Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЬЕРА В завершающей стадии первобытного общинного периода развивающаяся строительная деятельность постепенно начинала приобретать черты архитектуры. Возникли первые пространственные формы – конусные, цилиндрические, параллелепипедные и простейшие сочетания. Обозначалась их осознанная упорядоченная пространственная организация, выявлялось стремление к созданию эмоциональновыразительных сооружений. Часть естественного пространства переходит в осмысленно организованное. Первобытное жилище и мегалитические сооружения: 1. Яма 2. Пещера с нишами 3. Шалаш 4, 5. Землянка с бревенчатой кровлей 6. Кромлех Стоунхендж 7. Дольмен 8. Формы планов дольменов 9. Подземное сооружение
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА В истории египетской архитектуры был сделан первый шаг в освоении архитектурной среды, в дифференциации внутреннего и внешнего пространства и в установлении художественнологических связей между ними. Пройден путь последовательного развития от отдельного пространства помещения к их сложению в единую функциональнохудожественную систему по закономерности осевого линейного развития. Осознана роль света и цвета в выявлении свойств формы. Открыта колонна как специфическое архитектурное средство выразитель-ности, установлен ордер как метод образного представления о тектониче-ском и художественном освоении конструкции. Структура жилища в Древнем Египте: 1. Интерьер зала для дома визиря 2. Дом визиря в Тель-эль-Амарне 3. Дом вельможи в Кахуне 4. Северный дворец в Тель-эль-Амарне
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА В античной архитектуре роль интерьера проявилась в исключительном внимании к его художественно-эстетическим качествам. Отвечая социальной потребности, значительно увеличились размеры свободных внутренних пространств культовых и общественных зданий. В античной архитектуре происходит расширении арсенала профессиональных приемов работы с пространственной формой и декором. Увеличивается разнообразие набора форм и их пластических характеристик, созданных на основе правильных фигур – многогранник, круг, цилиндр, полусфера – и их сочетаний. Получил дальнейшее распространение и развитие линейно-осевой прием организации внешних и внутренних пространств в городских, форумах, священных ансамблях, в общественных и жилых зданиях. Структура жилища в Древнем Египте: 1. Эволюция греческого храма 2. Храм Диоскуров в Риме 3. Храм Зевса в Олимпии (план) 4. Храм Аполлона в Бассах (план и разрез)
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА Впервые была освоена центрично – осевая организация с купольным покрытием. Появился новый прием организации сложной структуры здания из ряда помещений, объединенных в систему на основе взаимопересечения линейных осей (двухосевая система). Художественная выразительность здесь достигается эффектом гармоничного сочетания вереницы разнообразных пространственных форм. В обработке поверхности ограждения создана классическая ордерная система, способствующая выражению человеческих масштабных отношений масс и пространств. В декоре интерьера прослеживается тенденция к насыщению плоскости. В римский период все элементы ограждения подвергались композиционной обработке и сочетали самые разнообразные пластические и цветовые приемы. Структура античного жилого дома: 1. Композиционная схема (план, разрез) 2. Интерьер дома Серебряной свадьбы) 3. Вилла Папирусов; 4. дом Фавна 5. Дом Серебряной свадьбы
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Особенность средневековой архитектуры, не только европейской, но и мировой, заключена в обретении яркого индивидуального образа культового здания. Самоопределение национальных черт в и искусстве, и архитектуре происходило на основе народного творчества, путем отбора и накопления эстетических совершенных образцов решения отдельных фрагментов и цельных объектов. Структура средневековых гражданских зданий: 1. Больничные палаты Троице-Сергиевской лавры (план, разрез) XVII в. 2. Сухарева башня в Москве (план, разрез) XVII в. 3. Земский приказ в Москве, XVII в. 4. Грановитая палата в Московском Кремле, XV в. 5. Трапезная Новодевичьего монастыря, XVII в. (план, разрез) 6. Паганкины палаты в Пскове, XVII в. 7. Дом Лапина В Пскове, XVII в. 8. Палаты Украинцева в Москве, XVII в. 9. Палаты Голицына в Москве, XVII в.
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В архитектуре средних веков на высоком уровне решалась задача линейно-осевой и центричной композиционной организации одного пространства простого или сложного в храмах, и не были освоены приемы многопространственной структуры организации других типов зданий. Здесь доминировал принцип упорядоченной связи помещений, подчиненный больше задачам функций. Эмоциональность ощущений рождалась и строем отдельной формы, которая наделялась качеством динамичности за счет использования острых пропорциональных отношений сторон – шатровые залы, высокие нефы, низкие своды и т. п. Декор ограждений выявлял главным образом тектоническую основу конструкции, качества естественных материалов. Рельефная пластика использовала мотивы архитектурного ордера и приемы включения объемной скульптуры. Цвет широко использовался в сюжетных живописных изображениях и орнаментальных композициях.
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Структура гражданских зданий готического стиля: 1. 2. 3. 4. 5. Замок Папский дворец в Авиньоне, XIII-XIV вв. Госпиталь в Анжире (разрез, план), XII вв. Госпиталь в Тоннере (разрез, план) XIII-XIV вв. Ратуша в Таллине, XIV- XV вв.
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ В целом образной характеристике интерьеров этого периода свойственна парадность. В соответствии с принципами формообразования античности выбор пространственных форм опирался на правильные геометрические фигуры, а их соединение в структуры – на приемы организации по линейно-осевым направлениям. Структура палаццо стиля Возрождения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дворик палаццо Гонди во Флоренции Палаццо Медичи во Флоренции, XVIв. Вилла Лизини, XVIв. Палаццо Саули, XVIв. Вилла Ротонда в Виченце, XVI в. Палаццо Пити во Флоренции, XVI в.
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Нововведением было широкое использование динамических по характеру форм эллипса и параболических кривых очертаний в сводах и деталях ограждения. Была освоена новая структура единого пространства на основе соединения центрично-купольной и базиликальной схем. На основе многофункционального назначения палаццо, дворца и позже первых общественных зданий были выработаны приемы пространственной дифференциации объекта на ряд функциональных групп. Структура палаццо стиля барокко: 1. 2. 3. 4. Фрагмент интерьера Парадная лестница Палаццо Барберини (1 и 2 этажи) Палаццо Боргезе
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Появились приемы поэтажного, секционного и блочного разделения групп, выявление основных и дополнительных групп и их композиционного соподчинения на основе пространственных осей. Новым здесь явилось освоение приемов композиционной связи уровней по вертикальным направлениям и сохранения единства впечатления в последовательной связи помещений. Важным средством в композиции стало расположение лестниц по отношению к пространственным осям структуры и линии движения, переход от прямолинейных направлений к поворотам и организация соответствующих форм самих лестниц. Структура дворца стиля классицизм: 1. Таврический дворец в Петербурге (план, разрез) XVIII в. 2, 3. Дворец с. Архангельское (план, разрез) XVIII-XIX вв. 4. Дом Губина В Москве, XVIIIв. 5. Дом Гагарина В Москве, XIX в.
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Структура общественных зданий стиля классицизм: 1. Александрийский театр В Санкт. Петербурге 2. Биржа в Санкт-Петербурге (план, разрез) 3. «Кунсткамера» в Санкт -Петербурге 4. Публичная библиотека в Санкт Петербурге 5. Университет В Москве 6. Почтамт в Санкт -Петербурге 7. Сенат в Москве 8. Академия художеств в Санкт – Петербурге (план, интерьер вестибюля)
АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕНИ (XXв) НОВЕЙШЕГО Структура жилых и общественных зданий стиля модерн: 1. Особняк Кшессинской в Санкт. Петербурге. А. Гоген 2. Доходный дом в Москве 3. Дом Бато в Барселоне 4. Единая стилистика мебели и дверей 5. Национальный музей в Хельсинки. Э. Сааринен 6. Биржа в Роттердаме. Х. Берлаге 7. Брянский вокзал а Москве. И. Рерберг 8. Художественная школа в Глазго. Ч. Макинтош
Особняк Кшессинской в Санкт-Петербурге. А. Гоген Художественная школа в Глазго. Ч. Макинтош
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Особые условия социальнообщественного развития в XX в. привели в архитектуре к новым композиционным приемам формообразования. Реалистическое отношение к условиям строительства выработало метод логично-функциональной группировки помещений часто компонующимися в более свободные, ассиметричные пространственные формы. Появляется новый принцип организации структур на основе динамического равновесия их элементов, организуемых многими факторами – формой помещения, пластикой ограждения, распределением света, цвета и предметов оборудования. Структура жилых и общественных зданий стиля функционализм: 3. Клуб им. Русакова (план, разрез) Мельников, 1927 4. Клуб автозавода. Бр. Веснины, 1931 5. Профсоюзная школа Г. Мейер, 1928 6. Санаторий В Пажмио. А. Аалто, 1929 К.
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Акцент в художественно выразительных средствах на сугубо архитектурные – форму, материал, конструкцию – несколько ограничил при-влечение других изобразительных искусств. Скульптурные и цветочные композиции монументальных произведений в своей стилистике приобрели более абстрактный характер изображения, ближе стоящий к архитектурной геометрии и естественной фактуре отделочных материалов. Структура с одной доминирующей пространственной структурой: 1. 2. 3. 4. 5. Школа В. Ревел Библиотека А. Аалто Школа Т. Пенттиля Гостиница (план, разрез) Д. Портман Культурный центр (интерьер, план) Маякава К.
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Характерной становится их предметами оборудования. чертой интерьеров обильной насыщение разнообразного Возникает самостоятельное широкое производство оборудования и мебели, породившее специфическую дизайнерскую деятельность. Предметы оборудования стали активным средством организации интерьера в создании члененности пространства на зоны, компоновки поверхности ограждения, в создании фактурных и цве-точных акцентов. Структура на основе модульных и подобных элементов: 1. 2. 3. 4. 5. Музей в Сиракузах (планы, разрез) Т. Пей Аудиторный корпус Н. Брук, Я. Бакема Проект дома (план, разрез) Ц. Хекер Проект дома Джестера, Ф. Райт Клиника Б. Голдберг
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Развитие формы отдельного пространства лежит в основе организации пространственной структуры и ее эстетической выразительности. Совершенствование художественнопластических качеств формы прослеживается в ее последовательном стремлении к усложнению геометрии одной конфигурации (квадрат – прямоугольник, круг – эллипс, многогранник – свободная форма), усложнению путем сочетания (прямоугольник и цилиндр, цилиндр и сфера, четверик – восьмерик – шатер и др. ), за счет членения опорами и плоскостями (нефы храмов и базилик, ярусы балконов и пр. ) Прием дифференциации и интеграции пространств в структуре: 1. Библиотека (планы, разрез), А. Кан 2. Факультет изобразительных искусств и архитектуры (план, разрез), П. Рудолф 3. Административное здание П. Рудолф 4. Здание радиокоммуникаций в Кофу. К. Танге
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Наибольшей выразительности достигают внутренние пространства, образующие структуры, т. е. композиционно соединенные отдельные помещения. Основой соединения форм в структуру служила линейно-осевая направленность внутреннего пространства на доминирующую цель. Процесс совершенствования приемов отражает поиск разнообразного использования пространственных осей – по ориентации основного направления (в глубину, вверх, продольно), по количеству осей (одно-, двухи многоосевые), по геометрии взаимосвязи осей (прямоугольная, остроугольная, центричная, свободная), по иерархии отношения осей (последовательная, симметричная, сложноразветвленная). Структура на основе геометрических координат: 1. Жилой дом. П. Портогези 2. Церковь. П. Портогези 3. Школа А Энштейна. Ж. Реноди 4. Детский сад. К. Танге
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Структура свободной организации: 1. Филармония (интерьер зала, план, разрез) Г. Шарун 2. Школа Г. Шарун 3. Дворец «Финляндия» А. Аалто
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) 4. Дворец «Финляндия» А. Аалто 5. Здание ЦК Французской компартии. О. Нимейер 6. Собственный дом архитектора О. Нимейера 7. Жилой дом. П. Кастильони 8. Студенческий клуб «Диполи» Р. Пиетиля
АРХИТЕКТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XXв) Структуры одно-пространственные: 1. Конгресс-холл в Берлине (план, разрез) 2. Спортарена Иельского университета (план, разрез) Э. Сааринен 3. Малая арена спорткомплекса йоги (план, разрез) К. Танге
present5.com
Как и каждая книга, интерьер слывет своей историей, в каждую эпоху были модными разные веяния. Разнился не только внешний аспект жилья, но и конечно убранство самого помещения. Были и максимальные элементы приближения к природе, и новые капризы технического прогресса. Например, египтяне считали — все нужно соорудить на века, мы можем припомнить пирамиды.
Интерьер тех времен у этого народа отличался красочностью, часто использовались колонны в декоре. Ковры, яркие занавеси нередко можно было лицезреть в интерьере, они считались модным убранством. Изюминкой египтян была низкая мебель, они одни из первых придумали ложа, на которых спали. Напомнить необходимо и о Романском стиле декора помещений, который процветал в 9 веке. Этот стиль отличался тяжелыми статичными формами, которые слыли надежностью, а также напоминали о практичности. Сам внутренний декор не разнился вычурностью, а совсем наоборот был очень скуден. Только богатые могли похвастаться полом из плит, у остальных же он был глиняным. Интересно, туалеты в жилищах на то время не предусматривались, поэтому все выносилось прямо на улицу. Нужно вспомнить и о Готическом стиле, который относится к XII – XV в. Именно в то время начали остеклять окна, о занавесках пока речь не идет. Редким было и использование картин в декоре жилища, а вот настенная живопись совсем наоборот, просто набирает оборотов. Потолки были практически во всех домах из дерева, часто слыли балочной конструкцией. Англия того времени могла похвастаться каминами, функция которых лежала не только в отоплении, но и в декорации.
А в XV веке в Германии появляются первые кафельные печи, которые слыли важной ролью. Стиль Ренессанса XIV – XVI в. показывает нам отделение кухни от жилой половины дома. Очень популярными в то время были ставни и своеобразные жалюзи. Спальня могла похвастаться кроватями с балдахинами, сюда имели право заходить только хозяева. Каждая эпоха одаривала любителей красивого убранства дома новыми веяниями, которые и сейчас находят свое место.
[/link_webnavoz]Отличная статья 0
womenknow.ru
Биатлон - краткая характеристика
От средства передвижения к современному Кубку мира по биатлону. В истории можно найти сведения об охоте на лыжах или лыжеподобных средствах передвижения уже более 5000 лет назад. Обнаруженные в Норвегии пещерные рисунки доказывают...
История развития комплекса "Готов к Труду и Обороне" в СССР и в России
...
Кроль на спине
На Олимпийских играх 1912 г. было доказано, что плавание на спине кролем дает преимущество в скорости. До этого на спине большинство спортсменов плавали брассом...
Методика обучения ударам по мячу
Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно...
Обеспечение безопасности в велосипедных походах
История велотуризма теряется в глубине веков, когда при содействии и развитии науки и техники люди смогли сесть на двухколесное устройство с педально-ножным приводом. Еще до того, как была создана первая модель велосипеда...
Оздоровительный эффект занятий аэробикой
Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, на конец силы выносливости...
Развитие транспортной инфраструктуры Азербайджана
История развития транспорта и транспортных средств в Азербайджане уходит глубоко в прошлое. Судоходство по Каспийскому морю, реке Куре, мощённые дороги раннего Средневековья, караван-сараи, гостиные дворы, были созданы...
Роль интерьера в создании атмосферы гостеприимства
...
Состав помещений гостиничного предприятия
Мебель. Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную)...
Страны, где исторически туризм стал ведущей отраслью экономики
Попытаюсь выделить основные страны, с которых началось развитие туризма как отрасли и которые не потеряли своих ведущих позиций и до настоящего времени. Для этого необходимо обратиться к истории развития туризма и путешествий...
Теория и практика баскетбола
Предыстория Самое ранее свидетельство об игре, напоминающей баскетбол, можно найти у древних цивилизаций Центральной и Южной Америки. В Центральной Америке, на полуострове Юкатан, игровые площадки, обнесенные каменными стенами...
Физическая подготовленность спортсменок, специализирующихся в беге на 400 метров
Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. За много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования. Но подлинный расцвет этого вида спорта наступил в Древней Греции [8]...
Характеристика упражнений на перекладине
В 1950-е годы комбинации гимнастов на перекладине включали в себя не так много элементов. Комбинация включала в себя оригинальный подъём, различные варианты оборотов, элемент с фазой полёта и соскок...
Шанхай и Санкт-Петербург – города-побратимы. Сотрудничество и перспектива развития
Шанхай, до того как стать городом, был частью уезда Сунцзян (бжЛ°ПШ sфng-jiвng xian) под управлением сучжоуской префектуры (ЛХс¶Э¤ sы-zhфu f?). С начала времён династии Сун, Шанхай медленно...
Шанхай и Санкт-Петербург – города-побратимы. Сотрудничество и перспектива развития
Как уже упоминалось, датой основания Санкт-Петербурга считается 16 (27) мая 1703 года. Этим днем датируется закладка царем-реформатором Петропавловской крепости - первого строения города - в устье реки Невы на Заячьем острове...
sport.bobrodobro.ru
Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.
История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, деревянные настилы, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.
Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.
В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.
Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.
С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.
Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.
Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.
К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги современной мебели.
История дизайна мебели начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.
Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.
С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.
Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.
Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.
Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.
Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.
К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.
Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.
Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), музей Гетти (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.
Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.
Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В производстве мебель этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.
В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.
Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились стулья с высокими спинками, кресла, ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.
Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.
В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.
До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.
История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.
Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.
Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.
fb.ru
Организацией жизни и убранством своего жилища человек начал заниматься в те бесконечно далекие времена, когда соорудил (а еще раньше – ощутил) над своей головой крышу. И что любопытно: пространство, прикрываемое крышей, всегда казалось, и действительно было ограниченным, недостаточным. Естественно, у человека возникло стремление устроиться в нем возможно поудобнее, чтобы не ощущать этой стесненности. Рациональное начало в организации жизни дома просматривается с древнейших времен и, буквально, у всех народов, хотя, разумеется, конкретные условия жизни всякий раз отражались в устройстве быта.
При этом оно всегда было связано у человека и эстетическим осмыслением своего жилища. Даже наскальные изображения в пещерах – уже своеобразные украшения, хотя, быть может, это и не приходило людям в голову.
Изображение на камне имело в первую очередь информационное значение – рассказать о важнейших событиях жизни, эмоциональное – передать возбуждение от удачной охоты и ритуальное – настроить на удачу в дальнейшем. Картины охоты, оставленные нам древними художниками, нередко выполнены с таким мастерством, с такой тонкостью проникновения в суть проведения животных и действий человека, так и лаконично образны, что вовсе не нуждаются в снисходительном отношении.
По словам К. Маркса, человек всегда творил «и по законам красоты».
С возникновением классов становятся заметны социальные различия в подходе к устройству жилища. История живописи дает нам возможность воочию представить картины жизни крестьян XVIII века, русская живопись оставила очень точные изображения быта русского крестьянства XVIII – XIX веков.
В доме россиянина все подчинено конкретному процессу труда – это и жилище, и производственная мастерская, свой уклад, свое эстетическое отношение к вещам. У крестьянина собственные проблемы - во многих странах, особенно с суровым климатом, дом включает в себе помещение для хозяйственных функций. Здесь предусматривается место для скота, дров, запасов продовольствия, семенного зерна. В костромском, архангельском, суздальском и других наших прекрасных архитектурных музеях-заповедниках под открытым небом перед зрителем предстает глубоко волнующий мир крестьянского жилища Русского севера. Весь уклад нелегкой жизни запечатлен в архитектуре, организации внутреннего пространства избы, ее художественном убранстве. Может быть, на первый взгляд, современному горожанину покажутся убогими эти рубленые избы – низкий потолок, маленькие оконца, почти никакой мебели. Зыбка на подвесе, грелка в углу… Но присмотритесь, как рационально и с каким подлинно тонким вкусом создано все это нехитрое оборудование.
По-своему прекрасно и рационально во всех деталях продумано за много столетий жилище каждого народа. В ^ Грузии различия в образе жизни горцев и жителей долин породили совершенно разные типы домов. Каменное жилище в горных районах отражает суровый и трудный уклад жизни. Вспомним сванские дома – дома с высокими боевыми башнями или хевсурские дома, как ласточкины гнезда, лепящиеся по крутым скалам. Крыша одного городского дома обычно служит полом другого – прямо-таки древние многоэтажки!
Удобно и красиво в горнице с широкими лавками по периметру стен и полками на верху – внизу спали, вверху хранили различную крестьянскую утварь. Продумано все до мельчайших деталей – и ориентация избы (с учетом преобладающих ветров), и планировка, и расположение печи, как своеобразного центра дома. Конечно, очагу везде и всегда принадлежало почетное место, а уж в северной русской избе особенно.
Печь в условиях сурового климата и бесконечно долгой зимы становилась едва ли не главным и при том многофункциональным элементом жизни. Она обогревала и обслуживала, кормила и поила, спать укладывала на палатах, а подчас доже баней служила. Да и устроена также рационально, как сам дом. Выражаясь современным языком, это была самая экономичная тепловая установка. Недаром в сказках она служила для Иванушки даже средством передвижения.
В русских рубленых избах мебель часто являлась принадлежностью самого дома – она не передвижная, а встроенная. Лавки, полати, лари и даже посудные шкафы часто строятся вместе с самим домом. Так что не сегодня изобрели встроенную мебель – это традиционный тип благоустройства народного жилища: площадь под крышей надо было экономить. Мы уже не говорим о традиционном оборудовании японского дома, который вообще не знает мебели в нашем современном понимании.
Климат, особенности строительных материалов и образа жизни определили в жилище каждой страны свой неповторимый световой колорит: янтарный цвет стен в русской рубленой избе. Вспомним картины великих мастеров живописи: интерьер в них всегда дополняет образы людей своего времени, класса и сословия. Вот знаменитый «Завтрак аристократа» П. Федотова: мебель красного дерева, большой ковер на полу, глубокое «вольтеровское» кресло и модно остриженный пудель, по-видимому, делящий с хозяином более чем скромную трапезу (ломоть хлеба, кусок колбасы, стыдливо прикрытые книгой от нескромного взора нечаянного посетителя). Может быть, это действительно непутевый потомок некогда богатого, а теперь пришедшего в упадок дворянского рода? Или молодой лоботряс в атласном утреннем одеянии только выдает себя за обедневшего отпрыска аристократического семейства? Устройство интерьера дает кое-какие основания. В конце концов, и кабинетик уж невелик, и узенькая лесенка ведет почему-то за шкаф (уж не там ли неказистый уголок для кровати?), и картины в небогатых рамках, и несколько фривольная статуэтка, неведомо как оказавшаяся на шкафу, и скромная лампа вместо обычных в аристократическом доме позолоченных канделябров или торшера, и рекламаматериалы случайно оказавшаяся на стуле (дескать, и мы не лыком шиты- устриц употребляем!)… По-видимому, ирония художника проявилась уже в самом названии картины: во всяком случае «аристократом духа» никак не назовешь этого испуганного неожиданным визитом молодого человека.
А вот интерьер комнаты в репинской картине: голые деревянные полы, разномастная мебель, дешевые стулья, старенькое кресло для одетой в траур матери. Но при всей бедности обстановки великий художник тонко передает подлинную духовность интересов интеллигентов из разночинцев – скромное пианино, портрет Некрасова и Шевченко на стене, занимающиеся за столом гимназист с сестрой…
В обоих случаях мы заметили, что обстановка комнаты отражает духовную сущность обитателей.
История развития интерьера помогает нам разобраться подчас в тонких отличиях стилей друг от друга. Высвечивает любопытные приемы работы с материалом, раскрывает многие интереснейшие стороны декоративной отделки. Умение критически анализировать историю интерьера, несомненно, помогает в современных условиях творчески подходить к благоустройству своей квартиры.
История интерьера – это длинный, сложный и противоречивый путь развития. Тут мы встречаемся со всевозможными сочетаниями и конкретными отношениями форм, характерные для разных времен. И очень хорошо, если в таком выразительном, нестандартном интерьере все предметы сгармонированы между собой и достигнута художественная подлинная целостность его оборудования.
Так знания истории жилища дает полезный материал для размышления над нашим сегодняшним интерьером.
Зодчество на Земле началось практически с жилища. Первым жилищем для человека служили естественные укрытия: пещеры, дупла, ветви деревьев, затем уже сооруженные человеком шалаши, землянки, дома, перед вами жилище каменного века. Главным в обустройстве жилища являлись вопросы организации очага, мест вокруг него и т.д. Для строительства использовались различные природные материалы – камень, дерево, глина. В каменном полу выбивались углубления, в них хранили припасы и орудия труда, устраивали постель, куда укладывались слоями шкуры. Из камня изготавливали ящики – «гардеробы», «буфеты» для глиняной посуды, навешивалась «дверь».
На Руси основным строительным материалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу любого жилого дома составлял четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых берез. В русской избе все было предусмотрено: экономность и простота постройки, удобства. Основой интерьера была печь. В наиболее освещенном (красном) углу находилась божница и обеденный стол. Вдоль гладко вытесанных стел размещались врубленные в них лавки. Потолком в избе служил бревенчатый настил из пригнанных друг к другу пластин.
Со временем опыт, приобретенный при строительстве деревянного жилища, перешел в жилые каменные постройки – палаты. Главной горницей, предназначенной для приема гостей и устройства пиров. В ее красном углу, под иконами, были накрепко закреплены лавки и стол, в стенной нише стояла дорогая посуда. По середине потолка – красивого сомкнутого свода – висел ажурный фонарь. Стол, лавки, пол из досок, покрывались коврами. Печи облицовывались цветными яркими изразцами. Мебель отличалась грузностью: массивные столы, лавки на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Широкие лавки нередко использовались как кровать. Посуда была гончарная и металлическая.
Новым типом жилого дома в эпоху возрождения стал дом зажиточного гражданина. Дом становился как бы общественной характеристикой владельца и выполнял помимо жилых много общественных функций. В нем предусматривались помещения приемных, канцелярии, зал для светских балов, выступления артистов, картинных галерей и т.п. Соревнуясь в том, кто лучше отделает свой дом, владельцы наибольшее внимание уделяли именно его интерьеру. Стены имели панель, выше которой покрывались живописью, тесненной кожей или тканью. В искусно оформленные нити на стенах помещались рельефные изображения Богоматери и святых. Полы покрывались каменными плитами с геометрическим орнаментом рисунка. Сундуки, скамьи, складные стулья, столы и шкафы украшали позолотой, живописью. С развитием индустрии и промышленности интерьер стал меняться, окно в Европу открыло новые возможности и идеи. Интерьер стал более разнообразным, и это дало началу появления понятия «Стиль».
^ СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ
Классический стиль
Убранство в классическом стиле сочетает богатые ткани и сорта дерева, веками используемые человеком.
Классический стиль, охватывающий многие периоды времени, может включать в себя мебельные ансамбли от элегантных европейских до более простых американских.
Многие из сегодняшних изделий обладают той же вечной красотой, что и антикварные вещи, доступные не для всех.
В гостиной, оборудованной в классическом стиле, можно разместить мебель различных периодов времени; выбираемые вами стили и ткани определяют степень строгости убранства. Богатые шелка, камчатные и гобеленовые ткани являются отличной чертой классического стиля. Менее строго выглядит груботканая шерсть и хлопчатобумажный сатин.
Предметы убранства могут быть тщательно отделаны. Портреты и картины на двойном паспорту и заключены в резные или позолоченные рамы.
На столах из дорогого темного дерева можно расположить композиции из свежих цветов, а освещенность комнаты подчеркнет теплоту и богатство меблировки. [25]
^ Стиль Кантри
Во французском языке очень мало заимствованных слов. «Бача» - одно из тех редких, что пришли из русского. Во французских появляется все больше обладателей загородного жилья, а цены на него растут и растут. Иные парижане настолько полюбили воздух полей и лесов, что променяли свои обширные городские апартаменты на сельские резиденции, благо новые технологии позволяют даже на природе не отрываться от деловой жизни. Одним словом, стиль кантри, видимо скоро обгонит по популярности стиль Людовика XIV.
Гибкое по стилю убранство в деревенском духе создает уют, веселое настроение и удобство.
Простое и уютное по виду оформление в стиле Кантри может быть различным по настроению. Независимо от того, украшена ли ваша гостиная в силе романтического английского коттеджа или же скупо обставлена в манере фермерского дома американского шекера, конечный результата один – вашу гостиную отличают традиции и мягкое гостеприимство.
Во многих сельских домах главное – старинная мебель ручной работы. Использование таких тканей, как шотландка, твид и разнообразные ситцы, придают комнате теплоту и выразительность. Убранство дополняется мягким светом настольных и напольных ламп.
Предметы интерьера часто включают в себя старые безделушки сентиментального характера. Стеганые изделия, старые игрушки и инструменты, весьма характерны для деревенской гостиной. Домашняя атмосфера подчеркивается в составлении композиций; орнамента из сухих цветов или простым букетом живых цветов. [25]
^ Современный стиль
Современное убранство, простое по стилю, создает утонченное жилое пространство.
Оригинальные по стилю предметы убранства современной гостиной – это простота, поэтому каждый элемент оформления получает то внимание, какое он заслуживает. Ансамбли невысокой мебели часто используются для того, чтобы создать впечатление свободной комнаты, не заставленной вещами. Особую теплоту гостиной придают мягкие линии мебели и комплекты кресел, диванов и оттоманок.
Украшения гостиной включают отдельные предметы искусства, тщательно отобранные по оригинальности, цвету и дизайну.
Дополнительную выразительность гостиной придает скрытый свет, отражающий от потолка и стен. [25]
^ Комбинированный стиль
Комбинированное оформление сочетает в себе старое и новое, образуя свежий оригинальный образ.
Своеобразное по стилю комбинированное оформление объединяет вместе изделия разных эпох. Тщательно подобранные вещи могут придать комнате комбинированного стиля уникальный вид, не всегда достигаемый при использовании одного строгого стиля.
В гостиной комбинированного стиля можно ограничиться несколькими заметными вещами.
Такие контрастирующие по стилю вещи, как старые блюда и напряженность и драматизм. Для общего спокойного освещения можно использовать светильники непрямого света ни те светильники, сделанные в углублениях, а для местного освещения – простые настольные лампы. [25]
Ампир
АМПИР оказал большое влияние на русский интерьер. В этом стиле работали выдающиеся зодчие: Воронихин и Росси. И сейчас ностальгия по "старине" заставляет заказчиков и дизайнеров обращаться к "новому русскому ампиру".
Ампир - имперский стиль, возник как следствие великих походов и побед Бонапарта. Большое влияние на него оказала эстетика Древнего Рима. Расцвет русского ампира получил название "Александровский", поскольку приходился на время царствования Александра I.
Ампиру присущи перенесение античных, особенно римских, мотивов в архитектурное убранство и обстановку интерьеров. Декоративные панно, античные колонны пилястры, рисованные и лепные гирлянды украшают стены. Тема античности просматривается в портальном обрамлении дверей, в оформлении каминов, в трактовке мебели. На предметы обстановки непосредственно переносились античные архитектурные формы. Колонны, пилястры и карнизы чётко членили фасады шкафов, комодов и бюро. Опорные части столов и стульев принимали вид грифонов, львиных лап, а также колонн. Наиболее распространенным материалом было тёмное красное дерево, на фоне которого располагались строго симметричные бронзовые золочёные украшения. Позже, уже во времена Росси, получила применение карельская береза: "морёная" или окрашенная в белый цвет с тонкой золоченой резьбой.
"Дворцовый ампир" стал повторяться и в интерьерах помещичьих усадеб. Здесь основными материалами были уже исконно русские породы - берёза, ясень и липа, подкрашиваемые под красное дерево.
Разновидностью ампира стал стиль бидермайер. Украшения в нём были сведены к минимуму, зато больше внимания было уделено удобству и комфорту. Сначала этот стиль завоевал особенную признательность в купеческой среде, проникнув затем в особняки знати и городские квартиры буржуазии. [23]
Барокко
Барокко - стиль Людовика XIV - один из богатейших источников стилевых приемов. По-итальянски Barocco означает странный, причудливый.
Пространственный размах построек, мощные глубокие рельефы резной мебели, часто золоченой, криволинейные напряженные формы, блеск и пышность, всё это характеризует образный строй стиля.
Пасторальные сцены, толстенькие амуры, натюрморты из орудий и плодов сельского труда, предметов искусства - излюбленные темы барокко.
Цветовой колорит строится преимущественно на сочетании белого, золотого и пурпурного. У мебели - гнутые как будто приседающие ножки, многочисленные, вытекающие друг из друга "волны", увенчивающие каждый предмет характерной розеткой или "всплеском".
Богато и сложно декорированные драпировки покрывают столы, служат пологом кровати, висят на окнах.
Французское барокко отозвалось в таком направлении русской архитектуры как елизаветинское барокко, предстающее перед нами в сиянии золота и зеркального блеска.
В более поздний период барокко "мельчает". Формы мебели и убранства становятся менее экспрессивными. Более грациозны пропорции, более изящен и прихотлив орнамент. Рокайль, в переводе с французского - осколки раковины - характерный для того периода мотив орнамента составил название стиля рококо.
По изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности и внимания к личному удобству, рококо - одно из наивысших достижений в искусстве создания интерьера. [23]
^ Египетский стиль
Египетский стиль - первый из величайших стилей мировой культуры. Интерес к нему периодически то затихает, то возрастает. В XIX веке наблюдался период повышенного внимания к египетскому наследию, что нашло отражение в оформлении интерьеров того времени. например, в отделке Воронихиным Павловского дворца.
Сейчас мотивы древнего Египта тоже применяются при оформлении жилых интерьеров. Содержательно египетский стиль посвящён в основном трем темам. Тема воды и суши определялась значением Нила - животворного источника в жизнедеятельности египтян.
Растительность, особенно лотос и папирус, в стилизованном виде использовалась в архитектурных деталях. Плавание по Нилу являлось излюбленным сюжетом рельефов и росписей.
Другая тема вытекала из религиозных верований и культовых поклонений. Любимыми изображаемыми персонажами являются боги-чудовища с туловищами людей и головами животных, священные животные: скарабеи, змеи, кошки. Тема возвеличивания фараона и загробной жизни также отразилась в искусстве египтян. Сфинксы как воплощение мощи, пирамиды и геометрический орнамент, фараоны с характерными атрибутами власти явились её зримым выражением.
Образный строй архитектуры и искусства Древнего Египта отличается удивительным сочетанием монументальности, лаконичности и совершенством изящной пластики. Статичность геометрических форм и поз изображаемых персонажей, в их вечном покое, создавали атмосферу особой торжественности, сдержанной приподнятости и значимости. И именно эту образность наряду с характерными изобразительными и пластическими приемами доносит египетский стиль до современности. [23]
^ Эллинская культура
Эллинская культура, столь отдалённая веками, так же наложила отпечаток на современные жилые интерьеры. Из эллинского периода дошла до нас планировка частных домов, обращённая внутрь. Центром жилого строения являлся внутренний дворик, обнесённый колоннадой - перистиль. Этот залитый солнцем дворик являлся средоточием жизни всей семьи.
Сами колонны были решены в характерной для данной области ордерной системе. Каждый ордер имел свое пропорциональное строение и свою систему декора: дорический - строгий, лаконичный, мощный "мужской" ордер, ионический - изящный утонченный "женский" ордер, с характерными закруглениями валют, коринфский - декоративный "растительный" ордер. Они во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.
Пол украшался мозаикой из раскрашенной мелкой гальки, цветных ракушек, стекловидных сплавов. Этот прием, перенесённый на стены, используется и сейчас.
Фресковые росписи стен всегда были орнаментальными. Популярностью
пользовались и геометрические орнаменты, особенно меандры и стилизованные элементы местной флоры (лавр, акант, плющ).
Дом "охраняли" маски Диониса и Артемиды, широко применялись украшения и утварь из глины. Эллины устраивали бассейны, украшая их дно мозаикой. Позже двери стали обрамляться мраморными наличниками, мрамором отделывался и порог. Стал использоваться прием росписи стен "под мрамор".
Форма немногочисленной обстановки диктовалась образом жизни. Обычай принимать пищу лежа породил ложе (клине), состоящее из каркаса, изголовья и изогнутых ножек. Клине украшалось инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, рога, стекла.
Иногда пищу принимали и сидя на маленьких стульчиках. При этом для каждого подавался легкий столик. Ордерные детали вводились ещё и в оформление мебели.
Шкафов не существовало, одежду хранили в ларях из кедрового дерева, окованных золотым листом.
На протяжении всей эпохи типы мебели были постоянными, и только система украшений становилась более обильной и броской.
Римский (патрицианский) стиль представлял собой сплав культуры греков и этрусков. Эстетика гармонии эллинов была дополнена экспрессивностью, брутальностью, яркой цветностью, характерными для этрусков.
Римский стиль имел ряд особенных черт, нашедших воплощение в планировке и оформлении жилища. Центральной, главной частью римских домов, был зал-атриум, часто имевший верхнее освещение.
Греческие ордера римляне дополнили еще богаче декорированным композитным ордером, сочетавшим элементы коринфского и ионического.
Отделку и убранство городского жилища, называемого домус, определяло стремление к роскоши и большим масштабом.
Все больше помещений располагалось вокруг атриума: спальни (кубикулы), зимние и летние столовые (триклинии), кабинет хозяина (таблинум) с библиотекой.
Однако, как и в греческих домах, любовно отделанный внутренний дворик -
перистиль, оставался гордостью хозяев.
Отделка, характерная для римского периода, включала цветную мозаику, плитку из керамики и мрамора, которой мостились полы комнат. Детали стен (цоколи, карнизы, бордюры) украшались орнаментами.
Наряду с греческими пальметтами, меандром, листьями аканта и лавра, появляются специфические лавровые венки, орлы, играющие амуры и психеи. В росписях стен особой популярностью пользовались контрастные сочетания красного или белого с черным.
Такие приемы как расположение семейного очага в центральной зале, наличие в доме термы (бани) с бассейнами горячей и холодной воды, да и собственно водопровод пришли к нам из Древнего Рима.
Мебель изготовлялась из разных пород дерева. Легко привился в Риме греческий обычай возлежать во время еды и пира. Римские ложи имели точеные ножки в виде лап животных. Полукруглые изголовья украшались инкрустацией, а также бронзовыми головами львов, лошадей. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках для светильников.
Бронзовые треножники и курильницы для благовоний, канделябры, дверные ручки - кольца в виде Медузы Горгоны, сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, звериных лап, вазы из полудрагоценных камней. Вся эта богатая утварь дополняла интерьер патрицианских домов.
Античные мотивы широко использовались при оформлении интерьеров
Павловского Дворца.
Римский стиль подготовил рождение нового стиля - стиля Византийской империи. [23]
Византия
С 337 г. в Византии христианская религия становится государственной и создаются условия для созревания новой культуры.
Яркая образность и символизм христианства нашли отражение в искусстве и архитектуре Византии.
Обращение к Богу осуществлялось через купольное сооружение, символизировавшее небесную сферу.
Купол опирался на четыре массивные опоры, расположенные по углам. Пересечение образовавшихся проходов образовывало форму креста - впоследствии типичную для христианской архитектуры.
Жилые и парадные помещения располагались на втором этаже вокруг главного зала и были связаны коридорной системой. Многочисленные ниши, дверные и оконные проёмы богато декорировались орнаментом.
Главная роль в интерьере принадлежала цветному мрамору и мозаике. В отличие от античных мозаик, набиравшихся из морской гальки и кусочков разноцветного мрамора, в Византии применялась мозаика из цветного стекла-смальты.
Для золотого фона использовали прозрачную смальту с прокладкой из золотой фольги. Получалось мерцание, лишавшее стену привычной материальности. Этот эффект придавал совершенно новый смысл архитектурному пространству. Этим "божественным светом" византийцы стремились пронизать мозаики, фрески и иконы.
Многообразная утварь византийцев богато декорировалась, особенно часто это делалось украшениями из эмали. Эмалями украшались иконы, посуда и ювелирные украшения.
От римлян византийцы переняли технологию цветного стекла и научились его гравировать. Из стекла изготовлялись витражи, расписанные цветными эмалями. Для украшения интерьера применялась плитка, покрытая глазурью, а также изделия из слоновой кости.
Византия оказала непосредственное влияние на культуру Древней Руси, средневековую культуру стран Западной Европы и Балкан. [23]
Средневековье
Средневековье в меньшей степени наложило отпечаток на интерьер современных квартир. Вместе с тем, уже однажды возродившись в неоготике - стилевом направлении начала ХХ века, средневековье и в настоящем может оказать влияние на стилистику интерьера. В чем же оно может сказаться? Прежде всего - это прочитываемая в интерьере каркасная конструкция, которая базировалась на диагонально перекрещивающихся арочных сводах. "Готический свод" подразумевает характерную расчленённость поверхности сетью выступающих ребер. Узнаваемы стрельчатые арки, ниши, оконные проёмы, прихотливо украшенные орнаментом-переплётом в верхней части. Господство вертикалей и вытянутость пропорций сказываются во всем: в архитектурных деталях, в элементах обстановки, в украшениях. В отделке широко применялись витражи. Красочные переливы, создаваемые ими, составляли неповторимый колорит средневековой атмосферы. Наряду с перенятыми из античности сундуками и ларями в обиход входят расписные шкафы, буфеты и конторки. Популярны табуреты на трех ножках с треугольным сидением. Массивные, широкие, лишённые украшений кровати снабжались балдахином на четырех резных стойках. К балдахину подвешивался полог. В богатых домах для полога использовались дорогие привозные ткани - муар, атлас, бархат, шелк. Стены помещений украшались яркими шпалерами, а позже - шпалерами-мильфлер. Фоном основного рисунка на них являлся мелкий цветочный узор. Ансамбль интерьера непременно включал Распятие. Образ страдающего Бога среди окружающего великолепия, в череде мирских утех напоминал о бренности земной жизни. [23]
Функционализм
Функционализм - стилевое направление, определившее лицо архитектуры и интерьера нашего века. Лозунг функционализма - "дом-машина для жилья" явился вестником массового жилищного строительства.
Основу функционализма заложил немецкий архитектор Вальтер Гропиус, призвавший формировать жизнь средствами современной техники, опираясь на логику инженерного мышления. Конструктивно целесообразное оказалось на первом месте. Индивидуальному противостояла стандартизация.
Мис ван дер Роэ впервые воплотил идею непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений. Это предложение явилось подлинным прорывом в области организации пространства, который определил современные приемы планировки.
Количество обстановки свелось к минимуму. Этого удалось достичь еще и потому, что стала применяться встроенная система шкафов и стеллажей.
Мягкая мебель стала состоять из металлических каркасов, заполняемых подушками или обтягиваемых тканью.
Стекло, используемое раньше в мебели исключительно как компонент витрины, стало применяться в качестве столешниц и перегородок. Это породило особый эффект эфемерных плоскостей, при котором лежащие на них предметы как бы повисали в воздухе.
Появилась мобильная и трансформируемая мебель. Модульные элементы и структуры формировали среду рационального быта.
Из интерьера ушёл декор, возобладали чистые, лаконичные формы. Зато большая роль стала отводиться текстурам и фактурам применяемых материалов и их сочетаниям.
Таким образом функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие, получившее название - Евростандарт. [23]
Модерн
В начале ХХ века на развитие интерьера наложил отпечаток стиль, известный у нас под названием модерн. Модерн ниспровергнул архитектурные ордера, утверждая необходимость решения каждой задачи специфическими средствами. Поэтому он включил множество явлений: от рационализма шотландца Макинтоша до мистицизма Гауди.
Характернейшей чертой модерна являлись прихотливо изогнутые линии, которые образно были названы "удар бича". В единой экспрессивной устремленности в орнаменте всё сплеталось и превращалось из одного в другое: паны и демоны, кентавры и женщины-птицы, цветы-волны, тритоны и нереиды.
Модерн не оставил интерьеру ни одного прямого угла: все было подчинено текучей пластике. Однако, прежде всего специфика модерна выразилась в новом решении пространства особняков.
В классике перспектива парадных покоев шла вдоль главного фасада. В эклектике главная перспектива развивалась по поперечной оси в глубину здания. В модерне круговые анфилады с органичным слиянием пространств, стоящихся по спирали вокруг центральной оси, были рассчитаны на восприятие в движении. Новая, неожиданная точка зрения, открывающаяся за каждым поворотом, была подчеркнута витражом или декоративной решёткой.
Характерно применение широких арочных проемов в интерьерах, открытых на лестницу и оформленных ажурной решеткой или декоративной драпировкой. Появлялась возможность "трансформации" пространств, связи и изоляции отдельных помещений, достижения эффектов дневного и вечернего освещения.
По-своему решались оконные проемы и рисунок застекления. Наиболее парадные интерьеры раскрывались вовне через большие окна в расчете на восприятие их снаружи в вечернее время. В других помещениях делались узкие оконные проёмы для улавливания эффектных первых или последних лучей солнца.
Все предметы обихода периода модерна были так эстетизированы, что интерьер приобретал выставочный характер. Отделка интерьера строилась на контрастах. Применялись ранее не сочетаемые материалы и приемы декора. Подчеркнуто монументальному камину могла сопутствовать ажурная люстра.
В интерьере преобладали монументальные виды искусства, и даже редким станковым произведениям придавалось монументальное звучание.
Как никакой другой стиль, модерн активно влиял на образ жизни и формировал мироощущения целого поколения. [23]
^ Современный мягкий стиль
Мягкий стиль - это модные обтекаемые формы, дающие ощущение комфорта. Легкий и воздушный днем, он ночью, благодаря приглушенному свету множества памп с абажурами, мерцанию свечей и при отсутствии верхнего освещения, создает теплую атмосферу. Этот стиль подойдет для любого дома: и старого, и нового. Архитектурные детали не важны, потому что создать требуемую атмосферу можно с помощью декоративных аксессуаров.
Цвета преимущественно пастельные, даже блеклые, либо теплые и
приглушенные, например, серовато-розовые. Они дополняются коричневатыми оттенками и яркими пятнами.
Гармонично сочетаются несколько разных узоров. Традиционные мотивы, такие, как шеврон, клетка и решетка, спокойно уживаются с абстрактным дизайном, имитирующим текстуру или мелкий цветочный рисунок.
Используется обилие тонких тканей в качестве занавесей и обивки. Строгие римские шторы выглядят сдержанно и благородно. Дополните их простыми прямыми занавесями, которые можно подвязывать.
Стены оклеиваются обоями с нежным рисунком или красятся в мягкие тона с эффектом зернистости и пористости. Аналогично можно обработать двери и рамы. Камин обычно окрашен. Потолок неизменно белый, чтобы комната казалась светлее и просторнее, о пол целиком прячется под ковром или покрывается слегка окрашенным деревом.
Завершающие штрихи выдержаны в том же стиле: керамика с потрескавшейся глазурью, круглой или прямоугольной формы; настольные лампы с большими коническими абажурами высокие вазы, подушки со светлыми узорами и коврики бледных тонов.[18,7]
^ Городской стиль
Этот контрастный монохроматический стиль лучше всего подходит для городского жилища.
Несмотря на заимствования из других стилей мебель городского дизайна имеет четкие линии. Для окон предпочтительны жалюзи или строгие римские шторы. Пропускаемый ими свет не нарушает уединения.
Очень важны цвета, преобладают функциональные черный или серый, и блеск хромированных деталей мебели.
Аксессуары бывают и других тонов, но яркие акценты сведены до минимума: ваза простой формы, большая абстрактная гравюра на стене.
Мебель имеет четкие формы, минимум деталей. Шкафы либо стеклянные – в них выставлены керамика или цветные предметы – либо однотонные закрытые, куда все убрано с глаз.
Аккуратные обеденные столы, нередко с металлическими ножками. Вместо скатертей предпочитают показывать крашеное – обычно чермат – дерево и чистые линии стола. Обивку имеют только диваны – длинные, с низкими спинками, нейтрального, черного или серого, цвета. Несколько кресел, не менее двух диванов, стулья из хромированных стальных трубок или кожи.
Освещение – важная составляющая этого стиля, оно должно быть и декоративным, и функциональным. Простые настольные и напольные лампы выполнены в стиле 30-х годов. Настенное освещение смягчает царствующие четкие геометрические формы.
Количество аксессуаров минимально: керамическая ваза с высокими цветами, тюльпанами или лилиями, красивое комнатное растение с крупными листьями. Хромированные столовые принадлежности сочетаются со стольной трубчатой мебелью.
Строгий и утонченный, бескомпромиссный и четкий, этот стиль с его простыми линиями идеален для городского жилища, где ценят пространство.
[18,13]
«Сельский » стиль в городе
Для городских жителей, вдохновленных «сельским» стилем, коттедж в модели не всегда подходит. Часто в городском доме трудно воссоздать уют маленького «сельского» уголка, особенно если потолки слишком высокие, а окна – слишком широкие.
Сохраняя ностальгическую атмосферу загородного до
www.ronl.ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЬЕРА
Организацией жизни и убранством своего жилища человек начал заниматься в те бесконечно далекие времена, когда соорудил (а еще раньше – ощутил) над своей головой крышу. И что любопытно: пространство, прикрываемое крышей, всегда казалось, и действительно было ограниченным, недостаточным. Естественно, у человека возникло стремление устроиться в нем возможно поудобнее, чтобы не ощущать этой стесненности. Рациональное начало в организации жизни дома просматривается с древнейших времен и, буквально, у всех народов, хотя, разумеется, конкретные условия жизни всякий раз отражались в устройстве быта.
При этом оно всегда было связано у человека и эстетическим осмыслением своего жилища. Даже наскальные изображения в пещерах – уже своеобразные украшения, хотя, быть может, это и не приходило людям в голову.
Изображение на камне имело в первую очередь информационное значение – рассказать о важнейших событиях жизни, эмоциональное – передать возбуждение от удачной охоты и ритуальное – настроить на удачу в дальнейшем. Картины охоты, оставленные нам древними художниками, нередко выполнены с таким мастерством, с такой тонкостью проникновения в суть проведения животных и действий человека, так и лаконично образны, что вовсе не нуждаются в снисходительном отношении.
По словам К. Маркса, человек всегда творил «и по законам красоты».
С возникновением классов становятся заметны социальные различия в подходе к устройству жилища. История живописи дает нам возможность воочию представить картины жизни крестьян XVIII века, русская живопись оставила очень точные изображения быта русского крестьянства XVIII – XIX веков.
В доме россиянина все подчинено конкретному процессу труда – это и жилище, и производственная мастерская, свой уклад, свое эстетическое отношение к вещам. У крестьянина собственные проблемы - во многих странах, особенно с суровым климатом, дом включает в себе помещение для хозяйственных функций. Здесь предусматривается место для скота, дров, запасов продовольствия, семенного зерна. В костромском, архангельском, суздальском и других наших прекрасных архитектурных музеях-заповедниках под открытым небом перед зрителем предстает глубоко волнующий мир крестьянского жилища Русского севера. Весь уклад нелегкой жизни запечатлен в архитектуре, организации внутреннего пространства избы, ее художественном убранстве. Может быть, на первый взгляд, современному горожанину покажутся убогими эти рубленые избы – низкий потолок, маленькие оконца, почти никакой мебели. Зыбка на подвесе, грелка в углу… Но присмотритесь, как рационально и с каким подлинно тонким вкусом создано все это нехитрое оборудование.
По-своему прекрасно и рационально во всех деталях продумано за много столетий жилище каждого народа. В Грузии различия в образе жизни горцев и жителей долин породили совершенно разные типы домов. Каменное жилище в горных районах отражает суровый и трудный уклад жизни. Вспомним сванские дома – дома с высокими боевыми башнями или хевсурские дома, как ласточкины гнезда, лепящиеся по крутым скалам. Крыша одного городского дома обычно служит полом другого – прямо-таки древние многоэтажки!
Удобно и красиво в горнице с широкими лавками по периметру стен и полками на верху – внизу спали, вверху хранили различную крестьянскую утварь. Продумано все до мельчайших деталей – и ориентация избы (с учетом преобладающих ветров), и планировка, и расположение печи, как своеобразного центра дома. Конечно, очагу везде и всегда принадлежало почетное место, а уж в северной русской избе особенно.
Печь в условиях сурового климата и бесконечно долгой зимы становилась едва ли не главным и при том многофункциональным элементом жизни. Она обогревала и обслуживала, кормила и поила, спать укладывала на палатах, а подчас доже баней служила. Да и устроена также рационально, как сам дом. Выражаясь современным языком, это была самая экономичная тепловая установка. Недаром в сказках она служила для Иванушки даже средством передвижения.
В русских рубленых избах мебель часто являлась принадлежностью самого дома – она не передвижная, а встроенная. Лавки, полати, лари и даже посудные шкафы часто строятся вместе с самим домом. Так что не сегодня изобрели встроенную мебель – это традиционный тип благоустройства народного жилища: площадь под крышей надо было экономить. Мы уже не говорим о традиционном оборудовании японского дома, который вообще не знает мебели в нашем современном понимании.
Климат, особенности строительных материалов и образа жизни определили в жилище каждой страны свой неповторимый световой колорит: янтарный цвет стен в русской рубленой избе. Вспомним картины великих мастеров живописи: интерьер в них всегда дополняет образы людей своего времени, класса и сословия. Вот знаменитый «Завтрак аристократа» П. Федотова: мебель красного дерева, большой ковер на полу, глубокое «вольтеровское» кресло и модно остриженный пудель, по-видимому, делящий с хозяином более чем скромную трапезу (ломоть хлеба, кусок колбасы, стыдливо прикрытые книгой от нескромного взора нечаянного посетителя). Может быть, это действительно непутевый потомок некогда богатого, а теперь пришедшего в упадок дворянского рода? Или молодой лоботряс в атласном утреннем одеянии только выдает себя за обедневшего отпрыска аристократического семейства? Устройство интерьера дает кое-какие основания. В конце концов, и кабинетик уж невелик, и узенькая лесенка ведет почему-то за шкаф (уж не там ли неказистый уголок для кровати?), и картины в небогатых рамках, и несколько фривольная статуэтка, неведомо как оказавшаяся на шкафу, и скромная лампа вместо обычных в аристократическом доме позолоченных канделябров или торшера, и рекламаматериалы случайно оказавшаяся на стуле (дескать, и мы не лыком шиты- устриц употребляем!)… По-видимому, ирония художника проявилась уже в самом названии картины: во всяком случае «аристократом духа» никак не назовешь этого испуганного неожиданным визитом молодого человека.
А вот интерьер комнаты в репинской картине: голые деревянные полы, разномастная мебель, дешевые стулья, старенькое кресло для одетой в траур матери. Но при всей бедности обстановки великий художник тонко передает подлинную духовность интересов интеллигентов из разночинцев – скромное пианино, портрет Некрасова и Шевченко на стене, занимающиеся за столом гимназист с сестрой…
В обоих случаях мы заметили, что обстановка комнаты отражает духовную сущность обитателей.
История развития интерьера помогает нам разобраться подчас в тонких отличиях стилей друг от друга. Высвечивает любопытные приемы работы с материалом, раскрывает многие интереснейшие стороны декоративной отделки. Умение критически анализировать историю интерьера, несомненно, помогает в современных условиях творчески подходить к благоустройству своей квартиры.
История интерьера – это длинный, сложный и противоречивый путь развития. Тут мы встречаемся со всевозможными сочетаниями и конкретными отношениями форм, характерные для разных времен. И очень хорошо, если в таком выразительном, нестандартном интерьере все предметы сгармонированы между собой и достигнута художественная подлинная целостность его оборудования.
Так знания истории жилища дает полезный материал для размышления над нашим сегодняшним интерьером.
Зодчество на Земле началось практически с жилища. Первым жилищем для человека служили естественные укрытия: пещеры, дупла, ветви деревьев, затем уже сооруженные человеком шалаши, землянки, дома, перед вами жилище каменного века. Главным в обустройстве жилища являлись вопросы организации очага, мест вокруг него и т.д. Для строительства использовались различные природные материалы – камень, дерево, глина. В каменном полу выбивались углубления, в них хранили припасы и орудия труда, устраивали постель, куда укладывались слоями шкуры. Из камня изготавливали ящики – «гардеробы», «буфеты» для глиняной посуды, навешивалась «дверь».
На Руси основным строительным материалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу любого жилого дома составлял четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых берез. В русской избе все было предусмотрено: экономность и простота постройки, удобства. Основой интерьера была печь. В наиболее освещенном (красном) углу находилась божница и обеденный стол. Вдоль гладко вытесанных стел размещались врубленные в них лавки. Потолком в избе служил бревенчатый настил из пригнанных друг к другу пластин.
Со временем опыт, приобретенный при строительстве деревянного жилища, перешел в жилые каменные постройки – палаты. Главной горницей, предназначенной для приема гостей и устройства пиров. В ее красном углу, под иконами, были накрепко закреплены лавки и стол, в стенной нише стояла дорогая посуда. По середине потолка – красивого сомкнутого свода – висел ажурный фонарь. Стол, лавки, пол из досок, покрывались коврами. Печи облицовывались цветными яркими изразцами. Мебель отличалась грузностью: массивные столы, лавки на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Широкие лавки нередко использовались как кровать. Посуда была гончарная и металлическая.
Новым типом жилого дома в эпоху возрождения стал дом зажиточного гражданина. Дом становился как бы общественной характеристикой владельца и выполнял помимо жилых много общественных функций. В нем предусматривались помещения приемных, канцелярии, зал для светских балов, выступления артистов, картинных галерей и т.п. Соревнуясь в том, кто лучше отделает свой дом, владельцы наибольшее внимание уделяли именно его интерьеру. Стены имели панель, выше которой покрывались живописью, тесненной кожей или тканью. В искусно оформленные нити на стенах помещались рельефные изображения Богоматери и святых. Полы покрывались каменными плитами с геометрическим орнаментом рисунка. Сундуки, скамьи, складные стулья, столы и шкафы украшали позолотой, живописью. С развитием индустрии и промышленности интерьер стал меняться, окно в Европу открыло новые возможности и идеи. Интерьер стал более разнообразным, и это дало началу появления понятия «Стиль».
СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ
Классический стиль
Убранство в классическом стиле сочетает богатые ткани и сорта дерева, веками используемые человеком.
Классический стиль, охватывающий многие периоды времени, может включать в себя мебельные ансамбли от элегантных европейских до более простых американских.
Многие из сегодняшних изделий обладают той же вечной красотой, что и антикварные вещи, доступные не для всех.
В гостиной, оборудованной в классическом стиле, можно разместить мебель различных периодов времени; выбираемые вами стили и ткани определяют степень строгости убранства. Богатые шелка, камчатные и гобеленовые ткани являются отличной чертой классического стиля. Менее строго выглядит груботканая шерсть и хлопчатобумажный сатин.
Предметы убранства могут быть тщательно отделаны. Портреты и картины на двойном паспорту и заключены в резные или позолоченные рамы.
На столах из дорогого темного дерева можно расположить композиции из свежих цветов, а освещенность комнаты подчеркнет теплоту и богатство меблировки. [25]
Стиль Кантри
Во французском языке очень мало заимствованных слов. «Бача» - одно из тех редких, что пришли из русского. Во французских появляется все больше обладателей загородного жилья, а цены на него растут и растут. Иные парижане настолько полюбили воздух полей и лесов, что променяли свои обширные городские апартаменты на сельские резиденции, благо новые технологии позволяют даже на природе не отрываться от деловой жизни. Одним словом, стиль кантри, видимо скоро обгонит по популярности стиль Людовика XIV.
Гибкое по стилю убранство в деревенском духе создает уют, веселое настроение и удобство.
Простое и уютное по виду оформление в стиле Кантри может быть различным по настроению. Независимо от того, украшена ли ваша гостиная в силе романтического английского коттеджа или же скупо обставлена в манере фермерского дома американского шекера, конечный результата один – вашу гостиную отличают традиции и мягкое гостеприимство.
Во многих сельских домах главное – старинная мебель ручной работы. Использование таких тканей, как шотландка, твид и разнообразные ситцы, придают комнате теплоту и выразительность. Убранство дополняется мягким светом настольных и напольных ламп.
Предметы интерьера часто включают в себя старые безделушки сентиментального характера. Стеганые изделия, старые игрушки и инструменты, весьма характерны для деревенской гостиной. Домашняя атмосфера подчеркивается в составлении композиций; орнамента из сухих цветов или простым букетом живых цветов. [25]
Современный стиль
Современное убранство, простое по стилю, создает утонченное жилое пространство.
Оригинальные по стилю предметы убранства современной гостиной – это простота, поэтому каждый элемент оформления получает то внимание, какое он заслуживает. Ансамбли невысокой мебели часто используются для того, чтобы создать впечатление свободной комнаты, не заставленной вещами. Особую теплоту гостиной придают мягкие линии мебели и комплекты кресел, диванов и оттоманок.
Украшения гостиной включают отдельные предметы искусства, тщательно отобранные по оригинальности, цвету и дизайну.
Дополнительную выразительность гостиной придает скрытый свет, отражающий от потолка и стен. [25]
Комбинированный стиль
Комбинированное оформление сочетает в себе старое и новое, образуя свежий оригинальный образ.
Своеобразное по стилю комбинированное оформление объединяет вместе изделия разных эпох. Тщательно подобранные вещи могут придать комнате комбинированного стиля уникальный вид, не всегда достигаемый при использовании одного строгого стиля.
В гостиной комбинированного стиля можно ограничиться несколькими заметными вещами.
Такие контрастирующие по стилю вещи, как старые блюда и напряженность и драматизм. Для общего спокойного освещения можно использовать светильники непрямого света ни те светильники, сделанные в углублениях, а для местного освещения – простые настольные лампы. [25]
Ампир
АМПИР оказал большое влияние на русский интерьер. В этом стиле работали выдающиеся зодчие: Воронихин и Росси. И сейчас ностальгия по "старине" заставляет заказчиков и дизайнеров обращаться к "новому русскому ампиру".
Ампир - имперский стиль, возник как следствие великих походов и побед Бонапарта. Большое влияние на него оказала эстетика Древнего Рима. Расцвет русского ампира получил название "Александровский", поскольку приходился на время царствования Александра I.
Ампиру присущи перенесение античных, особенно римских, мотивов в архитектурное убранство и обстановку интерьеров. Декоративные панно, античные колонны пилястры, рисованные и лепные гирлянды украшают стены. Тема античности просматривается в портальном обрамлении дверей, в оформлении каминов, в трактовке мебели. На предметы обстановки непосредственно переносились античные архитектурные формы. Колонны, пилястры и карнизы чётко членили фасады шкафов, комодов и бюро. Опорные части столов и стульев принимали вид грифонов, львиных лап, а также колонн. Наиболее распространенным материалом было тёмное красное дерево, на фоне которого располагались строго симметричные бронзовые золочёные украшения. Позже, уже во времена Росси, получила применение карельская береза: "морёная" или окрашенная в белый цвет с тонкой золоченой резьбой.
"Дворцовый ампир" стал повторяться и в интерьерах помещичьих усадеб. Здесь основными материалами были уже исконно русские породы - берёза, ясень и липа, подкрашиваемые под красное дерево.
Разновидностью ампира стал стиль бидермайер. Украшения в нём были сведены к минимуму, зато больше внимания было уделено удобству и комфорту. Сначала этот стиль завоевал особенную признательность в купеческой среде, проникнув затем в особняки знати и городские квартиры буржуазии. [23]
uchebana5.ru
Сегодня заказывая Дизайн квартиры в Зеленограде мало кто задается вопросом, а когда впервые люди начали задумываться над оформлением своего дома? В этой статье мы постараемся открыть завесу тайны уходящую в глубь веков.
Очень не просто сказать, когда и как началась или зародилась история дизайна интерьера. Сложность первая заключается в том, что нельзя точно назвать даты ее зарождения, время. Известно только, что с незапамятных времен люди украшали свои жилища. В первобытном строе украшением были шкуры и кости животных, которых убивали на охоте, украшением интерьера жилищ были рисунки на стенах древних пещер, которые изображали людей, животных. Можно с полной уверенностью сказать, что история дизайна интерьера, наверное, началась с того момента, когда зародилась культура древних людей, древних цивилизаций, и прошла все этапы и ступени развития, что и вся мировая культура человеческого сообщества. Мы можем считать первыми декораторами первобытных людей и древних египтян, которые экстравагантно и по-богатому украшали могилы своих фараонов. Декорирование жилищ существовало в античном мире, а также у коренного населения Америки – индейцев. Любой населенный людьми регион земли, любое государство со своей культурой и этносом, со своей религией, имели сложившиеся исторически и развивающиеся стили развития в обустройстве разных зданий и построек.
Иногда в процессе развития стили интерьеров порой смешивались, дополняли друг друга, иногда переходили в абсолютно другое качество. Иногда, забытые казалось бы, стили снова возрождались и воплощались по-новому в новых же интерьерах, благодаря тому, что люди всегда хотели жить не только комфортно, но и красиво, историю дизайна интерьера невозможно, на самом деле представить без истории всего человечества.
Культура Древнего Египта и Месопотамии, культура Индии и Китая – по праву считается источником современной цивилизации. Тогда именно в этих государствах начинают возникать речь, письменность, искусство, литература и собственно, государства, закладывается прочный фундамент для будущих наук.
Древневосточные цивилизации оказали большое влияние на становление культуры античности, та же в свою очередь, стала в дальнейшем прародительницей западноевропейских культур. Именно в античный период можно с полной уверенностью назвать временем зарождения истории дизайна интерьеров, ведь именно в античный период подымается впервые в истории человечества вопрос соотношения между комфортностью предметов и вещей, их функциональностью и эстетической задачей, которую они несут.
И дальше история интерьера, ее развитие включает много периодов, вот на некоторых из них мы и остановимся подробнее.
Средние века, а это период с 9 по 12 век характеризовались некоторой невзрачностью, тусклостью, а в некоторые периоды истории даже мрачностью интерьеров. Тогда самыми популярными цветами были цвета камня и бронзы, цвета леса – все оттенки зеленого, земляного. Мебель в средневековье была очень простой, неказистой,
tayni.info
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений