Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Эта статья расскажет вам о шторах в стиле неоренессанс. Что это за направление, какие его особенности и как правильно использовать портьеры этого стиля в квартире вы узнаете в этом материале.
Неоренессанс называют стилем буржуазии, ведь практичность пришла на смену роскоши.
Неоренессанс появился в начале 19 столетия, когда возникла необходимость в построении нового типа зданий. Это более реалистичный стиль – без излишней кичливости и показного богатства. Неоренессансу присущи тонкий вкус. А также такие характерные черты:
Крепление располагают ближе к стене.
Окно оформляется римскими шторами или раздвижными портьерами с простым симметричным ламбрекеном. Среди вышивки предпочтение отдают гербовым рисункам.
Этот стиль взял от ренессанса только хорошие качества, но усовершенствовав их, сделал более практичными.
Неоренессанс просто предназначен для городской квартиры.
В стиле неоренессанс используют главным образом тяжёлый шёлк на подкладке, состаренный бархат или гобеленовые ткани.
Для оформления окна шторами этого направления используют такую цветовую гамму:
Бахрома, шнур, кисти украшают край ткани.
Карниз для штор этого направления может быть деревянным.В зале окна можно украсить бархатными портьерами приглушённого зелённого цвета. В качестве крепления используют кованый карниз.
Также можно повесить портьеры винного цвета с прямым ламбрекеном, украшенные вышивкой золотой нитью.
Комнату в стиле неоренессанс можно оформить серыми портьерами. В дневное время их собирают с помощью декоративных кистей, на ночь отпускают на всю площадь окна.
В спальне можно повесить однотонные раздвижные шторы с прямым простым ламбрекеном без дополнительных украшений.
Для кухни лучше повесить римские шторы шоколадного цвета, которые будут хорошо регулировать потоки солнечного света.
Если вы будете использовать текстильные портьеры, то они должны быть короткими, до середины подоконника.
Шторы в стиле неоренессанс и для мальчика, и для девочки должны быть насыщенного тёмно-синего цвета.
Можно использовать римские портьеры красивого шоколадного оттенка.
Шторы в стиле неоренессанс можно увидеть в таких общественных местах:
Неоренессанс – это сдержанная красота, практичность, отличный внешний вид. Шторы этого направления создают атмосферу уюта и комфорта.
xn----7sbqan4asebnd6j.xn--80adxhks
Вас заинтересовал дизайн интерьера в стиле неоренессанс?
Мы расскажем Вам о всех тонкостях данного направления в дизайне, подскажем как правильно оформить Ваше помещение в стиле неоренессанс, подберем, или сами изготовим мебель и предметы интерьера.
Заказывая у нас дизайн-проект в стиле неоренессанс, вы можете быть уверены, что над ним будут трудиться люди с большим опытом работы именно в этом направлении.
Неоренессанс – эклектичный стиль в европейском и русском искусстве XIX-XX столетия, основанный на подражании образцам эпохи Возрождения. Однако, несмотря на использование характерных для XV-XVII века декоративных приемов, трактовка исторических аналогов была весьма свободной. В интерьерах царила тяжеловесная, резная мебель, обтянутая гобеленовыми тканями или бархатом и множество украшений, выполненных в духе Ренессанса, но с применением совершенно других материалов и технологий. Что касается текстиля, в частности штор на окнах, то они в противоположность изысканным ренессансным драпировкам с пышными ламбрекенами, отличались простотой и лаконичностью формы, иногда представляя собой подобие римской шторки укрепленной на кованом карнизе или деревянном аналогично хоругви на древке.
Рождение неоренессанса как стиля приходится на рубеж XIX и XX столетий. Этот переходный стиль возникает вследствие разработки рационалистической концепции реалистичности изобразительного искусства и скульптурных форм. Неоренесанс является порождением эклектики.
Появляются новые требования к функциональности и художественности деталей интерьера, благодаря чему и родился стиль неоренессанс. Основываясь на образцах стиля – прародителя, ренессанса, неоренессанс вбирает в себя все лучшее от него и, благодаря своему рационализму, становится более функциональным элементы стиля более удобными. Возникновение неоренессанса связывается, в первую очередь, с бурной урбанизацией населения, с возникновением функционально новых типов зданий. Этот стиль вбирает в себя черты римской архитектуры XV — XVI веков. Зарождение этого стиля вызвано острой необходимостью в строительстве новых типов зданий, музеев, библиотек, театров, концертных залов. В связи с новыми потребностями общества, изменяется концепция планировки зданий да и самих квартир. Помещения становятся более комфортабельными и, с дополнительным оборудованием.
Для построек этого периода характерны арочные дверные и оконные проемы, витиеватые балюстрады на крышах, облицовка стен натуральным камнем, двойные конные рамы. Шторам эпохи неоренессанс присуща определённая строгость, прямолинейность форм. Шьются, в основном, шёлковые шторы на подкладке, причем используется самый плотный, тяжёлый шелк. По периметру шторы имеют украшения: шнуры, шторные кисти, галун, бахрома. Возможно декорирование ткани вышивкой, аппликацией, при этом в особом почете гербовая символика.
Цветовая палитра убранства комнат, как правило, темные, приглушенные, мягкие цвета, не бросающиеся в глаза сами по себе, но в совокупности, превосходно преподносящие обстановку. Стиль неоренессанс более всего близок городскому жителю. В нем нет ни вычурности, ни китча, а можно найти лишь приятно-сдержанную красоту.
Сегодня интерьеры в этом стиле чаще всего предполагают использование антикварной мебели и предметов той эпохи, дополненных соответствующим современным декором. Искусно подобранные обои, шторы на окнах из элегантных негорючих тканей, карнизы кованые или резные в сочетании со старинными вещами помогут создать в вашем доме неповторимую атмосферу особняков XIX столетия.
Развиваться стиль начал в 19-20 веках. Свое распространение он получил за счет появления необходимости в строительстве нового типа зданий, а именно нового по назначению. Человечество стало нуждаться в музеях, театрах и библиотеках. Кроме того, стиль неоренессанс принес в жилые дома больше комфорта и функциональности. Именно в период расцвета этого стиля появились первые двойные рамы на окнах.
Данный стиль является последователем ренессанса. Но при этом он взял от него только лучшие черты, которые еще больше придали ему полезных свойств и универсальности. Неоренессанс произвел новый толчок в развитии архитектуры. Именно он стал основателем многих построек и дизайнов того времени.
К характерным особенностям стиля можно отнести арки, а стены облицовывались камнем, не прошедшим обработку.
В связи с тем, что строительство в то время шло быстрыми темпами, не было времени воплощать в интерьере изыски и богатство. А неоренессанс стал альтернативой всем имеющимся ранее стилям. Он включил в себя и красоту, и практичность, и буйство красок, и удобство. Комплекс разнообразных функций стиля сделало его очень популярным в то время. И до настоящего времени люди активно применяют этот стиль в своем жилье.
Отличаются шторы того времени строгостью. Их образ создает прямые линии, без излишеств, по большей части не декорированные дополнительными элементами. Только в отдельных случаях возможно наличие вышивки либо символики, изображающей символ страны. Ткань, как правило, выбирается плотная, зачастую с подкладкой, что создает еще более объемный вид. Единственным украшением штор могут быть кисти или шнуры. Цветовой гаммой шторы не отличаются, преимущественно имеют темные тона или нейтральные, как бы незаметные. Они — образец сдержанности, и более подходят для городской жизни. Любую модель можно заказать на сайте. Если есть собственные планы по дизайну штор, возможен пошив на заказ.
Неоклассицизм Стиль кантри Электро шторы Элитные шторы
Салон штор в москве лучшие шторы Салон штор москва Стиль кантри прованс в интерьере Кухни в стиле кантри Загородный дом в стиле кантри Спальня в стиле кантри Спальня в стиле кантри
horosho-doma.ru
В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения — так появился стиль неоренеcсанс. Особенно популярен он был в Петербурге. Читайте в материале портала «Культура.РФ», какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице.
Дворец был построен по заказу внука Николая I — Михаила Михайловича, «Миш-Миша», как называли его домашние. Малым Михайловским дворец стал потому, что один Михайловский в Петербурге уже был. Требования к будущей постройке великий князь сформулировал довольно просто: «У нас должен быть отличный дом». Архитектор Максимилиан Месмахер не обманул его надежд: он возвел здание в духе неоренессанса, оформленное по последнему слову техники.
Во дворце 1888 года постройки были и газ, и электричество, и телефон, и водопровод, и канализация. Правда, насладиться Миш-Мишу своим дворцом так и не пришлось — он уехал за границу, где вступил в брак с внучкой Пушкина Софьей Меренберг. В Россию великий князь больше не вернулся, а здание в дальнейшем принадлежало разным управлениям и компаниям.
Владимирский дворец (Дом ученых). Фотография: Ольга Визави / фотобанк «Лори»
Это палаццо на Дворцовой набережной было построено для великого князя Владимира Александровича — сына Александра II. Главным архитектором был Александр Резанов, а в создании интерьеров также участвовали Виктор Шретер, Иероним Китнер и Андрей Гун.
Фасад здания выполнен в духе венецианского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов. Интерьеры дворца были оформлены в нескольких стилях — неоренессанс, готическом, мавританском и классическом. Один из современников писал о дворце: «Несмотря на разнообразие стилей, не замечается вовсе пестроты, глаз не чувствует утомления; напротив, везде достигнута настолько полная гармония в колерах и формах, что всё здание имеет несомненное право на почетное место между лучшими художественными произведениями зодчества нашего времени». К тому же здание было оснащено всеми удобствами: от лифта и вентиляции до телефона и электричества.
С 1920 года здесь размещается Дом ученых. Первое время название было буквальным: здесь жили академик Василий Струве, директор Пулковской обсерватории Сергей Белявский и другие советские ученые.
Здание Первого Российского страхового общества. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Здание на Большой Морской улице построил архитектор Карл Шульц, а Людвиг Шперер, Леонтий и Юлий Бенуа позже реконструировали его под нужды «Российского страхового от огня общества». Монументальное здание полностью облицевали разными видами камня: от розового гранита на фасаде до светло-серого песчаника, украшавшего балконы. До недавнего времени здесь размещался Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Сегодня здание принадлежит музею «Исаакиевский собор».
Особняк фон Дервиза (дворец великого князя Андрея Владимировича). Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»
Изначально на этом месте находилось посольство Великобритании. В самом конце XIX века его кардинально перестроили по заказу железнодорожного магната Павла вон Дервиза. Архитектором роскошного особняка во флорентийском стиле стал Александр Красовский. Интерьеры дворца были под стать его внешнему оформлению: лепной декор, деревянная резьба, витражи и лестница из белого мрамора. Когда Павлу Дервизу стало трудно содержать свой особняк, он продал его не кому-нибудь, а двоюродному брату императора Николая II — великому князю Андрею Владимировичу. В советское время в здании разместился Дворец бракосочетаний, который находится здесь и сегодня.
Здание Русского торгово-промышленного банка. Фотография: Светлана Колобова / фотобанк «Лори»
Здание Русского торгово-промышленного банка построил в 1914 году архитектор Мариан Перетяткович. Скульптурным оформлением занимались Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Весь фасад грандиозного здания был отделан серым гранитом, причем фактура нижних этажей напоминала скалы. Декором служили каменные маски и барельефы. Природный камень использовали и в оформлении интерьеров: вестибюль, лестница и главный операционный зал были отделаны редкими сортами мрамора.
Здание городской думы. Фотография: Алексей Шаповалов (Стерх) / фотобанк «Лори»
Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни. Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.
Особняк Зубова. Фотография: ИВА Афонская / фотобанк «Лори»
Особняк Зубова на Исаакиевской площади был построен в 1840-х годах по заказу графа Арсения Закревского. Проект создал архитектор Гаральд Боссе. Позже его лишь немного перестроили — Карл Шульц заменил балкон и украсил аттик (плоскость стены над карнизом) семейным гербом графа. Фасад здания выполнен в стиле неоренессанс, а интерьеры — в духе классицизма и рококо. Последним хозяином дома был Валентин Зубов. Он основал первый в России Институт истории искусств, который находится здесь и сегодня.
Особняк Кочубея. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
Гаральд Боссе стал автором и находящегося неподалеку — на Конногвардейском бульваре — особняка Михаила Кочубея. Боссе построил здание во флорентийском стиле, однако в народе оно получило название «Дом с маврами»: ограду дома украшали четыре бюста африканцев в одежде из белого мрамора. Несмотря на то, что здание построили в середине XIX века, здесь уже был водопровод, удобные ванные и более совершенная, чем в обычных домах, система отопления — духовые печи. Интерьеры также оформили в стиле ренессанса, хотя некоторые комнаты были декорированы и в духе классицизма.
Александр Штиглиц в XIX веке был известным финансистом. Однако в историю он вошел как создатель Центрального училища технического рисования, сегодня его имя носит Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия. В 1860-х архитектор Александр Кракау перестроил для него в духе итальянского ренессанса здание на Английской набережной.
Позже владельцем особняка стал великий князь Павел Александрович — младший сын Александра II. Именно при нем архитектор Николай Султанов построил здесь домовую церковь святой Александры в древнерусском стиле. Однако до наших дней она не сохранилась.
Московский вокзал. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Московский вокзал возвели в 1851 году, когда налаживали железнодорожное сообщение между двумя столицами. Автором здания стал Константин Тон, хотя в конкурсе проектов участвовали и другие видные архитекторы того времени — Николай Ефимов и Александр Брюллов. Тон оформил станцию в стиле итальянской ратуши эпохи ренессанса — с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами. В здании вокзала, помимо основного зала, находились конторы служащих, управление железной дороги и квартиры сотрудников — в том числе начальника вокзала Николая Миклухо-Маклая, отца известного путешественника.
Автор: Лидия Утёмова
www.culture.ru
Красота сдержанности и торжественная изысканность — вот основные черты стиля неоренессанс. Ремонт квартир, дизайн проекта которых выполнен в стиле неоренессанс, предполагает наличие арок, необработанного камня и двойных окон, которые декорированы изящными шторами строгих форм. Шторы желательно должны быть пошиты из шелка пастельных или темных тонов. Декоративные шнурки с кистями по краям полотен штор отлично подчеркнут интерьер в выбранном стиле, когда вышивка золотой нитью станет отличной изюминкой. Английские, итальянские и французские шторы могут передать всю глубокую идею этого стиля.
Дизайн интерьера для ремонта квартир в Москве может быть полностью выполнен в стиле неоренессанс. Этот стиль гармонично сочетает в себе ордерную и арочную системы, что позволяет показать роскошь и обеспечить удобство и комфорт в доме. Поэтому интерьеры в стиле неоренессанс выбирают люди, которые ценят комфорт и красоту. Как загородный дом, так и городская квартира могут быть оформлены в этом стиле. Цветовая гамма интерьера не имеет ярких расцветок, все краски приглушенные, но уютные и теплые. Скромность элементов роскоши подчеркивает утонченный вкус хозяев жилища.
Для такого стиля прекрасно подойдут английские, итальянские или французские шторы. Стиль неоренессанс является гармоничным сочетанием двух систем, ордерной и арочной, которые придают уют и комфорт, сочетая в себе роскошь и практичность.
Мебель такого интерьера отличается некоторой излишней театральностью, что повлекло за собой возникновение ещё одного шуточного названия для стиля — «клоповый ренессанс». Массивная и изящная мебель богата резными и точеными деталями, прямыми орнаментами, изогнутыми ножками и спинками. Для того чтобы неоренессанс воплотить в современном квартире, стоит поискать мебель а антикварных магазинах. Этот стиль можно обозначить как стремление объединить старые стили и новые материалы и конструкции, что создает некоторую противоестественность форм деталей дизайна.
inecostroy.ru
Зарождение стиля неоренессанс пришлось на начало XIX-XX столетия. Этот стиль возник из-за того, что появилась рационалистическая разработка концепции правдивости художественного искусства и архитектуры. Появились новые функциональные и художественные требования, благодаря которым был создан новый стиль неоренессанс. Опираясь на образцы предшествующего стиля ренессанс, неоренессанс вобрал все самое лучшее – и стал более функциональным и удобным.
Возникновение стиля неоренессанс связано, в первую очередь, с бурным ростом городов, с возникновением новых типов сооружений. Этот стиль вобрал в себя черты итальянской архитектуры 15- 16 веков. В период зарождения этого стиля возникла острая потребность в новых типах зданий: административных зданиях, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах. Изменилась концепция планировки зданий и квартир. Они стали более комфортабельными и санитарно оборудованными. Характерны для этого стиля арки, балюстрада на крыше, обработка стен неоштукатуренным камнем, двойные окна. Шторам присуща та же строгость: плоские, прямые формы, тяжелый плотный шелк на подкладке. По краю шторы украшаются шнуром, кистями. Возможен декор вышивкой, аппликаций или гербовой символикой. Цвета тканей, как правило, бледные, приглушенные, или же наоборот темные. Стиль неоренессанс наиболее близок для городского жителя. Здесь вы не встретите вычурности и китча, а найдете приятную сдержанную красоту.
Несмотря на то, что неоренессанс уходит от идеальных образцов античности и средневековья, он всё же остаётся ориентированным на исторические принципы формообразования. Архитектура Италии являлась главным источником вдохновения для этого стиля в большинстве европейских стран. Простоту и ясность композиций и форм классицизма заменяет расчленённость общего целого и деталей. Теперь используется сочетание ордерной и арочной систем. Возникает потребность в создании новых типов зданий: школ, библиотек, музеев, театров. Планировка квартир и домов меняется. Сооружения становятся более комфортными и удобными в применении.
Неоренессанс стал универсальным стилем буржуазии. Перестройка крупных европейских городов и возникновение типов зданий – вот причины появления нового стиля. Значение народных домов, театров, концертных домов и музеев увеличивается. Стремление к шику и роскоши заменяется стремлением к функциональности. Всё это приводит к изменению пространственной структуры и архитектурного образа большинства построек. В связи с сосредоточенностью строительной активности в больших городах углубляются различия между городом и деревней.
Ориентир теперь не на роскоши, а на комфортабельности, удобстве и вместительности домов и квартир.
Итак, неоренессанс – это превосходство, сдержанная роскошь, удобство, функциональность, практичность и великолепный внешний вид, который способен наполнить ваш дом атмосферой тепла, уюта и комфорта.
Такой стиль наиболее подойдёт для городского жителя. Этот стиль подходит, если вам важна не вычурность, а сдержанная красота.
В нашем салоне Вы всегда можете купить или заказать индивидуальный пошив великолепных штор в стиле неоренессанс. Мы гарантируем Вам качество, надежность, практичность и прочность продукции за короткие сроки исполнения и, что не маловажно, умеренные цены.
shtory-delux.ru
Неоренессанс в архитектуре особняков
Другим «неостилем», не менее популярным в архитектуре аристократических особняков, был неоренессанс, основанный на использовании итальянской архитектуры XV–XVI веков. Архитектурные решения неоренессансных фасадов петербургских особняков были очень разнообразны: это определялось не только вкусами владельцев и архитекторов, но и объективными качествами самого стилевого прототипа — итальянского ренессанса, присущим ему обилием разных художественных оттенков.
В петербургском неоренессансе середины XIX века можно выделить несколько разновидностей. Для одних было характерно использование ордера, для других — отказ от него: художественным лейтмотивом композиции фасада становились нарядные наличники ренессансного типа в сочетании с тягами и рустовкой нижних этажей либо сплошная рустовка фасада — в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века.
Особенностью безордерных неоренессансных стилизаций середины XIX века является то, что между ними и произведениями позднего классицизма трудно провести резкую границу: на протяжении 1840-1850-х годов идет постепенное перерождение позднеклассицистических композиционных приемов в неоренессансные. Это можно проследить в архитектуре ряда особняков, построенных в 1840-х годах архитектором Г. А. Боссе. Оль был одним из первых, кто, чувствуя необходимость отхода от устаревших канонов классицизма и не желая в то же время резко порвать с его традициями, создал в начале 1840-х годов особый — переходный, «компромиссный» — вариант стиля, в котором черты классицизма сплетались с чертами неоренессансного характера.
Типичный пример такого фасада переходного, полуклассицистического — полуренессансного, типа — особняк Нарышкиных на Сергиевской улице (улица Чайковского, 7), спроектированный Боссе в 1841 году[205]. Перестраивая стоявшее на этом участке двухэтажное здание, Боссе сохранил прежнюю конфигурацию его стен, но удлинил здание вправо, разместив в первом этаже пристройки парадный подъезд и подворотню. В итоге композиция здания оказалась несимметричной. Отделка фасада (до перестройки — предельно лаконичная) была обогащена легким, графичным рустом и наличниками классицистического типа. Декор фасада в целом еще тяготеет к классицизму, но дополнен отдельными ренессансными мотивами. Характерно, что Боссе совсем иначе, чем архитекторы классицизма, трактовал саму плоскость стены: в 1840-х годах лаконичность классицизма уже казалась старомодной, и Боссе расчленил рустами всю поверхность стены в обоих этажах — от цоколя до карниза.
Дальнейшую эволюцию творческой манеры Боссе от классицизма к неоренессансу иллюстрирует особняк отставного штаб-ротмистра И. В. Пашкова на Литейном проспекте, 39, построенный в 1841–1844 годах. По сравнению с особняками Нарышкиной и генерал-майора А. В. Пашкова (современный адрес — набережная Кутузова, 10) в композиции фасада дома И. В. Пашкова Боссе уже почти отошел от классицизма — хотя форма наличников второго этажа и прием выделения центра фасада портиком восходят к классицистическим канонам. Однако и форма портика, и наличники первого этажа, и обильная рустовка, и мощный, тяжеловатый антаблемент, зрительно увеличивающий высоту здания, — все это были мотивы новые, несвойственные русскому классицизму и «перефразирующие» приемы итальянского ренессанса.
Интересно отметить, что большая часть поверхности стен особняка И. В. Пашкова оставлена неоштукатуренной. Однако это вовсе не означает, что отделка дома осталась незавершенной или что у владельца не хватило средств на штукатурку, — судя по пышной внутренней отделке, хозяин этого особняка обладал весьма солидным капиталом. В данном случае неоштукатуренность фасада — новаторский художественный прием, сознательно использованный архитектором. В нем отразилось возникшее в те годы стремление найти более рациональные способы отделки зданий. Обнаженная кирпичная кладка стен позволила избавиться от штукатурки, требующей периодической окраски и ремонтов. В то же время она создала и интересный художественный эффект: лейтмотивом архитектурной композиции стала естественная фактура кладки из высококачественного кирпича, красный цвет которого был удачно оттенен штукатурными деталями и гранитом цоколя[206]. Следует учесть и то, что обнаженная кирпичная кладка нередко использовалась архитекторами эпохи Ренессанса, особенно в Северной Италии, и сочетание обнаженного кирпича с ренессансными деталями Боссе рассматривал как признак «стильности» фасада.
Дом И. В. Пашкова — первый пример использования в архитектуре городских особняков Петербурга обнаженной кирпичной кладки. Это было интересным и рациональным художественным новшеством, знаменующим начало движения к «кирпичному стилю», который распространился в архитектуре последней трети XIX века.
Начиная с 1843 года Боссе все более настойчиво обращается к приемам ренессанса, избрав в качестве первоисточника ранний итальянский ренессанс, возникший в архитектуре Флоренции в XV веке. Для этого этапа в развитии ренессанса было типично, в частности, широкое использование рустовки и арочных окон. Применялись и двойные окна специфической формы — разделенные колонкой и охваченные сверху большой аркой, в тимпане которой размещалось либо круглое окошечко-люкарна, либо медальон. Первым в Петербурге примером обращения к мотивам «флорентийского ренессанса» был дом графа А. А. Закревского на Исаакиевской площади, 5, спроектированный Боссе в 1843 году[207]. Его фасад на всю высоту, от цоколя до карниза, был обработан рустом. Правда, в отличие от Флоренции, где русты исполнялись из камня, Боссе имитировал их штукатуркой, и поэтому фасад дома Закревского по сравнению с его итальянскими прототипами выглядел более сухим и графичным[208].
Безордерную разновидность неоренессанса иллюстрируют фасады особняков князей братьев Л. В. и М. В. Кочубеев.
Строительство особняка князя Л. В. Кочубея на Сергиевской улице (улица Чайковского, 30, — ныне в здании размещается Исполнительный комитет Дзержинского райсовета) началось в 1844 году по проекту архитектора Р. И. Кузьмина и было завершено в 1845–1846 годах архитектором Г. А. Боссе. Фасад здания выполнен в формах итальянского ренессанса: первый этаж рустован, стены прорезаны широкими арочными окнами, причем во втором этаже окна, в соответствии с традицией итальянской архитектуры XV–XVI веков, сдвоенные и охвачены поверху широкими арками, в тимпанах которых помещены круглые люкарны. Фасад завершает массивный карниз на арочках-машикулях (подобные карнизы типичны для построек итальянских архитекторов XIV–XV веков). Слева от главного корпуса размещена одноэтажная пристройка, выполненная тоже «в стиле ренессанс», — в ней был устроен зимний сад (ныне здесь размещается зал собраний).
Особняк Нарышкиных. Архитектор Г. А. Боссе. Проект. 1841 г. ЛГИА. Публикуется впервые.
Дальнейшее развитие безордерного неоренессанса в архитектуре петербургских особняков иллюстрируется домом князя М. В. Кочубея на Конногвардейском бульваре (дом № 7), перестроенным и расширенным Боссе в 1853–1855 годах. Лейтмотив композиции фасада — широкие арочные окна; обработанные рустом стены расчленены лопатками и завершаются массивным арочным карнизом ренессансного типа. Большие размеры ренессансных арочных окон, столь не свойственные классицизму, позволили обильно осветить комнаты, — таким образом, мотив, заимствованный в архитектуре Возрождения и «переаранжированный» в соответствии с петербургскими условиями, улучшил функциональные качества здания. Интересной особенностью дома М. В. Кочубея являются отдельно стоящие ворота, украшенные большими бюстами «арапов» с лицами из черного и чалмами из белого мрамора.
Особняк И. В. Пашкова. Архитектор Г. А. Боссе, 1841–1844 гг. Фотография автора.
Особняк графа А. А. Закревского. Архитектор Г. А. Боссе. Проект. 1843 г. ЦГИАЛ.
Особняк князя М. В, Кочубея. Архитектор Г. А. Боссе, 1853–1855 гг. Фотография автора.
В особняках Л. В. и М. В. Кочубеев хорошо сохранились многие интерьеры. Парадные залы, размещенные в верхних этажах, Боссе в обоих зданиях оформил в духе барокко и рококо. Это стилевое направление получило очень большое распространение в интерьерах особняков петербургской аристократии. Контраст между относительно сдержанными формами неоренессансных фасадов и роскошной отделкой парадных залов был одним из распространенных приемов в архитектуре особняков середины XIX века.
Если фасады особняков Л. В. и М. В. Кочубеев иллюстрируют безордерную разновидность неоренессанса, то другая его разновидность — ордерная — может быть представлена фасадами особняков двух других братьев — графов Г. А. и Н. А. Кушелевых-Безбородко, сыновей богатейшего сановника времени правления Екатерины II. Особняки расположены у начала улицы Фурманова (быв. Гагаринская) и образуют своеобразный микроансамбль.
Угловой участок (ныне угол набережной Кутузова и улицы Фурманова, дом № 24/1) в середине прошлого века принадлежал камер-юнкеру графу Григорию Александровичу Кушелеву-Безбородко. Стоящий на этом участке угловой трехэтажный дом, выходящий главным фасадом на набережную Кутузова, а боковым — на улицу Фурманова, свой современный облик получил в итоге перестройки, осуществленной в 1857–1858 годах архитектором Р. Р. Генрихсеном[209]. При перестройке особняка конструкции стен прежнего трехэтажного здания и форма оконных проемов были полностью сохранены, но фасад получил новую отделку, типичную для петербургского неоренессанса середины XIX века: первый этаж был обработан рустом, второй и третий — пилястрами, размещенными поэтажно. Второй этаж, в котором располагались парадные комнаты, выделен не только увеличенной высотой окон, но и барельефами с танцующими путти. Ренессансная система поэтажных пилястр и по-ренессансному трактованные барельефы довольно удачно сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Облик здания импонирует изяществом деталей, и только несколько грузные фронтоны, предназначавшиеся для установки герба и эмблем владельца, пожалуй, нарушают его пропорции.
Особняк графа Г. А. Кушелева-Безбородко. Архитектор Р. Р. Генрихсен, 1857–1858 гг. Фотография автора.
Особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко. Архитектор Э. Я. Шмидт. Проект фасада. 1859 г. ЦГИАЛ. Публикуется впервые.
К особняку Г. А. Кушелева-Безбородко примыкает особняк, принадлежавший его брату — Николаю Александровичу (современный адрес — улица Фурманова, 3). Этот дом был построен в 1857–1862 годах архитектором Э. Я. Шмидтом. Фасад здания сплошь облицован мрамором. Это был уникальный случай в петербургской архитектуре: почти сплошная облицовка фасадов мрамором была применена только в Мраморном дворце, построенном в 1768–1785 годах, и в Исаакиевском соборе. Однако граф Н. А. Кушелев-Безбородко, один из богатейших людей Петербурга, мог позволить себе подобную роскошь — построить «палаццо» с фасадом из рускольского мрамора. Некоторые орнаментальные детали (капители пилястр, львиные маски, «зонтики» над подъездами) были отлиты из чугуна. Автор проекта архитектор Э. Я. Шмидт проявил себя хорошим знатоком форм итальянского зрелого ренессанса. Спроектированный им фасад — одна из лучших интерпретаций этого стиля в петербургской архитектуре. Несомненно, что удаче архитектора во многом содействовал и сам материал — мрамор: благодаря ему формы здания приобрели особую законченность, декоративность и благородство.
Очень эффектна и нарядна внутренняя отделка особняка Н. А. Кушелева-Безбородко, частично сохранившаяся до нашего времени. В соответствии с художественными вкусами середины XIX века парадные комнаты получили отделку в духе разных исторических стилей (преимущественно в формах «стиля Людовика XIV» и «стиля Людовика XV»[210]) и обильно декорированы кариатидами, резвящимися амурами, разнообразной лепниной.
Обращение петербургских архитекторов при проектировании фасадов особняков к мотивам итальянского ренессанса было вызвано не только желанием обновить и разнообразить художественный язык архитектуры: оно стимулировалось и определенными идеологическими и функциональными предпосылками.
Заимствованные в архитектуре эпохи Возрождения широкие арочные окна позволяли лучше осветить помещения, чем окна прямоугольной формы, распространенные в архитектуре классицизма. Свойственное итальянскому ренессансу подчеркивание поэтажных членений горизонтальными тягами и ордерными элементами, охватывающими каждый этаж по отдельности, более реалистично отражало внутреннюю структуру зданий, разделенных на этажи, чем принятый в классицизме «гигантский» ордер, охватывающий два этажа.
Однако еще большее значение имели соображения идейно-художественного характера: фасады петербургских особняков, оформленные «в итальянском вкусе», вызывали столь лестные для их владельцев ассоциации со старинными палаццо древних итальянских аристократических фамилий. А для многих представителей военно-бюрократической элиты, которые выдвинулись в царствование Николая I, но не могли похвастаться особой древностью и знатностью рода, такие ассоциации были особенно важны. Значение подобных стимулов в начавшемся увлечении неоренессансом точно подметил Ф. М. Достоевский: характеризуя «дворцы иных наших дворянских фамилий, но гораздо позднейшего времени», построенные в царствование Николая I «на манер иных итальянских палаццо», он писал, что их возвели «с претензией на столетия: слишком уж крепким и ободрительным казался установившийся тогдашний порядок вещей, и в появлении этих палаццо как бы выразилась вся вера в него: тоже века собирались прожить»[211].
С особняками богатейших аристократов нарядностью отделки конкурировал особняк финансово-промышленного туза, банкира, железнодорожного магната и известного мецената барона А. Л. Штиглица на Английской набережной (ныне набережная Красного Флота, 66–68, см. с. 295). Приобретая на одной из самых фешенебельных набережных столицы сразу два соседних участка, Штиглиц распорядился построить новый, большой особняк с эффектным фасадом «под ренессанс». Постройка была осуществлена в 1859–1862 годах. Автор проекта архитектор А. И. Кракау придал особняку облик монументального палаццо в духе произведений позднего Возрождения. Здание двухэтажное, но, несмотря на это, его высота намного превышает высоту соседнего трехэтажного дома. Фасад сплошь обработан глубоким рустом и завершается мощным антаблементом ренессансного типа. Очень высокие окна второго этажа оформлены наличниками в виде портиков из двух ионических полуколонн, поддерживающих антаблемент, увенчанный треугольным фронтоном. В центре первого этажа — прекрасно прорисованный портик из двух колонн коринфского ордера, поддерживающий балкон. За ним — вестибюль и беломраморная лестница, оформленная в духе раннего итальянского барокко. От площадки второго этажа, вдоль главного фасада, развернута анфилада высоких парадных залов.
На протяжении первой половины XIX века комплекс помещении в особняках становился все более сложным и разнообразным, а так как цены на земельные участки стремительно росли и застройка делалась все более плотной, то архитекторам приходилось проявлять немало творческой выдумки в планировке. Появились кольцевые анфилады, охватывающие внутренние световые дворы. Жилые комнаты стали размещать во внутренних флигелях, соединяя их с парадной частью особняка коридорами. В целях большего удобства сообщения между комнатами анфилады стали дублировать длинными соединительными коридорами (сложная система таких коридоров была применена архитектором А. И. Штакеншнейдером во дворце Белосельских-Белозерских). Усложняющиеся функциональные требования вели к тому, что план особняка становился несимметричным; в частности, довольно большое распространение получила Г-образная форма плана. Однако лицевые фасады при этом обычно получали традиционную симметричную композицию, которая и в середине XIX века продолжала считаться одним из главных признаков художественной законченности.
В больших особняках комплекс помещений иногда настолько усложнялся, что помимо главного, лицевого корпуса и боковых флигелей стали возводить и внутренние поперечные флигеля: планировка таких особняков стала приближаться к планировке доходных домов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений