Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс). Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома конспект урока


Конспект урока ИЗО на тему " Интерьер русской избы"

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

Тема: "Внутренний мир русской избы"

Цель: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами.

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: совершенствовать навыки и умения в украшении предметов.

Регулятивные УУД: развивать внимание и наблюдательность, память, мышление.

Личностные УУД: формирование умения контролировать свою деятельность, делать самопроверку.

Коммуникативные УУД: формировать умение формулировать свои мысли.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции образцов предметов народного быта.

Для учащихся: альбом для рисования, карандаши, ластик, краски, кисточки.

Ход урока.

Этапы урока

Действие учителя

Действие учеников

Примечание

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Физминутка

5.Практическая работа

6. Итоги работы.

7.Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята.

-Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Добро пожаловать в мир русской старины!

-За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

- А как на Руси строили дома?

- Правильно.

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов (слайд 1)

-Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (слайд 2)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей (слайд 2)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(слайд 3) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(слайд 4) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(слайд 5) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(слайд 6) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(слайд 7) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(слайд 8) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(слайд 9) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(слайд 10) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А также рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(слайд 11) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 12) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(слайд 13) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4- руки шире

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать!

-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

Для этого вам нужно:

  1. Определить где будут расположены пол, стены потолок. (слайд 14, 15, 16)

  2. Затем мы определяем, где располагается окно и предметы мебели.

  3. При выполнении работы в цвете, помните, что внутреннее убранство должно сочетаться, т.е если вы выполнили стены с рисунком, то шторы на окне должны быть без рисунка, и наоборот.

- Вам понравилось наше занятие?

- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Что нового вы узнали о избе?

- Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте лежат смайлы, но неизвестно какое настроение у этих смайлов, подрисуйте улыбку, если вы довольны, и улыбку наоборот, если вы не довольны своей работой.

Приветствуют учителя

- О русском доме, избе.

- Дома строили прочными, крепкими.

Слушают учителя и смотрят презентацию по теме урока

“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”

Выполняют упражнения, повторяя за учителем

Показ слайдов

Демонстрация последовательности выполнения работы.

Учитель выставляет оценки за рисунки.

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 5-м классе по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под руководством Б.М. Неменского, тема "Внутренний мир русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовное и материальное.

Задачи

Образовательная: формировать практические навыки работы с художественными материалами; Развивающая: развивать творческую и познавательную активность; Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование для учащихся: альбом, карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, иллюстративный материал по теме: «Интерьер русской избы».

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Закрепление знаний.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание, завершение урока.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация опорных знаний.

- Напомните, ребята, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Декор русской избы».)

Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома? - зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

А сейчас отгадайте загадку: Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? В этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)

Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку:

Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)

Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

Что из угла в угол не переставишь? (Печь)

Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считадось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.) Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами. «Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

4. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие иллюстрации вы принесли. Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. (см. Приложение). Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, придумайте свою композицию интерьера избы. Объяснение последовательности выполнения работы. Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление знаний.

Ребята, ответьте на вопросы:

- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?- зачем люди украшали свои жилища?Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

7. Домашнее задание:

- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта»

Урок окончен.  

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока ИЗО в 5-м классе "Внутренний мир русской избы"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

Организационный момент

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища?

Формирование новых знаний

Презентация

(На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

Дополнение

Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” - Приложение1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект по ИЗО Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома(5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСЕНТИССКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству « Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.Коллективная работа. ПРОЕКТ: «Проходите в избу» 5 класс

Выполнила: Полетуева Светлана Борисовна учитель изобразительного искусства Аксентис2015 год Уроки 6–7 Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.Коллективная работа «Проходите в избу» Цели: 1. Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой. 2. Развивать творческую и познавательную активность. 3. Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе). 4. Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта. 5. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре. Оборудование и материалы: 1. Примеры интерьеров крестьянского жилища. 2. Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам. 3. Художественные материалы. 4. Схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла». План урока 6 1. Беседа об интерьере русской избы. 2. Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство. 3. Постановка художественной задачи. 4. Самостоятельный подбор иллюстративного материала для выполнения эскиза. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов и выбор эскизов для коллективной работы. План урока 7 1. Формирование групп. 2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы (лепка). 3. Работа в малых группах над выбранной композицией и её деталями. 4. Подведение итогов и защита работ «Кто в избушке живет?». Ход урока Беседа. Учитель. Давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой. Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.

Интерьер крестьянской избы с печью Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу. С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. Ребята вспоминают: Емеля – «

weburok.com

Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс)

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Автор: Борисова Надежда Георгиевна, учитель ИЗО

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая модель: Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока:

Для учителя. 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

  1. Орг. часть – 1-2 минуты.

  2. Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

  3. Рассказ учителя «Быт крестьян».

  4. Практическая работа. Рисование интерьера избы.

  5. Итог 1 урока.

  6. Работа в цвете.

  7. Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

hello_html_m6262dd02.pngрис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

hello_html_321a641b.jpg рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

hello_html_m705a67f0.jpg рис. 3. Русская печь

-какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

hello_html_1ad1b72e.png рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

hello_html_m695b73cd.jpg

  • От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

  • Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.

  • Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

  • Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

hello_html_798848d4.png рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

hello_html_3ac76fb3.png рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

  1. Рассматриваются различные виды интерьера избы:

hello_html_75c9c5e7.jpghello_html_3b79eb7a.jpghello_html_5f7467a1.jpg

hello_html_m695b73cd.jpghello_html_3ac76fb3.pnghello_html_3ac76fb3.png

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.

hello_html_54bfeba2.pngа) б) в)

hello_html_m2e6608cb.pnghello_html_10beec71.png

VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

  1. Что представляет из себя внешний вид избы?

  2. Какой основной материал использовался при строительстве избы?

  3. Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

  4. На какие зоны был разделен интерьер избы?

  5. Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

  6. Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII. Продолжение практической части - рисование интерьера в цвете.

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

  1. Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

  2. Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

  3. Стекла в окне – серым.

  4. Мебель – следующим оттенком коричневого.

  5. Далее раскрашиваются предметы быта.

  6. Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?

  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?

  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

hello_html_54bfeba2.png

infourok.ru

Урок №3 Убранство русской избы.

Конспект урока по теме:

«Внутренний мир русской избы»

«__»____________20

Цель: познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие о духовном и материальном в доме.

Оборудование:

Зрительный ряд:презентация с изображением интерьера русской избы; репродукции иллюстраций к сказкам с изображением печи «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «По щучьему велению». Видеофильм «Внутреннее убранство русской избы», репродукции с изображением прялки, люльки, русской печи, кухонной утвари.

Литературный ряд: Л. Мей. В низенькой светелке …

Музыкальный ряд: песня «В горнице моей», русские народные напевы.

Материалы: формат А4, простой карандаш.

Практическая работа: изобразить фрагменты интерьера избы с основными предметами.

Ход урока

1. Активизация внимания учащихся

2. Актуализация опорных знаний.

По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

3. Формирование новых знаний.

Изба – святилище земли,

Изба – питательница слов.

4. Практическая работа.

5. Анализ работ, рефлексия.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Просмотр презентации

Н. Клюев

Славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна. Верили, что Бог прорубил окна, дабы впустить свет, и тому же научил человека. Поэтому в избах не прорубалось одно окно, ведь у человека два глаза. Однако предпочитали нечетное число – традиционно русские избы имели по фасаду от трех до пяти окон; внутри было светло, хоть окна делались небольшими.

Внутренний мир крестьянской избы тоже был наполнен символами и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Что вы понимаете под словом материальный?

В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни.

Перед печкой, в так называемом бабьем куту, то есть на кухне, полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты.

У печи, так же устраивали деревянные настилы – плати, на них спали. Печь заботилась о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяла материальный центр дома.

А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды? (женщина)

Поэтому эту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить здоровья, счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами и нарядными цветами из крашенной стружки.

Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Под потолком укреплялись полавочники с утварью. Посудная утварь расставлялась на этажерках и посудных шкафах – горках. Все украшалось резьбой и росписью.

Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Младенческие колыбели были сплошь дощатые и берестяные, их часто нарядно расписывали цветами, фигурками животных и птиц.

В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Женщина долгими зимними вечерами трудилась за ним.

Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.

У большинства крестьян редко была какая – то еще мебель – у всех практически одно и то же. И все таки почти у всех это опять же разное, хоть чуточку, но разное, так же как избы снаружи, непременно нарядное и красивое.

Какие два центра были в избе?

Зачем люди украшали окружающие их предметы?

Зачем людям красота?

Просмотр видеофильма

Практическая работа.

Изображение интерьера избы с основными предметами быта.

(звучит народная мелодия)

Анализ работы

Выставка работ учащихся.

Домашнее задание.

Значение слов прялка, рушник

multiurok.ru

Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы"

Тема: «Внутренний мир русской избы» Цель: обобщить знания детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы. Задачи Образовательная: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами; умение работать в малом коллективе (группе). Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре. Оборудование урока. Для учителя. Зрительный ряд: иллюстративный материал по теме: «Русская изба», мультимедийная установка ,презентация: «Внутренний мир русской избы». Музыкальный ряд: песня «Русская изба». Для учащихся: бумага, карандаши или восковые мелки, гуашь, кисти, рисунки учащихся по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта», «Русская народная вышивка», «Народный праздничный костюм». План урока 1. Организационная часть. 2. Актуализация опорных знаний. 3Формирование новых знаний. 4. Практическая работа. 5. Закрепление знаний. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание Класс разделен на 5 групп: 1мастерская по изготовлению посуды, 2 мастерская по изготовлению предметов быта, 3 мастерская по изготовлению мебели, 4 – вышивальщицы, 5 мастерская по пошиву одежды. Ход урока. 1. Организационная часть. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. 2. Актуализация опорных знаний. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас. - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена. Умный сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны! И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. - Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (Ответы детей) - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (Ответы учащихся) - Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. Ребята, вы уже догадались ,с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке? (Ответы учащихся: с русской избой - жилищем русских людей.) Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы: - по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?- Зачем люди украшали свои жилища? Я предлагаю совершить экскурсию по русской избе. - Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. - Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!» Действительно, печь – душа крестьянского дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала. С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. «По щучьему велению». «Колобок» . «Гуси – лебеди» «Волк и семеро козлят» «Царевна –лягушка» Рабочее место хозяйки Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. А какой еще посудой пользовались в крестьянской избе? Об этом нам расскажут наши мастера по изготовлению посуды. Ребята демонстрируют свои рисунки с изображением посуды. Посуда на столе 1 учащийся. На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша - одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их резьбой и росписью. 2 учащийся. Центральное место на праздничном застолье занимали ковши.В них подавали мед, пиво, квас. С чем можно сравнить ковш? Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ. 3 учащийся. Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и переходила по наследству от матери к дочери. А без каких предметов быта не могла обойтись ни одна хозяйка? Об этом нам расскажут наши мастера по изготовлению предметов быта и продемонстрируют свои рисунки. (Сообщение учащихся) 1 учащийся. Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали. А так же имелись и прялки, которые передавались из поколения в поколение. Дарились женам, снохам, дочерям. 2 учащийся. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой. Валек – с помощью него женщины выколачивали белье на реке. Рабочее место хозяина Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Ребята, какие предметы мебели находились в крестьянской избе? (Сообщения учащихся мастерской по изготовлению мебели.) 1 учащийся. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати. К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. 2 учащийся. Сундуки Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными полосками для прочности. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Колыбель или люлька – кроватка для младенца (большая, широкая на вырост). 3. Формирование новых знаний Красный угол Почётное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава. А раз это место для гостей, то и украшалось оно особенно богато. Это вышитые полотенца на стенах, скатерть на столе, разноцветные половички. Наши рукодельницы сегодня расскажут о символике орнамента и покажут свое мастерство. (Демонстрация презентации «Орнамент в народной вышивке», выполненная учащимися). И гостей встречали хозяйка и хозяин в праздничных костюмах. (Демонстрация презентации «Народной праздничный костюм», выполненная учащимися и выставка эскизов русского народного костюма). 4. Практическая работа Учащимся предлагается выполнить коллективную работу «Интерьер русской избы». Каждая группа учащихся выполняет отдельные детали композиции, а затем составляет общее панно, прикрепив их на подготовленное заранее изображение угла избы. 5. Закрепление знаний. Ребята, ответьте на вопросы: - По каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?- Зачем люди украшали свои жилища? Ответы учащихся. Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный. Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В переднем «красном» углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. 6. Итог урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся.) Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Пословицы о доме и семье - Без хозяина дом – сирота. - Не красна изба углами, а красна пирогами. - Семья сильна, когда над ней крыша одна. - Вся семья вместе, так и душа на месте. - Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. - Коли в семье лад, так ненадобен и клад. - Мир в семье любовью держится. 7. Домашнее задание: Хочу посоветовать вам, обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Следующая тема будет “ Народные праздники»”. Вспомните, какие народные праздники отмечаются в наше время.

Просмотр содержимого документа «Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Урок изобразительного искусства

5 класс

I четверть

Тема: «Внутренний мир русской избы»

ИЗБА Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

ИЗБА

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

ИЗБА

ИЗБА

  • Много сил и умения вкладывали наши предки в строительство.
  • Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
  • Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!» Действительно, печь – душа крестьянского дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала.
  • «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица.
  • Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом.
  • «Печь краса – в доме чудеса!»
  • Действительно, печь – душа крестьянского дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала.
Предания и обычаи

Предания и обычаи

  • С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живёт домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
  • В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки .
«По щучьему велению»

«По щучьему велению»

«Колобок»

«Колобок»

«Гуси – лебеди»

«Гуси – лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Волк и семеро козлят»

«Царевна –лягушка»

«Царевна –лягушка»

Рабочее место хозяйки

Рабочее место хозяйки

  • Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи.
  • У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
  • Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Рабочее место хозяина Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Рабочее место хозяина

  • Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками

и мелким ремонтом.

Стол, скамьи и лавки

Стол, скамьи и лавки

Сундук

Сундук

Люлька

Люлька

Красный угол

Красный угол

  • Почётное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин».
  • Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.
  • В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Создать коллаж внутренней обстановки русской избы, предметов быта и труда.
  • Коллективная работа
Подведение итогов урока . Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Подведение итогов урока

. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

спасибо за урок!

спасибо за урок!

! Список использованной литературы

! Список использованной литературы

  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2014
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2010
  • www.google.ru (Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи.)

kopilkaurokov.ru


ремонт квартиры