Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В Киеве, городе-матери всея Руси, находится огромное количество памятников архитектуры. Большинство из них, конечно, – храмы и соборы. Один из самых известных – Владимирский собор. Киев часто посещается туристами, и данное место привлекает путешественников. О его истории, о том, кто его расписывал и как до него добраться, читайте в статье.
Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными. Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии. В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?
Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.
Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.
Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.
Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.
Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.
Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет. Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм. Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.
Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент. Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом. Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.
Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.
Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве – Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду. Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза. Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.
Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.
На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.
В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.
Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.
Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.
Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию. В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма. Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.
Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная». Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера. Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.
Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор. Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками. Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.
Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.
Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.
Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор. И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма. Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.
Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).
Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.
Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.
Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия - в 17:00. По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией. Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.
www.syl.ru
Город Владимир — это место, где русского человека охватывает гордость за своих предков, создавших много веков назад великолепные архитектурные памятники, и сегодня поражающие совершенством своих форм и красотой внутреннего убранства. Многие из них признаны объектами Всемирного наследия. В их числе роскошный придворный Дмитровский собор во Владимире, фасад которого украшен искусной резьбой. Это сооружение знаменито также своими фресками, и его нередко называют белокаменной поэмой.
Как известно, в 13 веке Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего расцвета, и его правитель Всеволод решил построить “личный” храм для своей многочисленной семьи и приближенных. Надо сказать, что в те далекие времена существовал обычай, по которому князьям, кроме христианского имени, присваивалось и другое, которым они подписывали свои указы. Так как Всеволод, прозванный за многодетность Большое Гнездо, был крещен в честь святого Дмитрия Солунского, он решил посвятить этот новый храм своему небесному покровителю. Относительно времени закладки данного сооружения существуют различные мнения. В частности, долгие годы считалось, что строительство Дмитровского собора во Владимире продолжалось предположительно с 1194 по 1197 годы, однако в конце 90-х годов прошлого века были найдены летописные свидетельства того, что оно было начато в 1191 году.
В архитектурном плане храм является одноглавым, четырехстолпным и трехапсидным Изначально его окружали довольно длинные галереи с лестничными башнями, посредством которых он соединялся с княжеским дворцом. Таким образом семья князя и придворные могли попадать на службы прямо из своих покоев. К сожалению, во время реставрационных работ, произведенных в 1837 году по приказу Николая Первого, эти вспомогательные сооружения были разобраны, поэтому сегодня их нельзя увидеть. Вообще надо сказать, что эти так называемые восстановительные работы чуть было не стали причиной его полного разрушения. Поэтому то, что Дмитровский собор во Владимире сохранился до наших дней, — заслуга реставраторов, работавших здесь на полвека позже. Им пришлось немало потрудиться, чтобы исправить ошибки своих предшественников.
Как уже было сказано, Дмитровский собор во Владимире украшает богатая резьба. Она присутствует на 600 барельефах, на которых изображены библейские святые, а также мифические и реальные животные. Большинство из этих чудесных образцов древнерусского искусства сохранились в первозданном виде, а часть была заменена новыми в ходе реставрационных работ.
Особого упоминания заслуживает оформление северного фасада, на котором средневековые резцы по дереву изобразили самого князя Всеволода с сыновьями. Не менее интересны и изображения Александра Македонского, а также библейского царя Давида и Самсона. Такой выбор сюжетов подсказан желанием польстить заказчику, которого сравнивают с этими наиболее известными персонажами древности.
Дмитровский собор во Владимире, фото которого часто украшают туристические проспекты, предлагающие совершит путешествие по маршруту "Золотое кольцо", не отличается шикарными интерьерами. Причиной опять же является недобросовестная работа реставраторов. Однако несколько фресок, относящихся к 13 веку, все же сохранились до наших дней. В частности, в храме можно увидеть фрагменты большой композиции “Страшный суд”, автором которой предположительно является художник, приглашенный Всеволодом из Греции.
Святой Дмитрий почитался христианами как покровитель воинов. В его житие указывается, что он занимал должность проконсула в городе Фессалоники, который жители древней Руси называли Солунью. Узнав, что Дмитрий является христианином, император Галерий бросает его в тюрьму, а затем приказывает заколоть копьями. Тело мученика отдают на съедение диким зверям, но те не прикасаются к нему. Позже христиане города предают останки святого земле. Спустя годы император Константин приезжает в Фессалоники и на месте казни Дмитрия основывает церковь, в которой сегодня хранятся мощи святого.
Так вот, освятив свой Дмитровский собор во Владимире (описание представлено выше), князь Всеволод отправился по следам Константина и привез для этой церкви некоторые реликвии из Фессалоникского храма. Ими стали икона, изображающая Солунского великомученика, написанная на его гробовой доске, и частица одежды, на которой были капли крови святого.
Рассказывая про Дмитровский собор во Владимире, нельзя не сказать несколько слов о другом шедевре древнерусского зодчества, расположенном всего в нескольких метрах. Речь идет об Успенском соборе, которому более 850 лет. Он считается эталоном церковной архитектуры, и черты его облика просматриваются в сотнях храмов, построенных на Руси на протяжении веков. Это сооружение также включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одной из главных туристических достопримечательностей Владимира. Хотя самым красивым, с точки зрения внешнего декора, является Дмитровский. Успенский собор, безусловно, лидирует, если рассматриваются интерьеры. Главная гордость храма — это роскошные фрески великого иконописца Андрея Рублева.
Кроме того, в нем есть несколько ниш-аркосолей, где были захоронены наиболее видные представители Владимирской знати и церковные иерархи.
Современный облик Успенского собора, который знаком всем по фотографиям, довольно сильно отличается от изначального, поскольку в 1186-1189 годах он был кардинально перестроен, так как уже не вмещал всех желающих. В частности, с двух сторон к нему были пристроены галереи, а по углам возведены четыре новые главы.
Теперь вы знаете, когда и кем были построены соборы Владимира — Успенский и Дмитровский, - которые по праву считаются лучшими образцами русского зодчества.
fb.ru
После обстройки Успенского собора во Владимире галереями его интерьер стал более сумрачным, что, впрочем, не нарушило торжественности, а лишь придало ему новую интонацию.
Древние фрески, украшавшие Успенский собор, сбереглись лишь фрагментарно. В поясе северного фасада уцелел небольшой клочок росписей 1161 года. В юго-западном углу — фигуры свв. Артемия и Авраамия (1189).
На стене южной галереи остался совсем небольшой участок «предмонгольской» живописи.
В 1408 году для возобновления росписей Успенского собора во Владимир прибыли Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками.
Плоды их трудов представлены в соборе несколько полнее, чем фрески XII—XIII веков. Но и они находятся в сложном состоянии из-за того, что до сих пор в храме не могут создать и поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим.
От фресок Рублева и Черного наиболее полно сохранилась композиция «Страшный суд», находящаяся, традиционно, на западной стене (под хорами). Ценность владимирских фресок Рублева хорошо понимали уже на рубеже XIX— XX веков. Путеводитель по Владимиру издания 1913 года называет их:
«драгоценными среди памятников древнерусского искусства и иконографии, сохранившихся до сего времени, наряду с остатками киево-софийских мозаик и фресок Спас-Нередицкой, близ Новгорода, церкви».
Фреску «Страшный суд» Георгиевский описывает так:
«По звуку труб ангелов земля и море отдают своих мертвецов. Восстают лики святых царей, лики святых мучеников, лики святителей в крестчатых фелонях, лики преподобных, наконец, лики святых жен... Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключом в правой руке ведет святых в рай...»
Часть композиции — а именно та, где изображались мучения грешников в аду, — не сохранилась.
posmotrim.by
Во времена правления великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью», — пишет В.О. Ключевский. И построенный Всеволодом Дмитриевский собор призван был олицетворять этот подъем Владимирской земли.
Точное время сооружения Дмитриевского собора неизвестно. Владимирский летописец, говоря о смерти великого князя Всеволода III Большое Гнездо, упомянул только, что князь на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя святого мученика Дмитрия и дивно украсил ее иконами и росписью. Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его русские мастера — летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец».
В 1237 году храм разделил судьбу столицы Владимирского княжества. Разграбленный и поврежденный татарами, собор впоследствии еще неоднократно горел и подвергался разграблениям. В 1837—1839 годах «знатоки русского стиля» провели по распоряжению Николая I «реставрацию», чтобы придать собору «первобытный вид». В результате храм был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. Только последующие реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик.
Храм строился как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это время ознаменовалось рядом выдающихся построек, среди которых Дмитриевский собор занимает одно из первых мест.
Собор — шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают уникальным Дмитриевский храм. Собор великолепен. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали и особенно деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Насыщенность его убранства так велика, что она, пожалуй, стала бы чрезмерной, если бы зодчим и камнерезам изменило чувство гармонии, позволившее остановиться именно тогда, когда был достигнут высший предел, за которым начинается вычурность.
Авторами белокаменной резьбы собора считаются местные владимирские резчики, работавшие вместе с выходцами с Балканского полуострова — болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве собора так много мотивов, распространенных не только на Балканах и в Византии, но и по всей Европе.
Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы. Истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, на Кавказе и в Иране, Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции.
Фасады здания разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы. Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.
То, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений, вполне объяснимо. Дело в том, что первоначально он был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. А с главного, западного, фасада по углам галерей стояли две лестничные башни, напоминавшие башни киевского Софийского собора. Галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но в своем первоначальном виде облик собора не дошел до наших дней.
В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями... Настоящая сказка в камне!
На южном фасаде храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним, кажется несколько необычным для христианского храма, но в Средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки. Этот сюжет можно видеть на стенах собора во Фрейбурге, Сан-Марко в Венеции, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, на монетах Великого княжества Тверского и на средневековых печатях. «В церковной скульптуре второй половины XII в. “Вознесение Александра” равноправно важнейшим христианским изображениям», — пишет академик Б.А. Рыбаков. Два грифона, или, как называл их древнерусский книжник, «грипы александрова воздухохождения», несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят — «приманку» для грифонов. Легендарные чудовища тянутся к приманке и тем самым увлекают царя в поднебесье.
Северный фасад собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Великий князь Владимирский Всеволод III, строитель храма, изображен сидящим на троне с новорожденным сыном на коленях в окружении остальных своих сыновей. Прозвище Большое Гнездо князь Всеволод, как известно, получил из-за многочисленности своего потомства: у него было двенадцать детей.
Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Образ царя Давида-псалмопевца является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» Иллюстрацией к этим строкам Давидова псалма являются все персонажи дмитриевских рельефов. Это положение иногда пытаются оспаривать, утверждая, что, мол, «среди рельефов слишком много грозных хищников, воинственных всадников, сцен борьбы и кровопролития». Да, грозные хищники, воинственные всадники... Но ведь сказано-то: «Всякое дыхание да хвалит Господа». «Всякое»! А что касается сцен «борьбы и кровопролития», то ведь «аще сниду во ад — и Ты тамо еси» («даже если сойду в ад — и Ты там»), говорится в другом духовном тексте. Мир людей, земной мир представлен на стенах собора во всех своих противоречиях. Но как все эти образы объединены Дмитриевским собором, так и мир, сотканный из противоречий, объемлется Богом вместе со всеми существующими в этом мире противоречиями — и с псалмопевцами, и с «воинственными всадниками»...
...После сплошного ковра белокаменных узоров на фасадах храма ожидаешь увидеть нечто необыкновенное и внутри собора. Но он встречает нас почти первозданной белизной. Кроме рядов тесаного белого камня, увы, на его стенах почти ничего нет.
Приглашенные князем Всеволодом греческие мастера расписали стены такими фресками, что у молящихся, вероятно, дух захватывало от восхищения. Остатки этих фресок, пострадавших за столетия от разорений и пожаров, были сбиты в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.
В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке стен обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Произошло чудо: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
Сохранился фрагмент композиции «Страшный суд». Судя по стилю росписи, над фреской работали два мастера — греческий и русский, оба незаурядные иконописцы. Несмотря на то что они придерживались византийского канона церковной живописи, фрески Дмитриевского собора своей реалистической манерой, высоким мастерством и исключительной цветистостью живописи вносят переворот в традиционные представления о византийском искусстве XII века. Лики апостолов исполнены строгой красоты и наделены ярко выраженными портретными чертами. Колорит фресок построен на нежных полутонах — светло-зеленых, голубых, зеленовато-желтых, синевато-серых...
Внутри храм кажется небольшим, да он и на самом деле невелик — ведь Дмитриевский собор строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Широкий и мерный ритм поддерживающих своды арок придает внутреннему облику собора торжественное спокойствие, пространство наполнено воздухом и светом. Это, конечно, «дом молитвы» — именно таким и задумывали его древние зодчие. «Храм Мой домом молитвы наречется...»
«Дмитриевский собор, — пишет Л.Д. Любимов, — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».
Источник:
Яндекс.Словари. Величайшие храмы мира. — 2006
kelohouse.ru
На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.
Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.
♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).
В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.
После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.
В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.
Дмитриевский собор, западный фасад
Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.
♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»
Дмитриевский собор, южный фасад
Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.
Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.
Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.
Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.
Своды и барабан Дмитриевского собора
Капители внутренних столпов украшают львы.
Львы
Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.
«Страшный суд»
В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Убранство Дмитриевского собора
Дмитревский собор изнутри
Деталь ворот Дмитриевского собора
Напоминание молодоженам
Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.
Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.
Официальный сайт: www.vladmuseum.ru
© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:anashina.com
Внутреннее пространство храма делится на пять проходов-нефов четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах с византийскими капителями. На внутренней поверхности арок – византийский орнамент из переплетающихся полос, такой же орнамент украшал мозаичный пол. Тонкие чугунные колонны не закрывали обзор. План храма в виде вытянутого прямоугольника, разделённого на нефы, был удобен для полкового храма, предназначенного для многих воинских частей. Во время богослужения воинские подразделения выстраивались в шеренги вдоль храма, что исключало споры о том, какое из подразделений имеет преимущество – стоять ближе к алтарю. Впоследствии именно такую структуру получил типовой проект полкового храма, созданный в 1901 году.
Живописное убранство церкви создавали художники общества «передвижников», запрестольный образ – огромная икона «Моление о чаше» написана академиком Таюрским.
Скульптурное убранство выполнил академик Опекушин. Резные иконостас, киоты, аналои были выполнены из чёрного американского ореха, иконы иконостаса написаны маслом на медных досках.
Архитектор Гримм настаивал на привлечении высококлассных художников для выполнения храмовых росписей, утверждая, что «одним из важнейших условий считается не богатство, а гармония декоративной внутренней окраски». Результат работ подтвердил его правоту. В день освящения церкви современник так описывает в газете «Кронштадтский вестник» свои впечатления: «Внутренняя отделка храма очень красива и обращает внимание как оригинальностью, так и безукоризненным техническим исполнением; все орнаменты в византийском стиле, расписаны эффектно; сочетание красок хотя пёстро, но сделано с большим вкусом».
Так как Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости, то в ней хранились знамёна воинских частей и гарнизонные реликвии. Колокола для церкви были отлиты из старых медных пушек, самый большой весил 250 пудов.
После революции начинается насаждение атеизма, репрессии против священников и верующих, закрытие храмов. Петербургским Валаамом называли Кронштадт в начале ХХ века: в городе с населением 50 000 человек было около 30 православных соборов, церквей и часовен. К Пасхе 1931 года в городе не осталось ни одного действующего храма.
Владимирский собор был закрыт 16 февраля 1931 года, последний настоятель собора арестован и приговорён к пяти годам лагеря на Соловках. 12 колоколов собора общим весом 7785 кг и церковная утварь на 2100 кг были сданы в металлолом, книги – в макулатуру. Ценные вещи из серебра и золота были изъяты ещё в 1922 году. В храме был устроен склад продуктов, во время Великой Отечественной войны он пострадал от бомбёжек, а в 60-е годы в нём было решено разместить спортивный клуб.
В стремлении убрать «вычурные силуэты» и оставить лишь каменную коробку, изуродовали колокольню, пытаясь снести её бульдозером. Храм несколько раз взрывали по краям, но после того, как в соседних домах вылетели стёкла и пошли трещины, попытки прекратили, а полуразрушенный храм забросили.
Лишь в конце 1990 года руины храма были переданы церкви. В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи, и началось восстановление собора. В 1994 году по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Владимирский собор был признан памятником архитектуры федерального значения. В 1997 году была проведена первая Божественная литургия, в 1999 году состоялась первая служба в нижнем приделе, а в 2000 году – в верхнем храме.
В январе 2001 года установлены новые колокола. После 60-летнего перерыва в Кронштадте появился действующий храм. Сбылись пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказанные при освящении крестов Владимирской церкви: «Да славится имя Божие и Пресвятой Богородицы в сем храме до скончания века». Новые кресты на возрождённый собор были сделаны по образцу первоначальных, тех, которые освящал о. Иоанн.
izi.travel
За последнее время я имела прекрасную возможность сравнить величайшие памятники древнего православного храмового зодчества - соборы во Владимире и в Киеве. К сожалению, и в Успенском соборе Владимира, и в Софии Киевской царствуют допотопные совковые запреты на фотосъемку. Мне с моей "пятёркой", увы, незаметно никак не снимешь, да и условия не располагали: во Владимирском храме было очень темно, он был заполнен толпами туристов с экскурсоводами, а в Софии была целая армия служительниц, бдительно следивших за выполнением запрета. Но я все же умудрилась сделать и там, и там несколько кадров. Естественно, без претензии на какую-либо художественность, вскинула камеру - и щелкнула. В этих храмах атмосфера совсем разная. В Успенском соборе чувствуется древность и святость, даже несмотря на ужасный барочный иконостас. И неудивительно - в храме проводятся регулярные богослужения, там можно помолиться, поставить свечи, подать записки. В Софии тоже барочный иконостас, но он смотрится как-то гармоничнее, несмотря на интерьер в византийском стиле, очевидно, из-за светлого и торжественного оформления. Однако София Киевская - всего лишь музей, до сих пор. Один раз в год (на день независимости Украины) здесь проводится экуменический молебен для "избранных" - Правительства и Президента.Сначала - интерьер Владимирского Успенского собора с сохранившимися фресками кисти преп. Андрея Рублева "Лоно Авраамово" (на сюжет из евангельской притчи о богаче и Лазаре) и "Страшный Суд" (см. объяснение фрески). Превьюшки кликабельны. Вторую половину фрески "Страшный Суд" можно посмотреть здесь. Через арки виден иконостас в стиле барокко: Если сесть на скамейку у западной стены собора и поднять голову, то увидишь: В Софии Киевской мне удалось снять только приделы, да и вообще, кадры получились не самые характерные.Мозаики и фрески Софии Киевской, естественно, представлены в интернете. Например, очень хорошая подборка со схемами и пояснениями на сайте icon-art.info ("Христианство в искусстве"). В Софии мне понравились паникадила. Особенно уютно они смотрятся в полутьме боковых приделов второго этажа. На последней фотографии виден центральный придел со знаменитой "Орантой" в конхе апсиды.Царские серебряные врата, видимо, до сих пор на реставрации(точнее, их заново воссоздают по немногочисленным сохранившимся фрагментам и черно-белым старым фотографиям).Как известно, по приказу советского правительства они пошли на переплавку в 1930-е годы. |
mirandalina.livejournal.com
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений