Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Есть мнение, будто российского предметного дизайна не существует. Оно понятно и небезосновательно: если попробовать найти в поисковой системе «российский дизайн», обнаружишь разве что локальные марки одежды. Что касается мебели и предметов для дома, то этот рынок, как и информационное пространство, заполнен в первую очередь предложениями европейских и китайских производителей.
Даже хорошо знакомые с темой люди навскидку назовут три, максимум пять, российских производителей, которые работают над собственным дизайном предметов. На самом деле, сегодня их насчитывается порядка трех с половиной сотен. Это все еще ничтожно мало по сравнению с колоссальным объемом импорта и продукции крупных российских мебельных фабрик, не создающих оригинальный дизайн, однако триста пятьдесят это уже значительно больше, чем ноль. Это пока еще не рынок, но предпосылки к его образованию.
Чтобы разобраться, как сегодня формируется рынок российского предметного дизайна, мы опросили 140 дизайнеров интерьеров в Москве и регионах (91 и 49 соответственно). Дизайнеры интерьеров были выбраны не случайно: с одной стороны, они постоянно работают с предметными дизайнерами и производителями, с другой – непосредственно контактируют с потребителем.
В среднем, практикующий дизайнер интерьеров реализует три проекта в год, как правило, это проекты жилых пространств. Чаще всего, разрабатывая стиль помещения, он прибегает к классике, за которой следуют интерьеры с элементами эстетики лофт и индастриал, эклектика, скандинавский стиль и минимализм. Ампир, поп-арт и постмодернизм – наименее популярные форматы. На перспективу ближайших двух лет дизайнеры интерьеров не видят существенных изменений, но ожидают, что наравне с наиболее популярными сегодня стилями станут развиваться и такие направления дизайна, как эко и контемпорари.
При этом приставку «эко» все воспринимают по-своему. Кто-то как использование природных материалов и растительных мотивов в декоре, кто-то как применение высокотехнологичных материалов, производство которых наносит минимальный урон окружающей среде, а кто-то как использование биоразлагаемых и подлежащих повторной переработке материалов. Первое восприятие доминирует даже среди дизайнеров, поэтому можно предположить, что в ближайшее время экологическая тема в России будет развиваться как чисто декоративная: в интерьерах появится еще больше натурального дерева, гербариев и других растительных элементов.
Материалы, которые у потребителя ассоциируются с эстетикой лофта, дизайнеры интерьеров используют в том числе и в работе над жилыми пространствами. Практически все, с кем мы говорили, смело используют в качестве декора кирпич, около половины – бетон, чуть меньше – мебель из необработанного дерева, слэбов или пеньков, а также сварные конструкции и даже амбарную доску. Огромное предложение товаров с характеристикой «в стиле лофт» говорит само за себя: этот стиль не только все еще жив, но и продолжает стремительно набирать популярность.
Дизайнеры интерьеров признаются: они с интересом следят за новинками российского предметного дизайна, но ассортимент этих продуктов все еще слишком мал для того, чтобы укомплектовать им интерьер полностью. Кроме того, конкретные марки широкому потребителя почти не известны, и предлагать российские продукты своим клиентам дизайнеры не торопятся. Имидж российского предметного дизайна действительно не сформирован окончательно: несмотря на то, что сами предметы воспринимаются с точки зрения дизайна достаточно позитивно, многие уверены, что российский дизайн это только заимствования и копирование западных аналогов.
Говоря о необходимых условиях использования российских предметов в своих проектах, дизайнеры интерьеров называют, в первую очередь, их высокое качество, более низкую стоимость, оригинальный и качественный дизайн, а также быстрый срок изготовления и доставки. Эти характеристики можно считать общими и применимыми не только к российскому дизайну, но помнить об их важности необходимо. Другой важный момент – наличие и информативность шоурумов. Сейчас у многих дизайн-производств шоурумов нет вообще, а те, которые есть, недостаточно информативны. При этом, возможность посмотреть вживую, потрогать, изучить варианты отделки критически важна для большинства дизайнеров интерьеров.
Согласно нашему опросу, самая известная российская марка в сфере предметного дизайна – Archpole: 20% опрошенных вспомнили ее без подсказки. Все остальные дизайн-производства известны крайне слабо. По показателю знания с подсказкой также лидирует Archpole (55%). За ним с существенным отрывом следуют Дымов Керамика (41%), Woodi (40%), Finex (34%), Like Lodka (30%), The Idea (29%), FineObjects (22%) и SOHA Concept (20%). 16% опрошенных не знают ни одну марку из показанного списка 30 российских брендов.
При этом, треть опрошенных дизайнеров покупали готовые предметы интерьера у российских дизайн-производств в последний год. Но даже несмотря на это, в общей массе доля предметов российского производства, используемых дизайнерами в их интерьерных проектах, все еще крайне мала. По грубой оценке, она составляет от 1 до 4%.
Барный табурет Fullmoon Oak Bar, Archpole
Комод Big Woo, Woodi
Лодка-стеллаж Like Lodka
Наиболее распространенный способ поиска необходимого предмета – интернет, в частности одна из поисковых систем, в строку поиска которой вводится название категории, например, «стол из дерева». Таким образом поступают 66% опрошенных. В немногим более 40% случаев дизайнеры ищут предметы на сайтах магазинов и агрегаторов (наиболее популярный ресурс – The Furnish), а также на интерьерных порталах (наиболее популярный – HOUZZ). Если подходящий предмет найти не удается, то только треть дизайнеров (35%) отказываются от его использования предмета и ищут замену. Большинство заказывает необходимый предмет на производстве.
Заказывая предмет, дизайнеры обычно сами придумывают дизайн и отправляют его на производство или находят в интернете фото похожего объекта и используют его в качестве образца. Куда реже дизайнер описывает производству свои нужды и просит не только произвести предмет, но и разработать его дизайн.
За последний год к российским компаниям и частным мастерам обращались более половины опрошенных (58%). При этом долю именно дизайн-производств в общем объеме выделить сложно, так как дизайнеры интерьера далеко не всегда видят разницу между дизайн-производством и мебельной фабрикой или дизайн-производством и столярной мастерской – для них это просто поставщик мебели.
Данный опрос был проведен в сентябре-октябре 2016 года во время работы над альманахом К°ЛЛЕКЦИЯ. При подготовке следующего выпуска мы обязательно сделаем еще один замер и посмотрим, как изменился рынок.
design-mate.ru
Потребителя сегодня нужно спасти от неограниченного количества одинаковых предложений — так сегодня считают многие компании в различных индустриях. По всему миру популярность набирают сервисы, упрощающие процесс выбора товара: WabyParker продают «просто» очки (оценка компании прошла отметку в $1 млрд в 2015 году), Casper — «просто» одеяла и подушки (объем продаж компании достиг $1 млн в первый месяц). Для разработки сайта-визитки давно обращаются не к программистам, а к конструкторам, где, взяв шаблон за основу, можно изменить только название и фотографии. Многие подписочные сервисы, основатели которых получили венчурное финансирование (а в мире их число приближается к 60), также решают для пользователя проблему мук выбора: зачем десятки вариантов лезвий, если можно купить «просто» станок (Dollar Shave Club) или зачем в очередной раз выбирать сорт кофе, если можно получать еженедельно свежие зерна сорта, выбранного один раз и надолго (Moustache Coffee Club)? В эпоху консьюмеризма и безграничного выбора стандартизация для нишевых стартапов превращается в конкурентное преимущество. Для потребителя «просто-продукт» — способ избежать перегрузки постоянным выбором и не потратить лишнее время, для производителя – возможность увеличить маржинальность при экономии на масштабе.
Тенденция не обошла и Россию: на этой волне появляются стартапы и формируются новые бизнес-модели. Одно из самых заметных явлений — стандартизация на рынке ремонта, интерьеров и дизайна — сферы, в которой потребитель иногда вынужден совершать выбор слишком активно.
«Шаблон» как сырой концепт
Дизайнеров интерьера можно найти на досках объявлений (Avito, «Из рук в руки»), с помощью сервисов поиска специалистов (YouDo, Profi.ru), а также на более специализированных площадках, связанных с ремонтом — с интерфейсами для консультаций, с более продвинутыми механизмами верификации как заказчика, так и дизайнера (например, сервис Radme представляет каталог дизайнеров с заготовленными дизайн-проектами и последующим аудитом выполненной ими работы).
Но коммуникация между дизайнером интерьера и его заказчиком на 80% состоит из подбора концепции и длительных согласований, а стоимость готового проекта повышает именно время, потраченное дизайнером. Так арт-директор студии «Точка Дизайна» (с ежегодным оборотом в $3 млн и 40 cотрудниками в штате) Степан Бугаев объясняет, почему решил не останавливаться на развитии текущего бизнеса, а создать стартап. С ним согласен Борис Кузнецов, раньше работавший в российском подразделении Booking.com и Ostrovok. Сейчас предприниматели развивают FlatPlan – онлайн-сервис, который создает интерьеры для тех, кто раньше предпочитал экономить на дизайне (если частные дизайнеры и дизайн-студии слишком дороги) и справлялся собственными силами.
Бугаев учился в МФТИ, на предпринимательские проекты его вдохновил Сергей Белоусов, с которым он когда-то вместе решал задачу по оптимизации производственных процессов для Rolsen (один из первых бизнесов Белоусова, бытовая техника). Руководить продажами Бугаева научила работа в компании по производству офисной техники МВ, помогло и дополнительное образование в Высшей школе экономики. По словам Бугаева, рынок дизайна и ремонта жилья поразил его отсутствием четкой структуры. Увидев американскую компанию Lauren&Wolf (декоры под ключ — более $26 млн венчурного финансиования), Бугаев и Кузнецов решили адаптировать модель для российского рынка ремонта.
На разработку проекта интерьера дизайнер FlatPlan тратит 20-25 часов, стоимость каждого часа сервис оценивает в 1000 рублей и добавляет к этому расходы на печать, упаковку и доставку альбома до клиента, в результате предлагая полноценный дизайн-проект за менее чем 30 000 руб. Даже для небольших квартир по Москве цены выше: так, по данным InMyRoom, полный дизайн проект может обойтись в 60 000 рублей. Сам ремонт клиент проводит самостоятельно, выбирая подрядчиков, покупая материалы (последние, правда, тоже будут рекомендованы). На сайте пользователь проходит тест из 11 вопросов о своем будущем жилье: в каждом вопросе выбрать одну из четырех наиболее понравившихся фотографий квартир. На выходе — получить на выбор несколько дизайнов. Однако при этом смычка онлайн и офлайн все же нужна. Обязательная часть работы – обмеры квартиры заказчика. Зачем? К полной автоматизации и стандартизации аудитория еще не готова. «Нам важно, чтобы человек понял, что с ним работает не машина по печати дизайн-проектов», — объясняет Бугаев. Так стартапу удается сохранить персонализацию в работе с ограниченным числом вариантов. Слова «по шаблону» предприниматели просят корреспондентов Forbes избегать — FlatPlan, уверяет предприниматель, подбирает решения, которые подойдут большинству и которые могут быть тиражированы, но не потеряют индивидуальность. «Шаблон — это не что-то совсем готовое, это идея, которую действительно можно реализовать», — описывает Бугаев. В целом FlatPlan ориентируется на аудиторию в среднем сегменте, с общим доходом 200 тысяч рублей ежемесячно. Логика проста: между заказчиком и дизайнером меньше встреч, меньше согласований, дизайнер тратит меньше времени на проработку нюансов, это и позволяет сильно уронить стоимость услуги.
Через два месяца после запуска (в апреле 2017 года, доступен только в Москве и Подмосковье) сайт FlatPlan посетили 7500 человек. У сервиса более 1200 зарегистрированных пользователей, выбравших интерьер, число подготовленных «флэтпланов» — 30. Тест на сайте проходят около 40% пользователей, активно просматривают и выбирают проекты около 20%, на покупку готовы только 0,4%. Это следствие некоторого недоверия потенциальных заказчиков к новому продукту, признает Бугаев. Пользователи проходят тест и даже если довольны результатом, не делают покупку сразу.
Бугаев, Кузнецов и привлеченный бизнес-ангел (его имени предприниматели не раскрывают) вложили в стартап $500 000. В планах — строить более универсальную платформу для услуг, связанных с проектированием и ремонтом квартиры. Потенциальная аудитория сервиса — не менее 1000 клиентов в год, ежемесячно сервис сможет помогать создавать около 100 проектов, рассчитывает основатель FlatPlan. Годовая маржинальность может составлять около 20%
Рынок с ростом более 200% в год
Кроме FlatPlan, ставку на «стандартизацию» в ремонте и дизайне делают и другие компании. Так, продукт компании «Сделано» — полный капитальный ремонт квартир «под ключ»: заказчику предлагается на выбор несколько стандартизированных вариантов отделки, которые подходят для квартир в типовых домах. На сайте можно ввести параметры своего жилья, указать ее адрес и выбрать общий дизайн и его элементы из представленных вариантов. Так покупатель сразу узнает, сколько будет стоить его ремонт — цена фиксируется до начала работ, от заказчика не требуется никакого участия в процессе, максимальный срок выполнения — 15 недель. ««Сделано» работает по принципу конструктора: мы знаем все стандартные планировки квартир и, соответственно, те процедуры, которые должны в итоге обеспечить ремонт. Поэтому нам достаточно взять из библиотеки уже просчитанное решение и «вставить» его в интерьер. Кроме того, мы создали собственные регламенты работ, которые позволили поставить ремонт на конвейер, максимально автоматизировать управление и избежать ошибок,» — рассказывает генеральный директор «Сделано» Илья Шаргаев.
Стоимость ремонта может быть посчитана сразу — «Сделано» располагает набором готовых решений для каждого типа дома и для каждого из узлов, начиная от стяжки, проводки и заканчивая декоративными элементами. То, что выбирает «Сделано», должно подойти людям любого возраста, достатка и рода занятий, так как стандартизация затрагивает только сам ремонт: компания старается сделать варианты дизайна максимально нейтральными, чтобы заказчики после ремонта могли сами обставить квартиру мебелью, купить шторы, цветы, повесить картины, и таким образом обустроить интерьер по своему вкусу — объясняет Шаргаев.
С момента открытия компании 2015 году в «Сделано» продали 170 ремонтов: начинали с 7 заказов в месяц, сейчас выполняют не менее 10-15. Оборот компании — 170 млн руб. в год, а привлеченные инвестиции, стартовав с $250 000, перешагнули отметку $1,5 млн. Сейчас «Сделано» работают с теми, кто хочет простой и качественный ремонт для новой квартиры или давно купленной. Стандартными интерьерами заинтересовались девелоперы, стартап рассчитывает начать работать с новостройками. Еще на этапе котлована человек покупает квартиру в будущем доме, сразу может заказать ремонт, выбрав отделку из нескольких вариантов, описывает генеральный директор «Сделано» Илья Шаргаев. По схожей модели работает «Квадрим». «В последнее десятилетие люди научились ценить свое время и стараются распорядиться им более грамотно, поэтому наступила эпоха сервисов: Uber, Amazon, сервисы доставки еды и прочих, — говорит Алексей Ильин, директор по маркетингу «Квадрим». Темп роста рынка готовых ремонтов он оценивает в 200-300% ежегодно. Основной продукт его компании - линейка из шести различных интерьерных стилей, при заказе проекта в которые можно внести изменения (вроде цвета стен). Конверсия из лида в продажу у «Квадрим» — около 15%. За первый квартал 2017 года выручка компании составила около 27 млн рублей, во втором квартале Ильин ожидает рост показателя до 34 млн рублей. Вслед «Сделано» и «Квадрим» на рынке появляются все новые сервисы для ремонта «под ключ».
Другие игроки на рынке попытались от стандартизации уйти, при этом тоже оптимизировать процесс ремонта и выбора интерьера для клиентов – но другими способами. Создатели Planner 5D, например, развивают кросс-платформенное приложение, позволяющее любому человеку создавать дизайн интерьера и планировки помещений (у сервиса есть аналоги в России и в мире). Без предварительной подготовки можно быстро создать план помещения в 2D/3D-режимах, выбрать отделку, добавить мебель и предметы интерьера, чтобы визуализировать идеи и желания. Сервис привлек более 20 млн пользователей по всему миру, ежемесячная активная аудитория — около 3 млн активных пользователей, сообщает сооснователь сервиса Алексей Шереметьев, Приложение бесплатно, но предусматривает возможность внутренних покупок. Другая модель монетизации - работа с продавцами мебели, строительных материалов, недвижимости. Шереметьев не верит в стандартизацию в том смысле, в котором ее понимают основатели «Сделано», «Квадрим» или FlatPlan. «Мы разрабатываем систему с использованием искусственного интеллекта, которая предлагала бы пользователю решение его «квартирного вопроса» с учетом его предпочтений в дизайне, местонахождения жилья, климата, опыта миллионов пользователей и т.д, — говорит Шереметьев. — Стандартизация уходит в техническую часть — электрика, водоснабжение, зонирование и т.д. А дизайн остается во власти человека»
Супермаркеты выживут?
Альтернатива стандартам — принцип супермаркета с широким выбором идеи и товаров. Этой концепции придерживается InMyRoom- один из самых крупных digital-медиа в России об интерьере, декоре и ремонте, совмещенный с маркетплейсом красивых предметов интерьера с ориентацией на городской средний класс, заинтересованный в красоте. В каталоге InMyRoom — около 60 000 товаров. Выручка от медиапроектов (нативная реклама) и выручка от фулфилмент-маркетплейса (полный цикл по продаже, доставке товара и гарантии на него) примерно равны, рассказывает сооснователь InMyRoom Иван Хмелевской, не раскрывая показателей ежемесячной и ежегодной выручки. Однако он отмечает, что по итогам 2017 года ожидает выход в прибыль (стартап запущен в 2012 году и вскоре после этого получил $500 000 инвестиций). Хмелевской рассчитывает, что маркетплейс вскоре будет занимать в структуре выручки стартапа 60-80%. Аудитория проекта приближается к почти «телевизионной» отметке — 2-2,5 млн посетителей в месяц. На начальных этапах только 2% пользователей переходили от медийной составляющей к маркетплейсу, сейчас это уже 7%. Хмелевской не слишком верит в развитие тренда стандартизации на рынке дизайна и интерьера. «Если философски, я не очень верю в успех ставки на типовой дизайн, так как непонятно, в чем value, — говорит Хмелевской Хорошее машинное обучение (а мы к этому тоже идем) сможет создавать подобные решения достаточно просто, и цена им будет 1 рубль. Дизайнера же — как специалиста, который делает уникальное решение — еще долго не получится заменить».
А основатели FlatPlan тоже ждут больших изменений для рынка онлайн-сервисов для дизайна от машинного обучения. Но Бугаев предпочитает строить бизнес в том числе с опорой на технологии и тренды «здесь и сейчас». «Люди будут все делать онлайн, интерьер будет подбирать нейронная сеть, а ремонт будут делать роботы, — говорит предприниматель о будущем. — Но я считаю, что лучше от далекого будущего лучше перейти к ближайшему будущему. Мы вовлекаем новую целевую аудиторию — тех, кто хочет все сделать по большей части сам, не тратя много времени на консультации и встречи. Это уже большие изменения рынка дизайна».
www.forbes.ru
Российский рынок дизайнерских услуг относительно молод. Несмотря на свой небольшой возраст, эта сфера бизнеса развивается настолько интенсивно, что в скором времени может превратиться в мощную индустрию, став неотъемлемой частью общественной жизни россиян.
Спрос на дизайн прямо пропорционален росту благосостояния населения и количеству построенного жилья. В Екатеринбурге в 2011 г. было введено 1 025 тыс. м2 жилья. На среднем Урале за I полугодие 2011 г. темпы строительства увеличились на 10% по сравнению с 2010 г.
Интересно отметить, что в последнее время на рынке появились коттеджи с небольшим метражом - от 70 до 150 м2, что означает увеличение клиентов с доходами «выше среднего». Еще в Екатеринбурге ежегодно строится более 60 тыс. квартир, которые без дополнительных вложений непригодны для жилья. Считается, что на облагораживание квартиры, проектирование дизайна квартиры нужно потратить не меньше 200 тыс. р. К тому же вот уже несколько лет строителями продаются лишь квартиры с черновой отделкой, вложения в их ремонт несравнимо большие. Доля таких домов на рынке постоянно растет; еще пару лет назад на монолиты приходилось не более 15-20% рынка новостроек, а сегодня - уже 45%. Если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже ремонтируются, а в элитные квартиры вкладываются суммы, сопоставимые с их ценой, то объем екатеринбургского рынка отделочных работ огромен.
Главной тенденцией рынка интерьерного дизайна является появление профессионалов, работающих в комплексных проектных структурах. Такие компании могут оказать клиенту весь комплекс услуг по проектированию жизненного пространства: архитектурное проектирование, согласования перепланировок, полный дизайн интерьера, его декорирование, фито дизайн, ландшафтный дизайн, проектирование мебели и многие другие смежные услуги. Уже сейчас спрос на комплексное обслуживание в разы превышает предложение.
Другой тенденцией на отечественном рынке является постепенное «привыкание» заказчиков к самой идее дизайна и желательности его применения. Здесь следует отметить ежегодный рост числа фирм, занимающихся интерьерным дизайном. С другой стороны, многие фирмы, которые занимались этим ранее, после короткого периода работы исчезают с рынка, не выдерживая конкуренции. В последнее время на российском рынке дизайна эксперты стали отмечать не столько рост количества дизайнерских студий и дизайнеров одиночек, сколько повышение качества готовой продукции.
Важное направление развития рынка - установление партнерских связей между компаниями, оказывающими строительно-ремонтные услуги. Наиболее успешные компании, осуществляющие, проектные работы сотрудничают со строительными фирмами, поставщиками строительных и отделочных материалов, а также с мастерскими по производству уникального интерьерного декора (текстиль, керамика, ковка, стекло и др.).
Рынок услуг по проектированию интерьеров весьма разнообразен и неоднороден, однако попробуем его классифицировать по нескольким параметрам. Одним из самых очевидных является сегментирование по типу специалистов, предоставляющих услуги по созданию дизайна интерьера: художники или архитекторы.
Наше предприятие относится к архитектурным компаниям, так как предоставляется широкий спектр услуг, занимаясь совместно с архитектурным проектированием и разработкой дизайна интерьеров. Внимание уделяется работе с планом, фасадами и коммуникациями. Во всем мире очень успешным является сотрудничество архитекторов с художниками- дизайнерами, декораторами. Пока в России не так много компаний, в состав которых входят специалисты обоих профилей.
Так как продукцией предприятия будут в основном услуги и производство под заказ предметов интерьера и сувенирной продукции, то основными затратами будет аренда помещения и выплата зарплаты работникам. Посмотрев среднюю рыночную стоимость дизайн-проекта по Екатеринбургу, можно определить цену за разработку проекта - от 15 тыс. р.
Таким образом, не трудно прийти к выводу, что открытие предприятия по дизайну является прибыльным, перспективным и своевременным, пока уральский рынок еще молод и не насыщен фирмами-конкурентами. Имеющиеся тенденции развития показывают перспективу расширения рынка в течение еще многих лет.
А. А. Сапожникова, Д. А. Фектистова, С. Н. Лыкасова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4503
arbir.ru
Рынок дизайнерских услуг существует как реальный компонент экономики России с оборотом, превышающим в сумме 15 миллиардов долларов в год. При этом все более емким его сегментом становится рынок услуг по проектированию и дизайну жилой и общественной среды. Этот рынок пока плохо структурирован и разброс цен на одни и те же услуги очень велик.
По некоторым оценкам, деятельность дизайнеров и архитекторов, предоставляющих услуги по проектированию объектов жилой и общественной среды, обеспечивает более 65% продаж строительных и отделочных материалов, мебели оборудования, аксессуаров домашнего обихода. Для этого рынка характерна специфическая роль дизайнера, как посредника между продавцом и клиентом, субъекта, который определяет покупку конкретного товара. По данным Союза Архитекторов России, количество профессионалов, работающих с частными и корпоративными клиентами по России, составляет около 20-25 тыс. чел., причем около половины из них - free-lance (всего на рынке дизайна занято более 120 000 специалистов (например в Великобритании - около 600 000)). В творческом контроле этой аудитории весьма заинтересован Союз Архитекторов России, который внедрил систему лицензирования архитектурной деятельности. Однако на практике большинство небезуспешно работает "по-черному". Уровень зарплаты дизайнера по интерьерам в Москве находится в широком диапозоне - $350-$2500 в месяц. Спецификой рынка дизайнерских услуг в этом сегменте является его закрытость; заказчики часто выбирают исполнителя по принципу "из рук в руки", а участники рынка и не заинтересованы в профессиональном взаимодействии, т.к. это предполагает конкуренцию.
Развитие рынка, помимо прочего, связано с темпами строительства. Так в Москве ежегодно строится более 60 тыс. квартир-полуфабриков, которые без дополнительных вложений непригодны для жилья. Считается, что на оживление квартиры, проектирование дизайна квартиры, и.т.п. нужно потратить не меньше 10 тыс. долларов. По факту же москвичи тратят на доведение квартиры "до ума" в среднем около 15 тыс. долларов. К тому же вот уже несколько лет строителями продаются лишь "голые коробки" - квартиры без стяжки полов и с неоштукатуренными стенами, вложения в их ремонт несравнимо большие. Наиболее "затратные" квартиры - в монолитных домах, где нет внутренних перегородок, разводки электрики и сантехники. Доля таких домов на рынке постоянно растет; еще пару лет назад на монолиты приходилось не более 15 - 20% рынка новостроек, a сегодня уже 45%. Если учесть, что квартиры вторичного рынка тоже ремонтируются, а в элитные квартиры вкладываются суммы, сопоставимые с их ценой, то объем московского рынка отделочных работ составляет более 600 млн. долларов в год.
Продолжение - Участники рынка
Коммерческая версия исследования рынка архитектурного проектирования, дизайна и декора интерьера содержит:
Платная версия включает отчет (PDF-Документ) и CD с базой данных. Стоимость исследования - 90 USD.
Более подробную информацию можно получить по запросу: [email protected]
rstroy.com.ru
В статье рассматривается рынок дизайнерских услуг, его направления в России. Проблемы и соотношение с международным рынком дизайнерских услуг и взгляды на будущее.
Дизайн сегодня является одной из самых стабильных креативных индустрий с перспективами, не внушающими серьезных опасений, даже в условиях глобального кризиса. «Непотопляемость» дизайн получил благодаря тому, что на самом элементарном уровне, который и обуславливает выживание дизайна, — современную товарную массу нужно оформлять и идентифицировать.
С точки зрения структуры специализированный дизайн России - это широкий спектр услуг с разной степенью качества и развития. При этом особенностью исследуемого рынка является достаточно тесная интегрированность со смежными отраслями. Следует отметить, что динамичнее развиваются два направления из четырех – графический дизайн и оформление внутреннего интерьера. Первый вид тесно связан с развитием рекламной и полиграфической отраслей, а второй – со строительной сферой. При достаточно уверенном развитии мебельной промышленности связанный с ним промышленный дизайн практически отсутствует как отдельное направление. Вместе с тем внешний вид мебели является одним из главных конкурентных преимуществ производителя и должен быть драйвером развития промышленного дизайна в России. В реальности производители все еще не доверяют российским художникам, и банально копируют зарубежные образцы, которые адаптируются к местным условиям штатными дизайнерами. Костность мышления и недальновидность руководителей производственных компаний, старающихся сэкономить на затратах и получить быстрый результат, тормозят развитие промышленного дизайна. Ситуация усугубляется слабой диверсификацией промышленности и низким уровнем производства товаров народного потребления, где мог бы возникнуть спрос на художественное оформление. В графическом дизайне затраты на сами услуги часто включены в стоимость конечной рекламной или полиграфической продукции, например, такой как визитка.
Одной из главных проблем исследуемого рынка является значительная доля ее теневой части. По признанию многих индивидуальных дизайнеров, почти все заказы, выполненные для частных лиц, оплачивались наличными деньгами и не учитываются в общем объеме оказанных услуг, предоставляемых официальными органами. Очевидно, такая ситуация сильно усложняет мониторинг рынка, искажает статистику и не позволяет адекватно оценить фактическую ситуацию с точки зрения объемов рынка как в денежном выражении, так и в натуральном.
Развитие дизайна с точки зрения качества сильно тормозится дороговизной и ограниченным выбором материалов. Не смотря на, казалось бы, большое предложение на рынке стройматериалов, отделочные материалы не отличаются качеством и разнообразием. Наблюдается достаточно большой разброс с точки зрения соотношения цены на качество – либо слишком дорого, либо слишком некачественно и дешево. Такая ситуация затрудняет реализацию творческих идеи дизайнеров и влияет на удовлетворенность заказчиков.
Принимая во внимание все большую степень интеграции России в мировую экономику через региональные (ЕАЭС) и глобальные сообщества (ВТО), национальным дизайнерам необходимо рассматривать рынок дизайна нашей страны как часть международных рынков. Необходимо учитывать мировые тенденции для правильного выбора стратегии развития и точного позиционирования. В настоящее время мировой рынок дизайна, особенно промышленного, переживает революционные изменения, связанные с ускоренным внедрением инновационных технологий в производстве. Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса «Product Development Group SmirnovDesign» (Россия), отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта – разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта»[2]. Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера - он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию.
Развитие IT технологий и роботизации, появление нанотехнологий, за которыми последовала миниатюризация промышленных и потребительских изделий, диктуют совершенно новые подходы к дизайну, который теперь выходит на первый план, опередив технологические разработки во многих видах производства (например, в носимых гаджетах). Ужесточенные требования к энерго затратам и экологическим стандартам также оказали влияние на развитие промышленного дизайна в мире, и подтолкнули производство современных энергосберегающих и экологичных материалов, которые охотно используются при осуществлении дизайна интерьера и одежды. Наблюдается все большее использование искусственного интеллекта в дизайне, когда компьютеры проявляют определенную долю творчества при создании продукта, основываясь на множестве данных, полученных в результате опроса потребителей и производителей.
К сожалению, мировые тенденции в дизайне мало затронули российский рынок, прежде всего в силу почти полного отсутствия спроса на промышленный дизайн.
Вместе с тем рынок отечественного дизайна стремится к дальнейшей сегментации и диверсификации. Наблюдается более четкое разделение рынка по ценовым сегментам, причем динамика роста в нижнем ценовом сегменте опережает таковой в верхнем. Это связано с увеличением конкуренции среди дизайнеров более низкой квалификации и возрастающим спросом на подобные услуги у населения с более низкими доходами.
Все больше дизайнеров стали специализироваться в специфических узких направлениях. Если раньше художник-оформитель выполнял почти все работы в процессе реализации проекта, то сейчас он стремится выполнять только определенную часть, где является экспертом. К примеру, есть дизайнеры, которые берутся только за оформление внутреннего интерьера кафе или ресторанов, а другие – только квартиры.
Рост строительства жилья и коммерческой недвижимости и, соответственно, необходимость в их ремонте, способствуют увеличению потребности в услугах дизайнеров внутреннего интерьера. При этом, как отмечают эксперты, спрос будет расти во всех ценовых сегментах[4].
Предстоящая с 2017г. всеобщая декларация доходов вынудит многих индивидуальных дизайнеров выйти из «тени», что положительным образом скажется на мониторинге этого рынка услуг и будет способствовать его качественному росту.
Государственные институты стали все больше внимания уделять художественному оформлению при реализации проектов и программ. Это, прежде всего, касается формы отчетностей и презентаций государственных органов, внешнего оформления в процессе участия в выставках и различных конференциях. Сейчас трудно представить какую-либо презентацию или официальный сайт без инфографики и других наглядных материалов.
Потребности государственных институтов в оформлении предоставляют большие возможности для развития отечественных дизайнерских компаний, особенно, если учесть предстоящее проведение значимых международных мероприятий.
novainfo.ru
Весенний бум красоты начинается с первыми теплыми днями. Хочется видеть красивым все: себя, свой дом и дом друзей, хочется посещать стильно оформленные рестораны и торговые центры, работать в современных офисах. Впрочем, не надо полностью полагаться на весеннее настроение. Выбирая дизайнера для создания интерьера, лучше точно знать, какие компании и специалисты сегодня существуют на рынке, в чем их преимущества и недостатки.
Жителям двух столиц повезло: около 80% всех компаний и специалистов, создающих дизайн интерьеров, находятся в Москве и Санкт-Петербурге. С одной стороны, это хорошо, ведь выбор достаточно широк. С другой стороны, при таком богатстве легко запутаться и в итоге получить совсем не то, что ожидаешь.
Ремонтные бригады
Зачастую представляют собой стихийно образовавшуюся группу разнорабочих. Как правило, они дают строчную рекламу в бесплатных изданиях, оклеивают дома и стены самодельными объявлениями.
Дизайн-проект такие «специалисты» объясняют заказчику на пальцах. Обещания сделать ремонт «очень дешево», обычно не выполняют, поскольку сметы не прозрачны и имеют склонность вырастать в 2-3 раза в процессе ремонта. Дизайн-проект готовы нарисовать за несколько тысяч рублей. Такой «проект», скорее всего, будет напоминать квартиры стандарта «евроремонт» 10-15 летней давности. Бывает, что бригадир на коленке делает «чертеж» потолка – большой овал, утопленный в подвесной потолок. Образцы проекта берут из журналов (что попроще), личных наблюдений, миксуют из советов продавцов в магазинах и просто доброжелателей. Помочь в создании дизайн-проекта тут часто может и сам хозяин квартиры.
Мастерство бригады зачастую сводится к выбору в магазине плитки, сантехники, обоев, ламината или паркета, светильников и т.п.
«Главный недостаток обращения к подобным бригадам– отсутствие какого бы то ни было подхода в организации интерьера. Функционально помещение может использоваться нерационально, строительные материалы и технологии – применяться не всегда качественные. Типовые решения, никакого намека на эксклюзивность и несоблюдение единого стиля в интерьере – вот то, что получит заказчик в этом случае - говорит арт-директор дизайн-студии ART Studio Design & Construction Антон Варзин.
Это самый экономичный (хотя не удивляйтесь, если ваша смета вырастет в 2-3 раза) вариант, но и самый опасный. Заказчик никогда не знает, что он получит в итоге. Претензии, как правило, предъявлять некому, потому что рассчитываются с бригадой наличными, а при возникновении каких-либо претензий, они просто исчезают с горизонта и меняют номер мобильного телефона.
Чаще всего сайт такой бригады в интернете выглядит самодельным, портфолио может быть собрано из общедоступных фото в Интернете, а в качестве контакта дан мобильный телефон.Этот сегмент рынка дизайнерских услуг самый широкий – 30%. Впрочем, стоит отдать должное заказчикам, «экономить» таким способом они хотят все меньше и меньше. Так что вполне возможно, что в ближайшие несколько лет такие бригады будут вынуждены уйти с рынка.
Строительные компании
Строительные компании очень часто создают дочерние фирмы, занимающиеся помимо основного вида деятельности, еще и дизайном интерьеров, ремонтом, отделкой. Как правило, имеют отдельный сайт, дают достаточно дорогую имиджевую рекламу, привлекают клиентов на выставках и в отделах продаж собственных строительных компаний.
Они готовы занижать цены на рынке, поскольку основную прибыль получают от строительства и реализации квартир, а сегмент дизайна для них просто дополнительный заработок и возможность занять еще одну нишу. Иногда у них есть штатные дизайнеры, но это нечастое явление. Обычно для каждого проекта приглашаются дизайнеры со стороны, чаще всего частные специалисты. Впрочем, в лучшем случае это будет студент архитектурно-строительного ВУЗа.
«Заказчику обещают, что при покупке квартиры или заказе работ проект интерьера будет бесплатным. Но таким его назвать трудно – стоимость проекта просто входит в общую стоимость работ, - отмечает Антон Варзин.
Уровень работы такой компании, несомненно, лучше, чем у бригад. Но подойдет этот вариант только для тех, кому нужна быстрая, недорогая отделка эконом-класса для первых лет жизни в новой квартире. После 2-3 лет проживания в таком «интерьере», его, скорее всего, захочется поменять и сделать более уютным и современным.
Зачастую подобные компании берутся создавать и элитные интерьеры, которые редко получаются гармоничными и продуманными. Правда, таких заказов у подобных компаний не более 1%. Скорее всего, получившиеся «элитные» интерьеры можно сравнить с нагромождением дорогих материалов и мебели. Кстати, о мебели заказчику придется побеспокоиться самому, ведь подобная компания не будет брать на себя заботы по поиску эксклюзивных брендов, заказу в шоу-румах или на зарубежных фабриках. Заказчику однозначно придется иметь дело с несколькими компаниями, что может «утяжелить» его смету на 30-40%. Компании такого типа занимают примерно 10% рынка дизайна и комплектации интерьеров.
Дизайнеры-консультанты в крупных мебельных салонах
Они занимают примерно 20% рынка. Эти специалисты во главу угла ставят декорирование помещений: подбор мебели, плитки, каминов, аксессуаров, штор, жалюзи, дверей и т.п. Отчетливая идея интерьера, однако, отсутствует и здесь. Опять же, для комплектации помещения, электротехнических работ, работ по установке инженерных систем придется привлекать отдельных специалистов.
Архитектурные мастерские
Как правило, это компании, образовавшиеся еще с советских времен. Чаще всего работают по государственному заказу, проектируя жилые дома и здания общественного назначения. Иногда занимаются и проектированием интерьеров. Как правило, работают в верхнем ценовом сегменте, больше любят проектирование в классическом стиле, арт-деко, ретро-стилях, которые ближе всего их создателям по духу и возрасту.
И хотя почерк талантливого мастера при работе с пространством всегда заметен, архитекторы все же больше заточены на работу с фасадами. «Подобные бюро, как правило, уделяют большое внимание инженерным решениям, сносимым и возводимым конструкциям, а декорирование интерьеров они воспринимают как что-то второстепенное. Такие дизайн-проекты словно предлагают доработать детали интерьера, - говорит Антон Варзин. Этот сегмент занимает около 15% рынка.
Независимые дизайнеры-фрилансеры
Дизайнер-фрилансер – вариант непредсказуемый. Оценить их долю на рынке сложно, поскольку они работают без образования юридического лица. Фрилансеры в зависимости от их уровня сотрудничают и с бригадами, и со строительными компаниями и с уважаемыми дизайн-студиями. Поэтому их доля самостоятельной работы на рынке порядка 10%, а в сотрудничестве с другими компаниями может достигать и 50%.
Безусловно, в этой сфере есть дизайнеры-звезды. Возможно, их работы действительно обладают своей особой душой и аурой. Но чаще всего портфолио большинства фрилансеров на фоне дизайн-студий выглядят блекло. Фрилансеру обычно нужна рука менеджера, который будет координировать и организовывать процесс, поэтому даже самые талантливые частные дизайнеры рано или поздно устраиваются в дизайн-студии. «Один человек не в состоянии справиться со сложной работой и разработать грамотный и эффектный дизайн, спроектировать инженерные коммуникации, заняться комплектацией, контролировать работу на всех этапах, а значит, что нужно будет нанимать на эти направления отдельных специалистов и менеджера, который будем всеми управлять, - считает Антон Варзин.
Если вы остановили свой выбор именно на фрилансере, то поинтересуйтесь о его юридическом статусе. Наличие ООО или хотя бы ИП у дизайнера очень желательно, чтобы избежать проблем при принятии работ и передаче денег.
Дизайн-студии и компании, предлагающие полный спектр услуг
Группа самая малочисленная, но самая перспективная. Дизайн-студии предлагают полный спектр услуг: строительство, проектирование, комплектацию. В портфолио есть работы и в сфере частных и сфере общественных интерьеров.
«Для таких компаний характерна синергия усилий дизайнеров, архитекторов, инженеров, строителей и специалистов по комплектации интерьеров. Они могут сделать все – от строительства дома до производства корпусной мебели на заказ. Например, у нашей дизайн-студии налажены контакты с фабриками по всей Европе, а это значит что заказчику не придется переплачивать за дизайнерские предметы интерьера в шоу-руме. Помимо команды высококвалифицированных специалистов, это еще и высокий уровень менеджмента проекта. Это значит, что владельцу квартиры или дома не придется общаться с большим количеством разных специалистов и компаний, контролировать их работу. Он будет видеть прозрачную смету и график работ с первых дней начала сотрудничества, - говорит Антон Варзин. – Мы можем отреагировать на изменения сроков поставок материалов или предмета интерьера, быстро предложить альтернативные решения, выполнить пожелания заказчика, не нарушив общей гармонии проекта».
Настоящего дизайнера можно сравнить с камертоном. Как этот инструмент, он настраивается на своего заказчика, понимая и воплощая в жизнь его мечты. Если выбор элементов оформления поручается разным исполнителям, трудно избежать диссонанса, который будет виден после окончания работ.
Отсутствие комплексного подхода является самой распространенной ошибкой в дизайне интерьера. Поэтому рост дизайнерских бюро и студий, способных выполнить проект в комплексе – сегодня уже очевидная тенденция. Комплексный подход к интерьеру позволяет таким фирмам выступать консультантами смежников – архитектурных бюро, строительных организаций. Доля на рынке – до 15%.
home-design-ru.livejournal.com
Российский рынок дизайн услуг ежегодно приносит в экономику страны минимум $15 млрд. Один из ведущих сегментов — дизайн интерьера – проектирование не только общественных, но и жилых зданий.
Участники рынка подразделяются на 2 категории: архитекторы и художники. Первые, обладая достаточными строительными знаниями, занимают большую часть рынка и предлагают различные услуги: начиная от проектирования целостных дизайн-проектов, заканчивая созданием отдельных аксессуаров для помещений. Типичный представитель участников — московская компания «Декорация» предоставляющая следующий спектр услуг:
Художники же предпочитают работать в оформительской сфере, ежедневно воплощая свой талант в настенные росписи, резьбу по дереву и хрустальные люстры, мозаику и витражи, элементы из керамики или художественный текстиль.
Что касается компаний, то можно выделить 4 основных типа:
Ежегодно спрос на дизайнерские услуги в Москве увеличивается. Причем большинство предложений, тем или иным способом, связаны именно с проектами изменения дизайна и перепланировкой интерьера квартир в новостройках.Среди заказчиков имеются как частные лица, так и компании. Первые желают улучшить собственные жилищные условия, вторые – условия бизнеса (стремятся обустроить офисные здания, рестораны и кафе, магазины, дискотеки и пр.).
msdom.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений