Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Дизайн кухни под старину: деревенский и голландский интерьер. Интерьер голландский


"Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», объединяющая в одном выставочном пространстве живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. В основе кураторской концепции лежит идея создания образа дома, который является одним из ключевых в искусстве Голландии XVII столетия. В состав выставки вошли произведения из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музейных и частных собраний России, а также картины из Музея изящных искусств Будапешта и Музея Дордрехта. В экспозиции представлены одиннадцать картин известных мастеров, работавших в разных художественных центрах Голландии и писавших сцены повседневной жизни в интерьерах.

DSCN7385.JPG

Одно из главенствующих мест в системе ценностей жителей Нидерландов занимала семья. Дом был важен как для отдельного гражданина, так и для всего государства. Существовало убеждение, что благосостояние городских домов напрямую свидетельствует о благосостоянии страны. Выдающиеся живописцы смогли передать в своих картинах ту особую царившую в домах атмосферу, погружаясь в которую зритель может ощутить подлинность застывшего мгновения из прошлого, кажущегося удивительно знакомым. В их произведениях интерьеры оказываются важной составляющей сюжета. Несмотря на внешнее композиционное сходство, каждая картина демонстрирует яркую художественную индивидуальность своего создателя.

DSCN7426.JPG

Поэтическая описательность, а порой и невероятная тщательность, с которой художники изображали мельчайшие детали декора, зачастую вписанные в идеализированное пространство, позволяют увидеть все разнообразие предметов бюргерского дома, созданных из разных материалов – дерева, камня, фарфора, стекла, металла, ткани, кожи и многих других. Произведения искусства, мебель, посуда, ковры, которыми обладали состоятельные голландские семьи, отличались не только мастерством исполнения, но и функциональностью. Это были и вещи, произведенные на территории страны, и уникальные товары, привезенные из разных уголков мира. Представленные на выставке предметы декоративно-прикладного искусства демонстрируют многообразие элементов домашнего обихода, являвшихся неотъемлемой частью интерьеров бюргерских домов и объектами гордости их владельцев.

DSCN7337.JPG

Приглушенным светом дизайнер Алексей Подкидышев создает уютную атмосферу, выстроив в торце зала инсталляцию из грубых досок из карпатского ясеня (древесина, как известно, излюбленный материал голландцев), куда поместил традиционную утварь, украшающую жилище, вазу-тюльпанницу работы знаменитых делфтских мастеров, фарфоровую и серебряную посуду, фотографировать которую было нельзя.

artonline9484.jpg

Круг Герарда Терборха Младшего «Урок музыки» холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

DSCN7342.JPGНиколас Мас "Подслушивающая". 1657 Холст, масло Музей Дордрехта (передано на длительное хранение из Агентства культурного наследия Нидерландов)

DSCN7348 2.jpgЮстус (Юст) Данкертс Новая карта мира 1680-е (?) офорт с резцом, кисть, акварель ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

DSCN7348 1.jpg

DSCN7348.JPG

DSCN7363.JPG

DSCN7353.JPG

Кабинет на подстолье Голландия Амстердам около 1700г Дуб, орех; маркетри Музей Фаберже Санкт-Петербург

DSCN7354.JPG

DSCN7358.JPGПанно из девяти изразцов Голландия Первая половина XVIII в фаянс; роспись подглазурным кобальтом и марганцем Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково» XVIII в Москва

DSCN7358 2.jpg

DSCN7358 1.jpg

Pieter_Janssens_Elinga_-_Room_in_a_Dutch_House_-_WGA7483.jpg

Питер Янсенс Элинга "Комната в голландском доме". Конец 1660-х — начало 1670-х Холст, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Pieter_Janssens_Elinga_-_Room_in_a_Dutch_House_-_WGA7483 1.jpg

Картина Питера Янсенса Элинга с незамысловатым названием «Комната в голландском доме» изображает, на первый взгляд, вполне тривиальную сцену: служанка подметает полы. Но отражение в зеркале говорит нам, что женщина глубоко погружена в себя, мысли ее далеки от швабры и сора. Внешние обстоятельства и внутренний мир человека оказываются резко противоположны.

DSCN7366.JPGКорнелис де Манн "Игроки в шахматы" около 1670г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт

DSCN7367.JPG

«Игроки в шахматы» демонстрируют редкий сюжет. Хотя шахматы и интеллектуальная игра, они, наравне с картами и другими азартными играми, воспринимались как знак ошибочной жизненной цели, стремления к удовольствиям и развлечениям.

DSCN7368.JPG

DSCN7376.JPGПитер де Хох  "Материнские заботы" около 1673г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина. В ГМИИ с 1924 г. из Юсуповского дворца-музея. Ранее – в 1797 г. приобретена в Голландии Лафонтеном, до 1827 г. поступила в собрание князей Юсуповых, Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.

DSCN7375.JPG

Картина написана в поздний период творчества Питера де Хоха, когда, переехав в Амстердам, он оставил службу камердинера у богатого торговца сукном и начал жизнь свободного художника. Произведения живописца приобрели более ярко выраженный морализирующий оттенок. В картине откровенно противопоставлены тщеславие женщины, украшающей себя драгоценностями перед выходом на улицу, и заботы любящей матери и хранительницы домашнего очага, одевающей на прогулку девочку. Птичья клетка, просвет двери, сквозь который видны освещенные солнцем часть улицы и берег канала, имеют символическое значение затворничества, любовного плена и свободы

DSCN7377.JPG

Следующее изображение картины Яна Вермера Делфтского «Девушка, читающая письмо перед открытым окном», находящаяся в Галерее старых мастеров в Дрездене представлено  видеоартом, который создал голландский режиссер-документалист Менно Оттен. В своей работе Оттен предложил по новому взглянуть на известное полотно Вермера, «оживил» картину. Балансируя на грани кино и фотографии, классическое произведение обретает категории времени и движения. Девушка слегка поворачивает голову, ветерок колышет лист бумаги, меняются тени и отражение лица девушки в окне. Каждый элемент деталей максимально аутентично воссоздан специалистами, которые использовали лучшие материалы и технологии. Весь фильм был снят вживую, без применения спецэффектов. Была поймана важна особенность произведения Вермера – знаменитый «голландский свет». За неимением этого ролика представляю картину Вермера.

06gread.jpgЯн Вермер Делфтский «Девушка, читающая письмо перед открытым окном»,  Галерея старых мастеров в Дрездене

DSCN7386.JPG

DSCN7396.JPG

Перед картиной Виллем Калфа «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» выставлено несколько предметов, вещей вроде бы наперечет - только те, что словно позаимствованы из натюрморта. Пестрый восточный ковер, который стелили на стол, а не на пол. Кубок-наутилус из огромной морской раковины, вытянутый бокал-флейта и пузатый бокал "румер", предназначенные для белого вина, серебряная посуда и бело-голубое керамическое блюдо. Но каждая вещь - раритет: из собрания Эрмитажа или Оружейной палаты, частной коллекции или музея керамики "Усадьба Кусково XVIII века".

DSCN7362.JPG

Натюрморт Виллема Калфа из собрания ГМИИ словно удваивается, создавая иллюзию открывшегося входа в картину. Экспозиция, сделанная художником Алексеем Подкидышевым, этот эффект вхождения еще и подчеркивает. Высокое решетчатое окно, похожее на то, что появляется в середине XVII века в голландских жанровых картинах с интерьером, становится маркером границы, за которой встречаются реальность и искусство, воображаемое пространство дома состоятельного голландского бюргера и реальность музейного зала, открытого для публики.

10474_foto_1_03.jpgВилем Калф "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины" около 1660г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина В ГМИИ с 1924 г. из Музея старой западной живописи. Ранее – до 1781 г. собрание В.А. Вестерхоф-Схаген, Гаага – Амстердам; до 1918 г. собрание Д.И. Щукина, Музей старой западной живописи.

Калф был создателем аристократически утонченных натюрмортов. Обладавший тонким вкусом и виртуозным мастерством, художник отбирал для своих картин небольшое число дорогих и изысканных вещей, плотно группировал их на краю стола. Композиция демонстрирует сразу несколько символов роскоши и процветания: турецкий ковер, фарфоровое блюдо и кубок из перламутровой раковины. В тоже время художник оставил несколько предупреждений любителям удовольствий: спелые персики напоминают о грехопадении Адама и Евы, а лимон с аккуратно очищенной шкуркой — классический символ чувственных наслаждений.

carpet_0.jpgКовер османская империя Ушак Нач. XVII в Шерсть, ворсовое ткачество Фонд Марджани, Москва

DSCN7395.JPGБлюдо Голландия Амстердам 1662г Мастер Хендрик Плаппарт серебро; чеканка, пунцирование Музеи Москоаского Кремля Оружейная палата.

DSCN7422.JPGБокал-флейта, предназначенный для белого вина, Нидерланды, вторая половина XVII в Обесвеченное стекло; свободное выдувание Государственный ЭрмитажРумер, (ремер), предназначенный для белого вина, Нидерланды, третья четверть XVII в Светло-зеленое прозрачное стекло; свободное выдувание , гутная техника, золочение, Государственный Эрмитаж

DSCN7402.JPGБлюдо типа краак Китай нач XVII в фарфор; подглазурная роспись кобальтом Государственный музей Востока Москва

DSCN7407.JPGКубок-наутилус Нидерланды , первая четверть XVIIв Медь, кубок-наутилус; литье, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля, Оружейная палата.

DSCN7409.JPG

DSCN7410.JPG

DSCN7414.JPG

arts-museum_holland2.jpgГабриэл Метсю "Девушка за вышиванием". Около 1661–1664 Дерево, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, МоскваПортрет Метсю символичен, и нравоучителен: девушка, плетущая кружево в не самом теплом помещении (одета она не по-летнему), символизирует трудолюбие и добродетель, а клетка с вылетевшей птицей, напротив, намекает на своенравность, болтливость и чувственность.

Jan-Miense-Molenaer-005 1.jpgЯн Минзе Моленар "Дуэт" около 1630г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт

Jan-Miense-Molenaer-005.jpg

DSCN7383.JPGКувшин с изображением цветов и птиц. Голландия, Делфт. Между 1663 и 1671Мастерская «Фарфоровое блюдо» Фаянс; гончарный круг, подглазурная роспись. осударственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Кувшин и бокал, представленные на выставке, очень похожи на те, что изображены на картине Моленара "Дуэт".

DSCN7431.jpgГерард Донк "Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела". середина 1630х дерево (дуб) маслоКартина была доставлена в Томск в 1932 г. из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ранее находилась в ГМФ, в собрании картин И. В. Гагарина), а в 1982 г. передана в ТОХМ

Верджинел  - разновидность клавесина. Это деревянный ящик, что устанавливался на стол или широкую подставку, специально для улучшения акустики. Этот инструмент был весьма популярен в Европе.Черно-белый пол — одна из главных примет голландских портретов. Наряду с восточными коврами, богатыми одеждами, фарфором и ювелирными изделиями, он символизирует высокий статус изображенных. Мрамор стоил так дорого, что обычно черно-белой шашкой выкладывали только холл — на радость гостям. Но художники были не прочь сделать своим моделям приятное, и украсить мрамором и другие помещения.

DSCN7432.jpg

DSCN7434.jpg

DSCN7439.JPG

b5c97f590c2d82a013fe0f269e8477a0.jpgЯкоб Врел "Старушка у камина" масло, дерево Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

artchiveru_2167304_23661500.jpgФранс ван Мирис Старший "Утро молодой дамы". Около 1660 Дерево, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургЗеркала нередко появляются в живописных интерьерах голландцев. Значение их двояко. С одной стороны, зеркало может символизировать тщеславие и самолюбование. Возможно, именно поэтому оно появляется на полотне Мириса Старшего «Утро молодой дамы». Героиня праздно глядит на собачку, пока служанка заправляет постель.

25893596_b.jpegПодсвечник Голландия Амстердам первая половина XVIII в серебро Государственный исторический музейТуфли (полупара) Западная Европа , Голландия (7) около 1690-1720гг Кожа Коллекция Низима Мустафаева

DSCN7448.jpg

bellezza-storia.livejournal.com

Голландский интерьер: фото дома в окрестностях Амстердама

Дата: 30.10.2013 , Обновлено: 31.05.2018

В Голландии есть пословица: “Раз в жизни соседи дом продают”. Смысл ее примерно такой же, как у русской “На чужом дворе трава зеленее” – мол, нечего засматриваться на чужое счастье, когда можно поработать над своим. 

Необычный дом в Голландии

Однако для хозяев этого особняка в окрестностях Амстердама пословица воплотилась в жизнь буквально: в 2006 году они в самом деле купили дом, принадлежавший их соседям.

Необычный дом в Голландии

Бизнесмену Тьёрду Молу и его жене-дизайнеру Джеки давно нравился дом, построенный в 1919 году богатой парой для своего сына-полицейского. 

Необычный дом в Голландии

Дом дважды перестраивался и расширялся, в 1954 и 1996 годах. Переделки, предпринятые новыми хозяевами, заняли пять месяцев. 

Необычный дом в Голландии

Изменилось многое – например, на месте нынешней кухни была раньше спальня. Кухня эта – едва ли не самая оригинальная часть интерьера. 

Необычный дом в Голландии

На ее декор Джеки вдохновило... платье от Comme des Garçons. Его линии подсказали изогнутую форму стены, которая отгораживает место готовки от обедающих гостей. Криволинейный деревянный стол тоже спроектировала Джеки. Она уверяет, что такая столешница очень функциональна: они с мужем вдвоем пользуются узкой частью. Когда дома дети, восемнадцатилетняя Гислена и шестнадцатилетний Квентин, все сидят по одну сторону. А для больших компаний задействуется уже вся площадь стола.

Необычный дом в Голландии

Что же касается набора разных, иногда весьма странных предметов в интерьере (чего стоят хотя бы инкрустированный кристаллами звериный череп или чучело павлина), то они родом из детства Джеки. 

Необычный дом в Голландии

Она собирала когда-то коллекцию марок, и это привило ей страсть ко всему необычному и фантастическому. Увеличенное изображение голландской почтовой марки на стене кухни – дань той старой коллекции. 

Необычный дом в Голландии

В сочетании с практичной, хотя и дизайнерской мебелью всё это выглядит весьма обаятельно. И отражает “основную профессию” Джеки: она не только проектирует мебель сама, но и составляет популярные “каталоги тенденций”, предлагая читателям сочетать несочетаемое и мыслить как можно шире.

Необычный дом в Голландии

Текст: Евгений Владимиров

www.admagazine.ru

Голландский дизайн. Бренд и драйвер • Новости • Дизайн • Интерьер+Дизайн

Голландский дизайн отличается гениальной простотой, экспериментальностью и... юмором. Мебель и ковры из переработанных сосновых иголок или пистолет, который стреляет в обидчика льдинками выплаканных слез, — свежие примеры, когда промдизайнер мыслит современно, образно и очень по-голландски.

По теме: 3D-принтинг: напечатанный дом

Яркий, непрактичный, в то же время продуманный, интеллектуальный Dutch Design — прост и силен. Экономные этичные голландцы мастерски применяют материалы, которые выглядят бесполезными. Они знают, как осовременить культурные коды, верят в перспективы толерантного общества и сочетают все то, что не сочетается никогда. Банальное и экстраординарное, старое и новое, высокотехнологичное и ремесленное.

Свое дело  

Голландские дизайнеры — баловни судьбы. Соотечественники воспринимают их затеи настолько серьезно, что готовы платить большие деньги за табуреты из старых досок и столы с фарфоровыми жабами. Чиновники дотируют стартапы, а просторные мастерские дарят или отдают в символическую аренду.

Голландский дизайн находит своего покупателя не через посредника-производителя, а в галереях, на аукционах и в интернете — так же, как искусство, сделав ставку на небольшой тираж. Революционную мебель голландцы делают в собственных мастерских. По сей день в Королевстве Нидерланды нет мебельной индустрии, и это стало отличным преимуществом — продукт производится исключительно по собственному усмотрению дизайнера. Конечно, огромную роль играет господдержка. Фонд визуальных искусств, дизайна и архитектуры и его программы, запущенные в 1988 году, стимулируют не одно поколение студентов становиться самостоятельными предпринимателями сразу после окончания учебы. Концентрировать усилия на своем собственном деле, не меняя сферы деятельности.

Экспорт интеллекта

Нидерланды — одна из самых устойчивых в экономическом отношении стран. Она замыкает десятку самых богатых стран в мире. Здесь общество не поляризовано по размерам доходов, а голландскую экономику, ориентированную на экспорт, называют экономикой знаний и инноваций. Концепция экономического развития базируется сегодня на трех китах и трех портах: Амстердам/airport (аэропорт), Роттердам/sea port (морской порт), Эйндховен/brain-port (интеллектуальные ворота страны). Новый кластер креативных индустрий, образованный вокруг Эйндховена, включает 10 000 участников, 125 компаний и институций. Он генерирует свыше 25 млрд евро голландского экспорта. Пять лет назад Brainport назвали самым «умным регионом мира».

Образованный класс

В Нидерландах — 13 школ дизайна. Маленькую европейскую страну (население Нидерландов — 15 млн человек) можно смело назвать страной архитекторов и дизайнеров. У хорошо системно образованных профи всегда есть применение: дизайн стал неотъемлемой частью разработки любых продуктов в Нидерландах — от банкнот до кораблей. Мода, компьютерные технологии, коммуникации и даже еда раздвинули без того широкие рамки профессии. События на стыке перспективных дисциплин создают такие мировые звезды, как архитектор Рэм Колхас, фэшн-дизайнер Айрис ван Херпен, пионер «дизайна еды» Мари Фогельзанг, скульптор-кинетик Тео Янсен, художники-провокаторы Юп Ван Лисхаут, Дан Роехарде, Лукас Маассен, исследователи Надин Стерк и Лонни ван Рисвик (Atelier NL). Они высказывают идеи «редизайна стиля жизни», выступают как политики и социологи, размышляя о власти, развитии, смерти. Десять брендов: Марсель Вандерс, Йорис Лаарман, Пит Хейн Эйк, Мартен Баас, Studio Job, Кики ван Эйк и Юст ван Блейзвик, Scholten & Bejing, Ричард Хаттен, Бертьян Пот, Хэлла Йонгериус возглавляют пирамиду самых востребованных промдизайнеров страны.

Жить в будущем, переосмысливая прошлое

Если скандинавский дизайн воплощает чистую функциональность, то голландский — его свободолюбивый кузен-бунтарь. Как явление мировой культуры он появился на мировой сцене век назад, благодаря новаторской деятельности Геррита Ритвельда и модернистского движения De Stijl: вместе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом Ритвельд разрабатывал новый визуальный «язык»: абстракция и геометрический порядок должны были стать выражением идей современности.

По теме: 100 лет De Stijl: 8 фактов о доме Трюс Шрёдер

Термин Dutch Design cтал популярен с 1990-х. До этого словосочетание «голландский дизайн» вызывал ассоциации с работами графиков. Серьезный прорыв промдизайна был связан с таким объединением, как Droog, и его выступлением на Salone del Mobile в 1993 году. Миру стали известны имена Гиса Баккера, Ренни Ремакерс, Юргена Бея, Ричарда Хаттена, Хеллы Йонгериус, Вики Сомерс, Пита Хейн Эйка и Марселя Вандерса, который в 1996-м основал компанию Moooi.

«Мы в Moooi не пытаемся представлять себя неким олицетворением всего нового, — говорит Вандерс. — Со времен модернизма хорошим тоном считается ориентироваться только на будущее, на новое. Мне кажется, так не бывает, это просто смешно — считать, что ты свободен от влияния прошлого. Что кто-то вообще от него свободен. Надеть шоры, нестись вперед, не оглядываясь, — это, действительно, смешно. Мы так не делаем… Наполнить новые объекты хорошо читаемыми культурными метафорами и реализовать их либо силами традиций, либо с помощью новых техник — этим я занимаюсь каждый день».

«Я стараюсь создать ощущение, что мы живем уже в завтрашнем дне, в ближайшем будущем». Марсель Вандерс.

Тео Реми представил публике тряпичное кресло Droog из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры — концептуальности с изрядной долей иронии. Действительно, зачем вырезать из дерева скамейку, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку стула, как это сделал Юрген Бей?

Фабрика идей

В конце XX века на смену промышленным фабрикам в Голландии пришли креативные индустрии. Драйвером экономики стал дизайн, а столицей голландского дизайна — город Эйндховен. Мотором развития — Голландская неделя дизайна (DDW) в Эйндховене, которую посещают около 200 000 человек, а участвуют до 2000 авторов. DDW превратилась в крупнейшее событие, гости которого оставляют в отелях и ресторанах около 5 миллионов евро.

Амбассадоры DDW 2017: Вини Маас (MVRDV), Лонни ван Рисвик и Надин Стерк (Atelier NL), главный редактор портала Dezeen Маркус Фэйрс.

Академия дизайна в Эйндховене (в 2017-м ей исполняется 70 лет) стала главной кузницей звезд. Хотя основана она была совсем для другого: в 1946-м муниципалитету дали распоряжение готовить кадры для местной промышленности, а именно, для градообразующих предприятий Philips, покинувших Эйндховен вместе со штаб-квартирой в 1997-м. Студенты были начинающими практиками в закрытой «лаборатории», которая формировала не звезд мирового дизайна, а скромных труженников голландской электронной корпорации. (Сейчас главная индустрия в Эйндховене — производство микрочипов — несколько офисов, управляющих производством).

Репутация лучшей дизайн-академии современности, открытой миру, — во многом заслуга бывшей главы Академии Ли Эделькорт (Lidewij Edelkoort). Авторитетный трендсеттер, «археолог будущего», она в течение 10 лет (1999-2009) произвела в институции серьезные реформы. Ли активно занималась карьерами выпускников, продвигая в контексте глобальных трендов таких авторов, как Мартен Баас, Кики ван Эйк и Studio Job.

«Роскошные вещи — это не обязательно дорогие материалы, ручная работа или эксклюзивные бренды. Они могут быть сделаны из самых простых вещей и простыми средствами, потому что роскошь — это богатое воображение». Ренни Ремакерс

Технологии и ремесло

Голландские дизайнеры активно задействуют технологии. 3D-принтинг и робототехника вдохновляют Йориса Лаармана и Дирка Вандер Кооийя. Вандер Кооий превратил китайского промышленного робота в 3D-принтер. С его помощью он напечатал лампы, вазы и даже кресло Endless из пластиковых частей старого холодильника. «Меня всегда привлекали переработанные синтетические материалы. Я хотел переломить стереотип, что из них можно делать только дешевые недолговечные вещи, — комментирует Вандер Кооий. Все ненужное попадает в гигантский пресс: «Мы скармливаем прессу стулья, которые нам не понравились, и он переделывает из них столы», — объясняет дизайнер.

Главный вопрос сегодня: как соединить новые технологии и ручное ремесло. Хайтек плюс лоутек гарантируют предмету счастливое место в мире сверхбыстрых коммуникаций и сверхэмансипированных личностей.

Голландские дизайнеры верят в то, что в будущем ценность предмета не будет зависеть от материалов (пусть даже передовых, таких, как биопластики или органические светодиоды) — главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта. Дизайн постепенно стал более персональным, стал личной историей. Сегодня люди больше заинтересованы в том, что дизайн может предложить лично каждому. «Голландский дизайн для одних — религия, для других — маркетинг, для третьих — бренд, который хорошо продается на экспорт», — комментирует Тим Вермюлен, менеджер программ Dutch Design Foundation. Вермюлен видит и шире: голландский дизайн — это международная школа на фундаменте дизайн-образования.

www.interior.ru

"Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», объединяющая в одном выставочном пространстве живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. В основе кураторской концепции лежит идея создания образа дома, который является одним из ключевых в искусстве Голландии XVII столетия. В состав выставки вошли произведения из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музейных и частных собраний России, а также картины из Музея изящных искусств Будапешта и Музея Дордрехта. В экспозиции представлены одиннадцать картин известных мастеров, работавших в разных художественных центрах Голландии и писавших сцены повседневной жизни в интерьерах.

DSCN7385.JPG

Одно из главенствующих мест в системе ценностей жителей Нидерландов занимала семья. Дом был важен как для отдельного гражданина, так и для всего государства. Существовало убеждение, что благосостояние городских домов напрямую свидетельствует о благосостоянии страны. Выдающиеся живописцы смогли передать в своих картинах ту особую царившую в домах атмосферу, погружаясь в которую зритель может ощутить подлинность застывшего мгновения из прошлого, кажущегося удивительно знакомым. В их произведениях интерьеры оказываются важной составляющей сюжета. Несмотря на внешнее композиционное сходство, каждая картина демонстрирует яркую художественную индивидуальность своего создателя.

DSCN7426.JPG

Поэтическая описательность, а порой и невероятная тщательность, с которой художники изображали мельчайшие детали декора, зачастую вписанные в идеализированное пространство, позволяют увидеть все разнообразие предметов бюргерского дома, созданных из разных материалов – дерева, камня, фарфора, стекла, металла, ткани, кожи и многих других. Произведения искусства, мебель, посуда, ковры, которыми обладали состоятельные голландские семьи, отличались не только мастерством исполнения, но и функциональностью. Это были и вещи, произведенные на территории страны, и уникальные товары, привезенные из разных уголков мира. Представленные на выставке предметы декоративно-прикладного искусства демонстрируют многообразие элементов домашнего обихода, являвшихся неотъемлемой частью интерьеров бюргерских домов и объектами гордости их владельцев.

DSCN7337.JPG

Приглушенным светом дизайнер Алексей Подкидышев создает уютную атмосферу, выстроив в торце зала инсталляцию из грубых досок из карпатского ясеня (древесина, как известно, излюбленный материал голландцев), куда поместил традиционную утварь, украшающую жилище, вазу-тюльпанницу работы знаменитых делфтских мастеров, фарфоровую и серебряную посуду, фотографировать которую было нельзя.

artonline9484.jpgКруг Герарда Терборха Младшего «Урок музыки» холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

DSCN7342.JPGНиколас Мас "Подслушивающая". 1657 Холст, масло Музей Дордрехта (передано на длительное хранение из Агентства культурного наследия Нидерландов)

DSCN7348 2.jpgЮстус (Юст) Данкертс Новая карта мира 1680-е (?) офорт с резцом, кисть, акварель ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

DSCN7348 1.jpg

DSCN7348.JPG

DSCN7363.JPG

DSCN7353.JPGКабинет на подстолье Голландия Амстердам около 1700г Дуб, орех; маркетри Музей Фаберже Санкт-Петербург

DSCN7354.JPG

DSCN7358.JPGПанно из девяти изразцов Голландия Первая половина XVIII в фаянс; роспись подглазурным кобальтом и марганцем Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково» XVIII в Москва

DSCN7358 2.jpg

DSCN7358 1.jpg

Pieter_Janssens_Elinga_-_Room_in_a_Dutch_House_-_WGA7483.jpgПитер Янсенс Элинга "Комната в голландском доме". Конец 1660-х — начало 1670-х Холст, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Pieter_Janssens_Elinga_-_Room_in_a_Dutch_House_-_WGA7483 1.jpg

Картина Питера Янсенса Элинга с незамысловатым названием «Комната в голландском доме» изображает, на первый взгляд, вполне тривиальную сцену: служанка подметает полы. Но отражение в зеркале говорит нам, что женщина глубоко погружена в себя, мысли ее далеки от швабры и сора. Внешние обстоятельства и внутренний мир человека оказываются резко противоположны.

DSCN7366.JPGКорнелис де Манн "Игроки в шахматы" около 1670г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт

DSCN7367.JPG

«Игроки в шахматы» демонстрируют редкий сюжет. Хотя шахматы и интеллектуальная игра, они, наравне с картами и другими азартными играми, воспринимались как знак ошибочной жизненной цели, стремления к удовольствиям и развлечениям.

DSCN7368.JPG

DSCN7376.JPGПитер де Хох  "Материнские заботы" около 1673г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина. В ГМИИ с 1924 г. из Юсуповского дворца-музея. Ранее – в 1797 г. приобретена в Голландии Лафонтеном, до 1827 г. поступила в собрание князей Юсуповых, Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.

DSCN7375.JPG

Картина написана в поздний период творчества Питера де Хоха, когда, переехав в Амстердам, он оставил службу камердинера у богатого торговца сукном и начал жизнь свободного художника. Произведения живописца приобрели более ярко выраженный морализирующий оттенок. В картине откровенно противопоставлены тщеславие женщины, украшающей себя драгоценностями перед выходом на улицу, и заботы любящей матери и хранительницы домашнего очага, одевающей на прогулку девочку. Птичья клетка, просвет двери, сквозь который видны освещенные солнцем часть улицы и берег канала, имеют символическое значение затворничества, любовного плена и свободы

DSCN7377.JPG

Следующее изображение картины Яна Вермера Делфтского «Девушка, читающая письмо перед открытым окном», находящаяся в Галерее старых мастеров в Дрездене представлено  видеоартом, который создал голландский режиссер-документалист Менно Оттен. В своей работе Оттен предложил по новому взглянуть на известное полотно Вермера, «оживил» картину. Балансируя на грани кино и фотографии, классическое произведение обретает категории времени и движения. Девушка слегка поворачивает голову, ветерок колышет лист бумаги, меняются тени и отражение лица девушки в окне. Каждый элемент деталей максимально аутентично воссоздан специалистами, которые использовали лучшие материалы и технологии. Весь фильм был снят вживую, без применения спецэффектов. Была поймана важна особенность произведения Вермера – знаменитый «голландский свет». За неимением этого ролика представляю картину Вермера.

06gread.jpgЯн Вермер Делфтский «Девушка, читающая письмо перед открытым окном»,  Галерея старых мастеров в Дрездене

DSCN7386.JPG

DSCN7396.JPG

Перед картиной Виллем Калфа «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины» выставлено несколько предметов, вещей вроде бы наперечет - только те, что словно позаимствованы из натюрморта. Пестрый восточный ковер, который стелили на стол, а не на пол. Кубок-наутилус из огромной морской раковины, вытянутый бокал-флейта и пузатый бокал "румер", предназначенные для белого вина, серебряная посуда и бело-голубое керамическое блюдо. Но каждая вещь - раритет: из собрания Эрмитажа или Оружейной палаты, частной коллекции или музея керамики "Усадьба Кусково XVIII века".

DSCN7362.JPG

Натюрморт Виллема Калфа из собрания ГМИИ словно удваивается, создавая иллюзию открывшегося входа в картину. Экспозиция, сделанная художником Алексеем Подкидышевым, этот эффект вхождения еще и подчеркивает. Высокое решетчатое окно, похожее на то, что появляется в середине XVII века в голландских жанровых картинах с интерьером, становится маркером границы, за которой встречаются реальность и искусство, воображаемое пространство дома состоятельного голландского бюргера и реальность музейного зала, открытого для публики.

10474_foto_1_03.jpgВилем Калф "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины" около 1660г холст, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина В ГМИИ с 1924 г. из Музея старой западной живописи. Ранее – до 1781 г. собрание В.А. Вестерхоф-Схаген, Гаага – Амстердам; до 1918 г. собрание Д.И. Щукина, Музей старой западной живописи.

Калф был создателем аристократически утонченных натюрмортов. Обладавший тонким вкусом и виртуозным мастерством, художник отбирал для своих картин небольшое число дорогих и изысканных вещей, плотно группировал их на краю стола. Композиция демонстрирует сразу несколько символов роскоши и процветания: турецкий ковер, фарфоровое блюдо и кубок из перламутровой раковины. В тоже время художник оставил несколько предупреждений любителям удовольствий: спелые персики напоминают о грехопадении Адама и Евы, а лимон с аккуратно очищенной шкуркой — классический символ чувственных наслаждений.

carpet_0.jpgКовер османская империя Ушак Нач. XVII в Шерсть, ворсовое ткачество Фонд Марджани, Москва

DSCN7395.JPGБлюдо Голландия Амстердам 1662г Мастер Хендрик Плаппарт серебро; чеканка, пунцирование Музеи Москоаского Кремля Оружейная палата.

DSCN7422.JPGБокал-флейта, предназначенный для белого вина, Нидерланды, вторая половина XVII в Обесвеченное стекло; свободное выдувание Государственный ЭрмитажРумер, (ремер), предназначенный для белого вина, Нидерланды, третья четверть XVII в Светло-зеленое прозрачное стекло; свободное выдувание , гутная техника, золочение, Государственный Эрмитаж

DSCN7402.JPGБлюдо типа краак Китай нач XVII в фарфор; подглазурная роспись кобальтом Государственный музей Востока Москва

DSCN7407.JPGКубок-наутилус Нидерланды , первая четверть XVIIв Медь, кубок-наутилус; литье, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля, Оружейная палата.

DSCN7409.JPG

DSCN7410.JPG

DSCN7414.JPG

arts-museum_holland2.jpgГабриэл Метсю "Девушка за вышиванием". Около 1661–1664 Дерево, масло ГМИИ им. А. С. Пушкина, МоскваПортрет Метсю символичен, и нравоучителен: девушка, плетущая кружево в не самом теплом помещении (одета она не по-летнему), символизирует трудолюбие и добродетель, а клетка с вылетевшей птицей, напротив, намекает на своенравность, болтливость и чувственность.

Jan-Miense-Molenaer-005 1.jpgЯн Минзе Моленар "Дуэт" около 1630г холст, масло Музей изящных искусств Будапешт

Jan-Miense-Molenaer-005.jpg

DSCN7383.JPGКувшин с изображением цветов и птиц. Голландия, Делфт. Между 1663 и 1671Мастерская «Фарфоровое блюдо» Фаянс; гончарный круг, подглазурная роспись. осударственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Кувшин и бокал, представленные на выставке, очень похожи на те, что изображены на картине Моленара "Дуэт".

DSCN7431.jpgГерард Донк "Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела". середина 1630х дерево (дуб) маслоКартина была доставлена в Томск в 1932 г. из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ранее находилась в ГМФ, в собрании картин И. В. Гагарина), а в 1982 г. передана в ТОХМ

Верджинел  - разновидность клавесина. Это деревянный ящик, что устанавливался на стол или широкую подставку, специально для улучшения акустики. Этот инструмент был весьма популярен в Европе.Черно-белый пол — одна из главных примет голландских портретов. Наряду с восточными коврами, богатыми одеждами, фарфором и ювелирными изделиями, он символизирует высокий статус изображенных. Мрамор стоил так дорого, что обычно черно-белой шашкой выкладывали только холл — на радость гостям. Но художники были не прочь сделать своим моделям приятное, и украсить мрамором и другие помещения.

DSCN7432.jpg

DSCN7434.jpg

DSCN7439.JPG

b5c97f590c2d82a013fe0f269e8477a0.jpgЯкоб Врел "Старушка у камина" масло, дерево Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

artchiveru_2167304_23661500.jpgФранс ван Мирис Старший "Утро молодой дамы". Около 1660 Дерево, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургЗеркала нередко появляются в живописных интерьерах голландцев. Значение их двояко. С одной стороны, зеркало может символизировать тщеславие и самолюбование. Возможно, именно поэтому оно появляется на полотне Мириса Старшего «Утро молодой дамы». Героиня праздно глядит на собачку, пока служанка заправляет постель.

25893596_b.jpegПодсвечник Голландия Амстердам первая половина XVIII в серебро Государственный исторический музейТуфли (полупара) Западная Европа , Голландия (7) около 1690-1720гг Кожа Коллекция Низима Мустафаева

DSCN7448.jpg

http://otzovik.com/review_4005238.htmlhttps://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161005_gmii_gollandtsy.htmlhttp://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/burger/https://rg.ru/2016/10/12/reg-cfo/v-pushkinskom-muzee-vossozdali-znamenityj-gollandskij-natiurmort.htmlhttp://www.rodon.org/art-080331161647http://www.timeout.ru/msk/feature/463627http://art-and-houses.ru/2016/10/12/v-gmii-im-a-s-pushkina-otkrylas-vystavka-iskusstvo-zhit-interer-byurgerskogo-doma-v-gollandii-epohi-rastsveta/

history-of-art.livejournal.com

6 интерьерных уроков, позаимствованных из голландского стиля

Нравится стиль Северной Европы? Согласитесь, есть особое очарование в его кажущейся простоте и одновременной продуманности, присущей подобным интерьерам. Мы уже много рассказывали о шведских квартирах, а сегодня предлагаем рассмотреть стиль другой европейской страны, близкий по духу — голландский. О нем расскажет Эстер, владелица простой, но невероятно притягательной испанской квартиры.

Вы узнаете шесть основных принципов голландского стиля в интерьере. Впрочем, они применимы для дома в абсолютно любом уголке земного шара. И вы поймете, почему.

А затем — прогуляетесь по квартире Эстер, созданной с учетом этих приемов (более 30 фото интерьеров).

Итак, для начала познакомимся с рассказчиком.

Эстер — счастливая владелица этой очаровательной квартиры в Барселоне. Чтобы сделать дом уютным, ей не понадобились услуги декоратора или дизайнерское образование. За советами Эстер обратилась к собственному вкусу и… голландцам.

Она уверена, что именно этот народ знает все о дизайне интерьера. У Эстер было немало возможностей в этом убедиться, так как она сама голландского происхождения.

На основании полученного опыта Эстер вывела 6 базовых уроков по созданию гармоничного интерьера, позаимствованных из голландского стиля.

А вы хотите узнать, чему можно научиться у голландцев?

Урок первый: упрощать

Дом — место для отдыха, а не филиал музея или картинной галереи. Кому нужны эти сложные сочетания и непрактичный декор? Планируя интерьер, Эстер с мужем оставили самый минимум вещей.

Обратите внимание, к примеру, на интерьер кухни. Здесь — только самые простые базовые цвета: белый — для стен и мебели, черный — для кухонных поверхностей. Такой выбор не случаен: полностью белая кухня напоминала бы о заведении общепита, но здесь черный уравновешивает белизну.

Даже декор — и тот весьма лаконичный: простые, без изысков часы наподобие вокзальных, стеклянные абажуры без малейших признаков декора. Но кухня вовсе не кажется неуютной — наоборот, она там и манит присесть за раскладной стол, выпить чашечку кофе или перекусить салатом… Все благодаря обилию естественного света, играющего на белоснежных фасадах, и натуральному декору: цветы, фрукты, зелень в горшочках.

Урок второй: анализировать

Критичный взгляд на вещи — вот первый навык, который осваивает хозяйка голландского дома. Планируя интерьер, в первую очередь оцените все достоинства и недостатки своего дома или квартиры.

Так, Эстер восхитили яблоневый сад во дворе и обилие естественного света, и она сделала все, чтобы максимально подчеркнуть эти «бонусы». Здесь помогли большие окна на французский манер и обилие белого цвета, как мы уже отметили выше. Итог — гостиная просто сияет!

Урок третий: сократить расходы

Как бы банально это ни звучало, но красивому интерьеру совсем не обязательно быть дорогим. Даже наоборот — Эстер уверена, что лишние траты есть следствие недостаточной продуманности (а трезвый взгляд на вещи, как мы помним из предыдущего урока — одно из базовых правил голландского интерьера). Чтобы их избежать, она привезла большую часть мебели со старой квартиры.

А кое-что стало многофункциональным. Например, этот низкий модуль ЭКСПЕДИТ из ИКЕА, стоящий на границе кухни и гостиной. Обратите внимание: он выполняет сразу три задачи. Винная стойка, буфет, комод, и, в качестве бонуса — разделитель между двумя функциональными зонами. Все это — в одном, притом совсем не дорогом, предмете.

Урок четвертый: использовать повторно

Логичное следствие предыдущего пункта: чтобы не переплачивать за вещь, можно купить что-то бывшее в употреблении.

Так, например, к Эстер попало это интересное изголовье для кровати. Для более современного вида его выкрасили в белый цвет, что позволило подобрать идеально подходящие фасады гардероба и комод. Подробнее к этому изголовью и его роли в интерьере мы вернемся чуть позже.

Впрочем, не всегда повторное использование означает покупку через третьи руки. Вторую жизнь могут получить и предметы, ранее служившие в другом качестве. Так, дополнением для детской с кроватью от ИКЕА стал письменный стол, ранее стоявший у Эстер на кухне. А обои вокруг окна — остатки от предыдущего ремонта.

Урок пятый: смешивать

Помните изголовье в спальне Эстер? Как вы наверняка знаете, любая восстановленная вещь имеет шанс стать винтажной, что и произошло с этим изголовьем. Обратите внимание: само оно лишено всевозможных примет времени вроде патины и потертостей. Винтажный образ создает правильный декор: свежие цветы в хрустальных вазах, изящные рамки на противоположной стене, светильники с резными ножками.

Другой замечательный пример удачной эклектики — цветовая гамма гостиной. Обратите внимание: преобладает достаточно холодный белый, но его разбавляют теплый бежевый и «уравновешивающий» голубой. Легкие акценты в виде цветов и комнатных растений разбавляют это нордическое трио, внося нотку теплоты.

Урок шестой: искать вдохновение

Заменой стенке для телевизор в гостиной стала тумбочка БЕСТА с фасадами КАРЛСБИ из ИКЕА. Идею Эстер позаимствовала из социальной сети Pinterest. Вот вам еще один урок от голландцев: искать вдохновение повсюду.

А теперь рассмотрите квартиру Эстер во всех деталях.

Интерьер кухни:

Интерьер гостиной:

Интерьер спальни:

Интерьер детской комнаты:

Итак, вы можете убедиться: то, что называют приметами голландского стиля, на самом деле прекрасно подходит для любого интерьера. Простота, экономия, смелые решения — вот базовые принципы, которые сделают любой дом уютным и красивым.

cpykami.ru

Дизайн кухни под старину: деревенский и голландский интерьер

Старинная кухня у разных людей ассоциируется с самыми различными представлениями. Кто-то подразумевает под этим понятием деревенский бревенчатый сруб, кто-то – замковую кухню с балочным потолком и гигантским камином, кто-то – простую белую мебель позапрошлого века и кафельный пол.Несомненным достоинством такого оформления под старину является то, что дизайн не требует особых затрат.

Содержание статьи

Стилизация под средневековье

Оформление еще называют замковым или готическим, хотя оба названия довольно далеки от истины. Характерной чертой концепции является напыщенная, выставленная напоказ грубоватость и массивность мебели, предметов обихода и отделки. Отсюда же и основное ограничение: кухни небольшие таким образом не оформляются.

Средневековый дизайн имеет еще одну особенность: из-за обилия каменной и тяжелой деревянной отделки, преимущественно темного цвета, помещение всегда выглядит сумрачным. Здесь потребуется постоянное дополнительное освещение, причем использовать искусственное придется и днем.

  • Кухонный гарнитур – форма фасадов самая простая, поверхность совершенно ровная или с фаской. Остекление, если используется, то имитирующее средневековье: решетка из широких деревянных реек и маленькие оконца. Сам гарнитур – нижние тумбы с рабочими столешницами и верхний ряд из навесных шкафчиков, вполне традиционен. Столешница имитирует грубый камень, а не поделочный, наподобие мрамора.
  • Поверхность дерева не полируется, должна иметь вид грубо обработанной, едва покрытой воском древесины. Фурнитура подбирается массивная, лучше железная, чем бронзовая.
  • Мебель в обеденной зоне должна быть или хотя бы выглядеть массивной. Стол самый простой, грубый, а вот стулья при общей массивности, могут иметь более высокие спинки и даже с элементами примитивной резьбы – «королевские» стулья. На фото можно видеть такую мебель.

Кухня под старину

Дизайн не допускает современное кухонное оборудование. Исключение составляет только мойка – чугунная или эмалированная. Все остальные «достижения цивилизации» придется скрыть: оклеить пленкой, имитирующей старинное дерево, или хотя бы спрятать за фасадом шкафчика.

Наиболее традиционной в этом случае будет отделка стен и пола деревом – таким же грубо обработанным и темным. Однако в городских квартирах стены, все же, чаще оштукатуривают, так как целиком отделанная темным деревом комната становится чрезмерно темной. Можно комбинировать: например, отделать стену с кухонным гарнитуром деревом, а обеденную зону оштукатурить.

Совсем неплохо смотрится кирпичная кладка из достаточно темного и грубого камня. Со светлой штукатуркой и балочным потолком она сочетается прекрасно.

  • Балки на потолке – настоящие или гипсокартонные, весьма желательны: средневековые кухни не отличались высотой. Освещение – низко висящая объемная люстра, имитирующая основание со свечами. Из-за затемненности кухни точечные светильники приходится использовать весьма активно. Однако их расположение должно быть тщательно замаскировано.
  • Декоративными деталями выступают грубая медная и железная утварь, плетеные корзины, старинная фарфоровая посуда. А вот использование текстиля для этой концепции не характерно.

Кухня под старину

Деревенский стиль

Дизайн кухни в русском деревенском или псевдодеревенском стиле предполагает куда менее мрачную отделку. Традиционная имитация бревенчатых стен совершенно необязательна, а уже если используется, то вагонка «под бревно» – самая светлая и нелакированная. Так как профиль ее имеет большую высоту и отнимает некоторую часть пространства, для маленькой кухни рекомендуются другие варианты, например: обшивка только одной стены, которая обозначает столовую зону и так далее.

Оригинален дизайн, берущий за основу не бревенчатое, а каменное строение. В старину кухни и столовые оформлялись изразцами. В современном варианте можно использовать и обычный кафель, воспроизводя

jdesignroom.ru

Репортаж с выставки «Голландская полка»

В Галерея дизайна / bulthaup в Петербурге с 29 октября открылась «Голландская полка», экспозиция книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметы интерьера из Нидерландов, а также прошла встреча с Еруном Юнте (Jeroen Junte), автором нескольких книг о голландском дизайне. Портал DIY побывал на этом мероприятии, чтобы узнать, что же такое современный голландский дизайн, а также пообщаться о развитии сферы «Do it yourself» (сделай сам) в этой стране.

Выставка дизайна

Ерун ЮнтеЕрун Юнте во время лекции

Участники выставки

Голландский дизайн как явление появился на мировой сцене около 100 лет назад, благодаря деятельности Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), входящего в плеяду звезд мирового дизайна первой половины XX века.

Голландский дизайнСамое известное творение Ритвельда, красно-синий стул, 1918 год

Впрочем, даже не смотря на столь громкое начало, голландский дизайн долгое время не мог похвастаться серьезными достижениями и уж тем более конкурировать с итальянскими или скандинавскими образцами. Серьезный прорыв случился в начале 1990-х, когда Тейо Реми (Tejo Remy) представил на суд общественности тряпичное кресло «Droog» из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры —концептуальности и изрядной доли юмора. Действительно, зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку?

Тряпичное кресло«Тряпичное кресло» от Тейо Реми

Скамейка-бревноСкамейка-бревно голландского дизайнера Юргена Бея (Jurgen Bey)

Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными. Что же стало поводом для формирования такой самобытной и противоречивой дизайнерской школы в Нидерландах? По мнению эксперта в этом вопроса Еруна Юнте, основополагающими стали несколько факторов: активная государственная поддержка молодых дизайнеров, которые при этом обучались в художественных, а не технических школах, а также отсутствие крупного мебельного производства в Голландии. Фактически, дизайнеры, работающие в маленьких частных мастерских, оказались вольны творить совершенно все, что взбредет им в голову, ведь большую часть объектов они изготовляли собственноручно.

Дизайнерский светильникСветильник «CMYK» Дениса Паррена (Denis Perren) раскладывает свет на основные цвета спектра и создает из них новый причудливый узор

Возможно, голландский дизайн продолжал бы идти по пути все большей авангардности и концептуальности, однако суровая реальность не заставила себя ждать, разразился кризис, заставивший дизайнеров повернуть голову в сторону большей практичности и эстетичности.

Голландская полка

В последние 10 лет голландский дизайн, сохранив свой своеобразный юмор и любовь к концептуальности, выработал новые принципы, которые позволили ему серьезно заявить о себе на мировой сцене.

Комод с рисункамиКомод с рисунками-татуировками от голландской Studio Job

Основные принципы современного голландского дизайна:

  • рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использования материалов, например, магнит, для крепления консольного столика к стене
  • максимальное повторное использование. Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей
  • новая эстетика. В предметах голландского дизайна стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования
  • возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, так структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки
  • совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед всем эксклюзивным и поэтому трещинки на керамической чашку, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
  • DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D принтере и собрать его вручную или же выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) и ручек от обычной швабры.

Оригинальные стульяСовременные повторения еще одного знаменитого стула от Геррита Ритвельда, максимум простоты и функциональности

Ерун Юнте отметил, что в Голландии чрезвычайно высок интерес ко всем объектам, сделанным своими руками. По его словам, среди настоящих поклонников дизайна иметь вещи, изготовленные вручную, считается особенно престижным, такие вещи ценят и не жалеют на них средств. Даже если рукотворные предметы имеют мелкие огрехи и недостатки, они индивидуальны и именно этим особенно привлекательны. Этому способствует и специфика голландского дизайна, где предметы создаются дизайнерами вручную, с помощью 3D принтеров и т.п. технологий мелкими тиражами в собственных студиях. Таким образом, в предметах голландского дизайна соединяется ремесленное мастерство, индивидуальность и новаторский современный дизайн.

ВыставкаСовременный интерьерПосетители выставкиТоршер лошадь

www.diy.ru


ремонт квартиры