Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В наши дни ландшафтный дизайн, как направление, развивается стремительными темпами. Дизайнеры и архитекторы занимаются оформлением участков и территорий в разнообразных стилях, находят выражение для любой идеи заказчика. Сегодня мы поговорим о достаточно новом, но уже очень популярном стиле ландшафтного дизайна — «Русская усадьба» или проще русский стиль. Данное направление возрождает национальные особенности и самобытные черты старинной русской усадьбы. Давайте вспомним, как это было, и попробуем понять, как реализовать национальные идеи на своем участке.
Усадьба в классическом русском стиле
Ландшафтный дизайн в стиле «Русской усадьбы» подразумевает направление в архитектуре и озеленении территории, которое почти два века существовало на территории России.
История озеленения территории и оформления приусадебных участков в России началось с монастырей, а уже позже Петр I ввел моду на итальянские и голландские сады среди своих подданных. В оформлении усадеб того времени применялись такие архитектурные стили, как романтизм, барокко и классицизм. Яркими примером романтизма того времени являются такие усадьбы, как «Царицино» в Москве, «Марьино» недалеко от Петербурга, и «Кусково». Можно отметить такие общие черты этих поместий, как большой парк для прогулок с красивыми пейзажами, аллеи с плотно посаженными деревьями, наличие деревянных построек и внушительного размера водоемы.
Типичная русская усадьба сочетает в себе разные стили ландшафтного дизайна. Что-то взяли от английского парка, кое-что перенесли из японского стиля, добавили скамейки и качели. Особенностью русского стиля является его функциональность, например, наличие огорода, и максимальный комфорт для семьи.
Формирование территории русской усадьбы начинается с главного элемента — дома, который традиционно находится в центральной части участка. От дома в разные стороны расходятся аллеи, которые соединяют все части участка. К парадному крыльцу дома ведет дорога, которая проходит через переднюю часть парка. На этой части парка находятся большие клумбы овальной или круглой формы, в центре клумб можно расположить скульптуры или маленькие фонтаны. Как у нас на фото и видео ниже:
Теперь определимся с забором. Для стиля русской усадьбы рекомендуется забор из бревен, высотой около полутора метров, с острыми частоколами. Вдоль забора можно высадить красивые цветы, такие как лилии, ромашки и хризантемы, а также разбить небольшие клумбы для роз.
Газон усадьбы размещается позади дома, а на дальней его границе можно высадить сосны или кедры. Ландшафтный дизайн русского стиля не приемлет партерных газонов, более уместным будет луг из многолетних трав. Таких, как подмаренник и вероника. На газоне можно сделать петляющие дорожки с бордюрами и высадить отдельными группами цветы. Лужайки газона можно оформить белым стелющимся клевером и фацелией.
Функциональность данного стиля предполагает разделение участка на зоны:
К хозяйственной зоне относятся:
Водоем и растения тоже должны нести практическую функцию. Художественные элементы представлены садовыми скульптурами в виде героев сказок, беседками и лавочками или, как вариант – старое колесо от телеги. Типичными элементами дизайна могут стать: деревянный мостик на водоёме, скворечник с кормушками для птиц. Материалом для дорожек послужит:
Кованные элементы можно использовать, но не много.
Такой принцип ландшафтного дизайна, как симметричность, в русском стиле практически не используется, главное – практичность. Если есть дорожка, значит, она должна привести к пруду или бане, а если присутствует на участке беседка, значит, в ней должен быть стол и мангал. Но при всей приверженности к функциональному аспекту, эстетическая составляющая не теряется. Вокруг беседки обязательно растут красивые кусты с ягодами, а возле бани посажены пряные травы.
Беседка с резными колоннами
Есть в ландшафтном дизайне русской усадьбы одна примечательная особенность — уютное место для отдыха в глубине парка или сада, которое скрыто тенью деревьев. Несколько деревянных лавочек в окружении елей или берез украсят ландшафтный дизайн, создадут незабываемую атмосферу и отличное настроение. Как прекрасно это выглядит, вы можете увидеть на фото.
Сад в данном стиле дизайна несет в себе очень большую национальную составляющую. Это и красивый пруд, и березки с яблонями, и заросли сирени, и полевые цветы.
Обустройство сада несет в себе ту же функцию, что и весь ландшафт — практичность и удобство. Поэтому в саду можете смело делать парник или оранжерею. В пейзажных элементах применяется асимметричный принцип. А растительные насаждения носят максимально природный характер. Основой композиции является гармоничность с окружающей природой.
Русский сад не может быть без пряных трав и плодовых деревьев и кустарников. Груши, яблони, вишни, красная и черная смородина, малина и крыжовник – являются необходимыми растениями для сада в русской усадьбе. Для общей композиции могут быть использованы березы, липы, клены и дубы. Для создания затененных участков можно посадить сосны или ели, а для живой изгороди – использовать липу с мелкими листьями, которую легко стричь.
Цветочные клумбы в этом стиле должны быть максимально яркими и красочными. Для этой цели подойдут многолетние флоксы, ромашки, люпины или гвоздики, а из однолетних – настурция, астры, петунии и ноготки. В центральных частях композиций можно соорудить розарий.
Ландшафтный дизайн в стиле «Русская усадьба» – это сочетание практичности и простоты с красотой естественной природы, которая радует глаз. Идеи для обустройства своей усадьбы вы можете подсмотреть на фото и видео в интернете. Да, создание этого стиля на своем участке требует вложения сил и средств, но оно того стоит!
Ландшафтный дизайн в стиле усадьбы
Автор: Т. Розанова
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!
Спасибо Ваш голос засчитан!Да
Нет
2 раз ужепомогла
Оцените статью: Загрузка...Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:
rozarii.ru
2. Парадная лестница. |
1-ый этаж |
2. Первый этаж дома делится на две половины. Слева - женская, справа - мужская. Ниже перевод плана и комментарии. |
Женская половина:1. Лестница - вестибюль и парадная лестница. 2. Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей. 3. Бильярдная называется "Салон", то есть музыкальный салон. 4. Портик с кариатидами - перистиль. 5. Деревянная комната - кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой - декоративный.6. Следующая комната сверху на плане слева - парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь. 7. Будуар. Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были. 8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре - реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно. 9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева. 10. Между двумя лестницами ("лестница графини" - квадратная, выходящая из ванной) - Гардероб. Лестница из гардероба - по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) - комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале. |
3. Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения. |
4. Парадная летница в вестибюле. |
5. Детали оформления лестницы. |
6. Лестница. |
7. |
8. Потолок над лестницей. |
9. Детали оформления потолка над лестницей. |
Кабинет графини |
10. |
11. Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя. |
12. Подлинная люстра. |
13. Детали потолка. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. Вид из женской спальни. |
20. |
21. Паркет. |
Салон или голубая гостиная. |
22. |
23. |
24. На подлинной люстре висят остатки хрустальных подвесок. |
25. |
26. |
27. |
28. Камин. |
29. Детали камина. |
30. |
Спальня |
31. |
32. Потолки в спальне. |
33. |
Будуар (зимний сад) |
34. |
35. |
Библиотека и бильярдная |
36. |
Столовая (в наше время - кинотеатр) |
37. |
38. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. |
План второго этажа |
1. По центру вверху - кабинет графа.2. Комната справа от кабинета графа - спальня графа и туалет.3. Дальше справа - апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых - туалет, где его одевали. Это сын Ивана В |
deadokey.livejournal.com
my-rin.livejournal.com
20 мая, 2015 | Автор: Mary
Для создания уюта в загородной усадьбе существует бесчисленное количество вариантов. Все зависит от представлений застройщика, площади, рельефа, особенностей участка.
interdecor22.ru
2. Заглянем внутрь и постараемся, чтобы никто нас не заметил... |
1-ый этаж |
2. Первый этаж дома делится на две половины. Слева - женская, справа - мужская. Ниже перевод плана и комментарии. |
Женская половина:1. Лестница - вестибюль и парадная лестница. 2. Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей. 3. Бильярдная называется "Салон", то есть музыкальный салон. 4. Портик с кариатидами - перистиль. 5. Деревянная комната - кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой - декоративный.6. Следующая комната сверху на плане слева - парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь. 7. Будуар. Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были. 8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре - реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно. 9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева. 10. Между двумя лестницами ("лестница графини" - квадратная, выходящая из ванной) - Гардероб. Лестница из гардероба - по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) - комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале. Мужская половина: 1. Рядом с парадной лестницей - библиотека. В середине - двойной камин, который разделяет две комнаты. Посередине нижней (библиотеки) стоит большой рабочий стол для тяжелых книг и работы. 2. Сверху - Бильярдная, на ней указан бильярдный стол. Это же комната для курения.3. "Кинозал" - это столовая (выход из библиотеки и бильярдной; между дверьми был камин). В середине - большой стол.4. Башня.5. Ниже столовой - ризалит (подъездной фасад).6. Далее - Буфет с большим столом и шкафами для посуды. Рядом со столом слева - печь, возможно, с вытяжкой или подъемник (но это надо проверять). 7. Изогнутый коридор между столовой и буфетом - "Проход" (пассаж), замаскированный под что-то. Это две двери. Через одну дверь вносили, через другую выносили. Над надписью Пассаж - шкаф, где стояла дорогая посуда, он и маскировал двери.8. Из буфета - лестница в подвал, там разогревали еду и мыли посуду. |
Усадебный дом, по последним исследованиям (в 1994 трестом «Мособлстройреставрация» были проведены обмеры и исследования усадебного дома архитекторами Т.С. Куракиной и М.Ю. Горячевой), сохранил структуру конца XVIII века. Первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти, приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году. Считается даже, что на женской половине дома от конца XVIII века сохранились фрагменты живописных плафонов [1]. При проведении нового натурного обследования интерьеров дома в 2015 годy [2] возникло предположение, что росписи все же одновременны фасадам Б. Симона, который, наверное, был автором и всех интерьеров, выполненных на рубеже 1840-1850-х. Но архитектор по желанию заказчиков, стремившихся сохранить художественную преемственность, повторил стилистику и, возможно, сюжеты предыдущих росписей конца XVIII века с характерными фигурками нимф и амуров. |
3. Парадная летница в вестибюле. |
4. Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения. |
5. Мозаика конца XIX века на полу вестибюля. |
6. Потолок над парадной лестницей. |
Еще 2 года назад на потолке висел вот такой фонарь с чугунными украшениями. Фонарь можно отнести к середине XIX века, вероятнее всего, он подлинный. Фотография Александра Ивановича Савельева. |
7. Теперь эту лепнину подчеркивает лишь остаток проводки, торчащей из центра потолка. |
8. Трещины и плесень в оконных проемах еще не добрались до витиеватой лепнины. |
Кабинет графини |
9. По левую сторону раньше находился камин. |
9. Старая открытка из коллекции архитектора-реставратора М.М.Ермолаева (1953-2014). Виталий Царин vitale2 выкладывал ее здесь. |
В целом, можно сказать, что основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея «черных» роз. Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов. При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами [3], становится ясен общий замысел планировки жилой части усадьбы. Занятия дам непосредственно обращены к саду и храму, а жизнь мужчин должна проходить в заботах о времени и науке для правильного и эффективного ведения хозяйства, для чего были предназначены флигели, расположенные поблизости от «мужской» стороны дома. Выражение такого распределения ролей хозяев подчеркивалось в русской архитектуре и изобразительном искусстве уже в эпоху Петра I, когда, например, были созданы знаменитые парные портреты императора на фоне флота и строящегося Петербурга и императрицы на фоне загородного дворца Екатерингоф с красивым регулярным парком (художник Г. Мусикийский). |
10. |
11. Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя. |
12. Высота оконных проемов составляет около трех метров. |
13. На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике. |
14. |
15. |
16. Печная дверца (там был камин). |
17. |
18. Дверь в женскую спальню. |
19. Деревянная резьба над дверью. |
20. |
Два года назад в этой комнате стоял салонный рояль XIX века. |
Салон или голубая гостиная. |
21. |
Большая гостиная с тремя арочными дверными проемами, ведущими под сень портика, объединяла женскую и мужскую части дома. Отсюда открывался захватывающий вид на пойму Москвы-реки и на дальние холмы с церковью села Михайловская слобода на горизонте. В пышной декорации этой гостиной были использованы резные элементы из ореха и богатая лепнина в «византийском» стиле. Горельефные фигурки путти во фризах сочетались с забавными парами маленьких фавнов на ореховых оконных карнизах. Эти «фавнята» заняты музыкой: они играют на волынках и литаврах. Очевидно, эта комната, объединявшая женскую и мужскую половины дома, была музыкальным салоном (сегодня ее называют голубой гостиной). В конце XIX века здесь поместился салонный рояль немецкой фирмы «Блютнер». Расположенный напротив окон мраморный камин, украшенный рельефными изображениями лавровых и пальмовых ветвей, а также различных цветущих растений, являлся материальным символом домашнего очага прямо в геометрическом центре дворца. |
deadokey.livejournal.com
2 этаж: экспозиция «История семьи-история России» предметы дворянского быта из коллекции Череповецкого музейного объединения.Идем дальше:
Парадная лестница ведет на 2 этаж в приемную.От первоначального оформления сохранилась лестница, ведущая в главные покои, филенчатые двери, кафельные печи. Внутреннее убранство, к сожалению, не сохранилось, так же как и сложного рисунка паркет, некогда покрывавший полы в залах усадьбы, а также лепные украшения на потолках.
Экспозиция «История семьи - история России» расположена на втором этаже барского дома усадьбы и рассказывает об истории дома и владельцах усадьбы с 30-х годов 19 века.
Приемная. Двери в парадную гостиную и в библиотеку.
Родословие семей Резановых, Кудрявых, Гальских, Шитовых.
Анфилада начинается мужским кабинетом, библиотекой; гостиная,столовая, детская, гардеробная и комната хозяйки.
Анфилада вдоль главного фасада, который выходит на реку.
Столовая.
Детская.
Комната хозяйки с гардеробной.
Парадная гостиная.
</font></div>
russkaya-usadba.livejournal.com
Есть в нашей речи знакомые всем слова, смысл которых, однако, каждый из нас понимает по-своему. Подобные термины, как правило, живут уже столетия и являются своеобразными «скрепами» различных эпох, поколений и даже культур – как внутри многонациональной России, так и между отечественной культурой и всем миром. Одно из таких слов – усадьба.
Эпоха золотого века русской усадьбы по историческим меркам невероятно коротка: она началась в 1762 году после опубликования манифеста Петра III «О вольности дворянства» и завершилась после издания другого манифеста – «Об освобождении крестьян» – Александром II в 1861 году.
Тысячи дворян, оставивших службу в 1760-1770-е годы, могли рассказывать многочисленным потомкам, «... как по приезде из службы обостроживался я в маленьком своем домике, как учился хозяйствовать и привыкал к сельской экономии, поправлял и приводил в лучшее состояние свое домоводство, как познакомливался с своими соседями… потом женился, нажил себе детей, построил дом новый, завел сады, чем веселился…».
Шахматово. Усадебный дом. XIX век (восстановлен в XX веке)
Усадьба, известная с XVIII века, была приобретена ректором Петербургского университета А.Н. Бекетовым, дедом Александра Блока. Ежегодно в течение 36 лет поэт проводил здесь летние месяцы. «Сразу было видно, что в этом поле, саду, лесу он рос и что природный пейзаж — лишь продолжение его комнаты, что шахматовские поля и закаты — лишь подлинные стены его рабочего кабинета» (А.Белый)
Сначала многие жили в деревне по-старому, в поставленных подле небольшой реки деревянных хоромах, разделенных на две части сенями и окруженных службами, стоявшими на большом и не очень-то чистом дворе. Но с 1780-х годов молодые хозяева, приезжающие «из большого света», стремились всеми силами обустроить в своем имении «столицу». Архитектура подчинялась в своем развитии тем же закономерностям и стилям, что и зодчество Петербурга и Москвы.
Усадьба – это особый тип архитектурного комплекса,
включающий определенный набор построек и ландшафтных зон.
В своем классическом виде дворянская усадьба, представляющая неповторимый ансамбль искусств – архитектуры, паркостроения, живописи, скульптуры, поэзии, музыки, театра, складывается в последней четверти XVIII века.
Муромцево, усадьба крупного лесопромышленника графа В.С. Храповицкого.
1880-е годы. Архитектор П.С. Бойцов. Замковый стиль
Легенда о появлении «старого замка» во Владимирской губернии связана с пари, заключенным хозяином во Франции о том, что и в России может быть усадьба, «не хуже» европейской
Деревня с крестьянскими избами являлась взору посетителя раньше, чем хозяйский дом, так как от дороги его не было видно и часто приходилось пешком добираться до цели. Узнавая сквозь листву стройные формы фасада двухэтажной постройки и подходя ближе к центральному сооружению, можно было обнаружить для обозрения двор («курдонёр»), снабженный иногда фонтаном или солнечными часами.
К крыльцу под колонным портиком – с фонарями, вазонами или статуями – надо было двигаться не по прямой, а вокруг двора, вдоль колоннад, соединяющих боковые флигели. Старый сад с прудами и речкою можно было видеть лишь со временем, после того как радушный хозяин пригласит гостя полюбоваться «садовыми безумствами»: забавными павильонами («Хижина угольщика», «Пагода», «Молочный домик» и т.п.), охотничьим домиком, гротами, «руинами». Обязательно отведут в теплицу или оранжерею, чтобы удивить экзотическими растениями и плодами. Почти отовсюду была видна церковь, всегда «новейшей архитектуры». Только в русской усадьбе церкви играли столь значительную роль. (В Европе обходились по большей части часовнями, предназначенными для владельцев, в деревнях были свои церкви.)
Хмелита. Усадебный дом. XVIII век
Редкий образец усадебной архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». Здесь, в смоленской глубинке, автор «Горя от ума» Александр Грибоедов в течение 15 лет вплоть до окончания университета проводил летние месяцы
После подобной прогулки начиналось многочасовое застолье за роскошно сервированным столом с многочисленной сменой блюд. Русская усадебная кухня менялась вместе с устройством домов и парков. Чтобы долгий обед не наскучил, случались тут же музыкальные номера. Впрочем всегда стоило ожидать приглашения в отдельную комнату, чтобы увидеть «живые картины», «благородный театр» с актерами-любителями.
Усадьба – это участок земли, именное поместье, где занимались
обустройством ландшафта, как хозяйственным, так и культурным.
Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833) вернулся на свою малую родину в деревню Дворяниново Тульской губернии после указа «О вольности дворянства» (1762), позволившего ему оставить и военную, и гражданскую службу. Для жилья «в обиталище предков» оказались пригодными только две комнаты; в одну из них Болотов перенес сундучки с накопленными за годы военной службы книгами, другая стала одновременно спальней, столовой и гостиной.
Прежде всего, он начал благоустраивать сад, действуя методом проб и ошибок. Все свои наблюдения Болотов тщательно записывал, позднее они лягут в основу его многочисленных трудов по агрономии, садоводству и ботанике. Через несколько лет Болотов построил в Дворянинове новый усадебный дом. Строительство потребовало и времени, и труда, и изобретательства: «Как случилось самое место тут косогористо, то под весь нагорный фас подвел из камня своего довольно высокий фундамент и чрез то придал дому своему из-под горы вид гораздо возвышеннейший, а все оставшееся место перед ним на ребре горы обработал террасами и на верхнем довольно просторном расположил регулярный и красивый цветник и засадил его множеством разных цветов и цветущих кустарников».
Музей-усадьба А.Т.Болотова
Здесь, в небольшой деревеньке, затерявшейся в заокских далях, А.Т. Болотов провел большую часть жизни, он стал одним из первых российских агрономов, известен как ландшафтный архитектор, изобретатель, основатель и редактор первых русских сельскохозяйственных журналов.
Усадьба – это пространство для проявления индивидуальных интересов, способностей и склонностей ее обитателей.
Николай Еремеевич Струйский (1749 – 1796), аристократ и богач, вложил немалые средства в постройку усадебного комплекса в своем родовом имении в Рузаевке (Мордовия) в 1774 году. Струйский вел жизнь уединенную и почти не занимался делами хозяйственными. Он считал себя поэтом и свои сочинения печатал здесь же, в Рузаевке, в домашней типографии. Оборудование было такого уровня, что можно было делать книги с золотым обрезом. Наверное, именно таковые были преподнесены императрице.
Усадьба – это заветный уголок тесного семейного общения.
Хозяин Рузаевки сегодня больше известен как супруг изображенной на портрете Ф.С. Рокотова Александры Струйской (1772), которому посвящены строки стихотворения Н. Заболоцкого «Любите живопись, поэты».
Рокотов. Портрет Струйской
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач. Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач...
Н.Заболоцкий
Николай Александрович Львов (1753 – 1803) – выдающийся представитель эпохи Просвещения, поэт, архитектор, изобретатель, переводчик, путешественник.
Левицкий. Портрет Н.А. Львова
Всю свою жизнь и свои свершения он «положил к ногам» своей жены Маши Дьяковой (М.А. Дьякова, 1755 – 1807, дочь обер-прокурора Сената), брак с которой свершился тайно, без согласия родителей невесты и открылся спустя годы. Зато время, проведенное с женой и пятью детьми в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка (Тверская область), было самым счастливым. Жилось не только удобно (Львов устроил здесь, например, паровую кухню), но и весело: часто случались любительские концерты, пели народные песни и романсы. Две дворовые девушки Львовых, Дашенька и Лизанька, славились своими голосами, да и дочери поэта Елизавета и Вера не отставали от них. Был также хор и оркестр из крепостных. Львов писал жене: «Для двух моих девочек напишу я маленькую драму и пришлю к твоему песнословию; а теперь посылаю к тебе готовую почти оперку, для того чтобы дать тебе работу и практику, положить инструменты к тем голосам, у которых оркестра не отыскалось».
Усадьба – круг жизни человека, ее «утро»,
«полдень» и «закат», запечатленный в интерьерах.
В усадебном доме интерьеры разделялись на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии».
Мужской кабинет – несомненно являлся своего рода интеллектуальным и хозяйственным центром усадьбы, именно здесь вершилась ее судьба. Находился в числе приватных непарадных комнат. Здесь господствовал голландский или английский вкусы: дубовая корпусная мебель, кресла с неброской обивкой, скромные настольные часы.
Кабинет. 1820-30 годы. Фрагмент экспозиции
«Убранство русского жилого интерьера XVIII-XIX вв. в Павловском дворце-музее»
У окна стол-конторка, в шкафу – книги, главным образом зарубежных авторов, свидетельствующие об уровне образования и широте интересов хозяина. На стенах кабинета – портреты и акварели с изображениями членов семьи
Легкий на подъем хозяин усадьбы не жаловал письменных столов, предпочитая секретеры, мольберты, конторки, бюро. В отличие от покоев хозяйки, барский кабинет почти не украшался произведениями декоративно-прикладного искусства.
Книги, расставленные в шкафах, поначалу свидетельствовали не столько об интеллектуальных интересах и литературных предпочтениях хозяина, сколько были необходимыми пособиями в ежедневной работе (труды по землеустройству, справочники по всем отраслям хозяйства и т.п.).
Музей-усадьба «Пенаты». Кабинет И.Е. Репина
На большом письменном столе – отрывки из мемуаров «Далекое близкое», фотографии матери и отца художника, а также десятилетнего сына Юрия. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И.Р.»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения и реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван» (1883-1885) в Третьяковской галерее в 1913 году. Кабинет располагался в пристройке, застекленной с трех сторон, обеспечивавшей обзор окружающего пейзажа
В кабинетах производились естественно-научные опыты, велись астрономические наблюдения.
Живопись, оживлявшая стены, чаще всего изображала портреты родителей и детей хозяина. Могли быть баталии или марины.
Гостиная – центральный парадный интерьер дворянского усадебного дома. «Гостиная в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана – кресла, козетки, столики. Всегда вся мебель была покрыта чехлами».
Музей-усадьба «Шахматово». Голубая гостиная
... И лишь по голубой стене Бросает солнце листьев тени, Да ветер клонит за окном Столетние кусты сирени, В которых стонет старый дом… А. Блок
В начале XIX века предназначение гостиных меняется: раньше в них проходили парадные, официальные мероприятия, а ныне здесь чаще собирается вся семья – для чтения вслух, для дамских рукоделий (раньше – только в женских комнатах). В холодных прежде каминах зажигается огонь.
Столовая – одно из важнейших помещений усадебного дома. Располагаясь в парадной анфиладе, столовая, как правило, была просторной и светлой комнатой, оформление которой во многом зависело от общего архитектурного и декоративного решения всего здания.
Мебели было немного. Стулья должны быть очень удобными, так как трапезы продолжались довольно долго. Большое распространение со временем получают раскладные столы, удобные в использовании и хранении.
Музей-усадьба Мураново. Столовая
Особый характер интерьеру придают белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты, - прием, распространенный в городских особняках эпохи «московского ампира». Со времен Е.Баратынского (усадьбой владели Татищевы, Энгельгардты, с ней связана семья Ф. Тютчева) в комнате стоит круглый раздвижной стол «сороконожка» с 12 ножками на колесиках. На нем - супница, изготовленная в начале XIX века на Императорском фарфоровом заводе. Она стоит на мощном поддоне и воспринимается как знак не только обеденного ритуала, но и как символ полноты усадебной жизни
Рядом со столовой обычно находились буфетные и другие подсобные помещения, искусно скрытые парадной отделкой. Стены расписывались или украшались сериями картин. Вешались иногда фамильные портреты (которые часто создавались специально для этого интерьера).
Здесь располагались буфеты-горки, шкафы-горки (для размещения преимущественно коллекционных вещей, например фарфора).
Спален в усадебных домах было несколько. В спальне помещичьего дома завершался и начинался день владельцев усадьбы.
Шахматово. Спальня
«В комнате отца стоял между окнами письменный стол ясеневого дерева…У противоположной стены была кровать и большой умывальный стол… за дверью стоял ясеневый шкап для белья, против него у свободной стены диван без дерева, обитый розовым ситцем» (М. А. Бекетова. «Семейная хроника»)
Здесь находились особо почитаемые в семье иконы. До конца XIX века сохранился обычай декорировать спальни пышными драпировками из дорогих тканей. Для штор, покрывал и обивки мебели заказывали ткани-компаньоны. Кресла, диван, стулья соседствовали с разнообразными по назначению небольшими столиками.
На рубеже XX и XXI века вновь очень много пишут о русской усадьбе. Выходят специальные выпуски журналов, проходят конференции, возродилось Общество изучения русской усадьбы, публикующее в своих интереснейших альманахах результаты изысканий и исследований. Большая выставка «Мир русской усадьбы» (1994) в Москве имела целью показать, какую «Атлантиду» мы потеряли.
Сейчас складываются новые смыслы понятия «усадьба», представляющие разные полюса нашего отношения к культуре. Это заметно в проектах усадеб XXI века. Архитекторы, чьи заказчики имеют возможность субсидировать сооружение целого комплекса жилых построек в природном ландшафте, должны прилежно изучать все, что известно к настоящему времени о русской усадьбе.
Ведь чем дальше погружается в прошлое русская усадьба как историческая реальность, тем сильнее ностальгия и ярче воображаемые представления о ней. Важно не выдавать желаемое за действительное.
Светлана Никольская
В статье использованы материалы изданий:
Галерея:
lki-nn.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений