Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Фото нового дома дочери президента Узбекистана. Интерьер узбекский


УЗБЕКСКИЕ СУВЕНИРЫ И ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА

Каждый путешественник, возвращаясь из дальних странствий, стремится увезти с собой на память о стране, в которой побывал, хотя бы один сувенир, выполненный руками народного мастера или искуссного ремесленика, который живо воскресит в его памяти радость от соприкосновения с историей и культурой "открытого" им края. Известно, что основой многих частных коллекций произведений искусства были именно сувениры, вывезенные из разных стран.

предметы интерьера,

В интернет-магазине Восточный Базар представлены восточные сувениры и украшения. Подобранные со вкусом восточные сувениры могут стать отличным дополнением любого интерьера. Свою универсальность сувениры доказали не только тем, что сохранили свою индивидуальность до наших дней, но и тем, что как и многие другие восточные украшения, вдохновляют уже современных людей.

Эти сувениры могут стать отличным дополнением к интерьеру и просто радовать глаз. Характеризуя восточную культуру мы вспомним слонов, танцы живота и конечно сувениры из Узбекистана. Эта культура всегда будет притягивать сердца людей своей красотой, утонченностью и сказочностью.

 

Узбекистан можно назвать раем для любителей художественной керамики. Гончарное искусство -древнейшее из народных ремесел в стране, и коллекционеры знают, что в каждом регионе существует своя старинная школа керамики

 

 

 

zakazat

← Вернуться назад к списку альбомов

vos-bazar.ru

Узбекский ковер как элемент интерьера

Обустраивая интерьер дома, люди тщательно подходят к выбору мебели, аксессуаров, текстиля, особое внимание уделяя напольному покрытию. Высоко ценятся покрытия, созданные методом ручной работы. Среди изделий, представленных в магазинах, особенно ценятся узбекские ковры. Традиционные узбекские паласы по-прежнему производятся в Узбекистане. Однако встречаются более дешевые аналоги, привезенные из Китая. В данной статье рассказано о настоящих узбекских коврах.

узбекский ковер

Узбекистан с незапамятных времен славился своими коврами. Разнообразие их видов поразит даже избалованных покупателей. А цена такого изделия растет вместе с его возрастом. Чем старше узбекский ковер, тем он дороже.

Три главных типа ковров

В Узбекистане производят три типа ковров: войлочные небольшого размера, тафтинговые (ворсовые) и плоские.

  • Самым первым типом, который начали производить узбеки, стали войлочные ковры. Они изготавливались из шерсти овец или верблюдов. Предварительно шерсть замачивали в мыльном растворе, а когда она намокала и становилась тяжелой, из нее пряли узбекский ковер. Эта техника используется и сегодня. Ковры из войлока имеют классический серый или молочный цвет. На экспорт они поставляются редко, поэтому купить узбекские ковры в Москве можно только по индивидуальному заказу.
узбекский ковер фото
  • С низким ворсом (плоские) отличаются рисунком, состоящим из продольных полос, вокруг которых каймой расположен рисунок из треугольников и ромбов. Обычно ширина готового изделия не более пятидесяти сантиметров. Плоские ковры большего размера делаются при помощи сшивания маленьких ковриков. Ткутся такие покрытия из шерстяных нитей, кенафа либо хлопковых. Лучшие ковры с низким ворсом производят в Бухаре.
  • Тафтинговые - самые дорогостоящие. Процесс их создания трудоемкий, для их производства используется тончайшая шерсть, а число узлов на сантиметр превышает сто единиц. В некоторые модели вплетают шелковые или золотые нити.

Как формируется цена

Узбекские ковры ручной работы, цена на которые довольно высокая, обычно оцениваются по нескольким параметрам:

  1. Длина ворса, рисунок, плотность плетения, форма ковра, качество нити. Если полотно покрытия соткано из стопроцентной шерсти или шелка, а рисунок сложный, требующий при ткачестве большого внимания и кропотливой работы, его цена заметно выше. Ковры, окрашенные натуральными красителями, стоят дороже.
  2. Уникальность изделия.
  3. Длительность производства изделия, его возраст. Чем сложнее рисунок полотна, выше плотность плетения, тем дороже он будет стоить.
орнамент узбекского ковра

Как купить узбекский ковер

Узбекское ковроткачество широко развито: сегодня напольные покрытия можно купить по всему миру. В магазинах представлены новинки ковровой индустрии. Покупая узбекский ковер, вы не только получите качественное, красивое и практичное изделие, сотканное методом передовых технологий, но и гармонию и красоту на долгие годы.

Ковровые изделия в интерьере

Ковры стали популярны с середины пятидесятых годов прошлого века. Их используют для интерьеров в восточном или современном стилях. Существует два вида ковров: напольные и настенные. Напольные збекские ковры ручной работы плотнее, так как они несут не только декоративную, но и функциональную нагрузку и должны быть износостойкими. Настенные ковры тоньше и меньше по размеру. Они органично вписываются как в минималистичный стиль (ковер станет ярким акцентом на фоне белых стен), так и в стиль барокко, на фоне которого простая геометрия форм станет заметнее.

узбекский ковер на полу

С давних времен считалось, что экологические шерстяные ковры способны помочь исцелиться от болезней, укрепить здоровье. Символы, из которых состоят орнаменты изделий, имеют магическое значение и способны привлечь удачу к его владельцу, принести благополучие. Ковроткачество (ручная работа) развито во Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Каракалпастане, Кашкадарьянском. Продаются эти изделия в Самарканде, Коканде, Ургуте, Хорезме.

Каждый узбекский ковер – это произведение искусства, его можно читать как книгу, которая раскрывает историю и служит оберегом. Изделия с классическим рисунком гармонично вписываются в любой интерьер. Выбор узбекских ковров очень широк: то, какой именно вариант изделия украсит ваш дом, зависит только от вас и ваших желаний.

fb.ru

Красивые дома в узбекистане фото — VilingStore.net

Дом в США Лолы Каримовой-Тилляевой

Младшая дочь президента Узбекистана Лола Исламовна Каримова-Тилляева приобрела в США виллу Le Palais в Беверли-Хиллз (Калифорния), сообщают американские СМИ. В пошлом году эта вилла находилась в продаже с ценой предложения в 58 млн.

Фото нового дома дочери президента Узбекистана фото

Младшая дочь президента Узбекистана

Лола Каримова-Тилляева - младшая дочь президента Узбекистана Ислама Каримова. Она известна своей благотворительной деятельностью (является основателем Республиканского общественного детского фонда "Ты не одинок" и Республиканского центра социальной адаптации детей) и поддержкой культуры и спорта в своей стране. На данный момент занимает должность постоянного представителя Республики Узбекистан при ЮНЕСКО.

Отметим, ранее семья президента Каримова уже не раз была замечена в сделках с дорогостоящей недвижимостью в самых роскошных уголках мира. Так, в 2010 году сообщалось, что Каримова-Тилляева приобрела за 43 млн швейцарских франков (около 41 млн долл. США) резиденцию под Женевой.А старшая дочь Каримова Гульнара, которая сейчас является послом республики в Испании, также владеет особняков в Швейцарии. Гульнара Каримова приобрела свой дом в Швейцарии в 2009 году за 18 млн долларов.

Описание особняка

В особняке Лолы Каримовой 7 спальных комнат, 11 ванных комнат, есть пристроенная художественная арт-галерея, кинотеатр, лифт, офис-кабинет, библиотека, крытый бассейн, интерьеры которого оформлены ближневосточными и среднеазиатскими орнаментами , бальный зал и все остальные мыслимые признаки роскоши. На приусадебном участке разбито несколько тематических садов с фонтанами и искусственными прудами. Рядом с подземным гаражом на 12 машиномест расположены апартаменты для персонала.

Источник: http://grol1410.livejournal.com

vilingstore.net

Латиф Садриддинов – узбекский мастер сюзане – Ярмарка Мастеров

Сюзане (узб. So’zana) — это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово «сюзане» с персидского означает иглу.

Считается, что сюзане возник в конце 18 — начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что они были придуманы задолго до 18 века..

В начале 15 века посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, который побывал у Тамерлана в Самарканде, составил подробные описания вышивок, которые вероятно и были предшественниками сюзане.

Сюзане традиционно делались невестами как часть их приданого для жениха в день свадьбы.

На сегодняшний день в Узбекистане всё так же продолжают вышивать сюзане, но не только невесты в приданое, но и многие мастера женского и мужского пола, которые избрали вышивку предметов интерьера, одежды, обуви и аксессуаров — своим ремеслом.

Популярные мотивы дизайна — солнце и луна, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), иногда — рыбы и птицы. При создании сюзане используются различные техники вышивки иглой и вышивка крючком.

Стиль вышивки сюзане Латифа Садриддинова отличается от стиля многих работающих в Узбекистане мастеров определённой плотностью стежков вышивки крючком, которая делает её рельефной, объёмной. Цветовая палитра тканей и ниток неповторимы, так как весь процесс от выбора ткани для будущего изделия, её окрашивание, подбор и окрашивание шёлковых нитей, создание дизайна вышивки, подбор цветовой гаммы — всё делается самим мастером.

Латиф Садриддинов живёт и работает в  городе Наманган, окончил Национальный Институт Художеств и Дизайна  им. К.Бехзода, созданного на базе художественного факультета Ташкентского Государственного Института Искусств. После получения академического образования и прежде чем стать мастером сюзане, он несколько лет ездил в Самарканд, Бухару и другие крупные города Узбекистана, где изучал сюзане местных мастеров, присматривался к стилям и техникам, вырабатывая свой собственный стиль. Самостоятельно овладев техникой вышивки крючком (а именно в этой технике выполнены все работы мастера), Латиф Садридинов приступил к созданию собственных сюзане.

На сегодняшний день у мастера работает 40 вышивальщиц, все они работают у себя на дому, кто-то только в свободное от семейных дел время, а для кого-то это ежедневная многочасовая работа, обеспечивающая жизнь и приносящая радость.

В своих дизайнах вышивки Латиф Садриддинов использует как традиционные узбекские мотивы, так и вдохновляется и использует мотивы турецких орнаментов росписи, персидских ковров, таджикские, индийские мотивы вышивки, изучает изобразительное искусство других стран и народностей в интернете. Часто сами клиенты предлагают мастеру свои находки в интернете — фото птичек на ветках, колибри, узоры старинных ковров, которые мастер превращает в чудесную вышивку с гармонично подобранными цветами и качественным изготовлением.

Виды изделий мастера включают в себя наволочки, настенные панно, ковры, жакеты, сумки, обувь.

Процесс создания изделия выглядит следующим образом:

1. На заказ для мастера изготавливают домотканый неокрашенный шёлк и шёлковые нити определённого кручения и определённой толщины (это важный момент, от которого зависит как ляжет нить в процессе вышивки).

Нить для ткани и для вышивки изготавливается полностью вручную — от разматывания коконов шёлкопряда до скручивания в готовую нить.

2. Имея уже продуманный по цвету дизайн, мастер сам и с помощью членов семьи, которые также с удовольствием увлечены в этот рабочий процесс, окрашивает ткань и нити в необходимые цвета.

Для окрашивания ткани чаще всего используется кожура граната, окрашивание ею придаёт шёлку  оттенки от светло бежевого до бордового, а также определённый блеск и мягкость самому материалу. Также мастер использует минеральные индийские красители, в основном для ярких оранжевых, розовых расцветок.

Нить также окрашивается как натуральными, так и минеральными красителями. Наиболее трудоёмкий процесс окрашивания нити в технике меланж (плавный переход от светлого до тёмного оттенка), но зато цветы в узорах, вышитых меланжевой нитью, выглядят очень нежно, как живые.

3. Нанеся рисунок на готовую ткань, мастер отдаёт её вышивальщице, подробно объясняя, какой цвет где использовать.

Для примера, вышивка наволочки занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от срочности работы (если это заказ клиентов мастера на определённую дату) и от режима работы самой вышивальщицы.

Вышивальщица работает сидя (чаще всего на курпаче — узбекский матрац, который лежит на полу) над деревянной рамой на низких ножках, на которой натянута ткань с мотивом вышивки. Вышивает обычным крючком 0.75 мм в технике тамбурного шва короткими и очень плотными стежками.

4. Когда вышивка готова, мастер отдаёт её швее, которая в зависимости от предназначения изделия (наволочка, панно, жакет, ковёр) кроит нужные детали и своим швейным мастерством придаёт форму новому творению Латифа Садриттинова, контроль которого присутствует на всех этапах работы.

5. Чтобы готовое изделие не линяло в процессе использования и стирки в будущем, мастер обрабатывает его настоем кожуры граната (настой не спиртовой, на воде), она фиксирует цвет нитей, а также придаёт блеск и мягкость самой вышивке на изделии.

Работая над выполнениями изделий на заказ и собственного дизайна, мастер также успевает искать и изучать новые узоры для будущих изделий, экспериментировать с красителями, участвовать в выставках узбекских мастеров в Ташкенте, где мне и посчастливилось с ним познакомиться и пообщаться.

Фото работ Латифа Садриддинова с выставки в Ташкенте 5-6 сентября.

вышивка шёлком

Наволочки.

тамбурная вышивка

вышивка крючком

Вышивка меланжевой нитью. Обыгрывание разных цветовых гамм.

вышивка на шёлке

Монохромная расцветка.

сюзане

Вышитые жакеты.

меланж

Элементы декоративных панно.

шёлковые нитки

вышитые наволочки

вышитый жакет

декоративное панно

вышитое панно

декоративная подушка

дизайны вышивки

Элементы вышивки наволочек.

узбекистан

узбекская вышивка

мастер сюзане

Изнанка вышивки.

www.livemaster.ru

Традиционные дома в узбекском стиле

бытовая техника

по договоренности

мебель

по договоренности

полы

по договоренности

обои

по договоренности

столярные работы

по договоренности

электромонтажные работы

по договоренности

другие услуги

цена от 1500 руб

демонтаж обоев

цена от 150 руб

поклейка обоев

цена от 350 руб

укладка линолеума

цена от 350 руб

укладка ковролина

цена от 350 руб

установка напольного плинтуса

цена от 250 руб

установка аксессуаров

цена от 250 руб

демонтаж электрики

по договоренности

монтаж электропроводки

цена от 100 руб

установка розеток и выключателей

цена от 350 руб

монтаж осветительных приборов

по договоренности

муж на час

цена от 1500 руб

мелкий сантехнический ремонт

по договоренности

навеска предметов интерьера

цена от 250 руб

сборка мебели

по договоренности

мелкие электромонтажные работы

по договоренности

демонтаж бытовой техники

цена от 500 руб

ремонт и реставрация мебели

по договоренности

установка фурнитуры

по договоренности

подключение стиральных машин

цена от 1500 руб

подключение посудомоечной машины

цена от 1500 руб

ремонт дивана

цена от 2000 руб

укрепление каркаса

цена от 1500 руб

замена фасадов

цена от 500 руб

ремонт выдвижного ящика

цена от 500 руб

ремонт корпуса мебели

цена от 2000 руб

установка вентилятора

цена от 1000 руб

монтаж вентиляционной решетки

цена от 300 руб

установка карнизов

цена от 1200 руб

установка декоративных порожков

цена от 450 руб

герметизация ванны силиконом

цена от 1500 руб

ремонт бачка (запорной арматуры)

цена от 500 руб

установка бачка

цена от 1500 руб

установка душевой штанги

цена от 500 руб

установка раковины

цена от 1500 руб

установка сифона

цена от 800 руб

установка смесителей

цена от 1500 руб

установка унитаза

цена от 2500 руб

установка экрана ванны

цена от 1000 руб

устранение течи

по договоренности

навеска зеркал

цена от 1000 руб

установка светильника

цена от 1000 руб

замена плафонов

цена от 200 руб

установка регулятора освещения (диммера)

цена от 350 руб

демонтаж люстры

цена от 300 руб

установка люстры

цена от 1000 руб

установка крюка под люстру

цена от 300 руб

замена лампы

цена от 100 руб

монтаж кабель-канала

цена от 250 руб

штробление в бетоне

цена от 600 руб

штробление в кирпиче

цена от 400 руб

подключение кабеля к линии в щите

цена от 500 руб

диагностика электрической сети

по договоренности

монтаж отверстий

цена от 100 руб

прокладка гофры

цена от 300 руб

установка автоматов защиты

цена от 500 руб

установка электроточки

цена от 1100 руб

минимальный заказ

цена от 3000 руб

сборка шкафа

цена от 2000 руб

установка точечных светильников

цена от 300 руб

установка потолочного светильника

цена от 1500 руб

выездная консультация

цена от 1500 руб

ремонт смесителя

цена от 1000 руб

сборка комода

цена от 1700 руб

сборка кровати

цена от 2000 руб

разборка мебели

по договоренности

навес полок

цена от 500 руб

сборка тумбы

цена от 700 руб

ремонт стула

цена от 1000 руб

votmastera.ru

товары из Узбекстана- посуда, сувениры, одежда, продукты, предметы интерьера

О, Восток!

С твоими причудами,с твоими красками, с твоими базарамиТы достоин совершенства. 

Дорогие Друзья! Наш сайт поможет Вам понять и полюбить Восток, его совершенство и глубину. А те, кто уже знаком с ним, найти для себя нечто новое.

Испокон веков, следуя древним обычаям, люди собирались на восточных базарах.

Жизнь в тех далеких краях начинается так : eще до пробуждения светила ручейки людей, двигающиеся из разных мест, постепенно сливаясь, соединяются в один поток ведущий на базар.

Мы же предлагаем Вам гораздо более удобную возможность - приобрести множество восточных товаров в нашем Интернет Базаре. Отчеканенные и сотканные, сшитые и свалянные, отлитые и кованые изделия ремесленников и кузнецов, столяров и портных- все это вы найдете у нас. Узбекская посуда - это отдельная тема. о ней можно говорить часами, сутками.

 

Восток в последнее время стал очень популярен. Не упустите свой шанс! Купив у нас восточную посуду, ткани, одежду, и разнообразные мелочи для интерьера вы украсите свой дом, ресторан, либо любое помещение так, как это не сделает никто, так как изюминка этого интерьера заключается в том что его невозможно повторить, и каждый предмет удивительно уникален.

Важным фактором для обеспечения успеха дела мы считаем умение относиться к своим коллегам и партнерам с уважением и достоинством.

За время своего существования компания накопила некоторые наработки, которые мы успешно применяем на пользу нашим клиентам. Самыми ценными качествами в коллективе считаются результативность, профессионализм и креативность. Все эти качества применимы к услугам в полной мере.

 

НАША ЦЕЛЬ - КОМПЕТЕНТНО И ДОСТОЙНО ВЕСТИ БИЗНЕС!!!

 

Мы всегда открыты для делового партнерства и установления взаимовыгодных долгосрочных отношений. Растущее число клиентов свидетельствует о том, что мы делаем верные шаги и заслуживаем их доверия.

uzbay.ru

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ И ЕГО ОБСТАНОВКА

Разнообразие природно-географических условий Узбекистана и этнического состава его населения обусловило возникновение здесь различных школ народного зодчества. Во все времена славились зодчие Ферганы, Бухары, Хивы и Шахрисабза, сохранившие в основном до наших дней своеобразные конструктивные особенности и методы строительства, планировки и декорирования, архитектурные стили. Так, например, в Ферганской долине, считающейся сейсмической зоной, воздвигали дома с двойными каркасами, а в Хорезме, где сейсмичность отсутствует, дома строили с одним каркасом и пахсовыми стенами. Или, например, если в Ферганской долине из-за обилия дождей на крыши домов накладывают глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 40 – 50 см, то в Хорезме толщина лумбаза составляет не более 10 – 15 см, так как здесь осадков бывает значительно меньше.

Хотя в разных районах жилищное строительство у узбеков отличалось некоторым своеобразием, существовали и общие принципы зодчества. Старые поселения обычно состояли из кривых и узких улиц, вдоль которых строились дома без окон, окруженные глинобитными стенами. Все окна, как жилых помещений, так и хозяйственных построек, выходили только во двор. В более обеспеченных семьях помещения в доме разделялись на две части – ичкари (внутренняя), для детей и женщин, и ташкари (мехмонхона), более красиво и богато обставленная часть для гостей. Обычно у большинства среднеобеспеченных семей выделялась отдельная гостевая комната (мехмонхона). У бедных слоев населения этой комнаты не было. Планировка жилых домов большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван (навес), хозяйственное помещение и скотный двор, туалет во дворе. В Бухаре обычно строили двух- или трехэтажные дома. В Ташкенте и Бухаре почти 80 – 90 процентов участков постоянно перестраивались или достраивались, и поэтому каждый метр земли стремились использовать рационально.

Испокон веков основными стройматериалами служили глина (пахса), кирпич (сырой или жженый), глиняные катыши круглой или овальной формы (гувала), лес (в основном тополь и ива), для штукатурки – глина и солома. В прошлом из жженого кирпича строились, главным образом, медресе и мечети, бани и дворцы, дома для зажиточных людей и чиновников. Стены и крыши большинства построек покрывались штукатуркой из глины и соломы, а более богатые хозяева использовали алебастр, которым красочно орнаментировали стены домов. В начале прошлого столетия дома строились без фундамента, лишь в некоторых местах под фундамент использовали камни или жженый кирпич, а там, где были близки подпочвенные воды или солончак, под пахсовые стены стлали камыш или рогожу. Обычно пол жилых помещений был земляным, на уровне самого участка, утрамбованным или обмазанным глиной с соломой, а в отдельных, более обеспеченных семьях его покрывали жженым кирпичом.

Крыши домов делали из деревянных опор (устун) и поперечных балок (болор), полукруглых брусков (васса) и циновки (буйра), на которые накладывали глиняные катыши (лумбаз). Крышу ежегодно обмазывали глиной, смешанной с соломой, а для отвода дождевых вод устанавливали деревянный или керамический желоб. Независимо от внешнего вида дома, большинство створок ворот и дверей жилых помещений украшали резным орнаментом, а во дворе располагался красивый портал с навесом (айван). В бухарских и хивинских жилых домах на дверях были бронзовые или железные кольца или молотки (болдок). Окна, выходившие во двор, устанавливались на уровне пола и открывались наружу, а двери – вовнутрь. У входа была небольшая квадратная передняя (пойчак), где оставляли снятую обувь. С другой стороны двери находилась специальная выемка для мытья рук (адан, ташнав) с кумганом (рукомойником), которые в Бухаре и Самарканде делали из мрамора, а в Хиве – из специальной керамики.

Следует отметить, что в традиционных домах узбеков особую роль с давних времен играл айван, приспособленный к местным природно-климатическим условиям. Обычно неотъемлемой частью айвана являлась построенная из кирпича или глины под навесом или во дворе супа. Айван и супа, расположенные вдоль стены, иногда захватывали все жилые помещения, выступая над землей. Здесь собиралась и вся семья во время трапезы или отдыха. В Ташкенте, Бухаре и Хиве в зависимости от климатических условий высокие и красиво оформленные летние помещения своим фасадом были обращены на север, а напротив располагались зимние комнаты фасадом на юг. Особенностью хорезмских хаули (усадеб) было еще и то, что внутренние айваны здесь были выше, чем общая крыша с северной стороны, откуда поступал воздух, создавая своего рода естественную вентиляцию, подающую в летнее время прохладу. И в настоящее время хорезмийцы во входной части дома строят широкие айваны с супой (часто из дерева), известные под названием «долон», нередко красиво оформленные орнаментированными резными воротами. В отдельных кишлаках Хорезма перед хаули находился хауз, обсаженный тенистым вязом (гужум) местной породы, с супой, что представляло собой своеобразный архитектурный ансамбль и весьма удобное место для отдыха в жаркое время.

Традиция благоустройства жилых домов, особенно гостевых, является весьма древней. Почти во всех двухрядных каркасных домах узбеков вдоль стен находились прямоугольные или аркообразные портальные ниши, в которых размещались различная домашняя утварь, посуда и постельные принадлежности. В богатых семьях еще в начале прошлого столетия все помещения роскошно обставлялись, покрывались ажурной резьбой по алебастру, в красочных нишах сверкали разнообразные образцы золотой и серебряной посуды и утвари. В Маргилане и Коканде такие ниши украшались полусферическими висячими деталями. В Бухаре стены покрывались алебастром, по которому наносили резной цветочный орнамент, а затем богато раскрашивали его. В Ташкенте и Фергане на алебастровые стены по гладкому фону, а также на потолок наносили разноцветный орнамент и различные фигурки. Резные украшения и красочные разрисовки на бытовые темы широко распространены в Бухаре, Самарканде и Ташкенте, а хорезмские мастера отдавали предпочтение резьбе по дереву, особенно на дверных створках, воротах и колоннах, привлекавшей внимание каждого прохожего.

В прошлом во многих узбекских домах средством отопления служил сандал, представляющий собой низкий квадратный столик, который ставился над небольшим углублением в земляном полу с горящими углями. Зимой сандал покрывали большим одеялом, а сверху – скатертью. Человек, усаживаясь за столик зимой, для согревания укрывал руки и ноги одеялом. Нередко члены семьи ложились спать вокруг сандала, также укрываясь одеялом. В Ферганской долине, помимо сандала, устанавливали специальный очаг вроде камина с выходной трубой для дыма, выведенной через стену. Хорезмийцы отапливали также свои дома очагом, установленным у входа в комнату, где в казане готовили пищу. Перед очагом была устроена полусферичная яма, обмазанная глиной, куда помещали раскаленные угли, отдающие тепло. Современные узбекские дома отапливаются централизованно или индивидуально, снабжены водопроводом, канализацией и газом. Усадьбы обсажены фруктовыми деревьями, виноградником и цветами.

В узбекских семьях традиционно придавали большое значение украшению жилых помещений. Обычно, если пол земляной, застилали циновкой, а сверху – кошмой, ковром или паласом, на которые вдоль стены расстилали узкие стеганые одеяльца (курпача) для сидения, особенно когда принимали гостей. Обычно курпачи складывались на сундук или в настенные ниши гостиной. А посередине перед гостями расстилали скатерть со всевозможными яствами, фруктами, сладостями и обязательно свежеиспеченными лепешками. К ватным подстилкам (курпача) в гостиной для облокачивания раскладывали красочно вышитые подушки (болиш), а сундуки с курпачами покрывали богато вышитыми сюзане. По сей день во многих домах на стены вешают красивые ковры, фотографии или картины. Настенные ниши или специальные шкафчики заставлены фарфоровыми чайными и столовыми наборами высокого качества, хрустальной и стеклянной, серебряной и позолоченной посудой или традиционно раскрашенными изделиями из керамики. Если раньше одежда и некоторые предметы быта вешались на специальных настенных вешалках, то почти все современные узбекские жилища оборудованы фабричной мебелью, куда развешивается одежда и ставится обувь. Так же хорошо оборудованы все комнаты – для детей и взрослых, столовые и кухни, обставленные современной мебелью. Особенно богато выглядят комнаты молодоженов: высококачественная импортная мебель, разнообразная посуда и утварь, драгоценные ковры и сюзане, уникальные картины и скульптура, компьютеры, а также радио- и телеаппаратура. Таковы типичные жилые помещения современных узбеков, многие из которых являются владельцами индивидуального автотранспорта.

По традиции, самое почетное место в доме отводится гостю и старшему в семье (обычно таковым является глава семьи или самый пожилой). До настоящего времени сохранилась древняя традиция гостеприимства, согласно которой почти во всех домах узбеков имеется специальная гостиная, хорошо оборудованная и украшенная. При ее отсутствии, по обычаю, освобождали отдельную комнату со всеми удобствами.

Бывшие кочевые и полукочевые этнические группы узбеков, осевшие в долинах, в основном в XIX в., начали строить постоянные жилища на каркасной основе. Отдельные группы (карлуки, барлас и др.), помимо зимних глиняных хижин, ставили во дворе юрту или шалаш как летнее жилище (капа). Некоторые же, осевшие в горных, прохладных районах (например, мусобазари), издавна воздвигали более крепкие постройки из камня, а также своеобразные юрты (ўтов). Так, например, представители узбекской этнической группы «турк» устанавливали юрту (лочиг или капа) шарообразной формы, накладываемую на цельную стреловидную каркасную решетку (карача), верхняя сферическая часть которой соединялась длинными шестами (ўқ), а нижняя часть вкапывалась прямо в землю. Решетчатые стены юрт узбеков группы дашти-кипчак (уй, кора уй) состояли из нескольких частей, связанных между собой, а верхняя, сферическая, часть юрты соединялась длинными шестами, составляя единую крышу. Оба типа юрт покрывались камышовой циновкой и кошмой. У дашти-кипчакцев юрта опоясывалась специально вытканным длинным поясом (камар), имевшим порой ковровый орнамент (боу бошкур). В центре юрты разжигался костер, наверху было решетчатое отверстие (туйнук), служившее дымоходом и окном для света. Над костром устанавливался железный треножник с котлом. В холодное время после затухания костра дымоход (мури) закрывали кошмой, чтобы было тепло. В летнее жаркое время, наоборот, открывали дымоход, а также боковые кошмы для проветривания, создавая таким образом вентиляцию воздуха.

Оборудованием узбекских юрт служили в основном кожаные и вытканные из шерстяной пряжи предметы – мешки, торбы, паласы, кошмы, ковры, овчины, металлическая и деревянная посуда и утварь, постельные принадлежности и т.д. И в юрте почетное место (тўр) отводилось главе семьи или самому старшему, а также гостям. Правая сторона юрты при входе считалась мужской, а левая – женской. И в настоящее время у узбеков из племен конград и сарой наряду со стационарным домом можно встретить юрту, которая ставится во дворе, в саду или посреди приусадебного участка, в огороде.

Нередко беднейшие слои населения, особенно среди бывших кочевников, еще в начале прошлого столетия, не имея возможности построить постоянные дома, проживали в шалашах или лачугах. Например, некоторые семьи из племени лакай обмазывали свои круглые или четырехугольные камышовые (деревянные) шалаши глиной, чтобы было тепло зимой. Постепенно переходя к оседлому образу жизни, они начинают строить глинобитные дома, напоминающие по своей конструкции и планировке традиционную юрту. Собственно, она представляла собой небольшую низкую однокомнатную хижину, построенную из глиняных катышей, или одно каркасную с двухскатной крышей, покрытой ветками и камышом. Посередине комнаты находился маленький, глубоко вырытый очаг с открытым дымоходом на крыше (туйнук), как в юрте, отапливаемый кизяком (тезак) или дровами. Некоторые племена устанавливали над очагом сандал, заимствованный от предков. В этих хижинах люди лишь зимовали, а с наступлением весны перекочевывали на летние пастбища, где устанавливали юрту или же строили шалаши и полуземлянки (ката).

С начала прошлого столетия в традиционном строительстве домов и их оборудовании происходят некоторые изменения. В частности, в качестве стройматериала используют жженый кирпич, дома покрывают листами жести, застекленные окна выходят на улицу, появляются керосиновые лампы и электричество, в домашнем обиходе фабрично-заводские изделия начинают вытеснять старую традиционную утварь. Определенные изменения наблюдаются и в сельских домах, особенно в использовании стройматериалов, архитектурной планировке и декорировании.

Большинство горожан ныне проживают в многоэтажных домах со всеми удобствами, современной сантехникой, водоснабжением, газом и электричеством. Однако широкое распространение получают рассчитанные на одну или две семьи одно- и двухэтажные коттеджи с приусадебными участками, построенные в основном из жженого кирпича, иногда и каркасные. Строительство индивидуальных домов почти повсеместно осуществляется традиционным методом хашар, особенно в махаллях. Домашняя обстановка, как в городе, так и в больших кишлаках, в основном носит традиционный характер, но мебель состоит из фабрично-заводских изделий современного типа. Так, при оформлении жилых помещений используют как местные, так и импортные гарнитуры, включая разнообразную посуду, ковровые изделия и паласы, а также различные картины и фотографии, средства телекоммуникации и т.д.

Построенные в последние годы в Ферганской долине новые дома отвечают традиционной планировке: закрытый с трех сторон айван между двумя жилыми помещениями весьма удобен и привлекателен. В Хорезме хаули имеют большие красочно орнаментированные ворота с резными дверями, через которые входят в просторный высокий айван (долон) с решетками. Обычно современные дома окнами выходят на улицу, перед фасадом имеются цветник и виноградник. Нередко во внутренней части дома в больших семьях воздвигают двухкомнатную пристройку с коридором для молодоженов.

В узбекских семьях, проживающих на частных индивидуальных участках, свободное время в основном проводят на открытом воздухе во дворе, под тенью виноградника или фруктовых деревьев. В этом весьма благоустроенном месте, именуемом «шийпон», устанавливают телевизор, холодильник, стиральную и швейную машины и т.д. В сельской местности кухня, тандыр, помещения для скота также находятся во дворе. Наиболее богато и красочно обставляются комнаты молодоженов, где, кроме различных ковровых изделий, постельных принадлежностей, развешивают вышитые декоративные занавески, сюзане и покрывала, а также часть одежды.

www.vostokcafe.com


ремонт квартиры