Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Уникальность старинного романского стиля в интерьере. Романский интерьер


Романский стиль в интерьере | Дом Мечты

Фев 05/12

Рождение и процветание романского стиля припадает на раннее средневековье Х-ХII веков нашей эры. В XIX веке этот стиль диктовали как «римский». Преображаясь с каждым столетием, римский стиль достиг необычайного расцвета и в дизайне современного интерьера.

Лишь представьте, как элементы древнеримской архитектуры, такие как ступенчатые входы с арками, величественные башни и колонны, высокие цилиндрические своды, полукруглые стрельчатые окна, скульптуры богов и богинь, будут смотреться в современном интерьере жилища. Романский стиль в интерьере имеет отличительную черту по сравнению с другими стилями – это своеобразие и многоликость декора. Неповторимое сочетание европейского искусства с древнеримским, выраженное в рельефном дизайне, фресках, мозаике, витражах, вдохновит на создание просто непревзойденных композиций в интерьере.

Каждый из вас – творец гармонии и комфорта своего жилища. Обустройство дома говорит о порядках и правилах, принятых в нем, о вкусах и уровне культуры самих хозяев.

Романский стиль в большинстве случаев подойдет для виллы, дачи или загородного дома, а также, вполне впишется в пятикомнатной квартире, так как в небольших помещениях очень мало места для фантазии и ее воплощения в величественные формы этого стиля.

В силу своей историчности, романский стиль в интерьере обладает довольно специфическим характером, отличается мощностью и статностью форм, четкостью линий.

Для укладки пола в старом романском интерьере чаще всего используется керамическая плитка, имитирующая камень, или делается облицовка пола мозаикой. В мозаичных полах используются такие темы орнаментов, как знаки зодиака, геометрические узоры, звезды. Все эти элементы  располагаются симметрично оси фантастических существ, кентавров, грифонов, пеликанов.

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьере фото

Романский стиль в интерьере фото

Возможно также использование паркета в темных тонах. В прихожей, кухне и ванной комнате можно уложить черно-белую плитку в шахматном порядке, или с геометрическим орнаментом.

Римский стиль в интерьере фото

Римский стиль в интерьере фото

Римский стиль в интерьере

Римский стиль в интерьере

Для создания уюта, пол накрывают шикарными восточными коврами и шкурами животных.

Романский интерьер фото

Романский интерьер фото

Для отделки стен применяется декоративный натуральный или искусственный камень. В современном романском стиле используют однотонную штукатурку бежевого, желтовато-коричневого, зеленого или серого цветов. Покраска разбавляется вставками из дерева темных пород, фресками, витражами.

Романский интерьер фото

Романский интерьер фото

Интерьер стен можно преобразить, используя картины, оружие или чучела животных, зеркала, подсвечники.

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьере

Характерным для давней эпохи является орнамент на стенах с фигурными и геометрическими мотивами, фантастическими растениями и образами животных, переплетающихся в композиции во множестве завитков.

Высокие потолки в виде сводов могут совпадают с цветом стен, как бы являясь их продолжением. Для оживления очертаний используются вставки из дерева.

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьере

Идеально подобранная мебель – залог уюта и комфорта в вашей спальне, и если вы выбрали романский стиль для ее оформления, то будьте уверены, что он внесет неповторимый облик в интерьер вашей спальни.

В центр комнаты можно поставить массивную кровать с роскошным балдахином. Конструкции кроватей в римском стиле могут быть как на высоких, так и низких резных ножках. А обивка шелковыми тканями с каймой и пуховые перины, придадут вашему ложу грации. Сегодня, оформляя интерьер в романском, или же римском, стиле, принято выбирать для спальни кровать с подиумом – величественная и грациозная, она идеально впишется в этот роскошный стиль.

Интерьер спальни в романском стиле

Интерьер спальни в романском стиле

Романский стиль в интерьере спальни

Романский стиль в интерьере спальни

Самой популярной и практичной мебелью периода средневековья был сундук, который по праву украсит интерьер, так как является непременным атрибутом романского стиля, а также заменит комод или шкаф.

Для сидения используются скамьи со спинкой и подлокотниками в виде грифонов и львов или табуреты без спинки в виде пуфиков с мягкой обивкой, с элементами орнамента.

Интерьер спальни в романском стиле

Интерьер спальни в романском стиле

Подберите в вашу спальню роскошную люстру в романском стиле, покрытую позолотой, с многочисленными рожками и рельефным декором, цепями или увенчанную чашами под свечи.

Интерьер романской спальни могут украшать большие вазы, статуэтки, сделанные из бронзы или отделанные золотом и серебром.

Романский стиль оформления интерьера отличается богатыми шторами и занавесками. Поэтому на окнах будут шикарно смотреться плотные многослойные шторы с ламбрекенами из тяжелых тканей благородной фактуры – ситец, бархат или объемные портьеры с фалдами, шнурами и кистями. Если окно довольно широкое, то шторы можно делать двойные и даже тройные. Низ штор украшают бантиками, рюшами, бахромой – все, что благоугодно вашей фантазии. Обязательно используют подхваты для штор как декоративный элемент.

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьере

Кухня в римском стиле, как правило, объединяется с гостиной, чтобы проводить там различные пиршества и принимать гостей. Стол в римских традициях, вполне может быть выполнен из натурального камня или дерева. Стулья для кухни – простого дизайна, довольно высоких форм, чаще всего без мягкой обивки, зачастую расписанные красками. Бытовая техника обязательно должна быть встроенной, дабы не выделяться своим современным дизайном на фоне романского стиля. Также этот стиль предусматривает наличие огромного камина.

Романский стиль в интерьере фото

Романский стиль в интерьере фото

Как стилистический аксессуар, можно использовать старинную посуду, развесив ее на стенках или расположив на открытых полках. Для украшения вашей кухни подойдут изделия из металла и камня, большие глиняные кувшины, плетеные корзины, ажурные салфетки. На полу, вдоль стен широкой гостиной, расположите керамические вазы с засушенными цветами и травами.

Романский стиль в интерьере кухни

Романский стиль в интерьере кухни

Оформление ванной комнаты в римском стиле, с выложенной из камня или плитки ванной для купания, раковиной или биде, выглядит по-королевски. В современном романском стиле также используют отделку ванной комнаты деревом, но на деле это оказывается не очень практичным.

Ванная комната в романском стиле

Ванная комната в романском стиле

Для римской ванной комнаты подойдет просторное помещение. В качестве украшений выступают всевозможные декоративные шкатулочки и коробочки, в которые можно сложить драгоценности и бижутерию. Эффект старины отразят аксессуары для ванной – каменные подобия таких изделий, как мыльница или дозатор для жидкого мыла, подставки и чаши для туалетных принадлежностей, а также подсвечники со свечами, обязательно гармонирующие с общим интерьером.

Ванная комната в романском стиле

Ванная комната в романском стиле

Ванная комната в романском стиле

Ванная комната в романском стиле

Сегодня мало у кого получается полностью оформить интерьер в старом романском стиле, но некоторые его элементы вполне удачно вписываются в более современное исполнение, поэтому не удивляйтесь, что на фото, представленных для обзора в этой статье, вы не видите высоких сводов и арок.

www.domechti.ru

Романский стиль в интерьере

романский стиль в интерьере

После исчезновения Римской империи, в 800 году до нашей эры, возник романский стиль в интерьере. Он основан на Византийском стиле. Также в нем просматривается сходство с искусством народов северной Европы.

Название стиль получил от слова «Рома», потому как именно в этот период времени начали возрождаться традиции Древнего Рима.

Характеристика романского стиля

Храмы и замки того времени напоминают неприступные крепости, ведь стиль был суровым. Но, несмотря на это, фрески романского стиля занимали очень важное место в храмах, чтоб придавало им мягкости. Связана тяжеловесность была со сложностью жизни и жесткими нравами общества. Особенностями романского стиля стали приземистые пропорции и основательность, а также многочисленные арки. Окон в зданиях было не так много. Стены были мощными, колонны толстыми, а полукруглые двери – массивными.

Было принято облицовывать пол мозаикой. Чаще всего для этого брали натуральный камень. В помещениях с таким полом стены украшали настенной живописью. В интерьере романского стиля особым признаком был расписной кессонный потолок.

Нельзя не отметить столы. Они были двух видов – обычные и обеденные. Обеденные столы отличались тем, что стояли на трех ножках, которые были выполнены в виде звериных лап, и имели трапециевидную форму. Делали такие столы из дорогих пород древесины и бронзы.

Особенности романского интерьера

Можно выделить много интересных особенностей. Ниже предоставлены самые основные из них.

  1. Простота интерьера и используемых при изготовлении материалов.
  2. Небольшое количество декоративных деталей.
  3. Круглые карнизы или карнизные жерди. Причиной является то, что полукруг – типичная форма окна в этом стиле.
  4. Украшение помещений резной зигзагообразной линией.
  5. Мебель в романском стиле изготавливается из темных пород древесины.
  6. Когда зародился романский стиль, в нем присутствовали тяжелые драпировки и ковры. Они выполняли функцию защиты от холода.
  7. Большие вазы с интересным орнаментом в романском стиле, рельефные изображения, большие зеркала овальной формы и бронзовые светильники гармонично дополнят интерьер помещения.
  8. Простая форма стульев.
  9. Обязательным атрибутом стиля являются античные статуи и бюсты известных древнегреческих мыслителей.
  10. Все предметы интерьера в данном стиле отличаются плавными линиями и светлыми тонами.
  11. Входные двери в романском стиле – выполнены из крепкой древесины. Предпочтительно темного оттенка.
  12. Идеальным решением при выполнении интерьера в романском стиле будет использование штукатурки бежевого или серого цвета.

 

kodokved.ru

Исторические стили интерьера. Романский стиль

Романский стиль в интерьере, как никакие другие, отражает суть выражения «Мой дом – моя крепость». Монументальность конструкций и основательность простой мебели разбавляется росписью (в идеале на религиозные сюжеты), вещи – красивы, но не украшены.

Располагая достаточно большой площадью для воссоздания атмосферы средневекового замка, оформляем стены так, чтобы визуально подчеркнуть их прочность, зонируем помещение толстыми колоннами, потолок – в виде бочкообразного либо крестообразного свода, окна – круглые либо полукруглые.

Романский стиль в интерьере– простота и незыблемость

Поскольку речь идет о большом помещении, прежде всего, о каминном зале, являющемся гостиной, выложенный мрамором либо орнаментальной керамической плиткой пол будет смотреться особенно натурально. Стены покрываем венецианской штукатуркой, часть их можно отвести под роспись и большие зеркала из шифоновой бронзы в аскетических рамах. Переходы из комнаты в комнату оформляются полуциркульными арками.

  1. Излишняя рельефность нежелательна, достаточно открытых потолочных балок с опорами по центру.
  2. Колонны – массивные, прямоугольные либо цилиндрические, из камня либо имитации камня.
  3. Палитра – коричневое, бордовое, серое, черное, белое, зеленое, оливковое.
  4. Принадлежности рыцарской эпохи – светильники в виде факелов, доспехи, старинное оружие – заменяют произведения живописи и аксессуары.

Так ли «мрачен» интерьер в романском стиле?

Разумеется, романскому интерьеру можно добавить яркости за счет небольших витражных вставок, однако уместнее будет «глухое» декоративное полукруглое окно в стене, заполненное фреской, гобеленом либо вставкой из темного дерева.

  1. Потолок в виде свода обязательно является продолжением стен и оформляется точно так же. Деревянные подпоры, если они есть, не украшаются декором.
  2. Если для настила пола используется не натуральный камень, а плитка, она непременно должна его имитировать.
  3. Двери – огромные, из массива, украшенные ручной ковкой.
  4. Силуэты мебели (ель, кедр, дуб) лапидарны, стулья и их спинки завышены. Мягкая мебель исключена, для большего соблюдения стиля можно применить средневековую технологию – мебель покрывается краской и обтягивается холстом, затем наносится слой гипса, подлежащий росписи яркими красками.
  5. Романский стиль не поощряет шкафы в интерьере, они должны уступить место высоким сундукам на ножках и комодам.
  6. Каминная полка объемная, украшается небольшими терракотовыми статуэтками и бюстами, а также объемными вазами с рисунками.
  7. Занавеси и шторы – однотонные, объемные, из простой на вид ткани, используются не только в качестве поперечных портьер на полукруглых окнах, но и как перегородки между помещениями.

Атмосфера тепла и гармонии, покоя и стабильности должна царить в апартаментах, выполненных в романском стиле интерьера. Время не властно над жизнью дома, воссоздающего романтический облик прошлого.

Источник

Романский стиль: приют для рыцаря

Этот стиль интерьера сформировался в средние века за толстыми стенами башен и замков. Его нрав — фундаментальность, мощь, тяжеловесность. Среди прочих штрихов романскому стилю присущи полукруглые «амбарные» двери, такой же формы окна, тяжелые своды, крутые, полуциркульные арки, основательные колонны, каменный пол, роспись на религиозную тематику и бронзовые зеркала. Главенствуют формы цилиндра и прямоугольника, цвета стилистики – серый, коричневый, черный, зеленый.

Нельзя сказать, что этот мрачноватый стиль лишен обаяния. Напротив, в романских стенах надежно, а потому уютно.

Подобие создать нетрудно. Стены покрывают имитацией камня, применяют также штукатурку серого, тускло-желтого и бурого оттенков. Чтоб избежать впечатления тягостности, используют вставки из древесины, фрески, небольшие витражи.

Стены уходят в потолок плавно, образуя свод идентичного цвета. Усугубляя общую стилистику, его можно декорировать грубыми стропилами.

Полы облицовывают мозаичной плиткой, но не будет большим преступлением, если застелить его паркетом из темного, состаренного дерева.

Никак без камина: огонь – один из главных персонажей в суровой романской обители.

Мебель в таком доме неприхотливая и даже примитивная: грубо сколоченные столы, такие же табуреты, лавки. Спинки стульев прямые, чем выше, тем, значит, больше статус хозяина дома.

Безнадежно испортить образ дома-цитадели может мягкая мебель, сибаритские диванчики и кресла. Нежелательные гости и шкафы, их лучше спрятать или вообще заменить типичными для той эпохи монастырскими сундуками.

Еще сложнее с занавесками и шторами, ведь в раннехристианскую эпоху обходились маленькими, витражными окошками. Если возникала необходимость заслонить окно, это делали с помощью ковров и грубой ткани, поэтому шторы должны быть плотными, невыразительными.

Люстру следует выбрать массивную, напоминающую свечи в кованых, с цепями канделябрах.

Украсить романскую «келью» можно аксессуарами рыцарской поры – шлемами, мечами, а еще глиняными жбанами и мисками.

Романика – второй, после античного, панъевропейский художественный стиль. Он охватил архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, а также внутреннее убранство культовых сооружений и жилищ.Романский стиль в интерьере

История и предпосылки

Его рождение теряется во мгле, но принято считать, что это примерно 1000-й год. Во всяком случае, романика сложилась после падения Рима, великого переселения народов, в период, когда Европа накапливала силу и богатство.Романский стиль стал плавильным котлом, объединившим мотивы античного, византийского и даже раннемусульманского искусства, проникавшего в Европу вследствие Крестовых походов. Немалое воздействие оказало на стиль и наследие, созданное в годы франкских королей Меровингов и Каролингов.

Однако самое заметное влияние на становление романики имела раннехристианская культура – катакомбные фрески и саркофаги, первые базилики и мавзолеи. «Послами» нового стиля были монахи – зодчие, иконописцы, ювелиры, жившие в монастырях. Это они, по мере разрастания института Церкви, распространили романскую стилистику во все пределы христианского мира. Несмотря на то, что карта Европы напоминала одеяло, сшитое из мелких лоскутков, романский стиль объединил все княжества и королевства.

Характерные черты романского стиля

Романский стиль в интерьере выдают, первым делом, массивность, суровость, тяжеловесность. Монументальные, скалоподобные стены, каменные своды-купола, грубые полукруглые двери, узкие окна-бойницы. «Мой дом – моя крепость», вот что приходит на ум, когда рассматриваешь здания романской эпохи.Интерьер построек тоже не отличался изяществом. Основательность, незыблемость, надежность – его главные координаты.Романскому стилю также присущи:

  1. строгие, лаконичные формы куба, призмы, цилиндра, прямоугольника;
  2. арочные, полуарочные проемы;
  3. балочные потолки с открытыми опорами;
  4. грузные колонны;
  5. камин как центр дома;
  6. рыцарский антураж – факелы, кубки, доспехи, оружие.

Стены, потолок и пол

Романский дом – не обычное жилище, а бастион, способный выдержать осаду. Чтобы интерьер вызывал ощущение мощи и неприступности, используют:

  • плитку, имитирующую камень, в прихожей и в гостиной;
  • керамическую, керамогранитную плитку на кухне и в ванной;
  • однотонную, фактурную штукатурку тусклого цвета;
  • темную, состаренную древесину.

Впрочем, не следует думать, что мрачная массивность романских сооружений не оставляла места красоте и полету фантазии. Отнюдь, древние мастера умели сочетать примитивность и утилитарность с подлинной эстетикой и элементами роскоши, привезенной из сарацинских краев.

Стены, например, украшали полированной бронзой, панелями из благородной древесины, витражным стеклом, расписывали фресками на библейскую тематику.

Потолок романского дома тоже декорируют росписью или толстыми деревянными балками, кессонами. Он всегда сливается со стенами, образуя свод идентичного цвета.Пол покрывают плиткой под мрамор, кирпичной кладкой или дубовыми плашками. Характерная для той поры особенность – мозаика под ногами. Для её создания используют природный камень, абстрактные и фантастические сюжеты – зодиакальные круги, силуэты мифических животных, листья-аканты. В духе времени также простой, черно-белый геометрический узор.

Меблировка

Утварь для замков и монастырей (а именно эти сооружения олицетворяют романский стиль) делали кузнецы и плотники. Простейший скарб нередко мастерил и сам хозяин дома: несколько ударов топором и вот уже чурбан становится табуретом…

Обстановка романских жилищ – проста и брутальна. Большая ошибка – пытаться привнести уют при помощи мягкого дивана, пускай даже антикварного. Эпоха распрей и усобиц не располагала к сибаритству.

Сундук, вот главный предмет в ту суровую пору: в нем хранили и перевозили вещи, на нем сидели, спали. Первые сундуки вырубали из цельных стволов. Позже появилась крышка, навесы и ножки. А затем и декор: резьба, фигурная ковка, ложные аркады. Смело можно утверждать, что сундуки и ларцы – вещи, без которых романскому интерьеру не обойтись.

Шкаф, возникший позже, был ничем иным, как сундуком, поставленным вертикально. Его обшивали железной окантовкой, украшали резными грифонами, розетками, уроборосами.

Стул считался статусным аксессуаром и полагался лишь главе семейства. Он имел высокую, гордую спинку и обязательно скамеечку для ног. Нередко стулья дополнялись подлокотниками, и это, несмотря на полное отсутствие обивки, превращало их в кресла.Позже стулья начали обтягивать холстом и покрывать слоем гипса – не ради комфорта, а, скорее, чтобы скрыть грубоватость соединений и прочие дефекты.

Кровать романских времен – образец аскетизма. По сути, это деревянный короб с выемкой в передней части. Правда, искушенные Востоком пилигримы привили моду на балдахины, и облик кроватей сразу смягчился.Конечно, столь жесткие требования к мебели сегодня можно обойти. Современные дизайнеры предлагают немало комфортных диванов, кресел и кроватей, стилизованных под мебель раннего Средневековья. Главное, соблюсти основные принципы: простоту очертаний, солидные габариты, характерные приметы – высокие спинки и изголовья, подставки для ног, резьбу и ковку.

Цвет и текстиль

Романскому интерьерному стилю свойственна разнообразная, хоть и не пестрая гамма. Доминирует один из сдержанных тонов: коричневый, тускло-желтый, пепельно-серый. А витражи, мозаики и фрески вносят пятна синего, карминового, зеленого, лимонного цветов. Сочных штрихов, однако, должно быть в меру, ведь характер стиля в целом пуританский.

Средневековый текстиль – так же незатейлив, как и мебель. Это лён и сукно, кожа и мех. Узорчатые восточные ткани и шелка только начинали поступать в Европу; хлопок, привозимый крестоносцами, тоже был редкостью.Из этого следует, что текстиль в романском интерьере – скатерти, балдахины, накидки на кровати – не должен быть экзотическим. Особенно если речь о портьерах.

Дело в том, что римские дома, продолжением которых стала романская архитектура, были без окон. В Средние века без занавесок обходились и потому, что окна покрывали витражные стекла, скрепленные свинцовыми перемычками. Впрочем, прямоугольники холста или плотного гобелена не нарушат историческую правду, ведь именно в те годы стали появляться шторы. Ещё один способ увеличить долю тканей в интерьере – занавесить дверные проёмы пологами.

Если пол не украшен мозаикой, то сгладит суровость быта неяркий, с растительным узором восточный ковер. Мог же привезти его какой-то крестоносец из Иерусалима?

Ну а для обивки подойдут плотные шерстяные ткани, кожа и даже, представьте, мешковина.

Примеры воплощения

В гостиной «сердцем» интерьера должен стать камин. Облицованный диким, шероховатым камнем, он будет тем магическим предметом, который приблизит века сюзеренов, вассалов и поединков к нашим дням.

В кухне стиль воссоздадут грубые: стол и лавки, табуреты-бочки и посуда из меди, подвешенная к стропилам.

В спальне не забудьте про балдахин над кроватью и настенные бра в форме свечей. В детской можно поставить шкафчики-башни, устроить пологи, увенчанные рыцарскими флажками, расстелить на полу коврики с забавными драконами.

В ванной центром композиции может быть круглый, в виде каменной чаши сосуд, оснащенный медной или бронзовой фурнитурой.

Свет и детали

Боковое, дополнительное освещение в романском интерьере приобретает функции главного. Без светильников, напоминающих факелы и канделябры, не обойтись. Без люстры, однако, тоже. Предпочтение отдайте крупной, фундаментальной модели с деревянным креплением, коваными прутьями или цепями.Декор романского интерьера – поле для творчества. На стенах развешивают рыцарские шлемы и латы, медальоны с гербами, копья и секиры, охотничьи трофеи. В столовой и на кухне – сковородки и жбаны на деревянных балках.

Статуэтки из бронзы, серебра и керамики населят дом персонажами средневековья. Трубадуры и монахи, единороги и горгульи помогут создать созвучную эпохе атмосферу.

***

Считается, что специфический романский стиль по душе интровертам, ценящим надежность своей личной «цитадели». Но нравится он и романтикам. Тем, кто грезит суровым, но благородным прошлым, кто верит в Грааль, магические формулы, алхимию и рыцарскую честь.

Источник

xvastunishka.us

Романский интерьер и мебель

"Романский интерьер и мебель"

романский стиль церковь архитектура

Введение

Тема реферата звучит как Романский интерьер и мебель Однако изучение особенностей интерьера данного периода невозможно без определения самого стиля. Поэтому, в данной работе мной будет рассматриваться и романская архитектура. Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика.

Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.

Историческая справка

После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство. Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.

Архитектура романского периода

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени. Становлению романского стиля способствовала значительная роль монастырей как центров паломничества и культуры.

В феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы т.н. донжон - своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором - парадные комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом - жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше - сторожевая площадка. При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.

Постепенно такая замковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь - средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Именно в течение XI-XII вв. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.

Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта - дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.

В X-XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т.д.

В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся под сильным влиянием византийского и арабского искусства.

Романский интерьер

Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, поэтому пол устилали слоем соломы. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников - охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.

В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало о знатности и богатстве его хозяина. Когда развилось искусство изготовления тканых ковров (шпалер), ими стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.

Главное жилое помещение дома синьора - центральная зала, служившая гостиной и столовой, в центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Лишь много времени спустя, в XII-XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Спальные помещения часто делались общими, поэтому кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.

Спальни для синьора и его жены делались обычно в маленьких и тесных боковых помещениях, где их кровати устанавливались на высоких деревянных помостах со ступеньками и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и сквозняков. Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально не остеклялись, а забирались каменными решётками. Они делались высоко от земли и были очень узкими, поэтому в помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились делать подшивные потолки из досок.

Мебель романского периода

Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой долей условности, начиная с IX в.

Полумрак холодных помещений домов романской эпохи компенсировался яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.

Номенклатура мебельных объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков - основных мебельных объектов того времени, реже - шкафов.

У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и примитивных табуретах, в доски для сидения которых вставлялись сучки, служившие ножками. По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис - курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.

Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.

Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски. В целом мебель для сидения была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и креслах не было. Чтобы скрыть дефекты соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса и клея, а затем расписывался красками. В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.

Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.

Столы в ранний период еще весьма примитивны. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.

Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.

Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса - декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Обычно, шкафы, также как и сундуки, отделывали железными накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые необработанные доски изделия, так как известная с античности ящичная и рамочно-филёночная вязка здесь фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции надёжности, получили и декоративные функции.

При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и лаконичны. Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась из мягких пород дерева - ели или кедра; в Германии, скандинавских странах и Англии обычно применялся дуб.

В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI-XII вв.

Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции и украшения без всякого изменения в течение еще нескольких столетий. В культовых зданиях и их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.

Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.

Заключение

Романский стиль - стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений - каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум - кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент - очаг с навесной вытяжкой.

Особенность романского стиля - его функциональность. Конечно, отсутствие излишеств диктовалась лишь экономической проблемой феодальной Европы. Еще одно доказательство этому- дома феодалов и знатных людей, которые стремились украсить свое жилище, в силу своих возможностей.

Однако, нельзя отрицать функциональность романского стиля, который в современном мире превратился в «украшательсво». Возможно, стоит задуматься о том, что главное в интерьере и архитектуре-функциональность, а не декораторство и наполнение интерьера совершенно ненужными деталями.

Список используемой литературы

.Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.

.Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.

.История искусств. Минск: Литература, 1997.

.Малая история искусств. М.: Искусство, 1991.

.Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977.

.Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М., 1998.

.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

.Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.

yamiki.ru

Романский стиль в интерьере

Романский стиль возник в далеком 800 году. Это одна из старейших стилистик, приемы которой используются в наши дни. Безусловно, многое в данном дизайне изменилось и осовременилось, но главные особенности, за которые так ценится стилистика, конечно же, остались. Романский стиль в интерьере – это мощь, красота и простота в одном флаконе.

Потолок, пол, стены

Создание любого интерьера начинается с отделки помещения. Романский стиль в интерьере имеет свои специфичные требования к этому процессу. Только придерживаясь определенных условий, у вас получится добиться необходимого эффекта:

  1. Идеальная облицовка стен – использование имитации камня. Именно этот материал помогает создать интерьер как в старинном замке. Кроме того, допустимо использование штукатурки определенных цветов, а именно серого, бежевого или желто-коричневого. Если вы делаете ремонт в ванной комнате или на кухне, можете использовать традиционную плитку, однако выбирайте варианты с имитацией камня. Безусловно, романская стилистика требует некоторого ощущения мрачности, однако его все-таки нужно немного разбавить. Это можно сделать, например, с помощью фресок или витражей.
  2. Полок должен быть логическим продолжением стены, совпадающим с ней по цвету. Для декорации потолка можно использовать не только фрески, но и деревянные украшения. Впрочем, украшения из дерева на потолке должны быть достаточно массивными и не слишком изящными.
  3. Идеальное напольное покрытие – плитка, имитирующая натуральный камень. Разумеется, поскольку плитка достаточно холодный материал, она не может использоваться во всех помещениях дома или квартиры, поэтому в спальне, гостиной и других жилых комнатах можно использовать деревянные напольные покрытия. Древесина для пола должна быть из темных пород, достаточно грубая и неотесанная.

Предметы интерьера

Чем проще мебель вы выберете для вашего романского дизайна, тем лучше. Абсолютна вся мебель в помещении должна быть простой до примитивности. Пример идеальный предметов интерьера – деревянные (преимущественно из ели, дуба или кедра) столы с табуретками, скамейки. Если вы решите использовать стулья со спинками, то спинки должны быть очень высокими. Между прочим, такие стулья во времена романского стиля считались признаком знати.

Мебель необязательно должна быть в скучных тонах. В те времена ее часто окрашивали в яркие краски, поэтому с цветами вы вполне можете экспериментировать. Кроме того, декорировать деревянную мебель можно резьбой и коваными элементами.

Обратите внимание на тот факт, что мягкая мебель будет противоречить общей стилистике, ведь в те времена она практически не использовалась. Если вы планируете строго следовать выбранному стилю, придется отказать себе в некоторых удобствах в виде мягкого дивана в гостиной. Единственное исключение из этого правила – кровать в спальной комнате. Кстати, кровати нужно уделить достаточно внимания. Ее следует красиво декорировать элегантным балдахином, а ножки и изголовье украсить резьбой.

Еще один обязательный атрибут интерьера – деревянный сундук с металлическими вставками. Он должен быть очень многофункциональным. Такой сундук предназначается для хранения вещей и, в тоже время, выполняет функции стола.

Выбор аксессуаров, которыми можно декорировать романский дизайн, достаточно широк. Вы всегда можете использовать:

  1. Картины.
  2. Гобелены.
  3. Необычные настенные светильники, имитирующие свечи.
  4. Теплые мягкие ковры, которые можно не только стелить на пол, но и вешать на стены.
  5. Скульптуры.
  6. Рыцарские доспехи и оружие.
  7. Драпировки из ткани.
  8. Камины (настоящие или электрические, в зависимости от места установки).

Отдельно хочется заострить внимание на люстрах, так как они выполняли не только практические функции, но и были элементами декора. При выборе люстр обращайте внимание на самые массивные варианты. Идеальное решение – люстра из металла с коваными элементами. Отличное дополнение для такой люстры – цепи.

Полезные советы

Романский стиль в интерьере помогут создать следующие дополнительные советы:

  1. Общая цветовая палитра интерьера должна быть выдержана в довольно мрачных темно-серых и темно-коричневых тонах. Более светлые оттенки можно выбирать только для отдельных помещений, например, для ванной комнаты или спальни.
  2. Если вы планируете использовать данную стилистику в своем собственном доме, который только строится, придайте его окнам полукруглую вытянутую форму. Это создаст эффект присутствия в крепости.
  3. Если в помещении есть лестница, она должна быть достаточно широкой и с коваными элементами.
  4. По возможности в интерьер нужно внедрять колоны, арки, камины.

okomnate.ru


ремонт квартиры