Содержание
СПб. Витебский вокзал (4)
СПб. Витебский вокзал (4)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
Оглавление
Предыдущая
Следующая
От Владимирской площади до
Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы
1
2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом
1
2 3
Витебский вокзал
1 2
3 4
5 6
7 8
От Введенского канала до Московского проспекта
1
2 3
Литература
Главная страница
Витебский вокзал (продолжение)
Загородный пр. , 52
Основные
источники информации — [9-15].
Другие источники оговариваются особо.
Планы
этажей Витебского вокзала
На мой взгляд, у Витебского вокзала особенно красивы
интерьеры. Они рассмотрены на этой и двух следующих страницах.
Как уже сказано во
вступительной части,
специфическая особенность Витебского вокзала — то, что платформы находятся
высоко, на уровне второго этажа. Такое положение определяет сложную
пространственную композицию внутренних помещений, которая выразительна уже сама
по себе, но еще и дополняется великолепной отделкой в стиле модерн.
Общая композиция интерьеров соответствует проекту
С. А.Бржозовского. Разработкой их отделки занимался С.И.Минаш — молодой
архитектор, только в 1902 г. окончивший Институт гражданских инженеров. Минаш
работал под наблюдением инженера Н.С.Островского. [14;
16, с. 169]
В издании 1908 г. [9,
с. 6] отделка интерьеров охарактеризована следующим
образом:
«Внутренняя отделка. Внутреннюю отделку в
художественном отношении можно разделить на три категории:
1) Помещения для пассажиров I
и II классов и Великокняжеские покои; 2) помещения для пассажиров III класса и
для производства железнодорожных операций, открытые для публики, и 3) помещения
служебные.
Преимущественный интерес с художественной точки
зрения представляют залы первой категории, в которых все детали художественно
разработаны, не говоря уже про более крупные работы но живописи и скульптуре, а
также про разработку металлических украшений.
Менее художественной отделки в залах второй
категории, главное достоинство которых заключается в обилии света и воздуха.
Помещения третьей категории отличаются
преимущественно техническим оборудованием, и здесь, естественно, не место чисто
художественным украшениям.»
Должен сказать, что и помещения второй категории
вовсе не носят какого-то упрощенного характера. Они выглядят не менее
выразительно, не менее впечатляюще, чем помещения первой категории, и при их
осмотре не возникает мысли о том, что отделка здесь более дешевая.
С другой стороны, здесь не было какого-то
искусственного разграничения помещений, предназначенных для пассажиров разных
классов, все помещения для пассажиров легко сообщаются друг с другом. Пассажиры
одно класса могли при желании пользоваться помещениями для пассажиров другого
класса. Это не только не возбранялось, но сразу было учтено при проектировании
вокзала:
«[. ..]
по проекту, залам для пассажиров I и II классов, (с рестораном и парадными
комнатами) придан размер в 119,40 кв. саж., для пассажиров III класса в 139,80
кв. саж. и балкону для дачников в 16,00 кв. саж. (не считая площади уборных)
Перемещение части площади в пользу зала I и II классов объясняется стремлением
некоторых пассажиров III класса пользоваться залами I
и II классов, из-за большей чистоты и ради пользования рестораном, и пассажиров
дачных поездов — рестораном.»
Благодаря такому подходу и в наше время, когда
разделения пассажиров на классы уже давно не существует, помещения вокзала
по-прежнему удобны, и фактически для помещений, изначально относившихся к разным
категориям, не чувствуется никаких существенных отличий — ни в функциональном
отношении, ни в художественном.
Как уже сказано на
позапрошлой странице,
со стороны Загородного проспекта устроены три входа в вокзал: слева
направо — в бывший вестибюль III класса, в бывшее
багажное отделение и в главный вестибюль (бывший
вестибюль I и II класса). До
конца XX в. действовали все три входа. К большому
сожалению, теперь из-за угрозы терактов открыт только второй из названных
входов. Это жаль и с точки зрения осмотра интерьеров: наиболее сильным
впечатлением был вход с улицы в ошеломляюще величественный главный вестибюль.
(Кроме того, скажу и об одной мелочи: во входном
тамбуре (на плане первого
этажа названном «сени») примечательна отделка нижней части стен — гладкие
изразцы темно-бирюзового цвета с орнаментальной полоской наверху. Теперь эту
отделку можно только с большим трудом разглядеть в стеклянные двери.)
Предлагаю все же, войдя в вокзал, сразу же, не
обращая внимание на архитектуру помещения бывшего багажного отделения, пройти в
главный вестибюль и именно с него начать осмотр внутренних помещений:
27 февраля 2020 г.
Название «вестибюль I и
II класса», написанное на
планах — не вполне точное. Отсюда можно попасть в разные помещения вокзала.
внизу слева находится бывшее багажное отделение. Широкая лестница с двумя
расходящимися маршами ведет: направо в бывшие
зал и ресторан
I и II класса, налево к проходу, ведущему в
одну сторону в бывший зал III класса, в другую в
бывшее помещение для дачных пассажиров и в
световой зал, предназначенный для
пассажиров всех классов.
Вестибюль занимает всю высоту здания, его высота 9
сажен (19 м) [9,
с. 6]. И этой большой высоте соответствует
монументальная архитектура. Главный вестибюль — один из самых впечатляющих
интерьеров модерна в Петербурге.
Центр композиции — монументальная лестница. Ее
первый марш ведет к бюсту Николая I, в царствование
которого была
открыта первая в России
Царскосельская железная дорога. По сторонам от
скульптуры — две доски, сообщающие о строительстве Царскосельской железной
дороги при императоре Николае I в 1837 г. и
Петербурго-Витебской железной дороги при императоре Николае
II в 1904 г., а наверху в венках — даты
1837 и 1904.
Конечно, в советское время бюст Николая
I (ск. А.К.Тимус [14])
был убран, так же, как и двуглавый орел наверху. На пустой пьедестал был
установлен бюст Ленина. (Случай, видимо уникальный:
в одном здании были установлены даже два памятника Ленину! О втором памятнике
написано на другой странице. Теперь, слава Богу, больше нет ни одного.)
Бюст Николая I и двуглавый орел (а также, видимо,
доски с первоначальными надписями) воссозданы в начале 2000-х гг.
При всей монументальности, вестибюль выглядит весьма
легким, хорошо освещенным со всех сторон. В композиции зала — так же, как и
других помещений вокзала — видно зрительное объединение с соседними помещениями
(такой прием в XX в. получил название «перетекающих
пространств). Внизу слева вестибюль через открытые проемы соединяется с
пространством бывшего багажного отделения (справа было такое же объединение с
соседними помещениями, которое теперь нарушено — см. чуть дальше). Большие окна
слева наверху — полупрозрачные, с витражами, ясно видно, что за ними — еще одно
помещение; это бывший зал III класса. Впереди, за
полупрозрачными окнами с витражами над лестничной площадкой — бывшая
галерея для
дачных пассажиров.
Для сравнения покажу сделанную в том же направлении
фотографию, помещенную в издании 1908 г. [9,
лист 15]:
Здесь видно одно отличие, о котором я не видел
никаких упоминаний: наверху, над окнами
галереи для дачных пассажиров — очень
большое окно, сквозь которое льется яркий свет. Значит, за этим окном не было
никакого помещения, а ныне существующее появилось позже. К этому вопросу я
вернусь на следующей странице.
Осмотрим главный вестибюль во все стороны.
Правая стена:
|
|
27 февраля 2020 г. |
7 марта 2020 г. |
Наверху — живописное панно с видом Одессы, худ.
С.И.Дудин [14]
(на противоположной стене — вид Петербурга, см. далее).
За окнами с витражами: за правым — кабинет от
ресторана, за двумя другими — служебные помещения.
Из трех нижних проемов два были первоначально
открытыми и соединялись с соседними помещениями: левый проем вел в помещение с
лифтом (см. далее), от среднего начинался закругленный влево коридор, из
которого можно было попасть на почту и в телеграф. И только правый проем был
застеклен (и притом с витражом) — там размещались дачные (пригородные) кассы.
Всё это можно увидеть на плане
первого этажа и на фотографиях в издании 1908 г. [9,
листы 16,17]:
|
|
Застекление прежде открытых проемов несколько
обеднило пространство зала. Остается пожалеть и об утрате витража в окне бывшей
кассы.
Стена противоположная лестнице обращена к
Загородному проспекту. Внизу вход (ныне не действующий), а наверху огромное окно
с витражом:
|
|
25 февраля 2020 г. |
7 марта 2020 г. |
Вновь левая (по отношению к лестнице) стена:
|
|
27 февраля 2020 г. |
25 февраля 2020 г. |
Внизу — бывшее
багажное отделение, выше, за окнами с
витражами — бывший зал III класса. Наверху
стена украшена живописным
видом Санкт-Петербурга (худ. В.И.Быстренин [14]).
И еще раз виды в сторону лестницы:
|
|
27 февраля 2020 г. |
25 февраля 2020 г. |
Правый марш лестницы ведет к
Картинному залу
(бывшему залу I и II класса). Туда мы и поднимемся. Но
прежде чем начинать осмотр зала, обратим внимание на одну подробность.
Как мы видели, в правой стене внизу был открытый
проем, через который можно было пройти к лифту. Этот лифт был предназначен для
пассажиров — тех, которые не хотели (или не могли по состоянию здоровья)
подниматься по лестнице [9,
с. 7; 14].
Фотография лифта на первом этаже, помещенная в
издании 1908 г. [9,
лист 19]:
Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы увидим
здесь дверь того же лифта:
29 февраля 2020 г.
Не знаю, действует ли сейчас лифт. Если и действует,
то не для пассажиров. Жаль! Нет той заботы о людях, которая была у строителей
вокзала.
Продолжение на следующей
странице.
Оглавление
Предыдущая
Следующая
Главная страница
©
Прохоров С.О.
Витебский вокзал Санкт-Петербурга: самый красивый, экскурсия
По мнению многих в Санкт-Петербурге находится один из самых красивых вокзалов страны. Интересная история, интерьеры в стиле модерн вызывают интерес, не просто так на вокзал даже организовывают экскурсии. Одну из них я посетила. Мы рассмотрели интерьеры, узнали много архитектурных и инженерных особенностей, а также посетили княжеские покои (сейчас кабинет директора) и даже забрались на чердак. Но начну, пожалуй, с истории.
Интересные факты:
- Вокзалы в России стали строить еще до появления поездов, они носили развлекательную функцию.
- Первый поезд был пущен с Витебского вокзала в конце 19 века до Царского села. Так что линия Санкт-Петербург-Павловск — первая в нашей стране.
- На Витебском вокзале есть княжеские покои, но не стоит путать с императорскими-они находятся в другом здании, по соседству с Витебским вокзалом.
- Единственные в России подлинные железные арочные перекрытия на перроне, которым более 100 лет сохранились именно на Витебском вокзале.
- В войну вокзал был замаскирован под руины, а мебель деревянную сожгли — нужно было чем-то отапливаться.
В начале 19 века по приказу Николая I железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское село. Конечную станцию назвали «Царскосельской». На ней было запланировано грандиозное строительство, однако планам не суждено было сбыться. Денежных средств выделили ровно столько, чтобы построить ветку железной дороги и здание вокзала. Руководитель проекта инженер Франц Антон фон Герстнер решил ограничиться возведением временной станции.
Первое здание вокзала построили из дерева в 70 метрах от Введенского канала. К нему примыкала платформа и служебные постройки. Помимо помещения для пассажиров предусмотрели постройки для паровозов, экипажа и персонала, обслуживающего станцию.
В 1837 году от вокзала отъехал первый поезд. Герстнеру выпала честь вести поезд до Царского Села. Инженер доставил пассажиров до пункта назначения за 35 минут. Для того времени это был рекорд. Фон Герстнер показал все, на что способен поезд. Он выжал скорость в 60 верст в час и на обратном пути побил свой собственный рекорд. Пассажиры вернулись в Питер за 27 минут. Памятник маэстро находится на территории вокзала.
Витебский вокзал стал центром притяжения для петербуржцев. Ежедневно люди приходили, чтобы увидеть, как на станцию прибывает поезд. Со временем сигнальный свист паровоза заменили органной мелодией. У станционных часов установили шарманку, и каждый желающий мог завести ее и послушать музыкальные пьесы. Перед станцией располагалась ничем не примечательная Введенская площадь.
Через 10 лет после открытия станции остро встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. После покупки дополнительной земли на берегу Введенского канала началось строительство второго здания вокзала под руководством архитектора К.А. Тона. Через 2 года новое здание было открыто для посетителей. Вокзал располагался в одном ряду с казармами на Загородном проспекте. Во второй половине 19 века здание расширено до 42 метров и перестроено. Но в скором времени оказалось, что и новый вокзал не выдерживает потока пассажиров и посетителей. Помещений недостаточно, места не хватало.
В 1869 году решено вновь перестроить вокзал. Старая деревянная станция снесена и на освободившемся месте предполагалось строительство нового вокзала. Фасад здания должны были удлинить до 62 метров и пристроить крыло длиной 75 метров. Однако средств на перестройку не хватило.
В начале 20 века Царскосельская линия потеряла свою самостоятельность и перешла во владение новых хозяев. Линию присоединили к Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Новые владельцы построили здание для управляющих железной дорогой, подъездные пути подняли на 5 метров и создали новые железнодорожные развязки. Для императорской семьи возвели Царский павильон – станцию для прибытия царской семьи на поезде.
В дальнейшем было вновь решено возвести новое здание вокзала. За проект взялся С. А. Бржозовский. Фундамент основного корпуса закладывался в течение года. К проекту присоединился архитектор С.И. Минаш. В 1904 году новый вокзал открыл двери для посетителей. Первый поезд отправился в Витебск, а вокзалу присвоено название «Витебский».
Здание сохранилось до наших дней и не потеряло своей актуальности. В начале 20 века это было первое строение в Санкт-Петербурге, созданное в стиле модерн. Внешнее сходство с Елисеевским магазином вокзалу придавала арка с витражом.
Витебская площадь располагалась перед аркой. Уже в начале 20 века создатели вокзала продумали, как автоматизировать подачу багажа и почты. Для этих целей соорудили тоннели и лифт. На Витебском вокзале впервые в России было возведено сооружение из монолитного железобетона. Им стал диспетчерский путь, расположенный между путями.
Внутренняя отделка здания заслуживает отдельного упоминания.
Стены украсила лепнина и орнаменты. Первоначально на стене изображен покровитель торговли и путешествий бог Меркурий. Затем его изображение сменили панно с видом одесского порта и Петропавловской крепости. Второй этаж первоначально отдан пассажирам 1 и 2 классов.
Пассажиры 3 класса ожидали поезд в зале между вестибюлем и часовой башней.
При советской власти на втором этаже здания расположился «Картинный зал». В 50-х годах прошлого столетия на стенах появились новые панно, изображающие Витебский вокзал и станцию в Пушкине. Сегодня на стенах можно увидеть картины, изображающие этапы истории Царскосельский железной дороги.
Переодически в верхнем зале ожидания проходит выставка исторических костюмов Александра Васильева.
Здесь же находится шикарное помещение ресторана, которые не работал. Но главное — это оформление в стиле модерн.
Далее мы отправились в бывшие княжеский покои (не императорские, как многие думают, они находятся в другом здании). Попасть сюда можно только с экскурсией.
Впечатлили залы для пассажиров и буфет.
Через буфет и зал с кассами мы поднялись на чердак, который тоже доступен только с экскурсией.
В дальнейшем Витебский вокзал не перестраивался полностью, только реставрировался и дополнялся новыми украшающими элементами. В 1974 году реконструировали ресторан. В 1987-м на территории вокзала появился макет самого первого паровоза, отправившегося с перрона Царскосельской станции 150 лет назад. В 2007 году в Световом зале установлен памятник фон Герстнеру. Фигура выполнена в полный рост и изображает инженера с макетом паровоза «Проворный» в руках.
Сегодня на платформу можно попасть из Светового зала.
Поезда отправляются в Беларусь, Молдавию, прибалтийские страны, в Берлин, Будапешт, Прагу и во многие города России.
Вокзал до сих пор радует приезжих и питерцев своим нарядным внешним видом и внутренним убранством. Посещение Витебского вокзала можно совместить с посещением знаменитых дворцов императорской семьи: Царское село и Павловск – доехать до них с вокзала.
Большой выбор отелей в Петербурге здесь
Здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, Россия
Построенный на месте первого железнодорожного вокзала в России, Витебский вокзал представляет собой великолепное здание в стиле модерн, сохранившееся практически без изменений с момента открытия в 1904 году.
Первый в России железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Царское Село (ныне Пушкин), была проложена в 1830-х годах под руководством Франца Антона Риттера фон Герстнера, профессора Венского технического университета. Первоначально вокзал в Санкт-Петербурге должен был располагаться рядом с рекой Фонтанкой, но из-за перерасхода бюджета было принято решение построить временный деревянный вокзал на Семеновском плаце (ныне Пионерская площадь). Первая паровая машина, получившая название «Проворный», вышла из Санкт-Петербурга 30 октября 1837 года под управлением самого фон Герстнера. До Царского Села ехали 35 минут.
Витебский вокзал в белые ночи
Фронтон Витебского вокзала
Часы на башне Витебского вокзала
Кованые перила на Витебском вокзале
Металлоконструкции (кровельные площадки) на Витебском вокзале
Памятник фон Герстнеру — проектировщику и строителю первой железной дороги в России
Декорации в стиле модерн на стенах вокзала
Вскоре деревянный вокзал был заменен двухэтажным каменным зданием по проекту Константина Тона. Однако к концу 19 века его оказалось недостаточно для все более большого потока пассажиров. В конце концов, в 1902 году Станиславу Бржозовскому (недавно достроившему Рижский вокзал в Москве) было поручено спроектировать совершенно новое здание. Он создал шедевр архитектуры в стиле модерн (или стиль модерн). Огромный парадный зал высотой более 20 метров украшен панно, рассказывающими об истории Царскосельской железной дороги и ее станций. На главной лестнице есть мраморные перила с бронзовыми вставками, а на вокзале также есть картинная галерея с типичными для ар-нуво растительными украшениями. Платформенная крыша, тем временем, впечатляет своей инженерной изобретательностью и эстетическими качествами и является крупнейшим образцом «железной архитектуры» в Санкт-Петербурге.
Рядом с главным вокзалом Бржозовский также построил Императорский павильон, спроектированный как частный зал ожидания Николая II и его семьи. В 1987 году к 150-летию первого путешествия макет Проворного разместили в собственном стеклянном павильоне рядом с платформами. В 2003 году вокзал был полностью отремонтирован, а в 2007 году в вестибюле вокзала был установлен бюст фон Герстнера.
Адрес: | Загородный проспект, 52 |
---|---|
Метро: | Пушкинская |
Как добраться: | Поверните налево от станции метро «Пушкинская», это следующее здание вниз. |
Что поблизости? | Лазарет Семёновского полка (Музей военной медицины), Океанариум, Пионерская площадь, Гороховая улица, Улица Марата |
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
~ Блог о знакомстве с модерном
Поиск:
13
Суббота
июль 2019 г.
С того момента, как я увидел ее, я глубоко влюбился в Витебский вокзал. Но шансы, что я приеду туда лично в ближайшее время, сфотографирую и поделюсь с вами этой красотой, очень малы. Поэтому я попросила местную жительницу, которая так же любит этот драгоценный камень, оказать мне честь…
Витебский вокзал, Санкт-Петербург. Фото Карла Буллы, ок. 1900
Это гостевой блог Анны Семериковой, также известной как Époque Maudite, в Instagram.
Мне всегда нравился «вид» Витебского вокзала. Еще до того, как я понял, что такие здания, которые мне нравились больше других, все построены в стиле модерн. Стиль, который мы в России называем «модерн» («модерн»). И, наверное, все знают, как это обычно бывает: когда думаешь, что вернешься позже, чтобы что-то открыть, и никуда не торопишься, собираешься сделать кучу снимков… Но годы идут, а ты все еще только планируешь, а ожидание подходящей погоды, подходящего света, хорошего настроения и т. д. Особенно, если вы живете в том же городе, что и архитектурное сокровище!
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, Россия, 2019
Что касается меня, то я не большой любитель российских поездов. Поэтому я стараюсь по возможности избегать поездок на поезде. Разве что другого выхода нет, а у меня есть для проезда на поезде. Чаще всего в московском направлении, отправляясь с Главного вокзала. Более того, до лета 2018 года я был абсолютно уверен, что все поезда из Санкт-Петербурга в Москву отправлялись с Главного вокзала.
Поэтому, когда в прошлом году мои друзья из Бельгии и Франции захотели посмотреть столицу России, я без раздумий отвез их на Главный вокзал. Только когда мы не смогли найти их платформу, я понял свою ошибку! Их поезд ждал их на Витебском вокзале. К счастью, станции не слишком далеко друг от друга, поэтому мы успели вовремя.
Ехали ночным поездом, станция была почти пуста. Вечер был теплым и спокойным. А после того, как мои друзья ушли – пока я шла через станцию обратно к входу в метро – я поняла, что ОБЯЗАТЕЛЬНО вернусь, чтобы пофотографироваться.
Но я не возвращалась до декабря, когда пошла на выставку «Мода русского модерна 1890-1914», которая была представлена на вокзале. К сожалению, со всем этим защитным стеклом нельзя было фотографировать. Я просто поделюсь тем, что получилось не так уж и плохо.
Выставка «Мода русского модерна 1890-1914 гг.»
Зимняя погода тоже не благоприятствовала фотографиям. Так что только года, следующего за летом (2019 года), мне, наконец, удалось попасть внутрь Витебского вокзала и сделать несколько снимков для своего аккаунта в Instagram. Людей было очень мало, и я мог сделать несколько действительно хороших снимков. Пожалуйста, наслаждайтесь ими, пока читаете этот блог.
Витебский вокзал, Дизайн интерьера Сима Минаш
Витебский вокзал
Витебский вокзал был первым железнодорожным вокзалом в Санкт-Петербурге; фактически это был первый железнодорожный вокзал во всей России. Первое одноэтажное деревянное здание было построено в 1837 году. В том же году первый в истории русский поезд «Проворный» отправился с перрона в царскую резиденцию в Царском Селе. Поезд доехал до Царского Села (25 км) за 35 минут, что было рекордом скорости для России того времени. Интересно знать, что сегодня вам нужно 28 минут на поезде для того же расстояния (с 5 остановками) или 40 минут на машине.
Фото из Царскосельской коллекции ГМЗ
Так как здание вокзала оказалось слишком маленьким, его в течение двенадцати лет снесли, а Константин Тон (1794-1881) перестроил вокзал в камне в 1849-1852 гг. На этом снимке здание вокзала, снятое 17 сентября 1900 года. (Фото из Царскосельской коллекции ГМЗ). Но это все же не то здание, о котором я хотел рассказать.
Дом Протасова. Фото Карла Буллы, 1914 г.
Строительство моего любимого вокзала в стиле модерн, которым мы можем наслаждаться сегодня, началось в 1901 году и длилось три года. Станислав Антонович Бжозовский (1863-1930-е гг.) был главным архитектором, ответственным за внешний вид здания. А замечательные интерьеры спроектировал 25-летний Сима Исаакович Минаш (1877-1945), известный также как архитектор Дома Протасова (Дом М. В. Воейковой), который вы можете видеть на старой картине Карла Буллы.
Витебский вокзал, Дизайн интерьера Сима Минаш
Возвращаясь к вокзалу, хочу отметить, что это было одно из первых общественных зданий в стиле модерн. И людям это действительно нравилось. (Помните, что не все новшества рубежа веков были приняты публикой, как, например, Эйфелева башня.) Удивительная, необычная архитектура, обилие металла, сложные технические устройства и диковинные для того времени: лифты для багажа и пассажиры, конвейеры, рельсовые пути, расположенные на втором этаже, электричество… такое чудо конструкции и инженерной мысли не могло не вызывать восхищения.
Витебский вокзал, Дизайн интерьера Сима Минаш
Однако наш климат и время постепенно разрушали вокзал, и удалось сохранить только 2% внешней металлической отделки. Архитектурные детали были удалены с фасада и холлов во время бесчувственного советского ремонта. В виде исключения из обычной практики советских лет на Витебском вокзале сохранился надземный депо. Пять платформ и багажные лифты остались практически нетронутыми, что сделало его идеальным местом для съемок советских экранизаций «Анны Карениной», рассказов о Шерлоке Холмсе и других 19 фильмов. классика ХХ века.
В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга в 2001-2002 годах на станции была проведена кропотливая реставрация первоначального интерьера и декора в стиле модерн. Отреставрирован купол, воссоздан «исторический» колорит вокзала, восстановлены первоначальные фасадные окна, обновлены лепные украшения, заново оформлена мраморная лестница, воссоздано Императорское кафе, недостающие элементы первоначального дизайна были отреставрированы, а металлические украшения восстановлены. В 2017-2018 годах станцию снова восстановили. Так что сегодня вы можете насладиться красотой этого великолепного исторического здания во всем его первозданном великолепии!
Помимо копии первого русского поезда, на Витебском вокзале есть отдельно стоящий павильон для царя и его семьи и мраморный бюст Николая I. И… если вам понадобится парикмахерская, вы можете найти один внутри вокзала на первом этаже, недалеко от винтовой лестницы.
С Витебского вокзала можно добраться до Центральной Европы, Прибалтики, Украины, Беларуси и южных пригородов Санкт-Петербурга, таких как Пушкин и Павловск.