Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Есть ли практический житейский смысл в пифагоровых расчетах и числах Фибоначчи, и как их учесть на практике при создании дизайн-проекта?
В течение нескольких веков золотое сечение и ряд Фибоначчи составляют основу гармонического построения в архитектуре, живописи, музыке. Чтобы их освоить, не обязательно погружаться в сложные формулы и чертежи. Есть простые правила использования модуля и золотого сечения в домашних условиях, помня о которых, мы получим максимально комфортную среду обитания для себя и своей семьи.
На фото: Парфенон, Акрополь в Афинах
Природная гармонияВ природе существует удивительная пропорция, которая многократно повторяется в самых разных живых структурах — строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Чудесная способность этой пропорции сообщать творению человеческих рук гармонию, заложенную в самой природе, с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Мы найдем ее в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.
На фото: «Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Что же такое золотое сечение?Великий греческий философ и математик Пифагор вывел формулу «божественной» пропорции, определив ее как деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая относится к целому. Он назвал это соотношение золотой серединой, золотым сечением, или золотым прямоугольником.
Если взять за целое единицу, то большая часть в этой пропорции будет приближена к 0,618 от целого, а меньшая — к 0,382, или 1:0,618 = 0,618:0,382. Числовое выражение этой классической пропорции 1:1,618, дающее число 0,618, а точнее, бесконечный ряд после запятой — 0,618046971…
Спираль золотого сеченияЗолотое сечение напрямую связано с рядом Фибоначчи, названным по имени открывшего его крупнейшего математика средневековой Европы (XII-XIII веков) Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.
В этом ряду каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к числу 0,618, то есть к отношению золотого сечения. Собственно, золотое сечение и есть взаимосвязь между двумя числами в последовательности Фибоначчи. Построение этой последовательности в масштабе дает бесконечные спирали, нередко наблюдаемые в живой природе.
На фото: Модулор — антропометричная система пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе золотого сечения и среднего роста человека с поднятой рукой. Использовалась для создания соразмерных человеку жилых пространств.
Соотношение чисел в золотом сечении Пифагор считал идеальным для благополучия людей. Он утверждал, что пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома и сада: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и психику.
Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.
На фото: Вилла Ла Рош в пригороде Парижа (архитектор Ле Корбюзье). Большой зал, построенный с помощью пропорций Модулора
Как использовать золотые пропорции в нашем доме?Если мы только собираемся строить дом, можно заложить соотношения золотого сечения при проектировании. Но что делать, если уже есть жилье с заданными параметрами? Даже в этом случае можно многое изменить. Начать стоит с установки модуля — условной единицы, к которой мы привяжем основные размеры и деление пространства. Можно использовать в качестве модуля свой рост или число, приближенное к нему, и «подогнать» пространство под себя. Или взять за модуль торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения.
Продолжение читайте на Houzz
home-and-garden.livejournal.com
Говорят, что “божественная пропорция” заложена в природе, и во многих вещах вокруг нас. Вы можете найти ее в цветах, ульях, морских раковинах, и даже нашем теле.
Эта божественная пропорция, также известная как золотое сечение, божественное сечение, или золотая пропорция может быть применена к различным видам искусства и обучения. Ученые утверждают, что чем ближе объект к золотому сечению, тем лучше человеческий мозг воспринимает его.
С тех пор как это соотношение было открыто, многие художники и архитекторы применяли его в своих работах. Вы можете найти золотое сечение в нескольких шедеврах эпохи Возрождения, архитектуре, живописи, и многом другом. В результате – красивый и эстетически приятный шедевр.
Немногие знают, в чем заключается тайна золотого сечения, что так радует наши глаза. Многие полагают, что то, что она появляется везде и является “универсальной” пропорцией, заставляет нас принять ее как что-то логическое, гармоничное и органичное. Другими словами, оно просто “чувствует” то, что нам нужно.
Итак, что такое золотое сечение?
Золотое сечение, также известное как “фи” по-гречески, это математическая константа. Оно может быть выражено уравнением a/b=a+b/a=1,618033987, где a больше, чем b. Это также можно объяснить последовательностью Фибоначчи, другой божественной пропорцией. Последовательность Фибоначчи начинается с 1 (некоторые говорят с 0) и добавляет к нему предыдущее число, чтобы получить последующее (т.е. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 …)
Если вы попытаетесь найти частное от деления двух последующих чисел Фибоначчи (т.е. 8/5 или 5/3), результат очень близок к золотому сечению 1,6 или φ (фи).
Золотая спираль создается с помощью золотого прямоугольника. Если у вас есть прямоугольник из квадратов 1, 1, 2, 3, 5 и 8 соответственно, как показано на рисунке выше, вы можете приступить к строительству золотого прямоугольника. Используя сторону квадрата, как радиус, вы создаете дугу, которая касается точек квадрата по диагонали. Повторите эту процедуру с каждым квадратом в золотом треугольнике, и в конечном итоге вы получите золотую спираль.
Где мы можем увидеть его в природе
Золотое сечение и последовательность Фибоначчи можно найти в лепестках цветов. У большинства цветков количество лепестков сводится к двум, трем, пяти или больше, что походит на золотое сечение. Например, у лилий 3 лепестка, у лютиков 5, у цветков цикория 21, а у ромашек 34. Вероятно, семена цветков также следуют золотому сечению. Например, семена подсолнечника прорастают из центра и растут к внешней стороне, заполняя головку семени. Обычно они спиралевидные и имеют сходство с золотой спиралью. Более того, количество семян, как правило, сводится к числам Фибоначчи.
Руки и пальцы также являются примером золотого сечения. Посмотрите ближе! Основание ладони и кончик пальца разделен частями (костьми). Соотношение одной части в сравнении к другой всегда 1,618! Даже предплечья с руками находятся в таком же соотношении. И пальцы, и лицо, и можно продолжать список…
Применение в искусстве и архитектуре
Парфенон в Греции, как утверждается, был построен с использованием золотых пропорций. Считается, что размерные соотношения высоты, ширины, колонн, расстояния между столбами, и даже размер портика близки к золотому сечению. Это возможно потому, что здание выглядит пропорционально идеально, и оно было таким с древних времен.
Леонардо Да Винчи был также поклонником золотого сечения (и многих других любопытных предметов, собственно говоря!). Дивная красота Мона Лизы может быть связана с тем, что ее лицо и тело представляют собой золотое сечение, как и реальные человеческие лица в жизни. Кроме того, цифры в картине “Тайная вечеря” Леонардо Да Винчи расположены в порядке, который используется в золотом сечении. Если начертить золотые прямоугольники на холсте, Иисус окажется как раз в центральной доле.
Применение в дизайне логотипов
Неудивительно, что вы также можете найти использование золотого сечения во многих современных проектах, в частности, дизайне. Сейчас давайте сосредоточимся на том, как это может быть использовано в дизайне логотипа. Во-первых, рассмотрим некоторые из самых известных в мире брендов, которые использовали золотое сечение для совершенствования своих логотипов.
Видимо, Apple использовал круги из чисел Фибоначчи, соединив и обрезав формы для получения логотипа Apple. Неизвестно, было ли это сделано намеренно или нет. Тем не менее, в результате получился идеальный и визуально эстетичный дизайн логотипа.
Логотип Toyota использует соотношение a и b, формируя сетку, в которой образуются три кольца. Обратите внимание, как этот логотип использует прямоугольники вместо кругов для создания золотого сечения.
Логотип Pepsi создан двумя пересекающимися кругами, один больше другого. Как показано на рисунке выше, больший круг пропорционален в соотношении к меньшему – вы уже догадались! Их последний нерельефный логотип – простой, эффектный и красивый!
Кроме Toyota и Apple, логотипы некоторых других компаний, таких как, BP, iCloud, Twitter, и Grupo Boticario, как полагают, также использовали золотое сечение. И мы все знаем, насколько известны эти логотипы – все потому, что изображение сразу всплывает в памяти!
Вот как вы можете применить его в своих проектах
Создайте эскиз золотого прямоугольника, как показано выше желтым цветом. Этого можно достичь путем построения квадратов с высотой и шириной из чисел, принадлежащих золотому сечению. Начните с одного блока и поместите другой рядом с ним. А другой квадрат, чья площадь равна тем двум, поместите над ними. Вы автоматически получите сторону из 3 блоков. После построения этой конструкции из трех блоков, в конечном итоге у вас будет сторона из 5 четырехугольников, из которой можно сделать другую (площадью в 5 блоков) коробку. Это может продолжаться сколько угодно, пока вы не найдете тот размер, который вам нужен!
Прямоугольник может перемещаться в любом направлении. Выделите мелкие прямоугольники и используйте каждый из них, чтобы собрать макет, который будет служить в качестве сетки дизайна логотипа.
Если логотип более округлый, то вам потребуется круговая версия золотого прямоугольника. Вы можете добиться этого начертанием кругов, пропорциональных числам Фибоначчи. Создайте золотой прямоугольник, используя только круги (это означает, что самый большой круг будет иметь диаметр 8, а у круга поменьше будет диаметр 5, и так далее). Теперь разделите эти круги и разместите их так, чтобы вы могли сформировать основную схему для вашего логотипа. Вот пример логотипа Twitter:
Примечание: Вам не обязательно чертить все круги или прямоугольники золотого сечения. Вы также можете использовать один размер неоднократно.
Как применять его в дизайне текста
Это проще, чем проектирование логотипа. Простое правило для применения золотого сечения в тексте заключается в том, что последующий больший или меньший текст должен соответствовать Фи. Давайте разберем этот пример:
Если размер моего шрифта – 11, то подзаголовок должен быть написан в более крупном шрифте. Умножаю шрифт текста на число золотого сечения, чтобы получить большее число (11*1,6=17). Значит подзаголовок должен быть написан в 17 размере шрифта. А теперь заголовок или название. Умножу подзаголовок на пропорцию и получу 27 (1*1,6=27). Вот так! Ваш текст теперь пропорционален золотому сечению.
Как применить его в веб-дизайне
А здесь немного сложнее. Вы можете оставаться верными золотому сечению даже в веб-дизайне. Если вы опытный веб-дизайнер, вы уже догадались, где и как ее можно применить. Да, мы можем эффективно использовать золотое сечение и применить его к сеткам наших веб-страниц и макетам пользовательского интерфейса.
Возьмите общее число сетки пикселей за ширину или высоту и используйте его для построения золотого прямоугольника. Разделите наибольшую ширину или длину для получения меньших чисел. Это может быть шириной или высотой вашего основного контента. То, что осталось, может быть боковой панелью (или нижней панелью, если вы применили его к высоте). Теперь продолжайте использовать золотой прямоугольник для дальнейшего применения его к окнам, кнопкам, панелям, изображениям и тексту. Вы также можете построить полную сетку, основанную на маленьких версиях золотого прямоугольника расположенных как горизонтально, так и вертикально для создания более маленьких объектов интерфейса, которые пропорциональны золотому прямоугольнику. Для получения пропорций вы можете использовать этот калькулятор.
Спираль
Вы также можете использовать золотую спираль, чтобы определить, где разместить контент на вашем сайте. Если ваша домашняя страница загружается с графическим контентом, как, например, на веб-сайте онлайн магазина или блога фотографий, вы можете воспользоваться золотым методом спирали, который используют многие художники в своих работах. Задумка в том, чтобы поместить наиболее ценный контент в центре спирали.
Контент со сгруппированным материалом тоже может быть размещен при помощи золотого прямоугольника. Это означает, что чем ближе спираль движется к центральным квадратам (к одному квадратному блоку), тем “плотнее” там содержимое.
Вы можете использовать эту технику, чтобы обозначить расположение вашего заголовка, изображений, меню, панели инструментов, окна поиска и других элементов. Twitter славится не только использованием золотого прямоугольника в дизайн логотипа, но и задействовал его в веб-дизайне. Как? Благодаря использованию золотого прямоугольника, или, другими словами концепцией золотой спирали, в странице профиля пользователей.
Но нелегко будет проделать такое на платформах CMS, где автор материала определяет расположение вместо веб-дизайнера. Золотое сечение подходит WordPress и другим дизайнам блога. Это, вероятно, потому, что боковая панель почти всегда присутствует в дизайне блога, который хорошо вписывается в золотой прямоугольник.
Более простой способ
Очень часто дизайнеры опускают сложную математику и применяют так называемое “правило третей”. Его можно достичь путем деления площади на три равные части по горизонтали и вертикали. В результате – девять равных частей. Линия пересечения может быть использована в качестве фокусного центра формы и дизайна. Вы можете поместить ключевую тему или основные элементы на один или все фокусные центры. Фотографы также используют эту концепцию для плакатов.
Чем ближе прямоугольники к соотношению 1:1,6, тем приятнее воспринимается картина человеческим мозгом (так как это ближе к золотому сечению).
12-03-2016
lpgenerator.ru
Золотое сечение – это то, о чем должен знать каждый дизайнер. Мы объясним, что это такое, и как вы можете его использовать.
Существует общее математическое соотношение, найденное в природе, которое может быть использовано в дизайне для создания приятных, натурально-выглядящих композиций. Его называют Золотым Сечением или греческой буквой “фи”. Если вы иллюстратор, арт директор или графический дизайнер, вам определенно стоит использовать Золотое Сечение в каждом проекте.
В этой статье мы объясним, как его использовать, а также поделимся несколькими отличными инструментами для дальнейшего вдохновения и изучения.
Тесно связанная с Последовательностью Фибоначи (Fibonacci Sequence), которую вы, возможно, помните из уроков математики или романа Дэна Брауна “Код Да Винчи”, Золотое Сечение описывает идеально симметричное взаимоотношение между двумя пропорциями.
Приблизительно равное соотношению 1 : 1.61, Золотое Сечение может быть иллюститровано как Золотой Прямоугольник: большой прямоугольник, включающий квадрат (в котором стороны равны длине самой короткой стороны прямоугольника) и прямоугольник поменьше.
Если убрать квадрат из прямоугольника, останется другой, маленький Золотой Прямоугольник. Этот процесс может продолжаться до бесконечности, как и цифры Фибоначи, которые работают в обратном порядке. (Добавление квадрата со сторонами, равными длине самой длинной стороны прямоугольника, приближает вас к Золотому Прямоугольнику и Золотому Сечению.)
Считается, что Золотое Сечение используется уже около 4000 лет в искусстве и дизайне. Однако, многие люди соглашаются, что при строительстве Египетских Пирамид также использовался этот принцип.
В более современные времена это правило может быть замечено в музыке, искусстве и дизайне вокруг нас. Применяя аналогичную рабочую методологию, вы можете привнести в свою работу те же особенности дизайна. Давайте взглянем на несколько вдохновляющих примеров.
В древнегреческой архитектуре Золотое Сечение использовалось для определения приятных пространственных отношений между шириной здания и его высотой, размером портика и даже положением колонн, поддерживающих структуру.
В результате получается идеально пропорциональное строение. Движение неоклассической архитектуры также использовало эти принципы.
Леонардо Да Винчи, как и многие другие художники прошлых лет, часто использовал Золотое Сечение для создания приятных композиций.
В Тайной вечере фигуры расположены в нижних двух третях (самая большая из двух частей Золотого Сечения), а Иисус идеально зарисован между золотых прямоугольников.
Существует множество примеров Золотого Сечения в природе – их вы можете обнаружить вокруг себя. Цветы, морские раковины, ананасы и даже пчелиные соты демонстрируют одинаковое соотношение.
Рассчет Золотого Сечения достаточно прост, и начинается с простого квадрата:
Он образует длину короткой стороны прямоугольника.
Разделите квадрат пополам с помощью вертикальной линии, образуя два прямоугольника.
В одном из прямоугольников проведиде линию из одного угла в противоположный.
Поверните эту линию так, чтобы она легла горизонтально по отношению к первому прямоугольнику.
Создайте прямоугольник, используя новую горизонтальную линию и первый прямоугольник.
Использовать этот принцип проще, чем вы думаете. Существует пара быстрых трюков, которые вы можете использовать в своих макетах, или потратить немного больше времени и полностью раскрыть концепт.
Если вы когда-нибудь сталкивались с “Правилом третей”, то вам будет знакома идея разделения пространства на равные трети по вертикали и горизонтали, при этом места пересечения линий создают естественные точки для объектов.
Фотограф размещает ключевой объект на одной из этих пересекающихся линий, чтобы создать приятную композицию. Этот прицип может также использоваться в вашей разметке страниц и дизайне постеров.
Правило третей можно применять к любой форме, но если вы примените его к прямоугольнику с пропорциями примерно 1 : 1.6, вы окажетесь очень близко к золотому прямоугольнику, что сделает композицию более приятной для глаз.
Если вы хотите реализовать Золотое Сечение в вашем дизайне в полной мере, то просто расположите основной контент и сайдбар (в веб дизайне) в соотношении равном 1 : 1.61.
Можно округлить значения в меньшую или большую стороны: если контент-зона равна 640px, а сайдбар 400px, то эта разметка вполне подойдет под Золотое Сечение.
Разумеется, вы также можете разделить области контента и боковой панели на одно и то же отношение, а связь между заголовком веб-страницы, областью содержимого, футером и навигацией также может быть спроектирована с использованием того же приципа.
Вот несколько инструментов, которые помогут вам в использовании Золотого Сечения в дизайне и создании пропорциональных проектов.
01. goldenRATIO
GoldenRATIO – это приложение для создания дизайна веб сайтов, интерфейсов и шаблонов, подходящих под Золотое Сечение. Доступно в Mac App Store за 2,99$. Включает визуальный калькулятор Золотого Сечения.
Так же в приложении есть функция “Избранное”, которое сохраняет настройки для повторяющихся задач и “Click-thru” мод, позволяющий сворачивать приложение в Photoshop.
02. Golden Ratio Typography Calculator
Этот калькулятор Золотого Сечения от Pearsonified помогает в создании идеальной типографики для вашего сайта. Введите размер шрифта, ширину контейнера в поле, и нажмите кнопку Set my type! Если вам нужно оптимизировать количество букв в строчке, вы можете дополнительно ввести значение CPL.
03. Phicalculator
Это простое, полезное и бесплатное приложение доступно для Mac и PC. Введите любое число, и приложение вычислит вторую цифру в соответствии с приципом Золотого Сечения.
04. Atrise Golden Section
Это приложение позволяет проектировать с золотыми пропорциями, экономя кучу времени на вычислениях.
Вы можете менять формы и размеры, фокусируясь на работе над своим проектом. Постоянная лицензия стоит 49$, но вы можете скачать бесплатную версию на месяц.
Вот несколько полезных туториалов по Золотому Сечению (английский язык):
01. Graphic design, illustration and art
В этом туториале для Digital Arts Роберто Маррас (Roberto Marras) показывает, как использовать Золотое Сечение в художественной работе.
02. Web design
Туториал от Tuts+, рассказывающий, как использовать золотые принципы в веб дизайн проектах.
03. More web design
Туториал от Smashing Magazine, рассказывающий о пропорциях и правиле третей.
Перевод статьи The designer’s guide to the Golden Ratio
Автор оригинального текста Creative Bloq Staff
wordyblend.com
Композиция в интерьере или в целом архитектурном объекте состоит из частей, взаимосвязанных друг с другом и с целым. При этом,части как правило, имеют различную величину. Эта взаимосвязь выражается через пропорциональные отношения частей между собой и их отношение к целому.
Пропорции - один из важнейших методов достижения выразительности и гармонии.Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономики и психологии. Один из самых известных способов пропорционирования это правило Золотого сечения
Золотое сечение- это гармоническая пропорция, которая удовлетворяет следующему соотношению:
(А:Б)=А:(А+Б) и (А+Б)=С
Деления отрезка на части по принципу Золотого сечения
Малая часть отрезка А, так относится к средней части Б, как Б относится к сумме А+Б
Если приравнять С к 1, то получим такое соотношение
(0,382:0,618)=0,618:(0,382+0,618) и (0,382+0,618)=1
Отношение между числами 0,382 и 0,618 соответствует Золотому сечению
Только это отношение 0,618 : 0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.Чтобы создавать наиболее гармоничные отношения между частями композиции желательно приводить их пропорциональные размеры к золотому сечению. Для этого необходимо использовать коэффициенты 0,618 и 1,618.
Например, в декоративных целях необходимо разделить стену высотой 2,7 метра по правилу золотого сечения на 2 части. Для этого 2,7 умножим на 0,618 получим 1,6686 теперь из общей высоты 2,7 вычтем 1,6686 получим 1,0314. Таким образом стену высотой 2,7 метра делим на части 1,6686 м. и 1,0314 м.
С историей золотого сечения связано и имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202 г вышел в свет его математический труд «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:, который удовлетворяет Золотому сечению
0 - 0 - 1 - 2 - 3 - 5 - 8 - 13 - 21 - 34 и т.д.
Сумма двух предшествующих чисел равна последующему в ряду числу. Отношение соседних чисел в ряду приближено к Золотому сечению.
Этот ряд чисел называют рядом Фибоначчи. Воспользовавшись рядом Фибоначчи мы можем получить пропорцию для деления.предмета на гармоничные части. Например, для отрезка длиной 5 идеальной пропорцией будет деление его на части равные 2 и 3, для отрезка 8 это 3 и 5 и т.д.
Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, называют золотым прямоугольником. Из определения золотых прямоугольников следует, что все они подобны. Если от золотого прямоугольника отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника, то снова получим золотой прямоугольник меньших размеров
Парфенон в Афинах (V в. до н.э.) имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным..Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по “золотому сечению”, то получим те или иные выступы фасада.
Известный русский архитектор М.Ф. Казаков тоже широко использовал в своем творчестве золотое сечение. Его можно обнаружить, например, в архитектуре здания бывшего Сената в Кремле.
По проекту М.Ф.Казакова в Москве была построена Голицынская больница, которая в настоящее время называется Первой клинической больницей им. Н.И.Пирогова (Ленинский просп., д. 8).Возникает вопрос- а что дает на практике знание закона золотого сечения и гармоничной пропорции. Вот некоторые приемы, использующие эти знания.
.
Кроме этого приема композиции в интерьере, вы можете ознакомиться с видеосюжетом Правила Дизайна Баланс и Порядок в котором автор рассказывает о многих композиционных приемах, применяемых в современном дизайне интерьера
interior-in.ru
Вопрос гармоничного формирования всего существующего волновало человека с давних времен. Правило «золотого сечения» было открыто нашими предками и использовалось в возведении известных архитектурных памятников таких, как Парфенон, Соборы Василия Великого и Парижской Богоматери и пр. Дизайнеры современных интерьеров также стремятся к идеальным пропорциям и совершенной красоте.
Вопрос гармоничного формирования всего существующего волновало человека с давних времен. Правило «золотого сечения» было открыто нашими предками и использовалось в возведении известных архитектурных памятников таких, как Парфенон, Соборы Василия Великого и Парижской Богоматери и пр. Дизайнеры современных интерьеров также стремятся к идеальным пропорциям и совершенной красоте.
«Золотое сечение» в интерьере
Принцип «золотого сечения», как и все гениальное, предельно прост: необходимо делить все целое на 2 неравные части, при этом соотношение меньшей и большей части такова, как и большей к общей. Большая часть составляет 0,618 к общей, а меньшая – равняется 0,382.
В качестве примера будет использована гостиная 3х5 метров. Зонирование данного пространства будет успешным, а интерьер гармоничным и легким, если длину 5 метров умножить на 0,618. В итоге получаются две части 3,09 метра и 1,91 метра.
Формирование зоны гостиной, в которой расположится диванная группа и телевизор, будет происходить в большей части, а в меньшей лучше организовать столовую. Аналогичным образом можно разделить и полученные меньшую и большую части к основной. Для разделения пространства можно использовать, как стеклянные или гипсокартонные перегородки, так и льняные ширмы. Уникальная фактура льняной ткани и огромный выбор цветов позволят реализовать любой дизайнерский замысел.
Соотношение размеров
Формирование вертикального пространства также должно осуществляться по «золотому» принципу. Высоту умножаем на 0,618 и полученную цифру отнимаем от общей. Так мы получаем граничные параметры высоты мебели. Аналогично рассчитываем длину и ширину мебели.
Цветовая гамма
При выборе цветов для интерьера, также используют принцип «золотого сечения». Согласно ему, к примеру, стеновое оформление должно иметь основной цвет на 2/3 площади стены, а 1/3 можно отдать дополнительному оттенку. Таким образом будет сформирована основная цветовая гамма. Еще одним действенным приемом декора интерьера считается соотношение цветов 60/30/10, где базовому цвету отводится 60%, дополнительному – 30%, а на акценты остается 10%. При этом лучше всего в интерьере себя проявляет льняная ткань. Данный материал отлично драпируется, обладает оптимальной плотностью и красивой фактурой. Кроме того, эта ткань абсолютно гипоаллергенна и обладает антибактериальными свойствами. Изо льна можно выполнить шторы, покрывала, пледы, скатерти, декоративные подушки. Окружая себя этим уникальным текстилем, вы создадите не только стильный, но и здоровый интерьер.
«Золотое сечение» в мебели
Соотношение элементов мебели между собой должно учитывать следующий принцип: предмет меньшего размера должен также относится в большему, как тот к самому крупному в интерьере.
Конечно, далеко не все дизайнеры и декораторы интерьеров руководствуются правилом «золотого сечения», но те проекты, в которых оно присутствуют, имеют более гармоничный и совершенный вид.
izolna.ru
Ключевым показателем качества веб-дизайна является то, насколько естественно и легко он воспринимается пользователями. При создании визуального оформления сайта важно проиллюстрировать функциональность и информативную составляющую проекта, сформировать его правильное восприятие. Применение классических техник как, например, правила золотого сечения в дизайне помогает решать подобные задачи оптимальным образом. Его мы сегодня и рассмотрим.
Данный принцип описывает математическую пропорцию, которая формирует гармоничное, естественное отношение частей одного целого друг к другу. Ее получают, разделяя целое на две части так, чтобы отношение первой части ко второй было таким же, как отношение всего целого к первой части.
В числе первых правило начал использовать древнегреческий скульптор и архитектор Фидий. Через два века Евклид дает точное его математическое описание. Спустя время эту же идею применит в своих работах Леонардо да Винчи. Его Витрувианский человек, созданный по правилу золотого сечения, позже стал иллюстрацией гармонии и пропорциональности в построении человеческого тела в частности и Вселенной вообще.
Воплощение идеальной пропорции можно увидеть много где: в распустившихся цветах, произведениях искусства, изображениях Млечного пути.
Как мы уже говорили выше, пропорция, созданная по принципу золотого сечения, воспринимается как естественная и гармоничная. Поэтому построенные с ее помощью дизайны оказываются более понятными, удобными для пользователей. При разработке сайта подобный подход используют не всегда, однако традиционные схемы создания макетов так или иначе базируются на нем.
Существует несколько вариантов применения правила золотого сечения в веб-дизайне.
Описанную выше пропорцию, используют при зонировании страницы, а также формировании отдельных блоков, если их нужно разделить на две пропорциональные части. Для расчетов применяют число Φ, приблизительно равное 1,62 (более точное значение — 1.618).
Например, у вас есть блок шириной 640 пикселей. Значит:
Если применить формулу золотого сечения в дизайне сайтов, то:
Правило золотого сечения соответствует пропорциям 3/2, 5/3, 3/8 и т.п. В процентном отношении разделение целого по числу Φ выполняется как 62/38%. Оно может применяться не только в построении блоков, но и в типографике сайта:
Если размер заголовка = 20 pt, то для блока контента получаем 20 / 1.618 = 12.36 pt (в принципе, допускается округление до 12 либо 13 pt). Кстати, можете глянуть один интересный сервис по теме — Golden Ratio Typography Calculator (калькулятор золотого сечения для текстов).
В левой колонке определяете один или несколько параметров (размер шрифта, ширину контента, число символов в строке), после чего проект сгенерирует варианты оптимальной и лучшей типографики. В колонке справа можно менять шрифты, просматривая результаты в реальном времени. Если кликнете по ссылке «Font Size», увидите рекомендуемые размеры разных заголовков.
Числа Фибоначчи считаются математическим обоснованием золотого сечения. Это — последовательность целых чисел от 1, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.п. Ряды Фибоначчи используют при построении многоэлементных макетов. Размеры элементов возрастают соответственно увеличению значений чисел ряда. На практике это выглядит следующим образом:
Ряд Фибоначчи не обязателен для построения квадратов. Это могут быть окружности, овалы и т.п. Вот парочка примеров из одной англоязычной заметки.
Не удивительно, что в данном проекте четко соблюдаются нужные пропорции. Крупные компании, зачастую, нанимают хороших специалистов, способных правильно развивать их бренд. Основной контент находится в блоке №1, элементы навигации в пределах блока №2. Если посмотреть на сайдбар, то даже там найдете воплощение принципа золотого сечения в дизайне — соотношение размера избранной статьи и рекламного объявления под ней.
Здесь пропорция реализована несколько иным образом — не горизонтально, а вертикально в каждой из колонок отдельно. Оцените место, которое занимает заголовок в блоке №3. Кстати, если бы разработчики использовали социальные кнопки сразу под ним, то это бы привлекло к элементам больше внимания, и посетителям сайта не пришлось бы тратить время на их поиск.
Не обязательно расходовать большой бюджет на редизайн, иногда можно внести небольшие правки, которые позволят улучшить восприятие макета. В данном примере следует взглянуть на элемент рядом с цифрой 2 — пункт меню «Shop» (магазин). Он не только находится возле самой активной точки фокусировки, но еще и окрашен в зеленый цвет для максимального привлечения внимания.
Строится с использованием ряда Фибоначчи и дополнительно определяет расположение элементов — от меньшего к большему по мере увеличения витков спирали. Она может быть развернута любым образом — это зависит от требований к макету.
В сети найдете несколько примеров сайтов с реализацией принципа золотого сечения в веб-дизайне и наложением данной спирали.
Или вот еще один интересный вариант макета:
Его применяют для зонирования страницы и управления вниманием пользователя. Суть заключается в делении страницы или элемента на три равных части по горизонтали или вертикали. Пересечения линий — точки максимального притяжения внимания. Быстро сканируя сайт взглядом, люди чаще всего фокусируются на элементах, которые находятся на этих точках или рядом с ними.
Использовать все четыре точки не обязательно. В примере выше акцент делается на тексте и видеоролике. Образовавшиеся прямоугольники дополнительно могут формировать «функциональные зоны». Так, посетители сайта привыкли видеть логотип в левом верхнем углу, на эту зону они обращают внимание в первую очередь. Контактную информацию, корзину с товарами (если речь идет об интернет-магазине), адрес и время работы обычно размещают в верхнем углу справа и т.п. Правило третей и золотое сечение в дизайне сайтов отлично дополняют друг друг.
Вот еще один хороший пример, где в двух точках (выделены розовым) расположены наиболее важные элементы для привлечения внимания пользователей.
Также допускается разбиение основных секций на подблоки с повторными применением правила третей. При добавлении в макете сайта Tuts+ дополнительной сетки для верхнего блока можем увидеть расположение элементов, близкое к идеальной пропорции.
Даже при быстром просмотре страницы, ваши глаза и мозг смогут уловить основные элементы из шапки: лого, подписку, меню, поиск.
Итого. Правило золотого сечения в веб-дизайне добавляет макетам естественности и помогает им восприниматься более гармонично. Данный принцип реализуется за счет вычисления идеальных пропорций блоков и элементов на странице, наложения золотой спирали, а также использования точек максимальной фокусировки внимания (правило третей). С их помощью сможете получить удобный, понятный и эффективный интерфейс веб-проекта.
А вы используете принцип золотого сечения в дизайне сайтов? Если знаете еще какие-то интересные примеры его реализации, делитесь ими в комментариях.
design-mania.ru
В мире искусства, архитектуры и дизайна золотое сечение завоевало потрясающую репутацию. Великие гении, включая Корбюзье и Сальвадора Дали, использовали эту пропорцию в своих работах. Парфенон, Пирамиды в Гизе, полотна Микелянджело, Мона Лиза и даже логотип Apple якобы построены на его основе.
Это бред. Эстетика золотого сечения — это просто современная байка, миф. Многие дизайнеры им пренебрегают, а если и используют, то не стесняются преуменьшать его значение. Кроме того, у этой пропорции нет никакой научной подоплеки. Те, кто верят, что за красотой золотого сечения кроется математика, попались на крючок 150-летней давности.Пользователь FlickrSébastien Bertrand
Изначально описанный в Элементах Эвклида 2300 лет назад, этот термин гласит: два объекта находятся в золотой пропорции, если соотношение между ними идентично отношению их суммы к большему из двух элементов. Обычно эта пропорция составляет 1.6180. Самое известное применение золотого сечения — так называемый золотой прямоугольник, который может быть разделен на идеальный квадрат и меньший прямоугольник тех же пропорций, что и «родительский» прямоугольник. Вы можете применить эту теорию к большему разнообразию объектов, также разделяя их на компоненты.
Золотое сечение всегда немного неточное.
Простым языком: если у вас есть два объекта (или один объект, который можно разделить на два, по аналогии с золотым прямоугольником), и если после вышеописанной математики, вы получите число 1.6180, обычно считается, что два объекта демонстрируют золотое сечение. Но есть одна проблема. Когда вы все-таки посчитаете, то сама пропорция не равна 1.6180. Она равна 1.6 180 339 887… И десятичная часть уходит в бесконечность.
«Собственно говоря, невозможно подобрать примеры золотого сечения в реальном мире, потому что это иррациональное число», — заявляет Кит Девлин, профессор математики Стэнфордского университета. Вы можете только приблизиться к более стандартным пропорциям. Стороны экрана iPad соотносятся как 3:2, пропорция HDTV составляет 16:9, и все это «вокруг да около», по словам Девлина. Но само золотое сечение — это как число «пи». Как нельзя найти идеальный круг в реальном мире, так и нельзя применить точное золотое сечение к любому объекту в реальном мире. Оно всегда будет немного смещаться.
Конечно, это педантизм. Неужели 1.6180 — недостаточно точно? Возможно, и достаточно, если бы было какое-то научное обоснование того, что именно золотое сечение позволяет нам считать объекты вроде Парфенона или Моны Лизы эстетически приятными.
Но это не так. Девлин считает, что сама идея, будто золотое сечение имеет какое-то отношение к эстетике, исходит от двух людей, один из которых был неправильно истолкован, а второй это толкование и обнародовал.
Первый человек — Лука Пачоли, францисканский монах, который написал книгу под названием De Divina Proportione в далком 1509 году, и она была названа в честь золотого сечения. Примечательно то, что в своей книге Пачоли не отстаивал теорию эстетики этого сечения в отношении к искусству, архитектуре и дизайну: вместо этого он поддерживал Витрувианскую систему рациональных пропорций, основанную римским архитектором первого века, Витрувием. Золотое сечение ошибочно было приписано Пачоли в 1799 году, согласно Марио Ливио, который буквально написал книгу по золотому сечению. Но Пачоли был близким другом Леонардо да Винчи, чьи работы получили огромное признание и популярность в 19 веке. Так как Да Винчи проиллюстрировал De Divina Proportione, вскоре начали говорить, что и сам Да Винчи применил золотое сечение как секретную математику в своих восхитительно красивых творениях.
Адольф Цейзинг был тем, кто в это поверил. «Это человек, который хотел сжечь себя на костре во имя репутации золотого сечения» — шутит Девлин. Цейзинг был немецким психологом, который отстаивал идею, что золотое сечение является универсальным законом, описывающим «красоту и завершенность в природе и в искусстве… оно проходит красной нитью как первостепенный духовный идеал во всех структурах, формах и пропорциях, космических и индивидуальных, органических и неорганических, акустических или оптических».
Он был очень многословным. Единственной проблемой Цейзинга было то, что он видел закономерности там, где их не было. Например, Цейзинг доказывал, что золотое сечение можно применить к человеческому телу, взяв рост человека от пупка до пальцев ног, поделив его на полный рост. По словам Девлина, это всего лишь произвольные части тела, слепленные в формулу. Он говорит: «При замерах чего-то столь сложного, как человеческое тело, очень легко найти примеры разных пропорций, близких к 1.6».
В моей собственной работе я даже не найду примера использования золотого сечения.
Но это не имеет никакого значения. Теории Цейзинга стали невероятно популярны, и Девлин называет их «эквивалентом эффекта Моцарта 19-го века». Эффект Моцарта гласит, что прослушивание классической музыки повышает интеллект. В 20 веке известный швейцарско-французский архитектор Ле Корбузье положил золотое сечение в основу своей системы антропометрических пропорций «Модулора». Дали нарисовал свой шедевр «Тайная вечеря» на холсте в форме золотого прямоугольника. Тем временем историки искусства начали просматривать и другие шедевры, пытаясь отыскать золотое сечение в Стоунхендже, полотнах Рембранта, Шартрском соборе и работах Сёра. Связь между золотым сечением и красотой превратилась в самую раздутую утку в мире искусства, архитектуры и дизайна.Ian Yen на Yanko Design
В реальном мире людям не особо необходимо золотое сечение.
Девлин совместно с кафедрой психологии Стенфордского университета в течение многих лет опрашивал сотни студентов, какой прямоугольник их любимый. Он показывал разные прямоугольники студентам, а затем просил их выбрать наиболее понравившийся. Если бы оды золотому сечению были оправданы, студенты бы выбирали прямоугольники, близкие к золотому. Но это было не так. Они выбирают их произвольно. И если вы попросите их повторить свой выбор, они выберут другие прямоугольники. «Это очень полезный пример для демонстрации сложности человеческого восприятия». Кроме того, это отличная демонстрация того, что золотое сечение не является более приятным для людей с эстетической точки зрения.
Эксперименты Девлина не единственные в исследовании золотого сечение. Исследование, проведенное специалистами Школы бизнеса имени Уолтера Хааса в Беркли, показало, что в среднем потребители предпочитают прямоугольники, пропорция которых между 1.414 и 1.732. Золотое сечение входит в этот диапазон, но не является явным «любимчиком» публики.
Дизайнеры, с которыми мы обсуждали золотое сечение, не видят в нем особой пользы.
Ричард Мейер, легендарный архитектор, автор Центра Гетти и Музея современного искусства в Барселоне, отмечает, что в начале своей карьеры у него был архитекторский треугольник, который соответствовал золотому сечению, но он никогда не создавал свои здания по золотому сечению. «В мире такое множество других чисел и формул, которые важнее при проектировании зданий», — говорит Мейер, ссылаясь на формулы по расчету максимальных допустимых размеров пространств зданий, или на формулы расчета структурной нагрузки.
Алиса Андрасек, дизайнер из Biothing, онлайн-репозитория машинного проектирования, соглашается с этим: «В своей работе я даже не найду примера использования золотого сечения. Я могу представить, что эту пропорцию можно встроить в разные системы в качестве ‘изюминки', но мне сложно вообразить, чтобы весь дизайн был построен именно на золотом сечении, как это случалось в истории… это слишком уж упрощенно».
Джорджия Лупи из Accurat, итальянской дизайн-фирмы, говорит, что в лучшем случае золотое сечение так же важно для дизайнеров, как и любое другое композиционное правило, например, правило третей: отличное распространенное правило, которое хорошие дизайнеры могут с таким же успехом проигнорировать. «Я не знаю, сколько дизайнеров на практике специально внедряют золотое сечение в свои работы. Лично я никогда не работала с этой пропорцией в своих проектах».
Из всех опрошенных дизайнеров, индустриальный дизайнер Ив Бехар из Fuseproject теплее всех относится к золотому сечению: «Иногда я действительно вижу золотое сечение в пропорциях продуктов и графики, которую мы создаем, но это скорее просто случайность, чем догма. Это важный инструмент, но не правило».
Даже дизайнеры, которые по совместительству являются математиками, скептически относятся к использованию золотой пропорции в дизайне. Эдмуд Харрис — клинический доцент кафедры математики в Университете Арканзаса, который использует множество формул для создания новых произведений искусства. Но и Харрис говорит, что золотое сечение, в лучшем случае, всего лишь один из множества инструментов в руках дизайнеров, склонных к математике: «Во многих смыслах это просто число, и оно, как и другие числа, часто встречается в разных местах… [Но] это точно не универсальная формула эстетической красоты».Тайная вечеря, 1955, Сальвадор Дали
Если ценность золотого сечения так незначительна, почему же этот миф процветает?
Девлин поясняет это просто: «Мы создания, генетически запрограммированные видеть паттерны и искать смысл. В нашей ДНК не зашифрована способность мириться с условными вещами вроде эстетики, поэтому мы пытаемся доказать их с помощью нашего часто ограниченного математического видения. Большая часть людей не понимает математику, и даже не может понять, как формула вроде золотого сечения применяется к сложной системе, так что и проверить себя они не могут. Люди думают, что повсюду видят золотое сечение, в природе и в любимых объектах, но они не могут это обосновать. Они — жертвы своего природного желания найти смысл в разных объектах вселенной, но из-за недостаточной математической грамотности они не могут понять, что обнаруживаемые закономерности иллюзорны».
Золотое сечение в дизайне интерфейсов
sketchapp.me
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений