Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Гоголь Н. В. Мертвые души, Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.). Интерьер манилова


Школьная Энциклопедия - души1

          [НАЗАД к списку]

Сочинение

Тема: Описание усадьбы и интерьера Манилова и Коробочки

Манилов

Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» . Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» . Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления» . Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика.

В доме Манилова вечно «чего-нибудь недоставало» : возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы «с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» , а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале.

Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой» . На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года» . Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками»

Коробочка

Далее следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и достаточно старыми, зато с большим количеством картин «с какими-то птицами» . Старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с темными рамками – все это носит отпечаток характера самой хозяйки – все берегущей и собирающей. 

А вот пейзаж двора усадьбы представляет собой изобилие птицы и другой «домашней твари»,  как отметил Чичиков.» Двор Коробочки сторожит стая псов. В усадьбе Коробочки - большие огороды, на которых зреют овощи и фрукты:Очевидно, что усадьба Коробочки - вполне благополучная и ухоженная. Деловитая Коробочка хорошо ведет хозяйство, несмотря на свою ограниченность и глупость.

schoolpedia.ru

Сочинение по произведению на тему: Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Сочинения: Гоголь Н.В.

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». «Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые души».Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве Н.В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер. Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имение Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивой мечтательно-сти самого владельца.Историк русской литературы И.Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления» уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова ещеболее подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим. Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения. В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель». «Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал «ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал уже два года».Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни сени в городе Богдан, ни в селе Селифан».Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитойиз трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имеяпредставления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.



vsekratko.ru

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душ» он задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работают» на раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейственность. Интерьер комнат в доме Манилова говорит о том, что здесь живет богатый, но ленивый помещик: "...

Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»...». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией... но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале...». В кабинете Манилова есть много говорящих деталей, которые раскрывают характер и привычки Манилова. Итак, вот как Гоголь описывает интерьер кабинета Манилова: "... мой кабинет, – сказал Манилов и повел в небольшую комнату, обращенную окном на синевший лес. – Вот мой уголок ..." "... В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года..." "... Приятная комнатка [...] Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою [...] несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени..."

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» накопительство. Кроме «говорящей» фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...».Старые обои, старинные часы, старые картины…Шарманка из красного дерева - забавный элемент интерьера в кабинете Ноздрева.

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами». В кабинете Нозрева нет ни книг, ни бумаг. Очевидно, что в своем кабинете он мало занимается делами и хозяйством. Зато в кабинете есть дорогие сабли, ружья и кинжалы:

Господский дом помещика Собакевича в "Мертвых душах" может многое рассказать о его хозяине. Дом Собакевича является отражением его характера и личности. Помещик Собакевич - хороший хозяин своей усадьбы. Собакевич предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Внешний вид и интерьер дома Собакевича подтверждает этот факт.

Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «...Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!" ». В гостиной Собакевич висят огромные картины с полководцами во весь рост.

Господский дом Плюшкина - мрачный, вымерший, дряхлый. Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью

В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты. В дом едва ли попадает дневной свет.

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной». Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом... лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами... кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах... Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога». Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Самые популярные вопросы о Чичикове

Как зовут Чичикова? Чичикова зовут Павел Иванович.

Как зовут кучера Чичикова? Кучера Чичикова зовут Селифан.

Как зовут слугу (лакея) Чичикова? Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушка.

Чем похожи Чичиков и Плюшкин? Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба - экономные, жадные и подозрительные люди.

Чем Чичиков похож на Собакевича? Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, они основательно и серьезно походят к делу.

В какой последовательности Чичиков посещал помещиков? Чичиков посещал помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Какой чин носил Чичиков? Чичиков носил чин коллежского советника.

Как Чичиков попал к Коробочке? Чичиков попал к Коробочке, потому что сбился с пути и искал ночлега.

Кто отдал Чичикову бесплатно мертвые души? Манилов отдал бесплатно Чичикову мертвые души.

Какого цвета был фрак Чичикова? У Чичикова был фрак "брусничного цвета с искрой".

Кто предложил Чичикову почесать пятки? Коробочка предложила Чичикову почесать пятки на ночь.

multiurok.ru

Гоголь Н. В. Мертвые души, Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Гоголь Н. В.

Сочинение по произведению на тему: Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». «Главное свойство» гоголевского дара – «…очертить в такой силе пошлость пошло-го человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке ха-рактеров помещиков в поэме «Мертвые души».

Типизация – одна из самых существенных черт литературы критического реализма. Она отчетливо выступает в творчестве Н. В. Гоголя. Стремясь создать типический харак-тер, Гоголь широко использует интерьер. Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается чи-татель «Мертвых душ», – это имение Манилова. Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все – от английской планировки посадок перед домом до задумчивой мечтательно-сти самого владельца.

Историк русской литературы И. Н. Розанов писал, что в эпоху литературного сенти-ментализма «особенно в моде были

«уединение и сердце». Гоголевский текст отражает это с феноменальной точностью. Помимо «Храма уединенного размышления» уединение фигурирует также в словах Чичикова. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще

более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудость. Печать неопределенности, расплывча-тости и лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков, серый день. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рас-сматривал жилище этого… человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление».

В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределе-нен, неуловим. Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения. В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею. «Хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз пре-достерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В неко-торых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женить-бы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время по-ставить мебель». «Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перла-мутным щегольским щитом» соседствовал «ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й стра-нице, которую он постоянно читал уже два года».

Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Мани-лов – человек «так себе, ни то ни сени в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертную».

В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, – этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять бу-квально одним штрихом: «На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой

из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами».

Хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. В доме же у него «чего-нибудь вечно недоставало». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея

представления о реаль-ной жизни. Хозяйством же он не занимался, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».

Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления – все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и про-жекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. В заключение хотелось бы сказать, что именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. В наше время проблема «маниловщины» весьма актуальна.

http://vsekratko.ru/gogol/mertvyedushi41

www.school-essays.info


ремонт квартиры