Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Стиль этот, начиная с последних десятилетий 19 века, быстро распространился во всех видах искусства. Сначала изобразительное искусство, работы европейских архитекторов начали отходить от выверенных пропорций, строгой геометрии. Так же, как другие сферы, стиль модерн в интерьере стал результатом полной неразберихи и смешения направлений, протеста художников, декораторов против жестких рамок академического искусства.
Первые шаги этого веяния можно заметить среди произведений живописи, графики. Дизайнеры, архитекторы, которые творили на стыке эпох, не относили работы к тому или иному направлению, они просто воплощали авангардные идеи, под чьим влиянием формировался стиль. В разных странах он назывался по-своему: югендстиль, ар нуво, либерти, стиль Глазго, метро-стиль… Формировался во многом благодаря увлечению Европы японскими гравюрами. Востоком были навеяны характерные для модерна извилистые линии, стремление к конструктивности. Одной из причин возникновения стиля стал технологический прорыв, захлестнувший многие страны, переход от ремесленного труда к массовому, индустриальному.
Художники начинают отдавать предпочтение мотивам, а также формам, близким к природным, отказываются от четкой геометрии линий и углов, проявляют интерес к новым технологиям, материалам. Благодаря этому на гребне волны оказывается декоративно-прикладное искусство, что позднее отразилось на дизайне интерьеров.
Модерн стремится к совмещению как утилитарных функций с художественными. Сторонники этого направления считают, что грани человеческой деятельности должны получить свое отражение в области прекрасного.
Можно выделить основные принципы стиля:
Проекты данного направления – одновременно декоративность, практичность, внимание к деталям. Интерьер обставлен простой и одновременно функциональной мебелью, здесь присутствует изящное остекление, фурнитура с изысканными деталями, используются текстиль, статуэтки с растительной тематикой.
В интерьерах стиля модерн применяется свободная(открытая) планировка, обыгрывается пол на разных уровнях, раздвигаются оконные проемы. Главный принцип работы над созданием пространства – фантазирование. Стены покрываются извилистыми линиями, декорируются при помощи гипсовой пластики. На мебели элементы декора минимальны, здесь преобладает стилизованный флористический узор, цветовая гамма некричащая, расцветка без множества оттенков.
Преимущество отдается материалам из дерева, природного камня, керамики, стекла. Главная задача при планировке – создание комфортного внутреннего пространства.
Все самые известные стили – классицизм, барокко или арт-деко – пришли из Франции. В французских интерьерах часто используются элементы модерна. Архитектурно они выражены слабо. Если присутствуют, то это обычно великолепная лепнина и, в большей степени, резьба по дереву. Для французов роскошь воплощается не в позолоченных смесителях или помпезной мебели, а традиционных старинных деталях, смелой палитре.
Антикварные предметы здесь прекрасно гармонируют с современными. Доминирует пастельная цветовая гамма, где популярны жемчужные, розоватые тона, сочетающиеся с серыми оттенками. Массивные зеркала соседствуют с изящными статуэтками, вазончиками, антикварные предметы совмещаются с благородными современными.
В Россию пришел с некоторым опозданием, а бытовал недолго. С началом прошлого века это направление не вполне интегрировалось в русскую жизнь, оно включало множество заимствований. Для отечественного модерна очень характерно использование японских мотивов. Рисунками украшались витражи, абажуры, широкие стеновые панно. Сюжетами при оформлении стен, витражей могли быть цветы, экзотические узоры, виноградная лоза, фантастические и реально существующие птицы, бабочки, а также женские образы.
Размах, широта, органичность стиля начала прошлого века сейчас хорошо вписываются в дизайн загородных домов, поскольку это направление требует большого пространства. Русский модерн сегодня отмечен соединением в одной конструкции разных типов материалов и стилей. Дверные, оконные проемы представляют собой сложные овальные формы. Большого размера окна могут быть оформлены витражами, стены покрываются гладкой или фактурной штукатуркой. Богатство интерьеру добавляет обилие лепнины, кованые детали, галереи, лестницы, террасы. Оригинально смотрятся мозаичные изразцовые пояса или керамические элементы, «кружева» из древа ручной работы.
Классический вариант модерна предполагает творчество на широком пространстве. Он не приемлет излишнего декорирования, перегруженности мебелью, требует целостности всех частей интерьера как внутри дома, так и с прилегающей территорией. Для классического модерна характерны образцовые пропорции, выверенность, функциональность всех деталей. Но аскетизмом его не попрекнешь. Модерн звучит сочно, насыщенно благодаря использованию изящных линий, яркой цветовой гаммы. Белый, серый, черный чаще используются в качестве контура. А цветовой базой в оформлении помещения являются зеленый и бирюзовый, винный или ягодный. Основной фон комнат может быть природных цветов: нежного оливкового, сливочного или теплого персикового.
Классика не отвергает импровизацию, оригинальных нюансов. Наравне с плавными линиями, натуральными материалами вполне к месту будут необычные формы: кресло, стилизованное под цветок или слон-столик. Модернизм диктует отказ от излишеств, но характеризуется богатыми орнаментами, всевозможными причудливыми акцентами.
Современная версия этого направления так же тяготеет к свободным пространствам, свободной планировке. Но разноуровневые потолки и полы являются элементом не обязательным, а желательным. Функциональность выражена сильнее, цветовая гамма тяготеет к базовым комбинациям черного, серого, белого. Узоры используются как отдельный элемент декорирования.
Для современных планировок по-прежнему характерны плавные линии. Диваны, столики должны иметь округлые изысканные очертания, но всевозможные излишества не приветствуются. Современный модерн выглядит гораздо строже, цвета более аскетичны, требования к материалам смягчились. Для оформления комнаты используют сочетание искусственных материалов, их стилизацию под натуральные.
Философия направления несколько изменилась под воздействием хай-тека и техно, благодаря им добавилось лаконичности, легкости. По-прежнему требуется гармония всех элементов, интерьер создается на базе главной идеи. Помещение становится стильным, более комфортным, лишь когда удается избавиться от всего лишнего.
Цвет, по мнению дизайнеров, главное для создания атмосферы. Модерн допускает использование всех цветов, основное внимание уделяя оттенкам. Они должны быть мягкими, как бы размытыми.
Интерьер призван демонстрировать мягкость и спокойствие. Поэтому фоновый цвет предпочтителен в теплых тонах: применяются песочный, кремовый, сливочный. Тем гармоничнее на их фоне будут смотреться активные элементы декора: кованые аксессуары, темная деревянная мебель, яркие элементы из стекла.
Актуально использование сочетаний синего, фиолетового с чисто белым или его оттенками: бежевым, благородным перламутровым, слоновой кости.
Хоть модерн и переводится как «современный», он не стремится к цветовой пестроте, вариативности дизайна.
Для их отделки наиболее подходящим будет однотонный материал без выраженной фактуры. Стены играют второстепенную фоновую роль, поэтому не могут быть пестрыми или яркими.
Наиболее распространенный способ достичь неяркой однотонности – окрашивание предварительно выровненных стен. Облицовочным материалом могут послужить стекловолокнистые обои с матовой текстурой, керамическая плитка без узоров, жидкие обои или ткань. Пластиковые панели и обычные обои противоречат особенностям стиля.
Стены лишь создают уютную атмосферу, а доминантой выступают мебель и декоративные элементы.
Актуальным элементом ванной или кухни будет облицовка стен мелкой керамической плиткой или цветной мозаикой.
Как и стены, он должен выполнять пассивную роль, служить фоном для доминирующих объектов. Лучше, если его оформление будет перекликаться с элементами стен, а стыки с углами будут смягчены с помощью штукатурки или потолочного плинтуса. Оптимальным будет окрашивание потолка тем же цветом, что и стен, но тогда теряется возможность установки подходящих осветительных приборов. Чтобы расположить их грамотно, можно установить натяжные потолки.
На таких потолках не предполагается установка люстры. Если позволяют размеры помещения, потолок можно сделать многоуровневым.
Очень красиво и дорого как украшение потолка использовать витражное стекло. Оно будет отлично смотреться, если жилое помещение высокое и просторное, способно украсить зал стильного ресторана.
Классический вариант – это паркет-елочка или мрамор. Для пущей оригинальности дизайнеры предлагают и такие варианты как:
Отделкой пола комнат лучше всего послужит паркет, ламинат. Главное, чтобы они гармонировали с оттенками фона и мебели. Элитная каменная облицовка тоже будет выглядеть стильно. На полу гостиной или столовой вполне уместна будет керамическая плитка, гладкая, не матовая, ровно окрашенная. Цвет пола должен быть темнее, чем общий фон комнаты и гармонировать с другими частями декора.
Использование линолеума вступает в противоречие со стилем.
При создании интерьера в стиле модерн необходимо помнить, что мебельные части – это его опорные точки. Шкафы и буфеты располагаются у стен, образуя, своего рода, колонны, а основой интерьера является центральная композиция. Чаще всего ее роль играет журнальный столик, окруженный креслами, волнообразная софа, яркая композиция из живых цветов. Даже если они расположены не по центру комнаты, они несут основную смысловую нагрузку. Следует отдать предпочтение гарнитурам с округлыми линиями. Центральная композиция должна не только привлекать внимание, в рамках стиля она еще должна быть функциональной.
В интерьер как гостиной, так и кухни хорошо впишется мягкая мебель с витиеватыми закругленными ножками и элементами из кожи. Полка, оформленная в виде ветви или стеллаж из натурального дерева будут отлично смотреться даже на стене ванной комнаты.
Чтобы стиль помещения можно было отнести к модерну, там должно быть много света, электрического и естественного. Основной акцент должен быть на мягком приглушенном свете. Поэтому предпочтение отдается вариантам с настольными лампами, оригинальными светильниками, торшерами.
На потолке можно расположить фоновое освещение, а углы разных частей комнаты оформить разнообразными осветительными приборами. Кроме того, светильники, расположенные по углам небольшого помещения, будут их сглаживать.
Стиль требует, чтобы окна имели плавные округлые формы. Этого можно добиться, соорудив сложную оконную конструкцию или коррекцией геометрии оконного проема с помощью штор.
Рабочую зону комнаты хорошо выделить точечным освещением. В гостиной, кроме настольных и настенных ламп, можно повесить крупную люстру с оригинальными плафонами или тканевым абажуром. Работу осветительных приборов допустимо сделать регулируемой по интенсивности и количеству работающих точек. Приглушенное освещение придаст атмосфере уют.
Использование текстиля внутри различных помещений дома продиктовано их назначением. На окнах спальни, например, будет уместно использовать тонкую тюль, сочетая ее с плотными чуть более темными шторами, несколько подушек, шелковое покрывало, соответствующее общей стилистике.
Гостиная допускает текстиля немного больше. Ковер, диванные подушки, шторы могут быть активным цветовым акцентом, тональность оттенков очень близкая. Для обивки мебели применимо использование кожи. Все текстильные элементы: портьеры, обивка, подушки не должны привлекать к себе излишнего внимания. Они дополняют цвета мебели, нивелируют контрастные переходы.
Ткани, как и орнаменты этого стиля, должны быть легкими и изящными, их фактура должна хорошо отражать свет.
Любые аксессуары, предметы декора должны присутствовать, но их не должно быть много. Забывать о них, для полноты картины, также не стоит. Такими элементами могут выступить:
Хорошим дизайнерским решением для загородного дома будет установка там камина, декорированного разноцветными камнями, деревянными элементами. Ванную комнату неплохо украсить зеркалом нетрадиционной формы, всевозможными морскими деталями, сделать пол из мозаики. Кухню украсят расписные блюда, панно, картины, подставки для утвари.
roomester.ru
Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.)русск. «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
biograf.academic.ru
Модерн - период развития европейского искусства на рубеже XIX-ХХ веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество искусству второй половины XIX столетия. Хронологические рамки искусства модерна очень узки: приблизительно 1886-1914 годы. Модерн - это не один какой-либо стиль, а множество различных стилей и течений, составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж ХIХ-ХХ веков имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности. Несомненно, то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. Однако, несомненно, и другое - именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре XX столетия». Период Модерна можно сравнить и с эпохой XVII-XVIII вв., конечно не по объему созданных ценностей, а по логике развития художественных идей. Так же, как и тогда - классицизм, барокко, рококо и снова неоклассицизм, искусство конца XIX в. обобщало опыт всего предыдущего художественного развития.
Если в следующие годы этот период казался только странным, болезненным и упадочным, то уже через несколько десятилетий, в середине XX в., стало понятно, что, именно, тогда происходили важные процессы накопления и осмысления новых художественных идей, поиска форм, сближения различных видов и жанров искусства. Художники модерна своей дерзостью ломали все привычные границы. Их художественное мышление характеризовалось удивительно быстрым ростом. Поэтому, как заметила А. Русакова, немецкое им выражение «Jahrhundertwende» - «поворот столетий» точнее определяет содержание этого переходного периода, чем традиционное французское «fin de siecle» - «конец века». Тенденция к синтезу художественных достижений предшествующих веков объясняет также, почему для искусства Модерна не существовало какого-либо одного исторического источника, как это случилось, к примеру, с Классицизмом, Неоготическим, или неорусским стилем. Модерн стремился впитать в себя все. Но у искусства модерна были свои предтечи. В их числе часто называют У. Морриса, Дж. Рёскина, английских графиков Крэйна и Блейка.
На искусство модерна возлагались большие надежды. После длительного периода эклектики искали его историко-культурное обоснование. В этом уже было противоречие: с одной стороны - стремление к новаторству, а с другой - оглядка назад. Многие тогда видели в «стиле модерн» некий «венец художественного развития» европейской культуры, единый интернациональный стиль. Волнистые линии орнаментики Ар Нуво сравнивали с крито-микенским искусством. «Модерн» находили у этрусков, в итальянском Маньеризме конца XVI в., в стиле интернациональной или «пламенеющей готики». Модерн сравнивали с рококо, не замечая при этом того художественного разлада, которого не было ни в искусстве древности, ни даже в маньеризме или рококо в период их «классического» развития.
Поэтому, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому периоду, а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс». Не случайно еще в начале века модерн называли не художественным стилем, а «стилем жизни», так как новые веяния пронизывали собой все стороны существования человека. Г.Стернин выдвинул идею, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а таким историко-культурным понятием, как бидермайер. Можно сказать, что бидермайер и модерн это начало и конец целой исторической фазы романтизма». И действительно, Романтизм был главным содержанием «эпохи модерна», так же как он характеризовал период бидермайера начала XIX столетия. Модерн - это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Ведь неоготика была одним из важных стилевых течений искусства модерна. Идеалы модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, флореальное и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное.
Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: флореальное искусство или «Ар Нуво», неоромантическое (национально-романтическое), рациональное или геометрическое, «неопластицизм» или «органическую архитектуру», неоклассицизм.
Все эти течения объединяло общее мировоззрение «fin de siecle», отличающееся, с одной стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой - настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Это приводило к двояким последствиям. Распространению мещанских вкусов, неимоверной пошлости, проникающей даже в творчество выдающихся художников, и утонченного символизма, мистики, изысканности изобразительных средств, ставших доступными потребителям искусства. Все это удивительным образом соединилось в модерне и в целом выражалось в стремлении ко всему необычному, странному, фантастическому, иногда болезненному и отталкивающему. Модерн называли «последней фазой искусства прошлого века, вздохом умирающего столетия». Но бесспорно, но также и то, что модерн ознаменовал собой начало нового искусства. Поэтому «художникам приходилось расплачиваться за модерн, и преодолевать его, и одновременно благодарить за то, что какие-то пути вперед были намечены».
Главной особенностью искусства модерна является то, что новое в нем формировалось, прежде всего, в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. Точно так же в XVIII в.в. эпоху Рококо, творцами нового стиля были живописцы и рисовальщики, подчинившие придуманному ими мотиву рокайля всю архитектуру, скульптуру, мебель. Через полтора столетия новый, но чем-то похожий на все тот же завиток, мотив изогнутых линий, стал определяющим формальным элементом во всех видах искусства. Первый шаг в этом направлении был английскими графиками и архитекторами (Макмардо Артур; Крэйн Уолтер; Имейдж Селвин), затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими художниками. Их объединило общее неприятие отбивших академических норм и попыток реанимировать их за счет возрождения старых стилей. Им представлялся тупиковым путь прерафаэлитов, усилия Дж. Рёскина и У. Морриса по возрождению традиций средневекового ручного ремесла. Они обратились не к прошлому искусства и не к будущему, которого еще не видели, а к природе. Отсюда первое, натуралистическое, «флореальное», течение искусства Модерна. В нем копировались природные формы, прежде всего, растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста - линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов.
В архитектуре изогнутую линию впервые применил бельгиец В. Орта в интерьерах особняка Тассель (1893). В 1895г. ученый-натуралист и художник X. Обрист выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена. Журналисты окрестили эту характерно изогнутую линию «удар бича». С этих пор она стала главным признаком «нового стиля».
Большое значение имело также давнее знакомство бельгийцев и французов с восточным, в особенности японским искусством. Изысканная пластика линий и декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время воздействие на прерафаэлитов, затем Э. Мане и импрессионистов, постимпрессионистов. А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Любимые мотивы художников модерна - морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распушенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.
С 1881г. в Брюсселе О. Маусом издавался журнал «Современное искусство» («L'Art Moderne»). На его страницах впервые появился термин «новое искусство» («L'Art Nouveau»). В 1894г. этот термин сделал программным в своем творчестве бельгийский живописец, а затем архитектор А. Ван де Велде. Этот выдающийся мастер провозгласил знаменитый лозунг «Назад к природе», ставший одним из основных девизов «нового стиля».
утверждал, что естественная эволюция художественного мышления, не нарушаемая искусственными попытками повернуть назад, всегда приводит к появлению нового оригинального стиля. Ван де Велде стремился выразить свое ощущение этого стиля целостно, во всем, от живописи и графики до проектирования зданий, оформления интерьера, мебели, светильников, посуды, декоративных панно, книжных переплетов и даже собственноручно им выполненного платья для своей жены, гармонирующего со всей обстановкой дома. В дальнейшем это стало главным принципом искусства модерна. Сообразуясь с орнаментальной эстетикой «нового стиля», архитекторы вынуждены были задумывать и воплощать свои проекты целиком, вплоть до «последнего гвоздя»: дверной ручки, светильника, оконного переплета или вентиляционной решетки, которая неожиданно могла стать главным декоративным акцентом всего ансамбля. Модерн эволюционировал стремительно, что особенно хорошо видно на примере творчества Ван де Велде. Начав с живописи, он затем бросает «бесцельное изобразительное искусство» и весь отдается стихии орнамента «удара бича».
Но всего через два-три года, как и другие художники, почти полностью освобождается от орнаментальности, которая, казалось, была неотъемлемым свойством стиля, пытается создавать формы без орнаментальной косметики, сами в себе несущие «флореальное» начало. Потом, еще более неожиданно, изогнутые линии вообще исчезают, уступая место прямым углам, плоскостям, квадратам и кругам.
Во Франции произведения художников «нового стиля» пропагандировались благодаря деятельности С. Бинга, открывшего в 1895г. магазин «Maison de L'Art Nouveau», где, наряду с образцами восточного искусства, можно было увидеть изделия Ван де Велде, Э. Грассе, Р. Лалика. Л. К. Тиффани. Выдающимся художником модерна был Э. Галле.
В Австрии модерн называли «сецессион» (от латинского secessio - отделение, уход), так как движение за новое искусство началось с демонстративного выхода группы молодых художников из состава выставочной организации «Glaspalast» («Хрустальный дворец») в знак протеста против рутины академизма. Основателями венского Сецессиона были живописец Г. Климт и архитектор О. Вагнер (1898).
В Германии «новый стиль» назывался «югендштилъ» (молодой стиль) от имени журнала «Jugend», вокруг которого группировались прогрессивно мыслящие художники. В Италии за модерном утвердилось название «либерти» («Liberty») по имени владельца английской фирмы, насаждавшей в этой стране «новый стиль».
На бельгийский и венский модерн сильное влияние оказало как восточное, японское искусство, рекламировавшееся Бингом, так и новое, рациональное и конструктивное искусство шотландцев, в частности Ч. Макинтоша, выставки которого с огромным успехом прошли в 1901 г. в Вене и в 1902-1903 гг. в Москве. Под воздействием прямых линий мебели Макинтоша даже ярый «флореалист» В.Орта сказал: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».
Стилистически многообразно романтическое мышление проявилось в русском модерне. Гениальным архитектором московского модерна был Ф. Шехтель. Но Настроения модерна, так или иначе, захватили всех русских художников, в том числе и многих живописцев. Наиболее ярким Представителем романтики модерна в живописи был М.Врубель. Характерно, что таланты Шехтеля и Врубеля соединились в Работе над особняком 3.Морозовой в Москве (1893).
В этом удивительном здании главная лестница выполнена в романтической стилизации под формы готики, парадный зал - в формах ампира, а гостиная - в стиле рококо (уже четвертого по счету, после периодов «второго» и «третьего рококо» в Европе). Причем эти вымышленные интерьеры обставлялись подлинной музейной мебелью. Это было типично романтическое ретроспективное мышление. Декоративные росписи и витраж Врубеля в особняке Морозовой искусно стилизованы под средневековье. Подобную особенность художественного мышления точнее называть не стилизацией, а историзмом, в котором «готические» формы являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему. Врубель был настоящим романтиком, «рыцарем средневековья», ощущавшимся им не как прошлое, а как живое настоящее.
Для русского модерна было также характерно тесное переплетение жанров и видов искусства. Врубель много занимался майоликой, а о своей картине «Сирень» он сказал, что не хотел бы, чтобы она попала в музей, потому что «музей - это покойницкая», а желал бы видеть ее «вделанной в стену в жилом доме, чтобы она совершенно слилась со стеной». Стремление русских художников к организации целостной «художественно-романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» - знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки, искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Национальные мотивы, стремление к созданию неорусского стиля проявились в деятельности абрамцевского кружка и мастерских Талашкино. Причем характерно, что ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е. Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У. Крэйна или французским Ар Нуво. Это говорит о том, отдельные течения в искусстве Модерна не существовали изолированно, а тесно взаимодействовали. Общие тенденции сближали творчество столь разных художников, как О. Вагнер и Ф. Шехтель, Г. Климт и М. Врубель, А. Ван де Велде и Л. Бакст. Их соединяло настойчивое стремление к эстетизации отдельных формальных приемов: «органогенности», плоскостности, орнаментальности. Вот почему, наряду с термином «период модерна» возможно использование понятия «стиль модерн», объединяющего в себе то новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран.
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период Историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение), геометрический мотив («Венские Мастерские», И. Хоффманн), новые конструкции и свойства новых материалов - стали, стекла, бетона (конструктивное течение). В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений - изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции - «орнаментализации» конструктивных элементов стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.
В искусстве модерна декорация начала отделяться от конструкции и становиться самоцелью. Отсюда безудержная прихотливость орнамента, нарушающего всякую тектонику вещи, на первых стадиях развития искусства Модерна, общая атектоничность композиции - на втором. В более глубоком смысле следование «новому стилю означало стремление к созданию «нового стиля жизни» - художественного «синтеза окружающей человека среды, пространства и времени, в котором он живет, а это воистину задача «Большого стиля». Вот откуда «фанатизм стиля», характерный для человека «поворота столетий». Это объясняет и пристрастие художников модерна к «вечным философским темам бытия», таинственной, часто мрачной символике, ощущению тайны. Ведь создатели нового декора из стилизованных растительных форм Орта, Ван де Велде придающих ему не только формальное, но и символическое значение. Этот декор лишь внешне, хотя подчас и очень «натурально», изображает растения, но, прежде всего символически преображает самые заурядные конструкции из дерева, железа и бетона, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность, пластицизм. Метод художественной стилизации и вывел искусство модерна в разряд романтического. Так, причудливые «цветы» из металла Э.Гимара у входов в парижское метро совершенно новые формы, лишь ассоциирующиеся, но никак не изображающие реальные растения. И даже, когда романтизм выражен, не столь явно, например, в неоклассическом течении модерна, архитектура этого периода выглядит более задушевной и теплой, чем холодный и чопорный ампир начала XIX столетия.
Особое место занимал в искусстве модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начале XX века. В России этот период получил звание «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Изобразительное искусство по своей природе менее подходит для выражения символистских образов, туманных и неясных, поэтому живописцы и графики, считавшие себя символистами, как, например. Ф. фон Штук, часто впадали в салонный, но слащавый натурализм с примесью пошловатых аллегорий, с двусмысленной, примитивной эротикой. Однако в архитектуре символизм принес неожиданные плоды. Наиболее фантастические формы символизм модерна приобрел в Испании, в творчестве гениального архитектора-символиста А. Гауди. Его невероятные, с точки зрения здравого смысла, произведения - нечто среднее между реминисценциями средневековья и плодом сюрреалистического воображения, свойственного национальному католическому мистицизму Испании. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом».
В искусстве модерна с большой силой проявился сентиментализм и пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще последним стилем». Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и рационализмом, прагматизмом технического века. Отсюда все несуразности, противоречия, надломленность и даже порочность многих произведений художников модерна.
В последние годы, накануне первой мировой войны, искусство модерна, главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Возникло течение «модерн-классицизм», или модернизированная классика, представленное в Петербурге творчеством Ф. Лидваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н. Захарова, М. Перетятковича. Это течение близко соприкасалось с возникшим сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально-романтического движения, «северным модерном». Одновременно появились еще более радикальные течения неоклассицизма и конструктивизма, окончательно противопоставившие себя идеалам раннего Ар Нуво. В архитектуре «чистыми классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский. В живописи и графике - В. Шухаев и А. Яковлев. Вместе с тем, правы те, кто считает, что модерн нельзя «модернизировать», включая в него позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из искусства модерна позднее.
Модерн иногда отталкивает натуралистичностью деталей, но в целом это искусство глубоко интеллектуально, поскольку его художники творчески переосмысливают всю историю европейского искусства. Это особенно хорошо видно на примерах рядовой застройки жилых домов петербургского модерна. Их отличает подлинно классическая строгость пропорциональных членений фасадов, но с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры, майоликовые фризы, сильный вынос кровли на кронштейнах, ассоциирующийся с итальянской архитектурой, мелкая расстекловка окон, часто трапециевидных или с закругленными углами и нарядными наличниками - парафраз северного, «петровского барокко», такого родного для Петербурга. А многочисленные декоративные детали: рельефы и скульптурные маски на «замковых» камнях, «ренессансная» рустовка, декоративные решетки, светильники, обелиски, башни, шпили, как будто, рассказывают о том историческом пути, который прошла вся европейская архитектура).
Таким образом, искусство модерна завершило вначале XX в. свой стилистический цикл развития и, по мнению многих исследователей, вообще «классический» период романтизма европейского искусства. Многие убеждены, что художники модерна так и не смогли решить поставленные ими же грандиозные задачи по созданию нового «большого стиля» и потому модерн так, и остался переходным периодом. Но ведь и художники следующего поколения не смогли создать свой стиль. Их отказ от идей модерна стал отказом вообще от идей художественности и привел к модернизму: конструктивизму, функционализму, абстрактивизму. В этих течениях исчезло человеческое, художественно-образное содержание искусства и прервалась «связь времен». Об этом с горечью писал в 1917г. Н. Бердяев в статье «Кризис искусства»: «То, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще оттого, что не есть уже искусство». Вот почему, несколько парадоксально, мы все же называем искусство модерна «последним большим художественным стилем».
interior-in.ru
Стиль модерн (в переводе - современный) зародился в конце девятнадцатого века в Европе. Он пришел на смену стилю эклектики, который заключался в повторении более старых различных стилей. Основной чертой модерна было то, что он был основан на новых художественных приемах и не цитировал предыдущие стили. Главные особенности стиля модерн – это асимметрия, художественные орнаменты, криволинейность и неровные контуры. Элементы стиля модерн завоевали огромную популярность среди архитекторов, художников и дизайнеров конца девятнадцатого века. Самый значимый год в истории стиля модерн – это 1900. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стиль модерн завоевал мировую славу.
Мода на стиль модерн вернулась в начале двадцать первого века. Многие деятели искусства вносят в свои произведения элементы стиля модерн.
Многие здания начала двадцатого века, сооруженные в стиле модерн, на сегодняшний день признаны памятниками архитектуры. Дома в стиле модерн сочетали в себе природную красоту и функциональность. Отсутствие прямых углов, использование стекла и металла, изогнутые и плавные линии – это основные черты стиля модерн в архитектуре. Первым, прославившемся архитектором, который творил в этом стиле стал представитель Бельгии Виктор Орта. Его проекты имели неровные, многим казавшиеся фантастическими формы. В качестве несущих конструкций архитектор использовал металл, для внешней и внутренней отделки – элементы из стекла. Каждый элемент в здании гармонично вписывался в общую композицию. Во Франции первооткрывателем стиля модерн в архитектуре был Эктор Гимар. Этот архитектор проектировал в стиле модерн некоторые станции парижского метро.
Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой. Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Наиболее популярные узоры для платьев в стиле модерн – вьющиеся растения, водоросли, цветы и листья.
Важную роль играли ткани – одежда в стиле модерн выполнялась из фактурных тканей, которые украшали камни и бисер. Платья дополнялись украшениями в стиле модерн – крупными браслетами и серьгами, а также огромными шляпами.
Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры. Силуэты, цветы, растительные орнаменты, плавные абстракции – это главные особенности стиля модерн в искусстве. Мировое признание получили многие деятели искусства, творившие в этом стиле – Гоген, Климт, Мунк, Врубель и другие.
Стиль северный модерн – это отдельное направление в архитектуре модерна, которое было сосредоточено в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Риге и Хельсинки в начале двадцатого века. Главная особенность этого стиля – это гармонично подобранные искусственные и естественные отделочные материалы. Гранит, кирпич, фактурная штукатурка украшались орнаментами флоры северных стран.
womanadvice.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений