Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Особняк Матильды кшесинской. Особняк кшесинской интерьеры


Особняк, который «натанцевала» себе Матильда Кшесинская

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы,

foto-history.livejournal.com

Дом Кшесинской - от Романовых до большевиков

Музей политической истории России, о котором я рассказывал в прошлый раз, располагается в довольно примечательном с архитектурной и исторической точки зрения здании - бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской. Сюда к ней приезжали великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович, а после переворота 1917 года особняк некоторое время служил большевистским штабом, где работали Ленин, Сталин, Зиновьев и др.

Питер-2013 // Часть 32

1. Особняк построил в 1904-1906 годах архитектор Александром Ивановичем фон Гогеном.

2. Это классический пример северного модерна. Здание асимметрично и представляет собой композицию разновысоких объёмов.

3. В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.

4. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра, поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Её сестра Юлия также стала балериной, брат Иосиф - танцовщик и балетмейстер, впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР. В 1890 году Матильда окончила Императорское театральное училище, и вслед за сестрой была принята в балетную труппу Мариинского театра.

5. Кшесинская танцевала партии феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Никии в «Баядерке», принцессы Авроры в «Спящей красавице». В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров. Первой среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.

6. Но больше всего была знаменита Кшесинская своими отношениями с членами царской семьи. В 1892-1894 годах она «выполняла роль» любовницы цесаревича Николая (будущего Николая II), чтобы отвлечь его от принцессы Алисы. Безуспешно. Позже она сожительствовала с Сергеем Михайловичем, в 1902 году у них родился сын Владимир. Позже привязанность к балерине сослужила князю дурную службу: в 1918 году был схвачен в Петрограде большевиками, выслан в Алапаевск, где сброшен в шахту с другими Романовыми. Он погиб с зажатым в руке золотым медальоном с портретом Матильды и надписью «Маля».

7. Летом 1917 года Кшесинская с сыном навсегда уехала из Петрограда. В 1921 году в Ницце она вышла замуж за князя Андрея Владимировича. Скончалась она лишь в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

8. До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница. Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.

9. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.

10. В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.

11. Часть залов стоит пустыми.

12. Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.

13. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.

14. Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр.

15. Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.

16. В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.

17. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В. И. Ленин, члены ЦК И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев и др.

18. В ходе июльского кризиса 1917 года большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства.

19. Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.

20. В особняке сохранена обстановка первого после революции кабинета В. И. Ленина.

21. Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.

deletant.livejournal.com

Особняк Кшесинской

20.09.2018 Антон Лукьянченко Санкт-Петербург нет комментариев

На углу Кронверского проспекта и улицы Куйбышева находится особняк, который принадлежал блистательной прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской.

Здание возведено в 1906 году по проекту Александра фон Гогена и в настоящий момент считается одним из лучших образцов петербургского модерна.

Хозяйка особняка Матильда Феликсовна была первой русской балериной освоившая 32 фуэте и поразившая этим англичан в балете «Лебединое озеро». Таланту балерины покровительствовали влиятельные люди того времени, среди которых великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович Романовы (станет мужем Кшесинской в эмиграции). У Кшесинской был роман с наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем, продолжавшийся более 3 лет, потом они вынуждены были расстаться.

При оформлении фасада особняка архитектор использовал красный гранит «скальной» фактуры, серый сердобольский гранит, светлый кирпич, майоликовую плитку и металлические узорные решетки. Внешний облик здания сохранился практически без изменений, что не скажешь про внутреннее убранство особняка. Почти во всех комнатах отделка была уничтожена. В первоначальном виде сохранились главный вестибюль, аванзал и лестница. Позже был восстановлен Белый зал.

Белый зал – главное помещение особняка, оформленный в стиле ампир с элементами раннего классицизма. Здесь Кшесинская репетировала, а также устраивала приемы. Здесь пели итальянская певица Л. Кавальери, «российский соловей» Л.В. Собинов и «царственный бас» Ф.И. Шаляпин. Гостями особняка были знаменитый ювелир К. Фаберже и американская танцовщица А. Дункан. С радостью Матильда Феликсовна принимала у себя своих коллег по сцене А. Павлову, Т. Карсавину и В. Нижинского.

К 1917 году театральная карьера Кшесинской достигла вершин творческой деятельности. Она выступала на лучших сценах Парижа, Лондона, Монте-Карло, Вены, Будапешта, Варшавы и других городов. Ее искусством восхищались и в России.

После Февральской революции артистка получает письма с угрозами и вечером 27 февраля она вместе со своим сыном покидает особняк. И через несколько дней первый этаж здания занимают солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона. А на втором этаже особняка в начале марта 1917 года разместился Петербургский комитет РСДРП(б). Здесь работали В. Ленин, М. Володарский, А. Луначарский, А. Коллонтай, Я. Свердлов, К. Ворошилов и другие большевистские лидеры.

С февраля по июль 1917 года Кшесинская скиталась по квартирам родственников и знакомых и 13 июля она уезжает в Кисловодск. В феврале 1920 года Матильда Феликсовна навсегда покидает Россию. Начинается период эмиграции, который будет связан с Францией, где она в 1929 году откроет балетную студию.

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила интереснейшую жизнь и скончалась в возрасте 99 лет, не дожив всего лишь несколько месяцев до круглой даты.

Ее особняк в Советской республике был национализирован и его занимали различные организации и лишь в 1957 году он вошел в состав Государственного музея Революции, который в 1990-е годы был преобразован в Государственный музей политической истории России. Часть экспозиции музея рассказывает о творческой деятельности великой русской балерины М.Ф. Кшесинской.

Автор публикации

не в сети 7 лет

Антон Лукьянченко

Высшее музейное образование, работа в качестве экскурсовода в Государственном музее политической истории России, Константиновском дворце. В течении 5 лет являюсь гидом одной из ведущих туристических компаний Санкт-Петербурга.

Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 04-03-2012

Теги: Достопримечательности Европы, Достопримечательности России, Достопримечательности Санкт-Петербурга, Замки и дворцы и усадьбы и виллы и дома

chicherone.com

Особняк Кшесинской

Особняк Матильды Кшесинской

Другие названия: Особняк балерины Матильды Кшесинской, Музей Октябрьской революции, музей политической истории России.

Адрес: ул. Куйбышева, 2/4, Кронверкский проспект, 1

Год постройки: 1904-1906

Архитектор: А. И. фон Гоген

Стиль: модерн

Особняк Матильды Кшесинской, со времен постройки и до наших дней

Особняк Матильды Кшесинской – это одна из легенд Петербурга. Его старинное здание, возведенное в начале ХХ века на Троицкой площади северной столицы, в почти неизменном виде дошло до наших дней. Принадлежал особняк известной питерской балерине и светской львице Матильде Кшесинской, которой благоволил сам император Николай II. Некоторые источники утверждают, что балерина некоторое время была его фавориткой и участок земли напротив Петропавловской крепости, стоимость которого в 1904 году была в 10 раз больше жалованья примы Мариинского театра, был ей подарен императором.

По одной из питерских легенд, возведенный на нем особняк, в который Матильда Кшесинская вскоре перевезла сына, соединялся подземным туннелем с Зимним Дворцом. Им и пользовались влюбленные для тайных встреч, которые продолжались более 2 лет. Сейчас мы, разумеется, понимаем, что этого быть не могло: Матильда и Николай прервали отношения ещё в конце века 19, особняк был построен 10 годами позже, однако обыватели не забыли о юношеском увлечении царя, что и дало повод для рождения этой легенды.

После расставания с цесаревичем прима-балерина нашла утешение в объятиях его кузена, великого князя Сергея Михайловича.  Спустя 20 лет, уже будучи в эмиграции, она вышла замуж за ещё одного члена семьи Романовых - великого князя Андрея Владимировича. В ее особняке до самой революции собирался высший свет Санкт-Петербурга, а великие князья были в нем почетными гостями.

В 1917 году дом балерины Мариинского театра заняли большевики, и очень скоро от его богатого убранства не осталось и следа. С балкона второго этажа выступал перед революционными массами Владимир Ильич Ленин, зачитывая свои «Апрельские тезисы». Остальные комнаты особняка были отданы под штаб. Ценности оттуда все были вывезены. Дорогие интерьеры разграблены. Матильда Кшесинская пыталась вернуть себе свое имущество и неоднократно подавала иски в суд. В конце концов она поняла, что вернуться в родной дом у нее вряд ли получится. Бывшая прима Мариинского театра уехала с влюбленным в нее князем в Кисловодск, а затем эмигрировала в Париж. В советское время в здании особняка располагался музей Великой Октябрьской социалистической революции, а затем – музей политической истории России. Восстановлены были лестница с балюстрадой, зимний сад, ротонда и белый зал. В наши дни особняк Матильды Кшесинской активно посещают туристы. Несмотря на то, что от прежних роскошных интерьеров почти ничего не сохранилось, здесь есть на что посмотреть.

Архитектура особняка

Став обладательницей земельного надела почти в самом центре города, Матильда Кшесинская для разработки проекта своего будущего дома тщательно выбирала архитектора. Выбор она остановила на Александре фон Гогене, который в те времена был главным архитектором Императорского двора. Работал он в модном в ту эпоху стиле модерн, что вполне устраивало балерину. Особняк она собралась возвести полностью соответствующим последним тенденциям архитектурной моды.

Гоген предложил ей вполне удачный проект, согласно которому будущий особняк должен был походить на средневековый замок, стоящий над обрывом. В его внешней и внутренней отделке широко использовались природные материалы, стены украшены растительными орнаментами, изящной мозаикой и майоликовыми панно. Особняк отличался контрастностью фактур, нестандартными оконными проемами и включением ряда декоративных элементов, присущих восточному стилю. Дом балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской стал самым модным местом в северной столице.

Интерьер особняка

Решив уйти из театра и посвятить себя воспитанию сына, Матильда Кшесинская при обустройстве нового дома отдавала предпочтение простору и комфорту. Внутреннюю отделку почти всех жилых комнат прима-балерина придумала сама. Ее особняк оказался не только красивым и удобным, в его внутренней планировке предусмотренным оказалось абсолютно все.

Гардеробная состояла из двух комнат. В одной из них хранилась обычная одежда хозяйки, а в другой – ее сценические костюмы. Кухня была оборудована по последнему слову техники. В хозяйстве была прачечная, гараж для двух автомобилей и отдельное помещение для животных – коровы, козы и свиньи. Был даже собственный винный погреб, обустройством которого занимался возлюбленный балерины и отец ее ребенка. Но настоящей гордостью хозяйки была, конечно же, парадная часть дома, представляющая собой роскошную анфиладу комнат, интерьер которых был выдержан в едином стиле. Замыкал ее шикарный зимний сад.

Особняк Матильды Кшесинской сегодня – это музей политической истории России, отдельная экспозиция которого посвящена временам его первой хозяйки – балерины Мариинского театра и возлюбленной императора Николая II. Несмотря на то, что от былой обстановки здесь ничего не осталось, парадная часть сохранилась в почти неизменном виде. В наши дни здесь проводят литературные вечера, ежедневно сюда устремляются сотни туристов, желающие посетить место, где прошла часть жизни знаменитой танцовщицы.

guida-spb.com

«Я работаю в особняке Матильды Кшесинской» — The Village

Интерьеры особняка Кшенской были полностью утрачены в советское время. В 1987 году восстановили анфиладу: это парадный вход со стороны Кронверкского, лестница с балюстрадой, ротонда, белый зал и зимний сад. Из аутентичного сохранился наборный паркет, который год назад пережил реставрацию. Мы очень бережно к нему относимся, он покрыт ковром в стиле ампир. Также аутентичен плиточный пол в Зимнем саду.

Аудитория музея — самая разная: от детей четырех-пяти лет до пенсионеров (для них, как и для детей, бесплатный вход в музей). Интересно, что музей является притягательным местом для разных делегаций — общественных и государственных. И это понятно. К 2013 году музей открылся обновленным — с новой современной экспозицией «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях», современным атриумом и обновленной инфраструктурой. Без ложной скромности скажу, что музей стал одним из самых современных в России. Некоторые генеральные консулы после официальных визитов в музей, бывает, приходят еще и как обычные посетители, чтобы подробнее познакомиться с экспозициями, раскрывающими политическую историю советского периода.

Рядом с музеем находится мечеть. Понятно, что в пятницу и религиозные праздники здесь очень оживленно. Окна администрации музея выходят на минарет, и оттуда можно услышать призыв муэдзина. Это такой колорит соседства. Кстати, мы проводим в музее программу толерантности по заказу Комитета по межнациональным отношениям. Подготовили свою программу для старшеклассников и средней школы, которая учит разных людей жить в одном пространстве, уважая образ жизни и взгляды членов разных общин. И сами мы должны исповедовать то же. Фактами жизни нашего многоликого города стали Курбан-байрам на Кронверкском и Крестный ход по Невскому проспекту.

Шумиха вокруг еще не вышедшего фильма «Матильда» на нас сказалась (хотя Алексей Учитель и не снимал его в особняке). Появился повышенный — немного вульгарный — интерес со стороны СМИ. С одной стороны, то, что возник всплеск интереса к хозяйке нашего особняка, — хорошо. С другой — это вылилось в шоу, которое развивается по своим законам.

Вообще, тема Кшесинской всегда была интересна: люди любят истории жизни, где есть и любовь, и красивая жизнь, и драма. Особенно эта тема востребована пожилой публикой. При этом мемориальных вещей Кшесинской осталось крайне мало: у нас на экспозиции «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы» представлено лишь одно платье, в котором она танцевала в молодые годы. Но есть очень богатый документальный ряд, фотографии. К счастью, Матильда Феликсовна любила фотографироваться — остался ее образ, который в пух и прах разбивает выводы конъюнктурных экспертов (речь идет о недавней экспертизе сценария и фильма «Матильда», которую инициировала депутат Госдумы Наталья Поклонская. Эксперты, среди прочего, пришли к выводу, что Кшесинская была „совершенно некрасивая“. — Прим. ред.).

Недавно в музей подкинули листовки «Стоп.Матильда», которые мы взяли в свои фонды. Мы активно собираем все, что связано с политической жизнью нашей страны в разных ее проявлениях. Когда-то, может быть, эти листовки найдут свое место на выставке, рассказывающей о нашем времени. Такое возбуждение отдельных групп общества от фильма, который еще не вышел на экраны, свидетельствует о нездоровье социума. В музей православные радикалы, к счастью, не приходили. Впрочем, у нас есть служба безопасности, которая корректно осуществляет фейсконтроль, и мы очень надеемся, что до нас эти битвы не доберутся. А вот прийти, заказать экскурсию и разобраться, что и как было, — пожалуйста».

www.the-village.ru

Особняк Матильды Кшесинской. 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга

Особняк Матильды Кшесинской

Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.

На дуге Кронверкского проспекта сосредоточено много уникальных памятников архитектуры. И так получилось, что в самом начале проспекта, на углу улицы Куйбышева (Большой Дворянской), находится примечательный особняк.

Это дом примадонны балета императорского Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской. Здание в стиле модерн привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его звеньев, меняющиеся ритм и размеры окон повторяют особенности внутренней планировки. Выразительна палитра отделочных материалов: красный и серый гранит, светлый облицовочный кирпич и синяя майоликовая плитка, элементы металлических конструкций и кованые узоры. Палисадник, ограда и угловая беседка подчеркивают впечатление уютной камерности. Особняк не претендует на внешнюю роскошь, но он по-своему импозантен и изящен. Недаром его часто называли дворцом Кшесинской.

До 1917 года Кшесинская танцевала в Мариинском театре. Известно, что до официальной свадьбы будущего императора Николая II она была его любовницей. Позднее состояла в отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Андрей Владимирович стал мужем Матильды в 1921 году и усыновил её сына Владимира. Это произошло в Каннах, поскольку накануне революции Матильда Кшесинская навсегда уехала из России и провела остаток своей насыщенной почти столетней жизни в Европе, открыв в 1929 году в Париже собственную балетную студию.

Особняк Кшесинской был построен в то время, когда строгий классический стиль в архитектурном облике Петербурга стал уступать место изяществу модерна.

На рубеже веков в строительстве стали активно применяться новые технологии и материалы. Они-то и позволили архитекторам существенно изменять художественные приёмы, создавать новые формы. В результате в Петербурге появилось множество зданий, выполненных в новой яркой эстетике, одним из заметных образцов которой считается и особняк балерины Матильды Кшесинской.

Особняк Матильды Кшесинской

Участок, где балерина решила построить себе новый дом, располагался на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Большая Дворянская улица отделяла участок от Троицкой площади. Троицкая площадь – первая площадь города. В центре площади стояла церковь в честь Святой Троицы. Долгое время Свято-Троицкий собор был главным кафедральным храмом города, здесь объявлялись царские указы. Здесь 22 октября 1721 года Петру I был пожалован титул императора. На шпиле колокольни собора были укреплены часы, снятые с Сухаревской башни Кремля в Москве. К 1730-м годам площадь потеряла своё значение, порт и административный центр переместились на Васильевский остров.

Ко времени строительства особняка, в 1903 году, Троицкую площадь, то есть Петербургский (Петроградский) остров, с противоположным берегом Невы, 1-м Адмиралтейским островом, соединил новый Троицкий мост. После открытия моста стоимость земли на Петербургской (Петроградской) стороне резко выросла.

Интересно, что покупка этого участка была законспирирована. Доверенное лицо балерины, дворянин А.Э. Коллинс, оформил купчую крепость на своё имя. Но в запродажной записи указывалось, что место приобретено «в действительности на деньги, принадлежащие потомственной дворянке Матильде Феликсовне госпоже Кшесинской, ввиду того, что она, Кшесинская, в настоящее время не желает огласить себя покупщиком этого имущества, но, во всяком случае, приобретённое имущество составляет её, госпожи Кшесинской, неотъемлемую собственность».

За разработку проекта взялся архитектор Александр Иванович фон Гоген. После подробного совместного обсуждения плана особняка было начато строительство, которое завершилось в короткие сроки, в течение года – в конце 1907-го хозяйка уже жила в новом доме.

Внешний вид и внутренняя планировка здания отражали не только эстетические вкусы того времени, но и личные предпочтения Кшесинской.

В особняке есть две анфилады залов, зимний сад и множественные хозяйственные помещения. При отделке здания использовались самые разные материалы: красный и серый гранит нескольких сортов, облицовочный кирпич, декоративные металлические детали и цветная майоликовая плитка.

Из воспоминаний Кшесинской известно, что один из залов был оформлен в стиле русского ампира, другой был выдержан в духе эпохи французского императора Людовика XVI, а интерьер спальни повторял английский стиль. Сегодня внутренний вид, к сожалению, во многом отличается от оригинального.

Любопытно, что много внимания Матильда Кшесинская уделила той стороне, которая словно остаётся в тени. Это хозяйственные и бытовые постройки. Кухня, устройства для хранения продуктов, гардеробные, винный погреб – всё это также было предметом гордости хозяйки. В здании нашлось место даже коровнику. Во дворе особняка, кроме коровника, располагались прачечная и сараи для экипажа и автомобилей (у балерины было два автомобиля).

Поражал не только внешний облик здания и интерьер, но и его обитатели. По двору нередко вместе прогуливались маленькая козочка, фокстерьер и свинья, жившая при доме Кшесинской.

Благодаря знакомствам и известности хозяйки в особняке регулярно бывали известнейшие люди своего времени: Фёдор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Татьяна Карсавина, Анна Павлова. Домашние спектакли, импровизированные концерты и «капустники», проходившие в особняке Кшесинской, были обязательной приметой блистательного Петербурга вплоть до Первой мировой войны. На весь город славились званые обеды и ужины, приёмы и рауты, устраиваемые в особняке. Особенно пышно отмечалось в 1911 году двадцатилетие сценической деятельности балерины

Благополучная жизнь, однако, закончилась в 1917 году, когда в Петербурге наступили неспокойные времена. Кшесинская покинула дом и больше сюда никогда не вернулась. Вскоре дом был занят солдатами, в комнатах разместился ЦК РСДРП и пункт газеты «Правда». В этом доме также работал Владимир Ульянов (Ленин), вернувшийся в 1917 году из эмиграции. Балкон, выходящий на Кронверкский проспект, нередко служил ему трибуной для выступлений.

В советские годы в особняке разместился Государственный музей революции. В настоящее время особняк занимает Государственный музей политической истории России.

Это единственный в своем роде музей, экспозиции которого охватывают период, начиная от правления Екатерины II вплоть до сегодняшних дней.

Музей унаследовал богатую коллекцию своего предшественника – Государственного музея революции. Ядро экспонатов составляет коллекция знамен, плакатов, фотографий, других документов, которую советские революционеры начали собирать заранее, ещё будучи в подполье. Впоследствии она была расширена коллекцией партийной и государственной атрибутики XIX–XX веков, фамильными реликвиями видных политических и общественных деятелей, подлинниками важных документов.

Государственный музей политической истории России стал обладателем одной из самых полных коллекций материалов о российских и советских деятелях, партиях и событиях современности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Особняк Матильды кшесинской. | Всё об интерьере для дома и квартиры

В 1906 году модный (в то время) архитектор Александр фон Гоген возвёл удивительный дом для балерины мариинского театра, Матильды Феликсовны кшесинской. Здание расположили на берегу Невы, на петроградской стороне.

Особняк кшесинской - яркий представитель стиля северный модерн - ассиметричное здание, с окнами разной величины и облицовкой из нескольких видов гранита. Такое архитектурное решение на тот момент было характерно для Петрограда. Интерьер дома также отвечал высоким стандартам. Внутри имелся уютный зимний сад. Комнаты были заставлены модной французской мебелью. Территориальное расположение и роскошь внешнего вида особняка подчеркивало особый статус Матильды Феликсовны в российском государстве.Матильда кшесинская одной из величайших балерин XX века была. Её уникальный талант отмечали как в России, так и за рубежом. Также она была известна как любимица семьи романовых. Особняк кшесинской в начале прошлого века очень популярным местом был. Здесь проходили балы и пышные праздники. В этом доме бывали Фёдор Шаляпин и Анна Павлова, Сергей Дягилев и члены императорской семьи.Во время февральской революции кшесинская с семьёй поспешно покинула свой особняк. В считанные дни её дом заняли представители Рсдрп (б) и сделали из него что-то вроде ораторской трибуны, куда 3 апреля приехал Владимир Ильич Ленин. Балерина пыталась вернуть своё имущество через суд. Судебным решением было принято, что большевики должны покинуть частную собственность и возместить ущерб. Но кшесинской так и не вернули ни дом, ни то, что в нём хранилось. С грустью на сердце, балерина покинула Петроград.В советские годы здание площадкой для многих общественных учреждений было. Здесь располагались организации петросовета, общество старых большевиков (ленинградское отделение), институт питания. Затем до 1956 года здесь был музей с. М. Кирова. С 1957 года - музей революции. Сейчас в особняке знаменитой балерины находится музей политической истории России.

Читайте далее информацию об интерьере дома внутри http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-doma-vnutri

interior.ru-best.com


ремонт квартиры