Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В оформлении интерьеров дворца применены элементы различных стилевых направлений — своеобразная дань моде начала XX в.
С парадными залами 1 этажа дворца связана работа исторической Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном зале прошли 8 пленарных заседаний.
Табличка в память о Крымской конференции
Сталин, Рузвельт и Черчилль определили позиции СССР, США и Великобритании в условиях окончания войны и основы мирового порядка, просуществовавшего почти всю вторую половину XX века.
В Коммюнике конференции державы антигитлеровской коалиции заявили, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединенных наций.
Участники Крымской конференции приняли «Декларацию об освобожденной Европе». Союзники провозгласили «согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами», а У. Черчилль, покидая Крым, заявил: «С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и авторитетно, чем когда-либо раньше».
Решения, принятые в Ливадийском дворце за круглым столом переговоров, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами.
В оформлении вестибюля использованы архитектурные формы стиля возрождения. Светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина, стройные колонны и канелюрованные пилястры, завершающиеся пышной капителью коринфского ордера, — все это создает ощущение торжественности и праздничности. Разнообразно варьирующиеся и вплетающиеся в орнамент гирлянды цветов и фруктов, розетты и картуши, раковины и фигурки дельфинов характерны для декора стиля возрождения.
В вестибюле до недавнего времени находился круглый стол (реконструкция 1974 года) из Белого зала. За таким столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании. Экспонируется фотография 1945 года — один из рабочих моментов конференции.
Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими достижениями техники, декоративное оформление — все подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна — созданию особой эстетической среды, особого мира, «возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник».
Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 кв. м., высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лампочек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.
С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из Цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).
Парадная столовая. Ливадийский дворец. Крым
Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.
В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу. Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.
Скульптура "Пенелопа". Парадная столовая. Ливадийский дворец. Крым
В Белом зале — обстановка, в которой с 1999 года проходят в Ливадии крупные международные политические мероприятия.
В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.
Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что «отведенные помещения обеспечивают размещение делегации».
Парадные залы Дворца — бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.
Особая торжественность и праздничность характерны для оформления вестибюля и Белого зала дворца. Они решены архитектором в одном образном ключе. Оформление других парадных комнат Краснов строит на зрительных контрастах. Рядом со светлым вестибюлем расположена комната (ранее «ожидательная»), в отделке которой применен темный орех.
Для стиля возрождения характерны светлые тона в декоре интерьеров. Здесь же при использовании некоторых орнаментальных деталей, типичных для ренессанса, темный тон дерева и драпировочной ткани придал сдержанное цветовое решение помещению. Кроме того, масштабность декоративных деталей оформления отличает эту комнату от вестибюля и столовой: растительный орнамент крупнее, так как фактура дерева позволяет сделать более сложные пластические украшения. Очень красивы крупные резные розетты на потолке. Богатой резьбой завершается обрамление дверей. Филенчатые панели заканчиваются выступающими карнизами, служащими своеобразной подставкой для предметов прикладного искусства. Настенные полочки опираются на массивные рельефные кронштейны. Полочки иного характера входят в сложное обрамление камина деревом. Все это выполнялось мастерами петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера.
Парадная ожидальная
На фоне крупных рельефных форм деревянной отделки комнаты, выдержанной в темных тонах, особенно хрупкой и прозрачной кажется люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.
Парадная ожидальная. Люстра.
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. Здесь он облицован мрамором темно-зеленого оттенка, который хорошо сочетается с блестящей бронзовой обкладкой камина и теплым тоном деревянного декора помещения.
Музейная экспозиция этого зала частично воссоздает обстановку 1945 года. Помещение служило рабочим кабинетом президенту Ф. Рузвельту в период работы Крымской конференции.
Экспонируется фотография двух лидеров — И.В. Сталина и Ф. Рузвельта, выполненная 8 февраля 1945 года в кабинете руководителя американской делегации. В витрине — архивные фотографии: интерьер царской ожидательной (1911 г.) и обстановка рабочего кабинета американского президента Ф. Рузвельта (1945 г.).
В диванной находят свое развитие те же элементы стиля возрождения. Из орехового дерева сделаны высокие панели, филенки которых завершаются сочными резными раковинами, преддиванные тумбочки украшены богатым растительным орнаментом. Когда-то в диванной находились и кассоне — своеобразные итальянские сундуки, в основном предназначавшиеся для хранения приданого.
После этих сложных и немного тяжеловесных декоративных форм особенно четкими и облегченными кажутся прямые, строгие линии в оформлении бывшей приемной. Здесь в отделке применен иной стиль, иные формы и материалы. Это стиль жакоб — разновидность ампира — позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттененное бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетался с золотистой шелковой тканью, которой был затянут верх стен.
Художественное решение потолка с легким рельефом и графическим орнаментом завершается прекрасной люстрой из позолоченной бронзы и хрустального стекла, выполненной русскими мастерами в стиле классицизма.
В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на своеобразные колонны в виде герм, стоящих на четырехгранных подставках. Возможно, желанием архитектора использовать эту прекрасную архитектурную деталь старого дворца и было вызвано оформление приемной в ином архитектурном стиле, чем соседние помещения. Всем деталям оформления этой комнаты присуща строгость и стройность форм, характерные для классицизма.
Ожидательная, диванная и приемная императора оформлялись по рисункам Краснова резчиками по дереву Петербургской мебельной фабрики Ф.Ф. Мельцер.
В витрине этого зала — архивные фотографии, запечатлевшие интерьер Парадного кабинета императора (1911 г.). Представлены фотографии обстановки зала в 1945 году, когда он служил спальней Ф. Рузвельту. В экспозиции — фотографии американского президента разных лет, текст его инаугурационной речи, одна из последних прижизненных фотографий 1945 г.
Многие бильярдные в русских дворцах XVIII-XIX вв. часто оформлялись в английском вкусе. В этом дворце в отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века — так называемого стиля Тюдор. В оформлении тюдоровских интерьеров часто применялась сплошная обшивка стен резным деревом. Здесь стены отделаны каштаном. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А.А. Шиллингом.
Потолок производит впечатление деревянного, но это очень искусная роспись масляными красками, имитирующая дерево, выполненная по рельефному прессованному картону. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр, используемых стилем Тюдор исключительно в декоративных целях.
Эту комнату украшает большой массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор теплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и теплой росписью потолка.
В английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций В. Сталин, Ф.-Д. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции — текст коммюнике.
Заключительная страница коммюнике «Единство в организации мира, как и в ведении войны» — в экспозиции зала, а также фотографии: «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции» и знаменитая фотография «Большая тройка» в итальянском дворике.
В кабинете У. Черчилля представлены архивные документы, книги, фильмы о сэре Уинстоне, переданные Ливадийскому дворцу-музею из Архивного центра Черчилля, Британского Совета, семьи Черчилля при помощи Министерства иностранных дел Великобритании и семьи У. Черчилля в 2004 г. Материалы представляют посетителям «великого англичанина». Кабинет У. Черчилля украшает бюст сэра Уинстона, переданный в дар музею его дочерью леди Соумс.
Уникальные книги, альбомы с фотографиями, посвященные «эре Рузвельта», полученные в дар из библиотеки ФДР в Вашингтоне, представлены в кабинете-лаборатории Ф. Рузвельта Ливадийского дворца-музея. Хронологические рамки изданий — 1926-1995 гг. Среди книг — прижизненные издания, сборники статей и выступлений Рузвельта, издававшиеся в США. Большую ценность представляют секретная переписка Рузвельта и Черчилля периода Второй мировой войны, мемуары ближайших сотрудников Рузвельта, книги, написанные членами семьи. Особый интерес предствляют книги участников Крымской конференции.
Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта и кабинет У. Черчилля— уникальная исследовательская база проблем истории, политики, дипломатии.
Историческое значение конференции для мирового сообщества в новых геополитических условиях приобретает все большую актуальность, обращая внимание исследователей к этой проблеме.
Мир продолжает меняться. Для перехода к новому необходимо усвоить уроки прошлого, понять, какими принципами руководствовались лидеры трех держав, принимая на себя «ответственность по сохранению такого мира, который получит одобрение народов всего мира».
Источники:Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. — М.: Вече, 2005.
poluostrov-krym.com
Парадные залы дворца в основном сохранили свою первоначальную отделку. Их пять, так как проектировался и строился дворец для отдыха семьи, а не для официальных приемов. Личные покои царской семьи располагались на втором этаже.
Лестница на второй этаж, в жилые комнаты
Оформление жилых помещений выполняли «согласно приложенным рисункам и образцам дерева из своих материалов и своими рабочими» петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские.
Здесь иной композиционный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Н.П. Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы — майолика, изразцы, облицовочные плитки. Устройство широких арочных проемов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают 2-му этажу особую цельность и выразительность, свойственную модерну.
Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н.П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился связать стилистически декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства — подчинив все единому «лейтмотиву».
Интерьеры 2-го этажа, отделанные в стиле « модерн», сохранившиеся в таком объеме, имеют большую художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения.
В залах 2-го этажа — личных покоях царской семьи — размещена музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
Картины, мебель, фотографии и письма, альбомы, книги и некоторые вещи позволяют рассказать о высочайших приездах в любимое южное имение, некоторых традициях и обычаях жизни на отдыхе, о быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.
Материалы Вводного зала экспозиции рассказывают об истории царского имения «Ливадия», его владельцах. Подлинные чертежи архитектора Н.П. Краснова, эскизы на изготовление мебели и отделку некоторых залов позволяют говорить об особенностях архитектуры здания и оформлении внутренних комнат.
Вводный зал экспозиции "Романовы в Ливадии"
На подлинных фотографиях И. Семенова — некоторые моменты строительства Ливадийского дворца.
«Я в восторге от своего верхнего кабинета!» — воскликнул Николай II, когда увидел его.
В кабинете хорошо найдены пропорции большого помещения с эркером. Этому же подчинено крупное членение панелей и простые объемные формы камина, высеченного из диорита. Плавные, мягкие линии камина соответствуют принципам модерна. Архитектор удачно решает интерьер и в цвете — неполированный диорит бледного серо-зеленого оттенка, темная бронза в обрамлении камина, теплый тон мореного кленового дерева и серая обивочная ткань — все сдержанно и соответствует назначению комнаты и вкусам эпохи модерн: «представлениям о цветовой гамме мужского кабинета».
Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К.В. Зибрехта.
В рабочем кабинете императора — большой кожаный альбом «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества «Ливадия» 1910-11 гг.». Эти фотографии, выполненные в фотоателье И. Семенова в Ялте, — отчет о ходе строительных работ в Ливадии за каждый месяц с начала до окончания строительства.
Подлинные фотографии работы фотоателье К.Е. Гана, Л.И. Иваницкого, К.К. Буллы и других запечатлели приезды семьи в Ливадийское имение, посещение Севастополя, празднование 300-летия Дома Романовых. Серия фотографий с выпускниками военных и казачьих училищ сделана у стен Ливадийского дворца.
Интересны четыре графических листа работы Ф. Горшельда (1829-1871), украшающих кабинет Николая II. Академик батальной живописи лучшие годы своей художественной деятельности посвятил изображению подвигов русского солдата. Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе. В 1861 году Горшельд был приглашен сопровождать прибывшего на театр военных действий Александра II. Пишет для высоких заказчиков и для друзей страницы военной истории.
Привлекает внимание ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых). Дар музею от барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна (графство Лихтенштейн).
Стремясь опочивальню сделать более интимной, создать в ней атмосферу покоя, Краснов проектирует оформить ее панелями и изготовить мебель из белого лакированного дерева. Внутри мебель отделывалась светлым кленом. Центром декоративного оформления комнаты стал камин, обрамленный этажеркой с открытыми полочками и шкафчиками кленового дерева (сохранился). Над камином — зеркало с фацетом. Камин отделан зелеными майоликовыми изразцами, которые оттеняли белизну всего цветового решения комнаты.
Изо всех помещений 2-го этажа можно было выйти на балконы. Из этой комнаты и соседней библиотеки двери ведут на широкий южный балкон, который использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.
Семейные фотографии в спальне Их Императорских Величеств рассказывают об истории семьи Николая II, представляют близких и родственников семьи Романовых. Здесь же экспонируется часть так называемого Драконовского гарнитура, изготовленного в начале XX века.
Для библиотеки Краснов проектирует изготовление из красного дерева трех книжных шкафов с полками, стеклянными и деревянными створками. Шкафы опоясывали комнату, создавая впечатление высоких панелей. Для южного узкого простенка была изготовлена этажерка (в настоящее время третий шкаф отсутствует, чем нарушается художественный образ комнаты, задуманный архитектором).
Обращает на себя внимание серия акварелей австрийского художника Р. Альта (1812-1905). Живописец много путешествовал, посетил Крым, запечатлел архитектурный облик Ливадии 60-х годов XIX века, представив потомкам образ имения, созданного И. Монигетти.
С семьей Романовых были связаны два брата Боткиных, имена которых хорошо известны отечественной науке и культуре. Врач-клиницист Сергей Петрович и Михаил Петрович — академик истории живописи, коллекционер, составитель экспозиции каталога музея Русского искусства Александра III в Петербурге. Работы М.П. Боткина входили в коллекцию живописи семьи Романовых. Пейзаж, украшающий библиотеку, был написан в Массандре, позже ставшей имением Романовых. Из художественной коллекции семьи — и полотно художника Дмитриева «Берег Ливадии»
Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная).
В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев для того чтобы комнаты, предназначенные для императрицы, сделать более светлыми и нарядными (кабинет — ясень, гостиная — светлый клен).
От отделки кабинета остались простые филенчатые панели. На их фоне хорошо выделяется камин, облицованный кафельными белыми плитками и обрамленный этажеркой из ясеневого дерева. В верхней части этажерки вмонтировано овальное зеркало, формы которого соответствуют стилю модерн.
Рабочий кабинет императрицы
Из этой комнаты можно было спуститься в парк по наружной лестнице, которая с балкона — бельведера ведет к восточному фасаду.
В комнатах Александры Федоровны привлекают внимание нежные акварели Ф. Волкова. Такие произведения члены семьи Романовых приобретали на вернисажах, отдавая предпочтение реалистическому пейзажу. Императрица Мария Федоровна, пополняя семейное собрание живописи, часто приобретала акварели Альберта Бенуа. Лирические пейзажи соответствовали вкусам времени.
Характерными для периода модерна были и литографии, также украшающие семейные покои, сюжеты которых художники черпали в мифологии, Евангелии. Это «Мадонна-Утешительница» (1877 г.), «Мадонна с ангелами» (1889 г.), созданные В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и др.
Привлекает внимание акварель работы придворной художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии» и полотно И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.»
Серия подлинных фотографий в рабочем кабинете императрицы запечатлела благотворительные базары, которые традиционно устраивали во время пребывания царской семьи в Ялте с обязательным участием самой Александры Федоровны и великих княжон.
Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная императрицы, где классическим колоннам придана своеобразная форма, соответствующая стилю модерн. Теплый тон шелковистой текстуры кленового дерева, красивые детали в декоре создают радостную атмосферу.
Будуар императрицы украшают радующие взор «Ливадийские розы», «Ливадийская глициния» работы М. Шнейдер. Представлены рояль немецкой фирмы «Беккер», заказанный для комнат Александры Федоровны, и трехстворчатый шкаф, дверцы которого декорированы стеклянными вставками. Ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе, — характерный образец разработки стилистики модерна начала XX века.
Оформление комнаты выполнялось мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга, использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой, напротив него — буфетный шкаф с оригинальными резными деталями. Панели простых форм с крупными членениями.
Отделка дубом выполнена петербургской фабрикой «Венской мебели Якова и Иосифа Кон».
В комнатах великих княжон — на четырех акварелях уголки Ливадийского парка (работы дочерей Николая II — Татьяны и Ольги и работы их учителя Н.П. Краснова).
Представлен сохранившийся мебельный гарнитур, выполненный мастерами фабрики Ф. Тарасова. Стены украшают литографии с картин русских художников и фотографии, на которых прогулки и купания, проказы и шалости, минуты умиротворения и счастья. Выполненные официальными фотографами и членами царской семьи, они запечатлели беззаботные лица детей, счастливую домашнюю атмосферу, радость от встречи с «милой Ливадией».
Органично вписались в интерьер, украшая жилые комнаты царской семьи, фотографии и книги, письма, альбомы, картины и вещи: дополняя друг друга, они позволяют понять и воссоздать отдельные события, почуствовать настроение, характеры, привязанности членов царской семьи, их «тоску по Крыму», которая оставалась всегда.
Еще одна классная великих княжон, их спальни, гостиная, большая гостиная следуют далее по коридору. В этих помещениях — художественный отдел, где экспонируются периодически сменяемые художественные выставки.
В одном из залов — постоянная экспозиция коллекции «Воспоминание о Крыме» ялтинского живописца Якова Александровича Басова (1914-2004). 87 великолепных акварелей были переданы в дар музею в 1999 году.
Классная великих княжон
Источники:Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. — М.: Вече, 2005.
www.poluostrov-krym.com
Интерьеры второго этажа Ливадийского дворца создавались и оформлялись в полном соответствии со всеми требованиями новой архитектуры модерна. Это проявилось и в их планировке, и особенно в отделке, которая частично сохранилась до наших дней. Краснов пытался жилым комнатам второго этажа придать более интимный характер.
Парадные залы дворца в основном сохранили свою первоначальную отделку. Их пять, так как проектировался и строился дворец для отдыха семьи, а не для официальных приемов. Личные покои царской семьи располагались на втором этаже.
Оформление жилых помещений выполняли «согласно приложенным рисункам и образцам дерева из своих материалов и своими рабочими» петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские.
Здесь иной композиционный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Н. П. Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы — майолика, изразцы, облицовочные плитки. Устройство широких арочных проемов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают 2-му этажу особую цельность и выразительность, свойственную модерну.
Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н. П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился связать стилистически декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства — подчинив все единому «лейтмотиву».
Интерьеры 2-го этажа, отделанные в стиле «модерн», сохранившиеся в таком объеме, имеют большую художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения.
В залах 2-го этажа — личных покоях царской семьи — размещена музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».
Картины, мебель, фотографии и письма, альбомы, книги и некоторые вещи позволяют рассказать о высочайших приездах в любимое южное имение, некоторых традициях и обычаях жизни на отдыхе, о быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.
Материалы Вводного зала экспозиции рассказывают об истории царского имения «Ливадия», его владельцах. Подлинные чертежи архитектора Н. П. Краснова, эскизы на изготовление мебели и отделку некоторых залов позволяют говорить об особенностях архитектуры здания и оформлении внутренних комнат. На подлинных фотографиях И. Семенова — некоторые моменты строительства Ливадийского дворца.
«Я в восторге от своего верхнего кабинета!» — воскликнул Николай II, когда увидел его.
В кабинете хорошо найдены пропорции большого помещения с эркером. Этому же подчинено крупное членение панелей и простые объемные формы камина, высеченного из диорита. Плавные, мягкие линии камина соответствуют принципам модерна. Архитектор удачно решает интерьер и в цвете — неполированный диорит бледного серо-зеленого оттенка, темная бронза в обрамлении камина, теплый тон мореного кленового дерева и серая обивочная ткань — все сдержанно и соответствует назначению комнаты и вкусам эпохи модерн: «представлениям о цветовой гамме мужского кабинета».
Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К. В. Зибрехта.
В рабочем кабинете императора — большой кожаный альбом «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества «Ливадия» 1910–11 г.». Эти фотографии, выполненные в фотоателье И. Семенова в Ялте, — отчет о ходе строительных работ в Ливадии за каждый месяц с начала до окончания строительства.
Подлинные фотографии работы фотоателье К. Е. Гана, Л. И. Иваницкого, К. К. Буллы и других запечатлели приезды семьи в Ливадийское имение, посещение Севастополя, празднование 300-летия Дома Романовых. Серия фотографий с выпускниками военных и казачьих училищ сделана у стен Ливадийского дворца.
Интересны четыре графических листа работы Ф. Горшельда (1829–1871), украшающих кабинет Николая II. Академик батальной живописи лучшие годы своей художественной деятельности посвятил изображению подвигов русского солдата. Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе. В 1861 году Горшельд был приглашен сопровождать прибывшего на театр военных действий Александра II. Пишет для высоких заказчиков и для друзей страницы военной истории.
Привлекает внимание ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых). Дар музею от барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна (графство Лихтенштейн).
Стремясь опочивальню сделать более интимной, создать в ней атмосферу покоя, Краснов проектирует оформить ее панелями и изготовить мебель из белого лакированного дерева. Внутри мебель отделывалась светлым кленом. Центром декоративного оформления комнаты стал камин, обрамленный этажеркой с открытыми полочками и шкафчиками кленового дерева (сохранился). Над камином — зеркало с фацетом. Камин отделан зелеными майоликовыми изразцами, которые оттеняли белизну всего цветового решения комнаты.
Изо всех помещений 2-го этажа можно было выйти на балконы. Из этой комнаты и соседней библиотеки двери ведут на широкий южный балкон, который использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.
Семейные фотографии в спальне Их Императорских Величеств рассказывают об истории семьи Николая II, представляют близких и родственников семьи Романовых. Здесь же экспонируется часть так называемого Драконовского гарнитура, изготовленного в начале XX века.
Для библиотеки Краснов проектирует изготовление из красного дерева трех книжных шкафов с полками, стеклянными и деревянными створками. Шкафы опоясывали комнату, создавая впечатление высоких панелей. Для южного узкого простенка была изготовлена этажерка. (В настоящее время третий шкаф отсутствует, чем нарушается художественный образ комнаты, задуманный архитектором).
Обращает на себя внимание серия акварелей австрийского художника Р. Альта (1812–1905). Живописец много путешествовал, посетил Крым, запечатлел архитектурный облик Ливадии 60-х годов XIX века, представив потомкам образ имения, созданного И. Монигетти.
С семьей Романовых были связаны два брата Боткиных, имена которых хорошо известны отечественной науке и культуре. Врач-клиницист Сергей Петрович и Михаил Петрович — академик истории живописи, коллекционер, составитель экспозиции каталога музея Русского искусства Александра III в Петербурге. Работы М. П. Боткина входили в коллекцию живописи семьи Романовых. Пейзаж, украшающий библиотеку, был написан в Массандре, позже ставшей имением Романовых. Из художественной коллекции семьи — и полотно художника Дмитриева «Берег Ливадии».
Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная).
В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев, для того чтобы комнаты, предназначенные для императрицы, сделать более светлыми и нарядными (кабинет — ясень, гостиная — светлый клен).
От отделки кабинета остались простые филенчатые панели. На их фоне хорошо выделяется камин, облицованный кафельными белыми плитками и обрамленный этажеркой из ясеневого дерева. В верхней части этажерки вмонтировано овальное зеркало, формы которого соответствуют стилю модерн.
Из этой комнаты можно было спуститься в парк по наружной лестнице, которая с балкона — бельведера ведет к восточному фасаду.
В комнатах Александры Федоровны привлекают внимание нежные акварели Ф. Волкова. Такие произведения члены семьи Романовых приобретали на вернисажах, отдавая предпочтение реалистическому пейзажу. Императрица Мария Федоровна, пополняя семейное собрание живописи, часто приобретала акварели Альберта Бенуа. Лирические пейзажи соответствовали вкусам времени.
Характерными для периода модерна были и литографии, также украшающие семейные покои, сюжеты которых художники черпали в мифологии, Евангелии. Это «Мадонна-Утешительница» (1877 г.), «Мадонна с ангелами» (1889 г.), созданные В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и др.
Привлекает внимание акварель работы придворной художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии» и полотно И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.»
Серия подлинных фотографий в рабочем кабинете императрицы запечатлела благотворительные базары, которые традиционно устраивали во время пребывания царской семьи в Ялте с обязательным участием самой Александры Федоровны и великих княжон.
Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная императрицы, где классическим колоннам придана своеобразная форма, соответствующая стилю модерн. Теплый тон шелковистой текстуры кленового дерева, красивые детали в декоре создают радостную атмосферу.
Будуар императрицы украшают радующие взор «Ливадийские розы», «Ливадийская глициния» работы М. Шнейдер. Представлены рояль немецкой фирмы «Беккер», заказанный для комнат Александры Федоровны, и трехстворчатый шкаф, дверцы которого декорированы стеклянными вставками. Ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе, — характерный образец разработки стилистики модерна начала XX века.
Оформление комнаты выполнялось мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга, использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой, напротив него — буфетный шкаф с оригинальными резными деталями. Панели простых форм с крупными членениями.
Отделка дубом выполнена петербургской фабрикой «Венской мебели Якова и Иосифа Кон».
В комнатах великих княжон — на четырех акварелях уголки Ливадийского парка. (Работы дочерей Николая II — Татьяны и Ольги и работы их учителя Н. П. Краснова.)
Представлен сохранившийся мебельный гарнитур, выполненный мастерами фабрики Ф. Тарасова. Стены украшают литографии с картин русских художников и фотографии, на которых прогулки и купания, проказы и шалости, минуты умиротворения и счастья. Выполненные официальными фотографами и членами царской семьи, они запечатлели беззаботные лица детей, счастливую домашнюю атмосферу, радость от встречи с «милой Ливадией».
Органично вписались в интерьер, украшая жилые комнаты царской семьи, фотографии и книги, письма, альбомы, картины и вещи: дополняя друг друга, они позволяют понять и воссоздать отдельные события, почувствовать настроение, характеры, привязанности членов царской семьи, их «тоску по Крыму», которая оставалась всегда.
Еще одна классная великих княжон, их спальни, гостиная. Большая гостиная следуют далее по коридору. В этих помещениях — художественный отдел, где экспонируются периодически сменяемые художественные выставки.
В одном из залов — постоянная экспозиция коллекции «Воспоминание о Крыме» народного художника Украины ялтинского живописца Якова Александровича Басова (1914–2004). 87 великолепных акварелей были переданы в дар музею в 1999 году.
И конечно, к вечной выставке — всегда восхитительному крымскому пейзажу — обращает живописность места.
«Богатство Ливадии в сочной зелени трав и лесов»,— писал в своих «Очерках Крыма» писатель середины XIX века Е. Марков. Это богатство и служит естественным вечнозеленым обрамлением архитектурного ансамбля. Дворец, здания и памятники архитектуры малых форм расположены в центре старейшего на Южном берегу Ливадийского парка.
Разбитый в характерном для конца XVIII — начала XIX столетия пейзажном стиле известным садоводом Делингером в 30–40-е годы XIX века, парк неоднократно реконструировался. Он обогащался новыми видами экзотических растений, но не утратил первоначального характера своей ландшафтной планировки.
Основой парка послужил естественный крымский горный лес. Живописно подобранные группы экзотических растений были удачно введены в природу Ливадии, облагородив ее: голубые атласские ели, секвойи, Канарские ели, пинии, магнолии, тисы.
Оформлению пейзажного парка свойственны контрасты. За каждым поворотом парковой дорожки и тропинки — новый вид: солнечная полянка рядом с густыми зарослями. Группа густо растущих деревьев и неожиданный вид на море, горы. Живописные морские виды, открывающиеся с разных тропинок и мест парка, пожалуй, одно из главных очарований этого удивительного уголка природы.
Вблизи дворца парк разбит в регулярном стиле. Дорожки оформлены подстриженными кустами буксуса, лавра, туи. Своеобразие и особую прелесть придают парку скамейки и вазы, мраморные столики и фонтаны, подпорные стены с вьющимися глициниями и розами, беседки.
Перед дворцом — итальянский фонтан. Гармоничное единение дворцовой архитектуры и скульптуры малых форм позволяет говорить о дворце и парке как о едином архитектурно-художественном ансамбле — одном из самых удивительных и ярких украшений Южного берега Крыма, гордости нашей отечественной архитектуры.
jalita.com
В имении в Ливадии отдыхало три поколения Романовых. Здесь же был открыт первый санаторий для крестьян (1925-74 г.) В Ливадийском дворце проводилась Крымская конференция 1945 года.
В 1834 году Ливадия (лужайка греч.) приобретена у греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти польским магнатом Львом Севериновичем Потоцким. Тогда же по по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом. Первым владельцем из Дома Романовых этого имения стал Александр II.
Он покупает его у польского графа в 1861 году. Имение приобретает статус летней императорской резиденции. По проекту Монигетти вместо старой постройки возводится Большой дворец, а также Малый дворец для наследника - Александра III.
Тогда же строятся Крестовоздвиженская церковь и Свитский дом. 20 октября 1894 году во время отдыха в Ливадии умирает Александр III.
Уже в начале XX века при Николае II Большой дворец приходит в ветхое состояние. Его сносят до основания и на его месте закладывается новое здание. Руководит работами ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов. Он возводит новый дворец за 17 месяцев. Строительство завершается в 1911 году.
Дворец был построен из природного крымского инкерманского камня в стиле "Итальянского Ренессанса". В основание дворца были забиты 1054 бетонные сваи, которые были покрыты железо-бетонной подушкой для будущего фундамента. Во время строительства были проведены: вода, отопление, электричество, сооружен лифт.
При входе во дворец располагается портик, состоящий из трех арок, операющийся на спаренные белые колонны. На медальонах на портике высечены вензеля - это начальные буквы всех имен царской семьи Николая II.
Входная дверь во дворец выполнена из дуба в мраморной оправе. Под короной написан девиз:"С нами богъ" и изображен герб Дома Романовых. Вдоль стен установлены итальянские скамьи с резными спинками и подлокотниками в виде грифонов. Стены украшают металлические флорентийские фонари и вазы из уральской яшмы.
Интерьеры Ливадийского дворца можна условно разделить по пренадлежности на две группы:
Первый этаж
Начнем мы знакомство с историей дворца с первого этажа, на котором представлены экспонаты относящиеся к Крымской (Ялтинской) конференции.
Круглый стол, за котором проходили совещания во время Крымской конференции 1945 года (реконструкция 1974 года). В оформлении вестибюля использованы архитектурные формы стиля возрождения.
Элементы камина вестибюля представлены на этой фотографии.
Площадь Белого зала 218 квадратных метров, высота потолков 7.5 метров. Во времена, когда во дворце жила семья Николая II это была царская парадная столовая. Здесь устраивались балы, приемы, обеды. В этом зале справляла свое 16-летие старшая дочь Николая II - Ольга. А чуть позже Императрица Александра Федоровна справляла здесь свое сороколетие.
Как известно, в Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 года проходила Крымская конференция руководителей трех союзных держав - Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталина, Президета США Франклина Д. Рузвельта и Премьер-Министра Великобритании Уинстона Черчиля. Восемь пленарных заседаний прошли в Белом парадном зале дворца.
Во время конференции в стенах Ливадийского дворца располагалась делегация Соединенных Штатов, в Воронцовском дворце - делегация Великобритании, а делегация СССР в Юсуповском дворце. Все заседания проводились в этом зале за круглым столом, который находится в вестибюле дворца.
Как уже говорилось во дворец во время строительства было подведено электричество. Чтобы не загромождать светильниками внутреннее убранство зала архитектор решает спрятать около 300 лампочек под карнизом по всему периметру лепного потолка.
Используют этот зал и сейчас для различных саммитов и крупных заседаний.
Три зала во время Крымской конференции были отведены Американской делигации. Во времена царствования Николая II эта комната носила название "Парадная ожидательная". В этой комнате ожидали аудиенции царя. При оформлении этого зала архитектор использовал принцип "контраста". Поэтому после "Парадного" светлого зала эта комната достаточно темная. При оформлении наличников дверей, потолка и стен "Ожидательной" были использованы элементы из орехового дерева. На потолке кабинета весит люстра из цветного венецианского стекла.
В 1945 году здесь находился рабочий кабинет Ф. Рузвельта. В нем состоялись две встречи глав делигаций США и СССР - Ф. Рузвельта и И. Сталина. 4 февраля состоялась приветственная встреча, т.к. И. Сталин не смог встретить Ф. Рузвельта на Сакском аэродроме. А 8 февраля был рассмотрен "Дальневосточный вопрос".
Выполнен в строгом стиле жакоб. Зеркала, двери и диваны отделаны красным деревом, которое прекрасно сочетается с золотистой тканью, использованной для отделки верха стен.
Хрустальная и позолоченная люстра отлично подходит под рельефный орнамент потолка.
Для более удобного чтения книг, специально для императора, было изготовлено кресло с пюпитром, выполненное по проекту Краснова. Из старого дворца в парадный кабинет был привезен камин из белого мрамора, который подчеркнул стилистическое отличие этой комнаты от всех остальных.
Царская бильярдная. К сожалению бильярд не сохранился. Этот зал был выполнен в английском стиле. Сейчас здесь воссоздана обстановка 11 февраля 1945 года, когда Франклин Рузвельт в этой комнате давал свой прощальный завтрак. Стены от пола до потолка обшиты крымским каштановым деревом. Потолок бильярдной сделан из папье-маше, расписанное масляными красками. Камин в бильярдной выполнен из бледно-розового мрамора, декорированный инициалами Николая II.
Арабский дворик выполняет функцию светового колодца, обеспечивая освещение определенных комнат и коридоров дворца. Этот дворик украшен майоликовыми панно с традиционным восточным орнаментом. На клумбе в этом дворике росли любимые цветы Императрицы.
Второй этаж
В 1913 году семья Николая II праззднует юбилей - 300-летие Дома Романовых. По случаю этой даты персидский Шах дарит Императору ковер уникальной ручной работы. После революции ковер исчезает из дворца. В течении десятилетий о ковре ничего не было известно. И только в 1980 году Юлиан Семенов, разыскивая "Янтарную комнату" обнаружил его на одном из аукционов в Германии. Он уговорил своего друга барона Эдуарда Фальц-Фейна выкупить ковер. В 1994 году, когда дворец получил статус музея в торжественной обстановке барон вручил ковер сотрудникам музея.
Это самая красивая комната на втором этаже. Поэтому здесь так любили собираться члены царской семьи. При ее отделки использовался клен, этот материал добавлял шарма гостиной. На фотографии вы можете видеть рояль фирмы "Becker". На нем нередко играла Императрица. Также дочь Николая II Ольга аккомпонировала себе при исполнении романсов (у нее было очень красивое сопрано).
Царская семья предпочитала собираться за этим столом. Стол раскладывается. Здесь обсуждались все семейные вопросы. При отделке столовой использовалось тисовое дерево.
Во дворце вместе с детьми находились и их учителя. Одним из них был удостоен чести быть архитектор Ливадийского дворца Николай Петрович Краснов. Он преподавал у детей рисование.
На рисунке одна из работ его подопечных. А далее на фотографии классная доска, на которой сохранился один из уроков по чистописанию.
krymair.ru
Экскурсия по Ливадийскому дворцу занимает около часа, стоит 70 гривень с человека (+50 за фотографирование), и проходит примерно через 2/5 всех комнат дворца. На первом этаже рассказывают о Ялтинской конференции 1945 года, на втором - об истории пребывания в Ливадии Николая II и его семьи.
Беготня в толпе по полутёмным комнатам - не самые лучшие условия для того, чтобы сделать серию красивых фотографий. Но Алёнка всё же постаралась ;)
Первая комната, которая встречает экскурсантов - это вестибюль. Здесь стоит стол, за которым совещались Сталин, Черчилль и Рузвельт в 1945 г.
Справа от вестибюля - парадная столовая. В столовой проходили основные заседания Ялтинской конференции, и сейчас здесь также проходят всякие международные встречи. Мы попали на какую-то съёмочную группу, которая активно перетаскивала сюда с улицы своё оборудование, и потому нашу группу в столовую не пустили...
Камин в вестибюле.
Переходим в ожидательную. Здесь всё обшито красным бархатом и отделано деревом. Во время Ялтинской конференции эта комната служила приёмной президента США Рузвельта: на этом диванчике фотографировались Сталин и Рузвельт.
Камин в ожидательной.
Лампа венецианского стекла.
Следующая комната - это приёмный кабинет. Здесь стены отделаны красным деревом....
... над камином установлено огромное зеркало, рядом - мейсенская фарфоровая ваза XIX в. Во время Ялтинской конференции в приёмном кабинете была спальня Рузвельта. Экспозиция комнаты посвящена пребыванию в Ливадии американской делегации - в витринах письма и фотографии.
Потолок и люстра.
Рядом с кабинетом - бильярдная, во время Ялтинской конференции служившая столовой Рузвельта. Именно здесь прошло подписание итоговых документов конференции, и именно отсюда Сталин, Черчилль и Рузвельт вышли в Итальянский дворик, чтобы сделать серию фотографий...
Камин.
Потолок, расписанный масляными красками.
Оконная ручка.
Коридор 1 этажа.
Лестница на 2 этаж.
Рабочий кабинет Императора на 2 этаже. Из окон видно парк и море...
Камин, портреты отца и деда, и персидский ковёр с изображением самого хозяина кабинет с женой и наследником (1913 г., подарок к 300-летию Дома Романовых от персидского шаха).
Ковёр.
Кресло.
Спальня Их Императорских Величеств на втором этаже. Камин с этажерками и старые напольные часы.
Кресла.
Книжный шкаф в будуаре Императрицы.
Патефон.
Часы из библиотеки.
Семейная столовая. Шкаф закрывает проход в классную комнату дочерей Николая II. На стенах - репродукции картин и коллекция фотографий из царских фотоальбомов.
Камин.
На столе - повседневная посуда.
Фотографии девочек на каминной полке.
Классная комната Великих Княжон. Здесь учились дочки Николая II. Например, рисование им преподавал архитектор дворца Николай Краснов. По стенам развешаны их работы и фотографии, в шкафу - коллекция фарфоровых фигурок.
Над столиком - самая знаменитая фотография царской семьи, сделанная в Ливадии. На ней они счастливы, и даже не подозревают о том, что им самим и их империи осталось жить всего несколько лет...
Рисунки дочерей Николая II.
serguntius.livejournal.com
Полный фотоотчет смотрите в альбоме.
bellezza-storia.livejournal.com
В оформлении интерьеров Ливадийского дворца применены элементы различных стилевых направлений — своеобразная дань моде начала XX в.
С парадными залами дворца связана работа исторической Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном зале прошли 8 пленарных заседаний.
Сталин, Рузвельт и Черчилль определили позиции СССР, США, и Великобритании в условиях окончания войны и основы мирового порядка, просуществовавшего почти всю вторую половину XX века.
В Коммюнике конференции державы антигитлеровской коалиции заявили, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединенных наций.
Участники Крымской конференции приняли «Декларацию об освобожденной Европе». Союзники провозгласили «согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами», а У. Черчилль, покидая Крым, заявил: «С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и авторитетно, чем когда-либо раньше».
Решения, принятые в Ливадийском дворце за круглым столом переговоров, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами.
В оформлении вестибюля использованы архитектурные формы стиля возрождения. Светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина, стройные колонны и канелюрованные пилястры, завершающиеся пышной капителью коринфского ордера, — все это создает ощущение торжественности и праздничности. Разнообразно варьирующиеся и вплетающиеся в орнамент гирлянды цветов и фруктов, розетты и картуши, раковины и фигурки дельфинов характерны для декора стиля возрождения.
В вестибюле представлен круглый стол (реконструкция 1974 года) из Белого зала. За таким столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании. Экспонируется фотография 1945 года — один из рабочих моментов конференции.
Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими достижениями техники, декоративное оформление — все подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна — созданию особой эстетической среды, особого мира, «возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник».
Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 м2, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лампочек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.
С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителя ми коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).
Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.
В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу.
Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.
В Белом зале — обстановка, в которой с 1999 года проходят в Ливадии крупные международные политические мероприятия.
В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.
Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что «отведенные помещения обеспечивают размещение делегации».
Парадные залы Дворца — бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.
Особая торжественность и праздничность характерны для оформления вестибюля и Белого зала дворца. Они решены архитектором в одном образном ключе. Оформление других парадных комнат Краснов строит на зрительных контрастах. Рядом со светлым вестибюлем расположена комната (ранее «ожидательная»), в отделке которой применен темный орех.
Для стиля возрождения характерны светлые тона в декоре интерьеров. Здесь же при использовании некоторых орнаментальных деталей, типичных для ренессанса, темный тон дерева и драпировочной ткани придал сдержанное цветовое решение помещению. Кроме того, масштабность декоративных деталей оформления массивные рельефные кронштейны. Полочки иного характера входят в сложное обрамление камина деревом. Все это выполнялось мастерами петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера.
На фоне крупных рельефных форм деревянной отделки комнаты, выдержанной в темных тонах, особенно хрупкой и прозрачной кажется люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.
Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. Здесь он облицован мрамором темно-зеленого оттенка, который хорошо сочетается с блестящей бронзовой обкладкой камина и теплым тоном деревянного декора помещения. Музейная экспозиция этого зала частично воссоздает обстановку 1945 года.
Помещение служило рабочим кабинетом президенту Ф. Рузвельту в период работы Крымской конференции.
Экспонируется фотография двух лидеров — И. В. Сталина и Ф. Рузвельта, выполненная 8 февраля 1945 года в кабинете руководителя американской делегации. В витрине — архивные фотографии: интерьер царской ожидательной (1911 г.) и обстановка рабочего кабинета американского президента Ф. Рузвельта (1945 г.).
В диванной находят свое развитие те же элементы стиля возрождения. Из орехового дерева сделаны высокие панели, филенки которых завершаются сочными резными раковинами, преддиванные тумбочки украшены богатым растительным орнаментом. Когда-то в диванной находились и кассоне — своеобразные итальянские сундуки, в основном предназначавшиеся для хранения приданого.
После этих сложных и немного тяжеловесных декоративных форм особенно четкими и облегченными кажутся прямые, строгие линии в оформлении бывшей приемной.
Здесь в отделке применен иной стиль, иные формы и материалы. Это стиль жакоб — разновидность ампира — позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттененное бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетался с золотистой шелковой тканью, которой был затянут верх стен. Художественное решение потолка с легким рельефом и графическим орнаментом завершается прекрасной люстрой из позолоченной бронзы и хрустального стекла, выполненной русскими мастерами в стиле классицизма. В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на своеобразные колонны в виде герм, стоящих на четырехгранных подставках. Возможно, желанием архитектора использовать эту прекрасную архитектурную деталь старого дворца и было вызвано оформление приемной в ином архитектурном стиле, чем соседние помещения. Всем деталям оформления этой комнаты присуща строгость и стройность форм, характерные для классицизма.
Ожидательная, диванная и приемная императора оформлялись по рисункам Краснова резчиками по дереву Петербургской мебельной фабрики Ф. Ф. Мельцер.
В витрине этого зала — архивные фотографии, запечатлевшие интерьер Парадного кабинета императора (1911 г.). Представлены фотографии обстановки зала в 1945 году, когда он служил спальней Ф. Рузвельту. В экспозиции — фотографии американского президента разных лет, текст его инаугурационной речи, одна из последних прижизненных фотографий 1945 г.
Многие бильярдные в русских дворцах XVIII–XIX вв. часто оформлялись в английском вкусе. В этом дворце в отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века — так называемого стиля Тюдор. В оформлении тюдоровских интерьеров часто применялась сплошная обшивка стен резным деревом. Здесь стены отделаны каштаном. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А. А. Шиллингом. Потолок производит впечатление деревянного, но это очень искусная роспись масляными красками, имитирующая дерево, выполненная по рельефному прессованному картону. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр, используемых стилем Тюдор исключительно в декоративных целях. Эту комнату украшает большой массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор теплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и теплой росписью потолка.
В английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций И. В. Сталин, Ф.-Д.. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции — текст коммюнике. Заключительная страница коммюнике «Единство в организации мира, как и в ведении войны» — в экспозиции зала, а также фотографии: «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции» и знаменитая фотография «Большая тройка» в итальянском дворике.
В кабинете У. Черчилля представлены архивные документы, книги, фильмы о сэре Уинстоне. Переданные Ливадийскому дворцу-музею из Архивного центра Черчилля, Британского Совета, семьи Черчилля при помощи Министерства иностранных дел Великобритании и семьи У. Черсилля в 2004 г. Материалы представляют посетителям «великого англичанина». Кабинет У. Черчилля украшает бюст сэра Уинстона, переданный в дар музею его дочерью леди Соумс.
Уникальные книги, альбомы с фотографиями, посвященные «эре Рузвельта», полученные в дар из библиотеки ФДР в Вашингтоне, представлены в КАБИНЕТЕ-ЛАБОРАТОРИИ Ф. РУЗВЕЛЬТА Ливадийского дворца-музея. Хронологические рамки изданий — 1926–1995 гг. Среди книг — прижизненные издания, сборники статей и выступлений Рузвельта, издававшиеся в США. Большую ценность представляют секретная переписка Рузвельта и Черчилля периода Второй мировой войны, мемуары ближайших сотрудников Рузвельта, книги, написанные членами семьи. Особый интерес представляют книги участников Крымской конференции.
Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта и кабинет У. Черчилля — уникальная исследовательская база проблем истории, политики, дипломатии.
Историческое значение конференции для мирового сообщества в новых геополитических условиях приобретает все большую актуальность, обращая внимание исследователей к этой проблеме.
Мир продолжает меняться. Для перехода к новому необходимо усвоить уроки прошлого, понять, какими принципами руководствовались лидеры трех держав, принимая на себя «ответственность по сохранению такого мира, который получит одобрение народов всего мира».
jalita.com
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений