Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Архитектура. Древнерусский стиль. Древнерусский интерьер


Интерьер древнерусского дома. | Вечный студент

Утраченная Русь 16

Украсить древнерусский дом было достаточно сложно. И дело тут даже не в достатке хозяина, а в самой природе русского дома, где главной деталью интерьера была огромная русская печь.

По существу, вокруг печи и шла жизнь русского человека. Здесь были и тепло, и пища, и спальня, и детская. Остальное пространство небольшого русского дома, который можно было протопить одной печью, использовалось крайне экономно.

А печь, как предмет интерьера, была в богатых домах действительно прозведением искусства, покрывалась она глазурной плиткой с рисунком, или расписывалась мастерами.

В печи делались небольшие углубления, печоры. Они заменяли и буфеты, и термостаты для сохранения теплой еды. Богатый хозяин, желая удивить гостей, заполнял эти печоры самой богатой посудой.

Кстати, знаете ли вы, что доски на Руси были редкостью, предметом сумасшедшей роскоши? Такого казалось бы русского инструмента, как пила, не было! Использование пил и пилорам было введено особым указом Петра. И выписывались они из-за границы.

Изготовление хороших пил было делом трудоемким, а русские мастера использовали топор мастерски, не нуждаясь в в более изощренных инструментах.

Но вот доски без распилки бревна не получится. Поэтому и была доска предметом роскоши.

В богатых домах, обычные бревенчатые стены обшивались доской.

Особый шик — это окно с оконной рамой, знаменитое «косящато» окно русских былин. Вставлялись туда витражи из цветных кусков стекла. Это было тогда сделать проще, чем приготовить обычное наше простое прозрачное стеклянное полотно!

И конечно, главное украшение русского дома — иконы. Они заменяли картины и опять-таки были показателем достатка хозяина. Чем больше икон, тем богаче и родовитее хозяин, так как иконы переходили детям по наследству.

А так как в каждой комнате для икон было совершенно определенное место — красный угол, глядящий на восток, то далеко не все их можно было поместить на иконостасе. Тем более, что каждая икона имела еще и свой собственный занавес, убрус, богато расшитый жемчугом, бисером и даже драгоценными камнями.

Поэтому иконами могли украшать даже служебные помещения: сени и амбары.

Именитые русские люди имели в своих домах отдельные комнаты для молитвы — молельни, где было все необходимое для всех церковных обрядов.

Сени, коридор между частями жилого дома, выходящий на крыльцо, устилался рогожами и даже коврами, чтобы грязь в покои не нести.

Стульев в русском обиходе практически не было. Были лавки, прочно приделанные к стенам. Если стены обивались материей, то той же материей покрывались и лавки.

Сверху лавки покрывались еще и полавочниками. Это были большие полотнища материи. Одно из них, узкое, закрывало сиденье во всю длину. А второе полотнище свешивалось с сидения до земли, закрывая пустое пространство под лавкой.

Если лавок для всех домашних было недостаточно, добавлялось несколько скамей, длинных и широких с возвышением в изголовье, чтобы можно было отдохнуть после сытного обеда. Очень редко были и подобия табуреток — стольцы.

Зеркал в домах не было! Церковь очень их не одобряла. Да и зачем они? Бедному человеку украшать свою особу некогда. А богатым всегда одеться и причесаться поможет челядь.

Маленькие ручные зеркала, как игрушка для богатых женщин, покупалась за границей. Помните, в «Аленьком цветочке» одна из сестер просит отца привезти ей в подарок зеркальце, чтобы любоваться на свою красоту?

Продолжение цикла: Не мытьем,  так катаньем…

Поделиться ссылкой:

Похожее

olgaveiga.ru

Древнерусский стиль | Древнерусская архитектура

Рубрика: архитектура Опубликовано 04.08.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 7 мин   ·   Просмотры:

90

архитектура древнерусский стиль - 01

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

 

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

 

Древнерусский стиль в архитектуре

 

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

 

архитектура древнерусский стиль - 02

Архитектор неизвестен

 

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

 

архитектура древнерусский стиль - 03

Архитектор неизвестен

 

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

 

архитектура древнерусский стиль - 04

Архитектор неизвестен

 

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

 

архитектура древнерусский стиль - 05

Архитектор неизвестен

 

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

 

архитектура древнерусский стиль - 06

Архитектор неизвестен

 

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

 

архитектура древнерусский стиль - 07

Архитектор М.А. Кузьмин

 

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.

 

архитектура древнерусский стиль - 08

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

 

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.

 

архитектура древнерусский стиль - 09

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

 

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

svistanet.com

Интерьер Древней Руси. - тысяча разных идей

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью.

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ.

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

Oбстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

В интерьере Древней Руси используються роспись стен (насыщенных ярких цветов (красного, зелёного, синего... - "расписной терем"), витражи на окнах, изразцовые печи, своды на потолках, бaлдахины на кроватях...

Инфо с сайтa:http://www.portal-slovo.ruПродолжение следует...

milleidee.livejournal.com

Ольга Стругова. Вещь в интерьере (статья из журнала "Русское искусство")

Окружающий предметный мир все чаще привлекает внимание исследователей. Во многом это связано с интересом к повседневной культуре человека, которым отмечен ХХ век. Вещи передают мировоззренческие особенности и эстетические пристрастия эпохи. Вещи – реалии времени, в которых отражается и технический прогресс, и изменения в общественной жизни, и конкретная историческая ситуация.

Интерес к роли вещи в жизни человека породил новую науку – реалогию, задачу которой исследователи видят в постижении нефункционального смысла предметов, не зависимого «ни от товарной стоимости, ни от утилитарного назначения, ни даже от их эстетических достоинств». И, тем не менее, роль вещи в интерьере заключается прежде всего в постоянно меняющемся соотношении ее функциональной и эстетической значимости.

Основой интерьера является мебель. Ее характер в первую очередь определяет стиль комнаты, дома, квартиры, отражает индивидуальность хозяев жилья. О предметной среде в русском интерьере можно с большой долей достоверности судить с ХVII века. Именно в это время появляются не только свидетельства иностранцев, посещавших Москву, Архангельск или Новгород, но и документальные материалы, касающиеся быта русских царей, опубликованные, в частности, И.Е. Забелиным.

Складывавшийся веками древнерусский интерьер обнаруживал принципиальное сходство во всех социальных слоях. Плотничий наряд интерьера включал не только чистовую отделку стен, пола и потолка, но и размещение вдоль стен встроенных лавок, составлявших основу домашней обстановки. Устройство печей и красного угла дополняли ее. «Одни и те же понятия и даже уровень образования, одни привычки, вкусы, обычаи, домашние порядки, предания и верования, одни нравы – вот что равняло быт государя не только с боярским, но и вообще с крестьянским бытом.

<…> Изба крестьянская, срубленная во дворце, для государева житья, убранная богатыми тканями, раззолоченная, расписная, все-таки оставалась избою в своем устройстве, с теми же лавками, коником, передним углом». Разница же заключалась в «наряде жизни», что подразумевало прежде всего предметное наполнение жилого пространства. Если в крестьянском доме вещь имела главным образом функциональный смысл, то в боярском и особенно в царском важную роль играла репрезентативность.

Поставцы – шкафы, заполненные серебром и привозным венецианским стеклом, которые ставились в трапезных, служили для украшения и демонстрации богатства (так, во время приема иностранных послов в царскую приемную комнату было принято выносить дорогие предметы, в том числе ранее полученные посольские дары).

Древнерусский интерьер не знал понятия ансамбля. Каждая вещь была самоценна. Обстановка, по большей части встроенная, дополнялась столами и переносными скамьями, в том числе переметными, у которых спинка перекидывалась с помощью деревянных вертлюгов (ее прообразом можно считать западноевропейскую каминную скамью).

Столы часто имели пространство под откидной столешницей, что роднило их с сундуками. Такая многофункциональность предметов – характерная черта средневекового интерьера. В богатых домах были распространены складные столы, представлявшие собой козлы со съемной столешницей, – после окончания трапезы они убирались, что тоже было сродни общеевропейской средневековой традиции. Главной мебелью для хранения были сундуки.

Особую роль в интерьере играл стул (так до ХVIII века называлось и кресло), появившийся в русском интерьере к концу ХVI века, но первоначально осознававшийся как трон. На нем мог сидеть только царь, хозяин дома или лицо духовного звания. Когда стулья в правление Алексея Михайловича в большом количестве поселились в Кремлевском дворце, они по традиции расставлялись вдоль стен, уподобляясь пристенным лавкам.

Предметы обстановки древнерусского дома выполнялись в основном из древесины местных пород. Дерево – традиционный средневековый материал. В то время естественная красота его структуры еще не была оценена. Предметы сплошь покрывались резьбой, росписью или обивались дорогими тканями. Это «древнерусское узорочье» было составной частью стиля, где красота понималась как обилие декора, но при этом интерьер не был лишен стилистического единства.

Тем не менее западные влияния эпизодически прослеживались в русском интерьере еще в конце ХVII века. Например, в московском доме государственного деятеля В.В. Голицына, устроенном по западному образцу, были десятки зеркал в рамах, стены украшали гобелены и светская живопись, в огромной библиотеке были книги на немецком, греческом, латинском языках. После петровских реформ русский интерьер стал развиваться в соответствии с развитием европейских стилей. Но особенности древнерусского интерьера сохранялись вплоть до ХХ века в традиционном крестьянском доме.

Провинциальные дворянские усадьбы также далеко не сразу отошли от старого уклада. В 1762 году, после выхода Указа об освобождении дворян от обязательной дворянской службы, В.Т. Болотов, имея «уже привычку жить в домах светлых и хороших», вернулся в свое тульское имение Дворяниново. «Обиталище предков» предстало перед ним как «более похожее на крестьянское, нежели господское», с лавками, потемневшими маленькими окошками, с передней комнатой, которая «по множеству образов походила более на старинную какую-нибудь часовню, чем на зал господского дома».

Новый облик жилого пространства, начало которому было положено в северной столице, стал отражением вступления России в Европу. Этот период петровского барокко характерен ориентацией на голландское и близкое ему английское искусство – интерьеры этих стран, переживших буржуазные революции, носили более строгий и рациональный характер, чем пышная обстановка в домах Франции или Италии.

Мебель новых петербургских домов впервые приобрела ансамблевый характер, она свободно расставлялась в комнатах в соответствии с удобством и бытовой необходимостью. Избавляясь от декоративной перегруженности, интерьеры теперь все чаще демонстрировали индивидуальность их хозяев и все более становились знаком социального положения человека. Их светский характер свидетельствовал об уходе от строго регламентированного, проникнутого религиозностью быта предшествующих столетий.

Русское декоративно-прикладное искусство ХVIII века прошло огромный путь от подражания и воспроизведения западных форм к созданию своего неповторимого художественного языка. Уже в середине ХVIII века в русском интерьере появляются своеобразные предметы, не имеющие прямых аналогов в западноевропейском искусстве интерьера.

Таковыми можно, например, признать два кресла из собрания Исторического музея, происходящие из подмосковной усадьбы Покровское-Стрешнево. Они несут на себе черты стиля рококо, однако в его спокойном, строгом варианте, более типичном для русской мебели.

Интерес представляет конструкция кресел. По сути, перед нами кресло-кабинет. Выдвижные планки, спрятанные в подлокотниках, являются опорами для доски-столешницы, а в ящичках-пеналах, выдвигающихся также из подлокотников, расположены разные отделения. Кресла относятся, по-видимому, к началу 1750-х годов, когда усадебный дом перестраивался в духе В. Растрелли. Тогда же в усадьбе возникла и портретная галерея, иллюстрировавшая родословное древо Стрешневых, родственных именитому боярству и царскому дому. В портретной стояли стулья, обитые лиловым бархатом с шитыми серебром гербами Стрешневых. Это не только вызывает в памяти западноевропейские замки, но и свидетельствует об усилении интереса к истории рода.

В русских усадьбах начинают появляться музеи, посвященные историческим событиям, в которых принимали участие предки. Особенно возросло их число после Отечественной войны 1812 года. Предмет в усадебном интерьере получает, таким образом, новое значение экспоната. Однако такой предмет не всегда был истинной овеществленной «меморией». Подчас изготовленный усадебными мастерами по заказу хозяев, он становился знаком, памятью о прошедших событиях, а не их подлинным свидетелем. Одним из распространенных увлечений стало коллекционирование. В кабинетах появляются специальные шкафы, демонстрирующие собранные произведения искусства, коллекции минералов, исторических реликвий и этнографических диковин.

Нарождающийся классицизм и идеи Просвещения наложили глубокий отпечаток на русскую усадебную культуру, сделав ее одним из самых ярких проявлений всеевропейской культуры конца ХVIII – первой половины ХIХ века. Это повлекло за собой и изменение облика усадебных домов, и формирование новых принципов усадебной экономики, и, конечно, новое обустройство повседневной жизни. Собственные театры и оркестры, собственные композиторы, художники и мастера, создававшие великолепное убранство бесконечных анфилад, стали обычным явлением в богатых имениях.

Новый образ жизни усадеб периода классицизма вызвал к жизни появление собственных производств – от юсуповского фарфора и уникальных по качеству исполнения шалей мануфактур Г.А. Колокольцова и его сестры Н.А. Мерлиной до широко распространенных мебельных мастерских. Среди мастеров встречались такие самородки, как, например, М.Я. Веретенников, крепостной Салтыковых, выполнявший мебель по заказам Екатерины II. Репрезентативность – главное качество интерьеров классицизма конца ХVIII века.

Но апогеем этой репрезентативности стал стиль ампир, воплотившийся в дворцовой архитектуре начала ХIХ века. Введенный в моду французским художником Л. Давидом в период правления Наполеона Бонапарта, он практически сразу проник в Россию. Стиль имел идеологическую основу – он был призван прославлять власть императора. Способствовала этому и новая цветовая гамма интерьеров – торжественный красный цвет обивок и подушек, блеск золоченой бронзы сопровождали новые мебельные формы. На русскую дворцовую обстановку влияние оказали в первую очередь проекты французских архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена. Формы и декор мебели и бронзовых элементов интерьера вызывали ассоциации с императорским Римом. Грифоны, орлы, летящая Ника – богиня победы, а после египетских походов Наполеона – сфинксы, стилизованные лотосы, изображения древних египтян и египтянок в канонических париках, пышный орнамент из пальметт и лавровых венков, перекрещивающихся стрел и факелов доминировали в декоративном убранстве интерьеров.

После Отечественной войны 1812 года на смену показной роскоши в русскую усадьбу приходит бόльшая простота и интимность, что было особенно характер но для среднего дворянства. Домашний уют, семейные радости становятся идеалом повседневной жизни. Образ типичного для этого времени хозяина «дворянского гнезда» дает Е.А. Баратынский: «Умеренностью, хозяйством он заменял в быту своем недостаток роскоши. Сводил расходы с приходами, любил жену и ежегодно умножающееся семейство – словом, был счастлив».

Мебель усадебного ампира, фанерованная красным деревом, карельской и волнистой березой, ильмом или тополем, продемонстрировала множество вариантов на основе выработанного дворцовым ампиром декоративного языка. Но интерпретируется он уже по-своему – декор не столько дополняет архитектонику предмета, сколько сам участвует в формообразовании. Бронзовые накладки, свойственные дворцовым предметам обстановки, заменяются здесь резными деталями, золочеными или тонированными под патинированную бронзу. Характерная черта русской мебели этого «золотого века» отечественной культуры – ее пластичность.

Убранство гостиных было одинаково во всех домах. В простенках между окнами висели зеркала, под ними стояли ломберные столы, выполнявшие роль подзеркальных, а во время приема гостей выносившиеся на середину комнаты. С противоположной стороны располагался диван; перед диваном – большой стол, чаще всего овальный, на одной опоре, с креслами. По обеим сторонам от дивана симметрично располагались два ряда стульев.

Этой канонической основе усадебного интерьера придавался характер уютного домашнего гнезда: место у окна занимал столик для рукоделия, напольные пяльцы со стулом или уютное «дедушкино» кресло хозяина, наблюдавшего за уличной жизнью. На стенах, в простых рамах – гравюры и акварельные портреты домочадцев, гербарии под стеклом и другие сентиментальные вещицы. Вышивки шерстью и бисером, выполненные хозяйкой дома, всевозможные подушки, каминные экраны с вышитыми вставками, бисерные чубуки или ленты сонеток составляли характерную часть предметного мира русской усадьбы – будь то гостиная, будуар или кабинет.

Цветочный орнамент занимает все больше места не только в рукоделии, но и в мебельных обивках, часто выполненных из английского вощеного ситца. Подчас той же тканью декорируются и стены. Интерьер загородного дома или городской квартиры демонстрирует несомненное сходство русского усадебного ампира с европейским бидермайером.

Продолжение следует...

РекомендуюВсе рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

a-la-belle.livejournal.com

Старорусский стиль в интерьере

Применение в современном интерьере старорусского стиля вполне логично, ведь все всегда возвращается к первоистокам. Этот стиль сочетает в себе удобство и экологичность, а ведь именно это и нужно современным молодым людям. На самом деле, воплотить подобную стилистику в собственном доме или даже в обычной городской квартире не так уж сложно.

Главные атрибуты

Чтобы дизайн вашего дома выглядел действительно в старинном русском стиле, в нем должны присутствовать хотя бы некоторые атрибуты этой стилистики.

  1. Старорусскую квартиру должны наполнять предметы из натуральной древесины. Разумеется, «заморский» махагон или венге будут смотреться, мягко говоря, не логично. Отдайте предпочтение традиционным русским деревьям – ясеню, дубу, вишне, сосне.
  2. В декоре, будь то декор стен или мебели, обязательно должен присутствовать цветочный орнамент.
  3. Будет очень уместно, если вы добавите в интерьер искусственно состаренную мебель. Такую мебель можно купить в магазинах, ведь она сейчас в моде, а можно и самостоятельно состарить простую недорогую деревянную мебель.
  4. Печь – традиционный предмет интерьера старинного русского стиля. В современном варианте вы можете стилизовать камин (обычный или электрический) под печь. Используйте для декора камина яркие краски и глину.
  5. Конечно же, вам понадобятся всевозможные аксессуары в стиле народного ручного промысла. Список таких аксессуаров очень широк. Это могут быть кружева, глиняная посуда, дымковые игрушки, оренбургские платки и многое другое.
  6. Простые стулья и диваны в старорусском интерьере можно заменить широкими деревянными лавками. Это будет выглядеть очень типично.
  7. Ну и, наконец, поможет завершить ваш дизайн текстиль. Для занавесок выбирайте самые простые ткани, например, ситец и лен. Избегайте сложных драпировок, помните, что все должно быть максимально просто. Кроме того, используйте в интерьере плетеные коврики и лоскутные одеяла. Если вы занимаетесь вышивкой, замечательно, расшитые вручную полотенца и салфетки станут прекрасным дополнением русского дизайна.

Подвиды стиля

Старорусский стиль – это сборное понятие. Оно объединяет в себе три дизайнерских течения. Ознакомившись с каждым из них, вы сможете точнее понять, что именно вы хотите видеть в интерьере своего дома:

  1. Первый стиль самый распространенный. Он известен и широко применяется во всем мире. Называется данный стиль «а-ля рюс». Основа стилистика – этника и предметы народного промысла. Печи, самовары, лапти и другие типичные символы России – для данного стиля будут как нельзя актуальны. Многие современные дизайнеры не хотят использовать стиля «а-ля рюс», так как он уж слишком колоритный и переполненный аксессуарами из туристических лавок. Однако, несмотря на это, «а-ля рюс» по-прежнему остается необычайно популярным.
  2. Второй стиль более продуманный и «полезный». Он носит название «русская изба». Главный признак «русской избы» в том, что тут нет ни одного ненужного и бесполезного предмета, которыми так любят наполнять стилистику «а-ля рюс». «Русская изба» несет в себе многовековые традиции. Прежде чем браться за ее реализацию, нужно тщательно продумать каждый малейший нюанс.
  3. Третий стиль – «терем» – больше похож не на избу простого жителя России, а на княжеские палаты. Данная стилистика немного помпезная, но, безусловно, очень сказочная.

Спальня и гостиная

Наиболее гармонично старорусская стилистика впишется в ваше жилище, если вы посвятите ей не одну отдельную комнату, а всю квартиру или дом. На самом деле, подобный стиль хорошо смотреться во всех комнатах.

Стены, пол и потолок гостиной нужно покрыть древесиной. Поверхность древесины нужно вскрывать лаком или покрывать охрой. Очень важно сохранить фактуру и рельеф дерева. Особое внимание уделите полу гостиной. Для него вы можете использовать либо сруб дерева, либо древесный массив, но никак ни паркет или ламинат. Последние два материала очень современные и европейские, они не впишутся в ваш старинный дизайн. Если покрытие стен деревом для вас выходит слишком затратным, вы можете использовать для этих целей штукатурку. Однако на дверных и оконных рамах лучше не экономить. Отдайте предпочтение рамам из сосны. Кроме того, по возможности окна можно декорировать оригинальными резными ставнями и романтичными занавесками из кружева.

Мебель для гостиной в старинном русском стиле должна включать в себя невысокий диван, несколько кресел-качалок, сервант и простой кофейный столик. Остальные предметы мебели вы можете добавлять на свой вкус, однако помните, что их не должно быть слишком много. На полу гостиной можно расстелить русский ковер, а еще лучше – шкуру животного (разумеется, не тигра и не леопарда). Для стен подойдут картины с изображением природы России, для столов – ажурные скатерти. В зависимости от выбранного подвида стилистики вы можете добавить и некоторые традиционные аксессуары – матрешки, самовары и прочее.

Центром старинной русской спальни должна стать просторная двуспальная кровать. Изголовье кровати можно выполнить из древесины или сделать кованным. Традиционные прикроватные тумбочки попробуйте заменить на небольшие сундучки, и не забудьте, что вся остальная мебель – комод, шкаф и прочее, должна быть выполнена под старину. Ни что не подойдет для декора спальни так хорошо, как текстиль. Развесьте на окнах колоритные яркие занавески, на одеяла и подушки наденьте традиционные чехлы, на столах расстелите скатерки и салфеточки – все это сделает спальню необыкновенно уютной.

Кухня и ванная

При создании дизайна традиционной старорусской кухни, акцент нужно сделать на правильный подбор мебели. Для кухни подойдут деревянные и расписные буфеты, сундуки, шкафы, длинные столы и скамьи. Если площадь кухни достаточно большая, то стилизованный под печь камин можно разместить именно тут. Стены на кухне можно покрыть керамической плиткой. В идеале такая плитка должна быть расписана вручную. При выборе аксессуаров придерживайтесь правила: любой предмет декора можно использовать по его прямому назначению. Таким образом, в качестве декора может выступать красивая посуда, плетеные корзинки и всевозможные лубяные изделия.

Древесина для отделки ванной – это не самый лучший вариант (если вы, конечно, не хотите превратить свою ванную комнату в баню). Для отделки ванной лучше всего использовать панели «под дерево» или плитку натуральных древесных цветов. Душевая кабинка в старорусской ванне будет смотреться не слишком гармонично. Лучше отдать предпочтение традиционной ванне, которую нужно установить в центре помещения. Всю сантехнику рекомендуется использовать в бронзовых или серебристых тонах, чтобы она не выбивалась из общего дизайна. Для декора ванной комнаты используйте большие банные полотенца с рисунками, зеркала в деревянных резных рамах, льняные занавесочки и шторки, небольшие глиняные горшочки. Особенно здорово будет выглядеть в вашей старорусской ванной березовый веник, помешенный на видное место.

okomnate.ru


ремонт квартиры