Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

ИНТЕРЬЕР И МЕБЕЛЬ XVII ВЕКА. Стиль 18 века в интерьере


Интерьер 18 века фото - Интернет-журнал Inhomes



Интерьер 18 века

Интерьер 18 века роскошен, в те былые времена принимали гостей исключительно в собственных аппартаментах, поэтому особенно важно было подчеркнуть богатое материальное положение хозяина и его вкус. Сегодня использовать целиком и полностью такой интерьер в доме черезчур помпезно, а вот некоторые элементы интерьера 18 века отлично приживаются и в современных квартирах.

На фото ниже представлен небольшой фотоколлаж типичной комнаты времен 18 века. Во-первых это яркая цветовая гамма: этой эпохе присущ яркий изумрудный, рубиновый, бархатный оттенки. Также популярен белый в сочетании с золотым. Обилие больших зеркал и картин, изящная резная мебель. Кстати именно в это время стали  изготавливать мебель в комплекте: например стол, кровать, стулья, софа и т.д. Именно этот период известен нам появлением комодов с выдвижными ящиками, письменных столов с многочисленными полочками, туалетных столиков.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

А вот так выглядят типичный интерьер спальни 18 века.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

В интерьере 18 века популярны сюжеты античности, цветы, растения.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Следующие статьи:

Раздел: Статьи

Понравилась статья? Поделитесь

inhomes.ru

про английские интерьеры XVIII века

Период позднего Ренессанса на Британских островах – 1665-1750 года, совпадет с эпохой барокко и рококо, царившей тогда на континенте. Английская архитектура со времен Иниго Джонса (1573-1651) до начала XVIII века продолжает пребывать в палладианской парадигме. И археологическая горячка середины столетия – открытие Помпей и Геркуланума, которая развернет Европу в сторону классических идеалов, органично впишется в художественную жизнь Британии, дополнив ее знания об античности. Англичане только теперь откроют для себя древне-греческое искусство и искусство Древнего Рима. Для Англии, не знавшей истинного Возрождения, в полном понимании этого европейского феномена, мощная волна всеобщего обращения к древности, это «новое веяние», порожденное усталостью от капризов маньеризма, скорее станет естественным движением на пути постижения истории материковой культуры. Оттого английский неоклассицизм, раньше чем континентальный разовьет в себе критический подход, занимаясь сравнением древнегреческого и палладианского искусства, и наконец, отдаст предпочтение эллинистическим формам.

NPG 2953, Robert Adam«NPG 2953, Robert Adam» на Яндекс.Фотках

Творческий путь шотландского архитектора Роберта Адама (1728-1792) отражает постепенное принятие консервативной Англией принципов классического искусства. В его художественной деятельности ранее всего прослеживается отход от схем палладианства и обнаруживаются приметы нового стиля. Историк архитектуры Роберт Лютенс в своей работе «Шесть величайших архитекторов», пишет о том, что из всех ему известных только Палладио и Роберту Адаму удалось «персонифицировать» Стиль. И действительно, имена собственные двух этих творцов служат указаниями на совокупность определенных, ярких и узнаваемых архитектурных черт.

1. Роберт Адам. Интерьер Остерли-Хаус. Этрусская комната.Роберт Адам. Остерли. Этрусская комната.«Роберт Адам. Остерли. Этрусская комната.» на Яндекс.Фотках

Роберт Адам совершит переворот, он станет первым в Британии, кто предпочтет использовать греческий ордер, первым кто привнесет новый декоративный стиль – стиль свободный от имитаций, но полный воспитанного античностью вкуса и богатства воображения. Вот что пишет он сам о себе в одном из писем к заказчику – Лорду Камесу: «Я льщу себе мыслью, что наконец-то искусство Англии достигло такого уровня, что может считаться наиболее прогрессивным. И если теперь королю понадобится возвести дворец я готов выстроить его во всем великолепии чистого стиля. Я готов дать толчок чувству стиля этой стране. Я готов не просто предложить идеи для отделки здания, но продемонстрировать эффект сочетания внутренней и внешней композиции, тот эффект, который Англия так долго игнорировала. Здания выстроенные в плохом вкусе, которые у нас принято называть дворцами, в Париже назовут большим домом, хозяину которого кое-как удалось справится с оформлением. Я же заставлю Лондон наконец по-настоящему зауважать это понятие» И этим высоким амбициям автора суждено было сбыться. Впрочем, важно указать на то, что Роберт Адам в первую очередь прославлен и высоко оценен не как архитектор, но как выдающийся декоратор.

Рожденный в семье востребованного зодчего, владельца крупной строительной компании, он с ранних лет был приобщен к фамильному делу. По окончании Эдинбургского университета в 1743 году, Роберт начинает работать у отца ассистентом. В 1748 году, под руководством старшего брата, которому переходит по наследству семейное дело, Роберт принимает участие в создании архитектурных проектов и работает в Эдинбурге на строительстве особняка графа Хауптауна. В 1754 году он сопровождает своего заказчика в путешествии по Италии и югу Франции, где ему посчастливится познакомиться со знаменитым Клериссо.

Клериссо. Набросок. Интерьер виллы Мадама – выстроенной по проекту Рафаэля.Клериссо. Набросок интерьера виллы Мадама

«Клериссо. Набросок интерьера виллы Мадама» на Яндекс.ФоткахБлестящий художник и архитектор, знаток античности, пансионер Французской академии в Риме, один из первых пропагандистов идей неоклассицизма, Шарль Луи укажет Адаму как верно выстроить рабочий день, передаст свой метод построения перспективы , умение работать с изображаемым ландшафтом и, что важно, продемонстрирует как знания и эстетика древних может быть востребована современностью. Клериссо (1721-1820) – был одним из первых, кто вводит в жилое убранство мотивы помпиянских росписей и таким образом создает удивительные по изяществу интерьеры. И этрусская комната в Остерли-Парк-Хаус, созданная Робертом Адамом, которая считается знаковым произведением для английского неоклассицизма, есть лишь подражание, но именно она укажет на позицию автора, на его знания и глубокое уважение к античности. Вероятнее всего именно Клериссо Адам обязан и знакомству с Пиранези.

Пиранези. Пантеон. Реконструкция площади.Пиранези. Пантеон. Архитектурная реконструкция.

«Пиранези. Пантеон. Архитектурная реконструкция.» на Яндекс.Фотках

Дружба между прославленными творцами и позже непрестанная переписка продлится двадцать лет. Многие проекты – такие как создание Адамом серии каминов в стилистике неоклассицизма, и непосредственно работа над Этрусской комнатой, будут проходить под руководством прославленного итальянца.

За несколько лет проведенных в Европе Адам успевает не только увлечься античной архитектурой, но с интересом он исследует готику, наблюдает вершины барокко, рассматривает рококо. Знакомство с европейскими художественными приемами окажет влияние на его последующее творчество, подарит обширную эрудицию и скажется на разнообразии приемов и материалов, с которыми архитектор начнет работать в интерьере.

Помимо прославленных европейских городов: Брюсселя, Парижа, Нима, Генуи, Флоренции, Рима, Роберт посетит Египет, а так же проведет некоторое время в Греции и задержится в Сплите (Хорватия), где создаст альбом рисунков дворца Диоклетиана.

Роберт Адам. Дворец Диоклетиана.

Термы Юпитера

«Термы Юпитера» на Яндекс.Фотках

В 1758 году Роберт – (теперь уже член академии Святого Луки в Риме, Флорентийской школы искусств и Болонской академии), возвращается на родину, где становится партнером в фамильной фирме, и оказывается в числе одних из самых востребованных архитекторов. Свою карьеру он начинает в 1759 году работая одновременно над несколькими масштабными проектами. Совместная деятельность с братом, который имел навыки реализации крупного строительства, позволяют развить их семейному делу невероятно активную деятельность.

2. Харвуд. Вид со стороны паркового фасада. Харвуд«Харвуд» на Яндекс.Фотках

Харевуд Хаус – первый проект Адама дворцового типа и масштаба. Принято считать что он вносил коррективы в предложенный заказчику старомодный архитектурный проект. Однако как и в двух предыдущих его работах – Хачландс Хаус и Шардолес здесь Роберт Адам, вероятнее всего, выступает пока как художник-декоратор обустраивая уже готовое здание. Его интерьеры не сохранились, однако составить представление об их характере возможно, благодаря дошедшей до наших дней лепнине потолка в Хачланде Хаус.

3. Лепнина Хачландс Хаус.Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вместо привычных для Англии массивных антаблементов и тяжеловесных, поделенных на отсеки потолков мы наблюдаем здесь набор легких лепных украшений.

4. Парковые павильоны Крум Корта. Садовый домик и оранжерея. Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сохранившиеся работы по Крум Корту более четко обнаруживают избранное им классицизирующее направление.

4а. Оранжерея Крум-Корта.Крум Корт. Оранжерея.«Крум Корт. Оранжерея.» на Яндекс.Фотках

Элементы садовых построек – изящного павильона-ротонды и оранжереи, исполненной в виде дорического портика, будут несколько позже использованы им в Остерли.

4б. Остерли. Портик.Портик Остерли Хаус.

«Портик Остерли Хаус.» на Яндекс.Фотках

Принято считать что мотивы рельефов, триглифа и резьбы по камню есть аллюзии на декоративные элементы храмов Пальмиры. Адам демонстрирует редкую для Англии эрудицию архитектора. Но понятие дорического ордера в своей садовой постройки он трактует скорее исходя из положений Виньолы, нежели из собственных натурных наблюдений.

Помимо небольших архитектурных созданий, несколько интерьеров Крум Корта так же приписывают Роберту Адаму. Английские специалисты называют их декорированием в стиле «пре-Адама», то есть относящимися к раннему периоду его творчества.

5. Крум Корт. Интерьер салона.Посмотреть на Яндекс.Фотках

Один из сохранившихся целиком – галерея или салон, занимает правое крыло Крум Корта и выходит окнами на речной берег. От первоначальной композиции созданной мастером к середине ХХ века сохранился не только рисунок потолка.

6. Крум Корт. Кессоны потолка галереи.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сохранилась и тонкая гризайль по стенам, и ниши, из которых по задумке Адама, величественные античные статуи взирают на простор обширного парка, а так же камин, исполненный в технике стукко, но главное - оригинальные образцы мебели по эскизам Адама. К концу 1760-х, он введет в моду строгие классические линии, и таким образом усмирит изломанные рокальные образцы, изготовляемые Чипидейлом в промышленных масштабах, - то есть приведет к полной гармонии и единому стилю внутреннее убранство комнат.

6а. Слева кровать по рисунку Роберта Адама. Справа – в исполнении мебельной фабрики Чипидейл

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Киделстон Холл в Девоншире можно назвать иллюстрацией к тем постулатам, которые братья Адамы изложат позже в своем издании от 1773 года: «Архитектурные работы Роберта и Джеймса Адамов».

7. Кинделсон Холл. Фасад южного крыла.Посмотреть на Яндекс.Фотках

«Динамика – это взлет и падение, движение вперед и отступление к другим разнообразным формам в различных частях здания, чтобы значительно повысить живописность композиции. Потому что взлеты и падения, продвижение вперед и отход назад с выпуклостями, вогнутостями и другими формами больших частей имеют в архитектуре такой же эффект, какой на пейзаж оказывают горы и долины, фон и расстояния, возвышенность и спуск. То есть они служат созданию приятных и разнообразных очертаний, которые сходятся и расходятся, гармонируют и контрастируют, словно картина, наделяющая композицию настроением, красотой и впечатлением» . Перед нами одна из немногих сохранившихся ранних работ, которая впрочем не была закончена и все же дает наиболее полное представление о сложении нового стиля.

Знакомые палладианские приемы монументальной жилой архитектуры впервые здесь изменены – высокий цокольный этаж грубого руста несет прямоугольник здания, в основе которого прочитывается центрический план, благодаря венчающему его куполу. Но мы не наблюдаем полного набора приемов Позднего Возрождения – здесь нет ни портика, ни фронтона. В основе южного фасада Кедлестон Холла лежит мотив триумфальной арки, причем отсылка здесь более чем конкретна – это арка Константина в Риме.

7а. Триумфальная арка императора Константина в Риме. Посмотреть на Яндекс.Фотках

По фасаду Киделстон Хаус четыре свободностоящие колоны на высоких постаментах рассекают плоскость на четыре части, выделяя центральную из них расширенным интерколумнием. Особую динамику фасаду предает сильная раскреповка карниза, использование коринфского ордера и высокий аттик на фоне которого выделяется скульптура. Роберт Адам довольно последовательно повторяет и рельефную декорацию, только вместо сквозных проходов фланкирующих вход арки Константина, здесь мы видим две конхи ниш, украшенных статуями, а вместо двух медальонов над ними, здесь присутствует лишь один. Немаловажную роль для создания впечатления мощного движения играет и крутая лестница в два схода, которая выделяет центральный ризолит. Так на наших глазах разрушается привычная, для английской архитектуры середины XVIII столетия, схема. Более того, заявленная братьями динамика по фасаду прослеживается и на уровне плана.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Усадебный дом более не замкнутая композиция на основе прямоугольника стремящегося к квадрату. Теперь от него отходят две циркумференции, которые рассекают пространство парка и каждая из которых заканчивается двухэтажным флигелем. Таким образом создается иная пространственная среда с двумя различными типологиями дворов, сменяющими друг друга. «Синтез пространства и пластики», «образование архитектурного организма», так характеризует неоклассицизм Бринкман в одной из своих работ, посвященных этому стилю и один из ранних проектов Роберта Адама есть тому подтверждение.

В Кедлестоне Адам по-настоящему раскроет себя и как декоратора. Центральный холл он создает по правилам античного атриума. Дневной свет заливает пространство сверху и явится здесь главной действующей силой.

8. Кеделстон. Схема. Посмотреть на Яндекс.Фотках

Коринфские колонны и пилястры из пестрого алебастра, множественные профилировки карнизов, тонкие рельефы, лепнина и порталы, скульптура в нишах, - все подчиняется здесь диктовке дня и существует повинуясь изменениям его света.

9. Кеделстон. Атриум. Посмотреть на Яндекс.ФоткахОсобое внимание нужно обратить на бронзовые треножники в каминах, которые хозяин дома называл «истинными шедеврами».

10. Кеделстон. Атриум. Камин.Посмотреть на Яндекс.Фотках

Таким образом очевидно, что Роберт Адам считает своим долгом учитывать в интерьере каждую деталь, сохраняя при этом избранную им стилистику. И он может и умеет работать с любым материалом от мрамора до стукко, от дерева до бронзы и серебра, и эти уникальные дарования проявятся в полную силу в его поздних работах.

11. Роберт Адам. Серебряная ваза. 1770-1771.Посмотреть на Яндекс.Фотках

Салон в Кедлестоне – еще один зал, который сохранил свое первоначальное убранство до наших дней. Это ротонда, которая следует за центральным холлом. Два эти зала в Англии середины XVIII века произвели настоящий фурор.

12. Роберт Адам. Кессонированный свод салона в Кеделстоне. Посмотреть на Яндекс.Фотках

Для ротонды по эскизам Адама так же была изготовлена и мебель – в каждой из четырех экседр стояли изящные образцы кресел, и что интересно, этот зал обогревался не с помощью каминов, которые нарушили бы строгость его декорации, но с помощью специальной системы подачи горячего воздуха, которая так же была заимствована у древних и адаптирована к современным условиям английского дома Робертом Адамом.

13. Кеделстон. Интерьер и плафон столовой.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

15. Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1761 году Адам одновременно приступает к работам над проектами, которые принесут ему мировую славу – в предместьях Лондона он занят реконструкцией поместья герцога Нортумберленда – Сион Хаус и неподалеку от него дома в Остерли Парк (ныне отделение музея Виктории и Альберта).

14. Остерли Парк. Центральная лестница.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

18. Остерли парк. Рисунок Роберта Адама.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

19. Остерли Хаус. Спальня. Мебель Роберт Адам.Посмотреть на Яндекс.Фотках

20. Остерли Хаус. Прихожая.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сион-Хаус был закончен к 1769 году, но работы над домом в Остерли будут продолжаться более восемнадцати лет. Оба эти дома являются постройками предыдущих эпох и Адаму необходимо было поднять их уровень комфорта и привести их в соответствие со вкусом нового времени.

15. Роберт Адам. Столовая Кеделстон Холл. Посмотреть на Яндекс.Фотках

Им создаются так же всевозможные парковые затеи – павильоны, мосты, ворота. Иллюминации.

1up_0067, 11/17/11, 12:40 PM, 8C, 5848x7504 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9«1up_0067, 11/17/11, 12:40 PM, 8C, 5848x7504 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на Яндекс.Фотках

Иллюминация в Уэльсе в честь его Величества. Временная конструкция. Так называемая архитектура празднеств.

Ворота и мост. Сион Хаус

1up_0017, 11/15/11, 11:44 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9«1up_0017, 11/15/11, 11:44 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на Яндекс.Фотках

1up_0014, 11/15/11, 11:30 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9«1up_0014, 11/15/11, 11:30 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на Яндекс.Фотках

Однако работы Адама лишь коснулись внешнего вида зданий, он занят благоустройством внутренних помещений. И заявленные им приемы в более ранних проектах такие как: введение в художественный обиход классической античной формы, чистота и строгость стиля, внимание к пропорции, создание смены впечатлений путем демонстрации архитектурной перспективы, изменения конфигурации залов и зонирование их с помощью колоннад, использование возможностей освещения, сочетание разнообразных материалов, утонченная орнаментика, – вся эта мозаика сложится в узнаваемый творческий метод, который обретет множество последователей и подражателей. И среди них, наиболее нам знакомым окажется Чарльз Камерон, вернее его работы в Царском селе для Екатерины Великой.

20. Роберт Адам. Сион Хаус. Прихожая.Посмотреть на Яндекс.Фотках

Библиография на руском языке.Бринкман А. Архитектурный классицизм XVIII века // История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.Всеобщая история архитектуры. Западная Европа и Латинская Америка. Т. VII. М., 1969.Гартман К.О. История архитектуры, М., 1938.История английской архитектуры. П. Кидсон, П. Мюррей, П. Томпсон, М., 2003.Малая история искусств. Искусство XVIII века. М., 1977.Саркисьян Г.А. Английская архитектура 7-19 века // Искусство стран и народов мира, т. I. М., 1962

Библиография на английском языке.Beard G The work of Robert Adam. Edinburg, 1978.Essays in the history of architecture presented to Rudolf Wittkower. Great Britan, 1967.Fleming J Robert Adam and his circle in Edinburg and Rome. L., 1968.Lees-Milne The age of Adam. L., 1948.Lutyens R. Six great architects. L., 1959.The works in architecture of Robert and James Adam. N-Y., 1980.Summerson Architecture in Britan 1530-1830. L., 1993Wittkower Palladio and English palladism. L., 1984

interiors-ru.livejournal.com

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века роскошен, в те былые времена принимали гостей исключительно в собственных аппартаментах, поэтому особенно важно было подчеркнуть богатое материальное положение хозяина и его вкус. Сегодня использовать целиком и полностью такой интерьер в доме черезчур помпезно, а вот некоторые элементы интерьера 18 века отлично приживаются и в современных квартирах.

Интерьер 18 века

На фото представлен небольшой фотоколлаж типичной комнаты времен 18 века. Во-первых это яркая цветовая гамма: этой эпохе присущ яркий изумрудный, рубиновый, бархатный оттенки. Также популярен белый в сочетании с золотым. Обилие больших зеркал и картин, изящная резная мебель. Кстати именно в это время стали  изготавливать мебель в комплекте: например стол, кровать, стулья, софа и т.д. Именно этот период известен нам появлением комодов с выдвижными ящиками, письменных столов с многочисленными полочками, туалетных столиков.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

А вот так выглядят типичный интерьер спальни 18 века.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

В интерьере 18 века популярны сюжеты античности, цветы, растения.

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

Интерьер 18 века

inhomes.ru

ourcosyhome.ru

АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ XVIII век ( АНГЛИЯ 1714-1901) - 31 Марта 2013

Английский стиль – это направление в дизайне интерьеров рассматривается как сочетание тенденций разных эпох, которые на сегодня перешли в ранг классических. Основной принцип английского стиля – это сдержанное богатство. Если смешать предельную роскошь, граничащую с утонченностью, изысканное чувство вкуса и меры, то в результате получим чистый английский стиль.

В Англии, отделенной от других стран, некая изолированность не может не отразится на формировании интерьера дома. Во всем проявляется консерватизм и размеренность жизни.

Неизменные традиции передаются от поколения к поколению с незначительными новшествами в планировке дома. Респектабельность и достаток – главные черты интерьера в английском стиле, типичной классики с добавлением роскоши. Он напоминает благородные и величавые замки английских аристократов. Колониальная политика страны оставила свой след в формировании интерьеров в виде легких оттенков индийского и китайского стиля.

История Английского стиля На формирование английского стиля повлияли две эпохи: Георгианский (1714 – 1837 гг.) и Викторианский стили (1837 – 1901 гг.). В то время наблюдается расширение возможностей использования самых разнообразных стилей со всего мира и разных эпох.Английский стиль времен правления короля Георга Ι отличался проявлениями влияния Древней Греции и Рима. Стиль этой эпохи характеризовался особой величественностью и сдержанностью, симметричностью и пропорциональностью. В зависимости от стороны света, на которую выходили окна, подбирался соответственный цвет. Если окна выходили на юг, то помещение оформлялось в холодных тонах: насыщенно-зеленых или лазурных. А если на северную сторону, то в комнате преобладали такие теплые оттенки, как лимонно-желтый, золотисто-розовый. Интерьеры того временны включали элементы заимствованные из культур Японии, Китая, Индии, Мавритании, Древнего Египта, а также мог присутствовать декор из стилей рококо, Якова I, Людовика XIV. Во второй половине XIX века во времена правления королевы Виктории сформировался викторианский стиль. В результате активного развития промышленности и существующих по всему миру колоний в то время начал формироваться богатый буржуазный класс. Важно отметить, что те предметы интерьера, которые ранее считались роскошью и были доступны лишь избранным, теперь приобрели массовый характер. Эксклюзивные дорогие элементы интерьеров за счет серийного индустриального производства стали популярными и совершенно доступными.

Обустройство дома, оформление интерьера своего жилья обрели более демонстративный характер достатка и статуса.Знаменитый дизайнер Уильям Моррис в ΧΙΧ веке обрел свою популярность благодаря созданию известного сегодня во всем мире English style (Английский стиль), который базировался на средневековом английском интерьере. Главная интрига популярности, актуальности и долговечности английского стиля заключается в том, что еще в то время Моррис смог найти «золотую середину» между старомодной помпезностью аристократических замков и стремительным развитием техники и технологий массового производства, которые надвигались на человечество.

Особенности Английского стиляПри формировании интерьера в английском стиле необходимо учитывать ряд особенностей.

Мебель:

используется темная деревянная из красного дерева или мореного дуба, характерны изогнутые ножки в виде перевернутой запятой;

Освещение: естественное, используются красивые люстры, настенные, с двумя рожками, бра и торшеры с матовыми лампами;

Напольное покрытие: в комнатах деревянный наборной паркет, а в кухнях и холлах – кафельные узоры; использование ковровых покрытий: солидные и сдержанные в богатых жилых интерьерах, а более эффектные с узорами – в гостиных;

Добротные камины или дровяные печи, украшенные резным декором из дерева, мрамора, известняка. Часто над ними размещают в роскошных золоченых рамах зеркала;

Присутствие желтой меди, позолоты и хрусталя. Это могут быть самые разнообразные элементы, начиная от рам для картин, заканчивая фигурными цоколями настольных светильников;

Окна: декорирование окон с помощью объемных драпировок с красивыми фалдами, ламбрекенами и шнурами с кисточками. А для любителей живописного вида с окна можно привнести в интерьер вставные подушечки для сидения на подоконнике.  

Текстиль: используются добротные цветные ткани со своеобразным рисунком и шикарной фактурой – синель, бархат, дамаст и даже кожа.

Интерьер в английском стиле характеризуется полным отсутствием кривых линий и применением изящных пропорций и рисунка, филигранных деталей и дорогих пород дерева. Мебель английского стиля отличается наличием архитектурных особенностей. Для декора мебели используют карнизы, пилястры, изысканной формы латунные ручки, а холл украшают щитки замочных скважин. Основой для декора английских домов послужили античные мотивы. Стены украшаются резными дубовыми панелями, таинственные камины покоряют своей оригинальностью, и, несомненно, украшенные скульптурой, белые лестницы. 

С течением времени камин превратился в неотъемлемый и обязательный предмет английского интерьера. Вокруг камина, как центра домашнего уюта, располагаются комфортные столики, разная мягкая мебель, а на полу расстилали шерстяные ковры. Центральное место камину отводилось еще в гостиной загородных особняков и средневековых замков. Материал для изготовления камина может использоваться разный, или, например, используется просто кирпичная отделка с деревянной каминной доской. Камин можно облицевать также природным камнем. Всегда этот элемент интерьера придает дому уютности, респектабельности и аристократичного вида, особенно современному жилью.

Стены в английском стиле обычно однотонные или в полоску. Допускается мелкий растительный рисунок или же старинные дубовые панели. На стенах размещают только подлинные гобелены и картины: живописные пейзажи, красивые акварели, гравюры. Для данного стиля остаются актуальными полы из половиц. Кроме того напольное покрытие можно выполнить из штучного паркета, но так уложить, чтобы полностью воспроизвести рисунок древесных волокон.

Важное место в оформлении английского интерьера отводится текстилю. Это могут быть теплые пледы и мягкие подушки на креслах, красивые чехли на стульях и диванах, а также изысканные абажуры светильников. Используется спокойная цветовая гамма светлых оттенков. Можно использовать самые разнообразные узоры: набивной ситец в горошек на кухне, цветной кашемир в гостиной, шикарные букеты роз на покрывалах и шторах в спальне. А вот без чего трудно представить себе гостиную в английском стиле - так это шерстяной и мягкий плед с клетчатым рисунком и маленькая скамеечка для ног.

Английский стиль интерьера выбирают настоящие ценители качества и традиций. Будь то гостиная, спальня или полностью весь дом в английском стиле, он всегда остается актуальным во всем мире, невзирая на культуру общества или политические взгляды.

Если вы выбираете Английский стиль для вашего дома, то значит, вы выбираете определенный образ жизни: неторопливый, плавный и обеспеченный. Если вы обожаете классические интерьеры, антикварную мебель и теплоту темного дерева – это Ваш стиль

Итак, интерьер оформленный в английском стиле полностью удовлетворяет запросы богатого и солидного человека, который желает создать достойное жилье с элегантным декором, которое подчеркнет его статус и не оставит никого равнодушным.

dekor-sovet.ucoz.ru

Интерьер кухни в стиле кантри с камином 18 века

Интерьер кухни в стиле кантри со старинным камином

Работа с 222-летним кирпичным камином могла бы напугать многих дизайнеров, но специалисты из Harmony Cabinets and Construction, создавшие элегантный интерьер кухни в стиле кантри, с готовностью приняли вызов. Этот дом в Мурстауне (Moorestown), штат Нью-Джерси, построенный в 1790 году, хранил в себе множество уникальных деталей, сохранить которые было первоочередной задачей мастеров. Центром внимания в кухне стал массивный кирпичный камин, получивший новую функциональность в качестве плиты. Классическая мебель и отделка превратили открытое пространство в элегантную и удобную кухню, которая останется стильной и спустя десятки лет.

У камина появилась и подсветка. Напротив расположился большой стол с тумбочкой, где хранятся кастрюли и другая крупная посуда.

Деревянный пол покрыли полупрозрачным лаком, придающим доскам красноватый оттенок, более тёмный, чем цвет кирпича. Белые детали интерьера — колонны, потолок, простенок между окнами, а также барные стулья — сделали кухню светлее и просторнее.

Деревянный пол темного цвета на кухне

Дизайнер Chris Ingram выбрал для шкафов «пыльно-голубой» оттенок, названный им «цвет вылинявших джинсов». Искусственно состаренная отделка придала вишнёвой мебели несовременный вид, хорошо сочетающийся с интерьером XVIII века.

Крышка стола представляет собой паркетную мозаику разных оттенков, перекликающуюся с кирпичной кладкой у камина. Хозяйка дома не захотела использовать стандартное расположение мебели, формирующее традиционный «рабочий треугольник». Она заказала просторный старинный вариант, поэтому мебель и оборудование расположились вдоль стен.

Раковина для мытья посуды расположилась слева у стены, а для продуктов — справа от камина, напротив окна. Все напольные шкафы дизайнеры покрыли удобными рабочими поверхностями из белого мрамора.

Прямоугольные панели, филёнчатые дверцы и ящики посудных шкафов не имеют декоративных элементов.

Под потолком по всему периметру сохранились деревянные панели, окрашенные в оттенок хмурого неба.

Каминную полочку украсили декоративные фигурки и посуда. Яркий чайник и красивый поднос на столе тоже можно считать украшениями, как и ажурную многоярусную вазу с фруктами на окне — впрочем, стильный вид не уменьшает функциональности этих предметов. Стол освещают старинные бронзовые светильники со стеклянными подвесками, адаптированные для электрических лампочек. Кстати, у всех рабочих поверхностей есть дополнительное местное освещение.

Старая печь на кухне

Мебель от дизайнеров отличается оригинальностью решений. К высоким до потолка шкафам приставлены передвижные лесенки. Они скользят по направляющим под антресолью и перемещаются по полу с помощью колёсиков.

Дверной проем окрашен белым, в тон колоннам и оконным рамам, однако лестница на второй этаж отличается своим оформлением от кухни. Светлые с рисунком ступени подчёркивают свою принадлежность к другой части дома.

Кухонная мебель в деревенском стиле

Как уже было сказано, проектировщики рационально использовали мебель и превратили в декор самые обычные предметы. Корзинки для хранения овощей и других продуктов украсили угол кухни. Кремовый цвет лозы мягко сочетается с холодным «джинсовым» оттенком шкафов, освежая его и делая нарядней, теплее. Интерьер в стиле кантри превратил старое здание в настоящий дом мечты.

Корзинки для хранения овощей на кухне

Напротив лестницы гостеприимно расположилась деревянная скамья оттенка хмурого неба, выглядящая уютно-старой, как и многое в этой кухне. Внизу под сиденьем скрыты выдвижные ящики. Украшают этот уголок цветная подушка и длинная корзина на подоконнике с фруктами и ягодами. По бокам от неё — фотографии домочадцев: ещё один символ уюта. Пол здесь укрыт небольшим ковром с растительным рисунком, который отделяет зону отдыха от кухни и от прихожей.

Деревянная скамья на кухне

Особый уют кухне со старым камином придаёт сочетание цветов. Тёплое дерево и холодный серо-голубой тон уравновешиваются белым, создающим простор. Потёртый, «вылинявший» оттенок мебели придаёт всему помещению налёт старины, как и центральный элемент кухни – камин.

Старая печка на кухне

kitchensinteriors.ru

ИНТЕРЬЕР И МЕБЕЛЬ XVII ВЕКА. История искусства XVII века

ИНТЕРЬЕР И МЕБЕЛЬ XVII ВЕКА

Частные интерьеры эпохи барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой в вышине ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы даже устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр.

Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра – остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами (прил., рис. 45). Здесь сосредотачивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей, как правило, выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.

Тема раскрытия интерьерного пространства вглубь была одной из центральных в стиле барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками – это характерные компоненты для убранства интерьеров. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы (прил., рис. 46).

Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения.

Плоскости стен украшали также элементами ордеров – пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живописью в обрамлении скульптурных гирлянд, волют.

Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям (прил., рис. 47). Во Фландрии стены обтягивали шёлком и бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями.

Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери обрамлялись живописными горизонтальными панно-десюдепортами (от французского «расположенные над дверью»).

Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливало обилие ковров, больших (до пола) зеркал, позолоченной лепнины. В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей (от французского cartouche – «свиток»), маскаронов. Широко распространён был и мотив витых арабесок, разнообразных изгибов акантового листа, ленточных плетений, преобразованных в прихотливые немецкие рольверки (разрезанный по краям картуш) или бандельверки (от немецкого bandelle – «лента»). Прямые линии постепенно вытеснились криволинейными контурами, придающими декору особую динамику и живописность. Например, пышный парадный интерьер эпохи французского абсолютизма (XVII-XVIII вв.) выглядит следующим образом: светлые залы, украшенные многоцветной скульптурой, лепкой, золоченой резьбой с многочисленными зеркалами и сияющим паркетом; все в целом создает иллюзию большого пространства.

Всё большее распространение в XVII и особенно в XVIII столетии получает фаянсовая посуда. Центрами её производства становятся Дельфт в Голландии, Невер и Руан во Франции, Фаэнца, Каподимонте, Савона в Италии, Стаффордшир в Англии, Нюрнберг и Аугсбург в Германии.

Наибольшую славу снискал в XVII веке дельфтский фаянс в знаменитых синих тонах (прил., рис. 48). Он изготовлялся посредством росписи заготовок синим кобальтом с последующим обжигом при высоких температурах. Из такого фаянса делали вазы для тюльпанов, блюда, чаши с растительным орнаментом, морскими видами и рисунками, имитирующими ткани, в том числе японские и индийские кашмирские, завезённые в Европу голландскими купцами. Роспись окислами марганца давала после обжига фиолетовый тон.

Мастера Руана и Невера производили фаянсовые блюда с гербами и широким орнаментальным бордюром по краю. В Германии наиболее ценился белый фаянс, расписанный чёрной глазурью. Керамисты Стаффордшира славились поливной керамикой в народном стиле и тонкостенным фаянсом, который назывался «трубчатые глины». В майолике Италии были популярны блюда с сочным растительным орнаментом или изображением сценок из крестьянской жизни.

В этот период более объёмные и динамичные формы приобретают и изделия из стекла.

Особую пластичность испанским стеклянным вазам придавали ручки, изображающие накладные крылышки или фигурки животных. Из Голландии в другие страны распространились широкие бокалы с росписями в виде гербов, дат, витых лент с надписями, так как эти предметы было принято дарить по случаю каких-либо событий.

Высоко ценился в Европе дорогой баварский и богемский хрусталь (кубки, вазы, чаши, бокалы, стаканы) с «алмазной гранью» – чрезвычайно тонкой гравировкой (прил., рис. 49).

Столь же изысканно выглядели изделия из стекла, изготовленные особым способом «кракле». Изготовлялись они или путём погружения горячего стекла в холодную воду и последующего вторичного нагревания, или же методом прокатывания незастывшей стеклянной массы по мелким разноцветным осколкам.

Барокко с его стремлением к единству ансамбля, прежде всего дворцового, дало большое разнообразие типов и форм мебели. Мебель усиливала великолепие барочного интерьера, становилась всё более разнообразной и изощрённо оформленной.

Пышные динамические формы архитектуры, перегруженные лепкой, живописью, позолотой, нашли своеобразное отражение и в мебельной моде. Предметы обстановки теперь стали внушительными по объёму, очень сложными по форме, обильно украшенными, имеющими разнообразные шаблоны карнизов.

Весомую роль в декоре стали играть скульптурная резьба, металлические накладки из бронзы, меди, серебра, а также красочная мозаика, интарсия, лепка, витые колонны, подчеркивающие текучесть формы, в отличие от спокойных и четких линий Ренессанса.

В моду повсеместно входит мягкая мебель – табуреты (прил., рис. 50), стулья, кресла, диваны с мягкими сиденьями, спинками, подлокотниками, обитые красивыми дорогими тканями – бархатом, штофом, гобеленом, испанской тиснёной кожей из Кордовы, глазетом (ткань с вплетениями золотых и серебряных нитей). Гобелены для мебели были штучной тканью с рисунком, специально скомпонованным по форме сидений и спинок. Рисунки гобеленов состояли из сложных композиций с цветами, птицами, растениями, животными, музыкальными атрибутами, перевитыми гирляндами и лентами.

Получают распространение так называемые канапе-кушетки на 68 ножках, имеющие форму удлинённой скамьи с мягким сиденьем. Кресла, стулья, диваны выглядят величественно, их спинки имеют волнообразные очертания, а подлокотники – волютообразные. Обивка крепится крупными гвоздями с массивными шляпками. Точёные ножки чрезвычайно разнообразны (в виде консолей, балясин, сужающихся книзу пирамид или s-образные). Мягкие части мебели принято покрывать съёмными чехлами. Появляются и кресла для загородных резиденций с плетёными сиденьями, покрытые яркими тканями с крупными цветами.

Не менее изощрёнными и многообразными по форме становятся столы (прил., рис. 51). Они могут быть на одной или четырёх ножках, украшаться резьбой, бронзовыми деталями, флорентийской мозаикой из разноцветного мрамора, лазурита, агата или покрываться популярным во Франции наборным рисунком-маркетри (от французского marquetri – «испещрённый знаками»). Персонажами резьбы и росписи служат купидоны, наяды, грифоны, орлы, львы, раковины, причудливо свернутые ленты, завитки аканта, скомпонованные в пышные, динамические композиции.

Ореховое дерево почти полностью вытеснило из мебельного дела менее податливый для резьбы дуб. Из ореха изготавливаются изящные консольные столы, предназначенные для размещения у стены и поэтому оформленные односторонне. Это сугубо декоративные предметы: на них ставят часы, посуду, канделябры, шкатулки. Напротив, вошедшие в моду экраны, затянутые гобеленовыми тканями, имеют не только декоративное, но и утилитарное значение, поскольку способны предохранять от сквозняков или жары.

Радикально изменился облик кабинета хозяина дома у аристократов и представителей зажиточных сословий. Теперь такие помещения обставляются с тонко рассчитанной пышностью. Среди обязательных предметов – письменные столы, бюро (в том числе с выдвижными ящиками), книжные шкафы, консольные столики для канделябров, часы и прочие сугубо кабинетные предметы. У просвещённых людей здесь можно было встретить карты и глобусы. Но для раритетов, собираемых владельцами домов, отводятся специальные комнаты – кунсткамеры.

Изысканные очертания приобретают и шкафы, например, гамбургские, славившиеся своей массивной «архитектурой». Их отличали ножки в виде шаров, мощные карнизы и картуши в лучковом фронтоне по центру. Широко распространённые в эпоху Возрождения лари-кассоне сменяются теперь комодами с большим количеством ящичков, книжными шкафами, бюро, шкафами-кабинетами (прил., рис. 52).

В комнатах перед спальнями устанавливались практичные и вместительные комоды. Сами же спальни считались в XVII столетии парадными помещениями, в определенные часы здесь даже мог происходить приём гостей.

Кровати по-прежнему, как и в эпоху Возрождения, имели балдахины, но декорировались гораздо более изысканно. Роскошные атласные покрывала, затканные золотыми или серебряными шёлковыми нитями (изделия ткачей Лиона или Флоренции) придавали им роскошный вид. В моде были ткани с восточным рисунком, который в Англии, а вскоре и по всей Европе получил название japanning, хотя воспроизводил не только японские, но и китайские мотивы (крупные и мелкие цветы, птицы, ветви цветущей сакуры). В Англии на заре барокко (XVI-начало XVII вв.) преобладает тюдоровский стиль (по имени одноименной правящей династии), который отличает несколько упрощенная интерпретация популярных ренессансных мотивов (прил., рис. 53). Для ансамбля в стиле «Тюдор» характерна отделка деревом стен, карнизов и потолка помещения.

Дворцовая мебель Италии и Южной Германии конца XVIначала XVII вв. (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной крышкой для письма) приобретает живописную пластику форм, когда динамика криволинейных сочетаний и игра светотени дают эффект полного растворения в соответствующем интерьере.

Статус законодателей мебельной моды постепенно переходит от Италии к Франции, хотя именно итальянские образцы явились основой для мебели французского барокко. С этой целью на королевскую мебельную фабрику специально были приглашены известные итальянские мебельные мастера. Французские художники Жан Лепотр и Франсуа Блондель, создававшие образцы для мебели, стали выпускать альбомы со своими рисунками.

В период классического барокко (со второй половины XVII в.) во Франции изготавливали мебель в изысканном стиле «Луи Каторз» («Луи XIV»). Это – фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых привычно пышный барочный декор (букеты цветов, растительные узоры) вписывается в строгие и торжественные прямоугольные формы. Кресла «Луи XIV» с высокой прямой спинкой подобны тронам, изящные мягкие табуреты предназначены для дам в пышных широких платьях. Для их отделки применяют дорогие шпалеры, золочение по левкасу.

Мебель в стиле Людовика XIV иногда называют также мебелью стиля «Буль» (прил., рис. 54) – по имени основателя знаменитой фирмы по изготовлению мебели Андре-Шарля Буля (1642-1732), который работал как один, так и с сыновьями. Комоды этого французского мастера становятся едва ли не самыми модными предметами интерьера (особенно в придворных кругах). Они изготавливались из чёрного дерева и были довольно просты по форме. Исключительно нарядными их делал декор – замысловатые бронзовые накладки в виде рельефа, пальметок, имитирующих форму масок, солнца (так как мастер творил в эпоху Людовика XIV – «короля-Солнца»). Украшений и инкрустации порой было так много, что они закрывали собой всю поверхность дерева.

Ещё один распространенный вариант декора Буля – плоский набор в технике маркетри, при которой рисунок из различных материалов заключался в чёткие рамки геометрически правильной формы.

По углам комодов иногда помещались бронзовые скульптурные накладки, изображающие кариатид и сфинксов. В орнаментике мастерами фирмы часто использовались мотивы античного Рима с пышными акантовыми завитками, лавровыми венками, изображениями военных трофеев, мечей и т.п. Эти симметрично расположенные орнаменты придавали произведениям мебельного искусства Буля, высоко ценившимся в Европе, оттенок благородной строгости. Мебель в этом стиле была распространена в Европе повсеместно на протяжении всего XVIII века.

В XVII веке в обиходе появляются и новые предметы мебели, например, шезлонг (удлиненное кресло с откидной спинкой, очень удобное для лежания), кресло для пожилых людей с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы, диваны в виде трех скрепленных кресел с общей спинкой и сиденьем. У стен в больших залах и гостиных теперь ставят консоли (особые столы) на двух ножках с зеркалом над ними. Консоли украшали сильно профилированными и причудливо изогнутыми проножками и картушами.

После смерти Людовика XIV (1715) Францией управлял принц-регент Филипп Орлеанский, поэтому стиль позднего барокко называют стилем регентства. Мебель этого периода выглядит несколько менее помпезно, блеск – приглушеннее, ножки мебели – ниже, формы их изогнуты, сидения выдвинуты вперед.

Говоря об архитектуре, интерьере и мебели барокко в странах Европы, нельзя не упомянуть и о России.

Вторая треть XVIII века – это время, когда в стиле русской мебели причудливо сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы рококо. В это время Ф. Растрелли, С.И. Чевакинский и другие известнейшие архитекторы проектируют роскошные дворцы и дома с богатыми интерьерами для царской семьи и знати в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Внутреннее убранство этих зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с обилием позолоченной резьбы.

Мебель задумывалась архитекторами как часть общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили «лицом» дворца, они обставлялись с особым великолепием.

Интерьеру жилых комнат уделялось гораздо меньше внимания, возможно, потому, что даже в середине XVIII века в России во дворцах знати все еще ощущался недостаток мебели для подобных помещений. В своих «Записках» будущая императрица Екатерина II писала: «Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (записи 1751 года).

Основное направление развития художественных мебельных форм определялось влиянием знаменитых архитекторов барокко, работавших в то время в России, которые сами проектировали образцы мебели для создаваемых ими интерьеров. При этом они привносили свое новое видение пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей, которые идеально сочетались бы с обивкой стен.

Новый характер мебели наиболее полное выражение получает в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти объемные по своим формам, птицы, фрукты.

Резьбой покрывались ножки, рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто исчезает граница, отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента в резьбе присутствуют элементы рококо – раковины, завитки, мотивы волн. Но в декоре мебели барокко все еще сохраняется симметрия построения, в отличие от совершенно асимметричного декора мебели рококо. Симметрия декора и построения формы придает предмету уравновешенность и создает ощущение прочности.

В течение XVIII века русская мебель прошла несколько своеобразных этапов, которые часто связывают с соответствующими стилевыми изменениями, происходившими в Западной Европе (барокко, рококо, классицизм) и оказавшими огромное влияние на культуру России в целом.

Правда, нужно учесть одну характерную особенность: имеющиеся в России образцы мебели барокко порой довольно трудно отличить от мебели рококо, так как черты этих двух стилей зачастую мирно сосуществуют в одно время и даже в одном и том же предмете.

Для мебели конца XVII – начала XVIII веков характерны чересчур объемные формы, обилие крупной резьбы (позолоченной или подкрашенной). Примером такой мебели может послужить резное подстолье, датируемое этим временем (причем аспидная столешница была привезена из-за границы, а само подстолье сделано русскими мастерами). Данное подстолье имеет три ножки в виде больших волют с крупными резными листьями и розеттами, раскрашенными золотом, а также красной и зеленой краской.

В мебели петровского времени сохраняется пышность рельефной резьбы с позолотой, высокие спинки, бархатная обивка ярких цветов, но при этом наблюдается тенденция к большей практической целесообразности форм, прочности и функциональности.

Для нового образа жизни и обновленных интерьеров требовались и совершенно иные виды мебели, осветительных приборов и других предметов внутреннего убранства. В те годы русские аристократы и купцы активно закупали мебель и другие предметы интерьера за границей, прежде всего в Англии и Голландии. Наряду с этим происходило постепенное освоение новых мебельных форм русскими мастерами.

Отечественная мебель этого периода часто причудливо сочетает в себе старые привычные черты и стилевые особенности с новыми, заимствованными на Западе. Например, стулья, кресла, табуреты часто имеют особо изогнутые ножки с утолщением в верхней части и шарообразной формой на конце. Часто ножка заканчивается когтистой лапой, сжимающей шар (прил., рис. 56).

Мебель начала XVIII века отличается массивностью, энергичными очертаниями, выразительными переходами от широких мест к узким. Существенное место занимают в обстановке шкафы разных форм и назначений. Из традиционных форм мебели конца XVII века дольше всего сохранялись в обиходе массивные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках, соединенных прямоугольными проножками.

Стиль барокко в русской архитектуре в полной мере проявил себя во времена правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Его главным (и наиболее талантливым) представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1754-1762 гг. в Санкт-Петербурге Растрелли возводит новую резиденцию русских царей – Зимний дворец, одно из своих лучших творений. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество Российской империи.

Его фасады во множестве украшены колоннами, которые то теснятся, образуя своеобразные пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проемами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше архитектор расположил множество декоративных ваз и статуй, продолжающих вертикали колонн на фоне неба.

Растрелли также много работал и в окрестностях Санкт-Петербурга. Так, им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747-1752), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752-1757) – загородной резиденции императрицы Елизаветы Петровны.

К сожалению, подлинных предметов дворцового интерьера этого времени сохранилось очень мало. Большая часть прекрасной мебели, изготовленной для Большого дворца в Петергофе и для Екатерининский дворца в Царском Селе, пропала во время Второй мировой воны, а мебель Зимнего дворца – во время пожаров.

Во второй трети XVIII века русская мебель значительно меняется. На смену большим и тяжелым дубовым столам предыдущего времени приходят облегченные изделия из цельного красного дерева. Появляются туалетные столики, столы для рукоделия и игры в карты комоды, а также экраны для камина, торшеры.

Основным видом декора становится резьба, почти всегда многоцветная или позолоченная. Предметы имеют ясно выраженные барочные очертания. Наряду с деревянными, очень часто употребляются и бронзовые золоченые украшения. Обивочным материалом служат кожа, окрашенная в разные цвета, и бархат (прил., рис. 57).

Начиная с 1760-х гг. в столичных городах – Санкт-Петербурге и Москве возводят роскошные дворцы и дома выдающиеся архитекторы периода русского классицизма – Ч. Камерон, В.И. Баженов, Д. Кваренги, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и многие другие. Для интерьера этих зданий специально проектируется мебель, в том числе и отечественного производства, достигшего к концу XVIII столетия высокого художественного уровня.

Во вновь строящихся зданиях стены теперь уже не украшаются резьбой, они обрабатываются согласно требованиям классицизма строгими замкнутыми плоскостями, покрываются натянутыми на рамы тканями, украшаются колоннами и пилястрами.

Русское барокко, как и барокко в целом, было культурой прежде всего привилегированных классов (прил., рис. 58), и это неудивительно. А главными типами зданий, где развёртывались основополагающие процессы стилеобразования, стали дворец и храм. Но все это – в прошлом. Настоящее же таково, что даже при нынешнем всплеске интереса к культуре и искусству прошлых веков, как раз из-за этой своей «дворцовости», излишней перегруженности различными деталями, украшениями, узорами. барокко сегодня практически не используется как стиль для оформления жилых интерьеров. Лишь отдельные барочные элементы и приемы (гирлянды, завитки, арки) применяются декораторами для создания соответствующей атмосферы «под старину», хотя этот стиль таит в себе еще массу неиспользованных возможностей для создания и завершения художественного образа практически любого произведения любого вида современного искусства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Мебель первой половины XVIII века

Категория: История мебели

Мебель первой половины XVIII века

Франция. Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве. В мебели развивается так называемый стиль регентства. Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их декоративное решение становятся значительно легче (рис. 1). Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление легкости.

Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686—1768). Большого совершенства мастер достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями, изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов, их ножки и профили (рис. 1,6). Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно цветок вырастающие из стебля.

Во второй четверти XVIII в. сформировался в основных чертах стиль рококо. Появление и развитие стиля рококо связано с именем Ж. О. Мейссонье — ювелира, скульптора и архитектора, автора многочисленных проектов интерьеров и изделий декоративно-прикладного искусства. Во Франции стиль носит название рокайль (rocaille франц.) — отделка кусками камня и раковинами, развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723—1774), и по принятой в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика XV.

Рис. 1. Мебель стиля регентства (Франция): а — диван, 6 — комод работы Крессана, в — кушетка, г — шкаф

Период правления Людовика XV связан с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические круги — обладатели значительных богатств — стремятся к роскошной жизни, комфорту. Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами, Появляются будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений, В интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, котовую размещают группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера — невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве интерьера, особенно р салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает. Зеркала, развешиваемые на стенах и расставленные на разнообразных столиках, усложняли пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных кругах стремлению к театрализации жизни, превращению ее в своеобразную игру. В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространенные цветозые решения — белое с голубым, светло-зеленым или розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо — позолота.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех составляющих комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей и т. д.

В декоративном убранстве интерьеров применяют самые дорогие экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, в орнамент часто вводят живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур, букетов, завитков больше свободы.

В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло) (рис. 2, в), диван в форме соединенных двух-трех кресел (рис. 2, б), секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений (рис. 2, в), картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.

Рис. 2. Мебель французского рококо: а — кресло из золоченой древесины, б — дивен, в — секретер, г — комод

Среди предметов корпусной мебели наибольшее распространение получает комод (француз, commode — удобный), как правило, с двумя выдвижными ящиками. Объем комода (рис. 2, г) становится все более пластичным— стенки изогнуты в вертикальном и горизонтальном направлениях, покрыты узором маркетри (ветви растений, корзины с цветами и лентами), который свободно располагается на поверхности комода, маскируя его ящики.

Формы всех видов мебельных изделий изящны с характерными плавными, текучими линиями.

Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шпалерами. Орнамент обивки менее торжественный. Известна серия шпалер «Басни Лафонтена», исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703—1770) и Жана Батиста Удри (16S6—1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Для маркетри в мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рококо заменили бронзовые накладки.

Интерес к иск/сству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. В европейском искусстве усиливается подражание китайским образцам. С 60-х годов XVII в. стремятся разгадать секрет китайских лаков. Создается целая отрасль художественного производства, а в 1713 г. при мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская. Особенно высокими художественными качествами отличались лаки братьев Мартен, которые освоили изготовление китайских лаков.

Италия. Стиль рококо в Италии характеризуется пышностью форм и живописным декором. Особенным великолепием отличалась лаковая мебель Венеции, которая; превзошла китайские образцы и быстро их вытеснила.; Мебель венецианских мастеров отличалась национальным своеобразием в решении декора: цветочные орнаменты, пейзажные мотивы, фигурные композиции.

На протяжении почти всего XVIII в. в итальянской мебели наряду с обильной резьбой продолжает развиваться интарсия, известным мастером которой был Пьетро Паффетти (1700—1777).

Германия. Наиболее сильное влияние французское рококо оказало на Германию, что проявилось в убранстве роскошных дворцов немецких князей. Стиль рококо в Германии достигает своей зрелости к середине XVIII в. Немецкая мебель приобретает индивидуальные черты: более чистые и спокойные формы, меньше используется резной орнамент в стиле рококо и бронза. Из бронзы выполняют только детали лицевой фурнитуры (ручки дверок, щитки замочных скважин). Вместе с тем сильнее выявляется скульптурное, пластическое начало в мебельных изделиях: поверхности корпусной мебели становятся более изогнутыми, углы срезаются, вводятся энергично изогнутые карнизы.

Рис. 3. Мебель немецкого рококо: а — буфет, б — двухкорпусный шкаф, в — бюро

Широкое распространение получает двухкорпусный шкаф (рис. 3, б), буфет (рис. 3, а), верхняя часть которого решалась в виде застекленной витрины с полками для расстановки фарфоровой посуды, бюро (рис. 3, в). В некоторых областях, например Баварии, любили ярко расписанную и украшенную резьбой мебель.

Англия. К началу XVIII в. английская мебель приобретает самобытный характер и начинает оказывать влияние на мебельное искусствс других стран. Развитие мебели в Англии начала XVIII в. связано с именем Томаса Чиппендейла (1718—1779), создавшего множество разнообразной мебели. Особенно популярным его имя стало после выхода (1754) его книги «Директор» («The Gentleman and Cabinetmaker’s Director»), в которую было включено 160 гравированных листов — проектов мебели. Сборник Чиппендейла издавался трижды как в самой Англии, так и в других странах.

Большую известность Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляя мастерскую, изготовляющую мебель. Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Фирма Чиппендейла просуществовала более полувека.

Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля рококо. В Англии особенно сильным было увлечение китайским искусством, что проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной.

Отличительная особенность английской мебели этого периода — отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева при изготовлении мебели. Появление красного дерева связано с английской колониальной торговлей. В Англии впервые в 1720 г. было введено красное дерево в мебельное производство. Благодаря своему цвету, глубине тона, богатству текстуры оно быстро завоевало популярность во всех государствах Европы.

В Англии по-своему решались двухъярусные шкафы, выполняемые из ореха, с преобладанием строгих и рациональных форм, с филенками, окруженными профилями. Английским мебельщикам принадлежит также заслуга разработки складного стола с опускающимися полами и раздвижными точеными витыми ножками.

Разнообразна мебель для сидения (рис. 4). Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые «крылатые» кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.

Рис. 4. Мебель Томаса Чиппендейла: а — образец стула из сборника Т, Чиппендейла (гравюра), б — кресло по рисунку Чиппендейла

Большие застекленные книжные шкафы снабжены фасонной пайкой стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахинами в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.

Своеобразие английской мебели XVIII в., самым характерным мастером которой был Чиппендейл, ао многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского рокайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций.

История мебели - Мебель первой половины XVIII века

gardenweb.ru


Смотрите также

ремонт квартиры