Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Поездка в Санкт-Петербург зимой для нас стала настоящим марафоном по дворцам, которых здесь столько, что не обойти все даже за неделю. Мы за два дня успели побывать в шести, начав знакомство с дворцовой жизнью с Меншиковского дворца. Во-первых, он находится на противоположном от центра берегу Невы, а во-вторых, относится к Петровской эпохе, является первым величественным каменным дворцом Петербурга того времени.
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
Даже не сомневайтесь! Дворец Меншикова уникален, в нем великолепные интерьеры Петровской эпохи - он не похож ни на один другой дворец Петербурга. Советую начать знакомство с дворцовой культурой Санкт-Петербурга именно с этого дворца.
На современном Васильевском острове Санкт-Петербурга среди ансамбля красивых зданий можно не сразу заметить Меншиковский дворец. Но тогда, в 1703 году (как раз в год основания Петербурга), этот остров был подарен самим Петром I своему сподвижнику Святейшему князю Меншикову. Как известно, он не был представителем знатного рода, но благодаря смелости и другим качествам стал главным соратником царя, прославился не в одном бою и на момент получения такого ценного подарка являлся генерал-губернатором. Только представьте, что Меншиков носил звание генерал-фельдмаршала, в то время, как Петр был всего лишь капитаном.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Зная о желании Петра застраивать Петербург каменными зданиями, дворец Меншиков решил возвести именно из этого материала. Но быстро построить резиденции в то время не представлялось возможным, поэтому в глубине Васильевского острова поставили деревянный дворец, интерьеры которого украсили дорогими тканями, зеркалами. В парадном зале могло поместиться около 100 человек, что по тем временам была внушительная цифра. Так как местность была болотистая, то строители вырыли канал, который несколько осушил почву и поднял берег, а ко всему прочему стал еще и парадным подъездом к главному входу.
Пока знать города развлекалась в только что построенном дворце, строители принялись за возведение каменной резиденции князя. И вот в двадцатых годах 18 века Петербург восхищенно смотрел на огромный по тем меркам дворец. Здание было построено в виде замкнутого четырехугольника: парадный фасад, обращенный к Неве, два флигеля, а также замыкающее здание с выходом в сад. Сад у Меншикова был таким, что в нем выращивали дыни, киви клубнику. Аллеи были ровно вымерены, кусты красиво подстрижены, а украшали его дорогие итальянские скульптуры.
Скульптуры во дворце МеншиковаСкульптуры во дворце Меншикова
Но это было тогда, в далекие Петровские времена. Сейчас от сада не осталось и следа, здание претерпело изменения (например, нет высокой крыши и скульптур на портике), но, к счастью, дворец во время передали в ведение Эрмитажа, поэтому была проведена реставрация, и мы можем посетить часть залов.
Залы во дворце МеншиковаЗалы во дворце Меншикова
Как известно, Меншиков был отправлен в ссылку Петром II, в которой он вскоре скончался. Дворец занимали государственные учреждения, потом в нем разместился первый Кадетский корпус. Но главное, что сейчас мы можем войти внутрь и окунуться в Петровскую эпоху, благодаря восстановленным интерьерам, не всех, но посмотреть внутри есть на что.
Мебель во дворце Меншикова
Ко входу в Меншиковский дворец мы подошли к открытию, и стали первыми посетителями на сегодня. Не знаю, как летом, но зимой нет очереди, со временем подтянулись еще несколько людей и все. Купив билеты, и раздевшись в гардеробе, мы хотели уже зайти в залы, но нас остановила администратор и предложила купить экскурсию за 100 руб с человека. Мы немного замешкались, переживая о том, что потратим много времени на экскурсию по дворцу, а ведь впереди наш ждал весьма насыщенный план (о нашем путешествии маршрутах можно прочитать вот здесь), но все же согласились. В 11-00 к нам вышла экскурсовод и повела в залы.
Рассказать обо всем, что мы увидели и узнали внутри в одном отзыве просто невозможно, поэтому я напишу о том, что мне понравилось больше всего, а также выложу фотографии интерьеров.
В первом зале нам показали вещи, обладающие высокой исторической ценностью, такие как: подлинную трубу водопровода, которая говорит, что здесь был водопровод, изразцы и плитка того времени, копии скульптур, которым так и не суждено оказаться на дворце, как в былые времена, потому что внешний вид уменьшенных копий не прошел согласование.
Голандская плитка петровской эпохи
Водопроводная трубаВодопроводная труба
Далее мы оказались на старинной кухне. Как сказала экскурсовод, специалисты до сих пор не знают предназначения большинства помещений дворца, потому что никаких документов не сохранилось. Но вопросов с кухней не возникает ни у кого, потому что вытяжка говорит сама за себя. Мы видим посуду, печь, так и кажется, что сейчас в нос ударил запах кипящего супа.
Кухня в Меншиковском дворцеКухня в Меншиковском дворце
Кухня в Меншиковском дворцеКухня в Меншиковском дворце
Отдельное внимание на кухне притягивают настенные часы, и ведь ходят до сих пор.
Кухня в Меншиковском дворцеКухня в Меншиковском дворце
На первом этаже здания находились хозяйственные комнаты. Полагают, что во дворце была не одна кухня, а не менее десяти.
В токарной комнате мы видим токарный станок и вещи, сделанные на нем.
Токарный станок
Особенно интересен чемодан с замком-обманкой. На самом деле, я бы назвала его сейфом, потому что механизм без ключа открыть было невозможно, крышку держали около 24 штырей.
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
Без экскурсии мы бы пробежали мимо выставленные за стеклом костюмы. А оказывается, это костюмы Петра I.
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
А еще мы увидели трость и шляпу царя. Даже не верится…
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
В гостиной все пышет роскошью. Европейские шкафы, дорогущий стол и стулья, старинные скульптуры.
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
Фишкой комнаты является странный предмет мебели – нога.
Меншиковский дворец Санкт-ПетербургМеншиковский дворец Санкт-Петербург
Во дворце неплохо сохранился вестибюль, раскрашенный под мрамор. В то время мрамор в нашей стране еще не добывали, а привезти такое количество материала из Италии было дорого даже для Меншикова (чуть позже я расскажу, на что он спустил целое состояние при декоре своих комнат).
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Из вестибюля можно было выйти в сад, а можно было подняться по парадной лестнице. Смотрители музея берегут историческую лестницу, поэтому поднимались мы по обычной. И вот мы в так называемых сенях. По моде того времени дворец был разделен на две части: хозяина и хозяйки, объединял который парадный зал. Туристам доступны помещения хозяина, так как комнаты его жены не сохранились. К слову, прислуга и деть (4 сына и 3 дочери) жили на третьем этаже, там интерьеры также не восстановлены.
Парадная лестница Меншиковского дворцаПарадная лестница Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Экскурсовод обратила внимание на решетку перилл, на которой, если присмотреться, выведены инициалы Петра I и Меншикова.
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
В мужской половине князя Меншикова комнаты отделаны таким богатым материалом, которому могла позавидовать царская семья. И это отнюдь не золото - это керамическая плитка ручной работы.
Спальня в Меншиковском Дворце
Вот такой шикарный потолок.. также выложен плиткой, что считалось непомерной роскошью.
Потолок из плиткиПотолок из плитки
Вопреки тому, что для Питерского климата плитка - не самый лучший материал, который не сохраняет тепло, а летом нагревается, ей отделывали ради пафоса даже спальни. Чтобы согреть кровать, использовали вот такие грелки.
Спальня Меншиковского дворцаСпальня Меншиковского дворца
Вот ее пример комнат с плиткой.
Кабинет Меншиковского дворцаКабинет Меншиковского дворца
А вот подарочный кубок, который если перевернуть, то из него можно пить.
Кабинет Меншиковского дворцаКабинет Меншиковского дворца
Еще один потолок, выложенный плиткой.
ПолотокПолоток
Поражает роскошью мебель хозяйских комнат.
Мебель в Меншиковском дворцеМебель в Меншиковском дворце
Меншиковский дворецМеншиковский дворец
Мебель в Меншиковском дворцеМебель в Меншиковском дворце
Анфилада залов Меншиковского дворцаАнфилада залов Меншиковского дворца
Прекрасна ореховая комната, названая так по отделке стен.
Ореховый кабинет
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
На стене висят подлиные двери, на которые экскурсовод обратила внимание: с одной стороны они отделаны орехом, чтобы не портить дизайн комнаты, с другой в стилистике парадного зала.
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Чуть не забыла упомянуть зал кордегардии на нижнем этаже - помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Но вернемся к параным залам Меншиковского дворца. Мужская и женская половины соединялись парадным залом.
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Танцевальный залТанцевальный зал
В женской половине интерьеры более нежные, преобладают теплые цвета, шелк, изящные аксессуары.
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворцаЗалы Меншиковского дворца
Залы Меншиковского дворца
Синий кабинет.
Синий кабинетСиний кабинет
Потолок в синем кабинете.
ПолотокПолоток
Сказать, что мы были в восторге от посещения дворца - это ничего не сказать! Огромное спасибо экскурсоводу и всем людям, которые берегут и выставляют те сокровища, благодаря которым можно приоткрыть зановес на моду и нравы времен основания Санкт-Петрбурга. Мы были очень рады, что начали маршрут по Петербургу именно с этого места.
А в качестве бонуса - напротив него находятся знаменитые Сфинксы, охраняющие Неву и город.
Сфинксы Санкт-ПетербургСфинксы Санкт-Петербург
Адрес: Университетская набережная, д.15, официальный сайт
Часы работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:30 - 18:00, среда, пятница: 10:30 - 21:00.
Взрослые 300 руб или 600 за комплекс музеев, принадлежащих Эрмитажу. Первый четверг каждого месяца - бесплатно.
Бронирование и цены отеля Комфорт 3* Большой выбор отелей в Петербурге здесь
До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.
Дворец Меншикова
Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.
Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.
Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.
Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.
В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.
Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами
В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова, вид со смотровой площадки Исаакиевского собора
Поварня
Изразцы
Парадная лестница
Фрагмент старой росписи потолка
Морской кабинет
Варварины покои
Умывальник
Ореховый кабинет
Большой зал
Большой зал
Кордегардия
Красный зал
Анфилада залов в китайском стиле
Китайский кабинет
Фрагмент отделки стен
© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Подписывайтесь на обновления сайта: Telegram ВКонтакте Facebook Instagram Twitter RSS Поделитесь этой статьей в социальных сетях:
anashina.com
После того, как в 1727 году Меншиков был отставлен от дел и сослан в Берёзов, его обширную усадьбу приспособили под военное училище. В 1966-1981 годах была проведена масштабная реставрация, и во дворце открылся музей истории и культуры петровского времени.
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по восстановленным интерьерам усадьбы.
Питер-2013 // Часть 14
1. Парадный фасад дворца, выходящий на берег Невы, представляет собой великолепный образец петровского барокко, нечасто встречающегося на улицах Петербурга и Москвы.
2. Во дворе в 2002 году был установлен бюст Александра Меншикова.
3. Вот так дворец выглядел ко времени постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы. Дошедшая до час часть дворца - центральная с двумя боковыми крыльями (на макете перекрыты серой двускатной крышей).
4. После смерти Петра в 1725 году Меншиков построил самый первый наплывной мост в городе, прямо от своего дворца на противоположную сторону реки. А до этого перед дворцом находилась пристань, куда прибывали гости. Их встречали музыкой: для оркестра была выделена широкая лоджия над центральным портиком. Главный фасад был завершён аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов. Венчала здание высокая мансарда с изломом.
5. А вот уменьшенные копии не сохранившихся скульптур с аттика.
6. Великолепный керамический герб князя Меншикова.
7. Образцы голландской керамической плитки, находившейся в отделке дворца при Александре Даниловиче.
8. Первое помещение с восстановленными интерьерами - Большая палата, зал для парадных приёмов. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э.
9. В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.
10. В углу - итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.
11. По соседству находится Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда.
12. Под сохранившимся с XVIII века кирпичным вытяжным шатром воссоздан очаг.
13. В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.
14. На витрине - тарелки, изготовленные руками царя.
15. Макет парусника.
16. Ещё на первом этаже находится Кордегардия для почётной губернаторской охраны.
17. По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.
18. Сначала пройдём в западную часть дома, принадлежавшую супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне.
19. На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.
20. Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.
21. Из приёмной можно пройти в два зала в боковом крыле дворца.
22. Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью, содержит примечательный деревянный сундук.
23. Вторая комната обшита китайскими обоями и понизу дубовыми панелями.
24. Вернёмся в центральную часть дворца и перейдём в комнату, условно обозначенную как спальня Дарьи Михайловны.
25.
26. Последний зал в выступающем ризалите с окнами на Неву - Кабинет с живописью. У стены стоит кабинет (секретер) XVII века с живописными вставками, выполненными на мраморе.
27. На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.
28. Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.
29. Всю центральную часть дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи.
30. Стены зала украшены золочёной лепниной и картинами.
31. В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.
32. В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. Так зал выглядел в начале XX века.
33. В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.
34. За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века.
35. Первая комната в анфиладе восточного крыла дворца - Секретарская. На столе представлена английская армиллярная сфера (прибор для определения углов на небесной сфере) XVIII века с компасом. Рядом - ореховый резной кабинетец.
36. По правую руку от дверей стоит также ореховый резной шкаф-бюро итальянской работы. Чернильница на откидной доске - одна из немногих во дворце вещиц отечественного производства.
37. В следующей зале на стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых.
38. Это Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора.
39. Стены и потолок зала покрыты керамической плиткой.
40. Интерес представляют деревянные часы, сделанные в Англии в начале XVIII века. В то время в России такие предметы называли «диковиной».
41. Другие «диковины» выставлены в стеклянной витрине. Например, двухэтажный домик в бутылке.
42. Из Предспальни дальше ведут две двери. Левая - в Кабинет из прихожей.
43. Это один из четырёх интерьеров дворца, оформленный голландской расписной плиткой.
44. Темы росписей - пасторальные зарисовки и архитектурные пейзажи.
45. Роль украшений выполняют и большие блюда.
46. Крайняя комната в этом крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора.
47. В узоры лепнины потолка введены вензели WM. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых.
48. Если же из Предспальни пройти в правые двери, то можно попасть в спальню Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно.
49. Наконец, последний и самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом.
50. Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке, а над ним - портрет Петра I 1697 года, кисти голландского мастера Яна Веникса.
51. Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.
52. При реставрации в XX веке под плафоном были обнаружены два слоя ранних росписей. Первая, изображающую Марса, повторили в Кабинете с живописью. Для осмотра более поздней росписи, с купидонами по углам, специально демонтировали часть плафона.
53. Закончив осмотр интерьеров, спускаемся на первый этаж, где ничего похожего не сохранилось.
54. Здесь готовилась некая выставка старинных печей.
55. Я воспользовался случаем запечатлеть несколько из них.
56.
57.
58.
59. В сувенирной лавке попался вот такой пресс для оттисков.
60. Во дворце обнаружилась весьма неплохая и недорогая столовая.
61. Интерьеры кафе выше всяких похвал. Если когда-нибудь зайдёте в Меншиковский дворец, не забудьте здесь пообедать.
Источники:1. Виртуальная экскурсия по Меншиковскому дворцу.2. Меншиковский дворец на Википедии.
deletant.livejournal.com
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге – уцелевшая часть усадьбы фаворита Петра ǀ, обязательный к посещению объект историко-культурного наследия России.
Среди роскошных резиденций, которыми богат Петербург и окрестности, он стоит особняком, не подвержен сравнениям и наделен неизменной популярностью. Таковым его делает статус первого дворца Северной столицы. По современным меркам, это не самое великолепное сооружение, но оно хранит для нас атмосферу петровской эпохи, возвращает к истокам зарождения славного города и поворотным моментам истории государства Российского, пробуждает чувства и дает мыслям особое направление…
Строительство первого в городе каменного здания было начато в 1710 году по указу Петра для первого генерал-губернатора, вельможи, военачальника – Александра Даниловича Меньшикова. На подаренном царскому любимцу Васильевском острове дворец возводили вначале под руководством итальянского архитектора Джованни Марио Фонтана, в 1713 году его сменил немец Иоганн Готфрид Шедель.
Свидетель стремительного взлета и падения хозяина, дом годами достраивался и расширялся по желанию владельца с привлечением лучших зодчих. Д. А. Трезини и Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови и Ж. Б. Леблон трудились над созданием не просто жилого особняка, а представительского комплекса. Здесь принимали послов, проходили знаменитые Петровские ассамблеи, играли свадьбы отпрысков самых влиятельных фамилий и даже несостоявшегося наследника престола — царевича Алексея. По отзывам зарубежных гостей, трехэтажный дворец был центром культурной жизни столицы, являлся при этом самым высоким зданием в городе. Со смертью Петра вся политическая деятельность элиты сосредоточилась в его стенах, собирались члены Верховного тайного совета, бывала императрица.
После изгнания Меншикова земля и постройки отошли казне, а в 1731 году переданы Кадетскому корпусу. Дальнейшая история здания связана с военными учебными заведениями, под нужды которых оно перестраивалось. Менялись цвет, конфигурация помещений, окон, этажность. В годы блокады на его территории размещался госпиталь.
В 1967 году владелец вновь сменился. Им стал Государственный Эрмитаж. По предложению А. Э. Гессена в ходе реконструкции зданию вернули первоначальный облик. В 1981 году в качестве отделения музея, дворец открыл двери посетителям.
Дворец в стиле петровского барокко украшен мансардой с изломом крыши. Фасады теплых желтых тонов декорированы пилястрами, над парадным входом – балкон для музыкантов, на боковых выступах – княжеские короны и вазы. Здание совмещало жилые и административные функции. Внутренняя часть поражает контрастом огромного парадного зала и мрачноватых помещений в окружении затемненных переходов, лестниц. Низкие проемы дверей, составные ставни на окнах, изразцовые русские печи, ковер на обеденном столе — характерные детали начала 18 века.
Интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге.Постоянно действующая экспозиция Эрмитажа посвящена культуре петровского времени. В доме сохранились подлинные элементы интерьера. Особый интерес для посетителей представляют: Ореховый кабинет и керамические покои.
Существовало одиннадцать помещений с непривычной эффектной отделкой, где бело-голубой плиткой были полностью покрыты потолки и стены. Четыре комнаты сохранились до сих пор, радуют изяществом и одновременно удивляют. Плитка производилась в Голландии, расписывалась вручную, рисунок не повторялся. Подобных интерьеров не встретишь во дворцах Европы.
Морской кабинет, Ореховая гостиная и опочивальня Александра Меншикова выглядят как 300 лет назад и позволяют узнать, в какой обстановке жил один из самых скандально-известных государственных деятелей петровской эпохи. Приятно удивляет отсутствие вычурной роскоши, тонкий вкус и чувство меры.
Ореховая гостиная. Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге.Осмотр дворца начинается с первого этажа, где располагались сени, мастерские, кухни и караульная служба. Представлена кухонная утварь из олова, стекла и керамики. Есть настоящий токарный станок, на котором работал сам император, представлена посуда, сделанная его руками.
Интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге.На втором этаже расположены жилые покои и парадные залы, отделанные мрамором, тисненой кожей, дорогими тканями, деревом и лепниной. Отдельные экспонаты запоминаются своей оригинальностью: «нога колосса» с пальцами из оникса, громадный деревянный ковш, кубок из раковины, двухэтажный домик в бутылке, шпалеры 17 века, шахматы. Дополнительный бонус: прекрасный вид на Неву и набережную.
Постоянно действующая экспозиция и выставки занимают 30 залов Дворца. Услуги экскурсовода, карточки с описанием в каждом зале делают посещение комфортным и познавательным, а уютное кафе с символическим названием «Мин Херц» позволит утолить аппетит и поделиться впечатлениями.
Музей славится коллекциями старинных каминов, оригинальных часов, подлинными предметами одежды Петра Великого и Светлейшего князя, которые периодически выставляются.
Постоянных посетителей привлекают вечера-концерты, тематические встречи с сотрудниками. В Большом зале планируется проведение двух циклов бесед, посвященных петровскому времени и истории 1-го Кадетского корпуса.
Здесь можно приобрести сувениры на память, заказать фотосессию к знаменательной дате: на свадьбу или юбилей.
Работает с 10. 30 до 18. 00, в воскресенье закрывается на час раньше, в среду и пятницу — до 21. 00, понедельник — выходной день.
Бесплатно посетить музей можно пенсионерам и школьникам, а всем желающим — каждый первый четверг месяца.
Как пользоваться окном интерактивного тура:коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.
1. Фасад Меншиковского дворца со стороны Университетской набережной.
2. Интерьеры Меншиковского дворца.
3. Меншиковский дворец: Ореховая комната.
Дворец Меншикова расположен на берегу Невы, на Васильевском острове, напротив Медного всадника по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15.
Проехать от станции метро «Василеостровская» можно на троллейбусе 1,10, 11, автобусах 7, 24, 187(экспресс) до остановки «Университет».
При хорошей погоде посещение музея приятно сочетается с пешей прогулкой от Дворцовой набережной через Дворцовый мост.
spbguidebook.ru
Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Меншинковского дворца
Фото Меншиковского дворца
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге расположен на Университетской набережной Невы напротив Адмиралтейства. Это одно из великолепнейших строений 18 века. Стиль здания отражает настроение и дух, с которым Петр задумывал построить величественный город на Неве.
Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710-1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы – каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.
Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.
В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.
С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с темно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.
В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.
Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.
Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.
К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.
По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном - Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.
Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе - белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете - живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.
В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.
Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.
К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.
В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.
www.spb-guide.ru
Ореховая.В этой комнате сохранена уникальная отделка стен. Наборные панно из персидского ореха, дополненные золоченым орнаментом, изготовлены в 1716-1719 годах. Кабинетная стойка, декорированная черным деревом, черепахой и бронзовыми золочеными накладками, изготовлена во Фландрии,во второй половине 17 века. Над ней портрет Петра I, выполненный Яном Вениксом в Амстердаме во время первого заграничного путешествия царя 1697-1698 гг. Напольные часы в наборном ореховом корпусе изготовлены на экспорт английской фирмой "Фромантил и Кларк" в 1690-1710-х гг.
В этой комнате А.Д. Меншиков проводил много времени, отдыхал, играл в шахматы, принимал дипломатов. Нередко переговоры в Ореховой носили секретный характер. Здесь бывали Петр I, императрица Екатерина I и другие члены императорской фамилии. Серебряные с позолотой шахматы на маленьком столике изготовлены в Нюрнберге.
Декоративный плафон комнаты написан на холсте французским художником Филиппом Пильманом.
Большой зал.В начале 18 века самое большое из парадных помещений дворца было односветным. Пять больших окон находились с одной его стороны. Здесь устраивали приемы, праздники, давали балы. В 1740-х годах, когда здание занимал Кадетский корпус, его перестроили, расширили за счет соседних помещений, зал стал двусветным. Нынешний вид зал получил в 1768-1787 гг.
Зал декорирован золоченым лепным орнаментом. Между напольными подсвечниками с фигурами купидонов (1714-1717гг.) находится гобелен Парнас (1772г.), выполненный по фреске Рафаэля в Ватикане. Зал освещают 14 золоченых резных деревянных подсвечников-бра и австрийские хрустальные люстры, сделанные по заказу Эрмитажа, анологичные тем, которые были в этом зале в 18 веке.
В зале экспонируется музыкальный инструмент, объединяющий в себе часы, механический орган, который работает от заводной пружины, а также небольшой духовой орган для домашнего музицирования.
Западная передняя.Стены помещения, не сохранившие первоначальную отделку, обиты тканью с рисунком по образцу французской ткани 18 века из Эрмитажа, которую изготовили в наше время в мастерской "Старинные ткани" (Москва), на ручных станках. По обеим сторонам большого зеркала в резной ореховой раме (Италия, конец XVII в.) висят живописные портреты дочерей А.Д. Меншикова Марии и Александры, работы И.Г. Таннауэра (первая четверть 18 века).
В комнате экспонируются образцы китайского и японского фарфора конца 17, начала 18 веков. Обычай украшать интерьеры фарфором пришел из Западной Европы, где уже существовали "порцелиновые" кабинеты.
Западная приемная (Столовая).Стены комнаты декорированы китайскими шелковыми обоями (начало 18 века) в дубовых рамах, расписанными натуральными растительными и минеральными красками. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток с пурпурным рисунком "Розы на стеблях", технология изготовления этих плиток воссоздана петербургскими реставраторами в 1990-х годах. В центре шкаф-горка красного лака с росписью в китайском стиле (Англия, XVIII в.) c восточным фарфором.
Напольные часы и столик из орехового дерева, декорированные растительным орнаментом в технике набора из яблони и других пород дерева.
Портретная.Здесь представлены портреты неизвестных французских и русских художников (холст -масло). Слева направо - Людовик ? (1661-1711) Франция, Петр II (1715-1730) Россия 18 век, Петр I (1672-1725) Россия 18 век, Алексей Михайлович (1629-1676) - отец Петра, Россия 17 век.
Петр I.
Алексей Михайлович.
Людовик XIV. Французский король с 1661 г. Неизвестный художник. Франция. Конец 17 века.
Екатерина I (1884-1727). Неизвестный художник. Россия, 18 век.
Кабинет с живописью.Воссоздан в 1990-е гг. На стенах живописные полотна западно-европейских художников 17 - начала 18 веков из фондов Эрмитажа. Размещены по моде начала XVIII в. в симметричную декоративную композицию, дают представление об известном по документам живописном собрании А.Д. Меншикова, насчитывавшем более 140 полотен.
На потолке кабинета современными художниками воспроизведен ранний живописный плафон. В облике римского бога войны Марса изображен Петр I.
Информации о следующей комнате, украшенной китайскими обоями и керамикой, нигде не нашел. Вероятно, недавно отреставрирована.
Вырезанная из дерева огромная эмблема на стене коридора - символ кадетского корпуса, которому был передан дворец после изъятия у Меншикова. Располагался на фронтоне дворца (большое спасибо за опознание уважаемому alexlimburg ).
На выходе в фойе музея увидел печатный станок и объявление "Напечатай гравюру сам. Всего за 50 руб". Не мог пройти мимо и под руководством очень благожелательной женщине, которая обрадовалась мне, как родному, напечатал на память гравюру Вид Меншиковского дворца с Невы.
Вначале валиком на стекле раскатывается черная типографская краска. Чем тщательнее раскатывается, тем ровнее слой краски на валике.
Затем валиком краска наносится на рельефную печатную доску с зеркальным изображением, укрепленную на выдвижном столике станка.
Сверху на доску укладывается плотная бумага в упор к ограничителям и на нее лист картона. После этого столик задвигается под пресс. И при опускании огромной рукояти (см. первое фото станка) пресс плотно прижимает бумагу к трафарету. Получается оттиск.
Аналогичным образом последовательно по цветам печатают и цветные гравюры. Для каждого цвета используется своя печатная доска. Посетители могут напечатать, только один этот черно-белый вид. При желании здесь можно купить и другие гравюры в том числе и цветные, выполненные художниками, цены вполне демократические.
Для своей гравюры за 50 руб я купил еще паспарту за 110 руб, почему-то мне приглянулось темно-зеленое.
Бюст Александра Даниловича во дворе дворца.
Продолжение
reshell.livejournal.com
Павильон "Катальная горка" Как с нее скатывались и как далеко катились представить трудно.
На качельках качаться прохладно.
Снова Катальная горка
От павильона отходит такая огромная аллея. Судя по всему скатвались именно в этом направлении
Китайский павильон. Что в нем китайского не понятно. Наверное внутреннее убранство)
Он же. Зимой закрыт.
Павильон "Китайская кухня"
Арка ведет во внутренний дворик
Возвращаемся из внутреннего двора к главному входу
И наконец залы дворца!
Красиво конечно, но очень пёстро) Мне бы за неделю такая комната надоела
Ну и закончился осмотр дворца комнатушкой прислуги, которая соседствует с господской спальней.
irizza.livejournal.com
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений