Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
В помещения дворца вы, скорее всего, попадете организованно, в составе экскурсии, к вам приставят экскурсовода, который расскажет всё наилучшим образом. Так что остановимся только на некоторых деталях.
Дворец-музей
Во дворце насчитывается около 200 комнат (включая и служебные помещения), парадные комнаты занимают не более трети всего комплекса. Алупкинскому дворцу повезло — в 1921 году, после национализации, его, в отличие от остальных дворцовых комлексов Южнобережья, превратили не в пролетарский или, что еще ужаснее, крестьянский, санаторий, а в музей дворянского быта. Это на долгие годы наложило отпечаток на характер научно-просветительской работы, ведущейся здесь. Основная мысль: в то время как народ там..., представители паразитических классов здесь... Это сквозит во многих изданиях вплоть до позднесоветских времен. Нынче с идеологией поспокойнее; например, одна из проводившихся здесь в последние годы конференций, называлась даже несколько сентиментально — «Мир усадебной культуры».
В 20-е гг. XX в. фонды музея были изрядно пополнены раритетами из художественных собраний южнобережных дворцово-усадебных комплексов, принадлежавших Романовым, Юсуповым, Строгановым и многим другим владельцам. В Алупке сконцентрировалось огромное собрание произведений живописи, художественной бронзы, предметов прикладного искусства, высокохудожественной посуды и мебели. Впоследствии этих фондов хватило на формирование нескольких музейных экспозиций в крымских городах, но многое было вывезено для дальнейшей реализации за рубеж и утрачено из-за халатного отношения к ценнейшим предметам искусства.
Работами по формированию экспозиции руководил вступивший в должность главного хранителя музея А.Г. Корнеев — энтузиаст музейного дела и знаток западноевропейского искусства, вокруг него собралась группа сподвижников из уцелевших представителей местной интеллигенции. Уже в предвоенное время Алупкинский дворец-музей стал широко известным и посещаемым культурным центром, наладилась исследовательская и издательская деятельность.
Войну и оккупацию дворец пережил с утратами, музейное собрание оккупанты существенно «подчистили»: вывезли более 500 экспонатов различного характера. Зданиям был нанесен немалый ущерб, в 1944 году комплекс едва не взорвали, однако всё обошлось, и уже в феврале 1945 году Алупка принимала английскую делегацию во главе с У. Черчиллем, прибывшую на Ялтинскую конференцию делить мир...
Далее следует самое темное десятилетие в истории Алупкинского дворца. Не вполне ясно даже, к какому ведомству он относился, на книжных штампах библиотеки числится: «Спецобъект МВД №...». Здесь проложили линии правительственной связи, построили небольшой бункер-бомбоубежище. Наверное, все госдачи таким образом обустраивали...
Вновь в качестве музея дворец открыли только в 1956 году, объяснив публике, что десять лет ликвидировали последствия ущерба, нанесенного оккупантами.
В наши дни Алупкинский дворец-музей — это значительное собрание художественных и историко-культурных ценностей, более 700 живописных произведений, около 6000 гравюр, коллекции предметов прикладного искусства и быта, собрание документов и старинных карт, подлинники проектных чертежей архитекторов Гунта и Блора. Гордостью Алупки являются в значительной мере сохранившиеся интерьеры и отделка помещений.
Хотя, конечно, сохранилось далеко не всё, и не всё из того, что сохранилось, вам покажут. Часть дворцовых покоев не избежала участи побыть санаторными помещениями до середины 70-х гг. XX в. Там созерцать особо нечего, реставрированы фасады, и на том спасибо. Уже в изданиях начала XX в. отмечалось, что дворец имеет пустынный вид, его великолепная обстановка по большей части была вывезена еще вдовой князя С.М. Воронцова в Италию.
Вестибюль
Однако войдем. Экскурсию по покоям дворца хотя бы один раз следует совершить. Уже в парадном вестибюле возникает ощущение, что вы переноситесь в Российскую империю XIX в. С огромных живописных полотен на вас умиротворенно смотрят герои давно ушедшей эпохи. На Северной стене портрет матушки-государыни Екатерины II кисти Рокотова. Над каминами портреты родителей супруги графа Воронцова, Елизаветы Ксаверьевны, ее матери А.В. Браницкой и отца К.П. Браницкого с сыновьями, «гонорового» польского магната. Отчего-то предки владельцев дворца представлены односторонне. Интерьер дополняют уникальные ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.
Кабинет графа Воронцова
Проследуем в кабинет графа. Интерьер весьма сдержан, отвечает строгим вкусам англомана-хозяина. Деловая атмосфера подчеркивается симметрией расположения дверных проемов, расстановкой мебели. Обставлен кабинет уникальными изделиями европейских мастеров рубежа XVIII-XIX вв. Гармонично подобраны вещи различных стилей: готики, ренессанса и барокко. Единство поддерживается строгими линиями и цветом камина.
Освещен кабинет трехчастным окном в эркере, отсюда открывается вид на верхний парк и утесы Ай-Петри. На стене висит портрет хозяина на склоне лет, отягощенного фельдмаршальскими эполетами, он изображен на фоне так и не усмиренного им Кавказа.
Многое в кабинете напоминает о событиях Отечественной войны 1812 года: здесь находятся портреты соратников графа, боевых генералов Ф. Уварова и Л. Нарышкина, скульптурные изображения предводителей союзных армий А. Веллингтона и Г.Л. Блюхера. Бронзовые каминные часы французского литья освежают в нашей памяти патриотический сюжет: здесь запечатлены Минин и Пожарский.
Ситцевая приемная
Далее находится Ситцевая приемная. Стены небольшой комнаты действительно затянуты тканью теплых тонов, с приятнейшим рисунком. Интерьер более поздний — 60-70 гг. XIX в., первоначально это был малиновый кабинет Е.К. Воронцовой. Привлекает внимание хрустальная люстра работы русских мастеров. На стенах сентиментальные пейзажи русских и европейских художников. Примечательны крымские сюжеты. Очень привлекателен столик итальянской работы, отделка столешницы выполнена из смальты — цветного стекла. Важный элемент интерьеров — мозаичный паркет, набранный из многих пород дерева различных тонов, причем рисунок нигде не повторяется. Посетители бесшумно скользят по паркету дальше — в Китайский кабинет.
Китайский кабинет
Снова мода на «счастливый восток», но не ищите здесь подлинных предметов, вывезенных из Поднебесной. Китай присутствует здесь скорее символически, как и Альгамбра, важна сама идея связи с экзотическим восточным миром. Даже стилизованные циновки сплетены русскими мастерицами. Льняная скатерть на столике, возможно, собственноручно вышита Е.К. Воронцовой. Восточные сюжеты на лакированных дверцах встроенного шкафчика не должны вводить в заблуждение — он английской работы. Напоминающий своей формой черепаший панцирь угловой шкафчик имеет не только художественное, но и мемориальное значение — это подарок императрицы Александры Федоровны. Через двухстворчатую стрельчатую дверь можно проникнуть прямо в портал южного фасада, однако сюда не пускают.
Голубая, или артистическая, гостиная
Далее следуем в наполненную светом просторную Голубую, или артистическую, гостиную. Изначально интерьер здесь был выдержан в восточном стиле и комната называлась Турецкой.
Невозможно представить уважающий себя аристократический дом XIX в. без музицирования и домашних театральных действ. В солидном жилище для этого отводилось специальное помещение. Здесь это Голубая гостиная.
Композиционное единство интерьера обеспечивает изумительно тонкий белоснежный лепной орнамент на лазурных стенах и потолке. Торжественности интерьеру добавляют бронзовые канделябры и люстры изысканных форм, мягкий узор огромных фаянсовых ваз. Поблескивают каминные часы с фигурами Дианы и Аполлона. Мебели немного, акцент сделан на прекрасный белый рояль. Сама Елизавета Ксаверьевна была незаурядной пианисткой. Значительную часть библиотеки составляло собрание нотных партитур.
В этой гостиной в 1863 году в последний раз выходил к зрителям Михаил Щепкин, в 1898 году пел молодой Федор Шаляпин, а аккомпанировал ему Сергей Рахманинов.
Будуар
Следуем далее в небольшой будуар. Здесь снова царит классика. Паркет скромного рисунка, светлые стены, резные рамы зеркал, удобная мебель мягких форм — большинство предметов создано руками русских умельцев. На стенах портреты персон из времен блестящего екатерининского царствования: дядюшка князя, дипломат А.Р. Воронцов; знаменитая родственница, президент Российской императорской Академии наук Е.Р. Дашкова. Эта почтенная дама пережила в молодости много приключений в компании с будущей императрицей и сыграла не последнюю роль в восшествии Екатерины II на российский престол.
Парадная столовая и бильярдная
Для парадной столовой отведен отдельный корпус. Помещение грандиозно, полтораста квадратных метров при восьмиметровых потолках. Здесь, как и положено в столовых средневековых замков, темновато, несколько помпезно и таинственно, но вместе с тем как-то своеобразно уютно. Когда-то здесь повсюду были свечи: десятки канделябров и люстр с сотнями свечей. Электричество появилось здесь чуть позже, чем в Баскервилль-холле у сэра Генри, в 1915 году. А как всё это можно было отопить каминами, не спрашивайте, видимо, периодически здесь бывало довольно холодно, притом что большая часть окон не имеет двойных рам. Возможно, часть помещений при необходимости специально готовили к зимнему сезону, иначе было бы чрезвычайно неуютно.
Вернемся же к столовой, здесь царит тюдоровская готика. Особенно хорош резной деревянный потолок, воспроизводящий формы готических перекрытий с висящими замковыми камнями. Мотивы резьбы, цвет и рисунок дубового потолка повторяют стенные панели, оконные переплеты, навершия дверных проемов. Свет проникает в зал сквозь окна эркера в южной стене и две остекленные двери. Некогда через них можно было выйти прямо на южную террасу дворца.
Под стать грандиозности зала и мебель: четыре сдвинутых вместе внушительных стола со столешницами из плах красного дерева, покоящихся на массивных тумбах с ножками в виде звериных лап. Вокруг две дюжины стульев, обивка для каждого из них некогда была не выкроена, а выткана в Лионе единым куском. В эркере «расположился» внушительный сервант. Его мощные формы дополняют буфеты, стоящие у западной и восточной стен зала. Как писали сто лет назад, «уставленные редкостными жбанами, кувшинами и кубками». Их резьба особенно хороша: крупные детали, высокий рельеф, четкий растительно-геометрический орнамент. Все это тщательнейшим образом до равномерного матового блеска отполировано. Когда проходишь мимо, всегда хочется провести рукой по гладеньким бокам почтенной мебели, чего делать не следует (хранители музея этого не одобряют).
Как и положено в средневековой английской обеденной зале, здесь устроены большие камины. Правда, они расположены не на самом «почетном» месте, как следовало бы в «правильной» английской столовой, а установлены по сторонам от, казалось бы, совершенно здесь неуместного фонтана, выложенного майоликовыми плитками с изображениями фантастических животных (опять дань восточным вкусам, всё же Крым, не Англия).
Над фонтаном резной деревянный балкончик, где в особо торжественных случаях мог разместиться квартет музыкантов. Попадали туда прямо из свитского корпуса по железному мостику над проездом. Из значительных деталей интерьера столового корпуса осталось упомянуть живописные панно с романтическим сюжетами. Размещенные в простенках, над буфетами и каминами, они как бы дополняют пейзаж, открывающийся из окон.
В столовой осталась масса презанятнейших мелочей, однако заглянем в бильярдную, где помимо бильярдного стола привлекает внимание ломберный столик и коллекция живописных работ европейских мастеров XVII-XVIII вв. Отделкой комната напоминает вестибюль. Осмотримся и вернемся в Зимний сад.
Зимний сад
Зимний сад устроили, застеклив длинную открытую южному солнцу лоджию, соединявшую жилые покои и столовый зал. Редкий по изысканности интерьер создан здесь сочетанием экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высадили вьющийся фикус, расставили кадки с деревьями, сделали небольшой беломраморный фонтан. География присутствующих здесь растений широка: араукарии с тихоокеанских вулканических островов, манстера из Южной Америки, африканцы саговник и финиковая пальма.
Среди растительной экзотики разместилась коллекция мраморных скульптур. Копии антиков: Аполлон Бельведерский, купающаяся Афродита, муза Урания. Жанровая скульптура европейских мастеров: смеющаяся шаловливая девочка Корбеллини и работа Маркеста «Первые шаги».
Вдоль южной стены ряд мраморных бюстов, по образцу скульптуры позднего Рима, снова Екатерина Великая, здесь весьма пожилая, бюсты четы Воронцовых, рядом ироничный старец — Воронцов-папа, по соседству с ним его современник английский премьер Вильям Питт-младший.
Что нам не показали
Экскурсантам не показывают помещения на втором этаже и антресолях, там располагались спальни. По-видимому, оформлены они были много скромнее: панели светлого дерева, не очень изысканная лепнина карнизов и потолков, гладкий паркет. Обстановка, надо полагать, утрачена. Комнаты просторные, светлые, думается, прохладные; отопление — те же камины, однако дворец все же предназначен в первую очередь для летнего проживания.
А вот то, что мы не были в библиотеке, действительно достойно сожаления. Как уже отмечалось, библиотека занимает отдельный корпус. Книгохранилище расположено на втором этаже. Некогда книжное собрание Воронцова насчитывало до 25 тысяч томов и по своему характеру было энциклопедическим. Здесь же хранилось собрание гравюр XVI-XVIII вв. и старинных карт. Естественно, за прошедшее столетие фонды библиотеки изрядно прорежены, сказался энтузиазм первых лет советской власти, война также не обошла их стороной, затем значительную часть собрания изъяли в фонды библиотеки АН СССР, часть съели мыши. Но и то, что сохранилось, представляет внушительное зрелище и немалую научную и библиографическую ценность.
Естественно, основная часть библиотечного интерьера — это четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами, высотой почти до потолка. До верхних полок было бы не добраться без забавного столика-стремянки. Потолок помещения похож на потолок столовой, но несколько скромнее. В ячейках-кессонах находятся лепные геральдические композиции: гербы Воронцовых и Браницких. Массивный письменный стол, удобное кресло, рядом пара огромных глобусов на резных трехногих подставках: сфера земная и сфера небесная. Против выходящих на юг окон, над камином, в оформленной резьбой нише находится парадный портрет католикоса Армении мудрого Нерсеса V.
_____________________________________________
Иванов А.В. Алупка: путеводитель. – Севастополь: Библекс, 2008.
poluostrov-krym.com
В помещения дворца вы, скорее всего, попадете организованно, в составе экскурсии, к вам приставят экскурсовода, который расскажет всё наилучшим образом. Так что остановимся только на некоторых деталях.
Дворец-музей
Во дворце насчитывается около 200 комнат (включая и служебные помещения), парадные комнаты занимают не более трети всего комплекса. Алупкинскому дворцу повезло — в 1921 году, после национализации, его, в отличие от остальных дворцовых комлексов Южнобережья, превратили не в пролетарский или, что еще ужаснее, крестьянский, санаторий, а в музей дворянского быта. Это на долгие годы наложило отпечаток на характер научно-просветительской работы, ведущейся здесь. Основная мысль: в то время как народ там..., представители паразитических классов здесь... Это сквозит во многих изданиях вплоть до позднесоветских времен. Нынче с идеологией поспокойнее; например, одна из проводившихся здесь в последние годы конференций, называлась даже несколько сентиментально — «Мир усадебной культуры».
В 20-е гг. XX в. фонды музея были изрядно пополнены раритетами из художественных собраний южнобережных дворцово-усадебных комплексов, принадлежавших Романовым, Юсуповым, Строгановым и многим другим владельцам. В Алупке сконцентрировалось огромное собрание произведений живописи, художественной бронзы, предметов прикладного искусства, высокохудожественной посуды и мебели. Впоследствии этих фондов хватило на формирование нескольких музейных экспозиций в крымских городах, но многое было вывезено для дальнейшей реализации за рубеж и утрачено из-за халатного отношения к ценнейшим предметам искусства.
Работами по формированию экспозиции руководил вступивший в должность главного хранителя музея А.Г. Корнеев — энтузиаст музейного дела и знаток западноевропейского искусства, вокруг него собралась группа сподвижников из уцелевших представителей местной интеллигенции. Уже в предвоенное время Алупкинский дворец-музей стал широко известным и посещаемым культурным центром, наладилась исследовательская и издательская деятельность.
Войну и оккупацию дворец пережил с утратами, музейное собрание оккупанты существенно «подчистили»: вывезли более 500 экспонатов различного характера. Зданиям был нанесен немалый ущерб, в 1944 году комплекс едва не взорвали, однако всё обошлось, и уже в феврале 1945 году Алупка принимала английскую делегацию во главе с У. Черчиллем, прибывшую на Ялтинскую конференцию делить мир...
Далее следует самое темное десятилетие в истории Алупкинского дворца. Не вполне ясно даже, к какому ведомству он относился, на книжных штампах библиотеки числится: «Спецобъект МВД №...». Здесь проложили линии правительственной связи, построили небольшой бункер-бомбоубежище. Наверное, все госдачи таким образом обустраивали...
Вновь в качестве музея дворец открыли только в 1956 году, объяснив публике, что десять лет ликвидировали последствия ущерба, нанесенного оккупантами.
В наши дни Алупкинский дворец-музей — это значительное собрание художественных и историко-культурных ценностей, более 700 живописных произведений, около 6000 гравюр, коллекции предметов прикладного искусства и быта, собрание документов и старинных карт, подлинники проектных чертежей архитекторов Гунта и Блора. Гордостью Алупки являются в значительной мере сохранившиеся интерьеры и отделка помещений.
Хотя, конечно, сохранилось далеко не всё, и не всё из того, что сохранилось, вам покажут. Часть дворцовых покоев не избежала участи побыть санаторными помещениями до середины 70-х гг. XX в. Там созерцать особо нечего, реставрированы фасады, и на том спасибо. Уже в изданиях начала XX в. отмечалось, что дворец имеет пустынный вид, его великолепная обстановка по большей части была вывезена еще вдовой князя С.М. Воронцова в Италию.
Вестибюль
Однако войдем. Экскурсию по покоям дворца хотя бы один раз следует совершить. Уже в парадном вестибюле возникает ощущение, что вы переноситесь в Российскую империю XIX в. С огромных живописных полотен на вас умиротворенно смотрят герои давно ушедшей эпохи. На Северной стене портрет матушки-государыни Екатерины II кисти Рокотова. Над каминами портреты родителей супруги графа Воронцова, Елизаветы Ксаверьевны, ее матери А.В. Браницкой и отца К.П. Браницкого с сыновьями, «гонорового» польского магната. Отчего-то предки владельцев дворца представлены односторонне. Интерьер дополняют уникальные ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.
Кабинет графа Воронцова
Проследуем в кабинет графа. Интерьер весьма сдержан, отвечает строгим вкусам англомана-хозяина. Деловая атмосфера подчеркивается симметрией расположения дверных проемов, расстановкой мебели. Обставлен кабинет уникальными изделиями европейских мастеров рубежа XVIII-XIX вв. Гармонично подобраны вещи различных стилей: готики, ренессанса и барокко. Единство поддерживается строгими линиями и цветом камина.
Освещен кабинет трехчастным окном в эркере, отсюда открывается вид на верхний парк и утесы Ай-Петри. На стене висит портрет хозяина на склоне лет, отягощенного фельдмаршальскими эполетами, он изображен на фоне так и не усмиренного им Кавказа.
Многое в кабинете напоминает о событиях Отечественной войны 1812 года: здесь находятся портреты соратников графа, боевых генералов Ф. Уварова и Л. Нарышкина, скульптурные изображения предводителей союзных армий А. Веллингтона и Г.Л. Блюхера. Бронзовые каминные часы французского литья освежают в нашей памяти патриотический сюжет: здесь запечатлены Минин и Пожарский.
Ситцевая приемная
Далее находится Ситцевая приемная. Стены небольшой комнаты действительно затянуты тканью теплых тонов, с приятнейшим рисунком. Интерьер более поздний — 60-70 гг. XIX в., первоначально это был малиновый кабинет Е.К. Воронцовой. Привлекает внимание хрустальная люстра работы русских мастеров. На стенах сентиментальные пейзажи русских и европейских художников. Примечательны крымские сюжеты. Очень привлекателен столик итальянской работы, отделка столешницы выполнена из смальты — цветного стекла. Важный элемент интерьеров — мозаичный паркет, набранный из многих пород дерева различных тонов, причем рисунок нигде не повторяется. Посетители бесшумно скользят по паркету дальше — в Китайский кабинет.
Китайский кабинет
Снова мода на «счастливый восток», но не ищите здесь подлинных предметов, вывезенных из Поднебесной. Китай присутствует здесь скорее символически, как и Альгамбра, важна сама идея связи с экзотическим восточным миром. Даже стилизованные циновки сплетены русскими мастерицами. Льняная скатерть на столике, возможно, собственноручно вышита Е.К. Воронцовой. Восточные сюжеты на лакированных дверцах встроенного шкафчика не должны вводить в заблуждение — он английской работы. Напоминающий своей формой черепаший панцирь угловой шкафчик имеет не только художественное, но и мемориальное значение — это подарок императрицы Александры Федоровны. Через двухстворчатую стрельчатую дверь можно проникнуть прямо в портал южного фасада, однако сюда не пускают.
Голубая, или артистическая, гостиная
Далее следуем в наполненную светом просторную Голубую, или артистическую, гостиную. Изначально интерьер здесь был выдержан в восточном стиле и комната называлась Турецкой.
Невозможно представить уважающий себя аристократический дом XIX в. без музицирования и домашних театральных действ. В солидном жилище для этого отводилось специальное помещение. Здесь это Голубая гостиная.
Композиционное единство интерьера обеспечивает изумительно тонкий белоснежный лепной орнамент на лазурных стенах и потолке. Торжественности интерьеру добавляют бронзовые канделябры и люстры изысканных форм, мягкий узор огромных фаянсовых ваз. Поблескивают каминные часы с фигурами Дианы и Аполлона. Мебели немного, акцент сделан на прекрасный белый рояль. Сама Елизавета Ксаверьевна была незаурядной пианисткой. Значительную часть библиотеки составляло собрание нотных партитур.
В этой гостиной в 1863 году в последний раз выходил к зрителям Михаил Щепкин, в 1898 году пел молодой Федор Шаляпин, а аккомпанировал ему Сергей Рахманинов.
Будуар
Следуем далее в небольшой будуар. Здесь снова царит классика. Паркет скромного рисунка, светлые стены, резные рамы зеркал, удобная мебель мягких форм — большинство предметов создано руками русских умельцев. На стенах портреты персон из времен блестящего екатерининского царствования: дядюшка князя, дипломат А.Р. Воронцов; знаменитая родственница, президент Российской императорской Академии наук Е.Р. Дашкова. Эта почтенная дама пережила в молодости много приключений в компании с будущей императрицей и сыграла не последнюю роль в восшествии Екатерины II на российский престол.
Парадная столовая и бильярдная
Для парадной столовой отведен отдельный корпус. Помещение грандиозно, полтораста квадратных метров при восьмиметровых потолках. Здесь, как и положено в столовых средневековых замков, темновато, несколько помпезно и таинственно, но вместе с тем как-то своеобразно уютно. Когда-то здесь повсюду были свечи: десятки канделябров и люстр с сотнями свечей. Электричество появилось здесь чуть позже, чем в Баскервилль-холле у сэра Генри, в 1915 году. А как всё это можно было отопить каминами, не спрашивайте, видимо, периодически здесь бывало довольно холодно, притом что большая часть окон не имеет двойных рам. Возможно, часть помещений при необходимости специально готовили к зимнему сезону, иначе было бы чрезвычайно неуютно.
Вернемся же к столовой, здесь царит тюдоровская готика. Особенно хорош резной деревянный потолок, воспроизводящий формы готических перекрытий с висящими замковыми камнями. Мотивы резьбы, цвет и рисунок дубового потолка повторяют стенные панели, оконные переплеты, навершия дверных проемов. Свет проникает в зал сквозь окна эркера в южной стене и две остекленные двери. Некогда через них можно было выйти прямо на южную террасу дворца.
Под стать грандиозности зала и мебель: четыре сдвинутых вместе внушительных стола со столешницами из плах красного дерева, покоящихся на массивных тумбах с ножками в виде звериных лап. Вокруг две дюжины стульев, обивка для каждого из них некогда была не выкроена, а выткана в Лионе единым куском. В эркере «расположился» внушительный сервант. Его мощные формы дополняют буфеты, стоящие у западной и восточной стен зала. Как писали сто лет назад, «уставленные редкостными жбанами, кувшинами и кубками». Их резьба особенно хороша: крупные детали, высокий рельеф, четкий растительно-геометрический орнамент. Все это тщательнейшим образом до равномерного матового блеска отполировано. Когда проходишь мимо, всегда хочется провести рукой по гладеньким бокам почтенной мебели, чего делать не следует (хранители музея этого не одобряют).
Как и положено в средневековой английской обеденной зале, здесь устроены большие камины. Правда, они расположены не на самом «почетном» месте, как следовало бы в «правильной» английской столовой, а установлены по сторонам от, казалось бы, совершенно здесь неуместного фонтана, выложенного майоликовыми плитками с изображениями фантастических животных (опять дань восточным вкусам, всё же Крым, не Англия).
Над фонтаном резной деревянный балкончик, где в особо торжественных случаях мог разместиться квартет музыкантов. Попадали туда прямо из свитского корпуса по железному мостику над проездом. Из значительных деталей интерьера столового корпуса осталось упомянуть живописные панно с романтическим сюжетами. Размещенные в простенках, над буфетами и каминами, они как бы дополняют пейзаж, открывающийся из окон.
В столовой осталась масса презанятнейших мелочей, однако заглянем в бильярдную, где помимо бильярдного стола привлекает внимание ломберный столик и коллекция живописных работ европейских мастеров XVII-XVIII вв. Отделкой комната напоминает вестибюль. Осмотримся и вернемся в Зимний сад.
Зимний сад
Зимний сад устроили, застеклив длинную открытую южному солнцу лоджию, соединявшую жилые покои и столовый зал. Редкий по изысканности интерьер создан здесь сочетанием экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высадили вьющийся фикус, расставили кадки с деревьями, сделали небольшой беломраморный фонтан. География присутствующих здесь растений широка: араукарии с тихоокеанских вулканических островов, манстера из Южной Америки, африканцы саговник и финиковая пальма.
Среди растительной экзотики разместилась коллекция мраморных скульптур. Копии антиков: Аполлон Бельведерский, купающаяся Афродита, муза Урания. Жанровая скульптура европейских мастеров: смеющаяся шаловливая девочка Корбеллини и работа Маркеста «Первые шаги».
Вдоль южной стены ряд мраморных бюстов, по образцу скульптуры позднего Рима, снова Екатерина Великая, здесь весьма пожилая, бюсты четы Воронцовых, рядом ироничный старец — Воронцов-папа, по соседству с ним его современник английский премьер Вильям Питт-младший.
Что нам не показали
Экскурсантам не показывают помещения на втором этаже и антресолях, там располагались спальни. По-видимому, оформлены они были много скромнее: панели светлого дерева, не очень изысканная лепнина карнизов и потолков, гладкий паркет. Обстановка, надо полагать, утрачена. Комнаты просторные, светлые, думается, прохладные; отопление — те же камины, однако дворец все же предназначен в первую очередь для летнего проживания.
А вот то, что мы не были в библиотеке, действительно достойно сожаления. Как уже отмечалось, библиотека занимает отдельный корпус. Книгохранилище расположено на втором этаже. Некогда книжное собрание Воронцова насчитывало до 25 тысяч томов и по своему характеру было энциклопедическим. Здесь же хранилось собрание гравюр XVI-XVIII вв. и старинных карт. Естественно, за прошедшее столетие фонды библиотеки изрядно прорежены, сказался энтузиазм первых лет советской власти, война также не обошла их стороной, затем значительную часть собрания изъяли в фонды библиотеки АН СССР, часть съели мыши. Но и то, что сохранилось, представляет внушительное зрелище и немалую научную и библиографическую ценность.
Естественно, основная часть библиотечного интерьера — это четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами, высотой почти до потолка. До верхних полок было бы не добраться без забавного столика-стремянки. Потолок помещения похож на потолок столовой, но несколько скромнее. В ячейках-кессонах находятся лепные геральдические композиции: гербы Воронцовых и Браницких. Массивный письменный стол, удобное кресло, рядом пара огромных глобусов на резных трехногих подставках: сфера земная и сфера небесная. Против выходящих на юг окон, над камином, в оформленной резьбой нише находится парадный портрет католикоса Армении мудрого Нерсеса V.
_____________________________________________
Иванов А.В. Алупка: путеводитель. – Севастополь: Библекс, 2008.
poluostrov-krym.com
4 августа 2016 г.
Отправившись за новыми впечатлениями в Крым, мы – авторы проекта «Истории о дизайне», журналист Наталья Ханова и дизайнер Ольга Герасимова, – не могли не побывать в Воронцовском дворце.
С постройки и до наших дней
Дворец раскинулся у подножия горы Ай-Петри. По задумке английского архитектора Эдварда Блора, который, между прочим, никогда не бывал в Крыму, а делал проект дворца по эскизам местности, присланным ему из России, сооружение возведено из местного камня – диабаза.
Камин из диабаза
Блор выбрал диабаз для постройки дворца неслучайно: этим он хотел подчеркнуть единство здания и окружающей природы. Дворец как будто вписан в горный рельеф местности. А вот камень, образованный из вулканической магмы, добавил строителям много трудностей. Диабаз твёрже гранита, а потому трудно подвергается обработке. Одно неверное движение камнетёса – и камень оказывался негодным для строительства. Воронцовский дворец является единственным сооружением в мире, построенным из диабаза.
Строилось здание 20 лет (с 1820 по 1840 гг.) как родовое гнездо для семьи графа Михаила Семёновича Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края. Впрочем, в 1920 году потомкам графа пришлось навсегда покинуть Воронцовский дворец в связи с падением царского режима.
Морёный дуб и краска «под дерево»
Мы с Олей перешагнули порог Воронцовского дворца в северной его части и оказались в длинном и тёмном, словно тоннель, коридоре. Коридор соединяет библиотеку и центральную часть Дворца. И эта комната, и большинство помещений здания отделаны морёным дубом, который специально для прочности несколько лет держали под водой, благодаря чему этот дорогой отделочный материал приобретал твёрдость железа.
Коридор
На стенах – старинные гравюры, изображающие различные стадии возведения дворца, лучших строителей из числа крепостных, и, конечно, портрет архитектора Блора. Одна из стен коридора – это скрытые дверцы шкафов.
Блор Эдвард, архитектор Дворца
Скрытые дверцы шкафов в стенах коридора
Интересно освещение коридора: свет попадает сюда через узкие, высокие окна и поддерживается лампами, встроенными в цоколи бра в виде факелов. Оказывается, эти бра сохранились со времён графа Воронцова. До того как во дворец было проведено электричество в начале XX века, он освещался этими самыми факелами, а также «слуховыми» окнами, расположенными на потолке.
Окна в коридоре
Воронцовский дворец – классический пример английского замка, правда, с добавлением пышных элементов восточных построек в южной части здания. Во время путешествия по дворцу дизайнер Оля Герасимова то и дело указывала мне на чопорность и сдержанность интерьеров, присущих англичанам. Она же и тяжело вздыхала, когда видела, что реставрация дворца проведена некачественно или даже вопреки здравому смыслу.
– Посмотри, – говорила Оля, когда мы покидали длинный коридор. – Видишь, как варварски обошлись с этим морёным дубом? Его попросту покрасили масляной краской, которая полностью перекрывает его природную текстуру и цвет. Это преступление и против исторической ценности интерьера, и против современных музейных технологий.
Мне же особенно запомнилось Олино сравнение ритма помещений дворца с ритмом сердца. Она сказала: «Когда мы заходим в это здание, то и сердце начинается биться упорядоченно. Всё потому, что английские постройки всегда понятны и симметричны, отличаются фундаментальностью. Посмотри, какие тут толстые стены, широкие подоконники, какая симметрия в каждой детали. Мы, конечно, не можем судить, как жилось хозяевам дворца в таком интерьере, но то, что они подчёркивали этим свой статус и основательность, очевидно».
Дамская и мужская половины
Нам удалось побывать только на первом этаже дворца, где расположены парадная зала, зимний сад, столовая, бильярдная, голубая гостиная, кабинеты, ожидальня и вестибюль.
Кабинет хозяина отделан бумажными обоями – точной копией обоев времён графа. Сейчас трудно в это поверить, но тогда бумажные обои являлись предметом роскоши, поскольку каждый рисунок на них выполнялся мастером вручную.
Кабинет М.С.Воронцова
– А вот типичная деталь английского интерьера, – кивнула Оля мне на камин, выполненный, как и большинство каминов дворца, из диабаза. – Интересно, а они рабочие?
Как будто услышав шёпот моей подруги, экскурсовод строго сказала «рабочие» и добавила, что обычно супруги Воронцовы возвращались в своё имение к осени, а потому все помещения отапливались этими самыми каминами.
На стенах кабинета Михаила Семеновича – портреты участников Отечественной войны 1812 года, героем которой являлся сам Воронцов. В эркере поместились крытый зелёным сукном стол и два кресла.
Мебель в кабинете Воронцова
После кабинета Михаила Семеновича мы попали в ожидальню, т.е. маленькую комнатку без окон, зажатую между двумя кабинетами хозяев. Стены ожидальни обшиты ситцем. Здесь неуместно смотрится громоздкий диван. Кажется, что он вот-вот выйдет за пределы комнаты.
Ожидальня с громоздким диваном
Из ожидальни мы шагнули в личный кабинет Елизаветы Ксавельевны. Каждая деталь обстановки этой комнаты шептала, что она когда-то принадлежала изысканной даме. Стены кабинета обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, а вся мебель украшена узорами в восточном стиле. Самыми ценными достопримечательностями комнаты являются два шкафчика. Один из них – китайский, выполненный по сложнейшей технологии из чёрного дерева. Процесс изготовления шкафчика насчитывал десятилетия. Он был настолько дорог, что его везли в Россию по морю только в штиль. В общем, пока шкафчик оказался в доме Воронцовых, он был уже весьма состаренный и насчитывал лет 30–40. Второй шкафчик семье презентовала сама императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая I. Именно поэтому шкафчик считался одной из самых ценных семейных реликвий.
Кабинет Е.К.Воронцовой
Шкафчик из чёрного дерева в кабинете Е.К.Воронцовой
Потолок в кабинете Е.К.Воронцовой
Следующим пунктом путешествия по дворцу стал домашний театр Воронцовых, который получил ласковое название – голубая гостиная. Это самое светлое и нарядное помещение дворца, по светло-голубым стенам которого вьётся тонкий лепной орнамент, в котором каждый цветок неповторим.
Голубая гостиная – домашний театр Воронцовых
Лепной орнамент стен голубой гостиной, Роман Фортунов, крепостной лепщик
Комната разделена на две половины. В одной – сцена, в другой – места для зрителей. Между этими половинами – выезжающий деревянный занавес. Кстати, голубая гостиная – единственная комната во дворце с массивными деревянными полами, оставшимися со времён его постройки. В остальных помещениях пол «неродной», заменённый на художественный паркет. «Это тот случай, когда безвкусная роскошь проигрывает природной красоте материалов», – шепнула мой эксперт Оля.
Голубая гостиная
Выезжающий деревянный занавес
Родной массивный деревянный пол сохранился только в междверных проёмах и Голубой гостиной
Неродной пол во дворце, художественный паркет
Зимний сад и бильярдная-колодец
Если бы я оказалась во дворце одна, то услышала бы о нём только заученный рассказ экскурсовода. А вместе с Олей я будто приняла участие в своеобразном дизайнерском расследовании.
Вот мы заходим в зимний сад, и экскурсовод начинает вещать о том, что зимний сад – типичная часть дворца в английском стиле. Всё это время Оля с подозрительностью осматривала помещение. Её взгляд сквозил по стенам, потолку из стекла и был словно направлен мимо скульптур, бюстов и двухсотлетнего фикуса.
Зимний сад
– Оля, разве тебе не интересно слушать про зимний сад?
– Ты знаешь, я уверена, что это помещение не было предусмотрено под сад – слишком оно нетипично для этого назначения.
Тогда я подумала, что Оля – сумасшедшая с дурацкими дизайнерскими фантазиями. Пожала плечами и пошла послушно вслед за экскурсоводом. Мы оказались в парадной столовой, плавно переходящей в бильярдную.
Девушка принялась снова твердить свой заученный текст. И снова моя спутница ходила по периметру помещения и что-то высматривала.
– Посмотри, как искажено пространство, – сказала Оля. – Это помещение – колодец. Хоть здесь высота потолков и 8 м, комната кажется маленькой и совсем непригодной для бильярда. Слишком мало места.
Бильярдная-колодец с галереей портретов
С интересом слушая размышления Оли, экскурсовод сказала: «Вы правы, это помещение не предназначалось первоначально для этих целей. Бильярдную должны были сделать из того помещения, где сейчас находится зимний сад. Но позднее решено было сделать в бильярдной зимний сад, а бильярдную устроить в парадной столовой. Отсюда и ощущение, что бильярдная маловата по своим размерам».
Развлекайтесь, господа
– Мы находимся с вами в самой большой комнате дворца – парадной столовой, – продолжала экскурсовод. – Площадь этого помещения составляет 160 кв. м. Стены отделаны деревянными панелями с встроенными панно. В парадной зале установлены два камина и фонтан, все три выполнены из диабаза, а фонтан в центре зала отделан итальянской майоликовой плиткой. В жаркое время года фонтан освежал залу прохладной водой, поступавшей в дворцовые резервуары из подземных источников. В центре залы установлен огромный стол из цельного куска красного дерева. Ножки стола и стульев выполнены в виде львиных лап – ещё одна английская мебельная традиция, подчеркивающая могущество владельцев замков.
Парадная зала
Французский сервант – подарок М.С.Воронцова сыну на свадьбу
Камин в парадной зале. Над ними – панно Робера Гюбера
Олю стол очень заинтересовал. Для его рассматривания она приняла странную позу: стала почти параллельно горизонтальной плоскости столешницы.
Стол в парадной из цельного спила красного дерева
– Оля, что ты на этот раз заметила, – нервно теребила я подругу, взглядом извиняясь за неё перед остальными посетителями и экскурсоводом.
– Ты только посмотри, как искусно обработана столешница. На ней идеально сохранён природный рисунок спила дерева, видны даже ходы, которые проделывали жучки, когда дерево ещё было живым. Я всё время пытаюсь найти стыки, соединяющие разные куски красного дерева в одну столешницу, но таковых нет. Неужели можно было найти такой гигантский спил этого дерева?
Слушая Олины слова, многие посетители приняли схожую с ней позу, стали искать стыки и удивлённо перешептываться. Правда, Оля этого не заметила, она переключилась на двери.
– О-о-о… Какие прекрасные филёнки, они сделаны выпуклыми, что сейчас очень актуально. Удивительно, как интерьерная мода движется по спирали. Модно было 180 лет назад, и сейчас снова на пике популярности. Ну посмотри же на филёнки. Разве они не вызывают у тебя восторг?
Двери с выпуклыми филёнками
Я пыталась изобразить восторг, но не смогла, а только строчила за Олей её замечания и мысленно готовилась к посещению другого дворца – Ливадийского. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем читателям BERLOGOS на следующей неделе.
Фото: Ольга Герасимова
www.berlogos.ru
У подножья горы Ай-Петри над городом Алупка величественно возвышается Воронцовский дворец. Он так живописно вписался в алупкинский пейзаж, вечнозеленую растительность городка и горную гряду, словно все это родилось в едином танце одновременно.
Этот уникальный памятник архитектуры построен в начале ХIХ века для военного государственного деятеля графа М.С. Воронцова. В оригинальной планировке отражена эпоха романтизма. Архитектор Воронцовского дворца Эдуард Блор создал проект, в котором идеально сочетается восточная пышность, арабский шарм и английский стиль.
Архитектура дворцаЗадний фасад или западная часть похожа на виллу английских королей эпохи Возрождения. Ощущение неприступности создают узкие бойницы, зубчатые стены грубой кладки и две массивные башни.
Северная часть – образец английской тюдоровской архитектуры XVI века, с вертикальными выступами и большими окнами. На одной из башен до сих пор работают часы, которые отбивают каждый час. Они были изготовлены в Лондоне.
Чтобы попасть к центральному входу, вам надо подняться по монументальной лестнице, которую охраняют три пары львов из белого мрамора. На фризе глубокой нише фасада, которая покрыта лепным орнаментом, надпись на арабском языке «Нет победителя кроме Аллаха!» - девиз гренадских халифов. Южный фасад выполнен в мавританском стиле.
Во дворце 150 комнат. Наиболее интересны голубая гостиная, китайский кабинет, ситцевая комната и столовая. Каждая комната выполнена в разных стилях. В парадных мебель из ценных пород дерева. Канделябры, вазы, изделия из хрусталя, малахита специально были изготовлены на русских заводах. Двери и панели сделаны из мореного дуба.
В залах очень много разнообразных редких вещей, что сделало Воронцовский дворец музеем. В музее собрано свыше 11 тысяч экземпляров. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников, книги, чертежи, географические карты. В Шуваловском корпусе открыты постоянные выставки живописи и графики из музейных фондов.
Своеобразный переходом между голубой комнатой и парадной столовой служит зимний сад Воронцовского дворца. В настоящее время, как и в то время, дизайн зимнего сада напоминает галерею. Вдоль стен вьется фикус-репенс, в кадушках стоят финиковые пальмы и две араукарии высокие. Среди зелени можно увидеть статуи из мрамора. Вдоль южной стены представлены скульптуры владельцев Воронцовского дворца, которые выполнены очень реалистично.
Зимний сад Воронцовского дворца очень светлый. Первоначально это была лоджия, которую в дальнейшем застеклили, а сверху сделали фонарь для лучшей освещенности.
Дворцовый паркПарк Воронцовского дворца разделен на Верхний парк и Нижний. В каждой из них есть прогулочные аллеи, которые расположены параллельно к береговой линии. В парке подчеркнута связь архитектуры с Древней Грецией и садом Платона, посажены лавра, дубы, платаны.
В Нижнем парке находятся примитивные фонтанчики. Больший интерес представляет Верхний парк со своими цветниками, фонтанами и каменными статуями. Здесь вы можете увидеть Лунный камень, Малый и Большой хаос, почувствовать прохладу под сенью Оливковой рощи. Понаблюдать и покормить лебедей можно на озерах парка, их три: Форельное, Лебединое и Зеркальное, прогуляться по Платиновой, Солнечной и Каштановой полянам.
Добраться до Воронцовского дворца можно из села Алупки (курортный городок в 17 км от Ялты) или через Мисхор, по ялтинской дороге, вдоль моря.
womanadvice.ru
Tags: ИНТЕРЬЕРЫ, КРЫМ, ФОТОГРАФИЯ
m-lukyanov.livejournal.com
Всем привет, дорогие друзья! Помните я обещала вам похвастаться что я видела в Крыму? Выполняю обещание! Сегодня расскажу вам о своем путешествии в Алупку, вернее в её самое знаменитое место — Воронцовский дворец в Крыму, которым даже сам Уинстон Черчиль воодушевился.
Из статьи вы узнаете:
Такое смешное название – Алупка. Мне оно кажется таким милым и…домашним, что ли. Так называется один из крымских курортов неподалеку от Ялты (всего 17 км). До Алупки от Ялты очень легко добраться автобусом номером 32 от вещевого рынка (от остальных населенных пунктов Крыма – автомобилем).
Меня в Алупке манило одно конкретное место, расхваленное бывалыми туристами, знатоками Крыма.
«Крымский Версаль!», «Это обязательно нужно увидеть!» вкупе с горящими глазами и придыханием заставляет, знаете ли, поверить, поэтому я с нетерпением ждала «очной» встречи с чудным местом. И – не зря. Мы с моей подругой Стеллой таки посетили этот замок
Воронцовский дворец, а правильнее сказать, комплекс – это целая плеяда построек XIX века, в готическом, а может, мавританском (искусствоведы до сей поры не могут прийти к единой точке зрения) стиле. В-общем, эклектичная постройка. Строилась по заказу графа Воронцова, генерал – губернатора Новороссийского края, автор проекта – архитектор Эдуард Блор (между прочим, архитектор при дворе королевы Англии Виктории!).
Вход в Воронцовский дворец
Новороссийский край на тот момент охватывал большое пространство: от реки Прут (запад) до реки Дон (восток). Входил в него и Крым. И граф Воронцов именно здесь, в Крыму, решил основать свою летнюю резиденцию (вполне понимаю выбор графа!)
Остроконечные башенки дворца напоминают очертания вершин горы Ай – Петри, а сам дворец, несмотря на свою масштабность, весьма органично вписывается в общий пейзаж.
Западная часть дворца отличается от южной или даже северной, она несколько романтична, этакая вариация на тему Тюдорского стиля (неоготика). Но, тем не менее, дворец не смотрится пестротканым ковром, а имеет вполне законченный единый вид.
Кстати, дворец построен не из обычного камня, а из диабаза – камня прочнее гранита в два раза! Диабаз, оказывается, добывается только на крымском берегу.
Воронцовский дворец в Крыму
Я очень люблю посещать подобные места: дворцы XIX, а то и XVIII веков постройки, несмотря на кажущуюся однообразность, на самом деле очень отличаются друг от друга. Надо лишь внимательнее присмотреться, и изюминка строения, тайная задумка архитектора обязательно вам откроется! Я потратила весь день на знакомство с Воронцовским дворцом, и к концу дня поняла, в чем его главная прелесть (раскрою секрет позже, так что читайте дальше!
Сейчас дворцовый комплекс называется Алупкинский дворцово-парковый музей – заповедник! Также, гид сказал, что сейчас он еще является резиденцией президента (В.В. Путина).
Насмотревшись на внешние контуры дворца, заходим внутрь. Приятное чувство оправданных ожиданий: дворец прекрасен не только внешне, но и изнутри.
Во дворце проживал Уинстон Черчиль во время Ялтинской конференции в 1945 году
Я с восхищением и, честно признаться, легкой завистью (хотела бы я такую же Голубую гостиную!) любовалась отделкой комнат дворца. Блору удалось выполнить проект в типично английском стиле, чопорном и вместе с тем изысканным, и при этом полностью угодить губернатору.
Голубая гостинаяГолубая гостиная
Кстати, о Голубой гостиной. Она удивительно изящна благодаря лепнине, украшающей стены: завитки роз, ветви цветов…особенно на фоне соседних Парадной столовой и Вестибюля, напоминающих рыцарские средневековые замки.
Зала во дворце
А еще во дворце есть Зимний сад! (одно из старых растений, доживших до наших дней — фикус — репенс — оплело буквально все стены зимнего сада, добавив загадочности в общее настроение дворца).
Выход на балкон с видом на мореЗимний сад
Южным фасадом дворец «смотрит» на море и начинается он с Львиной террасы (длинную лестницу охраняют три пары львов из белого мрамора!
Выход на южную террасу
Не могу не остановиться на этих львах – это не просто шесть львов, три раза по два, а это постепенно «просыпающиеся» сторожа дворца! Вы начинаете восхождение по лестнице, оставляя позади первую пару львов – спящую. Примерно на середине вас встречает вторая пара – напряженно приподнявшись на передних лапах, львы будто пытаются понять, что за человек и с какими намерениями решился потревожить их покой. И наконец, третья пара на вершине лестницы! Не скрывая своего гнева и возмущения человеческой наглостью)))), львы, подняв головы и вытянувшись от холки до кончика хвоста, стоят в готовой к бою позиции! Уф. Хорошо, что они все – таки из мрамора)))).
Гид рассказывал, когда графа спрашивали за сколько он построил свой дворец, то он отвечал: «После первого миллиона я перестал считать». Историки насчитывают несколько десятков миллионов серебрянных.
Ну и по доброй традиции строительства XIX века – дворец окружен пышным парком. Площадь парка, на минуточку, более 40 гектар! Парк удивителен. Он выглядит как иллюстрация спора между чаяниями и задумками архитекторов – европейцев и самобытность горной Алупки.
Помните, я говорила об изюминке Воронцовского дворца? Так вот, это – парк. Он прекрасен. 200 видов растений. Множество горных водных источников. Искусственные озера. Каскады. Виды, захватывающие дух.
Подножье горы Ай-Петри
Когда проходила знаменитая Ялтинская конференция 1945 года, то Черчиль со своей дочерью проживали здесь. Дочери настолько понравился этот замок, что она уговаривала знаменитого отца купить его. И когда они спросили об этом Сталина, тот ответил: «Достояние страны не продаётся!»
А еще гид нам рассказывал, что Воронцовский дворец пытались взорвать два раза во время Великой Отечественной, русские, когда отходили, хотели взорвать, чтобы врагу ничего не досталось, но почему-то не решились, потом немцы хотели взорвать, но им помешали.
Я была в полном восторге. После посещения подобных мест мне даже какое – то время не хочется разговаривать, чтобы не расплескать ощущение чуда внутри.
Мы со Стеллой так воодушевились замком и всем тем, что с ним связано, что вечером позволили себе побывать графинями и почувствовать великолепие царской жизни тех времен.
Дорогие читатели, если вы хотя бы на секунду ощутили то же волнение, что испытала я, или замер в восхищении, рассматривая одну из фотографий – этот пост я писала не зря. До новых встреч!
Желаю вам отличного настроения и приятных впечатлений от экскурсии!
Крым
prekrasny-mir.ru
Восточное крыло дворца начинается Голубой гостиной или артистической, как ее еще называли.
Изначально, при планировке интерьер здесь был в восточном стиле, и комната называлась Турецкой.
Голубая гостиная Воронцовского дворца является резким контрастом с деловой частью дворца, после строгого торжественного вестибюля, будто попадаешь в совершенно другое пространство – огромная залитая светом комната, окна которой выходят как на юг, так и на север.
Цвет стен и потолка здесь нежно-голубой, и на этом фоне отчетливо и гармонично выделяется белый лепной узор из листьев и цветов. Отделка стен в голубой гостиной была искусно выполнена русским мастером Романом Фуртуновым и его помощниками.
Лепной узор ни разу не повторился, каждый цветок, каждый поворот стебля уникален, что придает лепнине особую живописность, и благодаря ей появляется ощущение, что находишься в беседке, густо оплетённой цветами.
Великолепный камин идеально вписался в интерьер гостиной, сделанный из белого каррарского мрамора и украшенный растительным орнаментом. На нем расположились канделябры все с тем же цветочно-растительным мотивом, его подсвечники выполнены в форме тюльпанов и лилий.
Украшением камина служат и массивные бронзовые часы со скульптурными персонажами древнегреческой мифологии Дианы и Аполлона. Ранее эти часы находились в Эрмитаже, это копия часов изготовленных прославленной фирмой Томир для императрицы Жозефины в 1807 году.
После переделки гостиной из Турецкой в Голубую в конце XIX века, из Одесского дворца в Алупку был перевезен мебельный гарнитур, который сохранился здесь и поныне. Белая мебель с золочеными накладными орнаментами прекрасно вписалась в интерьер.
В плетении орнамента просматриваются колосья, виноградные листья, полусолнце, что дает возможность предположить, что эта мебель была изготовлена в популярной тогда мастерской на юге России. Также интерьер дополняют огромные вазы – кратеры. Они украшены росписью в голубых тонах и в меру позолотой.
Но нельзя представить себе аристократический дом XIX века без музыкальных инструментов и театральных постанов. У Воронцовых – это был большой белый рояль с золоченым узором, который был изготовлен фирмой Беккер.
Рояль находился в северной части гостиной, которая отделялась выдвижными деревянными занавесами от южной, где размещался зрительный зал. В 1863 году на этой сцене в последний раз своей жизни выступал великолепный артист, один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. А в 1898 году у Воронцовых пел Федор Шаляпин, а аккомпанировал ему Сергей Рахманинов.
Следующая за Голубой гостиной комната экспозиции - Зимний сад Воронцовского дворца. Продолжим виртуальное путешествие.
alypka.info
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений