Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому
© Depositphotos; итар-тасс
Автор Текст: Мария Комарова
21 июля 2015
Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».
Сталинский ампир был главным архитектурным стилем с момента создания Союза архитекторов в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев объявил всю сталинскую архитектуру «преступным излишеством».
|
Цели искусства
Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.
Культурная миссия СССР
Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.
«Мы, большевики, не отказываемся от культурного наследства. Наоборот, мы критически осваиваем культурное наследство всех народов, всех эпох, для того чтобы отобрать из него все то, что может вдохновлять трудящихся советского общества на великие дела в труде, науке и культуре». Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов
|
Истоки форм
Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.
Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина, на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская» и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ). Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.
Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building. |
Силуэт Manhattan municipal building прослеживается в московских сестрах-высотках.
Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. |
▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █
Признаки сталинской архитектуры ➊ синтез архитектуры, скульптуры и живописи ➋ использование элементов классических архитектурных стилей ➌ использование архитектурных ордеров ➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы, ценных пород дерева ➎ обильный декор зданий ➏ парадная фасадная композиция
|
Детали
Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.
Ансамбли
Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов. |
|Улица Тверская|
Утопия
Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел. |
|Проект Дворца Советов|
Ампир в переводе означает «империя» или «имперский стиль», что по праву характеризует его. Ведь целью его создания является показать величие императора, богатство, его власть, военную силу, мощь. Это можно связать как с самим Наполеоном, так и с вдохновителем направления – Древним Римом. Основной частью декора выступает мебель в стиле ампир, которая выглядит роскошно и величественно.
Стиль ампир возник во Франции в XVIII веке, но не случайно, а вполне осознанно. Именно поэтому первое, что характеризует его: рационализм в интерьере, целесообразность, комфорт мебели, а в дополнение ко всему – пафосная продуманная отделка, которая символизирует расцвет государства под началом Наполеона. Роскошь и богатство при этом выставляется напоказ.
Во Франции этот стиль был популярен примерно 30 лет, а в России он «прижился» на значительно больший срок — его черты были актуальны даже в сталинскую эпоху.
Характерными чертами, присущими такой мебели, являются:
При этом мебели, предметов декора и золоченых элементов должно было быть много: они украшали крупные предметы, а также стены, потолки, карнизы.
Поскольку родиной стиля ампир является Франция, то дальнейшее его развитие пошло оттуда. В России было модно делать все на французский манер, поэтому направление быстро освоило государственные и царские покои. Тем не менее, здесь стиль ампир в мебели не прослеживается «в чистом виде», а претерпевает некоторые изменения, которые были обоснованы вкусом русского дворянства. Сейчас принято выделять 2 основных направления: французский и русский. Основные различия между ними: пафос и роскошь – в изначальном варианте, больше простоты и мягкости – во втором. Кроме того, отдельно можно выделить его развитие во время правления Сталина.
Поскольку стиль ампир характеризуется четкой связью с Наполеоном, то его могущество отразилось на внешнем виде мебели. Она пафосна, вычурна, с большим количеством отделки, преувеличено роскошна, даже театральна. Стремление к власти отражено в многочисленных мотивах, украшающих мебель, где четко прослеживается военная тематика: пики, мечи, лавровые венки. На многих из конструкций присутствует гравировка буквы N. Все предметы мебели старательно расставляли симметрично, парно.
Отдельным направлением выделяют русский ампир, который в отличии от французского, потерял часть своих «пышных» форм, стал сдержаннее. Изменились материалы: помимо красного дерева, здесь стала использоваться крашеная береза, а также вышивка, что добавляло обстановке домашнего уюта. При этом сохранились античные формы, древнеримские элементы.
Такая разница объяснялась имеющимся императорским запретом на ввоз на территорию французских товаров, в том числе мебели. Поэтому оригинальных экземпляров не было, а только эскизы и рисунки, на основе которых создавались новые гарнитуры.
Условно выделяют еще одно направление, прозванное «народным» ампиром, где проявлялись отдельные черты популярного в столицах и богатых домах стиля. Он характеризуется более дешевыми материалами, а позолоченные накладки часто изготавливались из крашеного папье-маше.
Мебель русского ампира была достаточно многогранна, ее внешний вид сильно зависел от достатка ее хозяина. Например, интерьер дворцовых покоев был обставлен предметами из самых дорогих материалов и пород дерева с красивой, богатой отделкой. Помещичья мебель выполнялась по дворцовым образцам, но из более доступных материалов. К тому же брались во внимание личные предпочтения домочадцев, что накладывало свой отпечаток на итоговый вариант.
Сталинский ампир представляет собой особое, отличное от классического варианта, направление. Он вместил в себя сразу несколько идей, в частности, древнеримского искусства и культурного развития СССР. В результате сталинский интерьер отличается строгостью, массивностью и габаритностью предметов, которые легко сочетаются с лепниной, хрустальными люстрами, отделкой из бархата, резными деталями. При этом использовалась определенная палитра: зеленые, коричневые, бежевые, черные цвета. Наибольшую популярность мебель в стиле «сталинский ампир» приобрела в 30-50-х годах ХХ века.
В современном интерьере воспроизвести ампир достаточно легко, и это направление пользуется завидной популярностью. Но сейчас пафосный вид стараются несколько приглушить и сделать более домашним. Для этого выбирают просторные помещения с высокими потолками, где достаточно массивные предметы мебели не будут нагромождены. Обязательными элементами являются зеркала и многочисленные подушки. Материалы для производства используются дорогие: орех, красное дерево, парча, бархат, шелк для отделки. Дерево обычно цельное, украшено изящными ручками, позолоченными элементами.
Материалы для разных направлений мебели стиля ампир используются разные, но имеют общую установку – натуральность и дороговизна. Они призваны в первую очередь подчеркнуть положение и величие хозяина помещений, произвести впечатление на гостей. При этом во Франции использовалось красное дерево, а для отделки мебели активно применялись мрамор, бронза, золото, серебро, хрусталь.
В России стиль ампир не стал использоваться в изначальном варианте, а получил «вольное» прочтение. Красное дерево сразу заменили на ясень, тополь, ценную карельскую березу. Столешницы украшались инкрустаций из привезенных с Урала поделочных камней: малахита, лазурита. Вместо бронзовых элементов применялась резьба по дереву, украшенная позолотой. Хрусталь также нашел отражение в русском направлении.
Примерно такая же ситуация с отделочными материалами. Например, идея использовать дерево, окрашенное в белый цвет, с позолоченными элементами принадлежит русским умельцам. Отличается обивка мягкой мебели: французская была в основном однотонной или с лавровым венком, а в России – часто применялся многоцветный материал, иногда с вышивкой. Тем не менее, стандартными отделочными материалами были парча, шелк, кожа, велюр, натуральный шелк.
Если найти правильный подход к обстановке комнаты, то роскошная антикварная мебель ампир будет прекрасно сочетаться с современным дизайном и отделкой. Это объясняется ее массивностью, большим количеством предметов и богатой отделки, а также необходимой симметрии. Одной из главных потребностей таких предметов к помещению – это простор и высокие потолки. Для небольших и мрачных комнат стоит поискать другое решение.
При расстановке мебели важно соблюдать принципы лучевой или центричной композиции, что означает выделение центра комнаты или интерьера каким-либо способом. Для этого может быть использован рисунок на полу по центру, от которого нужно отталкиваться при формировании идеи, или, например, большой обеденный стол.
Отделка и декор должны быть выполнены в одинаковой или похожей цветовой гамме. Материал желательно тоже выбрать определенный: например, бархат для обивки кресел и дивана, стульев и для пошива штор, находящихся в одной комнате. Важное значение имеет фурнитура – отлично, если ручки дверей, комодов, часов, светильников и других предметов будут стилизованы одинаково, например, под бронзу.
Цветовая палитра должна быть насыщенной, но не кричащей и слишком яркой. Приветствуются белый, пурпурные, темно-зеленые, глубокие синие цвета, которые прекрасно сочетаются с золотистой отделкой элементов. Это настоящее царское великолепие.
Стоит отметить, что в такой торжественной обстановке не всегда чувствуешь себя вполне комфортно, но ампир легко можно сделать «помягче». На рынке представлено большое количество стилизованной мебели, в том числе и мягкой, которая предназначена именно для жизни, а не для торжественных и пафосных приемов. В этом варианте также присутствует скромная роскошь, античные мотивы, но не в вычурной форме.
Набор предметов интерьера остается стандартным, но применяются новые, ранее не используемые, конструкции: трельяж, узкие витрины, серванты. Наиболее характерной для стиля ампир мебелью можно назвать:
Обычно для остановки интерьера мебель в стиле ампир изготавливается на заказ или выкупается целым гарнитуром. Так легче всего прийти к гармонии, поскольку все материалы уже подобраны друг к другу и соответствуют общей цветовой гамме.
Стиль «ампир» можно назвать кульминацией в развитии классического направления. Он еще придерживается стандартных форм и строгих линий, но уже допускает новые веяния, проявляющиеся пышной и вычурной отделки мебели. В наше же время нет никаких ограничений, и можно смело воплощать самые смелые идеи с участием стилизованной мебели.
mblx.ru
Утверждение единоличной власти Сталина совпало с появлением нового архитектурного стиля, известного как "сталинский ампир". Этот стиль многие знают и под такими названиями, как «советский монументальный классицизм» и «сталинская архитектура». Сталинский ампир занимал лидирующие позиции с 30-х по 50-тие годы прошлого века. После завершения Великой Отечественной войны сталинская архитектура распространилась на страны Восточной Европы. В сталинском ампире заметно использование стилей самых разных народов и эпох, поэтому его часто сравниваю с эклектикой.
Сталинский ампир в архитектуре
Сталинский ампир, в первую очередь, был государственным архитектурным стилем, поэтому вполне закономерно, что в нем ярко выражены главные пропагандистские идеи сталинской эпохи. К примеру, идея ожидания грядущего счастья угадывается в барельефе библиотеки им. Ленина, который изображает шествие людей с дарами (пшеничные колосья, кукуруза и другие символы изобилия). Интересно, что похожие композиции некогда существовали в древнем Вавилоне.
Для сталинской архитектуры характерны следующие отличительные черты:
Одним из самых известных сооружений в стиле сталинского ампира стало здание МГУ, расположенное на Ленинских горах. В архитектуре этого здания драгоценные породы камней соседствуют с папье-маше и искусственным мрамором. Нельзя не вспомнить и такие сооружения, как здание Министерства иностранных дел, гостиница «Ленинградская», станция метро «Новокузнецкая», гостиница «Украина» и жилой дом, расположенный на Кудринской площади. Все перечисленные постройки являются архитектурными памятками Москвы.
Сталинский ампир в интерьере
Что касается оформления интерьера, то здесь главной отличительной чертой сталинского ампира является использование бронзы, мрамора, лепнины и ценных пород дерева. При этом интерьер производит впечатление массивности и строгой добротности.
Внутриквартирные двери застеклены и покрашены белым цветом. Окна, оформляются в темно-коричневом цвете, а ванная комната выкладывается однотонной керамической плиткой, которая иногда декорируется бордюром с рисунком. Приветствуется деревянная отделка стен. Цветовая гамма была более чем сдержанной - превалировали такие цвета, как черный, зеленый, коричневый и бежевый. Мебель, как правило, темная и громоздкая, выдержана в строгом, без любых излишеств стиле. Для неё характерны округлые формы, инкрустация шпоном, а в некоторых случаях и резьба. Последняя иллюстрирует элементы советской символики: пятиконечные звезды, снопы колосьев и лавровые венки. В советские времена резьба считалась особым шиком. Не менее оригинально она будет смотреться и в современном интерьере, решенном в стиле сталинского ампира.
fb.ru
Мы все знакомы с пышной архитектурой советских времен. Здания-гиганты, такие как главный корпус МГУ или гостиница «Украина» в Москве, поражают воображение своими размерами и стилистической строгостью.
Интерьеры, созданные в те времена, не уступали по эффектности экстерьерам: во всем господствовал особый стиль, который стали называть «сталинским ампиром». Его границы принято условно обозначать серединой 1940-х и серединой 1950-х годов.Сегодня мы узнаем, в чем были его особенности и чем отличаются антикварные светильники в данной стилистике.
Историческая справка«Сталинский ампир» причудливо сочетал в себе черты разных архитектурных и декоративных направлений:• французского ампира времен Наполеона с характерной строгостью, монументальностью и дорогими материалами;• барокко с его пышностью и причудливостью узоров и орнаментов;• неоклассицизма с его возвращением к античным формам, переосмысленным по-новому;• ар-деко с его модернистской необычностью и строгим минимализмом.Эта эклектичная, но по-своему стройная стилистика была разработана коллективом художников и архитекторов в 30-х годах XX века по инициативе И. В. Сталина и должна была стать отражением свершений молодого советского государства.
Характерные черты «сталинского ампира»Архитекторы и дизайнеры отдавали предпочтение строгим, правильным и лаконичным формам предметов. Использовались дорогие и надежные материалы: мрамор, натуральное дерево (орех, дуб), плотные ткани, хрусталь, бронза. Все изделия данного периода производят впечатление устойчивости и массивности. В декоре часто встречаются античные элементы, например, колонны, а также растительные мотивы. «Сталинский ампир» снова ввел в моду лепнину на потолке и резьбу на мебели. В оформлении преобладают светлые и пастельные тона (бежевый, молочный, коричневый, золотой, желтый и др.), которые оттеняются темными и насыщенными элементами.
Особенности светильников в стиле «сталинский ампир»Для начала стоит сказать, что наибольшее распространение в середине XX века в Советском Союзе получили следующие типы осветительных приборов.• Люстры. Это классика «сталинского ампира». Массивные подвесные конструкции с хорошо заметными металлическими элементами зачастую имели плафоны из белого или прозрачного стекла и декорировались хрусталем. Основание для люстры на потолке обычно украшалось розеткой из лепнины, так что прибор и интерьер словно сливались в единую композицию.• Бра. Были распространены настенные рожковые светильники с бронзовым корпусом (или под бронзу) и мини-приборы с закрытыми плафонами. Антикварные бра имели характерную форму стеклянных элементов, о которой мы расскажем ниже. • Настольные светильники. Пожалуй, классический советский светильник типа «гриб» с ярко-зеленым плафоном знаком всем. Он пришел в советскую эпоху прямиком из модерна. Приборы для частных домов и дач напоминали те лампы, которые украшали столы партийных функционеров, но нередко имели тканевые плафоны.
Самые популярные светильники сталинской эпохи
А теперь поговорим о самом интересном – особенностях декора антикварных предметов интерьера.
• Бронзовые корпуса приборов. Массивная бронза с золотым оттенком и благородной патиной – излюбленный материал советских декораторов. Она ассоциируется с истинным ампиром, а значит – с богатством, солидностью и основательностью. Еще один «монументальный» материал для сталинских светильников – мрамор. Но он использовался в приборах сравнительно редко, хотя в качестве отделочного материала для стен и полов – с завидной регулярностью.
• Растительный орнамент на корпусе. Излюбленные мотивы для декора светильников – переплетающиеся лозы и листья винограда с плодами, колосья злаков. Они восходят к традициям классицизма, однако сталинская эпоха наполнила орнамент новым смыслом – намеком на высокие сборы урожая и главенство рабочего класса. • Военная и советская атрибутика. К этим мотивам нередко добавлялись элементы символики СССР, например, пятиконечные звезды и гербы. Минималистичные изделия, тяготевшие к модерну, иногда украшались и геометрическим орнаментом: прямыми, скрещивающимися линиями и др. Нередко на светильниках можно заметить наконечники копий. Это отсылка к военным победам Советского Союза. • Минималистичная форма плафонов. Чаще всего на антикварных люстрах и бра сталинского периода можно увидеть простые плафоны в виде цилиндра, сферы и полусферы (без узора и с насечками), а также плафоны типа «шишка». Это очень интересный и тоже «идеологичный» элемент декора. Такие плафоны напоминают одновременно и шишки хвойных (что, вероятно, намекало на лесное богатство страны), и о шишках хмеля, который являлся важной сельскохозяйственной культурой. Для домашних интерьеров часто выбирали приборы с плафонами-тюльпанами.
• Плафоны из прозрачного, белого и цветного стекла. Наиболее часто в антикварных предметах встречается прозрачное и молочно-белое непрозрачное стекло. Такие нейтральные оттенки лучше всего сочетаются с теплыми тонами мрамора, натурального дерева и бронзы. Однако изредка на осветительные приборы устанавливали синие, зеленые и красные плафоны, которые были призваны разбавить некоторую монотонность композиции.
Пожалуй, наиболее ярко характерные черты стиля «сталинский ампир» можно оценить, любуясь на интерьеры станций московского метро. Это маленькие, но пышно украшенные дворцы, заключенные под землей. На декор станций не жалели средств, поэтому здесь можно встретить и богатую лепнину, и позолоту, и мрамор, и бронзу. Роскошные антикварные люстры и бра не только отлично дополняют художественный облик интерьеров, но и качественно освещают залы.
Интерьеры метрополитена в стиле «сталинский ампир»:
Антиквариат в стиле «сталинский ампир» от салона «Жирандоль»Если вы хотите приобрести один или несколько эффектных предметов интерьера, напоминающих о величии советской эпохи, посетите наш антикварный магазин в центре Москвы на Малой Ордынке, 39. Здесь вы сможете полюбоваться на роскошные бронзовые люстры, бра, статуэтки, зеркала, а также получить профессиональную консультацию по подбору предметов декора. Понравившиеся изделия можно сразу же заказать. Оцените разнообразие наших старинных люстр прямо сейчас http://girandole.ru/katalog
girandole.ru
Именно с ним сравнивали постконструктивизм и сталинский ампир в целом, который был моден в СССР с 30-х по 50-е годы прошлого века.
Ар деко предполагает присутствие в помещении мозаичных панно, лепнины и скульптур. В данном стиле преобладали светлые тона, а ощущение роскоши присутствовало (и присутствует) в каждом элементе.
Данный стиль получил свое название не сразу. Прежде чем он стал известен нам под своим "именем", его называли и "джазовым модерном", и "обтекаемым модерном", и "зигзаг-модерном". Любители ар деко предпочитают всё эксклюзивное, и, по их мнению, предметы интерьера, приобретенные у производителя массовых изделий, не могут в полной мере отразить данный стиль.
В интерьерах ар деко нередко присутствуют фонтаны (если это позволяет площадь) и небольшие фонтанчики, а также изделия из мрамора. Наряду с мебелью из ценных пород древесины (о чем было сказано ранее), в интерьере такого стиля могут находиться предметы мебели, элементами которых являются стальные трубки.
В наше время для того, чтобы создать в помещении интерьер ар деко, на помощь домовладельцам приходят новейшие технологии, благодаря которым и предметы мебели, и декоративные элементы могут выглядеть настоящей роскошью. Причем, для этого вовсе необязательно тратить "бешеные" деньги. Мы знаем немало примеров тому, как из самых простых материалов может получиться настоящее произведение искусства. Конечно, интерьер, выполненный из "подделок" нельзя в полной мере назвать ар деко. Но кто запрещает нам использовать вещи, имитирующие роскошь, тем более, что отличить их от настоящих произведений искусства удается далеко не всем. Поэтому многие домовладельцы сознательно идут на "обман" и, не затрачивая больших денежных средств, имеют в своем жилище интерьер ар деко.
В годы правления страной Сталиным стиль 30-х - 50-х годов, характерный для того времени, получил и другое название - "советский монументальный классицизм".
По традиции мы обратимся к "Википедии", чтобы понять основные характеристики этого стиля. Источник нам говорит о том, что данный стиль представляет собой "лидирующее направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов… Получил распространение в годы, когда страной руководил И. В. Сталин, особенно - в послевоенное время, когда он был распространён также и в странах Восточной Европы". В те годы, когда СССР и ряд европейских стран шли к победе коммунизма, мир был разделен на "социалистический лагерь" и "капиталистический мир". Строителям коммунизма были чужды буржуазные направления, в том числе, в архитектуре и интерьере. Поэтому ряд стран Восточной Европы (Польская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Чехословацкая Советская Социалистическая Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия и др.) ориентировались на всё, что было признано позитивным в СССР. Неслучайно, что советский монументальный классицизм находил свое отражение в архитектуре и интерьере дружественных Советскому Союзу стран.
В этот период (согласно источнику) "произошёл переход от личного творчества, когда проекты имели своих авторов к коллективному творчеству, когда авторами проектов становились не отдельные архитекторы, а предприятия.
Отличительные черты стиля:
Так что же представлял собой интерьер сталинского ампира в период с 30-х по 50-е года ХХ века?
Прежде всего, следует сказать, что данный стиль стал показательным в новостройках того времени. Но обладатели дач (коими являлись, в основном, руководители страны, ученые, писатели и деятели культуры) обустраивали свои загородные жилища, согласно духу времени. Поэтому такой стиль находил свое отражение не только в городе, но и за его пределами. Мы не случайно говорим и о нем, так как в наши дни есть любители сталинского ампира в интерьере. Одни домовладельцы пытаются сохранить данный стиль, который в далекие годы появился в загородных домах предков нынешних обладателей дач, другие - воссоздают сталинский ампир заново и считают его идеальным для интерьера загородного дома.
Характерной чертой интерьера сталинского ампира являлись высокие потолки - от 3-х до 3,5 метров (иногда до 3,6 м), которые обрамляла лепнина. На потолке присутствовала розетка, из центра которой свисала парадная люстра, выполненная из бронзы и хрусталя. Непременным "атрибутом" данного стиля была громоздкая мебель (как правило, из дуба). Сталинский ампир не являлся принципиально новым стилем. Везде просматривались черты и ампира, и барокко, но сталинский ампир отличался от них, прежде всего, тем, что в элементах интерьера не было того изящества, которое было присуще стилям прошедших эпох. Создавалось впечатление, что к коммунизму можно было прийти только сидя на громоздких стульях и лежа на дубовых кроватях из цельной древесины, лишенных какое-либо "воздушности".
В следующий раз мы продолжим разговор о сталинском ампире.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: photo.djournal, antonovich, easyroommate, hotelltd, avito, auto.dmir
.
www.dkd.ru
Ампирский стиль как основоположник прекрасной моды
«Ампир» в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришли эклектические направления. Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.
Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов периода античности – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.
В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.
Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма. который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.
Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.
Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:
Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.
Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге — Исаакиевского собора.
Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:
Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:
Среди скульпторов имели высокую популярность:
Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».
На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.
Михайловский дворец, Карл Иванович Росси
Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.
Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.
Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко. образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко .
Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.
Центральный Московский ипподром
При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.
Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.
Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:
Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.
К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:
Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.
Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций.
Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новое викторианское течение.
Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».
Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.
После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.
В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.
Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.
Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.
Под наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.
Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).
Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.
Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).
Обувь шили на плоской подошве, в форме «лодочки» с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.
Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.
В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.
Дизайн прихожей в хрущевке: какие нужно знать нюансы при проектировании и ремонте вы узнаете в этой статье .
Ампир стал переходным этапом от ренессансной эпохи Возрождения к новым течениям эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.
Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.
http://trendsdesign.ru
legkoe-delo.ru
Во времена правления Наполеона Бонапарта назначение искусства заключалось в прославлении его личности и военных подвигов.
Архитектурные сооружения этого периода приобретают античные формы. При возведении зданий в стиле ампир часто применяется мотив триумфальной арки.
Специалисты отмечают, что основными декоративными мотивами при возведении сооружений в стиле ампир, являются атрибуты римской военной истории. Архитекторы используют массивные портики, фронтоны, украшенные барельефами, фигуры орлов, львов, щиты. Несмотря на весь этот военный пафос, для этого архитектурного направления свойственным является романтизм.
Стиль зародился во Франции, но он быстро прижился и в России, правда, отличался большей свободой, мягкостью и пластичностью. Для русского ампира характерным является большее разнообразие и свобода, если сравнить его с этим стилем во Франции.
Здания в стиле ампир в России представлены величественными и роскошными дворцами. Одним из самых выдающихся ампирных памятников архитектуры стало новое здание Адмиралтейства. Его проект был утвержден Александром I в 1805 году. В процессе возведения здания, над которым работал архитектор Андреян Захаров, использовались геометрические формы, гладкие стенные плоскости, четкие, сухие профили, колоссальные колонны.
Возводились и другие величественные здания в Санкт-Петербурге в стиле ампир – Горный институт на набережной Васильевского острова и Биржа на Стрелке.
Здание новой Биржи представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон монументальной дорической колоннадой. Этот памятник архитектуры напоминает собой античный храм Посейдона, возведенный в Пестуме.
В России возведение памятников архитектуры в величественном ампирном направлении тесно связано с именами таких архитекторов, как Захаров, Воронихин, Том де Томон и Карл Росси.
Несомненно, самым знаменитым и талантливым архитектором, работающим в этом направлении, был Карл Росси. Он является автором ансамбля Дворцовой площади, в котором доминирующая роль отводится сооружению Главного штаба с Триумфальной аркой.
Еще один пример ампирного сооружения – Спасо-Преображенский собор, над возведением которого работал Василий Стасов.
Троице-Измайловский собор, Михайловский дворец, Александрийский театр, Московские и Нарвские Триумфальные ворота тоже принадлежат к ампирному направлению в архитектуре.
В Санкт-Петербурге и Москве стиль проявился своими величественными архитектурными ансамблями, которые принесли им мировую славу. Последним выдающимся ампирным сооружением в Санкт-Петербурге стал Исаакиевский собор.
Здания в стиле сталинского ампира представляют собой традиционное продолжение первого этапа этого роскошного направления в искусстве. Этот стиль соединил в себе элементы нескольких направлений одновременно – барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко. Для зданий сталинского ампира характерными являются такие черты, как помпезность, роскошь, величественность и монументальность.
Яркими примерами зданий сталинского ампира в Москве является Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.
В Москве здания в стиле ампир также представлены таким памятником архитектуры, как Храм Троицы Живоначальной.
Также есть здания в стиле ампир и в Челябинске, это кинотеатр им. Пушкина.
Одним из самых ярких примеров зданий в стиле ампир в Париже стала церковь Мадлен.
Триумфальная арка Каррузель тоже выдержана в этом стилевом направлении, возведена она была в честь наполеоновских побед. Главными архитекторами ампирной эпохи во Франции были Персье и Фонтен.
Компьенский дворец, который исполнял роль одной из резиденций Наполеона Бонапарта, возведен согласно ампирным традициям. Именно в этом здании лучше всего сохранились императорские интерьеры, выдержаны в ампирном духе.
При возведении зданий в этом помпезном стиле в России и за рубежом предполагалось использование всех достижений архитектуры и дизайна, скульптуры и живописи.
domosedi.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений