Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Ампир в интерьере исторических и современных помещений. Интерьеры в стиле ампир 19 века


Ампир: интерьер, архитектура, материалы и детали предметов декоративного стиля

Дата: 02.09.2015 , Обновлено: 02.11.2017

В 1804 году Бонапарт назвался императором Наполеоном I и ввел в моду декоративный стиль ампир с древнеримскими мотивами. Все в этом “стиле империи” прославляло императора. В России ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха.

  • Жан Огюст Доминик Энгр, “Портрет Наполеона на императорском троне”, 1806. Справа: ваза с фрагментом картины Жака Луи Давида “Наполеон на перевале Сен-Бернар”, 1811, Лувр.

  • Джордж Доу, портрет Александра I, 1824. Справа: ваза “Россия”, Императорский фарфоровый завод, 1828, Государственный Эрмитаж.

  • Архитектура

    Главная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье. 

  • Триумфальная арка, Шарль Персье и Пьер Фонтен, 1806–1807, Париж.

  • Нарвские триумфальные ворота, Василий Стасов, 1827–1834, Санкт-Петербург.

  • Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра.

  • Вандомская колонна, Луи Огюст Лепер и Жак Гондуэн, 1806–1810, Париж.

  • Александрийская колонна, Огюст Монферран, 1834, Санкт-Петербург.

  • Интерьер

    Главные художники французского имперского стиля Шарль Персье и Пьер Фонтен были талантливыми декораторами и употребили свой талант в основном на создание интерьеров и дизайн мебели. 

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    В России архитекторам, работавшим в стиле ампир, равно удавались все формы – от мебели до дворцов. Главные “мастера на все руки” – итальянец Карл Росси и француз Огюст Монферран. Единственный русский “многостаночник” – Андрей Воронихин.

  • Интерьер Белоколонного зала, Михайлов­ский дворец, Карл Росси, 1819–1825, Санкт-Петербург.

  • Адмиралтейство, реконструкция  Андреяна Захарова, 1805–1819, Санкт-Петербург.

  • Материалы

    В 1801 году Персье и Фонтен выпустили книгу “Собрание эскизов для украшения интерьера”, которая послужила образцом для мебельщиков и декораторов всей Европы. Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. Французскую ампирную мебель, как правило, изготавливали из красного дерева, в отделке активно использовали бронзу и мрамор. 

  • Консоль, мрамор, Франция, начало XIX века.

  • Кабинет Жозефины, красное дерево, мастер­ская братьев Жакоб, Франция, 1809.

  • Русские мастера вместо заморского дерева махагони (вид красного дерева) использовали для производства мебели карельскую березу, ясень, тополь. Для столешниц с Урала доставляли малахит, лазурит и другие поделочные камни. Роль бронзовых накладок на деревянной мебели исполняла резьба, покрытая позолотой.

  • Консоль, Россия, Петергофская гранильная фабрика, начало XIX века, Государственный Эрмитаж.

  • Секретер, массив карельской березы, Россия, начало XIX века.

  • Детали

    Персье и Фонтен создали для ампирного декора строгую систему образов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    В России он продержался до середины XIX века. Самобытность русского ампира проявилась в деталях: сочетание позолоченной резьбы с деревом, выкрашенным в белый цвет, считается изобретением русских мастеров, как и многоцветная обивка – у французов обивки были в основном однотонными или уж с лавровыми венками.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Египетские мотивы

    После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Соответственно, мебель покрылась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    В изделиях русских мебельщиков эти элементы “обрусели”: крылатые сфинксы у стола-консоли бровасты и пышногруды, как наша сказочная птица сирин.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметта и акант

    Два главных ампирных орнамента имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. 

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. <br />
Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    А пальметта, веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань все той же восточно-египетской моде.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Звериные мотивы

    Еще один верный признак ампира – звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными “ампирными” животными. 

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца <br />
в Павловске, 1803–1804.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца в Павловске, 1803–1804.

    Кариатиды

    Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классичной, симметричной и суховатой. А кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. 

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    На их деревянных или бронзовых плечах покоится большая часть всех столешниц, изготовленных в эпоху ампира, – настолько архитекторы и мебельщики этого периода любили девушек в туниках.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Лавровый венок

    Лавровый венок – универсальный символ триумфа, победы и власти. Имперский стиль, конечно же, не мог не воспользоваться таким понятным образом. 

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Изображая лавр, художник всегда имел в виду императора. Александра I предпочитали увенчивать “портретно”. А Наполеона узнавали даже по пчеле.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    www.admagazine.ru

    Стиль ампир в архитектуре России 19 века

    Ампир – стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства, который является завершающим этапом позднего классицизма.

    Родиной этого направления стала Франция, однако оно быстро распространилось в других государствах, в том числе и на территории России. Ампир в архитектуре России нашел свое отражение в лучших достопримечательностях того времени.

    Здания в стиле ампир в архитектуре России

    Ампир в России в 19 веке наиболее ярко проявил себя в архитектуре, дизайне интерьеров и декоративно-прикладном искусстве столицы Российской империи. Ампир по праву называется «королевским» или «имперским» стилем, так как он был призван передать всю могущественность и величественность государства.

    Историки отмечают достаточно интересный факт: в России быстро и легко прижился стиль наполеоновской эпохи в стране, победившей Наполеона Бонапарта. Однако это обстоятельство можно легко объяснить, ведь известно, что в Российской империи была мода на все французское, при этом ампирная архитектура действительно выглядела роскошно и шикарно.

    Стиль ампир в русской архитектуре стал известный благодаря императору Александру I. Правитель Российской империи очень часто приглашал в страну архитекторов-иностранцев. Архитектуру того времени нередко называют «александровским классицизмом». Специалисты говорят о том, что русский ампир имел существенные отличия от европейского.

    Они проявлялись, прежде всего, в том, что это направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России известно применением классических ордерных систем. Главной характерной особенностью направления было сочетание геометрически правильных форм, а также гармоничное слияние торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепнины, как основного элемента декора.

    Главная цель применения ампира в архитектуре России 19 века – отражение патриотизма страны, воинской славы и национального подъема. Исходя из этого, практически все сооружения в Российской империи того времени отличалась торжественностью, помпезностью и строгостью геометрических форм одновременно. Для русского ампира так же, как и для наполеоновского, характерным является использование изображений римских щитов, факелов, стрел, лавровых венков, львиных лап, орлов.

    Стиль условно делиться на две большие группы – петербургский (столичный) и московский (провинциальный). Здания в стиле ампир в России носили черты одного из этих двух разновидностей популярного направления в искусстве. Однако в процессе возведения сооружений государственного значения применялись исключительно элементы столичного ампира.

    Архитекторы – представители стиля русский ампир

    В развитии ампирного искусства в России большую роль сыграли несколько талантливых архитекторов одновременно. Андрей Никифорович Воронихин – один из выдающихся архитекторов, основоположников русского ампира в Российской империи. Он разрабатывал не только проекты зданий, но и продумывал до мелочей декор интерьера, мебели и даже подбирал осветительные устройства, добиваясь цельности образа.

    Главными работами мастера в период активного развития русского ампира стали Казанский собор и Горный институт.

    Особый интерес для истории архитектуры представляет собой Казанский собор, здание которого возводилось по проекту собора Святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини.

    Известны и другие архитекторы русского ампира, которые подарили государству уникальные памятники декоративно-прикладного искусства. Карло Антонио де Росси – знаменитый российский архитектор, имеющий итальянское происхождение. Мастер смог в своих работах максимально точно передать триумфальный, державный настрой империи.

    Первым проектом Карло де Росси стала парадная набережная от Зимнего дворца до Сенатской площади.

    Также под руководством этого архитектора были возведены такие архитектурные памятники в стиле ампир, как дворец императрицы Марии Федоровны на Елагином острове, ансамбль Дворцовой площади, Синода.

    Стиль ампир в архитектуре России ярко проявился в таком сооружении, как Александровская колонна. Над ее созданием работал архитектор О. Монферран по замыслу К. Росси.

    Еще одним не менее знаменитым архитектором, представителем русского ампира, является Василий Петрович Стасов. Он стал автором гвардейских соборов – Спасо-Преображенского и Свято-Троицкого.

    Кроме того, Стасову принадлежит работа над созданием двух Триумфальных ворот в Петербурге.

    К числу архитектурных памятников ампирной эпохи в России принадлежит Исаакиевский кафедральный собор. Для его возведения императором Александром I был приглашен архитектор из Франции Огюст Монферран. Впоследствии он стал одним из основоположников русского ампира на территории России.

    В XIX веке в Российской империи были известны и другие талантливые архитекторы. Это такие мастера, как Доменико Жилярди, Андрей Захаров, Осип Бове, а также скульпторы Феодосий Щедрин и Иван Мартос.

    domosedi.ru

    Нестандартный стиль Empire — «Лермонтов»

    История появления стиля АмпирМодный штрихЭстетика украшенийЛаконичность фарфора в стиле АмпирСеребро и бронза в стиле АмпирИнтерьер и предметы обстановки периода ампир

    Развитие общества происходит по объективным законам, и категории причин и следствий никто не отменял. Поэтому, когда в начале XVIII века случайно нашли город Геркуланум, а позднее Помпеи, стало совершенно естественно, что это приведет к рождению нового стиля в искусстве. Интерес к античности, изучение архитектуры, предметов обихода и украшений позволили понять, сколь велики были возможности древней культуры. Желание возродить ее величие совпало с правлением Наполеона, жаждущего провести параллель с правителями древности. Так во Франции появился стиль ампир –торжественный, величественный, монументальный, который распространился по всему миру и завоевал особую популярность в России.

    Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг. Проводя сравнение своей персоны с римскими властителями, император четко озвучивал свои желания, регламентируя моду, искусство, литературу.

    Так, чувствуя привязанность Наполеона к роскоши, живописец Жак Луи Давид для своих полотен, восхваляющих императора, заказывал особую мебель, что весьма пришлось по душе Наполеону. «Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри» (1812), «Коронация Наполеона» (1808) – полотна, положившие начало мощному этапу классицизма – ампиру. Стиль поступательно проник в архитектуру, интерьер, отразился на платье, нашел отклик в декоративно-прикладном искусстве.

    Портсигар в стиле ампир. Серебро 84. Российская империя

    Портсигар в стиле ампир. Серебро 84. Российская империя

    Ажурное ведерко. Серебро 800. Австро-Венгрия

    Ажурное ведерко. Серебро 800. Австро-Венгрия

    Ложка сервировочная. Серебро 950. Франция

    Ложка сервировочная. Серебро 950. Франция

    10 900 a

    Франция

    Апартаменты, возведенные в стиле ампир, отличаются монументальностью, геометрической правильностью объемов, целостным восприятием фасада. Первые дворцы, перестроенные для Наполеона – Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр, Тюильри. И без того роскошные хоромы были частично трансформированы: утяжелены ордерной системой, арками, изменился интерьер помещений.

    Наполеон любил Фонтенбло, именно там он решил поселиться. Когда император переехал в замок, то обнаружил только стены, поэтому с энтузиазмом принялся за его обустройство. Убранство замка преобразилось: стены обивались гобеленами, расписывались фресками на героическую тематику, полы застилались коврами. Интерьеры украшались знаменитым растительным орнаментом – пальметтами, арабесками, а также встречались основы военной атрибутики: мечи, миндалевидные щиты, гербы с орлами.

    Император Франции предпочитал королевский размах, именно Наполеон дал новый виток развитию классицизма, породив стиль ампир, утверждавший императорское величие. Мебель соответствовала обстановке: массивная, золоченая, обитая китайскими гобеленами яркой расцветки безукоризненного качества. Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. После триумфа Наполеон мог позволить себе безмерные траты на благоустройство, надеясь восседать на троне вечно.

    Бонапарт любил и Тюильри, где он обосновался в 1799 году, объявив своей резиденцией и принявшись к сооружению северного крыла. Главный вход он усложнил триумфальной аркой, ставшей в этот период отличительной чертой стиля. Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях. Задуманное как гимн славных заслуг Наполеона, сооружение прославляет победы полководца и его армии. Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров.

    В 1806 году Наполеон решает построить на месте церкви Мадлен (Святой Марии Магдалины) античный храм, который будет посвящен военной славе героев империи. Церковь окончательно была возведена только через 80 лет, основателю не довелось увидеть окончания строительства, которое и сегодня отличается монументальностью, поражает масштабами, являясь ярким показателем стиля, ушедшего вместе со своим кумиром.

    Чайник SWS. Серебро 925. Англия

    Чайник SWS. Серебро 925. Англия

    Чайно-кофейный сервиз Roussel Fils amp Cie. Серебро 950. Франция

    Чайно-кофейный сервиз Roussel Fils amp Cie. Серебро 950. Франция

    190 000 a

    Чайный сервиз Е. Puiforcat. Серебро 950. Франция

    Чайный сервиз Е. Puiforcat. Серебро 950. Франция

    Россия

    Российская империя приняла ампир, как стиль, способный отразить величие народа, отстоявших независимость. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. П. Стасов), Михайловский дворец (К. Росси). Отличительные признаки данного стиля - роскошь, использование ценных натуральных материалов, обилие в интерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей, напоминающих об античных храмах и дворцах.

    Ампир настолько пришелся ко времени, настроению и вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцов и распространился по всей России. Повсеместно комнаты стали украшаться тяжелыми драпировками, золотой и бронзовой инкрустацией мебели: ножки и подлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромные кровати с балдахином, ножки столов напоминают резные колонны. Величавость форм, размах пропорций, некая эпатажность словно притягивали к себе, поэтому ампир нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре, мебели и светильниках, фарфоре и живописи, моде и ткани, изделиях из стекла, стали и камня.

    Нельзя сказать, что стиль был ограничен лишь двумя государствами, элементы его проникли в другие страны, например, в Великобритании его называли «регентским», но явный расцвет он получил лишь там, где удовлетворял амбиции императоров-победителей.

    Модный штрих

    Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. С 1801 года в платьях преобладает греческий орнамент, а чуть позднее к нему добавился этрусский и египетский. Женские платья стали немного короче, а к 1810 новым дополнением к нему становится меховое пальто. Но шиком считались кашемировые шали из Египта, производство которых поддерживала жена Наполеона Жозефина Богарнэ. Типичное платье эпохи ампир – с овальным вырезом, с собранными фонариком рукавами, высоко подпоясанное, дополненное широкой шалью, расшитой по краям.

    Empire-1.jpgEmpire-2.jpgEmpire-3.jpg

    Мужской костюм тоже видоизменяется: становится более сдержанным, ценится хороший крой, элегантность, великолепие. Обувь продолжает нести отпечаток античности: низкая, плоская, без каблука, популярны переплетенные из ремешков сандалии.

    В этот период открываются модные салоны, появляются первые дома моды, начинают писать про особенности костюма, а при дворах высоко ценятся портные, которые не только обшивают весь двор, но вводят парфюмерию и оригинальные аксессуары.

    Эстетика украшений

    Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Изделия сдержанны, геометрически точны, украшаются гирляндами из лавровых листов, древнегреческим орнаментом. Упор делается на камни, предпочтение отдается бриллиантам, и даже если используются жемчуг, изумруд, рубин, сапфир, то обрамлением для них все равно служат мелкие диаманты. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи. Ювелиры изготавливают драгоценности к определенному гардеробу, поэтому единая композиция объединяет гребни для волос, тиары, ожерелья, висячие серьги, пряжки для пояса.

    Empire-4.jpgEmpire-5.jpgEmpire-6.jpg

    В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Считалось, что женщины, носившие камеи, находились под покровительством Афины, поэтому дочери Императора, высокородные княжеские персоны обязательно имели при себе такое ювелирное украшение, как символ совершенства и власти. Художественная резьба по камням впечатляет. Мастеру удается увидеть образ в камне, а затем столь тонко его вырезать, передать настроение на миниатюре. Камеи в стиле ампир гармоничны, не перегружены декоративными элементами, изящны и самодостаточны природной красотой.

    Empire-7.jpgEmpire-8.jpgEmpire-9.jpg

    Лаконичность фарфора в стиле Ампир

    Не обошли стороной новые веяния и декоративно-прикладное искусство – севрский фарфоровый завод моментально отреагировал на запросы светского общества, видоизменив форму и внешнее оформление предметов. Севрская фарфоровая мануфактура во Франции и в настоящее время подчиняется Министерству культуры, а 200 лет назад полностью находилась под покровительством Императора.

    Специально для Наполеона изготавливались вазы огромных размеров, столовые сервизы с изображением его сцен военных побед. Изделия щедро покрывались позолотой и украшались узнаваемым египетским орнаментом.

    Empire-10.jpgEmpire-11.jpgEmpire-12.jpg

    Изделия Севрского фарфора, созданные в начале XVIII века, поражают величием и торжественностью. Даже при первом взгляде они существенно отличаются по форме, цвету, декорированию. Формы вазонов монументальны, основательны; преобладают зеленые, голубые, пурпурные цвета, утяжеленные позолотой. Декор предметов выразительный с элементами античных барельефов.

    Наполеон имел полное основание гордиться победами, поэтому любил, чтобы успехи были задокументированы не только на бумаге, но и напоминали ему и окружению об этом постоянно. Так появляется фарфоровая посуда, где изображался Император, полководцы, зарисовки жизни в походе. Безукоризненного качества керамические изделия расписывались вручную лучшими художниками, работавшими на фабриках.

    Empire-13.jpgEmpire-14.jpg

    В это время выпускается знаменитый Олимпийский сервиз из 166 предметов, который был подарен Александру I в дань уважения и примирения между государствами. На напольных вазонах, вазах для цветов, столовых предметах запечатлены картины античного мира. Пурпурная окаемка с золотым растительным орнаментом – отличительная особенность шикарного набора. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М. В. Жакото, Ж. Жорже, А. А. Адам), которые полагались на работы Рафаэля, Давида, Энгра, либо черпали вдохновение из египетских фресок. В технологии использовалась надглазрурная роспись, золочение, элементы скульптурной моделировки. Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля.

    Empire-15.jpgEmpire-16.jpgEmpire-17.jpg

    Отличительными чертами ампира можно назвать связь с историей, излишнюю декоративность, смешение разных стилей: египетского/римского/турецкого.

    Знаменитый Египетский сервиз, созданный в 1806 году во Франции, отличается от стандартных фарфоровых образцов в первую очередь тематикой сюжета. В его основу легло “Voyage dans la Basse et la Haute Egypte pendants les campagnes du general Bonaparte”, появившееся в 1802 благодаря участнику похода, писателю и художнику В-Д Денону. На предметах набора нет ни одной выдуманной надписи или рисунка – все является калькой египетских надписей и барельефов. Сервиз, созданный из лучших пород известняка и гранита, теплый по цвету, искусно расписан натуральными красками, и сегодня не потерял первоначальный колорит и блеск. Формы вазонов напоминают амфоры, а в орнаменте используется характерная растительность: лепестки лотоса, как символ божественной силы и олицетворение солнца, дающего жизнь, тростник, лилия. Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее.

    Empire-18.jpgEmpire-19.jpg

    Empire-20.jpg

    Российский ампир несет на себе все черты, установленные стилем с уклоном на национальную особенность. Наставниками для императорского фарфора в России служили французские учителя и художники. Отличие, безусловно, было в том, что тематикой являлось прославление Александра I и его побед. Гимном победы народа 1812 года стал знаменитый «Гурьевский» сервиз, а также «военные тарелки», на которых прописывались портреты солдат и офицеров разных войск.

    Empire-21.jpgEmpire-22.jpgEmpire-23.jpg

    Empire-24.jpg

    Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом. Но его специфика – темы для сюжетов. Сервиз отражает жизнь простого народа, его костюм, характерную деятельность, предметы быта и труда, развлечения крестьянских детей. Интересны вазы, основанием которых были крестьянские девушки, наподобие древнегреческих жриц. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д.А. Гурьева. Сервиз украшали русские и французские живописцы, используя надглазурную полихромную роспись с позолотой.

    Кроме сервизов российскими и европейскими заводами выпускалось огромное количество отдельных ваз, коллекционных тарелок, каминных часов, украшающих сегодня государственные и частные коллекции.

    Российская империя, Москва, завод Попова, 1810-1849 годы

    Российская империя, Москва, завод Попова, 1810-1849 годы.

    Фарфоровые каминные часы, Франция, ампир, 19 в

    Фарфоровые каминные часы, Франция, ампир, 19 в.

    Завод Попова, 1811-1860 гг

    Завод Попова, 1811-1860 гг.

    Русская чайная пара в стиле ампир с характерной военной атрибутикой в красно/золоченом орнаменте.

    Фарфоровый завод Гарднера, около 1820

    Фарфоровый завод Гарднера, около 1820

    На чайной паре в стиле ампир портрет Александра I в мундире, с орденоносной лентой. Предметы расписывались Ф. Жераром, украшены небольшими скульптурными листьями в золоченой окантовке по фону кружки и блюдца.

    Серебро и бронза в стиле Ампир

    Императорский стиль как нельзя лучше подошел изделиям из бронзы. Их формы отличаются простотой, поверхность тонирована патиной, а декор походит на античные фрески: головы или фигурки, напоминающие камей в окружении завитушного узора, подлинных символов, переплетенных рогов изобилия. Орнамент исполнен безупречно, поддерживая статус Empire.

    Подсвечники, вторая половина XIX века

    Подсвечники, вторая половина XIX века.

    Подсвечники выполнены в стиле ампир из патинированной бронзы. Основная форма как нельзя лучше передает античные колонны. Стволы подсвечников украшены изящной капителью, а резьба по подсвечнику позволяет отсветам огня играть по вырезанным дорожкам. Головы льва, лежащие в основании, олицетворяют связь прошлого и будущего, являясь наиболее типичным атрибутом египетской культуры.

    Шикарны бронзовые люстры в стиле Ампир. Крупные, более метра в высоту, они состояли из множества подсвечников и рассчитаны были на огромные залы. Декоративность, скульптурные элементы делали предмет не столько утилитарным, сколько произведением искусства.

    Люстра из двенадцати рожков. Фарфор, золоченная и патинированная бронза. Париж, 1895

    Люстра из двенадцати рожков. Фарфор, золоченная и патинированная бронза. Париж, 1895

    Предметы из серебра этого периода нередко копировали форму и рисунки мраморных изделий и керамики древней Греции, Египта и Римской империи. К примеру, знаменитые Уорикская, Букингемская и Портлендская вазы, найденные в конце18-го века при раскопках в Греции, воплощаются в серебре и становятся объектами подражания для многих ювелиров. Утонченный, нередко плоский тесненный или гравированный декор первой половины Неоклассицизма, в изобилии сменился более крупными архитектурными мотивами и объемными литыми украшениями в античном духе: лавровые гирлянды и венки, листья аканта, головы и лапы орлов, лебедей, пантер, сфинксы, женские фигуры и маски, подобные древнегреческим. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. Принципы архитектурных классических форм и пропорций ярко воплощаются в подсвечниках и канделябрах: популярные модели дорической, ионической и коринфской колонн, гладкие, рельефные, прямоугольные, многогранные, прямоугольные, напоминающие египетские обелиски. Серебряная столовая посуда по-прежнему сохраняет изящные очертания античных сосудов, но появляются, напоминающие глобус или тыкву, шарообразные предметы.

    В производстве посуды широкое применение получают новые технологические методы обработки металлов, наилучшим образом подходящие для геометрических и симметричных форм, присущих Неоклассицизму. Это позволило значительно увеличить количество элегантной посуды из тонкого светлого серебра или посеребренных сплавов, поскольку спрос на подобную продукцию в имперский период небывало возрос. Листопрокатный стан семьи Бейтмена, производил большое количество тонких серебряных пластин, легко поддающихся резке, плавке, закручиванию и сгибанию. Подобных свойств и высокого качества пластины, только в сочетании с медью производились на предприятии в Шеффилде. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке.

    Серебряное блюдо, в котором множественно повторен мотив рога изобилия. Christian Ludewig Kuhfeldt, Берлин, 1830 г.

    Серебряное блюдо, в котором множественно повторен мотив рога изобилия. Christian Ludewig Kuhfeldt, Берлин, 1830 г.

    Французский набор для масла и уксуса, выполненный из серебра и хрусталя. 1830 г.

    Французский набор для масла и уксуса, выполненный из серебра и хрусталя. 1830 г.

    набор из Льежа для масла и уксуса, сделанный из серебра со стеклянными графинчиками. 1830 г.

    Еще один набор из Льежа для масла и уксуса, сделанный из серебра со стеклянными графинчиками. 1830 г.

    Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г. Empire-35.png

    Empire-36.png

    Классические модели французских серебряных соусников периода империи с ручками, сделанными в виде голов пантеры, грифона и лебедя. Около 1830 г.

    Серебряная емкость для подачи овощных блюд. 1803 г.

    Серебряная емкость для подачи овощных блюд. 1803 г.

    Бранденбургская супница. Гладкая поверхность, приподнятые ручки, высокая крышка хорактерны для столового серебра имперского стиля. 1801 —1803 гг.

    Бранденбургская супница. Гладкая поверхность, приподнятые ручки, высокая крышка хорактерны для столового серебра имперского стиля. 1801 —1803 гг.

    Серебряная, с проозрачной стеклянной вставкой конфитюрница и двенадцать ложек в наборе. Париж, около 1830 г.

    Серебряная, с прозрачной стеклянной вставкой конфитюрница и двенадцать ложек в наборе. Париж, около 1830 г.

    Empire-40.pngEmpire-41.png

    Два кофейника с характерными для стиля Ампир туловами в форме античных ваз и основанием в виде треножника, литыми украшениями-пальметами, пунктирным узором по линии окружности горлышка и носиками, со стилизированой головкой льва и лебедя. Работа Д. Г. Гарро, Париж, 1819 — 1830 гг.

    Серебряный самовар в стиле Ампир. 19-й век

    Серебряный самовар в стиле Ампир. 19-й век

    Серебряный набор для чая и кофе работы Victor Saglier в стиле Ампир. Середина 19-го века

    Серебряный набор для чая и кофе работы Victor Saglier в стиле Ампир. Середина 19-го века

    Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.

    Емкость с крышкой в форме античной урны работы Jean Nicolas Boulanger. Изогнутые ручки украшены головками дельфинов. Серебро, стекло. Приблизительно 1810 г.

    Серебряная конфитюрница работы Герберта Денуайе в виде треножника стремя крылатыми кариатидами

    Серебряная конфитюрница работы Герберта Денуайе в виде треножника стремя крылатыми кариатидами. В наборе 12 золоченых ложек. Смешаны египетский и эллинский стили. 1820-1832 гг.

    Самовар из золоченого серебра в египетском стиле

    Самовар из золоченого серебра в египетском стиле, выполненный лондонскими мастерами Д. Скооттом и Б. Смитом в 1806 г. Три фигурки сфинксов поддерживают тулово самовара и опираются лапами на треножник

    Трофейный кубок Данкастера из золоченого серебра, созданный Ребекой Имс и Эдвардом Баркардом в 1828 г

    Трофейный кубок Данкастера из золоченого серебра, созданный Ребекой Имс и Эдвардом Баркардом в 1828 г. Вакханальные фигурки в орнаменте и змеевидные ручки нередко использовались как для выставочного, так и для домашнего серебра

    Эскизы из альбома Херста для Шеффилдских пластин отражают образцы для подсвечников

    Эскизы из альбома Херста для Шеффилдских пластин отражают образцы для подсвечников в форме дорической (слева), ионической (средний рисунок) и наиболее декоративной коринфской колонн.

    Интерьер и предметы обстановки периода ампир

    Фрагмент оформления потолка и стен в зале времен Empire

    Фрагмент оформления потолка и стен в зале времен Empire

    Кресло, сделанное для Нея, маршала Наполеоновской армии. Jacob-Desmalter, 1800-е года, Париж

    Кресло, сделанное для Нея, маршала Наполеоновской армии. Jacob-Desmalter, 1800-е года, Париж

    Колыбель для новорожденного герцога Бордо, работы Жана-Франсуа и Франсуа Томаса Denière Matelin, Париж

    Колыбель для новорожденного герцога Бордо, работы Жана-Франсуа и Франсуа Томаса Denière Matelin, Париж

    Туалетный столик, 1820-1830 гг.

    Туалетный столик, 1820-1830 гг.

    Секретер-бюро, 1804-1815 гг., Франция

    Секретер-бюро, 1804-1815 гг., Франция

    Комод, приписывается работе Йозефа-Мари Бенара, 1820 года, Париж

    Комод, приписывается работе Йозефа-Мари Бенара, 1820 года, Париж

    Амуры и Психеи. Консольный стол с каминными часами, 1799 г., Франция

    Амуры и Психеи. Консольный стол с каминными часами, 1799 г., Франция

    Пьедестал. Стол-подставка. Jacob-Desmalter

    Пьедестал. Стол-подставка. Jacob-Desmalter

    Табурет работы Бернара Пойе, 1805 г

    Табурет работы Бернара Пойе, 1805 г.

    Опочивальня Наполеона в Большом Трианоне, дворце, расположенном в северо-западной части Версаля

    Опочивальня Наполеона в Большом Трианоне, дворце, расположенном в северо-западной части Версаля

    Приемная Наполеона во дворце Фонтенбло

    Приемная Наполеона во дворце Фонтенбло

    Спальня императора, Шато-де-Фонтенбло, Франция

    Спальня императора, Шато-де-Фонтенбло, Франция

    Одна из комнат императрицы Жозефины в Шато-де-Мальмезон

    Одна из комнат императрицы Жозефины в Шато-де-Мальмезон

    Салон du Conseil во дворце Мальмезон

    Салон du Conseil во дворцеМальмезон

    Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

    Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

    Парадная спальня Полины Боргезе, 1804 г. Британское посольство, Париж

    Парадная спальня ПолиныБоргезе, 1804 г. Британское посольство, Париж

    Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

    Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

    Акварельный эскиз кровати с балдахином Бенджамина Готхольда для Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтейна

    Акварельный эскиз кровати с балдахином Бенджамина Готхольда для Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтейна

    Ранний Ампир. Стул из дворца Мальмезон, с подлокотниками в виде лебедей

    Ранний Ампир. Стул из дворца Мальмезон, с подлокотниками в виде лебедей, спроектирован Персье и Фонтеном для императрицы Жозеефины в 1880 г. Форма стула заимствована от древнегреческой мебели, а мотив лебедей, придающий стулу величие, от римской имперской.

    Эскиз комода из «Сборника декора интерьеров» Перрсье и Фонтена

    Эскиз комода из «Сборника декора интерьеров» Перрсье и Фонтена работы Б. Молито (1811 г.) отражают монументальность и важность фронтального дизайна стиля Ампир. Ножки в виде лап животного присущи мебели раннего Ампира, а кубической формы характерны для позднего периода.

    Ничто не оставалось в течение веков неизменным. Стиль ампир, вобравший в себя таинственность египетской культуры, не раз возвращался, а в наши дни, в прямом смысле слова, переживает свое возрождение.

    lermontovgallery.ru

    Стиль ампир в архитектуре 19-го века и современной. Примеры зданий, фото

    В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве - ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика - монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник - классицизм - был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.Ампир в архитектуре

    Происхождение стиля

    Ампир в архитектуре - это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика - лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье. Ампир в архитектуре РоссииПосле похода Наполеона в Египет в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.

    Идеология стиля

    Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний. Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему. В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».Ампир в архитектуре примеры зданий

    Имперский стиль в России

    Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси - русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.Ампир в архитектуре Санкт-Петербурга

    Завершение эпохи классицизма

    Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. – все это отличало ампир. Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков. В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.

    Стиль ампир

    Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.

    На смену изысканности и тонкости

    С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю. Имперский стильПосле революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.

    Санкт-Петербург

    Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях. Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга - это известные Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств. Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и А. Д. Захаров, В. П. Стасов и другие.

    Яркий пример стиля ампир

    Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических. Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью. Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.

    Завершающий «аккорд» русского ампира

    Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.

    Ампир

    Закат «золотого века»

    Таким образом, эпоха стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная сооружением двух наиболее грандиозных памятников — зданиями Казанского и Исаакиевского соборов, завершила тот этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений зодчества. Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке еще только начинался, то в русской архитектуре он близился к закату.

    fb.ru

    Характерные черты стиля ампир в архитектуре и интерьере

    Ампир – популярный стиль, возникший в XIX веке и ориентированный на образцы античного искусства.

    Характерными чертами ампира является тяжеловесность, четкость форм, роскошность, величественность, богатство.

    Это направление отразилось на всех сферах человеческой жизни, но ярче всего прослеживаются характерные черты ампира в архитектуре и дизайне интерьера помещения.

    Характерные черты «королевского» стиля ампир

    Ампир называется «королевским» стилем, в XIX веке его использовали для передачи величия правительства Франции и значения подвигов наполеоновской армии. Неотъемлемыми атрибутами того времени были колонны, пилястры и консоли.

    Если обратиться в далекое прошлое, чтобы узнать, каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира, очевидным становится, что это направление известно своей помпезностью, парадностью и торжественностью.

    Основными декоративными элементами при возведении ампирных сооружений служили предметы военной римской атрибутики. На многих зданиях, принадлежащих ампирной эпохе, можно увидеть легионерские знаки с орлами, щитами и ликторскими топорами.

    Одним из самых ярких примеров архитектурных сооружений во Франции эпохи Наполеона является церковь Ла Мадлен.

    Каковы наиболее характерные черты стиля русский ампир в архитектуре и интерьере

    Русский ампир немного отличался от европейского, но эти направления, все же, имели одну характерную черту – они стремились отразить патриотизм, воинскую славу и национальный подъем страны.

    Самым ярким архитектурным элементом была триумфальная арка. Этому величественному стилю также свойственным является мифологический характер, поэтому на многих зданиях можно увидеть сфинксов, грифонов, кариатидов и богиню победы.

    Прослеживаются характерные черты стиля ампир и в интерьере. В нем призвано показывать великолепие, зрелищность и роскошь.

    Для этого используются украшения из металла, богатые драпировки, дорогие ткани, во многих помещениях на стенах можно было увидеть картины в оправах с позолотой.

    В помещениях располагались всевозможные вазы и предметы посуды, которые выполняли не только декоративную, но и практическую функцию.

    Часто помещения декорировались статуэтками, в основном в этих целях использовались бронзовые изделия. Для украшения интерьеров нередко использовали оружие.

    Для ампирного интерьера также свойственным является использование таких декоративных элементов, как шпаги в барельефах, золоченые кисти, львиные лапы.

    Несмотря на всю напыщенность, характерную для ампирного интерьера, он выглядел легко и просто. Среди мебели отдавалось предпочтение предметам без округлостей, изготовленным из ценных пород древесины, особенно роскошно смотрелись изделия из темно-красного дерева.

    Массивность, разнообразие декора, грандиозность – тоже характерные черты ампира в архитектуре XIX века.

    Основой для этого направления стала античная архитектура, которая, все же, имела более плавные очертания. С точки зрения геометрии, все формы при возведении зданий должны иметь правильные формы.

    domosedi.ru

    Стиль - Ампир

    Ампир (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

    Ампир - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Ампир появился в начале 19 века во Франции благодаря живописцу Жаку Луи Давиду.

    Для своих картин, в которых он восхвалял великого императора и его империю, он делал особую мебель на заказ, что весьма пришлось по душе Наполеону и его свите. Хронологические рамки оригинального французского "Стиля Империи" узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г.) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815).

    Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме "стиля Людовика XVI" и были кристаллизованы, в "стиле Директории".

    Во время империи Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности и своих воинских подвигов, искусство вновь, как при Людовике XIV, подвергается строгой регламентации и государственной опеке.

    Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Этим пафосным, роскошным стилем Наполеон пытался показать не только величие римской империи, но и провести таким образом параллель со своим правлением во французских владениях.

    Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов.

    Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Так, Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера. Становится излюбленным мотив триумфальной арки...

    Однако ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие "Стиля Первой Империи".

    Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима.

    Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об "Ампире как о высшей стадии развития Классицизма". Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима - высшая стадия искусства греческих Афин.

    Наполеоновский ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его "затвердевшим стилем Людовика XVI". И. Грабарь писал, что "блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано "холодной диктатурой ампира".

    Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим,  стиль ампир своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.

    Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что "Появление стиля ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I". Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу Ж. Л. Давиду.

    Еще накануне революции этот художник в картинах "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии.

    Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики.

    Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он "сменил Цезаря на Брута". Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в "помпеянском стиле".

    С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль "рекамье". В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия.

    Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808).

    В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.

    Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: "педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах".

    Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа.

    В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.

    Воистину, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг". В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки". Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", но на первом месте следовало ставить "величественный стиль римлян".

    Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле "трубадур". А его конкурент Ж. Дюфур выпускал "картинные обои" на мифологические темы с "итальянскими пейзажами и античными фигурами".

    Парадоксально, но ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался "эпосом Оссиана" (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.

    А картина Жерара "Оссиан, вызывающий призраков" (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. оссианизм). После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на "египетский стиль".

    В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание "Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту" с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное "Описание Египта" Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.

    Эти иллюстрации вместе с "образцовыми проектами" Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами (см. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. также арматура; трофеи; фасции).

    Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что, еще в период древнеримской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города.

    В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора.

    Они сосуществовали целостно и органично в едином "пространстве" романтического мышления. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет.

    Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко.

    Характерное для Ампира сочетание "римских" и "египетских" мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был "придворным чеканщиком" Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.

    Во всех изделиях явственны отличия декорации ампира от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

    Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

    Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются "помпеянские", египетские, римские и даже "турецкие" мотивы, что создает общий "сибаритский характер ампирного интерьера".

    А в его Турецком будуаре "наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики". Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в "стиль Карла X", открывший период собственно Историзма как эпохи "воссозданий".

    Характерна еще одна особенность ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).

    Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.

    И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.

    Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже".

    Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами.

    Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира".

    Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

    Таким образом, в Европе сложились две разновидности ампира: французский ампир и русский ампир. "Русский ампир" (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского.

    Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют "итальянизирующим классицизмом".

    Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг.

    Провинциальный "московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют "николаевским ампиром".

    В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. "Английским ампиром" иногда условно называют "стиль Георга IV" (1820-1830), наступивший после "английского стиля регентства", или "ридженси". Временем второго "Британского ампира" считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль.

    В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.

    Династия Бонапартов сохранила свою эмблему - золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

    В середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

    Российский Ампир. Особенность русского Ампира — это сочетание строгих форм и яркой отделки. Мебель делали из ценных пород дерева или имитировали их. А текстиль был богат красками, золотыми орнаментами.

    Конечно же, была военная атрибутика, с характерным для русских патриотизмом.

    Особенности стиля АмпирСтиль Ампир отличается тяжелыми драпировками, металлическими украшениями, старинными настенными коврами и картинами в украшенных рамах.

    Ампир в интерьере характерен четкими формами оригинальной отделки и тяжелыми украшениями. Обои здесь можно заменить тканью, которая также может использоваться в обтяжке плафонов комнатных ламп.

    Изделия из дерева, деревянная мебель, в стиле Ампир призвана создавать официальную интеллектуальную атмосферу. Она прямоугольная, массивная, низкая и темная: черная, каштановая или выполненная из красного дерева. Высокая мебель избегается. Например, кресла подбираются мягкие, широкие, с низкой спинкой, а комоды, которые снова становятся модными, типичны именно для дизайна интерьера в стиле Ампир. Очень часто устанавливается кожаная мебель, а так же напольные светильники с тканевыми абажурами.

    Как элементы декора мебели, стиль Ампир в интерьере использует накладки из бронзы или с позолотой. Фактура мебели здесь очень важна, она не скрывается за множеством резных украшений и шаблонов. Очень характерными являются узоры в виде скрещенных мечей или копей, щитов, шлемов и лавровых венков, которые не искажают форму мебели. Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей. Такими фигурками ещё поддерживаются подлокотники кресел, если те заканчиваются возле сиденья. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников. Спинки стульев в стиле Ампир часто имеют форму лир.

    Шкафы и комоды имеют большие плоскости обрамленных филенок. В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы.

    Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. Например, это круглые столы, узкие серванты, предназначенные для декора фарфоровой посудой.

    Заключение

    Если большим шумным компаниям Вы предпочитаете одиночество, а Ваш темперамент меланхоличен, тогда дизайн интерьера в стиле Ампир — для Вас! Атмосфера комнаты, выполненной в стиле Ампир, окунет Вас в эпоху Древнеримской империи, захватит процветанием Помпеи! Возможная альтернатива — стиль античность в интерьере, который так же несет дух Древнего Рима.

    Источники: meget.kiev.ua

                     homy.com.ua

    www.my-article.net

    Ампир в интерьере исторических и современных помещений

    Стиль ампир в интерьере появился в эпоху правления императора Наполеона. Его главная задача заключалась в репрезентации власти, подчеркивании статуса и неограниченных возможностей. Еще одно название стиля – имперский или дворцовый. Ведь именно по канонам ампира выстроены интерьеры дворцов французских и российских императоров. Они величественны и монументальны, им присуща официальная парадность и строгость.

    История стиляИмперия – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным.

    Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир.

    Внутреннее убранство Лувра. Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.

    Особенности французского ампираФранцузский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.

    Основные черты стиля ампир1. Большая площадь и грандиозность - главная черта стиля. Ампир – это исторический стиль, обозначающий интерьеры дворцов и резиденций императоров. Он придает помещениям величественный и торжественный вид. Сегодня его выбирают для оформления статусных номеров в гостиницах высшего класса, интерьеров загородных домов и вил, банкетных залов в ресторанах.2. Использование центрической композиции. Принципы отделки поверхностей и расстановки мебели в большом помещении строятся чаще всего на лучевой или центрической композиции. Как правило, центр пола и потолка подчеркивается узором.3. Предметы античности и воинской славы для украшения интерьера. По периметру зала для торжественных приемов или парадной гостиной расставляют скульптурные группы, фарфоровые вазы, бронзовые подсвечники.4. Большие зеркала. Их использую для подчеркивания блеска золотых поверхностей и отражения великолепия обстановки. Зеркало обязательно должно быть большим, оформленным в массивную раму.

    Роль цвета в создании интерьераДля дизайна интерьера в стиле ампир главным цветом

    www.colors.life


    Смотрите также

    ремонт квартиры