Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна. Дизайн интерьера история


Дизайн интерьера: история возникновения.

Дизайн интерьера

Желание украсить место своего проживания спровоцировало человека к появлению дизайн интерьера.

История дизайн интерьера напрямую на протяжении всего времени зависела от развития художественных стилей, научных изысканий и наших обычаев, а также от веяний политики и экономики.

Одним из самых древних и наиболее сохранившихся примеров оснащения интерьера оставила нам египетская цивилизация, существовавшая с четыре тысячи пятисотого по шестьсот тридцать третий год до нашей эры. Уже тогда культура Египта представила нам формы стула, стола и сундука.

Цивилизация древнегреческих городов существовавшая с двухтысячного по тридцатый год до нашей эры отличалась своим стремлением к простате и чрезвычайной тщательностью обдумыванию форм. Ордера и орнаменты того времени до сих пор захватывают дух и используются в современных дизайнах.

Особо сильно оказала влияние на мировой дизайн интерьера цивилизация древних римлян, существовавшая с семисот пятьдесят третьего года до нашей эры по триста тридцатый год нашей эры.

Арка, свод и купол – основные атрибуты Рима. Орнамент дизайн интерьера римского стиля заимствовал множество моментов с покоренного им востока. Только в средние века с четвертого по пятнадцатый век европейское общество отошло от принципов Римского стиля, и готический стиль варваров на многие годы завоевал их сердца. Это выразилось в появлении кафедральных соборов с витражными окнами и стрельчатыми арками.

Эпоха возрождения, просуществовавшая с тысяча четырехсотого по тысяча шестисотый год, охарактеризовалась утратой вкуса к стилю готики и поворотом в сторону мифологии древности и классическим архитектурным ордерам.

В семнадцатом веке формируется стиль барокко, что в переводе буквально означает — причудливый или вычурный. Ярким примером барокко является версальский дворец.

В след за барокко появляется более интимный стиль названный рококо, в переводе с французского буквально означавший – раковина.

Его развитие можно отнести к тридцатым годам восемнадцатого века, в эпоху правления Людвига пятнадцатого.

Но на этом Франция не отошла от дел, еще много лет она будет продолжать диктовать всю европейскую моду. Появление неоклассицизма тому подтверждение. А военные экспедиции Наполеона в Египет оказали огромное влияние на формирование стиля ампир.

Викторианский стиль, сложившийся во времена правления королевы Виктории в Англии значительно отразил свое влияние на всё развитие дизайн интерьера. Попытки фабрик имитировать ручные работы значительно оказало влияние на дальнейшее развитие всего дизайн интерьера в целом во всем мире.

Стили продолжают развиваться до сих пор, с разницей в том, что раньше в отличии от сильных мира сего, сейчас все больше людей в состоянии придать своему жилью особую красоту, что мы можем наблюдать на примере дизайна интерьера квартир https://stroim.kharkov.ua/.

Многие современные дизайнеры прогнозируют, что будущие стили стоит ожидать из смеси африканских, азиатских и американских культур.

prolex.com.ua

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Стремление к эстетике было замечено в глубокой древности. Некоторые люди задают себе вопрос о том, как развивалось творчество мастеров. Настоящий обзор посвящен такому искусству, как дизайн. История дизайна, появление теории и этапы формирования — все это рассмотрено дальше. Совершив маленькое путешествие в прошлое, читатель узнает, как развивались стили оформления интерьера, одежды, ландшафта.

Определение дизайна

В переводе с итальянского слово «дизайн» означает «замысел», «композиция», «модель». В русском языке оно появилось недавно, но само искусство начало формироваться много столетий назад. Современный специалист, занимающийся рассматриваемым видом деятельности, должен знать много особенностей из предметных областей и уметь правильно использовать их на практике, создавая проекты. Мастера своего дела работают в содружестве с архитекторами, заказчиками, строителями, поставщиками и подрядчиками и занимаются организацией внутреннего пространства.

История теории дизайна

Первые идеи о соотношении красоты и пользы возникли у древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Сократа, Аристиппа, Протагора. На тот момент уже существовали работы о соединении человека с машинами. Рассматриваемое творческое направление имеет следующие версии происхождения.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

В середине XIX столетия развитие индустриального производства создало потребность в новом виде деятельности, направленном на оформление и придание эстетики. Именно так образовался дизайн.В конце XIX века были сформированы основные правила теории и принципы, которые в дальнейшем повлияли на школы мастеров. Так дизайн стал сочетать в себе искусство и ремесло.В начале XX столетия художники заняли высокие позиции в промышленности. Они разработали фирменный стиль предприятий и смогли повлиять на выпуск различных электроприборов, автомобилей. Так дизайн стал художественно-промышленной деятельностью.Появление дипломированного специалиста связано с образованием школ дизайна в XX столетии.

Большой вклад в теорию возникновения истории дизайна внесли и продолжают вносить периодические издания.

Как развивался дизайн? 1-й и 2-й этапы

Формирование этого искусства в России имеет прерывистый характер: после высокого роста происходил низкий спад. Но сильной стороной всегда была и остается эстетика. Эволюцию дизайна можно разделить на несколько ступеней.

На первом этапе (1917-1922) создание дизайна осуществлялось при столкновении производства с агитационно-массовым искусством, а также активном оформлении уличных торжеств и политических шествий. В этот период стали применяться новые подходы к разработке реклам, плакатов и книжных товаров, что явилось началом развития графического дизайна.

На втором этапе (1923-1932) Россия стала одним из основных центров по подготовке профессиональных дизайнеров на производственных факультетах. В это время сформировались определенные концепции, направившие дальнейшее развитие искусства, а также начали разрабатываться проекты по обустройству жилищ, рабочих и общественных мест. Произошел триумф в коллажах, шрифтовых композициях, книжных конструкциях, плакатной графике.

История развития дизайна: 3-й этап

Творческая деятельность в 1933-1960 годах была остановлена из-за внедрения принципа стандартизации, применяемого не только к человеку, но и к создаваемой среде. По этой причине завершилась эпоха единства эстетической концептуальности. Дизайн разделился на несколько направлений: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Эволюция дизайна: 4-й этап

Развитие искусства возобновилось на четвертом этапе, который стал значимым в истории. В начале 60-х годов появились первые теоретические разработки в области веб-дизайна. В 1961 году был создан ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Его издания завоевали первые места в европейской культуре. Рассматриваемая творческая деятельность стала очень востребованной. Многие стандарты были пересмотрены, и все внимание сконцентрировалось на предметах народного потребления. Под влиянием западноевропейских школ графического дизайна изменился стиль периодических выпусков. В 70-е годы высоко ценились эклектические тенденции ретро-стилей.

Когда появилась частная форма собственности и обострилась конкуренция (конец 80-х — начало 90-х годов), российская реклама стала одним из важных инструментов для продвижения бизнеса. Именно тогда сильно повысился интерес к графическому дизайну и увеличился выпуск изданий, распространяющих товары и услуги.

Происхождение дизайна интерьера

Люди всегда стремились создать красивую обстановку в своем доме. Именно поэтому услуги профессиональных дизайнеров остаются востребованными в настоящее время. История дизайна интерьера начинается с древних времен. У первобытного человека жильем считалась пещера, которую он украшал камнями, шкурами, рисунками на стенах, корнями деревьев и другими подручными предметами.

Древнеегипетское искусство начало формироваться в период Раннего Царства. Культура была ярко выражена принципами монументальности и статичности. В это время началось строительство надземных гробниц с погребальными помещениями. Самой значимой архитектурой стала «мастаба». Эпоха Среднего Царства считается периодом основания столярного искусства. В Египте впервые появилось сидение со спинкой, позже ставшее шаблоном для всех стульев, вошедшим в современный дизайн.

История дизайна интерьера дополнилась архитектурными изделиями из Древней Греции: каменные плиты, мозаика, дерево, кирпич – все это применяли для строительства храмов. Стены и потолки штукатурили и украшали росписью. Особое место в рассматриваемой стране занимали театры. Вместо дверей в жилых домах часто использовались занавеси из ткани, украшающие домашнюю обстановку. На них наносили мифологические или исторические образы. Мебель декорировали симпатичной инкрустацией и росписями.

Древний Рим также оставил след в истории дизайна интерьера. Жители этой страны активно строили термы (античные бани), внутренняя отделка которых отличалась настоящей роскошью: сводчатые потолки, полы из мозаики, бассейны, сады. В обстановке часто применяли золото, серебро, мрамор, древесину, бронзу, слоновую кость.

Готическая культура образовалась во Франции. Именно в этой стране использовались витые колонны и стрельчатые формы арок. Стены жилых помещений покрывали штукатуркой, а на потолках делали росписи. В парадных залах устанавливали геральдические щиты, оружие, а на пол стелили плетеные тростниковые коврики.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Особенности формирования ландшафтного дизайна

Обустройство пространства вокруг своего дома было актуальным во все времена. В связи с этим история ландшафтного дизайна развивалась вместе с человечеством, хотя название появилось около 200 лет назад. Если раньше люди были сильно привязаны к природе и держали огород, то теперь они создают особенный вид вокруг своего дома для красоты.

Первые парки для прогулок появились с началом рабовладельческого строя и принадлежали богатым слоям общества. Чем лучше финансовое положение владельца, тем прекраснее были сады, окружающие его жилье. В каждой стране ландшафтный дизайн развивался в своем направлении.

В Древнем Египте жрецы выращивали разные цветы с утонченными ароматами, а на поверхности водоемов располагали лотосы. Во время царствования Клеопатры культивировали розы. В Фивах была широко распространена пергола, представляющая собой сооружение из растений и гроздей винограда, тянущееся по территории двора.

Развитие ландшафтного искусства в Персии началось с создания заповедников с разными видами животных (кабаны, львы, парнокопытные), предназначенных для охоты. Именно от персов пришли аккуратно выстриженные живые изгороди, делившие парк на разные зоны.

Китай и Япония — страны, развивающиеся под влиянием древних философий и религий, призывающих к единству человека с природой. Поэтому в садах этих жителей присутствовали водные объекты, камни или беседки, создающие умиротворенный и гармоничный дизайн.

История дизайна ландшафтов в России похожа на европейскую. В XVII столетии появились ботанические оранжереи и парки. Затем стали выращивать тюльпаны, гиацинты и нарциссы, пришедшие из Голландии. С течением времени менялась жизнь, и новые стили постепенно вытесняли старые. Особенно изменения в садовой архитектуре заметны в XIX и XX веке.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Эволюция в мире моды

История дизайна одежды начала формироваться с древних времен, поскольку люди всегда стремились создать красивые, теплые и удобные вещи. В зависимости от культуры, изготавливались специальные наряды, прически и аксессуары. Дизайн одежды разделял народы по имущественному и кастовому положению (воины, чиновники, торговцы, крестьяне). Активное развитие моды началось после появления тканей, ниток и швейных машин.

Первоисточниками дизайна одежды являются цеха во Франции и Италии, портные которых стали настоящими профессионалами. В период Средневековья рассматриваемое искусство не развивалось, так как нестандартная одежда не приветствовалась. Однако в эпоху Возрождения произошли перемены, и история моды дополнилась новыми событиями: появилась праздничная одежда, нижнее белье для дам, а также бархат и шелк. Декольте стало глубже, а вырезы платьев увеличились. Дух времени всегда оказывал большое влияние на дизайн.

История дизайна женской одежды XX века дополнилась строгими мужскими моделями брюк и пиджака. Оставили свой след и войны, после которых появились пальто. В настоящее время мода есть в каждой стране, и кутюрье демонстрируют всему миру свои работы.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Дизайн — направление творческой деятельности, которое никогда не останавливается на достигнутом уровне. У людей появляются новые потребности и задумки, а мастера своего дела воплощают идеи в жизнь или создают свой оригинальный стиль. Поэтому рассматриваемое искусство находится в постоянном развитии.

dirigent.ru

История дизайна

Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется.

В его сферу входят: выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние годы появился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн.

Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не единственной, а часто и не основной задачей дизайнера. За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее.

Проектирование принципиально новых промышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике промышленной продукции без серьезного изменения ее технических характеристик; создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций - все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерам

Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808- 1882), который в 1845г. изобрел термин "художественная промышленность", означающий, по его собственным словам, "изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству". С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал "Журнал дизайна", обращал внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.

Начало истории дизайна вполне обоснованно связывается многими исследователями с началом работы художника, архитектора, дизайнера Петера Беренса в компании "АЕС" в 1907 г. При такой постановке вопроса предыдущие десятилетия (Рёскин, Моррис) являются всего лишь только временем теоретической подготовки будущего практического дизайна.

Если рассматривать дизайн как способ воссоздания целостности предметного мира и очеловечивания технической цивилизации, то начало истории дизайна можно отнести и к 1919 г., когда Вальтер Гропиус основал Баухауз.

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема - то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно "поместить" в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.

Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека.

Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформулировано следующим образом. Дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.

Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массово го машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде - главным образом украшать быт верхушки общества.

Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто дизайн означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях "дизайн" трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности протекали в условиях распространения индустриального производства. Этот процесс имел как своих сторонников, так и ярых противников. Многие исследователи отмечают парадокс середины XIX в. - бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Споры о том, может ли машина создавать произведения искусства, может ли она сама быть произведением искусства; споры о границах прикладного искусства и о месте художника в современном производственном процессе - вот лишь небольшой круг вопросов, который волновал в то время самые передовые умы. В теоретическом плане, прежде всего, необходимо было переосмыслить такие понятия, как "человек", "среда", "художественное", "техническое" и т. д. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный: он являл собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ мировоззрения дизайнерского.

Развитие индустриального производства бытовых вещей многие художники и теоретики искусства восприняли как прямую угрозу хорошему вкусу. Упадок художественного качества массовой индустриальной продукции по сравнению с ремесленными образцами волновал многих специалистов, занимавшихся проблемами искусства и промышленности. Протест против фабричного изготовления мебели, посуды, керамики, декоративных тканей, традиционно входивших ранее в сферу декоративно-прикладного искусства, возник сначала в Англии - наиболее развитой на тот момент индустриальной стране.

История дизайна насчитывает уже более ста лет. С самого начала своего существования дизайн претендовал на возможность охватить самое широкое поле деятельности, и надо признать, что он смог добиться значительных успехов. В качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная среда - от иголки до самолета как говорили в 1960-х гг. В самом деле, изделия дизайна окружают современного человека повсюду в повседневной жизни. Некоторые дизайнерские работы стали нам настолько привычны, что никому, пожалуй, не приходит в голову, что обыкновенная бутылка "Кока-Кола" имеет своего автора - гениального Раймонда Лоуи.

Творения многих дизайнеров экспонируются в музеях современного искусства по всему миру, даже такое яркое направление современного искусства, как поп-арт, имеет очевидные корни и в дизайне XX в. Творческие и практические достижения дизайна несомненны, однако до сих пор не выработана его теоретическая основа, для начала нужно сказать, что не определены даже четкие границы дизайнерской деятельности. Сейчас, помимо промышленного (индустриального) дизайна, мы говорим о дизайне интерьера и ландшафтном дизайне, графическом дизайне и дизайне экспозиции, самым же популярным и поднятым на уровень истинного шоу-бизнеса является дизайн одежды (английский или французский ).

О стилях в дизайне

Античность.

Всем нам известна великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

АР-ДЕКО.

Смешение элементов египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусcтва. Эталоном стиля выступают стильные роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Для мебельных стилей характерно применение декоративных элементов в форме зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. В цветовой гамме используются насыщенные коричневые тона, цвета слоновой кости, все оттенки золотого.

Барокко.

Известно своим стилеобразующим элементом - пластикой стены, благодаря которой стена как бы лишается главной своей черты - надежности и монументальности, приобретая небывалую динамику. Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены. В интерьере появляется нарочитая усложненность, скругленные углы, множество зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь". Стилю присущи пышность, величие, размах. Фасад и интерьер обильно украшен такими декоративными элементами как барельефы, скульптурные группы, вазы и т.д.

Рококо.

Основные черты этого стиля - динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки ( S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Палитра - золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо - своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Стиль рококо - это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Экзотические узоры в "китайском стиле" были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок. Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород.

Индустриальный стиль.

Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется "нечеловечным", диковатым, нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль - это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к "бытовухе".

Классицизм.

Здесь основные признаки - симметрия и простота. Гладкая поверхность стен, ограниченные четкие объемы, не скрывающие структуры; мягкость цветов белого и голубого, перспективные эффекты в минимализме живописи, идеальный пейзаж, воплощающий мечту о золотом веке. Классицизму свойственны красивые геометрические формы, сдержанный декор, дорогие материалы. Часто помещения украшаются скульптурой и лепниной. Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, "ордерной" организации декора - его основная черта. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Классический стиль оправдал свое первоначальное название - "правильный образец для подражания".

Минимализм.

Лаконичность форм, сведение их в основном к геометрическим фигурам. Ничего лишнего. В дизайне культивируются открытые пространства, подчеркивается эстетика простоты и точности, все элементы быта тщательно спрятаны. У вещей легкий силуэт и они немногочисленны. Полное отсутствие декора, орнаментов, ясность композиции. Сдержанная графическая гамма стен и пола может сочетаться с яркими предметами интерьера.

Модерн.

У стиля есть символ - это изощренная форма цветка цикломена. Для модерна "нового" стиля, родившегося на рубеже 19 и 20 веков, как движения за создание стиля своей эпохи, используется отказ от старых стилевых форм, поиск новых материалов: железа, стекла, железобетона. Свободная планировка, разные уровни пола, большие оконные проемы. Дизайнер использует при работе над интерьером импровизацию на выбранную тему. На стенах мы видим причудливые капризно извивающиеся линии с явной тенденцией к ассимметрии. Стены помещения красочные, часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Мебель украшается стилизованным растительным орнаментом, в ней преобладают вялые, тянутые, волнистые очертания. Архитекторы в одном произведении соединяли в волшебном единстве архитектуру, пластику, живопись, декоративно - прикладное искусство. Вводится функциональное зонирование. Декоративное оформление интерьеров достигает невероятной изощренности. Форма окон, дверей, лестниц разнообразна до бесконечности. Выделяется и огромной выразительности достигает текучесть ритмов, цвета и фактуры. Часто используется керамическая облицовка, кованое железо, оконные и дверные флористические витражи.

Неомодерн.

Использование пластических форм Ар-нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Хай-Тек.

Стекло, металл и пластик. Строгость и простота конструкций. Хай-тек ориентирован на стилизацию и освоение металлических конструкций и стекла. Важно выделить красоту держателей, подсветки, креплений и так далее. Все практично, функционально. Излюбленные цвета: металик, серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло, трубы... Прямизна линий. Никакого дерева, сложной отделки и ветееватых орнаментов. Излюбленные цвета:, белый, черный, металик, серебро; материалы: металл, стекло, трубы...

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

oformitelblok.ru

История дизайна интерьера | Журнал ChaosLend

История дизайна интерьера

Очень сложно найти один определенный подход к вопросу истории дизайна интерьера. И первая же сложность связанна с датированием зарождения дизайна. Известно, что уже в древнейшие времена люди стремились украшать места своего пребывания. Такими своеобразными украшениями служили кости и шкуры убитых животных, рисунки на стенах пещер, различные фигурки, изображающие людей и животных. Можно с уверенностью сказать, что искусство декорирования жилища появилось одновременно с зарождением культуры древних людей и прошло те же ступени развития, что и мировая культура человечества.

История дизайна интерьера

Культуру Древнего Египта, Месопотамии, Индии и Китая по праву можно считать колыбелью современной цивилизации. Именно здесь возникают первые государства, речь, письменность, литература и искусство, а также закладывается фундамент многих наук. Большое влияние древневосточные цивилизации оказали и на становление античной культуры, которая в свою очередь стала основоположницей западноевропейской культуры. Именно период античности (450 – 1050 г. н.э.) можно назвать периодом зарождения истории дизайна интерьера, ведь именно в этот период впервые поднимается вопрос баланса между функциональностью вещей и той эстетической нагрузкой, которую они несут.

История дизайна интерьера

Дальнейшая история развития дизайна включает в себя много этапов, на некоторых из которых мы остановимся более подробно.

Средневековье (IX-XII века) характеризовалось некоей тусклость и даже мрачностью цветов в оформлении внутреннего убранства жилищ. В основном это были цвета леса, камня и бронзы. Мебель средневекового жилища была простой и не отличалась особой изысканностью форм. Изготавливалась она, как правило, из дерева или металла, так как других материалов в средневековье просто не было. Что касается текстиля, то шторы служили больше защитой от сквозняков, чем утонченным элементом декора. Средневековье известно такими стилями в дизайне интерьера как: романский, штауфенский, ранний английский, готический и районан.

История дизайна интерьера

Следующим этапом в развитии дизайна интерьера стало Новое время (XV-XIX вв.) со всем многообразием присущим ему стилей. К данной эпохе относится поздняя готика и ренессанс, барокко, рококо и классицизм, эклектизм и Викторианский стиль. Каждый из стилей имел свои отличительные черты. Так ренессанс характеризовался пышностью и роскошью внутреннего убранства домов. Колонны, статуэтки, изображающие античных богов, живописные картины, в основе которых лежат античные мотивы, громоздкая мебель, напоминающая миниатюрные архитектурные сооружения все это присуще интерьеру эпохи Возрождения. Приемники ренессанса - барокко и рококо, также отличались богатством внутреннего убранства, сочетая в себе все самое необычное и торжественное. Красивая резная мебель, покрытая росписями, лаком и позолотой, занавеси из дорогих тканей, зеркала в затейливых рамах, стены с атласной обивкой, кровати с балдахинами – все в доме должно было подчеркивать высокий статус его хозяев. На смену этим вычурным стилям пришел более спокойный классицизм, основными чертами которого стали точность и симметричность. Мебель в классическом стиле отличается строгостью и простотой форм, но при этом она изготавливается из дорогих пород дерева. В интерьере комнат преобладают спокойные пастельные цвета, коричневые тона мебели и паркета, а также белые цвета стен. Классический стиль и сегодня остается одним из наиболее популярных стилей в декоративном оформлении помещений.

История дизайна интерьера

Но время и технологический прогресс диктуют свои правила, и стили, которые относятся к следующей эпохе развития дизайна интерьера, а именно к эпохе Новейшего времени (ХХ-ХХI века), характеризуются большой практичностью и функциональностью. Среди них можно выделить модерн и экспрессионизм, конструктивизм и арт-деко, минимализм и хай-тек. Все их объединяет простота, открытость, максимум свободного пространства и удобства. В дизайне интерьера широко используется современная техника и новейшие материалы.

Авторская статья. Использование материала разрешено только при установке активной гиперссылки на источник: Дизайн и ремонт квартир на Chaoslend.ru.

Смотрите также:

www.chaoslend.ru

История возникновения понятия дизайна интерьеров

История возникновения понятия дизайна интерьеров

В результате дизайна интерьеров возникает определенная среда обитания человека, функционально удобная, безопасная, характеризующаяся здоровым микроклиматом, художественной привлекательностью и комфортом. Большую часть своего времени люди проводят под крышей, а с помощью хорошо спланированного интерьера обеспечивается их психологический комфорт. Уровень производительности труда, обеспечение безопасности и здоровья людей, экономия трудовых затрат зависит в значительной степени от дизайна интерьеров.

Изначально люди просто стремились украсить помещение внутри него. Сегодня значительно расширились обязанности интерьер-дизайнера, который принимает решения о структуре пространства, его габаритах, оборудовании, отделочных материалах и типах меблировки.

Интерьерными дизайнерами разрабатываются интерьеры ресторанов, больничных учреждений, жилых домов, офисов и иных общественных мест. Историю дизайна интерьеров определяет развитие оснащений дома и художественных стилей. Развивались они с учетом влияния различных обычаев и культур, климатических условий и доступных материалов, а также научных изобретений.

Древний Египет и его культура отличаются наиболее полным оснащением интерьеров. Множеством предметов мы может сейчас любоваться благодаря тому, что они сохранились в особенных климатических условиях и потому что у древних египтян были свои особенности верований. Египетская культура в древнейший период славилась отработанными формами сундуков, столов, стульев и табуретов. Древними игреками к разработке основных египетских типов было приложено стремление тщательно разработать формы и сделать все простым.

Поселок Коттон Вей ожидает новых жильцов!!! Консалтинговая компания JQ Estate предлагает выгодные условия для приобретения недвижимости в этом райском месте!!!

Статья прочитана 145 раз(a).

www.family-land.ru

История дизайна - Дизайн - Каталог статей

Практическое значение дизайна. Современные ведущие дизайнеры интерьеров и декораторы нередко не имеют формального образования, но они хорошо изучили своё дело, работая в солидных дизайнерских компаниях. Технические новшества в таких областях, как осветительная арматура, широкий диапазон доступных материалов и увеличивающееся число потенциальных дизайнеров превратили дизайн интерьеров в отдельную, самостоятельную профессию. Подготовленный профессионал работает в соответствии с современными модными тенденциями, технологиями и методами, он организует работу так, чтобы обеспечить надежный, высококачественный результат.

Сегодня средний домовладелец хорошо осведомлен о дизайне интерьеров – главным образом в результате интенсивной рекламы в средствах массовой информации, - но многим из них не хватает времени или настоящего профессионального опыта, чтобы составить проект в целом.

Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что дизайнер интерьеров в основном занимается подбором сочетающихся тканей, обоев и напольных покрытий. На самом деле декоративная схема зачастую является последней деталью при выработке общего проекта. Дизайнерский проект начинается с выяснений пожеланий клиента, за этим следует тщательное обследование и измерение рабочего пространства, чтобы найти правильное дизайнерское решение в соответствии с этими пожеланиями. В результате появляется схема проекта, которая в наиболее подходящей форме предоставляется клиенту – это могут быть чертежи с указанием расстановки мебели или же наглядные макеты. Если схема принимается, дизайнеру могут также предложить руководить работами до завершения проекта.

Некоторые путают роль дизайнера интерьеров с ролью декоратора. В основном первый занимается планированием пространства, тогда как второй отвечает за декорирование поверхности этого пространства. Однако очень часто эти две роли совершенно взаимозаменяемы. Целью и дизайнера и декоратора является точное выполнение требований клиента, а также планирование и наблюдение за ходом работ, необходимых для достижения этой цели.

В этой профессии не существует стандартного карьерного пути, но возможности продвижения постоянно увеличиваются от внесения небольшой части в общий проект до руководства всем проектом. Для этого нужно много работать, начиная с небольших гонораров, а наградой за это станет любимая профессия.

 

Первобытный стиль. Хотя первобытный стиль – это еще не стиль в полном его понимании, мы обязаны упомянуть это период при изучении интерьера. В первобытную эпоху интерьер только складывается. Однако как только человек переселяется в пещеру и начинает ее обустраивать, можно говорить о появлении первого интерьера.

Современных дизайнеров первобытные мотивы привлекают своей экзотикой, первобытным ощущением близости природы, минимализмом средств. Реплики этого времени можно нередко встретить на страницах модных журналов.

Материалы используются только естественные: камень (в интерьер иногда применяется искусственный камень), глина, кость, шкуры животных, в меньшей степени дерево. Цветовая палитра естественная, природная. Один из признаков первобытного стиля – великолепное изображение животных, повторяющие наскальные росписи пещер Франции, Испании, России и т.д.

Особое внимание уделяется освещению – имитация желто-оранжевого пламени живого огня.

 

Изображение быка. Пещера Ляско. 40-20 тысяч лет назад

Египетский стиль. Искусство играет значительную роль в истории Древнего Египта (3 тыс. до н.э. – III в. н.э.). Строго иерархичное государство с фараоном во главе дополнялось определенной религией. Культ загробной жизни обуславливал ценность всего сделанного не только в этой жизни, но и в последующей. Поэтому искусство во многом имело сакральное значение.

Особое развитие в Египте получают архитектура и скульптура. До сих пор нас удивляют своими четкими геометрическими формами, монументальностью и незыблемостью форм пирамиды-усыпальницы и храмы Древнего Египта.

Интерьер Древнего Египта отличается богатством и красочностью. Практически, впервые в интерьере появляются колонны, тяжелые и монументальные как вся египетская архитектура. Вытесанные из камня, более всего они походили на гигантские ожившие священные растения древних египтян – лотос, папирус, пальму.

Стены украшаются фресками и рельефами, интерьер наполняют многочисленные, искусно сделанные предметы декоративно-прикладного искусства из камня, глины, драгоценных металлов.

Несмотря на практически полное отсутствие древесины на территории этого государства, египтяне – одни из первых изобретателей мебели. Именно тогда были разработаны первые типы мебели: прототип кровати - ложе, стул со спинкой, кресло, раскладной стул, прототип сундука. Из-за отсутствия столярных инструментов мебель египтян грубовата. Чтобы скрыть неровную поверхность, она богато декорируется перламутром, золотом, серебром, слоновой костью, драгоценными камнями.

 

Карнак. Колоннада храма Амона. Конец XIV-начало XIII в до н. э.Красочная палитра древнего Египта отличается однотонными яркими цветами: красный, желтый, коричневый, черный (сажа), белый (гипс), реже зеленый и голубой.

Греческий стиль. Греческое искусство расцвело на Апеннинском полуострове в IX в. до н.э. – II в. н.э. В то время Греция представляла собой союз городов-государств, так называемых полисов, что не помешало ей добиться удивительных успехов в сфере культуры, науки и искусства.

Основной материал древней Греции – мрамор, основные виды искусства – архитектура и скульптура. Интерьер не получил в Греции ярко выраженного самостоятельного развития. Однако архитектурные находки оказали огромное влияние на все последующее развитие искусства интерьера.

Основа греческой архитектуры – ордер – схема построения архитектурного сооружения. Ордер представляет собой определенный набор элементов стоечно-балочной конструкции и порядок их расположения в пространстве. Не меняя саму схему архитектурной конструкции, греки добиваются вариативности построек за счет изменения их размера, пропорций, декоративных деталей.

Неизменное конструктивный элемент и украшение любого греческого сооружения – колонны. Считается, что греки изобрели три типа колонн – дорические, ионические и коринфские. Архитектура богато украшалась мраморной скульптурой и рельефами.

Для истории интерьера греческий ордер имеет колоссальное значение, так в дальнейшем он используется не только при строительстве здания, но и для оформления и отделки внутренних помещений.

В отличие от храмового строительства, жилой интерьер Древней Греции не был столь богат и разнообразен. Внутренние помещения украшаются настенной живописью, полы выполняются из мозаики или застилаются коврами. Отдельную страницу занимает искусство керамики Древней Греции – краснофигурная и чернофигурная вазопись.

 

Дорический храм Дианы Пропилейской в ЭлевсинеМебель Древней Греции отличалась строгостью форм: три вида скамеечек для сидения, стул с прямой спинкой для женщин – клисмос, ложе для возлежания для мужчин – клине.Цветовая гамма Древней Греции яркая, динамичная, включает синий, красный, черный, желтый. Однако в дальнейшем греческое искусство пришло в интерьер именно в своем неокрашенном виде. Его стали ценить за мягкие, теплые, чуть мерцающие оттенки греческого мрамора.Орнаментальные мотивы греческого стиля: особый вид переплетения линий – меандр, пальметта, акант.

Римский стиль. Римская Республика (VI до н.э. – IV в. н.э.), а затем Империя была государством сильным и воинственным. Древние римляне с самого начала большую часть времени проводили, завоевывая соседние территории.

Их прекрасный инженерный талант сказался в благоустройстве подчиненных территорий. Мы и сейчас может видеть многочисленные акведуки, мосты, дороги, сохранившиеся в разных частях европейского континента.

Искусство Древнего Рима по большей части является заимствованным греческим. Однако римляне его дорабатывают, оно становится более монументальным, парадным, богатым, орнаментированным. В отличие от Древних греков, римляне уделяют интерьеру значительное внимание. Они охотно обустраивают для себя роскошные дворцы, прекрасные виллы, огромные загородные резиденции.

Свои дома римляне строят по типу восточного жилища – с внутренним двором – атриумом – в центре, окруженным многочисленными комнатами. Однако римляне его значительно расширяют и усложняют.

В отделке интерьера хозяева стремились перещеголять друг друга. Полы устилала мозаика, стены украшали фрески с «перспективной живописью» – изображением пейзажей и архитектуры в натуральную величину от пола до потолка, с использованием законов линейной перспективы. В результате чего создается иллюзия расширения небольшого пространства. В центре атриума располагается бассейн, украшенный скульптурой или фонтанчиком.

Охотно применяется в отделке мрамор, только не светлый однотонный, как в Греции, а разных цветов. Много в интерьере декоративных предметов, в том числе диковинки, привозимые из завоеванных стран.

 

Внутренний вид терм Каракаллы в Риме

Непременная принадлежность богатого римского интерьера – зимний сад, который располагается обычно на заднем дворе сооружения.Мебель Древнего Рима была похожа на греческую и также немногочисленна: столы, треножники, стулья с прямыми спинками для женщин и ложа для мужчин.Цветовая гамма римского интерьера яркая, насыщенная, много красных оттенков, терракоты, позолоты и бронзы.Иногда греческое и римское искусство объединяют общим словом античное, однако необходимо помнить, что при некоторой внешней похожести, в основе этих цивилизаций лежат ценности во многом противоположные.

Романика. После падения Рима под натиском кочевых племен, на арену человеческой истории и искусства выходят европейские народы. Время становления Европы, называют Средними веками. Условно он делится на два периода: ранний - романику и поздний - готику.

Романика – первый этап Средневековья. Это время сложения границ европейских государств, возникновения европейской культуры.

Кроме того, Средневековье тесно связано с христианизацией Европы. Религиозное мировоззрение, пронизывающее общество этого времени, отражено в каждом его творении, в том числе, и в искусстве.

Основные типы сооружения романики – замок и храм.

Архитектура замковых сооружений, как и полагается настоящим крепостям, отличалась массивностью конструкции, простотой форм, лаконичностью объемов. Помещения были мрачные, часто неотапливаемые. Окна узкие, напоминающие бойницы.

Интерьер романики сочетает в себе функциональность и эстетические качества. Стены покрываются фресками на орнаментальные мотивы. В интерьер активно приходят ковры, позднее гобелены. Сначала их завозят с Востока, однако вскоре начинают изготовлять самостоятельно. Гобелены или шпалеры завешивают комнату от пола до потолка, украшая ее и одновременно защищая от холода. Обязательная принадлежность интерьера – камин, не столько декоративный, сколько функциональный элемент. Полы земляные, реже дощатые или каменные.

 

Интерьер. Санкт Михаэль в Гильдесгейме

Интерьер храмов также напоминает крепость. Ему свойственны толстые мощные стены, небольшая высота помещения, малое количество окон. Он строится на сочетании простых геометрических форм. Превалирует эстетика строительного материала – простого камня, часто неокрашенного. В храме минимум украшений.

Мебель сколачивается из дерева, простая и грубая. Особую роль играл сундук – один из любимых предметов мебели всего Средневековья.

Готика. Готика – второй этап Средневековья. Отличительная его черта – становление европейских городов. Более оседлый образ жизни горожан привел к появлению крупных поселений – первых городов, расположенных на пересечении торговых путей Европы. Небольшие по нашим меркам, но значительные по меркам Средневековым, эти городские поселения из камня и дерева способствовали развитию искусства интерьера.

Основные типы городских сооружений – храм и ратуша, именно здесь сосредотачиваются достижения европейского интерьера. Архитектура претерпевает значительные изменения. Благодаря усовершенствованию строительной конструкции, появляется возможность сильно облегчить сооружение из камня, что непосредственно отражается и в интерьере. Постройки становятся выше и просторнее, тонкие колонны образуют удивительные ажурные переплетения сводов, стены прорезаются огромными стрельчатыми окнами.

Внутри и снаружи храмы украшает антропоморфная скульптура, отличающаяся вытянутостью форм и экспрессивностью движений. В сюжетах фресок превалируют религиозные и библейские мотивы.

Возникает искусство витража. Теперь интерьер становится полихромным не только благодаря росписи стен, но и цветным стеклам.

Архитектуре готики свойственна вертикальная направленность. Кажется, что каждый ее элемент от колонны до маленькой башенки стремится вверх, к небу, что объясняется христианской идеей восхождения человека к Богу в течение всей своей жизни.

Готическая мебель отличается определенной жесткостью конструкции и прямолинейностью очертаний. Часто в мебельных элементах воспроизводятся модели архитектурных сооружений и их детали – храмы, замки, амбразуры и т.д.

 

Интерьер собора Св. Барбары в ЧехииОсновным типом мебели продолжает оставаться сундук, но появляются первые прототипы шкафов – посудный, одежный и т.д. Основные материалы: дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).Цветовая гамма Средневековья достаточно яркая, особенно в росписи храмов: желтые, красные, синие, пурпурные, зеленые, оливковые оттенки. В интерьере встречаются вкрапления золота и серебра (предметы декоративно-прикладного искусства и ткани). Возрождение. Интерьерный стиль Возрождения или Ренессанса лучше всего отражен в искусстве Италии XIV-XVI вв.

Этот период связан с ростом богатства и могущества Италии. Практически каждым крупным городом управляет знатная и богатая семья итальянцев. Это не способствовало миру в Италии, но принесло значительную пользу искусству. Благодаря богатым заказчиками, их стремлению пышнее отстроить свои резиденции и виллы, итальянское искусство переживает настоящий расцвет. Еще одним важным заказчиком становится католическая церковь.

Переворот происходит и в общественном мировоззрении. Христианство, закрепившись на европейской почве, становится менее нетерпимым к культурному наследию античности. Возникают из забвения, перепечатываются и распространяются труды философов, историков, поэтов Греции и Рима.

Обращение к культуре и искусству Древней Греции и Древнего Рима приводят к реинкарнации античного интерьера. В архитектуре и интерьере появляется ордер. Интерьер отличается геометричностью форм, простой и ясностью конструкции, уравновешенностью пропорций, гармоничным мироощущением пространства. Для отделки применяются мрамор, фреска, реже деревянные панели.

В росписи стен часто используют «перспективную живопись» или «обманки» - росписи, создававшие иллюзию расширения тесного внутреннего пространства.

 

Лестница в королевских апартаментах работы Приматиччо в Фонтебло

 

Мебель этого стиля еще немногочисленная, жесткая. Чтобы смягчить жесткость конструкции на нее кладут ткани и подушки, иногда обивают кожей. Мебель декорируется камнями, резьбой, живописью, металлом или расписывается. Характерно появление диванов – кассоне.

Барокко. «Barocco» в переводе означает «причудливый». Стиль появляется в XVII веке. Более всего он связан с правлением Людовика XIV, который известен своим знаменитым изречением: «После нас хоть потоп» и что вполне отражало его абсолютистскую властную личность.

Людовик стремился укрепить свою королевскую власть (при нем Франция становится абсолютной монархией), и вывести страну в первый ряд европейских держав.

При Людовике окончательно формируется дворцовый этикет на все случаи жизни, а Франция становится законодательницей мод на мировой арене. Стиль барокко как нельзя лучше отражал устремления короля к пышности, торжественности, парадности, праздничности. Еще одна запоминающаяся черта барокко – театральность.

Характерный признак барокко – причудливые завитки и волнообразные линии, которые царят теперь повсюду, в каждой детали интерьера.

В 1660 году Людовик XIV утверждает большие правительственные мастерские. Художники работают теперь не как кустари-одиночки, а целыми художественными коллективами. Интерьер насыщается многочисленными искусными предметами обихода виртуозного исполнения.

В отделке стен активно используется ткань, деревянные панели, для пола – паркет. Вместо беленого потолка – огромный живописный плафон на тему античной мифологии. В интерьере много скульптуры, масляной живописи, которая развешивается по стенам. Активно используются зеркала для достижения иллюзорных эффектов игры с пространством (для этого их помещают напротив окон).

 

Парадная опочивальня. Чэтсуэрт, графство Дербишир.Конец XVII в.

 

Интерьер барокко отличается пышностью, богатством, насыщенностью форм и цвета. Мебели становится много, и она легкая, мобильная, мягкая. Часто предметы мебели подбираются в комнаты не по одному, а заказываются гарнитуром. Под мебель разрабатывается и специальная обивочная ткань. Барокко любит густые, звучные мажорные тона. Цветовая палитра яркая, мощная, много красного и позолоты.

Рококо. Рококо – стиль XVIII века (1715-1780 гг.). Он связан с правлением Людовика XV. Название «рококо» произошло от слова «рокайль», что в переводе означает «ракушка». Этот стиль считается первым интерьерным стилем, так как заметнее всего он проявился именно во внутренней отделке помещений.

Стиль рококо характеризуют как уютный, камерный, изнеженный, иногда его называют женским из-за большого количества безделушек, тканей, тонкости и изысканности элементов. Часто его интерьеры сравнивают с замысловатой шкатулкой или легкой беседкой.

Рококо стремится, по возможности, отказаться от ордерной системы, зато превозносит асимметрию. В отделке предпочтения у рококо те же, что и у барокко, однако все смотрится гораздо скромнее и изысканнее одновременно. Избавляясь многофигурных скульптурных композиций барокко, масляной живописи в золоченых рамах, ярких тканей, основным декоративным элементом интерьера становится рокайльный завиток, который оплетает комнаты практически целиком. Как и барокко, рококо любит зеркала и те интерьерные эффекты, которые они помогают создавать.

В интерьере появляется большое количество разнообразной мягкой мебели.

Значительно меняется цветовая гамма: яркие, насыщенные цвета, заменяются палитрой сложных неуловимых пастельных оттенков: розовый, нежно-лиловый, голубой, дымчато-зеленый, салатовый, белый с золотом.

 

Лестница в замке Аугустусбург. 1743-1748 гг.

Еще одна особенность рококо – мода на экзотику. Для рококо экзотической страной стал Китай, откуда в Европу в это время начали привозить разные изысканные вещицы и фарфор. Интерьеры рококо с элементами китайского стиля называют «китайщиной» или «шинуазри».

Классицизм. Существование стиля классицизм относится к XVIII – нач. XIX в. Классицизм тесно связан с понятиями государственности, долга, гражданственности. В противовес театральности барокко и легкомысленности рококо, классицизм противопоставляет гармонию чувств и разума с заметным превалированием рационального начала.

Классицизм обращается к идеалам античного времени – целостности восприятия жизни. Частично на стиль оказывают влияние археологические раскопки древних римских городов Геркуланума и Помпеи, засыпанных при извержении Везувия в 79 г. Эти исторические находки стали значительным событием в общественной жизни того времени.

В интерьер активно возвращается ордер и такие понятия, как симметрия, равновесие элементов, геометризм форм и линий. Линии перестают изгибаться, интерьер успокаивается и выравнивается.

В отделке активно применяется фреска, мрамор. Монументально-декоративная живопись возвращается в интерьер. Перспективные эффекты, даже если и используются, то всегда подчеркивается граница между иллюзорным пространством и реальным. Залы красиво дополняются мраморной скульптурой, бюстами известных ученых, историков, литераторов.

Особое значение для классицизма является переживание отношений человек и природы. Возможно, с этим связано появления сентиментальных садов при величественных классических постройках. В интерьере появляются портреты хозяина и хозяйки дома на фоне прекрасного пейзажного парка.

 

Роберт Адам. Приемная в Сайон-хаузе. 1761 г.

Для орнамента классицизма характерны гирлянды цветов, ленты, вазоны, акантовый лист. Цветовая гамма светлая, сдержанная, пастельная, но оттенки и цвета ясные: светло-розовый, светло-зеленый, много охристых, белого, позолота используется очень деликатно.

Ампир. Появление стиля ампир (от французского «empire» – «империя») тесно связано с эпохой Наполеона (1-я четверть XIX в.). По своей сути он не противопоставляется классицизму, а является его продолжением – подстилем.

Наполеон, став императором Франции, как и все императоры, нуждался в собственном стиле, чтобы подчеркнуть значимость своей империи. Художники откликнулись на требования времени. В принципе, классицизм, как стиль – выразитель идеи государственности, вполне устраивал императора. Однако в отличие от классицизма, ориентированного в какой-то степени на идеалы Древней Греции, ампир в большей степени тяготеет к искусству Древнего Рима. Сказывается влияние военных кампаний этого времени.

Поэтому интерьеру свойственна точная симметрия и определенность пропорций, четкое построение пространства. В интерьере много бронзы, редко батальные полотна, портреты Наполеона и Жозефины, знаменитых французских полководцев.

Классицистический орнамент дополняется военной атрибутикой. В декоративных деталях появляются орлы, львы. После похода в Египет, в интерьере начинают встречаться сфинксы и египетские рельефы. Один из классических признаком ампира – латинская буква «N» – Наполеон – в декоре.

 

Мальмезон. Музыкальная комната

 

Мебель становится компактнее, один из любимых материалов – красное дерево с лаконичными бронзовыми накладками (для корпусной мебели, наоборот характерно утяжеление конструкции за счет появления цоколя). Кровать оформляется как ложе с балдахином. Цветовая палитра формируется многими красными цветами – бордовым, малиновым, дополняется темно-зеленым, белым, золотом.

Эклектика. Эклектика или историзм – 1830-е – 1890-е гг. Стиль появляется в Европе и России, однако проявляется неравномерно. Иногда эклектику называют смешением стилей.

Эклектика не изобретала ничего нового. Она базируется на уже существующих европейских стилях искусства, используя их элементы. Таким образом, возникает огромное количество неостилей: неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизанстийский стиль, псевдорусский стиль, а также египетский и восточные стили.

Эклектику отличает не творческая трансформация исторических стилей на базе восприятия XIX века, а максимально точное копирование их деталей и их механическое соединение в пространстве. Эклектика часто применяет разные стили в одном здании, и даже в одной комнате. Так, например, было принято отделывать библиотеку в неоготическом стиле, будуар в стиле неорококо, гостиную в стиле неоклассицизма или неоренессанса и т.д.

В интерьере сохраняется четко выраженный архитектурный ордер, который часто исполняет роль связующего звена между различными стилевыми компонентами.

Однако хорошего знания исторических стилей недостаточно для создания цельного, гармоничного интерьера. Именно из-за смешения стилей интерьеры эклектики часто дробны, механистичны, суховаты.

 

 

Чтоб сгладить этот эффект, активно применяется орнамент, большое количество тканей, живых растений. В цветовом отношении эклектика также разнообразна, употребляет множество цветов и оттенков, что не способствует созданию четко выраженной цветовой гаммы стиля.

Модерн. Возникновение стиля модерн обусловлено многими причинами: изменением социального строения общества, научно-технической революцией, ростом городом, возникновением среднего класса и многими другими причинами.

По сути, стиль модерн существует около 25 лет, с 1890-х по 1915 гг. Однако за четверть века он успевает прозвучать во всех видах искусства и создать целую плеяду замечательных художников.

Стиль модерн возникает практически одновременно во многих странах мира и носит разные имена: в Бельгии и Франции – ар нуво, в Германии – югенд штиль, в Австрии – сецессион, в Италии – стиль либерти, в Англии и России – модерн, в Испании – стиль Гауди, также свой вариант модерна возникает в Финляндии, Шотландии, Америке. Модерн обладает чертами общими для всех стран, но ему свойственен и национальный колорит, выражаемый в используемых материалах, орнаментах, колористической гамме.

Среди исторических стилей прошлого ориентиром модерн выбрал себе Средневековье, как идеал романтической безыскусственной эпохи человеческих отношений. Модерн подчеркнуто противопоставляет себя классицизму и вообще академической традиции в искусстве, которая значительно дискредитировала себя в XIX столетии.

Модерн категорически отказывается от ордера, зато возвышает простые материалы – стекло, металл (железо, чугун), железобетон, недорогие сорта дерева, керамику.

Модерн часто черпает вдохновение в природе, причем не просто допуская частичку пейзажа в интерьер, а переносит строение живого растительного организма на архитектурные и декоративные элементы. Поэтому линии модерна обретают такую плавность, текучесть, асимметричность изгибов.

Эстетика модерна строится на сочетании формы и цвета. Модерн глубоко символичен, обладает собственным языком цвета, образов.

 

Особняк С.П. Рябушинского

 

Орнамент – один из любимых способов выражения модерна. Различают два орнаментальных направления: флоральное и геометрическое. Элементом орнамента может стать практически любой элемент. Но чаще всего модерн привлекает живая природа – флора и фауна – цветы, бабочки, стрекозы, насекомые, морские организмы.

Иногда линии его интерьера, наоборот, становятся подчеркнуто прямыми, ломкими, графичными, соответствуя геометрическому варианту модерна.

Модерн – время становления массового производства. В мебели – это фабрика Тонета, с его легкими, изящными стульями из гнутой древесины, в стекле – Галле и Тиффани. В интерьер возвращается витраж.

Цветовая палитра модерна строится на сочетании сложных пастельных тонов и их оттенков, цветовых нюансных переходах. Одни из любимых цветовых тонов – болотные, изумрудные, лиловые.

Ар-деко. Стиль ар-деко характеризуется еще меньшим периодом существования, чем модерн – это 20-30-е гг. XX века. Сам термин возникает в 1960-х на волне очередного отрицания роскоши и борьбы с захламленностью пространства.

Ар-деко возникает как продолжение модерна, когда модерн начинают обвинять в излишней орнаментальности, неопределенности колористики, криволинейности очертаний. Ар-деко формируется под влиянием движения кубизма в живописи, активного становления промдизайна, возникновения такой индустрии развлечений, как кругосветные путешествия. Роскошь кают и отелей сказывается в дорогих материалах, колористике, линиях и формах ар-деко.

Орнаментальная линия ар-деко часто строится на сочетании геометрических фигур и чистых прямых линий, в чем чувствуется влияние художников-авангардистов и геометрического направления модерна одновременно.

Ар-деко охотно использует дорогие и даже экзотические отделочные материалы в отделке интерьера и мебели. Нередко использует элементы декора древних культур стран Америки, Африки, Индонезии и т.д.

Цветовая палитра отдает предпочтение светлым и темным тонам, иногда, наоборот, нескольким насыщенным, с включением ярких цветовых акцентов. Ар-деко любит различные оттенки золота.

 

 

При всей любви к роскоши, ар-деко был тесно связан с самыми передовыми поисками своего времени в области новых технологий, поэтому в его интерьерах так много геометрических форм, динамичных линий, пространства.

Конструктивизм. Конструктивизм или функционализм – направление, пришедшее в искусство Заданной Европы и уже Советской России в 20-е годы XX века.

Название стиля говорит само за себя. На конструктивизм оказывает воздействие бурное развитие массового производства, романтика индустриального мира.

Главное – превалирование утилитарного начала над эстетическим, конструкции над формой. Поэтому в конструктивизме на первый план выходит целесообразность предмета, которой и подчиняется его внешний вид. Орнамент рассматривался как элемент, прикладываемый к предмету сверху, а потому совершенно необязательный. В конструктивизме декор часто отсутствует как класс.

Активно разрабатываются проекты интерьеров для нового типа зданий: офисов, банков, отелей, школ, первых многоквартирных домов и т.д. В интерьере наряду с традиционными активно используются новые материалы: прокатный металл, стальные трубки, зеркальное стекло, бетон, клееная фанера.

Конструктивизм требует простых, логичных и энергосберегающих решений для пространства и предметов быта. Разрабатывается встроенная, секционная, сборно-разборная мебель. Появляются ее мобильные формы-трасформеры: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах и т.д.

 

 

Цветовая гамма ограничена, использует чистые спектральные цветовые тона: черный, коричневый, серый, белый, красный, зеленый, желтый, синий.

Западная Европа XX в. и Советский Союз. С 30-х гг. XX века развитие дизайна интерьеров в Западной Европе и Советском Союзе идет различными путями, обусловленными определенными историческими обстоятельствами.

XX век отмечен появлением целого ряда замечательных мастеров интерьера, каждый из которых требует отдельного разговора. Однако в силу краткости курса, у нас нет возможности остановиться на этом подробнее.

Можно только сказать, что их творчество фактически предопределило и сформировало современный дизайн интерьера.

Интерьер XXI века. Сегодня дизайн интерьера – явление многообразное благодаря отсутствию жестких правил в оформлении интерьера. Чаще всего дизайн интерьера зависит от пожелания заказчика. Нередко наряду с историческими стилями используются достижения дизайна интерьера XX века. Кроме того, каждый дизайнер стремится внести свою собственную лепту в интерьер, сделать его авторским. Среди многочисленных современных течений в дизайне интерьера самые большие группы образуют следующие направления: минимализм, хай-тек и кантри.

Минимализм. Свои истоки минимализм берет в эстетике конструктивизма 20-х гг. XX века. Как и конструктивизм, минимализм предпочитает утилитарность и лаконичность форм, ясность пространства, конструктивную чистоту деталей, отсутствие излишеств. Однако по сравнению с конструктивизмом ему более свойственна ориентация на человека, а не машину.

Девиз минимализма – единство чистоты, совершенства и комфорта. В отделке стараются максимально использовать естественные материалы: дерево, лен, хлопок, керамику, стекло, камень, кожу. Однако минимализм любит и дорогие искусственные материалы.

Стиль трансформировался на протяжении XX века. Изначально он избегал элементов декорирования и орнаментики в интерьере, а также включения ярких цветовых тонов. Сегодня он стал более демократичным, отказавшись от некоторой сухости форм, линий и цвета.

Цветовая гамма – сочетание очень светлых и очень темных тонов, естественные цвета природных отделочных материалов, с включение одного-двух ярких красочных акцентов. Так как формы мебели просты и лаконичны, интерьер нередко дополняется декоративным пятном – вазой, картиной, инсталляцией, панно и т.д.

 

 

Во многом минимализм обусловлен развитием современных технологий и материалов, которые позволяют сочетать простоту, лаконичность и цельность формы. В начале мебели были свойственны строгие геометричные очертания. Сейчас приветствуются неординарные ассиметричные решения формы и конструкции.

Хай-тек. Хай-тек (high-tech) вырос из минимализма, когда архитекторы перестали прятать технологичную основу интерьера в стенах, а, напротив, демонстративно выставили ее напоказ. На него также оказал влияние дизайн промышленных помещений.

Хай-тек подчеркивает роль техники и технологических деталей в интерьере: труб, аппаратуры, батарей, воздуховодов. Они заменяют декор. Для хай-тека характерна простора и рациональность форм и пространства, любовь к цельным гладким поверхностям.

Мебель характеризуется отсутствием швов, многочисленных деталей. Она тяготеет к единому лаконичному цельному объему. Большое распространение получили шкафы-купе, позволяющие уменьшить дробность пространства. Для пола часто используются максимально длинные доски.

Для отделки преимущественно применяются: металл (сталь и алюминий), стекло, бетон, современные синтетические материалы, иногда некрашеный кирпич.

Цветовая гамма строится на сочетании «технологичных» цветов – серого, белого, черного, с добавлением металлического и хромированного блеска. Иногда окраска более яркая за счет окраски деталей сигнальными цветами – красным, зеленым, синим, желтым.

 

Выставка Международный салон элитной мебели и интерьеров в Манеже. 2006 г.

Сегодняшний хай-тек не всегда демонстрирует техницизм, встречаются более мягкие варианты, где его стилевые признаки проявляются только в мебели.

best-life1.ucoz.ru


Смотрите также

ремонт квартиры