Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой.
Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и ян.
По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации.
До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж. В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair. В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L'Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».
В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.
В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.
Бензоколонка, рядом с Беллавистой, 1934.Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.
Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.
Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.
В 1957-м Якобсен построил абсолютно новаторскую для того времени школу Munkegaard в Гентофте. Это был целый комплекс, рассчитанный на тысячу детей, при этом спроектирован он был так, что у преподавателей и учеников сохранялось ощущение уютной камерности классов. Якобсен выстроил гипподамову сетку из вытянутых одноэтажных домиков, образующих квадратные внутренние дворы-патио. Стены, обращенные во дворики, были полностью стеклянными. Между зданиями были стеклянные коридоры-переходы. Площадка для спорта и всеобщих собраний находилась ниже уровня земли. Лабораторные кабинеты и администрация — в отдельных корпусах. Школа — памятник архитектуры, и когда уже в XXI веке встал вопрос ее реконструкции и адаптации под современные учебные процессы, для этого никак не удавалось найти подходящих подрядчиков. Наконец, в 2008-м архитектурное бюро Dorte Mandrup Architects сумело бережно реконструировать и расширить уникальный учебный комплекс.
Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков. Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition. Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.
Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.
Комната 606 в The Radisson Blu Royal Hotel.Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут. Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.
К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.
Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.
www.interior.ru
«Быть архитектором — это постоянная работа. Идеи не появляются как кролики из шляпы фокусника»
Арне Якобсен
В архитектурном мире и сфере промышленного дизайна Арне Якобсен личность легендарная. Он родился в Копенгагене в 1902 году (1902 — 1971).
До поступления в 1924 году в Датскую Королевскую Академию искусств, Якобсен овладел мастерством каменщика, работая подмастерьем. Эта работа определила его дальнейшую любовь к кирпичу – материалу, ставшему доминантой большинства архитектурных работ Якобсена. Великие архитекторы — Джон Соун и Людвиг Мис ван дер Роэ, почитаемые Якобсеном, также в свое время работали каменщиками.
Стулья Арне Якобсена
Уже будучи студентом Академии Арне получил серебряную медаль за дизайн стула, представленный на выставке Exposition Internationale des Arts Decoratits, проходившей в Париже в 1925 году.
В своем многогранном творчестве Арне Якобсену удавалось сочетать идеалы модернизма и приверженность к северному натурализму.
Завершенность произведения стала основополагающей составляющей его творческого метода. Работая над проектом дома, он параллельно разрабатывал и дизайн всех его отдельных элементов — мебели, тканей, посуды, осветительных приборов и окружающих ландшафтов.
Любая функциональная вещь, по его мнению, должна иметь свое самостоятельное дизайнерское решение. Показательными примерами здесь становятся наиболее известные архитектурные проекты Арне Якобсена: аэропорт авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене. В них он спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек.
Интерьер номера 606 в SAS Royal Hotel
Номер 606
SAS Royal Hotel
Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм «Лебедь» и «Яйцо» тоже были придуманы для отеля и стали всемирно признанными дизайнерскими шедеврами. Свидетельством огромной популярности стульев стало то, что они были одним из главных предметов мебели, показанных в мыльной опере «Жители Ист-Энда» на канале BBC. Благодаря удобству, простоте и изяществу стиля, кресла до сих пор не утратили свою популярность.
Кресло «Яйцо», 1958 год
Метод Арне Якобсена — это сочетание неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Соразмерность и функциональность во всем, будь то архитектура, или мебель.
Элегантная функциональность отеля SAS Royal Hotel и школьных зданий, построенных Арне Якобсеном в Копенгагене в 1950-х годах, убедили попечительский совет Оксфорда, что Якобсен является идеальным кандидатом для работы над колледжем Сент-Кетрин. Наряду с отелем SAS Royal Hotel и созданной позже штаб-квартирой Национального банка Дании, колледж Сент-Кетрин считается одним из главных архитектурных шедевров Якобсена.
Колледж Сент-Кетрин в Оксфорде
Убежденность Якобсена в том, что все детали в колледже должны быть дизайнерски продуманными и гармоничными, отразилась непосредственно в самом контракте с заказчиком — попечительским советом Оксфорда. Архитектор настоял, чтобы в договор включили следующий пункт: «Профессор Якобсен должен сделать все, что в его силах, при создании ландшафтного дизайна, а также дизайна предметов обстановки колледжа».
Получив своего рода карт-бланш на работу, архитектор мог принимать решения во всем, что касалось дизайна колледжа, будь то определенный оттенок серых штор; высота кедров, посаженных во дворике; выбор рыбок — голавлей и золотых карпов — запущенных в пруд. Результатом стал превосходно оформленный, пропорциональный и грациозный кампус. Дизайн кампуса остается практически неизменным с момента его открытия в 1963 году.
Многоквартирный жилой комплекс Bellavista в пригороде Копенгагена, годы строительства 1934-1937
Даже в проектах многоквартирных домов Якобсен старался обеспечить жильцам максимальную автономность друг от друга. Для него был очень важен пейзаж. Он сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался живописный вид. В жилом комплексе Bellavista, ставшим общепризнанной классикой датского функционализма, Якобсен воплотил блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывно связав ландшафт и природу.
Жилой комплекс Soholm в пригороде Копенгагена Клампенборге, годы строительства 1946 — 1950
В 1950-годы Якобсен стал еще больше внимания уделять промышленному дизайну. Большое влияние на него оказали работы американских дизайнеров Чарльза и Рэй Имс, суждения итальянского историка дизайна Эрнесто Роджерса и идеи жены самого Арне Джоанны, дизайнера текстиля.
Для Якобсена дизайн каждого элемента имел равнозначную важность — «от ложки до города». И если в архитектуре он избегал биоморфизма, то в мебельном дизайне — напротив. Созданные им предметы весьма органичны.
В 1952 году Якобсен завершил работу над стулом «Муравей» (или «Модель 3100»), конструкция которого представляет собой фигурное сидение из отформованной фанеры на трех тонких стальных ножках. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула «Муравей» положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Было распродано свыше миллиона этих стульев. Это первый предмет мебели промышленного производства, ставший иконой скандинавского дизайна.
Стул «Муравей» (модель 3100), 1952 год
В 1955 году появляется стул «Модель 3107», или просто «Номер 7». Этот простой стул из бука был выполнен в форме песочных часов и первоначально имел два цвета: черный и белый. Со временем датчане архитектор Вернер Пантон и художник Поль Гернес расширили цветовую палитру стула. Стул «Номер 7» стал успешным коммерческим проектом, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов копий.
Стул «Номер 7″, 1955 год
Элегантность форм, легкость и рациональный подход в использовании материалов для стульев и кресел еще больше подчеркивают стремление Арне Якобсена максимально учесть органику человеческого тела.
Неординарное мышление архитектора и дизайнера нашло отражение во многих предметах, создаваемых Якобсеном. В работах 1960-х годов заметно, как дизайнер обращается к геометрическим формам: кругам, треугольникам, цилиндрам и кубам. Для компании Stelton он создает ставший знаменитым набор для коктейля из нержавеющей стали Cylinda Line.
Cylinda Line для Stelton, 1967 год
На протяжении трех лет он работал над этим набором, доводя его до совершенства. Каждый из 17 предметов коллекции был сделан в форме цилиндра. Правда, поначалу продажи Cylinda Line были столь низкими, что владельцу компании Stelton (приемный сын Андерсена Питер Холмблад) даже приходилась посылать свою жену в магазины Копенгагена, чтобы она там заказывала эти наборы. Однако позже Cylinda Line завоевала множество международных дизайнерских наград, а рачительный Якобсен предлагал использовать мартини-миксер из набора для приготовления супов. «Мы больше едим супов, чем пьем алкоголя», — говорил Якобсен.
Набор для коктейля Cylinda Line, нержавеющая сталь
Столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном для отеля SAS Royal Hotel Стенли Кубрик выбрал в качестве футуристического реквизита для знаменитого фильма «2001: Космическая Одиссея».
Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».
Заправочная станция, 1936 год
Проект заправочной станции. Дания, 1936 год
Стул «Чайка»
Светильники Арне Якобсена, 1957 год
Дизайн текстиля Арне Якобсена
Дизайн текстиля Арне Якобсена
Национальный Банк Дании
«Номер 7″
Сайт: Arne-jacobsen.com
Рекомендуем:
nordicdesign.ru
Дата: 11.02.2016 , Обновлено: 02.11.2017
11 февраля датскому дизайнеру и архитектору Арне Якобсену исполнилось бы 114 лет. Все его творчество было подчинено стремлению к абсолютному совершенству и законченному произведению искусства. В своей работе он продумывал каждую деталь, каждую мелочь – он проектировал здание от его фундамента до последней дверной ручки.
Арне Якобсен родился 11 февраля 1902 года. Начинал свою деятельность с работы простым каменщиком. На творчество Арне наибольшее влияние оказали работы Ле Корбюзье, а завершило становление молодого автора путешествие по Германии и знакомство с архитектурой модерниста Людвига Мис ван дер Роэ и учредителя Баухауса Вальтера Гропиуса.
Профессиональный архитектор с запретом на работу в военные годы, создатель культовых предметов интерьера, основоположник стиля “датский функционализм”, знаменитый представитель скандинавского дизайна, со своей неизменной курительной трубкой, профессор Королевской академии изящных искусств в Копенгагене – все это одинаково верно для Арне Якобсена.
Он всегда стремился к совершенству, законченному цельному произведению. Проектируя жилой дом или общественное здание, также разрабатывал и полное внутреннее его оформление, продумывая каждую мелочь – от лестничного пролета до дверной ручки и столовой ложки. Именно внимание к каждой детали и составляет основу его творческого метода. А сами предметы Арне Якобсена – это всегда решение сложных технических задач, инновации в производстве, совершенно уникальные формы и идеальные пропорции. Заканчиваем с одой восхваления датского гения и переходим к списку его самых известных работ.
Список работ Арне Якобсена открывает, конечно же, кресло Egg. В 1956 году уже 52-летний архитектор получил заказ на строительство гостиницы SAS Royal Hotel в Копенгагене, которая впоследствии будет переименована в Radisson Blu Royal Hotel. Якобсену предстояло не только разработать само здание, но и полностью создать наполнение для отеля – от крупных предметов мебели до мелких аксессуаров, дверных ручек и столовых приборов. В гостиничном лобби тогда заняло свое место, ставшее впоследствии неимоверно популярным и культовым, кресло совершенно уникальной формы Egg, получившее свое название в честь сходства с яичной скорлупой. Подрядчиком по изготовлению мебели для гостиницы SAS Royal Hotel выступала датская фабрика Fritz Hansen, которая до сих пор владеет правами на производство не только кресла Egg, но и многих других творений Якобсена.
Номер отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене.
В своем собственном гараже первый прототип кресла Арне Якобсен, подобно скульптору, создавал из глины – пропорции предмета должны были быть идеальными. Предмет Egg отличается не только удивительным округлым силуэтом, в его производстве было также применено несколько новаторских решений. Например, впервые был использован цельный твердый каркас из пластика, армированного стекловолокном, с покрытием из специальной мебельной пены. На выбор предлагается два варианта обивки с фирменным волнообразным швом – натуральная кожа и текстиль всех мыслимых оттенков. Часть работ по изготовлению драпировки до сих пор выполняется вручную, а отличительной чертой оригинального кресла (не удивительно, что подделок развелось великое множество из-за его бешеной популярности, а как узнать подлинник читайте специальный материал) является тот факт, что обивку буквально нельзя ущипнуть – настолько туго она натянута.
Кресло Egg из лобби отеля SAS Royal Hotel ушло в большой мир. Предмет занял свое место в лучших интерьерах по всему свету, блистает в голливудских фильмах и сериалах, участвует в фотосессиях, снимается в клипах. Кстати о киношных клише: кресло Egg вращается вокруг своей оси, так что предмет отлично подойдет для размышлений о коварных планах, когда необходимо отвернуться от своего оппонента и уставиться в закат, а также для неожиданного появления с предложением, от которого нельзя отказаться. Кресло Egg заслуженно входит в состав экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Кресло Swan также было спроектировано для оформления пространства отеля SAS Royal Hotel. Наряду с предметом Egg модель Swan можно считать образцом дизайна в стиле модерн – у объекта нет ни одной прямой линии, силуэт плавный, текучий, с волнистыми краями. В форме прослеживается силуэт лебедя с раскрытыми крыльями. Для кресла Swan также был применен инновационный для того времени цельный литой пластиковый каркас и покрытием из пенополиуретана.
Номер отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене.
Поворотная база идеально подходила для гостиничного лобби, позволяя переключаться от одного собеседника к другому. Кожаная и текстильная обивка в различных цветовых вариантах до сих пор проходит этапы ручного производства, такие как сшивание и склеивание. Также существует и версия дивана Swan с широким сиденьем и округлыми подлокотниками с характерными прорезями.
Для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене также был создан настольный светильник с названием в виде инициалов автора AJ. Силуэт лампы повторял строгие углы мебельной серии 3300. Стальное основание реализовано с круглым вырезом, который изначально планировался в качестве держателя для пепельницы. Интегрированный аксессуар для курильщиков остался невостребованным, а изящная тонкая выемка осталась.
К основанию крепится наклонная опора с источником света в форме расширяющейся трубы. Объект AJ полностью реализован из металла. Лампа идеально подходит для чтения или работы за столом, благодаря подвижному абажуру, позволяющему менять угол света. Узнаваемый силуэт и функциональность обеспечили коммерческий успех и возвели предмет в ранг икон дизайна. Семейство AJ впоследствии было дополнено напольными, настенными и уличными версиями.
В честь 50-летия культовый светильник помимо оригинального белого, черного и серого приобрел новые оттенки: красный, сине-зеленый, желто-зеленый, песочный и так называемый цвет петролеум (насыщенный темно-синий). При этом внутренняя поверхность абажура всегда реализована в белом тоне для создания мягкого уютного освещения.
Как уже было упомянуто выше, внутреннее оформление гостиницы было продумано Якобсеном буквально до самых мелочей, вплоть до столовых приборов. Фирменный набор из матовой нержавеющей стали от датской фабрики Georg Jensen отличается закругленной формой, что вполне обыденно для ложки, но уж никак не для вилки! Сет включает всего пять предметов: столовую вилку и нож, вилку для закусок, десертную и чайную ложку. Интересный факт: благодаря своему необычному футуристичному виду набор отлично вписался в декорации к научно-фантастическому культовому фильму Стэнли Кубрика “2001 год: космическая одиссея”. Сам Арне Якобсен называл свою серию как “столовые приборы без изысков”. Объяснялось это тем, что предметы отличались не вычурным оформлением, а сложным дизайном. Коллекция является частью экспозиции Музея современного искусства Нью-Йорка.
Имя Арне Якобсена известно во всем мире также благодаря дизайну стульев. Первый из них – Ant, получивший название из-за сходства с силуэтом муравья с поднятой головой. Впервые все части предмета – спинки, плавно переходящей в сиденье, были изготовлены из цельного листа формованной фанеры.
Стул Ant был создан специально для столовой датской фармацевтической компании Novo Nordisk. Перед Арне Якобсеном стояла задача создать легкий стул с возможностью штабелирования. Изначально предмет был выполнен именно с тремя пластиковыми опорами, как ни странно, для того, чтобы ноги пользователя не запутывались в ножках стула. Впоследствии каркас стали производить из трубчатой стали, а количество ножек в одной из версий увеличилось до классических четырех. Из столовой Novo Nordisk стул снова отправился в народ, а по всему миру впоследствии было распродано свыше миллиона экземпляров от фабрики Fritz Hansen. "Вживую" предмет можно увидеть в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Спустя три года после разработки объекта Ant Арне Якобсен приступает к изготовлению будущей иконы скандинавского дизайна – стула Series 7. Изначально модель была выпущена под названием 3107. Очередное новаторство заключалось уже не только в изготовлении литой спинки и сиденья из цельного листа фанеры. В производстве использовалась инновационная технология формирования древесины – плавность линий достигалась за счет растягивания шпона в трех измерениях.
Ироничность истории создания культового стула заключалась в том, что, по словам самого Арне Якобсена, в качестве вдохновения он использовал аналогичный предмет семейной четы дизайнеров Имзов, скопировав его. В дальнейшем оказалось, что простая изящная форма стула 3107, напоминающая песочные часы, таит в себе огромный потенциал. Так и появилась Series 7 – предмет обзавелся подлокотниками, колесиками в качестве офисного кресла, стал барным стулом и даже дополнился маленьким письменным столиком в качестве портативной студенческой парты. А уж сколько вариантов и различных версий развелось впоследствии! Оригинальная модель из ясеневого шпона теперь доступна в десяти вариантах древесины, с обивкой и без, в любом цветовом исполнении. Не удивительно, что по всему миру было распродано более пяти миллионов копий данной модели!
Культовый стул в свое время даже стал символом сексуальной революции, появившись в скандальной на тот момент фотосессии обнаженной британской модели Кристин Килер авторства Льюиса Морли. Снимки получили широкую известность, и поговаривают, что с того момента продажи стула моментально пошли в гору. Увидеть знаменитый предмет можно в Музее современного искусства Нью-Йорка.
Коллекция посуды Cylinda-Line отличается простотой и лаконичностью форм без лишних деталей, наравне с узнаваемым примечательным силуэтом. Серия из сатинированной нержавеющей стали включает восемь предметов: кофейник, молочник, сервировочный поднос с выступающими ручками, сахарницу с крышкой и отверстием для ложечки, заварочный чайник, френч-пресс на восемь чашек кофе с двойными стенками для поддержания температуры, шесть подставок для бокалов с держателем и кувшин объемом один литр.
Диван с говорящим названием Mayor был создан совместно с датским архитектором Флеммингом Лассеном для городской мэрии датского же города Соллерод. В предмете прослеживается зарождающаяся в Арне Якобсене любовь к модернизму. Цельная спинка, переходящая в подлокотники, дополнена слегка закругленными боковинами. Трехместное сиденье покоится на добротном основании из массива дуба. Еще одной отличительной особенностью дивана является обивка в ярких оттенках (зеленый, фиолетовый, розовый, серый, желтый и другие по запросу) с двойным рядом декоративных пуговиц. Возрождением Mayor из небытия занялась в 2013 году датская фабрика &tradition, запустив масштабное переиздание знакового предмета Арне Якобсена.
В 1937 году Арне Якобсен совместно со своим соотечественником Эриком Моллером начал разрабатывать проект новой ратуши города Орхуса, вылившегося в масштабное сооружение в стиле функционализма, столь непохожее на привычное обиталище местной власти. Помимо оригинальной часовой башни, оформления норвежским мрамором и других интерьерных решений Арне Якобсен разработал фирменный шрифт для всех обозначений внутри и снаружи и помещений.
В 2009 году датская дизайн-студия Design Letters, взяв за основу тот самый шрифт, создала коллекцию предметов интерьера AJ vintage ABC. Серия включает фарфоровую посуду (чашки, чайники, стаканчики, горшки, подставки и многое другое), текстиль, офисные принадлежности и предметы для детей с буквами и цифрами Арне Якобсена. Вот такая своеобразная дань уважения великому архитектору – гениальность дизайна она не только в масштабных творениях, она в первую очередь в мелочах.
Материал подготовили Наталья Сазонова и Дарья Маслова
www.admagazine.ru
Творчество Арне Якобсена было подчинено стремлению к совершенству, где абсолютно все детали были тщательно продуманы — от фасада здания до каждой дверной ручки
Датский архитектор Арне Якобсен со своей неизменной трубкой. Всемирно известный автор изменивших мир зданий, создатель выдающихся предметов дизайна, основоположник стиля «датский функционализм», профессор Королевской академии изящных искусств в Копенгагене.Творческое становление
1 Один из самых ярких представителей скандинавского дизайна (наряду с Алваром Аалто) датский архитектор Арне Якобсен (Arne Jacobsen) родился 11 февраля 1902 года. Свою профессиональную карьеру молодой автор начинал с работы простым каменщиком. Наибольшее влияние на творческий метод Якобсена оказали работы выдающихся модернистов, в первую очередь —французского архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier). Завершило его профессиональное становление путешествие по Германии и знакомство с проектами Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и учредителя Баухауса Вальтера Гропиуса (Walter Gropius).
2 Во времена Второй мировой войны Якобсен и его собственное бюро, основанное в 1930 году, получило запрет на занятие архитектурной деятельностью. Из оккупированной Дании дизайнер под покровом ночи был тайно переправлен в Швецию на рыбацких лодках в числе 7200 спасенных евреев. Заняться архитектурой автор смог только в 1945-м году по возвращению на родину.
Спорные проекты
3 Работы Якобсена считались слишком радикальными для своего времени и воспринимались весьма критически как обывателями, так и профессионалами области. Например, местное население «Беллависты» (пляжного комплекса 1930 года) не дало завершить строительство и возвести в центре нового парка вышку с вращающимся на вершине рестораном. А здание муниципалитета в Орхусе 1937 года под давлением жителей все же получило традиционную для административного строения часовую башню. Проект в духе функционализма скорее напоминал заводской цех, чем импозантное обиталище местной власти.
Самым масштабным на момент постройки в 1930 году для Якобсена стал проект «Беллависта». Комплекс севернее Копенгагена включал пляжный резорт, многоквартирные жилые дома, футуристичную бензоколонку, театр и реконструированный старый ипподром. В 1937 году датский архитектор разработал проект новой ратуши города Орхуса. Масштабное сооружение в стиле функционализма резко выделялось из ряда существовавших на тот момент административных зданий.Комплексный подход
4 Главным принципом в работе Якобсена был комплексный подход. Он не просто строил здания или создавал предметы, он занимался проектированием от начала и до конца, продумывал все детали — от фундамента и лестничных пролетов до каждого последнего элемента, с которым будет взаимодействовать пользователь. Будь то простая дверная ручка, к которой прикоснется постоялец отеля или обычная ложка, которой будет сервирован завтрак. Все должно было подчиняться общей концепции.
Для вышеупомянутого здания муниципалитета в Орхусе Якобсен разработал не только полный архитектурный проект, но и создал систему навигации с авторским новаторским шрифтом. Впоследствии датская дизайн-студия Design Letters, взяв за основу те самые буквы и цифры, придумала коллекцию аксессуаров AJ vintage ABC, в которую вошла фарфоровая посуда, текстиль, офисные принадлежности и др. Фото: Design Letters5 Благодаря комплексному подходу в 1956 году появился первый дизайнерский отель в мире. В SAS Royal Hotel (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel) авторским было буквально все: от самой архитектуры до каждой пепельницы. Реализация этого проекта подарила огромное количество культовых предметов, без которых сейчас невозможно представить мир дизайна. Специально для лобби были созданы кресла Egg и Swan (Fritz Hansen), разработан лаконичный светильник AJ, чистая по своей форме серия столовых приборов, которую в настоящее время производит Georg Jensen. После смены владельца отель стал сетевым и потерял большую часть своей обстановки. Однако и эта темная страница истории теперь позади. В этом году благодаря усилиям студии Space Copenhagen здание было реконструировано, а многие изначальные задумки Якобсена восстановлены. Подробнее о ремонте Radisson Blu Royal Hotel читайте в отдельном материале по ссылке.
По случаю завершения реконструкции знаменитого отеля Radisson Blu Royal Hotel, дизайн-студия Space Copenhagen представила коллекцию мебели специально для обновленного отеля. Фото: Space CopenhagenНестандартный подход
6 К созданию своих предметов Якобсен подходил как скульптор. Первые версии культового кресла Egg буквально были вылеплены из глины руками самого мастера. Снова и снова автор создавал прототипы, пока форма и пропорции не стали действительно идеальными.
В честь 60-летия знаменитых кресел Egg и Swan фабрика Fritz Hansen выпустила праздничную коллекцию. Предметы обиты неокрашенной натуральной кожей, которая по замыслу производителя будет со временем постепенно красиво стареть и благородно темнеть.7 Арне Якобсена никогда не могли остановить технические сложности в реализации того или иного проекта. На каждую проблему он искал новые возможности и новый подход. При создании кресел Egg и Swan впервые был использован литой цельный каркас из пластика, армированного стекловолокном. Стулья Ant и Series 7 были впервые изготовлены из цельного листа формованной фанеры. В обоих предметах спинки плавно переходят в сиденье.
В честь 60-летнего юбилея культовой серии стульев Series 7 фабрика Fritz Hansen пригласил знаменитых дизайнеров и архитекторов интерпретировать творение Арне Якобсена. На фото версия Захи Хадид с фирменными органическими формами. Дизайнеры из группы BIG в своем новом издании наглядно изобразили многослойность фанеры, а также возможность составлять стулья Series 7 в стопку, то есть штабелироваться.Иконы дизайна
8 За годы творчества Якобсен воплотил в жизнь множество знаковых предметов, повлиявших на развитие дизайна. Помимо уже упомянутых объектов, датский архитектор также разработал кресло Drop (самый любимый его объект для SAS Royal Hotel) в виде капли воды с изогнутой спинкой, диван и кресло Series 3300, резко выделяющиеся своими строгими формами, диван с говорящим названием Mayor с силуэтом в духе модернизма. Все самые известные работы автора в области дизайна можно изучить в галерее:
9 Арне Якобсен является основоположником стиля «датский функционализм». При этом аксетичность ни в коем случае не приравнивается к примитивности. Все его проекты были подчинены эргономичности и удобству использования, простоте без лишнего украшательства, а также неизменной тщательной проработке деталей.
Роль в массовой культуре
10 Благодаря своей необычной чистой форме и идеальным пропорциям, предметы авторства Арне Якобсена стали постоянными приглашенными гостями на съемочных площадках фильмов и клипов, а также главными героями проектов знаменитых фотографов. Например, знаменитый стул Series 7 стал символом сексуальной революции. Предмет появился в скандальной на тот момент фотосессии обнаженной британской модели Кристин Килер авторства Льюиса Морли. Снимки получили широкую известность, и говорят, что с того момента продажи стула моментально взлетели. Также набор столовых предметов футуристичной формы Арне Якобсена можно увидеть в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: космическая одиссея».
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
1902-1971
Арне Якобсен — архитектор и дизайнер, наиболее успешно реализовавший идеи Bauhaus, стиля, сочетающего в себе функционализм, удобство и потрясающий внешний вид. Его проекты дизайна и архитектуры распространены по всему миру и несут эпохальную значимость развития искусства.До изучения архитектуры Арне Якобсен первоначально прошел обучение на скульптора в Датской Королевской академии искусств, Копенгаген / Royal Danish Academy of Arts, Copenhagen, которую окончил в 1927 году. После окончания академии три года он проработал в архитектурной студии Пола Холсо / Paul Holsoe, в 1930 году основал конструкторское агенство, в котором воплощал все свои идеи в качестве архитектора, создавал шедевры дизайна и интерьера. С 1956 года Арне Якобсена пригласили преподавать в академию искусств, которую он закончил. Наиболее значимые проекты Якобсена — St. Catherine´s College, Оксфорд и the SAS Hotel в Копенгагене.
Все изобретения Арне Якобсена появлялись сначала как наброски на бумаге в виде эскизов конструкций с краткими очерками, а затем были смоделированы в гипсе или картоне в натуральную величину. Работа над моделью продолжалась до тех пор, пока его макет и идея не приобретали абсолютную точностью. Стул «Ant» / «Муравей», сконструированный в 1952 стал началом его мировой известности в качестве дизайнера мебели и стал первым из ряда серии легких стульев с сиденьем и спинкой в едином плате гнутого дерева.Модель «3107» с 1955 часто называют просто «Стул Номер Семь «. Стул производился в трех цветах — бук, черный и белый. На протяжении многих лет цветовые решения дорабатывались. В этом приняли участие датский дизайнер Вернер Пантон / Verner Panton и художник Поль Гернес / Poul Gernes. И сегодня цветовая палитра включает в себя разнообразие цветов в лаке или глазури и классические — бук, клен, ясень, вишня. Стул «3107» стал самым большим успехом в истории датского мебельного дизайна – уже продано более 5 миллионов копий.
Проект отеля Royal Hotel, расположенного в Копенгагене в 1956-61, является одним из шедевров работ Арне Якобсена. Для интерьера отеля он разработал несколько предметов мебели, светильников и тканей, так же столовые приборы, стаканы и дверные ручки. Основными объектами интерьера стали кресло «Swan» и «Egg«, ярко выделяющиеся своей формой и индивидуальностью, но находящиеся в гармонии с интерьером отеля.
В 1960’ых Арне Якобсен обратился к простым геометрическим формам. Всё больше проявлялись в его работах круг, цилиндр, треугольник и куб. Можно сказать, что архитектурное образование стало проявляться в дизайне со строгими формами и пропорциями. Посуда из нержавеющей стали «Cylinda-Line» и лампы серии «AJ» отражают это. Общим для всех творений Арне Якобсена является то, что они все стали иконами дизайна.
Всемирная известность к Якобсену пришла после того, как Fritz Hansen, международный производитель дизайнерской и качественной мебели, начал производство стульев «Муравей» и «Номер Семь». Коллекция производителя включает в себя мебель вне времени — известные модели датских дизайнеров , ставших иконами дизайна и более свежие серии мебели, разработанные датскими и международными дизайнерами.
probauhaus.ru
Ле Корбюзье, из пяти принципов новой архитектуры: «Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением железобетонного каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью».
Мис Ван дер Роэ. Вилла Тугенхат. Брно. 1928-1930.Мис Ван дер Роэ, архитектор: «Многие думают, что свободный план означает абсолютную свободу, но это не так. Свободный план требует от архитектора такой же дисциплины и вдумчивости, как и традиционный план».
Шоурум TED Milanо в интерьерах виллы, спроектированной Джо Понти. 1930-е.Джо Понти, из девяти принципов архитектора: «В квартирах должно быть максимальное количество встроенной мебели. В каждой квартире должно быть три части: служебная, дневная и ночная. Служебные помещения не должны соприкасаться с парадными комнатами. Балконы, террасы и окна — рассматриваться как часть квартиры, шторы и ящики с цветами обязательны».
Room 606, Royal Hotel, Копенгаген. Интерьер и предметы обстановки созданы Арне Якобсеном.Арне Якобсен, архитектор, дизайнер: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».
Жозеф Диран, парижский интерьер. Жозеф Диран, парижский интерьер. Жозеф Диран, парижский интерьер. Жозеф Диран, парижский интерьер.Жозеф Диран, архитектор: «Я не люблю битком набитых помещений, это правда. Мне нравится работать с объемами, играть фактурами, нравится выявлять текстуру камня и дерева. Мои интерьеры только кажутся пустыми. В них нужно всматриваться, тогда постигаешь всю их красоту».
По теме: Жозеф Диран: новый парижский шик
Андре Фу. Бутик-отель The Upper House.Андре Фу, архитектор: «Мой подход опирается на новый концептуальный язык «вальяжной роскоши». Я всегда с удовольствием сравниваю создание интерьера с рассказом, в котором каждый новый поворот событий приносит сюрприз и подогревает любопытство. В дизайне мне важны три категории — изображение, память и эмоции. Я работаю над их диалогом, сочиняю повествование, которое призвано создать памятные воспоминания».
Фрэнсис Султана. Особняк в Лондоне.Фрэнсис Султана, дизайнер, галерист: «Интерьер должен быть сложным и одновременно уютным — комфортным для жизни. При всем том, что я делаю статусные проекты, много внимания уделяю практическим компонентам. Например, системам хранения. Заказчики обычно забывают о таких «мелочах», приходится напоминать».
Квартира на 5-й Авеню, Нью-Йорк. Studio Bill Sofield.Билл Софилд, дизайнер: «Роль освещения в интерьере трудно переоценить. Однако большинство дизайнеров слишком полагаются на архитектурный свет. Верный путь сделать комнату меньше, чем она есть, — вмонтировать в потолок точечные светильники-споты (они похожи на следы от оспы на лице дома). Наполняя комнату светильниками, я начинаю с крупных, основательных объектов, называя их якорями. В гостиной это могут быть торшеры или настольные лампы у дивана. Затем я добавляю к ним «лирические» детали для настроения — как ювелирные украшения».
Дом Келли Хоппен в Лондоне.Келли Хоппен, дизайнер: «Начинать проект следует с планировки, поскольку никакие отделки не спасут ситуацию, если планировка неудобная. Еще мой совет — сочетать дорогие и бюджетные материалы, в каждом помещении располагать акцентные предметы — такие, что выделяются цветом, формой, фактурой».
Квартира Февра в Париже. Скамья спроектирована Ж. Февром и изготовлена Renaissance & Restauration в черном эбене.Жерар Февр, автор интерьеров, специалист по недвижимости: «Создавая самые разные помещения, каждый раз я действую схожим образом: определяю центральный элемент и вокруг него выстраиваю интерьер. Мне нравится придавать старым местам современный дух. Мой путь — марьяж старинной архитектуры и актуальных вещей, аутентичного исторического стиля и новейшего комфорта».
www.interior.ru
Метод Арне Якобсена — соразмерность и функциональность. Его архитектура и предметы интерьера (такие как стулья и кресла «Лебедь» (Swan), «Яйцо»( Egg), «Муравей»( Ant) — замечательный пример сочетания неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном, Стенли Кубрик выбрал в качестве футуристического реквизита для знаменитого фильма «2001: Космическая Одиссея».
Арне Якобсен родился в Копенгагене в 1902 году. До поступления в Королевскую Академию искусств обучался на каменщика. Ещё будучи студентом подавал большие надежды, получив серебряную медаль за дизайн стула, который был представлен на выставке Exposition Internationale des Arts Decoratits, состоявшейся в Париже в 1925 году.
С 1927 по 1929 год Якобсен работал в архитектурном бюро Пауля Холсо (Paul Holsoe), после чего открыл собственную дизайн-студию и начал частную практику в качестве архитектора и дизайнера интерьеров. На его ранние работы оказало влияние творчество Корбюзье, Гуннара Асплунда (Gunnar Asplund) и дизайнеров Современного Движения (Modern Movement), например, Людвига Мис ван де Ройя (Ludwig Mies van de Rohe).
Якобсен был одним из первых, кто своими проектами представил модернизм в датском дизайне. В числе этих проектов — «Дом будущего» (House of the Future) — круглый в плане, который он создал в соавторстве с Флеммингом Лассеном (Flemming Lassen) в 1929 году. Его первыми значительными архитектурными объектами были Bella Vista housing в Копенгагене (1930-34) и Functionalist Rethenborg House в Ордрапе (Ordrup) (1930). Якобсен даже в многоквартирных домах обеспечивал жильцам максимальную автономность. И пейзаж был для него важнее, чем социальные теории. Вместе с тем, он совершенно сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался отличный вид. Комплекс Bellavista, этажность которого была ограничена муниципалитетом, состоит из 3-х корпусов. С помощью уступов архитектор остроумно разбил южные фасады длинных крыльев на небольшие, слегка повернутые относительно сторон света секции. При этом продолжением наружной стены одной из комнат является балкон. Стена смежной квартиры образует на восточном фасаде соответствующий выступ. А её южная стена снова «выныривает», завершаясь балконом. В каждой квартире есть видовой балкон. Каждая квартира имеет компактную правильную форму. Протяжённость постройки скрадывается, а переход от двухэтажных секций к трёхэтажным смягчается. Блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывная связь с ландшафтом и природой, и никакого намека на биоморфизм.
Арне Якобсен редко покидал свою студию в Копенгагене, и когда в 1958 году ему предложили разработку нового корпуса для Оксфордского университета один из видных архитекторов написал письмо в The Times, охарактеризовав это событие как худшее оскорбление для британской архитектуры с 11 века, когда французу было поручено восстановление Кентерберийского собора.
Важной составляющей творческого метода Арне Якобсена было его стремление к созданию завершённого произведения: работая над проектом дома, он разрабатывал дизайн абсолютно всех его элементов. Любая самостоятельная функция должна была, по его мнению, получить и самостоятельное дизайнерское решение. Для своих наиболее известных архитектурных проектов, Аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960), Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек. Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм «Лебедь» и «Яйцо» — творения Якобсона для отеля, стали настоящими шедеврами в мире дизайна и до сих пор остаются непревзойдёнными по удобству, простоте и изяществу стиля.
Ранее, в 1952 году, появился ещё один шедевр от Якобсена - стул «Муравей» (Ant Chair), а точнее серия штабелированных стульев из отформованной фанеры с металлическим каркасом. Впервые спинка и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры. Дизайн стула «Ant» положил начало всемирной известности Арне Якосена как дизайнера мебели. Свыше миллиона стульев «Муравей» было распродано. Это первая настоящая промышленная мебель, ставшая иконой скандинавского дизайна.
Следующим шедевром Якобсена как по значимости, так и по дате создания, является модель «3107» 1955 года, обычно называемая «Номер 7». Стул первоначально был выполнен из бука в белом и чёрном цветах. Впоследствии датский архитектор Вернер Пантон (Verner Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас стул выполняется разнообразной цветовой палитры из разных материалов (бук, клён, ясень, вишня). Стул номер 7 (1955) является одним из самых успешных коммерческих проектов, со дня его создания было изготовлено более пяти миллионов копий.
Сидя в креслах и на стульях Якобсена, начинаешь заново ощущать разумную органику человеческого тела. Они сочетают в себе элегантность формы, рациональный подход к использованию материалов и лёгкость. Лишь единицам удалось превзойти обострённую чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.
Талантливый архитектор, во всем мире Якобсен был известен как дизайнер мебели, но именно неординарное архитектурное мышление во многом повлияло на оригинальные формы созданных им предметов. Особенно это проявилось в его работах 60-х годов, когда внимание дизайнера привлекли геометрические формы: круги, цилиндры, треугольники и кубы. В это время были созданы набор посуда «Cylinda-Line» для компании Stelton и серия ламп «AJ» для Louis Poulsen, которые также стали классикой дизайна XX века.
Незадолго до своей смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».
Биография Арне Якобсена:
1902 — Родился в Копенгагене.
1924 — Стал студентом на архитектурном факультете Королевской академии искусств в Копенгагене.
1925 — Награждение серебряной медалью в категории «Дизайн» на Международной выставке «Décoratifs» Национальной школы искусств в Париже. Там же он знакомится с работами Ле Корбюзье (Le Corbusier).
1927 — Посещение Берлина. Знакомство с Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Мисс Ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe). Получает золотую медаль по окончании Королевской академии.
1930 — После нескольких лет работы над публичными проектами, Арне Якобсен выигрывает на конкурсе право на реализацию первого публичного проекта по модернизации пляжа в Bellevue.
1935 — Создание комплекса домов Bellavista в Klampenborg — общепризнанная классика датского функционализма. Проект здания Stelling Hus в Копенгагене.
1943 — Начало двухлетнего изгнания в Швеции, где Якобсен концентрируется на дизайне текстиля и обоев, также строит два частных дома для шведских врачей.
1945 — Возвращение в Данию. Работа над строительством жилья и школ.
1950 — Начинается пятилетний проект по разработке серии домов Søholm в Klampenborg, которые знаменуют собой новый экспериментальный этап в творчестве Якобсена.
1951 — Под впечатлением от литых работ из фанеры Чарльза и Рэй Эймс (Charles and Ray Eames), Якобсен создаёт стул «Муравей» (Ant Chair).
1955 — Формы Ant Chair уточнены в стуле модель «3107» — бестселлере, получившем название «Серия 7».
1956 — Разработка мягких стульев «Яйцо» и «Лебедь» для SAS Royal Hotel в Копенгагене, а также столовые приборы из нержавеющей стали, впоследствии выбранные Стенли Кубриком для «2001: Космическая Одиссея»
1957 — Проект «Круглый Дом» на острове Sjaellands как кульминация экспериментов Якобсена с темой «дом будущего».
1960 — Разработка колледжа Святой Екатерины в Оксфорде. Якобсен настаивает на создании комплекса зданий с учётом ландшафтных особенностей.
1961 — SAS Royal Hotel в Копенгагене. Апогей творчества Арне Якобсена выразился в стремлении к соразмерности и сбалансированности конструкции здания от фасадов вплоть до маленьких светильников.
1966 — Якобсен выигрывает в конкурсе на проектирование новой штаб-квартиры Национального банка в Копенгагене. Строительство продолжалось после его смерти. Здание открылось в 1978 году.
1971 — Арне Якобсен умирает в Копенгагене.
Архитектура:
Bellevue Beach, Klampenborg, Denmark (1932) | Bellavista residential complex, Klampenborg, Copenhagen (1931–34) | Bellevue Theatre and restaurant, Klampenborg (1935–36) |
Skovshoved Petrol Station, Skovshoved, Copenhagen (1936) | Stelling House, 6 Gammeltorv, Copenhagen (1934–37) | Sollerod Town Hall (with Flemming Lassen), Sollerod, Copenhagen (1938–42) |
Arhus City Hall (with Erik Moller), Arhus (1939–42) | Soholm I (1946–50), II and III terraced houses, Klampenborg | Rodovre Town Hall, Rodovre, Denmark (1952–56) |
Munkegaard School, Copenhagen (1957) | SAS Royal Hotel (Radisson Blu Royal Hotel), Copenhagen (1958–60) | National Bank of Denmark, Copenhagen (1965–70) |
St Catherine's College, Oxford, UK (1964–66) | Christianeum School, Hamburg, Germany (1970–71) | Royal Danish Embassy, London, UK (1976–77) |
Другие проекты:
Allehusene housing, Gentofte, Copenhagen (1949-1953)Glostrup Town Hall, Glostrup, Copenhagen (1958)Toms Chocolate Factory, Ballerup, Copenhagen (1961)Landskrona Sports-Hall, Landskrona, Sweden (1965)Mainz City Hall, Mainz, Germany (1966–73)HEW Vattenfall Europe, Hamburg, Germany (1970)Parliament House, Islamabad, Pakistan
Предметы интерьера:
famous.totalarch.com
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений