Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Презентация по теме "Коми крестьянская изба конца XIX - начала ХХ вв.". Коми изба интерьер


Конспект занятия «Коми изба» - «Дошколенок.ру»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа коми

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи; с творчеством народа коми;

 - Дать детям сведения о размещении предметов мебели, люльки, печи в интерьере избы.

-Познакомить с новыми коми словами: керка, пач, лабич, сов доз, пань, туис

- Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

-Воспитывать интерес, уважение и любовь к народным играм.

Ход занятия:

В: Ребята, вы хотели бы узнать, как жили наши предки в прошлом. Я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Сейчас мы отправимся в нашу Республику Коми в прошлое время. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и сразу в прошлом очутись».

 (Дети закрывают глаза, воспитатель включает первый слайд, на котором изображён деревянный, старинный дом.) (Слайд №1)

В: В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (Ответы детей)

В: Люди строили себе жилища, чтоб укрыться от непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? (Ответы детей)

В: Правильно, ребята. Давным-давно люди строили себе жилища из деревянных бревен. А дом назывался изба (по коми- керка). Керку строили всем селом или улицей.

- Как называют современные жилища? Дома, коттеджи

- Давайте рассмотрим интерьер коми избы. (слайд №2)

- Ребята, посмотрите, чем же отличается изба от вашего дома?

- А вы любите отгадывать загадки? Я буду загадывать загадки, а вы отгадку ищите внутри избы.

1.  В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич).2.  Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз).3.  Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань).4. Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. (Туес – туис).

- Ребята, а что можно хранить в туеске?

 - А как вы думаете, что же было самым главным в избе?

5. Загадка : «Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают –глотает»? В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. Печь.

- Правильно, это печь. (слайд №3). Печь -это сердце дома. А как вы думаете, почему так говорят? Для чего нужна была печь? Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали детки и старики, (слайд №4) сушили одежду и даже мылись. По коми будет печь? Пач.

- Давайте рассмотрим печку. (слайд №5). В старину печь располагалась в углу у стены с входной дверью. Она занимала большую часть в доме. Пространство возле печки называлось «бабье место». Как вы думаете, почему его так называли? В этом месте хозяйка готовила еду, шила, пряла.

- А как вы думаете, что могла готовить хозяйка в печке? Щи, кашу, пекли хлеб (слайд №6)

- Как вы думаете, что такое сени? В каждом доме имелись сени. Где хранилась различные хозяйственные инструменты. (ножницы, скребки, сито, различные туеса, сундук и т. д) (слайд №7)

- А еще коми народ любил украшать свое жилище. А украшал он изделия элементами коми орнамента. (слайд №8) А вы знаете элементы коми орнамента? Давайте поиграем в игру «Узнай и назови элемент коми орнамента».

- Молодцы. Много элементов вы знаете.

Ребята, а как вы думаете, как люди проводили свободное время, как отдыхали, развлекались? У них же тогда не было ни телевизора, ни компьютера

(Ответы детей)

В: Женщины вшивали, вязали, мужчины мастерили.  А еще они устраивали праздники и развлечения (слайды 9 и 10), где пели коми песни, водили хороводы, играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну очень интересную игру. Называется эта игра: «Давай подружимся». Для этой игры нам надо сделать два круга. Один круг мальчиков, другой-девочек. Еще нам нужны 2 помощника, они будут держать платок между двумя кругами. Под коми мелодию вы водите хоровод, как только музыка остановится, помощники опускают платок, те двое, которые оказались под платком должны сказать друг другу вежливые слова на коми языке.

Ребята, немножко отдохнули. Теперь я приглашаю вас к столу, тут лежат картинки коми быта. Давайте поиграем в игру «Что из дерева и бересты, что из меха и ткани». Мальчики соберут в корзину предметы, сделанные из дерева и бересты, а девочки в короб – из меха и ткани.

- Молодцы, все справились.

Последняя игра «Повтори» (слайд №11 с анимацией) (6 анимации)

Это керка? Нет это не керка

Это сов доз? Нет это не сов доз.

Это пач? Да это пач. И т. д.

- Хорошо поиграли, побывали в прошлом, но пора в садик возвращаться. Встанем в кружок, закроем глазки и скажем: «Раз, два, три, повернись и в садике очутись».

- Ну что, вот мы и вернулись в детский сад. Мне очень понравилось с вами путешествовать на машине времени. А в следующий раз мы с вами отправимся на машине времени по коми сказкам.  

blog.dohcolonoc.ru

Презентация по теме "Коми крестьянская изба конца XIX - начала ХХ вв."

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения". Презентация создана на основе национально-регионального компонента. Для создания презентации использованы фотографии музейного объекта "Коми крестьянская усадьба конца 19-начала 20 века". В презентации показаны материалы, свидетельствующие о быте и хозяйстве коми крестьян конца 19-начала 20 вв.

Просмотр содержимого документа «Презентация по теме "Коми крестьянская изба конца XIX - начала ХХ вв." »

КОМИ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА . 2011 год.

КОМИ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА

.

2011 год.

Цель работы: 1. Познакомить учащихся 6 класса с интерьером крестьянской избы 2. Собрать сведения о музейном объекте села Усть-Вымь «Крестьянская изба» Итог работы: Создать макет коми крестьянской избы

Цель работы: 1. Познакомить учащихся 6 класса с интерьером крестьянской избы 2. Собрать сведения о музейном объекте села Усть-Вымь «Крестьянская изба» Итог работы: Создать макет коми крестьянской избы

Эта изба была построена в 1911 году . Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно- угорских народов

Эта изба была построена в 1911 году . Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно- угорских народов

Амбар

Амбар

Взвöз

Взвöз

Крыльцо коми крестьянской избы

Крыльцо коми крестьянской избы

Переступив порог, мы попадаем в сени

Переступив порог, мы попадаем в сени

Поветь

Поветь

Ткацкий станок - кросна

Ткацкий станок - кросна

«Изба – зимовка».

«Изба – зимовка».

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

«Красный угол» Красный угол был олицетворением зари

«Красный угол» Красный угол был олицетворением зари

Окно – око - связь с большим миром, белым светом

Окно – око - связь с большим миром, белым светом

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы». В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.
  • Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы».
  • В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.
Предметы быта коми крестьянина (начало XX века).

Предметы быта коми крестьянина (начало XX века).

Список литературы: 1.Юхнин В. Роман «Алая лента» 2. Текст экскурсии по теме «Коми крестьянская изба». 3. Мей Л. В низенькой светелке …

Список литературы: 1.Юхнин В. Роман «Алая лента» 2. Текст экскурсии по теме «Коми крестьянская изба». 3. Мей Л. В низенькой светелке …

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия.Интерьер коми избы | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Конспект занятия в старшей группе «Интерьер коми избы» Цель – познакомить детей с интерьером избы коми. Задачи – ведущая образовательная область – познавательное развитие. - Учить детей обследовать предметы быта, определять их качества, физические свойства. - Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение. - Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла», люльки, печи в интерьере избы. Речевое развитие. - Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин. - Побуждать использовать в речи сложные предложения. - Побуждать рассказывать о личных впечатлениях. Художественно – эстетическое развитие. - Формирование интереса к устному народному творчеству. - Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента. - Закрепить название элементов коми орнамента. Ход занятия: -Ребята,отгадайте загадку ,отгадав загадку вы узнаете тему нашего занятия. В нем живет моя родня. Мне без нее не жить и дня В него стремлюсь всегда и всюду К нему дорогу не забуду Я без него дышу с трудом Мой кров, родимый теплый (дом.) - О чем мы сегодня с вами будем разговаривать?О доме. А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные. - Как в старину называли дом? Изба -А как по коми будет изба? Керка- Как называют современные жилища ? Дома, коттеджи - Давайте рассмотрим коми избу.(Слайд №2)Из чего раньше строили дома? Правильно, из дерева.А из какого дерева? Из сосны.Жилище коми представляло собой прямоугольную постройку из сосновых бревен. Жилая часть состояла из двух изб (летней и зимней), которые соединялись между собой сенями. Обе избы располагались под одной крышей. - В избе не было перегородок, отдельных комнат. З

weburok.com

Дом-музей "Коми изба"

Дом-музей «Коми изба» (филиал Шурышкарского районного музейного комплекса)Заведующий филиалом — Ануфриева Татьяна Васильевна

Адрес: 629640, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Мужи, ул. Истомина, 7б

График работы: 

вт. – пт.: 9.30 — 18.00 (обед 12.30—14.00)

сб.: 10.00 — 17.00 (без перерыва на обед)

вс., пн.: выходные дни

Контактные телефоны:

тел.-факс: 8 (34994) 21-455e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

joomlamodniyportal.ru

История и описание: Дом-музей «Коми изба» в селе Мужи открылся 10 декабря 2006 г. временной выставкой, большая часть экспонатов которой была предоставлена жителями села. Идейным вдохновителем и первой заведующей музея являлась продолжательница одной из мужевских коми-династий Анна Александровна Худалей. В настоящее время руководит музеем Татьяна Васильевна Ануфриева. Филиал не имеет собственных фондов и в своей работе обращается к фондам районного музея.

«Коми изба» – единственный в северных округах этнографический музей, призванный всесторонне представлять традиционную культуру западносибирских коми. Этот трудолюбивый народ, крещенный в XIV в., переселился на обские берега в середине XIX – начале ХХ в. с восточных склонов Полярного Урала. Старшее поколение бережно хранит традиции и язык предков, но время берет свое…

Музей располагает одним залом постоянной экспозиции, где представлен интерьер традиционного коми дома конца 19 – первой половины 20 века. В зале временных выставок демонстрируются экспозиции, посвященные отдельным элементам традиционной культуры коми-зырян, страницам истории, выдающимся представителям данного народа. В музее проводятся костюмированные представления. Экскурсия проходит в форме своеобразного погружения в культуру коми.

Расположившись рядом со зданием мужевской школы, дом-музей является местом притяжения ребятишек: сюда они регулярно приходят и на экскурсии, и на музейные уроки по культуре коми, и на зырянские вечерки, и на качели, которые устанавливают в Пасху. Бревенчатые стены «Коми избы» даже в жаркие летние дни сохраняют приятную прохладу, а старинные предметы зырянского быта в интерьерной экспозиции создают ощущение «родного дома» для носителей традиционной культуры. Музей славится своим гостеприимством – это место проведения народных вечерок, посиделок, обрядовых коми и славянских, православных праздников. Ежегодно здесь проводятся мероприятия, посвященные памяти писателя Ивана Истомина, встречи с интересными людьми, представителями коми-зырян. Здесь совместно с окружными телекомпаниями была выполнена реконструкция свадебного обряда коми-зырян, после чего в эфир вышла серия телепередач – участников и призеров всероссийских телевизионных конкурсов.

На базе дома-музея создан общественный совет «Мыжысаяс», поднимающий вопросы сохранения традиций и языка зырян, одновременно являющийся активом жителей села, поддерживающим все музейные начинания.

muji-museum.ru

Коми-пермяцкая изба "Керку" павла Ивановича кудымова.

Была обследована архитекторами пермской специальной научно - реставрационной производственной мастерской в 1969 г. перевезена и восстановлена на территории музея "Хохловка" в 1974-1975 гг.

Авторы проекта реставрации г. Л. кацко и Т. к. муксимов.

Авторы интерьера научные сотрудники музея Н. П. заякина и к. М. Соболева, художник Е. Д. шелонников.

Высоко поднятые над землей окошки, вместительный подклет - все приспособлено для жизни и хозяйствования большой семьи в условиях севера. Такие избы рубили обычно в "Помочь", созывая родственников и соседей. Большого мастерства требовало сооружение крыши: собирали ее без единого гвоздя. Тесины кровли одним концом упирались в выдолбленные желоба - потоки, поддерживаемые крюками - "Курицами"; в желоба стекала с крыши талая и дождевая вода. Вверху тесины забирались под массивное бревно - "Охлупень". Он был замком всей конструкции, под его тяжестью удерживались тесины; берестяная' прокладка под стыками Тесин предохраняла крышу от протекания.

Наряд избы прост, даже суров, лишен декоративного убранства. В избе нет перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая - Подпорожье. Поражает высота бревенчатого потолка (высота от пола 3, 3 м. вероятно, изба раньше была курной, т. е. топилась "по Черному". Позднее поставили белую глинобитную печь. Она почти четвертую часть объема избы занимает. Площадь избы невелика, около 25 м 2. однако здесь жила большая семья - более десяти человек, и у всех было свое место во время работы, обеда, сна.

В избе создан интерьер крестьянской избы: стол, покрыт скатертью, на нем - долбленая чашка, солоничка - уточка, ложки. Рядом зыбка на березовом шесте. Тут же светец, разноцветные пояса - опояски, кушаки. Большое место на полках и лавках кухонная утварь занимает. Вся крестьянская утварь, разместившаяся по лавкам и полкам относится к концу XIX - началу XX вв. Она была собрана в деревнях юсьвннского района, из которого вывезена изба П. и. кудымова, а также в косинском, кудымкарском районах коми-пермяцкого автономного округа.

В состав коми-пермяцкой усадьбы П. и. кудымова, кроме избы, входят амбар, ледник, баня, изгородь, ворота. Внутри всякая - разная утварь.

interior.ru-best.com

Локальные традиции предметно-пространственной организации жилой среды крестьянской избы коми-зырян как регламентированная сакрально-образная система

На основе полевых и научных материалов рассматриваются особенности планировки традиционной крестьянской избы коми-зырян конца XIX первой половины ХХ века с точки зрения хозяйственно-экономической, социально-половой, ритуально-мифологической сторон. Анализируются основные составляющие убранства, выявляются их функциональные и полисемантические аспекты.

Ключевые слова: традиционная жилая среда, проектная культура, синтез материального и духовного.

 

Традиционная проектная культура коми-зырян, хранящая в себе древнее богатейшее наследие и собственные уникальные черты является неотъемлемой частью финно-угорского мира. Эпоха глобальной урбанизации и изменение образа жизни современного человека способствуют процессу ассимиляции, растворению национальной самобытности коми этноса в мировом культурном пространстве. Влияет на культурные артефакты этноса и фактор времени — элементы традиционного искусства и культуры постепенно уходят в прошлое, унося с собой информацию о характерных для них духовных, эстетических и функциональных особенностях. В этом контексте исследование традиционных проектных тенденций коми-зырян является актуальной задачей [5, с. 278].

На сегодняшний день, в широком спектре научных исследований большое внимание уделяется изучению такой объемно-пространственной системы жизнеобеспечения, как традиционная жилая среда и элементы ее предметного наполнения. Ведется сбор эмпирического материала, проясняющего различные аспекты традиционного интерьера, его анализ и интерпретация. На данный момент обзор комплекса источников позволяет определить некоторые способы адаптации к условиям проживания и хозяйствования, особенности этнокультурных взаимовлияний (этногенеза) с одной стороны и устойчивость к модификациям (трансформациям) с другой. Эти данные позволяют выявить архаичные черты мировоззрения, исследовать проблемы искусствоведческого характера, реконструировать проектную культуру регионального масштаба.

Придерживаясь рамок общей тематики будет полезным рассмотреть традиционную жилую среду крестьянской избы коми-зырян с позиций композиции и семиотики. В связи с чем акцентируем внимание на ее основных составляющих — планировка (зонирование), материалы и технологии, масштабный строй (пропорции), геометрические (размерные, параметрические данные), пластический язык формообразования, символика.

Рис. 1. Планировка жилой избы. Разработка автора, 2015 г.

 

В ходе исследования было выявлено, что весь ансамбль убранства жилого пространства формировался возле двух базовых композиционных узлов — красного угла и печи. Диагональное расположение красного угла и печи было строго регламентировано и являлось каноном, впрочем, как и у всех предметов в среде интерьера было «свое» место. В пространстве избы предметы интерьера располагали по ее периметру, оставляя свободным центральное место (Рис. 1). Материалы научных исследований показывают, что традиционное жилое пространство дома моделируют три основных фактора: хозяйственно-экономический, социально-половой, ритуально-мифологический, среди которых социально-половой, пожалуй, был доминирующим. Такое утверждение предполагает деление жилой площади параллельно коньковому бревну избы на две части — мужскую и женскую (Рис. 2).

Рис. 2. Планировка жилой избы по принципу хозяйственно-бытового и социально-полового зонирования. Разработка автора, 2015 г.

 

Мужская половина (Айпӧв). В топографии мужского пространства находился символический центр жилья (почитаемое, семейное, обрядовое место) — красный угол (ен ув пельöс). «Наиболее регламентированным было поведение в красном углу, причем система мотивировок основывалась как раз на том, что это алтарная часть дома» [1, с. 180]. Здесь проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Все значимые события в жизни домочадцев отмечались в красном углу, возле этого места протекали действия многих календарных обрядов.

Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами и атрибутами христианской веры. Икона вместе с другими предметами стояла на прикрепленной к углу стен полке, иногда таких полок было два. Не исключено, что до христианизации красный угол представлял собой языческий центр, а предметный набор включал культовые элементы, которые, к стати, некогда бытовали вместе с христианскими (такие примеры встречаются и по сей день). Так, традиционным украшением сакрального угла могла быть сделанная из дерева фигурка птицы, размером 10–20 см. Фигурка играла обереговую роль и символизировала благополучие рода. Устойчивым является сакральная обереговая подборка, включающая крыло водоплавающей птицы, щучья челюсть, ветка рябины, которые предохраняли от сглаза, порчи и нечистой силы [6]. Соседство христианских и более древних, языческих атрибутов говорит об очевидном наслоении, синтезе двух форм религий в мировоззрении коми-зырян. Ученые видят в их взаимном расположении (сочетании) своеобразную иллюстрацию двоеверия.

Красный угол группировал возле себя объекты , которым придавалась высокая культурная ценность: стол (пызан), лавки (лабич) и стулья (улӧс). Стол являлся символом устойчивости миропорядка, источником силы и благополучия. Прямоугольный в плане, он всегда располагался более узкой стороной к фасадной стене избы. Делалось это для того, чтобы в помещении было больше места.

Связующими элементами предметной среды, «соединяющими «центры» и «периферию» дома, являются лавки. В символическом аспекте несли смысл пути и передвижения» [1, с. 185]. В сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. Как правило лавки шли вдоль стен, начиная «свой путь» от входа и служили в основном для сидения и хранения различных хозяйственных предметов. Условно лавки можно классифицировать на три вида — фиксированные, стационарные и мобильные (переносные). У первых один торец доски жестко прикреплялся в сруб, между бревнами, а второй край опирался на ножки. У стационарных массивная плоскость доски опиралась только на приделанные ножки, одним торцом лишь касаясь стены — из-за внушительной длины их не перемещали. Часто такая лавка тянулась от одной до противоположной стены, в этом случае количество опорных ножек увеличивалась. Мобильные были значительно короче, оборудованы ножками по обеим концам доски. При необходимости мобильные четырех опорные лавки перемещали в пространстве дома, приставляли друг к другу, к фиксированным или к стационарным лавкам и клали постель, трансформируя их таким образом в средство для спанья. Бытовали лавки, воплощавшие женскую или мужскую ипостась (персонифицированные). Так в мужской половине, пространство в заднем углу избы (кӧтшас), возле входной двери отводилось хозяину семьи. В этой зоне, под лавкой хранили такие предметы как инструменты, обувь, материал для ремонта бытовых принадлежностей которые в случае необходимости можно было легко достать.       

Следует упомянуть еще о двух локусах, организующих мужское пространство избы — это полати (пöлать) и двуспальная деревянная кровать (крӧвать). Полати оборудовали (устраивали) над входной дверью, возле печи и несли функцию зон отдыха, сна и хранения одежды. Они представляли собой деревянный настил под потолком, который, словно мост нависал (зависал) над входной зоной, связывая таким образом стены и печь. «Опорой для полатей выступал полатный брус, один конец которого закреплялся на брусьях, обрамляющих вход в голбец, а второй упирался в стену. На полатный брус настилались доски. Свободный край полатей ограждали невысокими перильцами-балясинами для безопасности детей во время сна и закрывали занавеской из ситца» [7, с. 69–70]. Путь на полати пролегал сначала по печным ступенькам, затем через пространство над печной лежанкой. Массивную деревянную кровать ставили под полатями, рядом с печкой. Эту зону пассивного отдыха занавешивали параллельно матице (фасадной стене) на ширину кровати.

На высоте чуть выше человеческого роста, по периметру жилой площади, стены оборудовали полками (джадж), на которых стояла домашняя утварь. С права или с лева, возле входной двери, монтировали самодельную деревянную вешалку (тув; кӧлуй ӧшлан) для одежды и головных уборов.

Женская половина (Иньпӧв). В женской половине находилась одна из наиболее значимых элементов традиционного интерьера — большая печь (ыджыд пач). Печь была вторым по значению сакральным центром в доме — после красного, а может быть, даже и первым. В этой связи, исследователь народной культуры А. К. Байбурин отмечает, что: «Хронологически первым центром (и прежде всего в экологическом и ритуальном плане) является печь» [1, с. 187]. Возведенная на деревянном основании, она располагалась в углу, с права или с лева от входной двери, устьем обращенная к фасадной стене дома. Являясь полифункциональной, печь производила все важные процессы жизнедеятельности семьи — поддержание необходимого тепла в доме, приготовление и согрев пищи, использование для спанья и пассивного отдыха, сушки и хранения. Существенную роль она играла в традиционных обрядах и обычаях.           

Между печью и ближней стеной дома оставляли пространство (пачер кост — «печной зазор»), шириной примерно метр, для обустройства конструкции надголбца (гӧлбӧчвыв) и лаза в подполье. Проем лаза в одних случаях закрывался вертикально, в других горизонтально ориентированной дверью. «В более поздний период в этом пространстве между боковой стеной и печью в полу стали оформлять люк (западня) для спуска в голбец. Встречающийся вход в подполье ближе к центру избы является остаточным явление южнорусского восточного типа планировочной структуры» [7, с. 69]. В печном углу, в плетеных или деревянных коробах (куд, падъян) хранились бытовые вещи.

Зона перед большой печью являлась исконно женским пространством. Бабий угол или кут (кывт) тянулся от устья большой печи до фасадной стены. По ширине «бабий кут» был примерно равен ширине печи и надголбца, вместе взятых, и отделялся от остального помещения занавесом из ситца. Считалось неприличным заходить мужчине в сакральный женский локус внутреннего пространства избы, а чужому человеку даже не допускалось туда заглядывать. «Огороженное пространство осмысливалось как кухня, закрытость которой связывалась с недопущением сглаза, порчи продуктов питания. Именно практика приготовления пищи, связанная с женской сферой деятельности, позволяла соотносить эту часть избы с женским пространством» [7, с. 69].

Заведомо (фактически), в этой части интерьера готовилась пища для семьи, корм для домашних животных, хранилась утварь и женские хозяйственные предметы, над тазом висел медный рукомойник (мыссян доз), до металлических такие емкости делались из дерева, и полотенце, тут же висела детская люлька (кага потан; гычӧдан). Изба освещалась лучиной, поэтому светец (пеша) и деревянное корытце с водой (бипеш вор) были непременными атрибутами жилого помещения.

Принцип организации мебели в топографии женского пространства является одним из самых устойчивых. У боковой стены устраивалась залавка — самодельный деревянный шкаф. Такой шкаф был оборудован внутренними полками, дверками или задвижками. В залавке хранили посуду хлеб, остатки пищи. Верхнюю часть горизонтальной плоскости залавки использовали в качестве разделочной столешницы. Для усиления (повышения) эстетической выразительности, залавку снабжали несколькими распашным филенчатыми дверками, декорировали резьбой или росписью.

Несколько выше залавки, на стене висел деревянный посудник, в который после мытья закладывалась чистая посуда (Рис. 3). Незатейливая конструкция посудника представляла боковины, соединенные рейками. Нередко его боковые стенки (в отдельных случаях и рейки) украшались резными лекальными или геометрическими мотивами. В пространстве плоскости боковой стены монтировались, методом «гнездо-шип», деревянные рейки и втулки-дюбеля (пу тув), на которые вешались ложки, ковши и другие элементы кухонного убранства. Традиционно верхний угол «бабьего кута» занимала квадратной формы полка. «Между печью и противоположной стеной, куда обращено устье печи, на высоте человеческого роста располагалась конструкция из двух-трех брусьев, называемые грядка (сёр), где хранилась кухонная утварь и свежая выпечка» [7, с. 69] (Рис. 4).

Крупную кухонную утварь — чугуны, деревянные кадки, ведра располагали на полу под «женской лавкой». Такая лавка стояла возле фасадной стены, у окна. Сидя на ней, женщины исполняли присущие только им хозяйственные обязанности — пряли, вязали, шили, ткали. Здесь же могли находится подвижная лавка для ведер и небольшой стол для разделочных работ.

25 28

Рис. 3. Посудники. Национальный музей Республики Коми, отдел этнографии. Фото автора, 2013 г.

 

29 30

Рис. 4. Верхние угловые полки. Республика Коми, Сысольский район, с. Куратово, дер. Расчой. Фото автора, 2012 г.

 

Пограничные зоны в пространстве жилого помещения. В традиционном жилом пространстве коми-зырян бытуют элементы, символике которых придавался статус рубежей между миром «своим и чужим». «Под своим человек понимал то пространство, которое он ассоциировал с домом, очагом, печью. Своим был и человек из собственного рода, семьи. Чужое пространство представлялось темным, неизведанным миром, населенным злыми духами. Так, по отношению к человеку чужим мыслились: лес, водоем, кладбище, пространство за пределами стен дома, усадьбы, деревни» [3, с. 13]. По представлениям коми-зырян человек, который чем больше отдалялся от родного «дома-космоса» в рубежах универсальной (космической) системы координат, тем больше усиливалась чужеродность окружающего его пространства.

В то же время следует признать взаимопроницаемость жилого и нежилого пространства. При таких процессах связующими звеньями, своеобразными элементами трансляции (зонами контакта) с в внешним миром были окна, дверь и печная труба. Прямоугольно формы окна в избах располагались на одном уровне — чуть выше лавок и находились на одном интервале друг от друга. С утра до вечера через них в дом проникал солярный и небесный свет, а в темное время суток их занавешивали во избежание проникновения в дом злых начал. В курных избах, ранее, еще прорубали «дымовое окно, в которое в момент рождения детей ходили духи, доброжелатели и зложелатели дитяти» [4, с. 15]. Бытовала традиция при смерти одного из членов семьи открывать заслонку печной трубы, которая мыслилась как путь души — канал связи с внешним миром. Дверной проем имел прямоугольное по форме очертания, высокий порог и небольшие размеры, что в условиях суровой зимы было весьма актуальным. Входная дверь в избу была одностворчатой и открывалась в сени, в качестве утеплителя шли шкуры и шерсть. При открывании двери сквозной проем считался одним из уязвимых зон для недоброжелательных начал, поэтому над дверным косяком прикрепляли оберег (крыло или хвост птицы) — символ защиты от всего плохого. Большое значение дверь имела в родильном обряде. Чтоб рождение ребенка прошло благополучно, бытовала традиция открывать дверь во время родов [6].

Символическую роль «границы» играла матица — сакральная структурная единица объемно-пространственной композиции избы. «Поперечное положение матицы обусловило то обстоятельство, что ей приписывается роль символической границы между «внутренней» («передней») частью дома и «внешней» («задней»), связанной с входом/выходом символически делит пространство свой/чужой. Гость, войдя в избу, садится на лавку у входа и не должен заходить за матицу без приглашения хозяев» [1, с. 180].

Выводы. Кратко резюмируя сказанное о предметно-пространственной организации жилого интерьера крестьянской избы коми-зырян, можно отметить, что горизонтальная плоскость пространства была весьма разработанной. «Подобная планировка избы встречается у многих соседних народов: русских, мордвы, удмуртов и др. Вполне возможно, что у коми-зырян план распространился в связи с русским влиянием» [2. с. 184–185]. Мы видим, что планировка жилого пространства была строго структурирована и наделена содержанием. При этом важно подчеркнуть, что объемно-пространственная композиция традиционного коми-зырянского интерьера, как часть финно-угорской культуры, сформировалась в неразрывной связи с духовной сферой и представляет весьма консервативную систему (структуру), материальное и духовное содержание, оказались предельно устойчивыми к трансформирующим факторам. Таким образом мировоззренческие установки этноса регламентировали функциональную сегментацию жилой среды, в котором символические границы делили пространство на внутреннее и внешнее, мужское и женское, сакральное и профаническое.

Рис. 5. Семантико-смысловое значение горизонтальной структуры коми-зырянского дома. Разработка автора, 2015 год.

 

Высокая степень семиотичности жилого пространства особенно показательна для зонирования почти квадратного по форме плана (Рис. 5). Основными композиционными узлами традиционного интерьера были углы. Каждый угол имел свое название и предназначение — красный угол, печной угол, женский (передний) угол, мужской (дверной или задний) угол. Все они были сакрализованы и несли особый знаковый статус. Доминантно выделяются два композиционных центра — красный угол и печной угол, возле которых группируются остальные элементы предметного наполнения жилой среды. В отличие от трехуровневой вертикальной системы (верхний мир, средний мир, нижний мир), проявляющей больше динамический аспект, четырехчастная горизонтальная сакрально-образная система традиционной жилой среды образует статически целостную и совершенно (безупречно) устойчивую структуру.

В результате проведенных наблюдений было выявлено, что в проектном решении организации предметного наполнения интерьера проявляется (доминирует) устойчивое противопоставление параллельного диаметральному. При этом значительное преобладание в композиции принадлежит параллельным ритмическим сочетаниям (комбинациям). С проектной точки зрения, такой принцип обеспечивал оптимальную компактность функционирования локусов традиционной среды, в которых сосредотачивались элементы предметного наполнения. По характеру функционирования их можно разделить на три группы: мобильные, стационарные и трансформируемые (рис. 6). С мировоззренческих позиций «продольному обычно придавался положительный, а поперечному — отрицательный смысл» [1, с. 180].

Рис. 6. Классификация элементов предметного наполнения традиционного интерьера коми-зырян по характеру функционирования. Разработка автора, 2015 год.

 

В итоге, жилое пространство коми-зырянского дома, с ее особым, компактно организованным пространством, статичными и динамичными элементами убранства, была единым целым, составляющим целый микрокосмос в космизированной сакральной среде вселенского континуума.

 

Литература:

 

1.         Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - 2-е изд., испр. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.

2.         Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX — начало ХХ в. // ТИЭ, Новая серия. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 45. - 395 с.

3.         Бортникова Н. В. Семантика женского начала в сакральном пространстве традиционного удмуртского дома: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Н. В. Бортникова; УдГУ. — Саранск, 2014. — 18 с.

4.         Жаков К. Ф. Этнологический очерк зырян // Живая старина. - СПб., 1901. - Вып. 1. - С. 3–36.

5.         Некрасов Р. В. Космогенез в мифологии древних коми-зырян // Мир Науки, Культуры, Образования. Международный научный журнал. - Горно-алтайск, 2014. - № 2 (45). - С. 278–280.

6.         Некрасов Р. В. Материалы анкетирования, проведенные автором в ходе этнографических экспедиций по районам Республики Коми, 2011 - 2014 гг.

7.         Чудова Т. И., Чудов С. И. Традиционная архитектура коми (зырян): доместикация пространства: монография. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2013. — 156 с.

moluch.ru

Дом-музей «Коми изба»

Описание

Дом-музей «Коми изба» в селе Мужи открылся 10 декабря 2006 г. временной выставкой, большая часть экспонатов которой была предоставлена жителями села. Идейным вдохновителем и первой заведующей музея являлась продолжательница одной из мужевских коми-династий Анна Александровна Худалей. В настоящее время руководит музеем Татьяна Васильевна Ануфриева. Филиал не имеет собственных фондов и в своей работе обращается к фондам районного музея.

«Коми изба» – единственный в северных округах этнографический музей, призванный всесторонне представлять традиционную культуру западносибирских коми. Этот трудолюбивый народ, крещенный в XIV в., переселился на обские берега в середине XIX – начале ХХ в. с восточных склонов Полярного Урала. Старшее поколение бережно хранит традиции и язык предков, но время берет свое…

Музей располагает одним залом постоянной экспозиции, где представлен интерьер традиционного коми дома конца XIX – первой половины XX века. В зале временных выставок демонстрируются экспозиции, посвященные отдельным элементам традиционной культуры коми-зырян, страницам истории, выдающимся представителям данного народа. В музее проводятся костюмированные представления. Экскурсия проходит в форме своеобразного погружения в культуру коми.

Расположившись рядом со зданием мужевской школы, дом-музей является местом притяжения ребятишек: сюда они регулярно приходят и на экскурсии, и на музейные уроки по культуре коми, и на зырянские вечерки, и на качели, которые устанавливают в Пасху. Бревенчатые стены «Коми избы» даже в жаркие летние дни сохраняют приятную прохладу, а старинные предметы зырянского быта в интерьерной экспозиции создают ощущение «родного дома» для носителей традиционной культуры. Музей славится своим гостеприимством – это место проведения народных вечерок, посиделок, обрядовых коми и славянских, православных праздников. Ежегодно здесь проводятся мероприятия, посвященные памяти писателя Ивана Истомина, встречи с интересными людьми, представителями коми-зырян. Здесь совместно с окружными телекомпаниями была выполнена реконструкция свадебного обряда коми-зырян, после чего в эфир вышла серия телепередач – участников и призеров всероссийских телевизионных конкурсов.

На базе дома-музея создан общественный совет «Мыжысаяс», поднимающий вопросы сохранения традиций и языка зырян, одновременно являющийся активом жителей села, поддерживающим все музейные начинания.

Шурышкарский район с. Мужи, ул. Архангельского, 14а

Сайт: http://muji-museum.ru

putevodnik.ru


ремонт квартиры