Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Урок по изобразительному искусству для 5 класса "Внутренний мир русской избы". Урок изо 5 класс интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома


Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему "Декор русской избы".

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

 Пояснительная записка

 Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.

Актуальность урока:

 Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность. 

Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»

Задачи: 

1. познакомиться с истоками народного искусства;

2. провести анализ научной литературы

3. выявить традиции строительства и декора русской избы;

4. написать сценарий «Декор русской избы»;

5. разработать презентацию «Русский дом»+ кроссворд, дидактические материалы, пособия.

 Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).

Планируемые результаты:

Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные: 

- уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс

Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала

Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.

Музыкальный ряд:

План занятий:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть. Беседа по теме урока.

  1. Повторение и закрепление материала предыдущего урока.

  2. Кроссворд «Русский дом»

  1. Самостоятельная работа учащихся.

  2. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)

  2. Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!

(звучит музыка, учитель читает стихотворение)

За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

Учитель: 

- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети: 

- О русском доме, избе.

Учитель: 

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

- А как на Руси строили дома?

Дети:

- Дома строили прочными, крепкими.

Учитель: 

- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.

Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

- Как назывался русский традиционный дом?

Дети: 

- ИЗБА

- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети: 

- ДЕРЕВО

Учитель: 

- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

- Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети: 

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

- ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

- ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

- КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

 - Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

- Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.

(учитель снимает замок и открывает окно)

В теремочке-терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет

Василиса-краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.

- Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?

Дети:

- Окно не украшено наличником.

Учитель:

- Правильно, на окне нет наличника.

- А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?

Дети:

- СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Учитель: 

- Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

(музыкальный фон)

Самостоятельная работа детей

Учитель: 

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.

Учитель:

- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?

Дети:

- Мы любим свой дом, украшаем его.

Учитель:

- Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»

Заключение

Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.

Имена мастеров

Гении

Старого зодчества -

Люди неясной судьбы!

Как твое имя и отчество,

Проектировщик избы,

Чьею рукою набросана

Скромная смета ее?

С бревен состругано, стесано

Славное имя твое!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы:

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен?

Скромничаешь, притворяешься,

Зодчий забытых времен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты, предваривший Баженова,

Братьев его Весниных!

                                                  Леонид Мартынов

Список используемой литературы

1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975

7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

8. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.

infourok.ru

Урок по изобразительному искусству для 5 класса "Внутренний мир русской избы"

ФИО учителя: Савинова Валентина Викторовна

Школа МБОУ СОШ №2 р.п,Новоспасское

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

УМК:под редакцией Б.Неменский

Технологическая карта

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Закрепить способы изображения интерьера

  • Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище

  • Учить работать над изображением интерьера, в зависимости от точки зрения (используя схемы)

  • Учить изображать в интерьере предметы труда и быта крестьян (учитывая строение и перспективные изменения предметов).

Развивающие:

развивать память, внимание учащихся;

  • развивать кругозор детей;

  • развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

  • Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций

  • Развивать воображение и фантазию

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины

  • Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала

  • Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.

К концу урока дети должны знать: особенности работы в жанре интерьера с изображением

исторических особенностей крестьянского быта;

Формируемые на уроке УУД

Р: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П: понимать условность художественного образа; делать сравнения в жилищах разных народов, создавать элементарные композиции на заданную тему; самостоятельно создавать алгоритм действия

К: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Л: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; развитие эстетических чувств на основе знакомства историческими сведениями жизни русского народа прошлого ; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношении к культуре прошлого

Основные понятия

Перспектива, доске, лавка, печь, люлька, светец, интерьер, изба

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник .Изобразительное искусство 5 класс Б.Неменский

Мультимедиапроектор, экран,

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Объясняют смысл слов на доске, лавка, печь, люлька, светец

Презентация слайды 5,6,7

доске, лавка, печь, люлька, светец

Уметь видеть конструктивное отличие

Внутренняя позиция школьника

Готовность к саморазвитию

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- тройках, отбирают знаки-символы: небо, земля, подземный мир

-Посмотрите на знаки-образы. Что в них общего? Слайд 1,2

-Отберите их для декора крестьянского дома, используя трехчастную структуру

- Объясните символику своего знака

Знать смысл знаков-образов

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Воспитание любли к культуре прошлого

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся в форме работы с иллюстрациями. В форме подводящего диалога учащихся организует работу к формулированию темы урока

- Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта.

Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту:

- как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме?

показывают выполненную на листе работу, поочередно

называют, что изображено, и как

и для чего использовалось:

- светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др.

установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище

В форме поводящего диалога организует наблюдение интерьеров разных народов, знакомятся с устройством жилой среды крестьянского дома

Сравнивают и сопоставляют интерьеры разных народов,, сравнивают и называют конструктивные элементы интерьера рус избы

Слушают.

Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске.Отвечают на вопросы учителя.

индивидуальные сообщения учащихся:

умеют проводить простейший анализ жилищ,

сравнивать конструкцию интерьера

познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний

V. Первичное закрепление

Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение.

Расставьте, пожалуйста, предметы туда, где они должны быть (не забывайте, что могут быть лишние предметы!)

Передайте выполненную карточку соседу по парте (поменяйтесь друг с другом)

Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Дети работают по карточке, «расставляя» предметы.

(можно наклеить)

Умеют отбирать и расставлять детали крестьянского интерьера

подведение под понятие;

-условность художественного образа; -сравнения в жилищах разных народов

- планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

Формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

….

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.

Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).

Молодцы! Ставим оценку:

«5» - , «4» -, «3» - Проверяют правильность выполнения по образцу. Оценивание

Умеют отбирать и расставлять детали крестьянского интерьера

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия

Готовность и способность вести диалог

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового знания в систему изученного материала.

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

Работают самостоятельно, рисуют

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

Уметь применять изученные правила.

Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике.

В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Формирование коммуникативной компетентности через творческую деятельность

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах

О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков).

Что можно сказать об этапах работы над интерьером?

Какие предметы быта и утварь вы расставили в своих комнатах?

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Развитие эстетического сознания через творческую деятельность эстетического характера

IX. Д/з.

X

infourok.ru

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 2. Убранство русской избы

Содержание страницы

Урок 2. Убранство русской избы

Цели: начать изучать язык декоративно-прикладного искусства; познакомить учащихся с сюжетно – декоративной композицией; воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре.Материалы: иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; музыкальное сопровождение: звоны колоколов; изображения избушек и теремов из русских народных сказок; акварель или восковые мелки, кисти, бумага.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

С древнейших времен человек строил себе жилище. Дом был важнейшей частью жизни на Руси. Сегодня мы поговорим о русских народных избах.В русском народном доме главенствовал наивысший порядок, которому было подчинено все вокруг. Образ русской избы сложился по большей части в Северной России. Человек приближал к себе мир Космоса различными образами, организовывая свою жизнь в согласии с матерью-природой. Дом для человека служил маленькой вселенной, который оберегал семью от зла, притягивая силы добра и любви.

Огромные крыши домов, украшающие различные помещения – как зимние, так и летние, напоминают крылья. К дому прилегал небольшой двор, похожий по своему убранству на маленький корабль. На крышу своего дома крестьянин сажал небольшого деревянного коня, который был символом солнца и времени. Дом и двор крестьянина как бы символизировали начало и ко-нец земной жизни.

Слово «изба» (его синонимы «изъба», «истопка», «ызба», «истьба», «истобка») употреблялось с самых древних времен. Вероятно, оно произошло от глаголов «топить» и «истопить». Ведь дом – это, прежде всего, отапливаемое помещение. Истопкой называли свое жилище белорусы, украинцы, русские. И даже кладовая для хранения овощей и заготовок была отапливаемой.Северные избы были похожи на огромные величавые хоромы. Избы же средней полосы России были «низкорослыми», приземистыми, но по-своему красивыми и статными.

Изба по своей значимости стояла в одном ряду с такими понятиями, как «жизнь», «добро», «любовь», «семья».Человек наполнял свой дом различными образами для того, чтобы привлечь к себе силы добра и света, а также для того, чтобы уберечь себя и свою семью от недобрых умыслов.

Крыша дома обязательно была связана с небом, клеть – с землей (клеть – это крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, полом и дверью), подклет (подполье) – с подземным миром. Из чего же возводили свои дома русские крестьяне? Великолепному русскому поэту Николаю Гумилеву принадлежат такие строки:

Я знаю, что деревьям, а не намДано величье совершенной жизни.

И действительно, свои дома русские строили, в основном, из дерева. Именно оно давало человеку кров, придавало дому тепло и гармонию. Материал этот довольно легко поддавался раз- личной обработке. В постройку своего дома человек вкладывал огромный смысл. Существует пословица «Мой дом – моя крепость». Конечно, интерес представляет и то, как выбиралось место под постройку избы. Ведь древние люди не строили свои дома где попало. Например, строительство не начинали там, где раньше проходила дорога или стояла баня, ведь банный дух был существом недобрым. Для строительства не годился и спорный участок земли – считали, что в таком доме беспрестанно будут возникать споры и разлады. Если на участке находили кости людей или жертвенных животных, там также нежелательно было строить жилище. На местах пожаров, наводнений или иных горестей доматоже не строились.

Люди тщательно проверяли каждое выбранное место. Делалось это при помощи хлеба – главного продукта крестьянина. При выпекании хлеба люди загадывали на один из них, и если именно этот хлеб получался добротным и хорошим, то это расценивали как знак благословения Бога на строительство дома. Если же хлеб получался плохим – строительство не затевали.

Другим способом проверки места служил очень необычный обряд. Хозяин приносил из разных мест по камешку, причем, нес он их обязательно либо под шапкой, либо за пазухой, чтобы они соприкасались с голым телом. На месте будущего дома он раскладывал камни, отмечая его углы. А сам становился в центр своей будущей маленькой Вселенной и упорно молился, прося помощи и благословения у высших сил. Через три дня он приходил на то же место, и если находил камни нетронутыми, это означало, что строительство можно начинать. Вместо камней нередко использовали зерно. Важно отметить, что проверкой места занимался исключительно мужчина – хозяин семьи.

Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома. Строительство избы никогда не затевали под вечер, ведь русская народная поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». Строительство дома обязательно захватывало праздник Троицы: «Без Троицы дом не строится», – говорили на Руси. Праздник этот отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Таким образом, строительство дома, как правило, начинали около 21 марта, а заканчивали ровно через три месяца.

Когда место и время были выбраны, начиналось собственно строительство. Начиналось оно с особого ритуала принесения строительной жертвы – в жертву домовому приносили курицу.

При закладке фундамента в центре будущего двора сажали березу или рябину. Ведь центром Космоса в верованиях древних славян служило мировое дерево. Для того чтобы обеспечить счастье и богатство будущей жизни, при закладке дома под фундамент подкладывали клочки шерсти животных, горсточки зерна, монетки. Когда принимались за потолок, прикладывали хлеб или медвежью шкуру, а иногда и чашу с кашей или кусок пирога.

Декор и убранство русской избы было своеобразным. Крышу дома украшал конь – охлупень, который прикрывал избу своими крыльями, защищая ее от невзгод. Конь был символом добра и красоты, он представлял собой маленькое солнце, движущееся по небу. Доски избы украшали полотенцами и причелинами (резными досками, которые не только украшали дом, но и защищали выступающие торцы бревен от дождя. Верхняя часть фасада называлась фронтоном. При украшении фронтона использовали ромбы, точки-отверстия, орнаменты, символизирующие дождь и впитывающую его землю. Считалось, что дождь брался из неких небесных запасов воды, и люди придавали ему особое значение.

За счет окон в избе происходила связь с внешним миром. Окна имели свой неповторимый характер и свое назначение. Простые окна, примитивные отверстия в стене дома, со временем превратились в красивые очи, глядящие на все, что окружало дом и двор. Окна стали одним из главных украшений дома, предметом гордости хозяина. В древности смотровые, световые, проветривающие окна были небольшими и прорубались так, чтобы не нарушать устойчивости дома. Прорубались они в двух бревнах и, что важно, до половины бревна. Такие окна назывались волоковыми, потому что закрывались изнутри доской. Зимой вставляли раму (оконницу) с каким-либо прозрачным материалом, например, использовали промасленный холст или пленку рыбьего пузыря. А летом оконницы снимали, и изба начинала смотреть на мир «открытыми очами».

На севере Руси для окон использовали другой материал – слюду. Его добывали маленькими кусочками, которые потом соединяли металлическими полосками.На Руси существовали и косящатые окна (имеющие мощные косяки). Сначала они появились в городах и посадах. Ставили их, в основном, на зданиях общественного назначения. Такое окно было укреплено косяками из нескольких (в основном, трех) брусков в виде буквы «П». Подоконником этому окну служило слегка стесанное бревно. Такие окна располагались на главном фасаде, а волоковые – по бокам избы.

Светелочное окно – наиболее нарядное из всех. Переднее окно предназначалось для освещения красного угла в избе, среднее – освещало ее центр, а третье окно давало свет бабьему месту в избе (оно называлось «кута»), в котором находилась печь и раз- личные предметы домашнего очага.Менее нарядными были крайние окна, они располагались по краям избы и назывались окончины.

На крыше дома находилось слуховое окно. Такое название оно получило за то, что служило «оком и ухом», которое «слушало» мир небесный и помогало людям общаться с высшими силами. Существует много поверий, обрядов, различных выражений, связанных с крестьянскими окнами. Ведь именно окно связывало крестьянина с природой и миром. Через него человек наблюдал смену времен года, дня и ночи, погоду. Как правило, окна старались расположить с солнечной стороны, чтобы сохранить связь человека со светом.

Назначение окон также связывали и с загробным миром. Когда человек умирал, на окно на три дня вывешивали полотенце, которое служило путем для покидающей этот мир души.

Существовал и другой обычай, связанный с окнами, – ставить на окно стакан для обмывания души. На ночь окна, как правило, запирали, чтобы через них не могли войти злые духи. На ставнях размещали различную символику, которая защищала людей от недобрых умыслов.

Отдельно стоит поговорить о наличниках. В древние времена окна украшали солярными знаками – восходящим солнцем и его лучами. Самыми любимыми символами для украшения окон стали цветы, стебли, листочки. Таким образом, человек не терял связь с природой даже внутри дома. Менее украшенными были дома Русского Севера. Но для каждой местности все равно существовали свои неповторимые узоры. На севере Руси и в средней полосе нашей страны можно было увидеть женский образ Матери, связанный с плодородием земли. В украшениях дома использовали и образы львов, драконов, различных птиц.Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно отражало внутреннее состояние человека. Если окна в доме закрыты – все спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые люди.

Традиции постройки избы, в основном, определялись климатическими условиями. На севере Руси преобладала влажная почва, и было много лесов. На юге страны почва была намного

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 2. Убранство русской избы

суше, а леса для строительства хватало не всегда. Поэтому на юге чаще всего строили полуземлянки, на несколько метров врытые в грунт. А на севере Руси, напротив, гораздо раньше появились избы, выстроенные на возвышенности и имевшие настоящий пол. Когда маленькая Вселенная была, наконец, построена, ее начинали осваивать. Для этого существовало несколько специальных обрядов: через открытую дверь внутрь дома бросали клубок ниток. Держась за край нити, в дом входил хозяин – глава семьи, с помощью этой же нити он по очереди втягивал в дом остальных членов семьи. Вместо ниток нередко использовали пояс или обувные завязки. Нить в представлениях древних людей была связана с мировым древом.

Существовал и другой обряд: на первую ночь в новой избе закрывали кота и кошку. На вторую – петуха и курицу. На третью – маленького поросенка. На четвертую – овечку. На пятую – молодую корову. А на шестую – лошадь. На седьмую же ночь человек сам входил в дом и за ночевывал в нем. Дом считался благополучным только тогда, когда животные, находящиеся в нем, наутро оставались живыми и невредимыми. Если же кто-то из них умирал – в дом не въезжали. В Белоруссии такой обычай существовал до начала XX в. И даже сейчас, приобретая новое жилье, человек перед въездом пускает вперед кошку.

Рождество избыОт кудрявых стружек тянет смолью,Духовит, как улей, белый сруб.Крепкогрудый плотник тешет колья,На слова медлителен и скуп.Тепел паз, захватисты кокоры,Крутолоб тесовый шоломок.Будут рябью писаны подзоры,И лудянкой выпестрен конек.По стене, как зернь, пройдут зарубки:Сукрест, лапки, крапица, рядки,Чтоб избе-молодке в красной щубкеЯвь и сонь мерещились – легки.Крепкогруд строитель – тайновидец,Перед ним щепа как письмена:Запоет резная пава с крылец,Брызнет ярь с наличника окна.И когда оческами куделиНад избой взлохматится дымок –Сказ пойдет о красном древоделеПо лесам, на запад и восток.

Н. Клюев

3. Творческое задание

При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу.Используя различные цвета, вырисовывайте отдельные детали дома (на выбор: наличники, крышу, декоративные фигурки, фронтон). Но сначала выполните зарисовку карандашом, а затем раскрасьте работу.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)– Для чего люди наполняли свое жилище различными образами?– Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома, внешняя красота придавала человеку сил, направляла его по жизненному пути.

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

"Внутренний мир русской избы"презентация к уроку ИЗО 5 класс

Внутренний мир русской избы Презентация к уроку по ИЗО в 5классе. Составила учитель ИЗО МОУ «СОШ с.Сулак» Федулова Н.Я.

Внутренний мир русской избы

Презентация к уроку

по ИЗО в 5классе.

Составила учитель ИЗО

МОУ «СОШ с.Сулак»

Федулова Н.Я.

Внутренний мир русской избы

Внутренний мир русской избы

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Внутреннее убранство В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Внутреннее убранство

В низенькой светелке с створчатым

окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица ( средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица ( средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники , на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
  • Под потолком шли полавошники , на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку .

Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги. Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный .

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный .

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Печь - кормилица “ Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Печь - кормилица

“ Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол. Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

kopilkaurokov.ru


ремонт квартиры