Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Дата: 26.06.2017 , Обновлено: 25.06.2018
25 июня исполнилось 166 лет со дня рождения великого испанского архитектора, перевернувшего представление об архитектуре начала XX века, создавшего каталонский модерн и определившего облик Барселоны, той, которую мы все любим и знаем. В честь этого рассказываем о творческом пути Гауди и показываем его главные проекты.
Архитектор Антонио Гауди (1852–1926).
Антонио Гауди родился 25 июня 1865 года в маленьком каталонском городке Реусе и стал пятым ребенком в семье медника Франсеска Гауди-и-Серра. Точное место рождения архитектора остается загадкой, возможно, это был близлежащий городок Руидомс, где у его семьи был загородный дом. В 1868 году он переезжает в Барселону и оканчивает среднюю школу, а затем подготовительные курсы, чтобы в 1873 году поступить в Провинциальную школу архитектуры. Во время обучения он начинает работать чертежником у архитектора Жузепа Фонсере, а затем у Франсиско де Паула дель Вильяра – вместе они работают над проектом апсиды церкви монастыря Монсеррат.
Архитектор Антонио Гауди (1852-1926).
В год окончания архитектурной школы Гауди принимает заказ от городского совета Барселоны и проектирует первые газовые фонари, которые затем будут установлены на Королевской и Дворцовой площадях, а затем на Национальном бульваре. В 1870-е архитектор занимается подобными небольшими проектами – павильонами, витринами магазинов, элементами религиозных построек. Молодой архитектор был постоянным клиентом перчаточного магазина “Комелья”, центра мужской моды, и создал для него проект витрины. Витрина настолько понравилась владельцу, что он заказал Гауди проект стенда для показа своей продукции на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Этот маленький проект стал поворотным в судьбе Гауди, и вот почему: промышленник дон Эусеби Гуэль – главный заказчик и близкий друг каталонского архитектора – был поражен стендом Гауди на Парижской выставке и сразу же захотел познакомиться с его автором.
Дом Бальо.
В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты – дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле – главной улице Барселоны. Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле. Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.
Мозаика тренкадис в парке Гуэль.
В 1890 году Антонио Гауди начинает работы над важным градостроительным проектом – парком Гуэль. Эусеби Гуэль хотел перенести в Барселону модель английского города-сада. Для этого Гауди придумал проект великолепного коттеджного поселка на шестьдесят домов, который так и не был закончен. Архитектор создал главный въезд, окруженный двумя павильонами, и большую смотровую площадку с видом на город, обрамленную извилистой скамьей с облицовкой керамикой тренкадис – в коронной технике Гауди. Из домов было построено только два, один из которых Гауди приобрел для себя в 1906 году. Городской совет Барселоны в 1922 году приобрел парк Гуэль, для того чтобы преобразовать его в новое общественное пространство – городской парк.
В период с 1898 по 1912 год Антонио Гауди построил три жилых здания в Эшампле, которые являются символами Барселоны по сей день, – дом Кальвет, дом Мила и дом Бальо. Главный проект в жизни Антонио Гауди – храм Святого Семейства – не закончен по сей день. Гауди возглавил его строительство в 1884 году, приняв проект епархиального архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, отказавшегося от работы из-за разногласий с заказчиком. Гауди изменил проект своего предшественника, завершил крипту собора и предложил заказчикам начать возведение фасада Рождества Христова вместо Страстного фасада. Его строительство началось в 1892 году, а Гауди застал завершение одной из четырех башен – башни Святого Варнавы. Фундамент фасада Страстей Христовых был заложен только в 1954 году, через двадцать восемь лет после смерти архитектора.
В 1925 году Гауди уезжает из своего дома в парке Гуэль и селится в мастерской на территории храма Святого Семейства. К этому времени он уже полностью погружен в работу над этим проектом. В 1926 году несчастный случай уносит жизнь Антонио Гауди: он был сбит трамваем во время своего привычного похода в церковь Сант-Фелип-Нери. Антонио Гауди своими работами провозгласил каталонский модерн – особый вид местного ар-нуво. Обтекаемые формы, растительные мотивы, которые Гауди увековечивает в камне и железе. Его дома стали памятниками архитектуры, музеями, в которые ежедневно стоят огромные очереди, а облик Барселоны немыслим без архитектуры Гауди.
Первый жилой проект Гауди, построенный им в 1885 году по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса-и-Монтанера. Осенью дом откроется для публики после масштабной реставрации. Подробности читайте здесь.
Эта вилла – одна из немногих построек архитектора за пределами Каталонии, в городе Комильяс провинции Кантабрия. Эль-Каприччо строился в одно время с домом Висенс, и архитектурные решения, примененные в этих постройках, перекликаются друг с другом. Более того, Эль-Каприччо, как и дом Висенс, определяет стиль раннего периода творчества Гауди: еще не тот, по которому мы все его знаем, а неоготический и ориентальный, вдохновленный мудехаром.
Например, башня Эль-Каприччо многим напоминает минарет мечети. Главный фасад выложен ориентальным узором – полосы охристого цвета перемежаются с зелеными, украшенными керамическими подсолнухами. Летнюю виллу Гауди заказал родственник Эусеби Гуэля Максимо Диас де Кихано. Архитектор учел вкусы и предпочтения заказчика, в том числе его страсть к музыке – вплоть до того, что окна в главном холле оборудованы музыкальными колокольчиками разных размеров, которые воспроизводили музыкальные ноты при открытии и закрытии окон. Дом был возведен партнером Антонио Гауди Кристобалем Касканте, который исполнил работы в точном соответствии с авторским проектом.
Первая крупная работа Гауди, выполненная им для его покровителя – Эусеби Гуэля. В 1885 году он заказал молодому архитектору проект расширения семейной резиденции в самом центре Барселоны – на Рамбле. Архитектор организовал пространство дворца вокруг центрального зала, предназначенного для религиозных служб, музыкальных собраний и светских мероприятий. Центральный зал увенчан куполом с множеством отверстий, через которые в помещение попадает естественный свет.
Парк Гуэль, задуманный Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году. Тем не менее сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис, и насладиться видами Барселоны – Гауди уделил особое внимание смотровой площадке парка.
Техника тренкадис – мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы, – в парке Гуэль была отточена Гауди до совершенства. Он украсил ей входные павильоны, извилистые перила парадной лестницы, волнообразную скамью, обрамляющую смотровую площадку, а также интерьер большого гипостильного зала (зала Ста колонн), который должен был стать рынком. Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила.
Дом Кальвет – первый проект Гауди в районе Эшампле. Здесь архитектор применяет свой коронный прием – организовывает пространство вокруг двух центральных двориков-патио. Кроме того, Гауди тщательно прорабатывает внутренний фасад вопреки городской традиции делать уличный фасад более помпезным, а внутренний оставлять “домашним”. Фасад дома Кальвет, выходящий на улицу, – это каменная кладка и резные балконы, в целом довольно классическая структура.
Зато внутри Гауди применяет хорошо знакомую нам объемную композицию, играет с линиями и намеренно создает асимметрию. Он также проектирует вестибюль дома, его лестницу, лифт и некоторые элементы интерьера.
Заказчик дома Бальо даже не догадывался, что его дом станет шедевром каталонской архитектуры. Промышленник Жузеп Бальо в 1904 году заказал Гауди всего лишь объединение двух квартир главного этажа. В итоге архитектор частично перестроил все этажи, два фасада и кровлю, а также увеличил внутренний световой колодец, за счет которого в здание проникает естественный свет.
Если в доме Кальвет Антонио Гауди еще немного скромничал, то здесь он воплотил все свои творческие фантазии. И главное – не использовал практически ни одной прямой линии в конструкции дома. Уличный и внутренний фасады отделаны “чешуей” дракона, а балкончики представляют собой “кости” жертв этого волшебного чудища – поэтому дом Бальо иногда называют “Домом костей”. Крыша дома – это разноцветный “хребет дракона”. Первые три этажа дома Бальо украшены стройными колоннами из камня горы Монтжуик – Гауди умело применял в своих постройках местные материалы.
В проекте дома Мила Гауди вновь становится инноватором: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен – дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения.
Из-за волнистого каменного фасада барселонцы придумали дому кличку – Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила – терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада. Кроме того, архитектор объединяет дымоходы, вентиляционные башни и крыши и создает на крыше отдельный мир – искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами.
Храм Святого Семейства, или Саграда Фамилия, – одна из величайших построек, создание которой длится уже второе столетие. Антонио Гауди завершил крипту, которую начал его предшественник, архитектор Франсиско дель Вильяр, и в 1892 году начал работу над фасадом Рождества.
Окончательный проект фасада Страстей появился в 1923 году, а его строительство началось уже после смерти архитектора. Работу над храмом продолжил коллега Гауди – Доменек Сугранес. Он достроил три оставшиеся колокольни фасада Рождества. Возведение фасада Страстей началось в 1954 году.
Храм пережил Гражданскую войну и пожар, во время которого в доме-мастерской Гауди сгорели многие макеты и чертежи. Некоторые из них удалось восстановить позднее. На данный момент ведется строительство третьего фасада (фасада Славы), оформление интерьеров храма. Глобальное строительство планируют закончить к 2030 году.
Текст: Софья Карпенко
www.admagazine.ru
Испанские дизайнеры реконструировали в Барселоне мансарду эпохи Гауди, превратив ее в современный пентхаус. Meritxell Ribé The Room Studio — дизайн-студию с таким названием образовали Меричелл Рибе (Meritxell Ribé) и Жозеп Путчдоменек (Meritxell Ribé & Josep Puigdomènech). Один из их проектов — в историческом центре Барселоны, на обожаемом туристами главном бульваре города — Рамбле.
По теме: Тереза Сапей: женщина-архитектор о своей квартире в Мадриде
Квартира площадью 300 кв. метров расположена на последнем этаже дома, построенного в эпоху каталонского модерна. На фасаде — характерные прихотливые асимметричные изгибы, визитная карточка архитектуры Барселоны.
Жозеп Путчдоменек и Меричелл Рибе.Квартира напоминает в плане круассан: вытянутой формы, она сужается к краям, заканчиваясь с обеих сторон шестигранными эркерами. Особое достоинство — огромная открытая терраса.
Заказчики пригласили Меричелл и Жозепа, чтобы отремонтировать старое жилье и, как они выразились, «оптимизировать» пространство: сделать его современным, открытым и текучим — с комнатами, которые перетекают одна в другую.
«Сегодня пентхаусы невероятно популярны, но в начале прошлого века все было по-другому. Господа проживали внизу, а на верхнем уровне обитала прислуга, еще и оставалось место для голубятни, — рассказывают дизайнеры. — Привести этот интерьер в должный вид было невероятно трудно. Потребовалась глобальная реконструкция, ведь последний раз квартиру ремонтировали в 1950-х годах. Самым сложным было восстановить пол и обновить систему водоснабжения и канализации».
Дизайнеры произвели функциональный апгрейд: гостиную, столовую и кухню перенесли в один конец квартиры (эркер достался столовой), а три спальни, кабинет и ванные — в другой.
Авторы проекта выбрали стилистику, которая созвучна времени, когда было построено здание. Натуральное дерево, цементная плитка ручной работы, светлые стены — определяющие компоненты. Дизайнеры отреставрировали лепнину и витражи, а двери приобрели у антикваров: они все разные, ни одна не похожа на другую. «Нам пришлось подгонять двери так, чтобы они идеально вписались в отведенные проемы».
Кстати оказалась и старинная мебель в колониальном стиле, которой владели хозяева квартиры. Например обеденный стол и шкафы-витрины со стеклом, декорированным в технике шелкографии: круглая модель стола идеально вписалась в эркер, а витринами отгородили гостиную от кухни.
Дизайнеры добавили и современные предметы мебели — но только те, что не противоречат духу интерьера. Cтулья 528 Indochine спроектировала в 1943 году Шарлотта Перриан, а итальянская компания Cassina в 2014 начала выпускать их ремейки. Пять таких стульев заняли место вокруг обеденного стола, а один — у письменного стола в кабинете.
Авторы выбрали нейтральную палитру: горчичный, желтый, серый оттенки на стенах выделяют геометрические орнаменты цементной плитки на полу. «В эпоху модерна принято было богато декорировать полы и потолки. Хотя и стены тоже нередко украшали». Изысканная эстетика сосуществует с современным техническим оснащением: в квартире установлена система «умный дом». Так, аудиооборудование позволяет наслаждаться музыкой в любой из комнат.
www.interior.ru
Символ Барселоны — Искупительный храм Святого Семейства, Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia) — самое известное детище Гауди и вместе с тем, один из самых обсуждаемых долгостроев мира. Сейчас храм по-прежнему не достроен, и диждитал- художники соревнуются в мастерстве, создавая разные версии 3D-визуализации будущего здания — одна зрелищней другой! Первым архитектором, взявшимся за возведение этого храма, был Франсиско дель Вильяр, а не Гауди, как многие считают. Интересно, что строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан. Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. По его задумке в церкви должно быть 18 башен. Самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Чертежи, оставшиеся после Гауди, были сожжены франкистами в 1936 году, — еще один факт, который тормозит процесс строительства. В 2010 году недостроенный храм был освящен Папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. По последним данным, правительство Испании рассчитывает завершить строительство к 2026 году.
В молодости щеголь, любитель лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров, Гауди пользовался большой популярностью у женщин, при этом оставался холостяком всю жизнь. Подробностей немного: вроде бы в 1880-е годы он, еще довольно молодой архитектор, оказывал знаки внимания некой Жозефе Мореу ( по прозвищу Пепета), которая работала учительницей в рабочем кооперативе ткачей. Но она не ответила влюбленному взаимностью. Есть и еще одна история, повествующая о том, как юная незнакомка, которой был всерьез увлечен Гауди, в последний момент отказала ему в ухаживаниях и ушла в монастырь, чем сподвигла архитектора навсегда оставить идею о женитьбе.
Антонио Гауди родился не в Барселоне, а в городке Реус, который находится в часе езды. Его отец Франсиско Гауди-и-Серра был котельщиком. Антонио Гауди был пятым, самым младшим ребенком в семье. Из воспоминаний о детстве известно, что архитектор страдал ревматоидным артритом, поэтому подвижные игры со сверстниками были ему практически недоступны. Гауди проводил много времени на ферме, много гулял в одиночестве, наблюдал за природой. В Барселону Гауди переехал уже в возрасте 16 лет. Поступил в Высшую архитектурную школу, впоследствии ставшую отделением Барселонского университета.
Пожалуй, самой судьбоносной в карьере архитектора стала встреча с Эусеби Гуэлем. Текстильный магнат, богатейший человек Каталонии становится его близким другом и заказчиком. Именно по заказу этой семьи архитектор создает проекты павильонов усадьбы в Педральбесе, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо), Парка Гуэль в Барселоне. На сегодняшний день существуют забавные свидетельства, в том числе подрядчиков, описывающие некоторые подробности строительства. Например, из истории Парка Гуэль известно, как появилась знаменитая мозаичная скамья в форме змеи. Чтобы получить нужную форму, Гауди просил рабочих по очереди усесться на свежий цемент, чуть ли не сняв штаны! Таким образом он рассчитывал получить идеальное по всем параметрам сидение.
Известно, что Гауди почти не пользовался никаким транспортом, всегда перемещался пешком, вплоть до последнего дня совершая многокилометровые прогулки к морю. Однажды 73-летний Гауди вышел из дома к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был — это был его привычный маршрут. Проходя по Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Говорят, будто движение трамваев в Барселоне было запущено именно в этот день. Стражи порядка не узнали в пострадавшем известного архитектора и доставили его в больницу для нищих, где 10 июня он скончался.
А тем, кто в ближайшее время планирует поездку в Испанию, будет интересно узнать, что осенью откроет свои двери для туристов первый дом, построенный Гауди в Барселоне, - Casa Vicens. Архитектор спроектировал его по заказу брокера Манеля Висана Монтанера в 1883 году, строительство было закончено к 1885 году. Последние два года в здании проводились реставрационные работы. Проект курировали архитекторы Хосе Антонио, Мартинес Лапенья, Элиас Торрес и Дэвид Гарсиа.
Первый дом, построенный Гауди в Барселоне, - Casa VicensПервый дом, построенный Гауди в Барселоне, - Casa VicensИз забавных фактов нельзя умолчать о кампании, которая идет уже около десяти лет в поддержку причисления Гауди к лику святых. Ожидалось, что в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации. Станет ли Антонио Гауди святым-покровителем всех архитекторов? – Вопрос остается открытым.
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
Водитель такси, мельком взглянув на невзрачно одетого окровавленного человека – трамвай протащил его по мостовой несколько метров, брезгливо поморщился и отказался везти старика в больницу.
Потом ему это припомнят.
Через пять дней, 12 июля 1926 года, скорбная процессия, растянувшаяся на километры, медленно двигалась от госпиталя св. Креста в Старый город, к храму Саграда Фамилиа. Хоронили старика, которого никто не знал в лицо, но чьи творения теперь и уже навсегда определили облик Барселоны. Хоронили Антонио Гауди-и-Корнета, величайшего архитектора ХХ века.
ГАУДИ, АНТОНИ (Gaudi, Antoni) (наст. фамилия Гауди-и-Корнет) (1852-1926), испанский архитектор, чье творчество ознаменовало высший расцвет испанского (каталонского) модерна.
Родился в Реусе (на побережье Каталонии) 25 июня 1852; принадлежал к роду потомственных каменщиков. С 1868 жил в Барселоне, где в 1873-1878 занимался в Высшей технической школе архитектуры. Попутно работал чертежником и изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э.Пунти.
В 1870-1882 выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф ВильяраУже первая его достаточно крупная самостоятельная работа (фонтан на площади Каталонии, 1877) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора. В 1878-1880 было построено и первое здание по его проекту — Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей.
В 1887-1900 осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге,
Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Выступал и как реставратор (в 1904-1914 реконструировал собор в Пальме-де-Мальорка).
Обрел надежного патрона в лице предпринимателя Э.Гуэля (с 1883). Выстроил для него усадьбу (или т. н. павильоны) в Педральбесе (ныне в черте Барселоны; 1885-1888) и городской особняк (Палау Гуэль; 1886-1888), сочетая пышность пластического убранства в духе «мудехара» с конструктивным новаторством: в последней постройке были впервые применены бетонные параболические арки. В 1903-1910 осуществил разбивку и архитектурно-декоративное оснащение парка Гуэль, по сути лишь фрагмента задуманного «города-сада» на окраине Барселоны, — в парковой планировке и сооружениях (в том числе «бесконечной скамье») ярко проявилась любовь мастера к формам, композиционно и колористически соревнующимся с самой природой.
Тот же пульсирующий биоморфизм свойствен и знаменитым доходным домам Каса Батло (1904-1906)
и Каса Мила (т.н. Каменоломня; 1905-1910), общий экстравагантный облик которых и отдельные детали — типа «сюрреалистических» дымоходов Каса Мила — полны чувства природной первостихийности. Окончательно войдя в этот период в русло модерна, произведения Гауди составили в нем особую главу, выделяясь фееричностью своих цветовых и пластических эффектов.
Высшим плодом фантазии мастера явился огромный храм Святого Семейства (Саграда Фамилиа), заложенный в 1882. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Гауди с 1910 целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую. Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора. При жизни мастера храм остался незавершенным.
Про собор Святое семейство будет опубликован отдельный пост, так как эта одна из самых значительных работ Гауди. Фотографий предостаточно для еще одной темки...
interiors-ru.livejournal.com
В нашем сообществе уже был пост с анонсом выставки в Московском музее современного искусства "Антонио Гауди. Барселона". На днях я попала на прекрасную экскурсию по ней и хотела чуть больше рассказать об архитектуре и дизайне от Гауди.
А начну я с проекта Школы при монастыре Святой Терезы... Жоана Баптисты Понс-и-Травау:
Такой простой и ничем не примечательный проект мог быть реализован, если бы Отец Энрике-де-Осси с ним не поссорился и не привлек к работе 35-летнего Антонио. Именно благодаря ему на здании появились башенки - пинакли
и параболические арки. На макете можно рассмотреть внутреннее устройство галереи:
Для отделки фасада Гауди использует камень и кирпич.
Самыми важными в постройках Антонио считал три вещи - вентиляцию, освещение и удобство. Интересно, кто-нибудь сегодня осмелится сказать, что это неправильно? ;)
К сожалению, как и многие постройки, школа была разрушена и восстановлена только благодаря фотографу Адольфу Массо.
Нам задали интересный вопрос, что здесь изображено. Слева - витрина для перчаток. Гауди был щеголем и для владельца перчаточной лавки сделал эскиз витрины. А вот что справа и как можно объяснить эти надписи, кто догадается? (экскурсовод нам тоже задал этот вопрос)
От нео-готики (в те времена было популярно все нео- - нео-классицизм, нео-готика, нео-барокко...) переходим к нео-мавританскому стилю, стилю мудехар.
Макет павильонов усадьбы Гуэля:
Многое из того, что на первый взгляд кажется декоративным, было продумано. Траншеи под баллюстрадами для вентиляции, желоба на крыше расположены так, чтобы вода попадала в поилки для лошадей, а отверстия в крыше делали освещение внутри похожим на звездное небо.
Въездная группа павильонов усадьбы:
Дом Бальо. Фасад. Здесь Гауди пришлось работать в заданных рамках, но он все равно постарался выделить дом среди других построек.
Кстати, на крышах было принято складировать ненужные вещи (как у нас на лоджиях). Гауди это возмущало и он старался сделать все технические детали декоративными, а крышу эксплуатируемой.
Ворота дворца Гуэля:
Во дворце Гуэля располагалось венецианское палаццо с органом для музыкальных вечеров.
А в доме Кальвет Гауди под каждым окном "сажает" гриб с описанием того, как этот гриб можно приготовить. Ведь хозяйка любит грибы.Хозяева не любят клопов, поэтому входной молоточек стучит по "клопу", каждый входящий в дом "убивает" клопа. А дом Кальвет получил премию за внутренний комфорт.
Парк Гуэля
Один из самых интересных проектов, который не был воплощен в жизнь. По задумке Гауди это должен был быть элитный коттеджный поселок, в котором купили только три дома - Гуэль, его друг адвокат и сам Гауди (для 50-летнего архитектора это был первый собственный дом).
Необычность заключается в том, что после покупки на участке строился заранее задуманный Гауди дом, вмешательство хозяев в ландшафт купленного участка тоже недопускалось. Не только это, но и то, что парк в то время располагался далеко от центра города, а стоимость участков была очень высока, оттолкнуло покупателей.
В колоннах парка скрывается водопровод.
Самый известный элемент парка - скамейка, для которой использовалось множество разбитых сервизов. Техника мозаики давно была известна, Гауди использовал ее для воплощения собственных идей. К тому же обычная плитка не может принимать причудливые вогнутые и выпуклые формы.
"Парковка". Один их немногих проектов, который был переделан, потому что в него не мог заехать роллс-ройс.
Один из тактильных экспонатов - макет группы вентиляционных шахт дома Мила:
Антонио Гауди работал с макетами. Ему гораздо ближе были объемы, чем плоские чертежи. Однако при пожаре макеты сгорели. Когда в мэрии была обнаружена папка с чертежами Гауди, оказалось, что эти планы (они нужны были для согласования строительства) не соответствуют тому, что было построено.
Это чертеж дома Мила, один из последних, сделанных самим Гауди. Руки его уже плохо слушаются, поэтому следующие чертежи делали уже его ученики, а он их только подписывал. У Гауди с детства был ревматизм.
А это фотография дома Мила. С этим домом связано много не очень красивых историй. Мила решились на строительство дома после того, как Гауди закончил дом Бальо. Строительство не только отнимало все деньги семьи, но и не отвечало их эстетическим предпочтениям. Когда они не могут заплатить архитектору, он подает на них в суд и выигрывает. А потом отдает полученные деньги на благотворительность, потому что получить их было просто делом принципа.
В доме Гауди воплощает идею отсутствия прямых линий. В то время как плавные линии напоминают песок, дом получает название "каменоломня". Внутри Гауди тоже отказывается от прямых линий. Надписи на фасаде - куски из гимна Ave Maria, однако от скульптурной группы на крыше хозяева все-таки отказались.
Вид сверху:
Дизайн от Гауди
Одной из важных вещей Гауди считал эргономику. Обычно, когда ты берешься за ручку, ты не знаешь, что с ней делать. Антонио делал ручки под руку так, чтобы было понятно, надо на нее нажимать или крутить. Ими могли пользоваться как правши, так и левши. Деревянная дверь из дома Мила.
Решетки были сделаны так, чтобы на доме сменялись узоры в разное время дня, благодаря падающим теням. От этого дом выглядит еще более неровным.
Крючок для одежды:
Цепь на входных воротах башни Дамья Матеу "Ла Миранда"
Плитка для дома Мила (тактильные образцы).
Слева - потолочная плитка. Такой узор создается ударами хлыста. Справа очень плавный и приятный на ощупь узор для напольной плитки. Один из любимых мотивов Гауди - соты.
Знаменитая "анатомическая мебель" Гауди. Когда Гауди только приехал в Барселону, он сделал для себя стол, который прослужил ему до конца жизни. Точно так же он старался делать мебель для других проектов. В первую очередь она должна быть удобной.
Например, на этой скамейке сидящие люди не мешают друг другу и при этом могут комфортно общаться:
С помощью треугольной плитки можно оформить любые изгибы.
Две плитки "бархатцы". Чтобы по макету можно было выкладывать на фасаде куски мозаики, Гауди создал узор, который стыкуется друг с другом, как его ни поверни.
Внутренний двор дома Бальо. Внизу обычно темно, сверху окна выглядят маленькими. Поэтому внизу была светлая плитка, наверху темная, а окна больше.
Создание формы
Этот метод был известен и до Гауди, но он активно стал пользоваться им на практике. Основывается он на предпосылке, что силы сжатия равны силам растяжения. Веревочки с грузами заменяют представление части купола, колонны, стены.Кусок стены в пол-кирпича имитируют грузики в 10 гр. через 5 см, полный кирпич - 20 грамм. Получается цепь из грузиков. К потолку подвешивают масштабированные колонны, а на них закрепляют веревочки с грузами, пропорционально весу конструкции купола. В итоге получается тот самый параболический прогиб. Остается зарисовать или сфотографировать форму и перевернуть картинку.
Отражение в зеркале:
Образец измерителей, которыми пользовался Гауди до 1915 года.
Собор Святого Семейства. Думаю, про это строительство всем известно.
Оставлю тут начало работы и планируемое завершение работ. Как известно, сам Гауди погиб в 72 года под колесами трамвая, а работы продолжаются на пожертвования. Само строительство было начато с части "Рождество", самой выгодной с точки зрения маркетинга и простой для строительства.
Гауди было важно, чтобы изображаемые животные и растения выглядели правдоподобно снизу. Поэтому работы много раз спускали и поднимали наверх, чтобы удовлетворить перфекционизм архитектора, а он очень долго подбирал нужных животных. Одна из самых известных историй - история про замученного ослика. Гауди искал грустного ослика, но ему приводили здоровых ослов. Наконец, он сам увидел замученного ослика и уговорил отдать его на 2 недели. Когда хозяйка пришла за своим осликом, она узнала его на фасаде. Что вы сделали с ним?Гауди вывел довольного ослика и сказал, что его обмазывали жиром и быстро сделали слепок. Ослик не пострадал.
Я постаралась рассказать о том, что мне показалось самым интересным во время экскурсии, организованной для нас компанией #Мосгортур.
Сайт Московского музея современного искусства.
В соцсетях:
https://vk.com/mosgortur.museum
https://www.facebook.com/mosgortur.museum/
https://www.instagram.com/mosgortur.museum/
#блогерывмузеях #мосгортурмузеи
home-and-garden.livejournal.com
Творческие принципы Гауди
Прежде чем завершить характеристику деятельности архитектора рассказом о храме Святого Семейства, который является и своеобразной «энциклопедией» Гауди, и делом его жизни, и, наконец, своего рода творческим завещанием, целесообразно остановиться на «кредо» мастера. Поскольку он не оставил практически ни строчки самоанализа, принципы творчества Гауди приходится реконструировать по отдельным, сугубо фрагментарным свидетельствам — просто «вывести» их из построек невозможно, так как свобода их истолкования чрезмерно велика. Архитекторы всех эпох создавали объемно-пространственные композиции, используя преимущественно прямые линии, плоскости, треугольники, окружности и сферы — целиком и отдельными элементами[46]. Лишь в редких случаях кривые вплетались в ансамбль как дань иррационально-чувственному началу. Архитекторы всегда черпали вдохновение из природы, но не путем копирования ее форм, а через посредство геометрических абстракций.
Особенная заслуга Гауди заключается в том, что он сумел извлечь из природного окружения и ввести в мир архитектуры ряд форм, мимо которых проходили поколения зодчих. Гауди обратил особое внимание на гиперболические параболоиды и их сечения, гиперболоиды и геликоиды. Образование этих форм достаточно незамысловато — проще их наименований. Известно, что гиперболический параболоид образуется при скольжении прямой по двум другим — непараллельным — прямым в пространстве и плоскость фактически представляет собой частный случай этой геометрической пространственной фигуры: направляющие оказываются строго параллельны между собой. Аналогичным образом получается и гиперболоид: хотя это прежде всего тело, образуемое вращением гиперболы вокруг оси, его можно получить и вращением вокруг той же оси наклонной прямой линии[47]. Наконец, геликоид без труда образуется при помощи вращения отрезка вокруг оси, если одновременно отрезок перемещается вдоль оси.
Гауди избрал именно эти пространственные формы в качестве основных «кирпичей» своей геометрии архитектурного формообразования. Мастер не мог использовать эти абстрагированные формы в чистом виде, изымая их из природного окружения, где они всегда фактурны — покрыты цветом и растительностью или камнями; заметим, что пространственный промежуток между двумя холмами всегда имеет форму гиперболического параболоида, хотя и не воспринимается таковым, как правило. Поэтому-то, заимствовав у природы геометрический принцип, Гауди затем покрывал его естественным декором[48]. Так, на фасаде Рождества храма Саграда Фамилиа, колокольни которого представляют собой правильные параболоиды, тщательно воспроизведено более ста видов животных и столько же растений. Это «простое» воспроизведение природы, «незамысловатое» подражание ей стали фактически подлинной революцией в архитектуре, осуществленной одним человеком — без манифестов и лозунгов.
Во внимании к гармонии пропорций, цвету, свету Гауди считал себя прямым продолжателем византийской и готической традиций — об этом он часто говорил в своих беседах в подвале дома Мила? и на стройплощадке храма. Но точно так же он иногда выражал свое отношение к барокко, а само его творчество навсегда сохранило и отпечаток стиля «мудехар», и привязанность к народной каталонской архитектуре.
Казалось бы, чистота принципов формообразования, свойственная Гауди, должна была произвести некоторый общий поворот в архитектуре. Но этого не произошло из-за вневременного характера идей мастера. Воплощенные в его работах принципы никак не связаны с маятниковым колебанием художественных течений XX в. Концепция архитектора, никогда не принявшая связной литературной формы, осталась известной лишь узкому кругу друзей в то самое время, когда в европейской архитектуре близилось торжество идей функционалистов и пуристов всякого рода, певцов прямой линии и глашатаев прямого угла. Когда Гауди умер, в Дессау строился «Баухауз» Гропиуса.
В основе творчества каталонского архитектора сказывался в то же время принцип коллажа, выработанный им совершенно самостоятельно — намного раньше, чем о нем заговорили дадаисты, кубисты или сюрреалисты. Хотя формально и сопряженный с эклектикой как таковой и с эклектической доктриной архитектурной школы, которую прошел Гауди, — это совершенно персона-листический прием. Для раскрытия его в полноте воспользуемся характеристикой той работы, которую мы сознательно оставили в стороне в ходе хронологического описания проектов и построек. Речь идет о работе архитектора над реконструкцией (по условиям задания — реставрацией) главного собора в городе Пальма ди Мальорка в период с 1904 по 1914 г.
Работы по преобразованию древней мусульманской мечети в готический храм начались при короле Хайме I — завоевателе Балеарских островов, однако опоры, разделяющие нефы собора, были воздвигнуты лишь к 1406 г., и все сооружение было завершено лишь в 1613 г. Собор (длиной 120 м.) очень высок: до замкового камня центрального нефа 20-метровой ширины — 44 м. от уровня пола. После землетрясения 1851 г. возникла очевидная опасность обрушений и начались реконструктивные работы, тянувшиеся несколько десятилетий.
В 1899 г. епископ Мальорки посетил Антонио Гауди на строительной площадке храма Саграда Фамилиа, был восхищен его идеей и через год, после вторичного посещения, предложил ему взять на себя работы по реставрации. Прибыв на Мальорку в марте 1902 г. и осмотрев собор, Гауди уже через три дня представил эскизный проект. В августе того же года архитектор вновь прибыл на остров, представив епископу деревянный макет с общей идеей проекта комплексной реставрации. После нескольких поездок Гауди и утверждения проектной идеи его помощник Рубио? временно поселился в Пальме, чтобы вести всю совокупность работ.
Совершенно очевидно, что в сознании Гауди цель реставрации отнюдь не означала восстановления оформления интерьеров в некотором прежнем виде[49]. Архитектор сразу же предложил разобрать оба иконостаса (готический и барочный) в предалтарной части, переместить хоры из середины нефа к алтарю, раскрыть в интерьер капеллы Троицы, расставить новые кафедры, установить балдахин над алтарем и заменить утратившие прозрачность витражи. Не нарушая общей структуры интерьера храма, Гауди тем не менее трактовал его как своего рода пластичный материал и фон для отважного введения в композицию совершенно новых акцентов. Так, готические стулья, перенесенные с хоров в предалтарную часть, были по поручению Гауди расписаны Хосе Хухолем контрастными и интенсивными цветами[50]. Поскольку Хухоль помимо цветочных пятен ввел еще и надпись «Его кровь на наших телах», каноники пришли в ужас и эта работа была отменена.
Поскольку деревянная галерея в королевской капелле пересекала предалтарную часть, Гауди велел ее демонтировать, посчитав не слишком ценной и совершенно игнорируя тот факт, что галерея была создана в 1269 г. Барочный иконостас середины XVIII в. был демонтирован и вывезен в другой храм, а находившийся за ним готический (середины XIV в.) был установлен над дверьми галереи в два уровня: лицевая сторона внизу, оборотная — наверху, над ней.
Привлекши к работе кузнецов с Мальорки, не имевших никакого художественного опыта, но чрезвычайно ловко гнувших на огне крупные железные детали, Гауди избрал кованое железо основным материалом нового оформления интерьера. Из него было сооружено ограждение предалтарной части, служащее одновременно для установки свечей, — снизу к венцу подвешены цепи с гербами Мальорки и Арагона. На стенах королевской капеллы были установлены канделябры и ограждение перед епископским креслом. По мере продвижения работ пространственный коллаж набирал все больше смелости: вокруг алтарного стола Гауди разместил четыре древние колонны, когда-то находившиеся в соборе, но вывезенные давно в молельню одной из старых усадеб, и превратил их в огромные канделябры. Над алтарем был подвешен прямоугольной формы плоско-вспарушенный балдахин, а под ним — многоугольная корона с семью гранями (соответствующими семи ипостасям Св. Духа), декорированная виноградными листьями и колосьями. С каждой стороны короны свешивается по семь крупных лампад.
Заболев, в жару, Гауди дал Рубио? ошибочный вес многоуровневого балдахина (вес одной из семи сторон вместо общего веса), что едва не привело к катастрофе: тросы начали рваться сразу же после церемонии открытия собора[51].
Разместив по сторонам предалтарной части галереи для певчих, Гауди смонтировал их из деталей разобранных хоров, а в самом нефе расставил пятиметровой высоты канделябры, так как стремился создать своего рода цоколь для тонких восьмигранных колонн, уходящих на 20-метровую высоту. Над кафедрой Гауди сделал невиданной формы балдахин, паруса которого должны были быть покрыты надписями[52]. Архитектор перевесил и докомпоновал сложную систему светильников главного нефа, создал ряд предметов церковного обихода, мебели.
Наконец, Гауди спроектировал новые витражи (епископ желал, чтобы в них были не изображения, а только надписи — титулы Марии), используя сложенные вместе цветные стекла, варьируя их размещение таким образом, чтобы получать производные цвета исключительно за счет естественного света.
Как видим, все основные характеристики работы мастера налицо: абсолютная уверенность в правоте замысла, трактовка существующего как «естественного» материала, щедрая изобретательность как в целом, так и в мельчайших деталях.
Среди этих деталей немалую роль играют надписи: от «суперграфики» на колокольнях Саграда Фамилиа до надписей, которые можно прочесть только при взгляде в упор — на скамье Парка Гуэль или на поручнях и ступенях лесенки собора на Мальорке. Эта глубоко впитавшаяся в народную культуру Каталонии традиция сакрализации обыденных предметов прослеживается в работах архитектора с самого начала, сложно увязываясь с символикой стран света, которой он был верен всегда. Так, уже на фризе галереи дома Висенс в ее северо-западной части можно прочесть слова «О, летняя тень», с юго-востока — «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня»[53], а с юго-западной стороны — «Домашний очаг, да здравствует очаг любви».
Заказчикам Гауди эта нехитрая поэзия и столь же простая символика были при всей их образованности не чужды так же, как и архитектору. В доме Кальвет наряду с надписями мы обнаруживаем вместо звонка на дверях первого этажа сложный молоточек. Рукоять молотка в форме греческого креста ударяет по металлическому насекомому: справедливость, наказывающая порок. Символизация, граничащая с простодушием, однако, сочетается у Гауди с изощренным изобретательством, когда архитектор формирует сугубо персональные интерпретации значений. Так, во дворце Гуэль (витраж большого зала) Гауди так подбирает противовесы для подъемных окон, что каждая из пяти фрамуг издает при поднятии свой собственный музыкальный звук. В разработке витражей для вестибюля епископского дворца в Асторге мастер формирует многоцветные витражи таким образом, что в его центральной части использованы значительно более толстые стекла, чем по краям, что позволяет усилить богатство цветовых отношений. На сложном макете неосуществленной скульптурной группы для собора в Пальме Гауди предложил следующее цвето-световое решение: нимб вокруг головы Марии — золотая мозаика, а покрывало и поддерживающие его фигуры — из полупрозрачного алебастра, сквозь который должны были угадываться цветные пятна витражей.
Фантазия мастера толкала его нередко к художественным решениям, которые лишь через десятилетия становились «находками» различных течений. В 1906 г. наряду с другими известными каталонскими архитекторами Гауди принял участие в монументальном оформлении таинства Воскресения на горе Монсеррат. Для размещения монумента он выбрал поворот дороги, за которым ставилась стена с барельефом Вознесения, перед которым непосредственно на газоне с дикорастущими цветами устанавливалась скульптурная группа трех Марий[54]. Среди анекдотических историй, в изобилии рассказывавшихся о Гауди, есть следующая: некто просит архитектора разработать новый, непохожий на существующие тип кувшина, на что Гауди ответил: «Сделаем его решетчатым». Независимо от истинности рассказа он верно отражает свойственную мастеру привычку ходить нехожеными путями, не страшась парадоксальности.
Именно Гауди предлагал выложить на склоне Монсеррата гигантский герб Каталонии из многоцветной керамики, способный соизмеряться с горными вершинами гряды. Именно Гауди хотел, чтобы в ущелье между скальными выступами той же горы был подвешен огромный колокол. Когда в 1907 г. архитектор Хосе Пуиг хотел заказать Гауди проект памятника королю Хайме I в честь его 700-петнего юбилея, Гауди сказал, что лучшим памятником Хайме I было бы превращение так называемого Готического квартала в район, застроенный настоящими готическими домами — с переносом туда зданий, которые разрушали при пробивке улицы Виа Лаетана. Гауди же предложил создать площадь Беренгер Гранде так, чтобы расчистить римскую стену и церковь королевского двора (это предложение было позднее осуществлено).
Наряду с основными своими работами мастер делал множество малых, иногда выполняя проект, иногда ограничиваясь консультацией, часто содержавшей в себе целую концепцию формообразования. Примером первого может служить кинотеатр «Сала Мерсе», сделанный для друга архитектора — живописца Гранера. Подвал (фойе) был расписан сценами Ада, тогда как в одной из двух касс у входа сидела кукла, чрезвычайно похожая на кассиршу в другой кассе. Примером второго может служить консультация, которую в 1920 г. Гауди дал инженерам, занятым проектированием железнодорожного вокзала «Франция». Он предложил создать квадратный зал со стороной 200 м. таким образом, чтобы состав мог полностью развернуться. Для перекрытия столь огромного пролета архитектор предложил использовать ряд наклонных опор, размещенных по периметру зала. Через верх опор должны были быть перекинуты поддерживающие несущую сеть покрытия тросы, с противоположной стороны оттянутые и заанкеренные к земле. Идея, осуществленная Фреем Отто через полвека, показалась пораженным инженерам чрезмерно рискованной, и вокзал был построен с конструкцией из обычных двухшарнирных арок.
Сто?ит ли удивляться тому, что художник с такой фантазией и такой быстротой рождения замыслов обладал упорством, нередко доходившим до упрямства. В одних случаях оно было вызвано действительно принципиальной позицией, в других — нет. Когда мастер работал в Колонии Гуэль, он существенно переработал проект лестницы, с тем чтобы сохранить большую сосну. На все робкие возражения Гауди отвечал: «Я могу сделать лестницу за три недели, но мне понадобилось бы двадцать лет, чтобы вырастить такую сосну». Когда при строительстве дома Ботинес леонские инженеры говорили об опасности применения ленточных фундаментов на слабом, по их мнению, грунте, Гауди, уверенный в своей правоте, заметил: «Пусть пришлют мне эти технические соображения в письменном виде, а я их вставлю в рамки и развешу в вестибюле дома, когда он будет достроен».
При строительстве Терезианского колледжа настоятельница требовала, чтобы домашняя церковь располагалась на втором этаже и носила сугубо частный характер. Гауди хотел поместить церковь на первом этаже и сделать ее общедоступной. Не добившись своего, архитектор отказался от работы. При строительстве дома Кальвет мастеру заметили, что надстройки над главным фасадом сделаны выше контрольной линии, установленной муниципалитетом. Со свойственным ему в таких случаях раздражением Гауди сказал, что скорее срежет дом по линии, которую укажет муниципалитет, чем переработает проект.
Тот же Гауди вынудил Байо, который, как мы уже говорили, сконструировал подъемный кран при постройке дома Мила?, делать его дважды: восхищенный своим помощником архитектор решил испытать грузоподъемность крана и велел нагружать его до тех пор, пока тот не согнулся. Впрочем, Байо был так горд поздравлением маэстро, что уверял (во всяком случае, через много лет), что эта награда компенсировала ему все дополнительные хлопоты. При работах в Пальме, однако, Гауди во что бы то ни стало хотел подвесить дополнительную конструкцию во избежание опасности возгорания занавесей от свечей и настаивал на том, чтобы подвесить к стене своеобразную корону на длинных кронштейнах. Его помощник Рубио? предупреждал, что эта конструкция перевернется после установки, но архитектор настоял на своем. Довольно неуклюжая конструкция из труб и кованого железа рухнула в день открытия. В одних случаях Гауди был готов идти навстречу заказчику (мы уже говорили о сложной переделке опор вокруг рампы в доме Батло, чтобы огромная автомашина могла по ней двигаться), в других — категорически от этого отказывался. Так, в 1901 г., проектируя интерьеры дома Кастель Досриус, архитектор делал музыкальный зал столь маленьким, что хозяйка усомнилась, войдет ли туда рояль. В ответ на это, как утверждают свидетели, бедная женщина услышала: «В таком случае вы играйте на скрипке».
Следует, впрочем, отметить, что о Гауди подобных историй существует меньше, чем о других мастерах архитектуры нашего времени, и в большинстве случаев его упорство носило совершенно обоснованный характер.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Епископский дворец, Асторга
Жизнь архитектора Антонио Гауди давно разобрана на мельчайшие детали и проанализирована самыми разными исследователями, поклонниками и ненавистниками. Выдающийся представитель модерна и человек, который нарушил все его законы ради создания собственного стиля, Гауди навсегда изменил образ Испании. Влияние мастера на дальнейшее развитие архитектуры в мировом масштабе переоценить невозможно.
Наверное, это признак подлинного величия — творческое наследие великого каталонца превратилось в неисчерпаемый источник вдохновения для теоретиков и практиков архитектуры и искусства. Вместо того, чтобы множить сущности, мы предлагаем вам подборку фотографий объектов Антонио Гауди. Даже спустя сотню лет их смелость, величие и рукотворность вызывают удивление и восторг.
Один из любопытных фактов о гении — у художника были разные глаза. Один — близорукий, другой — дальнозоркий, но он не любил очки и говорил: «Греки очков не носили». Критики наделяют архитектора огромным даром убеждения. Иначе как объяснить тот факт, что люди готовы были давать ему огромные деньги на нескорое строительство зданий, которые еще и противоречили всем устоявшимся на тот момент канонам. Наверное, дефект зрения можно считать следствием необыкновенного дара Антонио. Однажды он скажет: «...исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света».
Дом Висенс, Барселона
Эль Каприччо, Комильяс
Павильон усадьбы Гуэля, Барселона
Саграда Фамилия, Барселона
Дворец Гуэля, Барселона
Колледж святой Терезы, Барселона
Дом Бальо, Барселона
Дом Мило, Барселона
www.myhome.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений