Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Как известно, каждый охотник желает знать, где сидит фазан. А каждый человек желает знать, что у другого человека в голове и как на этого человека повлиять. Что касается дизайнеров, то они как продавцы своих услуг, надеются, что если они будут понимать психологию своих клиентов, то большее число клиентов удастся привлечь и начать с ними работать. Не секрет, что далеко не каждая встреча с клиентом заканчивается контрактом на дизайн проект. Как говорится, не сошлись характерами. Не понравились друг другу. «А вот если бы я знал(а) его тип личности, я бы тогда …»
А самое главное, представляете, как хорошо: встречаешься с клиентом, смотришь на него, понимаешь, что он/она определенного психологического типа и говоришь: «Я знаю, что вам надо. Ни слова больше! Делаем такой-то стиль». И все! Никаких проблем с подбором стиля, ни согласований. Классно же? А главное, клиент в конце со слезами на глазах говорит: «Да, это именно то, что я хотел(а)!».
Не буду скрывать, что и меня посещают подобные мысли. Я некоторое время исследовала эту тему и вот к каким выводам пришла.
Возьмем для примера тип, который известен всем людям, даже тем, кто никогда ни о каких теориях личности слыхом не слыхивал. Истероидный тип. Все слышали анекдоты про блондинок. Или, возможно, вы смотрели фильм «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун. В конце концов, все знают, как выглядит кукла Барби и ее домик.
И вот вы встречаетесь с заказчицей. Она как раз такого типа, и вы говорите: «Ни слова больше! – Делаем Шебби шик».
Действительно, данный стиль очень няшный и в нем много розового, который так любят девушки этот психологического типа. Можно сделать прекрасный «домик для Барби». Но правильно ли это? Будет ли заказчица плакать от восторга? – Как-то сомнительно.
Проблема заключается в том, что по определенным стилям можно заключить, какого психологического типа человек. НО! Это когда стиль уже сделан и человек в нем живет.
Возьмем к примеру, Арт-Деко. Особенно в современных его вариациях и интерпретациях.
По этому стилю, в дополнение к другим параметрам, можно сказать, что данный человек скорее всего эппилептоидного типа (я использую типологию Сергея Шишкова «S-теория личности»). Людей этого типа просто тянет к тому, чтобы опосредованно привлекать к себе внимание со стороны окружающих. В том числе и через интерьер, в котором они живут. Но если вы первый раз встречаетесь с заказчиком, нужно ли ему сразу навязывать Арт-Деко?
Или возьмем маниакальный тип. Одной из характерных особенностей типа является скромность в быту. Это люди, которые обходятся малым. Можно предположить, что им подойдет стиль минимализм.
Правильно, подойдет, но это если он сам у вас его просит. А если вы говорите, «Вам подойдет минимализм», то он от вас тут же сбежит. Людям обычно не нравится, когда им говорят, что-то делать. У них сразу возникает мысль: «Мной манипулируют». И человек старается приложить максимум усилий, чтобы этой «манипуляции» избежать.
Может, дело в типологии? Давайте возьмем НЛПерскую модель Визуал-Аудиал-Кинестетик. Я как-то была мебельной выставке в Крокус-Экспо. Там была зона для матер-классов. Сейчас не вспомню фамилию дизайнера, которая вела мастер-класс про данную классификацию в дизайне интерьеров, но у аудитории эта тема вызвала живой интерес. Даже выступление следующего за ней известного оратора пришлось задержать, поскольку из зала задавали много вопросов.
Вот вы увидели клиента. Поняли, что он визуал. И? Визуалы реагируют на яркие цвета в интерьере. Ему подойдет практически любой стиль – классика в золоте, Арт-Деко с хромом и пурпуром и даже минимализм. – Просто повесьте в минималистичный интерьер крупную, яркую картину, и он будет счастлив. Или просто пустите яркую линию.
Какой стиль подойдет кинестетику? – Любой, где есть мягкий, удобный диван и мягкий ковер. Самые элегантные интерьеры получаются на игре фактур. В моем понимании, наиболее кинестетичным является Скандинавский стиль.
На втором месте Лофт. Но разве нельзя найти хороший, приятный диван для Неоклассики или Фьюжена? Да, полно таких моделей.
Аудиалы? – У них вообще нет специфических предпочтений в стилях. Но они обязательно поставят в интерьер отличную аудио систему.
У них скорее будут требования к строителям и материалам. Чтобы нигде ничего не скрипело, звук шагов от стен не отражался и топот соседей не был слышен.
design-guru.moscow
Использование психологии в разработке дизайна интереьеров
Психологи могут привести не один пример, когда люди приходят к ним с жалобами, что их не устраивает их собственный дом, они чувствуют себя в нем неуютно и некомфортно. Бывает, клиенты жалуются даже на шикарный новый ремонт, сделанный при помощи дизайнеров, но не приносящий, к сожалению, желаемой радости и удовлетворения от пребывания дома. Все дело в том, что мало сделать просто «красиво», необходимо также учитывать то психологическое воздействие, которое несут в себе основные компоненты дизайна.
Психологами давно установлено, что такие элементы окружающего нас пространства как цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы, – все это имеет влияние на эмоциональные состояния человека, его настроение, психологические характеристики. Различные компоненты обстановки, атмосфера в определенной совокупности влияют на принятие решений, особенности коммуникации между людьми, психологический настрой и поведение. Кроме того, все эти элементы могут способствовать развитию тех или иных способностей, качеств и умений, что можно использовать при построении развивающей среды для детей.Что же такое психологический дизайн интерьеров? Психологический дизайн интерьеров заключается в разработке такого интерьера, который мог бы психологически соответствовать индивидуальным характеристикам и потребностям человека (ребенка, семьи), или использоваться в различного рода помещениях в соответствии с определенными целями.
Если вы хотите иметь дом, который будет максимально соответствовать вашей личности, вашим потребностям и желаниям, то в разработке его интерьера необходимо руководствоваться следующими важными принципами.
Разнообразие окружающих человека структур определяется исходя из 4 основных систем человеческого восприятия (5-ая – вкусовая – система исключена нами по причине отсутствия научных обоснований ее применения в данной концепции), которые, так или иначе, определяют особенности течения физиологических и психологических процессов:
— Зрительные (воздействуют: цвет, форма, линии). Зрительное восприятие является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития. Цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта или пространства имеют большое влияние на такие психологические характеристики, как формирование сознания, настроение, внимание, память и другие. Наш интерьер – это прежде всего то, что мы постоянно видим перед собой. Поэтому самой важной является информация, которую мы получаем от наших глаз. Продумать и правильно подобрать цветовое и геометрическое решение вашего интерьера – это первостепенная задача.
— Слуховые (воздействуют: шумы, звуки, музыка). Мир звуков для человека является особой реальностью, в которой формируется его психика, и от восприятия которой зависит его эмоциональной состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве, — все это имеет безусловное воздействие на психологию человека. Поэтому никогда не стоит забывать о звуковом сопровождении своего интерьера: различные мелодии, природные шумы, эзотерические предметы, издающие звуки, — все это поможет вам создать нужную атмосферу и настрой. А для новорожденных и маленьких детей очень большое значение имеют шумы и звуки их игрушек.
— Обонятельные (воздействует: запах). Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний. Существует огромное множество разных запахов, которые могут вызывать радость и эйфорию, или наоборот, успокаивать и расслаблять, какие-то запахи поднимают аппетит, другие способствуют быстрому засыпанию, третьи понимают физический тонус и т.д. Поэтому вы можете создавать по вашему усмотрению ту обстановку, которая необходима вам в данный момент, при помощи ароматических ламп, палочек, подушечек, масел.
Такой подход является крайне полезным для применения в малогабаритных, небольших помещениях. Пространство, в котором вы проводите довольно большую часть своего времени, необходимо разделять на определенные зоны. Эта характеристика очень важна, так как она помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность человека. Зонируя свой интерьер, вы без труда сможете в одной комнате сочетать красивый дизайн с функциональным удобством. Особенно это важно для ребенка, так как в этом случае вам удастся максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в какой-либо конкретной сфере. Например, у детей должно быть игровое пространство, отдельное место для уроков, занятий физическими упражнениями, норка – сугубо индивидуальное место, где ребенок может побыть один, спрятаться и помечтать.
В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные символы предаются из поколения в поколение на генетическом уровне, они вызывают определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления, и они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении, так как становятся запечатленными моделями в психике. Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенную точку. С помощью обличения необходимой информации в структуру определенного символа можно добиться нужного результата ее восприятия, запечатления, внутрипсихической проработки и усвоения. Поэтому, используя различные символы в дизайне своего интерьера, вы можете преследовать необходимые вам цели. К тому же у каждого человека есть и индивидуальная символика. Разобравшись в ней, вы сможете включить в свой интерьер те элементы и штрихи, которые будут вызывать у вас необходимые эмоции и настроения, подвигать вас к нужным действиям и поступкам, приносить комфорт и удовлетворенность.
Для человека иногда бывает немаловажно менять обстановку, от этого он получает новые впечатления и эмоции. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить свое пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие решения.
Руководствуясь подобными принципами, человек может создавать для себя свой индивидуальный гармоничный интерьер в зависимости от собственных потребностей и желаний, а также исходя и определенных целей.
Но подобный подход можно применять не только в жилых интерьерах. Психологию можно использовать и для достижения различных целей в дизайне любого рода помещений.
v.sokolovsky.com.ua
Архитектурный ансамбль можно сравнить с музыкой, которая застыла в пространстве. И это действительно так, ведь внешний и внутренний вид здания, его образ полностью влияют на настроение человека. Вызываются какие-то чувства: энтузиазм, меланхолия, радость, печаль, воодушевление. Из этой статьи вы узнаете, что думает психология о дизайне интерьера.
Раньше все принципы дизайна основывались на соображения практики и целесообразности. Но это все в прошлом. Не стоит слепо следовать моде, престижу, общественному мнению, Лучше полагаться на индивидуальные предпочтения, которые будут отражать вкусы и характер хозяев дома. В прошлом уже остались и просто обустроенные жилища, удобные, но безликие. Сегодня жилище — это способ выражения личности живущих в доме людей, их предпочтений, отношения к окружающему миру. Интерьер должен сформировать комфортную психологическую атмосферу, а также должен быть своеобразным психотерапевтом.
Если говорить со стороны психологии, то дизайн должен нести в дом стимулирование и гармонию. Гармония заключается в том, что обстановка помещения должна соответствовать темпераменту, убеждению, привычкам человека, который в нем проживает. Тона должны быть пассивными, всякие детали, предметы, отделка должны подходить под психологический портрет хозяина дома, должны продолжать его личность.
Стимулирование заключается в противостоянии интерьера характеру хозяина дома. Так, интерьер должен успокаивать эмоционального человека, а спокойного — приводить в бодрое состояние. В свою очередь, дизайн общественных помещений разрабатывается с учетом тенденций современной моды. Благодаря такому положению меняется настроение человека, а также его отношение к окружающему миру и общественной жизни.
Поэтому для правильной организации пространства необходимо обратиться за помощью дизайнера и психолога. Но если вооружиться всеми правилами, то все можно обустроить самостоятельно.
Сначала планируется дизайн помещения. Человек создает модель жизненного биоритма. Сюда входит закрытый и открытый интерьер. При открытом виде интерьера характерны динамичность, энтузиазм, активность. Здесь подразумевается раздел помещения на зоны с помощью перегородок. Закрытый интерьер заключается в скрытности, приватности. Здесь комнаты обособлены, у каждой свое назначение. Все строго распределяется, имеет свои функции, соблюдается интимность, дистанция.
Нет единого решения в подборе мебели, стиля, цвета, аксессуаров. Здесь все заключается в темпераменте человека. Это пассивные и активные типы личности. Импульсивные, активные люди не будут делать традиционную и консервативную отделку квартиры. Они любят большое пространство, теплые оттенки, элегантный стиль, компактную мебель. Спокойные, отрешенные, неторопливые люди будут располагать антиквариат, старинные вещи. Цвета выбирают приглушенные, темные.
Таким образом, пространство своего жилища необходимо организовывать правильно, чтобы приходя домой, человек мог полностью отдыхать.
kayrosblog.ru
Интерьер является предметом интереса различных областей знания, таких как архитектура, культура, история, но лишь с недавнего времени он стал рассматриваться как психологический феномен. Психология интерьера — установление гармоничных отношений личности и ее пространства, где взаимные влияния выстраиваются по принципу взаиморазвития.
Основным при проектировании является просчет освещенности. Необходимо учитывать огромное количество различных факторов начиная от размеров и геометрии помещений, назначения освещаемой зоны, цветовой гаммы в оформлении, особенностей источников естественного света. В первую очередь при расчете освещенности жилого помещения необходимо учитывать возможность частичного естественного освещения комнаты и опираться на установленные нормы освещенности.
Психология цвета в интерьере тесно связанная с физикой, физиологией, светотехникой, искусством. Цветовые ассоциации должны учитываться дизайнером при зонировании пространства дома в зависимости от предпочтений заказчика. Однако цвет не должен быть доминирующим средством зонирования, но тот или иной оттенок может гармонично встраиваться в предметную обстановку, вызывая соответствующие ассоциации и ощущения.
Эргономика в дизайне интерьера подразумевает максимально удобное расположение всех предметов с обязательным учетом особенностей планировки, потребностей и индивидуальных анатомических возможностей человека. Эргономика связана с психическими процессами, поскольку, они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы.
Экологический дизайн символизирует гармоничное отношение природы и человека. Его смысл в создании продукции, совместимой с окружающей средой, устранении негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, максимальной экономии ресурсов и материалов, возможности утилизации материалов по окончании их срока службы.
housesdesign.ru
Архитектурные ансамбли, бывает, сравнивают с музыкой, застывшей в пространстве. Это высказывание недалеко от истины - ведь образ здания, его внешняя и внутренняя отделка оказывают влияние на психологическое настроение человека, вызывают в нем определенные чувства, то ли это печаль, меланхолия, то ли, напротив, радость, воодушевление, энтузиазм.
Времена, когда принципы дизайна интерьера опирались на практические соображения и целесообразность, уже затерялись в прошлом. Неразумное, слепое следование моде, требованиям престижа и общественного мнения также не являются теперь основополагающими, пропустив вперед индивидуальные принципы дизайна помещения, которые отражают характер и вкусы живущих в нем людей. Дом или квартира уже давно перестали быть просто местом для жилья, обустроенного удобно, но безлико. Сейчас они становятся способом выражения личности своих хозяев, их пристрастий и отношения к жизни в целом. Дизайн интерьера помещения призван создавать комфортную и слаженную психологическую атмосферу, и даже, при правильном подборе отдельных элементов выступать в роли пассивного психотерапевта.
Преображать или отражать?
Подход к дизайну с психологической толчки зрения представляет две основополагающие функции - функцию гармонии и стимулирования.
Функция гармонии пользуется особой популярностью, поскольку определяет обстановку отдельного помещения или всего дома в целом в соответствии с темпераментом, привычками, убеждениями и менталитетом человека, в нем проживающего. Помещение должно создавать ощущение гармонии и комфорта, следовательно, неординарные и вызывающие приемы в дизайне интерьера недопустимы. По отношению к хозяину интерьер должен быть выдержан в пассивных тонах. Тщательно подобранные отделка, детали интерьера и предметы должны соответствовать психологическому портрету хозяина, пребывать в согласии с его внутренним "я", выступая в качестве продолжения его личности.
Функция стимулирования предполагает обратный эффект - противостояние интерьера чертам характера владельца. Здесь дизайн занимает активную позицию, выделяя те или иные качества человека, или же сглаживая черты, на которых не следует заострять внимание. То есть, стимулирующая функция призвана поддерживать душевное равновесие: успокоить импульсивного, с холерическим темпераментом, человека, а меланхолика привести в состояние бодрости, воодушевления. Именно такую функцию исполняет фэн-шуй, завоевавший в последние годы широкую популярность. Принципы фэн-шуя основаны на огромном количестве методов стимулирующей организации пространства. Если прислушаться к последователям этой древней науки, то фэн-шуй не только меняет настроение человека и его отношение к событиям, но и сами события в личной, общественной жизни.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идеальный интерьер должен совмещать в себе обе функции - гармонирующую и стимулирующую. Но чтобы правильно организовать пространство, расставив акценты в нужном порядке, необходима помощь специалиста по психологии интерьера или мастера фэн-шуй. Однако, вооружившись основными правилами, планировку и обустройство жилья можно осуществить самостоятельно.
Делим и соединяем
Начальным этапом дизайна интерьера квартиры или дома выступает планировка помещения, деление внутреннего пространства и его структуризация. Таким образом, в психологическом восприятии закладывается основа, определяющая дальнейшие шаги. На этом этапе создается модель предполагаемого ритма жизни в соответствии с родом занятий, отношений членов семьи между собой, гостями. Если проанализировать все варианты планировки жилья, то их можно разделить на два вида: открытый и закрытый интерьер. Открытый интерьер воплощает в себя концепции открытости для окружающих, общительности, легкости, демократичности. Характерные черты открытого интерьера: активность, энтузиазм, динамичность, преобладание общественных, деловых интересов над собственными. Данный вид структуризации квартиры или дома подразумевает гибкость планировки, деление помещения на зоны и секции путем использования различных перегородок. Ранее эта задача решалась путем построения анфилады комнат - сквозь открытые двери или проемы можно было объять взглядом все пространство. Закрытый интерьера воплощает в себя приватность, скрытность. Его обустройство предполагает стационарное деление единого пространства на четко обособленные комнаты, каждая из которых имеет свое предназначение. Гостиная никогда не станет использоваться как столовая, спальня не будет по совместительству рабочим кабинетом. Характерные черты закрытого вида: строгое распределение по функциональности, соблюдение дистанции, интимность.
Выбирая тот или иной вид планировки помещения для организации гармонизирующего интерьера, прежде всего, стоит опираться на собственные ощущения. Замкнутые, предпочитающие уединение и тщательно охраняющие свой личный покой, люди будут чувствовать себя комфортно в интерьере закрытого вида. Для общительных, свободных, раскованных натур, любящих быть в центре внимания, подобная планировка вызовет дискомфорт, подавленное состояние и уныние. Что касается дизайна интерьера, призванного исполнять стимулирующую функцию, то в этом случае необходимо применить ответственный креативный подход. Разумеется, не стоит усугублять и шокировать. Идея воплощения интерьера с психологической точки зрения должна заключаться в умелой комбинации двух видов интерьера - открытого или закрытого, или же каждого из них в отдельности. Как же это осуществляется на практике?
Допустим, владелец квартиры - человек скрытный, не склонный к общительности и открытости, и вследствие этих качеств испытывает некоторые трудности в жизни. Организация пространства сводится к комбинации открытого вида интерьера, сконцентрированного в общественной зоне - кухни, гостиной, кабинета, и закрытого вида для комнаты личного пользования, несущего функцию гармонии с его внутренним миром. Еще один вариант: зонирование отдельных функциональных частей пространства посредством легких или мобильных перегородок: ширм, стеллажей, стеклянных панелей. Стимулирующий интерьер для холерика должен преследовать прямо противоположные цели, но иметь общие черты с предыдущим вариантом. Акцент делается именно на нарочитом выделении зон всего помещения теми же мобильными перегородками, но не создающих впечатления замкнутой, обособленной комнаты. Характер и местоположение
Следующим этапом дизайна интерьера квартиры или дома выступает, собственно, отделка помещения, его цветовая гамма, стиль, предметы меблировки и аксессуары. В психологическом плане этот этап имеет наиболее важное значение. К сожалению, единого решения здесь не имеется. Основа всех советов должна содержаться в общих характерных чертах темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики. Для упрощения задачи современные психологи делят все группы темпераментов на два типа - пассивных и активных экстравертов и интровертов. Конечно, строго определенный тип людей практически не встречается в жизни, большинство из особ относятся к смешанному типу.
Темперамент, присущий сангвиникам и холерикам, принято обозначать, как бурный, импульсивный, непоседливый, тяготеющий к кипучей жизни, нахождению в самой гуще событий. В отличие от сангвиника, холерик обладает большей чувствительностью и восприимчивостью, его активный склад характера часто оборачивается импульсивностью, затрудняющую целенаправленную систематическую деятельность. Сангвиники и холерики не признают устоев, консервативных подходов и традиционных решений. Удачным для них будет смелый стилистический интерьер в духе хай-така, урбанизма, авангардной эклектики. Гармонизирующий интерьер для сангвинического темперамента представляет собой гибкую планировку в ее максимальном значении и открытые, обширные помещения. Цветовые решения должны иметь теплые, неконфликтные оттенки, желательно светлые, к примеру, спокойный желтый и неагрессивный оранжевый. Что касается мебели, то и сангвиникам, и холерикам нравится компактная модульная мебель, строгий и элегантный стиль квартир и домов. Интерьер для сангвиника, несущий стимулирующую функцию, может иметь двойственный характер с перевесом в сторону холерического типа, или хладнокровного и неторопливого флегматического. Для первого случая используют акцент на контрастные цветовые решения - подходящий сангвиникам терракот в комбинации с сочным красным или черным цветами. Увеличения эффекта можно добиться подбором мебели из стекла и никелированной стали. Второй случай подразумевает спокойную основу из холодного спектра цветов в сочетании с классическим общим стилем. Холерикам, напротив, поддерживать гармонизирующий интерьер не рекомендуется, поскольку взрывные черты их характера не нуждаются в поощрении. Наилучшим вариантом для них станет стимулирующий интерьер для сангвиника с флегматичным уклоном, подчеркнутые и ярко выраженные краски.
Сангвиникам и холерикам можно противопоставить меланхоликов и флегматиков. Общие черты, характеризующие эти два темперамента - спокойствие, неторопливость, стабильность, отрешенность, нелюбовь к переменам и суматохе. Меланхолик, по мнению психологов, является полноценным интровертом, и полностью погружен в свой внутренний мир, в то время как флегматик вообще противится каким-либо изменениям, подвержен традиционности и давно принятому укладу жизни. Дом меланхолика, отвечающий его предпочтениям, будет напоминать студию художника, а флегматик наполнит свое жилище антиквариатом (при соответствующем доходе), или же вещами, которые принадлежали еще бабушкам и дедушкам. Исходя из этого, можно разработать основные направления для оформления гармонизирующего и стимулирующего интерьеров. Цвет представлен темными и приглушенными пастельными оттенками, для меланхолика - фактурная отделка или рисунок. Стимулирующая функция предполагает вкрапления живых ярких красок, легкая электичность в стиле.
Создание психологически подходящего интерьера для человека со смешанным типом темперамента начинается с определения доминирующих черт характера, поиска тех эмоциональных качеств, которые нужно усилить, или напротив, смягчить. Иногда не возникает необходимости в полной реконструкции квартиры или дома, достаточно сделать стимулирующей определенную зону, к примеру, рабочее место. А комнаты, предназначенные для расслабления и отдыха (гостиная, спальня) определить как гармонизирующие.
Источник: design-interiors.com.uawww.my-article.net
Перевод (не дословный) статьи Росса Джонсона (Ross Johnson) «10 Psychological Principles to Design With». С моими мыслишками и дополнениями. Думаю, многим веб-дизайнерам она будет весьма полезна.
Читаем:
Наверняка вы уже слышали, что дизайн наиболее эффективен, когда к нему подходят со знанием человеческой психологии. Вашему вниманию предлагается выжимка из 10 психологических принципов, которые могут быть использованы для улучшения эстетического восприятия, удобства и понимания ваших проектов.
Первая эмоциональная реакция происходит в центральной нервной системе. Эти реакции влияют на наше поведение на подсознательном уровне. То есть, мы даже не осознаем этого. Вы можете считать себя полностью осознающим и контролирующим ситуацию, но на самом деле это не так. Большая часть человеческого поведения до сих пор является результатом работы т.н. «старого мозга», доставшегося нам от далеких предков, когда инстинкты выживания были на первом месте. Этот старый мозг реагирует и срабатывает гораздо быстрее, нежели сознательное мышление. Иначе это реагирование и называется висцеральными реакциями.
Но не только скорость реагирования имеет значение. Также висцеральные реакции значительно влияют на наши знания об окружающей среде и поэтому достаточно последовательны во всех культурах, независимо от полов и демографии. Как результат, висцеральные реакции приводят к очень предсказуемым результатам. Вы можете использовать в дизайне элементы, включающие определенные триггеры старого мозга, касающиеся выживания, угрозы или репродуктивных функций. Например, всем известное воздействие цвета: синий цвет свежей воды, яркие цвета, напоминающие плоды и чистый открытый дизайн, дающий ощущение безопасной окружающей среды.
Если вам это интересно, то более подробно с понятием висцеральные реакции можно ознакомиться в этой статье.
Это так же напрямую связано с висцеральными реакциями. Если сильно упростить, то поведение человека обуславливается двумя типичными шаблонами: поиск возможностей и избегание угроз. Например, наша тушка постоянно нуждается в пополнении энергией, и гораздо проще и быстрее восполнить ее высококалорийной пищей. Поэтому при выборе салат или картошка-фри выбор будет очевиден. А лучше и то и другое :) С другой стороны (и это опять же пришло к нам от далеких предков) мы стремимся во что бы то ни стало экономить энергию.
Несмотря на века эволюции, мы все также проявляем типичные реакции древнего человека. Подсознательно мы всегда оцениваем потенциальные энергетические затраты на некий вид деятельности и ценность награды, которую получим за это. В плане веб это означает, что если решение задачи требует достаточно большого количества затрат энергии (читай — времени и внимания), то пользователь вряд ли завершит ее, если награда не имеет для него большого значения.
Типичной проблемой на сегодняшний день является т.н. усталость от заполнения форм. Затраты энергии на заполнение длинных форм часто перевешивают профит, который получит в результате пользователь. Если это что-то ценное (гарантированное получение вещей или денег), то человек постарается, а если это нужно всего лишь для доступа к информации о продукте или услуге, то вряд ли кто станет морочиться. Люди просто будут искать инфу в другом месте, где проще и доступнее.
Помните так же, что расход энергии не всегда связан с физической деятельностью. Умственная активность также приводит к большим затратам энергии (порой даже гораздо большим, нежели физический труд). Своеобразным примером может послужить знаменитый мем «многабукаф».
Закон Хика гласит, что чем меньше опций предлагается для выбора, тем меньше времени на этот выбор тратит пользователь. Вроде бы все очевидно. Однако фишка в том, что многие люди утверждают, что хотели бы иметь больше возможностей выбора, но при этом их поведение показывает обратное. Чем больше вариантов, тем сложнее сделать выбор.
Закон Хика относится непосредственно к принципам экономической эффективности. Чем больше вариантов пользователь должен выбрать, будь то навигация или товары, тем больше энергии требуется, чтобы принять решение. В конце концов, энергии просто не хватает, и человек приходит к выводу, что лучше вообще не связываться, а поискать что-нибудь попроще.
Это относится ко всему: содержимому страницы сайта, навигационным элементам, изображениям и т.д. Все, что на странице дает пользователю еще один вариант что-либо прочитать или сделать. Удаление всех несущественных опций позволяет пользователю принять решение быстрее и легче.
В 20-х годах прошлого века немецкими психологами были разработаны принципы описания способов объединения или родства предметов на основании их близости или схожести форм. Считается, что если предметы расположены близко, то независимо от их формы и содержания они тем не менее являются связанными. Но если между предметами есть достаточно большие промежутки, то как бы похожи и даже идентичны они не были, они все равно не связаны между собой.
Сенс здесь вот в чем: группировка элементов — это, в общем-то, вещь прозаическая и очевидная. Другое дело, когда на страницах сайта в ключевых местах появляются объекты, которые либо совсем не в тему, либо заставляют пользователя много думать, что оно означает. Это относится как к чрезмерным украшательствам, так и не связанным с основным содержанием страницы объектам (чужой рекламы в том числе).
Несмотря на довольно низкую детализацию картинки, любой определенно скажет, что здесь изображена танцовщица. Сопоставление с запомненными ранее шаблонами (иными словами — распознавание образа) — это основной способ обработки поступающей визуальной информации у человека. Это позволяет нам быстро находить знакомую физиономию среди толпы людей или буквально проглатывать слова при чтении книги.
Сопоставление с шаблонами влияет на ощущения. Когда шаблоны легко узнаваемы, они считаются нормальными. Но если объекты сразу подсознательно не опознаны, то это вносит элемент тревоги и растерянности. В применении к веб-дизайну можно говорить об устоявшихся принципах размещения основных элементов, будь то логотип, навигация или содержимое типичных страниц (о сайте, контакты и т.п.)
Одной из наиболее активных форм сопоставления с шаблонами является распознавание лиц. Если снова обратиться к древнему мозгу, то станет понятно, почему мы легко распознаем фальшивые улыбки на лицах. Есть куча мимических мышц, которые выдают истинное настроение человека. Распознавание этих истинных настроений для древнего человека было жизненно необходимым актом, чтобы выявить агрессию. Поэтому злость очень трудно скрыть за милой улыбкой :)
Люди инстинктивно обращаются к человеческому лицу по двум причинам: чтобы узнать человека и чтобы определить друг он или враг. Глаза всегда выдают истинные намерения другого.
В отношении к веб-дизайну, использование лиц может привлечь дополнительное внимание и задать соответствующее настроение. Посетителям свойственно отождествлять себя с изображенными людьми и окружающей обстановкой. Кто-то счастливый и улыбающийся передаст смысл приветствия и открытости и наоборот, печальная картина, голодные детки вызовут приступ печали и даже отчаяния. Чем более подлинны фотографии, тем сильнее воздействие.
Социальное влияние трудно переоценить. Оно так же пришло к нам из далекой древности, когда совместная деятельность означала ни что иное как лучшее выживание и процветание группы людей, нежели каждого индивидуума по отдельности. В результате базисные системы взаимодействия прописались глубоко в каждом из нас на подсознательном уровне.
Дизайнер Elisa del Galdo предлагает в своей статье Persuasion in Design (англ.) 6 универсальных принципов социального влияния:
Умные разработчики могут использовать эти принципы для влияния на пользователей и сподвигнуть их на выполнение желаемых действий. Например, предлагая что-то бесплатное в обмен на их контактные данные. Признаки власти или авторитета могут увеличить уровень доверия. Указание на лимит товара может подтолкнуть на принятие решения о покупке быстрее. И т.д.
Часто люди даже не задумываются, насколько они реально слепы к окружающей обстановке. Мозг блокирует огромное количество информации, которая, как он считает, вовсе не так важна для выживания человека. В результате мы имеем так называемое выборочное игнорирование. И это правильно. Иначе мы просто впали бы в ступор от обилия инфы.
Наиболее очевидным примером выборочного игнорирования является баннерная реклама. Посетители сайтов настолько к ней привыкли, что просто не обращают внимания. Более того, выборочному игнорированию подвергается и все, что посетителю в данный момент не интересно или это не решает его задачи. Иногда посетителям не хватает привычных ключевых элементов. Например, легко узнаваемой формы поиска. Если это нечто заковыристое (с точки зрения дизайнера — круть неземная), то пользователь просто ее не воспринимает.
Еще более экстремальной фишкой является слепота к изменениям. Суть ее в том, что несмотря на очевидные изменения, человек их просто не видит. Вот несколько видео-примеров такой слепоты:
Если вы делаете какие-либо критические на ваш взгляд дизайнерские изменения на сайте, то делайте их очевидными. Возможно даже с принудительным указанием на них.
Возвращаясь к теме «многабукаф», стоит также упомянуть и о такой психологическом факте как усвояемость информации. За один присест человек может воспринять совсем небольшой процент инфы, а запомнить и того меньше. В лучшем случае 6 – 7% от всего объема. Поэтому идеальным в подаче инфы выглядит метод прогрессивного раскрытия.
Прогрессивное раскрытие — это предоставление информации в виде презентаций, небольшими порциями с возможностью более подробного раскрытия при необходимости. Это не позволяет подавить посетителя сразу необъятными портянками текста, а дает ему возможность найти самое необходимое, причем быстро и легко.
Теория двойного кодирования появилась во время исследования отношений между памятью и обучением через вербальные и невербальные каналы. Теория рассматривает две когнитивные системы: использование словесных раздражителей и визуальных. Что легче обрабатывать? Просто текст или картинки или текст с добавлением графики?
Как оказалось, лучше всего воспринимается именно двойное кодирование: текст+картинки. При этом достигается самый высокий уровень запоминаемости. Даже при использовании такой популярной нынче вещи как инфографика, гораздо лучше воспринимается картинка, если она снабжена соответствующими текстовыми пояснениями.
___________________
Резюмируя, можно сказать, что нет лучшего подхода к улучшению дизайна, чем изучение и более глубокое понимание людей, для которых, собственно, все это и производится. Понимание ключевых психологических принципов вполне достаточно, чтобы мотивировать дизайнера учитывать все это и держать нос по ветру.
www.mannodesign.com
|
|
www.ladiesonly.biz
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений