Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Высокотехнологичный архитектор, философ от архитектуры, харизматичная личность…Кавалер ордена Почетного легиона, лауреат всех самых престижных архитектурных премий…
Это все – Жан Нувель.
Его основные принципы:
«Создание архитектуры подразумевает отражение личной культуры и мировоззрения архитектора».
«Для меня мой стиль – это мой способ принятия проблем и их решения».
«Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в пазле – нужное здание на нужном месте».
«Архитектура – это возможность в городе с богатой историей продолжать игры, начатые другими несколько веков или несколько лет назад».
«Современные технологии – это только средство для достижения эстетического чуда».
Институт Арабского Мира, как архитектурный комплекс, служит связующим звеном между двумя кварталами Парижа: старинным, с Собором Парижской Богоматери на северо-западе, и современным, с университетским комплексом Жюсьё на юго-востоке.
ИМА состоит из двух главных блоков. Один из них (северный фасад) - здание изогнутой формы, продолжающее очертания рядом стоящего дома, выходит на набережную Сены.
Второй блок (южный фасад) представляет собой стеклянный параллелепипед. Южная стена второго блока оформлена в стиле, смешивающем традиционные арабские орнаменты с современными технологиями: мозаика из 240 фотоэлектрических экранов, снабженных диафрагмами, которые по-разному реагируют на освещенность, имитирует арабские ширмы.
Здание отличается широкой, консольно выступающей крышей в форме «гигантской шляпы». За стеклянными витринами Le Vinci расположены неоновые лампы, обеспечивающие изнутри ночное освещение территории вокруг здания.
Фонд Картье – парижский фонд современного искусства. «Сочетание света, стекла и утонченных стальных конструкций – вот как можно описать архитектуру этого объекта», - говорит автор. Прозрачная стена, отделяющая живописный сад с дикорастущими цветами от суетной городской жизни, состоит из нескольких легко демонтируемых 8-метровых стеклянных секций. Прозрачный фасад даёт возможность, всем находящимся снаружи, почувствовать себя участниками происходящего внутри него.
При разработке этого проекта Нувель впервые работал вместе Патриком Бланом, ученым-ботаником, создателем «вертикальных садов».
Галерея Лафайет в Берлине является одним из французских магазинов Lafayette, созданных за пределами Франции. Снаружи огромное здание Галереи выглядит как стерильная, гладкая и чистая космическая станция. На фасаде растет вертикальный сад парижского ботаника-дизайнера Патрика Блана.
За зеркально-стальными стенами скрывается многоэтажный торговый пассаж с огромным холлом, металлическими потолками и декоративными воронками, деформирующими и многократно усиливающими звуки.
Нувель считает: «Архитектура начинается с интерьера, с удовольствия от жизни». И этот его небоскреб, построенный для японского гиганта рекламы Dentsu, создает максимально приятное внутреннее пространство. Архитектор стремился создать здание, которое подчеркивает удобства в трех основных направлениях: климат, акустика и эстетика. Для климатического комфорта служит термодинамический фасад. Акустический и эстетический комфорт достигнуты с помощью тщательно спроектированных полов и потолков.
Внешний облик серого здания в форме полумесяца выражает японскую простоту, трезвость, и элегантность.
Этот принципиально новый проект стал посвящением трем стихиям – воде, свету и звуку.
В связи с исключительной расположением будущего здания, у залива озера Люцерн, архитектор задумал постройку непосредственно на воде, но это оказалось невозможным по юридическим причинам. И тогда Жан Нувель сказал: «Если я не могу идти к воде, пусть вода идет ко мне». Два канала, проведенные от озера внутрь здания, делят его на три части. И дневной, и вечерний свет отражаются в водах каналов, устраивая неповторимую и вечную игру света и отражений. Концертный зал этого дворца по праву считают акустическим совершенством.
Венские газгольдеры – это четыре огромных цилиндрических резервуара, каждый объемом 90 тыс. м³. Построенные в 1896-1899 гг, они были заброшены в 1984 году. Теперь Венские газгольдеры – это почти отдельный поселок с жилой, офисной и развлекательной зонами. Реконструкция затронула только внутреннее содержимое бывших газгольдеров, а исторический экстерьер был полностью сохранен.
Переливающаяся разными цветами башня сразу стала символом Барселоны. Издали она кажется сделанной из жидкого металла, который меняет свою окраску в зависимости от освещенности. Этот эффект достигнут не только благодаря тому, что наружные бетонные стены Башни покрыты отполированным алюминием и окрашены 40 разными лаковыми красками, но и игрой света стеклянной оболочки.
Архитектуру этого здания по праву называют биоклиматической: часть стеклянных пластин на южной стороне Башни снабжена фотогальваническими поверхностями для получения солнечной энергии; между наружной стеной здания и стеклянной оболочкой предусмотрена воздушная камера для естественного кондиционирования воздуха.
Музей цивилизации Африки, Азии, Океании и Австралии - таково полное название этого музея. Представляя свой проект, Нувель говорил о «сакральном сооружении для мистических объектов, носителей тайн, свидетелей древних и живых цивилизаций».
Главное здание музея представляет собой длинный переход на сваях, как туннель, нависающий над садом. Нувелю удалось спрятать здание в зелени благодаря тандему двух озеленителей - ландшафтного дизайнера Жиля Клемана и дизайнера вертикальных садов Патрика Блана.
Дебют Нувеля в Америке, театр был сконструирован на стыке двух городских районов – старой промзоны и жилого фешенебельного квартала. Здание повторяет контуры окружающих его старых элеваторов и, в то же время, отливает синим блеском ультрасовременной стальной облицовки.
«Бесконечный мост» - оригинальная консоль длиной 50 м, выступающая на высоте пятого этажа, заканчивается смотровой террасой.
thearchitect.pro
Сергей Ткачев
Предлагаем вашему вниманию творчество французского архитектора Жана Нувеля (фр. Jean Nouvel; 12 августа 1945, Фюмель, Франция). На сегодня он, пожалуй, наиболее знаменитый французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2008 года.
Имя Жана Нувеля не просто хорошо известно во всем мире, своим мировоззрением он изменил подходы в организации архитектурной среды и оказал огромное влияние на развитие архитектуры. Отойдя от модернизма и постмодернизма, он стал автором собственного стиля, который можно отнести к хай-теку.
Жан Нувель уделяет большое внимание единству нового сооружения с существующей средой, с окружающим антуражем. В результате его дома выделяются умелой игрой света и тени, прозрачностью. Недаром он является обладателем многочисленных престижных архитектурных премий. В 80-х годах прошлого века Жан Нувель получил заказ от президента Франции на проектирование серии крупных объектов.
Жан Нувель поздно добился успеха, он родился в семье учителей. Сначала он мечтал стать художником, но родители хотели для сына более серьёзного образования и он поступил на архитектурное отделение Высшей школы изящных искусств в Бордо.
Национальная высшая школа изящных искусств
В 1966 году он выиграл стипендию и продолжил обучение в Высшей школе изящных искусств в Париже. Переехав в 21 год в Париж, в 1967-1970 он работал в бюро Клода Парана (Claude Parent) и Поля Вирильо (Paul Virilio). Незадолго до окончания учебы он открывает свое первое архитектурное бюро вместе с Франсуа Сеньором.
В 1976 году он стал одним из основателей движения в архитектуре «Марс 1976» и «Архитектурный синдикат», становится главным архитектором Парижской биеннале современного искусства.
В течение 1970-х Нувель был больше известен благодаря своим взглядам и организаторской деятельности, чем собственно постройкам. Молодой архитектор был противником сугубо «бумажной архитектуры» и призывал коллег активно отстаивать свои архитектурные взгляды на практике. Движения «Марс 1976» и «Архитектурный синдикат» становятся инициаторами конкурса реконструкции Центрального продовольственного рынка в Первом округе Парижа.
После череды поражений первый значимый конкурс он выиграл лишь в 1981 году — так появилось здание Института Арабского мира (1981—1987 гг.).
В своей совместной работе с архитектурным бюро «Architecture Studio» над проектом здания Института арабского мира в Париже Нувель осуществил настоящий прорыв в архитектуре . В отличие от британцев Нормана Фостера и Ричарда Роджерса, которые в это же время запустили глобальную моду на хай-тек, француза в последнюю очередь интересовала именно технологическая сторона архитектуры. При этом Нувель — абсолютный сын нового времени: его проекты были бы невозможны без современных технических решений, но именно высокий современный уровень проектирования и строительства позволяет не отвлекаться на черновые расчёты и придумывать архитектурный аттракцион.
После проектирования «Арабского института» (1981—1987 гг.) к архитектору приходит мировая слава. Здание создавалось по инициативе президента Франции и расположено вблизи от Собора Парижской Богоматери. О назначении Института арабского мира публика знает меньше, чем о его здании. На самом деле цель организации – в расширении культурного обмена между Францией и Лигой арабских государств. Так что рисунок подвижных диафрагм на фасаде не случаен – Нувель изображал свою версию восточного орнамента.
Фасад культурного центра представляет собой современную интерпретацию традиционных восточных мотивов. Он состоит из фотоэлектрических экранов, которые напоминают арабские узоры решетчатых ширм. Они реагируют на условия освещения, тем самым меняя облик здания. Погожим солнечный днем культурный центр сияет металлическим блеском. Но стоит случиться непогоде (или в условиях темного времени суток), и институт выглядит совершенно иначе.
Фасад Института арабского мира будто раскрывает и закрывает глаза-диафрагмы по мере движения солнца. Металлические панели на фасаде (отверстия в них в солнечные дни автоматически сужаются, как диафрагма, спасая сотрудников от жары и избытка света) – оказался одновременно невероятно декоративным, за что публика именует Нувеля — “медиатическим зодчим”.
Здание Института на набережной Сены напротив острова Сен-Луи было частью плана обновления Парижа, предложенного французским президентом Франсуа Миттераном. Нувель придумал парадоксальную вещь: его музей — это современное технологичное здание, которое прямо опирается на исторические традиции, не скатываясь при этом в постмодернистскую иронию.
Весь южный фасад изнутри закрыт механическими жалюзи, напоминающими арабские орнаменты. В зависимости от освещённости в течение дня эти жалюзи то закрываются, то раскрываются по принципу диафрагмы, создавая игру света внутри здания. Эта абстрактная игра света и есть архитектура в понимании Нувеля; такое решение принесло ему мировую славу в 42 года.
В 1991 году Нувель стал вице-президентом Французского института архитектуры, а с 1993 года — почетным членом американского Института архитекторов.
Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? Наш герой — Жан Нувель, архитектор, который оживил хай-тек связью с окружающим контекстом и привнёс мультикультурное разнообразие в европейскую архитектуру.
У Жана Нувеля только один недостаток: его часто сравнивают с Ле Корбюзье, главным (французским) архитектором всех времен и народов. У Нувеля стильно и гладко выбрита голова, он носит безупречные чёрные пиджаки, спит с блондинкой, которая на четверть века его младше, публикует свою переписку с Бодрийяром и собственные манифесты, в которых поэзию ставит выше архитектуры, — в общем, он выглядит и ведёт себя так, как должен выглядеть великий французский архитектор и европейский интеллектуал, признанный при жизни гением.
По слухам, в быту Нувель — очень простой и скромный человек, а из-за старых долгов всё его имущество ограничено лишь автомобилем Porsche. При этом, несмотря на свои левые взгляды, он является одним из самых дорогих мировых архитекторов: наряду с британцем Норманом Фостером, с конца 1980-х Нувель продаёт хай-тековую архитектуру как роскошь. Нувель является одним из столпов современной глобальной архитектуры и одновременно её главным критиком.
Юрий Болотов
В 1994 году он основал «Ателье Жана Нувеля», ставшее в 2006 году со своими 140 сотрудниками одним из самых крупных архитектурных бюро Франции. В настоящее время им одновременно ведутся 40 проектов внутри страны и за границей. Центральное отделение бюро находится в Париже, а филиалы в Лондоне, Копенгагене, Миннеаполисе, Риме, Мадриде и Барселоне.
Фонд Картье (1994 г.) — ещё одно небольшое музейное здание в центре Парижа — совсем не похож на Институт Арабского мира и меньше всего напоминает архитектуру в её привычном понимании. Посреди исторической застройки Нувель разбил сад, отгороженный от окружающего пространства стеклянной витриной во всю высоту улицы. Внутри сада — прозрачная постройка, поверх которой то там, то здесь можно заметить навесные жалюзи.
В статике Фонд Картье выглядит странной стеклянной теплицей, в динамике же это одно из самых неуловимых, но эффектных зданий в мире. Предметом архитектуры здесь становится не здание как таковое, а само пространство, дружественное по отношению к посетителю.
Фонд Картье
В 1994 году Нувель создал идеальное здание для современного постиндустриального города: музей современного искусства, в котором собственно современному искусству отведена второстепенная роль. В первую очередь это место общения и отдыха посреди мегаполиса. Архитектура перестаёт доминировать, выдвигая на первый план человека и его эмоции.
Еще одним ярким проектом является Центр Культуры в небольшом швейцарском городке Люцерн.
Для этого живописного местечка Жан предусмотрел очень оригинальную идею. Здание планировалось, как ода воде и свету. Изначально архитектор хотел соорудить его в центре городского озера. По его мнению, в окружении живописных альпийских гор Центр смотрелся бы очень эффектно.
Но муниципальные службы Люцерна отвергли идею. Это не смутило Нувеля, а лишь внесло корректировку в реализацию проекта. В итоге вода из озера начала поступать под крышу по двум каналам. Они стали отражающими экранами для света и разделили постройку на 3 части. Внутри разместились концертные залы. Кроме того, здание является акустическим шедевром.
Строительство этого великолепнейшего современного здания в стиле хай-тек было начато в 1995, а завершено в 2000 году. Этот построенный из стали и стекла шедевр современной архитектуры благодаря козырьку крыши создает иллюзию парения над землей и очень гармонично вписывается в облик современного Люцерна. Следует отметить, что крыша комплекса привлекает внимание сама по себе благодаря монументальным размерам: 107 на 113 метров. Верх крыши сделан из меди, а нижняя часть состоит из 2000 отполированных алюминиевых листов, в которых отражаются бесподобные окрестные пейзажи. Комплекс KKL разделен на три автономных здания, между которыми протекает река Ройс. Каждое из зданий, соединенных между собой стеклянными мостами, отличается своеобразной красотой, и порой невозможно понять – озеро ли отражается в стеклянных стенах или наоборот.
В Центре культуры и конгрессов размещены конференц-зал, крупнейший швейцарский Музей искусств, владеющий великолепным собранием скульптуры и живописи современных авторов, и, наконец, «сердце комплекса» – концертный зал на 1840 зрителей, акустика и оснащение которого являются одними из лучших в мире. Форма концертного зала ассоциирует с виолончелью, а оркестровая яма напоминает корабельный корпус. Все главные музыкальные мероприятия Люцерна, известный на весь мир Международный музыкальный фестиваль, выступления выдающихся коллективов и исполнителей проходят в KKL, а на близлежащей площади и променаде проводятся всевозможные выставки, перформансы, концерты и фестивали. В Центре также проходят всевозможные научные конференции, конгрессы, на которые съезжается деловая и финансовая элита мира.
Культурный центр — не единственная работа Жана в Люцерне. Вторым проектом стало создание бутик-отеля с довольно банальным названием The Hotel. Здание также является одой свету, но в отличие от культурного центра оно как бы защищает человека от стихии, служит надежным убежищем. Старинный семиэтажный дом в темное время света превращается в уникальный образчик современной светоинсталляции. На потолке каждого номера спрятан кадр из какого-то фильма, выбранного архитектором. Он-то и светится во тьме.
Стоит отметить, что проект отеля — полностью дело рук Нувеля. В нем нет одинаковых номеров, и все вплоть до фурнитуры придумал Жан. Поражает воображение прием контрастности. Отель имеет строгие темные коридоры и залитые светом номера. Последнего удалось достичь благодаря большим окнам и обилию отражающих поверхностей.
Также заслуживает внимания Торговый центр «Галерея Лафайет» в Берлине (1991—1995) – торговый дом, являющийся берлинским филиалом известной на весь мир Galeries Lafayette в Париже. Этот торговый дом является одним из первых мест элитного шоппинга в Берлине. В последнее время этот торговый дом даже стал одним из символов города.
В помещениях, украшенных белым и черным мрамором, находятся отделы таких известных законодателей моды, как Chanel, Azzaro и Amouage, Dolce&Gabanna, Claudie Pierlot, Valentino, Swarovski, Gucci, Tissot и многие другие. Располагающийся на нижнем этаже гастрономический и кулинарный отдел отдельно знаменит огромным ассортиментом деликатесов и изысканных спиртных напитков для настоящих ценителей кухни.
В этом торговом доме также есть магазины электроники, посуды, парфюмерии, продуктовые и сувенирные лавки. Снаружи Galerie Lafayette shopping center выглядит достаточно лаконично и неброско, в духе расположенных по соседству таких же «стерильных», «космических» зданий. Но внутри посетитель может в полной мере оценить талант автора. Использование декоративных воронок позволило играть со звуком. Он преломляется и многократно усиливается.
Газгольдеры в центре Вены
Реконструкция Венских газгольдеров стала еще одним необычным проектом Жана Нувеля. Архитектура не создает проблем, как нынешняя точечная застройка в России, настоящая архитектура их решает. И любое достояние прошлого способно стать достопримечательностью такого современного и динамичного стиля, как хай-тек.
Огромные цилиндрические резервуары, построенные в конце 19 века, были заброшены в 80-х годах прошлого столетия. Газометры — четыре кирпичных цилиндрических резервуара высотой 70 метров и диаметром 60 метров, возведенные для хранения коксового газа. В 1984 году город перешел на природный газ, и потребность в больших резервуарах для газохранилищ отпала.
Жан Нувель реконструировал газгольдер «А», т.е. первый их них, показав все, на что способен настоящий архитектор. Под светопрозрачным куполом, которым он перекрыл резервуар, расположился целый городок для молодых семей, богемы, мастерские художников, детские сады, магазинчики, кафе… есть прекрасная парковка и современный бизнес-центр. Интересно, что на житье в газгольдер начали перебираться и жители вполне «нормальных» домов по соседству. Жизнь в газгольдере пришлась по нраву многим венцам.
Нувелю удалось сохранить изначальный вид газгольдеров, изменив их внутреннее наполнение. И в 2002 году газгольдеры превратились в уникальный жилой микрорайон со своей инфраструктурой.
Ж. Нувеля можно назвать асом игры со светом. Своё самое известное (или попросту масштабное) здание француз построит ещё через десять лет. Как ни странно, события 11 сентября развяжут руки архитекторам и подтолкнут к экспериментам с устоявшейся типологией небоскрёба.
В Лондоне Норман Фостер создаст приплюснутый «огурец» 30 St Mary Axe; для водоканала Барселоны Нувель придумает не очень типичную офисную высотку «Торре Агбар» (Torre Agbar в Барселоне, 2004).
Небоскреб покрыт многочисленными стеклянными панелями, которые окрашены эмалевой краской разных тонов. Этот прием позволил автору создать уникальное здание. В лучах солнечного света днем и искусственного освещения в темное время суток небоскреб превращается в искрящийся столп. Радужное сияние создает иллюзию, будто здание растворилось, а на его месте вырос переливающийся валун воды.
Во внешне похожих проектах вновь отразится разница подходов британца и француза: для Фостера безупречная технологическая начинка здания и есть самоцель, для Нувеля — лишь машинерия, необходимая для осуществления визуальной инсталляции.
Похожий на фонтан небоскрёб с хаотично расположенными окнами и пикселизированной расцветкой, выбранной компьютером случайным образом, — не прихоть, а последовательное развитие основанных на непредсказуемости неомодернистских принципов Нувеля. Весь XX век стеклянные высотки были безлики и выбивались из контекста. В ответ Торре Агбар подчёркнуто эфемерно, оно всё время переливается, ускользает от взгляда и не равно самому себе. Это в хорошем смысле безликий небоскрёб — он самобытен, но не старается выделяться среди культурного окружения.
Торре Агбар — штаб-квартира компании Aigues de Barcelona, контролирующей водоснабжение города, канализацию и прочие коммунальные услуги. В церемонии открытия штаб-квартиры управления городского водопровода принял участие король Испании Хуан Карлос. Небоскреб видно почти из любой точки города. Здание невольно приковывает к себе взгляд, ведь Нувель строил не просто небоскреб, он строил небоскреб в Барселоне, поэтому Торре Агбар просто обязан был быть необычным. Особое внимание архитектор уделил фасаду здания. Он состоит из нескольких тысяч разноцветных окон, образующих сложные цветовые сочетания. Цвета здесь распределены случайным образом, как на мозаике. Тысячи стеклянных панелей окрашены эмалевой краской 40 различных оттенков и переливаются на солнце, как поверхность водоема.
Это создает эффект вибрации и движения, характерный для льющейся воды, как и планировал Нувель, видя в своем небоскребе гигантский фонтан или гейзер: «Он навеян волнообразными формами горы Монтсеррат, возникшей из недр земли словно гейзер». Кажется, что здание, играя с солнечным светом, переливается всеми цветами радуги.
Расположение 4400 окон небоскреба определила компьютерная программа – генератор случайных чисел. Это создало серьезные проблемы для сохранения статики оболочки здания, зависящей от каждого конкретного отверстия, а также повысило стоимость проектирования и строительства – для каждого этажа потребовалось разрабатывать индивидуальный план.
Общая площадь офисов в «Torre Agbar» — 39 000 кв. м, а стоимость башни – 133 млн. евро. Башня «Агбар» привлекает не только своей необычной формой, но и замысловатой многослойной оболочкой, напоминающей чешую фантастической рыбы. Фасад башни состоит из двух прослоек. Первый слой — плотная бетонная скорлупа, облицованная ярко раскрашенными металлическими листами и беспорядочно разбросанными квадратиками окон. Второй слой — система полупрозрачных стеклянных жалюзи, вынесенных на расстояние вытянутой руки.
Подобные прослойки, или так называемые системы двойного фасада, все чаще применяются в современном строительстве. Они обеспечивают естественное вентилирование внутренних помещений, что экономит площадь, занимаемую ненужными здесь воздухопроводами и кондиционерами. В зимнее время фасадная прослойка, подобно воздушному буферу, задерживает выход тепла наружу. А летом, наоборот, накопленный за ночь холодный воздух устремляется внутрь.
Особенно эффектно Торре Агбар смотрится с горы Монжуик, когда перед тобой, как на ладони, лежит вся Барселона. Вздымаются в небо шпили Готического квартала, а за ними вдали, на расстоянии в два километра друг от друга, высятся «фонтан» Нувеля и «замок из песка» Гауди. И, как это ни парадоксально, готика, модерн и хай-тек гармонично дополняют друг друга.
Массовый успех новой постройки стал поводом для присуждения Нувелю Притцкеровской премии — архитектор получит её за свои заслуги в области архитектуры в 2008 году; и тем парадоксальнее, что эта награда, как и первый успех, опоздала почти на десятилетие. Благодаря нескольким небольшим и изысканным проектам Нувель стал архитектурной звездой ещё в 1990-е, и всю последующую десятилетку мог вовсе ничего не строить или заниматься лишь своим хобби — дизайном мебели. Вместо этого он стал мировым брендом и руководителем фабрики по производству чудес, каждый год занимающейся десятками масштабных проектов по всему миру.
Летом 2006 года было закончено строительство театра Гатри у реки Миссисипи (Миннеаполис). Он был первой работой Жана на территории Штатов. В здание 12 этажей, причем доступ к зрительным местам начинается не ранее 4 этажа.
Французский архитектор недаром любит играть со светом и тенью. Это часть его «природной концепции», которая заключается в достижении гармонии построек и окружающего мира. Философия Нувеля инновационна и уникальна. Она позволила ему создать собственный неповторимый стиль, который отличается от базовых концепций Ле Корбюзье.
В 2005 году архитектор зафиксирует на бумаге идеи, которые воплотились в этом проекте. В «Луизианском манифесте» он выскажется против современной анонимной архитектуры, которая лишена связи с контекстом и выглядит одинаково и в Европе, и в новых мегаполисах Китая.
Для Нувеля архитектура — это модификация существующего физического, биологического и исторического континуума.
«Архитектура — это адаптация местных условий к данному времени», – а значит, каждый проект архитектора должен быть непохож на предыдущие и укоренён в окружении. За этим нехитрым предложением в действительности следует радикальное признание: один из главных архитекторов современности открыто говорит, что архитектура не самоценна и существует только здесь и сейчас, а всё прочее и неважно.
Жан Нувель считается разносторонним архитектором и умеет объединить цвета, материалы и поверхности как никто другой. Он — один из известнейших архитекторов Франции и работает над своими проектами по всей Европе, а также в Азии, Северной и Южной Америке. Его стиль отличает не только цельность архитектурных решений, но и то, как каждое здание идеально вписывается в окружающий ландшафт.
«Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в паззле, нужное здание на нужном месте».
У Нувеля два взрослых сына от первого брака и дочь от второго. Его третья жена — шведский архитектор Миа Хагг.
Концертный зал, Копенгаген (2009) | Оперный театр в Лионе, 1993 |
В середине нулевых он еще совершает один небольшой архитектурный подвиг. На месте старых складов для хранения кофе в пустующих доках Гавра он создает небольшое чудо — Аквакомплекс «Бани в доках». Новое сооружение, состоящее из лаконичных геометрических объемов, находится на набережной Реюньон.
Его стены, выкрашенные блестящей белой краской, приобретают в зависимости от времени дня и погоды разные оттенки; то же самое относится и к интерьерам, где архитектор также придерживался белой гаммы и активно использовал естественное освещение.Комплекс, включающий в себя «игровые» бассейны, спортивный бассейн, спа-центр и открытые бассейны с «пляжами», максимально далек от традиционных типов бассейна и аквапарка.
Нувель уделил большое внимание проблеме создания комфортной атмосферы для каждого посетителя; в качестве главных «раздражителей» архитектор рассматривал шум и чрезмерную «открытость» традиционного бассейна. Поэтому во всех помещениях «Бань» установлены разнообразные звукопоглощающие экраны и перегородки; чтобы создать «интимные», тихие пространства даже вокруг больших «игровых» бассейнов, Нувель постарался избежать помещений с простым прямоугольным или квадратным планом. Во всех пространствах аквакомплекса есть разнообразные ниши и полузакрытые зоны, где купальщики могут отдыхать и плавать, не чувствуя себя «выставленным на показ». То же самое относится и к открытым водоемам: между ними и пространством города, а также между отдельными бассейнами возведены стены, защищающие посетителей от чужих взглядов и шума.
Белый цвет (краска стен и покрытие из стекломассы бассейнов) разноразмерных блоков, которые составляют объем постройки, контрастирует с голубым цветом воды, создавая выдержанную двухцветную гамму, нарушенную архитектором только один раз: в зоне детского бассейна-«лягушатника», где он использовал мягкое дно и разноцветные пластиковые «подушки».
Все бассейны комплекса, открытые и закрытые, наполнены подогретой водой, поэтому могут быть использованы круглый год; то же относится и к времени суток: с наступлением темноты белая гамма уступает место многоцветной подсветке разной степени интенсивности.
В люцернском отеле через окна видны приклеенные к потолку (холст и фото) любовные сцены из фильмов – от “Опасных связей” до “Смутного объекта желания”. Его проекты – аттракционы. Нувель заключил в прозрачную клетку Фонд Картье, полуцилиндром увенчал Оперу в Лионе и чуть не упаковал в каменный ящик театр в Токио. Спроектировал почти сотню замечательных зданий, получил все высшие архитектурные награды и теперь с полным основанием может говорить: “Я не бумажный архитектор, я никогда не задумывал проект ради удовольствия от хорошего чертежа”.
* * *
Завершая обзор творчества Жана Нувеля на середине «нулевых», придется поведать такую жуткую историю… о том, как архитектурные сооружения пропитываются всем, что в них происходило, а после… возникает всякое.
Что мы знаем о самых популярных достопримечательностях Испании? Да, кажется, что все. Музеи и дворцы, зафиксированные во всех ракурсах и исхоженные миллионами туристов – где там притаиться большой неожиданности? Однако это королевство тем и притягивает путешественников, что его можно открывать-узнавать-разгадывать бесконечно…Сегодня мы отправляемся в одну из самых известных столичных достопримечательностей – выяснять то, что осталось за страницами путеводителей.
Голоса и крики в пустых залах, двери, открывающиеся и закрывающиеся сами по себе, сигналы тревоги, раздающиеся без всякой на то причины… Вот лишь некоторые мистические факты, которые на протяжении многих лет озвучиваются сотрудниками и сторожами Музея королевы Софии. Факты, которые привели к появлению зловещей легенды вокруг этого здания.
История здания восходит ко второй половине XVI века. На участке, который в настоящее время занимает эмблематичный музей Мадрида, был построен хостел, куда приходили умирать нищие и бездомные. В подвалах здания захоронены многие из них. Позднее хостел стал Центральной больницей, открытой в 1787 г. королем Испании Карлом III.
Проект, инициированный инженером Хосе Эрмосилья и завершенный под руководством Франсиско Сабатини, был призван собрать в районе Аточи воедино многочисленные медучреждения, разбросанные по всему городу. В этих стенах почитался образ Богоматери Мадрида или Девы обездоленных.
В первые годы работы больницы в ней умерли тысячи людей: в ту эпоху различные болезни и эпидемии опустошали Мадрид. Количество трупов было столь велико, что многие из них пришлось хоронить в подвалах больничного центра. Этот факт привел к тому, что к XIX веку появились истории о привидениях и призраках, посещающих по ночам палаты некоторых пациентов, чтобы объявить о том, что их смерть близка.
Центральная больница закрылась в 1965 году и в течение 20 лет оставалась заброшенной. Был составлен план сноса строения, но Академия Сан-Фернандо и Генеральная дирекция изящных искусств обратились к правительству с просьбой о сохранении здания и добились того, что в 1977 году оно было объявлено историко-культурным наследием. Пять лет спустя было решено преобразовать старое здание больницы в центр современного искусства — Музей королевы Софии.
Во время ремонтных работ была сделана целая серия жутких находок, в числе которых фигурировали черепа и остатки скелетов. В 1990 году при проведении второго этапа перестройки в старинной больничной часовне, которая сегодня используется как подвал, и где, по уверениям некоторых музейных работников, происходит основная часть паранормальных явлений, были найдены три мумифицированных монашеских трупа. Фактически, с разрешения архиепископства, эти мумии остаются погребенными под главным входом в музей.
Несмотря на реабилитацию здания, мадридская пинакотека стала ареной различных необъяснимых событий. Изучением ситуации в здании занялась группа «Hepta» — команда исследователей паранормальных явлений, основанная священником Хосе Мария Пилоном. Они впервые появились в музее в 1992 году и стали свидетелями необъяснимых явлений: например, когда посреди ночи лифты сами по себе приходили в движение.
Эти события стали происходить после переезда в музей знаменитой картины Пабло Пикассо «Герника» из Casón del Buen Retiro. Многие специалисты тогда посчитали, что «Королева София» — не самое подходящее место для работы Пикассо. Некоторые даже утверждали, что в паранормальных явлениях принимает участие призрак Пабло Пикассо, рассерженный передачей своей картины в бывшую больницу.
На этом события не заканчиваются. Некий медиум заявил, что дух на самом деле существует, и принадлежит священнику, умершему здесь от пыток во время гражданской войны, когда больница использовалась в качестве тюрьмы и камеры пыток.
Но и это еще не все. Как рассказывает журналист Анхель дель Рио в своей книге «Привидения, призраки и заколдованные дома Мадрида», несколько ночных сторожей приняли рассказы о призраке в музее за шутку и решили вызвать его с помощью спиритического сеанса. И явился дух по имени Aтаульфo, который сделал трагическое предсказание одному из присутствующих работников: «Через несколько дней с тобой случится большое несчастье. Готовься». Через несколько дней близкий родственник сторожа погиб в ДТП. Для кого-то это было просто жестоким совпадением, но другие испытали страх и попросили перевода на другое место работы.
В октябре 1997 года бывший сторож «Королевы Софии» сообщил об этих паранормальных явлениях Совету по охране окружающей среды сообщества Мадрид. Он жаловался на депрессию, которую вызвали гипотетические появления призрака, и призвал Совет провести в пинакотеке обряд экзорцизма, чтобы покончить с духом. Кроме того, заявитель сообщил, что по вине этого призрака он заболел, страдает раздражительностью, потливостью и головокружениями. Некоторые симптомы, согласно его заявлению, никуда не исчезли даже после перевода, и потому просил считать его проблемы профессиональным заболеванием.
В последние годы об этих странных явлениях ничего не слышно. Может быть, потому, что духов никогда не существовало, или же они упокоились с миром, а, может, просто потому, что сотрудники музея не заинтересованы в раскрытии этой тайны. У некоторых вероятность того, что по зданию кружит призрак, вызывает смех, другие просто отрицают его существование. Как бы то ни было, если вам доведется оказаться в Музее королевы Софии, будьте начеку: возможно, за вами наблюдает призрак.
Пугающая легенда Музея королевы Софии, Испания по-русски
Вот об этих потусторонних сложностях, доставших всех в центре Мадрида, Жан Нувель тоже написал в своем «Луизианском манифесте» в 2005 году. После достраивания Нового крыла Музея королевы Софии по его проекту, все эти паранормальные эффекты исчезли.
Музей «Центра искусств королевы Софии» расположен в здании, некогда бывшем главной больницей Мадрида. Творение знаменитого Франческо Сабатини в наше время было расширено по проекту Жана Нувеля.
Здесь появились конференц-зал, библиотека и новые выставочные залы, расположенные под большим красным навесом из алюминия и цинка с тыльной стороны старинного здания.
К музею относятся ещё два мадридских здания – Дворец Веласкеса и Стеклянный дворец, оба расположены в парке Ретиро. В этих помещениях проходят временные экспозиции и представляются художественные инсталляции.
Музей начал свою работу в 1986 г. и через два года по королевскому указу получил статус национального музея Испании. Официальное открытие его состоялось в 1992 г.
Несколько этажей музея «Центр искусств королевы Софии» предназначены для временных выставок, лишь на 3 этаже располагается постоянная коллекция современного искусства Испании, в которой представлены произведения Дали, Миро, Хуана Грис, Медардо Россо, Эрменехильдо Англады Камараса, Хосе Гутьерреса Солана, а также знаменитая «Герника» Пабло Пикассо.
Архитектура всегда отвечает на ситуацию, нет архитектуры как таковой. Она должна находиться в определенном месте в определенное время. Я всегда стараюсь выстроить связь между историей и географией, то есть учитывать людей, которые в итоге станут пользоваться этим зданием. Удовольствие от возможности соответствовать этим ожиданиям дает уникальное ощущение, особенно на эмоциональном уровне.
Без эмоции нет архитектуры.
Мои поиски всегда крутятся вокруг идеи индивидуальности, я не люблю повторять одни и те же слова, одну и ту же архитектуру в разных точках. Я трачу много сил, чтобы сделать что-то одно в конкретном месте и с конкретными людьми, создать что-то уникальное. Материя и свет во многом зависят от времени и состояния мира. Каждый проект задает вопрос об этих измерениях.
Продолжение следует…
Читать по теме:
Статья впервые опубликована в «Литературном обозрении» 14.03.2016 г.
tehlib.com
Высокотехнологичный архитектор, философ от архитектуры, харизматичная личность…Кавалер ордена Почетного легиона, лауреат всех самых престижных архитектурных премий…
Это все – Жан Нувель.
Его основные принципы:
«Создание архитектуры подразумевает отражение личной культуры и мировоззрения архитектора».
«Для меня мой стиль – это мой способ принятия проблем и их решения».
«Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в пазле – нужное здание на нужном месте».
«Архитектура – это возможность в городе с богатой историей продолжать игры, начатые другими несколько веков или несколько лет назад».
«Современные технологии – это только средство для достижения эстетического чуда».
Здание отличается широкой, консольно выступающей крышей в форме «гигантской шляпы». За стеклянными витринами Le Vinci расположены неоновые лампы, обеспечивающие изнутри ночное освещение территории вокруг здания.
Фонд Картье – парижский фонд современного искусства. «Сочетание света, стекла и утонченных стальных конструкций – вот как можно описать архитектуру этого объекта», - говорит автор. Прозрачная стена, отделяющая живописный сад с дикорастущими цветами от суетной городской жизни, состоит из нескольких легко демонтируемых 8-метровых стеклянных секций. Прозрачный фасад даёт возможность, всем находящимся снаружи, почувствовать себя участниками происходящего внутри него.
При разработке этого проекта Нувель впервые работал вместе Патриком Бланом, ученым-ботаником, создателем «вертикальных садов».
Галерея Лафайет в Берлине является одним из французских магазинов Lafayette, созданных за пределами Франции. Снаружи огромное здание Галереи выглядит как стерильная, гладкая и чистая космическая станция. На фасаде растет вертикальный сад парижского ботаника-дизайнера Патрика Блана.
За зеркально-стальными стенами скрывается многоэтажный торговый пассаж с огромным холлом, металлическими потолками и декоративными воронками, деформирующими и многократно усиливающими звуки.
Нувель считает: «Архитектура начинается с интерьера, с удовольствия от жизни». И этот его небоскреб, построенный для японского гиганта рекламы Dentsu, создает максимально приятное внутреннее пространство. Архитектор стремился создать здание, которое подчеркивает удобства в трех основных направлениях: климат, акустика и эстетика. Для климатического комфорта служит термодинамический фасад. Акустический и эстетический комфорт достигнуты с помощью тщательно спроектированных полов и потолков.
Внешний облик серого здания в форме полумесяца выражает японскую простоту, трезвость, и элегантность.
Этот принципиально новый проект стал посвящением трем стихиям – воде, свету и звуку.
В связи с исключительной расположением будущего здания, у залива озера Люцерн, архитектор задумал постройку непосредственно на воде, но это оказалось невозможным по юридическим причинам. И тогда Жан Нувель сказал: «Если я не могу идти к воде, пусть вода идет ко мне». Два канала, проведенные от озера внутрь здания, делят его на три части. И дневной, и вечерний свет отражаются в водах каналов, устраивая неповторимую и вечную игру света и отражений. Концертный зал этого дворца по праву считают акустическим совершенством.
Венские газгольдеры – это четыре огромных цилиндрических резервуара, каждый объемом 90 тыс. м³. Построенные в 1896-1899 гг, они были заброшены в 1984 году. Теперь Венские газгольдеры – это почти отдельный поселок с жилой, офисной и развлекательной зонами. Реконструкция затронула только внутреннее содержимое бывших газгольдеров, а исторический экстерьер был полностью сохранен.
Переливающаяся разными цветами башня сразу стала символом Барселоны. Издали она кажется сделанной из жидкого металла, который меняет свою окраску в зависимости от освещенности. Этот эффект достигнут не только благодаря тому, что наружные бетонные стены Башни покрыты отполированным алюминием и окрашены 40 разными лаковыми красками, но и игрой света стеклянной оболочки.
Архитектуру этого здания по праву называют биоклиматической: часть стеклянных пластин на южной стороне Башни снабжена фотогальваническими поверхностями для получения солнечной энергии; между наружной стеной здания и стеклянной оболочкой предусмотрена воздушная камера для естественного кондиционирования воздуха.
Музей цивилизации Африки, Азии, Океании и Австралии - таково полное название этого музея. Представляя свой проект, Нувель говорил о «сакральном сооружении для мистических объектов, носителей тайн, свидетелей древних и живых цивилизаций».
Главное здание музея представляет собой длинный переход на сваях, как туннель, нависающий над садом. Нувелю удалось спрятать здание в зелени благодаря тандему двух озеленителей - ландшафтного дизайнера Жиля Клемана и дизайнера вертикальных садов Патрика Блана.
Дебют Нувеля в Америке, театр был сконструирован на стыке двух городских районов – старой промзоны и жилого фешенебельного квартала. Здание повторяет контуры окружающих его старых элеваторов и, в то же время, отливает синим блеском ультрасовременной стальной облицовки.
«Бесконечный мост» - оригинальная консоль длиной 50 м, выступающая на высоте пятого этажа, заканчивается смотровой террасой.
По материалам сайта architector.ua
ghila.kiev.ua
Жан Нувель — абсолютная звезда современной архитектуры, притцкеровский лауреат, автор невероятно эстетских зданий. В 2015-м отпраздновал 70-летие. Именно он больше всего из практикующих ныне архитекторов достоин называться художником.
Шезлонг Simplissimo, Ligne Roset. Алюминий, перфорированная кожа.JEAN NOUVEL Французский архитектор, а также дизайнер, сценограф, график и так далее. Автор Фонда Картье и Парижской филармонии, оперного театра в Лионе, торгового центра «Евралилль» в Лилле, Galeries Lafayette в Берлине, Культурного центра в Люцерне, концертного зала в Копенгагене.
Завораживающие отражения в здании Фонда Картье (Fondation Cartier) в Париже и орнаментальный Институт арабского мира, разноцветная башня Агбар в Барселоне и только что открытая турбулентная Парижская филармония. Нувель как архитектор умеет уловить красоту и удержать ее в архитектурной форме.
Модульная колл. KNP, диз. Ж. Нувель, Arflex. Подушки — полиуретан.Работая как дизайнер, проектируя кресла, диваны и светильники, он сохраняет свой фирменный артистизм, каждый раз подчеркивая, что малый масштаб не помеха настоящей элегантности. Его предметный дизайн выдает в Нувеле рисовальщика с крепкой рукой и любителя задачек на сообразительность. Нувель проектирует мебель без малого тридцать лет.
Диван KNP, Arflex. Съемная обивка на молнии.Дебютировал в 1987 году в знаменитой программе «Карт Бланш», которую осуществляет государственная структура VIA (Институт поддержки инновации в области мебели). Тогда Нувель спроектировал коллекцию из шести предметов. С тех пор почти каждый год выходят его новые вещи. Сотрудничал с полсотней фабрик — с французами, итальянцами, австрийцами, датчанами. По cовместному заказу топ-галеристов Ларри Гагосяна и Патрика Сегена сделал мини-коллекцию предметов из цветных зеркал Triptyques. Громкой премьерой стал располагающий к веселому безделью диван Arflex c яркими чехлами.
Miroir A. Цветные зеркала, орех. 6 экз. Gagosian Gallery, Galerie Patrick Seguin. Настольная лампа Equilibrist, Artemide. Металл. Свет регулируется диммером. Кресло Skin, Molteni&C. Стол Grand Ecart, Pallucco Italia. Крашеный алюминий, 4 варианта цвета. Стул Moritz. Складируемый, легкий по весу, но устойчивый. Алюминий. Danese Milano.www.interior.ru
«Жан Нувель, мебель архитектора», с таким названием откроется выставка в Музее Декоративного искусства в Париже. На выставке: 100 объектов и предметов звезды большой архитектуры. Жан Нувель (Jean Nouvel) заслуженно входит в пятерку главных мэтров современного мирового зодчества. Он получил всеобщее признание экспертов архитектуры и дизайна и все возможные мировые премии, в том числе престижную Притцкеровскую (2009). Ему заказывают строительство отелей, небоскребов, музеев, концертных, торговых и выставочных центров, офисов, жилых домов по обе стороны Атлантики. Выставку активно поддержали дилеры: такие мощные продавцы дизайна XX-XXI века как нью-йоркская Gagosian Gallery и парижская Galerie Patrick Seguin.
Фрагмент выставки Jean Nouvel, mes meubles d’architecte. Триптих из цветных зеркал помещен в зал XVIII века.Как и многие классики современной архитектуры, Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье, Жан Нувель — отличный предметный дизайнер. Хотя любит повторять: «Я не дизайнер, а архитектор, который делает дизайн». Его вещи функциональны, лаконичны, в духе времени и вписаны в архитектурный контекст. Нувель вообще любит мебель модульную, всячески трансформирующуюся и складывающуюся. Его метод — бесконечный эксперимент с формой: совершенствуя и облегчая ее, он добивается эффекта «нулевого дизайна».
По теме: Жан Нувель (Jean Nouvel): архитектор, дизайнер, художник
Выставка задумана не как обычная ретроспектива, а как диалог с музеем, с его постоянной экспозицией, его историей и коллекцией. Подобный подход — явный тренд европейского выставочного дизайна, призванный оживить интерес и привлечь внимание к собраниям известных музеев.
По теме: Версаль и Олафур Элиассон: водопад в небесах
«Стол на километр», 2011. Gagosian Gallery и Galerie Patrick Seguin © Thierry DepagneБесконечно длинный нувелевский «Стол на километр» (Table au km) перекликается с алтарным престолом, стул Milana — с полихромной мебелью эпохи Возрождения. В залах XVII-XVIII веков — большие зеркальные триптихи, их красные, оранжевые, золотые блики, подсвечивая пространство, заставляют по-новому взглянуть на экспонаты.
Светильники Equilibrist, 2014, Artemide. Триптих, 2014. Цветные зеркала. Gagosian Gallery и Galerie Patrick Seguin © Aline CoquelleВыставка Jean Nouvel, mes meubles d’architecte откроется 27 октября 2016 года и продлится до 12 февраля 2017 года.
www.interior.ru
Национальный музей Катара в Дохе почти завершен. Строящийся по проекту французского архитектора Жана Нувеля, Ateliers Jean Nouvel, грандиозный музей станет настоящей сенсацией года.
По теме: 10 самых грандиозных зданий 2017 года
Общая площадь нового музея — 53 тыс. кв. метров.Самый эффектный вид на сооружение — сверху. Артистичный и очень изобретательный Жан Нувель придумал череду пересекающихся дисков. Диски выполнены из стали, а фасады облицованы бетонными плитами, усиленными стеклом. Мощный образ здания, по словам самого архитектора, синтезирован из окружающего пейзажа.
Архитектура музея вобрала в себя морское побережье и местную пустыню — отсюда фасады с эффектом растрескавшейся сухой земли.Все в музее устроено так, чтобы посетители помнили о пустыне, раскинувшейся на берегу моря. А находящие друг на друга диски по идее Нувеля должны напоминать лепестки розы песков.
Здание возведено рядом с историческим дворцом шейха Шейх Джасим бен Хамад Аль Тани. Памятник был восстановлен берлинской архитектурной студией Ziegert Roswag Seiler Architekten Ingenieure в 2014 году.В музее предусмотрены залы для постоянной экспозиции, галереи, в которых планируется размещать временные выставки, аудитория для лекций и дискуссий на 220 мест, форум — полукруглая аудитория для более камерных мероприятий на 70 мест, ресторан, кафе, несколько магазинов. Особое внимание архитектор уделил музейным запасникам и реставрационным мастерским.
Строительство музея приурочено к чемпионату мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году. Помимо него болельщики смогут бесплатно посетить Музей исламского искусства, деревню культурного наследия, национальную библиотеку, в которой хранится более миллиона книг, искусственный остров с роскошным жилым комплексом и яхтами. К чемпионату также будет построено 37 станций метро.
www.interior.ru
Жан Нувель — во всех смыслах видная фигура среди архитекторов. Выглядит он довольно-таки устрашающе: рост 1,83 м, крючковатый нос, гладко выбритая голова — на ум волей-неволей приходят сравнения с Грю из мультфильма «Гадкий я» или Доктором Зло.
Но это тот случай, когда по одежке не судят: здания выдают в нем добряка и гуманиста. Как убежденный противник бумажной архитектуры, он признается, что «никогда не задумывал проект ради хорошего чертежа» — все для людей, ведь главная задача архитектора — передавать окружающим свой положительный взгляд на мир. Неудивительно, что с такой философией у Нувеля получаются здания-аттракционы — за ними интересно наблюдать.
Его молодость пришлась на шестидесятые годы — время, когда развивались направления метаболистов, группы Archigram и других экспериментаторов. Архитекторы уделяли внимание масштабу, технологиям и индустриализации. На этом фоне потребности рядового обывателя нередко оставались в стороне. Но Нувель был не таков — он с самого начала держался особняком, и через много лет, в 2008 году, это отметят во время вручения Притцкеровской премии — его наградят с формулировкой за «смелый поиск новых идей и стремление расширить границы архитектуры, бросая вызов общепринятым нормам».
Правда, у этой оригинальности была темная сторона: в начале пути Нувелю редко везло. Он поздно добился успеха — пошел учиться только в 21 год. В 1971 году, после окончания Национальной высшей школы изящных искусств, сразу открыл бюро, но 10 лет бился за первую масштабную реализацию. Зато когда это наконец удалось, он сразу стал знаменитостью.
Этим первым крупным проектом стал парижский Институт арабского мира. Нувель вместе с бюро Architecture-Studio выиграл конкурс в 1981 году, а само здание достроили шесть лет спустя в сотрудничестве с 18 арабскими странами. Идея, как и процесс строительства, проходила на стыке Запада и Востока: «Мы многое заимствовали из арабского мира — алгебру, геометрию, астрономию, — отмечал Нувель в одном из интервью, — и здание Института призвано показать эту связь».
К восточной культуре отсылают машрабии — традиционные арабские решетки, из которых выполнен весь южный фасад. Они несут не только эстетическую, но и энергосберегающую функцию: каждый элемент состоит из светочувствительных диафрагм, которые реагируют на условия освещения. Когда света много, они закрываются, когда мало — открываются, преображая здание в зависимости от времени суток.
Высокотехнологичный подход Нувеля сделал Институт арабского мира уникальным зданием для своего времени. И хотя в дальнейшем кинетические свойства фасада перестали использоваться, Нувелю это здание не только принесло славу, но помогло сразу нащупать фирменный прием — трюки со светом.
С тех пор свет станет самостоятельной частью всех его проектов. Фонд Картье в Париже превратится в огромную оранжерею с дикорастущим садом; Культурный центр в Люцерне построят на игре солнечных бликов на фасаде — здание находится на берегу озера, которое служит естественным отражателем. Здание Лувра в Абу-Даби, открывшееся с помпой в конце 2017 года — также построено на световой моделировке пространства: солнечные лучи потоком льются на посетителей сквозь огромный купол. Подробнее мы писали об этом в статье «Лувр по 180-метровым куполом: как устроено здание года от Жана Нувеля».
В 2004 году по проекту Нувеля в Барселоне построят Торре Агбар. Это даже не небоскреб, а столп света, который ускользает от взгляда. Эффект достигается за счет 4000 устройств освещения в разноцветных стеклянных панелях на фасаде. Днем они переливаются на солнце, а вечером образуют сложные цветовые сочетания, делая башню непохожей на любой другой небоскреб мира.
На Нувеля повлияли главные символы каталонской культуры, в том числе Антонио Гауди. В дань памяти знаменитого архитектора помещения северной стороны небоскреба спроектированы таким образом, чтобы из окон открывался оптимальный вид на храм Святого Семейства. Форма башни продиктована не только вытянутыми формами Гауди, но и другим каталонским символом — горой Монтсеррат.
По забавному совпадению, на другом конце Европы одновременно со зданием Нувеля возведут еще один «дом-огурец» — башню Нормана Фостера в Лондоне. И если сопоставить эти проекты, то станет очевидно, что для Фостера конечная цель — это безупречная технология, а для Нувеля технология — лишь средство, чтобы добиться нужного визуального эффекта.
Изобретательность привела Нувеля к созданию высотки One Central Park в австралийском Сиднее, которую в 2014 году Чикагский Совет по высотному строительству и городской среде (CTBUH) признал лучшим высотным зданием в мире. По всему внешнему периметру тянутся зеленые насаждения — однако не только «зеленый» фасад позволил One Central Park заслужить это громкое звание.
Строго говоря, в этих башнях не было бы ничего особенного, если бы на уровне 29 этажа не парил стеклянный навес с системой гелиостатов — подвижных зеркал, которые поворачиваются вслед за солнцем. В темное время суток этот гигантский и как бы левитирующий объект превращается в светоинсталляцию: на каждом гелиостате прикреплен диодный экран.
И по ранним, и по современным работам Нувеля видно, сколь яро он сопротивляется «стерильности» в архитектуре: ему всегда не нравилось, что новые здания в Европе и Китае выглядят одинаково. По этому поводу в 2005 году он опубликует «Луизианский манифест» — текст, в котором провозгласит, что любая архитектура отражает конкретную эпоху и место, а значит, она должна стремиться к разнообразию:
«Неужели наш сегодняшний модернизм — всего лишь прямое механическое продолжение модернизма ХХ века, не усвоившее никаких критических уроков? Неужели он заключается лишь в том, чтобы заполнить поверхность планеты разрозненными безродными объектами? [...] Во благо всех жителей земли мы должны противостоять урбанизму зон, сетей и решеток — всей той автоматизированной гнили, которая лишает индивидуальности города во всех странах и всех климатических зонах, которая порождает клонированные офисы, клонированное жилье, клонированные магазины и влечется только к уже придуманному, уже виденному — лишь бы только не думать и не видеть».
Несмотря на мятежный дух, Нувель — абсолютный сын нового времени. Его постройки были бы невозможны, если бы не нынешний уровень проектирования. Вот почему ему удалось стать не только одним из главных критиков современной архитектуры, но и одним из ее столпов — можно с уверенностью утверждать, что без его зданий мир был бы совсем другим. И Притцкеровская премия — лучшее тому подтверждение.
archspeech.com
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений