Интерьер усадьбы 19 века: Интерьер российских усадеб в начале XIX века • Студия интерьерного дизайна Dom Interior

Интерьер российских усадеб в начале XIX века • Студия интерьерного дизайна Dom Interior

Покои Марии Фёдоровны в Павловском дворце

Для России чрезвычайно характерны подмосковные усадьбы I пол. XIX в, где романтическая живописность общего ансамбля соединяется со сдержанной простотой и изяществом отдельных построек. Такова, например, усадьба «Кузьминки», принадлежавшая Голицыным. Принципы классицизма в решении основных построек соединены были здесь с романтической свободной композицией всего ансамбля, с его прудами, пристанью, украшенной скульптурами меланхолических львов, со строгими дорическими пропилеями, рисующимися в зелени свободного английского парка.

Здесь повсюду были рассеяны обелиски, чугунные торшеры, скамьи, положены мостики с ажурными чугунными перилами.
Все это парковое убранство завершалось великолепным декоративным музыкальным павильоном, как бы оправленным в ограду конного двора. Внутри дом выглядел столь же прихотливо, как и снаружи. Большие светлые парадные покои бельэтажа, выходящие окнами на улицу, с их расписными потолками и лепкой сменялись уютными кабинетами задней части дома, жилыми комнатами антресолей и мезонина, разнообразились узенькими коридорчиками и лесенками.

Русские зодчие начала XIX в. представляли свои творения только в сочетании внешнего скульптурного и внутреннего живописного убранства.

Захаров оставил нам проекты Адмиралтейства, где предсказан характер, тема, пропорции и местонахождение статуй и рельефов. Воронихин, решая интерьеры, тщательно обдумывал не только орнаментальную лепнину, но и драпировки, мебель. Росси сам проектировал место и характер рельефов и росписей парадных зал Михайловского дворца и т.п.

Лучшие образцы ампирных интерьеров относятся к началу XIX в. Чрезвычайно интересно скульптурное и живописное убранство Елагина и Михайловского дворцов в Петербурге. Здесь, руководствуясь проектами К. Росси, работали скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, а также один из самых заметных живописцев-декораторов того времени Джованни Батиста Скотти. Принципы применения декора в интерьере те же, что и в решении внешнего облика зданий: строгая симметрия общей композиции и отдельных орнаментальных мотивов, четкость чередования раппортов орнамента. В интерьерах мы встречаем тот же характер всех изобразительных элементов декора: лавровые венки львиные маски, листья аканфа и, наконец, излюбленный мотив мастеров ампира – кариатиды, поддерживающие лепные карнизы и верхние перекладины дверных обрамлений.
Однако в интерьере все эти элементы приобретают более камерный характер. Монументальность, гражданственность общего звучания сменяется здесь мягкой гармонией форм и линий. Сюжетные мотивы приобретают гедонический оттенок. Строгая красота большого стиля оказывается здесь соразмерной с жизнью отдельного человека, вызывая у него неповторимое ощущение близости к той красоте.

Один из превосходнейших примеров решения ампирного интерьера – «фонарик» в Павловском дворце, спроектированный А. Н. Воронихиным. Динамична его общая композиция: затененное пространство кабинета и полная света экседра, отделенная от кабинета аркой, опирающейся на две кариатиды работы В. И. Демут-Малиновского. Стройные фигуры юных женщин эффектно вырисовываются на фоне залитой светом экседры.

Важным компонентом декорировки интерьера была стенная и потолочная роспись. Она сводится в основном к гризайли, имитирующей скульптурные украшения, и многокрасочной росписи, обычно изображающей сложные, но симметричные сплетения цветочных гирлянд, часто населенных античными нимфами и порхающими амурами. Чаще всего расписываются потолок и карнизы, реже – стены помещения.

Другим приемом стенной росписи был иллюзорный прорыв стены в пространство природы, трактованное с максимальным правдоподобием, по всем правилам перспективы. Наиболее интересные решения принадлежат итальянскому живописцу Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751-1831), около 40 лет, работавшему в России в качестве театрального художника. Его плафоны и росписи дворцовой библиотеки в Павловске (восстановлены самим Гонзагой после пожара в 1820-х годах), а в отличие от условно декоративного пространства барочных плафонов и панно, построены на иллюзорном воссоздании пейзажа, главным образом – архитектурного, видимого как бы между реальными пилястрами, декорирующими стену. Несколько рационалистические в своей подчиненности законам перспективы, эти росписи, как и иллюзорно-видовые театральные декорации Гонзаги, представляли собой один из аспектов характерного для эпохи стремления к непосредственному восприятию действительности, в «верности натуре».

«фонарик» в Павловском дворцеПокои Марии Фёдоровны в Павловском дворцеросписи дворцовой библиотеки в Павловске

стиль интерьера: усадьба, русская изба

Изба является одним из главных символов России. Археологи считают, что первые избы появились еще во втором тысячелетии до нашей эры. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции – давала крышу над головой, тепло и место для сна. Избу воспевали поэты и увековечивали художники, и было за что. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились всего за несколько десятков лет.

Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения. Это отразилось и на интерьерах. Стиль кантри сегодня вообще на пике популярности. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то – скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу прованс, но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.

Приезжая с мегаполиса на дачу или в загородный дом в стиле русской избы, человек чувствует единение с природой и ощущает связь со своими корнями. Это способствует максимальной релаксации, возникновению ощущения покоя и благополучия. В домах из дерева, интерьер которых отличается простотой и незатейливостью, легко дышится и крепко спится. А после отдыха возникает желание заняться такими делами, как рыбалка, разбивка новой клумбы в мае или работа в саду в сентябре – одним словом, ощущается прилив сил.

Русский стиль интерьера: где он уместен?

Интерьер в стиле русской избы можно воссоздать в полной мере только в деревянном рубленом доме. Интерьер в стиле русского терема, русской усадьбы уместен в любом деревянном доме. В остальных случаях, когда речь идет, например, о кирпичном доме или квартире, можно говорить лишь о стилизации, то есть о привнесении в интерьер некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Интерьер русской избы: каким он был?

Русская изба. Фото взято с русской Википедии

Центром избы была печь, которую называли царицей дома. Она занимала четверть или даже треть площади всего жилища. По углам печи ставили печные столбы, защищающие «царицу дома» от разрушения. На эти столбы и на стены опирались балки под потолком. Балки, говоря современным языком, зонировали пространство, деля избу на женскую половину, мужской и красный угол. На одной из балок устраивали полати – дощатый лежак, на котором очень любили лежать дети.

В печном углу управляла женщина. В этом месте располагались многочисленные полки с посудой и другой утварью. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Мужчина же проводил больше времени в мужском углу – под полатями.

Горница – самое большое и красивое место в избе, где принимали пищу и встречали гостей. Проще говоря, это и гостиная, и столовая, а часто и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом обстановка была скудной, но не без украшательств. Над окном монтировали широкие полки, на которые расставляли красивые предметы посуды, шкатулки и т.п. Кровати часто были с резными спинками. Их покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Русский сундук. 19 век

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. На подоконники ставили цветы в простых вазах: полевые цветочки в летние месяцы и садовые цветы в октябре. Ну и, конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри и стиль русской избы в частности – это дерево, только дерево и почти ничего, кроме дерева!

Как создать стиль русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома?

1. Выбор направления

В интерьерах русских изб и теремов постепенно происходили некоторые перемены, поэтому для начала нужно определиться, стиль какой эпохи вы хотели бы воссоздать. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины прошлого столетия, в которой появилось немало новшеств? А может быть, вам по вкусу более нарядная обстановка старых русских теремов или деревянных помещичьих домов 18-19 веков, когда в деревенский стиль оказались привнесены черты других стилей – классицизма, барокко, модерна? Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.

Горница старорусского дома 16-18 веков. А. М. Васнецов

А это уже конец 19 века. Мир русской усадьбы в живописи С. Жуковского

2. Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска – матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может выполнять камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторки.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки – сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки – естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из стиля.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки и т.п. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь – женщины на Руси всегда любили заниматься этим рукоделием. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, вышитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, – все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы – белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Также уместны будут светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол с выдвижными полками и шкафчиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью, пвх пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т. п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла, а пластик и вовсе будет как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами – они могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

Современная интерпретация

3. Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.

Дом в русском стиле. Дизайнер: Деревлева Ольга, которой просто изумительно удаются стилизованные интерьеры

Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.

В стиле русской усадьбы

4. Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели и т.п. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Интерьер в стиле русской избы или усадьбы: идеи от дизайнеров

1. О зеркале. Зеркала – чуждый предмет для старинного русского дома. Однако сложно представить себе современный дом без единого зеркала. Выбирайте зеркала с эффектом состаренности, заключенные в громоздкие деревянные рамы. Зеркало можно замаскировать под фальшокно благодаря деревянным ставням. Резную раму с такими же деревянными ставнями-створками можно использовать и для маскировки плоского телевизора. Получится еще одно фальш-окно.

Источник фото: melodysmurals.net

2. Идея для спальни. Интересное решение для спален или детских комнат: стилизация под уютный деревенский дворик. Стены на 1-1.5 метра от пола обшиваются некрашеной доской, имитирующей забор. Также используется роспись растительным орнаментом: на стене над забором порхают бабочки и летают птички. Другая стена комнаты может быть имитацией внешней стены деревянного дома с окном, украшенным кружевными наличниками и деревянными ставнями. Потолок при этом можно декорировать росписью , представляющей собой изображение неба . Скамья, гамак, бочонки вместо прикроватных тумб – и вы почувствуете себя ночующим в деревенском дворике.

3. Бытовая техника в интерьере русской избы. В кухне, как уже было сказано, желательно встроить всю бытовую технику. Но некоторые предметы можно не прятать, а, наоборот, сделать интерьерной изюминкой. Техника «аэрография» используется не только для росписи автомобилей, но и для украшения корпуса бытовой техники. Например, можно заказать роспись холодильника в русском стиле – в этом случае современный предмет не только не выбьется из стиля русской избы, но еще и подчеркнет его.

Еще фото:

Вот так интерпретировала стиль избы дизайнер Решетова Татьяна

Русский стиль кантри

взято тут www.domfront.ru

Польская усадьба в 19 веке: архитектура, традиции и атмосфера

Польская усадьба в 19 веке уже не была простым «архитектурным проектом». Те, кто владел усадебами, знали о прошлом и значении архитектурных решений и поэтому относились к ним как к жилому пространству, так и к инвестиции, например. как «носитель ценности». Это было особенно важно во время разделов, когда землевладельческая элита столкнулась с давлением разгосударствления.

by Maciej Rydel

 

Мы говорим об одноэтажной помещичьей усадьбе, а не о роскошном аристократическом дворце. Усадебный дом менялся на протяжении веков, но особенно сентиментальны для поляков классицистические одноэтажные усадьбы с крыльцом с колоннами, расположенные где-нибудь в центральной Польше или в восточной части Речи Посполитой. Стоит совместить две нити понимания усадьбы: архитектурно-эстетическую с социальной и нравственной. Наряду с опорой на традиции и обычаи, создание помещичьей усадьбы обосновывалось особыми потребностями ее владельца.

Фото 1. «Постоянство польской усадьбы». Акварель Мацея Рыделя (2008 г.)

Усадебный дом обычно располагался на холме. Иногда он даже стоял на месте более старой усадьбы 16 века, от которой уцелел только подвал. Родовое гнездо обычно выходило на большую дорогу, вдоль которой шла аллея, обсаженная деревьями, чаще всего липовыми, каштановыми или грабовыми. Усадьба была обращена к солнцу, освещавшему ее с четырех сторон в течение дня.

Фото 2. Ворота и аллея, ведущие к усадьбе в Доброеве (Великопольша). Акварель Мацея Рыделя (2012)

Усадьбы, конечно, не могло быть без парка. Переходя через ворота и входя в тенистую аллею, ведущую к усадьбе, возникало определенное настроение. (фото 2) . Иногда строились парадные ворота, а над входом был виден герб владельца. Такой же герб мы видим над входом в усадебный дом.

Прямо перед этим входом была овальная или круглая лужайка, иногда окруженная живой изгородью с цветником в центре (фото 3) . Так образовался cour d’honneur , почетный двор, почти обязательный в XIX веке как символ престижа и достоинства помещичьей резиденции (фото 4) .

Фото 3. Лужайка у усадьбы в Смилове (Свентокшиское воеводство)

Кирпично-белый господский дом

Здание в стиле классицизма обычно окрашивалось в белый цвет (никогда не в синий – цвет крестьянских изб). Четырехколонный портик, выходящий за пределы одного внутреннего этажа, определил так называемый колоссальный архитектурный ордер.

Архитектуре господского дома свойственны три элемента: во-первых, план, во-вторых, форма корпуса (включая чрезвычайно важные пропорции высоты стен к высоте крыши). Третий элемент — эстетика центрального входа. Ассоциации польской усадьбы с колонным портиком, столь популярные сегодня, распространяются на здания, возводимые в стиле классицизма, начиная с последней четверти 18 века. Классицизм в Польше довольно рано доминировал в архитектуре церквей и дворцов; он прибыл в поместья с задержкой не менее двадцати лет.

Фото 4. «В Туловицах» – картина маслом Анджея Новака-Земплиньского, 1980 г. Туловице – прекрасный образец усадьбы в стиле классицизма начала 19 века, спроектированный ведущим польским архитектором Хилари Шпиловски

Возьмем присмотритесь к портику, неотъемлемому атрибуту классицистической усадьбы. Есть много типов портиков: мы знаем так называемый «регулярный/малый заказ» (фото 3) или «колоссальный заказ» (см. Туловице и Тарногору). Портики имели две, четыре, шесть или восемь колонн в дорическом, тосканском, ионическом и коринфском ордерах. Восьмиколонный ионический портик можно увидеть в Константинове 9.0003 (фото 5) . Наиболее популярен тосканский ордер (см. рис. 3, 4, 18). В скромных особняках приходской знати портик, а ранее деревянное крыльцо (фото 6) часто был самым основным элементом, указывающим на дворянский статус владельца. Сегодняшнее представление о богатстве и великолепии усадеб определенно преувеличено.

Фото 5. В Константинове на Подлясье мы имеем образец оригинального восьмиколонного портика в ионическом ордере и пристройку господского дома во второй половине XIX в.

век

Архитрав опирается на головы колонн. В тимпане либо окна, чаще всего в форме круга или полукруга, либо барельефы с изображением картуша герба владельца (фото 7) . Надписи встречаются редко, всего несколько предложений или год постройки усадьбы. Над входом в усадьбу в Пенчицах (Мазовецкое воеводство) характерная надпись: «Я польская усадьба, которая храбро сражается и преданно защищает» (фото 8) . На Воле Пенкошевской близ Скерневиц, на фасаде господского дома, под двумя гербами супругов Антония Гурских и Анны, урожденной Шембек, находится отрывок из эпической поэмы Яна Кохановского: «Позвольте мне, Господи, жить в этом доме гнездо, и дай мне здоровье и чистую совесть». Эта надпись была довольно популярна и появлялась при многих дворах.

Фото 6. Скромный деревянный господский дом в Меречовщине, Полесье, имеет типичную польскую крышу и деревянное крыльцо, предшественницу колонного портика. Здесь в 1746 году родился Тадеуш Костюшко, впоследствии герой Польши и Соединенных Штатов Америки (фото 19-го века).30с)

Теперь посмотрим на крышу господского дома. Так называемые «польские крыши» использовались с 17 века. В отличие от мансардной крыши две верхние и нижние стороны польской крыши параллельны друг другу, что видно на иллюстрациях №. 1 и 6. Стрельцы, которые также привлекают внимание посетителей, — пережиток рыцарских времен. Затем оборонительные башенки, впоследствии миниатюризированные, выполняли уже не оборонительную функцию, а только жилую (см. рис. 1).

А внутри? В коридоре была своя особая атмосфера. Иногда его украшали рогами добытой дичи (фото 9) и большие шкафы для верхней одежды. Иногда в центре зала висел урожайный венок. Праздник урожая проводился в праздник Богородицы Травяной, 15 августа, когда праздновалось окончание уборки урожая. По этому случаю из лучших колосьев, цветов и фруктов делали венок, украшали лентами и благословляли в церкви и несли ко двору, где вручали наследнику. Венок обычно висел до следующего лета, создавая ощущение связи с землей, которая поддерживала тех, кто там жил. Иногда встречались и старые сундуки, которые в 19 веке играли лишь вспомогательную роль.века, когда шкафы вошли в обиход.

Фото 7. В тимпане усадьбы в Ктерах (Лодзинский район) – герб «Ястшембец» рода Водзинских

Из холла в гостиную (салон)

Как правило, хозяева пригласили своих гостей в гостиную (фото 10) . Там они встречали детей и других домочадцев, обычно живших вместе несколькими поколениями: бабушек и дедушек, теток и дядей-резидентов. Как правило, усадьба была многопоколенной (фото 11) .

В гостиной, кроме большой богато украшенной печи, диванов и кресел, стояло пианино, а стены были украшены картинами, характерными для каждой усадьбы. Обычно не было видно великих мастеров Италии или Франции, вместо этого преобладала графика, офорты и рисунки, а также масляные портреты предков. Иногда это были работы бродячих живописцев, которые переходили из усадьбы в усадьбу, где им предлагали пансион и ночлег для написания жанровых сцен, пейзажей и портретов домочадцев. Характерной особенностью усадебного дома было скопление сувениров, техники и мебели разных эпох. Владелец усадьбы редко покупал новую мебель сразу. Во многих усадьбах, как, например, в Туловицах, на стене висела доспех (фото 12) . На ковре национальные символы, горжет предка-рыцаря с Ченстоховской Богоматери, а под ним скрещенные сабли и старые части доспехов. Эти традиции также передавались из поколения в поколение. Были созданы генеалогические деревья, обычно свёрнутые в ящики, а иногда и висевшие на стене господского дома (фото 13) .

Фото 8. Пенчице в Мазовии. Красивая надпись, восхваляющая польские усадьбы

Поскольку мы упомянули художников, путешествующих из усадьбы в усадьбу и предлагающих свои художественные услуги, стоит упомянуть одно известное имя: Бронислава Рихтер-Яновская. Она смогла передать атмосферу польского поместья как никто другой. Ее работа, связанная с польскими усадьбами, восходит к концу XIX в.века и до 1940-х гг. Сегодня ее называют «художницей польских усадеб», потому что она очень хорошо их знала и жила во многих из них. На заказ писала помещичьи усадьбы, романтические интерьеры, романтические сцены из жизни усадеб (фото 14) . После выпуска в 1930-х годах большой серии открыток с репродукциями ее картин Бронислава Рихтер-Яновская стала очень популярной художницей в период, предшествовавший Второй мировой войне. Было популярно рассылать эти открытки массово на Рождество и Пасху (см. рис. 24).

Фото 9. Зал в Ваплево-Вельке (Поморское воеводство) – усадьба Сераковских (фото 1912 г.)

Вернемся к усадьбе 19 века. Планировка комнат внутри нашей усадьбы двухпролетная, с холлом и овальной гостиной на оси, выступающей перед садовым фасадом (фото 15) . Комнаты расположены так называемой анфиладой, т.е. все они соединены между собой от первой до последней. В столовую хозяева и их гости входили из гостиной, когда стол уже был накрыт (фото 16) . Поскольку в усадьбах строго соблюдалась иерархия, столов обычно было два. Один в столовой, так называемый первый стол, за которым сидели домочадцы – жители усадьбы и их гости. Второй стол находился во флигеле, и там ели люди, не принадлежащие к семье, т.е. администраторы, учителя, слуги.

Фото 10. Гостиная усадьбы в Кошутах (Великопольша)

Блюда приносили в столовую из кладовой дворецкого, где пища обычно раскладывалась в подходящую посуду. Был огромный шкаф, в котором хранилась вся посуда, столовые приборы и скатерти. Еще в начале 19ХХ века кухни располагались только во флигелях и в течение всего года, даже в самые холодные зимы, продукты приносили из флигеля в кладовую дворецкого. Только в первой половине века кухни стали включать в планировку усадеб, размещая либо в пристроенной к старому господскому дому части, либо в более крупных усадьбах – в подвале. Только в конце 19 века кухня получила полное право присутствовать в усадьбе.

После обеда хозяин пригласил гостей в свой кабинет, где обсуждал текущие дела с стюардом, получая его отчеты и отдавая распоряжения. Здесь он хранил самые важные сельскохозяйственные документы и календари, полные советов и рекомендаций по современным сельскохозяйственным и экономическим вопросам. Помимо картин, стены были украшены охотничьими трофеями. Некоторые офисы также функционировали как библиотека (фото 17) . В комнате будет камин и библиотечные шкафы от пола до потолка, отрегулированные местным плотником. В библиотеке будут сельскохозяйственные справочники, книги польских, французских и немецких писателей, альбомы с рисунками животных, трав, цветов и тетради с религиозными и патриотическими песнями.

Фото 11. Гостиная в усадьбе Сераковских в Ваплево Вельке. Владельцами были искусствоведы и коллекционеры. Во всем доме было около 400 картин

Желтая и лососевая комнаты

Для полноты образа усадьбы перечислим те комнаты, в которые нас скорее всего не пригласили бы: спальни, возможно с альковом, т.е. ниша с кроватью, кроме того, детские комнаты или комнаты бабушек и дедушек и жителей, и, наконец, комнаты для гостей. Было принято называть комнаты по цвету обоев на стенах. Так появились «лососевые», «синие» и «желтые» комнаты. Всего в усадьбе средних размеров площадью 400 м² было около 12 комнат. К этому следует добавить еще небольшую комнату, так называемую Зал, где хранились не только лекарства и травы, но и домашние варенья, ликеры, свечи и другие предметы первой необходимости. До середины 19го века чаще всего в усадьбе не было отдельной ванной или туалета. Люди мылись в спальне, где за ширмой стояло соответствующее оборудование. В больших усадьбах, помимо упомянутых выше помещений, имелись часовни, курительные и бильярдные. Существовали и так называемые «Школьные комнаты», так как дети получали первоклассное образование дома.

Фото 12. Паноплиум при усадьбе в Туловицах на Мазовии

Усадебный дом по определению был одноэтажным, в некоторых случаях имел жилую часть на чердаке. Обычно имелись дополнительные 2-3 комнаты для гостей или спальни (см. рис. 4 Туловице и 18. Тарногора). Иногда огромные чердаки были складом ненужного хлама, всевозможных сундуков и чемоданов, старой мебели и королевством детских зимних игр.

Характерной чертой польских усадеб было их расширение. В 19 веке была пристроена небольшая башенка, уже тогда служившая дополнительными помещениями, напр. гостевые комнаты. Особняки часто оказывались маловаты для нужд владельца и иногда к ним пристраивали многоэтажную часть. Во второй половине XIX века некоторые усадьбы были расширены в соответствии с неоготическим стилем новыми частями в этом стиле (фото 5 и 18) .

Фото 13. Генеалогическое древо рода Дембиньских, герб «Нечуя»

Няни и учителя

В группу домочадцев среднего польского двора входили также часто очень развитые «педагогические силы»: няни, присматривающие за маленькими детьми, и воспитатели за старшими. Поскольку первые уроки проводились дома, учителей нанимали для обучения детей большему, чем просто письму, чтению и простой арифметике. После окончания учебы многие молодые дворяне зарабатывали на жизнь учителями в помещичьих дворянских семьях. В каноны придворной жизни входило обучение детей, помимо школьной программы, рисованию и игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, чаще всего на фортепиано. Многие известные польские художники работали учителями рисования у дворянских детей и таким образом зарабатывали себе на жизнь.

Фото 14. Бронислава Рихтер-Яновская: «Чтец». Художнику удалось идеально передать атмосферу интерьера усадьбы XIX века

Как ни парадоксально, на историю Польши большое влияние оказал эпизод из жизни Тадеуша Костюшко. В молодости он обучал рисованию дочерей друга своего отца Юзефа Сосновского. Особое внимание он уделял Людвике и так усердствовал в учении, что влюбился в нее, обратился к ее отцу, в то время смоленскому воеводе и литовскому полевому гетману, за руку дочери. К сожалению, его не приняли. Это было в 1775 году, после чего Костюшко уехал в Америку, чтобы в 1783 году стать генералом американской армии.0005

Воспитание помещичьих детей отличалось аскетизмом, полным послушанием родителям, дедушкам и бабушкам и уважением к старшим. Неотъемлемыми канонами воспитания были почитание предков, привязанность к традициям и «гражданское» мышление, которое прежде всего предназначалось для воспитания ответственности.

Фото 15. План интерьера усадьбы в Кошутах (Великопольша)

Необходимо помнить, что в воспитании детей большое значение имели семейные традиции и привязанность к земле предков. Были места, где одни и те же семьи на протяжении нескольких столетий жили в одном и том же поместье. Так было, например, в Скотниках под Сандомиром, которые постоянно принадлежали семье Скотницких, по крайней мере, с 13 по 19 век.45 (фото 19) . Фамилия этой семьи происходит от названия села. Усадьбы были естественными музеями, потому что в их интерьерах была старинная мебель, картины, фарфор и родовое серебро, а иногда и коллекции, собранные их предками. В библиотеках хранились семейные и районные архивы, переписка с соседями, конторами и иногда даже королевскими дворами.

Фото 16. Столовая в усадьбе в Гланове (Малопольский край)

* * *

Отведав домашней водки, меда или ликера, дамы оставались дома для сплетен, а господа отправлялись осматривать хутор – гордость хозяина дома – конюшню, соединенную с каретным сараем, коровником, иногда даже на 120 коров, пивоварню, где варили пиво, и амбар с мелким зерном, свежемолотым в амбаре.

Поместья были прежде всего экономическим центром. Площадь земли на один господский дом в мелком хозяйстве составляла до 200 га, в среднем от 200 до 1000 га (наибольшее количество таких хозяйств) и свыше тысячи в крупных хозяйствах. Леса обычно были частью собственности. Средний размер недвижимости в 19Польша го века составляла приблизительно 400 гектаров.

Фото 17. Библиотека в поместье в Туловицах на Мазовии

Владислав Лозиньский, автор книги Życie polskie w dunych wiekach ( Польская жизнь в старые времена ), изданной во Львове w в 1907 году писал: «В Важнейшей чертой господского дома является всеобщность и самостоятельность всего его бытия, обусловленная природой времени и вещей. Это был замкнутый в себе и в себе организм, состояние по собственной воле. Чтобы жизнь в нем была сносной, он должен был быть максимально независимым от внешнего мира, достаточным для себя. Все делалось дома. (…) В каждом господском доме изготавливали крепкий алкоголь, а также различные наливки, варили домашнее пиво. Стол был доставлен на месте; что не дал тебе лес, поле, огород, коровник, ты не съел. Дома они делали мед, прессовали воск, сушили мясо и рыбу, делали лекарства и даже изготавливали чернила».

Фото 18. Пример расширения господского дома в стиле классицизма с неоготической башенкой в ​​Тарногоре (Люблинское воеводство)

Во флигеле располагались гостевые комнаты, апартаменты для учителя, управляющего и экономки. Также во флигеле была прачечная. Таким очень скромным флигелем было здание усадьбы Скарбеков в Желязовой Воле, где нашел приют Николай Шопен, учитель французского языка и литературы. Именно в таком флигеле (который позже, в 1920-х годов, расширенный до размеров усадьбы для музейных целей), что родился гений Фредерика.

Фото 19. Семья Скотницких в гостиной господского дома в Скотниках. Владелец поместья, Максимилиан Скотницкий (первый слева), представляет 20-е поколение этой семьи, которая жила на одном месте с 13 века

В среднем польском поместье не было столько обслуживающего персонала. Конечно, многое зависело от достатка хозяев и количества проживающих в усадьбе людей. Основной штат состоял из кухарки, горничной хозяйки и хозяина, няни для детей, а когда они подросли, домашней воспитательницы. Управляющий управлял фермой, кучер и его помощник заботились о лошадях. В более крупных, очень богатых усадьбах и дворцах были экономки, дворецкие во главе с «мажордомо», садовники, костюмеры, лесничие, кузнецы и т. д.

Рецепт орехового пирога, взятый из записок одной прабабушки, начинается так: «Садитесь кухарки, пусть чистят орехи под пение». Идея заключалась в том, чтобы они не ели орехи, поэтому пение стало неотъемлемой частью рецепта.

Фото 20. Часовня в усадьбе в Карнёвицах под Краковом

Рядом с флигелем находился холодильный склад: землянка из соломы, где несколько слоев льда, срезанных зимой из пруда, поддерживали низкую температуру до следующей зимы, а где мясо, завернутое в белое полотно, можно было безопасно хранить долгое время, не опасаясь порчи.

В глубине парка обычно располагалась часовня, небольшая символическая (см. акварель – «символ длительности» – рис. 1) или большая семейная часовня, где по воскресеньям и праздникам проводились службы. Эти часовни имели гробницы в подвале, где хоронили умерших членов семьи (фото 20) .

Фото 21. План репрезентативной части парка в Луславицах (Малопольша) с аллеями, газоном, флигелем, старыми деревьями и прудом

Среди буков и платанов

Усадебные парки (фото 21) имели от одного гектара до нескольких гектаров, иногда переходящие в лес (фото 22) . Окружающий усадьбу парк – это просто элемент окружающей природы. Вписать усадебный дом в окружающий ландшафт было для владельцев очевидным императивом. Таким образом, помещик одновременно воспользовался преимуществами природного ландшафта, окружавшего его имение, и естественным образом оформил этот ландшафт в соответствии с принципом «окружи себя природной красотой и приумножь ее».

Фото 22. Луславице, часть парка

Гордостью парка и гордостью владельца были старые, многоветвистые деревья, чаще всего дубы, платаны, каштаны, липы, буки. Иногда парки были старше усадеб, особенно когда на месте старой усадьбы строили новую. Парк служил укрытием от ветров, потому что нужно помнить, что в средневековой традиции усадьбы строились на холмах для их лучшей защиты. А на холмах и холмах ветер может раздражать. Парк представлял престиж, как и ворота, двор, ступеньки к усадьбе и роскошный портик. Наконец, парк углубил эстетику сиденья. Чаще всего его изготавливали из местных растений, но некоторые привозили и экзотические деревья, что разнообразило разнообразие деревьев. Так называемый «английский» ландшафтный парк, образованный в XIX в.ХХ века имел четыре уровня: травы, цветы, кустарники и деревья, а соответствующие, свободные композиции создавали прекрасные «перспективы». В качестве элементов сада появились перголы, фонтаны, садовые скульптуры, искусственные горки, не говоря уже о сезонных цветочных композициях.

Фото 23. Луславице, беседка в парке

Не следует забывать об огороде и фруктовом саду, которые были важной частью хозяйства и также обеспечивали самодостаточность господского дома, о чем говорилось выше. Пруд также был важным элементом парка, по крайней мере, такого типа, который выполнял как рекреационные, так и экономические функции. Здесь хозяин держал рыбу, и не только к рождественскому столу. Над прудом расположена беседка, стоящая немного в стороне, чтобы не загораживать прекрасный вид (фото 23) .

Фото 24. Бронислава Рихтер-Яновская, «Wielkanoc we dworze» («Пасха в поместье»). Картина примерно 1930 года. В этой традиционной и красивой сцене не хватает только детей

Хозяин усадьбы хвастался своей великолепной арабской лошадью, выведенной графом Юлиушем Дзедушицким, купленной в Ярчевцах на Подолии. Многие помещичьи поместья славились великолепными конезаводами арабских лошадей. В то время польское разведение было известно во всей Европе. Конезавод графа Дзедушицкого в Ярчевцах (нынешняя Украина) был перенесен в Езуполь в конце XIX в.го века, а в 1920 году он стал основой государственного конезавода арабских лошадей в Януве-Подляском.

Тем временем в вышеупомянутой беседке супруга хозяина ждала своих гостей дальше, распорядившись накрыть стоящий там стол.

См. также: Польская усадьба – символ традиции

 

Автор: Dr Maciej Rydel

Перевод: Алисия Роуз и Джессика Сиротин

 

Акварели №: 1, 2. – Мачей Рыдель; № фотографий: 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12. 13, 16, 17, 20, 22, 23 – Мачей Рыдель; Иллюстрации №: 6, 14, 15, 18, 19, 24 – архив Мацея Рыделя; Иллюстрация №: 4. Анджей Новак-Земплинский; Иллюстрации №: 9, 13 – Национальный музей в Гданьске, отдел в Ваплево-Вельке; Иллюстрации №: 21 – Lusławice Opus , Słowo/obraz/terytoria, Гданьск 2000, акварель: Дорота Панцерж-Лыскавинская. Все права защищены.

 

Д-р Мацей Ридель – Документалист польских усадеб и шляхетской истории. Автор 5 книг на эту тему. Автор более 150 статей и лекций о польской шляхте. Автор 20 фотовыставок (в том числе в Брюсселе, Яшунах, Литве и участие в выставке в Лондоне). Художник-документалист. Вице-президент Главного правления Ассоциации польских землевладельцев, вице-президент Гданьского отделения Ассоциации историков искусства. Награжден Рыцарским крестом ордена Возрождения Польши (2014 г.) за вклад в национальное наследие.

 

Французские интерьеры: наполненная антиквариатом усадьба в Луаре

Когда Корал Майлз смотрит телевизионные программы, такие как «Побег в замок», она не может сдержать улыбку. «Это всегда было моей жизнью», — говорит она, объясняя, что в детстве ее семья переехала во Францию, когда ее родители купили старый монастырь в Бретани. В последующие годы ее мать Лесли восстановила еще несколько домов в Бретани и других местах Франции, включая Париж и долину Луары. Затем, 15 лет назад, они с Корал нашли этот атмосферный особняк на Луаре, построенный в 1850-х годах.

Когда-то дом великого дворянина пришел в упадок после долгих лет споров о наследстве. «Это была редкая возможность восстановить традиционный дом с действительно красивыми элементами», — объясняет Корал, добавляя, что некоторые из этих элементов даже старше, чем сам дом. В середине 20 века дом принадлежал мастеру-каменщику, который работал над восстановлением исторических зданий в этом районе. «Все вещи, которые больше не были нужны, он оставил себе и поместил в этот дом», — говорит она. «И у него был хороший глаз».

Вам также может понравиться Вдохновение для интерьера: реставрация дома в долине Луары

То же самое можно сказать о Корал и ее матери, которые наполнили дом эклектичным набором антиквариата, подчеркивающего характер дома. И при этом они следуют семейной традиции. «Моя бабушка была торговцем антиквариатом, настоящей эксцентричкой, у нее был магазин в лондонском районе Блэкхит в 1960-х, — говорит Корал. «Она спала полностью одетой за рулем своей машины, поэтому была готова отправиться на распродажу на рассвете».

Корал явно унаследовала как страсть к антиквариату, так и любовь к погоне, и она завсегдатай местных распродаж, брокантов и блошиных рынков, некоторые из которых расположены вдоль берегов реки. «Вы можете часами искать сокровища, а затем насладиться устрицами и хрустящим белым вином в прибрежном кафе», — говорит она.

Вам также могут понравиться антикварных ярмарки и аукционы по всей Великобритании в этом месяце

Плоды этих поездок наполняют дом: куда ни глянь, интересные коллекции. В гостиной на каминной полке красуется великолепная старинная зеленая стеклянная посуда. Коллекция была начата ее бабушкой и продолжена Корал. В него входят 19Аптекарские бутылки 19-го века и аптечные банки 20-го века, некоторые с пробками из синего стекла, добавленными для украшения.

Стены кухни и высокая полка в холле украшены бело-голубой керамикой из Веджвуда, Спода и Лиможа, а также несколькими немецкими и голландскими изделиями. Некоторые предметы используются ежедневно, но многие из них слишком хрупкие, поэтому предназначены только для демонстрации. Пристрастие Корал к изысканному фарфору началось в юности, когда в 18 лет она привезла из школьной поездки в Санкт-Петербург целый чайный сервиз «Ломоносов». «Мне удалось запихнуть его в ручную кладь вместе с огромной банкой русских корнишонов, — вспоминает она.

Вам также может понравиться как создавать витрины из бело-голубого фарфора

Старинные персидские ковры — еще одна страсть, и они нашли хорошее применение во всем доме. «Они придают комнате богатство и по ним приятно ходить», — говорит Корал, добавляя, что ей «успокаивает» сидеть и смотреть на замысловатые узоры. «В них так много деталей».

Больше всего поражает коллекция бабочек, украшающая стены столовой. Он был составлен двоюродным дедушкой Корал, энтомологом, который путешествовал по миру, документируя виды. Первоначально спрятанные в темных футлярах, Coral установила подносы, чтобы ими можно было наслаждаться.