Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Дизайн интерьера.Основы профессии. Дизайн интерьера основы профессии


Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 2

Для большинства людей на Западе 1980-егг. — это де-

ализм сообщает постмодернистскому дизайну риториче-

собирая телефонные звонки на автоответчик, чем от-

сятилетие экономического процветания и оптимизма.

ское и ироничное содержание. Он возвещает идею usable

правлялись из дома в не вызывающий уверенности мир.

Жизнь была хороша, и что более важно, должна выглядеть

artwork (годные к практическому использованию произ-

Население было помешано на безопасности и выживании,

хорошо. Важно не просто обладать вещью, но вещью спец-

ведения искусства) и таким образом создает новую об-

распространение получают так называемые комплексы

ифической, престижной и дизайнерской. В 1985 г. Джейн

ласть для дизайнерской практики.

яппи — новостройки с закрытой инфраструктурой, окру-

Суджик опубликовал «Культовые объекты» — и теперь

В 1980-егоды родился стиль деконструктивизм — свое­

женные высокими стенами, с электронными воротами, си-

обладание парой очков «Рэй Бен», зажигалкой «Зиппо»,

образная модификация постмодернизма. В основе его ле-

стемами сигнализации и круглосуточной охраной.

калькулятором «Браун ЕТ22», часами «Устрица» от «Рол-

жали «открытия» эпохи конструктивизма 1920-хгг., ярко

Большинство домовладельцев имеют домашний компью-

лекс» и джинсами от Армани говорило о своем владельце

выразившиеся в творчестве российских архитекторов Ли-

тер — для дополнительной работы, для приведения в по-

больше, чем его манера одеваться. Покупка одного пред-

сицкого, Родченко, Татлина. Деконструктивизм отобража-

рядок финансов, для «сидения» в Интернете. «Путеводи-

мета вызывает необходимость заменить и остальные вещи,

ет виртуальный мир с его бесконечными пространствами,

тели по стилю» популярных журналов публикуют советы

которые в сравнении кажутся устаревшими и немодными.

контрастными цветами, взаимопроникающими объемами

по приспособлению высоких технологий к домашней об-

Появляется концепция «стиля жизни», включающая хоро-

и нетрадиционными материалами. Противоречие общим

становке и двойной функции мебели, которая предлагает

шо известное рекламщикам, дизайнерам и потребителям

законам гармонии среды является единственным запре-

гибкое превращение спальни в домашний офис.

понятие «созвездие продукции», т. е. товаров разных ти-

том в свободной и раскрепощенной архитектуре и мебели

Речь идет о радикальном изменении функции мебели —

пов, но обладающих общей символической ценностью, как,

этого стиля.

изменении стиля жизни. К примеру, в эру семейного по-

к примеру, автомобиль БМВ и часы «Роллекс». Крупные

Виртуальные интерьеры ставят задачу избавиться от

рядка в спальне царила двуспальная кровать, высокая

компании и банки нанимают консультантов по дизайну,

стереотипов, лишить архитектуру и мебель навязчивой

и чпышная, подушки, покрывала, матрасы. Теперь спаль-

чтобы «сделать макияж» своему бизнесу.

монотонности, повторяемости элементов. Для интерьеров

ня — спальное место, гардеробная, туалетный столик,

Желание удовлетворить индивидуальные желания заказ-

и мебели такого рода характерны внутренние напряжен-

электроника, компьютеры, системы коммуникаций, Hi-Fi.

чика привело к постепенному отходу от принципов массо-

ные формы, контрастные цветовые отношения, создающие

 

вого производства. Многие дизайнеры начинают работать

комфортную среду на уровне подсознания. А это, в свою

 

по типу on-offили создавать ограниченные серии изде-

очередь, дает возможность воплощать их в компьютерной

 

лий. Так рождается постиндустриализм — термин, кото-

модели.

 

рый определяет отношение постмодернистского подхода

В прямом контрасте с 1980-ми1990-егг. были невеселыми.

 

к дизайну — проектирование объектов и производства их

В Британии электорат отверг тэтчеризм, в США в Белый

 

вне индустриального мейнстрима. Этот тип организации

дом вернулся демократ, продолжается распад Советского

 

работы позволяет дизайнерам экспериментировать и са-

Союза. Средства массовой информации упивались новыми

 

мовыражаться в творчестве более свободно, поскольку

ярлыками («век беспокойства»), уверенность и оптимизм

 

они перестали быть скованными долгим производствен-

испарились, домашние ценности рухнули. В атмосфере

 

ным процессом.

сокращений и угрозы безработицы доходы лучше было

 

Такие дизайнеры, как Рон Арад и Том Диксон, создают

использовать на страховку и пенсии, чем на дизайнерские

 

rough-and-ready(сделанные наспех, небрежно, но так, что

товары высокого статуса и культовые объекты…

 

ими можно пользоваться по назначению) артефакты. Это

В «Словарь американского наследия» вошло новое сло-

 

сознательное дистанционирование от точного стандар-

во: закукливание. По обеим сторонам Атлантики люди

 

тизированного массового производства. Постиндустри-

с большей охотой оставались дома с телевизором и видео,

 

 

Кресло Well tempered,

 

 

Р. Арад, 1980-е

 

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 11

на локоть, в полный рост, с поднятой рукой. Эти мерки

размещения, а также аспекты охраны труда и безопас-

товая и техническая. В жилую среду все шире внедряются

определяют характеристики предметов обстановки. Ант­

ности;

компоненты, имитирующие или представляющие природу

ропометрическая таблица также позволяет определить

– отделка поверхностей, если она может оказывать влия-

(аквариумы, «зимние» сады и т. п.).

адекватные размеры внутренних проходов, отталкиваясь

ние на восприятие и деятельность человека;

Среда общественного назначения — это система, ори-

от минимальной ширины плеч человека. Она не должна

– влияние температуры, движения воздуха, влажности,

ентированная на коллективного потребителя. Суть этой

быть меньше 60 см. На основе этих данных можно сделать

звука, шума, освещения и климатических условий на

сферы в создании комплекса материально-физических

заключение относительно размеров проходов, рассчитан-

работоспособность человека и создание комфортных

возможностей для реализации разных форм общения и

ных на движение одного, двух или нескольких человек

условий деятельности;

обслуживания. Современные тенденции формирования

одновременно.

– влияние новой продукции и развивающейся технологии

общественного интерьера — соединение в одном про-

При проектировании интерьера и предметов мебели мы

на характеристики традиционного типа здания.

странстве разнородных функций, создание единых круп-

должны иметь в виду не только физические характеристи-

 

 

ных образований, обслуживающих иногда противореча-

ки человека, но и размеры самих предметов, чтобы можно

 

 

щие друг другу процессы, театрализация пространства

Интерьеры различного функционального

было перемещать их, не создавая проблем. Размеры ко-

с помощью яркости, условности и выразительности.

ридоров, дверных проемов, высота подвесных потолков

назначения

Все чаще появляются универсальные пространства. Спе-

должны быть достаточными для беспрепятственного про-

 

 

циально задуманные и оснащенные, они предусматри-

 

 

хода. Все эти размеры необходимы дизайнеру для того,

Современная жилая среда — развивающееся явление,

вают и технические возможности специализированного

чтобы спроектировать жилое пространство и определить

меняющее каждые 15–20лет практически все свои пара-

длительного использования, и принципиальную смену

размеры внутренней обстановки.

метры. Увеличивается расход общей полезной площади

ведущего средового процесса на определенное время,

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера стал-

на каждого проживающего. В нашей стране старая норма

и неопределенно долгое совмещение независимых парал-

киваются с эргономическими проблемами при решении

6 кв. м на человека уже заменена на 12 кв. м общей пло-

лельных задач.

следующих задач:

щади, а в США, Канаде средний ее размер перешагнул от-

Общая позиция дополняется рядом частных тенденций.

– выбор размеров, формы и других общих свойств про-

метку 40 и приближается к 60 кв. м. Кроме того, все чаще

Например включение в общественные интерьеры раз-

странства;

у человека появляется, помимо основного, другое, обыч-

личных форм ландшафтного дизайна, своеобразных

– организация маршрутов передвижений, отвечающих

но летнее жилище, и не только личное (дачи, загородные

зимних садов, природных зон, столь нужных в совре-

требованиям выполнения деятельности и ее эффектив-

дома), но и «скрытое» в общественном секторе (гостини-

менном городе. В связи с этим возникает необходимость

ности, охраны труда и безопасности;

цы, санатории, пансионаты и т. п.).

разработки и применения совершенно новых форм ин-

– совместимость деятельности людей и окружающей

Структура жилых помещений усложняется — появляются

женерного оборудования в общественных интерьерах.

среды;

кухни-столовые,тренажерные залы, бассейны, сауны, би-

Среди такого рода устройств могут быть раздвижные

– основные типы мебели, принадлежностей, оборудова-

льярдные, холлы и т. п. Они пространственно дифферен-

стены и покрытия, изменяемые конструкции пола, ко-

ния и их конструктивные характеристики, влияющие на

цируются. Помещения различаются по высоте, квартиры

торые преследуют не только цели прямого «общения»

выполнение деятельности, ее результаты и получаемое

располагаются на нескольких уровнях, часть помещений

внутренней и внешней среды общественного комплек-

от нее удовлетворение;

может быть связана с внешней средой — например, в пент-

са, но и многовариантное использование собственно

– расположение мебели, приспособлений и оборудова-

хаусах. В целом пространственная структура интерьера­

внутренних пространств. При этом трансформируются

ния;

становится разнообразнее. Жилое пространство насыща-

не только конструктивные элементы пространственной

– определение групп людей и видов деятельности, тре-

ется разного рода оборудованием: повседневным — осве-

основы, но и комплексы инженерного и технологиче-

бующих специальной мебели, принадлежностей и их

щение, обогрев; специальным — утюги, электроника бы-

ского оборудования.

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 9

I. Профессия дизайнер интерьера

1.5. Цвет

Зрительный комфорт достигается обеспечением оптимальных условий функционирования органа зрения человека — глаза. Стоит выдерживать следующую систему отношений яркости: нижняя зона помещений — относительно темная; средняя зона — теплее; верхняя — самая светлая. Для нижней и средней зоны можно использовать производные

иблизкие цвета от триадных красного и желтого. Это также могут быть все оттенки коричневого и зеленого, что соответствует окружающей среде. А вот для холодных синего, голубого и фиолетового лучше верхняя часть плоскости. Это связано с тем, что синий под ногами воспринимается как водная гладь, что вызывает чувство неуверенности.

Исходя из вышесказанного, голубой цвет будет занимать место на вертикальных плос­ костях — в окраске стен или обоях. Темно-синимистанут мягкая мебель и отдельные детали декора; журнальный столик, портьеры, подушки — все это может быть в оттенках фиолетового или пурпура. Пол —светло-бежевый;а отдельным «точечным» деталям интерьера вполне подойдет бордо.

Деление пространства на три зоны по вертикали — нижнюю, среднюю и верхнюю, — можно схематично перенести на цветовую карту. Составляя ее, необходимо выделить 20 % в нижней части на цвет самого пола и покрытий (ковров, паласов и т. п.). Средняя часть предназначена для полосы, занимающей 40 % схемы, отражающей основной цвет низкой корпусной и мягкой мебели — в общем, то, что видит прямо перед глазами сидящий на стуле наблюдатель. Поверхность стен указывается на цветовой карте на средней

иверхней полосе.

В задачу дизайнера входит показать при помощи данной цветовой карты-схемывзаимодействие основного и дополнительных цветов, выраженных как в полосах, так и в цветовых прямоугольниках, символизирующих мебель, картины, светильники, портьеры, занавески и прочие элементы интерьера. Цветовые прямоугольники могут объединять сразу несколько предметов. Например, в предыдущем примере бордовый квадрат олицетворяет одновременно и диванную подушку, и деталь обивки пуфа, и безделушку на журнальном столике.

Цвет в глубинно-пространственнойструктуре может быть использован как средствоВерхняя зона композиции для того, чтобы выявить характер несущих колонн, балок и заполняющих плоскостей. Несущие элементы могут быть выделены окрашиванием в темные или плотные цвета. Известно, что легкие и холодные цвета окраски плоскостей зрительно расширяют помещение, теплые и насыщенные — уменьшают. Цветом можно выделить главный элемент структуры, связать все элементы воедино, разделить пространство на зоны, визуально изменить пропорции и размеры, установить цветовые связи между изолирован-

Средняя зона ными помещениями.

 

 

 

 

Нижняя зона

Принцип уровневых цветовых схем основан на визуальном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представлении всего помещения в виде трех горизонтальных

 

 

 

 

 

зон

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 6

придания наибольшей выразительности создаваемой

 

 

Точка, несмотря на свои относительно малые размеры, об-

Формообразование пространства и его

пространственной среде дизайнер интерьера использует

ладает весьма широкими возможностями в построении ком-

такие художественные средства композиции как линия,

компонентов

позиции в зависимости от ее свойств в композиции — распо-

форма, цвет, фактура, текстура, свет; такие принципы гар-

 

 

ложения на плоскости, относительного размера, плотности

 

 

монизации как ритм, контраст, нюанс, тождество, пропор-

Формообразование любого объекта предметно-про-

заполнения. Точка может являться центром композиции.

ции, масштаб. Эти же средства и принципы лежат в основе

странственной среды — это процесс его создания или

Если по свойствам она приближается к другим средствам

работы по стилизации — приему визуальной организации

проектирования. Достижение художественной вырази-

композиции — ее доминантное значение падает.

образного выражения, при котором выявляются наиболее

тельности, соответствия функциональным требованиям

Линия характеризуется протяженностью и развитием на

характерные черты предмета.

является конечным результатом творческого процесса.

плоскости в одном координатном направлении (в длину), мо-

Гармоничное применение средств и принципов компози-

Формообразование — процесс сложный, связанный с ис-

жет извиваться, заостряться углами. Характер линейно-гра-

ции согласно ее законам способствует визуальной пере-

пользованием композиционных средств: графических

фической формы во многом определяется материалом и тех-

дачи задуманного образа интерьера. Конечно, при этом не

и пластических.

никой исполнения. Рейсфедер дает тонкую прямую, четкую

стоит забывать о свободном творческом порыве. «В момен-

1. Графические средства включают в себя такие ком-

линию. Карандаш — более светлую, свободного очертания.

ты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами

поненты, как точка, линия, пятно, цвет. Графика ис-

Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус —

собой» (И. Иттен). Собственное художественное видение,

пользуется как средство передачи на плоскости той

«жирную» и т. д. При построении линейно-графической

знание законов композиции, высокий исполнительский

или иной смысловой (текстовой, изобразительной)

композиции использование специфических свойств линий

уровень — так можно определить качества художника,

информации, а также чисто художественной или де-

разного исполнения позволяет решить задачи по передаче

который способен достичь высоких результатов.

коративной разработки формы. Общность компози-

задуманного настроения и художественного образа.

По словам архитектора А. К. Бурова, «композиция не есть

ционных принципов по Альберти во взаимодействии

При помощи линий могут решаться такие композицион-

что-тозастывшее, догматичное. В науке есть четкие зако-

поверхностей, частей тела и собственно тел. Все эти

ные задачи, как отображение разного ритмического строя

ны. В искусстве же любой четкий закон не может быть до-

виды композиции можно понять как линейные и то-

композиции, утяжеление низа, облегчение верха, сохра-

веден до предельной четкости: всегда должно оставаться

нальные структуры пятна. Поверхность для средне-

нение плоскости; утончение и утолщение линий — рас-

хоть немного места для свободного творчества».

вековых схоластов — это часть, отделенная от более

пространенный прием графической моделировки. Лома-

 

темной и обладающая определенной светлотой. Совре-

ные линии придают изображению дерева характерность.

 

менная композиция определила такую поверхность

При наличии родственных линий в интерьере композиция

 

как тональное пятно.

поддержит их в виде художественного панно.

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 3

Но самая оригинальная форма египетского искусства —

няли обстановку. Рациональное мышление египтян

пирамида, символ вечности и абсолютного покоя, в кото-

породило стремление к простоте и ясности форм, что

рой совершенство и прочность конструкции определя-

сделало древнеегипетскую мебель прототипом для

ют красоту и выразительность внешнего облика. Самое

всех последующих видов мебели. Скамейки, трехногие

грандиозное сооружение древности — единственное из

табуреты, стулья и кресла, различные вариации не-

сохранившихся семи чудес света — комплекс пирамид

больших столов, кровати, сундуки, большие и малые

в Гизе поражает воображение грандиозными размерами

шкафы. Египтяне умели скреплять отдельные части

(высота пирамиды Хеопса 148 м), дерзостью мысли и со-

мебели и владели техникой интарсии и инкрустации.

вершенством форм. Пропорции всех египетских сооруже-

Мебель выполнялась из различных пород дерева, а так-

ний основывались на элементарных геометрических фор-

же тростника, кожи, украшалась благородными метал-

мах — квадрате, «священном египетском треугольнике»,

лами и вставками из фаянса и стекла.

построенных по правилам «золотого сечения».

 

В отличие от гробниц жилые здания египтян выпол-

 

нялись из «недолговечных» материалов. Дома египет-

 

ских вельмож представляли собой сложный комплекс

 

из многих помещений и снабжались внутренним дво-

 

ром. Стены таких дворов украшались барельефами

 

и художественной росписью, отличавшейся плоскост-

 

ностью: фигуры не столько смотрелись, сколько чи-

 

тались. Плоскости оформлялись рельефными изобра-

 

жениями и росписями, выполненными по канону, с приемами

 

одновременного изображения

человеческой фигуры в фас

 

и профиль. В оформлении убранства домов знати широко ис-

 

пользовалось золото, из него же изготовлялись обшивки, ин-

 

крустации, скульптура, украшения, посуда. С серебром егип-

 

тяне обходились бережнее. В интерьерах египетской знати

 

довольно рано появились меха и шерсть, привозимые из северо-

 

эфиопских экспедиций.

 

 

Египетский стиль был вновь возрожден в искусстве после завоева-

 

тельного похода Бонапарта в Египет. Мотивы египетской архитек-

 

туры — обелиски, сфинксы, цветы лотоса и папируса стали элемен-

 

тами французского ампира.

 

 

Помещенный в погребальной камере комплект домашней обстанов-

 

ки и стеновые росписи дают полное представление об обстановке

 

египетского жилища. Внутреннее убранство домов было богатым

 

и красочным, стены украшали росписи, ковры и занавеси допол-

 

Трон египетского фараона

Спинка трона египетского

 

Тутунхамона

фараона Тутунхамона

 

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 5

Небоскрёб Крайслер-билдинг,архитектор У. ван Элен, 1930

Одновременно с этими направлениями и стилями

терьеры создавались «с шиком» 1920-хгг., до-

в 1920-егг. сформировался новый декоративный стиль,

рогих отелей и ресторанов и потому иногда их

словно пришедший на смену текучему Модерну. Ар деко

стиль называют стилем Риц. Особенно цени-

(фр. Art Deco — сокращение от L’Exposition Internationale

лись дорогие экзотические материалы: слоно-

des Arts Decoratifs et Indu-strielsModernes — Между-

вая кость, черное эбеновое дерево, перламутр,

народная выставка современных декоративных и про-

бриллианты, шагреневая кожа, даже шкурки

мышленных искусств, состоявшаяся в 1925 г. в Пари-

ящериц и кожа крокодила.

же) — художественный стиль Европы и США 1920–50гг.

В декоративных росписях ар деко и вновь

В искусстве ар деко продолжаются излюбленные темы

вошедших в моду витражах и мозаике изо-

и мотивы модерна — точнее, стиля ар нуво — извилистые

бражались женские «извращенные фигуры»

линии, необычное сочетание дорогих и экзотических ма-

в экспрессионистски изломанных движениях,

териалов, изображение фантастических существ, формы

деформированные — с фантастически разви-

волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей

той мужской мускулатурой. В Италии и Гер-

и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во

мании элементы стиля ар деко, соединяясь

всем чувствуется какая-тоусталость, пресыщенность, но

с формами неоклассицизма, перерастали в ар-

кроме этого и устремленность к использованию геометри-

хитектуру «нового ампира» — фашистского

ческих форм от кубизма: прямых углов и линий, окруж-

стиля Третьего рейха.

ностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти

В 1930–50-хгг. отмечают и существование

качества отличают интерьеры, оформленные по проектам

советского ар деко. В качестве характерных

Ж. Деламара, архитектурно-дизайнерскиеразработки

примеров приводятся работы скульпторов

Р. Малле-Стевенса,ювелирные изделия мастеров париж-

Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной — про-

ской фирмы Картье.

изведения из фарфора, металла, стекла с не-

Это был последний «шикарный» стиль европейских столиц,

обычной для того времени обобщенностью

сознательно ориентированный в прошлое. Духовная расте-

и геометризацией формы, а также «пышная,

рянность и смешение эстетических критериев, будто пред-

вызывающая декоративность набивных сит-

вещавших ужасы Второй мировой войны и пустоту первых

цевых тканей», украшенных, тем не менее, со-

послевоенных лет, заслонялись сознательной, программ-

ветской агитационной атрибутикой. В конце

ной эклектикой ретростилей. В ход пошли элементы ампи-

XX столетия смелые контрасты обобщенной,

ра, архаики египетского и крито-микенскогоискусства, со-

геометризованной формы и яркого цвета, от-

единялись находки декораторов Русских балетных сезонов

крытые стилем ар деко, возрождаются в дизай-

в Париже, живописцев-постимпрессионистов,экспресси-

не и моде: оформлении интерьеров, ювелир-

онистов, сюрреалистов с формами восточного, японского,

ных украшениях, одежде, рекламной графике.

китайского и примитивного африканского искусства.

 

Интерьеры, оформленные в стиле ар деко, производят

 

впечатление группировки «стильных вещей» — мебели,

 

тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Такие ин-

 

studfiles.net

Дизайн интерьера.Основы профессии - Стр 7

 

 

дования функциональное зонирование, визуальное рас-

– контраст — контрастные линии способствуют лучшему

Особенности восприятия композиции

членение пространства отдельных помещений позволяет

восприятию элементов;

пространства человеком

перейти к следующему этапу — выделению основного

– противоборство — элементы различной формы лучше

 

 

и дополнительных композиционных акцентов.

воспринимаются отдельно, чем вместе;

 

 

В искусстве разделяют три вида композиции: фронталь-

Визуальными инструментами, необходимыми для раз-

– фигура-фон— элементы наиболее простой формы воспри-

ную, объемную и пространственно-глубинную.Фрон-

работки проектов, которые позволяют проектировать

нимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона;

тальные композиции не требуют бокового обзора и потому

привлекательные, интересные помещения, являются эле-

– инерция — если на замкнутом пространстве встреча-

плоскостны или слабо рельефны. Рельеф лишь позволяет

менты дизайна, которые мы рассматривали ранее. Теперь

ются повторяющиеся изображения, то другие элементы

выявить форму и обозначить ее посредством света и тени.

эти элементы рассмотрим более подробно применительно

не воспринимаются;

К объемной композиции можно отнести произведения

к разработке пространственной композиции интерьера.

– замкнутость — геометрически незавершенные фигуры

искусства, имеющие пространственные параметры, т. е.

Форма, линия, цвет, фактура, плоскость, свет способны

могут восприниматься как завершенные;

длину, ширину и высоту. Объем при этом выступает в ка-

создавать оптические иллюзии в пространстве и изменить

– зависимость от осей — восприятие упрощается, если

честве решения художественной задачи, что характерно

эффект его визуального восприятия без вмешательства

человек находится на оси симметрии обозреваемого объ-

для скульптуры, пластики малых архитектурных форм,

в архитектуру помещения.

екта;

произведений декоративно-прикладногохарактера, утва-

Под оптическими иллюзиями понимаются те изменения

– узнаваемость — легче воспринимаются элементы, фор-

ри, мебели и т. п.

в зрительном восприятии размеров и пропорций поме-

мы которых более знакомы;

В целях дизайна интерьера более подходит рассмотрение

щения, которые возникают под воздействием психологи-

– назначение — элементы, имеющие одинаковое назна-

глубинно-пространственнойкомпозиции, которая явля-

ческих явлений, контраста, зрительной памяти, т. е. по-

чение, воспринимаются как единое целое;

ется вершиной творческих возможностей дизайнера. По

мещение зрительно можно углубить, сузить, расширить,

– польза — лучше воспринимаются элементы, функция

словам Голубевой: «Она воздействует на зрителя не толь-

повысить или понизить.

которых более понятна.

ко сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между

Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение,

В интерьере линии встречаются в местах пересечения

ними, то есть пространством. Влияние пространства не-

человек прокладывает маршрут своего движения. Вход-

двух и более плоскостей, на гранях геометрических тел,

оспоримо сильнее, чем плоскости или объема. Здесь го-

ной проем и точки изменения маршрута движения опреде-

а также в местах перехода одного материала или цвета

ворится не о значимости или художественной ценности,

ляют, как воспринимается пространство, какая плоскость

в другой. Линии имеют ярко выраженную направлен-

а именно о степени возможного воздействия, у простран-

или точка помещения может стать центром композиции.

ность и формируют у человека представление об окружа-

ства оно больше, так как зритель принадлежит ему и про-

При формировании композиционного центра нужно учи-

ющем его пространстве.

странство буквально обволакивает его». Архитектуру и ее

тывать закономерности композиционного построения, об-

Горизонталь. Психологические ассоциации — базис, ос-

экстерьерное и интерьерное оформление можно отнести к

условленные психологией восприятия.

нова. Горизонтальные линии вызывают ощущение покоя,

статической глубинно-пространственнойкомпозиции. Ее

– простота — более простые формы воспринимаются

стабильности, с другой стороны создают иллюзию неко-

требуется обозревать с нескольких точек для удовлетво-

легче;

торого движения (без динамики), способствуют визуаль-

рительного визуального восприятия.

– близость — близко расположенные друг к другу эле-

ному расширению пространства. Если жилую комнату

Пространственная композиция интерьера определяется

менты воспринимаются как единое целое;

подвергают «растягиванию» вдоль источника дневного

планировкой квартиры и принятой функциональной про-

– сходство — сходные элементы воспринимаются как

света, т. е. параллельно стене с окном, то для примыка-

граммой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение,

единое целое;

ющей группы мебели используется декоративная ткань

отделку помещений, декоративное убранство, освещение

– симметрия — симметричные элементы воспринимают-

с активно выраженными горизонтальными полосами, го-

и озеленение. Проведенное с помощью мебели и обору-

ся как целое;

ризонтальным рисунком на ковре.

studfiles.net


Смотрите также

ремонт квартиры