ряде других похожих церквей (Гарнаовит, VI—VII вв., Таргманчац, VII в., Арамус, VII в., Сисаван, VII в., Арцваберд, VII в.). В них с максимальной ясностью и лаконичностью решены задачи взаимосвязи архитектурного плана, форм и перспективы, единства архитектурной идеи. Мастара (V—VI вв.), Артик (VII в.), Воскепар (VI—VII вв.) св. Тадеос Багарана (624—631), представляют тип четырёхабсидной крестообразной центракупольной церкви. Стремление к созданию новых типов крестообразных центракупольных церквей приводит к появлению в VII века шедевра армянской архитектуры эпохи — Звартноца (641—652 гг.). Звартноц отличается также декоративным принципом архитектурного построения. Среди первоочередных памятников армянской архитектуры VII века выделяется также Аручаванк, где некоторые время находилась армянский престол. В церкви сохранились следы древних фресок. Аручаванк особо примечателен своим купольным залом (16,95м.—34,6м.). К концу VI-го началу VII века относится один из наиболее совершенных памятником[9] армянской раннесредневековой архитектуры — церковь Мастара. Мастара вариант крестово-купольного храма, является центрическим зданим с широким куполом (диаметр 11,2 метра) на тромпах и с выступающими извне 4 апсидами, имеет подчёркнуто пластическую выразительность.

Во второй половине VII века создается многоалтарный тип церквей (церковь Зоравара в Егварде, 661—685 гг., церкви Иринда, VII в., Арагаца, VI в.). Одновременно в V—VI вв. разрабатывается стиль маленьких церквей с крестообразным планом. Совершенствуясь в VI—VII веках, этот стиль проявился в целом ряде храмов и церквей, из которых наиболее известны аштаракский Кармравор (VI в.), св. Степанос в Коше (VII в.), малый храм Талина (VII в.), св. Саркис в Бджни (VII в.) а также церкви в Агараке (VII в.), Алмана (637 г.), Арзни (VI в.), св. Ншан в Дзагаванке (VII в.), Манканоц св. Сион в Ошакане (VII в.), св. Степанос Лмбатаванка (VI в.) и т. д.. Последний — крестообразная купольная базилика с восьмигранным барабаном и тромповым переходом. В церкви сохранились также ценнейшие остатки раннесредневековой армянской фресковой живописи.

Архитектура светских зданий развивалась самостоятельно. Два дворца Двина (V и VII века), дворец Звартноца (VII в.) и два дворца Аруча (VII в.) отличаются единством композиционного решения плана — центральное место в них занимают колонные залы. Разные типы светских зданий представлены обнаруженными в Двине жилыми домами, общественными и другими зданиями. Монументальные памятники VI—VII вв., «пропагандирующие» крест, — хачкары — приходят на смену деревянным крестам, которые были распространены в Армении в первые периоды христианства. Каменные «крылообразные» хачкары характерны для раннего периода развития малой архитектуры хачкарного искусства.

В Эчмиадзинском соборе, в церкви св. Григора в Двине, в Звартноце обнаружены памятники мозаичного искусства. Полностью сохранилась мозаика VI века в армянской церкви св. Иакова в Иерусалиме (с армянскими надписями). Раннесредневековые фрески обнаружены в мавзолее Ахца, в базиликах Касаха, Ереруйка, Циранавор и т. д.

Архитектурная традиция строительства мавзолеев восходит к урартской и эллинистической эпохи. Среди древнейших мавзолеев этой эпохи известны мавзолей Аршакидов в Ахце (IV в.) и Григориса (489 г.) в Арцахе. Погребальни в мавзолее Аршакидов — подземные, погребальня Григориса — под главным алтарем церкви. Похожее строение имеют мавзолеи св. Рипсиме и св. Гаянэ (VII в.). Зовунийский мавзолей (V в.) расположен у стен небольшой часовни св. Вардан. Методы художественной выразительности архитектуры IV—VII веков адекватны принципам архитектуры и художественным-эстетическим представлениям, господствовавшим в ту эпоху. В основе образного представления лежали взаимосвязанные решения архитектурного плана и перспективы, ясное совершенство форм и фасадов, пропорциональная гармония, правильные механизмы выражения архитектоники. Возведение стен из разноцветных камней (что, кроме конструктивного, имело также художественное значение) являлось одной из характерных черт архитектуры данной эпохи. Стремлением к внешней и внутренней лаконичности обусловлено ограниченное использование декоративных элементов. Они были призваны в основном подчёркивать формы окон и входов, пластически обогащать некоторые части стен и расчленять плоскости фасадов.

Галерея. IV—VII века

  • Церковь Текор, конец V века

  • «Красная» церковь, VI в.

  • Одзун, могильный монумент, VI—VII вв.

  • Артикский собор, VII в.

  • Кармравор, VII в.

  • Лмбатаванк, VI в.

  • Церковь Спитакавтор в Аштараке, V—VI вв.

  • Гаргаванк, 661—685 гг.

  • Церковь св. Геворга в Гарнаовите, VII в.

  • Церковь св. Гаянэ, 630 г.

VIII—XIV века

В начале VIII века в связи с арабскими нашествиями строительство в Армении временно переживает сравнительный упадок. Сооружения строились в отдельных княжеских владениях (подземный мавзолей Артавазда Камсаракана), развивалась светская архитектура. Католикосы Армении, несмотря на тяжелые политические условия, всячески способствовали строительству новых церковных зданий (Давид I Арамонеци строит церковь и дворец). В Двине было воздвигнуто дворянское здание центральной городской крепости. В эпоху Раннего Средневековья формируется искусство хачкаров — памятников малой архитектуры.

В 885 году, после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение. В главных городах строятся новые значительные архитектурные здания, развивающие архитектурные методы IV—VII веков. На основе исторического-стилистического единства развиваются архитектурные школы Ани-Ширака, Ташир-Джорагета, Сюника, Васпуракана.

Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания, самые ранние из которых известны в горном Сюнике, на побережье Севана.

Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан[10] — Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877—888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895—906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов[11]. В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана, в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века — церковь Макеняц.

В X веке формировалось Васпураканское царство, центром которого становится остров Ахтамар в озере Ван. Товма Арцруни описывает строительство центральной крепости, дворца и других сооружении Ахтамара[8]. Ныне сохранилась только церковь св. Креста архитектора Мануела, которая была построена в 915—921 гг. Своим планом церковь напоминает храм св. Эчмиадзин Дзорадира, возведенный в VI веке. Церковь особо известен богатейшей резьбой по камню, разнообразными по сюжетам-рельефами а также фресками.

Широко распространились армянские технологии строительства и отделки; материалы, используемые в армянском архитектурном строительстве, приобрели популярность за пределами Армении. Они были настолько специфичны, что их называли армянскими. Так, арабский историк и путешественник Аль-Масуди X века в своей работе «Золотые копи и россыпи самоцветов», описывая один из домов, который он посетил в Багдаде, говорил: «Вошел я к нему однажды зимним весьма холодным днем, в Багдаде, и обнаружил его в просторном зале, обмазанном красной армянской глиной, и она сверкала, подобно молнии»[12]

Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Столицей Анийских Багратидов изначально являлось Багаран, позже — Ширакаван, где в конце IX века по примеру Аручского храма (VII в.) царь Смбат I возвел новый храм[13]. Позже в Карсе в 940-гг. царь Аббас строит центральнокупольный храм[14]. Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры — церковь Мармашен, строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.

В Х—XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища — глхатуна — получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты — своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).

В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957—966 гг. строится монастырь Санаин, в 976—991 гг. царица Хосровануйш и его младший сын Гурген основывают монастырь Ахпат — один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы а храмах X столетия[15], но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов[15]. В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов — гавитов[15]. Армянские архитекторы X века обладали международным признанием[16].

До середины XI века армянская архитектура бурно развивается в Ани. Среди памятников других областей страны, особо выделяются монастырь Кечарис (1033), церковь св. Богородицы в Бджни (1031), Ваграмашен (1026), Бхено Нораванк (1062), Воротнаванк (1007) и некоторые др.. В начале XI века строились монастырь Варагаванк[17] и Хцконк (1029 г.) в Западной Армении.

Развитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (монастыри в Санаине, Х—ХIII вв., в Ахпате (X—XIII вв.).

Нораванк, Сурб Аствацацин - детали фасада, 1339 г. Интерьер Гегарда, начало XIII века

Особенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают светские здания в XII—XIV вв. Выделяются оригинальные чытырёхстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырёхстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырёх колоннах делается купол или шатёр с круглым проёмом в вершине (гавит в Санаине 1181 г.).

В 1188 году на месте старой церкви Гетик Мхитар Гош основывает новое здание — крестовокупольную зерковь Нор Гетик или Гошаванк. Строительство главной церкви св. Аствацацин (Богородицы) осуществляется в 1191—1196 гг. архитектором Хюсн.

Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов, о чём может свидетельствовать строительство одноарочного моста в Санаине через р. Дебед в 1192 г.

Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках — выдающееся изобретение армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного свода; являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересечённых арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремлённость. Характерным примером может служить Большой гавит монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий «купол» сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания: караван-сараи, бани, производственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.

Новый подъём армянской архитектуры начинается с последней четверти XII века[15] при правлении Закарянов. Памятники конца XII — первой четвери XIII века показывают непрерывность развития архитектурных традиции, несмотря на более чем вековое сельджукское иго. Новые стилевые особенности, разработанные в X—XI веках полностью сохраняются, декоративные способы становятся более тонкими[8]. Церковные комплексы с XIII века начинают расширяться новыми сооружениями. Среди наиболее крупных и известных архитектурных памятников начала XIII века Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213—1232), Дадиванк, (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215—1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216—1238) и т. д.. Элементами построения церковных ансамблей, кроме собственно гавитов, являлись также гавиты-мавзолеи, библиотеки, колокольни, трапезные, водоемы и прочие мемориальные здания[8].

К середине XIII века относятся Гтчаванк (1241—1246), Хоракерт (1251), к концу XIII века Танаде (1273—1279) и Агарцин (1281).

Особое развитие в XIII веке получила именно архитектура монастырей. Существовали весьма разнообразные принципы планировки монастырских комплексов[15]. При сохранении типологии храмов, были изменены их пропорции, в частности значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер[15]. Гавиты строятся с весьма разнообразными пространственными решениями[15]. Прочерченная схема свода центральной ячейки сохранившаяся на южной стене гавита монастыря Аствацнкал считается ранней среди известных средневековых архитектурных рабочих чертежей[15].

В XIII столетии среди архитектурных школ особо выделяются Лорийская, Арцахская и Сюникская, с конца того же века такжа Вайоц-Дзорская[15]. Вайоц-Дзор становится одним из центров армянской культуры в конце XIII — первой половине XIV века. Здесь действовал также Гладзорский университет и где развилось отдельное направление армянской миниатюрной школы. В Вайоц-Дзоре строятся такие памятники архитектуры как Нораванк (1339 г.), церковь Арени (1321 г.), Зорац (не позднее 1303 г.) и др.. Подъем Вайоц-Дзорской школы архитектуры связан с деятельностью княжеского дома Орбелян.

Видные архитекторы, мастера по камню и художники эпохи — Момик, Погос, Сиранес (гавит церкви Аратес, 1262, родовая усыпальница Орбелянов, 1275) и другие.

В XII—XIV веках развиваются здания княжеских мавзолеев-церквей (церковь Егварда, 1301, Нораванк, 1339, Капутан, 1349). В то же время иноземное иго привело экономику страны в катастрофическое положение, усиливалась эмиграция населения, почти приостановилась строительство монументального типа. В XII—XIV веках процветала архитектура в Киликийском царстве, где традиции классической армянской архитектуры сочетались с особенностями византийского, итальянского, французского искусства и архитектуры. Развитие архитектуры большей частью было обусловлено развитием армянских городов, которые стали центрами развития светской городской архитектуры. Для армянской архитектуры новым явлением становится строительство портовых городов. Принципы строительства горных городов и сёл было в основном то же, что и в собственно Армении.

Галерея. VIII—XIV века

  • Татев, Церковь Погос-Петрос, 895—906 гг.

  • Интерьер Гошаванка

  • Церковь Святой Богородицы (Егвард), 1301

  • Церковь Зорац, 1303 г.

Архитектура Ани

Интерьер главного собора Ани, 989—1001 гг.

В IX—XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани. Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится всё более определённой тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карсе, середина Х в.).

О развитии купольной базилики даёт представление кафедральный собор Ани, построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом. Его строительство было начато при Смбат II в 989 г. и завершилась в период правления Гагика I в 1001 г.. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах — в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере — в сложном профиле пучкообразных колонн, подчёркивающих вертикальную устремлённость членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.

Изначально, в V—IX веках Ани представлял собой одну из важнейщих крепостей центральной Армении, в X—XI века Ани — столица Армении, в IX—XIV века — крупнейший культурно-экономический центр. В годы процветания население Ани достигло 100 тыс.[18]. В историческом развитии Ани выделяют 3 этапа: 1) период Камсараканов (IV—VII вв.), 2) Багратидов (X—XI вв.), 3) Закарянов (1-я полавина XIII в.). Эпохи Камсараканов относятся древнейщие стены города и дворянский храм (VII в.), на стенах которого вырезаны изображения 4 евангелистов, а также библейская сцена принесения в жертву Исаака Авраамом. Среди ранних построек известны городские стены («Ашоташен») 963—964 гг., построенные Ашотом II. В связи с быстрым развитием города царь Смбат строит новые стены, так называемые «Смбаташен», высота которых в некоторых местах достигала 8-10 м. В разные времена стены были реконструированы Закарянами и др. Стены Ани имели до 40 входов , у каждого из которых имелось собственное название.

Архитектура средневековой столицы Армении Ани
AniMap.gif Ani from Armenia.jpg Marr archeological dig of Ani.jpg
Карта архитектурных памятников Ани Вид Ани с территории Республики Армения фотография 1905 года

XV—XVIII века

Со второй половины XIV века для армянской архитектуры начинается трудная эпоха. Из-за политического и экономического упадка строительство в стране развивается медленно. В XV—XVI веках в Армении не строятся крупные монументальные здания. Армянское искусство обработки камня в этот период развивается в малой архитектуре — хачкарах. В XV—XVI веках армянские архитекторы играли значительную роль в развитии османской архитектуры. С середины XVIII века в Константинополе свою деятельность начинает династия армянских архитекторов Балян — авторы дворца Долмабахче.

Собственно армянская архитектура на протяжении XV—XVI веков развивается в местах компактного проживания армян на территории России, Грузии, Украины, Крыма, Польши.

Начиная со второй половины XVII века в Армении отмечается сравнительный мир, после трёхвекового перерыва создаются условия для развития национальной архитектуры. Строительство развивается в основном по трём направлениям: 1) восстановление старых церквей и храмов, 2) строительство новых, 3) развитие уже существующих за счёт новых сооружений. Значительные строительные работы ведутся в Вагаршапате, восстанавливаются главный собор и храм св. Гаянэ. Новые церковные сооружения строились по принципам армянской архитектуры IV—VII веков — купольные базилики, купольные залы и особенно трёхнефные базилики. Трёхнефные базилики XVII века, в отличие от своих раннесредневековых аналогов, более простые, без особой декоративной роскоши, часто из малообработанного камня. Типичные примеры архитектуры эпохи: церкви Гарни, Татева (1646), Гндеваза (1686), Егегиса (1708), Нахичевана (св. Богоматери в Бисте (1637), св. Шмавона в Фараке (1680), св. Григоря Просветителя в Шороте (1708)) и другие.

В XVII веке купольных церквей строилось сравнительно немного. Строение купольного зала имели большая церковь Хор Вирапа (1666) и Шогакат (1694) Эчмиадзина. Купольные базиликальные цервки строились в основном в Сюнике и Нахичеване. В этот период основным строительным материалом являлся базальт, использование которого требовало больших затрат. По этой причине начинают использоваться более простые материалы, в основном кирпич.

Галерея

XIX век. Начало XX века

В XIX веке градостроительство и архитектура городов западной Армении (Ван, Битлис, Карин, Харберд, Ерзнка и т. д.) переживали незначительные изменения. Присоединение Восточной Армении к России в начале того же века создало условия для экономического подъёма и сравнительного развития архитектуры и градостроительства. Города частично (Ереван) или полностью (Александраполь, Карс, Горис) обустраивались по каноническим планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивалось особенно в конце XIX, начале XX веков, когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

История армянской архитектуры XX века начинается с инженера-архитектора В.Мирзояна. Им были спроектированы здания Ереванской мужской гимназии на ул. Астафьяна (ныне Концертный зал им. Арно Бабаджаняна на ул. Абовяна), Казначейство и казённая палата (ныне банк на ул. Налбандяна), Учительская семинария.

XX век

История архитектуры Советской Армении начинается с Александра Таманяна. В начале XX столетия Таманян создал основную версию Генплана Еревана. Он является автором зданий «Оперы и балета им. Спендиарова», «Дома правительства». Параллельно с Таманяном творили мастера Н. Буниатян (гостиница «Ереван») и другие.

Эпоха 1930-х годов отражается в зданиях Г. Кочара (кинотеатр «Москва», административное здание КГБ, Универмаг), К. Алабяна, М. Мазманяна.

Послевоенное архитектурное проектирование возглавили Р. Исраэлян (Винные подвалы треста «Арарат», Монумент Победы в парке «Ахтанак»), Г. Таманян (кинотеатр «Наири», Консерватория им. Комитаса, Музыкальная школа им. Саят-Новы, Школа им. А. П. Чехова), М. Григорян (Резиденция президента, Национальное собрание, Матенадаран, Картинная галерея, Конституционный суд), Э.Тигранян (ЕГУ, здание железнодорожного вокзала), С. Сафарян (Дом правительства н.2, НАН РА, ИМЛ (ныне посольство Китая в Армении), Драм. театр в Ленинакане, Медицинский институт, Школа им. А. С. Пушкина), Г. Агабабян (Крытый рынок), К. Акопян (стадион «Динамо», стадион «Раздан»), С. Кнтехцян (летний зал кинотеатра «Москва»), С. Гурзадян (Бюраканская астрофизическая обсерватория), А. Тарханян (Памятник жертвам геноцида армян в 1915 году, аэропорт Звартноц, Спортивно-концертный комплекс).

В 1970-х годах архитекторами Л. Христафоряном и Р. Асратяном были созданы здания аэропортов «Ширак» и «Эребуни». Аэропорт в Гюмри является одним из зданий Армении, которые выдержали землетрясение 1988 года.

Архитектура Советской Армении в двадцатом веке развивалась на основе лучших традиций армянского архитектурного стиля.

  • Н. Буниатян. Гостиница «Ереван» (1926—1928)

  • А. Таманян. Театр оперы и балета (1926—1939)

  • А. Ааронян, Г.Кочар, М. Мазманян, О. Маркарян (1936). С. Сардарян (2004). Универсальный магазин

  • Г. Кочар, Т. Ерканян. Кинотеатр «Москва» (1937)

  • Г. Кочар, Р. Исраэлян. Винные подвалы треста «Арарат» (1938)

wiki.armenia.ru

Handmade в Армении. Часть 2 – Ярмарка Мастеров

В первой части нашей экскурсии мы уже посмотрели очень много. Но теперь нас ждет настоящая пещера Али-Бабы в центре Еревана.

Приехав в Армению, я задавала всем вопрос: "Где у вас продают рукоделие?". И все хором отвечали: "Идите на Вернисаж в выходные". И я пришла. Убежденная, что иду только посмотреть. Но, разумеется, вышла с целым мешком украшений, керамики и прочих подарков. Потому что просто невозможно пройти мимо!

Вернисаж - это рынок, занимающий несколько аллей парка. Играет национальная музыка, продавцы расхваливают свой товар, толпятся покупателя, жизнь кипит.

Итак, посмотрим?

Начинается Вернисаж с традиционного армянского ткачества. Из этих пестрых тканей шьют самые разные вещи: сумки, косметички, шапки, обувь, скатерти и декоративные наволочки...

украшения

Футляры для винных бутылок.

керамика

резьба по дереву

армения

кожа

Вязания крючком почти нет. Спицами чуть больше. В основном носки. К слову, магазин с пряжей попался мне только 1. Пряжа турецкая. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Турцией, торговля  с ней идет. Товары переправляют через Иран.

кожаный браслет

Серебряная посуда.

серебро

агат

И не только посуда.

яшма

Медные турки - один из самых популярных сувениров, которые везут из Армении.

Памятные места Армении.

Резьба по дереву.

Подставка для вина. Удивительная штука - стоит и не падает.

Национальный армянский музыкальный инстурмент - дудук.

Плетение попалось только в 1 месте.

Керамика была обнаружена двух видов: светлая и темная.

И, наконец, украшения. Самый большой "отдел" Вернисажа.

Здесь очень много украшений из серебра и камней. В Армении добывают обсидиан, яшму, агат и много чего еще.  Раньше добывали и серебро. Как сейчас с ним обстоят дела, я толком не поняла. То ли кончилось, то ли нет. :)

Это "моховый" агат, камень с пейзажем внутри. Завораживает. От этой витрины просто невозможно отойти.

Обсидиан. Сколы этого камня очень остры. В первобытные времена им пользовались как ножом.

Не уверена, что это местные украшения. Возможно, иранские.

Керамические.

Гранаты - один из символов Армении.

Деревянные.

Украшения из кожи.

Кольца.

Браслеты.

Броши.

Серебро.

Гранаты из серебра.

Украшения с армянскими петроглифами поразили меня в самое сердце. Их нашли в нескольких районах Армении в 1966 году. Они изображают сцены охоты, созвездия, персонажей мифов и т.п.

Спасибо, что прогулялись со мной по этому волшебному месту. Это, разумеется, лишь часть, но я постаралась показать разные промыслы и материалы.

Очень надеюсь поехать в Армению еще, чего и вам желаю :)

Автор публикации - Ольга Дмитриева, "Лето на даче"

www.livemaster.ru


ремонт квартиры