Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна. История развития дизайна интерьера


История развития интерьера

 

Историю развития интерьера можно проследить по развитию строительства и архитектуры. Чаще всего, интерьер отображает развитие и стиль архитектуры своего здания.

С незапамятных времен, люди создавая жилища, так или иначе, украшают его интерьер. Первые интерьеры относятся к эпохе позднего палеолита. На рисунке 1 представлена пещера Нью во Франции, где на стенах найдены изображения животных. Здесь человек «остановил мгновение», открыв, таким образом изображение, он как бы положил начало новой форме бытия – развитие которой прослеживается историей изобразительного искусства. Здесь впервые порождается человеческая чувственность, духовные чувства.

Большей популярностью пользуется пещера Ласко, также во Франции, открытой случайно в 1940 г. Интерьер этой пещеры называют «доисторической сикстинской капеллой», превращен теперь в первоклассный музей. Живопись пещеры принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита. Ее древнейшие изображение датируется 18 тысячелетием до н. э. Высокое качество живописи, ее сохранность позволяют рассматривать этот комплекс как классический образец пещерного искусства.

 

 

 

Рисунок IV.1 Пещерный интерьер. Франция, департамент Арьеж. Пещера Нью. Одно из местонахождений палеолитического искусства

Рисунок IV. 3. Интерьер тронного зала Кносского дворца. 16 в. до н. э. Остров Крит.

В греческих легендах Крит – остров, где родился верховный бог громовержец Зевс. В 70-х годах 19 века археологи обнаружили на острове Крит, среди прочих, самый знаменитый памятник критского зодчества Кносский дворец.

В отличие от монументальной архитектуры Древнего Египта с ее строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, Кносский дворец не имеет четко продуманного плана. Он естественно связан с окружающим пейзажем, а в расположении внутренних помещений чувствуется свобода и живописность. Одним из центральных помещений дворца был тронный зал, интерьер которого представлен на рисунке IV.3. Критские мастера использовали в своем зодчестве колонны. Во многих залах дворца перекрытие поддерживали стоящие на каменных базах деревянные колонны. Они имели необычную форму: ствол колоны расширялся снизу вверх. Такие столбы служили опорами и лестничных клеток, образуя поднимающуюся по ступеням колоннаду. Художественное убранство этого и других критских дворцов говорит об утонченном эстетическом вкусе художников, которые покрывали стены яркой и красочной декоративной живописью в технике фрески – росписи по сырой известковой штукатурке.

С первых десятилетий 5 века до н. э. культура древней Эллады вступает в пору своего высшего расцвета, связанного с полной победой античной рабовладельческой демократии. В 447 году до н. э. были начаты работы по возведению Афинского Акрополя. В необычайно короткий срок под руководством Фидия вырос замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой. Смотри выше. «Они так хороши и так многочисленны, утверждал в 4-м веке до н. э. оратор Демосфен, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти.» Центральное место в композиции Афинского Акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон (Архитектор Иктин).

На рисунке IV.4. показан интерьер этого храма – Парфенон.

Рисунок IV. 4. Интерьер зала Парфенона со статуей Афины-Парфенос в Афинском Акрополе (Реконструкция) 447-438 год до н.э. Эллинический стиль.

Рисунок IV.5. Романский зал дома в районе Старе-Место в Праге.

Конец 12 - начало 13 вв.

На территории Града (Чехия) в 11-12 вв. возникают монументальные раннероманские каменные храмы с суровыми, глухими стенами и сводчатыми потолками. Рисунок IV.5.

В 12 – 15 веках формируется и укрепляется готический стиль. Он находит себя в архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. В плане они, как правило, крестообразные. Интерьер храмов образует легкая, сияющая яркими стеклами оболочка. Уходящее вглубь, иногда до 100-120 метров внутреннее пространство, поднятые, иногда на непостижимую высоту до 30-40 метров своды, рождают поразительное впечатление динамической устремленности ввысь. Сумеречная, переливающаяся красочными бликами среда кажется ирреальной, как бы исполненной тайны божественного присутствия. Рисунок IV.6.

 

Рисунок IV.6. Интерьер главного нефа собора Нотр-Дам

в Реймсе. 13 век. Готика.

 

Рисунок IV.7. Интерьер праздничного зала дворца Гроссер-гартен В Дрездене. 1690. И.Г. Штарке. Барокко

 

Черты перехода от готики к ренессансу, а позже к барокко в Италии, Франции и Германии первоначально проявились в строительстве парадных домов богатых горожан. Это палаццо, отели, замки, жилые и общественные здания. Здесь проявили себя как практики и теоретики Леонардо да Винчи. Б. Челлини, Фра Джокондо, Ж. Сурдо и др. На рисунке 7 представлен характерный для стиля барокко интерьер праздничного зала дворца в Дрездене. Позже, в 18-19 вв. распространился в Европе, в т. ч. и в России стили рококо, ампир и классика. Рисунок IV.8 и IV.9.

 

 

Рисунок IV. 9. К. И. Росси. Белоколонный зал Михайловского дворца.

На рисунках IV.10, IV.11 и IV.12 представлены примеры интерьеров предприятий питания с характерными для своей эпохи приемами оформления внутреннего пространства.

 

 

Рисунок IV.10. В деревенском кабачке. 1660 Дрезден.

С картины А. Остаде

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

Стремление к эстетике было замечено в глубокой древности. Некоторые люди задают себе вопрос о том, как развивалось творчество мастеров. Настоящий обзор посвящен такому искусству, как дизайн. История дизайна, появление теории и этапы формирования — все это рассмотрено дальше. Совершив маленькое путешествие в прошлое, читатель узнает, как развивались стили оформления интерьера, одежды, ландшафта.

Определение дизайна

В переводе с итальянского слово «дизайн» означает «замысел», «композиция», «модель». В русском языке оно появилось недавно, но само искусство начало формироваться много столетий назад. Современный специалист, занимающийся рассматриваемым видом деятельности, должен знать много особенностей из предметных областей и уметь правильно использовать их на практике, создавая проекты. Мастера своего дела работают в содружестве с архитекторами, заказчиками, строителями, поставщиками и подрядчиками и занимаются организацией внутреннего пространства.

Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

История теории дизайна

Первые идеи о соотношении красоты и пользы возникли у древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Сократа, Аристиппа, Протагора. На тот момент уже существовали работы о соединении человека с машинами. Рассматриваемое творческое направление имеет следующие версии происхождения.Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

  • В середине XIX столетия развитие индустриального производства создало потребность в новом виде деятельности, направленном на оформление и придание эстетики. Именно так образовался дизайн.
  • В конце XIX века были сформированы основные правила теории и принципы, которые в дальнейшем повлияли на школы мастеров. Так дизайн стал сочетать в себе искусство и ремесло.
  • В начале XX столетия художники заняли высокие позиции в промышленности. Они разработали фирменный стиль предприятий и смогли повлиять на выпуск различных электроприборов, автомобилей. Так дизайн стал художественно-промышленной деятельностью.
  • Появление дипломированного специалиста связано с образованием школ дизайна в XX столетии.
  • Большой вклад в теорию возникновения истории дизайна внесли и продолжают вносить периодические издания.

    Как развивался дизайн? 1-й и 2-й этапы

    Формирование этого искусства в России имеет прерывистый характер: после высокого роста происходил низкий спад. Но сильной стороной всегда была и остается эстетика. Эволюцию дизайна можно разделить на несколько ступеней.

    На первом этапе (1917-1922) создание дизайна осуществлялось при столкновении производства с агитационно-массовым искусством, а также активном оформлении уличных торжеств и политических шествий. В этот период стали применяться новые подходы к разработке реклам, плакатов и книжных товаров, что явилось началом развития графического дизайна.

    На втором этапе (1923-1932) Россия стала одним из основных центров по подготовке профессиональных дизайнеров на производственных факультетах. В это время сформировались определенные концепции, направившие дальнейшее развитие искусства, а также начали разрабатываться проекты по обустройству жилищ, рабочих и общественных мест. Произошел триумф в коллажах, шрифтовых композициях, книжных конструкциях, плакатной графике.

    История развития дизайна: 3-й этап

    Творческая деятельность в 1933-1960 годах была остановлена из-за внедрения принципа стандартизации, применяемого не только к человеку, но и к создаваемой среде. По этой причине завершилась эпоха единства эстетической концептуальности. Дизайн разделился на несколько направлений: предметно-бытовой, декоративно-оформительский и инженерно-технический.Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

    Эволюция дизайна: 4-й этап

    Развитие искусства возобновилось на четвертом этапе, который стал значимым в истории. В начале 60-х годов появились первые теоретические разработки в области веб-дизайна. В 1961 году был создан ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Его издания завоевали первые места в европейской культуре. Рассматриваемая творческая деятельность стала очень востребованной. Многие стандарты были пересмотрены, и все внимание сконцентрировалось на предметах народного потребления. Под влиянием западноевропейских школ графического дизайна изменился стиль периодических выпусков. В 70-е годы высоко ценились эклектические тенденции ретро-стилей.

    Когда появилась частная форма собственности и обострилась конкуренция (конец 80-х — начало 90-х годов), российская реклама стала одним из важных инструментов для продвижения бизнеса. Именно тогда сильно повысился интерес к графическому дизайну и увеличился выпуск изданий, распространяющих товары и услуги.

    Происхождение дизайна интерьера

    Люди всегда стремились создать красивую обстановку в своем доме. Именно поэтому услуги профессиональных дизайнеров остаются востребованными в настоящее время. История дизайна интерьера начинается с древних времен. У первобытного человека жильем считалась пещера, которую он украшал камнями, шкурами, рисунками на стенах, корнями деревьев и другими подручными предметами.

    Древнеегипетское искусство начало формироваться в период Раннего Царства. Культура была ярко выражена принципами монументальности и статичности. В это время началось строительство надземных гробниц с погребальными помещениями. Самой значимой архитектурой стала «мастаба». Эпоха Среднего Царства считается периодом основания столярного искусства. В Египте впервые появилось сидение со спинкой, позже ставшее шаблоном для всех стульев, вошедшим в современный дизайн.

    История дизайна интерьера дополнилась архитектурными изделиями из Древней Греции: каменные плиты, мозаика, дерево, кирпич – все это применяли для строительства храмов. Стены и потолки штукатурили и украшали росписью. Особое место в рассматриваемой стране занимали театры. Вместо дверей в жилых домах часто использовались занавеси из ткани, украшающие домашнюю обстановку. На них наносили мифологические или исторические образы. Мебель декорировали симпатичной инкрустацией и росписями.

    Древний Рим также оставил след в истории дизайна интерьера. Жители этой страны активно строили термы (античные бани), внутренняя отделка которых отличалась настоящей роскошью: сводчатые потолки, полы из мозаики, бассейны, сады. В обстановке часто применяли золото, серебро, мрамор, древесину, бронзу, слоновую кость.

    Готическая культура образовалась во Франции. Именно в этой стране использовались витые колонны и стрельчатые формы арок. Стены жилых помещений покрывали штукатуркой, а на потолках делали росписи. В парадных залах устанавливали геральдические щиты, оружие, а на пол стелили плетеные тростниковые коврики.Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

    Особенности формирования ландшафтного дизайна

    Обустройство пространства вокруг своего дома было актуальным во все времена. В связи с этим история ландшафтного дизайна развивалась вместе с человечеством, хотя название появилось около 200 лет назад. Если раньше люди были сильно привязаны к природе и держали огород, то теперь они создают особенный вид вокруг своего дома для красоты.

    Первые парки для прогулок появились с началом рабовладельческого строя и принадлежали богатым слоям общества. Чем лучше финансовое положение владельца, тем прекраснее были сады, окружающие его жилье. В каждой стране ландшафтный дизайн развивался в своем направлении.

    В Древнем Египте жрецы выращивали разные цветы с утонченными ароматами, а на поверхности водоемов располагали лотосы. Во время царствования Клеопатры культивировали розы. В Фивах была широко распространена пергола, представляющая собой сооружение из растений и гроздей винограда, тянущееся по территории двора.

    Развитие ландшафтного искусства в Персии началось с создания заповедников с разными видами животных (кабаны, львы, парнокопытные), предназначенных для охоты. Именно от персов пришли аккуратно выстриженные живые изгороди, делившие парк на разные зоны.

    Китай и Япония — страны, развивающиеся под влиянием древних философий и религий, призывающих к единству человека с природой. Поэтому в садах этих жителей присутствовали водные объекты, камни или беседки, создающие умиротворенный и гармоничный дизайн.

    История дизайна ландшафтов в России похожа на европейскую. В XVII столетии появились ботанические оранжереи и парки. Затем стали выращивать тюльпаны, гиацинты и нарциссы, пришедшие из Голландии. С течением времени менялась жизнь, и новые стили постепенно вытесняли старые. Особенно изменения в садовой архитектуре заметны в XIX и XX веке.Дизайн. История дизайна. Этапы развития дизайна

    Эволюция в мире моды

    История дизайна одежды начала формироваться с древних времен, поскольку люди всегда стремились создать красивые, теплые и удобные вещи. В зависимости от культуры, изготавливались специальные наряды, прически и аксессуары. Дизайн одежды разделял народы по имущественному и кастовому положению (воины, чиновники, торговцы, крестьяне). Активное развитие м

    hochyvseznat.ru

    Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического оформления интерьера

    1.1. История развития дизайна и основные характеристики дизайна интерьера.

    Дизайн во многом остается явлением легендарным, и легенды представляют для нас существенный интерес. Всякая попытка определить время возникновения дизайна является скрытым определением. Уже само утверждение, что дизайн начинается с работ Морриса, или с деятельности германского Веркбунда, или с работы американских художников в период Великой депрессии 1929–1933 годов, подразумевает совершенно определенное представление о том специфическом «дизайне», история которого строится «на фактическом материале».

    На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс изготовления любого предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в.в. возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, её создают машины. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, «то», чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждом из тысячи предметов, производимых машиной. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно,что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустарного дизайнера: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический. С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями. Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ.

    Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

    В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

    Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.

    Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных факультетов ВХУТЕМАСа.

    Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

    Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.

    Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала "Техническая эстетика" и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.

    Существует множество видов дизайна.

    Индустриальный дизайн

    Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «индустриальная эстетика». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие.

    Дизайн архитектурной среды

    В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который подразделяют на дизайн интерьеров и дизайн внешней архитектурной среды.

    Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения.

    Дизайн одежды и аксессуары

    Ещё недавно, в 60 – 70е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-дизайнера – серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения «от кутюр» (haute couture), и серийно выпускаемая продукция «пред-а-порте» (prêt-a-porter) относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды базируется на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, демократичность и ориентируясь на широкие слои населения.

    Графический дизайн

    Старейшая и одна из наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.

    Компьютерный дизайн

    Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником в работе, облегчающим рутинный труд графического оформления, освобождающий его время для творческого поиска художественной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные проектные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, не только создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять её функционирование, в том числе, и в экстремальных условиях.

    Арт-дизайн

    Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такового взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием «арт-дизайн». Произведения здесь, как и в искусстве зачастую носят единичный характер, при этом само формообразование в основе своей базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды и др.

    studfiles.net

    История развития интерьера - Организация гостиничного хозяйства Библиотека русских учебников

    протяжении всей истории развития культуры человек стремился украшать свою жизнь, сделать красивыми все необходимые предметы - одежду, жилье, посуду и т.д.

    В настоящее время с особым пристрастием входят такие понятия, как художник и общество, красота и польза, творчество и необходимость. Красота и необходимость необходимое условие жизни цивилизованного общества. Художник ки все интенсивнее работают над проблемой среды, комплексного ее решения в синтезе с архитектурой. Среда - это не только материальное понятие, это пространство, наполненное взаимоотношениями людей это единственный духовный и материальный мир. Исторические стили, которые еще называют"великими", проявили себя практически во всех сферах человеческой жизни: архитектуре, одежде, живописи, музыке и т.д.. В массовом сознательно сти"большие стиле"всегда ассоциировалась с роскошью, представительностью, элитарностью, показністю, елітарністю.

    Однако, мир изменился, и в современном интерьере трудно найти"слепое"происхождения любых исторических стилей часто в духе постмодернизма используют только отдельные детали"больших"стилей, или б берется какой-то стиль за основу и свободно практикуют его в духе современных представлений о комфорте, пользуясь при этом новейшими материалами. В современном интерьере из всех"больших"стилей чаще всего вы пользуют мотивы классицизма и модернують мотиви класицизму і модерну.

    Классицизм (от лат эмиссию - образцовый), стиль и направление, в искусстве XVII нач XIX в, обращение к античности, к древнегреческим идеалам красоты, как к норме и идеальному образцу, где царствуют ясные геомет ческого формы и сдержанный декор. Элементы интерьера дорогой, качественный и натуральный матеріал.

    красивым символом классицизма является античная колонна с ее четкими прямыми линиями. В орнаменте преобладают античные растительные мотивы. Характерно украшения скульптурой, большими алебастровыми вазами настенными панно и лепкой. Цвета спокойные, приглушенныеені.

    Классицизм неоднородно. В нем выделяется такая своеобразная течение как. Ампир. Ампир (от франц empire, букв - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в, который и завершил развитие классицизма. В отличие от греческого классицизма, им был взят за основу величественные образцы. Римской эпохи. Это мужественный и холодный стиль, помпезный и гордый. Цвета становятся яркими и кон трастнимы. Мебель массивная и украшены бронзовыми накладками. В декоре преобладают римские и египетские символы (львиные маски, сфинксы, скрещенная оружие и т.п.броя тощо).

    уютный и интимным стилем в истории человечества был стиль. Рококо. Рококо (франц rococo rocaille - декор, мотив в виде раковины), направление стиля в. Европейском искусстве первой половины XVIII в. Для я рококо, который связан с кризисом абсолютизма, характерно отклонение от жизни в мир фантастики, мифологии и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо выступает грациозный, орнамента ный ритм. Скульптура и пейзажи изящные, декоративные, но неглубокие. Декоративное искусство принадлежит к высоким достижениям искусства XVIII в за изысканностью, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к собственным удобствам. Именно в эпоху рококо зародилось представление об интерьере как целостном ансамбле. Архитекторы в своих проектах стремились достичь полного декоративного единства всех составляющих комнатного наряд, росписей и орнамента стен и потолков, отделки пола, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканиих тканин.

    популярным из"великих"исторических стилей в современном интерьере выступает модерн. Слово модерн (франц"moderne"-самый, современный), направление стиля в американском и европейском искусстве XIX - нач XX вв. Представители модерна используют новые технически конструктивные средства, свободную планировку, особый орнаментальный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных сооружений, в си элементы которых подчиняются единому орнаментальном ритма и имеют образно - символический замысел. Игрой с формами прошлого, свободное использование новых материалов объясняется нынешняя актуальность мод ерну. В его интерьере широко вписывается и бытовая электроника и ультра современная аппаратурыа ультра сучасна апаратура.

    uchebnikirus.com

    Лекция 1. История развития дизайна в России

    Наиболее сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности.

    Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

    Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. «Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции»2.

    Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. На первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс. Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К. Медуницкий, К. Йогансон).

    Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового искусства предопределило активное участие в движении «от изображения к конструкции» прежде всего художников и их профессиональных организаций. Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году, когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов.

    Прежде всего, необходимо отметить деятельность первых «красных художников» (выпускников первых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников (Обмоху, 1919-1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Магометова «Пионеры советского дизайна» (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным «противником», полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир

    Малевич.

    Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров – производственных факультетов ВХУТЕМАСа.

    «Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров. Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры»3. В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина. Задача создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры - А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.

    Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В. Татлина, преподававшего культуру материала. «Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи»4. Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы.

    Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать.

    Он был расчленен на узко прикладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.

    Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.

    Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода, Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.

    В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране. В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Hовые товары».

    Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. «Многие новые издания создаются по необычной методике - с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное «оживление» продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы)»5.

    Hа первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.

    ВHИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже вначале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции. В частности, концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности. В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узко прикладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

    С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. В качестве тенденции мирового гостиничного рынка можно выделить появление специализированных отелей различных стилей отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры и прогрессивному экономическому развитию.

    Сегодня ни одна гостиница не может рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рынка гостиничных услуг требует ориентации на один или несколько целевых сегментов. Экономическое развитие повлекло за собой образование бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей долговременного проживания, бутик-отелей, а вместе с тем и новых дизайнерских разработок, создания современных дизай-проектов, отвечающих вкусам самого изысканного потребителя.

    На данный момент доминирующей концепцией в дизайне современных отелей и открывающихся объектов индустрии гостеприимства является стиль комфортного минимализма. Этот стиль открывает неограниченные возможности по разработке дизайна номерного фонда и общественных помещений. Он предоставляет дизайнерам широкую палитру красок для создания, как ярких, так и спокойных интерьеров под любую концепцию, будь то загородный или городской отель, клубное помещение, дом или квартира. Комфортный минимализм – устоявшийся стиль, он не потеряет своей актуальности и наверняка будет популярен еще несколько десятилетий.

    В последние два десятилетия туристская отрасль и гостинично-ресторанный сегмент России набирают обороты, занимая одно из ключевых мест в экономике и давая рынку новые рабочие места. За этот, достаточно короткий период, успела сформироваться собственная законодательная база этих сегментов. На смену Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 (постановлением Правительства РФ от 27 августа 2003 г. N 528 г. она была отменена) был принят ряд важных документов, регулирующих разнообразные аспекты туристской деятельности. К действующему федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ были приняты федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 № 115-ФЗ, федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116 ФЗ. Подписаны указы Президента РФ: «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» (от 25 апреля 1994 г. № 813), «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации (от 22 декабря 1995 г. № 1284), постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (от 18 июля 2007 № 452).

    Вступили в силу иные приказы Ростуризма «Об утверждении Положения о ведении Единого федерального реестра туроператоров (от 10 мая 2007 № 28), «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации (от 18 июля 2007 № 69), «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года (от 06 мая 2008 № 51).

    Кроме того, были приняты другие нормативные акты, регулирующие вопросы транспортных перевозок, таможенных формальностей, защиты прав потребителей, безопасности, стандартизации и классификации в сфере туризма, а также курортного дела. Совершенствование правовой базы туристской отрасли и гостинично-ресторанного хозяйства продолжается. При этом законодателям следует обратить внимание не только на эффективность внедряемых ими изменений, но и на степень устанавливаемой ответственности всеми участниками рынка за несоблюдение законодательства.

    studfiles.net


    Смотрите также

    ремонт квартиры