Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Музей-усадьба В.Д. Поленова. Интерьер дома поленова


Поленово. Часть 1. Большой дом: olgakl1971

Заметила, что самые лучшие поездки складываются, когда не планируешь их заранее долго. Почему так - до конца не понимаю. Однако, достаточно уже поездив в тарусских окрестностях, не говоря уже о Мелихове, проехав Серпухов и Чехов, да и вообще практически всю подмосковную южную сторону, я, тем не менее, никогда почему-то не предполагала, что здесь, совсем чуть-чуть подальше, так хорошо! Если не считать некоторых недоразумений в части расположения касс и таких, например, на мой взгляд, архаичных атрибутов, как тапочки, которые надо надевать при входе на каждый объект (везде давным-давно бахилы! Однако, и тапочки - забавная штука), то место идеальное. Атмосфера, уровень специалистов-экскурсоводов, работы по содержанию экспозиции и объектов (а также окружающей территории, леса) - всё отлично!

Лес - рукотворный. Когда Поленовы прибыли сюда, - тут было голое поле. Посадили всё они.

Это виднеется дом, где проходят мастер-классы. Всякие штучки мелкие делают.

Много зелени и деревьев, чистейший воздух.

План. Достаточно внятный.

Фахверковый сарай. Сюда вернёмся позже

Слева - Большой дом, а впереди - Аббтство. Проект Поленова. Здесь он уединялся и работал в последние свои годы. Скончался в 1927-м. За год до смерти - звание Народного художника от Советской власти. Семью не трогали, в общем. Репрессирован был только сын, Дмитрий Васильевич (выжил, вернулся домой в 1944 году), но это уже после смерти Василия Дмитриевича. Однако и усадьба, и дом долгое время уже и при нём имели положение двусмысленное - народного достояния, музея и т.д. Но так - повезло... Правда, усадьбу однажды захотели сжечь тарусские мужички, но местные встали на защиту, организовали круглосуточное дежурство и отстояли.

Немножко гуляю в ожидании экскурсии. Экскурсий вообще не люблю, из-за скопления случайного народа, но тут - только так. Как оказалось, это хорошо. Экскурсовод - высочайшего класса. Зовут Юлия. Чудесная атмосфера здесь.

Крыши. Английский стиль.

Герани - на террасе дома.

Ещё одна мастерская.

Уже изнутри дома. Дом сохраняется без капитального ремонта. Несмотря на то, что сюда каждый день приходит огромное количество людей. В Переделкино, у Пастернака, - совсем не так. Полы уже очень и очень расходятся и проседают. А тут... И паркет даже тот самый. Вид из окошка. На зиму, по традиции, вставляют дополнительные рамы. Интересная система отопления - через воздуховоды. В общем, дом грамотный! :)

Отец Василия Дмитриевича. Археолог, ученый. Любитель экспедиций. Египет и Греция были в приоритете. Собрал внушительную коллекцию артефактов. Чем увлёк и сына.

Всё подлинное.

А это мама.

Василий Дмитриевич. Автопортрет

Об этом столе я не успела спросить. Но, кажется, тоже их стол.

Слева - портрет супруги. Из купеческого рода она была.

Её работа.

И ещё её работа.

И ещё.

Много уникальных вещиц...

Бабушка.

А это мама Василия рисовала. Муж и дети.

Вот и Василий.

Другая комната уже. Инструмент работает!

Витражи подлинные и сохранившиеся, однако во время войны взрывной волной выбило стёкла. Но всё восстановили.

Двери - те самые!

Монограмма Поленова.

Крокодила Василий Дмитриевич купил в Египте. Уже чучело, конечно! Я там тоже таких видела, но не купила...

А это отдельная выставка. Горячий батик. Предлагаю посмотреть. Отличная!

И возвращаемся обратно в комнату.

Это столовая. Коллекции игрушек и разных иных вещей. Василий Дмитриевич ездили везде, путешествовали, что, судя по всему, любили чрезвычайно. И собирали потихоньку...

Мебель и гладильные доски.

Посуда - из Рязанской области.

Рукомойник и другие предметы - из Италии.

Часы готовятся к ремонту и реставрации. Механизм - полностью из дерева. Экскурсовод сказала, что можно починить.

Тарелочки-месяцы. Вот октябрь. Больше всего понравился!

Попутно решила сфотографировать ещё раз комнату, где мы уже были.

Следующая комната. Кабинет. Раскопки в районах Оки. Кости мамонта. Не знаю только, Василий ли Дмитриевич сам откопал или кто другой. Скорее всего, второе:)

Работа Василия Дмитриевича.

Одна из ранних работ. Техника "белое на белом". Справился безупречно.

Любимая собака сеттер.

Дубовый шкаф. Очень тяжёлый. Стоит на стеклянных шарах. Можно двигать.

Теперь идём на второй этаж.

Здесь - зал, где Василий Дмитриевич работал. "Христос и грешница". Пожалуй, всё-таки главный сюжет его жизни. Работа - углём.

Ну, и посетители. Устали, присели:)

Из окна мастерской.

Выходим на улицу. В доме провели час.

Аббатство ждёт. Скоро отправимся туда.

Продолжение следует. Спасибо за внимание.

olgakl1971.livejournal.com

Об усадьбе Поленово

Здесь Вы можете посмотреть репортаж о музее-заповеднике В. Д. Поленова, который вышел на канале FRANCE 2 в передаче "Télématin" (на французском языке):

Восхищенный красотой местной природы, Василий Дмитриевич Поленов поселился со своей семьей на берегах Оки в конце 1880 годов. Он построил усадьбу, посадил парк. Большой дом изначально был предназначен  для картинной галереи и семейных коллекций, а также для размещения приезжающих в гости друзей-художников. Он мечтал создать музей: Я искренне желал сделать искусство доступным и интересным народу...", и до сих пор знаменитый "Дом над Окой" остаётся первым народным музеем в русской деревне.

180

Здание, в котором сегодня находится музей - трехэтажный деревянный дом без излишеств. Образцом для его постройки послужила усадьба в Имоченцах, где прошло детство Поленова. «Дом на Оке» открылся для входа посетителей 2 октября 1892 года. Расположение комнат, как и их названия (портретная комната, библиотека, столовая, кабинет, мастерская и пейзажная), никогда не менялись со времен Василия Дмитриевича.

170В 1939 году наследники художника подарили коллекции, которые были собраны их великим предком, государству, но семья до сих пор управляет музеем. Сегодня директором Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова является Наталья Фёдоровна Поленова. На официальном сайте музея есть вся подробнейшая информация об истории и актуальных событиях.

В музее хранится около 14 000 ценных экспонатов. Среди них есть как картины самого художника, так и работы его близких или друзей. В окружении прекрасных живописных творений посетители знакомятся с историей семьи Поленовых, влиянием этой семьи на художественные и социальные процессы в стране в конце ХIХ века.

Расположенный в самом сердце природного заповедника площадью 800 га, музей предлагает посетителям возможность подыщать свежим воздухом, насладиться красотой приокских пейзажей и сделать для себя много открытий. Чего стоят одни здания, построенные В.Д.Поленовым в различных архитектурных стилях, например, Аббатство или Адмиралтейство! На эти постройки художника вдохновили его путешествия по Европе. Сочетание необычных строений и бережно охраняемой природы не оставляет никого равнодушным. В Поленово возвращаются снова и снова, с друзьями, детьми, внуками.

Для любителей виртуальных путешествий Ассоциация Поленова создала уникальный трехязычный сайт www.polenovo360.ru, зайдя на который, вы можете совершить виртуальный тур - экскурсию по музею-заповеднику. В частности, здесь Вы увидите, каким Поленово предстает посетителям в разное время года (небольшое движение мыши в сторону - и вы переместитесь во времени: из зимы в лето! И обратно).

Плюс в этому мы выпустили диск "Поленово 360", который позволяет вам прогуляться по Поленово, даже если вы находитесь по другую сторону земного шара и без доступа к интернету! 

www.vassilypolenov.com

Дом-музей В.Д.Поленова - dear_madam_p

Главное жилое строение в усадьбе Поленова называют Большой дом. Здесь можно увидеть интерьеры дома , коллекции художника, картины самого Поленова и его друзей, учеников. Дом трехэтажный, большой, спроектировал его сам Поленов. Для посещения открыты лишь несколько комнат.

БиблиотекаКомната большая и светлая, большое итальянское окно с витражами (витражи изготовлены по эскизам Поленова), из них открываются прекрасные виды на долину Оки.IMG_8965

Почти вся мебель в доме выполнена про проектам В.Д. ПоленоваIMG_8973Довольно большая библиотека. В шкафах книги по искусству, истории, археологии, сочинения Вольтера, Гомера, МольераIMG_8975

IMG_8972

Словари Брокгауза и ЭфронаIMG_8966

Камин с мозаичными фризами, сделанными из окских камней Василием Дмитриевичем и его сестрой Еленой Дмитриевной.IMG_8976

На стенах размещены картины знаменитых русских художников - близких друзей Поленова - Шишкина, Маковских, Прянишниковаи его учеников - Коровина, Иванова, Левитана, Остроухова...IMG_8977

еитанIMG_8970

И.Е РепинIMG_8969

IMG_8974

IMG_8964

IMG_8968

IMG_8967

ПортретнаяВ каждой русской усадьбе была такая комната: в память о близких людях, в память о предках. Поленов создает такую комнату в доме после смерти матери и младшей сестры Елены Дмитриевны.Все представители этого рода были высоко образованными и интеллигентными люди. Основатель этого рода – Алексей Яковлевич Поленов (1738–1816) – первый русский просветитель и законовед, именно он в нашем Отечестве поставил вопрос об отмене крепостного права.Отец художника Дмитрий Васильевич (1806–1878) – член-корреспондент Академии наук, историк, археолог, известный библиограф.Все Поленовы, в большей или меньшей степени, обладали художественными дарованиями: и юристы, и медики, и моряки, и биологи – почти все рисовали и музицировали. Начало этой традиции было положено прадедом В. Д. Поленова – известным русским архитектором, инженером, художником, музыкантом, поэтом, переводчиком античной поэзии, академиком Николаем Александровичем Львовым (1751–1822). Он состоял в родстве с известным русским поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным: они были женаты на сёстрах.Великолепной художницей была и мать Василия Дмитриевича – Мария Алексеевна (1816–1895).

IMG_9016

IMG_9019

В шкафчиках - древнегреческая и древнеегипетская коллекцииIMG_9017

IMG_9024

IMG_9020

СтоловаяСтоловая в его доме – музей декоративно-прикладного и русского народного искусства.Художником собрана коллекция предметов русского быта.IMG_8982

IMG_8984

В собрании Поленова сохранились некоторые блюда и тарелки, расписанные на керамических вечерах в его доме. Автор блюда «Бабочки» – Поленов (купила себе в сувенирном магазине чудесную реплику блюда "бабочки", ручная роспись Тульской художницы по эскизам Поленова) , «Оранжерея» принадлежит кисти К. А. Коровина.IMG_8980

IMG_8987

КабинетВ кабинете стоит фисгармония, старинное пианино (Поленов любил музыку, даже сам занимался сочинительством, писал романсы, церковную музыку и даже оперу), большой шкаф для нот, сделанный по эскизу Поленова, шкаф с коллекцией старинного оружия, собраны ранние работы Поленова.IMG_8996

IMG_8990

IMG_8988

IMG_8994     IMG_8993

Коллекция древних окаменелостей - среди них есть зуб динозавра.IMG_8997

ПейзажнаяВ этой комнате разместили картины В.Д.Поленова - экспозиция создана его детьми. Первым директором музея был сын художника.Особенно выделяются две картины. Осень была любимым временем года Василия Дмитриевича. "Наступило лето, только не зеленое а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы", – писал он жене."Золотая осень" (1893) – вид Оки в сентябре.IMG_9009

"Осень в Абрамцеве" (1890). На нем изображена заводь речки Вори в глухом еловом лесу.IMG_9007

МастерскаяДо того, как художник переехал в специально построенную мастерскую - "Аббатство", работал он на втором этаже Большого дома. Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Вид со второго этажа - потрясающий!

В мастерской одну из стен полностью занимает масштабная картина "Христос и грешница", ее первый, графический вариант. Поленов думал писать на большом холсте, выписанном из Италии, холсте картину, но увлекся рисунком и сделал самостоятельную законченную композицию углем.IMG_9004

А вокруг на стенах эскизы и наброски к картине, пейзажи Греции, Египта.Впервые узнала, что для создания образа Христа позировал Левитан.IMG_9002

IMG_9001

dear-madam-p.livejournal.com

Поленово. Ч.2. Большой дом - sarlynx

Удивительный факт: более чем за столетнюю историю усадьба Василия Дмитриевича Поленова оставалась и остается семейной. Несмотря на то, что музей давно является государственным, его руководством занимаются потомки художника. Сейчас директор музея - правнучка живописца Наталья Фёдоровна Поленова. Благодаря этому в первой половине прошлого века чудом удалось сохранить и музей, и усадьбу, и коллекцию, а все изменения, которые вносились в устройство и облик дома, не уничтожили его внешний вид. Сегодня мы по-прежнему видим дом таким, каким хотел его видеть Василий ПоленовСоздавая проект усадьбы, Поленов ориентировался на свои впечатления от поездок по Западной Европе. Ему хотелось, чтобы в зданиях нашли отражения элементы средневековой архитектуры. Все эти постройки очень сильно контрастируют с принятыми тогда в России канонами усадебной архитектуры.Стиль большого дома сам художник определял как "скандинавский"Сочетание белого фасада и темных декоративных элементов действительно отсылают к северу, но, войдя в дом, ты понимаешь, что назвать этот стиль единственным - совершенно невозможно.Этот дом полон загадок и сюрпризов. Дом, в котором художник вложил душу в каждый элемент, будь то окно, дверь или замок на ней. "Искусство должно давать счастье и радость" - неспроста именно эта мысль Поленова встречает на входе всех посетителейПервый этаж дома всегда был музеем. Такова была задумка художника. В 1892 году поленовский музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Как писал сам живописец, "я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми".В доме собрана богатая коллекция живописных работ. Стены библиотеки украшают картины и эскизы, подаренные Поленову его друзьями-художникамиНо любоваться здесь стоит не только живописью. Комната полна предметов интерьера, выполненных по эскизам самого художника, и притягивающих взор не меньше живописных полотен. Так, невозможно оторвать взгляда от уникальной резной мебели

Поленов проработал не только деревянные элементы, но даже петли и накладки на замки

  Мне кажется, что обычные вещи просто невозможно встретить в этом доме. Вот так, например, выглядит замок  на одной из дверейДетали интерьера библиотеки перекликаются между собой, создавая ощущение единства пространства и всего, что находится в нем. Так, стеклянная дверца шкафа повторяет узор витражей на двери, ведущей из библиотеки в "Портретную"

Кстати, это не единственные витражи в этой комнате - на них заменены и верхние стекла окна. Рисунок тоже придумал Поленов Возможно, несколько выбивается из общего стиля комнаты камин, но это только на первый взгляд. Мозаичные фризы выполнены из окского камня Поленовым и его сестрой, роспись начата еще самим Василием Дмитриевичем, а закончена уже его детьми. Светлый камин разбавляет красное дерево, выбранное художником для шкафов, и, кроме того, хранит на себе летопись усадьбы. На камне вырезано несколько памятных для истории усадьбы и семьи дат, начиная с года покупки земли, и заканчивая октябрем 1892 года, когда семья художника поселилась в Поленово     Даже столовая в этом доме не просто место приема пищи. Или, по крайней мере, не только духовной. Она оформлена как музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества. И здесь все так же велико внимание к деталям. Вот так, например, выглядит окошко, через которое подавали едуСтены украшены различными кружками и тарелками. Фаянсовые тарелочки «Времена года» расписаны сестрой художника - Еленой Дмитриевной Поленовой. Она проводила в доме т.н. керамические вечера. В собрании Поленова сохранились некоторые блюда и тарелки, выполненные на этих вечерах. Так, автор блюда «Бабочки» – сам Поленов, «Дикие козы» написаны сестрой художника, «Оранжерея» принадлежит кисти Константина Коровина, тарелка «Куры» расписана Ильей Остроуховым, «Камыши» – С. И. Мамонтовым, «Осень» – изразец работы Исаака Левитана. «Косули» – изразец фабрики Дэка, привезён Е. Д. Поленовой из Парижа в подарок старшему брату

На одной из стен за занавеской прячется от солнечного света эскиз, написанный Ильей Остроуховым для очередного блюдаА где же картины самого Поленова? Дело в том, что работы художника были популярны в восьмидесятых–девяностых годах XIX столетия. Большинство его картин приобреталось П. М. Третьяковым и другими коллекционерами и любителями живописи, а в семье оставалось то, что он дарил своим близким или не продавал на выставках. Из этих работ, а также набросков и этюдов и составлена экспозиция.одна из комнат, бывшая до постройки Аббатства мастерской художника, отдана под многолетний труд Поленова, связанный с работой над картиной "Христос и грешница". Замысел появился у художника еще в юношеские годы под впечатлением от полотна Александра Иванова "Явление Христа народу". Написанию картины предшествовали несколько поездок в Египет, Палестину и Сирию, при работе над этой темой Поленовым было сделано более 150 подготовительных рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины

Целую стену комнаты занимает огромное полотно размером 585,5x307,7 см. Холст для этого варианта картины был привезен из РимаСначала Поленов хотел писать на этом холсте картину, но увлекся рисунком и сделал самостоятельную законченную композицию углем, а для знакомого всем нам полотна, которое хранится в Русском музее, был выписан новый холст.Соседняя с "Мастерской" комната, в которой также собраны живописные работы Поленова, не является мемориальной. Экспозиция в так называемой "Пейзажной" задумана  детьми художника и составлена в послевоенные годы. Этюды раннего периода соседствуют здесь с безусловными шедеврами - в том числе знаменитой "Золотой осенью", на которой запечатлен вид Оки в сентябре

Из окон второго этажа открывается потрясающий вид на Оку и цветники перед домомЦветы вообще занимали много места в саду. Продумывая то, каким должен быть приусадебный парк, Поленов уделил много внимания не только тем цветам, которые любил сам, но и тем, которыми богата местная флора. С этой стороны дома доминирующим цветом газонов всегда был зеленый. По краям рядами высаживались цветы: нарциссы, ирисы разной окраски, белые флоксы, сочетающиеся с белыми стенами Большого дома. Эспланада заканчивалась изогнутой полосой, на которой произрастали гладиолусы, лилии, мелкие махровые розочки.На ступенях западной террасы по-прежнему горят настурцииА еще в музее сохранили весенне-летнюю традицию, заложенную еще при жизни художника, - каждый день во всех комнатах радуют глаз свежие букеты из живых цветов   через неделю продолжим путешествие по территории мемориального историко-художественного

и природного музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова

sarlynx.livejournal.com

Музей-усадьба В.Д. Поленова: melanyja

Мы заехали в усадьбу Поленова уже к вечеру, после посещения усадьбы А.Т. Болотова и музея В.Ф. Руднева. Зимним вечером сказка поленовской усадьбы приобретала особый оттенок загадочности.Усадьба Поленова перекликается с Абрамцевым по стилю. Этот сказочный интерьерный стиль, поделки, украшения, изразцы, резьба. Абрамцево ориентируется на русское направление в декоре, а у Поленова была тяга к готике, но тяга к прекрасному не позволяет замыкать на чем-то одном, и чудесные предметы в русском стиле также собираются художником.Главный дом в сумерках

«Аббатство» - мастерская Поленова

Спуск к Оке

«Адмиралтейство»

Троицкая церковь в Бёхове, построенная Поленовым и спроектированная им же

Домики на территории усадьбы

Конный двор

Коллекция посуды в столовой усадьбы Поленова. Тарелки по эскизам сестры художника Елены Поленовой.

В столовой собрано много предметов в русском стиле

И есть восточный ковер

Портретная – посвящена родственникам художника, его матери Марии Алексеевны, которая тоже рисовала

Здесь «дворянский» усадебный классический стиль

Обратим внимание на светильники в доме

Дверь

Библиотека – главная комната усадьбы

Здесь открывается вид на Оку

В украшении буфета мотивы окон готических соборов

Камин

Кабинет

На 2 этаже зал посвящен масштабной работе Поленова «Христос и грешница»

Рядом – пейзажная

Вид на Оку – и виднеется церковь в Бёхово

Из усадьбы не хотелось уезжать

melanyja.livejournal.com

Поленово - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

В прошлые выходные я путешествовал с ОИРУ в Поленово.

Путешествие состоялось аж на двухэтажном автобусе:

Автобус довольно удобный. Сверху видно все, снизу не трясет. Единственное неудобство - не под всеми мостами может проехать.Внутри автобуса сиденья сдвигаются вбок, что тоже удобно.Погода выдавала сюрпризы в виде дождя. Дождь то начинался, то затихал и выглядывало Солнышко. На небе были облачка. В общем для фотографии погода неплохая, если успевать фотоаппарат прятать в момент осадков.

Поленово - основной объект нашего путешествия - усадьба художника Поленова. Усадьба Поленова практически не изменилась с времен Василия Дмитриевича. Это связано с тем, что в усадьбе проживали и проживают по сей день его потомки и практически сразу, приказом Луначарского в 1918 году усадьба получила статус музея. Что безусловно позволило сохранить ее в первозданном виде.

Вход в Усадьбу Поленово

Войдя в усадьбу мы проходим по аллее.

Слева наблюдаются различные хозяйственные постройки типа коровника.

Далее собственно дом художника и Аббатство, где была мастерская художника.На фото - Аббатство

У нас была экскурсия по главному дому, Аббатству, Адмиралтейству и Детствому домику.

В первой комнате, которую мы осмотрели располагается что-то типа музея зудожника. А именно всякие сувениры, которые Василий Дмитриевич привозил с собой из поездок. Путешествовал Поленов довольно много. Магнитиков в те времена не было, однако различных сувениров типа египетских жуков-скарабеев было достаточно.

витражи на дверях:

Подсвечник

макет замка

Общий вид комнаты

Далее мы отправились в зал. В зале есть самый настоящий камин, который до сих пор топят.

Зимой дети из окрестных деревень проводят в зале спектакли. Традиция эта сохранилась еще со времен Василия ДмитриевичаМое внимание привлек огромный резной шкаф работы итальянских мастеров.

Это ручка от двери.

Общий вид комнаты

На столах располагаются букеты. Каждый букет - это маленькое произведение искусства

Далее мы прошли в другую комнату, где на стене висели вот такие вот замечательные ходики

В шкафу стояли деревянные лошадки

был отдельный рукомойник

а на столе стоял замечательный букет

Общий вид комнаты

После чего мы отправились в следующую комнату. В этой комнате раполагался довольно интересный шкаф

который стоял на стеклянных шарах

Фонарь, который висит на шкафу

Также еще в комнате располагается пианино и фисгармония (в левом углу) Фисгармония - это духовой клавишный инструмент. Воздух закачивается с помощью педалей.Ниже будут фото фисгармонии крупным планом. Все инструменты находятся в рабочем состоянии и во времяразличных вечеров, проводимых в Поленово на них играют.

Далее мы отправились наверх смотреть огромное графическое полотно:

Посмотрев которое мы отправились в мастерскую Василия Дмитриевича - Аббатство.В Аббатстве мое внимание привлек фотоаппарат, который фотографирует на фотопластины. Фотоаппарат работоспособный. Фотографии, сделанные им можно посмотреть в этом же Аббатстве на стене.

Кроме фотоаппарата в Аббатстве располагается рабочее место художника

Стул крупным планом:

обещанная выше фисгармония

В соседней комнате располагаются куклы. Некоторые были изготовлены во времена Поленова, некоторые изготовлены в нынешнее время для проводимых в усадьбе спектаклей

Общий вид комнаты:

Далее мы отправились в Адмиралтейство, где раньше хранился всякий лодочный инвентарь, а сейчас показываются диарамы.У Входа в Адмиралтейство расположился якорь

Диарама - это аналог слайд-шоу времен 1906 года. Слайды Василий Дмитриевич изготавливал собственноручно используя гуашьи акварель для того, чтобы при игре света освещались различные участки.

Некоторые из слайдов:

Далее мы отправились в Фахверковый сарай, где осмотрели картины и рисунки Елены Дмитриевны Поленовой.Рисунки я не фотографировал, однако сфотографировал петуха, которых разгуливал во дворе:

Усадьба Поленово мне очень понравилась. Пожалуй, это один из лучших музеев, посещенных мной в последнее время.Она живая! В ней до сих пор живы традиции, которые были при Василии Дмитриевиче Поленове и очень хочется, чтобы в таком виде усадьба пребывала бы и дальше.

Далее мы отправились в Бёхово, где находится церковь Троицы, построенная по проекту Поленова.

А из Бёхово в Подмоклово. Однако это уже будет другая история:-)

arch-heritage.livejournal.com

Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

stapelia2784
    Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 4. Дом Поленова.

    Часть 1. Часть 2. Часть 3.

       В прошлой части я расказывала о владельцах этой усадьбы, ее последней хозяйкой была Александра Герасимовна Найденова, которая сама тут не жила, а использовала владение как доходное.    С 1904 г. по 1918 г. у нее арендовал квартиру в корпусе №3 (снесен, фото дома ниже) знаменитый художник Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927 гг.) - это была его последняя московская квартира. Но вот что удивительно, об этом доме, в котором он прожил 14 лет с небольшими перерывами на путешествия или отъезд на лето в свое имение на Оку, и о его жизни и творчестве в этот период сохранились достаточно скудные сведения.К счастью, этот пробел частично восполнил его внук - Федор Дмитриевич Поленов (1929 - 2000 гг.), который долгие годы был директором музея-усадьбы "Поленово". Он написал рассказ  "Дом на Кудринской". И, хотя, сам он в этом доме не жил, родился гораздо позже, в рассказе он использовал воспоминания своего отца - Дмитрия Васильевича Поленова (1806  - 1967 гг.), сына художника, и пишет как бы от его имени, а также старые фотографии, сохранившиеся в семейном альбоме (к сожалению, в книге они не представлены, поэтому я использую доступный фотоматериал). Все фразы в кавычках в моем посте, строки из рассказа Ф.Д. Поленова.     В Найденовском доме В.Д. Поленов поселился с семьей, когда ему исполнилось шестьдесят лет, в 1904 г. 

                                                               Внук художника так описывает Найденовский двор - "Весна приходит на Кудринскую Садовую первой зеленью распустившихся лип, цветением подснежников за забором сада, светлыми вечерами и долгими сумерками. На страстной неделе, по старому обычаю, выставляются зимние рамы, и вешним дыханием гуляют по комнатам сквозняки. Слышнее стали раскатистые звонки конок с Садовой, скоро ночи наполнятся соловьиными трелями из глубины сада. Незаметно проходят недели. «Раки живые, салат кочанный, огурцы зеленые, редиска молодая!» - раздаются по утрам голоса уличных разносчиков. Детвора Найденовского дома радуется «Петрушкиным концертам» то и дело забредающего во двор знакомого шарманщика.  Пыль и духоту московского лета скрашивает свежесть тенистого сада. С парников соседнего цветоводства Вилляр вывезли на подводах цветочную рассаду, из садов Четвертой женской гимназии и Вдовьего дома на Кудринской площади тянет запахом свежего сена. В саду кукует кукушка, а в щели забора видно, как в нижнем пруду мирно удят карасей старые священники в белых подрясниках — пруд принадлежит Александровскому приюту престарелых свя­щеннослужителей. Вечерами, на закате солнца, в облаках пыли медленно движется от Пресни к Никитским воротам коровье стадо. Отцвела черемуха, зацветают липы Найденовского сада. Гимназист сдает последний экзамен" (О цветоводстве Виллар, так по справочникам, я писала во второй части, об Александровском приюте речь пойдет в следующих постах, гимназист сын художника - Дмитрий, отец Ф.Д.).   Садовая Кудринская ул.,7 (не сохранились). Предполагаю, что художник Поленов В.Д. жил в корпусе справа. На чем основано мое предположение напишу ниже. Фото 1956 г.    Домики эти стояли за главным домом усадьбы, их хорошо видно на планах 1937 г. и 1952 г. Один их них, левый, виден на этой фотографии 1930 г., он стоит справа от планетария.    А в двухэтажном флигеле Найденовского дома (на фото он справа внизу на переднем плане) Поленов снимал еще и мастерскую.    Федор Дмитриевич далее пишет - "В Москве, даже недалеко от площади Восстания, еще сохранились такие старые дома, но об их прошлом мало знают современные жильцы...    Этот маленький этюд, написанный маслом, ежедневно видят сотни людей - он прислонен к задней стенке известной «семейной витрины» поленовского музея. На этюд можно подолгу смотреть - с ним многое связано. Изображен двухэтажный оштукатуренный дом с двумя крылечками. Деревья перед домом, снег на мостовой двора. Помню, что во времена моего детства двор был мощен булыжником. Присмотревшись, можно различить темное пятно на ближнем углу карниза - след от разрыва шрапнельного снаряда. Хорошо помню скрип ступеней деревянной лестницы, тесные комнаты второго этажа и приветливость тогдашних хозяев квартиры. Впрочем, пусть говорят документы, фотографии старых альбомов и, что еще более ценно, воспоминания живых людей...".    На одной из фотографий "семейной витрины" в музее-заповеднике "Поленово" мне удалось обнаружить этот этюд, но к сожалению, он загорожен другими вещами, и видна только его часть.    Вот она, т.н. "семейная витрина". Фото отсюда.   Она же, здесь этюд виден чуть лучше. Фото отсюда.    И далее Ф.Д. пишет - "На фотографии небольшая светлая комната, два ее окна выходят в заснеженный сад. Книжная полка, шкаф красного дерева, керосиновая лампа на этажерке — часты перебои с электрическим светом. На стене над письменным столом висит натурный этюд "Раннего снега" - как хорошо, что удалось его сохранить!                                                              Поленов В.Д. "Ранний снег" 1891 г.Слева и справа висят этюды поменьше— Абрамцево, Бёхово, тарусские дали за Окой. Образцовый порядок всюду... На всем печать устоявшегося быта, прочных, проверенных временем семейных традиций. И серьезный гимназист с внимательными карими глазами — Митя Поленов, отец — Василий Дмитриевич — называет его Митюхой... Привычен жизненный уклад Найденовского дома на Кудринской. Казалось, что время, отметившее недавно рубеж столетий, не коснется налаженного мира комнаты с двумя окнами, за которыми виден заваленный снегом сад...".    Вскоре наступил декабрь 1905 г. и Найденовские дома оказался в зоне боев. Художнику и его семье пришлось пережить немало тревожных дней. Обычно цитируют дневник, который вел Василий Дмитриевич Поленов в эти дни, но в рассказе "Дом на Кудринской" дневник ведет его сын  - Митрюха (Дмитрий Васильевич), причем автор рассказа Ф.Д. пишет, привычка вести дневник сохранилась у его отца, Дмитрия Васильевича Поленова, до конца жизни.    Далее опять строки из рассказа Ф.Д. - "Но что-то сломалось. В уют старой квартиры тревожными известиями газетных сообщений властно вторгается эпоха. Недаром так молчалив за обедом отец гимназиста и скорбно выражение его глаз после получения очередных столичных новостей. Далеко за полночь не гаснет свет в его окнах, и долго-долго слышны тяжелые шаги из угла в угол мастерской...    На чисто подметенном дворе Найденовского дома, на фоне сугробов у левого флигеля, сфотографирован вчерашний гимназист в студенческой тужурке. Вдвоем с отцом остались они на Кудринской, мать с младшими сестрами ушла в безопасное место на Кисловку. Занятия в университете прерваны. На Садовой и Бронной — баррикады.В комнате Найденовского дома, выходящей двумя окнами в сад, не горит электричество. При керосиновой лампе студент ведет дневник — выработанная в детстве привычка вести его сохранится до последнего дня жизни...     7 декабря. Забастовка началась в 12 часов дня. Реальное училище было распущено, реалисты бросились снимать IV-ю гимназию, что им и удалось. Прибыл околоточный с городовыми, и казаки, причем казаки спешились, выстроились против училища и стояли таким образом до тех пор, пока все реалисты не разошлись по домам...    11 декабря. Снаряд попал и угол крыши флигеля, впоследствии оказалось, что это была шрапнель. Среди наших жильцов образовалась местная дружина самообороны. Поделили ночь на часы — мне досталось с двух часов. Была тихая, светлая ночь, только порой вдали раздавались локомотивные свистки и изредка револьверные выстрелы...   15 декабря. Стрельба в соседнем саду. Стрелял, оказывается, солдат с каланчи. У нас во дворе расчищали каток ребята, он хватил и по ним, несколько пуль хлопнуло об деревья... Сейчас в ночной тишине слышны близкие выстрелы. В сад ходить нельзя, потому что часовой с каланчи стреляет во всякого, идущего туда. Сегодня чуть не убили отца... (см. карту, как все близко, дом с каланчой сейчас Баррикадная, 4).   18 декабря. Настало спокойное утро, казалось, что кончены все волнения. Но к вечеру распространился слух, что наш дом будет расстреливать артиллерия...   22 декабря. Все стихло...   Декабрьское вооруженное восстание потоплено в крови окраин рабочей Пресни. В старом семейном альбоме остались сделанные студентом фотографии баррикад на заснеженных улицах Москвы, красных флагов боевых дружин, домов с выбитыми окнами и разрушенными стенами. И небольшой этюд из «семейной витрины», выполненный в характерной поленовской манере, этюд, написанный с риском для жизни: солдат с каланчи стрелял в каждого замеченного. И тоже на всю жизнь сохранила память те жуткие минуты ожидания расстрела Найденовки, когда Василий Дмитриевич то и дело смотрел на часы: близилось время первого залпа...".   В дни революционных событий 1905 г. Поленов В.Д. горячо сочувствовал революционному народу. Им были написаны две картины, освещающие эти события "Баррикады на Кудринской-Садовой" и "Пожар на Пресне". Он собирался их выставить на передвижной выставке 1906 г. в залах училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, газета "Речь" Санкт-Петербург от 30 марта 1906 г. сообщала о вестях из Москвы, переданных по телефону  -  "По распоряжению администрации, на передвижной выставке картин, устроенной в залах училища живописи, ваяния и зодчества, сняты картины: Поленова – «Баррикады на Кудринской-Садовой» и «Пожар на Пресне» и Касаткина «Революционер», на которой изображен человек с повязкой санитарного отряда на руке".                                                           В.Д.Поленов "Баррикады на Кудринской-Садовой".                                   Но жизнь продолжается. Василий Дмитриевич много работает, интересы его по-прежнему очень разнообразны. В 1906 году в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова "Призраки Эллады" (либретто Саввы Ивановича Мамонтова).    Через год, в 1907 г., Поленов путешествует по Германии и Италии. К 1909 году Поленов закончил, наконец, грандиозную работу - 58 картин из жизни Христа. В сущности, он посвятил им всю жизнь, задумав сначала одну картину о Христе, когда мальчиком еще увидел картину Александра Иванова. Первой и основной картиной "евангельского круга" была картина "Христос и грешница", оконченная в 1887 году. Трудно сказать, какие из этих картин были написаны в Найденовском доме в его арендованной мастерской, а какие в его усадьбе Борок на Оке, поэтому приведу картины, соответствующие периоду проживания Поленова здесь.                                        Поленов В.Д. "Он виновен в смерти" 1906 г.      Все вместе картины выставлялись лишь однажды, на выставке в России в 1909 году. Газета "Русские ведомости" от 4 мая 1909 г. сообщала: - "Выставку картин В.Д.Поленова «Из жизни Христа» в воскресенье посетили до 1500 человек. В залах выставки все время происходила настоящая давка. В будни на выставке бывает гораздо свободнее; число посетителей - от 200 до 300 чел. в день...".                                    Поленов В.Д. Кто из вас без греха? 1908 г.    В 1910 г. Василий Дмитриевич становится одним из инициаторов создания при Обществе народных университетов секции содействия фабричным и деревенским театрам. Вот как об этом периоде пишет его внук Федор Поленов  - "Спектакли и литературные вечера в доме на Кудринской, студенческая тужурка Андрея Белого и красивая голова вдохновенно читающего стихи молодого Максимилиана Волошина. Отец студента занят своей идеей секции содействия делу фабричных и деревенских театров, он собирается ехать в Грецию — красивый замысел работы в Музее изящных искусств и переписка об этом с Иваном Владимировичем Цветаевым захватывают его. Поездка откладывается до завершения работы над циклом картин, работа, которая подходит к концу. Он поглощен подготовкой выставки и деятелен больше, чем обычно. И, как всегда, в работе находит он радость и успокоение...". (Судя по этому отрывку, можно предположить, что первоначально спектакли проходили здесь, в Найденовском доме).     Эта его работа прерывается новым путешествием, с июля 1910 г. до начала осени 1911 г. Поленов ездит по Европе и под конец путешествия он побывает в Греции. По этюдам своим сделал он восемь панно для музея изящных искусств, но как пишет М. Копшицер в своей книге о Поленове "работы эти удачными назвать нельзя. Они и не прижились в музее" (два из них в 1933 г. были переданы в Саратовский музей).    В 1914 в Москве устраивается выставка картин Поленова цикла "Из жизни Христа" для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне. Газета "Раннее утро" от 29 (16) октября 1914 г. писала - "Вчера в Художественном Салоне открылась выставка картин академика В. Д. Поленова: "Из жизни Христа".Весь сбор от этой выставки идет в пользу раненых. Помещение бесплатно отведено К. И. Михайловой. Выставка представляет большой интерес. Выставлено 68 картин. Внимание публики привлекают картины: "Посреди учителей", "Решили идти в Иерусалим", "Пределы мирские", "Кто из вас без греха", "Предал дух"... Крайне доступная цена (от 10 коп.) даст возможность посетить выставку самым широким кругам населения".                                   Поленов В.Д. Решили идти в Иерусалим.  1880  - 1890 гг.    В 1915 г. Василий Дмитриевич Поленов приобрел пустующий участок на Медынке у  крестьянина Миронова и при поддержке Саввы Ивановича Мамонтова построил дом с зрительным залом, мастерскими, библиотекой, кабинетами для репетиций "секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров". Здание было спроектировано архитектором Шишковским О. О.                                                       Поленовский эскиз театрального дома.                                Открытие состоялось 29 декабря 1916 г. в присутствии А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, Г. С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В театре ставились пьесы, написанные художником, в его же декорациях, специально разработанных для небольших самодеятельных театров.     "Театральное дело на всю Россию", как называл эту секцию сам Поленов, было его любимым детищем. "Заживаясь в Москве до позднего лета, он по несколько раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой на Медынку, бегает к своему излюбленному театральному дому", - вспоминала его дочь.                               Современный вид Театрального дома. Зоологическая ул. 13.     После революции, в 1918 г. Поленовы покинули Найденовский дом и навсегда перехали из Москвы в свою усадьбу на Оку (сейчас там музей-заповедник Поленово").     Не сохранился и дом в Найденовском дворе, где жил с семьей Василий Дмитриевич. Его внук, Федор Дмитриевич, так пишет об этом - "Идут годы. Новые зимы и весны встречают дом на Кудринской. Скрипом своих ступеней возвещает старая лестница о каждом новом посетителе. Многим не суждено больше войти в мастерскую художника. Никогда не придет сюда задумчивый Левитан, не придет сестра Елена, старых друзей становится все меньше, годы идут...     Недавно я зашел во двор бывшей Найденовки. Попасть туда сейчас можно только со стороны планетария, где в незапамятные времена, я знаю, находились парники цветоводства Вилляр. Там нет ничего похожего на старые фотографии. Но флигель, в котором работал художник, еще стоит".     В книге "С любовью и тревогой" сказано, что мастерская Поленова была слева, в двухэтажном флигеле. Он сохранился до наших дней (совр. адрес д.7с13).                                    Театральный дом в советское время продолжал жить, с 1921 г. - это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова, но в 1928 г. в нем, уже переименованном в "Центральный дом искусств деревни" Н. К. Крупской, произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество.     Нет в России и многих картин художника, в т. ч. написанных и в Найденовском доме, М. Копшицер пишет "К сожалению, большинства законченных картин мы не знаем. Они долгое время оставались у Поленова, в 1924 году была организована большая выставка русского искусства в Соединенных Штатах. Целью выставки было не только показать американцам русское искусство, но и продать кое-какие картины, так как в это время Советская республика не могла еще покупать столько картин, чтобы обеспечить материально художников, оставшихся на родине. Большинство картин Поленова было куплено и до сих пор находится в Америке. В нашем же распоряжении только эскизы и альбомы весьма несовершенных репродукций".

      Садовая-Кудринская улица. Нечетная (внешняя) сторона СК. Часть 5.

     Другие достопримечательности. Оглавление.

     Использованы материалы: Федор Поленов "У подножия радуги"; М.Копшицер Поленов; Романюк С.К. По землм москавских сел и слобод; http://starosti.ru/article.php?id=19040 ; http://starosti.ru/article.php?id=44159 ; сборник "С любовью и тревогой" и др.

Метки: Баррикадная, Прогулки по Москве, Садовая-Кудринская улица, Садовое кольцо, достопримечательности, старая Москва

stapelia2784.livejournal.com


ремонт квартиры