Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Линейная перспектива интерьер


Урок ИЗО по теме "Перспектива в интерьере. В гостях у сказки". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Цели: закрепить ранее полученные знания об интерьере и линейной перспективе; развивать навыки работы различными художественными материалами; прививать художественный вкус; использовать игровую форму урока, способствующую развитию воображения и фантазии.

Оборудование урока:

  • для учителя – методические пособия по линейной перспективе, иллюстрации к сказкам с изображением сказочных героев на фоне интерьера; педагогический рисунок комнаты.
  • Для учащихся – индивидуальный рабочий альбом по изобразительному искусству “Путешествие в страну Фантазии”, или бумага формата А-3, краски или цветные карандаши и фломастеры, кисти, стакан с водой.

Словарь: Интерьер, линейная перспектива.

Этапы урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Объяснение новой темы- 15 мин.
  3. Практическая работа - 25 мин.
  4. Итог урока - 3 мин.

Ход урока

Презентация.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое перспектива и интерьер. Используя фантазию и воображение, превратим обычный интерьер в сказочный.

III. Сообщение теоретических сведений.

Так что же такое перспектива?

Перспектива – это точная наука о передаче глубины и пространства на плоскости. 

Существует два вида перспективы – линейная и воздушная. Воздушная перспектива – это изменение цвета по мере удаления. 

Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются. Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую. (слайд №2) 

Теперь перейдём к интерьеру. Что называется интерьером? Интерьером называется внутренний вид помещения в целом или отдельных его частей. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Слово "интерьер" с французского переводят как "внутри". Интерьер имеет три измерения: высоту, ширину, глубину. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи.

В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера: 

Первый план крупный, чёткий. 

2. Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта.

3. Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой.

Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. (слайд № 3)

Что такое линия горизонта?

В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате? 

Линия горизонта – это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились. 

Интерьер разделяют на: фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены: левую, центральную и правую, а также – пол и потолок. 

Параллельные линии в перспективе сойдутся в одну точку схода.

Художник в композиционном решении картины может изменять высоту линии горизонта и главную точку картины (влево или вправо от центра картины). Если точка зрения находится в центре картины - изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если же точка зрения расположена справа или слева от центра картины - изображение называется боковой фронтальной перспективой.

 - Что называется фронтальной перспективой интерьера? Перспективное изображение интерьера, у которого одна из стен расположена параллельно картинной плоскости, называется фронтальной перспективой.

Для того чтобы узнать интерьер какого сказочного персонажа мы будем рисовать отгадайте загадку, которую придумала ученица нашей школы Завьялова Софья: (слайд №7)

Волшебница-старушка, Живет в лесу в избушке, Избушка не простая, Но жаль, что не летает. На двух ногах избушка И ходит по опушке. И счастлива старушка, Живя в такой избушке! (Баба-яга)

Правильно, ребята! Сегодня мы будем рисовать интерьер избушки на курьих ножках, в котором живет Баба-яга.

IV. Педагогический рисунок.

1.Построение комнаты с использованием линии горизонта и одной точки схода.

2. Характерные особенности деревянной избы (прорисовка бревенчатых стен, деревянного пола и потолка)

V. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами старинные и современные предметы интерьера ( стол, стул, лавка, табурет, зеркало, кровать, ковер, печь, ступа и помело, сундук, часы с кукушкой). Расположите их правильно в избе сказочного персонажа, придав интерьеру старинный или современный вид. Можно придумать и добавить свои предметы, а также нарисовать главного персонажа в интерьере.

Задание по перспективе в интерьере “В гостях у сказки” ученики выполняют в рабочем альбоме “Путешествие в страну фантазии” или на листе бумаги формата А-3, используя карандаши, фломастеры или краски по выбору.

VI. Итог урока.

Выставка и оценка работ учащихся.

Домашнее задание: Нарисуйте на большом листе бумаги свою комнату. Расположите предметы правильно, используя линейную перспективу.

Желаю успеха!

Список используемой литературы и дидактического материала.

1. Арнина Н.Л. “Уроки прекрасного”.

2. Кузин В.С. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе” . Москва “Агар” 1998 год.

3. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте”, психологический очерк.

4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с., ил. - /Серия: "Вместе учимся, играем"/. 

5. Эльконин Д.Б. “Психология игры”. М.: Педагогика, 1978. 

6. Русские народные сказки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Основы перспективы

Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.

«Перспектива» (от латинского «perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть». Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертаний видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертаний можно обвести жировым карандашом, тушью или другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Архитектор Филиппо Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например, Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видения натуры на основе перспективы А.Г.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира
Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры, так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективой и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера. Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомером, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова: «Сила художника в знании. Творчество без знания — тля».

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно. Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а также ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Нужно учиться убедительно изображать предметы в соответствии с зрительным восприятием видимых форм в пространстве
Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Основные законы линейной перспективы должны помогать наблюдательной перспективе (глазомеру)

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рисунке слева, в левой части его геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Элементы наблюдательной перспективы

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде. Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла — тупыми и два — острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее. Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенной виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, который никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокрашению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце — сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Общие законы линейной перспективы

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как
  1. линия горизонта,
  2. линия схода,
  3. точка схода,
  4. картинная плоскость.
На рисунке с рельсами наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Перспективные изображения предметов на плоскости

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу — больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы:

  • параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке.
Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить еще одно важное правило:

  • горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта..
При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения — горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. — всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.

  • Перспективный горизонт — это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.
Перед нами изображаемый предмет — куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба.

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие — к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

Ниже изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стенок другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию — ось стены, которая делит стену пополам.

Обратим внимание на следующий дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу).

А следующий дом просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.

На рисунке ниже изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

На другом рисунке интерьера видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30-35 градусов. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода.

Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективног «сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких — на уровне глаз стоящего человека.

На рисунке ниже показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема. В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

Ниже показано упражнение по развитию объемно-пространственных представлений и навыков перспективного изображения предметов на плоскости:

Сайт как научиться рисовать

paintmaster.ru

Перспектива в рисовании, основы - Кошкина Анна

Это вводный урок по перспективе в рисовании. Урок рисования перспектива, поможет новичкам освоить закономерности перспективы.

Задача видеоурока: Узнать что такое перспектива в рисовании, зачем она нужна, на какие виды делится. Узнать, что такое фронтальная и угловая перспектива. Освоить основные правила линейной и воздушной перспективы, без которых невозможно грамотное рисование.

Этот урок и статья - рисование перспективы, знакомит зрителей и читателей с законами перспективы.

скачать весь урок

Основные правила перспективы.

Само слово перспектива переводится с латыни  как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными). Перспектива нам нужна для того чтобы изображать предметы реалистически.

Перспектива делится на линейную и воздушную. Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Законы линейной перспективы я дам на уровне хорошего рисовальщика, но не отличного. Потому что перспектива в серьёзном рисовании, представляет собой симбиоз геометрии и черчения, но немного в другом ракурсе, хотя и с теми же законами. В этом Вы можете убедиться, взяв учебное пособие  В. М. Ратничин «Перспектива».

А чтобы начать разбираться хотя бы немного в перспективе, то есть освоить начальный этап, Вам поможет книга Ернеста Норлинга «Объёмный рисунок и перспектива». В ней очень доступно для новичков даются такие основные понятия, как линия горизонта, точка схода, и есть много поясняющих рисунков. Вы можете скачать эту книгу на этой странице.

Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Фронтальная перспектива – это, например, если Вы взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видите его как четырёхугольник без плоскостей, как клеточку в тетради. А угловая, это – если вы смотрите, например, на тот же куб сверху или снизу или сбоку, то есть когда Вы смотрите на него под углом.

Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к вам располагается под углом и вы можете видеть его грани, ребра, плоскости.

Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально по отношению к вам и вы видите только одну его сторону.

Все нижеприведенные законы я объясняю в уроке.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

Рассмотрим законы линейной перспективы.

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.

2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.

5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).7.     Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой – нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

9.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс - по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

 

Рассмотрим законы воздушной перспективы.

 

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.

 

1.     Изображаем так как видим, все ближние предметы видим подробно. А удалённые обобщённо. Так и рисуем.

 

2.     Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Соответственно для передачи пространства контуры ближних предметов нужно делать резче, а дальних мягче.

 

3.     Чем дальше находится предмет тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем. На большом расстоянии (пейзаж например) светлые предметы кажутся темнее, а тёмные предметы светлее ближних.  Так и рисуем.

 

4.     Чем ближе предмет, тем он кажется объёмней. Это происходит из–за ярко выраженной светотени, когда предмет находится близко. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским. Для передачи пространства ближние предметы светотенью изображаем более объёмно, а дальние более плоско.

 

5.     Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными.

 

6.     Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые  – одноцветными; то есть  для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.

К этому уроку я порекомендую Вам отличную книгу, которая даёт азы перспективы. Она хорошо подойдёт новичкам в рисовании перспективы. В ней грамотно и толково рассказаны и показаны правила перспективы. Если начинать изучать перспективу, то лучше с неё.

 

Маргарита Макарова "Перспектива"Это хорошая книга по перспективе, она для учащихся вузов, училищ по художественному направлению. Тут показаны изображение интерьеров в перспективе и рисование архитектурных сооружений в перспективе. Это не поверхностная книга, поэтому, рекомендую покупать только тем, кому действительно нужна перспектива  с углублёнными знаниями.

купить книгу

koshkina.net

Линейная перспектива- Как научиться рисовать

Линейная перспектива- перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер. Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.

Что- бы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.

Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.

Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.

Итак... Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.

1. Итак, добавим в наше обучение немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.

Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.

Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.

2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта- как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.

В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.

3. Теперь знакомимся с точкой схода. Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.

И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы "влоб", в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.

Все, точка схода найдена.

4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:

5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.

Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.

Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.

Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.

Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.

Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.

Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем "на глазок", по ощущению.

Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:

А дальше мы будем как и в первом случае строить куб. Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать. Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы "творим" пространство в плоскости листа.

Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.

Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:

Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что глазомер и перспектива идут "нога в ногу", помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе, основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы). А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия рисовальщика там, где ему это необходимо.

В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.

И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.

Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.

Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:

Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.

А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?

Очень полезная геометрическая фигура, без навыков рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.

Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.

И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.

А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, "от фонаря", по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.

Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.

А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:

Фигура, выделенная фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.

Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.

Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.

И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше, чем мы уделили здесь основам линейной перспективы в рисунке.

И, на последок, лично- лично от меня, немножко собственного жизненного опыта. Вычерчивая перспективу своей дипломной работы, со всем "научным" подходом, у меня ее дважды, уважаемая комиссия из пяти знатоков- учителей, не принимала. Измучавшись до полусознания, плюнув на все это дело, мне захотелось все нарисовать, как говорится, "от руки", используя только свой глазомер и свои ощущения перспективы. И что вы думаете? Каков был вердикт этой комиссии? Догадайтесь..... Вот такие дела. И так нас учат.

Дополнительно:

Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:

1. кухонную утварь

2. мебель

рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.

3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.

4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.

Выход на первую страницу- как научиться рисовать

paintmaster.ru

Наиболее эффективные этапы работы при изучении темы «Линейная перспектива интерьера» (6 класс) - ИЗО и черчение - В помощь учителю - Учительские университеты

Наиболее эффективные этапы работы при изучении темы «Линейная перспектива интерьера» (6 класс) Из опыта работы учителя изобразительного искусства Кабовой В.М. СОШ № 85 г. Караганды

«Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимым для элементарного образования. Чистяков П.П. Главной целью обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе является развитие индивидуальных способностей, формирование художественно – творческих способностей и художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Важными задачами преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе является воспитание всесторонне развитой личности, обладающей эстетическим вкусом и сложным внутренним миром, формирование пространственного представления, а также творческого восприятия окружающей действительности. Творчество играет большую роль в жизни ребёнка. А уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей, где ребёнок передаёт свои впечатления, переживания, чувства и эмоции. Одной из интересных тем в 6 классе считаю тему «Линейная перспектива интерьера».Тема трудная для восприятия учащихся этого возраста, поэтому при календарном планировании отвожу этой теме три часа. Учащиеся должны понять, что в перспективе нет случайных линий, всё подчинено определённым правилам и законам, которые необходимо знать и уметь правильно применять. Поэтому при выполнении практической части детям предлагается работа с использованием чертёжных инструментов. Работу по освоению линейной перспективы интерьера строю в несколько этапов, каждый из которых решает свою задачу. На первом этапе рассказываю детям, почему каждый художник обязан знать правила и законы перспективы и уметь их использовать при рисовании. У каждого вида ИЗО есть свои особенности: в скульптуре – это объём, в живописи и графике мы имеем дело с плоскостью холста или бумаги. И задача художника - выполнить работу так, чтобы зритель почувствовал глубину картины. Но для этого художник должен знать виды и законы воздушной и линейной перспективы. Рассказываю ребятам, что пользоваться перспективой художники начали ещё в глубокой древности, её основные законы были теоретически обоснованы и применены в практике мастерами эпохи Возрождения. Так что же такое перспектива? (Даю учащимся теоретические сведения о перспективе с использованием учебника) Перспектива – это точная наука о передаче глубины и пространства на плоскости. Существует два вида перспективы – линейная и воздушная. Воздушная – это изменение цвета по мере удаления. Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются… Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую. Теперь перейдём к интерьеру. Интерьер – это внутренний вид помещения, комнаты, зала и т.д. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи, его мы встречаем в таких произведениях жанровой живописи, как «Вдовушка»,«Сватовство майора» П.А.Федотова, «Опять двойка» Решетникова и т.д. В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера: 1. Первый план крупный, чёткий. 2.Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта. 3.Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой. Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. Что такое линия горизонта? В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате? Линия горизонта –это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились. Интерьер разделяют на фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены : левую, центральную и правую, а также – пол и потолок. На первом занятии мы приступаем к построению фронтального вида интерьера. (рис.1) По центру формата при помощи линейки чертим прямоугольник, например, высотой 7см., длиной 10 – 11см. Можно обозначить углы буквами например: а, б, с, д. Определяем, где на нём будет находиться линия горизонта (ЛГ). И отмечаем на ней точку схода (ТС). К этой точке будут сходиться все линии построения, уходящие в глубину. И от неё мы начнём построение через каждый угол прямоугольника (а,б,с,д), получая стены, пол и потолок. Затем от точки ТС начинаем построение пола, Один конец линейки постоянно находится на точке ТС, другой двигается от центра к краям. Затем на плоскости пола проводим горизонтальные линии, образующие «шахматку».По мере удаления расстояние между горизонтальными линиями сокращается и появляется глубина комнаты. От точки ТС на левой стене мы строим окно, определяем его ширину и высоту при помощи двух вертикальных линий, параллельных друг другу. Переходим к построению двери. Обязательно обращаю внимание детей на двери и окна классной комнаты, их высоту, ширину и на то, как они сокращаются по мере удаления. От точки ТС проводим на правую стену луч, обозначающий верхнюю часть двери и определяем ширину. Из полученных точек опускаем на линию пола параллельные прямые. Иногда при работе, когда учащимися не учитываются правила построения и не используется точка ТС, могут возникнуть такие ошибки: На втором занятии мы повторяем и закрепляем фронтальное построение комнаты и переходим к построению и размещению мебели. (рис.2) Построение мебели всегда начинаем на линии пола. От точки ТС на полу мы строим основание шифоньера. Определяем его высоту и проводим вертикальные прямые, обозначающие стены. По мере удаления от нас он сокращается. По центру комнаты можно поставить стол. От точки ТС проводим два расходящихся луча, которые обозначают верхнюю часть крышки стола и проводим две горизонтальные линии, обозначающие его длину, и затем строим ножки стола. Далее следует самостоятельная работа учащихся, им предлагается изобразить интерьер комнаты по собственному желанию: ковёр, книжные полки или картины, а под ними на полу поставить диван, начиная его построение с основания на полу. На центральной стене за столом можно разместить большое окно с тюлем. Третье занятие по данной теме наиболее сложное и интересное – это угловая перспектива интерьера. (рис.3) Предметы расположены под определённым углом и линии, уходящие в глубину, сходятся в двух точках схода (ТС) на линии горизонта. Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными друг другу. По центру формата чертим вертикальную линию высотой 7см. Она будет обозначать будущую линию угла комнаты (её можно обозначить - А,Б) Затем, чуть ниже центра вертикальной линии, проводим линию горизонта (ЛГ) 25 - 27см. и обозначаем её C и D. От этих двух точек будет идти построение угла комнаты. От точки С предлагаю провести через точки А и Б прямые; и от точки D проводим две прямые через точки А и Б .Мы получаем угол комнаты. В нём мы «построим» тумбочку или стол со стульями. Работаем с точками С и D, для чего строим основание стола на полу. От полученных точек вверх поднимаем параллельные прямые, определяем высоту стола и, используя точки Си D, строим верхнюю часть стола – крышку. Затем – самостоятельная работа учащихся (индивидуально, с сильными учащимися): построение стульев слева и справа от стола. Таким же образом, используя точки С и D можно построить на одной из стен окно, на другой - картины или кухонные полки. И последний этап работы – обобщение. Работая над темой, дети усваивают полученные знания и в дальнейшем используют их в своих тематических композициях, Домашнее задание - творческое; самостоятельно выбрав вид линейной перспективы (фронтальный или угловой) построить свою комнату или кухню, учитывая все правила построения.

ЛИТЕРАТУРА 1. Айдарова З. Изобразительное искусство. Учебник для 6кл. Алматы «Атамура» 2002г. 2. Свиридова А. Изобразительное искусство 7кл. Поурочное планирование по программе Б. Неменского. Волгоград. 3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки М., Просвещение, 1981г. 4. Анисимов Н.Н. Черчение и рисование. Москва, стройиздат, 1983

Учитель изобразительного искусства СОШ №85 г. Караганды Кабова В.М.

collegy.ucoz.ru

Линейная перспектива в рисунке | Создаем реальность

Линейная перспектива в рисунке– знание перспективы, залог правильного и реалистичного изображения предметов, интерьера, окружающего мира. Рисуя  надо иметь чёткое представление о форме предметов, выбирайте такое местоположение, что бы объект можно было видеть объёмно, в трёх измерениях. Представьте, видя только одну часть куба – квадрат, вы не можем судить  о его полной форме. Ведь квадрат может быть стороной куба, а может быть и основанием пирамиды или призмы. Вид трёх граней дает, более правильное представление о форме тела.

При линейной перспективе в рисунке, когда человек смотрит в одном направлении, он видит лишь часть окружающего пространства. Для того чтобы бумага (или холст) находилась в поле зрения, расположите планшет или мольберт удвоенную её высоту. Например, если формат А3, то рисовать рекомендуется на расстоянии вытянутой руки, это поможет дать более полный обзор и сбережет ваше зрение, если больше, то придётся отходить от мольберта. Натура должна располагаться на расстояние ее удвоенной высоты.

Правила перспективы:

  1. Параллельные линии натуры, если они идут под углом к картине, например рельсы, уходящие вдаль, кажутся нам сходящимися в одной точке. То есть их так и следует рисовать.
  2. Если линии параллельны плоскости горизонта или предмету, то есть горизонтальны, то точки схода этих линий также будет на линии горизонта. Если же линии наклонные, то точки схода находятся либо выше, либо ниже уровня горизонта.
  3. Прямые линии, перпендикулярные к картине, на рисунке будут сходиться в центральной точке схода.

Положив спичечный коробок рядом с вами, он будет казаться крупным, и иметь искаженную форму, чем, дом или высокое и большое сооружение, находящееся на приличном удаление от вас. При рисование предмета с одной видимой стороны вам будет достаточно одной точки схода линий на горизонте. А если вы видите угол предмета, то потребуются уже 2 точки схода.

Рисуя предметы, есть несколько правил: окружность, вписанная в квадрат, касается середины каждой его стороны. Сплюснутая окружность принимает форму овала, вписанного в сплюснутый квадрат. При любых сжатия и изменениях квадрата окружность будет иметь форму овала. Так же строятся многогранники, так как их основания вписаны в окружность.

Большинство начинающих, особенно дети, рисуя, например куб, стол и стул преувеличивают части предмета, по отношению друг к другу, либо, рисуя с  обратной перспективой, то есть задние части предмета расширяются, а передние сужаются, это неправильно. Вы по интуиции увеличиваете верхние поверхности, поскольку знаете, что они имеют квадратную или прямоугольную форму, и стремитесь показать это в своем рисунке. Возьмите за привычку, первым делом определять уровень горизонта расположения предмета, и измерять, используя карандашом или линейку зажимая большим пальцем видимую часть предмета, отмеряя пропорции и сразу переносить на рисунок. Таким способом вы всегда сможете точно передать пропорции предмета. Потренировавшись и лучше узнав этот прием, поможет вам в дальнейшем в рисование обнаженных фигур или лица, что гораздо сложнее.

Линейная перспектива в рисунке фото

 

И ещё напоследок: в линейной перспективе в рисунке, все удаляющиеся прямые сходятся в точке схода линий на горизонте. При построении этому правилу подчиняются все изображаемые на улице предметы: дома, двери и окна в домах, крыши, трубы и тротуары с автомобилями. Эти основы должен усвоить каждый начинающий.

Линейная перспектива в рисунке фото

makereality.ru

Рисунок и перспектива

Рисунок и перспектива

Введение

Рисуя с натуры окружающие предметы, мысленно сопоставляя их размеры, определяя на листе те или иные соотношения, мы всегда руководствуемся законами перспективы и добиваемся благодаря этому правдивого и верного изображения действительности. Твердые знания законов перспективы обязательны для каждого художника и архитектора. Практическое значение теории перспективы в изобразительном искусстве и архитектуре общеизвестно.

Ошибки в рисунке, отсутствие сходства между изображением и оригиналом во многих случаях являются следствием нарушения правил линейной перспективы. При этом нарушается не только внешнее сходство, но также правдивость и убедительность рисунка в целом. Указания подобного рода можно встретить почти в каждой книге, посвященной вопросам рисунка или перспективы.

Все это так. Однако не всем современным архитекторам и художникам, в том числе и некоторым опытным мастерам рисунка, известны другие, не менее знаменательные факты, достойные особого внимания и всестороннего изучения. Факты эти свидетельствуют о том, что современная теория линейной перспективы далеко не так совершенна, как многие себе представляют. Факты подтверждают также, что ряд положений существующей теории линейной перспективы не выдерживает строгой критики как с точки зрения новейших данных психологии и физиологической оптики, так и с позиций изобразительной практики в целом.

К сожалению, многие не вполне достоверные теоретические положения, содержащиеся в теории линейной перспективы, широко распространены среди наших художников, архитекторов и преподавателей рисунка. В настоящее время они многократно повторяются и излагаются как в устной форме, так и в ряде современных руководств и пособий по рисунку и перспективе.

Несомненно, что такой некритический подход к теории линейной перспективы, а также неправильное освещение вопроса о взаимоотношении рисунка и перспективы, допускаемое некоторыми исследователями, наносят ущерб нашей художественной практике.

В свете поставленных вопросов задача настоящей работы состоит в том чтобы вскрыть и внимательно изучить недостатки существующего метода перспективных построений и теории линейной перспективы. Признавая большую практическую ценность этого метода, требуется, однако, противопоставить ему ряд новых рекомендаций по построению перспективных изображений, опирающихся на конкретные данные изобразительной практики, а также на дальнейшую теоретическую разработку вопроса в целом.

Главная роль в проведенных исследованиях была отведена изучению богатой практики реалистического рисунка с натуры - рисунка, задачей которого является правильная передача зрительных впечатлений о форме и расположении предметов в пространстве.

Глава 1. Основные положения теории линейной перспективы

1.1 Линейная перспектива

Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива - это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными.

Перспектива делится на линейную и воздушную.

Линейная перспектива - это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.

Воздушная перспектива - это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.

Законы линейной перспективы:

1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.

. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.

. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.

. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.

. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.

. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).

. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой - нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим - горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.

. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.

.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс - по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.

.2 Линейная перспектива в рисунке интерьера

Интерьер - это замкнутое внутреннее пространство архитектурного сооружения, которое включает в себя различные пространственные планы и источники освещения, создающие ту или иную оригинальную световую среду, характеризующую помещения. Использование различных цветов, фактур материалов и предметов, входящих в интерьер, создает определенные сложности в его изображении.

Рисунок интерьера имеет своей целью развить объемно-пространственное мышление, дать возможность учащимся приобрести навыки изображения внутреннего пространства различной степени сложности, закрепить и углубить знания по практическому применению закономерностей наблюдательной перспективы, расширить композиционное понятие.

В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.

Прежде всего, успешное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной.

При линейном построении рисунка интерьера помещения следует обратить особое внимание на качество графического построения работы. Линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над светотеневым решением интерьера.

Глава 2. Процесс работы над практической частью курсового проекта

.1 Основные характеристики процесса реализации перспективы

Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.

Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.

В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.

Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.

2.2 Работа над практической частью курсового проекта на примере интерьера комнаты

Шаг 1. Обозначаем точку горизонта Итак, как нарисовать комнату? На чистом листе в середине рисуем небольшой прямоугольник. Это будущая стена вашей комнаты. В этом прямоугольнике вы должны отметить точку, которая будет служить горизонтом. К нему будут сходиться все линии стен, окон, дверей и мебели в будущей комнате. Теперь возьмите линейку и проведите прямые от этой точки ко всем четырем углам вашего листа. Это углы вашей комнаты.(прил1, рис.1)

Шаг 2. Границы комнаты Теперь вы должны обозначить границы вашей комнаты большим прямоугольником. В принципе, этого можно и не делать, эту функцию может выполнять край бумаги. Но с точки зрения эстетики и оформления работы так будет правильно. На рисунке потолок и пол оттенили серым цветом для удобства восприятия. Это можно будет сделать и в самом конце работы, если понадобится.(прил.1 , рис 2)

Шаг 3. Двери Рисуем двери. Определитесь, на какой стене они будут, и проведите тонкую линию от точки горизонта до них.(прил. 2, рис 3)

Шаг 4. Окна Окна на боковых стенах делаем по такому же принципу, как и двери. Если окно нужно нарисовать на фронтальной (ровной) стене, то оно будет вертикально расположено по отношению к потолку и полу. Может быть еще вариант, когда вам необходимо нарисовать два окна на разных стенах. В этом случае элемент на фронтальной нужно будет «привязать» к тому, что на боковой. Как это выглядит, можно увидеть на схеме. (прил. 1 рис 4)

Шаг 5. Мебель Как нарисовать комнату с мебелью? Расставлять и прорисовывать ее нужно по такому же принципу: все горизонтальные грани шкафов, тумбочек, столов и т. п. будут сходиться в точке, которую вы наметили. Даже персидский ковер будет подчиняться этому закону. Изменяя местоположение точки горизонта, вы сможете менять размер стен в своей комнате. К примеру, правую зрительно делать больше левой. Таким методом пользуются дизайнеры, когда им нужно показать одну из стен в более выгодном свете. (Прил. 1, рис 5)Теперь вы знаете, как нарисовать комнату. В заключение хочется напомнить, что прорисовывать вспомогательные линии следует очень легкими движениями, чтобы вы могли стереть карандаш и не оставить следа. (Прил. 1, рис 6)

Заключение

Рисунок и перспектива. Каково взаимоотношение этих двух родственных друг другу понятий? Рисунок ли должен следовать строгим правилам геометрической перспективы или же, напротив, перспектива как научная дисциплина должна существовать и развиваться на основе обобщения богатого опыта изобразительной практики?

Исторически взаимоотношение рисунка и перспективы не было постоянным. Теория перспективы была создана архитекторами и живописцами эпохи Возрождения. Поэтому не случайно именно живопись называет Леонардо да Винчи матерью перспективы.

Сейчас многое изменилось. Перспектива из науки о зрении превратилась в одну из отраслей проективной геометрии. Современного перспективиста-математика фактически уже не интересует, как человек видит предметы и как изображает их при рисовании с натуры. Правила перспективы выводятся строго математическим путем, и то, что эти правила приходят иногда в противоречие с практикой реалистического рисунка, объясняется большей частью отдельными неточностями и субъективными ошибками рисующих.

Однако не математика, а законы зрительного восприятия и, в конечном счете, практика реалистического рисунка должны служить основой и критерием достоверности и правдивости перспективных построений. В новых исследованиях уже невозможно игнорировать эту практику и новые данные психологии восприятия. Поэтому перспектива как наука о законах реалистического изображения пространственно расположенных предметов сейчас уже не может развиваться и существовать как изолированная от художественной практики отрасль проективной геометрии, как абстрактная математическая наука.

Список литературы

перспектива линейный рисунок

1. Климухин А.Г. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1978. 368 с.

. Кореев Ю.В. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1995. 330 с.

. Крылов Н.Н. Начертательная геометрия М.: Высшая школа, 1990. 231.

. Раушенбах Б.В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: Общая теория перспектив. - М.: Наука, 1986.

5. Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2006, с. 320-329.

. #"justify">Приложение 1

Рис.1

Рис 2.

Рис 3.

Рис. 4

Рис 5.

Рис. 6

Приложение 2

Линейная перспектива в рисунке интерьера известных художников:

Джон Рёскин

Альбрехт Дюрер

Андрей Ноаров

Уильям Блейк

Пиранези, Джованни Баттиста

Пиранези, Джованни Баттиста

Пьетро ди Готтардо Гонзага

Фердинандо Бибиена

Приложение 3

Студенческие работы Академии художеств им. И.Е. Репина:

Работы выполненные мягкими материалами

Работы выполненные мягкими материалами

Приложение 4

Работы выполненные акварелью

Работы выполненные акварелью

Приложение 5

Работы выполненные карандашом на тонированной бумаге

Приложение 6

Работы выполненные графитным карандашом

Работы выполненные графитным карандашом

Приложение 7

Иван Иванович Шишкин: «Дворик» 1878 г.

Карандаш, бумага 32х22

Теги: Рисунок и перспектива  Курсовая работа (теория)  МатематикаПросмотров: 39362Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Рисунок и перспектива

diplomba.ru


ремонт квартиры