Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Романский стиль в интерьере — эксклюзивно на Our-Interior.com. Романский интерьер стиль


Романский стиль в архитектуре средневековья

После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство.

Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры – оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени. Становлению романского стиля способствовала значительная роль монастырей как центров паломничества и культуры.

Церковь романского стиля

Церковь романского стиля – основные элементы архитектурных форм

В феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы так называемый донжон – своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором – парадные комнаты, на третьем – жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом – жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше – сторожевая площадка.

При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.

Постепенно такая зáмковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь – средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Именно в течение XI–XII вв. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.

Примеры основных типов капителей, колонн и опор

Порталы и внутренняя структура храмов

Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Дверной проём, Собор Ле Пюи

Дверной проём, Собор Ле Пюи, Франция – Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy)

Окно в большом зале, Даремский замок

Окно в большом зале, Даремский замок, Англия – Durham Castle

Западное окно, Кафедральный собор Нотр-Дам в Турне

Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия – Cathédrale Notre-Dame de Tournai (фр.)

Западный неф, церковь в Пуатье

Западный неф, церковь в Пуатье, Франция – The Église Saint Hilaire le Grand is a church in Poitiers (фр.)

Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Портал в Романском стиле Церковь Санкт Михаэль

Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, 1001-31 гг., Германия – St. Michael's Church at Hildeshe

Рочестерский замок

Рочестерский замок, Англия – Rochester Castle

Виндзорский замок

Виндзорский замок, Англия – Windsor Castle

Крепость в Нормандии

Крепость в Нормандии

Мост Риальто

Мост Риальто, Венеция, Италия – Rialto Bridge

Пизанский собор

Пизанский собор, Италия – Cathedral of Pisa

Церковь в Олнэ

Церковь в Олнэ, 1140-70 гг., Франция – Aulnay Church

Даремский собор

Даремский собор, Англия – Durham Cathedral

Белая башня, капелла св. Джона

Белая башня, капелла св. Джона – Tower of London, St. John's Chapel

Ораторий Жерменьи-де-Пре

Ораторий Жерменьи-де-Пре, 806 г., Франция – Germigny-des-Prés

Собор Ле Пюи

Собор Ле Пюи, Франция – Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy)

Рочестерский замок, интерьер

Рочестерский замок, интерьер – Rochester Castle, Interior

Аббатство Мария Лаах

Аббатство Мария Лаах, Германия – Maria Laach Abbey

Тьюксберийское аббатство

Тьюксберийское аббатство, Англия – Tewkesbury Abbey

Церковь в деревне Килпек

Церковь в деревне Килпек, Англия, дверной проём – Kilpeck Church

Западный портал собора св. Мартина в Вормсе, Германия

Западный портал собора св. Мартина в Вормсе, Германия – Kathedrale St. Martin zu Worms (нем.)

Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор). Влияние христианской церкви на духовную и светскую жизнь того времени было огромно.

Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест.

Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта – дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.

В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности. Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.

В романской культовой архитектуре получила распространение скульптурная пластика, которая в форме рельефа покрывала плоскости стен или поверхность капителей. Композиции таких рельефов, как правило, плоскостны, в них нет ощущения глубины. Скульптурный декор в форме рельефа располагался, помимо стен и капителей, на тимпанах порталов и архивольтах сводов. В таких рельефах наиболее наглядно отражены принципы романской пластики: подчёркнутая графичность и линеарность.

Наружные стены соборов также украшались каменной резьбой растительного, геометрического и зооморфного орнамента (фантастические чудовища, экзотические животные, звери, птицы и др.). Основной декор собора располагался на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении. Декорирование осуществлялось с помощью скульптурных изображений, которые ярко раскрашивались.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым тот или иной создаваемый образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или элементом орнамента.

В раннем романском стиле, до того, как стены и своды получили более сложную конфигурацию (конец XI–начало XII в.), ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, главную роль играла настенная живопись. Широко использовались также мраморная инкрустация и мозаика, технология выполнения, которых сохранилась со времён античности.

Скульптурным рельефам и стенной живописи стремились придать поучающий смысл. Центральное место здесь занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе.

В строго симметричных религиозных композициях доминировали фигура Христа и повествовательные циклы, в первую очередь, на библейские и евангельские темы (грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда с представлением богословской сцены иерархической структуры мира, рая и праведников, ада и осуждённых на вечные муки грешников, взвешивания добрых и злых дел умерших и т.п.).

В X–XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т.д.

В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся под сильным влиянием византийского и арабского искусства.

Мебель романского стиля

Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой долей условности, начиная с IX в.

Стул романского периода

Стул романского периода

Дубовый шкаф с резьбой

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Стул в соборе Святого Петра в Риме

Стул в соборе Святого Петра в Риме, Италия – St. Peter's Basilica

Дубовая скамья

Дубовая скамья

Обеденный стол из дуба

Обеденный стол из дуба

Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, поэтому пол устилали слоем соломы. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.

В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало о знатности и богатстве его хозяина. Когда развилось искусство изготовления тканых ковров (шпалер), ими стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.

Главное жилое помещение дома синьора – центральная зала, служившая гостиной и столовой, в центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Лишь много времени спустя, в XII–XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Спальные помещения часто делались общими, поэтому кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.

Спальни для синьора и его жены делались обычно в маленьких и тесных боковых помещениях, где их кровати устанавливались на высоких деревянных помостах со ступеньками и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и сквозняков.

Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально не остеклялись, а забирались каменными решётками. Они делались высоко от земли и были очень узкими, поэтому в помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились делать подшивные потолки из досок.

Полумрак холодных помещений домов романской эпохи компенсировался яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.

Номенклатура мебельных объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков – основных мебельных объектов того времени, реже – шкафов.

У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и примитивных табуретах, в доски для сидения которых вставлялись сучки, служившие ножками.

По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.

Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.

Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски.

В целом мебель для сидения была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и креслах не было. Чтобы скрыть дефекты соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса и клея, а затем расписывался красками.

В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.

Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.

Столы в ранний период еще весьма примитивны. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.

Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.

Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.

Обычно шкафы, также как и сундуки, отделывали железными накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые необработанные доски изделия, так как известная с античности ящичная и рамочно-филёночная вязка здесь фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции надёжности, получили и декоративные функции.

При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и лаконичны.

Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась из мягких пород дерева – ели или кедра; в Германии, скандинавских странах и Англии обычно применялся дуб.

В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI–XII вв.

Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции и украшения без всякого изменения в течение еще нескольких столетий.

В культовых зданиях и их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.

Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

www.inter-meb.ru

Современный интерьер в Романском стиле

Романский стиль пронизан атмосферой средневековья

Романский стиль пронизан атмосферой средневековья

Услышав от дизайнера предложение воплотить романский стиль в интерьере, мало кто сразу же представит его полную, яркую картину. И это неудивительно, ведь он не столь популярен, как классика, минимализм или хай-тек. Но это архитектурное направление древнее – его корни уходят в раннее средневековье. Романский стиль стал одним из важных этапов развития искусства европейских стран, его можно назвать первой художественной системой того времени.

 

Романский стиль фактически перекликается своими характерными чертами с ампиром

Романский стиль фактически перекликается своими характерными чертами с ампиром

Романский стиль в интерьере фото

Романский стиль в интерьере впитал в себя некоторые элементы классического барокко

Гостиная с небольшими скульптурами и витражными вставками

Гостиная в романском стиле с небольшими скульптурами и витражными вставками

Для справки! Романский стиль – от латинского romanus – римский. Это стиль архитектуры и искусства.

Как узнать романский стиль в современном интерьере?

Основные черты романского стиля:

  1. Массивность.
  2. Отсутствие излишеств.
  3. Строгость.
  4. Суровый внешний вид.
Обеденная зона с большими окнами

Обеденная зона с большими окнами

Если взглянуть на архитектуру, то она, скорее, неприступная крепость, нежели замок или храм. Это также касается интерьера, его можно охарактеризовать словом «мощный». Все предметы в помещении массивны, декоративные украшения практически отсутствуют. Основными чертами романского интерьера можно назвать следующие:

  1. лаконичность, простота, плоскость с незначительными рельефами;
  2. преимущественные цвета: красный, белый, серый, зеленый, черный;
  3. линии прямые, горизонтальные, вертикальные, полуциркулярные;
  4. геометрический или растительный рисунок, который повторяется во многих элементах;
  5. конструкции массивные, поэтому их создают из камня или его имитации;
  6. наличие таких элементов, как факелы, доспехи, гербы, гобелены, оружие и всего, что имеет отношение к рыцарской и замковой тематике.
Использование темного дерева делает интерьер более строгим

Использование темного дерева делает интерьер более строгим

Важно! Самая большая ошибка, которую допускают те, кто знаком с данным направлением поверхностно, – использование мягкой мебели. Во времена возникновения романского стиля ее не было. Мебель просто красили, делали роспись. Единственно возможное отступление от правил – кровать.

Секреты создания романского стиля

Для того чтобы воплотить в своем доме или только в одной его комнате данную стилистику, нужно соблюдать такие правила:

  1. Реализовать романский стиль можно в просторном помещении с высокими потолками.
  2. Можно и нужно использовать такие элементы, как арки, потолки сводами, колонны.
  3. Следует выбирать грубую мебель исключительно из натуральных материалов.
  4. Минимум декора – он должен быть тематическим.
  5. Допускается использование только сдержанных цветов.
  6. Окна должны быть арочными, округлыми.
Для любителей отдохнуть у камина

Для любителей отдохнуть у камина

Важно! Стоит понимать, что классический романский стиль – это преимущественно хмурая, суровая обстановка, которая обладает уникальной, свойственной только ей красотой. Мало кто пожелает видеть такое каждый день в своем доме, поэтому люди  выбирают преимущественно отдельные элементы данного направления.

То, что смотрится неплохо в современных интерьерах:

  1. ковка, в особенности цепи;
  2. доспехи рыцаря;
  3. венецианские или веерные окна;
  4. гобелены и драпировка;
  5. тяжелые подсвечники.

Мебель в романском стиле (фото вариантов)

Первое, о чем стоит поговорить, – это мебель, так как этот элемент в романской стилизации может использоваться и в других направлениях дизайна. Среди основных черт – простота, функциональность, натуральные материалы. Тут не встретить лишнего декора, изящества, мягкости и даже особого удобства. Не те времена были, когда зародился данный стиль.

Массивная люстра с настоящими свечами отлично смотрится над обеденным столом

Массивная люстра с настоящими свечами отлично смотрится над обеденным столом

Что касается конкретных предметов мебели, то это могут быть:

  1. Массивные стулья и столы из дерева.
  2. Громоздкие шкафы. В них могут быть элементы из металла.
  3. Кровать обязательно с балдахинами, вышитыми покрывалами. Это единственный предмет мебели, который может быть красивым в привычном смысле для современного человека.
  4. В качестве оригинального хранилища можно использовать тяжелые сундуки с металлическими накладками.
Ванная с овальными арками

Ванная комната с овальными арками

Важно! Основная задача, поставленная перед такой мебелью, – это возможность адаптировать ее к любому интерьеру.

Зона отдыха в светлых тонах

Зона отдыха в светлых тонах

  • Стоит понимать, что сегодня найти в масс-марте подобную мебель сложно, ведь в те времена ее изготавливали индивидуально. К тому же все предметы мебели в романском стиле сильно адаптированы под современные потребности.

Текстиль и декор для романского стиля в интерьере

Тут также будет непросто, ведь для этого направления не характерно то, к чему привык современный человек. В данном стиле нет места:

  1. скатертям;
  2. кухонным мелочам – прихваткам, полотенцам, фартукам;
  3. удобным диванным подушкам.
Кухня в романском направлении

Кухня в романском стиле

Вполне уместны следующие идеи использования текстиля:

  1. Тяжелые многослойные портьеры на окнах.
  2. Гобелены и ковры как на стенах, так и на полу.
  3. Ковры могут содержать вышитые сюжеты тех времен – сцены сражений, охоту, поединки рыцарей.
Замечательное воплощение средневековых настроений

Эффектное воплощение средневековых настроений

Совет! Для того чтобы еще больше приблизиться к романскому стилю, стоит оборудовать камин. Он станет центром внимания и в определенной мере декоративным элементом.

Камин станет настоящим украшением любой комнаты

Камин станет настоящим украшением любой комнаты

ДОПУСТИМЫЙ ДЕКОР:
  1. фрески;
  2. канделябры;
  3. чучела животных, их шкуры, оружие;
  4. свечи. Кроме оригинального декоративного эффекта они создают уют;
  5. скульптуры в небольшом количестве. Причем не любые, а животные или птицы, мифологические, библейские сюжеты;
  6. своеобразным украшением может стать столешница с инкрустацией янтарем или перламутром;
  7. статуэтки, отлитые в бронзе, серебряные кубки;
  8. картины, преимущественная тематика – библейские сюжеты.

Особое внимание окнам и отделке

Стандартные для тех времен арки, стрельчатые, дугообразные окна на сегодняшний день неприменимы, ведь такие невозможно обустроить в среднестатистической квартире. А если оформлять в этом стиле весь дом, то нужно еще на этапе проектирования закладывать их специфическую форму.

Но найти выход и приблизить «глаза» своего жилища к романским все же можно. Из тех времен к нам пришли не только арочные окна, а и витражи. Их вполне можно создать самостоятельно или заказать мастеру.

Окно, как произведение искусства

Окно как произведение искусства

Что касается отделки стен и потолков, то следует использовать такие материалы:

  1. Натуральная древесина.
  2. Камень. В наше время вполне можно применить искусственный, с ним легче работать.
  3. Оштукатуривание цвета беж, зеленого, золотисто-коричневого.
  4. В отдельных случаях допускается использование стилизованного кафеля.
Каменная отделка смотрится крайне выгодно

Каменная отделка смотрится очень стильно

Важно! В этом стиле нет дверей как таковых. Их роль играет арочный портал, который закрывается тяжелыми портьерами.

Романский стиль – это нечто нетипичное для современного интерьера. В первую очередь потому, что воплотить его можно далеко не в каждом помещении. Однако, это вовсе не означает, что не стоит попробовать! Вполне вероятно, что именно у Вас все получится!

interieridizain.ru

Романский стиль в интерьере - общее представление

Романский стиль в интерьере относится к одним из старейших, который утвердился сначала в архитектуре, а потом и во внутренних интерьерах. Сам термин «романский стиль» обозначился намного позже, где-то в XIX веке, что значило «римский стиль», обозначавший эстетику IХ-ХI веков. Архитектура того периода стала переходом от древнеримской архитектуры к европейской. Оформление помещений подчинялось общему архитектурному замыслу, обыгрывая полукруглые арки и массивные капители колонн, а скульптура отошла на второй план, уступая рельефам.

Романский стиль в интерьере - общее представление

Стены замков и храмов нередко украшал фресками, а окна начали оформлять живописными витражами на библейскую тематику. Мебель в те времена была чисто функциональной, отличаясь примитивной конструкцией и очевидной громоздкостью.

Суровый облик тяжеловесного стиля, в котором нет места декоративным излишествам, производит ощущение простоты и добротности, а общее ощущение навевает ощущение неприступной крепости. Создатели романского стиля имели свое представление о красоте и ее отражении в камне и доступных материалах – в плавных арочных формах и теплом цвете.

Романский стиль в интерьере - общее представление

Для романского стиля характерны массивные двери и толстые стены, вытянутые и полукруглые сверху окна, однотонные стены и цветные витражи. Отделка интерьеров – фрески и вставки из темных пород дерева, гобелены и картины, свечи и факелы, зеркала и кованые люстры на цепях, которые мог дополнять расписной кессонный потолок, рельефы и большие вазы. Полы были простые, каменные или деревянные, а просторные комнаты обогревал камин или очаг с вытяжкой. Вместо декора используются замковые гербы и рыцарские доспехи, факелы и холодное оружие.

Стиль стал зарождаться в VIII веке и окончательно утвердился в X веке, то есть на рубеже тысячелетий, став общеевропейским стандартом в архитектуре и чуть позже – в интерьерах храмов и замков. Романский стиль господствовал в Западной Европе до XII века, после чего его сменила эпоха раннего Ренессанса, многое заимствовал из Византии, утверждая новые принципы в зодчестве. Он стал переходным этапом в эстетике периода Средневековья. Форма сундуков – это возврат к античным саркофагам, столы были массивные, как и стулья вокруг него, но их иногда заменяли сундуки, которые стали делать на высоких ножках с дверцами, и это стало прообразом шкафов.

Романский стиль в интерьере - общее представление

Романский стиль в интерьере сделал упор на основательность и монументальность, что было предпочтительно для оборонительных укреплений и стиля культовых сооружений, нередко выполнявших фортификационные функции в небольших городах, когда все прихожане могли укрыться за массивными дверями храма. Стиль трансформировал древнеримские традиции и новую эстетику европейского северо-запада, где потолок, благодаря арочным сводам, становится продолжение стены, а массивные колонны являются частью стен.

Современный интерьер в романском стиле встречается нечасто, но именно он подходит для людей, которые отдают предпочтение концепции «мой дом – моя крепость!» Полы могут быть из мраморной плитки или крупного кафеля, имитирующего мрамор, который выкладывают мозаикой. Также в более теплых помещениях, таких как спальня, используются деревянные полы или паркет с эффектом старины, ее цвет повторяет и мебель.

Романский стиль в интерьере - общее представление

Стены в романском стиле отделывают однотонной штукатуркой, украшая фальш-колоннами, схематичными барельефами, фресками, мозаикой, витражами и вставками из темного дерева – важно в этом не переусердствовать. Для освещения подойдет массивная люстра на подвесках из цепей, настенные бра, имитирующие факелы или подсвечники.

В наше время трудно купить мебель соответствующего стиля, но приветствуется основательная и практичная мебель, например, просторные кровати, застеленные грубым пледом или покрывалом их натуральных шкур. Шкафов в те времена не было, но их заменяли сундуки, сегодня широко используются кладовые за массивной дверью или фальш-стеной. Массивные сундуки для хранения вещей и комоды выгодно украсят ваш интерьер.

Романский стиль в интерьере - общее представление

Стулья несли особый смысл – высота спинки стульев хозяев говорила о знатности происхождения, и нередко были излишне высокими, поэтому следует подобрать именно такие или заказать в мастерской по образцу. Мягкой обивки в то время еще не было, древесина окрашивалась, а мягкое сидение заменял кусок овчины, что модно и сейчас. Важная роль отводится кроватям – на резных ножках с решеткой, дополненная балдахином и теплыми покрывалами. В то время они дополнительно удерживали тепло, защищая от проникающего из окон холода, а сами окна занавешивали тяжелой шторой. В замке знатного вельможи или феодала полы устилали восточными коврами или шерстяными домоткаными пледами, которые очень ценились в те времена.

Романский стиль в интерьере подкупает своей простотой, а не изяществом, но он отлично подходит для оформления загородного дома. Конечно, в малогабаритной квартире невозможно воспроизвести интерьер средневекового замка, но отдельные элементы стилистики отлично впишутся в оформление спальни, прихожей, ванной и столовой. Для декора подойдет коллекция холодного оружия и рыцарских шлемов (имитация), чучела животных и шкуры, гобелены и картины, камин и подсвечники. Этот стиль идеален для коллекционеров и любителей уединения.

Похожие материалы:

Новые материалы:

Предыдущие материалы:

kosour.ru

особенности и основные элементы :: ashanet.ru

Романским стилем называют стиль искусства и архитектуры эпохи средневековья, однако его основные элементы широко используются сегодня для создания элегантных и величественных интерьеров.

романский стильОбщая информация

Романский стиль в интерьере отличается массивностью и отсутствием лишних деталей. Его внешний облик суров и тяжеловесен. В основе этого направления лежит неприступность средневековых крепостей, мощность стен, колонн и сводов. Пол, как правило, делается из мрамора или плитки с рисунком. Интерьер богат на зеркала и элементы росписи. Среди особенностей интерьера в романском стиле – простота и тяжесть, отсутствие обилия декора в комнатах.

Основные элементы

Романский стиль лаконичен и прост. В нем преобладают красные, зеленые, коричневые, черные, серые и белые тона. В помещениях, выполненных в этом стиле, можно заметить наличие большого количества прямых линий: как горизонтальных, так и вертикальных. Также популярностью пользуется растительный или геометрический рисунок. Конструкции в таком интерьере каменные и толстостенные. Встречается рыцарская тематика – гербы, оружие, факелы.

Романский интерьер – воплощение средневековой красоты

Рабочие, которые создавали интерьеры в эпоху средневековья, стремились воплотить в них красоту и величие. Сегодня, попадая в такое помещение, кажется, будто невидимая машина времени переносит тебя назад, в прошлое, и дает возможность прикоснуться к истории. На уровне чувств романский интерьер ассоциируется с теплом и гармонией, спокойствием и величественностью.

дизайн интерьера стилиСтены

Обычно дизайнеры, которые создают интерьер в описываемом стиле, используют имитацию камня, чтобы казалось, будто это стены замка или крепости. Часто применяется однотонная штукатурка натурального цвета (бежевого, серого или желто-коричневого). Чтобы такие стены не казались мрачными и однообразными, их разбавляют фресками или декоративными окнами.

Потолок и пол

Романский стиль предусматривает потолок в виде сводов. Цвет его, как правило, совпадает с цветом стены. Чтобы полоток казался интереснее и живее, к нему можно добавить грубые подпорки, расписать, украсить фресками. Пол облицовывается мозаикой, керамической плиткой или другими материалами, имитирующими камень. Паркет в таком интерьере встречается редко, однако если и используется, то отдается предпочтение темным породам дерева с эффектом старины.

Мебель

романский стиль в интерьереПредметы мебели здесь просты и примитивны: грубые столы, массивные табуреты, скамейки. В средневековье мебель была дощатой, покрытой резьбой и коваными элементами. Спинки стульев были в основном высокие, и чем выше спинка – тем знатнее обладатель стула. Мебель изготавливалась из ели, кедра, дуба, окрашивалась в яркие тона. Одна из самых распространенных ошибок дизайнеров, работающих над интерьером в романском стиле, – использование мягкой мебели. Исключение – кровать.

Декор

Любой дизайн интерьера, стили и их элементы напрямую зависят от используемого в помещении декора. Как уже упоминалось, украшений в романском интерьере мало, но они все же имеются. Это и картины, и гобелены, и настенные светильники в виде факелов или свечей. Выбирая люстру, следует обратить внимание на то, чтоб она выглядела как можно массивней. Часто романский стиль ассоциируется с рельефными изображениями и наличием предметов рыцарского наследия.

ashanet.ru

Романский стиль в интерьере - эксклюзивно на Our-Interior.com

Что такое романский стиль в интерьере? Это интерьерное воспоминание об эпохе средневековья, о замках и бесстрашных рыцарях. Романский стиль сочетает мощь и красоту, холодность камня в интерьере и теплоту старинной мебели. У романского стиля есть еще несколько известных названий – средневековый и замковый.

Характеристика романского стиля в интерьере

Что характерно для романского стиля? Основные его черты – это строгость и отсутствие всяких излишеств, это суровость во внешнем облике, а также массивность, своеобразная громоздкость. Испокон веков известна романская архитектура своими огромными тяжеловесными, и какими-то хмурыми мистическими замками, с такой же архитектурой храмов, напоминающих скорее неприступную военную крепость, чем жилое помещение. Хотя на самом деле так и было – замок – это и место проживания и одновременно – крепость. В романском архитектурном стиле преобладают мощные толстые стены, такие же колонны в интерьере, массивные полукруглые железные или деревянные двери, крестообразные своды, небольшие круглые или полукруглые окошки.

Интерьер в романском стиле – это скорее мощь, сила, нежели изящество. Все детали такого интерьера производят чувство простоты и одновременно какой-то тяжести, практически отсутствует декор в помещениях, в украшениях комнат.

«Романские стены»

Если вы хотите воссоздать в своем доме романский стиль – сделайте стены помещения – имитацию стены замка, то есть стены выложите камнем. Можно использовать для отделки стен в помещении романского стиля однотонную штукатурку – бежевого, желтовато-коричневого или серого оттенков.

Оформить стену в виде каменной стены можно также и в ванной комнате, в туалете. Добавить ощущение крепости, замка можно, создав декоративное окно вытянутой полукруглой формы. А ощущение мрачности интерьера можно разбавить интересными вставками из темного дерева, яркими красивыми витражами из разноцветных кусков стекла и необычными цветными фресками.

Хочется отметить, что фрески – это идеальный вариант оформления романского интерьера. Техника живописи, довольно кропотливая и трудоемкая работа, которая осуществлялась по сырой штукатурке – фрески – известна очень давно. Считается одной из самых древних. Сегодня она претерпела ряд изменений и приобрела промышленного масштаба. Современные фрески на стенах имитируют фактуру старинных работ, и чтобы их создать, сегодня достаточным будет пойти в дизайнерский салон, и, выбрав нужное по стилю изображение уже через несколько дней лицезреть его на стене в интерьере квартиры.

Но не все так легко и просто, как мы описали. Разными производителями предлагаются разные варианты современных фресок, которые отличаются техникой нанесения, материалом, ну и, конечно, ценой. Бывают фрески на холсте, на самоклеющейся основе, на флизелине, на жесткой основе, на штукатурке, цифровые фрески. И эта разновидность составляет основную сложность при выборе.

Фресками можно оформить не только интерьер стен, но и потолка.

Потолок в романском интерьере

Как правило, потолок в романском интерьере – это продолжение стены в виде традиционных сводов. И цвет потолка, и цвет стен в таком интерьере совпадают. А для разнообразия интерьера, его оживления можно также использовать деревянные вставки, но не в качестве резных украшений, а в качестве грубых деревянных подпорок.

Оформление пола в романском стиле

Оптимально, уместно и соответственно стилю будет смотреться в романском интерьере большая керамическая плитка на полу, которая имитирует натуральный камень. Очень редко в этом своеобразном стиле используется паркет, но если вы собрались делать паркетный пол, выбирайте массивы темных пород древесины, которые будут совпадать в тон вставкам стен и потолков, можно использовать паркет с эффектом старины, будет очень гармонично.

Мебель в романском стиле

Надо отметить, что мебель в романском стиле очень простая и довольно примитивная, без вычурности и украшений. Самые распространенные предметы мебели – табуреты на трех ножках, грубые деревянные столы, скамейки. Мебель для сидения изготовляли из грубой доски, иногда добавляли немного резьбы, украшали и железными коваными деталями.

Стулья делали довольно высокими, а спинки стульев изготовлялись также очень высокими – величина спинки стула указывала на знатность господ, на их происхождение. Зачастую мебель в романском стиле окрашивали в глубокие яркие цвета, материалом для изготовления мебели служили натуральные материалы – дуб, ель, кедр. Запомните, при оформлении «романского интерьера» использование мягкой мебели не допустимо. объяснить это довольно просто: в те далекие средневековые времена таковой просто не существовало. Как правило, в те времена мебель обтягивалась холстом или покрывалась краской. Поверх наносился гипс, а готовая конструкция декорировалась красками. И только кровати были исключением в интерьере романского стиля. В средневековье кроватям придавали особенное значение. По конструкции они напоминали рамы на больших ножках. В качестве экстравагантного украшения использовались роскошные балдахины, одновременно защищая от холода.

Если уж говорить о мебели в романском стиле в интерьере, то нельзя не упомянуть и о сундуках, ведь они играли в том интерьере очень важную роль. А все потому, что использовали их в самых разных ипостасях: в качестве столов и в качестве стульев, иногда даже в качестве кроватей. Правда, основная все же функция сундуков оставалась та же – хранение вещей. Очень важно – шкафы в интерьере романского стиля также недопустимы. Изюминкой интерьера может стать большой кованый сундук в качестве приспособления для хранения вещей.

Романский стиль в интерьере – декорируем помещение!

Предметами декора в романском стиле могут выступать картины, гобелены, подсвечники, и настольные светильники в виде восковых свечей. Украшайте этими предметами стены помещения. При выборе люстры в первую очередь, обратите внимание на ее размер и вес: приветствуется массивная, с коваными деталями, цепями и крупными плафонами.

Романский стиль в интерьере предполагает наличие драпировок и ковров в интерьере, но в большинстве своем, они использовались в средние века, как защита от холодных сквозняков в замках, и вешались на стены и укладывались на пол. Чтобы уж совсем отобразить романский стиль в интерьере можно дополнить его предметами рыцарских наследий – мечами и щитами, рыцарскими доспехами.

Отдельный штрих – это камин в интерьере. Он станет красивым украшением, и одновременно будет обогревать помещение.

Советуют профессионалы

  1. Крайне редко в современных квартирах и домах используется романский стиль в интерьере, а все потому, что стиль довольно грубый и в помещении, где он царит, ощущается иллюзия холодной крепости. Как правило, этот стиль чаще всего используется в тематических кафе, ресторанах, гостиницах. Но, альтернатива для тех, кто любит этот средневековый необычный стиль – загородный дом. Только представьте, винный погребок, домашний бар, и пышная королевская «опочивальня» в романском стиле – выглядит все это роскошно!
  2. Основная ошибка в создании романского стиля – использование мягкой мебели. Как мы уже говорили, в те времена ее просто не было. Мебель сколачивалась из грубых досок и обтягивалась обыкновенным холстом, наносился слой гипса и окрашивался в разные цвета.
  3. Единственное исключение в романском стиле в интерьере — кровать! Кровати изготовляли роскошные, огромные с резными ножками и спинками. Обязательно наличие шикарного балдахина из тяжелых дорогих тканей. Зачастую балдахин мог состоять из нескольких слоев.

Романский стиль в интерьере — это символ возобновления древнеримских традиций. Это строгость и простота в интерьере, без вычурности и помпезности. Декор стиля состоит в основном преимущественно из необходимых в интерьере вещей, массивных деталей – кроватей с роскошными балдахинами, грубоватых деревянных стульев с высокими спинками, сундуками с кованными металлическими накладками. Вы можете смело использовать в интерьере ковры, так как они вполне приемлемы в этом стиле, а, кроме того, они создают атмосферу уюта в этом довольно суровом но модном интерьере.

Итак, подведем итоги: романский стиль в интерьере – это, прежде всего простота дизайна интерьере и используемых в нем материалов, а также практически полное отсутствие декоративных деталей и элементов в интерьере.

thewalls.ru

Романский стиль в интерьере

Романский стиль в интерьереРоманский стиль в интерьере встречается не так нередко — очень уж он специфичный в силу собственной историчности. Но для любителей всего необыкновенного и обладателей жилища с высочайшими потолками он возможно окажется полностью уместным. Итак, каковы же главные особенности романского стиля?

Романский стиль — один из наистарейших строительных стилей, он властвовал в Х-ХI веках. Вообщем, романская архитектура была типичным переходом от древнеримской архитектуры к западноевропейской. Достаточно почти все он взял в долг из византийской культуры. С него начиналось западноевропейское зодчество.

Говоря о романском стиле, мы сначала подразумеваем архитектуру. Обычные для этого стиля типы сооружений — это церкви и соборы и феодальные замки. Но интерьер строения почти во всем находится в зависимости от его внешнего вида (по последней мере, так было до недавнешнего времени). Потому интерьер построек в романском стиле так же имел свои особенности.

Естественно, нельзя стопроцентно воспроизвести в собственной квартире либо доме интерьер средневекового замка, ну и есть ли смысл? Но полностью может быть взять в долг отдельные элементы этого стиля, чтоб привнести в интерьер вашего дома строгую, но гармоническую красоту романского стиля. Но учтите, что романский стиль интерьера идеальнее всего подходит для просторных помещений с высочайшими потолками — по другому он просто «потеряется».

Романский стиль в интерьере монументален и геометричен. Он отличается статичными, четкими, томными, «закрытыми» формами. Для него свойственны двери-порталы, обрамленные колоннами, стрельчатые окна, монументальные барельефы. Как перенести эти особенности в интерьер жилого помещения?

Начнем с отделки стенок. Строения романском стиле были изготовлены из камня, так что идеальный вариант — использовать для отделки стенок у вас на дому и квартире декоративный камень (искусственный либо натуральный). Заместо камня подойдет однотонная штукатурка. При способности можно сконструировать псевдо-колонны, соединенные арками. Потолок является вроде бы продолжением стенок, он имеет вид сводов. Пол выкладывают глиняной плиткой, имитирующей камень. Паркет использовать не стоит.

Стенки нередко украшаются схематичными барельефами. Можно использовать для декорации мозаики, витражи, фрески, вставки из темного дерева. Вообщем, вычурные декорации для романского стиля нехарактерны. В качестве частей декора можно использовать орудие, чучела животных, гобелены, картины, зеркала в мощных бронзовых рамах Отлично впишется в таковой интерьер и камин. Что касается освещения — подойдет мощная люстра и стенные светильники-бра, имитирующие канделябры.

Мебель (столы, скамьи, табуреты) должна быть громоздкой, нарочито грубоватой, фактически примитивной. Представьте для себя обеденный зал в средневековом замке: длиннющий дощатый стол и грубого вида стулья с высочайшими спинками (кстати, высота спинки стула зависела от знатности того, кто на нем посиживает). Делается такая мебель из натурального дерева. Мягенькую мебель лучше не использовать (единственное исключение — кровать).

Воистину универсальным предметом мебели станет мощный емкий сундук. В то время он делал самые различные функции — от скамьи до шкафа. Если вы возжелаете воспроизвести романский стиль в вашем интерьере, сундуком полностью можно поменять комод либо шкаф для белья.

Романский стиль отлично подойдет для интерьера спальни. Центром спальни станет мощная кровать на резных ножках, обязательно — с шикарным балдахином. В средневековье балдахин защищал спящих от холода. На данный момент у нас есть отопление, так что балдахин над кроватью делает быстрее функцию необыкновенного декоративного элемента. К тому же, он сделает кровать островком комфорта, комфорта и уединения. На пол можно постелить прекрасный ковер в восточном стиле.

Еще романский стиль в интерьере характеризуется обеспеченными шторами и занавесками. В период господства романского стиля начали появляться огромные окна (в древнее время и раннехристианскую эру их не было либо же они были маленькими), так что появилась необходимость использовать шторы. Так что окна можно занавесить плотными мультислойными шторами из томных тканей.

Романский стиль в интерьере — очень обычный, он подкупает мощью, а не изяществом. Он может показаться прохладным и некомфортным, потому в жилых помещениях его употребляют изредка. Но в таком стиле полностью можно оформить дачу либо пригородный дом, иллюстрируя известное выражение «мой дом — моя крепость».

Романский стиль в интерьере

tipsboard.ru


ремонт квартиры