Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»). Интерьер дома манилова


Интерьеры в Мертвых душах: литературный взгляд

“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”

Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям. 

Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено. 

Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым. 

Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан” 

Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”. 

“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.

Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью. 

“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги..." 

Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.

"... Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.

“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени..." 

Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба  пусты.

Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”

Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение. 

“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями..." Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.

 “За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок..." 

Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи. 

“В гостиной Коробочки также есть картины:..картины с какими-то птицами..."

"... на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”

Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.

Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры” 

Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке. 

“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги..." 

"... висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей...Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»..." 

"... Вслед за тем показалась гостям шарманка...”Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:

"... Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею..." 

"... вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву. 

“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти..."

Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.

Собакевич — “средней величины медведь” 

Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.

"... Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке..." 

“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения - простой и совсем не нарядный:... посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов..." 

Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.

"... Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана..."

Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”. 

"... Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»..." 

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.

Плюшкин — “прореха на человечестве”

Уже с самого начала писатель дает понять у какого человека оказался Чичиков: 

“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.

Дом Плюшкина похож на странный длинный замок: 

"... Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски..."

В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме: 

"... Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен..."

Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.

"... Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе..."

“...Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы...”

"...Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором..."

В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.

"... По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку..." Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.

Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он,  в какой то мере, и есть мертвая душа.

Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях. 

Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”

legko.com

Усадьба и деревня Манилова в "Мертвых душах": описание поместья, имения |LITERATURUS: Мир русской литературы

Mertvye-dush-Usadba-Manilova-Hudozhnik-N-Bazhin
Усадьба Манилова. Художник Н. Бажин
Помещик Манилов - это один из центральных персонажей поэмы "Мертвые души" Гоголя.

Ниже представлена цитатная характеристика усадьбы (имения, поместья, деревни) Манилова в поэме "Мертвые души".Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме "Мертвые души" 

Краткая характеристика усадьба Манилова (имения, поместья, деревни)

Помещик Манилов владеет довольно большой усадьбы под названием Маниловка, в которой более 200 крестьянских домов. В поместье Манилова имеются поля, крестьянские дома, господский дом, пруд, лес, беседка, клумбы. Манилов мало вникает в хозяйственные дела. Хозяйство Манилова живет своей жизнью, а его крестьяне ленятся и пьянствуют.

Автор ничего не говорит о хозяйственных постройках в имении Манилова (то есть об амбарах, складах и т.д., как у Плюшкина, например). 

Зато мы точно знаем, что в имении Манилова есть беседка, место для отдыха и размышления. Это неудивительно, так как любимое занятие Манилова - это размышлять на самые разные темы, покуривая трубку.

Описание усадьбы Манилова в цитатах

Mertvye-dush-Usadba-Manilova-Hudozhnik-A-Laptev
Усадьба Манилова. Художник А. Лаптев
Гоголь описывает усадьбу Манилова и постройки в ней следующим образом: "... Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением.  Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.   На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.  Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков.   У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту же минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.   Вид оживляли две бабы, которые [...] брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва..."  "... Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес..." 
Mertvye-dush-Besedka-Manilova-Hudozhnik-N-Bazhin
Беседка Манилова. Художник Н. Бажин
"... Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он..." (вид с крыльца Манилова)  "...прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь и не было...." (соседские крестьяне о Маниловке)  "... Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно, куря трубку [...] «Да, именно недурно», – повторял он..." Это была цитатная характеристика усадьбы (имения, поместья, деревни) Манилова в поэме "Мертвые души" Гоголя.

Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме "Мертвые души" 

www.literaturus.ru

описание усадьбы Манилова - Полезная информация для всех

Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.

Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть . Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины . Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись Храм уединенного размышления . Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. Храм уединенного размышления свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о высоких материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно чего-нибудь недоставало : возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом , а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.

Особенно детально Гоголь дает описание кабинета места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены голубенькой краской вроде серенькой . На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года . Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены очень красивыми рядками

info-4all.ru

Описание деревни Манилова в поэме "Мертвые души"

К работе над своим главным произведением – поэмой «Мертвые души» - Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу – показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти. Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.

описание деревни манилова

Роль интерьера

Пять глав первого тома, посвященных помещикам, Гоголь строит по одному принципу. Он характеризует каждого хозяина через описание его внешности, манеру вести себя с гостем – Чичиковым – и родными. Автор рассказывает о том, как была устроена жизнь в поместье, что проявляется через отношение к крестьянам, всему имению и собственному дому. В результате возникает обобщенная картина того, как жили «лучшие» представители крепостной России в первой половине XIX века.

описание деревни манилова мертвые души

Первым дается описание деревни Манилова – весьма милого и доброжелательного, на первый взгляд, помещика.

Долгая дорога

Не очень приятное впечатление оставляет уже путь в имение. При встрече в городе помещик, пригласивший Чичикова в гости, отмечал, что он живет верстах в пятнадцати отсюда. Однако проехали уже все шестнадцать и даже больше, а дороге, казалось, не будет конца. Два встретившихся мужика указали, что через версту будет поворот, а там и Маниловка. Но и это мало походило на истину, и Чичиков сделал для себя вывод, что хозяин, как это часто водилось, в разговоре сократил расстояние вдвое. Возможно, для того, чтобы заманить – вспомним фамилию помещика.

Наконец, впереди все же показалось имение.

описание деревни манилова в поэме мертвые души

Необычное расположение

Первым бросился в глаза двухэтажный господский дом, который был построен на возвышении – «на юру», как указывает автор. Именно с него стоит начать описание деревни Манилова в поэме «Мертвые души».

Казалось, что одиноко стоявший дом со всех сторон обдувают ветра, какие только случались в этих местах. Склон холма, на котором стояло здание, покрывал подстриженный дерн.

Нелепое расположение дома дополняли клумбы с кустами желтой акации и сирени, разбитые в английском стиле. Рядом росли чахлые березы – не больше пяти или шести – и стояла беседка со смешным для этих мест названием «Храм уединенного размышления». Малоприглядную картину довершал небольшой пруд, который, впрочем, не был редкостью в имениях помещиков, увлекавшихся английским стилем.

Нелепость и непрактичность – таково первое впечатление от увиденного хозяйства помещика.

описание деревни манилова из поэмы мертвые души

Описание деревни Манилова

«Мертвые души» продолжает рассказ о череде убогих, серых крестьянских изб – Чичиков насчитал их не меньше двухсот. Они располагались вдоль и поперек у подножия холма и состояли из одних бревен. Между избами гость не увидел ни деревца, ни прочей зелени, что делало деревушку и вовсе не привлекательной. Вдалеке как-то скучно темнел сосновый лес. Таково описание деревни Манилова.

«Мертвые души» содержат субъективную оценку увиденного Чичиковым. У Манилова ему все показалось каким-то серым и непонятным, даже «день был не то ясный, не то мрачный». Лишь две ругавшиеся бабы, тянувшие по пруду бредень с раками и плотвой, да петух с ободранными крыльями, кричавший во все горло, несколько оживляли представшую картину.

Встреча с хозяином

Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.

В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!». Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век. Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.

описание деревни манилова из мертвых душ

Внутренняя обстановка

Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани. И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год – с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале. Но никто из домашних на это не обращал внимания.

Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета – что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы. На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице – ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке. Вообще, мечтать и курить – это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.

Знакомство с семьей

Жена Манилова подобна ему самому. Восемь лет совместной жизни мало изменили отношения между супругами: они все также угощали друг друга кусочком яблока или прерывали занятия, чтобы запечатлеть поцелуй. Манилова получила хорошее воспитание, научившее всему, что было необходимо для счастливой семейной жизни: говорить по-французски, играть на фортепьяно и вышивать бисером какой-нибудь необычный чехольчик, чтобы сделать сюрприз мужу. И все равно, что на кухне готовили плохо, в кладовых не было запаса, ключница много воровала, а слуги все больше спали. Гордостью супругов были их сыновья, названные странными греческими именами и обещавшие в будущем показать большие способности.

описание деревни манилова положение крестьян

Описание деревни Манилова: положение крестьян

Из всего сказанного выше уже напрашивается один вывод: все в имении шло как-то так, своим чередом и без какого бы то ни было вмешательства хозяина. Эта мысль подтверждается, когда Чичиков заводит разговор о крестьянах. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время. Не может дать ответ и его приказчик. Он лишь отмечает, что очень много, с чем помещик тут же соглашается. Впрочем, слово «много» не удивляет читателя: описание деревни Манилова и те условия, в каких жили его крепостные, дают понять, что для имения, в котором помещик совсем не заботится о крестьянах, это обычное дело.

В результате вырисовывается малопривлекательный образ главного героя главы. Бесхозяйственному мечтателю не приходило в голову выехать на поля, узнать, в чем нуждаются зависящие от него люди, или хотя бы попросту пересчитать, сколько их у него. Причем автор добавляет, что мужик запросто мог обмануть Манилова. Он отпрашивался якобы подработать, но сам спокойно шел пьянствовать, и до этого никому не было дела. К тому же все слуги, включая приказчика и ключницу, были нечисты на руку, что вовсе не беспокоило ни Манилова, ни его супругу.

Выводы

Довершают описание деревни Манилова цитаты: «есть род людей … ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан… к ним следует примкнуть и Манилова». Таким образом, это помещик, от которого, на первый взгляд нет никому вреда. Он всех любит – даже самый отпетый мошенник у него превосходнейший человек. Иногда мечтает о том, как бы устроить лавки для крестьян, но эти «прожекты» очень далеки от реальности и никогда не будут воплощены на деле. Отсюда общее понимание «маниловщины» как социального явления – склонность к псевдофилософии, отсутствие всякой пользы от существования. А с этого и начинается деградация, а затем и крах человеческой личности, на что обращает внимание Гоголь, давая описание деревни Манилова.

описание деревни манилова цитаты

«Мертвые души», таким образом, становятся приговором обществу, в котором лучшие представители поместного дворянства подобны Манилову. Ведь остальные окажутся еще хуже.

fb.ru

Образ помещика Манилова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера, портрет в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

obraz-pomeshhika-manilova-vneshnost-harakter-mertvye-dushi
Манилов. Художник В. Андреев
Помещик Манилов является одним из центральных героев поэмы "Мертвые души" Гоголя.

Ниже представлен цитатный образ помещика Манилова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера персонажей.Помещик Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Описание самого Манилова, а также его семьи и хозяйства можно найти во 2-ой главе поэмы.

Смотрите:Все материалы о МаниловеВсе материалы по поэме "Мертвые души" 

Образ помещика Манилова в поэме "Мертвые души": описание внешности и характера, портрет в цитатах

О внешности господина Манилова известно следующее:

"... Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами..." "... На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности..." "... Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке..." Помещик Манилов является отставным офицером: "... В нашем полку был поручик ..." (Манилов о своей службе) Господин Манилов - приятный человек: "... В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»..." Помещик Манилов ведет себя заискивающе с окружающими, подстраивается и стремится понравиться им: "... в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства..." "... он [Чичиков] неизвестно отчего оглянулся назад. Манилов тоже неизвестно отчего оглянулся назад..."  Манилов - скромный и деликатный человек: "... служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером..."

Господин Манилов является молчаливым и задумчивым человеком:

"... Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно..." Манилов является впечатлительным человеком: "... Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут..." Помещик Манилов - доверчивый человек: "... «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать..." Господин Манилов является ненаходчивым человеком. Он легко теряется и конфузится в трудных ситуациях: "...Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает..."  "... Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на него..."

Манилов является законопослушным гражданином:

"... не будет ли это предприятие [...] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?..." (Манилов о том, что он боится закона) Помещик Манилов - скучный человек: "... если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную..." (об общении с Маниловым) Манилов - ленивый человек. Он не занимается своим хозяйством: "...Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою..." "... все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина..." Манилов - мечтательный человек. Он охотно строит планы, но мало действует: "...Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания ..."  "...все эти прожекты так и оканчивались только одними словами..." (о планах и идеях Манилова) Господин Манилов является романтиком: "... Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь..."

Помещик Манилов - чувствительный человек:

"... нежное движение его сердца ..." Помещик Манилов хорошо относится к своим и чужим крепостным, а также к учителям своих детей и т.д.: "... Учитель [...] хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение..."  "... Тут Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы»..." Господин Манилов и его жена являются гостеприимными, радушными хозяевами: "... Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев..." (о гостеприимстве Маниловых)

Таков цитатный образ помещика Манилова в поэме "Мертвые души" Гоголя: описание внешности и характера персонажа.

www.literaturus.ru

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма "Мертвые душиН. В. Гоголя - величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь - мастер сатирического изображения действительности. В первом томе "Мертвых душон задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них "мертвых душ, посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые "работаютна раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов - это "пустая мечтательность, бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже "были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, "видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления.... Но в доме все же чего-то "вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей... но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею..., "в иной комнате и вовсе не было мебели, "ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.... Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, "как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.

Коробочка олицетворяет собой "ненужноенакопительство. Кроме "говорящейфамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: "...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок....

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: "Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами.

А Собакевич? Все в его доме дополняет " медвежий образ Михаила Семеновича: "...Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул,казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!или: "И я тоже очень похож на Собакевича!" .

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание "обстановкив доме Плюшкина, которого мужики прозвали "заплатанной. Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в "прореху на человечестве: "На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом... лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами... кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...и т. д. - это то, что было в понимании хозяина более ценным. "В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах... Высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Гоголь, Сочинение

www.rlspace.com

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величай­шее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительно­сти. В первом томе «Мертвых душ» он задумал пока­зать темные стороны русской действительности. Важ­ное место в произведении занимают образы помещи­ков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использу­ет различные средства характеристики, которые «ра­ботают» на раскрытие его образа: портретное описа­ние, описание деревни, вещей, принадлежащих поме­щику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетво­ряет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейст­венность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»...». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией... но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тре­мя античными грациями, с перламутным щеголь­ским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале...». Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подзем­ный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» нако­пительство. Кроме «говорящей» фамилии эту герои­ню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...».

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами».

А Собакевич? Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «...Все было прочно, не­уклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гос­тиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!" ».

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной». Автор по­свящает этому целую страницу, для того чтобы пока­зать, что Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча ис­писанных мелко бумажек, накрытых мраморным по­зеленевшим прессом... лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами... кусо­чек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах... Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопа­ты и старая подошва сапога». Рачительность, эконом­ность Плюшкина превратились в жадность и ненуж­ное   накопительство,   граничащее   с   воровством   и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обра­щать внимание на обустройство своего дома, своих дру­зей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое мо­жет рассказать о хозяине, его привычках, характере.

 

5litra.ru


Смотрите также

ремонт квартиры