Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Виктория МакароваДизайн помещений: стили интерьера на примерах. Дизайн помещений стили интерьера на примерах в макарова


Читать книгу Дизайн помещений: стили интерьера на примерах Виктории Макаровой : онлайн чтение

Глава 26Классицизм

Я заражен нормальным классицизмом.

А вы, мой друг, заражены сарказмом.

И. А. Бродский

Классицизм – стиль конца 17 – начала 19 веков, возникший во Франции, обратившийся к античному наследию как к образцу для подражания. Залы все также торжественны, но отличаются от рококо более сдержанным декором, прямыми линиями, четкостью и симметрией, начиная от колонн и мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду (рис. 26.1). Как пример классицизма может выступать дворец Малый Трианон в Версале (архитектор Ж. Габриель) (рис. 26.2), арка здания Главного штаба в Петербурге (архитектор К. Росси, скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский) и др.

Рис. 26.1. Сады Версаля (Париж)

Рис. 26.2. Версальский дворец – пример классицизма в архитектуре

Классика не выходит из моды, всегда актуальна, популярна и пользуется огромным спросом, потому что придает интерьеру налет благородной роскоши, все в нем от мебели до мелких вещиц наполнено сдержанным достоинством, хорошим вкусом и респектабельностью.

Классические интерьеры, как правило, предпочитают спокойные и консервативные люди с хорошим вкусом, состоявшиеся в жизни и не меняющие интерьер в угоду моде. Люди, ценящие уют и тепло, достоинство дорогой мебели и спокойный декор. Поэтому если вы относите себя именно к таким людям и не переусердствуете в оформлении своего дома, то получите соответственно не музей, а стильное помещение, свидетельствующее о вашем социальном статусе, респектабельности и платежеспособности, что важно для людей, часто проводящих деловые переговоры у себя дома. И, тем не менее, здесь роскошь комфортна и предназначена не для демонстрации, а для жизни (рис. 26.3).

Рис. 26.3. Кабинет, оформленный в классическом стиле. Светильники в виде свечей, стол темного дерева, инкрустированный мрамором или малахитом, удобные кожаные кресла, ковер из натурального меха, отделанный по периметру змеиной кожей, темный паркет, сине-зеленая обивка мебели и занавески и шторы в той же цветовой гамме

Итак, характерные черты данного стиля.

• Материалы. Как я уже говорила, для данного стиля характерно использование дорогих качественных материалов – натуральное дерево, камень, шелк и др. Ведь интерьер жилого дома или квартиры в классическом стиле воспринимается как нечто целостное не только за счет единой цветовой гаммы, но и благодаря точно подобранным натуральным отделочным материалам. Например: светлых пород древесина стен с бронзовой отделкой, пастельных тонов шелк штор, ценных пород темное дерево паркета, стекло столешницы низкого журнального столика, зеркала в позолоченных рамах, мрамор камина – вот современный вариант интерьера в стиле классицизма с использованием только натуральных материалов.

• Мебель в стиле «классика», как правило, из натурального дерева: ореха, вишни, клена и карельской березы. А ручная работа, резьба, позолота, инкрустация редкими породами дерева, мрамором, ограненным золотистым кварцем, накладки из бронзы делают такую мебель настоящим произведением искусства. Дополняют обстановку зеркала в изысканном обрамлении, расширяющие пространство и делающие интерьер не таким мрачным и тяжелым. Если обставляете кухню или столовую, то остановите свой выбор на столах и стульях с резными ножками. Также неотъемлемой частью интерьера в классическом стиле является камин. Сам камин отделывали мрамором, а в каминном зале размещали низкий кофейный столик и уютные кресла.

• Цветовая гамма. Наиболее часто встречаются варианты – сочетания белого и золотого, особенно в мебели, либо сочетание древесины темных пород с пастельными цветами обивки и занавесок. Также нередко можно видеть сочетание бронзы и сине-зеленых оттенков текстиля.

• Декор главным образом представлен скульптурами и лепниной. Мягкие ковры ручной работы, фарфоровая посуда и статуэтки также выполняли роль декора. Хорошо дополнят интерьер колонны с бронзовыми капителями.

• Текстиль. В данном случае текстиль является неотъемлемой составляющей стиля. Он служит декором, а также придает завершенный вид интерьеру. Для классического стиля характерны, как я уже говорила, гобелены и пушистые ковры ручной работы. На диванах и креслах будут уместны стильные декоративные подушки. А на окнах обязательны тяжелые портьеры в сочетании с воздушными гардинами. Для штор выбираем парчу, гобеленовые ткани, тяжелый шелк, жаккард, тафту, а для гардин берем легкие ткани – тюль, шелк, органза, вуаль. Шторы могут быть как однотонными, так и с рисунком. Драпируем их мягкими складками, делаем несколько плавных перекидов. Украшаем шторы ламбрекенами и шнуром с кистями, отделкой из похожей, близкой по цвету, ткани. В результате окна также как и весь интерьер должны выглядеть стильно и благородно, не перетягивать на себя внимание, а делать оформление завершенным, придавая домашний уют и теплоту.

• Освещение. Комнаты отличались обилием света, а светильники были похожи на ювелирные украшения. В наше время не составит труда найти красивую люстру из хрусталя, дорогого стекла или натурального камня. Зарубежные фирмы каждый год представляют на рынке осветительных приборов гениальные шедевры, способные любую квартиру превратить в сказочный дворец. Одни люстры очень утонченны и нежны, украшены каплями-кристаллами и изящными веточками, напоминают юную барышню на первом балу. Другие более напыщенные и торжественные, скорее похожи на светских львиц – украшены стразами Сваровски, цветами из муранского стекла, помимо ламп снабжены светодиодами. Третьи сочетают цветное стекло и металл. Четвертые напоминают золотистые шикарные клумбы – сочетают в себе букеты из муранского стекла, жемчужины, имитирующие росу и позолоту металлической основы. Подойдут и бронзовые лампы с плафонами, и светильники, имитирующие свечи (рис. 26.4). Если задумали где-то для лучшей подсветки использовать дополнительно софиты – не смущайтесь, в современной интерпретации стиля это вполне допустимо.

Рис. 26.4. Настольный светильник в виде свечей с падающими каплями воска

Подведем итог

Мебельные фирмы постоянно радуют все новой классической мебелью, дорогой и удобной, но уже в более современном видении – таким образом, вы не будете испытывать сложностей в подборе обстановки, вам не придется искать комплекты для реставрации или полностью воссоздавать историческую мебель по каталогу на заказ.

Интерьеры в классическом стиле служат для отдыха, расслабляют и напоминают о вечных ценностях.

Если вам хочется жить, ощущая себя аристократом, владельцем имения, передающегося из поколения в поколение, с дворецким, садовником, тогда этот стиль ваш.

Глава 27Ампир

Моя истинная слава – не в том, что я выиграл 40 сражений: одно Ватерлоо зачеркнуло их все.

То, что будет жить вечно, – это мой Гражданский кодекс.

Так Наполеон подвел итог своей жизни

Гражданский кодекс дал всем гражданам равенство перед законом, свободу совести и труда, неприкосновенность частной собственности.

Настал момент, когда классицизм исчерпал себя. Для некоторых он по сей день остается идеальным и уравновешенным, другие считают его чересчур холодным и неинтересным. На смену классицизму пришел ампир. В преддверии французской революции, новый стиль жизни требовал новых средств выражения в искусстве, требовал присутствия героических образов, что послужило причиной возникновения нового стиля в оформлении интерьеров.

Этот стиль отличается большей роскошью, украшениями и позолотой, а также военной символикой. Наполеоновский классицизм, как еще называют ампир, получил свое развитие в начале 19 века и в переводе с французского (от франц. "empire") означает империя, то есть ампир – это имперский стиль.

Данный стиль придает интерьеру некую парадность, торжественность – наверное именно поэтому он был взят для оформления актового зала шахты, в котором проходят всевозможные вручения наград за хорошую работу, а также поздравления с праздниками (рис. 27.1).

Рис. 27.1. Актовый зал Краснолиманской шахты (Украина)

Рассмотрим его характерные черты.

• Материалы. Как вы уже догадались, имперский стиль может базироваться только на натуральных материалах. Мрамор, дерево, бронза, натуральный камень, хрусталь. Мебель предпочтительнее темных оттенков – красное дерево, венге, черный орех. На стенах вместо шелковых обоев – тоже красное дерево и бронза.

• Мебель стиля ампир имеет метрическую форму. После египетского похода Наполеона, в стульях и креслах читается явное заимствование – плавные изгибы спинки, и ножки, как правило, представляют собой лапы животных, подлокотники поддерживаются массивными завитками либо фигурами зверей. При обстановке квартиры используйте приземистые мягкие кресла, комоды, можно дорогую кожаную мебель, кушетки, кровать, похожую на саркофаг, стулья со спинками в виде лиры – характерный мебельный элемент того времени, а также круглые сервировочные столы и узкие серванты, белые алебастровые вазы.

В нашем случае неудобство типичной ампирной мебели нас нисколько не смущает, поскольку актовый зал снабжен заранее заказанными креслами для кинотеатров – мягкими и удобными. Единственное, о чем нужно было позаботиться – о красном цвете обивки.

• Цветовая гамма. В оформлении интерьеров в стиле ампир – будь то залы для торжеств или жилые комнаты, наблюдается тандем различных оттенков красного и золота, дерева темных пород в сочетании с белыми алебастровыми вазами, статуями и лепниной.

• Декор. Что касается декорирования мебели, то резьба уже не применялась, в качестве декора использовали позолоченные накладки. На стенах в качестве декора размещают воинские доспехи, шлемы, щиты с копьями и шпагами или скрещенными мечами, вымпелы. Также характерные изображения лепнины – лавровые венки, орлы, головы львов. Хорошо, если удастся достать гравюры или чеканку, или просто сюжеты на военную тематику того времени, которые можно поместить в богато украшенные рамы. Роскошь – основной элемент этого стиля. Дизайн достаточно тяжеловесен – роскошные драпировки, замысловатость отделки, обилие дополнительных деталей.

• Текстиль. Из текстиля существенную роль играют шторы. Они крепились к деревянным или позолоченным карнизам с помощью деревянных колец и закрывали половину окна. Сначала занавесьте окно легкими шторами из тюля, шелка или органзы. Гардины могут быть как свободно спадающими, так и собранными внизу. Затем идет слой штор, которые драпируют следующим образом: по бокам оставляют два полотна, а наверху отделанный бахромой ламбрекен в виде фестона со свисающими остроугольными боковыми складками. Для занавесок выбираем ткани синих и голубых оттенков, темно-зеленые, реже розовые или желтые. Также можно встретить красные тяжелые шторы, например из бархата, с золотой бахромой, крученым шнуром и кистями.

• Освещение. Чтобы придать помещению налет имперской эпохи, недостаточно будет ограничиться лишь военной символикой, не последнюю роль в этом деле играют осветительные приборы. Выбирайте тяжелые бронзовые светильники и подсвечники для стола и каминной полки. Многорожковые или напоминающие канделябры светильники – для стен. В центре зала используйте шикарную многоярусную хрустальную люстру – если речь идет об оформлении загородного дома, то хорошо, если она (люстра) будет спускаться со второго этажа на первый. Как вы понимаете, стиль ампир – это тот случай, когда освещение выполняет роль еще и декора. Блеск и роскошь, плавные формы и линии, сверкающий хрусталь создают атмосферу праздника. Могут встречаться в интерьерах этого стиля и массивные напольные светильники с плафонами из ткани, инкрустированные различными декоративными элементами из бронзы или других металлов.

Делаем акценты

Интерьер, оформленный вами в стиле ампир, должен нести в конечном счете величие и простоту.

Богатый декор с мотивами военной тематики.

Упразднение круглой скульптуры и широкое применение барельефов.

Орнаментика содержит голову льва, а ножки мебели – его лапы.

В данном стиле разум довлеет над чувствами и становится одним из основных критериев определения прекрасного. Ампир делает акценты уже на других ценностях – чувстве долга и ответственности за свой дом и семью, народ и страну. Таким образом, если данный стиль близок вам по духу либо нужно оформить помещение административного здания в соответствующем ключе – дерзайте, но не теряйте чувства меры.

Глава 28Считаемся с фэн-шуй?

Я расскажу немного об этом течении, а читатель пусть сам для себя решает, применять полученные знания на практике или с сарказмом отмести «новомодные замашки».

Фэн-шуй означает искусство жить в гармонии с собой и окружающим миром – другими словами, искусство быть счастливым. Хотя какое же это искусство – "хочешь быть счастливым, будь им!", и фэн-шуй вам в этом поможет. Согласно древнейшей философии Востока, микрокосм, т. е. человек, представляет собой уменьшенную модель макрокосмоса – Вселенной и управляется по тем же законам. Поэтому невозможно жить в согласии с окружающим миром, не обретя согласия с самим собой. Согласно древней доктрине, если мы будем целенаправленно изменять элементы своего окружения, то это неизбежно повлечет за собой изменения в той или иной сфере жизни.

Идеально, когда в помещении достаточно воздуха, свободного пространства, для беспрепятственного протекания энергии ци, исключая энергетические застои – это обуславливает движение денежных потоков, общения. Негатив, если ему случилось быть, не задерживается.

Ключевым символом фэн-шуй является священный восьмиугольник ба-гуа (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Ба-гуа

Каждой его стороне соответствует какая-то сфера жизни, исходя из этого, уже понятно, в какой зоне нужно провести изменения, чтобы гармонизировать соответствующую область жизни.

Как им пользоваться? Нарисуйте план своей квартиры, проставьте стороны света и сопоставьте со схемой ба-гуа.

Каждый человек какому-то аспекту жизни уделяет больше внимания, но все сферы жизни должны развиваться гармонично. Единственная область в вашей квартире, которой стоит уделить больше внимания – это центр. Ведь без здоровья ни богатство, ни слава, ни карьера, ни свадьба не смогут принести человеку долговременного удовлетворения, а тем более, счастья. Кроме того, можно сказать, что центр не только символизирует здоровье, но и единство всех сфер жизни человека. Мастера фэн-шуй советуют – если вы не определились, с какой стороны света начать изменения – начните с центра – не ошибетесь.

Если вам нужно гармонизировать какой-то аспект жизни, это можно сделать, разместив в квартире в соответствующей зоне нужные символы. Это могут быть как усиливающие желаемое качество предметы, так и нейтрализующие нежелательное. Подробнее о том, какие именно символы нужно располагать в той или иной зоне, всегда можно прочесть в Интернете или найти массу книг в магазине.

Заключение

Для развития человека нужно время, и это всецело относится и к нашей проблеме. Пусть не огорчают поначалу трудности и неудачи – первые опыты не всегда бывают успешными. Не забывайте, что только невежды бесконечно уверены в себе и не признают критики.

Л. М. Холмянский и А. С. Щипанов. Дизайн

Теперь, закрыв книгу, вы, возможно, решите, что область дизайна интерьеров вам вполне понятна и основные стилевые направления известны, и никаких проблем в оформлении пространства больше не существует. На самом деле это не так. Вкус человека формируется годами под влиянием многих факторов – моды, окружения, воспитания, интеллектуального и культурного уровня и т. д. И вот так, сразу от прочтения книги он не изменится. Вам при любой возможности нужно приобщаться к искусству – посещать концерты, театральные постановки, читать серьезную литературу, смотреть элитарные фильмы и т. д. Наблюдая, слушая, читая и размышляя, вы будете интеллектуально расти, а поднявшись на новую ступень развития, вы обнаружите, что взгляды и вкусы ваши претерпели изменения.

В становлении дизайнера всегда просматривается одна из тенденций.

Первая – излишняя самонадеянность. Начинающие дизайнеры зачастую убеждены в своих самобытности и таланте, и не считают нужным его развивать и изучать сферу своей деятельности. В крайнем случае, они ограничиваются покупкой тематической книги, что не может не радовать, однако нужно понимать, что этого недостаточно. Человеку, желающему чего-то достичь, не стоит обижаться на критику. Ему необходимо наблюдать, совершенствоваться, получить образование в соответствующей школе или на дизайнерских курсах, постоянно практиковаться, больше общаться с преподавателями и не бояться спрашивать совета у старших, более опытных специалистов.

Вторая крайность – это неверие в собственные силы. Это качество сильно мешает на начальных этапах, так как если человек не верит в то, что может создать сам что-либо приемлемое, то, как следствие, у него никогда не будет достаточно сил и воли довести начатый проект до конца. Бороться с этим качеством легче, чем с первым – как правило, с опытом боязнь проходит, а неверие сменяется убежденностью "да я еще и не такое могу!".

Хотите вы того или нет, но вы всегда вовлечены в сферу дизайна – оформляя свою комнату, приобретая для себя и своих близких одежду или всевозможные сувениры. Просто кто-то делает это лучше, а кто-то всегда останавливает свой выбор на безвкусице, то ли потому что ее больше, то ли из-за нежелания развивать вкус и фантазию – всегда легче купить ширпотреб, нежели придумать эксклюзивный подарок или декор для дома.

Поэтому, как писал когда-то Л. Холмянский: "нужно неустанно шлифовать свой вкус, всматриваться и вслушиваться во все красивое, созданное природой и человеком. Самовоспитание и самосовершенствование рано или поздно дадут свои плоды".

Успехов!

Иллюстрации

ЦВ 1. Домик в порах в псевдоафриканском стиле (см. также гл. 2)

ЦВ 2. Спальня. Кусочек средиземноморского рая (см. также гл. 4)

ЦВ З. Ночной клуб «Сфинкс» (см. также гл. 5)

ЦВ 4. Русская пирожковая (см. также гл. 6)

ЦВ 5. Русская баня (см. также гл. 7)

ЦВ 6. Выставочный стенд в псевдоукраинском стиле (см. также гл. 8)

ЦВ 7. Индийская баня (см. также гл. 9)

ЦВ 8. «Японская» летняя кухня (см. также гл. 10)

ЦВ 9. Японская баня (см. также гл. 11)

ЦВ 10. Магазин одежды и обуви в стиле хай-тек (см. также гл. 13)

ЦВ 11. Спальня в стиле арт-нуво (см. также гл. 18)

ЦВ 12. Спальня звезды в стиле арт-деко (см. также гл. 19)

ЦВ 13. Комната программиста в стиле экспрессионизм (см. также гл. 16)

ЦВ 14. Приемная издательства «молодежного глянца» в стиле поп-арт (см. также гл. 20)

ЦВ 15. Интерьер в стиле ренессанса (см. также гл. 23)

ЦВ 16. Стиль рококо, воплощенный в гостиной частного дома (см. также гл. 25)

iknigi.net

стили интерьера на примерах читать онлайн, Макарова Виктория

На кого рассчитана книга?

Книга рассчитана на широкую аудиторию – ремонт периодически делают все, душа жаждет обновления окружающего пространства, а потому книга пригодится каждому. Студентам соответствующих вузов будет полезно изучить стили на примерах. Да и уже состоявшимся дизайнерам, надеюсь, будет интересна эта книга.

Почему ее нужно приобрести?

Наверняка вам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди затеяли ремонт, купили интересный светильник, выбрали шикарные обои, оригинальные занавески, мебель, а когда все это совместили, остались разочарованы, потому что то, что хорошо смотрелось по отдельности, не гармонирует вместе. Современный человек должен разбираться в основных направлениях и вырабатывать чувство стиля. Я уже не говорю про тех, кто собирается заниматься дизайном интерьеров профессионально. Также приходится сталкиваться с некоторым непониманием между заказчиком и исполнителем по причине отсутствия элементарной базы знаний в этом направлении. Я надеюсь, что эта книга поможет вам избежать подобных нестыковок и неприятностей.

Как сориентироваться?

В книге рассказывается, как тот или иной период влиял на формирование определенного стиля. Рассматриваются различные стили интерьеров: указывается, что характерно, что нужно (можно) сделать для придания комнате определенного стиля. Каждая глава имеет сходную структуру – начинается с общего вступления и содержит одни и те же элементы: используемые материалы, мебель, цветовая гамма, текстиль, декор и т. д. Подобное изложение помогает легче сосредоточиться на особенностях того или иного стиля. Кроме того, почти каждый стиль интерьера для наглядности проиллюстрирован.

В книге также рассказывается об истории развития дизайна. Указаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения. Содержится ответ на вопрос: для чего нужен дизайнер при оформлении интерьера, и нужен ли он вообще.

На цветной вклейке вы найдете иллюстрации интерьеров в определенном стиле, дизайн которых выполнен автором в программе 3dsMax.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех, кто прямо или косвенно помогал мне в работе над этой книгой.

Я благодарна:

• своим родным за поддержку, терпение и понимание;

• Валерию Власову и Татьяне Веденеевой, Александру Чайковскому и другим, за любезно предоставленные для книги фотографии;

• Владиславу Дюделеву и Александру Литвинову за консультирование в ходе написания книги;

• и конечно, сотрудникам издательства "БХВ-Петербург" за профессионализм и помощь в подготовке книги.

Как со мной связаться?

Если у вас возникли вопросы, замечания, предложения или вы хотели бы заказать дизайн-проект интерьера, отправляйте свои письма на мой электронный адрес [email protected].

Че я думаю, я думаю, что мы еще лет 15 будем нервно курить в углу. К тому времени Посохин перестанет творить, Лужков перестанет оказывать влияние на архитектуру, а олигархи перестанут покупать то, что ошибочно помещено в раздел "недвижимость" в риелторских изданиях.

Артемий Лебедев

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово "дизайн" означает рисование. От слова "дизайн" возникло такое понятие, как " дизайнер", или художник-конструктор, как его еще называли. Причем о назначении дизайна спорят издавна и до сих пор. Одни считают, что дизайн призван создавать прекрасные вещи, которые бы отражали дух эпохи, в которую мы живем. Другие спорят о невозможности и недопустимости превращения обычных предметов потребления в произведения искусства. Люди, тесно связанные с рынком, искренне считают, что хороший дизайн тот, который помогает продавать. Я думаю, спорить здесь бесполезно – сколько людей, столько и мнений, причем каждая версия по-своему актуальна.

Понятно, что дизайн, вне зависимости от того, знаете вы о нем что-либо или нет, присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Он неотделимо связан с архитектурой, со скульптурой, с областью изобретений (приборов, мебели, посуды, машин), с конструированием одежды и разработкой новых линий обуви и т. д. В нашем случае мы поговорим о дизайне интерьера – оформлении того пространства, в котором вы обитаете и хотите чувствовать себя комфортно.

Думаю, читатель не станет спорить с тем, что почти у каждого человека существует необходимость окружать себя красивыми вещами. Но ценность вещи заключается в том, чтобы совместить практическое начало с эстетическим. Об этом нужно помнить и при разработке дизайна интерьера. Очень часто получается так, что в погоне за модой, мы создаем окружение, в котором чувствуем себя неудобно, в частности, из-за того, что, акцентируя внимание на форме, напрочь забываем о пользе и смысловой нагрузке.

Как большинство людей судит о вещах? Весьма ограниченно и субъективно, такими понятиями, как "красиво-некрасиво", "изящно-грубо", руководствуясь собственными ощущениями. Чтобы научиться разбираться в дизайне, необходимо постоянно оттачивать свой вкус, повышать уровень образования, научиться видеть достоинства и недостатки предметов той или иной эпохи, чтобы не " шарахаться" от сюрреалистических вещей в стиле Сальвадора Дали и не восхищаться бездумно барочными экспонатами, подобострастно таща в дом самоварную позолоту и лепнину. Хорошо будет подойти к вопросу дизайна и с психологической точки зрения с целью изучить особенности человеческого восприятия – немного разобравшись в этом, человек поймет, как создавать предметы красивыми, а окружение – гармоничным.

Вернемся к понятию "дизайн". Когда в 19 веке благодаря техническому прогрессу была изобретена масса полезных вещей (источники энергии, пишущая машинка, телеграф, телефон, радио, фотоаппарат и кино, двигатели внутреннего сгорания, автомобиль), было распространено мнение, что они (вещи) не должны быть красивыми, но полезными. Однако вскоре стало ясно, насколько убоги такие воззрения. Промышленные выставки и выступления творческих людей и мыслителей показали, что в погоне за прогрессом техническим, люди совершенно позабыли об эстетической стороне, тем самым, способствуя уничтожению красоты и тяги к прекрасному, заменяя творчество ремесленническим трудом. Был поставлен вопрос о привлечении художника к процессу создания вещей, что само по себе в то время звучало очень необычно. По сути, это уже ознаменовало появление дизайна. В частности, стали обсуждаться на различных конференциях проблемы оформления помещений, целесообразность обстановки, эстетическая сторона, связь материала и производимой из него вещи, принципы соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению.

Также были созданы ремесленные мастерские, возглавляемые талантливыми художниками и архитекторами, но практического результата это не принесло – вещи получались красивыми, но слишком дорогими.

Кроме того, стремясь украсить создаваемые предметы, им стали придавать архитектурные формы, и такая тенденция продержалась довольно долго, но к концу 19 века архитектурный стиль стал постепенно отмирать: прогресс явно входил в противоречие с этим стилем. Как следствие, исчезли всякие декоративные излишества и орнаментация. Назревало нечто вроде переворота в понимании эстетики.

Наряду с промышленным производством существовали и продукты народного творчества. В каждой губернии были свои традиции изготовления, поэтому предметы отличались формой и орнаментом, были, что называется, на любой вкус. Например, всегда можно узнать хохломскую роспись по черно-красному растительному орнаменту на золотистом фоне. Или ярославскую, которая сплошь покрывала предметы геометрическим орнаментом. Северодвинские вещи тоже всегда узнавались по витиеватому ярко-красному орнаменту с птицами, людьми и животными на белом фоне. Росписью в то время покрывали практически все: посуду, колыбельки, сани. Широко применялась также резьба по дереву, плетение из лозы и бересты. А чего стоит народная вышивка?! Конечно, вещи, созданные своими руками, несущие отпечаток творчества, частицу души, не идут ни в какое сравнение с отштампованными на фабрике. И, тем не менее, к концу века промышленное производство полностью вытесняет ремесла, в частности, за счет низкой стоимости промышленной продукции и быстроты изготовления.

Однако интеллигентные люди понимают, что народному творчеству следует уделять внимание. Дамы из самых аристократических фамилий занялись прикладным искусством. Вещи, искусно созданные своими руками, вошли в моду и стали экспонироваться на выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах были открыты художественно-ремесленные школы.

В этот период на фоне развития промышленности и поддерживания народно-прикладного искусства возникает новое стилевое направление – модерн (в буквальном переводе – " новый").

Впервые утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего мира. Считалось, что интерьер должен удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Этот период характеризуется поиском новых решений в оформлении жилья. То есть можно сказать, что модерн послужил развитию индивидуального проектирования интерьера, просто в то время эта роскошь была доступна немногим.

Шло время, и уже экономические причины повлияли на то, что больше внимания стали уделять дизайну интерьеров, транспорта и новых изобретаемых приборов. Создавались производственные союзы, объединяющие художников, архитекторов и промышленников. Пришло понимание того, что без такого объединения будет сложно победить на рынке сбыта. В Германии открыли первую школу ...

knigogid.ru

Книга Дизайн помещений: стили интерьера на примерах

Виктория МакароваДизайн помещений: стили интерьера на примерах

Введение

На кого рассчитана книга?

Книга рассчитана на широкую аудиторию – ремонт периодически делают все, душа жаждет обновления окружающего пространства, а потому книга пригодится каждому. Студентам соответствующих вузов будет полезно изучить стили на примерах. Да и уже состоявшимся дизайнерам, надеюсь, будет интересна эта книга.

Почему ее нужно приобрести?

Наверняка вам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди затеяли ремонт, купили интересный светильник, выбрали шикарные обои, оригинальные занавески, мебель, а когда все это совместили, остались разочарованы, потому что то, что хорошо смотрелось по отдельности, не гармонирует вместе. Современный человек должен разбираться в основных направлениях и вырабатывать чувство стиля. Я уже не говорю про тех, кто собирается заниматься дизайном интерьеров профессионально. Также приходится сталкиваться с некоторым непониманием между заказчиком и исполнителем по причине отсутствия элементарной базы знаний в этом направлении. Я надеюсь, что эта книга поможет вам избежать подобных нестыковок и неприятностей.

Как сориентироваться?

В книге рассказывается, как тот или иной период влиял на формирование определенного стиля. Рассматриваются различные стили интерьеров: указывается, что характерно, что нужно (можно) сделать для придания комнате определенного стиля. Каждая глава имеет сходную структуру – начинается с общего вступления и содержит одни и те же элементы: используемые материалы, мебель, цветовая гамма, текстиль, декор и т. д. Подобное изложение помогает легче сосредоточиться на особенностях того или иного стиля. Кроме того, почти каждый стиль интерьера для наглядности проиллюстрирован.

В книге также рассказывается об истории развития дизайна. Указаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения. Содержится ответ на вопрос: для чего нужен дизайнер при оформлении интерьера, и нужен ли он вообще.

На цветной вклейке вы найдете иллюстрации интерьеров в определенном стиле, дизайн которых выполнен автором в программе 3dsMax.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех, кто прямо или косвенно помогал мне в работе над этой книгой.

Я благодарна:

• своим родным за поддержку, терпение и понимание;

• Валерию Власову и Татьяне Веденеевой, Александру Чайковскому и другим, за любезно предоставленные для книги фотографии;

• Владиславу Дюделеву и Александру Литвинову за консультирование в ходе написания книги;

• и конечно, сотрудникам издательства "БХВ-Петербург" за профессионализм и помощь в подготовке книги.

Как со мной связаться?

Если у вас возникли вопросы, замечания, предложения или вы хотели бы заказать дизайн-проект интерьера, отправляйте свои письма на мой электронный адрес [email protected].

Развитие дизайна – маленький экскурс в историю

Че я думаю, я думаю, что мы еще лет 15 будем нервно курить в углу. К тому времени Посохин перестанет творить, Лужков перестанет оказывать влияние на архитектуру, а олигархи перестанут покупать то, что ошибочно помещено в раздел "недвижимость" в риелторских изданиях.

Артемий Лебедев

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово "дизайн" означает рисование. От слова "дизайн" возникло такое понятие, как " дизайнер", или художник-конструктор, как его еще называли. Причем о назначении дизайна спорят издавна и до сих пор. Одни считают, что дизайн призван создавать прекрасные вещи, которые бы отражали дух эпохи, в которую мы живем. Другие спорят о невозможности и недопустимости превращения обычных предметов потребления в произведения искусства. Люди, тесно связанные с рынком, искренне считают, что хороший дизайн тот, который помогает продавать. Я думаю, спорить здесь бесполезно – сколько людей, столько и мнений, причем каждая версия по-своему актуальна.

Понятно, что дизайн, вне зависимости от того, знаете вы о нем что-либо или нет, присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Он неотделимо связан с архитектурой, со скульптурой, с областью изобретений (приборов, мебели, посуды, машин), с конструированием одежды и разработкой новых линий обуви и т. д. В нашем случае мы поговорим о дизайне интерьера – оформлении того пространства, в котором вы обитаете и хотите чувствовать себя комфортно.

Думаю, читатель не станет спорить с тем, что почти у каждого человека существует необходимость окружать себя красивыми вещами. Но ценность вещи заключается в том, чтобы совместить практическое начало с эстетическим. Об этом нужно помнить и при разработке дизайна интерьера. Очень часто получается так, что в погоне за модой, мы создаем окружение, в котором чувствуем себя неудобно, в частности, из-за того, что, акцентируя внимание на форме, напрочь забываем о пользе и смысловой нагрузке.

Как большинство людей судит о вещах? Весьма ограниченно и субъективно, такими понятиями, как "красиво-некрасиво", "изящно-грубо", руководствуясь собственными ощущениями. Чтобы научиться разбираться в дизайне, необходимо постоянно оттачивать свой вкус, повышать уровень образования, научиться видеть достоинства и недостатки предметов той или иной эпохи, чтобы не " шарахаться" от сюрреалистических вещей в стиле Сальвадора Дали и не восхищаться бездумно барочными экспонатами, подобострастно таща в дом самоварную позолоту и лепнину. Хорошо будет подойти к вопросу дизайна и с психологической точки зрения с целью изучить особенности человеческого восприятия – немного разобравшись в этом, человек поймет, как создавать предметы красивыми, а окружение – гармоничным.

Вернемся к понятию "дизайн". Когда в 19 веке благодаря техническому прогрессу была изобретена масса полезных вещей (источники энергии, пишущая машинка, телеграф, телефон, радио, фотоаппарат и кино, двигатели внутреннего сгорания, автомобиль), было распространено мнение, что они (вещи) не должны быть красивыми, но полезными. Однако вскоре стало ясно, насколько убоги такие воззрения. Промышленные выставки и выступления творческих людей и мыслителей показали, что в погоне за прогрессом техническим, люди совершенно позабыли об эстетической стороне, тем самым, способствуя уничтожению красоты и тяги к прекрасному, заменяя творчество ремесленническим трудом. Был поставлен вопрос о привлечении художника к процессу создания вещей, что само по себе в то время звучало очень необычно. По сути, это уже ознаменовало появление дизайна. В частности, стали обсуждаться на различных конференциях проблемы оформления помещений, целесообразность обстановки, эстетическая сторона, связь материала и производимой из него вещи, принципы соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению.

Также были созданы ремесленные мастерские, возглавляемые талантливыми художниками и архитекторами, но практического результата это не принесло – вещи получались красивыми, но слишком дорогими.

Кроме того, стремясь украсить создаваемые предметы, им стали придавать архитектурные формы, и такая тенденция продержалась довольно долго, но к концу 19 века архитектурный стиль стал постепенно отмирать: прогресс явно входил в противоречие с этим стилем. Как следствие, исчезли всякие декоративные излишества и орнаментация. Назревало нечто вроде переворота в понимании эстетики.

Наряду с промышленным производством существовали и продукты народного творчества. В каждой губернии были свои традиции изготовления, поэтому предметы отличались формой и орнаментом, были, что называется, на любой вкус. Например, всегда можно узнать хохломскую роспись по черно-красному растительному орнаменту на золотистом фоне. Или ярославскую, которая сплошь покрывала предметы геометрическим орнаментом. Северодвинские вещи тоже всегда узнавались по витиеватому ярко-красному орнаменту с птицами, людьми и животными на белом фоне. Росписью в то время покрывали практически все: посуду, колыбельки, сани. Широко применялась также резьба по дереву, плетение из лозы и бересты. А чего стоит народная вышивка?! Конечно, вещи, созданные своими руками, несущие отпечаток творчества, частицу души, не идут ни в какое сравнение с отштампованными на фабрике. И, тем не менее, к концу века промышленное производство полностью вытесняет ремесла, в частности, за счет низкой стоимости промышленной продукции и быстроты изготовления.

Однако интеллигентные люди понимают, что народному творчеству следует уделять внимание. Дамы из самых аристократических фамилий занялись прикладным искусством. Вещи, искусно созданные своими руками, вошли в моду и стали экспонироваться на выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах были открыты художественно-ремесленные школы.

В этот период на фоне развития промышленности и поддерживания народно-прикладного искусства возникает новое стилевое направление – модерн (в буквальном переводе – " новый").

Впервые утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего мира. Считалось, что интерьер должен удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Этот период характеризуется поиском новых решений в оформлении жилья. То есть можно сказать, что модерн послужил развитию индивидуального проектирования интерьера, просто в то время эта роскошь была доступна немногим.

Шло время, и уже экономические причины повлияли на то, что больше внимания стали уделять дизайну интерьеров, транспорта и новых изобретаемых приборов. Создавались производственные союзы, объединяющие художников, архитекторов и промышленников. Пришло понимание того, что без такого объединения будет сложно победить на рынке сбыта. В Германии открыли первую школу по подготовке художников в области промышленности, которая стала, по сути, первым учебным заведением, выпускающим дизайнеров.

В России в 1920 году появились Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС), целью которых также была подготовка художников для промышленности. Первая такая мастерская возникла в результате объединения училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища и позже была преобразована в институт. В программе обучения просматривалось много противоречий, что объяснялось новизной специальности, которой раньше не было. Но все равно, институт получил международное признание и был отмечен на выставке в Париже за новый метод в обучении и за работы студентов. Метод обучения заключался в том, что при институте существовали мастерские, в которых студенты имели возможность создать то, что разработали, видели процесс производства и отмечали ошибки. А курсовые работы студентов были весьма разнообразны – от небольших магазинчиков, мебели, осветительных приборов, посуды и декора, до текстиля и одежды.

Основателями дизайна можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попова, В. Шухова. Татлин создал модель ажурного металлического памятника III Интернационалу.

А. Родченко конструировал различные вещи, работал вместе с Маяковским в области рекламы и агитационного плаката, а также в области театра и кино. Л. Попова разрабатывала рисунки тканей и модели одежды на фабрике и в сфере театра. Так происходит потому, что многие прогрессивные идеи еще не воспринимались или встречались руководством в штыки, поэтому многие талантливые люди находили своим идеям другие сферы применения – в частности, на сцене театра. Инженер В. Шухов разрабатывал в основном различные металлоконструкции, одна из его работ – известная радиобашня на Шаболовке в Москве.

Итак, вы видите, что в начале двадцатого века дизайн активно входит в сферу производства и, как следствие, во все сферы жизни человека, несмотря на то, что сам термин как таковой появился и стал использоваться значительно позже.

Можно сказать, что дальнейшее развитие дизайн получил и во время создания московского метрополитена, потому что архитекторам пришлось не только разрабатывать сам транспорт, но и интерьер вагонов, оформление станций, эскалаторы, велась работа со шрифтами для надписей.

Еще одним примером в области дизайна может служить дирижабль "Москва", для которого также разрабатывался дизайн интерьера гондолы, необычные для того времени сиденья, светильники и посуда, причем на каждом предмете должна была быть эмблема дирижабля.

В конце тридцатых годов технический прогресс позволил России создать собственные модели автомобилей, дизайн вошел и в область автомобилестроения, что также было для того времени новшеством.

И все же, в то время было еще мало людей, которых можно было бы назвать профессиональными дизайнерами. Единичные представители, которым даже без наличия соответствующего образования был присущ самобытный взгляд на вещи и хороший вкус, часто сталкивались с непониманием и неуважением к результатам их разработок. То есть можно сказать, что дизайн, как таковой, встречается в единичных случаях.

В 1945 году стали появляться специальные дизайнерские организации. Например, Архитектурно-художественное бюро (АХБ) в транспортной сфере. Идеи, которые развивало АХБ, в частности, о превосходстве художественного конструирования над обычным, инженерным, об объединении художников, архитекторов и конструкторов, и отличные результаты его работы способствовали созданию организаций, подобных АХБ.

Можно сказать, что в середине 20-го века дизайн получил признание, была понята его необходимость, и он стал массовым явлением.

В наши дни дизайн проник во все сферы жизни, добравшись даже до туалетной бумаги, но если оценивать ситуацию трезво, то что мы имеем сейчас? Недостаток образования, невозможность бывать за границей и покупать западные журналы по рекламе, дизайну и т. д., а также исторические факторы привели к тому, что уровень отечественного дизайна довольно низок – я не говорю сейчас об отдельных талантливых, по-своему гениальных личностях, я говорю о дизайне в целом. Как писал А. Лебедев, " результат получается достаточно печальным, а сам продукт заранее устаревшим, еще до начала производства. Ситуация усугубляется еще и тем, что так уже никто не делает, и сейчас то, что нашему дизайнеру и его друзьям кажется откровением, уже давно списано в утиль на Западе".

Как происходит сотрудничество с дизайнером?

– Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею.

Он подумал и продолжал:

– А буквы вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то художники!

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев

Итак, вы затеяли ремонт и размышляете на тему "нужен дизайнер или нет?" – давайте разберемся вместе.

В принципе, если средства не позволяют и стоимость всего вашего ремонта равна стоимости дизайн-проекта, тогда есть резон от него отказаться и приобрести обои, линолеум, потолки, руководствуясь собственным вкусом.

Если же в средствах вы не ограничены и ремонт затеваете нешуточный – никогда не экономьте на дизайнере.

Во-первых, потому, что практика показывает негативный результат такой экономии. Сама не раз слышала жалобы на то, что "думал, сам справлюсь, а потом как-то все застряло, целостной картины не складывается, получается не то, что хотел" (конечно, когда эскиз находится в голове у заказчика – его там никто кроме него не видит и вряд ли воссоздаст то, что вы ожидаете), или "я хотела минимализм, а теперь вещи некуда складывать" и т. д., и т. п. Хорошо, если планировался минимализм – его легко дополнить, а если другой стиль? Вы потеряете массу времени, нервов, денег на материалы и доделку-переделку и все равно уже не обрадуетесь никакому результату – зачем портить себе жизнь?

Во-вторых, к дизайнеру нужно обращаться потому, что это его работа. Вы просто не в состоянии продумать и зарисовать, как будут выглядеть все комнаты вашей квартиры в том или ином стиле, а если и справитесь с этой задачей, то потеряете много времени. Дизайнер же занимается этим намного чаще, чем вы, а не от случая к случаю, поэтому предложит вам свое видение (с учетом ваших, конечно же, пожеланий) гораздо быстрее. Допустим, вы талантливая личность, имеете неплохой вкус и многое умеете, например, можете сами связать себе свитер, сделать стрижку мужу и приготовить суши, но профессиональные вязальщица, парикмахер и повар сделают то же самое быстрее и лучше. Значит, пусть каждый занимается своим делом.

В-третьих, каждый дизайнер в какой-то степени психолог. Например, с помощью дизайна можно создать успокаивающую атмосферу для нервных, вспыльчивых, чрезмерно устающих на работе людей или достичь гармонии и уюта, чтобы " вторая половина" всегда спешила домой. Кроме того, уже на этапе общения с потенциальным заказчиком, дизайнер отмечает для себя, каков у человека характер и чем он любит заниматься, а следовательно, какой стиль интерьера максимально отразит его личность.

В-четвертых, обращаясь к дизайнеру, вы получаете эксклюзив. Иногда он может предложить очень оригинальные идеи, особенно это касается оформления заведений, декораций для сцены и т. п. У этого человека уже более-менее воспитан вкус, и мышление натренировано решать задачи соответствующей сферы деятельности. Как правило, у такого человека есть необходимое образование и некий опыт, а также талант.

Итак, вы решились обратиться к дизайнеру, чего ожидать от него? Рассказав о своих предпочтениях, характере домочадцев или направлении заведения, назначении комнат и прочих особенностях, вы через какое-то время получаете дизайн-проект. Что он включает в себя?

• Стандартный дизайн-проект, например, заказывают тогда, когда хотят обойтись "малой кровью", то есть небольшими денежными затратами. Такой проект состоит из концептуальной части и технологической. Концептуальная часть включает в себя техническое задание, замеры, монтаж/демонтаж, план расстановки мебели, сантехники, светильников, розеток и выключателей, экспликацию помещения, стилевые и цветовые решения. Технологическая часть, в свою очередь, включает план полов и потолков (разделение их на зоны), план распределения светильников по выключателям, схему однолинейной электропроводки, развертку стен и декоративных элементов в принципиальных зонах, схему водоснабжения и канализации, привязку конечных устройств систем вентиляции и кондиционирования. Время выполнения такого проекта примерно месяц.

• Престижный дизайн-проект – включает все вышеперечисленное, плюс 3D-визуализацию1   3D-визуализация – созданный интерьер еще не существующего дома/квартиры в программе трехмерного моделирования. Работа эта достаточно трудоемкая, а потому и стоит недешево. Однако цена за метр квадратный может сильно колебаться в зависимости от выбранного стиля, сложности дизайна, детализации конечной визуализации. Также на стоимость дизайн-проекта существенно влияет возможность использования уже готовых моделей мебели, сантехники, или же клиент хочет видеть именно такой диван вот такой фирмы, именно такое кресло именно с такими львами на подлокотниках – то есть каждый элемент интерьера дизайнеру придется моделировать с нуля, учитывая масштабы квартиры – это вообще очень дорогостоящий и не быстрый процесс.

[Закрыть], благодаря которой вы будете иметь представление о своем будущем доме еще до начала ремонта. Время выполнения такого дизайн-проекта – два месяца.

• Существует еще дизайн-проект, который, помимо всего вышеперечисленного, содержит еще комплектационную часть – подбор мебели или предоставление коммерческих предложений от различных мебельных салонов с указанием фирм-производителей, наличия комплектов на складе, возможных вариантов обивки и цвета деревянных вставок, а также с указанием цен и возможных скидок. То же самое касается окон, дверей, отделочных материалов, бытовой техники и сантехники. Сюда же входит декоративная часть – подбор тканей для штор, скатертей и т. п., подбор ковров и дорожек, различных аксессуаров для санузлов, каминов и т. д. и других элементов интерьера (картин, ваз, подсвечников и т. п. декора). Как правило, при таком проекте дизайнеру еще поручается и авторский надзор2   Авторский надзор – контроль ремонтных работ дизайнером и согласование (увязывание) изменений в связи с внезапно обнаружившимися проблемами. Необходим в том случае, если вы сами плохо разбираетесь в строительстве и дизайне. Лучше все недостатки исправлять во время ремонтных работ, а не тогда, когда уже нужно что-то переделывать. Кроме того, во время ремонта у работников неизбежно будет возникать масса частных вопросов, которые желательно решать с дизайнером, прибывшим на место или хотя бы в телефонном режиме. Да и вообще, чтобы ремонт квартиры был под контролем, необходимо наведываться на место ремонтных работ пару раз в неделю, а это не всегда приемлемо для занятых своим бизнесом людей.  Вы сами решаете – необходим ли вам авторский надзор. В него входит постоянный мониторинг объекта, корректировка дизайн-проекта по просьбе заказчика или в связи с непредвиденными обстоятельствами, "всплывшими" во время ремонта. Стоимость этой услуги зависит от того, насколько изначально сложен по дизайну был проект, где находится ремонтируемый объект, а также как часто придется дизайнеру контролировать ход ремонтных работ и согласовывать изменения.

[Закрыть]. Срок выполнения такого проекта от 3 месяцев.

Особенности дизайна

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что написаны без помощи советников и экспертов.

Шарль де Голль

Допустим, вы остановились на каком-то стиле и начинаете покупать все, что ему (стилю) соответствует, чтобы заставить потом всей этой радостью каждую комнату своего дома. Не торопитесь, а просто для начала определите для себя назначение каждой комнаты, а уже исходя из этого, и выглядеть они будут совершенно по-разному, хоть и будет их связывать один стиль. То же касается и интерьеров заведений – определитесь с его направлением, на какую публику оно рассчитано, что там будут подавать – должна ли быть возможность тихо и удобно посидеть за ужином или же можно обойтись лишь барной стойкой и парой столиков с пивными бочками, а может это скорее музыкальный клуб, которому необходимо пространство для танцев и зона для коктейлей.

Рассмотрим некоторые особенности дизайна в зависимости от назначения помещения.

Интерьер квартиры/жилой комнаты

При разработке дизайна помните, что это ваша квартира, комната – вам в ней должно быть спокойно и уютно. Очень часто бывает, что заказчику нравится стиль, который ему не подходит, не соответствует характеру и привычкам человека. В таком случае клиент либо остается недоволен результатом, либо доволен, но жить ему в собственной квартире будет не комфортно и вскоре захочется сделать ремонт снова. Если речь идет о разработке дизайна интерьера для семейной пары или людей среднего и преклонного возраста, то присмотритесь к этническим стилям или остановите выбор на вечной классике. Если дизайн планируется для раскрепощенной молодежи, то хороши современные стили, но опять же нужно учитывать характер владельца, чтобы квартиру превратить именно в его "берлогу", где человек будет чувствовать себя свободно и вместе с тем защищенно, комфортно. Если квартира играет роль не только жилья, но и является местом для деловых переговоров (что, по моему мнению, крайне нежелательно – дом должен быть вашей крепостью, а не проходным двором), значит, она должна работать на ваш бизнес, и в этом случае приемлемы исторические пафосные стили с использованием дорогих материалов и мебели.

litportal.ru

стили интерьера на примерах читать онлайн бесплатно, автор Виктория Макарова на Fictionbook

Введение

На кого рассчитана книга?

Книга рассчитана на широкую аудиторию – ремонт периодически делают все, душа жаждет обновления окружающего пространства, а потому книга пригодится каждому. Студентам соответствующих вузов будет полезно изучить стили на примерах. Да и уже состоявшимся дизайнерам, надеюсь, будет интересна эта книга.

Почему ее нужно приобрести?

Наверняка вам не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда люди затеяли ремонт, купили интересный светильник, выбрали шикарные обои, оригинальные занавески, мебель, а когда все это совместили, остались разочарованы, потому что то, что хорошо смотрелось по отдельности, не гармонирует вместе. Современный человек должен разбираться в основных направлениях и вырабатывать чувство стиля. Я уже не говорю про тех, кто собирается заниматься дизайном интерьеров профессионально. Также приходится сталкиваться с некоторым непониманием между заказчиком и исполнителем по причине отсутствия элементарной базы знаний в этом направлении. Я надеюсь, что эта книга поможет вам избежать подобных нестыковок и неприятностей.

Как сориентироваться?

В книге рассказывается, как тот или иной период влиял на формирование определенного стиля. Рассматриваются различные стили интерьеров: указывается, что характерно, что нужно (можно) сделать для придания комнате определенного стиля. Каждая глава имеет сходную структуру – начинается с общего вступления и содержит одни и те же элементы: используемые материалы, мебель, цветовая гамма, текстиль, декор и т. д. Подобное изложение помогает легче сосредоточиться на особенностях того или иного стиля. Кроме того, почти каждый стиль интерьера для наглядности проиллюстрирован.

В книге также рассказывается об истории развития дизайна. Указаны особенности разработки дизайн-проекта интерьера в зависимости от его назначения. Содержится ответ на вопрос: для чего нужен дизайнер при оформлении интерьера, и нужен ли он вообще.

На цветной вклейке вы найдете иллюстрации интерьеров в определенном стиле, дизайн которых выполнен автором в программе 3dsMax.

Благодарности

Хочу поблагодарить всех, кто прямо или косвенно помогал мне в работе над этой книгой.

Я благодарна:

• своим родным за поддержку, терпение и понимание;

• Валерию Власову и Татьяне Веденеевой, Александру Чайковскому и другим, за любезно предоставленные для книги фотографии;

• Владиславу Дюделеву и Александру Литвинову за консультирование в ходе написания книги;

• и конечно, сотрудникам издательства "БХВ-Петербург" за профессионализм и помощь в подготовке книги.

Как со мной связаться?

Если у вас возникли вопросы, замечания, предложения или вы хотели бы заказать дизайн-проект интерьера, отправляйте свои письма на мой электронный адрес [email protected].

Развитие дизайна – маленький экскурс в историю

Че я думаю, я думаю, что мы еще лет 15 будем нервно курить в углу. К тому времени Посохин перестанет творить, Лужков перестанет оказывать влияние на архитектуру, а олигархи перестанут покупать то, что ошибочно помещено в раздел "недвижимость" в риелторских изданиях.

Артемий Лебедев

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. В переводе с английского слово "дизайн" означает рисование. От слова "дизайн" возникло такое понятие, как " дизайнер", или художник-конструктор, как его еще называли. Причем о назначении дизайна спорят издавна и до сих пор. Одни считают, что дизайн призван создавать прекрасные вещи, которые бы отражали дух эпохи, в которую мы живем. Другие спорят о невозможности и недопустимости превращения обычных предметов потребления в произведения искусства. Люди, тесно связанные с рынком, искренне считают, что хороший дизайн тот, который помогает продавать. Я думаю, спорить здесь бесполезно – сколько людей, столько и мнений, причем каждая версия по-своему актуальна.

Понятно, что дизайн, вне зависимости от того, знаете вы о нем что-либо или нет, присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Он неотделимо связан с архитектурой, со скульптурой, с областью изобретений (приборов, мебели, посуды, машин), с конструированием одежды и разработкой новых линий обуви и т. д. В нашем случае мы поговорим о дизайне интерьера – оформлении того пространства, в котором вы обитаете и хотите чувствовать себя комфортно.

Думаю, читатель не станет спорить с тем, что почти у каждого человека существует необходимость окружать себя красивыми вещами. Но ценность вещи заключается в том, чтобы совместить практическое начало с эстетическим. Об этом нужно помнить и при разработке дизайна интерьера. Очень часто получается так, что в погоне за модой, мы создаем окружение, в котором чувствуем себя неудобно, в частности, из-за того, что, акцентируя внимание на форме, напрочь забываем о пользе и смысловой нагрузке.

Как большинство людей судит о вещах? Весьма ограниченно и субъективно, такими понятиями, как "красиво-некрасиво", "изящно-грубо", руководствуясь собственными ощущениями. Чтобы научиться разбираться в дизайне, необходимо постоянно оттачивать свой вкус, повышать уровень образования, научиться видеть достоинства и недостатки предметов той или иной эпохи, чтобы не " шарахаться" от сюрреалистических вещей в стиле Сальвадора Дали и не восхищаться бездумно барочными экспонатами, подобострастно таща в дом самоварную позолоту и лепнину. Хорошо будет подойти к вопросу дизайна и с психологической точки зрения с целью изучить особенности человеческого восприятия – немного разобравшись в этом, человек поймет, как создавать предметы красивыми, а окружение – гармоничным.

Вернемся к понятию "дизайн". Когда в 19 веке благодаря техническому прогрессу была изобретена масса полезных вещей (источники энергии, пишущая машинка, телеграф, телефон, радио, фотоаппарат и кино, двигатели внутреннего сгорания, автомобиль), было распространено мнение, что они (вещи) не должны быть красивыми, но полезными. Однако вскоре стало ясно, насколько убоги такие воззрения. Промышленные выставки и выступления творческих людей и мыслителей показали, что в погоне за прогрессом техническим, люди совершенно позабыли об эстетической стороне, тем самым, способствуя уничтожению красоты и тяги к прекрасному, заменяя творчество ремесленническим трудом. Был поставлен вопрос о привлечении художника к процессу создания вещей, что само по себе в то время звучало очень необычно. По сути, это уже ознаменовало появление дизайна. В частности, стали обсуждаться на различных конференциях проблемы оформления помещений, целесообразность обстановки, эстетическая сторона, связь материала и производимой из него вещи, принципы соответствия формы, украшения и отделки предмета его назначению.

Также были созданы ремесленные мастерские, возглавляемые талантливыми художниками и архитекторами, но практического результата это не принесло – вещи получались красивыми, но слишком дорогими.

Кроме того, стремясь украсить создаваемые предметы, им стали придавать архитектурные формы, и такая тенденция продержалась довольно долго, но к концу 19 века архитектурный стиль стал постепенно отмирать: прогресс явно входил в противоречие с этим стилем. Как следствие, исчезли всякие декоративные излишества и орнаментация. Назревало нечто вроде переворота в понимании эстетики.

Наряду с промышленным производством существовали и продукты народного творчества. В каждой губернии были свои традиции изготовления, поэтому предметы отличались формой и орнаментом, были, что называется, на любой вкус. Например, всегда можно узнать хохломскую роспись по черно-красному растительному орнаменту на золотистом фоне. Или ярославскую, которая сплошь покрывала предметы геометрическим орнаментом. Северодвинские вещи тоже всегда узнавались по витиеватому ярко-красному орнаменту с птицами, людьми и животными на белом фоне. Росписью в то время покрывали практически все: посуду, колыбельки, сани. Широко применялась также резьба по дереву, плетение из лозы и бересты. А чего стоит народная вышивка?! Конечно, вещи, созданные своими руками, несущие отпечаток творчества, частицу души, не идут ни в какое сравнение с отштампованными на фабрике. И, тем не менее, к концу века промышленное производство полностью вытесняет ремесла, в частности, за счет низкой стоимости промышленной продукции и быстроты изготовления.

Однако интеллигентные люди понимают, что народному творчеству следует уделять внимание. Дамы из самых аристократических фамилий занялись прикладным искусством. Вещи, искусно созданные своими руками, вошли в моду и стали экспонироваться на выставках в Москве, Петербурге, Киеве. В Петербурге, Саратове, Пензе, Миргороде, Екатеринбурге и других городах были открыты художественно-ремесленные школы.

В этот период на фоне развития промышленности и поддерживания народно-прикладного искусства возникает новое стилевое направление – модерн (в буквальном переводе – " новый").

Впервые утверждалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающего мира. Считалось, что интерьер должен удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Этот период характеризуется поиском новых решений в оформлении жилья. То есть можно сказать, что модерн послужил развитию индивидуального проектирования интерьера, просто в то время эта роскошь была доступна немногим.

Шло время, и уже экономические причины повлияли на то, что больше внимания стали уделять дизайну интерьеров, транспорта и новых изобретаемых приборов. Создавались производственные союзы, объединяющие художников, архитекторов и промышленников. Пришло понимание того, что без такого объединения будет сложно победить на рынке сбыта. В Германии открыли первую школу по подготовке художников в области промышленности, которая стала, по сути, первым учебным заведением, выпускающим дизайнеров.

 

В России в 1920 году появились Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС), целью которых также была подготовка художников для промышленности. Первая такая мастерская возникла в результате объединения училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища и позже была преобразована в институт. В программе обучения просматривалось много противоречий, что объяснялось новизной специальности, которой раньше не было. Но все равно, институт получил международное признание и был отмечен на выставке в Париже за новый метод в обучении и за работы студентов. Метод обучения заключался в том, что при институте существовали мастерские, в которых студенты имели возможность создать то, что разработали, видели процесс производства и отмечали ошибки. А курсовые работы студентов были весьма разнообразны – от небольших магазинчиков, мебели, осветительных приборов, посуды и декора, до текстиля и одежды.

Основателями дизайна можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Попова, В. Шухова. Татлин создал модель ажурного металлического памятника III Интернационалу.

А. Родченко конструировал различные вещи, работал вместе с Маяковским в области рекламы и агитационного плаката, а также в области театра и кино. Л. Попова разрабатывала рисунки тканей и модели одежды на фабрике и в сфере театра. Так происходит потому, что многие прогрессивные идеи еще не воспринимались или встречались руководством в штыки, поэтому многие талантливые люди находили своим идеям другие сферы применения – в частности, на сцене театра. Инженер В. Шухов разрабатывал в основном различные металлоконструкции, одна из его работ – известная радиобашня на Шаболовке в Москве.

Итак, вы видите, что в начале двадцатого века дизайн активно входит в сферу производства и, как следствие, во все сферы жизни человека, несмотря на то, что сам термин как таковой появился и стал использоваться значительно позже.

Можно сказать, что дальнейшее развитие дизайн получил и во время создания московского метрополитена, потому что архитекторам пришлось не только разрабатывать сам транспорт, но и интерьер вагонов, оформление станций, эскалаторы, велась работа со шрифтами для надписей.

Еще одним примером в области дизайна может служить дирижабль "Москва", для которого также разрабатывался дизайн интерьера гондолы, необычные для того времени сиденья, светильники и посуда, причем на каждом предмете должна была быть эмблема дирижабля.

В конце тридцатых годов технический прогресс позволил России создать собственные модели автомобилей, дизайн вошел и в область автомобилестроения, что также было для того времени новшеством.

И все же, в то время было еще мало людей, которых можно было бы назвать профессиональными дизайнерами. Единичные представители, которым даже без наличия соответствующего образования был присущ самобытный взгляд на вещи и хороший вкус, часто сталкивались с непониманием и неуважением к результатам их разработок. То есть можно сказать, что дизайн, как таковой, встречается в единичных случаях.

В 1945 году стали появляться специальные дизайнерские организации. Например, Архитектурно-художественное бюро (АХБ) в транспортной сфере. Идеи, которые развивало АХБ, в частности, о превосходстве художественного конструирования над обычным, инженерным, об объединении художников, архитекторов и конструкторов, и отличные результаты его работы способствовали созданию организаций, подобных АХБ.

Можно сказать, что в середине 20-го века дизайн получил признание, была понята его необходимость, и он стал массовым явлением.

В наши дни дизайн проник во все сферы жизни, добравшись даже до туалетной бумаги, но если оценивать ситуацию трезво, то что мы имеем сейчас? Недостаток образования, невозможность бывать за границей и покупать западные журналы по рекламе, дизайну и т. д., а также исторические факторы привели к тому, что уровень отечественного дизайна довольно низок – я не говорю сейчас об отдельных талантливых, по-своему гениальных личностях, я говорю о дизайне в целом. Как писал А. Лебедев, " результат получается достаточно печальным, а сам продукт заранее устаревшим, еще до начала производства. Ситуация усугубляется еще и тем, что так уже никто не делает, и сейчас то, что нашему дизайнеру и его друзьям кажется откровением, уже давно списано в утиль на Западе".

Как происходит сотрудничество с дизайнером?

– Вы умеете рисовать? Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею.

Он подумал и продолжал:

– А буквы вы умеете? Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то художники!

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев

Итак, вы затеяли ремонт и размышляете на тему "нужен дизайнер или нет?" – давайте разберемся вместе.

В принципе, если средства не позволяют и стоимость всего вашего ремонта равна стоимости дизайн-проекта, тогда есть резон от него отказаться и приобрести обои, линолеум, потолки, руководствуясь собственным вкусом.

Если же в средствах вы не ограничены и ремонт затеваете нешуточный – никогда не экономьте на дизайнере.

Во-первых, потому, что практика показывает негативный результат такой экономии. Сама не раз слышала жалобы на то, что "думал, сам справлюсь, а потом как-то все застряло, целостной картины не складывается, получается не то, что хотел" (конечно, когда эскиз находится в голове у заказчика – его там никто кроме него не видит и вряд ли воссоздаст то, что вы ожидаете), или "я хотела минимализм, а теперь вещи некуда складывать" и т. д., и т. п. Хорошо, если планировался минимализм – его легко дополнить, а если другой стиль? Вы потеряете массу времени, нервов, денег на материалы и доделку-переделку и все равно уже не обрадуетесь никакому результату – зачем портить себе жизнь?

Во-вторых, к дизайнеру нужно обращаться потому, что это его работа. Вы просто не в состоянии продумать и зарисовать, как будут выглядеть все комнаты вашей квартиры в том или ином стиле, а если и справитесь с этой задачей, то потеряете много времени. Дизайнер же занимается этим намного чаще, чем вы, а не от случая к случаю, поэтому предложит вам свое видение (с учетом ваших, конечно же, пожеланий) гораздо быстрее. Допустим, вы талантливая личность, имеете неплохой вкус и многое умеете, например, можете сами связать себе свитер, сделать стрижку мужу и приготовить суши, но профессиональные вязальщица, парикмахер и повар сделают то же самое быстрее и лучше. Значит, пусть каждый занимается своим делом.

В-третьих, каждый дизайнер в какой-то степени психолог. Например, с помощью дизайна можно создать успокаивающую атмосферу для нервных, вспыльчивых, чрезмерно устающих на работе людей или достичь гармонии и уюта, чтобы " вторая половина" всегда спешила домой. Кроме того, уже на этапе общения с потенциальным заказчиком, дизайнер отмечает для себя, каков у человека характер и чем он любит заниматься, а следовательно, какой стиль интерьера максимально отразит его личность.

В-четвертых, обращаясь к дизайнеру, вы получаете эксклюзив. Иногда он может предложить очень оригинальные идеи, особенно это касается оформления заведений, декораций для сцены и т. п. У этого человека уже более-менее воспитан вкус, и мышление натренировано решать задачи соответствующей сферы деятельности. Как правило, у такого человека есть необходимое образование и некий опыт, а также талант.

Итак, вы решились обратиться к дизайнеру, чего ожидать от него? Рассказав о своих предпочтениях, характере домочадцев или направлении заведения, назначении комнат и прочих особенностях, вы через какое-то время получаете дизайн-проект. Что он включает в себя?

• Стандартный дизайн-проект, например, заказывают тогда, когда хотят обойтись "малой кровью", то есть небольшими денежными затратами. Такой проект состоит из концептуальной части и технологической. Концептуальная часть включает в себя техническое задание, замеры, монтаж/демонтаж, план расстановки мебели, сантехники, светильников, розеток и выключателей, экспликацию помещения, стилевые и цветовые решения. Технологическая часть, в свою очередь, включает план полов и потолков (разделение их на зоны), план распределения светильников по выключателям, схему однолинейной электропроводки, развертку стен и декоративных элементов в принципиальных зонах, схему водоснабжения и канализации, привязку конечных устройств систем вентиляции и кондиционирования. Время выполнения такого проекта примерно месяц.

• Престижный дизайн-проект – включает все вышеперечисленное, плюс 3D-визуализацию1   3D-визуализация – созданный интерьер еще не существующего дома/квартиры в программе трехмерного моделирования. Работа эта достаточно трудоемкая, а потому и стоит недешево. Однако цена за метр квадратный может сильно колебаться в зависимости от выбранного стиля, сложности дизайна, детализации конечной визуализации. Также на стоимость дизайн-проекта существенно влияет возможность использования уже готовых моделей мебели, сантехники, или же клиент хочет видеть именно такой диван вот такой фирмы, именно такое кресло именно с такими львами на подлокотниках – то есть каждый элемент интерьера дизайнеру придется моделировать с нуля, учитывая масштабы квартиры – это вообще очень дорогостоящий и не быстрый процесс.

[Закрыть], благодаря которой вы будете иметь представление о своем будущем доме еще до начала ремонта. Время выполнения такого дизайн-проекта – два месяца.

• Существует еще дизайн-проект, который, помимо всего вышеперечисленного, содержит еще комплектационную часть – подбор мебели или предоставление коммерческих предложений от различных мебельных салонов с указанием фирм-производителей, наличия комплектов на складе, возможных вариантов обивки и цвета деревянных вставок, а также с указанием цен и возможных скидок. То же самое касается окон, дверей, отделочных материалов, бытовой техники и сантехники. Сюда же входит декоративная часть – подбор тканей для штор, скатертей и т. п., подбор ковров и дорожек, различных аксессуаров для санузлов, каминов и т. д. и других элементов интерьера (картин, ваз, подсвечников и т. п. декора). Как правило, при таком проекте дизайнеру еще поручается и авторский надзор2   Авторский надзор – контроль ремонтных работ дизайнером и согласование (увязывание) изменений в связи с внезапно обнаружившимися проблемами. Необходим в том случае, если вы сами плохо разбираетесь в строительстве и дизайне. Лучше все недостатки исправлять во время ремонтных работ, а не тогда, когда уже нужно что-то переделывать. Кроме того, во время ремонта у работников неизбежно будет возникать масса частных вопросов, которые желательно решать с дизайнером, прибывшим на место или хотя бы в телефонном режиме. Да и вообще, чтобы ремонт квартиры был под контролем, необходимо наведываться на место ремонтных работ пару раз в неделю, а это не всегда приемлемо для занятых своим бизнесом людей.  Вы сами решаете – необходим ли вам авторский надзор. В него входит постоянный мониторинг объекта, корректировка дизайн-проекта по просьбе заказчика или в связи с непредвиденными обстоятельствами, "всплывшими" во время ремонта. Стоимость этой услуги зависит от того, насколько изначально сложен по дизайну был проект, где находится ремонтируемый объект, а также как часто придется дизайнеру контролировать ход ремонтных работ и согласовывать изменения.

[Закрыть]. Срок выполнения такого проекта от 3 месяцев.

Особенности дизайна

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что написаны без помощи советников и экспертов.

Шарль де Голль

Допустим, вы остановились на каком-то стиле и начинаете покупать все, что ему (стилю) соответствует, чтобы заставить потом всей этой радостью каждую комнату своего дома. Не торопитесь, а просто для начала определите для себя назначение каждой комнаты, а уже исходя из этого, и выглядеть они будут совершенно по-разному, хоть и будет их связывать один стиль. То же касается и интерьеров заведений – определитесь с его направлением, на какую публику оно рассчитано, что там будут подавать – должна ли быть возможность тихо и удобно посидеть за ужином или же можно обойтись лишь барной стойкой и парой столиков с пивными бочками, а может это скорее музыкальный клуб, которому необходимо пространство для танцев и зона для коктейлей.

 

Рассмотрим некоторые особенности дизайна в зависимости от назначения помещения.

Интерьер квартиры/жилой комнаты

При разработке дизайна помните, что это ваша квартира, комната – вам в ней должно быть спокойно и уютно. Очень часто бывает, что заказчику нравится стиль, который ему не подходит, не соответствует характеру и привычкам человека. В таком случае клиент либо остается недоволен результатом, либо доволен, но жить ему в собственной квартире будет не комфортно и вскоре захочется сделать ремонт снова. Если речь идет о разработке дизайна интерьера для семейной пары или людей среднего и преклонного возраста, то присмотритесь к этническим стилям или остановите выбор на вечной классике. Если дизайн планируется для раскрепощенной молодежи, то хороши современные стили, но опять же нужно учитывать характер владельца, чтобы квартиру превратить именно в его "берлогу", где человек будет чувствовать себя свободно и вместе с тем защищенно, комфортно. Если квартира играет роль не только жилья, но и является местом для деловых переговоров (что, по моему мнению, крайне нежелательно – дом должен быть вашей крепостью, а не проходным двором), значит, она должна работать на ваш бизнес, и в этом случае приемлемы исторические пафосные стили с использованием дорогих материалов и мебели.

fictionbook.ru


Смотрите также

ремонт квартиры