Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Классицизм. Классицизм стиль в интерьере википедия


Классицизм — WiKi

В литературоведении концепция «француз­ского классицизма» возникает из представлений о существовании т. н. «школы 1660 года» (термин M. Брэ), идейной основой которой признавалась связь с абсолю­тизмом (И.Тэн), консерватизм как реакция на «сумятицу» и «беспорядок» Фронды[6] или, по крайней мере, отмечалось отсутствие бунтарства (Г. Лансон), социальной и политической критики, то есть охранительный характер[7].

Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»[8], вкус к порядку и равновесию или, иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»[9], привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная пе­риодизация). Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы).

Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура) — универсальный аспект стиля. «Школа 1660 г.» описывалась первыми ее историками (И.Тэн, Ф.Брюнетьер, Г.Лансон; Ш.Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетиче­ски малодифференцированная и идейно бесконфликтная общ­ность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» проти­вопоставления — типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля — выводились из склонностей индивидуального таланта.

Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма» — «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la découverte de l’antiquité, la formation de l’idéal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к <…> эпохе свободы». По Пумпянскому, расцвет классицизма связан с созданием античного идеала («<…> отношение к античности есть душа такой литературы»), а вырождение — с его «релятивизацией»: «Литература, находящаяся в известном отношении к не своей абсолютной ценности — классична; не классична релятивированная литература»[10].

После того как «школа 1660 г.» была признана исследовательской «легендой»[11], стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»[12]. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм.

Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности — скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л.Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии, и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе — за ее пределами).

Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принци­пов» (прим. Г.Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»[13], с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80 — начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г.Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм; для описания развития классицизма XVIII—XIX вв., он пользуется словами «осложне­ние» и «утраты», «потери».) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелев­ского» типа, основанный на категории героиче­ского, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды; классицизм Расина — Лафонтена — Мольера — Лаб­рюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»[14], появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Разочарование в оптимизме I половины ст. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»[15]. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).

Диахроническая интерпретация Д. Д. Обломиевского, привлекшая стремлением понять классицизм как меняющийся стиль, нашла применение в монографических исследованиях и, кажется, выдержала проверку конкретным материалом. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, [он] не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип „расчленения трудностей“, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»[16]. Описывая 60-е гг. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма.

ru-wiki.org

Архитектурный стиль: классицизм - Статьи об архитектурных стилях

Фасад дома в архитектурном стиле классицизмКлассицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Классицизм в фасадном декореАрхитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций. Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитектура наполеоновской ФранцииАрхитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты: Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org.

Дата публикации: 16.09.2009

© Регент Декор

www.regent-decor.ru

Классицизм Википедия

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.[1]

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство[2] (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век»[1][3]. Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса[4].

Термин[ | код]

Следует отметить путаницу в терминах: в европейском искусствознании истинным, первым, классицизмом является стиль XVII века, за ним следует вторая волна — неоклассицизм конца XVIII — середины XIX века (соответствующий русском классицизму). Затем на рубеже XIX века происходит третий всплеск интереса к классическому стилю, в России именуемый неоклассицизм, а за рубежом не имеющий отдельного наименования.

Живопись[ | код]

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, ещё в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных

ru-wiki.ru

Классицизм

Классицизм (фр. «classicisme», от лат. «classicus» - «образцовый») - это художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Главная черта архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, строгости, простоты, логической ясности и монументальности. Классицизму в целом присуща регулярность планировки и четкость объемных форм. Основой архитектурного языка является определенная система, основанная на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, в пропорциях и формах близкая к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

В России широкое распространение классицизма относят к середине 1960-х годов, он был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался вариант стиля. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, были и практические -  развитие промышленности и рост городов вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. А мажорно-праздничное оформление дворца невозможно распространить на весь город. Художественный же язык классицизма был универсален, в отличие от барокко. Его можно было использовать и при сооружении великолепных дворцовых построек и для обыденных жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре. Нормы были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполненных крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. К подлинным музеям классицизма под открытым небом можно отнести такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) - были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах канона классицизма, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Примерами архитектурных сооружений эпохи классицизма в Санкт-Петербурге являются:

 

1.     Исаакиевский собор (Антонио Ринальди)

2.     Таврический дворец (И.Е. Старов)

3.     Деревянные Триумфальные Нарвские ворота (Джакомо Кваренги)

4.     Казанский собор (А.Н. Воронихин)

5.     Ансамбль стрелки Васильевского острова (Жан Тома де Томон)

6.     Церковь Святой Екатерины (Ю.М. Фельтен)

7.     Второй дворец Павла I (В.И. Баженов)

8.     Невские ворота Петропавловской крепости (Н.А. Львов)

9.     Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров)

 

Краткая характеристика архитектурного стиля:

Характерные черты: классицизму свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются лепные украшения и скульптуры.

Преобладающие цвета: светло-зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, светло-желтый, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

decor-spb.ru


Смотрите также

ремонт квартиры