Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В этот период человечеству было не до дизайна интерьера. Предлагаю вместо этого просто посмотреть, как развивалось искусство.
Палеолит (2,6 млн. - 8 тыс. лет до н.э.).
Основной вид деятельности человека - охота. Главная тема в искусстве - изображение животного. Для самых ранних изображений уже характерно знание формы, анатомии, выразительный контур.
Инструменты - охра, уголь, мел. Пока в изображениях нет композиции, но уже появилась экспрессия. Наряду с графикой, появляются рельефные изображения
выше - графичные изображения животных. Со знанием дела рисовали.
выше - рельефное изображение животного.
В конце палеолита в изображениях начинает появлятся композиция (см.ниже)
Мезолит (8 - 4 т.л. до н.э.)
В изобразительном искусстве появляется сюжет. Затем ритм (повторение). Появляется глубина пространства. Гротеск (отход от натурализма). Тематика изображений расширяется.
Появляются первые петроглифы - прародители письменности.
Неолит (4-3 т.л. до н.э.)
Появляется посуда - признак того, что цивилизация сильно продвинулась в своем развитии. Появляются признаки агрокультуры. Искусство становится все более декоративным, появляются знаки, символы, орнаменты.
Люди начинают изображать воду, горы, солнце - значит их мир расширился. У них появилось время не только на выживание, но и на познание мира.
Эпоха бронзы (3 - 2 т.л. до н.э.)
Появляется первая архитектура. Она называется мегалитическая, что означает большая и каменная.
Виды мегалитической архитектуры:
1.Менгир. Это просто каменная стелла. Функции менгиров пока неизвестны, но предполагают, что это отметки сакральных пространств.
2. Дольмены. Фактически можно считать, что на данном этапе появился первый ордер, состоящий из несомой и несущей частей. Дольмен - это каменные ворота, или примитивные дома, сделанные из нескольких каменных плит.
3. Кромлех. Это каменный круг. Самый известный представитель - Стоунхендж.
Эпоха железа (2 - 1 т.л. до н.э.)
Появляется выделенный осознанный контур, силует, форма. Искусство становится более декоративным и орнаментальным.
Далее - Древний Египет.
палеолит, мезолит, неолит, эпоха бронзы, эпоха железа
3ddd.ru
Найденные археологами каменные орудия древних жителей Австралии показали сходство с... аналогичными орудиями европейского и африканского палеолита. На основе новых исследований австралийской наскальной живописи, проведённых на полуострове Арнемленд (Сев. Австралия), самыми древними признаны одноцветные красные стилизованные фигуры людей, изображённые в активном движении. Они иногда до полного совпадения напоминают "левантийскую" живопись юга Испании и некоторые южноафриканские наскальные рисунки.
Множество подобных аналогий в искусстве стран и континентов, удалённых друг от друга иногда на десятки тысяч километров, не есть результат взаимодействия. Мы здесь имеем дело с какой-то огромной всемирной культурой, хотя у неё есть свой центр и своя периферия [2]. Пещерное исскуство - высшее художественное достижение "допотопного" человека - сосредоточено в Западной Европе: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском регионе, на территориях Северной Испании и Южной Франции. Во временн0м промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до Р. Х. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли.
Животные почти целиком заполняют собой эти ансамбли. Среди изображённых животных подавляющее большинство - северные олени, бизоны и дикие лошади, составлявшие основной объект охоты. По всей видимости, мужчины перед охотой обращались к женщинам - шаманкам, чтобы те заговорили их оружие для меткости в стрельбе, как это практиковалось у эскимосов ещё в начале XX века [3]. Если судить по наскальным рельефам Лосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин [4]
О ритуальном назначении пещерных рисунков свидетельствует характерное наложение одних рисунков на другие, их многочисленность, которая показывает, что изображения животных делались, скорее всего, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного конкретного обряда. Особенно ярко это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки "жили" только один раз, делались только для одного определённого момента.
Главное место в пещерном искусстве палеолита отводилось женским сюжетам и знакам. Известный французский археолог Андре Леруа-Гуран обратил внимание на то, что сходные композиции звериных фигур и однотипных знаков повторяются в одних и тех же местах палеолитических пещер: в центре пещер - женские знаки и сюжеты (тур, бизон), на периферии - мужские знаки и сюжеты (остальные звери).
Среди самых ранних палеолитических изображений - "негативные" отпечатки левой руки [5]. Делались эти отпечатки так: первобытные люди набирали в рот красящий порошок вместе с водою, а затем спрыскивали ею кисть руки, приложенную к стене. Эти отпечатки рук большей частью расположены в глубине пещер. Иногда они образуют целые "фризы", состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Палеолитические руки небольшие по величине и на них часто отсутствуют один или несколько фаланговых пальцев. Из этого делают вывод, что эти отпечатки принадлежат подросткам и свидетельствуют о пройденном обряде инициации.
На стенах сохранились также таинственные знаки - символы (они встречаются в целом в два - три раза чаще, чем "реалистические" рисунки).
Хотя круговорот зачатия - рождения - смерти - главная тема духовной жизни кроманьонцев [7], она совершенно не наполнена сексуальными переживаниями как таковыми. Мы не встречаем ни одной запечатлённой сцены совокупления ни у животных, ни у антропоморфных персонажей. Лейтмотив взаимодействия мужского и женского начал запрограммирован в самом пещерном "храме". Дело в том, что сам нерукотворный храм кроманьонца воспринимался им как женщина. Это чувство поразительным образом посещает даже нашего современника. Открыватель пещеры Труа Фрер профессор Бегуэн, преодолев все спелеологические сложности проникновения в лоно горы, воскликнул: "Поистине эта пещера девственна!" (цит. по: Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. - М., 1997, с. 14). Прохождение по тесным проходам, прежде всего во время обрядов инициации, равносильно сакраментальному соитию. А залы с росписями, в которые они приводят, символизируют чрево Великой Матери.
Священные росписи всегда спрятаны в самой тёмной и тайной глубине пещер. В Pasiega и в других подобных пещерах, чтобы добраться до росписей, надо блуждать по лабиринту подземных ходов, ползти на четвереньках сквозь низкие и узкие щели, влезать, цепляясь за выступы камней, по круто наклонным, почти отвесным, как печные трубы, щелям; пробираться, иногда с опасностью для жизни, через подземные топи, колодцы, потоки, водопады, пропасти; скользить по глинистым кручам, где когтями пещерных медведей, тоже скользивших по ним, оставлены глубокие царапины и даже волосинки меха отпечатались. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж) святилище находится в 700 метрах от входа. Чтобы добраться до него, нужно пересечь глубокий ручей. "На глиняном полу этой пещеры сохранились останки медведя, и ещё можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди" (цит. по: Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973, с. 82).
Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века "Во тьме сырых землянок и пещер, Как муравьи проворные, селились".
Но теперь установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.
Что же всё это значит?
Похоже, уже в самой глубочайшей древности человек знал, что Божество - в тайне, и чем сокровеннее, тем святее. И ещё он знал, что к Божеству ведёт "узкий" путь нисхождения (в христианстве это - кенотический Путь спасения). При этом пещера служила входом в потусторонний "нижний" мир, где совершалась "медвежья свадьба" - посвящение. Являясь аналогом материнского чрева, она была одновременно и местом рождения духовного человека, и местом перехода от мрака к свету. Во время "второго рождения" инициатическая пещера бывает освещена изнутри светом "ярче тысячи солнц", а темнота царит вне её, так что профанический мир, естественно, отождествляется с "внешним мраком", а "второе рождение" есть в то же время и "озарение" (Р. Генон). Прорыв в потусторонний мир принципиально отделяет участников такого "озарения" от неучастников и на все времена полагает различие в их природе и качестве бытия. Значит, уже в пещерах "каменного" века совершались мистерии, которые Шеллинг назвал "перворелигией человечества". Эта "перворелигия" явилась "крёстной матерью" всех последующих мистерий вплоть до Голгофской мистерии Иисуса Христа, ибо опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В отличие от европейского, африканское наскальное исскуство не является столь же древним. Его развитие прослеживается только приблизительно от VIII - VI тысячелетия до Р. Х.
[2] От Рейна до Байкала простирается эта "периферия" древнекаменной культуры, противостоящая "пещерно-храмовому" искусству франко-кантабрийского региона и взаимодействующая с ним. Это - стоянки первобытного человека. Ими особенно изобилуют Центр. Европа, Украина, Крым, территории по среднему течению Дона, Кавказ, Сибирь. Обычно поселения располагаются на речных террасах и представляют собой систему круглых или овальных жилищ, укреплённых каменными плитами и земляными валами. У края ледника, где дерево является большой редкостью, остов дома складывается из бивней и костей мамонта, рогов оленя, частей скелетов крупных животных. Так, ещё совсем недавно чукчи - современные наследники палеолитического человека - сооружали свои валькары из китовых костей. Стены дома - это скелет животного, интерьер - его утроба.
[3] Эскимосский охотник говорит этнографу В. Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под наши удары".
[4] С. Н. Замятнину принадлежит блестящая расшифровка барельефных изображений из грота Лоссель (Франция). С помощью отдельных барельефов в Лоссель была изображена сцена охоты на лань, успеху которой помогают чародейством женщины.
[5] С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.
[6] Любопытно, что то же самое изображение можно увидеть на традиционной прялке народности вепс (север Вологодской области, Россия), а в слегка изменённой форме этот знак легко угадывается в знаменитой африканской ритуальной маске "канага" (народность догон).
[7] В строго археологическом смысле термин "кроманьонец" относится только к людям, обитавшим на юго-западе Франции примерно от 35 до 12 тысяч лет назад (этот период принято называть верхним палеолитом). Но в более широком смысле название "кроманьонец" используется для обозначения первобытных людей в любом месте земного шара.
ltraditionalist.livejournal.com
Архитектура первобытного общества
Эпоха палеолита
Самые древние изображения – это палеолитические Венеры. Примитивные женские фигурки. Обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.
Эпоха мезолита (средний каменный век)
В наскальной живописи преобладают многофигурные композиции
Эпоха неолита
Наскальная живопись становится схематичной и условной.
Мегалиты – это огромные каменные сооружения
Менгир – это отдельно стоящий камень, высотой более 2х метров
Дольмены – это несколько врытых в землю камней, перекрытых плитой.
Кромлех – это сложная постройка в виде круговых оград, диаметром до 100 м.
Самый знаменитый кромлех – это Стоун ХЕНДЖ в Англии построен из 120 каменных глыб, до 7 тон каждая, диаметром 30 м.
Архитектура Древнего Египта
Главную роль в жизни общества играет религия.
Местом захоронения знатных людей является мастаба– это форма низкого параллелограмма. Из низких складывается ступенчатая пирамида. Матерью египетских пирамид считается пирамида Ждосера. В постройки пирамид отражены 3 основных принципа: гигантские размеры, пирамидальная форма и использования камня, как основной строительный материал. Самая знаменитая и высокая пирамида Хеопса, высотой 147 м. снаружи пирамиды обычно закрывали плитами отшлифованными до зеркального блеска. Внушительные размеры, зеркальный блеск вызывают чувства благоговения и страха. Ощущение монументальности (человек чувствует себя ничтожеством).
Храмы Луксора и Корнака
Храмы соединены трехметровой аллеей сфинксов.
Схема храма: аллея сфинксов подходит к входу, который оформляют пилоны. Вход ведет в открытый двор окруженный стенами, колоннами и статуями. Через второй вход попадаем в гипостильный залподдерживаемый рядами колонн. В зале более 120 колонн образуют 16 рядов. Высота колонн 20 м, диаметр 3.5 м, капитель (верхняя часть колонн) представлены в виде цветов лотоса или папируса. Колонны были раскрашены, потолок тоже в темно-синий цвет с парящими птицами. Из гипостильного зала можно было пройти в небольшое святилище, туда можно было входить только фараону и жрецам. Перед входом в храм обычно располагались обелиски символ луча света.
Дворец царицы Хатшепсут
Храм стоит у подножия скал, которые служат фоном и сливаются с ним в единое целое. Храм расположен на трех террасах соединенных пандусами(наклонными площадками)
Город Фивы
Город много столетий служит столицей Египта. Город расположен на двух берегах Нила. На восточном берегу, где встает солнце, располагается город живых, на западном берегу размещались гробницы царей и знати – город мертвых.
Архитектура Древней Передней Азии
В междуречье не было ни камня, ни дерева, пригодных для строительства. Здания возводились из необожженного кирпича. Здания строились на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала от наводнений. Здесь была разработана новая форма храма, которая называется Зиккурат.
Зиккуратом представляется собой ступенчатую гробницу, символ лестницы в небо. Количество ярусов могло быть различным, ярусы окрашивались в разные цвета: нижний ярус - черного цвета, средний – красного, верхний – белого. На самом верху размещалось святилище. В то время был построен зиккурат Этеменанке, ставший прототипом Вавилонской башни.
Храм в Вавилоне в эпоху правления Навуходоносора 2. Во дворце размещались висячии сады – Семирамиды, которые считались 1 из 7 чудес света. Единственное что сохранилось до нашего времени это ворота башни Иштар, находятся в Берлине.
Архитектура Древней Греции
Крито-микенская цивилизация стала образцовой художественной мастерской для большого региона – от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.
Архитектура острова Крит
На Крите в основном строились дворцы, предназначенные для светских и религиозных нужд. Дворец мог служить одновременно резиденцией правителя города и крепостью. Дворцы обычно были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец был ориентирован на определенную священную гору.
Священные сады.
Священный сад обычно находился в юго-восточном углу дворцового комплекса. Там располагались «театральная площадка» для ритуальных сценических действий и замощенный участок с обложенными камнем ямами (для хранения зерна, или в них высаживались священные деревья).
Основные эпохи Древней Греции:
1. Геометрика 9-8 века до н. э.
2. Архаика 7-6 век до н.э.
3. Классика: ранняя 490-450 года до н.э
Высокая 450 год до н.э.
Поздняя 400-323 года до н.э.
4. Эллинизм 3-1 век до н.э.
Геометрика, название стиля по декоративным росписям сосудов, там преобладали такие узоры как ромб, квадрат, круг… каждый сосуд имел тулово, горло, шейку, венчик, ручки, ножки. Главное в сосуде его необычайная устойчивость, называется тектоникой.
Эпоха Архаика. Храмы повторяли идею критского мегарона – это прямоугольное здание с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили вдоль внутреннее пространство, или стояли у стен.
Архаика создала единый архитектурный язык – ордерную систему. оорпрп
jhg
орпылорепjhgkliokjhhhhhl;’Jknbvccclkj
лор’;
Орапваыолоп
Отимсчпро
Ордер –архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих опор в виде колонн и горизонтальных несомыхчастей Наиболее распространенные в античной архитектуре:
1. .дорический – отождествлял собой тело мужчины. Мощный, минимум украшений, отсутствует база. Назван по имени племени дорийцев.
2. Ионический – отождествлял собой женщину, он более изящный, чем дорический, имеет базу, назван по имени племени ионийцев.
3. Коринфский – отождествляет собой девушку, более изящный, максимум украшений.
Позже зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.
Эпоха Классики.
Строятся большие святилища: Аполлона в Дельфах, Геры в Олимпии. Самым знаменитым ансамблем является Афинский Акрополь, который стоял на высокой скале над городом. Это уникальный архитьектурный комплекс, куда входили храмы, пинакотека(картинная галерея), статуи богов.Главным храмом является храм Парфенон. По торцевым стенам 8колонн, по боковым - 17. Наружные колонны дорического ордера, стены собственно храма венчал ионический фриз. Был рассчитан на восприятие снаружи.
Самый красивый храм в Акрополе – Эрехтейон, с портиком кариатид. Фигуры женщины – кариатиды, мужчины – атланты. Обязательно четное число колонн.
Греческое исскуство создало особый жанр мемориальных стел – это надгробный рельеф. Над захоронениями ставили мемориальные надгробия с высоким рельефом, который помещался в эдикулы– это нищи обрамленные двумя небольшими колоннами с антаблементами и фронтоном над ними.
Архитектура Древнего Рима
Под древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы, от Британских островов до Египта.
Восприняв от этрусов и греков рационально-организованную строгую планировку городов, римляне усовершенствовали её. Планировка городов отвечала условиям жизни: торговли огромного масштаба, духу военщины и дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. Римляне впервые начали строить «типовые» города, прообразом которого являлись римские военные лагеря. Город имел форму квадрата, который пересекали две перпендикулярные улицы (кардо и декуманум) на перекрестке которого возводился центр.
Республиканский период. Конец 6 середина 1 века до н.э. образование мировой рабовладельческой державы. Распространенные типы сооружений: амфитеатры (Колизей), термы (бани), триумфальные арки, акведуки – мост с проложенным водопроводом, дворцы, виллы, театры, храмы, памятники…
Увлечение греческим искусством проявилось в обращении к ордерной системе, но здесь он выполнял в основном декоративную функцию. Опорную функцию выполняла стена. Римляне изобрели монолитно-оболоченную системувозведения стены. Основу составляли две узкие кирпичные стены, между которым залит битый щебень с бетоном. Снаружи стены облицовывались мрамором или другим камнем. Вместо цемента использовался порошок из магмы. Большое место принадлежало арке, опиравшейся на столбы. Это дало возможность строить многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными перекрытиями. Основной формой перекрытия был свод, он был из камня. При пересечении двух цилиндрических сводов получается крестовый свод. При равенстве пролетов квадрат. Внутренняя поверхность сводов пересечения образуют ребра, в которые сосредоточены давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками.
Из всех римских ордеров тосканский является самым простым по отделке и самым тяжелым по пропорциям.
Важное стратегическое значение имели дороги, они мостились бетон со щебнем, плитами лавы и туфа. Строятся мосты – акведуки.
Общественная жизнь протекала на рыночной площади – форумы(подобные площади строились в древней Греции, назывались агорами). На форуме проходили все главные городские события. В архитектурный ансамбль входили храмы – базилики – общественное здание в виде вытянутого прямоугольника, лавки торговцев – таберны, площади украшали статуями, портиками, ростральными колоннами – колонны к которым прикреплялись носы побежденных кораблей. Также здесь проходила «священная дорога». Основным типом общественных зданий стал храм. Он сложился в результате скрещивание итальянский и древнеримских традиций с греческими. В основном строились псевдоперипторы с входом только с главного фасада, а также моноптеры состоящие из цилиндрической основы, окруженной колоннадой с входом с торцевой стороны.
Город Помпей. Город имел регулярную планировку. Улицы оформлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки таверны. Населения Помпея – 10000 человек, а амфитеатр, построенный, как у греков в природном углублении, вмещал в себя 20тыс.чел. Устройство помпейских домов – домусов. Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. закопченный), то есть помещения выполнявшие священную функцию. Атриум повторял модель греческой культовой ямы «мундус». Прямоугольное отверстие в крыше – комплювий, бассейн находящийся под ним – имплювий. Атриум выполнял функцию «мирового столпа», то есть связывал дом с небесами и подземным миром. В атриуме также находились ценные вещи, сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков. Стены внутри дома были расписаны
Первый Помпейский стиль. Второй конец 1 века до н.э. это геометрический орнамент, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Стиль получил название инкрустационный.
Второй помпейский стиль. 1 век до н.э. – архитектурный. Интерьер превращал как бы в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, портиков, фасадов.
Третий помпейский стиль – канделябровый, конец 1 века до н.э. 50 год н.э. Отличался орнаментальностью архитектурных мотивов, преобладание легкими ажурными сооружениями.
Четвертый помпейский стиль 63 год н.э. – 1 век н.э. – фантастическая архитектура. Динамическая пространственная композиция, обилие неравномерно освещенных фигур, нахождение в движении, пестрота колорита.
Контрастом домам с их роскошью и комфортом были многоэтажные дома для плебеев.
Период империи. Начался с периода правления Августа 27 год до н.э. – 14 год н.э., золотой век римского государства. Рим приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Мавзолей Августа. Круглое здание 90 м диаметром состоящий из двух концентрических стен, приподнятый на насыпной холм. Император Нейрон воздвигает знаменитый «золотой дом», который был дворцом и виллой одновременно. Воплощением мощи были триумфальные арки, которые воздвиг в честь победы над врагом и как знак освящения новых городов.
Пример, арка Тита, в память победы римлянами в иудейской войне. Высота арки 15.4 м, ширина 5.33 м. Арка служила основанием скульптурной группе - император на колеснице. Украшает арку аттик, посвященный императору Титу. Большое место в жизни римлян занимают зрелища. Флавиев амфитеатр – Колизей (от лат.грубый). Построен в 70-80х гг. н.э. В солнечные дни наверху на штыри натягивался парусиновый навес синего цвета (велу, веларий) . Колизей вмещал 50000 зрителей, высота 48.5 м. Здание разделено на 4 яруса, каждый из который украшен ордерами. Нижний ярус – дорическим, второй – ионическим, третий – коринфским, четвертый – пилястры коринфского ордера. В каждом проеме стояли статуи знаменитых людей Рима. Имеется несколько подвальных помещений, в которых размещались звери и инженерные коммуникации (трубы с водой). Здание вызывало ощущение суровой энергии за счет огромных масштабов, обобщенных форм и торжественных ритмов.
Тосканский ордер – придумали римляне, похож на дорический, но там нет канелюр, минимум украшений, только колонна и капитель.
Эпоха императора Адриана. Адриан был приверженец всего греческого. При нем был создан самый духовный памятник мировой архитектуры Пантеон – храм всех богов. Представлял собой классический образец центрально-купольного здания. Пропорции здания совершенны – диаметр купола 43.5 м., почти равен высоте 42.7 м, то есть в подкупольное пространство можно вписать шар. Свет проникает через отверстия в куполе, диаметр 9 м(глаз пантеона), это единственный источник света, пространство разделено на ярусы, стены облицованы цветным мрамором. Интерьер расчленен колоннами коринфского ордера нишами со статуями, аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами, завершается антаблементом. Купол разделен 5 кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху. Здание вызывает чувство умиротворения, покоя, внутренней гармонии, уход от земной суеты в мир духовности.
В 1 веке н.э. появляется новый тип зданий – гигантские термы – это общественные бани рассчитанные на 2-3 тысячи человек. Это был комплекс разнохарактерных по назначению помещений, предназначенных для всестороннего развития человека. К залам холодных и теплых помещений , образующих центр, ядро композиции, примыкают многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Помещения поражали роскошью отделки, наиболее знамениты термы Каракаллы.
Архитектура Византии
На месте старой греческой колонии Византии был основан город императором Константином – Константинополь, который 11 мая 330 года официально объявлен столицей римской империи. Впоследствии империя разделилась на 2 части: западную и восточную. Первая пала под натиском германских племен, а восточная просуществовала еще целое тысячелетие.
Первые христиане римской империи вынуждены были таиться, они собирались в катакомбах – лабиринтах пещер для погребения усопших. Катакомбы были для них одновременно и церковью (от лат. собрание) и мартирием – постройкой над могилой мученика, и кладбищем. Стены белили и украшали живописью. Христа изображали в виде молодого пастуха в окружении природы. Позже Константин узаконил христианство, как одну из государственных религий.
Константинополь (второй Рим). Город был не похож на традиционные римские города. Город располагался на полуострове треугольной формы. Центром стал императорский дворец, расположенный в наименее доступной части полуострова. Дворец выходил на большую площадь, от которой начиналась главная улица обрамленная рядами арок, через них на главную улицу как бы втягивался веер боковых улиц. Такая планировка была обусловлена не только формой острова, но и выявляла исключительную роль императорской власти. От врагов город защищали стены. Неприятеля с суши встречал заполненный водой ров 10 м глубины. За ним поднималась стена высотой в 3 человеческих роста, за ней вторая стена с башнями вдвое выше первой, а дальше третья высотой 6-7 м с очень глубоким фундаментом. Подобная стена проходила и по берегу моря. Главным выездом служили золотые ворота с тремя проемами.
Христианство унаследовала 2 типа построек: 1- центрическиездания, которые служили в основном мартириями и крещальнями. Они были небольшими, и в плане представляли квадрат, круг, 8-угольник или равноконечный (греческий) крест. Внутреннее пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они пребывали в покое.
2 - базиликальный – это вытянутый прямоугольник. Здание разделялось продольными рядами опор на несколько рядов – нефов. Средний неф обычно шире и выше остальных, чаще всего он завершался полукруглым выступом – апсидой. Интерьер базилики ориентирует вошедшего на действие, движение.
Наиболее удачным типом храма оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток, и увенчанная куполом.
В плане базилики появляется поперечный неф – трансепт. В центре получившегося креста воздвигался купол. Данная схема стала называться крестово-купольной. Христиане решили, что апсида должна соответствовать Вифлеемской пещере, где родился Христос и где был погребен.
Самым крупным и знаменитым храмом Константинополя христианский храм Святой Софии. Основной задачей зодчих была проблема в постройке грандиозных размеров. Возвести здание почти 100 метровой длины, да еще перекрыть куполом, не имея сырья для производства бетона, было неразрешимой задачей. Было принято решение выполнить «скелет» купола из многочисленных арок и сводов: к центральному куполу примыкали два больших полукупола, а к ним в свою очередь меньшие купола. Сила распора растекается, и дробиться, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны. За счет света, проникающего в арки по периметру основания купола, создается впечатление, что купол «парит» в воздухе.
Высота здания – 54,8м. Диаметр купола – 32,6м
Позже, когда Константинополь захватили турки, собор был перестроен под мечеть - к нему были приставлены 4 минарета, убраны мозаики. Данный собор служил образцом для постройки собора Святой Софии в Киеве. Послужил основой для постройки храмов на Руси.
Франция
Церковь Святого Павла и Петра в монастыре Клюни. Длина 127м,
Германия.
В основном т.н. «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты.
Италия.
Преобладают античные черты (архитектура древней Греции и Рима), пример собор и башня в Пизе.
Готическая архитектура
Римляне считали готическое искусство варварским. К концу 12 века центром культуры, политики, экономической жизни становятся города. Города обладают значительными привилегиями, у них был орган самоуправления. В центре города образовалась ратуша – современная мэрия. Над ратушей воздвигалась башня, которая символизировала символ свободы. Соборы должны были вмещать в себя большее количество людей, чем раньше, поэтому изменяется конструкция здания: свод теперь опирается на арки, а не на стены, те в свою очередь на столбы, боковое давление передается аркбутанам – наружным полуаркам иконтрфорсам – костыли здания, столбы. За счет такой конструкции появилась возможность уменьшить толщину стен и прорезать в них окна. Исчезает ровная поверхность стен, вместо них появляется витражи, различные скульптуры и прочее. Готический собор легок и устремлен ввысь. Границы между частями храма стерлись. Пространство собора – с многочисленными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создавало образ небесного мира, воплощая мечту о чуде.
Франция. Нотр Дам де Пари или собор Парижской богоматери. Время строительства 11-14 века. 5-ти нефная базилика на острове реки Сена. Длина 129 м. Три входа – портала, имеются ниши со статуями французских королей, называется «королевской галереей». Западный фасад украшает окно - «роза», на башнях располагаются химеры - фантастические существа.
Собор в Шартре - характерные черты французской готики. Сравнительно невысокие башни и обязательно наличие окна - розы.
Самый большой собор - в Амьене, высота 42.5 м, длина 145 м.
Англия. Готическая архитектура в основном связана с монастырями. Здания готического стиля не сохранились.
Германия.
Собор в Кельне. Высота 46 м, по сравнению с Францией башни более высокие и остроконечные, отсутствует окно-роза. Множество стрельчатых окон.
Италия. Дворец Дожей в Венеции.
Когда то была тюрьма. Яркий пример «пламенеющей» готики - за счет украшений в виде язычков пламени.
Архитектура стран Азии
Арабские страны Иран и Турция
В первой трети 7 века в городе Мекке (Аравийский полуостров) возникла новая религия - ислам, основателем стал Мухаммед. Его проповеди были записаны и сосредоточены в Коране. В 8 веке был создан государственный арабский Халифат. Архитектура ислама формировалась в соответствии с местными строительными традициями. В походе мусульмане очерчивали на песке территорию, определяя по тени воткнутого в землю копья, направление к Каабе (араб. куб) - святилища в виде прямоугольной каменной ограды. Кааба стала священным центром ислама, и мусульмане молятся, обращаясь в ее сторону.
Первые построенные мечети появились в 665-670 гг. н.э. Они представляют собой квадрат двор, окруженный галереями на столбах. На стороне, обращенной к каабе ставили 5 или более колонн, которые создавали молитвенный зал.
Со временем мечети стали различать по назначению, небольшая – масджид, служила местом индивидуальной молитвы. Джами и соборная – для коллективных молений в пятницу, а главная джами называют (большой мечетью) Джами иль – Кабир.Загородная мечеть – мусава.
Отличительной чертой мечети стал михраб -ориентированная на Каабу священная ниша( плоская, условная или вогнутая). Стрельчатое завершение михраба означает точку на «священной оси ислама», благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой отражающая его духовную связь с Каабой небесной.
Начиная с 8 века к мечети добавляются минареты – башни с которых призывают на молитву, обычно их 4. За западе мусульманского мира 4гранные, на востоке круглоствольные, иногда бывают спиралевидные.
Пример исламской дворцовой архитектуры – это дворец Альгамбра в Гренаде (Испания). Массивные стены крепости с башнями и бастионами, ловушками и потайными входами, скрывают «сокровище» - дворец, роскошный и удобный. Это типичная мусульманская архитектура – жемчужина, спрятанная в раковине.
Арабески. Это характерный для арабского искусства, сложный узор, созданный на основе точного математического расчета. Арабеска построена на повторении или/и умножении нескольких элементов узора. В рисунок могут вплетаться надписи, растительные мотивы, изображения птиц и ж ивотных или других фантастических существ. Такими арабесками были расписаны стены мечети.
Архитектура Индии
3 век до н.э. В Индии распространяется буддизм в качестве государственной религии. Первые сооружения - мемориальные колонны, на которых высечены указы правителей – стамбха, высота 10 м. завершается капителями с изображениями животных. Позже появились погребальные памятники – ступы. Ступы имеют форму полусферы – это означает символ неба и бесконечности. Центральный шест ступы – ось вселенной, соединяющей небо и землю, символ мирового древа жизни. «Зонт» на конце шеста – это ступенчатое восхождение к нирване, также символ власти. Ступу окружают ограда, по 4 сторонамсвета, в которых стоят ворота украшенные рельефом.
В Индии популярны пещерные храмы – чайтьи, то есть высеченные прямо в скале. Внутри в самом широком коридоре размещены ступы. Единственным источником света было большое подковообразное окно. Скульптурные пары на фасаде олицетворяли два начала в природе - мужское и женское, а их объединение рождает все живое на земле.
Храм Кандарья. 10 -11 века. Части здания: святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход находящийся на одной оси и плотно примыкающий друг к другу. Каждая часть здания обособлена башенной надстройкой, самая высокая часть – святилище.
Знаменитый философ 19 века Рабиндранат Тагор охарактеризовал искусство Индии так: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной».
Пример мусульманской архитектуры в Индии – мавзолей Тадж-Махал.
Архитектура Азии
В Индокитае распространились 2 главные религии: буддизм и индуизм. В юго – восточной Азии – индуистские представления о центре Вселенной отождествлялись с горой Меру – местом обитания богов. Царь выступал как наместник бога на земле или как воплощение бога с горы Меру, поэтому и храмы и царские дворцы строились в соответствии с этой концепцией, то есть здания напоминали горы.
Комплекс Ангор – Ват. 12 век н.э., на ступенчатой горе, обнесенной стеной, возвышались 5 храмов – башен, а также множество других надстроек, внутренний дворик, лестница, галерей. В плане комплекс представлял собой прямоугольник 1300 – 1500 м. Вокруг него проложен канал. Через канал к главному входу ведет дорога со статуями львов и нагов.
Архитектурный комплекс Боробудур. 8 – 9 век. Храм построен на вершине холма, на огромной каменной платформе над ней пирамидально сужаясь, поднимаются 5 террас с обходными коридорами. Выше находится 3 круглых террасы, на которых помещены 72 ступы. В каждой ступе статуя Будды. Все сооружение увенчано в центре большой ступой колокообразной формы. К вершине храма с каждой из четырех сторон ведут крутые лестницы.
Символика храма: храм олицетворяет гору Меру, ступенчатое восхождение наверх к истине и к просветлению. Рельефом изображали помощников Будды. Статуи Будды олицетворяли духовное совершенство. Венчающая композиция – большая ступа символизировала высшую ступень познания мира.
.
Древний Китай
По представлению древних китайцев земля – это квадрат. Сам Китай находится в центре, небо имеет форму окружности, поэтому они называют себя срединным царством или поднебесным. Эти формы приобретают символичность в алтарях для жертвоприношений. Круглые алтари предназначаются для неба, а квадратные для земли. В 3 веке до н.э. после войн мелкие царства объединились в единую империю, столицей империи стал город Саньян.
По приказу императора Цинь Ши-хуанди из остатков оборонительных сооружений царств было создано самое мощное крепостное сооружение – Великая Китайская стена. Длина в то время 750 км, высота 10 м, ширина 5 – 8 м. Стена проходит по вершинам скал.
Гробница императора. Гробница окружена двумя рядами стен, образовывая в плане квадрат. Поверх конусообразный холм. Стены гробницы облицованы мрамором и нефритом, на каменном полу нарисована карта империи, также здесь стояло скульптурное изображение 5 священных гор, а потолок имеет вид небосвода со звездами. В 1974г. на расстоянии 1.5 км от гробницы были обнаружены 11 параллельных подземных туннелей с гигантским глиняным войском, где каждый воин наделен индивидуальными чертами, выполненными в натуральную величину и раскрашены.
В 4 – 6 веках н.э. важную роль имеют буддийские монастыри. Башни в которых сохранились буддийские реликвии – пагоды, количество ярусов в пагоде обязательно нечетное.
«Железная пагода» - это 50 м башня с 13 м ярусами, облицована керамическими плитами цвета ржавчины.
С 1421 года Пекин стал столицей Китая. В плане город представлял собой два примыкающие к друг другу и обнесенные стенами прямоугольника с соединяющимися воротами. Весь город пересекает большая Пекинская магистраль, которая завершается у северной стены, где происходят важнейшие события жизни страны. Магистраль имела скорее символическое значение, пройти по ней было невозможно, так как путь преграждали искусственные холмы, высотой до 60 м. Подобные холмы – это защитники от злых духов, которые по поверью могли двигаться только по прямой линии. Холм был принадлежностью каждой пагоде, так как по представлению древних китайцев «город без вершины – все равно, что без стен, ему грозила неминуемая гибель».
Крыши зданий и сооружений стали покрывать цветной черепицей. В соответствии с символикой: золотой цвет – могущество императора; синий – небо, мир, покой; зеленый – древесная листва.
В центре Пекина главным ансамблем является Запретный город. Город окружен красными стенами высотой 10 м и рвом с водой. Там находится императорский дворец, состоящий из нескольких частей: парадные, различные залы, коридоры, жилые комнаты, театры, сады, беседки… в северной части располагается императорский сад с искусственным водоемом, редкими породами деревьев и прочим. Каждое здание имеет свое поэтическое название. Например, зал высшей гармонии, храм молений об урожае, храм неба.
Характерная черта ансамбля: простота и ясность форм в сочетании с нарядностью, яркостью, торжественностью.
Архитектура Тибета
Религия – буддизм. Светским и духовным правителем является Далай– Лама (океан премудрости).
Тибетские монастыри – это крупные архитектурные ансамбли, расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами к вершинам, поэтому их силуэт кажется естественным продолжением гор.
Монастыри включают в себя: жилище монахов, хранилище рукописей, храмы, мастерские, большую площадь для религиозных представлений.
Крыши храмов венчают золотые, бронзовые символы буддизма жапцаны – это цилиндрические сосуды со списками молитв внутри.
Пример, дворец Потала (16 – 17 века) – это резиденция Далаи – Ламы.
Архитектура Японии
Религия – буддизм пришедшая из Китая.
Традиционный японский дом. Дом выполнен из деревянного каркаса. Приподнят на деревянных столбиках, примерно на 30 см – это необходимо для проветривания.
В доме имеется одна стационарная стена с очагом, а остальные три стены могут раздвигаться (для слияния с природой). Стены закрываются бумагой или шелком. По периметру здание опоясывает веранда.
Здание низкое, так как пропорции рассчитаны на человека сидящего. Обязательный элемент в каждом доме – это токонама – ниша в неподвижной стене, где могла висеть картина или стоять композиция из цветов – икебана.
При каждом доме обязательно должен располагаться сад или фрагмент природы (с камнями, холм, деревьями, водоемами) или символичный «сухой сад». Основой является песок и композиция из камней.
Пример, сад Рёандзи в Киото (сад 15 камней) представляет собой площадку 19×23 м. площадка покрыта песком, состоящую композицию из камней. При наблюдений с любой точки, видно только 14 камней.
Дворцы Италии..
Палаццо(отсюда и рус.»палата») – городской особняк знати. Характерные черты проявления тектоники на фасадах:
1 ярус обработан грубо обработанным камнем «рустом» (камни с геометрически обработанными гранями – алмазная рустовка),
2 ярус (в виде кирпичной стены) облицовывался кирпичом с расшивкой швов,
3 ярус – поверхность гладкая.
Мощный нависающий карниз.
Наличие внутреннего двора с арками по периметру. Данный тип здания послужил образцом для зданий знати во всем мире (кроме Америки).
Андреа Палладио
Псевдоним возник от греческой богини Афины Паллады, потому что этого юношу считали способным возродить красоту и мудрость древних греков.
Свои идеи Палладио изложил в труде «четыре книги об архитектуре». Его композиции отличаются строгой упорядочностью, естественностью, покоем тем, что его здания вписываются в окружающую среду.
Пример, Палаццо Ротонда. Здание почти кубической формы, где с четырех фасадов приставлены портики.
infopedia.su
Как гласят научные данные, первобытные люди появились около 4 миллионов лет назад. В течение многих тысячелетий они эволюционировали, то есть совершенствовались не только в плане развития первобытного общества, но и внешне. Историческая антропология подразделяет первобытных людей на несколько видов, которые последовательно сменяли друг друга. В чём состоят анатомические особенности каждого вида первобытных людей, и в какой период времени они существовали? Обо всём этом читайте далее.
Самые древние люди обитали на территории Африки больше чем 2 миллиона лет назад. Это подтверждают многочисленные археологические находки. Однако доподлинно известно, что впервые человекоподобные существа, уверенно передвигающиеся на задних конечностях (а именно этот признак является самым важным в определении первобытного человека), появились намного раньше – 4 миллиона лет назад. Такая характеристика древних людей, как прямохождение, была впервые выявлена у существ, которым учёные дали название «австралопитеки».
В результате многовековой эволюции их заменил более совершенный Homo habls, известный также как «человек умелый». Ему на смену пришли человекообразные существа, представители которых именовались Homo erectus, что в переводе с латыни означает «человек прямоходящий». И лишь спустя почти полтора миллиона лет появился более совершенный вид первобытного человека, который больше всего напоминал современное разумное население Земли - Homo sapiens или «человек разумный». Как видно из всего вышеизложенного, первобытные люди медленно, но в то же время очень эффективно развивались, осваивая новые возможности. Рассмотрим более подробно, что же представляли собой все эти предки человека, в чём заключалась их деятельность и как они выглядели.
Историческая антропология относит австралопитека к самым первым обезьянам, передвигающимся на задних конечностях. Зарождение этого рода первобытных людей началось на территории Восточной Африки более 4-х миллионов лет назад. На протяжении почти 2-х миллионов лет эти существа распространялись по континенту. Древнейший человек, рост которого составлял в среднем 135 см, имел вес не более 55 кг. В отличие от обезьян австралопитеки обладали более выраженным половым диморфизмом, однако строение клыков у мужских и женских особей было практически одинаковым. Черепная коробка этого вида была относительно небольшой и имела объём не более 600 см3. Основная деятельность австралопитека практически ничем не отличалась от той, которой занимаются современные обезьяны, и сводилась к добыче пищи и защите от естественных врагов.
Homo habilis (в переводе с латыни «человек умелый») как отдельный самостоятельный вид человекообразных появился 2 миллиона лет назад на Африканском континенте. Этот древнейший человек, рост которого нередко достигал 160 см, имел более развитый, чем у австралопитека, мозг – около 700 см3. Зубы и пальцы верхних конечностей у Homo habilis имели практически полное сходство с человеческими, однако большие надбровные дуги и челюсти делали его похожим на обезьян. Помимо собирательства человек умелый занимался охотой с применением каменных глыб, а для разделки туш животных умел использовать обработанную кальку. Это говорит о том, что Homo habilis является первым человекоподобным существом, имеющим трудовые навыки.
Анатомическая характеристика древних людей, известных как Homo erectus, заключается в выраженном увеличении объёма черепа, что позволило учёным утверждать, что их мозг сравним по размерам с мозгом современного человека. Надбровные дуги и челюсти человека умелого оставались массивными, но были не так ярко выражены, как у их предшественников. Телосложение было практически таким же, как у современного человека. Судя по археологическим находкам, Homo erectus вёл оседлый образ жизни и умел добывать огонь. Проживали представители данного вида достаточно крупными группами в пещерах. Основным занятием человека умелого было собирательство (в основном у женщин и детей), охота и рыбная ловля, изготовление одежды. Homo erectus одним из первых начал осознавать потребность в создании запасов пищи.
Неандертальцы появились намного позже своих предшественников – около 250 тысячелетий назад. Что же представлял собой этот древнейший человек? Рост его доходил до 170 см, а объём черепа - 1200 см3. Помимо Африки и Азии эти предки человека расселились и на территории Европы. Максимальное количество неандертальцев в одной группе достигало 100 человек. В отличие от своих предшественников они имели зачаточные формы речи, что позволяло соплеменникам обмениваться информацией и более слаженно взаимодействовать друг с другом. Основным занятием этого предка человека являлась охота. Успех в добыче пищи им обеспечивали разнообразные орудия: копья, остроконечные длинные осколки камней, которыми пользовались как ножами, и ловушки, вырытые в земле с помощью кольев. Полученные материалы (шкуры, кожи) неандертальцы использовали для изготовления одежды и обуви.
Кроманьонцы или человек разумный (Homo Sapiens) – это последний известный науке древнейший человек, рост которого достигал уже 170-190 см. Внешнее сходство этого вида первобытных людей с обезьянами было практически незаметно, так как уменьшились надбровные дуги, а нижняя челюсть уже не выдавалась вперёд. Орудия труда кроманьонцы изготавливали не только из камня, но также из дерева и кости. Помимо охоты эти предки человека занимались земледелием и начальными формами животноводства (приручали диких зверей).
Уровень мышления у кроманьонцев был значительно выше предшественников. Это позволило им создавать сплочённые социальные группы. На смену стадному принципу существования пришёл родовой строй и создание зачатков социально-экономических законов.
fb.ru
Оглавление
1. Постройки первобытного человека.
2. Памятники первобытной Средней Азии.
3. Строительство в Древнем Египте.
4. Строительство в Вавилонии и Ассирии.
5. Строительство в Китае.
6. Строительство в Древней Персии и Финикии.
7. Строительство в Древней Греции и Риме.
8. Строительство в странах Западной и Центральной Европы в X-XIV веках.
9. Строительство на Руси до XV века.
10. Строительство на Руси в XV-XVII веках.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ"ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА"
Памятники первобытной Средней Азии
Около 400 г. до н. э. деревни Армянского нагорья состояли из отдельных групп полуподземных землянок, где верхнее отверстие служило и входом в помещение, и световым окном, и дымоходом.
Первобытная земледельческая культура Средней Азии развивалась на базе использования вод горных рек и ручьев и сооружения больших ирригационных систем искусственного орошения.
Низовья р. Аму-Дарьи в Туркменистане изобилуют развалинами древних городов с неисчислимыми осколками битой керамики, остатками действовавших когда-то ирригационных сооружений. Древнейшие из них относятся примерно к первой половине первого тысячелетия до н. э. Характер и конструктивные формы этих городищ напоминают крепостные сооружения, построенные для защиты рубежа территории. Стены городищ, сделанные из камня и глины (паксы), достигают местами значительной толщины.
Одним из древнейших государств на Армянском нагорье в районе озера Ван было Ванское царство, названное ассирийцами Урарту. Наиболее важной деятельностью в период укрепления Урартского государства стало строительство, получившее большое развитие около 80 г. до н. э. В это время было сооружено по всей стране множество оросительных каналов, среди них канал Шамирам, снабжающий до настоящего времени водой город Ван. Было также возведено много оборонительных сооружений. Раскопанные жилища дают представление о повседневной жизни городского населения Урартского государства и характере жилищного строительства. Каждая семья обитала в жилище, имевшем неправильную форму и состоявшем из двух-трех помещений, из которых одно только до половины было покрыто кровлей, покоившейся на столбах; другая половина служила как бы двориком, где находился врытый в землю очаг.
Урарту сыграло большую роль в формировании народностей Армянского нагорья и Закавказья и их государств. Конец истории Урартского государства является одновременно началом истории армянского и грузинского народов.
Строительство в Китае
Китай принадлежит к числу древнейших стран мира. Древние обитатели Китая искусно изготовляли орудия труда из камня, кости, раковины и глины. К концу 3-го тысячелетия до н. э. в провинции Гуаньсу появились изделия из меди.
В начале 2-го тысячелетия (XX-XVIII вв. до н. э.) в Китае появляется бронза.
Середина 1-го тысячелетия до н. э. характеризуется появлением железа, строительством крупных ирригационных сооружений, изменением техники земледелия, интенсивным развитием ремесел и торговли.
Грандиозным памятником строительного искусства Китая этого периода являются участки Великой китайской стены, возведение которой было начато в IV в. до н. э. в целях защиты северо-западных границ от нападения кочевников, и караванного пути, связывающего Китай со странами Востока.
Во время Сунского периода (960-1279 гг.) в отделке и украшении дворцов широко применялись дерево, глазурованная керамика, бронза, шелковые ткани и другие материалы и изделия. Характерно, что уже в этот период для добычи из недр земли соли и воды применялось бурение вертикальных скважин. В качестве ударного вещества использовалось тяжелое металлическое зубило, привязываемое к канату, которое при свободном падении разрушало породу. По мере углубления зубила в грунт опускались трубы. При появлении воды бурение прекращалось, и над скважиной устанавливался обычный ворот или барабан для подъема воды.
В сунский период было издано несколько специальных документов, регламентирующих производство строительных работ. Одним из таких документов, имеющих важное значение в истории развития строительства Китая, имеют «Правила строительства», написанные Ли-Цзэ. В этих правилах изложены общие положения и требования, предъявляемые к производству строительных работ. Даны определения названий и назначений различных сооружений, приведены перечень и чертежи простейших строительных инструментов и приспособлений для геодезических работ (рис. 35), даны типовые чертежи различных зданий и сооружении, а также строительных конструкций, узлов и деталей, среди которых имеют место и сборные.
Характерно, что размеры на чертежах в то время проставлялись не цифрами, а словами и что определение названия и назначения отдельных сооружений исходило из высказываний и определений различных китайских ученых-философов. В правилах также указывается, что во время Чун-сю (I в до н. э.) на главных магистралях страны через каждые 10 км строили беседки для отдыха путешественников и приема пищи.
Китайские мастера этого периода достигли весьма больших успехов в обработке дерева, сопряжении отдельных деталей и конструктивных элементов, в чем они не имели себе равных в мире.
Помимо деревянных конструкций, значительное развитие в этот период получили каменные арочные конструкции, применяемые в мостостроении, а также в каменных оградах, воротах и других сооружениях.
В середине XIV века на территории Китая была установлена династия Мин (1368-1644). Минский период характеризуется новым подъемом экономики, строительства, науки и культуры Китая в целом. Развиваются ремесла, торговля, мануфактуры, основанные на детальном разделении процессов производства; сооружаются дворцы, мосты, дороги и ведутся большие работы по улучшению и развитию ирригационных сооружений. Из-за постоянных набегов кочевников северные города укрепляются мощными крепостными стенами; в этот период заканчивается строительство Великой китайской стены.
В течение XIV-XV вв. окончательно складываются типы планировки городов и жилых ансамблей, которые до конца XIX в. почти не претерпели существенных изменений. План застройки городов регламентировался правилами «Фын-шуй» (Руководство об умелом расположении зданий). Типовое здание этого времени представляло собой одноэтажный четырехугольный павильон «дянь» со столбами по углам, на которые опиралась высоко изогнутая по углам крыша.
Главным строительным материалом по-прежнему было дерево. Официальные и общественные здания, а также дворцы сооружались на высоких каменных террасах с резными балюстрадами и лестницами.
Оглавление
1. Постройки первобытного человека.
2. Памятники первобытной Средней Азии.
3. Строительство в Древнем Египте.
4. Строительство в Вавилонии и Ассирии.
5. Строительство в Китае.
6. Строительство в Древней Персии и Финикии.
7. Строительство в Древней Греции и Риме.
8. Строительство в странах Западной и Центральной Европы в X-XIV веках.
9. Строительство на Руси до XV века.
10. Строительство на Руси в XV-XVII веках.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ"ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА"
Постройки первобытного человека
В течение многих тысячелетий человечество, накапливая опыт в своей производственной деятельности, совершенствовало технику и развивало культуру строительного дела. Древний человек пользовался преимущественно грубыми рубящими орудиями (рубило, ударник и др.), а также режущими и скоблящими орудиями (пилообразный нож, скребок, струг и др.). Тесаные орудия труда применялись реже. С их помощью изготовлялись нуклеусы круглой формы крупные кремневые или другой плотной породы камни, служившие для выделки орудий труда.
По технике изготовления отличали в основном две формы изделий: отщепы или ножевидные пластины, которые отбивались или отжимались от нуклеуса, и двусторонне обработанные орудия. С этой точки зрения ясно, что на стадии развития человеческого общества, известной под названием палеолита и раннего неолита, когда орудия труда представляли собой грубо обработанные каменные изделия (рис. 1), строительство только зарождалось.
Первобытный человек для своего убежища пользовался естественными укрытиями – пещерами. Одно из таких типичных укрытий, найденное в середине прошлого века недалеко от города Дюссельдорфа (ФРГ), изображено на рис. 2. Люди, используя пещеры как жилище, иногда устраивали и примитивные сооружения под открытым небом (заслоны, завесы).
В дальнейшем, по мере усовершенствования тех же каменных орудий, первобытные люди устраивали жилища и кладовые для пищи в виде землянок и полуземлянок. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в определенных случаях крыши таких сооружений имели каркас из крупных костей и бивней мамонта.
Землянки близ г. Брянска (рис. 3, а, б) имели в длину 11,5 м, ширину и глубину по 3 м с боковыми или концевыми входами. Крыша землянок, насколько можно судить по найденным остаткам, была плоской и состояла из бревен, уложенных в один ряд, и слоя земли толщиной около 20 см. Выход из землянок имел вид ската без ступенек.
Кладовыеимели вид конической ямы (рис. 3, в, г) с округленным дном и, судя по форме, служили для хранения съестных припасов, мехов и т.д. Спуск в ямы располагался с восточной стороны, яма кладовой покрывалась конической крышей из легкого строительного материала вроде примитивного шалаша (на рис. 3 пунктиром). Очаг представлял собой котлообразную яму диаметром около 1 м и глубиной 0,6 м. Внутри он был заполнен золой, мелкими угольками, а сверху – землей.
В период палеолита и раннего неолита появилась первая примитивная каменная кладка для закрывания отверстий в пещерах.
Тип жилища, как и способ его строительства, во многом определялся природными условиями: характером климата, наличием того или иного строительного материала и т. д.
Так, в Африке и Азии при первобытнообщинном строе остов хижин возводился из связок тростника, поставленных дугой; в Месопотамии тростник обмазывался глиной или навозом и горной смолой. Для большей прочности глиняной стены в нее иногда вгонялись конусы из обожженной глины. В дальнейшем, как показали раскопки древних поселений Обеид, Урука и Уры (Месопотамия), хижины стали возводиться из необожженных кирпичей.
В ряде районов получило распространение строительство поселений на сваях, остатки которых сохранились до наших дней на озерах Швейцарии.
Постройка древних свайных поселков начиналась с рубки деревьев и изготовления свай при помощи каменных топоров, долот и сверл. С одного конца сваи заострялись путем обжигания, благодаря чему они легче погружались в грунт.
Очаги свайных жилищ устраивались обычно из каменных плит, скрепленных глиной. Дым из очага выходил наружу через щели и отверстия крыши. Свайные поселки соединялись с берегом посредством одного деревянного не широкого моста, который в случае грозившей опасности можно было разбирать.
Наиболее поздним свидетельством о существовании в Европе свайных деревень следует считать изображение на мраморной колонне в Риме, воздвигнутой при Траяне в I в. н. э. На этой колонне показана свайная хижина обитателей нынешней Румынии – жителей области низовьев р. Дунай.
Новые, более совершенные орудия из камня человек начал изготовлять, после того как он открыл способ пилить и полировать камень. Этот способ основывался на том, что пиление камня сравнительно легко производилось при помощи примитивной пилы в виде жгута, жилы или веревки, натянутой на смычок, под которую в процессе пиления подсыпался мелкий песок. Отпилив нужный кусок, его отшлифовывали на большом камне, пользуясь тем же приемом подсыпки мелкого песка. Это открытие позволило человеку изготовлять топоры и долота и обрабатывать с их помощью бревна.
За 6-5 тыс. лет до н. э. в связи с открытием способа добывания и обработки металла произошли коренные изменения в строительстве. В социальном отношении этот период рассматривается как переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.
В этот период широкое развитие получило деревянное строительство; появились бревенчатые постройки с перевязанными углами и столбчатыми деревянными стенами.
Приблизительно за 6 тыс. лет до н. э., в некоторых местах Западной Европы стало известно земледелие.
Чем дальше развивалось земледельческое хозяйство, тем более оседлым становился человек и более основательным и прочным становилось его жилище. Таким образом, развитие земледелия приводило к совершенствованию строительного искусства.
Вместе с тем развитие земледелия и скотоводства явилось одним из факторов совместного поселения людей и образования населенных пунктов.
Все это, естественно, повлияло на социально-экономические условия жизни общества. Возникали различные ремесла, появилась торговля, зарождались науки и искусство. Родовая и племенная организация общества уступила место обществу классовому с его непременным атрибутом – государством. Это не могло не отразиться и на строительстве, которое приобрело новые формы и новое значение.
cyberpedia.su
Первобытные люди - древние люди Орудие труда - это предмет, приспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая - то работа (в первобытном строе: камни, палки) Собирательство - одна из форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании для пищи дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда, а также моллюсков, насекомых Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам Реконструкция - Воссоздание, восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям
Ольга, спасибо за помощь! А можете ещё слово "охота" определение дать?
Спасибо! Очень помогло !
Огромное спасибо Ольга!
спасибо у меня 2
орудие труда - это предмет изготавливаемый человеком для какой либо деятельности
Археолог-учёный, проводящий в научных целях раскопки. Реконструкция-воссоздание облика человека, его жилища, орудий труда или иных предметов по сохранившимся остаткам и описаниям.
что значит цугвани?
Первобытные люди древние люди. Орудие труда - это предмет преспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая-то работа (в первобытном строе камни, палки) Собирательство-одна из форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирание для пищи дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, меда, а также моллюсков, насекомых Археолог-это историк изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам Реконструкция-воссоздание, восстановленные чего-либо по сохранившимся остаткам или описанием
а можно по точней значение первобытные люди ПОЖАЛУЙСТО
Первобытные люди - люди, которые появились очень давно, несколько веков назад, которые живут и по сей день.
Первобытные люди - древние люди Орудие труда - это предмет, приспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая - то работа (в первобытном строе: камни, палки) Собирательство - одна из форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании для пищи дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда, а также моллюсков, насекомых Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам Реконструкция - Воссоздание, восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям
touch.otvet.mail.ru
Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. И в самом деле, ведь ничего делать не нужно. Всё уже есть: стены, потолок, вход, правда без двери. Да и не умели в древности люди строить жилища. Приспосабливали естественные объекты для жизни.
Ведь, что такое пещера? Это естественная полость, чаще всего в горе, образовавшаяся в результате какого либо природного процесса. К примеру, некоторые пещеры образуются в результате размыва мягких горных пород потоком воды. Почему не использовать такую полость для жилища первобытного человека?
И пещеры действительно использовали для жилища первобытные люди. Многочисленные находки археологов это подтверждают. К примеру, знаменитая Денисова пещера на Алтае, служила жилищем первобытному человеку на протяжении тысяч лет. И раскопки археологов это подтверждают. Неандертальцы стали жить в ней ещё за 280 тысяч лет до сегодняшнего дня.
Благодаря раскопкам в этой пещере, археологи выяснили, что климат в этом районе центральной Азии был раньше гораздо теплее. Здесь даже рос бамбук и обитали животные, каких невозможно встретить сегодня, когда на этой территории стало гораздо холоднее. Что ещё нужно для жизни первобытному человеку?
Правильно – огонь! Но если разведёшь костёр в замкнутом пространстве, то можешь задохнуться угарным газом, да и дым приятен только в придачу к шашлыкам. А когда первобытный человек научился разводить огонь и запекать на нём мясо, то и в пещере стал разводить огонь.
Но не все пещеры подходили как жилище первобытного человека. В некоторых можно было и задохнуться. Поэтому огонь часто разводили у входа в пещеры. А некоторые пещеры, в том числе и Денисова пещера, имели в сводах, вверху, сквозное отверстие, через которое и уходил дым.
Именно такие пещеры и становились жилищем первобытного человека на долгие тысячелетия. Сквозное отверстие вверху позволяло не только разжигать костёр, но и проветривало пещеру и такие пещеры были часто сухими и тёплыми.
Конечно по комфорту жизнь в пещере не сравнишь с жизнью в городской квартире. Но ведь, тогда и представления о комфорте были совсем другими!
Пещеры находятся чаще всего в горных районах. И многие из них были жилищами первобытного человека. На всех континентах земли есть пещеры. Первобытные люди, где находили пещеру, там и жили. Естественно, что первобытные жили люди в пологих и горизонтальных пещерах.
А есть ещё и вертикальные пещеры – колодцы или шахты. Но в таких пещерах жить неудобно. Глубина таких пещер может доходить до полутора километров. А длина пещер может достигать десятков километров.
Археологи за современную историю обнаружили много пещер со следами жизни первобытного человека в самых разных частях нашей земли. пещеры находятся в Европе, Африке, обеих Америках, Азии и Австралии.
В некоторых пещерах находят рисунки, выполненные неизвестными художниками тысячи лет назад. И тогда были талантливые для своего времени люди. В некоторых, самых красивых пещерах, проложены специальные маршруты, чтобы туристы могли их посещать.
На территории России тоже есть немало пещер. Это Кунгурская пещера на Урале, Большая Азишная пещера в Краснодарском крае, Большая Орешная в Красноярском крае и многие другие. В горном Алтае находятся пещеры доступные для туристов. Это Тавдинские пещеры недалеко от Туристического комплекса Бирюзовая Катунь, да и та же Денисова пещера и многие другие.
Как выглядел быт первобытного человека в пещере учёные восстанавливают на основе археологических раскопок. Часто это всего лишь их догадки и предположения. Разумом сегодняшнего человека невозможно до тонкостей постичь о чём думали и как жили люди десятки и сотни тысяч лет назад. Представления о жизни в те времена были, мягко говоря, несколько другими.
Путешествуя по Горному Алтаю довелось побывать в Национальном музее имени О.В. Анохина. Этот современный музей расположен в большом трёхэтажном здании. Кстати, слышали о принцессе Укока? Сейчас она находится именно в этом музее в цокольном этаже. Там довольно прохладно и царит соответствующая атмосфера. Сама же мумия расположена в специальной камере, где поддерживаются нужные климатические условия.
В этом музее представлена реконструкция быта первобытного человека в пещере. Всё сделано в натуральную величину. Выглядит это довольно естественно. К сожалению, сделано только два фото. Посмотрите на жизнь древнего человека в пещере. Так сказать, взгляд со стороны.
Видите, люди одеты не в одежду от Версаче, а в шкуры животных. Животные были не домашние, а самые, что ни на есть настоящие дикие. Они и сами были не прочь полакомиться человеком. Ну, тут уж кому повезло больше, тот и стал сытым. Ну или кто проявил больше ловкости, смекалки и умения. А это чаще был человек. Но, было и обратное.
Нравы в те времена были несравнимо более жестокими, чем сейчас. Представьте себя в пещере! Как бы Вы там выжили?
dom-izba.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений