Содержание
Дворец в Кусково — интерьеры, история, описание
Главная / Москва / Усадьбы Москвы / Музей-усадьба Кусково / Дворец Кусково
Главенствующее место в ансамбле Парадного двора в Кусково принадлежит господскому дому, построенному в 1769-1775 гг. Дом невелик по размеру — его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной и изящной архитектуре, изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца.
Дворец Кускова одноэтажный, имеет антресоли и стоит на высоком цоколе. Центральная часть его фасада, где расположен главный вход, украшена сильно выступающим вперёд портиком с шестью колоннами, на которые опирается треугольный фронтон. К главному входу ведут широкая белокаменная парадная лестница и два пологих пандуса, по которым когда-то особо важные гости подъезжали в каретах к самым дверям дворца. На парапетах пандусов установлены четыре каменные фигуры сфинксов — полуженщин-полульвов. По краям фасада располагаются два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.
Противоположный фасад дворца, обращённый в парк, также украшен портиком по центру и двумя ризалитами, но решён совершенно иначе. Портик паркового фасада почти не выступает за линию стены, ризалиты же, наоборот, вынесены далеко вперёд. Таким образом, парадный фасад создаёт ощущение приветственного движения навстречу, а противоположный мягко отходит назад, уступая место парку. Архитектура кусковского дворца относится к стилю раннего русского классицизма.
Кусковский дворец, как и многие усадебные дома XVIII в., построен из дерева. Из камня сложено лишь его основание — цоколь, сам же дворец состоит из нескольких бревенчатых срубов — связей, обшитых тёсом. Колонны сделаны из мощных сосновых стволов, барельефы портиков выполнены в технике резьбы по дереву (правда, капители колонн и украшения над дверьми отлиты из особой керамической мастики, изобретённой работавшим в Кускове «скульптурного дела мастером» Иоганном Юстом).
Дерево на Руси со времён глубокой древности было излюбленным строительным материалом. Но в XVIII в., в соответствии с новыми вкусами, деревянные стены богатых построек часто штукатурили и красили таким образом, что они становились неотличимыми от каменных. Однако в кусковском дворце дерево отнюдь не маскируется под камень: штукатурка не скрывает, а, наоборот, подчёркивает дощатую обшивку стен, что придаёт дворцу особую теплоту. Поверх штукатурки дворец выкрашен в нежно-розовый цвет — в XVIII в. такой оттенок называли «цвет утренней зари». Этот цвет, как установлено при исследовании разновременных наслоений краски на стенах дворца, был здесь первоначальным.
Дворец в Кусково не имеет единого автора. Строительство началось под наблюдением известного московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Когда основа здания была возведена, Шереметев велел сделать обмеры и послал их в Париж, чтобы заказать французским архитекторам проект оформления фасадов. По некоторым сведениям, этот проект был выполнен Шарлем де Бальи — парижским учителем прославленного Баженова. Однако в процессе строительства французский проект претерпел существенные изменения в соответствии с русскими архитектурными вкусами и условиями подмосковной усадьбы. Существует предположение, что в строительстве дворца принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семёнович Аргунов.
Интерьеры дворца в Кусково
Кусковский дворец никогда не служил жильём — хозяин и его семья жили в небольшом «доме уединения» в глубине парка. Дворец же предназначался для приёма гостей, любования роскошными и изысканными интерьерами. Он состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.
Парадные сени
Просторное и самое высокое помещение во дворце. Деревянные оштукатуренные стены расписаны клеевыми красками под мрамор серо-зелёного цвета. Высоту сеней подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, также выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и «тиснёной бумаги» — материала, напоминающего папье-маше. Вообще в оформлении интерьеров дворца Кускова часто использовались приёмы, характерные для изготовления театральных декораций и бутафории.
По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, сделанных в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.
Прихожая-гостиная
Небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в парадных сенях. От этого, по контрасту, она кажется особенно уютной. Стены украшены большими ткаными коврами — шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII вв. с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.
Кроме фламандских и французских шпалер здесь находится тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной фабрике мастером Василием Фирсовым по оригиналу известного итальянского художника, работавшего в России — Пьетро Ротари.
Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.
Шпалерная гостиная
Как явствует из названия, также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд, отблески воды отражаются в зеркале над камином. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой работы одного из крупнейших русских скульпторов XVIII в. Ф.И. Шубина.
Интересен небольшой столик для хранения нот с наборной крышкой из разных пород дерева, на которой изображена панорама Кускова, выполненная мастером Никифором Васильевым.
Малиновая гостиная
Одна из самых нарядных комнат дворца — названа по цвету штофных обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка низко свисает великолепная люстра аметистового стекла.
Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.
Парадная опочивальня
Несмотря на своё название, эта опочивальня не предназначалась для сна. В XVIII в. было принято часть гостиных декорировать под спальни. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка. На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
Интересны настенные часы первой половины XVIII в. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.
Кабинет-конторка
Небольшая невысокая комната, её стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок — углом — единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.
Личная уборная
Очень светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.
Диванная
Небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, на котором лежит изданная в 1774 г. книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».
Библиотека
Библиотека представляет собой кабинет редкостей. В застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства и предметы, связанные с естественными науками: астролябия, медный глобус, электрофорная машина, камера-обскура, «жемчужная раковина из кусковского пруда». Стены декорированы цветной и золочёной резьбой, украшены морскими раковинами.
Вседневная опочивальня
По размерам вдвое меньше парадной. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.
По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII в., крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.
Картинная
Комната, в которой выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. Однако это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.
Зеркальная галерея
Называется также белым или танцевальным залом, — самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.
Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Колористическое решение Зеркальной галереи построено на сочетании белого цвета и позолоты двух оттенков — червонного и зелёного. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Две большие хрустальные люстры, жирандоли — подсвечники на несколько свечей, стенники у зеркал наполняют зал мерцающим светом.
Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз. Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим. В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды. Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.
Карточная
Комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль её стен располагались ломберные столы. Интересен портрет Б. П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.
Бильярдная
Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Живописный плафон на потолке изображает аллегорию искусств и олицетворение четырёх времён года. Над камином — панно «Руины» работы итальянского художника А. Перезинотти.
Парадная столовая
По традиции столовая не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой. На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном. На стене — четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П.Б. Шереметева и его жены. В торце зала находится большая ниша, в которой установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.
Дворец Шереметева на схеме Кусково
Смотрите также:
- Парковый ансамбль Кусково
- Голландский домик
- Павильон Эрмитаж
- Оранжерея
- Воздушный театр
- Итальянский домик
- Грот
Смотрите также:
|
|
Возможно также будет интересно:
- Усадьбы Подмосковья
Усадьба Кусково в Москве история
- 1. История усадьбы Кусково
- 2. Главный дворец усадьбы Кусково
- 3. Парк усадьбы Кусково
- 4. Как добраться
«Усадьба Кусково – резиденция рода Шереметьевых, яркий образец садово-парковой архитектуры эпохи XVIII столетия.»
Москва – столица России, ее сердце и центр, на ее территории множество исторических объектов. Одним из них является усадьба Кусково.
Старинная резиденция рода Шереметьевых сохранилась практически в первозданном виде. В ее состав входят архитектурные комплексы и просторный парк во французском стиле.
Во время посещения можно не только познакомиться с историей одного из древних родов, но и посетить музей керамики. Экспозиция которого, насчитывает множество уникальных экспонатов, выполненных из стекла и керамики.
Каждый год организовываются концерты, творческие вечера, выставки. Администрация музея старается сохранить и возродить традиции старинных гуляний.
История усадьбы Кусково
История музея-усадьбы Кусково датируется началом XVI столетия. Первым владельцем был В. А. Шереметьев, граф выменял земли у А. А. Пушкина. С этого времени практически на протяжении 300 лет, поместье переходило от одного представителя рода Шереметьевых к другому, либо продавалась. В 1715 году Б. П. Шереметьев приобрел дворцовый комплекс у своего брата.
В 1719 году имение перешло по наследству графу П. Б. Шереметьеву. При новом владельце усадьба обрела европейскую известность. В большей степени этому способствовал удачный брачный союз.
Дело в том, что Шереметьевым принадлежала лишь часть земли, всем остальным владел А. М. Черкасский. У него была единственная дочь Варвара, которая славилась в округе не только нравом, но и считалась одной из самых завидных невест. В 1743 году П. Б. Шереметьев заключил брак с Варварой, и стал основным собственником всех земель.
С этого времени началась новая история московской усадьбы Кусково. После отставки Петр Шереметьев занялся обустройством усадьбы. Он лично руководил строительными работами, примерно с 1750 по 1770 годы, были построены несколько павильонов, разбит парк.
В 1774 году по проекту Шарля де Вайи, а по некоторым данным по эскизам К. Бланка, был построен дворец. Палаццо не удивлял своими размерами, его главной особенностью были изысканные убранства и великолепное внутреннее оформление интерьеров.
Усадьба Кусково в XIX веке
Война 1812 с французами оставила свой след на истории усадьбы Кусково. В 30х годах XIX столетия был закрыт знаменитый театр, и несколько павильонов. Во дворце больше не проводились пышные приемы, некоторая часть усадьбы была отдана под дачи для важных чиновников.
Последним владельцев усадьбы из рода Шереметьевых был Сергей Дмитриевич. Ему принадлежало поместье вплоть до 1917 года.
Следы революции
Все имения принадлежавшие роду Шереметьеву, после Октябрьской революции были отданы правящим властям. Коллекции украшений, произведений живописи, скульптуры, Сергей Дмитриевич Шереметьев отдал под будущий музейный фонд.
На сегодняшний день, музейная коллекция состоит из более 6 000 экспонатов. Среди них скульптурные композиции, работы знаменитых живописцев, портретистов Европы, а также обширная коллекция графики XVI–XIX веков. Кроме этого особое внимание заслуживает интерьер помещения, а также предметы декоративно-прикладного искусства и коллекция книг.
Главный дворец усадьбы Кусково
Основным объектом комплекса является одноэтажный, деревянный дворец, построенный в стиле раннего русского классицизма. Строительство было начато в 1769 году и завершено в 1775 году. При небольшой протяженности, всего 66 метров, дом поражает изящной архитектурой и роскошью.
В качестве украшения центральной части фасада служит портик и шесть массивных колонн. Попасть на главный вход можно по большой, белокаменной лестнице. Украшением парапетов служат четыре каменных фигур сфинксов, по кроям фронтоны, они украшены рельефными композициями, на которых изображены воинские доспехи.
Интерьеры дворца в Кусково
Главный дворец никогда не служил в качестве жилья, хозяева жили в другом доме, расположенном в глубине парка. Во дворце проходили торжественные мероприятия и встречи.
Парадные сени – первое помещение во всей анфиладе, и самое высокое помещение в комплексе. Здесь отсутствуют окна, освещение поддается через большой фонарь. Над входом установлен барельеф, на котором высечен герб рода Шереметьевых. Украшением помещения является ряд росписей, на античные сюжеты.
Прихожая-гостиная – комната светлая, по размеру небольшая, на стенах висят ковры, которые были сделаны французскими и фламандскими мастерами в XVII—XVIII столетий. Главным мотивом служат парковые пейзажи. Палитра оттенков, которая была использована при создании ковров, насчитывает несколько десятков тысяч. Рядом установлена печь, на которой вырисованы растительные мотивы. Кроме этого здесь можно увидеть тканый портрет императрицы Екатерины.
Шпалерная гостиная – здесь находится изразцовая печь, большой камин, бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой. Из окон можно насладиться красивым видом Большого пруда.
Малиновая гостиная – свое название она получила благодаря необычным оттенкам обоев. Цвет паркетного пола в комнате сочетает в себе черные, желтые, коричневые тона. В углу установлен диван, механический музыкальный инструмент.
Личная уборная – светлая комната с большим панорамным окном. Здесь установлен туалетный столик, выполненный русскими мастерами. На нем лежит зеркало в фарфоровой раме, которое было изготовлено в Копенгагене. В качестве освещения служит изящная люстра из дымчатого хрусталя.
Диванная – комната по размеру небольшая, здесь находится диван, письменный столик, на котором расположена книга, написанная в 1774 году.
Библиотека – его именуют по иному, кабинет редкостей. Вдоль стен установлены застекленные шкафы, здесь можно увидеть старинные произведения декоративно-прикладного искусства. Кроме этого здесь представлены несколько экземпляров связанных с естественной наукой, в том числе камера-обскура, медный глобус.
Вседневная опочивальня – интерьер выполнен в белых, зеленовато-голубых тонах. В комнате камин, часы, созданный английским мастером. Механизм показывает не только время, но и фазы луны, а также проигрывают двенадцать музыкальных пьес. Вдоль стен висят портреты, особое внимание заслуживает работа «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой.
Картинная – само название говорит о себе, здесь представлена коллекция картин итальянских, фламандских, французских художников времен XVIII столетия.
Зеркальная галерея – самое просторное, светлое и роскошное помещение во всем дворце. Площадь составляет более 200 кв. м. в былые времена здесь проходили торжественные балы, танцы, и парадные обеды.
Карточная – комната просторная, она расположена сразу же после зеркальной галереи. Вдоль стен ломберные столы, знать после танцев любила проводить здесь время за игрой в карты.
Бильярдная – следует за Карточной, здесь установлен большой бильярдный стол.
Парадная столовая – данное помещение завершает анфиладу. По старинным традициям, помещение не должно было иметь много мебели. Столы вносились слугами на время обеда. В настоящее время здесь находится большой стол с парадной сервировкой. Вдоль стен установлены портреты родителей П.Б. Шереметева и его жены.
Все эти помещения можно увидеть во время экскурсии. Если воспользоваться услугами гида, то можно будет не только осмотреть внутренние помещения, но и узнать историю, интересные факты из жизни представителей рода Шереметьевых.
Парк усадьбы Кусково
На территории усадьбы Кусково раскинулся регулярный парк, выполненный во французском стиле. Он состоит из трех частей, Центральная часть представляет собой партер, расположенный между дворцом и оранжереи. Здесь установлены многочисленные цветники, газоны, пешеходные тропинки. Главным украшением парка служат статуи и скульптурные композиции. Боковые части находятся симметрично, прорастают деревья и кустарники. Благодаря особой декоративной стрижке они прорастают стеной, в центре расходятся лучами в сторону павильонов.
После осмотра основного дворца, павильонов, можно прогуляться по парку, осмотреть скульптурные композиции, или покормить рыбок в пруду. Недалеко расположено кафе, где подают прохладительные напитки и легкие закуски.
Как добраться
Добраться до музея-усадьбы Кусково можно несколькими способами: воспользовавшись общественным транспортом, или на машине, либо на такси.
На общественном транспорте
Доехать до музея усадьбы можно на метро. Ближайшая станция «Рязанский проспект». Недалеко от нее расположена остановка, отсюда курсируют прямые автобусы. Вам следует выйти на остановке «Музей Кусково». От остановки доя самого паркового комплекса, дорога составит 5 минут ходьбы.
Можно добраться до усадьбы и со станции метро «Выхино». От входа примерно в 400 метров на улице Красный Казанец находится автобусная остановка. От нее ходят прямые автобусы до остановки «Музей Кусково».
На такси или машине
Воспользовавшись услугами такси можно с комфортом добраться до усадьбы. Однако выбрав этот вариант, следует учитывать пробки на дороге.
Усадьба Кусково – это место, где сохранилась история, где можно ближе познакомиться с духом русского народа и его традициями. На протяжении года организуются различные культурные мероприятия, концерты, творческие фестивали, и другие мероприятия, которые помогают сохранить наследие и память и великом роде.
Усадьба Кусково, Москва — История и достопримечательности
- Дом
- Россия
- Москва
- Усадьбы
- Кусково
Усадьба Кусково, Москва
Жемчужиной архитектурного искусства XVIII века является усадьба Кусково, бывшая летняя увеселительная загородная резиденция Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то Кусково было самым популярным светским местом в Москве. Усадьба площадью 230 га могла вместить до 30 тысяч посетителей. Известно, что идея князя Петра Шереметьева заключалась в том, чтобы сделать Кусково самым пышным из всех усадеб, в том числе и царских. В результате территорию усадьбы в 300 га украсил уникальный дворцово-парковый ансамбль с великолепным дворцом, тремя основными парками – Французским регулярным, Английским пейзажным и Запрудным, а также многочисленными прудами и другими сооружениями.
Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года. Розовый деревянный дворец с каменным цоколем выполнен в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Здание также украшает вензель Шереметева на треугольном фронтоне, ионические колонны, пилястры и резные композиции из воинских доспехов. Дворец состоял из многочисленных комнат: гостиных, залов для карточных игр и бильярда, спален и библиотеки.
Сегодня усадьба используется как музей. Планировка дворца, а также его внутреннее убранство остались нетронутыми. Комнаты и залы до сих пор украшают живописные потолки и уникальный паркет, мебель, украшенная позолоченной резьбой, стены с шелковой обивкой, мраморные камины и изразцовые печи. Все это дополняется огромными зеркалами, уникальной коллекцией картин, портретов и декоративной скульптуры, часами и изделиями из фарфора. В целом архитектурный комплекс усадьбы сложился в середине 18 века. Сохранился не только дворец, но и другие сооружения – Грот, Эрмитаж, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь, итальянский и голландский домики, церковь Спаса Милосердного и колокольня.
Грот, построенный в 1755-1761 гг., является одним из самых интересных сооружений Кусково. Это каменный павильон в стиле барокко. Он расположен на трехъярусном постаменте и украшен разнообразными скульптурами, стоящими в нишах на фасаде, и масками львов под окнами. Стены грота украшены витражами и известняковыми туфами. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихии камня и воды. Эрмитаж, построенный в 1765-1766 годах, является одним из лучших памятников русской парковой архитектуры 18 века. Павильон, построенный в стиле барокко, был оборудован уникальными подъемными механизмами и предназначался для приема избранных лиц без помощи прислуги. Еще одно здание в стиле барокко, большая каменная оранжерея, была построена в 1761-1783 гг. Оранжерея состоит из центрального павильона с залом для концертов и танцев в центре, соединенного с меньшими галереями застекленными павильонами.
Особой достопримечательностью Кусково является хорошо сохранившийся французский парк с прудами, павильонами и оригинальными скульптурами из мрамора. В 18 веке парк был одним из крупнейших в России. Строгую геометрию его зеленой архитектуры оживляют беломраморные скульптуры русских и итальянских мастеров. Французский регулярный парк — единственный сохранившийся в Москве среди подобных представителей садового искусства середины XVIII века.
Статус Государственного музея усадьба получила в 1919, а в 1938 году он был объединен с Музеем керамики, единственным в России. Сегодня это один из крупнейших в мире владельцев специализированных коллекций керамики и стекла разных стран от древности до современности.
Архитектурно-парковый комплекс Кусково – уникальный по сохранности и художественной ценности памятник русской усадебной культуры. Это место до сих пор несет в себе очарование ушедшей эпохи, приглашая посетителей окунуться в настоящий мир аристократической усадьбы 18 века – романтичный и загадочный.
Москва Информационный справочник | Российская архитектура
Откройте для себя Кусково
Усадьба Кусково принадлежала графам Шереметевым и предназначалась для пышных приемов многолюдных, театрализованных празднеств и празднеств.
Кусково — уникальный архитектурный ансамбль XVIII века, одна из красивейших дворянских резиденций Российской империи. Сейчас здесь насчитывается около 20 уникальных памятников архитектуры, в том числе Большая каменная оранжерея, Грот, Дворец, старинная церковь и многие другие.
В Кусково можно прогуляться по прекрасно сохранившемуся Французскому парку с мраморными скульптурами, оригинальными беседками и прудами. Центром архитектурного ансамбля является великолепный дворец, отличающийся оригинальной планировкой и богатым убранством интерьеров.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года (после перевода в Кусково единственного в России музея керамики) была переименована в «Государственный музей керамики» и «Кусково». Сегодня это один из крупнейших в мире хранителей коллекций керамики и стекла разных стран от древности до современности.
Ежегодно музей организует выставки: концерты классической музыки, следуя давней традиции усадьбы проведения торжеств, приемов и фестивалей.
История
Петр Борисович Шереметев построил Кусково в конце XVIII века. Он был сыном и наследником знаменитого Петровского фельдмаршала, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. Дворец был построен по проекту архитектора Карла Бланка и предназначался для торжественных приемов. Кусково считается хорошим образцом раннего классицизма с элементами барокко.
Когда в 1812 году Москву оккупировали французы, Кусково было резиденцией солдат маршала Нея. В 30-х годах XIX века усадебный театр был разобран. Та же участь постигла и два павильона по бокам голландского дома. С начала 19 века Кусково использовалось только под дачи.
Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев.
Кусковский край
Итальянский дом. Он был построен для развлечения гостей, но в меньшей и более интимной обстановке, чем главный дворец. Итальянский дом был похож на маленький музей Кусковской резиденции, потому что граф Шереметев хранил здесь свои коллекции картин и раритетов.
Голландский дом. Располагается у берега пруда. Внутри он отделан керамической плиткой и создает иллюзию, что сидишь в тихом уголке Нидерландов, как на берегу канала где-то под Амстердамом.
Грот. Это было место обедов Екатерины II во время ее визитов в Кусково. Архитектор грота хотел отразить две стихии природы: воду и камень. Именно поэтому интерьер грота выполнен из жемчужных раковин, а стены украшены цветным стеклом.